Как подать жалобу на налоговую в прокуратуру?
Если вы не удовлетворены действиями налоговой, и уладить спор другими путями не получается, один из возможных вариантов выхода из ситуации – жалоба в прокуратуру. Поскольку прокуратура имеет функции надзорного органа за соблюдением норм законодательства, они могут принять участие в споре между налогоплательщиками и фискальными органами, если выявлены факты нарушения закона со стороны налоговиков. В данной статье мы разберемся с тем, как подается жалоба на налоговую в прокуратуру, в каких ситуациях это имеет смысл делать, а также какие последствия может иметь обжалование для каждой из сторон.
В каких случаях можно подать жалобу в прокуратуру на налоговую инспекцию?
Чтобы обратиться в прокуратуру с жалобой, необходимо иметь определенные основания. Нужно помнить, что обжалование действий налоговой инспекции без достаточных на то оснований не даст никаких положительных результатов – жалоба будет оставлена без удовлетворения. Список оснований, которые дают право обратиться в прокуратуру, достаточно широк, и включает в себя следующие обстоятельства:
- сотрудники налоговой инспекции в своей работе допустили нарушения норм Налогового кодекса или других законодательных норм – нужно не забывать о том, что для того чтобы прокуратура могла вмешаться в спор, должны быть явные факты нарушений: проведение проверки без достаточных оснований, изъятие документов или техники, которые не имеют отношения к проверке, начисление штрафов без соответствующих нарушений, затягивание сроков проверки, неправомерное вмешательство в работу предприятия и создание помех для его работы и т. д. При этом у вас должны быть доказательства нарушений, которые легко проверить – документы, показания свидетелей, записи с камер наблюдения и прочие. Без подобных доказательств прокуратура не сможет провести проверку и установить, имели ли место нарушения законодательства со страны налоговой или нет, или такая проверка сильно усложнится;
- в действиях налоговиков наблюдается противоправное бездействие – поводом для жалобы в прокуратуру могут послужить не только неправомерные действия, но и бездействие, то есть, если налоговики, вопреки требованиям законодательства и своим должностным инструкциям, отказываются выполнять те или иные действия (регистрировать компанию или изменения в ее уставе, принимать налоговые отчеты, оформлять возврат НДС, применять льготную налоговую ставку и т. д.). Бездействие налоговиков – достаточно распространенная причина для обращения с жалобами, причем не только в прокуратуру, но и в вышестоящий налоговый орган или в суд. Для подачи жалобы у вас должны быть доказательства, подтверждающие неправомерное бездействие сотрудников ФНС.
Если обобщить основания для обращения в прокуратуру, можно сделать выводы, что поводом для жалобы могут стать практически любые неправомерные со стороны налоговой инспекции, если они нарушают нормы действующего законодательства в налоговой или другой сферах.
Порядок подачи жалобы в прокуратуру на налоговую инспекцию
Для того чтобы жалоба имела юридическую силу, она должна быть грамотно подготовлена и подана. Существует определенный алгоритм, который позволяет этого добиться:
- сбор аргументов и оснований для жалобы – прежде всего, необходимо позаботиться о тех основаниях, которые подтверждали бы обоснованность обжалования действий или бездействия налоговиков. В зависимости от конкретных обстоятельств налогового спора, эти аргументы могут отличаться и включать в себя различные документы (выписки, постановления, приказы и т. д.), показания свидетелей, записи камер наблюдения и пр. Если используются показания свидетелей, они должны быть оформлены в письменной форме с обязательным заверением со стороны лиц, давших показания;
- составление текста жалобы – конкретной формы, которая была бы общей для всех жалоб в прокуратуру, не существует, обычно используется свободная форма подачи жалобы. Тем не менее, существуют определённые требования, касающиеся подачи информации: вначале указывается составитель жалобы и адресат, далее – общая фабула спора, его предыстория, что побудило обратиться с жалобой в прокуратуру (перечень конкретных нарушений законодательства со стороны налоговиков). Далее указываются требования – провести проверку, устранить выявленные нарушения, отменить незаконные требования со стороны ФНС и т. д., в зависимости от характера спора;
- подача жалобы в прокуратуру – передать документы можно любым из удобных способов, например, лично посетив отделение прокуратуры, направив бумаги заказным письмом, через интернет-сайт прокуратуры и т. д. При этом, для облегчения подачи жалоб, гражданин может обратиться в любое отделение прокураты, начиная с районных и заканчивая Генеральной прокуратурой. Далее заявление будет переадресовано тому подразделению, которое имеет полномочия его рассматривать и принимать решение – обычно речь идет о районном отделении прокуратуры по месту регистрации компании-налогоплательщика. Если к содержанию жалобы нет замечаний, она регистрируется и передается на рассмотрение;
- рассмотрение жалобы и вынесение решения по ней – ответственные сотрудники прокуратуры должны изучить материалы, изложенные в жалобе, при необходимости провести необходимые действия (обыски, проверки и т. д.), после чего принимается решение об обоснованности жалобы и ее удовлетворении, или же отказе в удовлетворении по причине того, что изложенные факты не подтвердились. Вне зависимости от результатов рассмотрения, автор жалобы должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении.
Правильно подготовить и подать жалобу может опытный юрист по налоговым вопросам. Также его участие увеличивает шансы на разрешение спора в пользу заявителя, поскольку все этапы процедуры обжалования будут выполнены в соответствии с законодательством.
Последствия подачи жалобы на налоговую в прокуратуру
Прокуратура как надзорный орган имеет достаточно широкие полномочия, в том числе отменять многие решения других организаций, как государственных, так и частных. Налоговая инспекция – не исключение: если в ходе проверки фактов, изложенных в жалобе, будут выявлены нарушения со стороны фискальных органов, прокуратура может ограничить действие неправомерных требований и распоряжений (например, о привлечении налогоплательщика к ответственности, взыскания с него штрафа, проведении внеочередной проверки и т. д.). Если же действия налоговиков будут содержать в себе признаки административных или уголовных правонарушений, будет возбуждено соответствующее дело, и виновные привлекутся к ответственности. Если же факты не найдут подтверждения, на этом вмешательство прокуратуры завершится.
Заключение
Жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру может стать хорошим инструментом для решения налоговых споров, если другие варианты не дали желаемого результата. Однако нужно помнить, что жалоба должна иметь под собой основания, которые смогут затем подтвердить представители прокуратуры. Для повышения шансов на успешное обжалование рекомендуется воспользоваться услугами налогового юриста.
Как прокуратура может помочь в отмене незаконного решения налоговиков
При участии Михаил Пархоменко
Прокуратура имеет обширнейшие полномочия по проверке деятельности любых организаций и физических лиц, может обращаться в суды, а также проверять законность действий и решений властей. Именно эту, последнюю, особенность полномочий прокуроров и можно использовать во взаимоотношениях с налоговиками.
Что могут прокуроры
Полномочия прокуроров детально зафиксированы в Законе РФ от 17.01.92 № 2202-1, который так и называется «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — закон «О прокуратуре»). Согласно статье 21 этого документа, на прокуратуру возложен контроль исполнения законов любыми органами исполнительной власти и их должностными лицами. Налоговая служба является одним из таких органов. А значит, нарушения, допущенные налоговиками, вполне могут быть предметом интереса прокуроров.
По каким же поводам можно обращаться в прокуратуру за защитой? Как мы уже упоминали, закон «О прокуратуре» возложил на прокуроров функцию контроля за исполнением законов. Из этого следует, что с жалобой в прокуратуру нужно обращаться в тех случаях, когда налоговики допустили незаконные действия или бездействия, вынесли решение, явно противоречащее Налоговому кодексу. Проще говоря, жаловаться в прокуратуру не имеет смысла, если возник спор о порядке расчета налогов, учета той или иной суммы в расходах или доходах, либо о сумме вычета. Обращаться в прокуратуру следует в случае нарушения инспекторами норм Налогового кодекса или другого закона. Как правило, это процессуальные или процедурные нарушения. Например, инспекторы не выполняют обязанность по государственной регистрации организации, нарушают правила проведения выездной налоговой проверки, осмотра или выемки и т п.
Именно в таких ситуациях обращение в прокуратуру может быть весьма действенным способом устранения нарушения. Установив по вашему заявлению факт нарушения закона, прокурор или его заместитель внесет на имя руководителя ИФНС представление об устранении нарушений закона. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона. О результатах таких мер нарушитель (в данном случае — руководитель ИФНС) должен письменно сообщить прокурору (ст. 24 закона «О прокуратуре»).
Обращаться в прокуратуру можно также в том случае, когда в действиях налоговиков имеются признаки административного правонарушения. Например, инспектор не выдает сведения из Единого государственного реестра юрлиц. За это нарушение предусмотрена административная ответственность должностных лиц налогового органа (ст. 14.25 КоАП РФ). Чтобы соответствующий штраф стал реальностью, имеет смысл обратить внимание прокурорских работников на факт данного нарушения.
Аналогичным образом можно поступать в случае разглашения инспектором налоговой тайны или персональных данных налогоплательщика, нарушения порядка работы с документами налогоплательщика и т п. За все эти действия предусмотрена административная ответственность, а значит, имеется поле для работы прокуроров. Отметим, что фразу о возможности привлечения налоговиков к административной ответственности можно вносить в любую жалобу, направляемую в прокуратуру, даже если вы не смогли найти подходящей статьи в КоАП РФ. Эта фраза придаст жалобе больший вес, и заставит прокурорских работников более тщательно подходить к проверке изложенных в жалобе фактов — ведь им придется обоснованно ответить вам, если никто не будет привлечен к ответственности.
Наконец, есть еще один сценарий обращения за помощью к прокурорским работникам. Статья 25.1 закона «О прокуратуре» предусматривает право прокурора действовать на опережение — выносить в адрес должностных лиц предостережение о недопустимости нарушения закона. Такое предостережение прокурор выносит при наличии у него сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Как этот инструмент можно использовать в спорах с налоговиками? Предположим, организация получила из инспекции решение о проведении выездной проверки. Из решения видно, что налоговики планируют осуществить повторную выездную проверку. Однако оснований для ее проведения, предусмотренных нормами Налогового кодекса, не имеется, и в решении они не указаны. Понятно, что если проверка начнется, то данное действие будет являться нарушением Налогового кодекса. В такой ситуации можно попробовать остановить еще не начавшуюся проверку, добившись вынесения прокурорского предостережения.
Как привлечь прокуроров на свою сторону
Перейдем к процессуальной стороне общения с прокурорами. Основанием для начала прокурорской проверки является жалоба. Подать жалобу можно различными способами: передать лично на приеме у прокурора; направить по почте; передать в экспедицию прокуратуры; опустить в специальный ящик, расположенный в здании прокуратуры; воспользоваться интернет-сервисом на сайте соответствующей прокуратуры. (Например, интернет-сервис для подачи обращений в прокуратуру г. Москвы расположен по адресу http://www.mosproc.ru/rabota-s-obrashenijami/, прокуратуру Московской области – http://www.mosoblproc.ru/internet-priemnaja/, прокуратуру Свердловской области – http://prokurat-so.ru/main.php?id=16. Адрес интернет-приемной Генеральной прокуратуры: http://genproc.gov.ru/contacts/ipriem/).
Следует отметить, что жалобу можно подать в прокуратуру любого уровня. Начиная от районной прокуратуры (причем как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения налоговой инспекции) и заканчивая Генеральной прокуратурой. Прокуроры должны сами разобраться в том, кто именно обязан проверить вашу жалобу, переслать все материалы по нужному адресу и уведомить вас об этом.
Подача жалобы в прокуратуру не облагается государственной пошлиной. Срок рассмотрения жалобы — 30 календарных дней (ст. 10 закона «О прокуратуре»). Как видим, процедура подачи жалобы в прокуратуру весьма проста и прозрачна. Главное — грамотно составить текст жалобы. При ее написании советуем учесть следующие нюансы.
Во-первых, надо постараться подготовить максимально короткую и понятную жалобу. Четко описать допущенные налоговиками нарушения; сослаться на нормы Налогового кодекса, другого закона или нормативного акта, которые были нарушены. Желательно средствами текстового редактора визуально выделить (подчеркнуть или сделать полужирным) основные нарушения. Но и злоупотреблять выделениями не следует, чтобы не усложнять чтение текста.
Во-вторых, нужно четко указать, что данные незаконные деяния или решения налоговиков повлекли (или повлекут) нарушение прав организации. Если есть возможность указать, какие именно права нарушены, это нужно сделать.
В-третьих, не нужно делать выводы за прокурорских работников, а также указывать им, какое именно решение они должны принять по вашей жалобе. Все просьбы надо формулировать максимально широко. Например, достаточно попросить «принять меры прокурорского реагирования». Конкретную меру реагирования — представление, предостережение, обращение в суд — прокуроры выберут сами. Или можно попросить «рассмотреть вопрос о привлечении к административной или уголовной ответственности». Выбор применимой нормы опять же остается за прокурорскими работниками.
Наконец, не забудьте оформить жалобу по правилам делопроизводства (если, конечно, жалоба подается не через интернет). Жалобу лучше составить на бланке организации. Документу нужно присвоить исходящий номер, указать дату составления. Желательно, чтобы жалобу подписал руководитель организации. Это избавит от лишних вопросов о полномочиях лица, подписавшего этот документ (образец жалобы см. ниже).
Образец заявления
НА БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Прокурору г. Рязань.
от ООО «Астра»
390015, г. Рязань,
ул. Вокзальная, д. 2, оф. 4,
тел. 25-18-9706.06.2013 № 12-15
ЖАЛОБА
на незаконные действия сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. РязаниВ среду, 5 июня 2013 года, около 21 часа 45 минут, в помещении ООО «Астра», расположенном по адресу 390015, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 2, оф. 4 сотрудниками Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани Николаевым И.А. и Петровым О.И. была произведена выемка документов. При этом сотрудники инспекции не предъявили решения о проведении выемки, как того требует пункт 3 статьи 94 Налогового кодекса.
Кроме того, в нарушение порядка, установленного статьей 94 Налогового кодекса, выемка проводилась без участия понятых и представителя нашей организации. Фактически выемка заключалась в изъятии у нашей организации всех первичных документов. При этом опись изымаемых документов не составлялась. В протоколе, оформленном по результатам выемки, указано лишь общее количество листов изъятой документации.
Кроме того, в ходе выемки сотрудники Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани изъяли у нашей организации все компьютеры (ноутбуки и системные блоки). При этом дисководы не опечатывались, жесткие диски в присутствии понятых не осматривались.
В результате изъятия компьютеров, а также первичной документации деятельность ООО «Астра» оказалась приостановленной.
Такие действия сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани грубо нарушают правила проведения выемки, установленные Налоговым кодексом, что неминуемо влечет нарушение прав и законных интересов ООО «Астра» как в имущественной сфере, так и в сфере предпринимательской деятельности.
На прокуратуру Российской Федерации возложены обязанности по контролю за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. Инспекция ФНС № 1 по г. Рязани является территориальным органом Федеральной налоговой службы, которая относится к исполнительным органам власти. Таким образом, соблюдение сотрудниками налоговой инспекции законов также является предметом надзора прокуратуры РФ.
В связи с вышеизложенным и на основании статей 1, 10 и 21 закона «О прокуратуре Российской Федерации»
ПРОШУ:
1. Принять меры прокурорского реагирования по факту незаконного действия сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани.
2. Рассмотреть вопрос о возможности привлечения сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани, проводивших выемку, к административной или уголовной ответственности.
3. О результатах рассмотрения настоящей жалобы прошу сообщить заявителю в установленные сроки.Генеральный директор И.И. Петров
Оборотная сторона медали
В заключение добавим несколько слов о «подводных камнях», которые нужно учитывать при обращении в прокуратуру. Так, надо быть готовыми к тому, что в рамках проверки прокуроры зайдут не только к налоговикам, на действия которых подана жалоба, но и к инициатору жалобы. Вполне возможно, что они захотят ознакомиться с оригиналами документов, на которые имеются ссылки в жалобе (в том числе и тех, копии которых приложены к жалобе), или получить дополнительные сведения, разъяснения, документы и т п.
Таким образом, инициируя жалобу в прокуратуру, нужно помнить, что полномочия прокуроров, как мы уже отмечали, очень и очень широкие. И в рамках проверки законности действий инспекторов прокуроры могут проверить и документацию инициатора проверки.
Кроме того, подавая любую жалобу, — и прокуратура не исключение — нужно понимать, что результатом ее рассмотрения может стать признание законности действия, бездействия или решения инспекторов. А это уже будет козырем в руках налоговиков при дальнейшем обжаловании соответствующего деяния или решения инспекторов (в вышестоящем налоговом органе или в суде). Поэтому обращаться в прокуратуру нужно только после тщательной юридической оценки сложившейся ситуации, взвесив все «за» и «против».
Жалоба на налоговую инспекцию
Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Образец и бланк документа актуален для 2022 и 2022 годов.
Какие формы нарушений могут быть обжалованы
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
- неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
- вынесение разнообразных штрафов без права на это;
- задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
- неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.
Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.
Что должно быть в документе
Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.
Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.
На чье имя составлять
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
В какой форме подается
Жалоба может быть подана:
- лично в руки, при очном общении;
- через факс;
- путем пересылки по почте или через службу доставки.
Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.
Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.
Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.
Составные части жалобы
В правом верхнем углу указывается два основных момента:
- Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
- Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.
После контактов, в середине листа, располагается название самого документа «Жалоба на». Текст, следующий за этим, должен кратко и четко объяснять положение дел.
Рекомендации по заполнению описательной части
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
- номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
- аргументы в свою защиту;
- ссылки на соответствующие случаю законы;
- бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.
Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.
В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:
- разобраться в ситуации;
- отменить какое-либо принятое решение;
- начислять денежные средства;
- изменить часть принятого документа;
- принять новое решение по обжалуемому делу и пр.
Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.
Время рассмотрения
Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.
В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.
Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.
Возможные ошибки
При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.
Порядок обжалования действий налоговых органов
О порядке обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
При этом к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.
Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:
· простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;
· рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.
· быстрое рассмотрение жалобы;
· отсутствие необходимости уплаты пошлины;
· обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.
· в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем.
При этом следует учитывать, что согласно главе 4 Налогового кодекса РФ право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители.
Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор, руководитель, председатель и т.д.).
Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители).
Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое либо юридическое лицо, уполномоченный представлять интересы налогоплательщика на основании надлежаще оформленной доверенности. Порядок оформления доверенности регулируется ст. ст.185-189 Гражданского Кодекса РФ.
Для представления интересов налогоплательщика – физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) доверенность должна быть нотариально удостоверена либо приравниваться к нотариально удостоверенной (п.3 ст.29 НК РФ, ст.185 ГК РФ).
При подписании жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к экземпляру жалобы, направленному в налоговый орган, должна быть приложена доверенность либо ее надлежаще удостоверенная копия.
Указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт) является ее существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В жалобе нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, если таковые имели место.
Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
жалоба не подписана заявителем,
представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.
Статьей 139 Налогового кодекса РФ предусмотрена подача двух видов жалоб.
1. Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса РФ.
Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п.2 ст.101.2 НК РФ).
Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.
При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения апелляционной жалобы по существу вышестоящим налоговым органом.
Законодательством не предусмотрено восстановление пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на 15 дней.
О принятом по жалобе решении в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает подачи аналогичной жалобы в суд.
Особенности обжалования постановлений Инспекций по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления.
В соответствии с п.1 ст.30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба на акты (действия (бездействие) должностных лиц Межрайонных ИФНС России по Новгородской области подается в УФНС России по Новгородской области (173002, г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.17 к.1).
Жалоба на акты, действия (бездействие) должностных лиц УФНС России по Новгородской области подается в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д.23).
Отдел налогового аудита УФНС России по Новгородской области
Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!
(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)
Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.
Как обжаловать решение налогового органа
Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.
Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.
Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к ответственности;
- об отказе от привлечения ответственности;
- о проведении дополнительного контроля.
Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».
Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:
- объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
- при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Как подавать возражения:
- в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
- по почте;
- лично или через представителя.
В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Подача жалобы или апелляционной жалобы
Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.
Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.
Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).
Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу
Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:
- ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
- обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
- основания, по которым нарушены права заявителя;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.
Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.
Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.
Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.
Зачем нужно подавать жалобу
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
Как составить жалобу
Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.
Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.
Подача иска в суд
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).
Информацию, которую нужно указать в иске
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
- название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- какие права заявителя были нарушены;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.
Что приложить к заявлению
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
На что нужно обратить внимание налогоплательщику:
- Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
- Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
- Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
- Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
- К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
- Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
- В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
- Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
- Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
- Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
- Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
- Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
- Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
- Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как предпринимателю обжаловать решение налогового органа?
Не согласны с привлечением к налоговой ответственности – подайте жалобу в вышестоящий налоговый орган. С 17 марта можно будет попросить приостановить ее рассмотрение, если нужно представить дополнительные документы. При этом расширится перечень случаев, когда жалобу оставят без рассмотрения
Что делать в случае несогласия с актом налоговой проверки?
После проведения проверки налогоплательщик получает акт, на основе которого затем налоговый орган вынесет решение. Только после подготовки такого решения налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности.
Чтобы не допустить доначисления налогов, пени и штрафов, готовиться к проверке надо еще до того, как о ней стало известно. Также нужно точно знать, что делать после получения решения о проведении проверки и в случае истребования или выемки документов, как подготовить сотрудников к допросам и как обжаловать решение налогового органа
Налогоплательщик может составить письменные возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС. Возражения могут касаться как акта в целом, так и его отдельных положений.
Возражения на акт налоговой проверки можно подать в течение месяца начиная с момента получения акта. Причем реальной считается дата, когда налогоплательщик подписал документ. Поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена дата его вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если документы направляются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок. К возражениям нужно приложить копии подтверждающих документов. В перечне приложений лучше указать каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику должны сообщить, где и когда будут рассматриваться возражения. Он может присутствовать при их рассмотрении, дать пояснения и представить подтверждающие документы инспектору.
После рассмотрения возражений может быть принято решение об отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности, о привлечении его к ответственности или проведении дополнительного контроля.
Если налоговый орган не отклонил претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, его решение можно обжаловать.
Куда жаловаться на решение налогового органа?
Предприниматель может обжаловать решение налогового органа, если считает, что оно нарушает его права (ст. 137 НК РФ). Порядок его обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде предусмотрен ст. 138 НК РФ.
Но имейте в виду: сразу обратиться в суд будет нельзя. Документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа, прежде нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе; а документы, подписанные другими сотрудниками, инспектором или начальником отдела, – в том же налоговом органе, что вынес налоговый акт. И только в случае отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.
Как обжаловать решение инспекции?
Если решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения еще не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Она направляется в тот же налоговый орган, который вынес решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней. Пока жалоба рассматривается, начисленные платежи не взыскиваются.
При этом нельзя обжаловать в апелляционном порядке решения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие решения обжалуются только в судебном порядке.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента его вынесения. Жалоба подается через тот орган, решение которого обжалуется.
Если срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. Для этого следует подать ходатайство в налоговый орган. Только нужно учитывать, что налоговый орган сам решит, принимать ли во внимание ваши уважительные причины.
Подать жалобу можно в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем налогоплательщика. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить доверенность. Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель).
Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, определены в ст. 139.2 НК РФ. В ней должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением инспекции, и изложено ваше требование – о полной или частичной отмене решения, его изменении или проведении дополнительной проверки. Допустимо указание в жалобе обстоятельств, которые могут смягчить или исключить налоговую ответственность. Также в жалобе могут быть прописаны дополнительные сведения, необходимые для ее своевременного рассмотрения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.
На принятие решения по жалобе дается месяц. Этот срок может быть продлен на 15 дней, если так решит руководитель налогового органа или его заместитель. О принятом решении вам сообщат в течение 3 рабочих дней. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.
Почему налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения?
В ст. 139 НК РФ установлены основания для оставления жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков без рассмотрения: если жалоба по тем же основаниям подана ранее, если после ее рассмотрения спор о том же предмете и по тем же основаниям разрешен в порядке взаимосогласительной процедуры. Поясним: взаимосогласительная процедура представляет собой рассмотрение доводов налогоплательщика и налогового органа специалистами вышестоящего налогового органа, которые впоследствии принимают решение о том, чья позиция соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральным законом от 17 февраля 2022 г. № 6-ФЗ были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Расширен перечень случаев, когда вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу налогоплательщика полностью или в части:
- до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
- жалоба не подписана подавшим ее лицом или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
- до принятия решения по жалобе организация, подавшая ее, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физлица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.
17 марта вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые касаются режима хранения банками сведений, составляющих банковскую тайну
Кроме того, поправками установлено, что рассмотрение жалобы, в том числе апелляционной, может быть приостановлено в случае подачи ходатайства об этом лицом, подавшим жалобу, в целях предоставления дополнительных документов или информации (приостановление допускается не более чем на 6 месяцев). Также вышестоящий налоговый орган может приостановить рассмотрение жалобы – до разрешения дела судом или до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры.
Еще одно нововведение – рассматривать жалобы (апелляционные жалобы) теперь смогут с использованием видео-конференц-связи в порядке, который утвердит ФНС.
Перечисленные новшества станут применяться к жалобам, которые будут подаваться после 17 марта 2022 г.
Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа или если он не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно обратиться в суд.
Как обжаловать решение инспекции в суде?
Прежде всего нужно подготовить исковое заявление. В нем необходимо указать:
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- для организаций – наименование истца, местонахождение; для ИП – место госрегистрации, номер телефона и адрес электронной почты;
- наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и вышестоящего налогового органа;
- название, номер и дату принятия оспариваемого акта;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- какие права заявителя были нарушены;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц – незаконными.
К иску нужно приложить:
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые вы ссылаетесь;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, документы о направлении заявления в налоговые органы (ранее направленные жалобы/апелляционные жалобы в вышестоящие налоговые органы, принятые по ним решения);
- доверенность представителя;
- подтверждение уплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявления – 3 месяца. Но он может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.
Индивидуальные предприниматели и организации обжалуют решения налоговых органов в арбитражном суде по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если суд отказался удовлетворить ваши требования, его решение можно обжаловать в суде апелляционной, а затем кассационной инстанции.