Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов
Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством. Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.
Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции. За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия. В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.
Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ
Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию. Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму. Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.
Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2016 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом. Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне. Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.
Ответственность за неправомерное перемещение ОГ
Санкции за перевозку опасных грузов, если их перемещение не соответствует установленным правилам, варьируются в зависимости от вида нарушения. Если документация грузоперевозчика не является официально задокументированной, или же транзит осуществляется с неполным выполнением всех правил, установленных законодательством, ответственность за инцидент может быть возложена на водителя, компанию, реализующую перевозку или на заказчика услуг. Законодательством предусмотрены следующие разновидности наказаний за транспортирование ОГ с несоблюдением правил перевозки:
- финансовое взыскание в форме штрафа;
- конфискация имущества: преимущественно таковыми выступают транспортное средство и перевозимая продукция;
- запрет на управление конкретным видом транспортных средств на предусмотренный законодательством период;
- уголовное наказание.
Оштрафовать за перевозку опасных грузов на магистралях автомобильного предназначения в ненадлежащем порядке сможет ГИБДД, при этом штрафы будут варьироваться в зависимости от серьёзности правонарушения. Отвечать за неправильное перемещение опасных грузов будет не только субъект, непосредственно перевозящий товар, но и товаротранспортная компания, а также юридическое лицо, уполномоченное контролировать транзитную доставку продукции.
Раздел 12.21.2 кодекса предполагает следующие финансовые взыскания, связанные с отсутствием определённых бумаг или нарушением технического устава:
- Отсутствие бумаг, необходимых для транспортировки небезопасных веществ, предусматривает штраф в диапазоне от ста до ста пятидесяти тысяч в национальной валюте для непосредственного перевозчика, от пяти до десяти тысяч единиц для должностного субъекта. Автотранспортная компания при этом может быть наказана на более крупную сумму, стартующую со ста пятидесяти тысяч, при этом верхняя граница начисления достигает двухсот пятидесяти тысяч рублей. Эти штрафные взыскания применимы только в случае отсутствия бумаг, не являющихся лицензионными допусками, при недостатке которых наказание имеет более строгие параметры.
- Если нарушение касается регламента ПДД, тогда штрафные санкции составляют две с половиной, двадцать и пятьсот тысяч рублей для водителя, должностного субъекта и компании соответственно.
- Отступления от общепринятых требований в техническом состоянии транспорта, перевозящего небезопасный товар, карается штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, при этом санкция применяется относительно предпринимателя, являющегося собственником автотранспорта. Дополнительно могут быть оштрафованы на суммы до тридцати и ста тысяч рублей соответственно должностные и юридические ответственные лица.
Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения
Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:
- удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
- маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
- допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
- аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
- товарно-транспортная накладная;
- ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.
Последний документ является разрешением, выдающимся на имя непосредственного перевозчика опасного груза, являющийся подтверждением его подготовленности в сфере работы с продукцией небезопасной категории определённых классов.
Перевозка товаров опасной категории без разрешения Европейского стандарта не может осуществляться, является наказуемой. ДОПОГ удостоверяет факт прохождения водителем курса обучения специфике обращения с определённой категорией веществ. Отсутствие разрешения на перевозку ОГ в форме допуска будет предусматривать следующие наказания:
- Водитель, действующий от имени работодателя, работающий без ДОПОГ, будет оштрафован соответствующими инстанциями на сумму, верхняя граница которой составляет две с половиной тысячи рублей.
- Транспортная организация, специализирующаяся на доставках ОГ, будет наказана штрафом, который стартует с четырёхсот тысяч, при этом верхний рубеж взыскания может составлять пятьсот тысяч рублей.
- На служебный субъект, несущий ответственность за отправку спорного рейса, может быть наложено административное взыскание, варьирующееся в диапазоне от пятнадцати до максимальных двадцати тысяч рублей.
Аналогичные санкции предусмотрены законодательством в случае выявления факта, что на эксплуатируемое транспортное средство не имеется документов, разрешающих его использование с целью транспортирования ОГ, машина не оборудована информационными и аварийными знаками, или же она не предназначена для перевозки продукции небезопасной категории.
Ситуации, предполагающие уголовное наказание
За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде. В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:
- До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
- Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
- От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.
УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.
Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:
- Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
- За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
- Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
- Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.
Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.
Подведём итоги
Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации. Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания. Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.
Перевозка опасных грузов без разрешения — ответственность и штрафы для физ. и юр. лиц за нарушение правил
При выполнении перевозки опасных грузов следует помнить, что они могут представлять угрозу как для окружающей среды, так и для населения.
Поэтому в пути грузу должна быть обеспечена безопасность, а водителям необходимо иметь при себе документы, которые подтверждают, что используемый транспорт снабжен необходимой защитой.
Без специального разрешения на перевозку может быть назначен штраф. К водителю в таких случаях применяется с равной вероятностью административные взыскания либо он будет отвечать по уголовной статье.
Какое наказание предусмотрено за транспортировку без разрешения?
Если при перевозке груза, относящегося к категории опасных, водитель не имеет при себе документов, разрешающих это сделать, первый же наряд ГИБДД станет окончанием пути транспортного средства. Водителю в таких случаях назначается как минимум штраф.
В законодательстве предусмотрена ответственность и для водителя, и для компании, организовавшей транспортировку, а также представителей организаций, которые являются ответственными за отправку данного рейса. Такое положение будет действительно и для междугороднего сообщения, и для транспортировки из одной страны в другую.
Судом может быть вынесен приговор и об уплате в пользу государства солидной денежной суммы, и о лишении свободы, поэтому водителям, перевозящим опасные грузы, следует со всей ответственностью отнестись к подготовке документов на груз.
Если при остановке машины, чей груз отмечен маркировкой «опасно!», представителям ГИБДД не будет предъявлено разрешение на провоз данного груза, в качестве наказания могут быть применены меры:
- Если шофер, перевозящий опасный груз, является частным лицом, его ожидает ответственность, предусмотренная ст.12.21.2 КоАП. За транспортировку груза, признанного опасным, необходимо заплатить штраф 2000-2500 рублей. В случаях, когда груз перевозится с наличием разрешающих документов, но правила транспортировки не соблюдены или соблюдаются не в полной мере, также вменяется штраф.
- При проезде на транспорте с грузом, отнесенным к категории опасных, не имея на то разрешения, водитель, являющийся должностным лицом, ответственность имеет иную. Согласно установленным ст.12.21.2 КоАП правилам, необходимо уплатить в штрафную копилку 15-20 тысяч рублей.
- Если опасные грузы перевозятся при отсутствии документов или с нарушениями правил перевозки груза, водитель – юридическое лицо оплачивает штраф 400-500 тысяч рублей.
Штрафы по статье КоАП распространены также на следующие типы нарушений:
- нет документов, в которых подтверждено, что человек, управляющий транспортом с опасным грузом, обладает должным опытом и навыками для обеспечения его безопасности;
- неправильно оформлены бумаги, в которых должно быть подтверждено, что данное ТС оборудовано в полном соответствии правилам – на его кузове должны быть размещены предупреждающие знаки, различные информационные материалы, подсказывающие действия в случае опасности, утечки содержимого, возможного взрыва.
При нарушении правил транспортировки опасных грузов отличия в следующем:
- при осуществлении транспортировки неверно, с недостаточным соблюдением правил, если ответственным является частное лицо, штраф составит 1000-1500 рублей;
- при совершении нарушений должностным лицом придется уплатить 5000-10000 рублей;
- если виновником является юридическое лицо, оно будет оштрафовано на сумму от 150-250 тысяч рублей.
Нарушения правил разными видами транспорта и ответственность
- Автомобильным транспортом – при нарушении правил транспортировки наземным ТС наказание для шофера определяется ст.12.21.2 КоАП РФ.
Особые требования к перевозке грузов могут создавать и органы власти определенной области, города, населенного пункта.
В каких случаях предусмотрено уголовное наказание?
При неверном соблюдении правил перевозки ответственность может быть и уголовной. Информация об этом отражена в ст.189, 222, 247, 250, 254 УК РФ. Привлекаются к уголовной ответственности и водители, которые позволяют себе перевозить опасный груз в пьяном виде.
Особенно велика ответственность в тех случаях, когда допущенные нарушения послужили причиной аварий, происшествий. Особняком стоят действия, в результате которых погибли или пострадали люди. Для этого случая предусмотрены такие меры наказания, как лишение свободы на срок от 2 до 9 лет. Тяжесть наказания определяется в зависимости от наличия жертв в результате противоправных действий шофера, тяжести нанесенных увечий, количества пострадавших, а также от того, был ли летальный исход.
Если управляющий транспортным средством, замеченный в нетрезвом состоянии, ранее уже привлекался к ответственности в связи с данным правонарушением, а потом вновь попал в поле зрения надзорных органов по схожему поводу, он будет обязан заплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. Такое наказание может быть заменено на лишение свободы на 24 месяца. Подробную информацию можно найти в ст. 264.1 УК РФ. А само наказание выносит районный суд, согласно N 509-ФЗ от 27.12.2018.
Наибольшая ответственность за груз и его провоз в любом случае лежит на юр. лице. Транспортная организация целиком и полностью отвечает за все проблемы, связанные с доставкой груза, его безопасностью и оформлением документов для него. Любые инциденты оборачиваются серьезным материальным ущербом. Поэтому не удивительно, что все транспортные компании с большой ответственностью подходят к соблюдению требуемых мер безопасности.
Сотрудники компаний обязаны в надлежащем порядке проходить инструктаж, в котором имеются все правила провоза опасных грузов. Все же случаются и недоразумения, упущения, человеческий фактор порой играет достаточно неприятную роль. В результате проводятся судебные разбирательства и назначаются наказания виновным.
Что необходимо автотранспорту?
Правила, согласно которым проводится провоз грузов, причисленных к категории опасных, регламентирует КоАП РФ. Также и в ПДД имеются требования к перевозкам:
- В пункте 2.1 ст. 2 ПДД содержится информация о том, что по запросу надзорных органов шофер обязан предоставлять сотрудникам документы, которые необходимы для данного случая.
- В пункте 3.4 статьи 3 устанавливаются правила использования световых сигналов – проблескового маячка. Он должен иметь оранжевый или желтый цвет и включается на ТС в ситуациях, когда выполняется перемещение чего-либо опасного. При таком сигнале ТС не приобретает права преимущественного следования – это лишь предупреждающий знак.
- В части 10.4 статьи 10 сказано, что при провозе опасного груза перемещаться разрешено со скоростью, которая установлена путем согласования условий перевозки.
Необходимо чтобы водитель транспорта имел действующее разрешение на осуществление данных действий. Оно должно быть составлено по требуемым законом правилам и быть действительным на дату провоза.
На транспорте должна быть маркировка, дающая понимание о том, каков тип перевозимых веществ или материалов. Наносится информация о классе опасности – так определяется поведение находящихся поблизости людей на случай возможных инцидентов.
В самом транспорте обязательно должны иметься следующие предметы:
- 2 огнетушителя;
- песок для тушения в пакете или мешке (в зависимости от размеров машин);
- ведро для песка и лопата.
Обязательно наличие светоотражающих табличек, имеющих маркировку «Опасный груз». Они имеют оранжевую раскраску и устанавливаются перпендикулярно оси автомобиля. Если речь идет об автомобильной цистерне, установка табличек производится на боковые поверхности.
Номер таблички – это идентификация груза. В нем содержится информация о том, какого класса опасности перевозимое вещество или материал, способно ли оно окислить другие вещества или гореть, является ядовитым или нет. Если некоторые из цифр, соответствующие определенным опасностям, удваиваются, это означает, что опасность увеличена.
Водителю следует иметь в близком доступе противооткатные упоры, соответствующие характеристикам ТС, оборудование для обеспечения безопасности.
Перевозимые материалы либо вещества помещают в специализированные контейнеры, которые должны быть герметично закрыты. Таким образом они будут провозиться до конечного пункта. Следует обеспечить на период движения отсутствие угрозы утечек, принять меры для недопущения возгораний, взрывов. Так, например, частные лица при перевозке бензина не могут провозить объем вещества, превышающий 60 л.
Классификация
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
- Бензин.
- Дизельное топливо.
- Керосин.
- Материалы, обладающие способностью взрываться – порох и фейерверки, патроны и прочее.
- Газообразные вещества.
- Токсичные, ядовитые составы.
- Вещества, относящиеся к взрывоопасным, способным загораться.
- Способные окислить, вызвать коррозию.
- Отходы, образующиеся при разных видах деятельности.
Относить к категории опасных грузов следует любые вещества, которые могут представлять опасность для людей, предметов, окружающей среды.
Список документов
Документы, которые необходимы лицам, перевозящим опасный груз:
- свидетельство водителя, в котором должно быть указана степень подготовки перевозчика к осуществлению данных действий;
- допуск транспортного средства, которое используется для перевозки;
- маршрутный лист, утвержденный и согласованный в соответствии с принятыми правилами (подробнее про особенности путевого листа и какой штраф предусмотрен за его отсутствие, можно узнать тут);
- карта аварийная, которая дает информацию о степени опасности груза и тому, как следует правильно с ним обращаться;
- накладная на товар;
- разрешение ДОПОГ.
Последний пункт представляет собой документ, являющийся специальным разрешением:
Без него не удастся осуществить перевозку. Спецразрешение, заверенное в установленном законом порядке, позволяет водителю управление данным ТС, перевозящим материал, отнесенный к категории опасных. Компания, осуществляющая перевозку, подтверждает этим документом право на ведение данной деятельности. Если у логиста отсутствует ДОПОГ и нет лицензии на работу с данным типом грузов, организация будет оштрафована.
Наличие разрешения ДОПОГ подтверждает, что шофер знает, как именно соблюдать для этого случая технику безопасности, и умеет применять эти правила.
Документ свидетельствует и о том, что оборудование ТС является специализированным и полностью подготовлено к перевозке данного груза. При перевозке опасных грузов водители обязаны предъявлять контролёрам лицензии – оформлением их следует заниматься еще до поездки.
Чтобы получить документ, необходимо выполнить действия в таком порядке:
- получить в ОВД разрешение на деятельность;
- согласовать в ГАИ маршрутный лист.
Сотрудники, участвующие в процессе транспортировки, должны своевременно получать инструктаж по правилам работы и регулярно обновлять знания. В этом случае для транспортного предприятия нет опасности получить серьезные денежные потери из-за некомпетентности персонала.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.
При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.
Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.
Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.
При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.
При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.
- на легковом и грузовом автомобиле; ; ; .
Заключение
Чтобы не допускать нарушений во время перевозки опасного груза, не получить за это наказания, желательно следовать таким рекомендациям. При оформлении документов на перевозимые вещества необходимо пользоваться услугами опытных специалистов. Если транспортная компания строго следит за соблюдением правил, вовремя оформляет в соответствующих инстанциях все разрешения и старается не допускать к работе малоопытных сотрудников, процент вероятности допустить нарушения намного уменьшается.
Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇
Какой штраф за перевозку опасных грузов автотранспортом
Опасными грузами называют такие вещества, которые во время движения могут взорваться, загореться, отравить окружающих, разрушить окислением предметы, серьезно испортить экологическое состояние окружающей среды.
Поэтому правила транспортировки жесткие, а штраф за перевозку опасных грузов для нарушителей достигает 5 млн руб.
Классификация
В список опасных грузов, составленный ООН, занесено 3.5 тыс. наименований.
Среди них выделяют следующие классы:
- Взрывчатка, которая может во время перемещения сдетонировать.
- Газообразные вещества в различных емкостях для хранения.
- Горючие жидкие и твердые элементы.
- Окисляющие вещества.
- Инфицированные материалы и яды.
- Зараженные радиацией предметы, отходы радиоактивных производств и сами материалы, обладающие высокой радиоактивностью.
- Щелочи, кислоты и другие разъедающие элементы.
Режим транспортировки
Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:
- Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
- Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
- Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
- Наличие общих и специальных огнетушителей.
- Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
- Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
- Установленная законом документация от грузоотправителя.
Санкции за несоблюдение норм
В российском правовом поле разработаны жесткие меры за неправильную транспортировку опасных грузов. Они указаны в ст. 12.21.2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ:
- Если не оформлена лицензия и другие необходимые разрешительные акты, а обустройство автомобиля не соответствует типу груза, закон наказывает всех участников. С водителя удержат 2-2,5 тыс. руб. и могут лишить прав на срок до 6 месяцев.
- С управленцев взыщут 15-20 тыс. руб.
- Сильнее всех будут наказаны юридические лица, которые являются собственниками транспортной компании. Их штрафные санкции составят до 0,5 млн руб.
Нормы ДОПОГ/ ADR
С 2017 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.
С 2022 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.
Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:
- нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
- предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
- указание класса вещества;
- алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
- указание степени опасности;
- обозначение транспортной единицы и др.
ДОПОГ определяет 13 главных опасных веществ:
- бензиновое, дизельное, керосиновое топливо;
- взрывающиеся вещества – порох, петарды, патроны и др.;
- газ;
- яды;
- взрывоопасные и воспламеняющиеся элементы;
- способные вызвать окисление и коррозийное разрушение;
- радиоактивные элементы;
- вредные отходы и др.
Их может перевозить водитель, у которого имеется непрерывный стаж вождения не менее трех лет, и который прошел специальное обучение ДОПОГ. На транспортное средство должен быть оформлен соответствующий допуск.
Для транспортного средства нужно получить от ГИБДД свидетельство для перевозки взрывоопасных грузов и жидкостей. Грузовой транспорт должен иметь диагностическую карту о пройденном каждые 6 месяцев техосмотре. Перед подачей заявления на лицензирование, в ОВД надо получить разрешение на работу с опасными веществами, и согласовать в ГИБДД маршрутный лист.
Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются
За транспортировку опасных грузов без ДОПОГ предусмотрены наказания, предусмотренные в Административном кодексе. Кроме этого, максимальные санкции налагаются за следующие виды несоблюдения требований:
- Водитель не прошел обучение и не получил свидетельство об окончании курсов по работе с грузами, предоставляющими опасность.
- Руководители не оформили нужный допуск автомобиля.
- Не получено специальное разрешение или аварийная карточка системы информации об опасности груза.
- Машина не приспособлена к перевозке данного вида опасного груза.
- На автомобиль и тару не нанесены нужные символы маркировки и другой необходимой информации об опасном грузе.
- Не соблюдены условия транспортировки опасных элементов.
За менее серьезные нарушения налагаются следующие наказания:
- Для водителей – штраф 1-1,5 тыс. руб.
- Для руководителей – до 1- тыс. руб.
- Для собственников и компаний – 150-250 тыс. руб.
Когда ДОПОГ не нужен
Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:
- Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
- Для транспорта Армии РФ.
- Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
- Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
- Для перевозки отходов действующих предприятий.
- Для перевозки пустой тары.
- Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
- При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.
Разрешительная документация для перевозки грузов повышенной опасности
Перечень данного вида грузов содержится в таблице 1.10.3.1.2 ДОПОГ. Для их транспортировки необходимо оформить разрешение.
В зависимости от маршрута разрешения выдают Ространсандзор (для передвижения по федеральным трассам), органы местной исполнительной власти (для перевозок по региональным и муниципальным дорогам), собственник дороги (для движения по частным участкам). Максимальный срок действия разрешения составляет 1 год.
Для получения разрешения нужно предоставить копии следующих документов:
- свидетельства о регистрации автомобиля;
- подтверждения собственности или договора на его аренду;
- допуска автомобиля к транспортировке опасных грузов;
- свидетельства обучения водителя.
Ко всем автомобилям предъявляются следующие требования:
- Оборудование системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/GPS.
- Установка оранжевых табличек из несгораемых и долговечных материалов с нанесенным на них идентификационным номером груза и кодом опасности.
- Нанесение номера, кода опасности, стрелок положения груза и других элементов маркировки на таре или упаковке.
К транспортным накладным предъявляются повышенные требования. В сопроводительной документации должны быть указаны следующие сведения:
- Сведения о грузе по классификации ДОПОГ.
- Описание упаковки и количество упаковочных мест.
- Указание особо опасных грузов.
- Дополнительные сведения о температуре и других условиях перевозки груза, расшифровка символов.
- Инструкции безопасности водителя и его поведения при аварийных ситуациях.
- Разрешение на перевозку особо опасных грузов.
- Паспорт вещества, паспорт безопасности продукции, сертификаты.
- Счет-фактура.
- Технический паспорт, технический талон и водительское удостоверение.
Наказания за нарушения транспортировки
За перевозку особо опасных грузов без разрешения налагаются максимальные штрафы, предусмотренные соответствующей статьей Административного Кодекса РФ. Взысканиям подвергаются водители, руководители и владельцы компаний.
Сотрудники ГИБДД остановят машину и запретят ее дальнейшее движение по маршруту, если зафиксируют неправильность транспортировки особо опасного груза. Суды могут назначить выплату в пользу государства дополнительной крупной суммы, а водителям назначить уголовное наказание.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Исключительные случаи, когда возможна перевозка без разрешения и без табличек
С 12 марта текущего года начал действовать закон о «специальном грузе», предназначенном для обеспечения государственной безопасности. Такой груз можно перевозить без разрешения.
Перечень таких грузов устанавливается специальным правительственным актом.
Не потребуется разрешения для самоходных транспортных средств, перемещающих особо опасные грузы.
Без табличек с подробной маркировкой можно перевозить опасный груз на одной транспортной единице, если тоннаж и количество меньше указанных в ДОПОГ нормативов.
Плюсы и минусы оформления статуса индивидуального предпринимателя
Правовая система не ограничивает работу в этой сфере индивидуальных предпринимателей.
Статус ИП дает те же возможности, как для юридического лица, но более льготное налогообложение. Тем не мене, у ИП могут возникнуть следующие трудности:
- Основные заказчики, юридические лица, предпочитают работать с исполнителями, которые уплачивают НДС, т.е. находятся на ОСНО (общей системе налогообложения).
- Заинтересовать в сотрудничестве юридических лиц можно снижением на 18% тарифов на перевозку от стоимости, предлагаемой другими компаниями-конкурентами, которые работают на ОСНО.
Соблюдение законодательства обязательно для всех транспортных систем
Помимо автомобильного транспорта в маршруте перемещения опасных грузов могут быть задействованы другие виды транспортных средств. Главные правила ДОПОГ при таком сочетанном маршруте должны соблюдаться на всех транспортных системах:
- железнодорожных;
- водных или морских;
- воздушных.
Организатор автомобильной транспортировки должен заранее обеспечить свой автомобиль необходимым оборудованием для погрузочно-перегрузочных работ на другие виды транспорта при сочетанном маршруте.
В зоне пристального внимания ГИБДД и контролирующих органов
Каждому организатору транспортировки опасных грузов требуется выполнить много работы, прежде чем отправить автомобиль в дорогу. Но выполнить нужно каждый пункт, потому что нарушения караются строго, а внимание ГИБДД на всем протяжении поездки будет повышенным.
Автомобилям с опасными грузами разрешено ездить только по тем дорогам, которые надзирающие органы отметили, как допустимые для передвижения такого рода транспорта.
На участках маршрутов установлены видеокамеры наблюдения за дорожной обстановкой. Водителю не удастся избежать ответственности за нарушения правил дорожного движения.
На каждом посту ГИБДД сотрудники уделяю повышенное внимание транспорту с опасными грузами.
Транспортная компания должна соблюдать правила оформления документации, следить за состоянием автомобильного парка, нанимать на работу опытных водителей, прошедших нужное обучение. При выполнении законодательных требований к правилам перевозки опасных грузов организатор сможет обеспечить безопасную работу в этом сложном направлении.
Штраф за перевозку опасных грузов без разрешения: без ДОПОГ, ответственность и наказание, предусмотренные за нарушение правил
Перевозка опасных грузов запрещена, так как несёт угрозу для обычных людей и окружающей среды. Чтобы совершать подобные действия, необходимо заранее оформить разрешение. Если этого не сделать, то вам могут выписать штраф. Также за перевозку опасных грузов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 189, 222 и 254 УК РФ).
Определение и классификация грузовСписок документов для законной транспортировкиНесение ответственностиВидео: Перевозка опасных грузовРазмеры штрафовСпорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежатьКаким образом ГИБДД может доказать вашу винуvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>
Определение и классификация грузов
Опасный груз — это вещества, материалы или изделия, которые во время транспортировки несут угрозу окружающей среде, животным и людям. Также они могут провоцировать небезопасные для жизни ситуации.
Транспортировка подобных материалов регламентируется документом, который был подписан в ООН. Называется он «Соглашение о международной перевозке опасных грузов», или ДОПОГ. Основная цель подписания документа состоит в повышении уровня безопасности во время перевозки подобных грузов. С помощью ДОПОГа предприятия или частные лица могут оформить разрешение в упрощённой форме.
Важно! Всего есть 9 категорий опасных грузов, каждая из которых имеет свой шифр, состоящий из цифр. На определённый класс указывает единица. 2 — это подкласс, 3 — группа опасности, а 4 — степень угрозы.
Классификация опасных грузов:
1 класс — материалы, которые могут взорваться;2 — газы;3 — жидкости, которые быстро воспламеняются;4 — вещества повышенной твёрдости, которые могут легко загораться;4.2 — материалы, которые самовозгораются;4.3 — это вещества, которые выделяют опасные для жизни пары во время взаимодействия с водой;5.1 — окислители;5.2 — пергидроль органического типа;6 — ядовитые препараты;6.1 — выделяют опасные токсины;6.2 — вещества инфекционного типа;7 — материалы, которые содержат радиацию (радиоактивные);8 — препараты, которые вызывают коррозию;9 — другие небезопасные материалы.
Список документов для законной транспортировки
Если водитель перевозит опасный груз, то он должен иметь на руках следующий пакет документов:
Лицензия, которая подтверждает его допуск к перевозке подобных веществ. Свидетельство о том, что был пройден технический осмотр транспортного средства. Разрешение, которое нужно получить в Ространснадзоре. Лист, на котором указан подробный маршрут перевозки. Подтверждающий документ о том, что водитель прошёл специальную подготовку. Накладная на товар.
Если перевозка опасного груза осуществлялась без разрешения, то ответственность может быть уголовной или административной. Всё зависит от того, насколько небезопасными оказались последствия. Если водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то ему грозит уголовная ответственность (по ст. 247, 250, 254 УК РФ).
Важно! Если водитель находился в состоянии опьянения и ранее имел судимость за подобное нарушение, то ему грозит лишение свободы на срок до 2 лет (ст. 264 УК РФ).
В случае когда возникла аварийная ситуация (по причине допущенных нарушений), погибли или пострадали люди, предусмотрено лишение свободы на срок от 1 до 10 лет. Наказание зависит от того, насколько большое число жертв в результате аварии.
Видео: Перевозка опасных грузов
Административная ответственность заключается в следующем:
для частных лиц предусмотрен штраф в размере 2–3 тыс. руб. (ст. 12.21 КоАП);служащим, которые перевозят опасный груз без разрешения, необходимо оплатить 10–20 тыс. руб.;если водитель относится к юридическим лицам, то ему выписывается штраф в размере 400 тыс. руб.
Также предусмотрены штрафные санкции в том случае, если документы оформлены неверно или перевозчик не обладает навыками обращения с опасными грузами. В этом случае размер выплат снижается. Частники должны оплатить 1,5 тыс. руб. Штраф для должностного лица составляет 7,5 тыс. руб., а для юридического — 175 тыс. руб.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Если вы хотите избежать наказания, то сделать это будет трудно. Водитель лишь может попытаться сменить штрафные санкции на отбывание срока в тюрьме или же наоборот. Окончательный приговор всегда выносит суд.
Опытные водители периодически стараются убедить инспектора ГИБДД в том, что ситуация на дороге вынудила его поступить тем или иным образом. Если автомобиль не был причиной, по которой возникло ДТП, отсутствуют потерпевшие или документы оформлены по всем правилам, то можно избежать наказания и отделаться предупреждением.
Рекомендуем для прочтения:
Как найти автомобильный штраф по номеру постановления
Какой штраф за перегрузку автомобиля
Что делать, если оплаченный штраф числится неоплаченным
Какой штраф, если забыл страховку дома
Каким образом ГИБДД может доказать вашу вину
Транспорт, который перевозит опасные грузы, нарушая правила, не сможет уйти от ответственности. Во время оформления документов в УГАДН (управление государственного автодорожного надзора) должны выписать маршрутный лист, где указаны все дороги, по которым необходимо передвигаться. Большинство из них оборудованы камерами видеонаблюдения.
Если документы были оформлены неверно, то с них снимают копии. Они будут использоваться на суде в качестве основного доказательства нарушения правил. Съёмки с камер выступают дополнительными уликами. В редких случаях инспекторы будут искать свидетелей для дачи показаний.
Чтобы перевозить опасные грузы, необходимо правильно оформить все документы. Для этого лучше воспользоваться услугами опытных специалистов, которые не пропустят ни малейшей детали. Также нужно выбрать водителя, который имеет опыт транспортировки подобных веществ и прошёл предварительно инструктаж.
Контроль и надзор за перевозчиками опасных грузов – штрафы, разрешения, права
Надоело получать штрафы за нарушение перевозок опасных грузов? Уже наизусть выучили текст статьи 12.21.2 КоАП? Есть много способов научиться соблюдать требования нормативных документов и обезопасить себя от штрафов, например воспользоваться программой «Эксперт ОГ», но в этой статье поговорим о другом.
Статья о том, какие разрешения требуются при перевозке ОГ; кто, за что и по какой статье может оштрафовать перевозчиков опасных грузов. А также про то, кто может прийти с проверкой в вашу фирму, и кто может остановить вашу машину при совершении перевозки.
Права и возможности сотрудников контрольно-надзорных органов строго ограничены законодательством, и вам, как перевозчику или организатору перевозок, не помешает знать как свои права, так и права контролеров! Эти знания могут сильно сэкономить ваши нервы и деньги!
Разрешительная деятельность контрольно-надзорных органов
Перевозка опасных грузов всегда находилась в зоне повышенного внимания государства. Государство посредством контрольно-надзорных органов, во-первых, выдает разрешения, лицензии на действия с опасными грузами, а во-вторых, контролирует выполнение требований непосредственно при осуществлении деятельности.
Практически всегда органы, осуществляющие разрешительную деятельность, уполномочены осуществлять и контроль за ней.
Разрешительные функции условно можно разделить на выдачу лицензий и на выдачу разрешений. Лицензия выдается на вид деятельности. Разрешение — на конкретные перевозки. Разрешения могут быть разовыми, и на период.
Лицензируемые перевозки опасных грузов.
В отличие от остальных видов транспорта, деятельность по перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте, в целом, не лицензируется.
Так было не всегда. Был период, когда перевозки опасных грузов лицензировались. Но в какой-то момент было принято решение, что достаточно одной лицензии на грузовые перевозки, и их объединили. Когда же было отменено лицензирование грузовых перевозок, то вместе с ними и перевозки опасных грузов стали нелицензируемой деятельностью.
На всех остальных видах транспорта, кроме автомобильного, перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию.
И всё же есть перечень опасных грузов, которые нельзя перевозить автомобильным транспортом без лицензии:
- Ядерные материалы и радиоактивные вещества. Для перевозки требуется Лицензия, выдаваемая Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- Наркотические, психотропные вещества, прекурсоры. Требуется Лицензия органа исполнительной власти субъекта РФ. Для пересечения границы потребуется так же лицензия регулятора внешнеторговой деятельности.
- Этиловый спирт и нефасованная спиртосодержащая продукция (боле 25%). Перевозки Лицензируются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование.
Разрешения
Для получения разрешения в заявлении указывается конкретная информация, например: машина, маршрут, перевозимый груз. И уже принимая решение о выдаче документа, контрольно-надзорный орган основывается на рассмотрении и анализе конкретных параметров перевозок.
Разрешение необходимо получать для следующих видов перевозок:
- Перевозка грузов повышенной опасности по территории Российской Федерации возможна только с разрешением, полученным в территориальном подразделении Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ)
- Международная перевозка грузов повышенной опасности также осуществляется только с разрешением Госавтодорнадзора. При этом, перевозчик должен иметь допуск от Госавтодорнадзора для осуществления международных перевозок, и карточку допуска конкретного транспортного средства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №127-ФЗ)
- Транспортировка оружия и патронов требует разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом, надо понимать, что опасными грузами является только патроны. (ст. 69 Правительства РФ от 21.07.1998 N 814)
Также, для всех видов перевозок опасных грузов, транспортное средство должно получить соответствующее свидетельство. Выдача свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов осуществляется органами МВД (ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»)
Контрольно-надзорная деятельность
Контрольно-надзорная деятельность делится на проверки субъектов, и на контроль на дороге. Проверками субъектов занимаются только сотрудники территориальных подразделений Госавтодорнадзора. Проверками на дороге, помимо Госавтодорнадзора, занимаются и сотрудники ГИБДД.
Проверки субъектов
Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.
Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).
Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.
Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.
Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.
Что важно знать:
- Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
- Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
- Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
- Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
- Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
- Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.
Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Контроль на дороге
На дороге водителю чаще всего приходится сталкиваться с инспекторами ГИБДД. Реже встречаются посты Госавтодорнадзора. У подразделений Госавтодорнадзора контроль на дороге проходит в форме двух мероприятий: это может быть транспортный контроль, а может быть рейдовое мероприятие.
CAMERA
Право остановки
Сотрудник Ространснадзора может остановить перевозчика только в зоне действия знака «Транспортный контроль». Произвольно, где угодно, остановка транспортного средства может быть осуществлена только сотрудником ГИБДД.
Если сотрудники Госавтодорнадзора проводят рейдовое мероприятие, то, чаще всего, остановку транспортного средства осуществляет сотрудник ГИБДД, а уже выявлением нарушений занимается сотрудник Госавтодорнадзора.
Применимость статей КоАП РФ
Рассмотрим основные статьи и нарушения, которые чаще всего применяются именно к перевозчикам опасных грузов, опустив общеизвестные статьи ГИБДД, такие как: за скорость, отсутствие прав и тому подобные.
Cтатья 11.23 – нарушение режима труда и отдыха
Статья применяется при обнаружении следующих нарушений:
- нарушение режима труда и отдыха
- отсутствие или нарушение правил использования тахографа
Штраф, в зависимости от части статьи:
на водителя – от 1 500 до 5 000,
на должностное лицо – от 7 000 до 10 000,
на индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000,
на юридическое – от 25 000 до 50 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор и ГИБДД
Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности
часть 1
Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:
- Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
- Диспетчера
- Контролера автотранспортных средств
Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 2
Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий
штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 3
Если не проводится предрейсовый контроль, то будет
штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 5
В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей
штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 6
Нарушение прочих правил безопасности перевозок.
В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:
- Нарушения в путевом листе или его отсутствие
- Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
- Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
- Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
- Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)
Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор.
Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов
Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:
- Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
- Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2022 года можно не ставить — действует отсрочка)
- Отсутствие или ошибки в документации на груз
- Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
- Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
- Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
- Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
- Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
- Нарушения в оснащении ТС
- Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
- Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
- Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
- Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
- Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)
Штраф, в зависимости от части статьи:
на водителя – от 1 000 до 2 500 или лишение прав от 4 до 6 месяцев,
на должностное лицо – от 5 000 до 20 000,
на юридическое – от 150 000 до 500 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор, ГИБДД, таможня.
Инспектор Госавтодорнадзора обладает правом вынесения постановления на месте, в то время как инспектор ГИБДД по данной статье может составить только протокол, а право вынесения постановления предоставлено начальству, от заместителя командира роты ДПС и выше.
Таможенные органы могут выносить постановление по ч.1 ст. 12.21.2 в случаях, когда международная перевозка опасных грузов осуществляется без специального разрешения.
Стоит обратить внимание: когда нарушение обладает признаками, позволяющими отнести его к разным статьям КоАП РФ, но в одной предусмотрена административная ответственность за нарушение общих правил, а в другой за нарушение конкретных, — применяются нормы конкретной статьи.
К примеру, согласно ст.20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», запрещено размещение рекламы на транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных грузов. И данное нарушение подходило бы под ч.2 ст.12.21.2, если бы не было ст. 14.38, ч.3 которая предусматривает ответственность за размещение рекламы на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов.
По данной части штраф не только значительно меньше, но и, согласно ст.23.48 КоАП РФ, в качестве органов, уполномоченных выносить постановление, определены только Органы внутренних дел и Федеральный антимонопольный орган.
За нарушение лицензионных требований право административного воздействия есть у всех лицензирующих органов.
Заключение
По результатам анализа правоприменительной практики Госавтодорнадзора прошлого и текущего года видно, что сумма наложенных штрафов по нарушениям перевозки опасных грузов увеличилась в 2,5 раза.
Это связано в первую очередь с тем, что инспектора Госавтодорнадзора стали чаще выявлять нарушения. Это стало возможным после внедрения Ространснадзором в программный комплекс СКАТ-ТК электронного помощника ДОПОГ — подсистему СКАТ-ОГ, в которой каждый инспектор, задав параметры перевозки, видит все требования нормативных документов к перевозке опасного груза.
Подсистема СКАТ-ОГ выполнена на информационной базе программного продукта «Эксперт ОГ» (откроется в новом окне), и имеет один набор требований. Следование рекомендациям программы «Эксперт ОГ» при организации перевозки опасных грузов с большой долей вероятности избавит вас от штрафов на дороге, а также при прохождении плановых и внеплановых проверок.
Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.
Ответственность за нарушения ДОПОГ: размеры штрафов
Для водителя
Транспортировка материалов, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среды – ответственная процедура, налагающая особые обязательства на исполнителя. В предлагаемом материале рассматривается штраф за перевозку опасного груза без разрешения с учетом характера допущенного нарушения.
Опасные грузы
Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.
Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.
Класс или подкласс | К каким веществам относят |
1 | Взрывоопасным |
2 | Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом) |
3 | Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами) |
4.1 | Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам |
4.2 | Склонным к самовозгоранию |
4.3 | Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой |
5.1 | С окисляющими свойствами |
5.2 | Пероксидам органического происхождения |
6.1 | Токсичным компонентам |
6.2 | Инфекционной опасности |
7 | С радиоактивным излучением |
8 | Коррозионным материалам |
9 | Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов |
Опасные вещества отнесены к особой категории груза, перевозить которые запрещено обычными фурами или другим видом транспорта без принятия мер предосторожности:
- маркировки тары;
- применения оснащенных надлежащим образом транспортных средств;
- обучения задействованного персонала;
- проработки регламента перемещения материалов с определенным законодательством согласованием процедуры;
Каждому веществу присваивают четырехзначный номер ООН, указывающий на характер компонента и порядок обращения с ним.
Грузы повышенной опасности вправе перевозить организации, получившие соответствующее разрешение (для автомобильного транспорта) или лицензию (для остальных грузоперевозок) от государственных контролирующих органов.
Каждую такую операцию отдельно согласуют с надзорными ведомствами, владельцами магистралей, прочими заинтересованными сторонами. Оформляют установленную законодательными нормами документацию.
Допуск к ДОПОГ
При автоперевозках опасных компонентов исполнитель обязан получить разрешение органов автотранспортного надзора. Для выдачи такого разрешительного документа компания подтверждает наличие:
- оснащенного транспорта, приспособленного для перемещения данной категории груза;
- разработки внутренних инструкций о порядке выполнения таких грузоперевозок, действиях персонала в штатных и нештатных ситуациях;
- проработки маршрута при определении пути следования с минимальными рисками для остальных участников движения, других людей и экологии;
- обучения водителей по ДОПОГ с выдачей соответствующего свидетельства;
- консультанта по БДД, состоящего в штате организации, обученного и аттестованного в установленном законодательством порядке.
Перечисленные меры указывают на безопасность транспортной операции с соответствующим документальным подтверждением.
Предоставление недостоверной документации, отсутствие или использование поддельного разрешения при опасных грузоперевозках не гарантируют соблюдения установленных законодательством норм, имеют риски соответствующих неблагоприятных последствий в случае утечки вещества или аварии при перемещении ОГ.
На заметку. Если в перевозках задействован железнодорожный, водный или авиационный виды транспорта, исполнитель должен получить лицензию, выдаваемую органом транспортного надзора по указанному направлению в регионе, где зарегистрирован исполнитель.
Когда возможна ДОПОГ без разрешения
Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.
Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2022 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.
Указанную статью дополнили ч. 23 с вводом понятия «специального груза», освобождаемого от выдачи разрешения на перевозку.
Ответственность за нарушение ДОПОГ автотранспортом
С учетом тяжести допущенного нарушения предусмотрено применение мер административной и уголовной ответственности в отношении нарушителей.
За неправильную транспортировку
Под неправильной перевозкой ОГ понимают транспортировку без исполнения требований, предусмотренных законодательными нормами. Данное нарушение предусматривает назначение штрафов (здесь и далее – в руб.):
- водителю – от 1 000 до 1 500;
- ответственным сотрудникам компаний – от 5 000 до 10 000;
- организациям – от 150 000 до 250 000.
Эти наказания установлены ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
За отсутствие документов для ДОПОГ
Если опасный груз перевозят в отсутствие свидетельства ДОПОГ у водителя, бумаг о допуске транспорта к данной операции, выданного транспортным надзором разрешения, оформленной аварийной карточки перевозимых материалов, применяют наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, с назначением штрафов:
Штраф за отсутствие ДОПОГ у водителя, другой необходимой документации может быть заменен лишением водительских прав на срок от 4 месяцев до полугода.
Эта же статья КоАП РФ распространяется на перевозку ОГ транспортом, не оснащенным надлежащим образом, при отсутствии спутниковых контрольных систем.
Предусмотрена уголовная ответственность юридического лица, если свидетельство ДОПОГ или другие документы ненастоящие (поддельные).
Внимание! Согласно ч. 5 ст. 327 УК РФ, использование заведомо подложных бумаг грозит назначением штрафа до 80 000 руб., обязательных работ до 480 ч, исправительных работ до двух лет, ареста до полугода.
За управление ТС в нетрезвом состоянии
Если нарушение не привело к последствиям с применением уголовного законодательства, согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, наказание предусматривает для водителя штраф 30 000 руб. с изъятием прав на полтора-два года.
Если при этом водитель не имел допуска к управлению авто, в соответствии с ч. 3 указанной статьи КоАП РФ может быть назначен аналогичный штраф или арест нарушителя на 10–15 суток.
В случае нанесения тяжкого вреда здоровью при управлении авто в пьяном виде в отношении водителя применяют ч. 2 ст. 264 УК РФ с назначением принудительных работ до 5 лет, лишения свободы на 3–7 лет. При смерти пострадавшего наказание еще более ужесточают.
За незаконную транспортировку оружия и материалов для его создания
Меры воздействия за незаконную перевозку оружия и материалов, из которых можно создать такие средства, определены ч. 1 ст. 222 УК РФ. Предусмотрено ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 4 лет, арест до полугода или лишение свободы до 4 лет. Одновременно могут взыскать штраф в 80 000 руб.
За ущерб экологии
За нанесение экологического ущерба наказания определены такими статьями УК РФ:
- 250 – за загрязнение водоемов с назначением штрафа до 80 000 руб., обязательных работ до 360 ч, исправительных работ до 12 мес., ареста до 3 мес.;
- 252 – за опасность для морской среды с применением штрафа до 200 000 руб., обязательных работ до 480 ч, исправительных работ до 2 лет, арест до 4 мес.
- 254 – за порчу земельных ресурсов с установлением наказания, аналогичного ст. 252 УК РФ (исключая арест).
Меры ужесточают, если загрязнение повлекло гибель людей или серьезный ущерб для экологии.
За создание аварийной ситуации
Непосредственно создание аварийной ситуации не квалифицируется российским законодательством. Предполагают наказание с учетом характера неправильных действий, приведших к ДТП или опасности возникновения дорожного происшествия.
Согласно ст. 12.14 КоАП, опасное маневрирование грозит водителю штрафом 500 руб.
Неправильный встречный разъезд, обгон учитывает ст. 12.15 КоАП РФ с такими вариантами штрафов за различные нарушения:
- выезд на обочину, если это запрещено – 1 500 руб.;
- передвижение по тротуару или велосипедной дорожке – от 1 000 до 1 500 руб.;
- выезд на встречную полосу с нарушением ПДД – 5 000 руб. (либо изъятие прав на 4–6 мес.).
Если нанесен вред для здоровья других людей, наказание устанавливает ст. 12.24 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от того, какой вред был причинен:
- легкий – от 2 500 до 5 000 руб. или лишение допуска к управлению от года до полутора лет;
- средний – от 10 000 до 25 000 руб. либо изъятие прав на полтора-два года.
При тяжком вреде для здоровья пострадавшего, согласно ч. 1 ст. 264 УК РФ, водителю грозит ограничение свободы до трех лет, принудительные работы до двух лет, арест до полугода, лишение свободы до двух лет.
Проверки ГИБДД
Сотрудники ГИБДД проявляют повышенное внимание к перевозке опасных грузов. Такой транспорт проверяют в ходе следования с изучением сопроводительной документации. Отсутствие необходимых бумаг грозит привлечением к ответственности водителей, сотрудников компаний и самих юридических лиц согласно нормам законодательства, отраженным ранее.
Если транспортную операцию осуществляют в условиях плохой видимости или сложного рельефа, возможна организация сопровождения машинами ГИБДД.
Спорные нарушения ПДД
Чтобы избежать наказания, следует выполнять предписанные законодательством условия. Водитель обязан иметь при себе необходимую документацию, соблюдать скорость движения и не отклоняться от согласованного маршрута.
Нельзя использовать ненастоящие удостоверения, свидетельства и прочие документы, чтобы действия не были квалифицированы по ст. 327 УК РФ.
Также важно учесть, что нарушения правил перевозки опасных грузов, согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, создают ситуацию, когда дальнейшее движение авто представляет опасность. В результате транспорт могут задержать до выяснения обстоятельств и устранения допущенных нарушений.
Наказания за нарушения перевозки опасных грузов другими видами транспорта
Наказания за неправильную перевозку ОГ другими видами транспорта предусмотрены ст. 11.14 КоАП РФ и указаны в таблице.
Виды транспорта | Часть ст. 11.14 КоАП РФ | Размер штрафа, тыс. руб. | ||
гражданам | ответственным сотрудникам | организации | ||
Воздушный | 1 | 0,5–1 | 1–2 | 10–20 |
Внутренний водный | 2 | 0,3–0,5 | 0,5–1 | 5–10 |
Железнодорожный | 3 | 0,1–0,3 | 0,3–0,5 | 3–5 |
Изменения к ДОПОГ 2022 года
В июле 2022 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:
- список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
- разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
- изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
- разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
- ужесточен регламент к транспорту;
- усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
- откорректирована маркировка опасных компонентов;
- установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.
Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:
- по перечню оформляемой документации;
- административному оформлению транспортной операции с изменением сроков согласования;
- по ужесточению государственного контроля;
- вводом ситуаций, при которых невозможно оформить документы через «Госуслуги».
Перевозка грузов повышенной опасности требует неукоснительного соблюдения установленного законодательством регламента. Последствия нештатных ситуаций при таких грузоперевозках могут оказаться намного серьезней, чем предусмотренное наказание за нарушение предписанных требований.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом 2022: что изменилось и к чему готовиться перевозчикам Версия для печати
bwtruckingla.com
Рассказываем о нововведениях, которые облегчат работу водителей, логистов и… налоговых инспекторов.
1 января 2022 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом – пожалуй, главного документа, регулирующего работу автоперевозчиков. Полный текст соответствующего постановления доступен по ссылке, а мы разберём основные изменения, с которыми придётся столкнуться перевозчикам.
Но сперва – о целях, которые преследовало правительство. В пояснительной записке к опубликованному летом прошлого года законопроекту отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».
По мнению юриста Антона Смородникова, новые правила, помимо всего прочего, помогут налоговой службе ужесточить администрирование отрасли автоперевозок. Так ли это на самом деле?
Что изменилось в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом
Накладные подготовили к «цифре»…
Новая редакция Правил допускает оформление важных документов – транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов – в цифровом виде. Бумажные документы не упраздняются: они сохранят былую силу, но, когда заработает единая информационная система, перевозчики смогут обойтись без привычной бумаги.
Ожидается, что система начнет работу в 2022 году. Она будет собирать информацию из электронных документов. Оператором системы выступит государство.
Власти активно готовятся к запуску новой системы. Осенью 2022 года в пяти регионах России прошел эксперимент по использованию электронных транспортных накладных. Машины крупных транспортных компаний использовали их на маршрутах в Москве и Московской области, в Калужской и Рязанской областях, в Краснодарском крае и в Татарстане. По отзывам участников эксперимента, всё прошло гладко: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.
Можно предположить, что если в ходе реализации проекта не возникнет технических проволочек, уже с 1 января 2022 года все желающие смогут использовать электронные накладные в повседневной работе.
…и дополнили новыми полями
Кроме того, в правилах перевозки грузов изменилась форма транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу, и сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.
- Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;
Стоит отметить, что новые правила заполнения накладной вызвали у перевозчиков вопросы – об этом мы писали в январе. Тогда же сложившуюся ситуацию прокомментировал юрист Сергей Богатов. Он дал советы перевозчикам, но отметил, что окончательную точку в спорах могут поставить лишь официальные разъяснения от Минтранса и Минфина. К сожалению, по состоянию на апрель ведомства так и не ответили на вопросы профессионального сообщества.
С какими последствиями столкнутся перевозчики
Некоторые перевозчики и юристы уверены, что новые правила перевозок грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции. ФНС следит за автоперевозками и сегодня, но информация из электронных накладных, безусловно, облегчит работу налоговиков.
К примеру, автор канала «Перевозчик 116», предприниматель Константин уверен, что после введения этого новшества налоговой станет проще вычислять цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения. Юрист Антон Смородников отмечает, что новые правила поддерживают политику «обеления» отрасли автоперевозок, которую в последние годы проводит государство.
Справедливости ради следует вспомнить, что электронные накладные будут использоваться наравне с бумажными документами – их использование не станет обязательным. Впрочем, рано или поздно государство всё же может заставить бизнес полностью перейти на «цифру», но это произойдет явно не в ближайшие годы. До тех пор все желающие смогут использовать для перевозки бумажные накладные.
Кроме того, электронные документы действительно удобнее – они экономят не только бумагу, но и время. Возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью телефона прямо в транспорте ускорит оформление перевозки. Теоретически это может привести к сокращению сроков оплаты, которые сегодня нередко превышают 2 месяца.
Есть ли другие изменения?
Во-первых, в новых Правилах вводится понятие «водитель». Согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, водитель теперь должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.
Во-вторых, появился перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Помимо стандартных данных о контрагентах и адресах пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов должна содержаться информация о количестве грузовых мест, о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость), данные о грузах (сроки хранения и температурный режим), необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований указания.
В соответствии с новыми правилами перевозки, в заявке также должно содержаться отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии.
Особое внимание уделяется опасным грузам. В заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.
Все остальные положения Правил – правила перевозки опасных грузов, габаритные и весовые ограничения, порядок оформления других документов – остались прежними.
Подводя итоги
Итак, новая редакция Правил перевозки грузов готовит перевозчиков к электронному документообороту, меняет правила оформления транспортных накладных и вводит обязательные реквизиты для заявок на перевозку. Каких-то фундаментальных нововведений, которые изменят работу перевозчиков, Правила не содержат, но этот документ важен для будущего внедрения электронного документооборота.
Интересно, что в постановлении правительства прописан срок завершения действия Новых правил – 1 января 2027 года. Возможно, чиновники уже сегодня задумываются о каких-то нововведениях, связанных с развитием электронного документооборота и цифровых сервисов и намерены внедрить их в дальнейшие редакции Правил.