Наказание за несанкционированные свалки мусора
КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.2. КоАП РФ
1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Наказание за несанкционированные свалки мусора
Несанкционированная свалка мусора – это несоблюдение требований в сфере охраны окружающей среды. В зависимости от категории опасности мусора и тяжести последствий ответственность за несанкционированные свалки мусора может быть как административной, так и уголовной. Наказать могут всех: обычных граждан, выбрасывающих мусор куда попало, должностных лиц, допустивших свалку, а также юридических лиц, которые наносят серьезный вред экологии или не принимают мер к устранению свалки.
Административная ответственность
Основным видом ответственности считается административная. Общая статья, по которой привлекают за несанкционированные свалки мусора, – статья 8.2 КоАП РФ. Эта норма предусматривает несколько правонарушений:
- Сбор, накопление или утилизация мусора в неположенном месте влекут ответственность по частям 1-3 ст. 8.2 КоАП:
- штрафы для граждан – 1-2 тыс. рублей (первое нарушение), 2-3 тыс. рублей (повторное нарушение) и 3-4 тыс. рублей (если причинен вред);
- штрафы для должностных лиц – 10-30 тыс. рублей (первое нарушение), 30-40 тыс. рублей (повторное нарушение) и 40-50 тыс. рублей (если причинен вред);
- штрафы для ИП – 30-50 тыс. рублей (первое нарушение), 50-70 тыс. рублей (повторное нарушение) и 70-80 тыс. рублей (если причинен вред);
- штрафы для юридических лиц – 100-200 тыс. рублей (первое нарушение), 250-400 тыс. рублей (повторное нарушение) и 400-500 тыс. рублей (если причинен вред).
- Размещение мусора в неположенном месте влечет ответственность по частям 4-6 ст. 8.2 КоАП:
- штрафы для граждан – 3-5 тыс. рублей (первое нарушение), 5-6 тыс. рублей (повторное нарушение) и 6-7 тыс. рублей (если причинен вред);
- штрафы для должностных лиц – 20-40 тыс. рублей (первое нарушение), 40-50 тыс. рублей (повторное нарушение) и 50-60 тыс. рублей (если причинен вред);
- штрафы для ИП – 40-50 тыс. рублей (первое нарушение), 50-60 тыс. рублей (повторное нарушение) и 60-70 тыс. рублей (если причинен вред);
- штрафы для юридических лиц – 300-400 тыс. рублей (первое нарушение), 500-600 тыс. рублей (повторное нарушение) и 600-700 тыс. рублей (если причинен вред).
- Размещение мусора сверх установленных лимитов грозит ответственностью по ч. 8 ст. 8.2 КоАП. Граждане по этой статьей не привлекаются, только должностные лица (штраф 20-40 тыс. рублей), ИП (штраф – 40-60 тыс. рублей) и юридические лица (штраф – 200-350 тыс. рублей).
По ст. 8.2 КоАП РФ привлекают только тогда, когда нарушены требования, установленные ст. 51 Закона об окружающей среде, в частности:
- мусор сбрасывается в водные объекты, в недра или на почву;
- отходы, представляющие опасность любого класса, размещаются на территориях, прилегающих к населенным пунктам, в лесопарковых зонах и иных местах, в которых создается опасность для человека и экологии;
- происходит захоронение опасных отходов в неположенных местах.
В ряде случаев применяется не статья 8.2, а другие статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере охраны окружающей среды:
- несоблюдение требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1);
- несоблюдение требований при обращении с потенциально опасными химвеществами (ст. 8.2.2);
- несоблюдение требований при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3);
- нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
- другие статьи.
Таким образом, многое зависит от того, какой именно мусор образует свалку, к какой категории относится, насколько он опасен.
Уголовная ответственность
Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за производство запрещённых видов опасных отходов, а также за нарушение правил обращения с радиоактивными, бактериологическими и химическими веществами и отходами. Возбуждение уголовного дела возможно, если действия или бездействие создает угрозу причинения существенного вреда природе или здоровью человеку.
Наказание по ч. 1 ст. 247 УК РФ – штраф до 200 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.
Если был причинен вред здоровью человека или случилась массовая гибель животных, действия квалифицируются по ч.2 ст. 247 УК. В этом случае возможно лишение свободы до 5 лет. Смерть человека или массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247) грозят лишением свободы до 8 лет.
Выявление свалок и реагирование на жалобы
Зачастую несанкционированные свалки мусора образуются:
- Вблизи или в черте населенных пунктов – их создают обычные граждане или организации, выбрасывая мусор, просроченные магазинные товары и отходы производства в неположенном месте.
- На местах мусорных полигонов, где из-за превышения лимитов запрещено размещение новых отходов.
- На территориях незаконно построенных (созданных) мусорных полигонов.
- На территориях дачных, садовых, огороднических товариществ, вблизи таких объединений граждан, когда не заключен или просрочен договор с оператором и вывоз мусора не осуществляется.
Несанкционированные свалки – серьезная проблема. Даже небольшой площади загрязнения, небольшого количества мусора бывает достаточно, чтобы в считанное время образовалась свалка. Несанкционированные свалки никто не обслуживает, мусор не вывозится, и поэтому они разрастаются. Вместе с тем растет и угроза окружающей среде.
Основной орган, который занимается незаконными свалками, – Росприроднадзор. Свои обращения по поводу свалок можно адресовать непосредственно ему. Сотрудники проводят плановые и внеплановые рейдовые мероприятия, а также реагируют (должны реагировать) и на конкретные обращения простых граждан. Также можно обратиться к местным властям – в администрацию поселения, на территории которого находится свалка.
По общему правилу отвечать за мусор должны те организации, органы власти, объединения граждан, на территории которых выявлена несанкционированная свалка. Если от них реакции нет, подается жалоба в территориальный орган Росприроднадзора или прокуратуру. Росприроднадзор выявляет ответственных за свалку и выдает предписание для ее ликвидации. Прокуратура может направить представление и обязать устранить нарушения закона. Вместе с тем, это не снимает с граждан и организаций обязанности не допускать выброс мусора куда попало. Виновные лица, если будет установлено, кто конкретно выкидывает мусор, привлекаются к ответственности.
Ответственность за организацию несанкционированных свалок в неположенном месте
До 400 кг различных отходов приходится на одного гражданина России. Утилизируются они на 4 миллионах гектаров земли. Такую территорию занимают вместе Нидерланды и Швейцария. Эти гектары принадлежат 15 тысячам полигонов, где происходит утилизация ТКО – твёрдых коммунальных отходов. Но кроме них существуют несанкционированные свалки, которые могут стихийно возникнуть в любом месте. Их зафиксировано Министерством природы свыше 20 тысяч, хотя незаконных свалок может быть и больше, они не всегда фиксируются.
Что такое несанкционированная свалка и где она запрещена
Разрешается собирать отходы в специальные ёмкости:
- Баки для мусора
- Урны
- Контейнеры
- Эко контейнеры
В государственном реестре объектов размещения отходов обозначены места, в которых можно сбрасывать мусор — санкционированные свалки.
Если же утильсырьё находится в неположенном месте, оно будет считаться выброшенным незаконно. Когда не разрешённый объект размещения отходов будет равняться 50 кв. метрам, а объём – 30 куб. метрам, он будет считаться несанкционированной свалкой.
Административным правом конкретизируются места, в которых запрещено оставлять мусор. Запрещено выбрасывать отходы:
- на дорогу (автомобильную, железнодорожную и на морские пути)
- в лесу и заповедниках
- в контейнеры, если мусор больших размеров
При помощи специальных табличек отмечаются места, загрязнение которых предоставляет опасность для окружающей среды.
Каким законом регулируется
Российским законодательством предусмотрены следующие документы, регулирующие загрязнение территорий:
- Конституция РФ подтверждает права граждан на проживание в безопасной окружающей среде.
- Федеральным законом № 7, охраняющим окружающую среду, раскрывается влияние человека на природу и меры улучшения экологической обстановки. В законе говорится о полномочиях государственных и других органов власти в вопросах экологической ситуации.
- В разделах 8.1, 8.2, 8.41, 8.5 Кодекса об административных нарушениях уточняются меры наказания за создание опасной экологической обстановки.
- Федеральные законы № 89 и № 59 предоставляют гражданам России возможность контролировать конституционное право на проживание в экологически чистой среде. При этом разрешается воспользоваться общественной экспертизой любой формы и методов, не запрещённых законодательством. Законы предусматривают ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении запрашиваемой гражданами информации.
В 89 Федеральном Законе указаны территории, на которых запрещено хранение отходов:
- Населённые пункты
- Зоны отдыха
- Парки
- Лечебно – оздоровительные площадки
- Площади водосбора
- Места добычи полезных ископаемых
Куда обращаться, если обнаружили незаконную свалку
В первую очередь, подобное обращение нужно адресовать администрации муниципального образования. Его необходимо подкрепить копией, которая направляется в Росприроднадзор. Если отходы складируются рядом с источником питьевой воды, то необходимо оповестить Роспотребнадзор, так как, возможно инфекционное заражение граждан.
При обращении нужны фотографии самовольной свалки и карта с отмеченными местами мусорных куч.
Пожаловаться можно так же сотрудникам жилищно – коммунальной инспекции. Особенно, если обнаружены отходы на территории многоквартирного дома.
Обратите внимание! Если жалоба не рассматривается работниками ЖКИ, то нужно обращаться с заявлением в прокуратуру.
Компетентным федеральным органом, устраняющим и предупреждающим экологические угрозы, Росприроднадзором был составлен примерный текст обращения при обнаружении куч с мусором. Воспользоваться им может любой гражданин, а не только общественный инспектор.
Претензия состоит из:
- Примерной оценки объёма свалки и описание рядом находящегося опознавательного объекта.
- Фотографий места.
- Информации о том, кто несёт ответственность за данную территорию (при возможности).
- Письменного обращения.
По сообщениям Росприроднадзора активность граждан в вопросах экологической безопасности помогает избавляться от 30 % несанкционированных свалок в кратчайшие сроки. Сайт ведомства так же активно работает с электронными обращениями граждан.
Кто ликвидирует несанкционированную свалку
Уборкой несанкционированных свалок Росприроднадзор не занимается. В его компетенцию входит составление требований об устранении мусора и обращения в прокуратуру, а так же взыскание штрафов.
Законом предусматривается решение проблемы уборки свалки. Этим должны заниматься те, на чьей территории находится мусор. Например, властями муниципалитета, если отходы обнаружены на территории населённого пункта.
Ответственность за незаконную свалку отходов
Законом обозначены штрафы за несанкционированную свалку мусора:
- Физическому лицу – до 2000 рублей
- Должностному лицу – до 30 000
- Индивидуальному предпринимателю – до 50 000
- Юридическому лицу – до 250 000
Нарушители могут ознакомиться со своими правами и обязанностями, прочитав статью 247 КоАП РФ. В этой же статье говорится об уголовной ответственности за выброс мусора, в результате которого получили вред и животный мир и окружающая среда. Виновный может лишиться свободы сроком от 2 до 5 лет.
За оставленный в неположенном месте мусор можно получить предупреждение, а можно и штраф. Максимальным наказанием за этот проступок может быть лишение свободы сроком на 8 лет. Уголовное преследование может начаться тогда, когда отходы влекут за собой смерть людей или их массовое заболевание.
На наказание влияет и то, где было совершено нарушение.
При обнаружении отходов, оставленных в общественных местах, виновный наказывается минимальной денежной суммой в 100 рублей. При выявлении обстоятельств, при которых произошло нарушение, штраф может быть увеличен до 300 000 рублей.
Выброс строительного мусора в контейнер ТБО частое явление в городе. Проводя ремонт в жилых помещениях, граждане не задумываются о том, что крупногабаритному мусору не место в обычных мусоросборниках.
По существующим Правилам и нормам эксплуатации жилья понятно, что сбор мусора больших размеров должен осуществляться на отведённых для этих целей, площадках. Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется по заявкам организаций, обслуживающих жилой фонд.
В случае, если нет специальных контейнеров, вывоз строительного мусора осуществляется самими жильцами. Последствием невыполнения Правил будет взыскание с виновных штрафа.
В лесу так же могут быть обнаружены кучи отходов, которые представляют опасность для окружающей природы. Свалка в лесу может быть угрозой для экологической безопасности, источником заражений и даже смертельной опасности всему живому. Виновный будет обязан облагородить повреждённую лесную территорию. Он наказывается штрафом за свалку мусора в лесу в следующих суммах, оговорённых статьями КоАП:
- До 3, 5 тысяч для гражданских лиц
- До 20 тысяч для должностных лиц и предпринимателей
- До 300 тысяч для юридических лиц
Выброс мусора из окна ТС грозит минимальным штрафом в 300 рублей, который, в зависимости от количества выброшенных отходов, может быть увеличен до 10 000 рублей.
Если мусор стал угрозой для движения по дороге, если он стал причиной дорожно – транспортного происшествия, то наказание может быть более суровым.
Для борьбы с этим распространённым в нашей стране явлением, согласно статьям КоАП, начисляются штрафы:
- До 10 тысяч руб. гражданским
- До 25 тысяч руб.– должностным
- До 300 тысяч руб. – юридическим лицам
Как бороться с незаконными свалками мусора
Отходы являются самой серьёзной проблемой, угрожающей экологии всей планеты. Эта проблема частично решается централизацией сбора мусора в специальных местах и его переработкой.
Усугубляют проблему несанкционированные кучи мусора. Недопущение их появления по силам любому гражданину страны. И каждый может внести свою лепту в решении этой задачи.
Полномочия на решение дел по борьбе с несанкционированными свалками есть у должностных лиц, работающих в:
- Управлении Федеральной службы в сфере природопользования – Росприроднадзора
- Органах внутренних дел, которые могут составлять протоколы и заводить дела
- Органах природоохранной прокуратуры
Могут участвовать в борьбе с возникновением незаконных куч отходов корреспонденты различного уровня, в том числе и федеральных СМИ. Им под силу проводить журналистские расследования и освещать результаты работы в газетах и в Интернете.
Люди с высокой гражданской активностью могут в качестве общественных инспекторов заниматься выявлением угрозы экологической безопасности.
Согласно экспертным оценкам в России накоплено 100 миллиардов тонн различных отходов. Это серьёзная, угрожающая всему живому, проблема. Не нужно делать её более серьёзной, выкидывая мусор куда попало. Проблему нужно решать всем. И решать незамедлительно.
Разъяснение Рослесхоза “По вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации”
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.10.2015 N 26-П пришел к выводу, что законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также отметил, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации и относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые осуществляются согласно статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится в том числе и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия.
Однако следует учитывать, что указанные выводы Конституционного суда сделаны в период действия утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утративших силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, в силу которых в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлялись в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее – Правила). Меры санитарной безопасности в лесах согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Таким образом, в связи с указанными изменениями в законодательстве, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям.
Порядок осуществления указанных мероприятий урегулирован главой 3.2 Лесного кодекса Российской Федерации – “Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия”, введенной Федеральным законом от 23.06.2016 N 218 “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений”.
Согласно статье 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о защите лесов, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статьях 51 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Также пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” и другими федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ) к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде”.
Также Рослесхоз обращает внимание, что абзацем вторым части 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами должна содержать в том числе перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, направленных на предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий.
Cвалка мусора: наказание, ответственность
С каждым годом в России увеличивается число полигонов, на которых мусор перерабатывается в безвредные для окружающей среды вещества или даже превращается во вторичное сырьё. Тем не менее, их количество по-прежнему критически мало, и мусор выбрасывают в необработанном виде.
В 2022 году в стране работают только 6 мусоросжигательных заводов, и ещё 4 строятся. Как утверждает карта мусоросжигательных заводов, три действующих завода работают в Москве, один – в Мурманске, один – в Пятигорске и один – во Владивостоке. Строящиеся заводы также будут работать в Москве.
Волноваться по этому поводу не стоит: переработка мусора так или иначе намного экологичнее, чем сжигание отходов. В 2022 году открыто уже 8 комплексов по переработке мусора, и к концу 2022 года будут открыты ещё 4.
Если мусор не переработали и не сожгли, то отходы выбрасываются в специально отведённых для этого местах, где вещества будут наносить минимальный ущерб для экологии страны. К сожалению, отдельные граждане не заботятся об окружающей среде и выбрасывают мусор в местах, для него не предназначенных.
Что такое свалка мусора
Несанкционированная свалка мусора – это такая свалка, которая образуется в не предназначенных для выброса мусора местах. Если объём свалки мусора превышает 30 кубических метров на площади 50 квадратных метров, свалку признают незаконной.
Такие свалки часто наносят непоправимый вред не только природе, но и здоровью жителей близлежащих домов.
Нормативные акты, регулирующие выброс мусора
Деятельность юридических и физических лиц в отношении выброса мусора определяется следующими нормативными актами:
- Конституция
- Федеральные законы №7 (закон описывает то, что касается сохранения природы и профилактики отрицательного влияния человека на экологию), №89 (закон определяет, как граждане России реализуют конституционное право на безопасность окружающей среды) и №59.
- Кодекс об административных правонарушениях (статьи 8.1-8.6 и статья 8.41)
- Статья 247 УК РФ, определяющая размеры наказания за нарушение правил обращения с экологически опасными отходами
Наказания за создание несанкционированных свалок
Лиц, выбрасывающих мусор в неположенных местах, наказывают за это. Чаще всего наказания заключаются в выплате штрафов и регулируются КоАП РФ, но иногда в дело вступает и уголовный кодекс.
Административная ответственность (КоАП РФ)
Штраф за несанкционированную свалку мусора зависит от того, кто виноват в появлении свалки. Виновна организация, ИП, должное лицо или группа обычных граждан.
Если свалка появилась по вине организации, то штраф за неё начинается от 100 тысяч рублей и заканчивается 250 тысячами рублей. При этом, если организация нанесла вред окружающей среде, суд приостанавливает работу юрлица на срок до 90 суток.
Если в появлении свалки виноват ИП, то штраф варьируется между 30 тысячами рублей до 50 тысячами рублей. Как и в случае с организациями, деятельность ИП при нанесении вреда приостанавливают на срок до 90 суток.
Для должных лиц, виновных в появлении свалки, штраф начинается 10 тысячами рублей и заканчивается 30 тысячами рублей.
Свалка появляется и в результате коллективной жизнедеятельности жителей района – к примеру, целый квартал города выбрасывал мусор в не предназначенном для этого месте из-за удалённости или недоступности мусорных баков. В таком случае штраф достигает 2 тысяч рублей на человека.
Уголовный кодекс
Наказание в отдельных случаях не ограничивается штрафом. В таких случаях закон предусматривает уголовную ответственность за несанкционированные свалки мусора.
Если нарушение закона стало причиной гибели человека или массового заражения людей, преступника посадят на срок до 8 лет. Если люди не погибли, но преступник загрязнил окружающую среду, и массово погибли животные – до 5 лет.
Куда обращаться при нарушении закона
Обращение в соответствующие органы при нарушении закона поощряется государством. Уполномоченные за отслеживанием ситуации люди способны проявлять халатность, и в таком случае нужно, чтобы и неуполномоченные граждане были бдительны. Несанкционированная свалка мусора – куда обращаться?
Если граждане обнаружили несанкционированный мусорный полигон, в первую очередь жители обращаются в местную администрацию или департамент ЖКХ. Если по некоторой причине гражданин не получил там помощь, человек обращается в прокуратуру, полицию или в местный отдел экологического контроля.
Росприроднадзор также выслушивает жалобы на загрязнение окружающей среды.
Заключение
Несанкционированные свалки мусора наносят огромный ущерб экологии и здоровью людей. При обнаружении такой свалки обратитесь в соответствующие органы. Нарушителю выпишут штраф, а при нанесении крупного ущерба окружающей среде преступника могут даже посадить.
Штраф за выброс мусора в неположенном месте
Грамотное обращение с отходами не только делает окружающую среду чище. Таким образом физические и юридические лица избегают штраф за мусор в неположенном месте. Если для первых он относительно невелик, но неприятен для семейного бюджета, деятельность вторых могут даже приостановить на срок до 3 месяцев.
В какие места положено выбрасывать отходы?
На предприятиях, в дворах многоквартирных домов предусмотрены специальные площадки, на которых устанавливаются:
- Баки для обычного мусора;
- Контейнеры со специальной маркировкой для опасных отходов;
- Контейнеры для крупногабаритного и строительного мусора.
Кроме того, разные отходы могут вывозиться в пункты приема и на переработку. Это касается металлических изделий, технических устройств, отходов стекла и бумаги, которые могут перерабатываться во вторсырье.
Если мусор выбрасывается в другие места, не предназначенные для этого, виновное лицо привлекается к административной, материальной и уголовной ответственности. При этом есть некоторые особенности, а именно:
- На физических лиц штраф назначается при выявлении правонарушения на месте несанкционированного выброса мусора;
- Субъекты хозяйственной деятельности могут привлекаться к ответственности не только при выявлении правонарушения на месте выброса мусора, но и в результате проверки отчетной документации контролирующим органами.
Например, чтобы наложить на физическое лицо штраф за выброс мусора в неположенном месте, нужно непосредственно зафиксировать это противоправное действие. В случае с предприятием достаточно установить отсутствие отчетных документов об утилизации отходов в законном порядке. Этого достаточно, чтобы наложить штраф, привлечь ответственных лиц к материальной и дисциплинарной ответственности.
Кем штрафуются нарушители за свалку мусора?
Привлекать к административной и другим видам ответственности могут представители разных контролирующих органов, а именно:
- Сотрудники полиции – назначают штраф за мусор в общественных местах, из автомобиля или окна дома;
- Работники лесной, водной и пожарной охраны – за отходы в лесу, водоеме, других местах на природе;
- Инспекторы Росприроднадзора – за выявление факта неправильного обращения с опасными и неопасными отходами на предприятии.
Жалобы в соответствующие органы могут подавать как обычные граждане, так и должностные лица. Например, управляющая компания может инициировать процедуру наложения штрафа заявлением о выявленном нарушении. В зависимости от того, кому направлено это обращение, привлекать к ответственности будут соответствующие компетентные органы.
Виды нарушений и штраф за мусор в неположенном месте
Наиболее распространенный вид административного нарушения, за который привлекают к ответственности, – штраф за свалку мусора в неположенном месте. Наказание регламентировано ст.8.2. КоАП, предусматривает:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 50 т.р.;
- организациям – до 30 т.р.
Для справки! Дополнительно за этот проступок ИП могут в принудительном порядке приостанавливать предпринимательскую деятельность на срок до 3 месяцев.
В некоторых случаях нарушители не ограничатся штрафом. Их могут привлечь к уголовной ответственности и лишить свободы на срок до 2 лет. Такое наказание предусмотрено за создание стихийной свалки.
За выброс мусора в общественных местах предусмотрены следующие штрафы:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 100т.р.;
- организациям – до 5 т.р.
К таким местам относятся улицы, скверы, парки, торговые центры, различные организации и учреждения, включая школы и детсады, поликлиники и больницы.
При ремонте и строительстве образующиеся отходы нужно утилизировать по установленной процедуре. Региональный оператор не обязан их вывозить на основании обычного договора. Штраф за выброс строительного мусора в неустановленном порядке предусмотрен ст.8.1 КоАП, составляет:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 100т.р.;
- организациям – до 5 т.р.
При этом к административной ответственности могут привлечь нарушителя, который выбрасывает строительный мусор в обычный контейнер. Дополнительно ему придется возмещать затраты и ущерб управляющей компании, которая занималась устранением последствий нарушения.
За сжигание мусора в неположенном месте по ст.20.4 КоАП предусмотрены следующие виды штрафов:
- физическим лицам – до 3 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 30 т.р.;
- организациям – до 15 т.р.
За выброс мусора из окна движущихся транспортных средств предусмотрены штрафы:
- физическим лицам – до 10 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 300 т.р.;
- организациям – до 2,5 т.р.
Штраф за мусор в лесу, в посадках и местах, предназначенных для отдыха:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 5 т.р.;
- организациям – до 100 т.р.
Если станет известно, что нарушитель еще и занимался вывозом мусора в эти места, он получит дополнительно штраф и за это нарушение. Также его могут привлечь к административному наказанию за организацию стихийной свалки.
За неубранный на территории предприятия мусор к ответственности привлекаются только субъекты хозяйственной деятельности. Предусмотрены следующие штрафы: