Есть ли по данному заболеванию директивы ВС РФ?

Выплаты военнослужащим при увольнении по состоянию здоровья в 2022 году

При ряде заболеваний служащие военных частей должны покинуть службу. Это связано с тем, что исполнение должностных обязанностей при таком состоянии здоровья не представляется возможным. Досрочный уход связан с предоставлением льгот и выплат при увольнении, которые гарантируются государством. На какой размер выплат могут рассчитывать военные, уволенные по состоянию здоровья категорий Д и В, как они определяются и куда обращаться для их получения, подробно в материале.

Перечень болезней для досрочного увольнения военных в РФ в 2022 году

Следующие заболевания связаны с невозможностью осуществления далее должностных функций для военнообязанных. Полный список установлен в Постановлении Правительства РФ №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Состояние здоровья обязательно должно устанавливаться специальной медицинской комиссией. На основании ее решения, принятого при коллегиальном рассмотрении документов и исследований состояния здоровья врачами, издается приказ о досрочном увольнении с занесением сведений об этом в трудовую книжку. К ним относятся:

  • перепады давления, сложности с работой сердца;
  • онемение конечностей, сбои в функционировании нервной системы;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом, что влечет ограничение подвижности для сотрудника состава бойцов;
  • заболевания дыхательных органов в острой или хронической форме;
  • психические расстройства;
  • ВИЧ и венерические заболевания;
  • дерматит любого происхождения;
  • подтвержденный туберкулез.

Степень заболевания и его длительность дает основания для подразделения состояний здоровья на несколько категорий. Подразделение производится по следующим принципам:

  • А – годен;
  • Б – годен с ограничениями незначительного характера;
  • В – годен к службе частично;
  • Г – не допускается к должностным обязанностям на временной основе;
  • Д – полностью запрет на ведение трудовой деятельности, не годен.

Получение отметок о состоянии здоровья категорий «В» или «Д» дает право или в некоторых случаях необходимо принудительно к прекращению трудового контракта в военной части. Таким уволенным досрочно сотрудникам предоставляется возможность получать социальные выплаты по состоянию здоровья в установленном государством размере. Для этой классификации характерны следующие важные моменты:

Категория «Д»Присваивается, если военнослужащий, в результате ухудшения состояния здоровья, полностью не способен исполнять должностные полномочия.Состояние здоровья и размер компенсаций устанавливается в каждом случае индивидуально. Предоставляется программа реабилитации с целью восстановления функций организма.
Категория «В»Указывается в медицинском заключении для военного состава, если гражданин частично пригоден к службе.Компенсация предоставляется, если вред здоровью причинен при отсутствии вины сотрудника.

Возможно устройство на работу при наличии категории «В» в случаях:

  • если у гражданина есть звание «старшина» или «главный корабельный старшина»;
  • должностные обязанности осуществляются на срочной основе.

Льготы для уволенных по категории В и Д военных в России в 2022 году

Привилегии социального характера по материальному обеспечению предоставлены на основании ФЗ №76 «О статусе военнослужащих». Размер выплат осуществляется за счет государства с учетом таких показателей, как стаж, звание, должность, присвоенная группа инвалидности, неполученные льготы во время работы по контракту.

По закону льготы предоставляются для военных в следующих сферах:

  • медицинское обслуживание;
  • ипотека с частичной компенсацией стоимости жилья за счет государства;
  • предоставление санитарно-курортного лечения;
  • оплата стоимости проезда раз в год до места и обратно по России на общественных видах транспорта на отдых.

Порядок увольнения военных при заболеваниях категории В и Д в РФ в 2022 году

Процедура прекращения трудовых отношений в составе Вооруженных сил РФ прописана в ФЗ №53. Она проходит в несколько шагов:

Выплаты для досрочно уволенных военнослужащих по состоянию здоровья категории В или Д в РФ в 2022 году

Для военнослужащих, состояние здоровье которых ухудшилось в связи с исполнением должностных полномочий или по другим, не зависящим от них обстоятельств, предусмотрены выплаты от государства. К ним относятся следующие при определении следующих характеристик:

  1. При выслуге более 10 лет – государство предоставляет жилье в регионе постоянного нахождения.
  2. При стаже работы до 20 лет – выплата в размере 2 окладов на единовременной основе.
  3. Если деятельность по контракту осуществлялась более 20 лет – платеж за счет бюджета один раз в размере 7 окладов.
  4. По решению командира части – премия в размере 25% от месячного заработка один раз.
  5. Если пенсионный возраст не достигнут (предоставляется раньше, чем стандартно в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин до реализации правительственной реформы), то выплата 2-кратного оклада в течение ближайших 12 месяцев;
  6. При наличии правительственной награды – дополнительно предоставляется 1 оклад.
  7. Если увольнение произошло во время несения военной службы и была нанесена травма единовременно выплачивается 1 млн руб., в случае работы на контрактной основе – 2 млн руб. единовременно.
  8. По Трудовому кодексу РФ оплачивается неиспользованное время отпуска, предшествующего увольнению.
  9. Предоставление оклада за месяц, предшествующий прекращению трудового договора или изменению должностных функций, с дополнительным материальным обеспечением за звание.
  10. При предоставлении больничного листа – расчет согласно данным о стаже работы.
  11. Пособие при установлении группы инвалидности для бывших военных – при установлении 2 группы в размере 7 000 руб. ежемесячно, 3 группы – 2 800 руб.
  12. Военные пенсии, в зависимости от времени отработки на военной службе, в размере от 50 до 85% от среднего дохода в период работы.
  13. Возмещения страхового характера, если полученная травма или заболевание входили в перечень рисков, подлежащих возмещению.
Читайте также:
Как узнать последние действия на МегаФоне

Список документов для увольнения военнослужащих по состоянию здоровья категорий В и Д в РФ в 2022 году

При прекращении службы в Вооруженных силах РФ для получения привилегий материального характера требуется собрать следующий пакет официальных бумаг:

Характеристика с места службы.Сведения о должности, состоянии здоровья, трудовых функциях, возможности оставления на службе бойка.Выдается отделом кадра за подписью командира части, где осуществлялась служба.
Направление на освидетельствование состояния здоровья.В документе указываются личные сведения служащего – ФИО, звание, номер части, выдавшей документ, дата рождения.Документ выдается с целью получения информации о состоянии здоровья служащго с указанием предварительного диагноза на основании справки врача.
Заключение медицинского характера. Подтверждается и должно соответствовать по содержанию сведениями медицинской книжки и другими справками.Указываются результаты освидетельствования, дата обращения с диагнозом, меры по реабилитации.В документе определяется количество потерянных трудовых дней за последние 24 месяца в связи с состоянием здоровья.
Справка о получении травмы, полученной в период исполнения должностных обязанностей.В документе описываются обстоятельства нанесения увечья, причина его получения, время и дата изменения состояния здоровья.В таком виде может представляться справка из отделения травматологии, рапорт о произошедшем событии в части.
Рапорт об увольнении, заверяется командиром части.В нем указываются личные сведения о военном служащем, номер контракта на исполнение должностных функций.Фиксируются причины отправления в отставку, дата и причина увольнения, ссылки на нормативную документацию.

Рекомендация эксперта

При увольнении досрочно в связи с невозможностью исполнять должностные функции в прежнем объеме служащий может заявить о необходимости предоставления ему жилой площади. Также может указываться на необходимость рапортования к постоянному месту жительства до направления на службу. При отсутствии в собственности годного для проживания помещения, государство выделяет жилые квадраты с возможностью оформления права собственности.

Головина Л.Л., начальник кадровой службы военной части

Перечень документов для оформления выплат для увольняемых военных служащих, может меняться, в зависимости от таких обстоятельств, как:

  • назначение пенсии;
  • присвоение группы инвалидности, изменение ее;
  • классификация компенсаций, введение новых привилегий Правительством РФ.

Для получения выплат потребуется предоставить стандартно перечень бумаг:

  • заключение МСЭК о получении травмы во время военных операций, исполнения других обязанностей по службе, указание присвоенной группы инвалидности и категории травмы – годен/не годен/частично;
  • свидетельство о смерти – при гибели военного, получить компенсации за него могут близкие родственники;
  • справка о получении ребенком образования в определенном учреждении;
  • паспорта на всех членов семьи;
  • удостоверение военного.

Дополнительно могут запрашиваться бумаги об отсутствии жилой площади – выписка из Росреестра на имя военного, иные подтверждающие документы.

Срок комиссования при увольнении военнослужащего в 2022 году в РФ

Период, отводимый для определения состояния здоровья военнослужащего, в каждом случае определяется индивидуально. Для получения заключения медицинского учреждения потребуется около 30 дней. Если для установления характера травмы не требуется прохождение медицинской комиссии, тогда служащий получает заключение об освидетельствовании в тот же день. Результат передается в часть в тот же день для внесения соответствующих изменений в трудовой контракт или его прекращения при невозможности несения должностных функций.

При затягивании процесса более, чем на 2-3 месяца, следует обратиться с рапортом к командиру части для решения вопроса по существу. При отказе в рассмотрении заявления либо отказе в переводе на другую должность по состоянию здоровья либо увольнении можно подать заявление в военную прокуратуру или сразу в суд.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Расторжение договора с военным на службу при установлении заболевания медицинской комиссией категорией «В».

– Увольнение рекомендуется по заключению мед комиссии только при наличии болезней категории «Д», то есть при несовместимости ведения служебных полномочий с состоянием здоровья. При категории «В» возможен перевод или изменение должностных функций на более облегченные.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: В прошлом году мой супруг, офицер ВС РФ, прошел медицинскую комиссию. По результату оказалось, что у него значительно ухудшилось здоровье. Командир части рекомендовал ему остаться в части и оформить перевод на другую должность. Решением медицинской комиссии было принято решение о прекращении военной службы и необходимости увольнения. Действительно ли медики могут принять такое решение и оно обязательно к исполнению или следует учесть мнение командира части?

– Решение о необходимости служащего ВС РФ покинуть определенное место исполнения должностных функций принимается на основании заключения медицинской комиссии. В нем указывается, чем вызваны изменения состояния здоровья, возможность восстановления функций организма, периоды для этого. Также в документе указываются рекомендации по смене вида трудовой деятельности либо необходимости увольнения. Этот документ должен приниматься командиром части как основа для изменения отношений со служащим в связи с ухудшением состояния здоровья. В частности, если в заключении указана группа заболевания категории «Д», то это прямое показание для досрочного прекращения трудового договора со служащим.

Читайте также:
Возможность согласования перепланировки

Пример из практики

Гражданин Иванов Л.Д. состоял в военной части в звании офицера. После прохождения очередной медицинской комиссии у него были установлены резке скачки давления и проблемы с сердцем. Присвоена категория заболевания типа «Д» и рекомендовано увольнение. На основании ФЗ №53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», ст.5.1, военные обязаны регулярно проходить медицинское обследование. В ст.51 указанного закона установлен перечень заболеваний, которые вызывают досрочное увольнение. К их числу относятся заболевания сердца и скачки давления. Произведено комиссование с назначением социальных выплат и компенсаций для такой категории служащих российской армии.

Верховный суд может исключить COVID-19 из перечня опасных заболеваний

28 января 2022 года принято к производству Верховного суда Российской Федерации коллективное исковое заявление о привлечении в качестве административного ответчика правительства Российской Федерации по делу о признании недействующим полностью постановления правительства Российской Федерации №66 от 31.01.2022 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил президент «Лиги пациентов» Александр Саверский.

Исковое заявление было подано 20 января 2022 года группой активистов, поручивших ведение данного дела известному юристу, эксперту РАН, президенту «Лиги пациентов» — организации, защищающей права пациентов — Саверскому Александру Владимировичу.

Истцы считают, что принятое 31 января 2022 года правительством РФ постановление №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополняющее перечень п. 16 коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) (код МКБ-10 В 34.2) противоречит закону и причиняет вред не только основным правам граждан, но и здоровью, и даже жизни многих людей.

В качестве аргументов истцы приводят следующее.

Согласно п.п. 2.1 Методических рекомендаций МР 3.1.0170 20 «Эпидемиология и профилактика COVID-19» (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 марта 2022 г.) коронавирусная инфекция COVID-19 (Corona Virus Disease 2019, ВОЗ, 11.02.2020) — острое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом (SARS-CoV-2).

В перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, отсутствуют иные ОРЗ (ОРВИ) и грипп, несмотря на известные за последние годы вспышки атипичной пневмонии, свиного и птичьего гриппа.

30.01.2022 Всемирная организация здравоохранения приняла решение о признании заболевания COVID-19 чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСЗМЗ). Однако такое признание не является чем-то исключительным. Ряд болезней за последние годы были признаны ВОЗ ЧСЗМЗ, в том числе вирус Зика, свиной грипп, которые не занесены в перечень опасных.

Что касается перечня социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, они утверждаются правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Это такие инфекционные заболевания, которые характеризуются тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Однако коронавирусная инфекция (2019-nCoV) 31 января 2022 года не соответствовала ни одному из вышеперечисленных критериев, более того, в момент принятия обжалуемого постановления вообще такого заболевания в России не имелось.

Согласно официальной статистике, ни в одной стране мира не было превышения эпидемического порога заболеваемости COVID-19 вплоть до момента составления данного заявления.

При этом истец отмечает, что все вспышки и эпидемии ОРВИ за последние десятилетия имели одинаковый и успешный сценарий борьбы с ними, который предписан ст. 31 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении карантинов, которые успешно применялись локально, и предписан санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3117 13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», утвержденных Постановлением от 18 ноября 2013 года N 63 Главного санитарного врача РФ. Согласно этим нормам не требовалось объявления этих заболеваний (ОРВИ или грипп) опасными для окружающих, чтобы спокойно справиться с их последствиями традиционным набором мер без чрезмерного ограничения прав и свобод. Необоснованное и чрезмерное нарушение обычного хода действий органов власти из-за обжалуемого постановления правительства РФ привело к массовому нарушению прав — гражданских, личных, коллективных, хозяйствующих субъектов, органов власти, принятию чрезмерных решений.

Истцы просят Верховный суд признать постановление правительства Российской Федерации N 66 от 31.01.2022 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» противоречащим закону и не действующим, а также признать утратившим силу п.16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4916).

Читайте также:
Как вернуть деньги за авиабилеты из-за коронавируса?

Коллективный иск подписали 27 человек, в числе которых известные ученые-медики — Гундаров Игорь Алексеевич, Медведева Ирина Яковлевна, Редько Александр Алексеевич, Шафалинов Владислав Анатольевич, директор Центра геополитики ИФПИ МосГУ — Четверикова Ольга Николаевна, председатель общественного движения «Родители Москвы», председатель Союза советов родителей Москвы Менькова Илона Александровна, помощник председателя МОО «За права семьи» Машкова Александра Владимировна, член Международного союза журналистов, член Союза журналистов России Ковальский Сергей Николаевич.

Военный прокурор разъясняет права на получение звания «Ветеран боевых действий»

Вопрос: С 2013 г. по 2015 г. проходил службу в Чечне, в батальоне разминирования, получал надбавку к денежному довольствию за участие в контртеррористической операции и обеспечение правопорядка (безопасности) на территории Северо-Кавказского региона. В той части я не служу уже. Имею ли я право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», каков порядок обращения, как можно подтвердить участие в выполнении боевых задач?

Ответ: Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что право на получение звания «Ветеран боевых действий» имеют лица, выполнявшие задачи в ходе КТО на территории СКР, начиная с августа 1999 г.

Согласно приказу Министра обороны РФ от 11.08.2012 №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», в случае увольнения с военной службы, для получения удостоверения вам необходимо обратиться в комиссию военного округа, на территории которого вы проживаете, через военный комиссариат субъекта РФ по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

Необходимо представить документы, подтверждающие участие в выполнении боевых задач. К числу таких документов относятся:

– выписка из личного дела (в послужном списке) военнослужащего, проходящего (проходившего) военную службу по контракту, с указанием периода выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (участия в контртеррористических операциях);

– выписка из п. 17 раздела «Общие сведения» военных билетов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, с указанием периода пребывания в частях, выполнявших задачи в условиях военного конфликта;

– справки установленной формы о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций, и о времени фактического участия в боевых действиях;

– справки о ранениях, травмах, контузиях, полученных при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе РФ;

– выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, входившей в состав Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона (декабрь 1994 г. – декабрь 1996 г.) или Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (с сентября 1999 г.). Перечень воинских частей, привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, а также период выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивой Генштаба ВС РФ;

– командировочные удостоверения с отметками о пребывании в составе воинских частей, участвовавших в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, и приказы соответствующих командиров (начальников), направивших военнослужащих в командировку для выполнения боевых задач;

– наградные материалы, свидетельствующие о том, что представляемый к награждению принимал участие в боевых действиях в указанные периоды и в указанных регионах.

При отсутствии необходимых документов факт участия военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в выполнении боевых задач может быть подтвержден соответствующими справками архивов. Порядок направления запросов в архивные учреждения регулируется директивой министра обороны РФ от 25.03.1995 № Д-6. Запросы на военнослужащих оформляются воинскими частями и кадровыми органами по месту их службы, а на военнообязанных и лиц, снятых с воинского учета, – военными комиссариатами по месту жительства.

При прохождении военной службы (в зависимости от того, где вы служите) необходимо обратиться:

– в центральную комиссию Минобороны по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ВБД – проходящим военную службу (работающим) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ (далее – организации), им подчиненных, проходящим военную службу (работающим) в главных командованиях видов Вооруженных Сил РФ и командованиях родов войск Вооруженных Сил РФ (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами РФ;

– в комиссию военного округа, флота, войсковую часть 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ВБД – проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящим военную службу (работающим) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил РФ, родов войск Вооруженных Сил РФ.

Читайте также:
Срок эксплуатации спецодежды: нормы

Справочная информация об организации оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, и членам их семей

Организация оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военнослужащие), гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – граждане, уволенные с военной службы), и членам их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 мая
1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от
21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911
«О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей», приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 20 «Об организации медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях (далее – военно-медицинские организации) Минобороны России.

Военнослужащие могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между Минобороны России и другими федеральными органами исполнительной власти.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее – медицинские организации) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 расходы медицинских организаций по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются военными округами на основании договоров, заключенных с указанными медицинскими организациями, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.

Для приема военнослужащих в медицинские организации на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются направление командира (начальника) соединения, воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, согласованное с медицинской службой военного округа, с указанием в нем паспортных данных больного, цели направления в медицинскую организацию, наименования военного округа, к которому относится по подчиненности воинская часть, соединение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью воинской части, соединения или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, и документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, военный билет или паспорт). При наличии показаний для оказания медицинской помощи в неотложной форме военнослужащие госпитализируются в медицинскую организацию немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.

В целях повышения социальной защищенности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, 27 марта 2015 г. Правительством Российской Федерации издано постановление № 282, устанавливающее порядок бесплатного обеспечения военнослужащих лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций.

Бесплатный отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащим при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь указанным военнослужащим в соответствии с договорами об оказании медицинской помощи, заключенными между этими медицинскими организациями и военными округами. При этом, расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих возмещаются Минобороны России (его уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и Минобороны России (его уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами указанных военнослужащих.

При получении лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащий представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше
18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях Минобороны России. Лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются членам семей офицеров при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских организаций Минобороны России, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Читайте также:
Обстоятельства, исключающие преступность: что это значит

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях Минобороны России осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи военнослужащим и членам их семей осуществляется по территориальному принципу в целях создания оптимальной нагрузки на военно-медицинские организации, позволяющей максимально эффективно осуществлять медицинское обеспечение прикрепленного контингента.

Территориальный принцип основан на прикреплении военнослужащих, проходящих военную службу в определенных воинских частях, соединениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей для оказания медицинской помощи к соответствующим военно-медицинским организациям Минобороны России.

Прикрепление на медицинское обеспечение к структурным подразделениям военно-медицинских организаций Минобороны России, оказывающим первичную медико-санитарную медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее – поликлиники), на следующий год военнослужащих, членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, осуществляется на основании списков, представляемых по установленной форме ежегодно к
1 декабря текущего года командованием воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

При этом, на членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, в поликлинику представляются следующие документы:

справка, выданная кадровым органом воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации о составе семьи офицера (форма 11 к Правилам оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала и членам их семей (приложение к Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 205/2/588) (далее – Правила);

справка кадрового органа воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), в которой указываются данные графы 21 послужного списка офицера и номера судебного решения о признании иждивенцем или приказа командира воинской части о признании иждивенцем (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);

выписка из домовой книги (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);

полис обязательного медицинского страхования (при наличии).

справка сер. МСЭ 003, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке
«с детства» (для детей офицеров старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

справка образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения).

При наличии в штате воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской службы, имеющей штатный врачебный персонал, военнослужащие прикрепляются к военно-медицинской организации Минобороны России для оказания консультативно-диагностической помощи. Консультативно-диагностическая помощь оказывается по направлениям начальников военно-медицинских организаций Минобороны России или начальников медицинской службы воинских частей.

Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями военнослужащим и членам их семей безотлагательно и бесплатно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских организациях Минобороны России, распространяется и на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (далее – пенсионеры Минобороны России).

Пенсионерам Минобороны России все виды медицинской помощи, включая специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, оказываются в военно-медицинских организациях Минобороны России бесплатно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны России.

Читайте также:
Как расплатиться бонусами Спасибо в Пятерочке?

Члены семей офицеров, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (далее – члены семей офицеров, уволенных с военной службы), имеют права на медицинскую помощь, аналогичные правам членов семей офицеров, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи пенсионерам Минобороны России и членам семей офицеров, уволенных с военной службы, также осуществляется по территориальному принципу.

Прикрепление к поликлиникам пенсионеров Минобороны России и членов семей офицеров, уволенных с военной службы, осуществляется на основании заявления и прилагаемых к нему следующих документов и их копий:

пенсионного удостоверения (с отметкой о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации) или справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации Минобороны России (формы № 3, № 4 к Правилам) (для офицеров и прапорщиков запаса (в отставке));

открепительного талона (для офицеров запаса (в отставке), состоявших на момент увольнения с военной службы на медицинском обеспечении в другой военно-медицинской организации Минобороны России);

справку сер. МСЭ 003, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке
«с детства» (для детей офицеров запаса (в отставке) старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

справку образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров запаса (в отставке) в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);

военного билета офицера запаса;

полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).

Согласно статье 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» на обследование и лечение в военно-медицинские организации Минобороны России также могут приниматься без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

а) граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

б) членов семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

в) граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В этой связи, при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь им оказывается в медицинских организациях в рамках обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, в территориальные программы обязательного медицинского страхования не входят услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и обеспечению лекарствами, изделиями медицинского назначения.

В этой связи, пенсионерам Минобороны России, нуждающимся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь в указанном объеме оказывается в медицинских организациях на основании договоров, заключенных между военными округами (по представлению соответствующих военных комиссариатов субъектов Российской Федерации) и указанными медицинскими организациями.

При обращении в медицинскую организацию пенсионером Минобороны России предъявляется справка, выданная военным комиссариатом субъекта Российской Федерации, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей безотлагательно и бесплатно.

Верховный суд разъяснил, является ли COVID-19 форс-мажором, и другие вопросы применения актуального законодательства

21 апреля Верховный суд РФ дал очень важные разъяснения по целому ряду вопросов, связанных с применением действующего законодательства. В последние два месяца принято значительное число законодательных изменений, направленных на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В этой связи многие правоприменители столкнулись с необходимостью перестраивать привычную практику с учётом новелл.

У судов, в частности, не было единого понимания эпидемиологической ситуации с точки зрения её юридически значимых последствий. Предпринимательское сообщество также недоумевало, можно ли считать COVID-19 форс-мажором, ведь несмотря на то, что подобные обстоятельства прямо не называются законом непреодолимой силой, на практике новая коронавирусная инфекция стала реальным препятствием при реализации целого ряда финансовых и социальных обязательств.

Читайте также:
Психологический прессинг на работе: что делать

Итак, в этом материале мы изучаем Обзор Верховного суда по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Все вопросы в Обзоре структурированы по тематическим блокам.

Первым делом ВС РФ прояснил некоторые аспекты применения процессуального законодательства.

Относительно возможности отложения, приостановления и продления срока рассмотрения судебного разбирательства в условиях COVID-19 высшая судебная инстанция пояснила, что поскольку принятые законодательные изменения не позволяют гражданам свободно перемещаться и находиться в общественных местах и государственных структурах, это положение может служить основанием для отложения судебного разбирательства в силу статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 1 статьи 253 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Суды, в том числе арбитражный суд, вправе также приостановить производство по делу, если лица, участвующие в деле (в уголовном процессе — обвиняемый и подсудимый), лишены возможности присутствовать в судебном заседании. Продлевать срок рассмотрения дела в нынешних условиях также допускается, но только решением председателя суда или его заместителя.

При этом Верховный суд отметил, что вопрос об отложении, приостановлении производства или о продлении процессуальных сроков суды будут решать самостоятельно в зависимости от конкретного дела. Стандартными критериями здесь будут возможность рассмотрения дела без участвующих лиц, а также безотлагательность рассмотрения.

По поводу объявленных Президентом нерабочих дней и их влияния на течение процессуальных сроков Верховный суд разъяснил, что этот период подлежит включению в процессуальные сроки, а перенос дня окончания процессуальных сроков на следующий за этими днями рабочий день не допускается. Дело в том, что указы Президента об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, поэтому природа этих нерабочих дней не совсем классическая и последствия особенные.

Кроме того, если гражданин вследствие режима самоизоляции пропустил процессуальные сроки, это будет считаться пропуском по уважительной причине, и сроки будут подлежать восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

Относительно порядка применения гражданского законодательства Верховный суд также дал ряд разъяснений. Это самый крупный блок Обзора. Пожалуй, сравниться с ним по объёму может только заключительный блок по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях.

Много вопросов по поводу течения сроков. Например, какие последствия, если последний день срока исполнения обязательства или срока исковой давности приходится на день, объявленный Главой государства нерабочим. Здесь Верховный суд подтвердил высказанную выше позицию о природе «коронавирусных выходных». Они не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ и трудовым правом. Это вынужденная мера, направленная на защиту здоровья населения и не носящая повсеместный характер. Поэтому каждый случай следует рассматривать индивидуально, в зависимости от региона и наличия реальной возможности исполнения обязательств. Иначе возможны злоупотребления этой причиной.

Важно, что при этом ВС РФ подчеркнул, что если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам пункта 3 статьи 401 ГК РФ, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Должник не несёт ответственности за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, а кредитор не лишён права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причинённые просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

То есть здесь Верховный суд дал, пожалуй, самое долгожданное разъяснение: является ли коронавирус форс-мажором, непреодолимой силой? ВС РФ довольно аккуратно пояснил, что критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы, закреплены в статье 401 ГК РФ, а также напомнил о постановлении Пленума от 24 марта 2016 года № 7, в котором дано толкование обстоятельств непреодолимой силы.

Суд подтвердил требование ГК о чрезвычайном и непредотвратимом характере таких обстоятельств, заметив, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий её осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела.

Возможно, предприниматели ждали более однозначного ответа, но Верховный суд фактически сказал так: «Автоматически, только по факту, коронавирусная ситуация не будет являться форс-мажором. Но в каждом конкретном деле разберутся суды». В общем, надежда есть.

Читайте также:
Временный воинский учет при смене прописки

Судам предстоит также самостоятельно и индивидуально решать вопросы восстановления и приостановления сроков исковой давности, руководствуясь Гражданским кодексом и собственным убеждением.

По поводу применения законодательства о банкротстве Верховный суд высказался, в частности, о введённом моратории на банкротство. Если лицо-должник включено в перечень лиц, на которых распространяется мораторий, заявления кредитора о признании должника банкротом будет возвращаться арбитражным судом в силу прямого требования закона. При этом в условиях введённого моратория исполнительные производства могут приостанавливаться, и сохранение арестов допускается, именно поэтому суды могут продолжать выдавать исполнительные листы.

Отдельный блок Обзора — вопросы применения уголовного законодательства. Здесь Верховный суд однозначно подтвердил, что обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан в смысле примечаний к статье 207.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и к статье 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

А вот любопытный вопрос, каковы критерии разграничения административной и уголовной ответственности за распространение недостоверных сведений о COVID-19? Высший судебный орган отметил важность двух факторов: публичное распространение и заведомая ложность информации, связанной с новой коронавирусной инфекцией. И, конечно, общественная опасность деяния. В этом случае оно будет квалифицировано как преступление.

При этом ВС РФ отметил, что лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях статьи 207.1 или статьи 207.2 УК РФ, если деяние совершено до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2022 года № 100-ФЗ, то есть до 1 апреля 2022 года.

И это совершенно справедливо, именно так работает принцип недопустимости обратной силы закона, ухудшающего положение человека.

Наконец, заключительная подборка вопросов о применении законодательства об административных правонарушениях.

Здесь в числе прочего Верховный суд разъяснил, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таких правонарушений составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения. Местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

Относительно лиц, которые подлежат административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ВС РФ пояснил, что это лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Протоколы по таким делам вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Вот такой детальный Обзор сделал Верховный суд России. В этом материале мы остановились на самых острых и важных моментах, поэтому очень рекомендуем самостоятельно ознакомиться с полным текстом Обзора.

КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

Один из экспертов «АГ» отметил, что Конституционный Суд подтвердил обязанность государства исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда здоровью военнослужащих. Второй эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия данного постановления, поскольку предыдущие разъяснения не отвечали на все вопросы, возникающие на практике. По мнению третьего, КС вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция судьи, высказанная в особом мнении, представляется более правильной.

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Читайте также:
ЦБ изменил правила заполнения платежек по зарплате

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Читайте также:
Нулевой бухгалтерский баланс ООО 2022 образец заполнения

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

Ссылка на основную публикацию