Оспаривание решений и штрафов ИФНС в Самаре

Решением Советского районного суда г. Самары в удовлетворении административного иска ИФНС по Советскому району г. Самары к административному ответчику о взыскании обязательных платежей и санкций отказано в полном объеме

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № НОМЕР по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

Административный истец ИФНС по Советскому району г. Самары обратился в суд с административным иском к ФИО1 о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о Выдаче судебного приказа и взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований истец указывает, на налоговом учёте в ИФНС России по Советскому району г. Самары состояла в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 с ДАТА-ДАТА г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

17.07.2014 г. налогоплательщик представил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 год, с нарушением срока предоставления.

В связи с тем, что налоговые декларации по НДФЛ были поданы с нулевыми суммами уплате сумма штрафа за несвоевременные сроки предоставления деклараций по пункту 1 ст. 119 НК РФ составила 1 000 рублей.

Налоговым органом в отношении должника выставлены требования об уплате штрафа: 01 12 по состоянию на 02.02.2015 г. по сроку уплаты до 20.12.2015 г. В требованиях сообщалось о наличии у него задолженности. Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром исходящей заказной почтовой корреспонденции.

В связи с тем, что налогоплательщик не оплатил недоимку по налогам, 14.08.2022 г. налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ № НОМЕР вынесен 14.08.2022 г.

04.09.2022 г. Мировым судьей судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары Самарской области было вынесено определение об отмене судебного приказа по административному делу № НОМЕР от 14.08.2022 г. В отношении ФИО1.

Установленный законом срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа инспекцией был пропущен вследствие загруженности сотрудников инспекции.

На основании вышеизложенного, административный истец просит восстановить процессуальный срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа; взыскать с должника ФИО1, ИНН НОМЕР недоимку на общую сумму 1000 рублей. По налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 22 7 Налогового кодекса Российской Федерации: штраф в размере 1000 руб.

Представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, воспользовалась правом на ведение дела в суде через своего представителя.

Представитель административного ответчика Антонов А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагал, что приведенные истцом доводы об уважительности причин пропуска срока исковой давности не являются уважительными.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 57 Конституции РФ и 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе Взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом , предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым Код ексо м.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ст. 82 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 45 ч. 1 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 6 ст. 22 7 НК РФ уплата НДФЛ производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок Взыскания обязательных платежей и санкций.

Читайте также:
Какие льготы организациям инвалидов в 2022 году

В силу части 2 указанной статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В случае неисполнения физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (ст. 48 ч. 1 НК РФ).

В то же время, согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесении судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что ФИО1 состояла на налоговом учёте в ИФНС России по Советскому району г. Самары состояла в качестве индивидуального предпринимателя с 29.11.2007 г. по 07.11.2013 г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП – Л.д. 7-11.

Согласно представленному в материалы дела акту № НОМЕР от 21.10.2014 г. в отношении ФИО1 была проведена камеральная налоговая проверка с 17.04.2014 г. по 17.10.2014 г. 17 . 07.2014 г. налогоплательщик представил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 год, с нарушением срока предоставления.

В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

15.12.2014 г. Решением № НОМЕР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заместителем начальника ИФНС по Советскому району г. Самары Советник государственной Гражданской службы РФ 2 класса ФИО2, рассмотрев акт камеральной проверки от 21.10.2014 г. №НОМЕР в отношении ИП ФИО1 решил: привлечь ИП ФИО1 к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 119 НК РФ, с нее взыскан штраф в размере 1 000 руб.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ. Тем самым ИП ФИО1 нарушены, п. 5, п. 6. ст. 227, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ.

Налоговым органом выставлено налоговое требование № 112 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 02.02.2015 г. Уплатить задолженность необходимо в срок до 20.02.2015 г.

С указанной даты исчисляется шестимесячный срок на обращение за судебной защитой, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ.

Вместе с тем, доказательств обращения с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный законодательством срок, истец не предоставил.

В связи с тем, что налогоплательщик не оплатил недоимку по налогам, 14.08.2022 г. налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ № 2а- 1703/2022 вынесен 14.08.2022 г.

04.09.2022 г. Мировым судьей судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары Самарской области было вынесено определение об отмене судебного приказа по административному делу № НОМЕР от 14.08.2022 г. В отношении ФИО1.

Административный истец — ИФНС России по Советскому району г. Самары обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций 05.02.2022 г.

Между тем, исходя из положений ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Факт пропуска срока на обращение за судебным приказом признается самим истцом, заявлено ходатайство о его Восстановлении.

В обоснование данного ходатайства, истец указывает, что установленный законом срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа инспекцией был пропущен вследствие загруженности сотрудников инспекции.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст. 48 или пунктом 1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Административный истец ИФНС России по Советскому району г. Самары просит суд восстановить процессуальный срок на подачу заявления о взыскании с ФИО1 задолженности.

Однако, суд полагает, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не содержит каких-либо уважительных причин обосновывающих пропуск срока, занятость сотрудников налогового органа к таковым не относится.

При таких обстоятельствах, суд не может счесть пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным а, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.

Читайте также:
Звонки от коллекторов с угрозами и хамством

Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без Уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Также, в ходе судебного заседания представитель административного Ответчика Антонов А.П. возражал против восстановления срока по причине загруженности налогового органа. Также представитель административного ответчика приобщил уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе, согласно которому 07.11.2013 г. ФИО1 прекратила деятельность в качестве ИП.

В материалы дела представлена справка серии МСЭ-2017 № НОМЕР, согласно которой ответчик имеет вторую группу инвалидности бессрочно.

Решением мирового судьи судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самары Самарской области от 29.05.2017 г. установлено, что в период с 16.10.2014 года по 09.11.2016 год истец находилась на стационарном лечении в отделении № НОМЕР ГБУЗ «НАЗВАНИЕ». Тем самым она была лишена возможности получать доходы, встать на учет в службу занятости или обратиться за назначением пенсии по инвалидности. ФИО1 не работает, получает только назначенную пенсию, имущества в собственности истца, в том числе недвижимого или транспортных средств нет, в браке истец не состоит,

Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Советскому району г.о. Самары к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций — отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 25.02.2022 года.

Подпись Судья: Е.В. Топтунова

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены

Я подаю в суд. на ФНС

Налоговики приписали лишнего? Внеплановая проверка была проведена с серьезными нарушениями? Или незаконно доначислили налог, насчитали пеню и назначили штраф? Что ж, пора перестать выбирать «тактику страуса», прекратить «засовывать голову в песок» и начать действовать! Если действия налоговиков действительно незаконны, шансы на успешное обжалование весьма и весьма высоки. Правда, при условии соблюдения всех процессуальных особенностей.

Все дело в том, что по подачи судебной жалобы отдельные споры граждан с налоговыми органами должны быть рассмотрены в досудебном порядке. И только потом, если досудебный порядок результатов не даст, можно обращаться в суд. В каких случаях можно подать в суд на налоговую, и что это за такой досудебный порядок? Рассказываем обо всем по порядку.

Когда можно подать на налоговую в суд?

Вообще, есть масса оснований, чтобы подать на налоговую инспекцию в суд. Это могут быть как ненормативные акты, изданные ИФНС, так и действия/бездействия инспекторов. В том числе, выраженные в:

  • отказе в возврате излишне уплаченного налога, процентов на сумму излишне взысканного налога;
  • принятии решения об остановке операций по счетам;
  • направлении требования о доплате налога, уплате пеней и штрафов;
  • принятии решения о взыскании налога без должных на то оснований;
  • отказе в регистрации юр. лица или ИП, предъявлении непредусмотренных законом требований;
  • действиях по истребованию у налогоплательщика документов;
  • действий по осмотру помещений налогоплательщика;
  • отказе в предоставлении налогового вычета и в иных случаях.

В общем, любое действие/бездействие/ненормативный акт можно обжаловать, если он, по мнению налогоплательщика, нарушает его права и законные интересы. Но для начала придется подать жалобу в вышестоящий орган – законодательство предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования действий и решений налоговиков (п. 2 ст. 138 НК).

Досудебное урегулирование конфликта

Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками осуществляется путем обжалования решений и действий в вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик может обжаловать их путем подачи (п. 1 ст. 138 НК):

  1. Апелляционной жалобы. Она подается при обжаловании не вступивших в силу решений инспекции о привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  1. Жалобы. Она подается на вступившие в силу ненормативные акты ИФНС, действия и бездействия инспекторов, если, по мнению налогоплательщика они нарушают его интересы.

Подавать их необходимо в вышестоящий налоговый орган. Например, если обжалуется решение районной ИФНС, жалоба подается в ИФНС субъекта. Но, через ИФНС, решения которой обжалуются. Впоследствии она в течение трех дней перенаправляет жалобу в ответственный орган.

Жалоба подается в ИФНС в письменной или электронной форме. Подать ее можно на личном приеме, направить по почте либо подать удаленно – через портал Госуслуг или личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. На подачу жалобы у налогоплательщика есть 12 месяцев с момента, как он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК). Апелляционную жалобу можно подать только до момента, пока обжалуемое решение не вступило в силу (п. 2 ст. 139.1 НК).

Решение по жалобе на привлечение налогоплательщика к ответственности принимается в течение месяца. По всем остальным жалобам срок рассмотрения – 15 дней (п. 6 ст. 140 НК). Если за это время решение по жалобе не будет принято или она будет оставлена без удовлетворения, можно подавать жалобу на налоговую инспекцию в суд.

Как составить иск к ИФНС?

Обращение в суд в части обжалования решений и действий ИНФС оформляется в виде:

  • административного иска, если заявителем является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя;
  • заявления об оспаривании ненормативного акта или действия/бездействия, если заявитель – ИП, юр. лицо, и жалоба вытекает из административных правоотношений.
Читайте также:
Письмо о назначении платежа

Состав таких исков к налоговой инспекции в суд идентичный (за исключением ссылок на НПА), рассматривать их по отдельности нецелесообразно. Указанные заявления в любом случае должны соответствовать требованиям ст. 199 АПК, ст. 220 КАС, и содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование заявителя, его адрес и контактные данные;
  • наименование административного ответчика, органа ИФНС, должностного лица, чьи действия и решения обжалуются;
  • обстоятельства, при которых было принято обжалуемое решение;
  • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
  • перечень приложенных документов.

Составить заявление самостоятельно не так и сложно, как может показаться на первый взгляд. В качестве шаблона можно использовать представленный ниже образец. А если опыта составления таких документов недостаточно, вы всегда сможете заказать заявление у профессиональных юристов.

Какие документы приложить?

К заявлению необходимо приложить комплект документов, обосновывающих его содержание. Традиционно в комплект документов входит:

  • копия обжалуемого решения + копия акта проверки, если она проводилась + приложения к акту;
  • копия решения ИФНС о проведении проверки;
  • копия жалобы, апелляционной жалобы, поданной в досудебном порядке;
  • копия решения, принятых по жалобе, апелляционной жалобе;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, юр. лица;
  • документ об отправке копии заявления ответчику;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Как, куда и когда подать?

Заявления и административные иски подаются:

  • в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, чье решение обжалуется, если заявитель – ИП или юр. лицо;
  • в районный суд по месту нахождения налогового органа, если заявитель – физлицо без статуса ИП.

Заявление можно подать лично в компетентный суд, направить его почтовым отправлением с уведомлением о вручении или подать в электронной форме, вместе с прилагаемыми документами через личный кабинет в информационной системе «Мой арбитр». Административный иск можно подать в электронной форме только при наличии соответствующего функционала на сайте компетентного суда.

Заявление или административный иск можно подать в суд в течение 3 месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов решением налогового органа (п. 4 ст. 198 АПК, ст. 219 КАС).

Госпошлина

При подаче заявления в арбитражный суд заявитель должен уплатить госпошлину в размере 300 рублей для граждан и 3 тыс. рублей для организаций (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК). При подаче административного иска госпошлина составит, опять же, 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК).

Порядок и сроки рассмотрения заявления

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (п. 1 ст. 200 АПК). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (п. 1 ст. 226 КАС). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.

Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):

  • осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
  • устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС. Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате. Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.

Как оспаривать результаты налоговых проверок: развернутая инструкция

Практически каждый налогоплательщик сталкивался с ситуацией, когда налоговые органы по результатам проверки доначисляли налоги или отказывали в возмещении НДС.

Что делать в такой ситуации? Стоит ли налогоплательщику отстаивать свою позицию и пытаться доказать свою правоту, и какие возможности для спора у него есть?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Причины возникновения налоговых споров

Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования. Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Читайте также:
Расскажите, пожалуйста, про договор дарения

Истребование документов

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:

  • обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;
  • заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;
  • представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;
  • представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Права налогоплательщика

Многие компании, увидев огромный объем документов (а в последнее время складывается практика, что при проведении выездной проверки налоговые органы запрашивают много аналитической информации), отвечают налоговому органу, что НК РФ это не предусмотрено, либо игнорируют данные требования и, соответственно, в ответ получают претензии со стороны налогового органа в виде штрафных санкций.

Следует напомнить, что пунктом 3 статьи 93 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС — по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

После получения уведомления налоговый орган в течение двух дней со дня получения вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Подготовка возражений на акт выездной проверки

Следующей важной частью спора является подготовка возражений. Общий срок подготовки возражений — 1 месяц с даты получения акта.

Какие доводы приводить в возражениях — решать самой организации. В данном вопросе следует опираться на конкретную ситуацию. И возможно излагать не все «козыри», а оставить их на дальнейшее рассмотрение, например, в жалобе или суде. Но, здесь необходимо подойти объективно, так как некоторые арбитры высказывают «недовольство» в случае, если налогоплательщик заявляет аргументы, которые он раньше не раскрывал ни возражениях, ни в апелляционной жалобе.

Рекомендуем проверить арифметику и правильность всех расчетов, а также соответствии их первичным документам. Ошибки бывают и в этом случае.

Также мы рекомендуем в доводах на акт проверки указывать на разъяснения ФНС России и Минфина, (ведь налоговый орган обязан ими руководствоваться, особое внимание на письма ФНС, обязательные к исполнению территориальными налоговыми органами, опубликованными на сайте nalog.ru), а также на сложившуюся арбитражную практику по оспариваемому вопросу.

Мы рекомендуем, очень тщательно подходить к данному вопросу и изучать обзоры судебной практики по налоговым спорам, которые регулярно публикует ФНС России. Причем следует отметить, что в этих обзорах размещены дела, которые рассматриваются в пользу не только налоговых органов, но и дела, в которых позицию налоговых органов арбитражные суды не поддержали.

Если налоговый орган, рассмотрев возражения организации, отказал в удовлетворении, и вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, то ее ждет следующая ступень в доказывании своей правоты-это подача апелляционной жалобы. Ее можно подать в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 статьи 101 НК РФ).

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается. Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов.

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства;
    • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;
    • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;
    • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;
    • срок подачи апелляционной жалобы лучше не нарушать, так как законодательство не предусматривает возможность его восстановления. Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание —подпункт 2 пункта 1, пункт 4 статьи 139.3 НК РФ
    • четко соблюдать все требования к содержанию жалобы, предусмотренные налоговым кодексом. (пункты 2- 6 статьи 139.2 НК РФ)
      • апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через налоговый орган вынесший это решение. Это значит, что именно инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Передать жалобу вместе со всеми документами налоговые органы должны в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы. (пункт 1 статьи 139 НК РФ).При этом Налоговый кодекс РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке.

      — отменить решение нижестоящего налогового органа,

      — оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,

      — отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.

      Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность (подпункт 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

      Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

      Если организация не подавала апелляционную жалобу на решение, то по истечению месяца с даты вручения решения, оно вступит в силу.

      Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

      Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

      Если организация прошла стадию досудебного обжалования и недовольна решением вышестоящего налогового органа, она может обжаловать решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ).

      Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).

      Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.

      Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.

      Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:

      • Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
      • Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
      • Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
      • Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
      • Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
      • Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
        • сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
        • подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
        • осмотру помещений и инвентаризации
        • перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
        • предоставление дополнительных документов;
        • четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
        • анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.

        Социальные сети ГК “Бизнес Гарант”

        ГК «Бизнес Гарант», © 2005 – 2022 Бухгалтерские услуги и консультации в Самаре и Тольятти

        Оспаривание решений и штрафов ИФНС в Самаре

        Оказываем помощь на всех этапах выездной, тематической, камеральной налоговой проверки, включая судебное оспаривание ее результата

        Представляем Ваши интересы в налоговых органах, готовим возражения, обжалуем решения налоговых органов, отстаиваем Вашу позицию в суде.

        Сопровождаем на комиссии ФНС, готовим к вопросам инспектора и прорабатываем формулировки ответов. Проверяем правильность отражения показаний, исключаем некорректные вопросы, пресекаем злоупотребления со стороны инспектора.

        Определяем риски, проводим аудит налоговых проблем, подбираем инструменты для планирования и разрабатываем схемы для минимизации налогов, защиты активов компании и имущества собственников.

        Налоговый юрист оценивает бизнес, сделку, операцию с позиции налогового инспектора: находим слабые места и устраняем их до проверки.


        Юристы «Бекер и партнеры» помогут минимизировать риски налоговых доначислений. Грамотно выстроим позицию компании на начальном этапе – это значительно увеличит шансы удачного прохождения проверки.

        Подключимся к сопровождению на любом этапе проверки, сформируем доказательственную базу ВАшей компании, а так же опровергнем слабые доводы ФНС, разработаем четкий план действий и будем совместно его внедрять с целью победы в налоговом споре.

        Обжалуем результаты налоговой проверки, добьемся снижения доначислений.

        Уже в рамках первичной консультации мы проведем экспресс-анализ документации и определим перспективы оспаривания. Это бесплатно и ни к чему Вас не обязывает.

        • СЗащита в ходе предпроверочного анализа, отдельных мероприятиях налогового контроля, участие в комиссиях по налоговым рискам
        • Предварительный аудит деятельности компании, выявление всех возможных налоговых рисков, изучение финансовой, бухгалтерской отчетности, сделок и операций.
        • Определение порядка предоставления информации и документов в ФНС, подготовка ответов на запросы налогового органа
        • Формирование правовой позиции с учетом анализа первичных документов, подтверждения реальности финансово-хозяйственных операций. Статья: 12 критериев для выездной налоговой проверки
        • Проверка требований ИФНС на предмет соответствия действующему законодательству.
        • Подготовка всех необходимых процессуальных документов, включая письма в ИФНС, жалобы и прочее.
        • Сопровождение при проведении выемки, осмотров и инвентаризаций.
        • Подготовка и сопровождение сотрудников компании на допросы в налоговом органе.
        • Контроль за действиями проверяющих, фиксация нарушений для целей последующего обжалования. Cтатья: Самые распространенные нарушения при проведении выездной налоговой проверки
        • Анализ акта налоговой проверки, ознакомление со всеми материалами и документами налогоплательщика
        • Подготовка перечня правовых оснований для оспаривания акта ФНС по результатам проверки в целом или его отдельных положений.
        • Подготовка возражений на акт налоговой проверки и участие в рассмотрении материалов проверок.
        • Подготовка апелляционной жалобы на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган, подготовка жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Скачать образец апелляционной жалобы
        • Представление интересов налогоплательщика при рассмотрении материалов проведенной проверки.
        • Ознакомление с материалами налоговой проверки и документами налогоплательщика
        • Подготовка искового заявления в Арбитражный суд и сбор доказательной базы.
        • Обжалование принятых налоговым органом обеспечительных мер (арест имущества, приостановление операций по счетам)
        • Возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

        Профессиональные налоговые юристы «Бекер и партнеры» предлагают свои услуги как на стадии досудебного урегулирования налоговых споров, так и сопровождение разрешения спора в судебном порядке.

        • Подготовка обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

        Подготовка позиции клиента, экспертиза документов, обжалование актов налоговых органов, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде.

        Наша задача: максимально быстро восстановить Ваши нарушенные права и не допустить их ущемления в дальнейшем. В 8 из 10 случаев мы добиваемся запрета на принудительное взыскание и наложение ареста на имущество уже в начале спора

        доказательства отсутствия вины должностных лиц в неуплате налоговых платежей, неправильном исчислении размера налогов и сборов, неправильном документарном оформлении хозяйственных операций и т.п.;

        приостановление взыскания денежных средств и обращения взыскания на имущество до разрешения судебного спора с налоговым органом;

        взыскание с налогового органа причиненного неправомерными действиями должностных лиц материального ущерба и убытков, причиненных вынесением незаконных решений в отношении налогоплательщика;

        привлечение к ответственности должностных лиц налоговых органов, совершивших неправомерные действия в отношении налогоплательщика;

        признание недействительными актов и решений налоговых органов, приостановление их исполнения до вынесения судом окончательного решения по спору;

        освобождение из-под ареста имущества предприятия, исключение отдельных видов имущества из актов описи и ареста, составленных налоговыми органами или судебными исполнителями.

        Консультации, участие в комиссиях по легализации, подготовка ответов на требования ИФНС, выезды в ИФНС в связи в вызовами налогоплательщика, подготовка всех необходимых документов..

        Изучение документов, анализ рисков, консультации, подготовка документов, в том числе, пояснений по контрагентам, выезды в ИФНС в связи с вызовами налогоплательщика, участие адвоката в допросах руководителей налогоплательщика и иных лиц.

        Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных

        Анализ всех процессов в компании или группе компаний, которые влияют на формирование налоговых обязательств

        Формирование более эффективной структуры , для обеспечения необходимой диверсификации бизнеса в группе компаний

        Разработка системы оптимального распределения имущества, товарных и сырьевых активов, перераспределение денежных потоков

        Внимание! Вас должно насторожить, если директора Вашей компании вызывают на комиссию по «разрывам» НДС, дачи пояснений по ведению хозяйственной деятельности с высокими налоговыми рискам, на простую беседу с налоговым инспектором.

        Это мероприятия налогового контроля и их цель: выявить и запротоколировать налоговые нарушения, допущенные Вами в ходе деятельности и доказательства этого, получить от Вас обещание осуществить доплату в бюджет.

        Именно на этой стадии – самое время привлечь налогового юриста, который объективно оценит налоговые риски, проведет мероприятия по их минимизации, тем самым исключив возможность дальнейшего давления на Вас со стороны налогового органа.

        Даем рекомендации по устранению всех выявленных рисков, снижаем вероятность привлечения владельцев и руководства к субсидиарной ответственности

        Управляющий партнер.
        В 2002 году окончила Самарский Государственный Экономический университет по специализации Юриспруденция – Борьба с правонарушениями в сфере экономики.
        Стаж профессиональной деятельности 12 лет.
        Юридический профиль – правовое регулирование коммерческой деятельности, любые вопросы корпоративного права.
        Юридическая, финансовая, налоговая проверка планируемых сделок, налоговые споры.

        Управляющий партнер.
        Руководитель направления сопровождения и обслуживания юридических лиц. Представляет интересы компаний в спорах с Федеральной налоговой службой, при проведении мероприятий налогового контроля.

        Ведущий юрист.
        Практический опыт в юриспруденции более 8 лет. Специализируется на арбитражных спорах, сопровождении процедур банкротства как со стороны кредитора, так и со стороны должника. Имеет обширный опыт представительства интересов клиентов в различных судебных инстанциях, в том числе в высших судебных инстанциях. Ведущий специалист в области договорного права.

        Юрист.
        Различные аспекты корпоративного права и права интеллектуальной собственности. Лицензионные договоры, продление и защита исключительных прав на товарные знаки. Споры из авторского и патентного права. Исполнительное производство.

        Руководитель проектов по налоговому планированию и бухгалтерскому аутсорсингу.
        Большой опыт в вопросах налоговой оптимизации, налогового структурирования, проектах по повышению имущественной безопасности активов и снижения налоговых рисков.

        Точную стоимость услуг мы озвучим Вам после изучения всей необходимой документации. Данная сумма фиксируется в договоре и не подлежит изменению. Цена зависит от объёма предстоящей работы, проверяемого периода, количества потенциальных нарушений, стадии процесса. Помните, что чем позднее Вы обращаетесь за квалифицированной помощью, тем меньше возможности для уменьшении доначислений.

        Если ФНС включила компанию в план выездных налоговых проверок, то она обязательно случится, а потому к ней надо просто быть готовым. Единственный шанс для налогоплательщика — это действовать на опережение, заранее провести оценку имеющихся налоговых рисков и с помощью профессионального налогового юриста свести их к минимуму. Так же услуги по налоговому структурированию деятельности компании помогут снизить внимание налоговых органов.

        Время, когда компании проверяли не ранее трех лет с начала деятельности – прошли. Выездную проверку могут назначить и в первый год работы, и спустя 10 лет. Существуют планы выездных проверок, но эти сведения закрыты. Тематическая проверка не требует длительного назначения и согласования с УФНС. Поэтому готовиться к ним нужно заранее. Защита Вашего бизнеса в Ваших руках, а профилактические мероприятия по анализу налоговых рисков и налоговому структурированию деятельности – практически 80 % успеха в случае оспаривания результатов проверки в будущем.

        Кроме доначислений по налогам – пени, штрафы, уголовная ответственность (в виде лишения свободы на срок до 6 или даже 10 лет) руководителя, владельца и главного бухгалтера, лица , контролирующего деятельность компании, банкротство , перекладывание налоговых долгов фирмы на физических лиц, привлечение к субсидиарной ответственности, взыскание убытков с директора по иску ФНС.

        Зависит от объема запрашиваемой информации, формы и основания. запроса, контрагентов, с которыми Вы работали. Помните, что многие требования о предоставлении документов бывают незаконными, не спешите предоставлять все и сразу. Обращайтесь к юристам, чтобы не совершить опрометчивых действий.

        Как правило , перечень вопросов инспектора стандартный, но для того, чтобы чувствовать себя уверенно и не поддаться давлению инспектора, подготовиться заранее с квалифицированной помощью налогового консультанта. Мы подскажем и в том случае, когда ситуация потребует максимально сократить контакты ваших сотрудников с проверяющими. Оптимальный вариант — Ваши интересы представляет налоговый адвокат.

        С нашим Клиентом всегда работает команда экспертов: бухгалтер – налоговый консультант, налоговый юрист, в случае необходимости – налоговый адвокат. Тем самым , мы закрываем все потребности клиента в защите во время проведения проверки или взаимодействия с налоговыми органами.

        Конечно, на этой стадии не все потеряно! На этапе подачи возражений на акт есть возможность существенно уменьшить сумму доначислений или избежать их вовсе, необходимо детально проанализировать акт проверки на наличие существенных арифметических и процессуальных ошибок, искажения данных и пропуск сроков.

        ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ (АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ) ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

        ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ (АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ) ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

        Недавним Законом N 6-ФЗ внесен ряд поправок в нормы указанной главы, которые изменили порядок рассмотрения апелляционных жалоб, поданных после дня вступления в силу названного Закона, то есть после 17.03.2021. О том, какие конкретно изменения произошли, мы расскажем в данном материале.

        Вводная информация

        Акты налоговых органов (ИФНС) ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (УФНС) или суде в порядке, предусмотренном НК РФ и процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.11.2022 N 03-03-06/1/101901). Словом, в случае несогласия налогоплательщика с решением, принятым инспекцией по результатам налоговой проверки, он вправе обжаловать такое решение в установленном порядке (Письма Минфина России от 08.04.2022 N 03-03-06/1/29950, от 01.04.2022 N 03-03-07/25644).

        Налоговое законодательство различает два вида жалоб – обычная и апелляционная.

        Жалобой (то есть обычной жалобой) согласно п. 1 ст. 138 НК РФ признается обращение лица (в данном случае – бюджетного учреждения) в инспекцию с целью обжалования вступивших в силу актов ненормативного характера налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Наиболее типичные претензии по поводу нарушения прав лица, рассматриваемые в жалобах:

        – неправомерное выставление требования об уплате налогов;

        – вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

        – отказ в возврате налога или в предоставлении налоговых вычетов.

        Апелляционная жалоба – это обращение лица в ИФНС, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенного по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению данного лица, обжалуемое решение нарушает его права. При этом свое несогласие с выводами, сделанными налоговиками по результатам проверки, учреждение может выразить в различных формах и на разных этапах. На первом этапе это письменные возражения на акт налоговой проверки. Процедура их подачи описана в ст. 100 НК РФ. Следующий этап – подача апелляционной жалобы.

        В данном материале мы заострим внимание на порядке рассмотрения именно апелляционной жалобы . Это важно, поскольку досудебный порядок обжалования решений по налоговым проверкам обязателен в силу п. 2 ст. 138 НК РФ. В этом пункте прямо сказано, что такие акты могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в УФНС. (В случае подачи заявления сразу в арбитражный суд, без предыдущего досудебного обжалования, это заявление будет возвращено учреждению без рассмотрения.) Однако не оставим без внимания и правила рассмотрения обычной жалобы.

        Порядок и срок подачи апелляционной жалобы

        Апелляционная жалоба в УФНС на решение по проверке подается в налоговый орган, вынесший это решение (по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение). Поскольку решение по проверке, согласно п. 9 ст. 101 НК РФ, вступает в силу через месяц со дня вручения его проверяемому лицу, апелляционная жалоба может быть подана в течение указанного месяца. После получения жалобы от учреждения ИФНС в течение 3 дней должна направить жалобу вместе с материалами по проверке в УФНС (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

        К сведению. Апелляционная жалоба может быть подана несколькими способами (ст. 139.2 НК РФ):

        – подана непосредственно в налоговый орган;

        – направлена по почте;

        – передана в электронной форме по каналам ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

        Формат и Порядок подачи апелляционной жалобы в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.

        Добавим: при апелляционном обжаловании решение ИФНС по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС решения по апелляционной жалобе. То есть подача такой жалобы откладывает вступление в силу спорного решения инспекции.

        Порядок и срок подачи обычной жалобы

        В случае пропуска месячного срока подачи апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ) у учреждения остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения ИФНС. В этом случае несогласие с решением по проверке выражается посредством подачи обычной жалобы.

        Названная жалоба может быть подана учреждением в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения (то есть от даты, которая указана на самом решении). И такая жалоба подается сразу в УФНС. Это следует из п. 2 ст. 139 НК РФ. Причем в случае пропуска указанного срока налогоплательщик вправе ходатайствовать перед УФНС о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство будет удовлетворено, если причины пропуска этого срока признают уважительными. То есть решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает УФНС (п. 2 ст. 139 НК РФ).

        Обычная жалоба в силу ст. 139.2 НК РФ может быть подана в УФНС теми же способами, что и апелляционная жалоба.

        Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по ней может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу (то есть в УФНС) (п. 7 ст. 138 НК РФ). Но нужно учесть, что отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает налогоплательщика права на повторное обращение с такой жалобой по тем же основаниям и, как уточнено Законом N 6-ФЗ, в том же порядке.

        И последнее в данном разделе. Обычная жалоба не откладывает вступление в силу решения ИФНС по проверке. Поэтому в период рассмотрения УФНС жалобы с налогоплательщика все равно будут взыскиваться начисленные по проверке налоги, пени и штрафы (ст. 101.2, 101.3, п. 5 ст. 138 НК РФ). Приостановить исполнение решения ИФНС можно только при предоставлении банковской гарантии (п. 5 ст. 74.1, п. 5 ст. 138 НК РФ).

        Содержание жалобы (апелляционной жалобы)

        Содержание обеих жалоб, по сути, формируется идентично. Обе жалобы должны содержать элементы, поименованные в п. 2 ст. 139.2 НК РФ. Это:

        1) наименование УФНС (обычно в тексте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение);

        2) данные о подателе жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи – телефон, электронная почта);

        3) наименование инспекции, которая приняла обжалуемое решение;

        4) основания, по которым учреждение считает, что его права нарушены;

        5) требования учреждения, подающего жалобу, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

        6) обстоятельства, на которых основаны доводы учреждения, и их доказательства (например, разъяснения официальных органов, примеры судебных актов);

        7) суммы оспариваемых требований (в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);

        8) расчеты оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов, которые, по мнению учреждения, инспекторы рассчитали неверно;

        9) опись (перечень) прилагаемых документов.

        Жалобу (апелляционную жалобу) должны подписать учреждение или его представитель, действующий на основании доверенности (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). В последнем случае к жалобе необходимо приложить доверенность представителя (см. Решение ФНС России от 13.12.2018 N СА-3-9/9449@).

        Основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

        Основания, по которым УФНС оставит жалобу (апелляционную жалобу) налогоплательщика полностью или частично без рассмотрения, указаны в п. 1 ст. 139.3 НК РФ. Причем с 17.03.2022 этот перечень благодаря Закону N 6-ФЗ пополнился тремя новыми позициями – пп. 6, 7 и 8.

        Таким образом, начиная с указанной даты основаниями для оставления жалобы (любой) без рассмотрения являются следующие обстоятельства:

        1. Жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в ней не указаны акты, действия ИФНС, нарушившие права налогоплательщика.

        2. Пропущен срок на подачу жалобы и не приложено ходатайство о восстановлении срока либо УФНС отказало в восстановлении срока.

        В случае пропуска срока на апелляционное обжалование УФНС все равно рассмотрит жалобу, но уже как обычную, а не апелляционную. Ходатайство о восстановлении срока в таком случае прикладывать не нужно (пп. 2 п. 1, п. 4 ст. 139.3 НК РФ).

        К сведению. Налоговый кодекс не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых УФНС может восстановить пропущенный срок на подачу жалобы, в связи с чем оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, производится с учетом всех обстоятельств дела. Этот момент отмечен в Постановлении АС СЗО от 14.05.2022 N Ф07-4671/2022 по делу N А56-50698/2019.

        3. До принятия решения по жалобе налогоплательщик отозвал ее (полностью или в части).

        Отзыв жалобы (любой) лишает лицо, подавшее ее, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

        4. Ранее была подана жалоба по тем же основаниям, за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном гл. 20.3 НК РФ (это исключение добавлено Законом N 6-ФЗ, но оно не актуально для бюджетных учреждений).

        5. До принятия решения ИФНС уже устранила нарушения, на которые пожаловался налогоплательщик. В этом случае УФНС принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение 5 дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

        6. До принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом.

        7. Жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание (то есть доверенность).

        Обратите внимание! На право УФНС оставить жалобу без рассмотрения, если она не подписана лицом, подавшим ее, или представителем такого лица, суды указывали и раньше (см., например, Постановления АС МО от 05.02.2018 N Ф05-874/2018 по делу N А40-174278/2017, АС УО от 21.05.2019 N Ф09-2476/19 по делу N А60-47393/2018). А теперь данная позиция арбитров узаконена.

        8. До принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению ИФНС или ликвидирована, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

        Обратите внимание! Решение оставить жалобу без рассмотрения (полностью или в части) УФНС должно принять в течение 5 рабочих дней со дня (п. 2 ст. 139.3 НК РФ в редакции Закона N 6-ФЗ):

        – получения заявления об отзыве жалобы (полностью или в части);

        – получения информации от ИФНС об устранении нарушений;

        – получения информации о наличии обстоятельств, указанных в пп. 6 и 8 п. 1 ст. 139.3 НК РФ.

        Данное решение направляется налогоплательщику в течение 3 рабочих дней со дня принятия (абз. 4 п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

        Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

        Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) определен положениями ст. 140 НК РФ. Перечислим основные моменты.

        В каких случаях учреждение может участвовать в рассмотрении жалобы?

        По общему правилу жалоба рассматривается УФНС без участия налогоплательщика. Его участие возможно лишь в отдельных случаях и на основании решения налогового органа (сам налогоплательщик не вправе требовать разрешения на участие в рассмотрении жалобы).

        Учреждение может быть приглашено на рассмотрение жалобы, если имеются (п. 2 ст. 140 НК РФ):

        – противоречия в материалах, которые передала ИФНС;

        – противоречия между теми документами, которые поданы налогоплательщиком, и теми, которые получены от ИФНС;

        – существенные нарушения со стороны ИФНС при процедуре вынесения решения по проверке.

        К сведению. С 17.03.2022 согласно новым положениям п. 2 ст. 140 НК РФ рассмотрение жалобы возможно с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС. Кроме того, рассмотрение жалобы учреждения может быть приостановлено по решению УФНС:

        – до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;

        – в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве.

        О приостановлении рассмотрения жалобы УФНС должно сообщить учреждению в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

        В течение какого срока УФНС рассматривает жалобу?

        Срок рассмотрения жалобы составляет месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

        В случае представления учреждением, подавшим жалобу, дополнительных документов названный срок исчисляется с момента получения УФНС указанных документов. Это уточнение в п. 6 внесено Законом N 6-ФЗ.

        Какие решения принимаются по результатам рассмотрения жалобы?

        По итогам рассмотрения жалобы УФНС вправе (п. 5 ст. 140 НК РФ):

        – оставить решение ИФНС без изменений, а жалобу без удовлетворения;

        – отменить решение ИФНС полностью или в части;

        – отменить решение ИФНС полностью и принять по делу новое решение.

        Когда решение по жалобе должно быть вручено учреждению?

        Решение по жалобе подлежит вручению (направлению) учреждению в течение 3 дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

        Может ли учреждение обжаловать решение УФНС по жалобе?

        Если да, то как и в какие сроки?

        В случае несогласия с решением УФНС по жалобе учреждение может обратиться с заявлением в арбитражный суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Подать заявление в суд нужно в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

        В настоящее время обжаловать в УФНС учреждение может только не вступившее в законную силу решение по налоговой проверке. Поэтому при подаче апелляционной жалобы важно соблюсти установленный НК РФ срок. Восстановить пропущенный срок могут, но только при подаче обычной жалобы и, конечно, при наличии уважительных причин.

        С 17 марта 2022 года у УФНС появилось больше оснований для оставления без рассмотрения апелляционной жалобы (по этим же основаниям может быть отказано в рассмотрении обычной жалобы). Также УФНС теперь вправе приостановить рассмотрение жалобы (любой), но лишь в случаях, которые поименованы в п. 2 ст. 140 НК РФ (в редакции Закона N 6-ФЗ).

        Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика (например, акт проверки, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

        Федеральный закон от 17.02.2022 N 6-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”.

        Добавим: свое несогласие с выводами налоговиков учреждение может выразить еще в ходе рассмотрения материалов и результатов налоговой проверки. На этом этапе оно вправе выразить руководителю инспекции (или его заместителю), рассматривающему результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте проверки. Также возможно представление обосновывающих документов. Причем учреждение вправе настаивать на указании этих доводов и представленных дополнительных документов в протоколе, который должен вестись при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

        Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (ст. 61 АПК РФ, ст. 53 ГПК РФ, п. 3 ст. 29 НК РФ).

        Как обжаловать налоговую проверку в 2022 году: куда обратиться, сроки, как не получить отказ

        Нередки ситуации, когда в итоге налоговой проверки, выездной или камеральной, инспекторы налоговой службы делают вывод, что компания нарушила налоговое законодательство. В этом случае проверяющий фиксирует нарушение, составляет соответствующий акт и передает его налогоплательщику.

        Но, даже в том случае, когда ИФНС доначислила большие суммы налогов, да еще выписала штраф, руки опускать не стоит. Предприниматель может обжаловать такое решение, если считает, что его права нарушены. Как это сделать и в какие сроки, рассказываем ниже.

        Действия налоговой службы может обжаловать любой человек, который считает, что они были неправомерны. Для этого нужно обратиться в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС). Причиной для жалобы может служить:

        • Несогласие с суммой начисленного налога.
        • Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
        • Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
        • Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
        • Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
        • Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
        • Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
        • Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
        • Непринятие возражений на проверочный акт.

        Мы перечислили основные положения законодательства, которые позволяют жаловаться на проверяющих и итоги проведенной проверки. На практике таких случаев гораздо больше. Поэтому, если предприниматель считает, что проверка была проведена не в соответствии с законодательством, он имеет право обжаловать ее результат, а также действия или бездействие должностных лиц, которые нарушили его права.

        По закону предприниматель имеет право подать жалобу в течение одного года с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. УФНС может продлить этот срок в том случае, когда руководитель компании вовремя не подал заявку по уважительной причине, например, по состоянию здоровья.

        Важно! Предприниматель имеет право отозвать свою жалобу, если передумал. При этом повторно ее подать по тем же самым основаниям будет уже нельзя.

        Помимо экономической целесообразности, это стоит сделать по следующим причинам:

        • Для дальнейшего рассмотрения жалобы в суде.
        • Это бесплатная возможность отстоять свои права.
        • Не нужно освобождать время для разбирательств. Присутствие инициатора жалобы не обязательно при ее рассмотрении.
        • Можно понять причину в отказе обжалования и тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде, если в жалобе отказали.
        • Если решение налоговой удалось обжаловать, его действие приостановят.

        Кроме перечисленных причин нужно иметь в виду, что без обжалования в вышестоящую инстанцию нельзя подать в суд. Он ее просто не примет. Поэтому иногда это буквально необходимая мера.

        Жалобу можно составить как в бумажном, так и в электронном варианте. Бумажный документ можно передать в ФНС лично или отправить по почте, а электронный — через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru или через оператора электронного документооборота.

        В самой жалобе обязательно должны быть следующие сведения:

        • Полное наименование и юридический адрес с индексом организации, которая подает жалобу или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
        • Наименование ИФНС, которая в ходе проверки нарушила права юридического лица.
        • Данные о том, что конкретно хочет обжаловать предприниматель. Например, какой-то определенный акт, сумму доначисленного налога или неправомерно выписанный штраф. Важно! Если заявитель не укажет в заявлении одно из нескольких нарушений, суд в дальнейшем его учитывать не будет.
        • Ссылки на законодательные акты, согласно которым предприниматель считает, что его права были нарушены.
        • Указание на то, что в итоге хочет получить инициатор жалобы — отмену штрафа, изменение суммы налога, возмещение морального вреда и т.д.
        • Каким способом юридическое лицо хочет получить решение УФНС по его вопросу: в бумажном виде, электронном или в личном кабинете налогоплательщика.

        Кроме того, в жалобе нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, по которой сотрудники ФНС при необходимости могут связаться с предпринимателем. Также желательно приложить любые документы, которые могут подтвердить, что действия проверки были незаконны. Важно не забыть поставить в заявлении личную подпись.

        Примечание: даже в том случае, когда жалоба подается по нескольким основаниям, не обязательно на каждое из них составлять отдельное заявление. Можно указать все в одном документе.

        Статьей 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обжалование решения инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде. Однако обратиться сразу в суд не получится, заявление предпринимателя просто не примут. Для обжалования нужно обращаться в тот налоговой орган, который вынес неправомерное решение или в вышестоящий налоговый орган.

        Обратиться в вышестоящий налоговый орган можно, если документы по проверке подписаны начальником налогового органа или его заместителем. Если они подписаны другими сотрудниками налоговой, например, самим инспектором, проводившим проверку или начальником отдела, обжаловать их можно только в том же налоговом органе, который вынес это решение.

        У налоговой инспекции по закону есть один месяц на рассмотрение жалобы. По итогам проверки предпринимателя уведомляют о принятом решении или сообщают, что срок рассмотрения продлили до одного месяца. Чаще всего продляют не более чем на 15 дней. УФНС может как признать факт нарушения, так и опровергнуть его. Если предприниматель не согласен с принятым решением, он может обжаловать его с помощью апелляционной жалобы.

        УФНС не всегда рассматривает направленные жалобы. По какой причине это происходит?

        • Инициатор жалобы не подписал заявление или не указал, каким образом были нарушены его права.
        • Жалоба уже подавалась ранее на тех же основаниях или допустимый срок ее подачи истек.
        • Налоговая инспекция уже устранила все нарушения, указанные в обращении, до принятие УФНС решения.

        Если предпринимателя не удовлетворило решение УФНС, он имеет право его обжаловать, подав апелляционную жалобу. Она пишется по таким же правилам, как и первая. Подать ее нужно в течение 3 месяцев с момента вынесения УФНС решения. Суд может продлить этот срок при наличии уважительной причины.

        Для подачи апелляции нужно обратиться в арбитражный суд в том же регионе, в котором находится налоговый орган. В заявлении указывают наименование организации, от имени которой составляется жалоба, номер акта, который обжалуется, а также ссылки на законы, в соответствии с которыми были нарушены права юридического лица. Кроме того, как и в первом случае, к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Их список есть в ст.126 АПК РФ.

        По общепринятым правилам жалобу рассматривают без участия ее инициатора. Исключением будут только те ситуации, когда в материалах, представленных ИФНС, будут обнаружены противоречия или несоответствия.

        До того момента, как будет принято решение, налогоплательщик имеет право:

        • Предоставить дополнительные документы для обоснования своей позиции.
        • Подать письменное заявление в УФНС, чтобы частично или полностью отозвать жалобу. Важно! По части отозванных пунктов подать в дальнейшем повторную жалобу будет невозможно.

        По итогам рассмотрения жалобы УФНС может не удовлетворить ее и оставить без изменений первоначальное решение ИФНС или отменить первоначальное решение частично или полностью. Кроме того, налоговый орган может полностью отменить первоначальное решение и принять новое. В течение 3 дней с момента принятия окончательнонго решения по жалобе УФНС должно вручить налогоплательщику или направить ему свое решение.

        Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде в регионе нахождения инспекции. Сделать это он может в следующих случаях:

        • Жалоба была оставлена без удовлетворения.
        • Решение ИФНС отменено частично.
        • УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки.

        Напомним, обжаловать решение ИФНС в суде можно только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС. В том случае, когда УФНС по итогам рассмотрения жалобы отменила решение ИФНС и приняло другое решение, обжалованию в суде подлежит новое решение.

        Обратиться в суд можно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения УФНС.

Ссылка на основную публикацию