8. Понятие и виды административно-правовых отношений.
Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношений, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Установленными данной юридической нормой.
Особенности административно-правовых отношений:
это властноотношения, т.е. они обусловлены неравенством участников;
это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
возникают связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;
споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.
Виды административно-правовых отношений:
По содержанию:
Материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права;
Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм.
По функциям права:
Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм;
Охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.
По характеру связей между участниками правоотношений:
Вертикальные – отношения «власть – подчиненный»;
Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами административного права.
По характеру юридических фактов:
Порожденные правомерными действиями;
Порожденные неправомерными действиями;
В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:
Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определение принципов взаимодействия между управленческими структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.
Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты:
Защищаемые в судебном порядке;
Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
Юридические факты. Предпосылки правоотношения.
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.
Элементы административно-правовых отношений:
субъекты административно-правовых отношений;
объекты административно-правовых отношений;
содержание административно-правовых отношений.
Субъекты административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
Виды субъектов административно-правовых отношений:
физические лица (граждане);
государственные органы и их структурные подразделения;
общественные (некоммерческие) объединения;
предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.
Виды объектов административно-правовых отношений:
предметы материального мира (земля, леса, деньги и т.п.);
продукты духовного творчества (литература, кино и др.);
личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь и т.п.);
поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии);
результаты поведения участников правоотношений (те последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).
Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно правовых отношений.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Виды юридических фактов:
По порождаемым последствиям:
По форме проявления:
Положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений;
Отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.
По связи с волей субъекта:
События – это такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения;
Действия – это такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.
Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.
Элементами структуры административно-правовых отношений являются:
– Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);
Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.
Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.
Особенности административно-правовых отношений:
– это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;
– это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
– для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
– возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
– могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;
– споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;
– при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
– по своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.
1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:
а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти
б) горизонтальные административные правоотношения.
(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные.
2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:
а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.
К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.
3. Административно-правовые отношения по способу защиты:
а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.
Административное право Российской Федерации
Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой.
Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.
Профессор Ю.Н. Старилов очень точно отметил, что теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает определенные трудности для исследователей. Достаточно отметить то, что этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права 1 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма. 2004. .
В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.
Субъект — это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления.
Объект — это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.
Содержание административно-правовых отношений — это права и обязанности сторон правоотношений.
Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты , т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными и неправомерными.
События — это явления, не зависящие от воли людей (например, смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и Т.Д.).
Признаками административно-правовых отношений являются:
- несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);
- одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
В наследство от советского периода современному административному законодательству России досталась недостаточно эффективная система судебных гарантий, предусматривающих защиту прав и законных интересов граждан в сфере деятельности органов государственной власти. По-прежнему не в полной мере решен вопрос о предоставлении гражданину равных реальных условий при возникновении у него административного спора с государством.
Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.
Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике. В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения.
Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой. Это отношения субординационного характера. Они имеют место во взаимосвязях между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.
Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами; одна из сторон не подчинена организационно другой. Это отношения между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между неподчиненными друг другу органами.
Такое деление административных правоотношений является традиционным, хотя и весьма спорным. Независимо от соподчиненности сторон административно-правового отношения на долю одной из них в силу властности, присущей управлению, приходится больший или весь объем полномочий. Поскольку государственно-властные полномочия в преобладающем числе случаев концентрируются в руках одной стороны, выступающей непосредственно от имени государства, постольку все такие правоотношения являются вертикальными, т.е. властеотношениями.
В горизонтальных управленческих отношениях одностороннее управляющее воздействие не выражено, их участники равны (отношения по согласованию проекта приказа, постановления правительства; административно-правовой договор на охрану объекта и т.д.).
Некоторые авторы отдельно выделяют диагональные отношения . Они образуются при организации управления по функциональному принципу (Банк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстат России и иными органами государственной власти).
В юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения , т.е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.
Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т.е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочия должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.
В 80-е годы XX столетия активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.
К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).
Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одну цель и решать схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).
Для субординационных и координационных отношений характерна возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.
К реординационным отношениям относятся такие, которые образуются с целью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).
По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы.
1. Административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан).
2. Административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.
По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).
Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и другими.
По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном, а также в судебном порядке.
Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура
Понятие и особенности административно-правовых отношений
Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.
Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.
Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.
Особенности административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.
Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих. Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права. Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.
Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения. Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности. И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
- вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
- горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
- диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
- административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
- административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты
Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений
Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.
В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.
Объекты административно-правовых отношений
В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:
- конкретные действия и поведение лиц;
- личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
- предметы, относящиеся к области духовного наследия;
- права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;
Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.
Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:
- рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
- метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
- метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
- административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.
Юридические факты
В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.
Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.
Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью. В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта. Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.
Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды
ГОСТ
Понятие и структура административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения – это такие отношения, которые формируются в социуме и регулируются определенными нормами административного права.
Они различаются по формам реализации административного права. Норма административного права обычно считается предпосылкой и необходимым условием возникновения административно-правовых отношений. Стоит отметить, что никакие административно-правовые отношения не способны появиться без административно-судебной нормы, но, с другой стороны, административно-судебная норма может существовать отдельно, не порождая каких-то новых административно-правовых отношений в обществе. Ведь существуют такие административно-судебные нормы, которые образуются в условиях чрезвычайной ситуации и становятся востребованными, но пока что не созданы определенные условия и обстоятельства, в которых они могут реализоваться, поэтому они и не формируют новых административно-правовых отношений.
Все правовые отношения, которые складываются в социуме, имеют особенность, отражающую специфику их отрасли, так правовые отношения отличаются от иных правоотношений своим содержанием, наполнением, а также тем, что они обычно опосредуют сферу организационно-правовой деятельности государства и направлены на правильную организацию жизни человеческого общества, а также на его эффективное функционирование.
Стоит отметить, что административно-правовые отношения способны проявляться только в качестве правовых отношений, формирующихся в социуме, в отличие от брачных, имущественных, трудовых отношений, которые формируются и существуют сами по себе, независимо от того, контролируются они законом или нет.
Только государство опосредует, ведет правовые отношения в правильном направлении, формулирует нормы и создает новые типы частного права. Правовые отношения могут появиться только в том случае, если они будут контролироваться и защищаться теми или иными нормами административного права.
К тому же, самой главной особенностью административно-правовых отношений считается то, что они очень разнообразны. Стоит отметить также еще и то, что, даже после смерти того или иного человека административно-правовые нормы и отношения отстаивают его память в законодательстве. Сами административно-правовые отношения, формирующиеся в социуме, понимаются как совокупность обязательных взаимосвязанных элементов, к которым относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
- субъекты судебно-административных отношений;
- объекты административных правоотношений;
- права, обязанности и характер общения участников судебных административных правоотношений;
- условия возникновения судебных административных правоотношений (юридические факты).
Субъектами административно-правовых отношений, формирующихся в социуме, являются участники этих отношений. Участниками отношений могут быть абсолютно любые государственные органы, их структурные подразделения, должностные и иные работники, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.
Объектами судебно-административных отношений является все то, из-за чего эти отношения зарождаются, продолжаются и развиваются.
Условиями возникновения административно-правовых отношений обычно считаются какие-то конкретные юридические факты, а именно реальные обстоятельства, которые служат основанием для проявления, изменения или завершения конкретных административно-правовых отношений. Каждый из участников отдельного административно-правового отношения обладает субъективными правами и юридическими обязанностями, гарантированными государственной защитой и доступом к применению тех или иных административных санкций.
Отношения административно-правовые между самими участниками могут быть использованы во многих методах: метод движения, при котором лицо, которому адресованы рекомендации, способно их принять, модифицировать, учитывая потребности и способности своих собственных, или оставить их без каких-либо последствий; метод разрешения, при котором участники взаимно соглашаются со своими позициями; и метод подотчетности друг за друга, перед субъектами друг перед другом; и в конце концов, административно-договорные методы.
Административная норма вступает в силу только тогда, когда создаются правовые условия для ее осуществления в виде конкретных событий (смерть, чрезвычайное положение) или действий физических или юридических лиц. Разница между событиями и действиями состоит в том, что события происходят и развиваются независимо от воли людей, а действия всегда имеют ярко выраженный, целенаправленный характер. Действия могут быть законными или незаконными, но и те, и другие создают административно-правовые отношения, если закон придает им статус юридических фактов. Большинство правовых административных отношений порождается правовыми позитивными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от правовых уголовных отношений. Это еще одна специфика административно-правовых отношений.
Виды административно-правовых отношений
Существует множество видов правовых административных отношений, которые выделяются по различным классификационным признакам:
newinspire
Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений
Понятие административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.
Норма административного права — это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения.
Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.
Особенности административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.
Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.
Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.
Виды административно-правовых отношений
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям.
По своему характеру — материальные и процессуальные административно-правовые отношения.
По характеру взаимоотношений участников этих отношений — вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов) административно-правовые отношения.
По характеру порождающих их юридических фактов — отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием — на реализацию ее санкции) административно-правовые отношения.
По продолжительности действия — бессрочные, срочные и краткосрочные административно-правовые отношения.
По объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.