Подаем заявление в полицию онлайн
Обращение в полицию онлайн — это способ подать заявление о правонарушении удаленно, без посещения отдела ОВД. Такая возможность реализована на официальном сайте МВД РФ и в мобильном приложении.
Когда нужно письменно обращаться в полицию
Обращаться в полицию стоит во всех случаях, когда имело место преступление. Ст. 141 УПК РФ предусматривает возможность подачи заявления в устной и в письменной форме. Оно принимается как от граждан, так и от организаций. От юридического лица оно подается его представителем.
На официальном сайте МВД РФ предусмотрена возможность подачи обращений граждан (в том числе заявлений) в электронном виде. Однако в настоящее время законодательство не отвечает четко на вопрос, можно ли онлайн подать заявление в полицию о преступлениях. Поправки в УПК, предусматривающие возможность его подачи в правоохранительные органы в электронном виде, пока не внесены.
В то же время приказ МВД №736 от 29.08.2014, утверждающий Инструкцию о порядке работы с сообщениями о правонарушениях и происшествиях, предписывает принимать их в любой форме и приравнивает электронные обращения после их распечатки к письменным.
Как подать заявление в электронном виде
На официальном сайте МВД РФ и сайтах региональных отделений есть возможность подачи обращения онлайн. Они однотипны, и процесс формирования документа на них одинаков. Для смартфонов разработано мобильное приложение «МВД России».
Так как по общему правилу территориальной подследственности проверку по факту преступления проводит то подразделение, полномочия которого распространяются на место, где оно было совершено, то заявление в МВД онлайн рекомендуется подавать на региональном сайте. Это исключит дополнительную пересылку между подразделениями и сэкономит время. Если сложно разобраться в подведомственности, гражданин вправе обратиться в любое отделении полиции.
На сайте есть подробная инструкция, как подать заявление в полицию онлайн самостоятельно. Для этого необходимо выполнить ряд шагов.
Шаг 1. Выбрать пункт «Прием обращений граждан и организаций» во вкладке «Для граждан».
Шаг 2. Выбрать нужное подразделение в открывшемся списке.
Шаг 3. После ознакомления с представленной информацией поставить галочку и нажать «Подать обращение».
Шаг 4. Заполнить предложенную форму.
Шаг 5. Нажать на кнопку «Отправить обращение».
В процессе заполнения формы есть возможность приложить необходимые документы и материалы в электронном виде (например, справку о нанесенном ущербе, фотографии и видеофайлы). Процесс не отнимает много времени, так как написать заявление в полицию онлайн можно без регистрации на сайте и обязательных для заполнения полей не много.
Что написать в обращении
Электронная форма заявления в полицию предполагает указание такой же информации, что и письменная:
- сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;
- описание обстоятельств происшествия, когда и кем (если известно) были совершены противоправные действия;
- просьба к правоохранительным органам (например, провести проверку, найти и привлечь к ответственности и т. п.).
Именно на основании текстовой части сообщение рассматривается по существу. Если суть изложена в приложенном аудио- или видеофайле, придет ответ-уведомление о невозможности рассмотрения документа как некорректно изложенного.
Чтобы обращение помогло решить проблему, изучите судебные решения по аналогичным делам. Найти их поможет база судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе. Обязательно сошлитесь в тексте обращения на те дела, которые суд решил «в вашу» пользу.
Образец: заявление в полицию о мошенничестве онлайн (фрагмент).
20.09.2022 сотрудник ООО «ppt» завхоз Кузнецов И. И. совершил покупку принтера HP 1100 через интернет на сайте http://printerov.net/ С расчетного счета ООО «ppt» был совершен платеж за товар на основании выставленного счета OOO “printerov” №1 от 20.09.2020. После чего на электронную почту организации пришло уведомление о том, что платеж получен и товар отгружен. В дальнейшем с продавцом связь была утеряна, т. к. продавец перестал выходить на связь, на телефонные звонки и электронные письма не отвечает. Принтер до сих пор не получен.
На основании вышеизложенного считаю, что ООО «ppt» стало жертвой мошеннических действий. Прошу провести расследование и возбудить уголовное дело по данному факту на основании ст. 159 УК РФ.
- копии электронных писем между ООО «ppt» и ООО «printerov”;
- копия счета №1 от 20.09.2020.
Обратите внимание: функция вставки готового текста в форму отключена в целях уменьшения количества спама.
При изложении сути важно помнить, что за заведомо ложный донос предусмотрена уголовная ответственность по ст. 306 УК РФ. Необходимо приводить только факты, а не предположения.
Сколько ждать ответа
Поступившее обращение в МВД России в электронном виде рассматривается в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 и приказом МВД №736 от 29.08.2014. Ответ придет на указанный в обращении адрес электронной почты.
Обращения регистрируются в трехдневный срок. Затем в течение 7 календарных дней со дня регистрации принимается одно из решений:
- принять к рассмотрению и возбудить уголовное или административное дело;
- направить для рассмотрения в другое подразделение по подследственности или в суд;
- не проводить проверку, если изложенная информация признана безосновательной или некорректной, и отказать в возбуждении дела.
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается, но не более чем на 30 дней с одновременным письменным уведомлением об этом.
Обжалуются принятые решения или действия (бездействие) в административном или судебном порядке.
Статья 141. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 141. Заявление о преступлении
В качестве смягчающего наказание обстоятельства судом признана явка с повинной, которая вопреки доводам апелляционной жалобы осужденным сделана добровольно и оформлена в соответствии с требованиями ст. ст. 141, 142 УПК РФ.
Данное заявление было зарегистрировано в УФСБ России по Республике Дагестан в установленном законом порядке 24 октября 2014 года. Заявление отвечает требованиям, предусмотренным ст. 141 УПК РФ, заявитель предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, его авторство не вызывает сомнений. Конкретные время и иные обстоятельства составления текста данного заявления и передачи его в управление ФСБ, на что указывают в своих апелляционных жалобах осужденная и ее защитник, существенного значения не имеют.
Часть вторая статьи 140 УПК Российской Федерации лишь закрепляет общее основание для возбуждения уголовного дела, которым является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Эта норма действует в системе иных норм того же Кодекса, допускающих возбуждение уголовного дела при наличии полученного из надлежащего источника повода (часть первая статьи 140 и статьи 141 – 143) и отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела (статья 24), а также дифференцирующих порядок возбуждения уголовных дел публичного, частного и частно-публичного обвинения (статьи 145 – 147) и предполагающих, что соответствующее процессуальное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть четвертая статьи 7). Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее права заявителя в указанном им аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Что касается приведенного в первоначальной апелляционной жалобе адвоката довода о получении от осужденного явки с повинной в результате оказания на него психологического давления, то он также является необоснованным. Как видно из материалов дела, в судебном заседании этот довод был также тщательно проверен, при этом суд в приговоре обоснованно указал, что протокол явки с повинной оформлен надлежащим образом, составлен сотрудником правоохранительных органов до задержания осужденного, в соответствии с требованиями ст. ст. 141 и 142 УПК РФ, из протокола следует, что Лиманский В.П. сделал такое заявление добровольно, без какого-либо морального и физического воздействия на него и в присутствии защитника, который в дальнейшем каких-либо заявлений о нарушении права осужденного при получении от него явки с повинной не заявлял.
пункт 1 части первой статьи 140 “Поводы и основание для возбуждения уголовного дела”, как не содержащий требование признавать поводом к возбуждению уголовного дела только такие заявления о преступлении, которые отвечают предписаниям статьи 141 этого Кодекса;
В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 “Подследственность”.
Положения статей 42, 56, 74, 141 и 144 УПК Российской Федерации не содержат изъятий из предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядка доказывания по уголовным делам, согласно которому все доказательства подлежат проверке и оценке с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а в их совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела (статья 87 и часть первая статьи 88), доказательства, полученные с нарушением требований данного Кодекса, являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и использоваться при доказывании (часть первая статьи 75), приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым (часть первая статьи 297), обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (часть четвертая статьи 302), а неустранимые сомнения в виновности лица, возникающие при оценке с точки зрения допустимости и достоверности доказательств, в силу статьи 49 (часть 3) Конституции Российской Федерации должны истолковываться в пользу обвиняемого.
статьи 141, 144 и 145 УПК Российской Федерации и часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” во взаимосвязи с пунктом 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 72, как позволяющие рассматривать заявление о преступлении вне рамок данного Кодекса и не выносить процессуальное решение в случае отсутствия в заявлении сведений, указывающих на признаки преступления, совершенного судьей при осуществлении им правосудия;
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.А. Григорских, осужденный за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов, оспаривает конституционность положений статей 25 “Преступление, совершенное умышленно” и 228.1 “Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества” УК Российской Федерации, статей 140 “Поводы и основание для возбуждения уголовного дела”, 141 “Заявление о преступлении”, 145 “Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении”, 146 “Возбуждение уголовного дела публичного обвинения” и 147 “Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения” УПК Российской Федерации, а также постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 “Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации” и от 30 октября 2010 года N 882 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ”.
В ходе допроса С. заявил о привлечении Тарасова и С. (Ченцова) к уголовной ответственности за совершенные в отношении него деяния (т. 4 л.д. 8), что не противоречит положениям ч. 4 ст. 141 УПК РФ.
5. При обращении граждан в дежурную часть (смену) учреждений или органов УИС с устным заявлением о преступлении сотрудник, принявший заявление, оформляет протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. При этом как при устном, так и при письменном заявлении он обязан предупредить заявителя об уголовной ответственности в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложный донос и сделать в протоколе соответствующую отметку, удостоверенную подписью заявителя. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
8. Полномочия таможенного органа как органа дознания по приему сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления в случаях и порядке, предусмотренных частями 3, 5, 6 ст. 141, частью 2 ст. 142 и ст. 143 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.
При получении сообщения о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК РФ (т.е. когда оно не является письменным заявлением, не оформлено в виде протокола принятия устного заявления о преступлении, протокола явки с повинной или протокола следственного действия), орган дознания обеспечивает составление дознавателем рапорта об обнаружении признаков преступления, незамедлительную его регистрацию в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в воинскую часть (учреждение), и проведение по нему проверки в соответствии с УПК РФ.
1) возложить полномочия органа дознания по приему сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления в порядке и случаях, предусмотренных частями 3, 5, 6 статьи 141, частью 2 статьи 142 и статьей 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, на должностных лиц таможенного органа, осуществляющих функции валютного контроля;
Анонимное заявление о преступлении, не содержащее сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ). Однако содержащиеся в нем сведения могут быть использованы для проведения проверки (служебного разбирательства) и решения в дальнейшем вопроса о наличии признаков преступления. Также такие заявления, при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, могут направляться в правоохранительные органы (оперативные службы) по принадлежности для использования в пресечении и раскрытии преступлений.
10. Устное сообщение о преступлении на основании части 3 статьи 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
1) сообщение о преступлении – заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним относятся процессуальные и иные документы, предусмотренные частью 2 ст. 20 и ст. ст. 141 – 143 УПК РФ: заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ); протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной (приложение 3 к ст. 476 УПК РФ); рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ);
“11. Заявление о явке с повинной (добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении) может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК РФ.”;
16. Письменное заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, заявление о явке с повинной, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с частями первой, второй, третьей статьи 141, статьями 142, 143 УПК.
2.4. В соответствии с требованиями ст. 141 УПК РФ письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
ПОРЯДОК приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях(выписка из Уголовно-процессуального кодекса РФ)
1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Статья 141 УПК РФ Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья 142 УПК РФ Явка с повинной
1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
3. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.
Статья 144 УПК РФ Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной ст.ст. 150-151 УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
2. По сообщению о преступлении, распространённому в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
4. Заявителю выдаётся документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
5. Отказ в приёме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьёй в соответствии со статьёй 318 УПК РФ.
Статья 145 УПК РФ Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3, дознаватель, орган дознания, следователь принимает меры по сохранению следов преступления.
Статья 148 УПК РФ Отказ в возбуждении уголовного дела
1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространённого средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Заявление о преступлении
от 29 августа 2014 года N 736
(с изменениями на 9 октября 2019 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 7 ноября 2016 года N 708 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2016, N 0001201612020029);
приказом МВД России от 7 ноября 2018 года N 741 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2018, N 0001201812040001);
приказом МВД России от 9 октября 2019 года N 688 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.12.2019, N 0001201912110026).
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях –
2. Начальникам главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений и управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных, научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2016 года приказом МВД России от 7 ноября 2016 года N 708. – См. предыдущую редакцию)
Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 года, регистрационный N 24633.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 ноября 2014 года,
регистрационный N 34570
Приложение
Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
(с изменениями на 9 октября 2019 года)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.
Далее – “МВД России”.
2. В территориальных органах МВД России в целях настоящей Инструкции осуществляются:
За исключением оперативных бюро МВД России и центров специального назначения МВД России.
2.1. Прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:
2.1.1. О преступлении – письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2016 года приказом МВД России от 7 ноября 2016 года N 708; в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2019 года приказом МВД России от 9 октября 2019 года N 688. – См. предыдущую редакцию)
Далее – “органы внутренних дел”.
Сноска дополнительно включена с 13 декабря 2016 года приказом МВД России от 7 ноября 2016 года N 708; исключена с 22 декабря 2019 года – приказ МВД России от 9 октября 2019 года N 688. – См. предыдущую редакцию.
2.1.2. Об административном правонарушении – письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
2.1.3. О происшествии – письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
2.2. Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений:
2.2.1. О преступлении – сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
За исключением сообщений, подлежащих занесению в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной.
2.2.2. Об административном правонарушении – сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
2.2.3. О происшествии – изложенное в устной форме заявление о событиях, указанных в подпункте 2.1.3 настоящего пункта;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2016 года приказом МВД России от 7 ноября 2016 года N 708. – См. предыдущую редакцию)
3. Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях – получение заявлений и сообщений сотрудником органов внутренних дел, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.
4. Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях – присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение N 1 к настоящей Инструкции) и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).
5. Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии – проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Положения настоящей Инструкции не распространяются на:
6.2. Сообщения о ДТП, поступившие в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, не требующие проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, единственным последствием которых являются механические повреждения транспортных средств. Их регистрация производится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими учет ДТП в органах внутренних дел.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 647 “Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2681; 1997, N 49, ст.5601; 1998, N 32, ст.3910; 2000, N 6, ст.776; 2005, N 7, ст.560; 2008, N 48, ст.5609; 2009, N 8, ст.971; 2012, N 37, ст.5002).
6.3. Анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.
Кроме сведений о совершенном или готовящемся террористическом акте.
6.4. Выявленные непосредственно сотрудниками органов внутренних дел административные правонарушения, по которым в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждены дела об административных правонарушениях.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2018 года приказом МВД России от 7 ноября 2018 года N 741. – См. предыдущую редакцию)
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2007, N 31, ст.4007; 2009, N 45, ст.5267; 2010, N 30, ст.4006; 2011, N 17, ст.2310; N 30, ст.4573; 2012, N 31, ст.4322. Далее – “КоАП”.
6.5. Обращения о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, подлежащие рассмотрению в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1455; 1998, N 30, ст.3613; 1999, N 2, ст.238; 2000, N 10, ст.1067; 2001, N 26, ст.2580; N 49, ст.4566; 2002, N 50, ст.4928; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2009, N 29, ст.3601; 2011, N 1, ст.16; N 7, ст.901; N 50, ст.7366; 2012, N 53, ст.7394; 2013, N 51, ст.6697; 2014, N 6, ст.558.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст.3534; 2005, N 1, ст.25; 2007, N 31, ст.4011; 2010, N 15, ст.1741; 2011, N 1, ст.16; N 49, ст.7030; 2013, N 51, ст.6697; N 52, ст.6997; 2014, N 6, ст.558.
7. На стендах в общедоступных местах административных зданий территориальных органов МВД России, а также на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” размещаются:
Далее – “официальные сайты”.
выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
Как написать заявление в полицию онлайн
Обращение в полицию онлайн — это формирование заявления гражданина в органы МВД с помощью интернет-технологий. Для его использования следует обратиться на сайт ведомства или скачать мобильное приложение.
Когда и почему обращаться в полицию
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане имеют право:
- лично обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления;
- готовить заявления индивидуальные и коллективные (в том числе онлайн).
В настоящее время обращения в подразделения МВД граждане подают и через сайт ведомства, направив заявление в полицию о мошенничестве онлайн, обращение о фактах коррупции, нарушении служебной этики и др.
Для реализации указанного права утвержден ФЗ-59 от 02.05.2006 — распространяет действие на все обращения граждан, кроме заявлений, подача которых регламентируется иными федеральными законами. Приказ МВД России №736 от 29.08.2014 устанавливает порядок:
- приема, регистрации и разрешения заявлений граждан о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях ( в том числе онлайн);
- ведомственного контроля за его соблюдением.
Территориальные органы МВД, руководствуясь инструкцией, принимают, регистрируют, рассматривают обращения (в том числе заявления в МВД онлайн и сообщения):
- о преступлениях;
- правонарушениях административных;
- о происшествиях.
Заявления подаются письменно, сообщения — в устной и онлайн-форме. Они подлежат приему, регистрации и проверке.
Письменное обращение о преступлении содержит предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос — в нем делается специальная отметка. Она заверяется личной подписью (ст. 306 УК).
Отказ в приеме сообщения о преступлении обжалуется прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК. На сайте МВД РФ и регионов уже есть возможность и форма для подачи заявления (обращения) онлайн, работает мобильная версия:
- в само ведомство и его территориальные органы;
- в управления противодействия коррупции и экстремизму;
- уголовный розыск, управление по обеспечению правопорядка и по контролю за оборотом наркотиков;
- другие подразделения.
Онлайн-обращения граждан носят информационный характер и не являются пока госуслугой — порядок, как подать заявление в полицию онлайн, не прописан в регламенте. В некоторых случаях для оформления письменного заявления пригласят в УМВД. Без рассмотрения остаются обращения, в которых отсутствует:
- фамилия, имя, отчество;
- адрес электронной почты.
В мае 2022 года Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству предложил внести изменения в Уголовный кодекс:
- закрепить порядок регистрации онлайн-заявлений наравне с бумажными;
- распространить на онлайн-обращения нормы законодательства о ложном обвинении.
Как обратиться в МВД через интернет
Подать онлайн-заявление в органы МВД о правонарушении в 2022 году можно во всех регионах без регистрации через:
- сайт МВД РФ;
- сайт МВД вашего региона;
Через сайт «Госуслуги» на большей части территории России обращение доступно только в органы прокуратуры, можно ли онлайн подать заявление в полицию в вашем регионе, проверяется в кабинете пользователя.
Обратите внимание, если произошло преступление, событие, непосредственно угрожающее личной и общественной безопасности в настоящее время, следует оперативно обратиться по номеру 02 со стационарного телефона и 102 — с мобильного. Для остальных обращений ознакомьтесь с пошаговой инструкцией, как написать заявление в полицию онлайн, на каком найти ресурсе его форму и когда ждать ответ.
Шаг 1. На главной странице сайта МВД нажмите кнопку раздела «Для граждан». Выберите пункт «Прием обращений граждан и организаций».
Шаг 2. В списке подразделений выберите нужное ведомство, отметьте его, поставив галочку в одном из пунктов. Откроется информация о функциях подразделения, выбрав подразделение, нажмите «Продолжить» внизу страницы.
Шаг 3. Ознакомьтесь с представленной информацией, поставьте подтверждающую ознакомление галочку и нажмите «Подать обращение».
Шаг 4. Заполните открывшуюся форму — вариант для регионального сайта МВД Тверской области.
Шаг 5. Выбрав территориальное подразделение, заполните данные и укажите адрес для ответа и место события, о котором намерены сообщить.
Шаг 6. Если ваше письменное обращение повторное — дайте информацию, куда и когда вы уже писали. Заполните окно «Текст обращения» — форма заявления в полицию для заполнения не утверждена законодательно. Текст, который вы внесете в онлайн-форму, лучше подготовить заранее. Прикрепите файлы с необходимыми документами (если они есть). Отправьте обращение.
После подачи
Ответ на обращение в МВД России в электронном виде придет в форме документа на указанный адрес электронной почты. Орган дознания (дознаватель, следователь) обязаны:
- оформить и проверить любое заявление о преступлении (совершенном или готовящемся);
- соблюсти срок рассмотрения — 3 суток со дня поступления.
Срок продлевается от 10 до 30 суток в зависимости от сложности и вида действий. По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:
Адвокат Кудряшов Константин. Личный блог
Уголовно-процессуальный кодекс
Глава 19. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
1.1. Утратил силу.
1.2. Утратил силу.
2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
3. Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.
4. Не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах.
Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья 142 УПК РФ. Явка с повинной
1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.
Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.
8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.
3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.
4. Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.
Примечание: ст 144 УПК РФ, ст 145 УПК РФ, ст 140 УПК РФ, ст 141 УПК РФ, ст 142 УПК РФ, ст 143 УПК РФ – Статьи Уголовного-процессуального кодекса приведены в действующей редакции.