Помещение сдано в аренду: как правильно перевыставлять коммунальные платежи
ООО, применяющее общую систему налогообложения, является собственником помещения, которое сдает в аренду. По условиям договора арендатор компенсирует арендодателю коммунальные услуги. Управляющая компания не является плательщиком НДС. Как правильно перевыставлять коммунальные услуги и вести учет в налоговом и бухгалтерском учете коммунальных платежей?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если договор аренды содержит условие, что арендная плата не включает в себя коммунальные услуги и они компенсируются арендатором, то перевыставление коммунальных услуг арендодателем не признается реализацией для целей обложения НДС. При этом при перевыставлении рассматриваемых услуг к документу (счету на оплату перевыставляемых услуг) следует приложить копии документов, выставляемых управляющей компанией.
Поэтому сумму коммунальных услуг арендодатель перевыставляет арендодателю без начисления НДС. При этом, по мнению финансового ведомства и налоговых органов, денежные средства, полученные от арендаторов в качестве компенсации коммунальных услуг, признаются внереализационным доходом арендодателя. Одновременно затраты арендодателя на оплату этих услуг учитываются в расходах.
Для начала отметим, что законодательство не содержит такого понятия, как “коммунальные услуги”. На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 “Энергоснабжение” гл. 30 “Купля-продажа” ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 606, п. 1 ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.
арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;
арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы (арендная плата состоит из постоянной и переменной части);
арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).
В рассматриваемой ситуации арендаторы компенсируют стоимость коммунальных услуг. В этом случае такое соглашение не может квалифициро
ваться как договор на поставку коммунальных услуг (п. 22 Обзора), поскольку фактически регулирует порядок компенсации коммунальных расходов.
При этом обязательность компенсации расходов вытекает из того, что потребление арендатором коммунальных услуг по договорам, заключенным арендодателем с поставщиками коммунальных услуг, без компенсации последнему понесенных им расходов должно рассматриваться как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
ГК РФ предоставляет организациям право заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом (смешанный договор). Поэтому стороны вправе оформить отношения по возмещению коммунальных платежей путем подписания отдельного договора (соглашения) (ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. То есть в случае когда договор аренды содержит положение о том, что расходы арендодателя по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату, то указанные услуги не являются частью арендной платы (ни постоянной, ни переменной). Отметим, что в соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Налоговый аспект перевыставления коммунальных услуг
Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В свою очередь, реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Однако арендодатель непосредственно никаких коммунальных услуг арендатору не оказывает.
Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. В первую очередь это операции, не признаваемые реализацией на основании п. 3 ст. 39 НК РФ.
Таким образом, по расходам (коммунальным платежам), возмещаемым арендаторами в соответствии с условиями договоров аренды (или отдельных договоров компенсации расходов на оплату электроэнергии, водоснабжения и т.п.), счета-фактуры арендодателем арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится.
Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов последнего по оплате указанных услуг, объекта обложения НДС не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
Такая позиция поддерживается и налоговыми органами. Так, в п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (далее – Письмо N ШС-22-3/86@) отмечено, что в том случае если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (то есть постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или
на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040 и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340, направленных в установленном порядке налоговым органам, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.
В постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 также указано, что “операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров. Арендодатель не может выступать поставщиком данных товаров для арендатора, поскольку сам выступает в роли покупателя (абонента). Соответственно, в силу статьи 169 Кодекса у общества отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур поставщиков услуг предпринимателям и банку.
Поскольку в данном случае общество не осуществляло реализацию коммунальных услуг и, получая от арендаторов на свой расчетный счет суммы оплаты коммунальных услуг пропорционально их площадям, перечисляла данные средства в полном объеме поставщикам услуг, то есть выручки от этой операции не имела, сумма возмещения коммунальных расходов не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
По аналогичным основаниям отклоняется довод инспекции о получении заявителем дохода от возмещения затрат по коммунальным услугам”.
Еще раз обращаем внимание, что в договорах аренды должно быть указано, что расходы по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату.
Налог на прибыль
В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов. Как мы указывали выше, арендодатель самостоятельно не оказывает арендатору коммунальных услуг, поэтому реализации услуг не происходит.
Однако в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 сделаны
суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов;
суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.
Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.
Отметим, что в упоминаемом выше постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 суд также указал на то, что суммы возмещения арендатором затрат по коммунальным услугам не являются доходом арендодателя.
В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.
Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию (постановления Восемнадцатого ААС от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).
Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы “упрощенца” – арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.
По нашему мнению, с учетом того, что сумма стоимости коммунальных услуг, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.
Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.
Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами, в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).
Бухгалтерский учет
Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 “Доходы организации”). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи). Сумма коммунальных платежей, перевыставляемая арендаторам и не используемая арендодателем для собственных целей, расходами также не признается, т.к. не отвечает п.п. 2 и 5 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.
Поэтому в бухгалтерском учете суммы коммунальных услуг, кото
рые перевыставляются арендаторам, могут быть отражены следующим образом:
Дебет 60, субсчет “Расчеты по коммунальным услугам” Кредит 51
– перечислено за коммунальные услуги управляющей компании;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет “Расчеты с арендатором”
– получена компенсация коммунальных услуг от арендатора по договору аренды (или отдельному соглашению по компенсации коммунальных услуг).
Как вариант, удовлетворяющий интересы как арендодателя, так и арендаторов, являющихся плательщиками НДС, для оформления отношений по приобретению арендодателем коммунальных услуг в интересах арендаторов между ними могут быть заключены агентские договоры, по условиям которых агент (арендодатель) обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала (арендатор) все необходимые юридически и фактические действия по содержанию и эксплуатации имущества. В свою очередь, принципалы обязаны оплачивать выставляемые агентом счета за предоставленные тепло, электроэнергию, водоснабжение (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015, в котором рассматривались такие договоры).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
25 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Перевыставление расходов контрагенту: налоговые последствия
Автор
Ольга Антошина
главный методолог аудиторской компании ООО АК «Аудит-ЭЛ», налоговый консультант, сертифицированный бухгалтер-практик SIP/SIPA, бизнес-тренер по программам МБА, аттестованный преподаватель ИПБ России, к. э. н., доцент
Перевыставление отдельных расходов, возмещение расходов – отношения между контрагентами весьма распространённые.
С этим сталкиваются компании при:
— поставках товаров – перевыставляют транспортные расходы;
— аренде, лизинге – перевыставляют коммунальные расходы, расходы на страхование;
— строительстве – генподрядчик перевыставляет расходы на электроэнергию подрядчику.
Практика обычная. Но так ли безобидны налоговые последствия подобных хозяйственных операций и что по этому поводу думает налоговая служба. Давайте разбираться.
Транспортные расходы
При отражении в бухгалтерском и налоговом учёте расходов организация руководствуется, как минимум, ПБУ 10 «Расходы организации» и 25 главой Налогового кодекса РФ. В данных документах чётко указаны требования по признанию расходов.
Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, то есть, связаны с получением дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в Законе о бухучёте сказано, что каждый факт хозяйственной жизни компании должен оформляться первичными учётными документами (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В зависимости от факта хозяйственной жизни мы формируем соответствующий пакет первичных документов. О требованиях к первичным документам ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит следующее. Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:
— наименование документа;
— дата составления документа;
— наименование экономического субъекта, составившего документ;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за её оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
— подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
И уже рассматривая данные требования, мы видим, что при перевыставлении расходов требования, изложенные в подпунктах 3, 6, 7 не выполняются!
В вышеуказанных нормативных актах речь идёт о расходах, понесённых самой организацией, а не какой-либо другой организации. И в этом случае Минфин и ФНС РФ неоднократно давали комментарии о невозможности признания «чужих» расходов.
Рассмотрим письмо Минфина от 08.02.2019 №03-03-07/7618 «Об учёте в целях налога на прибыль расходов в виде возмещения расходов другого налогоплательщика», где ведомство прямо указывает: «В случае если налогоплательщиком возмещаются расходы другого налогоплательщика, то такие расходы не могут рассматриваться как расходы, произведённые для осуществления деятельности самого налогоплательщика, в связи с чем не подлежат учёту при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций».
Наиболее часто перевыставлют поставщики транспортные расходы, мотивируя тем, что так написано в договоре: «… покупатель возмещает поставщику расходы на доставку товара». Давайте внимательно рассмотрим данный факт хозяйственной жизни. Поставщик, поставляя товар, является заказчиком транспортных услуг у компании – перевозчика. Перевозчик выставляет первичные документы по факту перевозки в адрес поставщика. Всё верно. У поставщика транспортные услуги учитываются в составе расходов, связанных с продажей товаров. А вот что поставщик перевыставляет покупателю – большой вопрос.
Пункт 5 статьи 38 НК РФ говорит следующее: «Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».
Согласно положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 169 и пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан составить соответствующие счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, поставщик потребил транспортную услугу в момент её оказания. Что же тогда он пытается «перепродать»? Потреблённую услугу? Поставщик-то «перепродаёт» и при этом отражает доход и формирует налогооблагаемую базу по двум налогам: налогу на прибыль организации и налогу на добавленную стоимость. А вот что принимает на учёт покупатель под видом перевыставленных транспортных услуг? Вопрос открыт. Ведь при таком отражении искажённых фактов хозяйственной деятельности поставщик выставляет счёт-фактуру. Правомерно ли?
Минфин России в Письме от 22.02.2018 N 03-07-09/11443 указал, что если согласно условиям договора продавец услуг по предоставлению вагонов для перевозки грузов обязуется их оказать, а покупатель оплатить эти услуги и возместить понесённые продавцом транспортные расходы при подаче (возврате) вагонов для (после) оказания услуг, то данные возмещаемые расходы по оплате услуг по транспортировке подаваемых (возвращаемых) вагонов, оказываемых третьими лицами, не учитываются продавцом при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и, соответственно, в счёте-фактуре, выставляемом им по услугам по предоставлению вагонов, не указываются.
«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения договора (т.е. для деятельности, облагаемой НДС), стоимость которых возмещена контрагентом, принимайте к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156).
Поскольку сам продавец не оказывает при этом услугу перевозки, то и счёт-фактуру, полученный от перевозчика, он не может просто перевыставить покупателю от своего имени (Письма Минфина от 13.04.2016 N 03-07-09/21127, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156). Соответственно, покупатель не вправе принять к вычету НДС со стоимости перевозки по такому счёту-фактуре.
Перевыставлять счета-фактуры могут только посредники – агенты и комиссионеры.
Вариант организации взаимоотношений между организациями, во избежание налоговых рисков, на стадии переговоров расходы на доставку товаров включать в стоимость товаров.
Утилизационный сбор
Можно ли списать в расходы возмещённый контрагенту утилизационный сбор? Организация, возместившая поставщику сумму уплаченного им утилизационного сбора, не вправе учесть сумму такого возмещения в «прибыльной» базе.
В своём письме от 14.08.2019 № 03-03-06/1/61449 Минфин напоминает, что в целях налога на прибыль к расходам относятся экономически обоснованные и документально подтверждённые затраты, произведённые при ведении деятельности, направленной на получение дохода. В общем случае возмещение затрат, произведённых иными организациями, не отвечает критериям «прибыльных» расходов.
Следовательно, возмещаемая поставщику продукции (плательщику утилизационного сбора) сумма сбора не учитывается при определении базы по налогу на прибыль у покупателя продукции.
И таких примеров немало.
Об учете лизингополучателем сумм возмещения затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга, в целях налога на прибыль
Достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что после определённого срока действия договора лизинга лизингодатель перевыставляет лизингополучателю какие- либо расходы. Например, расходы на страхование, на уплату транспортного налога или налога на имущество организации. И вот в этом случае в письме от 27.10.2017 N 03-03-06/1/70590 Минфин говорит, что лизинговые платежи, которые учитываются у лизингополучателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, уже должны включать в себя суммы возмещения затрат лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга.
Таким образом, мы видим, что перевыставление расходов по сделке является весьма рискованным действием для обоих сторон договора. Большую часть рисков можно снять на стадии обсуждения условий договора.
НДС на коммунальные услуги
Все организации пользуются коммунальными услугами: отоплением, водой, электричеством, вывозом мусора, водоотведением и пр. Порядок обложения стоимости коммунальных услуг налогом на добавленную стоимость зависит от того, кто оказывает услуги и как происходит оплата.
НДС в стоимости коммунальных услуг
Услуги, которые предоставляют организации коммунального комплекса, облагаются НДС в стандартном порядке — по ставке 20 %. К таким организациям относятся юрлица, которые занимаются системами коммунальной инфраструктуры или эксплуатируют объекты для утилизации ТКО.
Если вы приобретаете услуги напрямую у ресурсоснабжающих организаций, то будете платить НДС в стандартном порядке. Еще один вариант — приобретать услуги через управляющие организации. Для них есть особое правило.
- услуги приобретены у ресурсоснабжающих организаций или региональных операторов по обращению с ТКО по предельным единым тарифам;
- услуги реализованы потребителям в пределах цены их приобретения (с учетом НДС).
Размер платы за коммунальные услуги не изменяется, если управляющая организация применяет льготу. Если вы приобретаете услуги напрямую у ресурсоснабжающей компании, управляющей организации со льготой или без, сумма будет учитывать НДС.
Это связано с тем, что управляющая организация приобретает у ресурсоснабжающих компаний услуги уже с учетом НДС. Она не прибавляет дополнительный НДС при реализации услуг потребителям, но учитывает предъявленный ресурсоснабжающей компанией НДС в их стоимости. Поэтому потребители платят за коммунальные услуги цену, в которой уже заложен НДС. Например, электростанция предоставила управляющей организации услуги по электроснабжению по тарифу с НДС согласно тарифу: 100 и 20 рублей соответственно.
Если вы покупаете услуги напрямую у ресурсоснабжающей организации или у управляющей организации, которая отказалась от льготы, то будете оплачивать тариф, увеличенный на сумму НДС, — те же самые 120 рублей, где 100 рублей тариф и 20 рублей НДС.
Учет коммунальных услуг у собственников помещений
Чтобы учесть расходы на коммунальные услуги, нужно получить от поставщика подтверждающие их документы: договор, акт об оказании услуг, квитанция, счет-фактура. Как правило, поставщики выставляют счета в конце месяца.
Если коммунальные расходы относятся к объектам непроизводственного назначения, при расчете налога их не учитывайте.
Период списания расходов, в том числе НДС, зависит от метода учета доходов и расходов — кассовый метод или метод начисления.
При методе начисления расходы спишите в периоде, в котором получили счет на оплату или акт оказания услуг от ресурсоснабжающей организации. Если счета или акта нет, спишите расходы на дату, предусмотренную условиями договора.
При кассовом методе расходы признайте в том периоде, в котором они оплачены.
В бухучете сформируйте следующие проводки:
1. Если являетесь плательщиком НДС:
- Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) Кт 60 (76) — получен счет на оплату, подписан акт об оказании услуг;
- Дт 19 Кт 60 (76) — отражен входной НДС;
- Дт 68 НДС Кт 19 — входной НДС принят к вычету;
- Дт 60 (76) Кт 51 — оплачены коммунальные услуги.
НДС с коммунальных услуг принимается к вычету в стандартном порядке. Для этого должны соблюдаться все условия, предусмотренные ст. 171 и ст. 172 НК РФ: принятие услуг к учету, их использование в облагаемой НДС деятельности и наличие документов с выделенной суммой налога.
2. Если не являетесь плательщиком НДС:
- Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) Кт 60 (76) — получен счет на оплату, подписан акт об оказании услуг;
- Дт 19 Кт 60 (76) — отражен входной НДС;
- Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) НДС Кт 19 — входной НДС учтен в расходах;
- Дт 60 (76) Кт 51 — оплачены коммунальные услуги.
Учет коммунальных услуг у арендодателей и арендаторов
Арендаторы помещений возмещают коммунальные услуги арендодателю. Это можно сделать одним из трех способов: включить коммуналку в сумму аренды, добавлять ее сверху или перечислять в рамках посреднического договора. От выбранного способа зависит порядок уплаты и принятия НДС к вычету.
Коммунальные услуги включены в арендную плату
Это самый простой способ возмещения расходов на коммуналку для целей НДС. Если коммунальные платежи входят в арендную плату, то налогом облагается вся сумма платежа по договору, включая коммуналку.
Арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру на всю сумму арендной платы. Входной НДС от поставщиков коммунальных услуг можно принять к вычету в полном размере на основании подтверждающих документов.
Арендатор вправе принять к вычету всю сумму входного НДС, в том числе по коммунальным услугам. Для этого достаточно счета-фактуры от арендодателя.
Коммунальные услуги оплачиваются сверх арендной платы
Если коммунальные услуги перевыставлены сверх арендной платы, НДС на их стоимость не начисляется, так как нет объекта налогообложения. Арендодатель не может принять к вычету входной НДС от поставщиков услуг, он включается в стоимость коммунальных услуг, перевыставленную арендатору.
Арендатор в этом случае тоже не может принять налог к вычету, так как эта операция не признается реализацией для целей НДС, арендодатель не предъявил НДС и не выставил счет-фактуру.
Коммунальные услуги перевыставлены по посредническому договору
Перевыставленные коммунальные услуги облагаются НДС в том же порядке, что и другие перевыставленные расходы. Арендодатель в этом случае не начисляет, не платит и не принимает НДС к вычету. Он перевыставляет арендатору счет-фактуру, если провел расходы от своего имени. Если же расходы приобретены от имени арендатора, поставщик услуг сразу выписывает счет-фактуру на него.
Арендатор принимает к вычету входной НДС с перевыставленных расходов.
Ведите учет НДС на коммунальные услуги в Контур.Бухгалтерии. Начисляйте, платите и принимайте налог к вычету. Вносите все операции в сервис, чтобы по итогам отчетного периода получить автоматически сформированную декларацию и бесплатно сдать ее в налоговую. А еще в Бухгалтерии можно вести расчеты с сотрудниками и бухучет, считать налоги, проверять контрагентов и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают в подарок 14 дней работы в сервисе.
Все организации пользуются коммунальными услугами: отоплением, водой, электричеством, вывозом мусора, водоотведением и пр. Порядок обложения стоимости коммунальных услуг налогом на добавленную стоимость зависит от того, кто оказывает услуги и как происходит оплата.
- Легко ведите учёт и заводите первичку
- Отправляйте отчётность через интернет
- Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
- Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Регистры налогового учета по НДС — это документы, которые обобщают данные налогового учета и помогают рассчитывать базу для исчисления налога. Их используют, когда данных из регистров бухучета недостаточно. Разберемся, какие есть налоговые регистры по НДС и как их вести.
Розничные магазины и другие торговые организации, которые продают товары конечным потребителям, тоже платят НДС. Рассмотрим, особенности в расчете и уплате НДС, заполнении книги продаж и бухгалтерском учете.
НДС при перевыставлении расходов
Перевыставление расходов встречается довольно часто и является стандартной практикой в гражданско-правовых отношениях между компаниями как в отношениях между арендодателем и арендатором, так и в посреднических отношениях. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Налоговый кодекс не регулирует порядок перевыставления расходов и порядок принятия к вычету НДС в таких случаях. Поэтому у компаний возникает вопрос – можно ли принять к вычету “входной” НДС по этим операциям? Как оказывается, это во многом зависит от документального оформления операций перевыставления расходов. Например, прописано ли в договоре возмещение расходов с НДС, указано ли, какая сторона будет учитывать расходы на счетах учета расходов и каким образом будут оформлены счета-фактуры.
Рассмотрим, на какие нюансы стоит обратить внимание сторонам контракта, чтобы избежать риска претензий со стороны контролирующих органов.
Перевыставление коммунальных расходов арендодателем
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К расходам на содержание арендованного помещения относятся, в частности, расходы на электроэнергию.
На основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
ФНС России в Письме от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что арендодателю предоставлено право выбора в ситуации, когда возмещение коммунальных платежей производится сверх арендной платы:
- не выделять НДС с суммы компенсации коммунальных услуг и не включать ее в налоговую базу по НДС. Соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не выставляет (п. 2 данного Письма). В договоре и акте, в соответствии с которыми перевыставляются коммунальные платежи, необходимо указать полную сумму компенсации с уточнением, что она взимается без НДС;
- выделять НДС с суммы компенсации и, соответственно, учитывать ее при исчислении налоговой базы по НДС.
На практике обычно по договору аренды нежилого помещения расходы на электроснабжение помещений не включаются в арендную плату и возмещаются арендатором на основании счетов арендодателя. Расчет расходов за электроснабжение производится в соответствии со снимаемыми показаниями приборов учета на основании действующих тарифов снабжающих организаций. Обычно в договоре не указывается обязанность арендатора дополнительно уплачивать НДС сверх суммы возмещения стоимости электроэнергии. При этом арендодатель зачастую выставляет акт на возмещение электроэнергии с выделенной суммой НДС, но счет-фактуру не представляет.
Поскольку в рассматриваемой ситуации арендодатель не представляет арендатору счет-фактуру на стоимость потребленных услуг по электроэнергии, арендатор, оплатив стоимость коммунальных услуг, не вправе принять к вычету сумму “входного” НДС по ним, так как не соблюдается одно из условий принятия НДС к вычету, установленное в п. 1 ст. 169 Налогового кодекса.
Согласно п. 1 ст. 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи.
Пунктом 2 ст. 170 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев включения сумм “входного” НДС в общую стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг). Следовательно, согласно п. 1 ст. 170 Налогового кодекса суммы НДС в рассматриваемой ситуации не включаются в расходы арендатора, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, так как не относятся к указанным в п. 2 ст. 170 Налогового кодекса случаям.
При отражении в договоре аренды условия о возмещении арендатором расходов арендодателя на электроэнергию такие расходы могут учитываться арендатором в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть арендной платы (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/43).
Налоговые органы также разъясняли, что арендатор может уменьшать налоговую базу на стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендодателю, учитывая данные расходы в составе материальных при наличии документов, подтверждающих осуществленные арендатором расходы (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637).
При этом Минфин России считает, что НДС, перечисленный в составе возмещения коммунальных услуг, не уменьшает налогооблагаемой прибыли. Даже в тех случаях, когда арендодатель не выделил НДС в сумме компенсации (Письма от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51 и от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).
Однако такой вывод арендатор может попытаться оспорить. Так, например, в случае, если НДС не выделен в счете, арендодатель не выставляет счет-фактуру и в договоре не оговаривается, что компенсация подлежит возмещению с НДС, арендатор имеет право полагать, что он компенсирует расходы на электроэнергию без НДС (так, как это описано в п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@). В данном случае затраты можно рассматривать экономически обоснованными для арендатора, и они могут быть признаны для целей налогообложения прибыли.
Отмечаем, что рассмотренный выше способ возмещения коммунальных услуг в налоговом учете не выгоден арендатору, поскольку:
- теряется право на вычет “входного” НДС по коммунальным услугам;
- могут возникнуть налоговые риски в случае принятия решения о включении указанных сумм НДС в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, даже если они не будут выделены в акте о возмещении коммунальных услуг.
Соответственно, для возможности принятия НДС по компенсируемым им коммунальным расходам необходимо, в частности, наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС по коммунальным расходам, выставленного арендодателем.
Суды поддерживают налогоплательщика и указывают на возможность принятия арендатором НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем, поскольку арендодатель лишь дублирует (без отражения в регистрах бухгалтерского учета НДС за коммунальные услуги) арендатору счета-фактуры коммунальных организаций с учетом НДС, которые ранее были выставлены в его адрес (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 по делу N А76-24215/2007-42-106, ФАС Московского округа от 26.08.2008 N КА-А40/7882-08 по делу N А40-6768/08-76-30, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3 по делу N А60-34244/2008-С10).
Перевыставление транспортных расходов продавцом продукции
В соответствии с п. 1 ст. 156 Налогового кодекса “налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров”.
По мнению автора, указанные нормы могут быть применены также и к посредническим отношениям между продавцом и покупателем, возникшим в рамках договора на поставку.
Обычно в договоре поставки отсутствует какое-либо отдельное вознаграждение покупателя за организацию доставки товаров до покупателя. В этом случае налоговой базой по НДС у продавца по данной операции не возникает. Однако контролирующие органы указывают, что денежные средства, получаемые поставщиком от покупателя на возмещение расходов на доставку товара, связаны с оплатой товара, поэтому на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса поставщик должен включить их в налоговую базу по НДС (Письма Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156, от 06.02.2013 N 03-07-11/2568). Судебная практика в пользу позиции контролирующих органов не сложилась.
По мнению автора, полученная продавцом товаров сумма возмещения затрат реализацией не признается в силу ст. ст. 39 и 146 Налогового кодекса и не облагается НДС, поскольку продавец не осуществлял реализацию услуг по доставке продукции. Судебная практика по этому вопросу также складывается в пользу компаний-посредников (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 12.08.2013 по делу N А65-32027/2012, ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2010 по делу N А66-7801/2009, ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4806/09-С3 по делу N А47-10527/2007-АК-27 (Определением ВАС РФ от 08.09.2009 N ВАС-11613/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2008 по делу N А05-1030/2007).
Обычно расходы продавцов продукции на транспортировку, подлежащие перевыставлению, отражаются на субсчете “Возмещаемые расходы” счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и на счетах расходов у продавца продукции не учитываются.
При этом условиями принятия НДС к вычету плательщиком являются: наличие счета-фактуры, принятие на учет услуг и связь с облагаемой НДС деятельностью (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В рассматриваемом случае у продавца отсутствует возможность принятия НДС к вычету по перевыставляемым транспортным расходам, поскольку данные расходы будет у себя учитывать покупатель, а не продавец. Данный подход подтверждается Письмом Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-11/281. Следовательно, в данном случае необходимо перевыставлять транспортные и иные расходы покупателю (кто будет возмещать расходы на доставку) с учетом НДС.
В данном случае возникнет вопрос, в каком случае заказчик (покупатель) может принять к вычету НДС со стоимости возмещаемых им расходов.
Налоговый кодекс прямо не регулирует вопрос возможности применения вычета по НДС заказчиком (покупателем), возместившим расходы продавца на доставку товара. Пунктом 7 ст. 3 Налогового кодекса предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При этом, по мнению контролирующих органов, заказчик (покупатель), возместивший расходы продавца на доставку товара транспортной организацией, не вправе применить вычет по НДС (см., например, Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-07-11/2568).
По мнению автора, способ приобретения заказчиком услуг (напрямую от транспортной компании или через посредника) не должен оказывать влияния на возможность получения заказчиком – плательщиком НДС вычета по налогу, уплачиваемому им в составе стоимости приобретаемых услуг. Как указывалось ранее, расходы, оплаченные поставщиком с учетом НДС, целесообразно перевыставить заказчику (покупателю) также с выделением НДС.
Рассматривая ситуации, связанные с перевыставлением счетов-фактур, суды указывают на то, что сами по себе обстоятельства перевыставления счетов-фактур не влияют на право налогоплательщика применить налоговый вычет. При этом налогоплательщик для принятия НДС к вычету должен принять работы (услуги) на учет (Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2014 N Ф05-5989/2014 по делу N А40-137020/13).
Суды признают правомерным применение вычета по счетам-фактурам, выставленным покупателю поставщиками товаров по транспортным услугам, которые фактически оказывались перевозчиками, поскольку гл. 21 Налогового кодекса не предусматривает отказа в вычете по счетам-фактурам, перевыставленным российской организации, которая является плательщиком НДС (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3 по делу N А60-34244/2008-С10, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.2009 по делу N А53-10110/2008-С5-46, от 20.01.2009 по делу N А53-10111/2008-С5-44, ФАС Центрального округа от 01.07.2009 по делу N А54-3828/2008С8, от 29.04.2009 по делу N А54-3250/2008С4).
На наш взгляд, рассматриваемая ситуация также схожа с ситуацией перевыставления счетов-фактур арендодателем арендатору на сумму коммунальных расходов.
Соответственно, после получения счета-фактуры и подтверждающих затраты документов поставщику следует перевыставить счет-фактуру заказчику (покупателю) на сумму перевыставляемых затрат с выделением суммы НДС и с приложением копий счетов-фактур, выставленных транспортной компанией поставщику товаров (который организовал доставку). Данный счет-фактура отражается в журнале выставленных счетов-фактур без отражения в книге продаж.
Отдельно следует отметить, что, по мнению контролирующих органов, в строке “Продавец” счета-фактуры следует указывать продавца работ, то есть транспортную организацию, а не посредника (Письма Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-09/47, ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@ (пп. “А” п. 2)).
В то же время данный подход является неоднозначным, поскольку перевыставленный счет-фактуру подписывают главный бухгалтер и руководитель (или уполномоченное лицо) именно организации-посредника (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Имеется пример судебного решения, в котором суд не установил нарушения норм Налогового кодекса в случае, когда в качестве продавца в счете-фактуре был указан посредник (Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2010 N КА-А40/2061-10).
Поскольку порядок оформления перевыставляемого счета-фактуры имеет значение в первую очередь для заказчика (с целью подтверждения правомерности принятия НДС к вычету), то поставщик может согласовать с ним порядок заполнения строки “Продавец”.
При этом поставщик вместе с информацией о фактическом продавце товаров (работ, услуг) – например, транспортной компании – может указать в счете-фактуре наименование и своей организации как посредника, поскольку отражение дополнительной информации в счете-фактуре не запрещено (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-07-09/04).
Необходимо отметить, что для принятия к вычету НДС заказчиком помимо имеющихся в наличии счета-фактуры, выставленного поставщиком на имя заказчика (покупателя), и копий счетов-фактур, выставленных транспортной компанией на имя поставщика, должны соблюдаться остальные условия для принятия НДС к вычету, а именно:
- приобретаемые товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет заказчика;
- приобретаемые товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности заказчика, облагаемой НДС.
Необходимо также отметить, что в связи с неоднозначной позицией контролирующих органов по данному вопросу нельзя полностью исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Перевыставление таможенного НДС
Зачастую необходимость таможенного оформления происходит в рамках исполнения обязательств сервисными центрами при ввозе изделий в таможенном режиме “выпуска для внутреннего потребления”, которые остаются на складе сервисного центра для использовании в его деятельности (например, для ремонта каких-либо изделий). При этом таможенные расходы могут перевыставляться иностранной или российской компании, в пользу которой сервисный центр осуществляет свою деятельность на территории РФ. Так возникает вопрос необходимости перевыставления таможенного НДС или возможности принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе изделий на российской таможне сервисным центром.
В данном случае возможность принятия НДС к вычету сервисным центром будет зависеть от того, будет ли он учитывать у себя на счетах ввозимые изделия, например на счете 10 “Материалы”.
Условиями принятия к вычету НДС, уплаченного на таможне, являются:
- ввоз товара в одной из трех таможенных процедур:
- выпуска для внутреннего потребления;
- временного ввоза;
- переработки вне таможенной территории;
- приобретение товара для операций, облагаемых НДС (пп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК РФ);
- принятие товара на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- подтверждение факта уплаты налога соответствующими первичными документами (п. 1 ст. 172 НК РФ).
По мнению контролирующих органов, налогоплательщик может принять таможенный НДС к вычету при уплате им НДС самостоятельно или через посредника, если оплата произошла за счет средств плательщика при наличии таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары (см., например, Письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-07-08/310, от 26.10.2011 N 03-07-08/297, от 25.04.2011 N 03-07-08/123).
В рассматриваемом случае сервисный центр может не перевыставлять таможенный НДС заказчику и принять НДС к вычету после постановки на учет ввозимых изделий при соблюдении следующих условий:
- если у сервисного центра есть документы, подтверждающие фактическую уплату НДС на таможне;
- если деятельность сервисного центра облагается налогом на добавленную стоимость.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Как правильно перевыставлять коммунальные услуги арендаторам
Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?
Арендатор несет ответственность не только за саму недвижимость, но и за ее содержание на основании статьи 616 ГК РФ. Содержание имущества включает в себя оплату услуг ЖКХ, связи и охраны. Обычно арендатор не контактирует с хозяйствующими организациями, предоставляющими коммунальные услуги, напрямую. Фактически расходы оплачиваются арендодателем, а затем он предоставляет арендатору расчет или копии квитанций по услугам ЖКХ. Арендатор, в свою очередь, вместе с арендной платы должен возместить коммунальные расходы арендодателя. То есть происходит перевыставление. Эту операцию нужно правильно отразить в учете.
Вопрос: Организация на общем режиме налогообложения — арендодатель перевыставляет счета за коммунальные услуги арендаторам. «Коммуналка» выставляется сверх арендной платы без НДС. Нужно ли отражать операцию в разд. 7 декларации по НДС? Если да, то с каким кодом операции?
Посмотреть ответ
Учет перевыставления коммунальных услуг
В законах ничего не говорится о том, что арендная плата должна включать в себя расходы на коммунальные услуги и содержание помещения. Отсутствуют нормативные акты, касающиеся порядка обеспечения арендатора услугами ЖКХ и связи. Однако в законе присутствует принцип свободы договора. Он содержится в статье 421 ГК РФ. Принцип этот заключается в том, что участники соглашения могут сами определить метод реализации оплаты коммунальных услуг.
Как правило, в договоре прописана обязанность арендатора возмещать услуги арендодателя. То есть лицо должно отчислять средства сверх установленной арендной платы.
Налог на прибыль
Прибыль субъекта, признающаяся объектом налогообложения, устанавливается плательщиком на основании полученных доходов, сокращенных на размер произведенных расходов на основании статьи 247 НК РФ. В целях определения налога на прибыль доходы от реализации и внереализационные доходы устанавливаются в порядке, указанном в статьях 248, 249, 250 НК РФ.
Услуги ЖКХ и связи используются непосредственно арендаторами, их стоимость не включаются в арендную плату, а потому оплату услуг можно отнести к возмещению расходов. Однако Минфин и налоговые структуры считают по-другому. В частности, есть письмо УФНС по городу Москва №19-11/58877 от 28 июня 2006 года. В нем сделаны эти выводы:
- Затраты, возмещаемые арендатором, арендодатель учитывает в структуре доходов.
- Суммы, направляемые в хозяйствующие организации ЖКХ, арендодатель учитывает в структуре доходов.
Аналогичную позицию разделяет Минфин всей страны. То есть эти нормы касаются каждого региона.
Вопрос: Как облагаются НДС перевыставленные арендатору коммунальные услуги? Какие бухгалтерские записи при этом будут сделаны в учете арендодателя?
Посмотреть ответ
В пункте 1 статьи 146 НК РФ указано, что объектом обложения НДС считаются операции по продаже товаров и услуг. При реализации услуг продавцом выставляются счета-фактуры. Сделано это должно быть не позже 5 дней. Основание – пункт 3 статьи 168 НК РФ. Официальные структуры считают, что счета-фактуры арендодатель арендатору не выставляет. Связано это с тем, что перевыставление не предполагает реализацию услуг. То есть при получении средств в качестве возмещения расходов арендодателя объекта обложения НДС не образуется. Основание – многочисленные письма Минфина. К примеру, письмо Минфина №03-03-06/2/51 от 14 мая 2008 года.
Представители Минфина считают, что суммы НДС по счетам за коммунальные услуги не возмещаются и не учитываются в составе расходов при установлении базы по налогу на прибыль. Основание – письмо Минфина №03-03-06/1/895 от 27 декабря 2007 года.
Однако суды занимают другую позицию. В частности, есть постановление Президиума №12664/08 от 25 февраля 2009 года. В нем прописано, что без обеспечения коммерческих помещений водой, электроэнергией и прочими коммунальными услугами невозможна реализация права пользования арендуемым имуществом. То есть услуги ЖКХ непосредственно связаны с услугами по аренде помещения. Порядок расчетов, в свою очередь, неважен. Вычет НДС со стоимости услуг ЖКХ правомерен в том случае, если соблюдаются все условия реализации вычетов.
То есть вопрос с вычетом и налогообложением является неоднозначным. Разные официальные органы имеют разное мнение на этот счет. Предпочтительной является эта позиция: компания может не оформлять счета-фактуры на перевыставляемые услуги ЖКХ. По счету предъявляется вся сумма компенсации трат без выделения НДС.
Бухучет
Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Однако здесь есть важный нюанс. Если фирма в рамках налогового учета включила суммы возмещения в доходы и расходы, в бухучете нужно зафиксировать постоянное налоговое обязательство (ПНО), а также постоянный налоговый актив (ПНА). Это подтверждается ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПНА и ПНО образуются из-за постоянных разниц между бухучетом и налоговым учетом.
В рамках ПБУ 18/02 под постоянными разницами подразумеваются доходы и траты, учитываемые при установлении базы по налогу на прибыль, которые не признаются для целей бухучета доходами и тратами отчетного и следующего периодов (пункт 4 ПБУ 18/02).
ПНО и ПНА признаются фирмой в том отчетном периоде, в котором они образуются. Постоянные обязательства равны величине, составляющей произведение постоянной разницы отчетного периода на ставку налога на прибыль. Подразумевается ставка, установленная законом и актуальная на отчетную дату (пункт 7 ПБУ 18/02).
Если фирма использует ПБУ 18/02, применяются эти проводки:
- ДТ60 КТ51. Оплата услуг ЖКХ и связи включая НДС.
- ДТ26 КТ60. Учет собственных трат на коммуналку и услуги связи.
- ДТ19 КТ60. Частичное принятие к зачету НДС.
- ДТ76 КТ60. Выставление актов без выделения НДС.
- ДТ51 КТ76. Получение выплат от арендаторов.
- ДТ99 КТ68. Постоянное налоговое обязательство.
- ДТ68 КТ99. Постоянные налоговые активы.
Все записи в бухучете должны основываться на соответствующих документах.
Пример
Рассмотрим пример перевыставления коммунальных услуг. Организация арендовала помещение. Размер платы составляет 23 600 рублей. НДС равен 3 600 рублей. Договор аренды предполагает компенсацию расходов на услуги ЖКХ. Счета перевыставляются.
За май 2017 года совокупная стоимость услуг ЖКХ равна 11 800 рублей, а НДС – 1 800 рублей. Арендодателем потреблено 8 260 рублей включая НДС на 1 260 рублей, арендатором – 3 540 рублей включая НДС 540 рублей. По итогам месяца арендодатель передает арендатору эти документы:
- Акт с этими позициями: услуги по непосредственно аренде (23 600 рублей) с НДС (3 600 рублей), компенсация услуг ЖКХ в размере 3 540 рублей. НДС последние выплаты не облагаются.
- Приложение к акту, представляющее собой расчет распределения услуг ЖКХ.
- Копии коммунальных квитанций.
- Счет-фактура на услуги по аренде в размере 23 600 рублей с НДС на 3 600 рублей.
У арендодателя за май возникают такие расходы и доходы:
- Входной НДС к вычету в размере 1 260 рублей.
- Начисление НДС с реализации услуг аренды – 3 600 рублей.
- Налоговый учет: доходы (20 000 рублей), расходы на потребленным услугам ЖКХ (7 000 рублей).
У арендатора за май образуются эти расходы:
- Входной НДС к вычету по аренде – 3 600 рублей.
- Траты в налоговом учете: стоимость арендованного помещения (20 000 рублей), компенсация за услуги ЖКХ (3 000 рублей).
В нормах относительно перевыставления есть противоречия. Поэтому организация должна сама принимать решение о своих действиях.
Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю
Перевыставление транспортных расходов покупателю производится, когда транспортировка товара до покупателя осуществляется по договоренности между поставщиком и транспортной компанией, а покупатель возмещает произведенные транспортные расходы. О том, как перевыставить транспортные расходы покупателю без налоговых рисков, читайте в нашей статье.
Как грамотно перевыставить транспортные расходы покупателю?
Перевыставление транспортных расходов можно произвести двумя способами:
- в форме посреднических услуг;
- форме изменения стоимости товара.
Рассмотрим их подробнее.
Способ 1. Посреднические услуги
Этот способ перевыставления транспортных расходов самый распространенный, хотя и довольно трудоемкий с точки зрения его документального обслуживания.
В договоре с покупателем мы фиксируем пункт о том, что обязуемся от своего имени найти подходящего перевозчика, заключить с ним соглашение о транспортировке товара и проследить за выполнением этого соглашения до момента передачи товара покупателю. То есть указываем на то, что берем на себя обязательства посредника между покупателем и организацией-перевозчиком. Главное условие — прописать хотя бы символическую сумму вознаграждения, так как посреднические договоры должны быть возмездными (ст. 990, 1005 ГК РФ).
- Первичные документы
По транспортным услугам предоставляем покупателю транспортную накладную от своего имени, сформированную на основании первичных документов от организации-перевозчика. Не забудем приложить к ней копию транспортной накладной организации-перевозчика.
По посредническим услугам представляем покупателю отчет посредника с указанием в нем суммы своего вознаграждения (ст. 999 ГК РФ). Форму отчета разрабатываем самостоятельно с ее обязательным утверждением в учетной политике.
Полученные от организации-перевозчика счета-фактуры фиксируем в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (п. 1, подп. «а» п. 11 разд. II прил. 3 к постановлению Правительства РФ «О заполнении документов при расчетах по НДС» от 26.12.2011 № 1137).
- выставляем от своего имени счет-фактуру по транспортным услугам и прикладываем к нему копию счета-фактуры организации-перевозчика (п. 1, подп. «а» п. 7 разд. II прил. 3 постановления Правительства РФ «О заполнении документов при расчетах по НДС» от 26.12.2011 № 1137), регистрируем в журнале счетов-фактур;
- счет-фактуру по вознаграждению за посредничество регистрируем в книге продаж.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При перевыставлении счета-фактуры по транспортным услугам в строках 1 (дата), 2, 2б ставьте сведения организации-перевозчика, а не свои (подп. «а», «в» п. 1 разд. II прил. 1 к постановлению от 26.12.2011 № 1137).
Нюансы учета НДС при возмещении расходов детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Способ 2. Изменение стоимости товара
Этот вид перевыставления транспортных расходов на практике встречается нечасто, но он более простой по документальному оформлению по сравнению с первым.
П. 3 ст. 485 ГК РФ предусмотрено, что в договоре реализации можно поставить пункт об изменении стоимости товара при наступлении определенных обстоятельств. Как вариант, можно внести условие: если доставку товара до покупателя организует поставщик, то стоимость товара увеличивается на стоимость транспортировки товара до покупателя.
- Первичные документы
На момент передачи товара организации-перевозчику у вас на руках уже будет договор об оказании транспортных услуг и счет на оплату этих услуг. По этим документам определяем сумму транспортных расходов (с учетом НДС) и плюсуем ее к стоимости отгружаемых покупателю товаров. Полученную сумму указываем в товарной накладной. Если отгружается несколько видов товаров, то транспортные расходы распределяем между ними равными долями.
С формой товарной накладной вы можете ознакомиться в статье «Унифицированная форма ТОРГ-12 — бланк и образец».
ВАЖНО! Отдельной строкой стоимость транспортных услуг в товарной накладной не выделяйте. Вы не оказываете услуги по перевозке товаров, поэтому и в выписываемых вами накладных такой услуги быть не должно.
При изменении стоимости транспортных услуг после получения товарной накладной покупателем корректировки в нее вносятся одним из двух способов:
- оформление новой скорректированной накладной;
- внесение исправлений в уже оформленные 2 экземпляра накладной: свой и покупателя.
О внесении изменений в первичные документы читайте в этом материале .
Транспортная накладная, полученная от организации-перевозчика, будет считаться основанием для отражения расходов, связанных с реализацией товаров (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Выставляем счет-фактуру на сумму, которую указали в товарной накладной: стоимость товара, увеличенная на стоимость транспортных услуг. Фиксируем ее в книге продаж. При изменении стоимости транспортных услуг, включенных в стоимость товара, формируем корректировочный счет-фактуру на сумму увеличения (уменьшения) транспортных расходов (абз. 3 п. 1 ст. 169 НК РФ). Исправлять старый счет-фактуру не надо.
С примером заполнения корректировочных счетов-фактур ознакомьтесь в статье «Образец заполнения корректировочного счета-фактуры (2022 – 2022)».
Счет-фактуру, полученный от организации-перевозчика, регистрируем в книге покупок.
Как отразить перевыставление транспортных расходов в проводках?
После того как мы разобрались с документальным оформлением перевыставления транспортных услуг покупателю, рассмотрим отражение этих операций в проводках на наглядном примере.
- Продавец продал покупателю товар на сумму 895 420 руб. (в т. ч. НДС 149 236,67 руб.).
- Покупная стоимость товара — 762 710 руб. (в т. ч. НДС 127 118,33 руб.).
- Стоимость доставки товара перевозчиком по соглашению с продавцом составила 26 630 руб. (в т. ч. НДС 4438,33 руб.).
ПРИМЕЧАНИЕ: при способе № 1 на стоимость доставки продавец-посредник перевыставляет товарную накладную и счет-фактуру (в бухучете у посредника продажа товара не отражается); при способе № 2 стоимость доставки увеличивает стоимость товара.