Горючий курс: как могут измениться цены на бензин в России в 2022 году
По оценке Российского топливного союза, в 2022 году темпы роста цен на бензин в стране будут находиться вблизи уровня инфляции. Для сдерживания стоимости горючего власти намерены внести новые коррективы в формулу демпфирующего механизма. Кроме того, планируется повысить нормативы продаж топлива через биржу. Эксперты считают, что в случае необходимости правительство может принять ряд дополнительных мер для стабилизации цен. В частности, речь идёт о временном запрете на вывоз бензина из страны для обеспечения внутреннего рынка.
В 2022 году розничные цены на бензин в России будут расти темпами, близкими к инфляции. Такое предположение сделали в Российском топливном союзе (РТС).
«Мы полагаем, что нефтяные компании будут выполнять те соглашения, которые они заключили с правительством. Рынок конкурентный, поэтому независимым АЗС тоже придётся удерживать цены на аналогичном уровне. Перед властями, в свою очередь, стоит задача сделать так, чтобы и оптовые цены росли в пределах инфляции», — рассказал RT глава РТС Евгений Аркуша.
По данным Росстата, в 2022 году розничная цена бензина АИ-92 в среднем по России выросла на 8,7% — до 47,11 рубля за литр. В то же время стоимость горючего АИ-95 на автозаправках страны поднялась на 8,5% — до 51,01 рубля за литр.
Общий уровень инфляции в стране по итогам прошлого года составил около 8,4%. При этом, согласно прогнозу Центробанка, в 2022-м значение должно опуститься до 4—4,5%.
«Заметное удорожание горючего в 2022 году стало следствием повышения нефтяных котировок, ажиотажного спроса на топливо во всём мире, а также увеличения оптовых цен на российских биржах. АЗС пытались сдерживать стоимость горючего на заправках, но несли убытки и всё же были вынуждены плавно корректировать ценники, чтобы не обанкротиться», — объяснил в беседе с RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Вблизи инфляции: как в России изменились цены на топливо в 2022 году
В 2022 году бензин на российских автозаправках подорожал в среднем на 8,8%. Темпы роста цен на горючее незначительно превысили общий.
По словам специалистов, частично компенсировать потери бизнесу помогал демпфирующий механизм. В рамках инициативы государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставке топлива на внутренний рынок.
Если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, производители получают компенсацию из федерального бюджета. При более высокой стоимости сырья на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли.
«Без демпфера топливный рынок объективно был бы менее стабилен, учитывая сложную эпидемическую ситуацию в мире и глобальный рост потребления горючего. Параметры компенсаций регулируются властями в ручном режиме. Это позволяет не допустить перекосов в сегменте», — отметил в разговоре с RT аналитик компании Virgin Oil Group Андрей Гордеев.
Напомним, демпфер заработал ещё в 2019 году и на тот момент позволил в несколько раз замедлить удорожание горючего. В мае 2022-го на фоне новой волны роста цен правительство внесло изменения в работу механизма, и компании смогли претендовать на больший объём выплат из казны. При этом на сегодняшний день власти готовят дополнительные коррективы. Об этом в конце декабря сообщил министр энергетики России Николай Шульгинов.
«В 2022 году Минэнерго вместе с ФАС предусматривает изменения в демпфер, увеличивает уровень компенсации для НПЗ. Также в I квартале предусмотрено увеличение биржевых нормативов», — заявил Шульгинов в эфире телеканала «Россия 24».
Отметим, что крупные российские нефтекомпании обязаны отправлять часть топлива на биржу, где независимые АЗС могут купить его по рыночным ценам. Как ранее объясняли в правительстве, такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие игроки топливного рынка обладают собственной сетью автозаправок.
Сейчас бизнес должен продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизельного топлива. Правительство планирует повысить показатели до 12 и 8,5% соответственно. Об этом ранее заявлял вице-премьер Александр Новак в интервью РБК.
По мнению Андрея Гордеева, в ближайший год динамика цен на горючее в России будет зависеть от ситуации с пандемией в мире. Так, в случае улучшения эпидемической обстановки глобальный спрос на топливо продолжит расти уверенными темпами, что может привести к новому витку повышения цен на нефть и оптовой стоимости бензина.
«Кроме того, за время ограничений россияне привыкли к путешествиям по своей стране на личном автомобиле, поэтому летом может наблюдаться увеличение продаж топлива и, как следствие, скачок цен и локальный дефицит горючего. Впрочем, с учётом мер правительства и общей координации рынка рост стоимости топлива в рознице вряд ли превысит уровень инфляции», — считает Гордеев.
Как предположил в интервью RT шеф-аналитик ГК «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв, в 2022 году правительство постарается не допустить роста цен на АЗС выше так называемых психологических уровней. Речь идёт об отметках 50 рублей за литр АИ-92 и 55 рублей за литр АИ-95 в среднем по России.
«Если цены начнут приближаться к этим уровням, властям придётся действовать жёстче и вводить строгие лимиты квот на экспорт, пропорционально реализации бензина для российских потребителей. Также ранее в правительстве обсуждался временный, но полный запрет на вывоз топлива за рубеж. Поэтому участники рынка постараются не пересекать эти ценовые уровни, поскольку понимают, что кабмин незамедлительно примет столь убыточные для бизнеса меры», — заключил Пушкарёв.
В 2022 году цены на бензин будут регулировать по-новому: На сколько подорожает топливо
В правительстве разработали комплекс мер, чтобы сдержать рост цен на бензин в 2022 году. Что нового ждать автомобилистам после праздников и на сколько реально подорожает топливо?
” />
С января по конец декабря розничные цены на бензин выросли на 8,7%. При этом инфляция составила 7,98%. Таковы данные Росстата.
Вице-премьер Алексей Новак рассказал о том, как будут сдерживать цены на бензин в 2022 году. Меры правительства направлены, в частности, на снижение темпов роста оптовой цены. От неё рассчитываются компенсации нефтяникам.
В 2022 году начнётся очередной этап налогового маневра. Он предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Вместе с этим на 4% проиндексируют ставки акцизов на бензин и дизтопливо.
Кроме того, будет вестись работа в ручном режиме с нефтяными компаниями для обеспечения необходимого объёма торгов на бирже и согласования планов-графиков ремонта НПЗ, чтобы не было дефицита топлива.
— На наш взгляд, самой действенной мерой из перечисленного станет снижение темпов роста оптовой цены. Сейчас существует острая проблема дисбаланса между темпами роста оптовых и розничных цен. Если в течение месяца на бирже возможен скачок на порядка 10%, как это было в 2022 году, то розничные цены, напротив, растут медленно, то и дело откатываясь на несколько копеек назад, — отметила управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
В конце года появилась новая угроза для сбережений: Откуда экономисты советуют забирать деньги
По её словам, ситуация бьёт прежде всего по независимым сетям АЗС и несетевым заправкам. За последние полтора года такие компании работали даже в убыток в моменты скачков цен. Но чтобы сохранить конкурентоспособность, розничные цены сохранялись на уровне сетей российских нефтяных гигантов, которые тоже работали в убыток, но это не так критично для их бизнеса.
— Порой независимые заправки не могут достичь выгоды в три рубля с литра между закупочной и отпускной ценой, чтобы работать хотя бы “в ноль”. При этом отрасль так и не признали пострадавшей от коронавируса, несмотря на очевидный спад спроса на бензин в связи с масштабным переходом на удалёнку и самоизоляцией-2020, — рассказала Екатерина Косарева.
Она считает, что, если государство возьмёт под контроль рост оптовых цен, это поспособствует уверенности игроков рынка в завтрашнем дне. Они смогут планировать работу, корректно оценивать свои возможности. Тем не менее важно и не разрушить баланс, и не навредить также и продавцам бензина на оптовом рынке, которые платят акцизы и налоги в госбюджет. Так что, по её мнению, интересны конкретные шаги, которые кабмин планирует принять в данном направлении, за счёт чего такой контроль установят.
— В среднем по году стоимость топлива растёт на 8–10%. Для России это нормальные цифры, учитывая, что 2/3 цены литра — это акцизы, сборы, налоги. Как именно, исходя из этого, планируется сдерживать рост цен, неясно. Можно предположить, что контролирующие органы будут наблюдать за приростом расходов на логистику, транспорт, хранение, фонд оплаты труда. Все эти издержки неминуемо окажутся в стоимости литра в рознице. Очень сложно контролировать параметры оптовой цены топлива, этот показатель достаточно чувствителен к внешнему фону и новостям, —считает старший аналитик ИАЦ “Альпари” Анна Бодрова.
Можно сказать, что в 2022 году подорожание бензина в России будет близко к темпам подорожания 2022 года, в диапазоне 6–8% за год. Литр АИ-95 в таком случае к концу 2022 года будет стремиться к 55,5–56,5 рубля, а литр АИ-92 — 50,80–51,00 рубля. Такой прогноз даёт старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.
По его словам, противостоять этому инфляционному процессу будут меры правительства. Речь идёт о “скидке” при повышении расчётной цены демпферного механизма в 2022 году на 3 процентных пункта от годового уровня инфляции в 8%.
— “Скидка” — это хорошо, но повышение на 5% — это существенно для рынка, так что эта мера вряд ли сможет помочь в сдерживании цен. Более действенными мерами можно считать повышение компенсации с 68 до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), а также увеличение доли продаж на бирже (по бензину с 11 до 12%) от производимого бензина. Сдерживающее влияние двух этих мер можно оценить в 2–2,5 процентных пункта. То есть с учётом этих мер и при отсутствии шокового падения курса рубля рост цен на бензин в 2022 году пройдёт по нижней границе указанного диапазона подорожания на 6–8%. АИ-92 в этом случае может подорожать к концу 2022 года до 50,8 рубля за литр, а АИ-95 до 55,5 за литр, — пояснил Александр Розман.
Существующие и вводимые механизмы регулирования достаточно действенны. Бензин дорожает, ориентируясь на Росстат с его показателем инфляции, чуть опережая его, но не удаляясь из “пределов видимости”. Средняя цена начала год с 48 рублей за литр АИ-95, а 28 декабря она составила 52,3 рубля. Рост — на 8,9%. Такие данные привёл главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
По его словам, в следующем году предполагается некоторое ослабление инфляции по отношению к сильно подросшим ценам в 2022 году. Для этого есть немало оснований, такое положение вполне реалистично.
— Вероятно снижение темпа подорожания топлива до 5–6%. К концу 2022 года, соответственно, можно прогнозировать и повышение цен на бензин, укладывающееся в данные рамки. В частности, для АИ-95 это может быть уровень до 56 рублей за литр, — заключил Марк Гойхман.
Бензин по 50 рублей — это лишь начало. Что ждет топливный рынок в 2022 году
В конце прошлого года средняя по стране стоимость бензина впервые перевалила планку в 50 рублей за литр, а сами темпы подорожания стали максимальными за последние три года. При этом с 2022 года существенно выросли акцизы на топливо. Грозит ли это очередным кризисом на рынке горючего?
Как дорожало топливо
Цена топлива в России увеличивается непрерывно, но с 2008 года средние темпы составляли в районе 2 рублей в год. Исключением был , когда топливный кризис привел к резкому росту цены литра на рубля. После этого правительство приняло ряд мер, например, временно снизило акцизы и ввело мораторий на удорожание горючего свыше темпов инфляции. Это неформальное соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями действует до сих пор, и его результатом стала искусственная стабилизация цен.
Но в 2022 году топливо снова пошло в рост: по данным Росстата, в 2022 году стоимость бензинов и изменилась более чем на 8% (около 4 рублей), а дизтоплива — на 10%. То есть темпы увеличения цены почти вдвое выше, чем в среднем за предыдущие 15 лет. А в августе 2022 года резко взлетели цены на пропан-бутан.
Инфографика: Полина Авдошина / 74.RU
Почему растет цена бензина
Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что интенсивный рост цен вполне объясним:
— Посмотрите, какая динамика цен на нефть и нефтепродукты: она с декабря 2022 года строго положительная, идет вверх-вверх, правда, сейчас затормозилась и колеблется в рамках коридора.
Изменение цен на нефть в течение 2022 года
Эксперт отмечает, что общемировая цена нефти и нефтепродуктов оказывает сильное влияние на внутренний российский рынок:
— Оптовая цена топлива в России формируется не под воздействием факторов спроса и предложения внутри страны, а в первую очередь по принципу экспортной альтернативы. Когда у вас дорожает нефть на мировом рынке, возникает больше оснований для экспорта как готового продукта, так и самого сырья. И если вы поставляете за границу больше нефти, то падает производство внутри страны.
Новая реальность: обычный АИ-95 стоит дороже 50 рублей
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Оптовые цены на максимум
Из-за ограниченных поставок внутри страны в сентябре биржевые оптовые цены обновили исторический рекорд: бензин пробил планку в 60 тысяч рублей за тонну, что в пересчете на цену литра составляет порядка 45–47 рублей. На тот момент это было сопоставимо с розничной стоимостью такого бензина в некоторых регионах.
Но почему в таких условиях производители нефти не переориентируются на внутренний рынок, обеспечив достаточные поставки и снизив оптовую цену?
— По налоговой системе экспортные поставки более интересны, — говорит Григорий Баженов. — Например, налоги на внутреннем рынке повышаются с 2014 года, акцизы выросли более чем в 3 раза. И наоборот, экспортные пошлины падают и относительно 2014 года сократились на 96%.
В результате растет так называемый нетбэк: условная цена топлива, при которой производителю без разницы, реализовывать ли его внутри страны или экспортировать. При искусственно ограниченных ценах внутри страны растущий нетбэк стимулирует нефтяные компании отгружать нефтепродукты в другие страны, что оказывает сильное давление на внутренние цены.
То есть нефтяные компании совсем не прочь поднять цены внутри страны, но они связаны неформальным соглашением с правительством, которое появилось в 2018 году на волне топливного кризиса. Оно подразумевает, что рост стоимости бензинов и дизтоплива не может быть выше уровня инфляции. Но годовая инфляция в 2022 году составила около 8,4%, то есть оказалась выше, чем в предыдущие годы, что и позволило сильнее поднять розничные цены на топливо.
Ужасный демпфер
Искусственное сдерживание розничных цен делает проблематичной работу независимых АЗС, потому что оптовые цены оказываются зачастую выше розничных (с учетом расходов на доставку и содержание автозаправок). По мнению Григория Баженова, главная проблема — в полной стагнации этого рынка и отсутствии инвестиций, что ощущается и крупными топливными компаниями.
— Но у них есть хотя бы преимущество в виде демпфера — это механизм государственного субсидирования внутренних цен в условиях, когда экспортные поставки оказываются более выгодными, — объясняет эксперт. — На эти цели в прошлом году потрачен почти триллион рублей. В результате крупные нефтяные компании могут перераспределить убытки в рамках своей вертикальной структуры и выйти на хороший результат, тогда как независимые АЗС такой возможности лишены.
Ждать ли дальнейшего роста цен?
С 1 января традиционно изменятся топливные акцизы: так, на бензины экологического класса они вырастут с 13,3 тысячи за тонну до 13,8 тысячи рублей. В пересчете на стоимость литра это означает прибавку в 38 копеек. Акцизы на дизтопливо увеличатся с 9,2 тысячи за тонну до 9,56 тысячи рублей (30 копеек на литр).
Несмотря на сильное давление на топливные цены, Григорий Баженов считает, что ждать резкого скачка прайсов на АЗС в 2022 году не стоит:
— У нас профицитное производство, то есть нефтезаводы делают больше топлива, чем потребляется внутри страны, поэтому у нас есть экспортные поставки. Запас прочности достаточный, — уверен он.
Если предположить, что инфляция сохранится на нынешнем уровне, к концу 2022 года стоимость бензина достигнет 54–55 рублей за литр.
По мнению эксперта, проблемы могут возникнуть лишь в Сибири и на Дальнем Востоке в случае неких форс-мажоров, например, остановки на ремонт заводов.
— Из-за протяженности железнодорожных путей и прочих каналов поставок эти регионы более чувствительны, но в остальном цены на топливо будут меняться в пределах инфляции, — подытоживает Григорий Баженов.
Рост цен на бензин: когда россияне откажутся от автомобилей?
Никогда такого не было, и вот опять! В России стремительно дорожает бензин. Биржевые цены ставят рекорды, но и розница не отстает. Согласно официальным данным Росстата, только с конца декабря 2022 года по 9 августа 2022-го бензин АИ-92 вырос в цене на 5,6%, бензин АИ-95 — на 5,2%, АИ-98 — на 6,3%, а дизельное топливо подорожало на 3,6%. Если верить статистике, литр 92-го в среднем по стране стоит 45,8 рубля, 95-го — 56,9, 98-го — 59,5, а литр солярки обходится в среднем в 50,4 рубля.
Хотя чему же тут не верить. И безо всяких статистических подсчетов очевидно, что цены на топливо за последнее время выросли. В Сети появляется все больше комментариев, что при цене 70, 80, 90, 100 рублей за литр человек больше не сядет за руль. Возникает ощущение надвигающейся катастрофы. А еще чувство дежавю. Потому как десять лет назад точно такие же разговоры шли при обсуждении гипотетической цены бензина 50 рублей за литр. Топливо уже подорожало до этой отметки, но все продолжают ездить. Так, значит, и никакой проблемы нет? Давайте разбираться. А заодно выясним, из чего складывается цена на бензин.
Где дешевле: в России или в Европе?
Принято считать, что бензин в России недешевый и дорожает в трех случаях: когда нефть дешевеет, когда нефть дорожает и когда нефть не меняется в цене. Отчасти это та самая шутка, в которой есть «лишь доля шутки». Однако нельзя забывать, что в сравнении с другими странами цены на бензин в России отнюдь не рекордные. В качестве ориентира возьмем ту самую цену 50 рублей за литр 95-го бензина. По текущему курсу это примерно 0,58 евро или 0,68 доллара. Не так уж и много, если взглянуть на Европу. К примеру, литр АИ-95 в Германии стоит 1,64 евро, в Нидерландах — 1,88, во Франции — 1,61, в Италии — 1,68, в Чехии — 1,31, а в Польше — 1,27 евро.
В этом месте многие возмутятся и скажут: «Сравнивайте не только цены, но и зарплаты!». И будут правы. Нужно сопоставлять не только номинальные цены, но и доступность топлива — то есть сколько бензина может купить человек на свою зарплату. В конце июля 2022 года агентство «РИА Новости» провело исследование, сопоставив среднюю зарплату в европейских странах и количество бензина, которое можно на нее приобрести. Оказалось, что больше всего топлива на свои кровные могут позволить себе жители Люксембурга, Норвегии, Австрии, Великобритании и Ирландии. Да, бензин там по российским меркам недешевый. Но и зарплаты хорошие! К примеру, житель Люксембурга на среднюю месячную зарплату может приобрести 2570,3 л бензина АИ-95, житель Норвегии — 2368,9 л, житель Австрии — 2131,1 л.
Но так ли все плохо у нас? Россия с результатом 1002,9 л оказалась в середине рейтинга, между Италией и Казахстаном. С одной стороны, этот результат мог бы быть лучше, особенно с учетом нефтедобывающего статуса страны. Но с другой стороны, по уровню развития экономики Россия до сих пор относится к так называемым странам переходного типа. И по уровню дохода мы ближе всего находимся к другим постсоциалистическим странам Центральной и Восточной Европы. Если провести сопоставление с ними, окажется, что бензин в России все же доступнее. Кроме упомянутого Казахстана с результатом 958,3 литра топлива на одну среднюю зарплату, ближе всех к нам по доступности бензина Словения (913,7 л), Эстония (820,9 л) и Чехия (769,3 л). То есть результат не самый плохой даже с учетом роста цен. Кстати, не надо думать, что роль здесь играет исключительно статус нефтяной державы. К примеру, соседняя Белоруссия получает нефть по льготным ценам из России и перерабатывает ее внутри страны. Тем не менее в рейтинге доступности топлива белорусы стоят ниже россиян и могут позволить себе на среднюю зарплату 617,5 литра.
«Если мы находимся в рыночной экономике, то цены на бензин должны быть усредненными с тем регионом, в котором мы проживаем. А в Европе цен меньше евро за литр просто нет, — рассказал Дрому профессор РГУ Нефти и газа имени И. М. Губкина, исполнительный вице-президент группы компаний «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель. — Например, цена бензина в Норвегии — одна из самых высоких в Европе, хотя Норвегия добывает существенно больше нефти на душу населения, чем мы. Но они делают по-другому: бензин облагается высокими налогами, которые идут в фонд национального благосостояния. Мы, к сожалению, по такому пути пойти не можем. Мы в рынке, но вынуждены поддерживать социальную ориентированность экономики. Естественно, мы дотируем наши цены на бензин. Хотя производителям было бы выгодно продавать топливо по тем ценам, которые существуют в этом регионе — то есть минимум евро за литр», — отметил В. Бессель, добавив, что в нынешней финансово-экономической системе государство поддерживает доступность топлива.
Но мне все равно дорого!
А теперь давайте поговорим о том, что формирует цену на бензин. В нее входит несколько составляющих. Это — НДС (20%), акцизы (в общей сложности — 21%), расходы на переработку и транспортировку нефти, а также прибыль АЗС (в общей сумме около 17%) и собственно сама добыча нефти (оставшиеся 42%). Причем в стоимость последней еще и заложен так называемый Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который составляет 30% от стоимости топлива в рознице.
То есть 71% от цены бензина в рознице — это различные налоги и сборы! Более того, в России еще действует так называемый демпфирующий механизм, призванный сдержать цены на топливо. В общих чертах он работает так: если экспортная цена бензина и дизтоплива оказывается выше внутрироссийской, государство компенсирует нефтяным компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, нефтяники делятся с государством частью «сверхприбыли» от внутренних продаж топлива.
То есть в стране работает сложная схема: с одной стороны, государство получает значительные поступления в бюджет от продажи топлива, но с другой стороны — сдерживает цены на АЗС, чтобы избежать подорожания товаров (в первую очередь — продуктов), социальной напряженности и т. д. Не так давно замглавы Минэнерго Павел Сорокин рассказал, что без демпфирующего механизма розничная цена бензина была бы на 15 рублей выше и составила бы примерно 63-65 рублей.
«Бензин доступен: все АЗС работают, цены у нас одни из самых низких в Европе. В рознице у нас все нормально. А вот ненормально в самой отрасли — оптовые цены могли бы вырасти еще больше, если бы не демпфер, — соглашается президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Как рассказал Дрому эксперт, цены на топливо внутри страны действительно ниже экспортных, и достигается такой паритет исключительно благодаря демпферному механизму. — Безусловно, это обеспечивается налоговыми поступлениями. Однако розничные цены растут в пределах инфляции, и это хорошо для автомобилистов. Многие другие товары, продукты питания, металлы и т. д. растут совершенно другими темпами», — добавил эксперт.
Если мысленно перенестись в 2011 год, окажется, что цена литра бензина в районе 26-29 рублей примерно соответствовала 0,65-0,7 евро, поскольку курс европейской валюты в то время составлял примерно 39,7-43 рубля. То есть в пересчете на валюту стоимость бензина за десять лет осталась примерно на том же уровне! А что с доходами? Средняя зарплата в 2011 году, по статистике, равнялась почти 24 000 рублей, то есть примерно 600 евро. В свою очередь в 2022 году, согласно Росстату, аналогичный показатель равняется уже 56 171 рублю или примерно 630 евро. То есть доходы за десять лет тоже практически не изменились!
Можно ли сделать бензин дешевле? Можно! Для этого нужно пойти по пути Венесуэлы и Ирана и начать еще больше субсидировать продажу топлива. То есть больше оплачивать доступность бензина из бюджета. Результаты будут фантастические — на первый взгляд. Например, в Венесуэле бензин в пересчете на европейскую валюту стоит 0,017 евро, в Иране — 0,051 евро. Правда, никакого рая для водителей это не приносит. Во-первых, заниженная цена провоцирует дефицит. Помните жуткие кадры с венесуэльских заправок, где водители стоят в километровых очередях? А во-вторых, цены на топливо все равно растут. И в Венесуэле, и в Иране в 2019-2022 годах было проведено официально повышение цен на бензин, и в обеих странах после этого вспыхивали беспорядки. Поэтому лучше думать не о формальных ценах, а о поднятии реальных доходов населения.
Раньше было лучше?!
Итак, по абсолютным ценам на бензин Россия далеко не в лидерах. По показателю доступности топлива наша страна — уверенный «середнячок» в Европе. В пересчете на валюту наш бензин практически не дорожает, однако повышение цен не проходит бесследно, поскольку доходы россиян практически не растут в валюте. В общем, нам есть куда стремиться, особенно в том, что касается уровня зарплат граждан. Тем не менее при любом разговоре о доступности бензина всегда где-то на фоне «тенью отца Гамлета» возникает СССР. Хотя с момента распада советского государства прошло уже почти 30 лет, образ ушедшей страны продолжает будоражить умы граждан. Послушать некоторых из них, так в СССР был просто рай, в том числе и для автомобилистов: машины были пусть не у всех, зато свои — настоящие, пробок не было совсем, а бензин был вообще почти бесплатным. Езди — не хочу! Так ли это было на самом деле? Давайте проверим ту часть, которая касается топлива.
Возьмем период с 1960 по 1990 год, охватывающий сразу несколько этапов советского государства. Начнем с 60-х. Средняя зарплата советского гражданина в 1968 году составляла около 110 рублей, причем мы говорим о «среднем по больнице» — понятно, что инженеры зарабатывали больше, а простые сотрудники меньше. А стоимость десяти литров бензина А-72 в те годы была официально установлена на уровне 70 копеек. Почему десяти литров, а не одного? Такое в те годы действовало правило — топливо отпускали по 5-10 литров, якобы из-за неточного оборудования АЗС. Тем не менее нехитрый подсчет позволяет понять, что литр бензина стоил примерно 7 копеек, а на одну среднюю зарплату советский человек мог купить где-то 1571 литр топлива. Весьма неплохо! Но только в теории. Потому что в реальности именно в этот период топливо класса А-72 и выше отпускалось по талонам, которые нужно было еще предварительно купить в магазине. Да и был такой бензин не на каждой заправке, чаще приходилось довольствоваться А-66.
В начале 70-х годов цены на бензин А-72 выросли, и стоимость одного литра уже равнялась 7,5 копейки. А средняя зарплата выросла примерно до 130 рублей. То есть на одну зарплату можно было купить уже 1733 литра топлива. В те же годы на заправках стал все чаще появляться бензин класса А-76 и АИ-93. Стоимость этого вида топлива в начале 70-х равнялась 8 копейкам и 10 копейкам за литр соответственно. То есть на все ту же зарплату можно было приобрести 1625 и 1300 литров. Но нельзя забывать — цены по-прежнему устанавливало государство. И в дальнейшем оно было вынуждено их повысить. К примеру, в 1978 году это произошло дважды. Бензин А-72 к тому моменту уже вывели из продажи, а вот бензин А-76 стал стоить 15 копеек за литр, бензин АИ-93 — 20 копеек. Средняя зарплата к тому времени уже равнялась 165 рублям. То есть одной получки было бы достаточно для покупки 1100 литров 76-го или 825 литров 93-го бензина. В те же годы советские семьи стали больше приобщаться к автомобилям (вспомним, что к середине 70-х на проектную мощность вышел АвтоВАЗ, а к концу 70-х в продаже уже были не только модели ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103, но и ВАЗ-2106), но одновременно с этим даже номинальная доступность бензина упала.
А дальше — больше! Больше автомобилей в общем доступе, выше зарплаты, выше спрос на топливо — соответственно, выше и цены. В 1985 году средняя зарплата в СССР приблизилась к 200 рублям, а литра бензина АИ-93 — к 40 копейкам. То есть на одну получку можно было позволить себе лишь 500 литров топлива — это почти в два раза хуже нынешнего показателя. И виноват в этом не «Горбачев и перестройка», а все то же госрегулирование и повышение спроса. К началу 90-х на АЗС и вовсе не редкостью был дефицит топлива, хотя справедливости ради нужно сказать, что такая ситуация была в стране практически со всеми товарами.
Надеемся, что теперь понятнее, что никаких кисельных рек и молочных берегов в Советском Союзе не было. Да, действительно, некоторое время бензин был вроде бы доступнее. Но и машин (особенно в личном пользовании) тогда было значительно меньше, причем в сравнении не только с нынешним временем, но и с развитыми странами. Когда автомобилизация выросла, выросли и цены на топливо. И еще не будем забывать — мы говорим о ценах на бензин в рознице, «для частников», как тогда говорили. Водители на госпредприятиях заправляли машины исключительно по специально выделенным талонам. Разумеется, при таком подходе возникал соблазн слить топливо для собственных нужд или просто продать его по дешевке, чем многие и занимались. Обычно именно от таких людей, которых в советское время называли «несунами» и «хапугами», и можно услышать истории о «дешевом советском бензине».
То ли еще будет!
Таким образом, цены на бензин в России остаются примерно на одном и том же уровне (при пересчете на валюту), при этом государство активно следит за тем, чтобы топливо оставалось доступным для большинства. Что нас ждет в будущем? Не будем заряжать ненужным оптимизмом, почти наверняка бензин и дизельное топливо будут и дальше дорожать. «Мы — очень специфичные люди и привыкли к социализму. Конечно, всем очень хочется иметь бесплатный бензин. И желательно, чтобы на заправках еще доплачивали за то, что вы к ним приехали. Так не будет. Себестоимость добычи нефти становится все дороже. Это связано с тем, что мы начинаем разрабатывать так называемые «фризы», уходим на восток страны, что требует развития огромной инфраструктуры, и затраты растут, — поясняет профессор РГУ Нефти и Газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель. — Понятно, что за счет снижения прибыльности компаний мы еще можем как-то стабилизировать цены. Но в долгосрочной перспективе на это рассчитывать не придется». Поэтому всем автомобилистам мы посоветуем держать в голове дальнейший рост цен на топливо. А там, глядишь, наступит век электромобилей и мы начнем рассуждать о совсем других категориях.
Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям
Колебания стоимости бензина на оптовом рынке топлива заставили вице-премьера Александра Новака пообещать правительственный контроль и сдерживание роста цен. Он сообщил, что повышение стоимости топлива в 2022 году не превысит уровня инфляции. Однако на новогодних праздниках автозаправочные станции уже переписали ценники. Мы выяснили, почему цены все-таки выросли и могут ли колебания оптового сырьевого рынка отразиться на тратах простых водителей.
Ставки топливных акцизов на бензин, дизель и моторные масла с 1 января 2022 года планово повысили на 4%. Соответствующие поправки были приняты в Налоговый кодекс. Именно это повышение акцизов отразилось на розничной цене бензина в первые дни января. По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, на розничном рынке наблюдается честный рост цен.
Статьи 9 апреля 2022 Как подорожал бензин за 20 лет. Сравнение цен
Новости 30 декабря 2022 Власти назвали самые частые нарушения на автозаправках в России
«Бензин подорожал на 60-80 копеек в рознице, это примерно 1,5% роста. Но на самом деле, если смотреть на структуру цены, эти 60 копеек — это как раз тот самый акциз. Повышение пошлины на 4% не означает такой же рост цены на топливо, доля акциза в стоимости топлива как раз соответствует этим полутора процентам. А это подорожание было запланированным и вообще не должно ни у кого вызывает удивления. Цены выросли абсолютно честно», — считает Шкуматов.
Что касается оптовых колебаний цен, то едва ли увеличение расходов топливных компаний никак не скажется на простых потребителях, отмечают эксперты. «Если вырастут расходы бизнеса, то поднимутся и розничные цены на заправках. Бизнес не занимается благотворительностью, вся финансовая нагрузка будет переложена на потребителей. Если автомобилистам не нравится сам факт роста бензина, то надо понимать, что заправки тут ни при чем, это действия правительства», — объяснил Шкуматов в беседе с Autonews.ru.
Согласно данным «Автостата», средний годовой пробег автомобиля в России составляет 17 тыс. км, а средний расход топлива — 10 литров на 100 километров. Таким образом, среднее потребление топлива одного автомобиля за год составляет 1700 литров. При удорожании литра бензина на 60 копеек в годовом пересчете автомобилисту придется заплатить примерно на 1 тысячу рублей больше, чем годом ранее. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ, водители вряд ли заметят такой незначительный рост расходов на бензин.
По данным ОНФ, за прошлый год рост цен на бензин в Москве был ниже уровня инфляции. Согласно исследованию организации, которое есть в распоряжении Autonews.ru, цены на бензин АИ-95 в столице за год повысились на 1 рубль 2 копейки (+2,17%), стоимость бензина серии АИ-92 изменилась еще меньше — подорожание за 2022 год составило 72 копейки или 1,69%.
Глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша считает, что автомобилистам не стоит паниковать и подробно вчитываться в новости топливного рынка. Потому что с точки зрения потребительских цен серьезных скачков стоимости на автозаправочных станциях не будет. Об этом эксперт сообщил Autonews.ru.
«Цены в 2022 году вырастут примерно на уровне инфляции. Об этом уже говорил и вице-премьер. Все остальные колебания — это проблемы внутреннего топливного рынка. Дисбаланс предложения и диспаритет оптово-розничных цен имеют лишь косвенное отношение к потребителям. Все, что происходит внутри рынка сейчас, может привести к изменению структуры рынка, уходу независимых компаний. Но это, скорее, информация для специалистов топливного рынка, потребители ничего не заметят. Рост цен на бензин в 2022 году будет плавный, в пределах инфляции», — пояснил топливный эксперт.
Именно новости о повышении оптовых цен на бензин в начале первой рабочей недели 2022 года заставили автомобилистов обратить внимание на ценники АЗС и заметить там изменение цифр. Но, как объяснил Аркуша, цены оптового рынка ориентируются на экспортный паритет, то есть на одинаковую выгоду поставки топлива на внутренний или внешний рынок. К росту же оптовых цен ведут такие факторы, как повышение топливных акцизов, рост тарифов на перевозку топлива, снижение экспортных пошлин в соответствии с налоговым маневром, а также рост мировых цен на нефть и рост спроса на топливо. Именно выгода сегодня подталкивает нефтяников направлять больше топлива или сырья для его изготовления на экспорт.
Правительство ожидает, что поступления от акцизов в 2022 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов на строительство дорог и путепроводов направят до 75% сборов, а следующие два года — более 77%. Такая схема распределения денежных сборов была утверждена в федеральном бюджете на 2022-2023 годы.
Несмотря на запланированное повышение стоимости горючего на заправках в январе 2022 года, российским автомобилистам есть, на что обратить внимание помимо цен на АЗС, а именно — на качество топлива. Согласно проверке Росстандарта, некачественное горючее было обнаружено на каждой десятой российской заправке. В основном проверки проводились по жалобам автомобилистов на недолив топлива и несоответствие октановому числу. Но уже с июля 2022 года Росстандарт начнет проверять топливо на автозаправках в режиме «тайного покупателя».
Еще полгода ведомство, согласно действующему законодательству, обязано предупреждать АЗС о проведении проверок. Но даже в случаях с предупреждением специалисты выявляют до 10% некачественного сырья. Чаще всего это нарушения находят на небольших заправках.
«Закон о госконтроле и надзоре, который вступит в силу 1 июля 2022 года, позволит специалистам Росстандарта приходить без предупреждения. Соответственно, пришли, отмерили по качеству и по количеству топлива и выявили нарушения. Нарушений с бензином не так много — это около 3% случаев. Основную массу фальсификаций и несоответствий требованиям Росстандарт выявляет в области дизельного топлива — порядка 10-15%», — объяснял по итогам последней проверки заместитель главы ведомства Алексей Кулешов.
Более того, ведомство активно ведет разработку интерактивной карты, в которую намерено заносить информацию о заправках, поставляющих некачественное топливо. На ней также будут отмечены и пункты, где можно залить хороший бензин. Карту обещают запустить в текущем году и сделать доступной для приложений с навигацией.
Протесты против повышения цен на бензин в 2022 году
В последнее время все автомобилисты страны получили серьезную встряску, ведь цены на все виды топлива резко подскочили на всех российских АЗС. Попытаемся разобраться в чем же дело и какова ситуация на сегодняшний день.
- С чем связано повышение цен на бензин в России?
- Рост акцизов на топливо
- Рост цен на нефть и дешевый рубль
- Сезонное повышение потребление бензина
- Отсутствие конкуренции среди производителей бензина
- Картельный сговор
- На сколько планируется повышение?
- Акции протестов
- Региональные акции
- Последние новости
С чем связано повышение цен на бензин в России?
Сколько людей, столько и мнений, для экспертов в области топливной энергетики эта поговорка применима в полной мере. Среди аналитиков и работников этой сферы можно встретить множество мнений о факторах, которые оказывают наиболее серьезное влияние на цену бензина и дизельного топлива. Наиболее часто можно встретить следующие причины:
- рост нефтяных цен на мировых биржах;
- рост акцизов на бензин и дизельное топливо;
- сезонный рост потребления топлива;
- падение курса рубля на валютных биржах;
- отсутствие конкуренции на рынке производства бензина;
- картельный сговор.
Рост акцизов на топливо
Разберемся какие из них оказывают серьезное влияние, а вклад каких несущественен. Чаще всего можно встретить в средствах массовой информации информацию о том во всем виноват рост акцизов. Об этом даже говорил президент России Владимир Путин во время ежегодной прямой линии. Он также признал, что правительство совершило ошибку при регулировании цен на топливо. Если об этом заявляет глава государства, то можно сделать вывод, что этот фактор оказывал серьезное влияние на стоимость топлива.
Рост цен на нефть и дешевый рубль
Мировые цены на нефть в последнее время выросли почти в два раза за последний год. Отсюда можно было надеяться, что бюджет пополнится нефтедолларами, которые улучшат благосостояние страны, однако, этот фактор спровоцировал дополнительный рост цен. Связано это с падением рубля. Обычно, когда нефть дорожает, одновременно с этим устремляется вверх курс рубля, а когда падает стоимость «черного золота» за ним следует отечественная валюта.
Введение санкций против крупных промышленных предприятий со стороны США и Евросоюза в первой половине этого года вызвало падение курса несмотря на рост нефти. В связи с этим возникла уникальная ситуация, когда производителям топлива стало выгоднее продавать его за рубежом чем внутри страны. С одной тонны топлива получалась выгода до 10 тыс. рублей. Поэтому в погоне за прибылью производители стремились направить как можно больше сырья на экспорт. Это вызвало уменьшение предложения в России, а соответственно рост цены бензина.
Сезонное повышение потребление бензина
Как известно из базового курса экономики, повышение спроса при отсутствии роста предложения вызывает повышение цен. Весной в нашей стране традиционно увеличивается потребление бензина и дизельного топлива. Это связано с началом посевной кампании по всей стране. Многие автомобилисты также начинают эксплуатировать автомобиль после зимней паузы. С таким ростом спроса производители бензина справиться не могут и поэтому пытаются получить сверхприбыль за счет роста цен.
Отсутствие конкуренции среди производителей бензина
Большинство компаний, которые производят топливо в России контролируются государством, или имеют большую долю государственного участия. Фактически отрасль является государственной монополией. Частные компании, зачастую находятся в ущемленном положении. Главные компании не стремятся конкурировать друг с другом, повышая эффективность труда. Вместо этого, они старательно делят сферы влияния, обеспечивая себе максимальную прибыль.
Картельный сговор
Это один из самых трудно доказуемых факторов. Антимонопольная служба регулярно выносит предупреждения и накладывает штрафные санкции для производителей топлива. Их постоянно подозревают в сговоре, однако, резонансных дел не было в истории России ни одного. Хотя синхронное повышение «ценника» другими логичными объяснениями назвать нельзя.
На сколько планируется повышение?
Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.
Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.
Акции протестов
Быстрый рост цен вызвал бурную реакцию среди автомобилистов. Многие из них отважились на акции протеста. Большинство протестующих делали это незаконно. Одной из самых массовых и миролюбивых является Всероссийская акция против повышения цен на бензин. По условиям акции организаторы призывают отказаться от заправки автомобилей каждую неделю в субботу и в воскресенье до достижения значимого результата.
Региональные акции
Во многих регионах проводились местные акции протеста, которые призывали снизить цены на топливо. Одну из первых акций провели в республике Дагестан, где цены начали повышаться еще в начале мая. Суть акции заключалась в блокировании въездов на заправочные станции. В одной из них более 20 автомобилей под видом поломки заблокировали въезд на АЗС «Роснефть». Участников оштрафовали приехавшие экипажи ГИБДД за невыставленные знаки аварийной остановки.
Акцию протеста уже без автомобилей провели автоперевозчики Новосибирска. Более 200 человек собрались на площади, где располагается научно-техническая библиотека. По заявлениям главы профсоюза они поставлены на грань выживания и поэтому требуют снижения цен.
Непарламентские партии пытаются на этом также завоевать доверие электората. Так, региональное отделение «Яблоко» организовало акцию протеста в Омске. На акции присутствовало более 300 человек. Дополнительно представители организации составили петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой снизить стоимость топлива.
Протестуют и в других регионах страны. Массовые акции протеста можно было встретить в следующих субъектах:
- Ставрополье;
- Иркутск;
- Красноярск.
В них акции протеста прошли в спокойном русле без особых эксцессов.
Последние новости
Ежедневно в новостном пространстве появляется множество новостей, связанные с ситуацией ценообразования топлива. Одной из самых важных, несущая положительное настроение, является новость о том, что правительство договорилось с производителями о фиксации цен на бензин и дизельное топливо. Сообщил об этой радостной вести вице-премьер Дмитрий Козак. На встрече присутствовали 12 крупнейших производителей. Помимо этого, он объявил о снижении акцизов с 1 июня, а не с 1 июля как это планировалось ранее.
На фоне этих сообщений стала появляться информация о снижении цен за литр бензина во многих регионах нашей страны. Пусть снижение и незначительное, однако, в правительстве предсказывают стабилизацию цен до конца года, также возможно незначительное снижение.
Появилась также информация о потерях бюджета от снижения акцизов. Российская казна может недосчитаться до 100 млрд рублей. По планам правительства эти средства будут найдены из других источников.
Цены на бензин в последнее время перестали расти и стабилизировались, однако, они остаются на довольно высоком уровне, что вызывает финансовые проблемы у простого населения. Факторы, которые влияли на рост цен удалось частично нейтрализовать. Постоянно появляются новые новости, за которыми лучше всего следить, чтобы быть в курсе дела.