Система управления охраной труда

Система управления охраной труда

Федеральное законодательство в сфере охраны труда с каждым годом становится жестче и жестче по отношению к работодателям, заставляя их обеспечивать максимальную безопасность персонала.

28.10.2016 г. вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 г. № 438Н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».

Приказ № 438 обязывает каждого работодателя разработать у себя в организации «Положение о системе управления охраной труда». Если ранее это Положение было не обязательным, то теперь за это будут штрафовать согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Штраф за отсутствие данного документа – 80 000 рублей. Мы предлагаем нашим Заказчикам документарный, безвыездной АУДИТ + Положение СУОТ.

СУОТ – Основные задачи

Система управления охраной труда (СУОТ) является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из ключевых элементов, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности сотрудников производства. Направленная на защиту жизни и здоровья персонала, СУОТ представляет собой комплекс мероприятий, внедряемых и проводимых с целью установления политики предприятия в сфере охраны труда. СУОТ разрабатывается (восстанавливается) не накануне проверок инспекционными органами, а для поддержания безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и поддержания здоровья работников.

СУОТ строится (основывается, базируется) как на отечественных нормативных документах, так и на международных стандартах, включая OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001, которые разработаны для последовательного и планомерного внедрения и применения.

СУОТ, чья главная цель заключается в обеспечении безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве, направлена на решение следующих задач:

  • отбор профессионалов с документально подтвержденной квалификацией;
  • обучения персонала инновационным методам работы;
  • периодическое проведение инструктажей по охране труда;
  • пропаганда охраны труда среди сотрудников предприятий;
  • обеспечение безопасного использования оборудования и его утилизации при выходе из строя;
  • создание максимально безопасных технологических процессов и условий эксплуатации зданий и строений на территории предприятия;
  • создание санитарно-эпидемиологических условий в соответствии с правилами и нормативными документами;
  • обеспечение оптимального режима труда и отдыха;
  • обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты (СИЗ).

Реализация функций

Обязательность наличия штатного специалиста по охране труда. Производственные предприятия со штатной численностью до 50 сотрудников могут самостоятельно определяться с введением СУОТ. Если штат компании превышает 50 человек, наличие собственного специалиста по охране труда становится обязательным.

Обязанности по охране труда распределяются на основании решений, принятых руководителем предприятия совместно со специальной комиссией, учитывающей положения постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14. Ответственность за определенный аспект СУОТ возлагается на работника в качестве обязанности должностной инструкции или внутренним приказом руководства предприятия.

Обучение и инструктаж. Все сотрудники, принимаемые на рабочие места, связанные с риском для здоровья, в обязательном порядке проходят первичный инструктаж по нормативам и правилам, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности. Периодичность повторного инструктажа для персонала составляет шесть и три месяца в зависимости от степени опасности конкретного рабочего места.

Внеплановый инструктаж или переподготовка сотрудников в специализированных учебных центрах проводятся при установке нового технологического оборудования или изменениях, касающихся условий труда. Обеспечение проведения данных мероприятий возлагается на специалиста по охране труда, который составляет соответствующие списки работников, заверяющиеся подписью руководителя предприятия.

Информационное обеспечение по ОТ. Внедрение на производстве методов СУОТ сопровождается обязательным оповещением персонала об изменениях в политике охраны труда посредством собраний, внеплановых инструктажей и размещения информации на специальных стендах. Сотрудники, чьи рабочие места связаны с риском для жизни и здоровья должны быть проинформированы в отношении своих прав на материальную компенсацию, сокращенный рабочий день и увеличенное время отдыха (руководство организовывает ознакомление сотрудников с соответствующими документами под личную роспись). Работники могут также оформлять подписку на получение периодических изданий, посвященных изменениям и нововведениям в ОТ.

Документальное оформление. О наличии на производстве СУОТ свидетельствуют нормативные документы, в которых излагается политика предприятия в сфере охраны труда и методы, обеспечивающие защиту здоровья персонала. От правильности документального оформления во многом зависит эффективность планирования и безопасность функционирования производственных процессов, являющихся основными задачами современного менеджмента.

Документооборот

Эффективное функционирование СУОТ требует ведение целого массива разнообразной документации:

Система управления охраной труда

С 01.03.2022 ст. 209 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

Читайте также:
НДС при перевыставлении стоимости услуг

ТК РФ Статья 209. Основные понятия

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 209 ТК РФ

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть двенадцатая утратила силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 гл. 33 дополняется ст. 209.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

СУОТ: что это такое и что в нее входит

СУОТ — это система управления охраной труда, часть системы управления предприятием. Она включает в себя разработку документации, обучение, выдачу документов и направлена на обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников.

Современная законодательная база в области охраны труда разрабатывалась, отталкиваясь от того, что каждый работодатель обязан гарантировать своему работнику безопасность при выполнении должностных обязанностей. Особое внимание уделяется объектам, где работа сотрудников сопряжена с длительным пребыванием на высоте, в таких местах рекомендуют использовать анкерные линии.

Читайте также:
Подразделения ГУВМ МВД по регионам России

Что такое СУОТ и для чего нужен

Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. Н а фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:

  • приказ от 16.11.2020 № 782н об утверждении правил по ОТ при работе на высоте (основной законодательный акт, которым должны руководствоваться компании);
  • ТК РФ ;
  • национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  • постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» ;
  • методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда ( утв. Минтрудом РФ 13.05.2004 );
  • постановление Минтруда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» ;
  • постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 , которое утвердило порядок обучения и проверки знаний по ОТ работников организаций, и др.

В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.

Что входит в СУОТ

  • разработанная система безопасности по направлению охраны труда;
  • созданные методики, помогающие в достижении поставленных перед работниками задач;
  • основные цели при обеспечении охраны труда сотрудникам, выполняющим высотные работы;
  • методы отслеживания того, насколько соблюдаются утвержденные правила, и т. п.

Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.

Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:

  • развитие политики в направлении объединения холдингов;
  • подробные инструкции сотрудникам по тому, как безопасно выполнять свою работу;
  • рекомендации по четкому разделению трудовых обязанностей;
  • план по проведению мероприятий, направленных на повышение СУОТ;
  • документация, позволяющая проводить расследование (если установлен факт несчастного случая);
  • документы, в которых отражены предоставленные работникам гарантии и компенсационные меры в случае несчастного случая, и т. п.

Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.

В 2021 году вступили в силу большие изменения по охране труда. Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать по новым правилам ОТ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Требования охраны труда

Использование СУОТ в организациях, выполняющих высотные работы

Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.

Внедрение на практике

Ответственным за ее исполнение может быть как руководитель компании, так и другой сотрудник, назначенный в соответствии с приказом, при условии, что его образование и квалификация подходят. Вот что является основой организации и функционирования СУОТ на предприятии и что организация должна делать:

  • проводить исследования, направленные, к примеру, на выявление максимально безопасного оборудования, задействованного при работе на высоте;
  • планировать систему управления с обязательным указанием материальных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
  • своевременно корректировать документацию по распределению должных обязанностей, этапов обучения, подготовки кадров и т. п.;
  • проверять, насколько созданная модель эффективна в существующих условиях, при обнаружении непригодности, проводить ее изменение с учетом допущенных ошибок.
Читайте также:
Дарение приватизированной доли в квартире родственнику

Занимается разработкой СУОТ руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный ответственным лицом. Но документация обязательно должна быть утверждена руководителем. В 2021 году срок действия СУОТ на предприятии не ограничен и определяется в каждой конкретной компании отдельно. В случае внесения изменений в законодательную базу и, соответственно, во внутреннюю документации организации материалы могут потребовать повторного утверждения.

Система управления охраной труда

ГОСТ Р 12.0.007-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию

Occupational safety standards system. Labour protection management system in organization. General requirements on development, implementation, audit and improvement

Дата введения 2010-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации Независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО “Центра безопасности и гигиены труда”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 “Безопасность труда”

Стандарт направлен на реализацию нормы раздела X Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ с изменениями и дополнениями.

В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 “Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда”* (ILO-OSH 2001 “Guidelines on occupational safety and health management systems”)

* В официальных источниках Международной организации труда на русском языке приводится вариант перевода МОТ-БГТ 2001 “Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда” (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems). Однако в России некоторые специалисты используют другой вариант перевода с английского – МОТ-СУОТ 2001 “Руководство по системам управления охраной труда”.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

На совместном совещании ИСО и Международной организации труда (MOT/LO) было решено, что наиболее подходящей организацией для разработки международных документов по управлению охраной труда является МОТ, которая имеет трехстороннюю структуру с равными голосами представителей правительства, объединения работодателей и работников при формировании политики и ее программ. Таким образом, МОТ представляет собой международный центр трудового и социального партнерства.

На основе проведенных исследований разработан международный трудовой документ МОТ-БГТ 2001 “Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда” (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems) [1], который ратифицирован группой представителей трех сторон социально-трудовых отношений, что имеет исключительное значение для него, так как системы управления охраной труда являются социальными системами. В документе МОТ-БГТ 2001 [1] использованы международные принципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГТ 2001 [1] является международным и практическим инструментом улучшения охраны труда в организациях.

Основной целью МОТ-БГТ 2001 [1] является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда. Поэтому МОТ-БГТ 2001 направлен для достижения конкретных результатов охраны труда, а не на сертификацию. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001) [1].

Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001 [1], является основной для обеспечения непрерывного совершенствования. Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Читайте также:
Добровольный отказ от преступления: признаки, последствия

Профилактическая работа основывается на непрерывном и эффективном контроле и оценке действий по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда. Поэтому результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации. Однако без участия работников система управления охраной труда не будет внедрена. Их участие необходимо на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирование концепции охраны труда. Поэтому огромное значение для обеспечения участия работников имеет правильная организация и работа комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов. Только участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда обеспечивает создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда. Эти особенности и отличают документ ILO-OSH 2001 от других существующих стандартов по системам управления охраной труда.

Правительства, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации является эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повышение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации. Кроме этого, внедрение системы управления охраной труда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшению отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов. Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельности, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к организации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

В 2006 году на 95-й Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция 187 [2]. В пункте 6 рекомендацией [3] конвенции установлено, что государства – члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001 [1]. Для реализации этого пункта рекомендаций в Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT). В Российской Федерации действует законодательство и нормативные правовые акты по охране труда, поэтому положения межгосударственного стандарта необходимо адаптировать применительно к национальным условиям. Таким образом, ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) и настоящий стандарт позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса [4] и Конвенции МОТ 187 [2] о применении документа ILO-OSH 2001 [1]. Модель системы управления охраной труда приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Модель системы управления охраной труда

В основе настоящего стандарта лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: “организация – планирование и применение – оценка (контроль) – действия по совершенствованию”, кратко описываемого следующим образом:

– “концепция” (политика): разрабатывают руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления охраны труда в организации;

– “организация”: организация работ по созданию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;

– “планирование и применение”: разрабатывают цели и процессы, необходимые для достижения результатов, в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;

– “оценка (контроль)”: осуществляют проверку процессов обеспечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателям, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают;

– “действия по совершенствованию”: рассматривают результаты анализа руководством, принимают решения по улучшению результативности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

Управление в организации осуществляют по различным направлениям ее деятельности (например, качеству продукции или услуг, охраны окружающей среды), поэтому системы управления организации целесообразно создавать исходя из одних и тех же принципов и методологии построения, соответствующих МС серии 9000 и МС серии 14000. Настоящий стандарт предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления охраной труда, которые могут быть объединены с элементами других систем управления с тем, чтобы содействовать организациям в создании интегрированной системы управления.

Читайте также:
Виды следственного осмотра

Стандарт не предназначен для управления процессами, связанными с охраной окружающей среды и не содержит требований к ней. Однако он не запрещает организациям осуществлять объединение элементов управления охраной труда с элементами управления охраной окружающей среды. Тем не менее, требования стандарта могут быть применены к процессу сертификации только к аспектам системы управления охраной труда.

Применение в организации управляемой системы непрерывных взаимодействующих процессов, влияющих на охрану труда (при производстве), с использованием ресурсов называется “процессным подходом”. Каждый из процессов необходимо организовывать так, чтобы выполнялись требования замкнутого цикла управления для процесса и для организации в целом.

Многие организации управляют своей работой, применяя систему процессов, а также их взаимодействий. ИСО 14001 [5] применяет процессный подход. Так как принцип управления применим ко всем процессам, то это позволяет считать эти две методики совместимыми.

Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации и особенно ее высшим руководством. Такая система дает организации возможность разрабатывать свою концепцию (политику) по охране труда, устанавливать цели охраны труда и применять процессы, направленные на выполнение взятых в рамках концепции (политики) обязательств на принятие необходимых мер для повышения результативности обеспечения охраны труда, а также на создание социально-ориентировочного производства и на демонстрацию (декларирование) соответствия своей системы требованиям настоящего стандарта. Наряду с демонстрацией (декларированием) успешного внедрения настоящего стандарта организация может использовать процедуру сертификации такой системы управления для того, чтобы заинтересованные стороны убедились в независимой оценке наличия у нее надлежащей системы управления охраной труда.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

Задачами стандарта являются:

– содействие защите работников от опасностей и рисков;

– оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда.

Настоящий стандарт может быть применен к любой организации, которая предполагает:

– сформулировать концепцию (политику) охраны труда;

– разрабатывать и обеспечивать эффективное функционирование системы управления охраной труда и осуществлять ее непрерывное совершенствование;

– информировать (или повышать информирование) работников об опасностях и рисках, связанных с их профессиональной деятельностью, а также предоставлять им информацию по безопасным условиям труда;

– развитие положений ГОСТ 12.0.230 с учетом требований национального законодательства и нормативных правовых актов по охране труда;

– подтверждать соответствие системы управления охраной труда ГОСТ 12.0.230 путем самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230 и информирования об этом в виде заявления; а также добровольного подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230 с получением сертификата соответствия у третьей стороны.

Настоящий стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH 2001, IDT)

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:
Собрать документы для жалобы и иска в Нижнем Новгороде

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасные условия труда, безопасность труда: Условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключены либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [4].

3.2 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [4].

3.3 несчастный случай на производстве: Событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

3.4 профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного(ых) производственного(ых) фактора(ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

3.5 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [4].

3.6 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [4].

3.7 оценка состояния здоровья работников: Процедуры оценки состояния здоровья работников путем медицинских осмотров.

3.8 производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг [4].

3.9 работник: Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем [4].

3.10 работодатель: Физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры [4].

3.11 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя [4].

Система управления охраной труда

Расскажем, как создать и сделать рабочей СУОТ на предприятии, какие требования установлены к Положению о СУОТ, а также какие изменения нас ждут уже в сентябре 2021 года с возможным вступлением в силу нового примерного положения о СУОТ.

В статье:

  • Какие существуют элементы СУОТ
  • Что можно применять в качестве чек-листа для оценки СУОТ
  • Что учесть при разработке документации СУОТ
  • Какие основные разделы должны быть включены в ваше Положение о СУОТ
  • Проект Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться

Элементы СУОТ. Чек-лист для оценки СУОТ

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.

Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:

  • Положения о системе управления охраной труда
  • Политики и целей в области охраны труда
  • Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики

В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля).

Хорошим чек-листом для каждого специалиста по охране труда является Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Этот документ содержит инструкцию для инспекторов ГИТ по проверке работодателей. Поэтому всегда полезно знать, что у вас проверят, и заранее подготовиться. Сделайте самопроверку функционирования СУОТ, но если нужна будет помощь, обращайтесь к специалистам.

Что учесть при разработке документации СУОТ

По состоянию на 1 апреля 2021 года, основным документом, регламентирующим наличие и содержание положения о системе управления охраной труда, является Приказ Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года.

Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ необходимо включить Политику в области ОТ, в которой должны быть указаны задачи и цели работодателя по обеспечению безопасности работников. Также в этом Положении необходимо прописать обязанности ответственных должностных лиц по охране труда и порядок контроля соблюдения требований охраны труда на каждом уровне управления охраной труда.

Читайте также:
Процентные ставки за пользование чужими деньгами

Обратите внимание! Политика может представлять собой отдельный документ или являться частью Положения о СУОТ организации. Важно, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет.

Оценка эффективности СОУТ

Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.

Ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ

Ступенчатый контроль — не обязателен, если это не указано в правилах по охране труда или в других НПА. В соответствии с пунктами 55 и 56 Типового положения, для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

Обратите внимание! Результаты контроля функционирования СУОТ работодатель оформляет в форме акта. Но, если работодатель не вводит ступенчатый контроль, нужно в разделе Положения о СУОТ указать, на каких уровнях осуществляется контроль и в какой форме он осуществляется.

Планирование улучшений функционирования СУОТ должно быть отражено в плане мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Планы по улучшению обычно формируют по итогам года. В эти же планы 1 раз в 5 лет можно включать (или делать ссылку) на план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда, так как такие планы с практической точки зрения и направлены на улучшение функционирования СУОТ в части улучшения условий труда работников.

Поэтому специалисту по охране труда нет необходимости составлять огромное количество планов. Достаточно посмотреть перечень рекомендуемых мероприятий по результатам СОУТ и отобрать те, которые будут проводиться в планируемом году. Все, что не успеется выполнить из-за нехватки денег или времени, нужно перенести на следующий год.

Положение о СУОТ: основные разделы

Кроме политики в области охраны труда, важнейшими разделами СУОТ являются процедуры, направленные на исполнение целей в Политике. Поэтому в Положении о СУОТ необходимо прописать порядок подготовки работников по охране труда.

Наши коллеги могут спросить: зачем, если есть утвержденный порядок. Ответим так: в Положении о СУОТ необходимо конкретно указать периодичность проведения обучения, инструктажей, количество смен для стажировки, прописать, кто должен обучаться в своей организации, а кто — в учебном центре.

Также Положение о СУОТ должно содержать процедуру организации и проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля и управления профессиональными рисками.

В обязательном порядке включите в Положение о СУОТ как один из разделов порядок проведения медосмотров и психиатрических освидетельствований. В Приказе Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года такой порядок указан витиевато «процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников». Но работодатель не проводит наблюдение за состоянием здоровья, он не врач, поэтому обязательно направить работника на медосмотр — это его задача, а наблюдают пусть профессионалы.

В Положении о СУОТ нужно прописать процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.

Важно! Все, что касается условий труда, гарантий и компенсаций, согласно 57 статье Трудового Кодекса РФ, должно быть указано в трудовом договоре или в дополнительном соглашении. Уровни риска, исследованные работодателем самостоятельно или компетентной подрядной организации, также нужно довести до работников одной из распространенных форм (сайт, стенд, инструкция).

Читайте также:
Форма сообщения о несчастном случае на производстве

Каждое положение о СУОТ должно содержать порядок обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников. В этом случае необходимо руководствоваться актуальными санитарными правилами и правилами по охране труда.

Санитарно-эпидемиологичческие требования к условиям труда

Несмотря на то, что работодатели применяют типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, одной выдачей средств защиты обязанности работодателя не ограничиваются. Ведь необходимо организовать еще и уход за этими средствами. Поэтому в Положении о СУОТ должен быть раздел, в котором приведена процедура обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и ухода за ними (списание, выдача повторно, преждевременный износ).

Обратите внимание! Не забудьте включить в свое положение о СУОТ порядок обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием. Необходимо указать, из каких источников будет взята цена на молоко или ЛПП, с какой периодичностью будет проводиться индексация стоимости.

Обязательным разделом в положении о СУОТ является процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией. В этом разделе необходимо прописать, какие требования установлены к закупке спецодежды, спецобуви, других средств коллективной и индивидуальной защиты, помимо обязательной сертификации или декларирования. Например, укажите в разделе о снабжении безопасной продукцией обязательное требование по предоставлению копий протоколов испытаний партий образцов, а также инспекционного контроля производства.

Работа с подрядчиками не должна остаться только на бумаге в разделе Положения о СУОТ. Необходимо довести до каждого ответственного лица необходимость запрашивать у потенциальных поставщиков сведения, касающиеся профессиональной подготовки и обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, обеспечения работников подрядной организации санитарно-бытовыми помещениями, порядок согласования мер безопасности, указанных в акте-допуске и в наряде-допуске.

Приказ Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться

На федеральном портале проектов НПА 10 марта 2021 г. размещен проект приказа Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда (ID проекта 02/08/03-21/00113963).

25 марта 2021 года закончилась процедура независимой антикоррупционной экспертизы, а 31 марта 2021 года — процедура общественных обсуждений. На момент публикации материала, законопроект проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы. При ее успешном прохождении и последующей регистрации документа в Минюсте, новый законопроект вступит в силу с 1 сентября 2021 года и отменит собой действующее типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.

Основные изменения влечет за собой новое Положение о СУОТ: сравнительный анализ

Система Управления Охраной Труда: банальное выполнение требований законодательства или инструмент повышения эффективности?

Система Управления Охраной Труда: банальное выполнение требований законодательства или инструмент повышения эффективности?

Статья 212 трудового кодекса Российской Федерации гласит о том, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда [1] , а в марте 2019 года издан Приказ № 77, в котором говорится об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, применяемых государственными инспекторами при осуществлении проверок [2] . При этом, за невыполнение требований законодательства работодателя ждет не маленький штраф.

Но не всем работодателям и специалистам в области охраны труда до конца ясно, что это за «фрукт» такой СУОТ и с чем его «едят». Зачем государственные органы навязывают выполнение лишней, ненужной работы и так непомерно загруженным специалистам по охране труда и к какому итоговому результату приведет выстраивание этой сложной и непонятной системы?

Вопросов возникает достаточно много: для чего необходимо внедрять СУОТ в организации, в чем заключается ее истинная сущность и как правильно выстроить результативную систему? Именно в этом и попробуем разобраться в данной статье.

Система управления охраной труда

Для начала определим, что представляет собой Система Управления Охраной Труда. В ГОСТ 12.0.230-2007 приведено следующее определение: «Система управления охраной труда – это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей» [3] . Довольно простое, но в тоже время достаточно ёмкое определение, ведь элементов в системе управления множество.

Для того, чтобы упорядочить деятельность, связать между собой все элементы и обеспечить их взаимодействие, необходимо грамотно выстроить систему управления.

СУОТ, как и любая система менеджмента, представляет собой замкнутый цикл, состоящий из этапов планирования, выполнения, контроля, анализа и оценки, разработки мероприятий по улучшению.

Читайте также:
Виды международного коммерческого арбитража

Первый этап. Планирование

Планирование включает в себя разработку Политики и Целей в области охраны труда, Процедур, необходимых для функционирования СУОТ, а также мероприятий, направленных на выполнение требований в области охраны труда и достижение показателей, установленных в Целях.

Политика – это основные намерения и направления деятельности организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, сформулированные высшим руководством и оформленные документально.

Цели – то, чего организация стремиться достичь в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.

Цели разрабатываются на основании Политики организации по правилу SMART: должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, мотивирующими на результат и ограниченными во времени. Для каждой установленной цели должны быть определены количественные или качественные показатели, а также сроки достижения.

На основании установленных Целей разрабатываются мероприятия, направленные на их достижение. За выполнение каждого мероприятия в организации должен быть назначен ответственный.

Процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, могут быть представлены в виде инструкций, методик, положений и т.д. В процедурах описывается порядок выполнения деятельности, устанавливаются требования к ее осуществлению и определяются ответственные лица, с указанием их обязанностей и полномочий.

Политика и Цели организации в области охраны труда, процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, порядок планирования мероприятий в области охраны труда, контроля осуществления деятельности, проведения анализа функционирования СУОТ, планирования улучшений, реагирования на аварии и несчастные случаи, а также управления документами СУОТ, должны быть определены в «Положении о системе управления охраной труда». Наличие в организации «Положения о СУОТ» является обязательным требованием законодательства. Структура положения и требования к его разделам определены в Приказе Минтруда России от 19.08.2016 N 438н [4] .

Второй этап. Выполнение

Выполнение требований процедур и запланированных мероприятий является обязательным условием функционирования СУОТ и достижения установленных Целей. На данном этапе немаловажную роль играет уровень компетентности персонала в области охраны труда, знание и понимание требований по охране труда, пожарной и промышленной безопасности. Для этого необходимо проводить периодические инструктажи и обучение сотрудников с последующей проверкой знаний.

Третий этап. Контроль, анализ и оценка

Контроль соблюдения сотрудниками установленных требований при выполнении работ, осуществляется посредством проведения внутренних и внешних проверок. Осуществление проверок является всего лишь инструментом сбора информации о соответствии или несоответствии деятельности установленным требованиям для последующего анализа, оценки и поиска путей улучшения.

Анализ и оценка проводятся для того, чтобы убедиться в результативности и эффективности функционирования СУОТ. Анализ и оценка СУОТ должны проводиться высшим руководством по всем показателям деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Анализ функционирования СУОТ должен учитывать степень достижения установленных целей и результативность выполненных мероприятий, результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда [3].

Четвертый этап. Улучшение

На основании проведенного анализа и оценки СУОТ разрабатываются действия по ее постоянному улучшению, с целью внесения необходимых изменений в деятельность по функционированию СУОТ. На данном этапе цикл не завершается, а вновь переходит на этап планирования, но уже с учетом разработанных мероприятий по улучшению.

Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда

Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по созданию и внедрению СУОТ, на плечи рядовых сотрудников, ответственных за охрану труда или это общее дело всех структурных подразделений организации? СУОТ является частью общей системы менеджмента предприятия. Вопросы безопасности при выполнении работ зависят от многих факторов: уровня знаний и опыта сотрудников, состояния технологического оборудования, инфраструктуры, используемых в работе сырья и материалов, факторов производственной среды. Таким образом создание безопасных условий труда является обшей задачей и ответственностью всех сотрудников предприятия от высшего руководства до конкретных исполнителей. Высшее руководство берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий труда своих сотрудников, утверждает Политику, устанавливает конкретные Цели с измеримыми показателями и проводит анализ функционирования СУОТ. Руководители структурных подразделений должны контролировать выполнение подчиненным персоналом требований охраны труда. Ответственные лица определенных сфер деятельности, в рамках возлагаемых на них обязанностей, должны обеспечивать реализацию мероприятий по обеспечению безопасных условий выполнения работ. Персонал структурных подразделений должен понимать необходимость соблюдения установленных требований к безопасности и вносить свой вклад в достижение целей организации.

Читайте также:
Можно ли иметь несколько гражданств в РФ в 2022 году

Создание и правильная организация СУОТ является достаточно трудоёмким процессом, требующим участия всех сотрудников организации. Для того, чтобы выстроить наиболее результативную и эффективную систему управления, необходимо максимально оптимизировать все входящие в неё процессы.


В век компьютеризации и автоматизации существует множество способов оптимизации любой области деятельности. Охрана здоровья и обеспечение безопасности труда не исключение. Одним из наиболее эффективных инструментов автоматизации деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является применение программного продукта «Охрана труда».

Программа позволяет разрабатывать Положение о СУОТ по установленному шаблону, Политику в области охраны труда, фиксировать Цели организации с установленными показателями, размещать и хранить необходимые процедуры в документообороте, а также формировать матрицу ответственности и различные виды отчетов, необходимых для анализа функционирования СУОТ.

Шаг 1. Формирование Политики и Целей в области охраны труда

Политику в области охраны труда можно создать по установленному шаблону и разместить в документообороте. Сформировать Цели с установленными показателями и их значениями, указать ответственных лиц и сроки достижения Целей, возможно в документе «Установка Целей».

документ Установка целей СУОТ

По мере реализации Целей имеется возможность отображать факт по показателям и проводить оценку достижения Целей.

Шаг 2. Распределение ответственности

Программа позволяет распределить обязанности по предприятию и назначить ответственных лиц.

Назначение ответственных лиц и коммисий

Распределив ответственность, обязанности и полномочия можно сформировать Матрицу ответственности.

Матрица ответственности в программе

Шаг 3. Разработка Положения о системе управления охраной труда

Для того, чтобы создать Положение о СУОТ, необходимо указать в табличной части документа процедуры, используемые в рамках СУОТ, включая Политику, Цели и распределение ответственности.

Положение о СУОТ

Автоматизировать деятельность нужно вовсе не для того, чтобы программа все сделала за специалиста, который занимается работой в той или иной области, а для того, чтобы помочь сэкономить время, затрачиваемое на подготовку множества необходимых документов и формирование аналитической отчетности, облегчить ведение учета и осуществление контроля за сроками выполнения задач. Ведь с помощью программного продукта все это можно сделать достаточно быстро. А при выполнении такой трудоёмкой работы, как создание и поддержание функционирования СУОТ, автоматизация процессов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда является ещё более актуальной.

Для чего необходимо внедрять систему управления охраны труда?

Внедрение СУОТ позволяет правильно организовать деятельность и сделать ее результативной. Долгое время все действия по достижению каких-либо результатов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сводились лишь к осуществлению контроля соблюдения установленных требований и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений. Но нельзя только за счет проведения проверок исключить травматизм или предотвратить профзаболевания. Должен быть создан целый комплекс мероприятий, в котором контроль соблюдения требований является лишь одним из его элементов.

Можно проводить бесконечное множество проверок выполнения требований, но, если не анализировать причины возникающих несоответствий и не разрабатывать мероприятия по их устранению, не устанавливать цели по улучшению и не достигать их показателей, это не приведет к желаемому результату.

Необходимо уйти от функций администрирования, которые направлены на тотальный контроль соблюдения требований, и внедрить механизм, позволяющий комплексно управлять деятельностью, как единой системой взаимодействующих элементов, и постоянно улучшать ее показатели.

Безусловно, поддерживать идеологию о соблюдении правил безопасной работы, которой должен проникнуться каждый сотрудник, и обеспечивать функционирование СУОТ в организации должен работодатель. Ведь именно за ним остается выбор: «прикрываться бумажками» при проверках, осуществляемыми государственными надзорными органами, или в действительности повышать эффективность и результативность деятельности в области охраны здоровья сотрудников и обеспечения безопасности труда!

Андреюк Елена

Методист по программным продуктам

Список источников.

1. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ).
2. Приказ от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
3. ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
4. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (Зарегистрировано в Минюсте России13.10.2016 N 44037).

Ссылка на основную публикацию