Международно правовая охрана авторских прав

Международное частное право

Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признания на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. — в 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует в ред. 1971 г.).

Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС). Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. Основа Конвенции — материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование — применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.

При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны — предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора.

Авторы из стран — членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т.е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции.

Такая же охрана предоставляется авторам — гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза. Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств — членов Союза. Таким образом, Конвенция устанавливает различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.

Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.

Конвенция предусматривает две группы авторских прав:

  1. Личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается требование об охране.
  2. Специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения, на его воспроизведение и публичное исполнение, передачу по телевидению и радио, переделку, магнитную запись и т.д. Предусмотрено ограничение права автора на перевод — автор утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение 10 лет не воспользовался этим правом.

Отличительные особенности Бернской конвенции — существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны — права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (не исчерпывающий) перечень видов таких произведений.

С точки зрения формальных условий охраны авторских прав на произведение Бернская конвенция придерживается концепции европейского права, выраженной в национальном законодательстве большинства европейских стран: возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает фактом создания произведения.

Объем авторских прав определяется законом того государства, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.

Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий международный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений.

В настоящее время развивающиеся государства настаивают на ревизии норм Бернской конвенции, отмене исключительных прав автора на перевод и безгонорарном опубликовании в этих государствах лучших произведений литературы и науки. Данная позиция, разумеется, абсолютно не соответствует интересам развитых стран.

В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция — 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в этой Конвенции с 1973 г. как правопродолжатель СССР. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель — дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их.

Читайте также:
Бизнес на выращивании шампиньонов

Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем Бернская конвенция. Для стран — участников Всемирной конвенции нет необходимости изменять свои особые национальные системы авторского права.

Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств: выдачу государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свободу радио- и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях.

Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков.

Конвенция содержит примерный перечень охраняемых объектов авторского права, полностью совпадающий с перечнем, определенным в Бернской конвенции. Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения.

Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима:

  1. Выпущенные в свет произведения граждан любого государства-участника, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории.
  2. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.
  3. Любое государство-участник может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории.

Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора — исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система.

Автор утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение семи лет не воспользовался этим правом. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование — применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор — Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества.

Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению.

Особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС.

Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав.

Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы Европейского совета (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.

Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав являются артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации. Основные формы охраны смежных прав — право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности. Во многих государствах создана система национально-правовой охраны смежных прав (законодательство Франции, Дании, Швеции).

Международно-правовая унификация в области смежных прав: Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, который предоставляется но законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав.

Читайте также:
Что делать, если не заметил аварии и уехал

Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны — 20 лет (государства вправе устанавливать более длительные сроки охраны). Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь международный знак охраны смежных прав.

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима, охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Государства — участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права — законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограмм, передаваемых через спутники, 1974 г. (открыта для подписания не только членам ВОИС, но и всем членам ООН). Цель Конвенции — выработка такой международно-правовой системы, которая способствовала бы использованию спутниковой связи и одновременно охраняла бы права авторов и субъектов смежных прав. В Брюссельской конвенции нет специальных правил по предупреждению актов «интеллектуального пиратства» и наказанию за их совершение. Такие правила устанавливаются на национальном уровне государствами-участниками.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС). Договор не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.

Срок охраны смежных прав — 50 лет; значительно расширен и круг их исключительных прав. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Международное авторское право

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения.

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к. международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты. С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права. Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти». Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен. Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США. Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

Читайте также:
Как заполнить строку 120 в 6-НДФЛ

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья .

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое. Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР. Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году .

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом. Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву. К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня. Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции. Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

Читайте также:
Сличительная ведомость

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях. В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем. По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском языке)
2. Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3. Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Международно-правовая охрана авторских прав

Признание и защита авторских прав осуществляется на национальном и международном уровне. Для этого используются принципы и правила, зафиксированные в международных соглашениях и актах, и подтвержденные законодательством отдельных государств. В этом материале разберем, по каким направлениям происходит такая защита на международном уровне, и какие инстанции осуществляют контроль за соблюдением авторских прав.

Общие правила и принципы

Регулирование авторских прав на международном уровне осуществляется на основании соглашений, актов и конвенций, ратифицированных государствами. Кроме того, решения и распорядительные акты вправе издавать международные структуры, созданные на межправительственном или частном уровне. Международное авторское право базируется на следующих актах:

  • основополагающим документом является Бернская конвенция, действующая с 1886 года в отношении литературных и художественных произведений;
  • с 1952 года действует Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), которая распространяется на все объекты творческого труда;
  • соглашение ТРИПС, действующее с 1994 года, которое распространяется на любые результаты творческого и интеллектуального труда;
  • после образования Евросоюза, исполнительные органы ЕС неоднократно издавали нормативные акты в сфере защиты авторских прав (например, Директива ЕС № 2001/29/ЕС регламентирует общие правила защиты в информационной сети интернет);
  • двусторонние и многосторонние соглашения между несколькими государствами.

Действие указанных актов распространяется на государства-участники по мере ратификации. Россия является правопреемником СССР в качестве участника международных соглашений.

Распространяются ли нормы международных актов на рядовых авторов или для этого требуется их воспроизведение в национальном законодательстве? В полном объеме будет предоставлена защита субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, ратифицировавшего Бернскую и/или Женевскую конвенцию. Выделим ключевые моменты, связанные с возникновением прав на такую защиту:

  • авторство возникает непосредственно с момента создания произведения или иного результата творческого труда;
  • обязательная регистрация авторских прав на международном и национальном уровне не предусмотрена, однако в отдельных государствах она может проводиться в добровольном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США свои права может зарегистрировать резидент или иностранный гражданин);
  • для граждан, проживающих или пребывающих под юрисдикцией страны–участницы международных соглашений, признание авторства происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;
  • правовую защиту получат и иностранные граждане, чье государство не присоединилось к конвенции, опубликовавшие свое произведение на территории стран-участниц.
Читайте также:
Зимние сады на лоджиях — варианты оформления

Перечисленные правила позволяют каждому автору рассчитывать на правовую защиту, вне зависимости от места и времени публикации своего произведения. Права будет защищены даже для неопубликованного произведения, однако в этом случае создателю предстоит доказывать свое авторство при возникновении возможных споров.

Система международных актов позволяет определить и общепринятый перечень объектов, на которые будет распространяться защита. К ним относятся произведения литературы, науки и искусства, изображения, архитектурные проекты и т.д. Законодательство отдельных стран может содержать и исключения из общих правил. Например, в большинстве государств программа ЭВМ относится к объектам авторского права и рассматривается как литературное произведение. Однако в США программные продукты могут регистрироваться как изобретения с выдачей патента.

Как реализуется система охраны авторских прав

Необходимость в защите имущественных и неимущественных прав автора возникает при различных нарушениях – присвоении авторства, плагиате или выпуске контрафактной продукции, несоблюдении лицензионных договоров. Можно ли использовать нормы международного права напрямую или придется руководствоваться только национальным законодательством? Для этого нужно учитывать два варианта регулирования авторских прав на международном уровне:

  • материально-правовой метод реализуется путем прямого применения норм конвенций и соглашений – например, к таким нормам прямого действия относится срок правовой охраны авторских прав;
  • коллизионный метод – предусматривает только общий порядок разрешение спора, тогда как конкретные ситуации будут разрешаться по нормам национального законодательства.

Таким образом, в зависимости от характера нарушения и предмета спора, правообладатель сможет ссылаться на нормы прямого действия международного права или национальное законодательство.

Контроль за исполнением соглашений и конвенций возложен на различные международные структуры, Прежде всего, при ООН функционирует Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO или ВОИС). Данная структура осуществляет координирование действий и мероприятий в сфере авторского и патентного права, занимается разработкой международных актов, осуществляет сбор и систематизацию сведений об охраняемых объектах и правообладателях.

Разрешением конкретных споров в сфере защиты авторского права занимаются национальные судебные структуры. В России судебная защита резидентам и иностранным правообладателям предоставляется через арбитраж или Суд по интеллектуальным правам.

Международная охрана интеллектуальной собственности

Получив патент, владелец объекта интеллектуальной собственности приобретает законодательную защиту от неправомерных действий третьих лиц. Однако охрана интеллектуальной собственности будет осуществляться только в пределах страны, аналогичные защитные меры за границей будут установлены только при регистрации прав на международном уровне.

Елена Купцова

Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406

Правовая основа международной охраны

Национальное законодательство в сфере авторского и патентного права распространяется только на правоотношения в пределах страны. В РФ базовым законодательным актом является часть четвертая ГК РФ. Получив авторское свидетельство или патент, правообладатель может требовать устранения нарушений своих интересов, взыскать компенсацию убытков и т.д.

При осуществлении деятельности на территории одного или нескольких иностранных государств, наличие национального патента не поможет защитить свою интеллектуальную собственность. Однако на международном уровне уже более века существует система договоров и конвенций, позволяющих регистрировать и защищать интеллектуальные права.

Выделим наиболее важные международные акты, которые направлены на охрану интеллектуальной собственности:

    (1891 г.), а также Мадридский протокол к указанному документу;
  • Конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.);
  • Договор о патентной кооперации (1970 г.);
  • Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г.);
  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.).

По правилам указанных международных актов, интеллектуальная собственность будет защищаться путем подачи заявки через национальное патентное ведомство. Охрана отдельных объектов будет осуществляться по специальным принципам. Например, положения Бернской конвенции предусматривают режим охраны литературных произведений на территории всех стран-участниц, если авторское право было зарегистрировано в одном из указанных государств.

Выделим общие принципы охраны интеллектуальных прав на международном уровне:

  • большинство международных актов в сфере интеллектуальной собственности позволяют оформить патент для охраны на территории одного или нескольких государств, указанных в заявке, однако Евразийская конвенция распространяет режим защиты патентных прав сразу на все страны (если такое условие было включено в заявку);
  • лицо, обладающее действующим патентом на территории своего государства, получает приоритет заявки при обращении за охраной в страну-участницу Конвенций (срок приоритета составляет 12 месяцев);
  • охрана предоставляет на определенный срок (например, на 10 лет), после чего необходимо обратиться за продлением патента.
Читайте также:
Обязательно ли нужен техосмотр при ДТП?

Таким образом, международное патентное право признает приоритет авторов и правообладателей, при условии подачи ими заявки на установление охраны за пределами своего государства.

Рассмотрим, как происходит установление охраны интеллектуального права на территории одного или нескольких иностранных государств.

Международная охрана промышленной собственности

Необходимость установления охраны объекта за пределами страны определяет сам правообладатель. Как правило, это связано с предстоящим выходом бизнеса на новые рынки, а наличие патента позволит устранить любые попытки конкурентов воспользоваться чужими разработками и идеями. Алгоритм действий, которые предстоит выполнить правообладателю для получения международной охраны своего объекта, выглядит следующим образом:

  • подается заявка в национальное патентное ведомство, т.е. в службу Роспатента, при этом подтверждается легальность прав на объект в пределах страны (процедура получения международной охраны может быть начата сразу после подачи заявки по внутреннему законодательству);
  • в заявке указывается перечень иностранных государств, для территории которых испрашивается охрана (Евразийской конвенций установлен иной порядок регистрации прав);
  • проводится поиск по международным реестрам интеллектуальной собственности, публикуется заявка, осуществляется предварительная экспертиза патентоспособности для каждого из выбранных государств;
  • после получения информации соискатель должен еще раз подтвердить перечень стран, в которых будет установлена охрана;
  • через национальное патентное ведомство заявки направляются в аналогичные органы выбранных государств.

Приоритет, устанавливаемый для защиты интересов правообладателя, позволяет устранить регистрацию аналогичных объектов интеллектуальной собственности со стороны конкурентов.

Для аналогичной процедуры при охране товарных знаков срок приоритета составляет 6 месяцев, однако суммарная продолжительность экспертиз в этом случае также значительно короче. Для товарных знаков международная охрана устанавливается по выбранным классам продукции или услуг, предусмотренных классификатором МКТУ. Право на товарный знак в международной системе будет подтверждено, если на национальном уровне указанный объект зарегистрирован надлежащим образом, либо подана заявка на его регистрацию. При аннулировании национальной охраны знака автоматически прекращается действие международного свидетельства.

Международная охрана интеллектуальной собственности

Как уже говорилось, право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации имеет территориальный характер. Оно не действует само по себе (автоматически) на территории других государств. Для того чтобы, например, права правообладателя охранялись на территории другой страны или нескольких стран сразу, необходимо заключение соответственно двустороннего или многостороннего международного договора.

Первым универсальным договором в сфере промышленной собственности была Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Затем появилось универсальное соглашение в области авторских прав – Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года.

Перечень охраняемых объектов авторского права постепенно расширялся. Так, в сфере авторского права и смежных прав с развитием техники (звукозапись, радиотрансляция и т.д.) назрела необходимость выделить группу прав организаций – производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания (субъекты смежных прав). Этот процесс сопровождался принятием на международном уровне изменений в соглашениях между государствами и заключением новых международных договоров.

В настоящий момент Российская Федерация является участницей ряда международных соглашений, ключевые из которых необходимо упомянуть.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года. Текст соглашения пересматривался несколько раз (в 1908, 1928, 1948, 1967 и 1971 году). В числе участников конвенции – более 145-ти государств. Российская Федерация присоединилась в 1994 году, при этом Россия сделала уведомление, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием. Этим нарушается принцип ретроохраны, то есть охраны произведений, которые на момент вступления Конвенции в силу еще не стали общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны (ст. 18 Конвенции).

По своей сути, Конвенция базируется на трех принципах:

  • принцип национального режима – произведения, созданные в одной из стран – участниц Конвенции, получают в других странах-участницах такую же охрану, как и произведения, созданные собственными гражданами;
  • принцип автоматической охраны – национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей ( депонирование произведения, регистрация и т.п., которые существуют в некоторых странах, таких как США, Англия);
  • принцип независимости охраны – произведение охраняется в странах-участницах Конвенции независимо от того, предоставлена ли охрана в стране происхождения произведения.
Читайте также:
Неточности ФИО в СЗВ-М не влекут штраф

Ст. 2 Конвенции определяет круг охраняемых произведений и приводит их примерный перечень: “Термин “литературные и художественные произведения” охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам”.

Конвенция предусматривает деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные . К последним относится право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение , способному нанести ущерб чести или репутации автора.

К имущественным правам Конвенция относит:

  • право на перевод;
  • право на воспроизведение;
  • право на публичное исполнение и передачу исполнения для всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;
  • право на передачу произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;
  • право автора литературного произведения на публичное чтение своего произведения, осуществляемое любыми средствами или способами;
  • право автора на передачу любым способом чтения своего произведения для всеобщего сведения;
  • право авторов литературных и художественных произведений на переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений;
  • право авторов литературных и художественных произведений на кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений, а также право на публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения.

Другим заслуживающим внимание документом является Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Российская Федерация участвует в Конвенции в редакции 1952 г. – с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. – с 9 марта 1995 г. Всемирная конвенция не действует с обратной силой, в отличие от Бернской конвенции.

Важное положение, имеющее практическое значение , содержится в статье III Всемирной конвенции: если какое-либо государство предусматривает соблюдение формальностей для цели предоставления охраны произведению ( депонирование произведения, регистрация , оговорка о сохранении авторского права , нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), то для иностранных авторов, произведения которых впервые выпущены в свет вне территории этого государства, эти формальности считаются выполненными, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак г с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет; этот знак, имя и год выпуска должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется.

Всемирная конвенция признает право на перевод, но ограничивает его в связи с потребностями развивающихся государств. Если зарубежное произведение не было переведено на национальный язык государства по истечении 7 лет с момента его выпуска в свет, то любой гражданин этого государства – участника Конвенции может получить от компетентного органа данного государства неисключительную лицензию на перевод и выпуск в свет переведенного таким образом произведения на национальном языке, на котором оно до этого не было выпущено в свет.

Срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти. Но если государство ограничивает этот срок для произведений определенных категорий периодом, исчисляемым со времени первого выпуска в свет произведения, то оно вправе сохранить такие отступления или распространить их на произведения других категорий. Для произведений всех этих категорий срок охраны не может быть короче двадцати пяти лет, считая со времени первого выпуска в свет (п. 2 ст. 4).

Еще один важный международный документ – Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. Российская Федерация – участница Конвенции с 13 марта 1995 г.

Читайте также:
Приказ о прерывании командировки: пример

Как признается в Конвенции: “Каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм , являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики” (ст. 2). Таким образом, за производителем фонограмм закрепляется право на воспроизведение и право на импорт. Естественно, ввоз (импорт) фонограмм для личных нужд не подпадает под действие этого права .

“В тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм , эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде символа P (в круге) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии ” (ст. 5).

Кроме того, Россия является участницей Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Это первое международное соглашение по смежным правам, которое охватывает всех субъектов: исполнителей, производителей фонограмм , вещательные организации. После этой конвенции международные соглашения в области смежных прав касались только отдельных субъектов и их прав. Россия стала участницей этой конвенции с 26 мая 2003 г.

Конвенция основана на принципе национального режима, который относится ко всем трем субъектам смежных прав. Конвенция предусматривает, какими правами пользуются исполнители, производители фонограмм и организации вещания.

Срок охраны, предоставляемый в соответствии с Конвенцией, длится по меньшей мере до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:

  1. была осуществлена запись фонограмм и включенных в них исполнений;
  2. имели место не включенные в фонограммы исполнения;
  3. имела место передача в эфир.

Помимо названных, Российская Федерация является участницей Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (далее – Брюссельская конвенция), была подписана в Брюсселе 21 мая 1974 года. Для СССР указанная конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерации является участницей конвенции как правопреемница СССР.

Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника. Дело в том, что вещание через спутники не охватывается определением Римской конвенции “передача в эфир” (“передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой”), поскольку на момент принятия Конвенции “публика” еще не могла непосредственно принимать сигналы со спутников – обязательно присутствовал посредник, который, принимая сигналы со спутника, затем распространял их по кабелю.

Согласно положениям Брюссельской конвенции договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. Положения Брюссельской конвенции не распространяются на случаи передачи сигналов от органа-источника или по его поручению и излучения через спутники для непосредственного использования публикой. Таким образом, из сферы действия Конвенции исключается распространение сигналов, полученных от спутников прямого вещания, позволяющих принять передачи непосредственно при помощи радиоприемников и телевизоров без использования наземной станции. Кроме того, положения данной конвенции не применяются к распространению вторичных сигналов, полученных от сигналов, которые уже были распространены лицом, для которого эти сигналы предназначались.

Ст. 4 Брюссельской конвенции предусматривается ряд исключений в целях повышения образовательного уровня населения развивающихся стран. Разрешается использовать несущие программы сигналы, если сигналы несут короткие выдержки из передаваемой с помощью спутника сигналов программы, содержащие сообщения о текущих событиях, предназначенные для использования в информационных целях или в качестве цитат, или передаваемая сигналами программа распространяется в развивающихся странах в образовательных или научно-исследовательских целях.

Однако в указанной конвенции новые права организациям вещания непосредственно не предоставляются.

Среди региональных международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.

Соглашение предусматривает, что “государства-участники предпримут необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм , организаций телерадиовещания”.

Читайте также:
Образец листа ознакомления с приказом

В соответствии с соглашением: “Государства-участники будут проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав и через свои компетентные организации будут содействовать разработке конкретных программ и мероприятий” (ст. 4 Соглашения).

Сравнительно недавно наша страна стала участником Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

Договор ВОИС по авторскому праву является ключевым в этой области, хотя оба названных договора ВОИС 1996 г. приняли вызов цифровых технологий и, в частности, в согласованном заявлении к ст. 1 Договора по авторскому праву закрепили следующее положение: “Право на воспроизведение в том виде, как оно определено в Бернской конвенции (ст. 9), и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, к использованию произведений в цифровой форме. Понимается, что размещение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции”.

Также в соответствии с Договором по авторскому праву авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения, включая их “доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору” (ст. 8). Эта замысловатая формулировка относится, прежде всего, к сети Интернет .

Договор также ввел понятие ” информация об управлении правами”. Это информация , которая “идентифицирует произведение , автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация , когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения” (п. 2 ст. 12).

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, как и предыдущий, ориентирован на цифровые технологии, но уже применительно к своей сфере. В преамбуле договора содержатся, в частности, такие слова: “Договаривающиеся стороны. признавая глубокое влияние развития и сближения информационных и коммуникационных технологий на производство и использование исполнений и фонограмм. “. Этим определено содержание последующих статей – многие из них обусловлены возникновением новой среды распространения исполнений и фонограмм, цифровой среды.

Например, ст. 10 признает исключительное право исполнителей “разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору”. Аналогичная статья (ст. 14) введена в отношении права производителей фонограмм .

Интерес представляет ст. 18: “Договаривающиеся стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по договору и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм либо не допускаются законом”.

Еще один документ “на подходе” к подписанию со стороны России – Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно вступило в силу 1 января 1995 г. и обязательно для всех стран-членов Всемирной торговой организации.

Это соглашение универсально не только по количеству стран-участниц, но и по кругу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые оно охватывает: авторское право и смежные права , право на товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии (топографии) интегральных микросхем, закрытую информацию (п. 2 ст. 1 Соглашения). Соглашение базируется на принципе национального режима, режиме наибольшего благоприятствования.

Международная охрана авторских прав

Гост

ГОСТ

Понятие авторского права

Авторское право — это право автора на созданное им художественное или литературное произведение. Авторское право является объектом интеллектуальной собственности.

Спектр охвата авторским правом произведений, являющихся интеллектуальной собственностью, велик: музыка, книги, картины, скульптуры, фильмы, а также базы данных, рекламные материалы, компьютерные программы, технические чертежи и другое. Каждый человек ежедневно сталкивается с авторскими правами, читая книги, журналы, газеты, просматривая видеозаписи, прослушивая аудиозаписи. Возникает необходимость и потребность защитить авторское право от его нарушения и незаконного использования.

Читайте также:
Заявление об уменьшении размера государственной пошлины

Международная охрана авторских прав учитывает:

  • общепризнанные нормы и принципы международного права;
  • нормы, предусмотренные внутренним государственным правом.

В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии свободы художественного, литературного, технического, научного и иных видов творчества. В соответствии с этим, в стране на законодательном уровне закреплена охрана интеллектуальной собственности государством.

Основы международной охраны авторских прав

Основу международной охраны авторских прав составляют ряд международных документов:

  1. Бернская конвенция по охране художественных и литературных произведений (1886 г.). Административные функции Бернского союза осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Российское государство присоединилось к Бернской конвенции в конце XX века в 1995 году.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.). Была пересмотрена в Париже в 1971 году.
  3. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (г. Москва, сентябрь 1993 г.).

Соблюдение интересов авторов, правообладателей, запрет на свободное использование объектов авторского права, может оказывать сдерживающее действие на развитие науки, техники, культуры, образования. Во избежание таких последствий многие государства законодательно определили пределы авторского права.

Готовые работы на аналогичную тему

Фундаментом для развития законодательства на международном уровне являются директивы Европейского союза, который имеет опыт совершенствования правового урегулирования в области интеллектуальной собственности. Эти Директивы применяются для унификации авторского права в странах-участницах.

Важным документом является Директива ЕС, принятая в мае 2001 г. о гармонизации авторского и смежных прав в информационном обществе. В нем заложены основы для формирования общей правовой системы. В Директиве ЕС важное место отведено решению вопросов исчерпания прав. Указано, что ни при каких обстоятельствах демонстрация произведений широкой публике, будь то путем кабельного или эфирного вещания, либо средствами цифровых сетей, не может и не должно рассматриваться в качестве основания для их использования в обороте без согласия правообладателя.

Специально оговариваются случаи распространения экземпляров произведений посредством продажи или иного вида передачи. Возможности распространения экземпляров произведений без согласия правообладателя, выплаты вознаграждения применяются только тогда, когда эта продажа или передача права собственности применяется в пределах ЕС (с согласия правообладателя).

В статье ГК РФ «Об авторском праве и смежных правах» заложен аналогичный принцип. Территориальное ограничение, исчерпание прав возникает тогда, когда оригинал или экземпляр произведения входит в гражданский оборот на территории России. Акцент в международных документах и договорах делается на исчерпание права на распространение, об исчерпании права на воспроизведение речь не идет. Правообладатель может свою собственность как продать, так и подарить, передать иным способом третьему лицу, при этом его согласия на объект авторского права, воплощенный в материальном носителе, не требуется.

Принципы международно-правовой охраны авторского права

Принципы международно-правовой охраны авторского права:

  • принцип гражданства автора — охрана предоставляется произведениям, авторы которых либо являются гражданами стран, участвующих в соответствующих конвенциях, либо проживающих постоянно на их территориях;
  • территориальный принцип предоставления охраны — действует только в отношении произведений авторов, которые не являются гражданами государств-участников конвенций; охрана осуществляется в рамках статей Бернской конвенции;
  • принцип национального режима охраны — произведения автора любой страны-участницы Конвенции, или впервые выпущенные на территории этой страны, пользуются на территории другой страны-участницы той охраной, которой пользуются произведения своих авторов, впервые вышедшие в свет на их собственной территории;
  • принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей — право автора на произведение искусства, науки, литературы появляется в силу факта его создания; для осуществления авторского права нет необходимости его регистрации или соблюдения каких-либо формальностей;
  • принцип срочного характера охраны — действует в случае возникновения необходимости сочетания публичных и частных интересов при использовании продуктов интеллектуальной собственности, а также в ситуации их исключительной важности в культурной и экономической жизни государства;
  • принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников —при возникновении различных толкований правил охраны авторских прав осуществляется выбор наиболее благоприятного для автора и его правопреемников варианта.

Согласно Всемирной конвенции, действует следующее правило: если по внутреннему законодательству страны-участницы соблюдение формальностей является обязательным, то они считаются соблюденными в отношении произведений граждан других стран-участниц конвенции, либо впервые вышедших в свет произведений вне территории данной страны с оговоркой, что все его экземпляры, начиная с первого выпуска, будут носить знак охраны права автора.

Ссылка на основную публикацию