KPI: что это такое простыми словами и как расшифровывается аббревиатура, для чего нужны ключевые показатели эффективности
В жизненном цикле некоторых организаций рано или поздно наступает момент, когда руководство теряет контроль над происходящими процессами или же просто не справляется с масштабами производства, а значит и с анализом каждого сотрудника как рабочей единицы. В такой ситуации справедливо повысить человека или, наоборот, лишить его премии приходится лишь на основании личных наблюдений. В компаниях-гигантах это практически невозможно — что-то точно скроется от глаз. Чтобы ежедневно повышать результативность деятельности своего “детища”, специалисты предлагают руководителям прибегнуть к определенному принципу оценивания. Но чтобы результат от нововведения был ощутимым, необходимо в первую очередь разобраться, что это такое — кипиай или KPI (простыми словами), что означает аббревиатура КПИ и как расшифровывается, для чего нужны ключевые показатели эффективности и результативности деятельности предприятия.
Определение
Методика разработана для наиболее точной оценки производительности отдельно взятых отделов или организации в целом за заданный период. При этом ведется расчет соответствия произведенных финансовых вложений полученному результату, а на основе этих данных руководство компании может четко распланировать дальнейшие действия для достижения максимального прогресса и смелых целей.
Зачем нужен KPI
Оценка продуктивности предприятия зачастую производится на основе личных наблюдений руководства или же на эмоциональном уровне. Такой подход не позволяет полноценно и справедливо оценить сотрудников. В этом случае на помощь приходят КПЭ, которые измеряют приносимую пользу от отдельно взятого работника или отдела. Также измеряемые факторы помогают определить, какие действия приносят максимальную выгоду, а значит произведенные вложения окупятся. Все используемые индикаторы быстро и точно измеримы и анализируют ситуацию за конкретный период.
Если система разработана правильно, то результат поддается анализу несмотря на то, является он положительным или нет. Для этого используется СМАРТ-фильтры. Сами определяющие факторы должны отвечать следующим требованиям:
- определенная цель;
- реалистичность и актуальность;
- измеряемость по итоговому результату;
- соответствие заданному промежутку времени.
Рост тех или иных цифр поможет предугадать прогресс или регресс компании, при этом в расчет берется сразу несколько пунктов. Следует учесть, что индикаторы необходимо периодически менять в зависимости от текущей рыночно-экономической ситуации, чтобы достижение итоговой цели всегда оставалось актуальным.
Виды KPI-показателей
Все метрики условно подразделяются на 2 разновидности:
- запаздывающие — анализирующие ситуацию на основании полученных результатов за конкретный временной промежуток;
- опережающие — направленные на проектирование будущего прогресса.
Ключевые KPI
Индикаторы применяют для всех уровней должностей, то есть от руководства предприятия до рядового сотрудника. Они анализируют:
- результативность — измерение характера достижений и их количества;
- затратность — необходимость вложения дополнительных ресурсов для отдельных задач и их размер;
- функциональность — соотношение между существующими бизнес-задачами и выполняемыми процессами;
- эффективность — соответствие результата затраченным силам, времени и инвестициям.
Оценка производится в качественном или количественном (рабочие часы, единицы или доход) эквиваленте.
Основные направления КПИ
Анализирование производственных процессов производится по категориям:
- целевое — достижение поставленной задачи или степень приближения к конечному результату;
- процессные — прибыльность или убыточность проводимых мероприятий с экономической точки зрения;
- проектное — результативность и актуальность проекта, соответствие ожиданиям руководителя.
Внутренние и внешние индикаторы
KPI (Key Performance Indicators) — это возможность сделать анализ максимально эффективным и наглядным. Показатели должны характеризовать работу каждого подразделения в частности и всего предприятия.
Внутри групп происходит:
- Прогнозирование дохода сотрудниками отдела продаж, привлечение новых клиентов и потерю старых, степень конкуренции на рынке, среднюю стоимость товаров и услуг, выдвижение на приоритетные позиции актуальных продуктов.
- Маркетологи определяют необходимый объем вложений, который ведет к росту дохода в долгосрочной перспективе.
- Отдел по работе с покупателями оценивает время и степень заинтересованности потенциального клиента, выявляют процент интернет-заявок или звонков, которые закончились положительно и принесли выгоду продавцу.
- С производственной точки зрения, рассматривается эффективность текущего процесса и устанавливаются критерии качества.
- Кадровому сотруднику придется учитывать текучку кадров.
Количество используемых индикаторов может быть различно, но зачастую во внимание берется не более 10 пунктов, которые задают направление.
Для подведения общего итога результаты суммируются, что позволяет внешне охарактеризовать деятельность компании.
В продажах
Критерии KPI отличаются в каждой фирме. Для новичка на рынке товаров и услуг важно привлечение большого числа покупателей, рост продаж и рыночная доля, а для устоявшихся на рынке гигантов приоритетным станет продвижение инновационной продукции. При этом сотрудникам отдела продаж важны:
- объемы проданной услуги за отрезок времени;
- средняя стоимость и количество заказов;
- трафик потенциальных клиентов;
- удержание постоянных и возврат утраченных покупателей.
В интернет-маркетинге
Для digital-маркетолога важны:
- занятие приоритетных позиций в поисковике;
- перенаправление по брендовым запросам;
- посещаемость сайта;
- изменения трафика;
- кликабельность (CTR);
- стоимость посетителя и лида;
- процент завершенных и сорвавшихся сделок.
Данные анализируются через GOOGLE Analytics, ЯндексМетрики, а также при помощи иных систем.
В торговле
Для розничных продаж наиболее популярны такие индикаторы как:
- объем продаваемой продукции;
- перечень товаров и услуг;
- клиентоориентированность;
- снижение риска ущерба;
- определение уровня заработной платы;
- обучение сотрудников.
Критерии могут быть изменены в зависимости от специфики продукции, при этом выявление отдельных ключевых моментов позволяет повысить рентабельность и прибыльность.
Для оценки работы потребуется подходящая CRM-система для автоматизации функционирования магазина, которая позволит своевременно извлечь данные и провести анализ. Также для оптимизации процессов целесообразно использовать специализированное ПО. “Клеверенс” предлагает программное обеспечение “Магазин 15”. С помощью него легко автоматизировать рабочие процессы: к примеру, проводить приемку товара по штрихкодам или инвентаризацию прямо в торговом зале.
В управлении персоналом
К наиболее информативным относятся:
- текучесть кадров;
- стоимость отсутствия работника на месте и количество нерабочих дней;
- вовлеченность в рабочий процесс;
- карьерный рост;
- число и причина увольнений;
- результативность обучения.
Система мотивации
Расшифровка определения КПИ (KPI) уже с самого начала несет в себе строки о возможности анализирования трудовой единицы, однако дополнительно он служит мотивирующим фактором к увеличению производительности. Для этого разрабатываются нормативы, а при их выполнении или даже превышении производится премирование, повышение по карьерной лестнице, предоставление скидок на продукцию работодателя, внеплановых отпусков, а также зарубежные командировки.
Программа поощрений за достижение целей считается четкой и прозрачной. То есть все исходные и конечные данные зафиксированы, на основание чего в дальнейшем работник рассчитывает на критику или похвалу, премию или ее лишение. Такой формат взаимоотношений работник-работодатель стимулирует не только вышестоящие должности, но и рядовых рабочих. В качестве дополнения приходят новые высококвалифицированные кадры.
Какие бывают показатели эффективности в метриках
Все они распределяются по 4 группам.
В сфере продаж применяются следующие индикаторы:
- регулярное увеличение продаж;
- выявление числа потенциального и реального заказчика;
- расчет затрат на 1 покупателя;
- средний чек на клиента;
- объем возврата товара.
Для управленцев проектами подойдут:
- зарплата по плану/факту;
- уровень производительности;
- соблюдение установленных дедлайнов;
- доля завершенных в срок или незавершенных проектов;
- рентабельность инвестиций.
Для маркетинга можно использовать такие критерии как:
- доход от посетителя;
- соотношение числа заинтересовавшихся людей и реальных покупателей;
- переходы по ссылке или по рекламе;
- уровень заинтересованности сайтом (в формате времени);
- регулярное обновление лидов или перспектив.
При этом следует отметить, что карты КПЭ и перечень показателей разрабатывается индивидуально для каждой компании, основываясь на ее специфике.
Как создается карта
Карточки служат своеобразной системой координат, на основе которой производится анализ текущего места на существующем рынке, постановка целей в долгосрочной перспективе и краткосрочных задач. При этом наглядно демонстрируется направление для занятия высокой позиции. Такие документы разрабатываются на предстоящий год и в нее записывают главные цели.
Дополнительно для каждого отдела рассчитываются нормативы, с формулами и алгоритмами расчета. Четкое следование заданному заранее маршруту позволяет достичь успеха.
Что входит в KPI: основные показатели
Для удобства расчета разрабатывается матрица, в которой указываются:
- вес — значимость для организации отдельного фактора;
- база — допустимый минимум;
- норма — плановый уровень;
- факт — результаты деятельности по полученным итогам;
- цель — значение, к которому стремится работник или отдел.
Все характеристики измеримы в числовом эквиваленте, а полученный индекс позволяет определить необходимость поощрения и его размер, а также допускается вариант депремирования.
Об индексе
Это итоговое число, которое получается в результате математических формул с учетом всех факторов. На основе полученного коэффициента производится оценка результативности
Если по итогу вычисления полученное значение превышает или равно 100 процентам, то это свидетельствует о том, что работник перевыполнил норму или четко ей соответствует. Если цифры ниже — итоги работы за год хуже запланированных.
Как рассчитать зарплату
Расчет заработной платы ведется на основе коэффициентов. При этом процент учитывается от бонусной части, а не от фиксированной. Таким образом, при перевыполнении плана работник получает оклад, привычную надбавку и процент от нее за перевыполнение. Если же план не выполнен, то размер бонуса (премии) сокращается.
Внедрение
Система ключевых показателей эффективности KPI должна внедряться в жизнь организации сверху вниз. Таким образом, за основу берутся стратегические задачи и уже затем составляются карты для сотрудников и определяются нормы.
Принципы
Перед тем как вводить КПЭ, необходимо честь 4 основополагающих характеристики:
- Создание дружелюбной атмосферы и партнерских отношений.
- Расстановка акцентов по направлениям, повышение квалификации сотрудников и расширение полномочий.
- Интегрирование оценок, отчетов и рост производительности, что в конечном итоге влечет за собой принятие ответственности каждым работником.
- Привязка к стратегии или факторам успеха.
Поэтапное введение в работу
Первым шагом является поиск основополагающих индикаторов, которые будут соответствовать бизнес-целям. После этого создают матрицу с указанием времени и сроков.
Немаловажным пунктом станет разработка мотивационной программы и объяснение необходимости нововведений для персонала. После создания карт прописываются нормы и фактические цифры. Работа KPI должна вестись в автоматизированном режиме, чтобы избежать ошибок и проблем. Для этого разработаны CRM-программы, доски мотивации.
Плюсы и минусы
Как и каждый новый процесс, система анализирования эффективности имеет свои положительные и отрицательные моменты. Достоинствами являются:
- объективный, безэмоциональный анализ;
- установка целей с реальным результатом;
- возможность своевременно найти проблему и устранить ее;
- справедливое вознаграждение;
- внесение корректировок на любом этапе;
- контроль прибыли и инвестиций.
При этом новшество не лишено недостатков. Среди них:
- затраты на разработку индивидуальной программы, ее внедрение;
- техобслуживание;
- возможны сложности и непонимание со стороны трудящегося персонала, которые иногда становятся причиной массового увольнения или снижения производительности.
Возможные проблемы
Внести новые процессы в четко отлаженную схему порой очень сложно. В первую очередь необходимо четко донести персоналу свои намерения и объяснить принцип работы системы. Следует учитывать следующие правила:
- Заработную плату нельзя уменьшать. Оклад сотрудника уменьшается, но размер надбавки должен повышаться за счет увеличения результативности работы. Таким образом работодатель стимулирует персонал.
- Целевые значения соответствуют реальным возможностям. Если результаты недостижимы, то и смысла переусердствовать не будет;
- Требуется тщательный анализ метрик. Они должны быть четкими и измеримыми, а формула простой.
- Индивидуальный подход к каждому трудящемуся или отделу.
- Выбор грамотного специалиста или аналитика в сфере внедрения КПЭ.
Если игнорировать основные принципы и не наладить отчетность, то вложения на внедрение новой системы окажутся нерезультативными, а точное измерение и контроль невозможным.
Когда нет эффекта
Несмотря на существенные преимущества оценки эффективности деятельности, внедрение KPI не всегда оправдывает себя. В первую очередь это касается небольшой компании, которая начала свою деятельность сравнительно недавно. В таких фирмах коллектив состоит из нескольких групп или даже малого числа работников. Руководство вполне справится с финансовым планированием и целеформированием самостоятельно. Первые шаги к нововведению рекомендуются на этапе расширения, то есть масштабирования. К этому моменту управленческий аппарат полностью сформирован, а все рабочие процессы четко отлажены.
Не подойдет программа для творческих работ. Неординарность мышления, нонконформизм или даже зависимость от посторонних факторов влекут за собой трудности с введением Карт.
Также не рекомендуется вычисление ключевых показателей для системных администраторов, сантехников, электриков. Их задача — в кратчайшие сроки устранить неполадки, а одобрение заявок, ожидание не только окажется нерентабельным, но иногда даже влечет за собой угрозу жизни и здоровью.
Разобравшись, что это такое — система КПЭ, и изучив основные моменты, работодатель может четко определить для себя необходимость введения в производство отчетного анализа. Каждое действие должно быть полезным — только так можно достичь успеха в бизнесе.
KPI: внедрение системы в работу и расчет показателей
KPI (key performance indicators, ключевые показатели эффективности) — это число, которое показывает, насколько оптимизированы рабочие процессы в компании и какова ее производительность в долгосрочной перспективе.
Существуют варварские методы управления бизнесом: уволить сотрудников, чтобы увеличить прибыль; сократить зарплаты, чтобы уменьшить издержки; распределить бюджет на основе симпатии руководителя и так далее. Подобные методы ведения бизнеса ограничивают развитие компании, но продолжают применяться. А все потому, что руководители не видят всю картину деятельности компании.
Все же способы увидеть ваш бизнес с высоты птичьего полета есть, и один из них — это KPI. Мы поговорим о том, как правильно внедрять эти показатели в работу компании и тем самым оптимизировать бизнес-процессы.
Содержание статьи
Что такое KPI?
KPI — это ключевые показатели эффективности, хотя говорить про эффективность в данном случае не совсем корректно: показатель включает и результативность, и эффективность. Поэтому лучше расшифровывать термин как «ключевой показатель результата деятельности».
Простыми словами, KPI отвечает:
- за выставление планки результатов и ее достижение,
- соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов.
KPI всегда неразрывно связаны с целями компании. Результаты, которые вы хотите достигнуть, должны приводить вас к выполнению этих целей.
Зачем нужен KPI?
Показатель демонстрирует общую картину рабочих процессов: оценку эффективности и результативности работы отделов компании, маркетинговых кампаний и инструментов, конкретных сотрудников — чего угодно, что вы хотите рассчитать.
Факторы для расчета показателей должны быть:
- однозначно сформулированными,
- актуальными и достижимыми,
- измеряемыми,
- взятыми за один конкретный промежуток времени.
KPI можно рассчитать по формуле (ее мы приводим ниже). Вот и получается, что в итоге вам становится известно, во-первых, достигнуты ли желаемые результаты, способные в перспективе привести вас к выполнению глобальных целей, и, во-вторых, разумно ли было затрачены ресурсы на получение этих результатов.
На основе полученных данных вы можете строить прогнозы и планировать работу, а после тестового периода гипотез можно проанализировать данные и сравнить старые KPI с новыми, чтобы увидеть динамику работы.
Показателями можно руководствоваться, но они не универсальны, поэтому для каждого бизнеса их надо адаптировать индивидуально, как и результаты.
Как рассчитать KPI?
Формула для расчета KPI достаточно проста :
- факт — реальный показатель;
- база — низкий допустимый показатель;
- норма — средний допустимый показатель;
- индекс KPI — процентное соотношение факта и нормы.
Разберем расчет KPI на примере. Возьмем ключевой показатель «Качество оформления документов».
((10 − 0) / (80 − 0)) × 100 = 12,5% KPI
Получился очень низкий показатель, следовательно, качество оформления документов надо оптимизировать.
Виды и варианты анализа KPI
Прежде всего стоит упомянуть, что KPI — это не тот инструмент, который вы запустите один раз, забудете про него, а он продолжит работать и приносить пользу вечно. Это просто число, уже на основе которого вы можете выдвигать гипотезы по улучшению работы в компании.
Анализ периодов
Вычисление показателей делится на два типа:
- Запаздывающие — анализируете цифры за прошедший период работы, что позволяет прогнозировать достижимые цели следующих периодов. — анализируете цифры в текущем периоде, что позволяет управлять ситуацией: мониторить обстановку и оперативно вносить изменения при необходимости.
Анализ показателей
Рассчитывать данные надо за один взятый период времени, иначе смысла в расчете не будет никакого:
- показатель результата — сколько произвели продукта;
- показатель затрат — сколько было затрачено ресурсов;
- показатель функционирования — оценка работоспособности и исполняемости;
- показатель производительности — соотношение затраченного времени и результата, полученного за это время;
- показатель эффективности — соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов.
Анализ областей работы
KPI еще бывают для конкретных сторон жизни бизнеса, чтобы можно было выбрать определенные отделы и смотреть на их работу в отрыве друг от друга:
- Финансовые показатели: анализ объема реализованной продукции, общего денежного потока от продаж и маржинальной доходности. : количество постоянных клиентов и новых, переменчивость процента положительных отзывов.
- Показатели развития: средний чек и его повышение, количество трафика и его конверсии в реальных клиентов, а также динамика объема обращений.
- Показатели внутренних рабочих процессов: анализ разных отделов и их личных достижений — оборот и выручка, число привлеченных клиентов.
Как внедрять в работу KPI?
Система обязательно будет влиять на работу всей компании, поэтому внедрять ее нужно аккуратно и постепенно.
1. Подготовьте коллектив и систему мотивации
Для успешного внедрения системы KPI нужно обязательно мотивировать сотрудников и привести аргументы по внесению изменений. Человеческий фактор очень важен, он может погубить столь полезную идею на корню: без мотивации работники будут видеть в KPI лишь усложнение рабочего процесса и будут сопротивляться внедрению системы.
Подготовьте отдельно и менеджеров компании, потому что бизнес перейдет на другую систему контроля: надо рассказать все про внедрение и работу новых процессов.
Все сотрудники будут работать эффективнее, если будут видеть в этом смысл и выгоду для себя. Перечислим основные варианты мотивации:
- звание лучшего работника месяца,
- прохождение курсов, покупка литературы для работы за счет компании,
- отправка детей работников в лагерь,
- развлекательные мероприятия,
- увеличение количества выходных,
- корпоративные скидки,
- льготы, страховки.
Предлагайте свои варианты или выбирайте из популярных. Можете создать между сотрудниками или отделами здоровую конкуренцию в игровом формате. Но обязательно замотивируйте работников.
Обязательно расскажите всем сотрудниками о причинах внедрения новой системы в рабочий процесс, а также о бонусах и условиях их получения. Донести информацию можно любым удобным способом: с помощью рассылки, телефонного звонка или общего собрания в зале. А после удостоверьтесь, что каждый вас услышал, например попросив подписать соответствующие документы.
2. Выделите важные показатели
Выделите нужные именно для вашей компании метрики. Проще и эффективнее определить их вместе с начальниками отделов и главным бухгалтером. Смело включайте показатели в работу системы, если четко видна их связь с результатами деятельности. Существует несколько распространенных метрик:
- объем выручки, единиц продукта,
- объем трафика со всех источников,
- конверсия трафика в клиентов,
- динамика среднего чека,
- динамика положительных отзывов.
Если список нужных метрик у вас получился огромным — это хорошо, но не пускайте все пункты в работу сразу. Внедряйте систему KPI постепенно: начните с 5–7 показателей, чтобы не перегружать коллектив и не снижать эффективность работы.
3. Определите метрики для работников
Чтобы оценивать труд сотрудников и вычислять KPI, надо основываться на конкретных данных. Поэтому выделите нужные обязательно численные (то есть измеримые количеством, а не качеством) метрики для объективной оценки. Факторы успешной работы должны быть адекватными и достижимыми, не стремитесь к заоблачным показателям.
Универсальные метрики для оценки работы модели B2B:
- число целевых контактов,
- число новых клиентов,
- конверсия обращений,
- финансовая динамика отдела или работника,
- число постоянных клиентов.
Универсальные метрики для оценки работы модели B2C:
- объем продаж,
- выручка,
- средний чек,
- конверсия заявок.
Смотреть на динамику выделенных метрик надо за один период — неделя, месяц, квартал, год. Выберете подходящий для вашего бизнеса период, ориентируясь на задачи, поток доходов и расходов и на количество данных: хватит ли их для отслеживания недели или лучше увеличить до месяца, чтобы картина была яснее.
4. Внедрите систему KPI в работу
Вот какие должны быть шаги:
- Составьте документы с новыми показателями контроля результата и эффективности деятельности компании.
- Утвердите цели и действия для их достижения, периоды для расчета показателей.
- Отправьте документы всем отделам компании, обсудите тонкости и внесите изменения в план, если потребуется.
Рекомендуем для начала провести тестовое внедрение системы в работу: создайте фокус-группу из нескольких сотрудников, посмотрите на функциональность системы, найдите слабые места и ошибки. После проработайте вычисление KPI и плавно вводите систему в работу: сначала примените ее на одном отделе, потом переключайтесь на другой, когда убедитесь в ее функциональности — подключайте к работе остальные.
Не до конца сформулированная система будет пестрить ошибками, поэтому не бросайте нововведение на всю компанию сразу даже после теста на фокус-группе — вы рискуете завалить сотрудников новой информацией и из-за внезапного прессинга потерять ценных работников. Помните про человеческий фактор, он никуда не девается, поэтому каждый шаг внедрения KPI делайте аккуратно.
5. Показывайте данные и расчеты
Создайте приложение или файл с открытым доступом, где каждый сотрудник в любое время сможет посмотреть ход работы системы KPI.
Можно использовать простую таблицу в Excel для удобства и наглядности. Мы взяли для примера ключевые показатели колл-центра:
- ключевые показатели — критерии для оценки;
- веса — приоритеты деятельности производства, отмечаются от 0 до 1 (или в %). Сумма показателей всех весов должна равняться 1;
- база — нижний допустимый показатель; ниже этого показателя — результата нет;
- норма — средний допустимый показатель;
- цель — показатель, к которому надо стремиться;
- факт — реальный показатель;
- индекс KPI — процентное соотношение факта и цели.
Используйте уже известную вам формулу:
Коэффициент результативности (среднее значение) покажет, как показывает себя в работе колл-центр — по отдельным показателям и в целом.
Без контроля и постепенного введения изменений в работу на основе показателей в KPI не будет никакого смысла — только трата сил, нервов и времени коллектива. Анализируйте показатели вместе с руководителями отделов, бухгалтерами, выдвигайте гипотезы по улучшению и оптимизации работы, тестируйте гипотезы.
С помощью KPI легко увидеть количественные показатели, но невозможно увидеть качественные, поэтому не забывайте про дальнейшие адекватные анализ и размышления. Внедряйте данную систему контроля работы производства грамотно, тогда она будет приносить пользу. Если вы все делали аккуратно и человечно, то сможете определить, что приносит пользу, а что только тратит время и бюджет компании.
KPI что это такое простыми словами и для чего требуется
Key Performance Indicators, они же KPI (по-русски читается как «ки-пи-ай», хоть это и не вполне правильное произношение) сейчас вводят почти все компании — это позволяет им контролировать работу сотрудников. Но всё равно непонятно, как они это делают и справедливая ли это система. KPI — что это такое (простыми словами), давайте подробнее разберем в этой статье.
Содержание статьи:
KPI что это такое простыми словами
Ключевые показатели эффективности (иногда их называют не показателями, а параметрами), они же KPI или КПЭ — это показатели результативности и эффективности работы сотрудников и целых отделов, выраженная в цифрах.
Руководство любого предприятия ставит перед подчинёнными некие задачи, и то, насколько эти задачи оказались выполнены к определённой дате (например, последнему числу месяца), и есть КПЭ.
Благодаря KPI руководители могут:
- объективно оценивать результаты работы линейных сотрудников;
- распределять премиальные выплаты не поровну, а справедливо — согласно фактическим затратам времени и сил, вкладу в общее дело;
- создавать более точные и эффективные инструкции, рабочие регламенты;
- видеть слабые стороны работников, устранять пробелы в их знаниях и навыках;
- планировать, на какой уровень и за какой срок может подняться бизнес, если квалификация персонала останется неизменной.
КПЭ — это, грубо говоря, расчёт производительности труда (КПД), только по нескольким критериям, которые должны соблюдаться одновременно.
Для каждого специалиста KPI рассчитывается индивидуально:
- для продажника — личная конверсия, средний чек, абсолютное количество презентаций и сделок;
- для офис-менеджера — количество и качество обработанной корреспонденции, состояние офиса;
- для менеджера по закупкам — отсутствие претензий по обеспечению со стороны сотрудников, скорость работы, корректность подсчёта бюджета;
- для юриста — количество выигранных дел;
- для оператора колл-центра — среднее время обработки звонка, результаты выборочной прослушки для оценки качества обслуживания, минимальное количество повторных обращений для решения одного и того же вопроса;
- для маркетолога — максимальное количество привлечённых лидов, эффективность рекламных нововведений;
- для монтажника по подключению — число выходов к заказчикам, отсутствие жалоб, количество положительных отзывов от клиентов и так далее.
По желанию руководителя в личные KPI могут быть включены и универсальные параметры. Это могут быть количество опозданий за месяц (если их нет, сотруднику присваивается высший балл), число переработок (например, если один менеджер заменяет другого на время болезни в свой выходной), выполнение дополнительных функций.
Что такое KPI в продажах
Ключевые показатели эффективности могут преследовать как краткосрочные, так и долгосрочные цели. К долгосрочным может относиться, к примеру, увеличение годового оборота, а к краткосрочным — повышение качества работы менеджеров.
Чтобы понимать, что такое KPI в продажах, нужно увидеть, какие именно показатели помогут в работе.
Возможных параметров множество, но внедрять все их сразу вовсе не обязательно: так проще запутаться и потратить необоснованно много времени на оценку признаков, не влияющих напрямую на эффективность именно в вашей сфере.
KPI подразделяются на основные (результативные) и предупреждающие (текущие). Первые говорят об успешности развития компании в целом:
- количестве завершённых сделок;
- тенденции к увеличению годового оборота, дохода;
- средней сумме сделки;
- количестве новых и удержанных компанией клиентов.
Предупреждающие показатели — это эффективность каждого отдела продаж и каждого менеджера в отдельности. Он показывают:
- с какой скоростью менеджеры обрабатывают лиды;
- сколько лидов выходит на сделку и какова её средняя сумма;
- сколько звонков совершает менеджер за день, сколько из обзвоненных проявляют интерес к продукту.
Главное, что демонстрируют предупреждающие показатели, — длительность воронки продаж и её эффективность, то есть количество завершённых воронок.
Если воронка стабильно прерывается на каком-то этапе, можно проследить, что именно менеджер делает не так, и провести с ним дополнительное обучение, чтобы он мог работать лучше.
Разберем пример
Представим, что конверсия из посетителей сайта в лиды (то есть в потенциально заинтересованных клиентов, давших какую-либо обратную связь на маркетинговые действия, — например, оставивших на сайте заявку на перезвон) — высокая, но сделок тем не менее заключается мало. Проследим действия менеджера по продажам с момента получения заявки до момента возможной сделки:
- менеджер перезванивает клиенту;
- проводит анкетирование, консультирует, при необходимости высылает коммерческое предложение;
- если нужно, выезжает к клиенту для презентации продукции;
- получает заявку на услугу или перезванивает повторно для заключения сделки.
Если исследовать параметры каждого этапа, можно выявить недочёты в работе менеджера. Например, презентаций проведено много, а количество купивших продукт — невысокое, то есть проблема с конверсией появляется в момент, когда менеджер демонстрирует продукт.
В этом случае имеет смысл руководителю отдела продаж выехать с менеджером к клиенту и посмотреть, что он делает не так и в какой момент клиент отказывается от покупки продукта или услуги.
Скорее всего, проблема будет решена без тотального исследования работы менеджера, ведь не придётся тратить лишних сил и времени на отслеживание и проверку всей воронки продаж.
Бывает, что на разных этапах с момента оформления заявки на сайте или другого проявления заинтересованности клиента ведёт не один, а несколько менеджеров (чаще всего в крупных компаниях). Особенно обидно в этом случае, когда из-за некомпетентности сотрудника, проводящего презентации или занимающегося подготовкой договора, страдают те, кто работал с клиентом до них (ведь их доход тоже зависит от количества закрытых сделок). Здесь оценка показателей эффективности тоже необходима — чтобы понять, в каком месте прерывается цепочка.
Для чего нужен KPI в продажах
Арт Башлыков – автор блога
Привет. Я тут записал небольшой курс про то, как я создаю свои проекты с нуля, продвигаю их и зарабатываю. Будешь участвовать?
Благодаря показателям эффективности руководитель может наблюдать, насколько хорошо выполняется план по продажам. Полезно взять несколько главных показателей и оценивать их состояние один или два раза в неделю. Это поможет увидеть, меняется ли эффективность работы продажников.
Главными показателями могут быть:
- конверсия из посетителей сайта или лендинга в лиды (оценивается удобство сайта для людей, его привлекательность, качество его работы);
- количество совершённых каждым менеджером звонков;
- количество отправленных каждым менеджером коммерческих предложений и число ответов на них со стороны клиентов;
- общая сумма сделок, закрытых каждым менеджером и всем отделом (например, за неделю).
Особенно важен такой параметр, как средний чек сделки. Дело в том, что на одну и ту же сумму можно продать и 50 кнопочных телефонов, в народе известных как бабушкофоны, и один смартфон с бриллиантовой инкрустацией.
В первом случае конверсия будет в 50 раз выше, чем во втором, однако это несправедливо по отношению к менеджеру, который вывел клиента на дорогостоящую покупку.
Благодаря контролю над средним чеком можно избежать этой несправедливости и таким образом продемонстрировать свою лояльность к сотруднику — а, как известно, работник, который уверен, что его ценят, трудится лучше.
Есть ещё один важный показатель, о котором иногда забывают, — количество дополнительных продаж. Порой они кажутся мелкими и незначительными, но менеджеры, которые не пренебрегают ими, могут в месяц продать дополнительных товаров и услуг на сумму ещё одной крупной сделки, поэтому стоит обращать внимание на количество проданных одному и тому же клиенту за один раз позиций.
Внедрение KPI удобно тем, что помогает оценивать не только количественные параметры, но и качество обслуживания клиентов. Этим система KPI выгодно отличается от старого варианта «оклад плюс процент от продаж», потому что продажа, несмотря на то, что состоялась, может быть некачественной.
Разберем пример
В компании работают два менеджера. Продукт недорогой (скажем, подключение домашнего интернета), поэтому количество клиентов, согласившихся на сделку, довольно большое.
Менеджер «А» продал за месяц подключений на 50000 рублей, а менеджер «Б» — всего на 16000. Зато у менеджера «А» большой процент отказов от заявок и неоплат после подключения, потому что он спешил, обещал клиентам слишком многое, был излишне напористым при беседе.
Менеджер «Б» же был внимателен, объяснял условия так, чтобы клиент всё понял, поэтому у абонентов, подключённых с его помощью, впоследствии было меньше претензий и отключений.
Можно сделать вывод, что качество работы первого менеджера ниже, чем второго, несмотря на кажущуются более высокую эффективность. Это не отразилось бы на оценке их работы и на их зарплате, если бы КПЭ не были внедрены. Таким образом, они помогают экономить средства компании, поощряя работников только за реальные достижения. Поэтому, если о говорить о том, что такое KPI, простыми словами, — это система, которая однозначно оптимизирует оплату труда.
Как рассчитывать KPI по шагам
Для расчёта KPI сейчас чаще всего используются CRM-системы (аббревиатура расшифровывается как Customer Relationship Management), в которые менеджер может внести данные сразу после общения с лидом или клиентом, — это избавляет от заполнения лишних отчётов и документов (отчёт можно выгрузить прямо из CRM). Таким образом, у сотрудника остаётся больше времени на выполнение своих прямых обязанностей, а вероятность потери важной информации становится ниже.
Сейчас много CRM, с помощью которых можно рассчитывать KPI сотрудников. Вот некоторые из них:
- Megaplan;
- Salesap;
- Bitrix24;
- RegionSoft;
- OneBox;
- amoCRM и другие.
Большинство из них — платные, но есть и варианты с бесплатным функционалом (например, Bitrix и Megaplan).
В небольших компаниях внедрять CRM может быть на первых порах невыгодно. В этом случае можно вести подсчёты в таблице Excel или Google. Есть и промежуточный вариант — частичное внедрение CRM только для того отдела, работа с которым требует максимальной автоматизации. Это может быть, к примеру, колл-центр компании — в нём работает максимальное число сотрудников, а параметров, по которым оценивается их работа, довольно много.
Основные правила расчёта:
- ключевых показателей не должно быть много (оптимально 4–7 позиций);
- все они должны быть величинами, измеримыми в цифрах.
Для продажника это может быть оценка согласно проценту выполнения плана, для сотрудника, консультирующего уже действующих клиентов по продукту (например, работника службы технической поддержки пользователей), — ряд оценок качества консультаций.
Пример расчёта KPI
Представим, что менеджер по продажам Виталий Н. имеет оклад 20000 рублей. Остальное в его зарплате — переменная часть: 3% с каждой продажи и дополнительная премия по показателям эффективности. Способ расчёта может быть простым (20000 — сумма оклада — принимается за единицу):
Индекс KPI (выполненный процент от плана) | Премиальный коэффициент |
менее 70 % | нет премии |
71–75 % | 0,5 |
76–80 % | 0,6 |
81–85 % | 0,7 |
86–90 % | 0,8 |
91–95 % | 0,9 |
96–100 % | 1 |
101 % и более | 1,2 |
Таким образом, при выполнении плана продаж на 82 % Виталий получит 34000 + процент от продаж, а при перевыполнении его свыше 100 % — 44000 + процент.
Есть и другая схема, согласно которой фиксированный бонус не начисляется, но процент от каждой продажи будет выше, если выше будет выполненный процент от плана:
Индекс KPI (выполненный процент от плана) | Стоимость одной заявки для Виталия |
70 % и менее | 1 % |
71–85 % | 2 % |
86–95 % | 3 % |
95 % и выше | 4 % |
В этом случае учитываться может как общий план отдела, так и план по личным продажам. Возможно совмещение двух этих схем — так, чтобы работники были замотивированы не только соперничать, но и сотрудничать.
Можно оценивать работу Виталия и по большему количеству параметров, выражая их в балльной системе:
Показатель и норма | 80 % от плана | 100 % от плана |
600 результативных звонков лидам в месяц | 5 баллов | 7 баллов |
10 % назначенных встреч | 7 баллов | 10 баллов |
50 % заключённых договоров (от встреч) | 10 баллов | 15 баллов |
75 % дополнительных продаж | 7 баллов | 10 баллов |
75 % возврата клиентов | 10 баллов | 15 баллов |
Если будет выбрана такая система личного поощрения, то начисляемая премия будет зависеть от количества заработанных за месяц Виталием Н. баллов — следовательно, от конверсии на каждом из этапов ведения клиента.
В заключение
KPI — что это такое: простыми словами — формула, помогающая оценить, насколько эффективно работает компания, от рядового сотрудника до руководителя.
Первоначально внедрение ключевых показателей эффективности может показаться сложным и не очень нужным в сравнении с обычной системой премирования сотрудников.
Однако, если разобраться и выработать параметры, которые необходимы для качественной работы именно вашей организации, можно сделать качество обслуживания выше, а оценку работы менеджеров — более удобной и прозрачной.
Кроме того, введение KPI сэкономит компании деньги, потому что ситуация станет более справедливой: вы будете поощрять материально исключительно тех, кто вкладывается в ваш бизнес и приносит ему больший доход.
На этом все. Если эта статья оказалась для вас полезной — поделитесь ей в соц сетях. Ну, а если вам есть что добавить или остались вопросы — пишите в комментарии.
Что такое KPI простыми словами
Если ваш проект активно разрастается и рабочих единиц становится все больше, то бизнес представляется как огромный муравейник, где за каждым звеном уследить физически невозможно.
Приходится прибегать к анализу – система расчета KPI даст вам четкие рекомендации, кому повысить зарплату, а кого – уволить. Анализ деятельности и продуктивности сотрудников упростит достижение тактических и стратегических целей, без которых невозможно правильно управлять бизнес-процессами.
Что такое «ключевые показатели эффективности»
Ключевые показатели эффективности (KPI) – это методика, разработанная для оценки производительности организации, отдельно взятых ее частей или даже одного сотрудника за заданный период. То есть это индикатор фактически достигнутых результатов, измеряемый количественно.
Расшифровка аббревиатуры KPI (Key Performance Indicator) обозначает «ключевой показатель деятельности». Эта измеримая величина показывает, насколько эффективно достигаются цели. Она может быть:
- низкого уровня – оценивать конкретные отделы и процессы, например поддержку или продажи;
- высокого уровня – оценивать общую эффективность бизнес-деятельности.
Иногда термин KPI используют в качестве обозначения плана или процента выполнения по определенной метрике. Рассчитать показатель можно и для всего подразделения, и для руководителя или одного из сотрудников.
Для чего рассчитывается KPI
Маркер эффективности и производительности показывает, какой результат принесли вложенные усилия и насколько они окупились.
С помощью системы KPI можно:
- повысить уровень мотивации персонала, показать достижимость целей наглядно;
- упростить планирование работ, темпов и объемов продаж;
- объективно и честно оценивать результаты работы, чтобы награждать особо отличившихся сотрудников (и увольнять «слабых» членов коллектива, не приносящих пользы).
Как правило, анализ продуктивности на основе личных наблюдений руководителя не позволяет справедливо и полноценно оценивать сотрудников. KPI же дает полную картину, точно определяя производительность, эффективность и результативность процессов. Благодаря этой системе:
- общая стратегия развития бренда становится неразделима с показателями сотрудников;
- персонал, ведущий отчетность, быстрее осознает ответственность за результаты своей деятельности;
- повышение квалификации работников и расширение штата становятся обязательными задачами при активном росте производительности фирмы;
- растут показатели производства (как следствие слаженных действий и партнерских отношений в коллективе).
Еще одно достоинство анализа каждой трудовой единицы – это возможность создать прозрачную и четкую программу поощрений. Лишение премии, похвала, увольнение или повышение – все зависит от работника. А данные, проверенные и зафиксированные, защитят от несправедливого решения начальства.
Виды KPI
Изначально такая система оценивания использовалась только в сфере торговли. Там не нужны сложные расчеты, продажи фиксируются количественно, подсчеты вести достаточно просто. Сейчас же эта система контроля применяется практически повсеместно.
KPI, ключевые показатели эффективности, условно делят на два типа:
- опережающие – помогают проектировать будущий прогресс;
- запаздывающие – используются для анализа текущего положения, основанного на уже полученных результатах за конкретный промежуток времени.
А вот вариаций анализа несколько – далее рассмотрим самые важные параметры.
Мы берем две группы показателей. Группа относительных соотносится между собой и с другими показателями: затратами времени, общими величинами, показателями прошлых недель и месяцев. Например: доля чистой прибыли, полученная от продажи канцелярских товаров конкретного вида (в процентах); относительный рост чистой прибыли за июль по сравнению с июнем; рентабельность продаж.
Группа абсолютных не сравнивается ни с чем и существует «самостоятельно». Например: чистая прибыль, полученная за продажу канцелярских товаров (в тыс. руб.) или чистая прибыль предприятия за июль.
Относительные показатели обычно выражаются в процентах и долях, абсолютные – в числах.
Значимую информацию о вашем бизнесе несут абстрактные показатели – хоть их и нельзя пощупать, покрутить в руках или поставить на стол. К таковым относится, например, процент вовлеченности или конверсия покупателя.
А можно использовать в статистике и материальные объекты – количество сотрудников, проданных карандашей или доставленных посылок.
Эти два вида используются для противоположных друг другу задач: для контроля отставания и прогнозирования.
С помощью отстающих показателей KPI мы можем узнать, насколько сильно отстает факт от плана, чем упростим работу менеджерам.
Опережающие показатели помогут увидеть, насколько достижимы наши цели и куда мы вообще двигаемся.
Некоторые показатели легко объединяются в кластеры и группы, другие – могут определяться только как категории. Количественные показатели легко измеряются в числах, качественные требуют выставления балльных оценок или субъективных суждений «хорошо», «плохо», «очень плохо» и подобных им.
Количественные показатели – всегда объективны, качественные – субъективны. Поэтому первые измеряются метрической шкалой, а вторые – порядковой и номинальной.
Универсальных показателей эффективности не существует! Метрики всегда подбираются индивидуально, учитывая оперативные процессы и специфику деятельности.
Как определить KPI
Определение ключевых показателей – процесс непростой. По сравнению с бизнес-метриками, значения KPI отражают целевое, а не текущее состояние и более критичны. Каждый из показателей непрерывно связан с конкретным бизнес-результатом.
Чтобы начать, давайте ответим на несколько вопросов:
- Каких результатов вы ожидаете?
- Почему они имеют значение?
- Можете ли вы на них повлиять?
- Если не вы, то кто ответственен за результат?
- Как вы узнаете, что они достигнуты?
- Как и насколько часто вы собираетесь оценивать прогресс?
Придумаем цель: пусть это будет «увеличение количества выпущенных автомобилей за май». Тогда получим такие ответы:
- втрое увеличить количество авто, выпущенных заводом за месяц (с 50 до 150 штук);
- повысить узнаваемость предприятия и его доход;
- нанять новых специалистов, придумать систему мотивации для уже работающего персонала;
- фиксировать прогресс будем раз в неделю.
Теперь перейдем к работе с матрицей. В нее вносим 5 маркеров:
- цель – превышающее норму значение, к которому мы стремимся;
- факт – результаты проделанной работы;
- норма – плановые результаты, одинаковые для всего персонала;
- база – базовый уровень, минимально допустимый результат (при недостижении базы результат работы персонала равен нулю);
- вес – процентный или числовой интервал с максимальным значением 1, определяющий значимость индикатора для фирмы.
Коэффициент результативности, или же индекс KPI, находим на основе этих показателей. Для этого разницу факта и базы делим на разницу нормы и базы, а затем умножаем на сто процентов. Полученный результат превышает 100%? Это значит, что ожидания от сотрудника оправданы. Чем ниже показатель, тем хуже человек выполняет свои задачи и обязанности.
Вернемся к машинам. Допустим, на заводе за месяц выпустили 175 автомобилей, база – 50 автомобилей, а норма – 150. Тогда расчеты получаются такими: ((175 – 50) / (175-150)) х 100% = 500%. Это больше, чем 100%, а значит – сотрудники завода с планом справились и даже его опередили.
Как разработать и внедрить KPI
Начнем с рассмотрения стратегических задач. Взяв их за основу, можно определить нормы и начать работу с сотрудниками – то есть внедрение системы ключевых показателей всегда происходит «сверху вниз».
Начальство должно позаботиться об:
- интегрировании отчетов и систем оценок, повышающих уровень ответственности сотрудников;
- расширении полномочий, повышении квалификации персонала и расстановке акцентов по важным для бизнеса направлениям;
- формировании партнерских отношений, здоровой и дружелюбной атмосферы в коллективе.
Учитывая мнения специалистов и руководителей, а также непрестанно общаясь с подчиненными, вы постепенно пройдете все 6 шагов внедрения KPI:
- Создать матрицу KPI.
- Придумать систему мотивации для подчиненных.
- Обсудить с персоналом нововведения, объяснить их необходимость и пользу.
- Проанализировать и пересмотреть подход к контролю работы сотрудников.
- Рассчитать и зафиксировать нормативные показатели.
- Протестировать выбранную стратегию на фокус-группе.
Начнем с постановки конкретной цели. Она должна иметь реальную пользу для вашей организации. Опираясь на ценности своей компании, придумайте систему мотивации – например, каждый месяц выплачивайте надбавку сотрудникам, которые достигли плановых KPI или перевыполнили план. Тогда KPI станет не системой наказания, а стимулом к выходу на новую стадию роста, повышению и увеличению дохода.
Теперь нужно правильно преподнести KPI своей команде. Сотрудники должны понимать контекст: как, зачем, каким образом вы измеряете показатели. Иначе они превратятся в бездушные символы на экране или бумаге, непонятные для работников. Ведите с ними диалог, обсудите точки роста стратегии и ее слабые места. Так вы сможете скорректировать конечные KPI и «подогнать» их под себя.
Не забывайте перепроверять показатели с каким-нибудь определенным интервалом: раз в неделю, месяц, квартал. Меняйте их, если чувствуете и видите, что эффективность снизилась.
Правила и примеры расчета KPI
В интернете достаточно программ, которые выполняют все математические операции в автоматическом режиме. Попробуем поработать с имеющимися сведениями самостоятельно, ведь такое ПО не всегда подходит для специфичных KPI.
Вы можете использовать разные индикаторы в зависимости от направления своей деятельности:
- в управлении персоналом – причина и число увольнений, вовлеченность в рабочий процесс, стоимость отсутствия человека на рабочем месте, текучесть кадров;
- в торговле – снижение риска ущерба, перечень товаров и услуг, объем продаваемой продукции;
- в интернет-маркетинге – кликабельность, посещаемость сайта, захват приоритетной позиции в выдаче, стоимость лида и посетителя;
- в продажах – возврат утраченных клиентов, трафик потенциальных покупателей, количество заказов и их средняя стоимость, удержание постоянных посетителей.
Как правило, направление задают не более 10 пунктов, хотя количество индикаторов может быть различным. Чтобы внешне охарактеризовать деятельность фирмы, результаты суммируются для получения общего итога.
Сами индикаторы могут быть достаточно необычными.
- Количество задач на сотрудника – показывает, сколько задач человек выполняет за день, неделю, месяц или год.
- Время эксплуатации технических средств – отображает, насколько эффективно используется оборудование.
- Доля объема работ на сотрудника – подходит для оценки продуктивности конкретных специалистов, выполняющих однотипную работу вместе с другими.
- Скорость реализации задачи – применяется для оценки эффективности выполнения работы (например уборки помещения, сборки одной единицы техники, установки пломбы в поврежденный зуб).
Пробуйте разные показатели, анализируйте полученные результаты и меняйте стандартные схемы под «себя».
Итак, вручную рассчитаем KPI сотрудников автомобильного завода из цеха №43. За год работники успешно собрали 917 автомобилей. Плановое значение KPI – 850 транспортных средств. Соответственно, конечный показатель выше нормы на 7,8%. Каждый из сотрудников получает надбавку за перевыполнение плана.
А теперь представим, что у того же цеха №43 есть дополнительная задача – выполнить сборку минимум 155 автомобилей с полным приводом. Специалисты не справились с задачей и к концу года собрали всего 143 изделия. Делим 143 на 155 и умножаем на 100%. Получается, план выполнен примерно на 92,26%.
Для вычисления общего KPI складываем полученные значения и делим их на количество задач, поставленных руководством завода. Получаем (108+92)/2 = 100%. Работа сотрудников продуктивна, и они заслуживают денежного вознаграждения.
Плюсы и минусы системы KPI
Главный плюс KPI – это, конечно, точность мониторинга. Среди других преимуществ внедрения такой системы оценивания:
- прозрачность контроля распределения денежной массы;
- упрощение коррекции любых процессов, влияющих на бизнес;
- быстрая фиксация и ликвидация сомнительных или проблемных решений;
- повышение эффективности стратегий и планов развития.
Без минусов не обошлось, хотя их можно практически полностью нивелировать при грамотном введении системы. Среди самых значимых недостатков:
- невозможность точно отследить качественные показатели;
- трудности при адаптации системы под конкретную компанию;
- стандартизация процессов, повышение индивидуализма персонала;
- дополнительные траты и расходы.
Если внедрение KPI себя не оправдало и вы не увидели результатов – факторов может быть несколько.
Во-первых, такой метод оценивания не подходит целому списку профессий: сантехникам, врачам скорой помощи, системным администраторам, «людям искусства» и многим другим. Он не позволит качественно анализировать деятельность перечисленных специалистов по ряду причин.
Во-вторых, целеформирование и финансовое планирование легко осуществляются руководством самостоятельно, если компания открылась недавно и штат пока небольшой. Применять нововведение лучше во время масштабирования, расширения фирмы. В этот момент вы отладите рабочие процессы и сформируете управленческий аппарат.
Нередки случаи, когда трудящийся персонал не понимает, «чего от него хотят». В таких случаях снижается производительность, сотрудники начинают массово увольняться.
Проблемы, с которыми вы можете столкнуться
Грубейшая ошибка – не объяснить персоналу принцип работы системы, а поставить его «перед фактом».
Следуя нескольким правилам, можно избежать возможных конфликтов и проблем с KPI:
- Если вы не можете справиться с внедрением системы самостоятельно – найдите грамотного специалиста.
- Каждый отдел, каждый сотрудник, каждая цель требует персонального подхода.
- Залог удобства анализа метрик – простые формулы, измеримые и четкие показатели.
- Не ставьте недостижимых целевых значений, результаты должны соответствовать возможностям компании и ее сотрудников.
- Для стимуляции персонала выплачивайте надбавки, их размер должен расти пропорционально результативности работы.
Учитывайте, что без затрат на техобслуживание и разработку индивидуальной программы обойтись не получится.
Внедрение KPI не может стать «волшебной таблеткой» для быстрого улучшения работы всей компании или ее отдела. Зато при серьезном и взвешенном подходе правильный анализ улучшит работу исполнителей, повысит продажи и действительно принесет результат.
Что такое KPI простыми словами, как рассчитать ключевые показатели эффективности
KPI (Key Performance Indicators), или ключевые показатели эффективности — это числовые выраженные в абсолютных или относительных (процентных) значениях показатели для измерения результативности и эффективности предпринятых действий.
Эффективность отражает соотношение расходов с результатами, а результативность — степень достижения намеченных целей.
Выделяют четыре большие группы KPI:
- По результату . Показывают то, что получилось по завершению выполнения той или иной задачи. Например, возврат инвестиций.
- По затратам . Показывают расходы на достижение задач. Например, цена лида.
- По производительности . Отражают, как соотносятся денежные или временные затраты и полученный результат. Например, пожизненная ценность клиента.
- По эффективности . Показывают соотношение показателей. Например, расходы на SEO к количеству лидов с сайта.
KPI нужны для того, чтобы выявить сильные и слабые места и принять решение о том, как сделать определенные процессы лучше, определить цели для людей и организаций и наиболее эффективные пути их достижения.
- Теперь Вы можете читать последние новости из мира интернет-маркетинга в мессенджере Telegram на своём мобильном телефоне.
- Для этого вам необходимо подписаться на наш канал.
Основные KPI и как их рассчитать
CTR (Click-through rate)
Показатель кликабельности текстовых, графических и текстово-графических рекламных объявлений. Показывает в процентах отношение числа кликов по объявлениям к числу показов.
Как рассчитать CTR
CTR = (Количество кликов ÷ Количество показов) × 100 %
Пример расчета CTR
Начальник хвалил Дмитрия перед всем рекламным отделом и угостил его пивом после работы, потому что только в его рекламной кампании удалось добиться такого показателя:
CTR = (800 ÷ 1 200) × 100 % = 66 %
CR (Conversion Rate)
Показатель отражает соотношение числа визитов, в финале которых пользователи совершили целевое действие (зарегистрировались, подписались на рассылку, купили товар), к их общему числу. Благодаря ему можно узнать, насколько хорошо работает сайт в целом и определенный канал привлечения трафика — в частности.
Как рассчитать CR
CR = (Количество целевых действий ÷ Количество посещений сайта) × 100 %
Пример расчета CR
Варвара поняла, что все вышло грустно и обычно, когда при 500 посещениях ее швейного интернет-магазина было совершено всего лишь 10 покупок:
CR = (10 ÷ 500) × 100 % = 2 %
CPC (Cost Per Click)
Показатель отношения числа расходов на рекламную кампанию (таргетированную, контекстную и т. д.) к количеству кликов. Также используется для аналитики статей с внешних площадок с платным размещением.
Как рассчитать CPC
CPC = Расходы на рекламную кампанию ÷ Количество кликов
Пример расчета CPC
Агентство «Усы, лапы и хвост» изучило документы по РК в июне 21-го года и увидело, что на рекламную кампанию клиента (производителя мультитулов) они потратили 25 000 рублей, а по рекламным объявлениям перешли 120 человек:
CPC = 25 000 ÷ 120 = 208 рублей
AOV (Average Order Value)
Средний чек заказа, показывающий отношение полученной прибыли к количеству совершенных заказов. AOV нужен, чтобы сравнить показатели исследуемого периода с предыдущими.
Как рассчитать AOV
AOV = Доход ÷ Количество заказов
Пример расчета AOV
Андрей продал сипл-димплов в мае на 75 000 рублей, получив примерно 500 заказов от мам и пап вожделеющих игрушку детей:
AOV = 75 000 ÷ 500 = 150 рублей
CPO (Cost Per Order)
Цена заказа. Отображает затраты на привлечение одного клиента, отношение расходов к количеству заказов.
Как рассчитать CPO
CPO = Расходы ÷ Количество заказов
Пример расчета CPO
Павел схватился за голову: он потратил 30 000 рублей на краски, кисти и холсты и получил всего лишь два заказа на свои картины:
CPO = 30 000 ÷ 2 = 15 000 рублей
BR (Bounce Rate)
Показатель отказов. Отражает число пользователей, покинувших сайт после просмотра одной страницы. Если он очень высокий (более 40 %), стоит пересмотреть дизайн, навигацию и юзабилити веб-ресурса.
Как рассчитать BR
BR = (Количество отказов ÷ Количество посещений сайта) × 100 %
Пример расчета BR
Максим проанализировал статистику сайта и увидел, что в июле было 45 отказов и 190 посещений сайта:
BR = (45 ÷ 190) × 100 % = 23 %
ROI (Return Of Investments)
Основной KPI — показатель окупаемости инвестиций, который используется всеми маркетологами без исключения. Отражает отношение дохода к вложенным средствам.
Как рассчитать ROI
ROI = (Доход ÷ Инвестиции) × 100 %
Пример расчета ROI
За лето Олег заработал на дизайне 180 000 рублей, вложив в покупку нового компьютера 60 000 рублей:
ROI = (180 000 ÷ 60 000) × 100 % = 300 %
ROMI (Return Of Marketing Investment)
Похож на ROI, с той лишь разницей, что отражает возврат всех маркетинговых вложений. В расчет принимаются только расходы на маркетинговые мероприятия (рекламу, POS-материалы, канцелярские принадлежности, баннерная продукция и т .п.).
Как рассчитать ROMI
ROMI = (Прибыль-Расходы на маркетинг) ÷ Расходы на маркетинг × 100 %
Пример расчета ROMI
В августе 2022 года вы получили 60 000 рублей за продажу картриджей для принтеров, при этом затратили на маркетинг 10 000 рублей:
ROMI = (60 000-10 000) ÷ 10 000 × 100 % =500 %
CPL (Cost Per Lead)
Показатель стоимости лида — пользователя, совершившего одно из целевых действий. Показывает отношение затрат на маркетинг активность к количеству лидов.
Как рассчитать CPL
CPL = Затраты на маркетинг ÷ Количество лидов
Пример расчета CPL
Ваши затраты на маркетинг в сентябре составили 500 000 рублей. За это время удалось привлечь 50 лидов на сайт:
CPL = 500 000 ÷ 50 = 10 000 рублей
- Никаких абстрактных показателей эффективности SEO.
- Оплата продвижения только за совершенные целевые действия: заявки, звонки, оформление заказа, регистрация.
LTV (LifeTime Value)
Доходы, полученные от одного и того же клиента за все время работы с ним. Показатель служит для оправдания вложений в клиента (привлечение, удержание и возврат). Здесь я привожу одну из формул расчета этого показателя.
Как рассчитать LTV
LTV = Доход за конкретный период ÷ Все клиенты за этот период
Пример расчета LTV
За месяц вы заработали 250 000 рублей, а клиентами стали 130 человек:
LTV = 250 000 ÷ 130 =1 923 рубля
Преимущества и недостатки системы KPI
Ключевые показатели эффективности никто бы не стал внедрять, если бы у них не было целого ряда преимуществ:
- Построение системы адекватной оценки труда специалистов. Так можно понять, кто выполняет и перевыполняет план, а кто просто тратит свое и чужое время зря.
- Возможность увидеть свои ошибки и исправить их. Если грамотно поставленного KPI не удается достичь, дело в человеке, отделе или всей организации. Если оперативно выявить ошибки и недочеты, проанализировать и устранить их, шанс достичь KPI и улучшить свою работу многократно вырастет.
- Контроль эффективности сотрудников со стороны организации и самоконтроль специалистов. Любой, кто хочет понимать, для чего он работает, захочет знать, чего и в каких объемах ему удалось добиться.
- Прогноз лидогенерации, выполненных работ, расходов и доходов. Поскольку все это — числовые показатели, их можно прогнозировать, отслеживать и делать фактические замеры.
- Мотивация и дисциплина. KPI укладываются в парадигму того, что люди могут, хотят и должны достигать. Только так идет личностный и профессиональный рост.
При всех этих преимуществах считать KPI волшебной таблеткой от всех проблем, как минимум, опрометчиво. У внедрения KPI есть и недостатки.
- Внедрение влечет за собой построение системы отчетности и мониторинг выполнения KPI. Мало того, нельзя сразу и навсегда внедрить систему ключевых показателей: что-то придется менять, что-то — убирать вовсе. Оптимально будет внедрять KPI не пакетом, а пошагово.
- Саботаж KPI со стороны сотрудников. Если не объяснить людям, зачем нужно оценивать их работу по каким-то там «индикаторам эффективности», они будет легкомысленно к этому относиться или же вовсе — примут в штыки. KPI делается не на потеху руководства, а для того, чтобы компания и люди росли в своей сфере, получали больше денег, тратили меньше сил и средств.
- Интерпретация показателей в свою пользу. Вы увидели, что KPI рассчитываются по формулам, а значит, если указывать неверные значения в них, результаты будут ложными. В итоге организация или отдельные люди просто выберут не тот курс, впустую потратят бюджеты с минимумом выхлопа. Вывод простой — следить не только за выполнением показателей, но и их правильным подсчетом. А это тоже затраты времени и сил.
- Изначальная постановка неверных KPI. Если руководитель или клиент неадекватно оценивают действительность, они могут ставить показатели, которые в заданных условиях очень сложно или просто невозможно достичь. В итоге все превращается в гонки за призрачной наградой, профессиональное выгорание и конфликты.
Заключение
Внедрение KPI, как и любой другой инструмент маркетинга, нельзя считать волшебной пилюлей, которую примешь, а завтра маркетинговые бюджеты и доходы будут измеряться в шестизначных суммах. Без аналитики и корректировки вы получите только мешанину из цифр.
Что такое KPI и как его рассчитать
Бизнес-процессы нестабильны: в одном месяце прибыль превысила ожидания, а в другом — с трудом удалось не уйти «в минус». Чтобы бизнес развивался, нужно отслеживать динамику факторов, влияющих на продажи. Один из них — качество работы коллектива. Для того чтобы найти слабое место и распределить ответственность за результат между сотрудниками, руководители используют систему KPI. В статье расскажем, что такое KPI и какому бизнесу это нужно.
Что такое KPI
Key Performance Indicator (KPI) или ключевой показатель эффективности (КПЭ) — это показатель, который помогает определить продуктивность работы компании. KPI часто устанавливают, чтобы оценить работу сотрудников на разных уровнях: для конкретного сотрудника, отдела или подразделения.
Часто под KPI понимают план. Например, для менеджера по продажам это будет сумма закрытых сделок, для таргетолога — количество целевых кликов, а для рекрутера — время на подбор кандидата, затраты и текучка на испытательном сроке.
Показатель используют в разных сферах: от торговли до строительства.
Для чего используется
Оценка работы и мотивация сотрудников. Показатель помогает определить, справляются ли сотрудники с поставленными задачами, а система мотивации становится более четкой и прозрачной. Если команда выполнила план, то можно выписывать премии и другие вознаграждения. Сотрудники понимают, что им нужно сделать, чтобы заработать больше — это мотивирует на новые достижения.
Планирование и контроль. Ключевые показатели помогают анализировать результат работы компании за конкретный период и соотносить его с затратами. Эти данные можно использовать для текущего и стратегического планирования.
Виды KPI
Есть много разных видов KPI: какие использовать зависит от того, какой параметр нужно оценить и измерить. Универсальных показателей нет: в разных сферах бизнеса — свои метрики. Вы устанавливаете цели по каждому из показателей и контролируете результаты.
КПЭ-метрики делят на:
запаздывающие — их ставят на основе анализа прошлых результатов;
опережающие — устанавливают, ориентируясь на прогнозы.
Дополнительно KPI классифицируют на внешние и внутренние. Первые оценивают достижения внутри компании (текучесть кадров, критерии качества товара, затраты на рекламные кампании), вторые — работу на рынке (долю, конкурентоспособность).
В интернет-маркетинге
В интернет-маркетинге свои критерии оценки эффективности, которые не имеют отношения к сотрудникам. Их рассчитывают, используя данные из систем сквозной аналитики (например, Google Analytics или Яндекс.Метрики).
Здесь тоже много разных видов KPI, которые устанавливают в зависимости от того, что нужно оценить и проанализировать. Вот некоторые показатели:
ROMI. Это индекс окупаемости маркетинговых инвестиций. Он показывает, сколько денег вы получили с каждого рубля, вложенного в рекламу.
CTR. Это отношение числа кликов к количеству показов. Метрику часто используют для оценки рекламных креативов.
Количество и стоимость лидов. Помогает отслеживать, сколько обращений привел рекламный канал и соотнести эти данные с затратами.
В продажах
КПЭ в продажах различаются в зависимости от целей компании, возраста, сферы деятельности и других факторов. Например, недавно открывшимся магазинам важно работать над привлечением новых клиентов, а тем, кто давно на рынке — над удержанием постоянных покупателей.
Пример KPI для розничного продавца:
В производстве
У предприятий специфические индикаторы KPI: объем производства, время исполнения заказа, процент брака, трудозатраты на единицу готового продукта. Каждое предприятие вырабатывает свои ключевые показатели, но главная цель такая же, как в продажах — повышение рентабельности и чистой прибыли.
В управлении персоналом
Чтобы оценить эффективность работы отдела кадров, используют универсальный индикатор — текучесть кадров. А также:
количество прогулов и стоимость отсутствия работника;
отношение коллектива к условиям труда;
вовлеченность сотрудников в рабочий процесс;
соотношение повышений и увольнений;
уровень навыков и умений новых сотрудников;
Плюсы и минусы системы КПЭ
KPI помогают контролировать входящий денежный поток и правильно им управлять. Благодаря внедрению системы КПЭ можно:
оценить работу компании, выявить слабые стороны работы на уровне сотрудника, отдела и предприятия в целом;
скорректировать бизнес-процессы на любом этапе;
разрабатывать стратегии развития компании;
контролировать качество товаров и услуг;
установить прозрачную систему мотивации для персонала;
анализировать эффективность промоакций и рекламных кампаний.
Главный недостаток КПЭ-метрик — с их помощью можно оценивать только количественные, а не качественные характеристики работы. Поэтому сотрудники, в погоне за ростом показателей могут пренебрегать другими составляющими работы: качеством обслуживания или стандартами сервиса. Другие негативные стороны системы ключевых показателей эффективности:
KPI вырабатывает у сотрудников стремление к индивидуализму, поэтому система не сработает там, где важна командная работа.
KPI нужно выстраивать под задачи конкретного бизнеса — это сложно и дорого.
KPI не работает в отношении творческих специалистов, сотрудников ИТ-отдела, бухгалтерии, канцелярии.
Как разработать KPI
КПЭ должна быть разработана с учетом текущего положения компании.
Обозначить главные метрики бизнеса. Выберите количественные показатели, связанные с работой сотрудников, которые влияют на прибыль. Это могут быть финансовый и количественный объем продаж, трафик, конверсия в продажи. Нужно обозначить только основные метрики: если внедрить множество KPI сразу, это усложнит анализ и работу сотрудников в целом.
Определить цель. Привяжите показатели эффективности к работе сотрудников, задав цели. Например, установите менеджеру активных продаж задачу — совершать 300 звонков в месяц. Можно выбрать любой период, который будет соответствовать целям бизнеса.
Открыть КПЭ команде. Сотрудники должны понимать, какое место они занимают в бизнес-процессе и на что влияют их личные результаты. Объясните, почему вы выбрали те или иные индикаторы. Обсудите это с коллективом, чтобы определить точки роста и слабые места стратегии. Другой важный момент — мотивация. Чем прозрачнее система вознаграждений за труд, тем выше заинтересованность сотрудников в развитии компании и лояльность к руководству.
Регулярно пересматривать ключевые показатели. Не все индикаторы могут привести ваше предприятие к успеху. Анализируйте эффективность КПЭ-метрики, чтобы скорректировать список ключевых показателей.
Как рассчитывать KPI
Для расчета создайте матрицу KPI в Google-таблицах или Excel и заполните разделы, учитывая данные своей компании:
ключевые показатели — индикаторы эффективности сотрудника, отдела, предприятия;
база — минимальный результат;
норма — обязательный результат;
факт — реальные результаты работы сотрудника.
Формула расчета KPI:
KPI = ( (Факт-База) (Норма -База) ) * 100%
Пример расчета
Руководство внедрило систему КПЭ, согласно которой минимальное количество сделок — 100, а цель — 150. В сезон менеджер закрыл 160.
( (160-100) (150-100) ) * 100% = 120%
К KPI часто привязывают премии. Как рассчитать размер заработка менеджера в зависимости от выполнения плана?
Лучше разделить зарплату менеджера на две части — фиксированную и переменную. Переменный оклад будет меняться в зависимости от результатов работы сотрудника.
Чтобы рассчитать переменный оклад, нужно:
выделить KPI для системы мотивации;
определить значимость каждого и присвоить ему вес в %;
проанализировать базовые и фактические показатели работы сотрудника.
Еще необходимо определить премиальный коэффициент, чтобы определить размер выплаты в зависимости от фактического выполнения. Вот как может выглядеть расчет показателя:
Вернемся к примеру. Предположим, компания заложила на премию сотруднику 20 000 руб, а вес KPI по закрытию сделок — 0,4. Тогда размер премии сотрудника:
20 000 * 0,41 * 0,1 = 8 800
Если у менеджеров несколько KPI, то нужно скорректировать сумму возможной премии по каждому индикатору и сложить их.
Чтобы не заниматься расчетом показателей вручную, где легко ошибиться, можно использовать разные инструменты, например CRM-систему.
Если вашему бизнесу необходимо держать под контролем работу колл-центра или телефонные звонки отдела продаж, эту задачу решит бизнес-телефония MANGO OFFICE. В личном кабинете руководителя можно отслеживать все ключевые показатели работы со звонками и их динамику, а также анализировать KPI на всех уровнях: от общей информации по компании до сотрудника определенной группы.
Ошибки при внедрении и возможные проблемы
Шаблонный подход. У каждого бизнеса своя специфика. Поэтому важно не копировать чужой подход, а разработать собственную систему оценки эффективности с учетом бизнес-процессов конкретной компании.
Использование абстрактных данных. Прежде чем внедрять систему, уделите внимание оценке и анализу ключевых показателей. Если сделать ставку на неправильные гипотезы или выбрать второстепенные индикаторы, то затраты на внедрение КПЭ не окупятся.
Понижение зарплаты. КПЭ должен помогать сотруднику повысить доход. Если оклад резко падает, никакая мотивация не сможет убедить менеджера работать на результат.
Завышение значений индикаторов. Если поставленные цели недостижимы, это демотивирует. Оцените способности коллектива и предложите им те задачи, с которыми они могут справиться.
Отсутствие коммуникации в компании. Если не привлекать рядовых сотрудников к созданию системы КПЭ и не обсуждать нововведения с командой, это приведет к непониманиям между сотрудниками и администрацией. В коллективе появятся конфликты, а в запущенном случае это приведет к массовым увольнениям.
Что важно запомнить
KPI помогают определить эффективность бизнеса в целом, его подразделений и отдельных сотрудников. Показатели используют и для создания системы мотивации сотрудников.
При разработке КПЭ важно учитывать специфику бизнеса и отталкиваться от конкретных целей компании. Внедрять KPI стоит в сферах, где важно контролировать количественные характеристики работы, например, в отделах продаж, розничной торговле, строительстве.
КПЭ подходит не всем компаниям и сотрудникам. Нецелесообразно использовать КПЭ в отношении творческих специалистов, чью работу трудно стандартизировать: например, дизайнеров или ИТ-разработчиков. Здесь качество может оказаться важнее количества готовых проектов.