Органы и агенты валютного контроля
Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 02.07.2022 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 02.07.2022 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 406-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 285-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В период с 30.03.2022 по 30.09.2022 не применяются меры за нарушения уполномоченными банками сроков формирования и передачи информации органам валютного контроля (Информация Банка России от 26.06.2020).
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Центральный банк Российской Федерации вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), определить порядок представления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Центральный банк Российской Федерации информации о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 223-ФЗ)
Перечень резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом настоящей части, формируется Центральным банком Российской Федерации по критериям, определенным Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), и размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля в РФ составляют структуру, призванную осуществлять мониторинг соблюдения законодательства в сфере обращения валютных средств и ценностей. Подробнее о том, что представляют собой эти органы, читайте в статье.
Что относится к органам валютного контроля в РФ
В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:
Уполномоченные органы исполнительной власти
Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.
Узнать больше о специфике валютного контроля в отношении граждан и организаций вы можете здесь.
Что относится к агентам валютного контроля в РФ
По закону № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:
- уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
- профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
- государственная корпорация «Внешэкономбанк».
ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.
Подробнее об особенностях валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, читайте здесь.
Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2022 – 2022 годах
Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.
Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили ключевые нюансы проведения валютного контроля. Получить бесплатный пробный доступ к специальному материалу на эту тему вы можете прямо сейчас.
Как уже отмечалось выше, Правительство РФ и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:
- Правительство РФ, находясь на уровне контроля I, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
- ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
- Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.
Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ?
Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.
Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».
Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.
Но не стоит забывать, что фактически валютным контролем занимаются таможенные структуры. Подробнее об этом читайте в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.
Итоги
Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:
- из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
- органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
- агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.
Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Тема 2. Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности
Цель — исследование законодательно-нормативных актов, регулирующих валютные операции для того, чтобы учесть принципы их проведения при осуществлении бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа операций в иностранной валюте.
Задачи:
- исследование содержания валютных операций, механизма валютного регулирования и валютного контроля;
- изучение функций, выполняемых органами и агентами валютного контроля;
- изучение мер административной ответственности за нарушение валютного законодательства
Оглавление
2.1. Характеристика валютных операций и валютных ценностей
Основным нормативным документом, регулирующим порядок проведения валютных операций, является Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).
Закон № 173-ФЗ продолжает процесс либерализации государственной валютной политики. Динамичное развитие экономики РФ, воплощение в жизнь концепции ориентации на экспорт готовой продукции, вступление в ВТО, завоевание надежных позиций на международном рынке будут способствовать завершению процесса либерализации и переходу с 1 января 2007 г., как это заложено в идеологии Закона № 173-ФЗ, к практике проведения любых валютных операций без каких-либо регулирующих условий.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона к валютным операциям относятся следующие:
- Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Закона).
Внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ (подпункты 3 а, б пункта 1 статьи 1 Закона).
Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).
- Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
- Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
- Перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ.
- Перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ.
- Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа в случаях, разрешенных законом.
Из приведенного состава валютных операций следует, что одним из их видов являются операции с валютными ценностями между резидентами.
Однако Законом № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены (пункт 1 статьи 9). Речь идет об исключениях, когда такие операции допускаются.
Валютные операции между резидентами в соответствии со статьей 9 Закона № 173-ФЗ допускаются в случаях:
- расчетов между резидентами и уполномоченными банками (получение и возврат кредитов, банковские гарантии и вклады, купля и продажа иностранной валюты и др. — пункты 2-3 статьи 9; пункт 6 статьи 12; пункт 3 статьи 14);
- расчетов между комитентом и комиссионером, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых контрактов (подпункт 3 пункта 1 статьи 9);
- расчетов по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования по товарам, ввозимым и вывозимым за пределы РФ, а также по страхованию этих товаров (подпункт 4 пункта 1 статьи 9);
- проведения операций с внешними ценными бумагами (подпункты 5-6 пункта 1 статьи 9);
- по операциям, связанным с обязательными платежами (по налогам, уплачиваемым в иностранной валюте — подпункт 7 пункта 1 статьи 9);
- расчетов в магазинах беспошлинной торговли и при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках (подпункт 2 пункта 1 статьи 9).
2.2. Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД, органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности
Валютное регулирование осуществляется путем определения правил проведения валютных операций, издания нормативных актов, установления единых форм учета и отчетности, а также порядка и сроков их представления.
Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Валютное законодательство состоит из Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Органы валютного регулирования могут издавать соответствующие акты, отнесенные к их компетенции, только в случаях и в пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ.
В Законе № 173-ФЗ определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения, то есть операций, подлежащих регулированию и контролю.
Право регулирования ряда валютных операций, связанных с движением капитала, установление инструментов регулирования предоставлено Правительству РФ и Центральному банку РФ (ЦБРФ).
С 1 июля 2006 г. подлежат регулированию ЦБ РФ валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают только требование об использовании спецсчетов и регистрации.
Инструкцией ЦБ РФ от 07.06.2004 г. № 116-И определены основные операции, которые резиденты (российские предприниматели и организации) должны проводить через специальные банковские счета:
- при получении от нерезидента валютного займа или кредита, передаче нерезиденту внешних ценных бумаг;
- при предоставлении нерезиденту валютного займа или кредита, приобретении у нерезидента внешних ценных бумаг.
Требование об использовании спецсчетов действует до 1 января 2007 г.
Закон № 173-ФЗ разрешает резидентам — юридическим лицам без ограничений с 18 июня 2005 г. открывать счета или вклады в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (пункт 1 статьи 12). Таких стран в настоящее время более 30. Открытие счетов в других государствах до 1 января 2007 г. осуществляется в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета (пункт 3 статьи 12).
Требование о предварительной регистрации счета в налоговых органах организациями и индивидуальными предпринимателями в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, установлено указаниями Банка России от 04.05.2005 г. № 1574-У.
Перечень необходимых документов указан в Правилах осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 623.
За нарушение установленного порядка открытия счетов, расположенных за пределами территории РФ, предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ.
Резиденты обязаны не позднее месяца со дня заключения или расторжения договора об открытии и закрытии счета в иностранном банке уведомить налоговые органы по месту своего учета (пункт 2 статьи 12 Закона № 173-Ф3). Кроме того, резиденты — юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам или вкладам в иностранных банках (пункт 7 статьи 12).
Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278.
Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра-регистраторы, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля (территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, налоговые, таможенные органы).
Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом № 173-Ф3 распределены следующим образом: Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.
Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию по валютным операциям, открытию и ведению счетов. Обязательной срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в соответствии с законодательством РФ обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Положение об ответственности за нарушение валютного законодательства предусмотрено статьей 25 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства установлена статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Так, в соответствии с этим Кодексом установлены следующие виды ответственности за нарушение валютного законодательства:
- осуществление валютных операций, запрещенных законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета . влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц в размере от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции;
- нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ;
- невыполнение в установленный срок резидентом обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентом товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные услуги, переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от ¾ до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках;
- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной собственности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от ¾ до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ;
- несоблюдение установленных порядка ведения или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ;
- нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ.
Отдельно следует остановиться на основных положениях Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Данный Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
В статье 2 определена сфера применения Федерального закона «Об экспортном контроле». Он распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных данным Федеральным законом.
При этом списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указаниями Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее, чем через 3 месяца со дня их официального опубликования (статья 6 Закона).
Перечень методов осуществления экспортного контроля предусмотрен статьей 7 Закона. Среди них — идентификация контролируемых товаров и технологий, разрешительный порядок экспорта, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, валютный контроль, применение мер ответственности к лицам, нарушившим порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении экспорта контролируемых товаров и технологий.
Реализация государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в Российской Федерации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, определенный Правительством Российской Федерации (статья 11 Закона). Эти функции осуществляет Министерство экономического развития и торговли. На Минэкономразвития России возложены в установленном порядке координация и регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе в сфере экспортного контроля.
Выдачу лицензий Минэкономразвития России осуществляет через своих уполномоченных в регионах.
Статья 23 Закона посвящена учету внешнеэкономических сделок. В данной статье устанавливается обязательство для российских участников внешнеэкономической деятельности — учет сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля. Срок хранения документов, относящихся к таким внешнеэкономическим сделкам (договоры, акты приемки-передачи, счета (инвойсы), транспортные, иные товаросопроводительные документы и др.) не может быть менее 3 лет.
Ответственность за нарушение законодательства в части экспортного контроля предусмотрена статьей 31 Закона. Данная статья предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность юридических лиц предусмотрена статьей 32.
Валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля
При проведении валютных операций осуществляется валютный контроль, который является одним из видов финансового контроля. Его осуществляют органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроляв РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ст.22 ФЗ о валютном регулировании). К федеральному органу исполнительной власти, являющемуся органом валютного контроля, в настоящее время относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (создана в июне 2004 г. и подотчетна Министерству финансов РФ). Она следит за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Агентами валютного контроляявляются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Федеральная таможенная служба, созданная в июле 2004 г. на базе Государственного таможенного комитета РФ, Федеральная налоговая служба, созданная в июле 2004 г. на базе Министерства РФ по налогам и сборам.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ, а также обеспечивает взаимодействие с ЦБ РФ не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля.
ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ст.23 ФЗ о валютном регулировании):
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3)запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Для органов валютного контроля определены следующие права выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов установленные документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов: документы, удостоверяющие личность физического лица; документ о государственной регистрации физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя; документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов и др. Для агентов валютного контроля определены следующие обязанности:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных валютным законодательством, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны (ст.24 ФЗ о валютном регулировании):
1)представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены валютным законодательством РФ;
2)вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3)выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Должностные лица юридических лиц — резидентов и нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную (ст. 191—193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.
Органы и агенты валютного контроля
- Безопасность персональных данных
- Данные об участии Банка в Системе обязательного страхования
- Информация агентства страхования вкладов
- Соглашение о конфиденциальности
- Контактная информация службы поддержки сайта банка
- Критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков и способы получения от них необходимой информации
- Критерии отнесения клиентов, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, к налоговым резидентам иностранного государства
- Местонахождение и контактные данные органов управления банка
- О специальной оценке условий труда
- Перечень банковских операций и других сделок, совершаемых АО “ГОРБАНК”
- Платежные реквизиты банка
- Правление банка
- Противодействие легализации преступных доходов
- Раскрытие информации для регулятивных целей
- Руководство банка
- Сведения о лицензиях
- Сведения об аудиторе
- Сведения об эмиссии и эквайринге
- Состав акционеров
- Состав Совета директоров
- Список внутренних структурных подразделений
- Территориальное учреждение Банка России
- Устав и внутренние документы Банка
- Установочные сведения
- Финансовая отчетность
- Сведения о привлеченных средствах
- Раскрытие информации в соответствии с требованиями Указания Банка России от 19.04.2021г. № 5780-У
- Безопасность персональных данных
- Данные об участии Банка в Системе обязательного страхования
- Информация агентства страхования вкладов
- Соглашение о конфиденциальности
- Контактная информация службы поддержки сайта банка
- Критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков и способы получения от них необходимой информации
- Критерии отнесения клиентов, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, к налоговым резидентам иностранного государства
- Местонахождение и контактные данные органов управления банка
- О специальной оценке условий труда
- Перечень банковских операций и других сделок, совершаемых АО “ГОРБАНК”
- Платежные реквизиты банка
- Правление банка
- Противодействие легализации преступных доходов
- Раскрытие информации для регулятивных целей
- Руководство банка
- Сведения о лицензиях
- Сведения об аудиторе
- Сведения об эмиссии и эквайринге
- Состав акционеров
- Состав Совета директоров
- Список внутренних структурных подразделений
- Территориальное учреждение Банка России
- Устав и внутренние документы Банка
- Установочные сведения
- Финансовая отчетность
- Сведения о привлеченных средствах
- Раскрытие информации в соответствии с требованиями Указания Банка России от 19.04.2021г. № 5780-У
Органы и агенты валютного контроля
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день – это Федеральная таможенная служба России (ФТС России) и Федеральная налоговая служба России (ФНС России).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”.
АО «ГОРБАНК» как агент валютного контроля осуществляет валютный контроль за всеми видами валютных операций в соответствии с действующим валютным законодательством.
Что такое валютный контроль в банке
Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. –>
- В. э. образование.
- Работала 5 лет в банке.
- Независимый эксперт.
- Финансовый аналитик. . .
Операции с использованием валюты на территории России подлежат обязательному валютному контролю. Подобная форма внутреннего регулирования используется для сохранения баланса между валютой и российским рублем. Подробное описание валютного контроля, его форм и целей, — на финансовом портале Бробанк.ру.
- Раскрытие термина «валютный контроль»
- Принципы валютного контроля
- Какие операции подпадают под валютный контроль
- Как осуществляется валютный контроль на практике
- Как подтверждается законность сделки с использованием валюты
- Ответственность за нарушение норм валютного контроля
Раскрытие термина «валютный контроль»
Под этим термином понимается контроль государственных органов и уполномоченных агентов за соблюдением валютного законодательства. В определенных странах использование валюты подпадает под законное регулирование. Российская Федерация — одно из таких государств.
Операции с валютой контролируются с целью соблюдения курса обмена по отношению к российскому рублю. Соответственно, основная цель зачем нужен такой контроль — защита интересов национальной российской валюты.
На территории России валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами и уполномоченными агентами, в числе которых:
- Органы — Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
- Агенты — Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, кредитные организации, регистраторы (держатели реестра), профессиональные игроки рынка ценных бумаг.
Главным агентом является ЦБ РФ. Именно через Банк России реализуется большинство задач валютного контроля. Со своей стороны регулятор контролирует соблюдение валютного законодательства операторами — кредитными организациями.
Принципы валютного контроля
В России в 2003 году был принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Это основной законный акт, в котором отражаются принципы регулирования сделок с валютой на территории РФ. К основным принципам относятся:
- Приоритет экономических мер — контроль над операциями осуществляется с целью стабилизации экономики РФ.
- Полное исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов.
- Единый характер внешней и внутренней политики страны.
- Единый характер валютного регулирования и контроля.
- Обеспечение государством соблюдение прав резидентов и нерезидентов при совершении ими операций с расчетом в валюте.
Несмотря на отказ некоторых передовых государств от применения данного инструмента, валютный контроль нередко спасает экономику страны от краха. С другой стороны, усиление контроля часто приводит к образованию теневых и «черных» рынков на территории отдельного государства.
Какие операции подпадают под валютный контроль
В указанном федеральном законе отражается исчерпывающий список операций, подпадающих под государственное регулирование. В их числе:
- Сделки между резидентами и нерезидентами.
- Операции с внутренними и внешними ценными бумагами.
- Сделки, совершаемые в национальной валюте РФ и иностранными денежными знаками.
Обязательному контролю подлежат операции резидентов в иностранной валюте, а также переводы в российских рублях в пользу нерезидентов. При этом нерезиденты осуществляют переводы в валюте без лимитов по сумме и ограничений прочих видов.
Как осуществляется валютный контроль на практике
Услуги валютного контроля оказывают все кредитные организации, работающие в сегменте расчетно-кассового обслуживания. Следовательно, данная услуга в большинстве случаев оказывается в обязательном порядке. Для того, чтобы понять принцип осуществления валютного контроля, достаточно смоделировать типовую ситуацию.
Если компания зарабатывает деньги в валюте, то на пути к получению денег она проходит одно серьезное препятствие. Этим препятствием выступает валютный контроль. То есть, компания не сможет вывести деньги или распорядиться ими каким-либо другим образом, пока не докажет природу их легального происхождения.
Регулирование производится с целью контроля за осуществлением сделок: компании и предпринимателей проверяют на факты отмывания денег, финансирование терроризма, сотрудничества с мошенниками, куплю-продажу запрещенных к обороту в России товаров.
Для компаний, оказывающих услуги, валютный контроль всегда начинается с кредитной организации. Когда деньги по сделке приходят в банк, на счет компании они попадают не сразу — банк должен проверить законность и чистоту сделки или отдельной операции. Если банк сомневается в законности сделки / отдельной операции, то деньги клиенту не отдаст до тех пор, пока клиент не предоставит подтверждающие документы.
Как подтверждается законность сделки с использованием валюты
Список документов для подтверждения законности сделки бывает разным. Количество бумаг, как правило, зависит от вида сделки. Бумаги банк запрашивает от клиента, который, в свою очередь, обязан их предоставить в установленные сроки.
В соответствии со ст. 23 173-ФЗ, органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать у компаний документы в срок, не менее 7 рабочих дней. Отсчет точного срока ведется с момента получения компанией запроса.
Список документов, направляемых компанией по запроса органов и агентов валютного контроля, указан в этой же статье федерального закона. Список указан в исчерпывающем виде, но совершенно не обязательно его полностью применять в каждом случае. В числе документов, запрашиваемых для проверки, следующие:
- Удостоверение личности.
- Свидетельство о регистрации в качестве ИП.
- Данные о регистрации юридического лица (для резидентов).
- Информация о правах собственности на имущество.
- Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
- Регистрационные документы.
- Проекты документации, относящиеся к совершению сделки с валютой.
- Документы и данные, выдаваемые кредитными организациями — выписки, ведомости банковского контроля.
- Таможенные декларации.
- Паспорт сделки.
- Договоры страхования.
- Письменные уведомления о переуступке прав требования фактору (финансовому агенту).
Агенты и органы валютного контроля вправе запрашивать только те документы, которые непосредственно относятся к конкретной операции. При этом все документы должны быть действующими на момент их предоставления в контрольные органы. Данные предоставляются в подлиннике, либо в копии, заверенной по специальной форме.
Ответственность за нарушение норм валютного контроля
Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица должны соблюдать законодательные предписания по соблюдению норм валютного контроля. В большинстве случаев участники рынка нарушают сроки предоставления отчетности (если речь идет о «чистых» участниках рынка). В соответствии со ст. 15.25 КоАП, несоблюдение сроков предоставления отчетности влечет следующие виды административной ответственности:
- Не более 10 дней — предупреждение или штраф: граждане — 300-500 рублей; должностные лица — 500-1000 рублей; юридические лица — 5000-15 000 рублей.
- Не более 30 дней — административный штраф: граждане — 1000-1500 рублей; должностные лица — 2000-3000 рублей; юридические лица — 20 000-30 000 рублей.
- Более 30 дней — административный штраф: граждане — 2500-3000 рублей; должностные лица — 4000-5000 рублей; юридические лица — 40 000-50 000 рублей.
Повторные нарушения, допущенные гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, предполагают увеличение суммы административного штрафа в несколько раз. Следовательно, просрочка выполнения требований агента или уполномоченного органа может достаточно дорого обойтись игроку рынка.