ФАС проверит деятельность госорганов

Всё о Федеральной антимонопольной службе

История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.

Федеральная антимонопольная служба — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.

Законодательные акты

В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

  • антимонопольным законодательством;
  • законодательством о государственных закупках;
  • законодательством о государственном оборонном заказе;
  • законодательством о рекламе;
  • законодательством о торговле;
  • тарифным законодательством;
  • законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.

Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:

Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).

Структура ФАС

Функции и полномочия антимонопольной службы ФАС

Структура представлена с официального сайта ФАС России

Функции ФАС России

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

  1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

  • проведения проверок;
  • рассмотрения дел;
  • выдачи предписаний;
  • наложения административных взысканий;
  • взаимодействия с правоохранительными органами.

Защита конкуренции

Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.

Читайте также:
Взыскание задолженности с заказчика по договору подряда

Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.

Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

  1. возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  2. выдавать обязательные для исполнения предписания;
  3. выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  4. направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
  5. рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
  6. привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  7. обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  8. проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
  9. осуществлять иные полномочия, установленные законом.

Картели и картельные сговоры

Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных ими цен, а также ведущих к разделу товарных рынков, сокращению или прекращению производства определенных товаров (ч.1 ст.11 135-ФЗ). Картельные сговоры могут проявляться по-разному, но чаще всего хозяйствующие субъекты договариваются об установлении на определенном уровне цен на товары , разделении между собой аукционов и т.д.

Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.

Консультация юриста в Москве

Юридическое сопровождение проверок ФАС

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Приложение. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ

21 марта 2013 г., 17 ноября 2015 г., 9 декабря 2016 г., 30 мая 2017 г.

ГАРАНТ:

См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг

I. Общие положения

Наименование государственной функции

1.1. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее – государственная функция).

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию

1.2. Исполнение государственной функции осуществляется ФАС России и его территориальными органами (далее вместе – антимонопольный орган).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 17 ноября 2015 г. N 1104/15 пункт 1.3 изложен в новой редакции

1.3. Антимонопольный орган исполняет государственную функцию в соответствии с:

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; ст. 3610; ст. 3618; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6450; ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873; ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53 (ч. I), ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436; ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6695; N 52 (ч. I), ст. 6961; ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2928; N 30 (ч. I), ст. 4266); 2015, N 27, ст. 3947; N 29 (ч. I), ст. 4339; ст. 4342);

Читайте также:
Электронная отчетность в ПФР

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 30 (ч. I),ст. 4590; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4041; N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; N 49 (ч. I), ст. 6338; N 52 (ч. I), ст. 6961; ст. 6979; ст. 6981; 2014, N 11, ст. 1092; ст. 1098; N 26 (ч. I), ст. 3366; N 30 (ч. I), ст. 4220; ст. 4235; ст. 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. I), ст. 53; ст. 72; ст. 85; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3950; N 29 (ч. I), ст. 4339; ст. 4362; ст. 4372);

Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2006, N 45, ст. 4706; N 49 (ч. II), ст. 5223; 2007, N 7, ст. 903; 2008, N 13, ст. 1316; N 44, ст. 5089; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 248; N 39, ст. 4613; 2010, N 9, ст. 960; N 25, ст. 3181; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2645; N 44, ст. 6269; 2012, N 27, ст. 3741; N 39, ст. 5283; N 52, ст. 7518; 2013, N 35, ст. 4514; N 36, ст. 4578; N 45, ст. 5822; 2014, N 35, ст. 4774; 2015, N 1 (ч. II), ст. 279; N 10, ст. 1543);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50 (ч. VI), ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506);

постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 “Вопросы Федеральной антимонопольной службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1482; N 31, ст. 3259; 2006, N 23, ст. 2527; 2007, N 1 (ч. II), ст. 292; 2008, N 14, ст. 1414; N 44, ст. 5089; 2009, N 6, ст. 738; N 39, ст. 4613; 2011, N 6, ст. 888; 2012, N 36, ст. 4909; 2015, N 1 (часть II), ст. 279);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; 2012, N 53 (ч. 2), ст. 7958);

Читайте также:
Как выделить земельный пай из общей долевой собственности

Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2015 N 38653);

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере осуществления контроля при проведении проверок соблюдения проверяемым лицом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Предмет государственного контроля

1.4. Предметом государственного контроля (надзора) является проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – проверяемое лицо) при осуществлении ими своей деятельности или исполнение предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 11.1, 14 – 17.1, 19-21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.

Права и обязанности должностных лиц антимонопольного органа при осуществлении государственного контроля (надзора)

1.5. Права должностных лиц при осуществлении государственного контроля:

– право на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;

– получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну, при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями;

– право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).

Информация об изменениях:

Пункт 1.6 изменен с 5 августа 2017 г. – Приказ ФАС России от 30 мая 2017 г. N 714/17

1.6. Обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля:

– соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;

– проводить проверку на основании приказа руководителя антимонопольного органа;

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа;

– не препятствовать руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

– знакомить руководителя, иного должностного лица проверяемого лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;

Читайте также:
Основные различия в понятиях: дети с ОВЗ и дети-инвалиды

– учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

– доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– соблюдать установленные сроки проведения проверки;

– не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

– перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

– осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

– не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

– исполнять государственную функцию в соответствии с настоящим Регламентом;

-своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

– знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

– истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; N 42, ст. 5972) (далее – Перечень);

– не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в Перечень;

– в объеме и в сроки, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 “О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2016, N 51, ст. 7406), вносить в единый реестр проверок информацию об организации, проведении и результатах проверок.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)

ФАС признала Google нарушившей антимонопольное законодательство

ФАС нашла в условиях пользовательского соглашения YouTube нарушение антимонопольного законодательства. Это первое крупное дело на рынке видеохостингов, его исход повлияет и на бизнес-пользователей сервиса, и на других игроков

Фото: Brian Snyder / Reuters

В четверг, 10 февраля, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала американскую компанию Google виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке сервисов видеохостинга YouTube, говорится в сообщении ведомства.

Антимонопольная служба решила, что правила YouTube, касающиеся формирования, приостановки и блокировки аккаунтов, а также обращения контента пользователей, «являются непрозрачными, необъективными и непредсказуемыми». «Это приводит к внезапным блокировкам и удалению аккаунтов пользователей без предупреждения и обоснования действий», — считают в ФАС. Такое поведение, по мнению службы, ущемляет интересы пользователей, а также ограничивает конкуренцию на смежных рынках.

Читайте также:
Выплаты при смерти работника в 2022 году - Получи льготы

Размер штрафа для Google будет определен в ходе административного расследования.

Представитель Google сообщил, что компания намерена изучить полный текст решения.

Кто пожаловался на Google

В декабре 2022 года Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) подал жалобу на американскую компанию, посчитав, что YouTube занимает доминирующее положение на российском рынке видеохостинга и может нарушать антимонопольное законодательство. В частности, действующие условия соглашения между Google и пользователями позволяют американской компании произвольно ограничивать любой аккаунт. «При этом процедура апелляции практически не регламентирована и не позволяет эффективно восстановить заблокированный аккаунт. На практике блокируются каналы (аккаунты) различного содержания и направленности, зачастую без предупреждения и без обоснования блокировки», — объяснял РОЦИТ. Претензии центра также вызывали алгоритмы, определяющие попадание видеоконтента в разделы «В тренде» и «Следующее» на главной странице YouTube и результаты поиска. По мнению представителей РОЦИТ, они не являются прозрачными, Google имеет возможность путем настройки этих алгоритмов регулировать, какой именно видеоконтент будет просмотрен зрителем.

Фото:Sean Gallup / Getty Images

По мнению РОЦИТ, принятое решение ФАС «существенным образом повлияет на практику взаимодействия Google со своими пользователями, что позволит восстановить баланс интересов американской компании и клиентами платформы YouTube».

Российские власти неоднократно предъявляли претензии YouTube за блокировку различных каналов. В начале февраля Роскомнадзор заявил о возможности введения экономических мер в отношении YouTube из-за систематической блокировки каналов российских СМИ, в том числе канала немецкого RT. В частности, служба может применить к сервису меры, предусмотренные так называемым законом «о приземлении», который предусматривает в том числе возможность запрета на размещение рекламы, получение платы от российских физических и юридических лиц, ограничение в поисковой выдаче, замедление скорости доступа и полную блокировку сервиса в России.

На что повлияет решение

Старший юрист коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Анастасия Каюкова назвала дело против Google знаковым. По ее словам, это «по большому счету первое крупное дело по злоупотреблению доминирующим положением в сфере видеохостинга». Google еще имеет возможность оспорить решение в суде, исход дела во многом будет зависеть от готовности компании идти на компромисс с регулятором и менять политику YouTube, считает Каюкова. По ее мнению, результаты рассмотрения дела и изменения политики могут отразиться в первую очередь на владельцах бизнес-аккаунтов на YouTube.

Фото:Алексей Филиппов / ТАСС

Руководящий юрист Eversheds Sutherland Александр Гаврилов отметил, что антимонопольная служба акцентирует внимание не только на широком круге пользователей, чьи права могут быть ограничены правилами платформы, но и на тех, кто использует сервис для предпринимательской деятельности. «С одной стороны, это отражает современный подход антимонопольной службы: действительно социальные сети, к которым в широком смысле относится YouTube, — неотъемлемый элемент не только повседневной жизни, но и бизнеса. С другой стороны, схожие или аналогичные условия, предусматривающие широкое усмотрение держателя платформы при решении вопросов о блокировке, заморозке и удалении каналов и страниц, содержатся в пользовательских правилах иных развитых соцсетей», — указал Гаврилов. По его мнению, решение ФАС будет сопровождаться предписанием в адрес Google с требованием изменить пользовательское соглашение таким образом, чтобы не допускать подобных нарушений в будущем. «Для глобального сервиса эти требования вряд ли будут комфортными», — добавил он. Решение антимонопольного органа может отразиться на других компаниях, поскольку основная претензия ФАС была к правилам, связанным с формированием, приостановлением, блокировками аккаунтов и обращением контента пользователей, допускает юрист BGP Litigation Ксения Симакова.

Читайте также:
Восстановить аттестат за 11 класс через Госуслуги

Как ФАС проверяет закупки по 44-ФЗ

Как ФАС проверяет закупки по 44-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба — контролирующий орган в сфере закупок. Ее задача заключается в том, чтобы пресекать нарушения закона о защите конкуренции, а если таковые допущены — требовать от нарушителей их устранения. Ведь именно обеспечение равных условий доступа к исполнению государственных контрактов для всех заинтересованных лиц является одним из основополагающих принципов системы закупок.

Основными инструментами, применяемыми ФАС для осуществления своих функций, являются проверки. Рассмотрим, какие они бывают, а также их специфику.

Виды проверок ФАС по 44-ФЗ

Антимонопольные органы осуществляют проверки двух типов:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Плановые. Максимально возможная частота — 1 раз в 3 года. План проверок составляется заранее и публикуется на сайте системы госзакупок.
  2. Внеплановые. Основанием служит любой сигнал — жалоба участника, информация в СМИ, обращение органов охраны правопорядка и так далее. Не имеют определенной законом частоты проведения.

По статистике, внеплановые проверки являются более эффективными, то есть в большинстве случаев в их ходе выявляются нарушения, выносятся предписания и налагаются штрафы.

Правовая основа

Проводя проверки в сфере госзакупок, антимонопольные органы руководствуются такими документами:

  • законом 44-ФЗ;
  • приказом ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14;
  • методическими рекомендациями из письма ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325.

Предметом проверки может стать все, что связано с закупками и нарушением законодательства о защите конкуренции.

Итак, плановые проверки ФАС, как следует из их названия, проводятся на основании заранее утвержденного плана. Его составляют на полгода, утверждают приказом и размещают в ЕИС. Изменения в план вносятся и публикуются в том же порядке.

Перед конкретной процедурой проверки выпускается отдельный приказ о ее проведении. В таком документе непременно должны быть следующие данные:

  • наименование органа, который будет проводить проверку;
  • наименование проверяемого субъекта;
  • имена и должности специалистов ФАС (не менее 2-х человек), которые вошли в проверочную комиссию;
  • что и за какой период будет проверяться;
  • сроки проверки (даты начала и окончания).

Важно! Проверка органами ФАС должна длиться не более 30 дней. Продлить этот срок можно на основании отдельного приказа, но лишь в исключительных случаях.

Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала проверки, проверяемая организация должна быть уведомлена об этом. Информация должна быть доведена до субъекта вовремя — это обязан обеспечить антимонопольный орган.

Вместе с уведомлением о проверке в организацию направляется перечень документов, которые нужно будет предоставить инспекторам, а также условий, необходимых для их работы. В частности, проверяющим может понадобиться место, оргтехника, телефон.

Сам процесс проверки делится на два этапа:

  1. Рассмотрение документов и информации.
  2. Проведение заседания инспекции, по итогам которого выносится решение. В нем содержатся выводы о наличии либо отсутствии правонарушений.

Помимо решения, проверяющие могут выдать:

  • протокол об административном нарушении (последует административное дело и привлечение к ответственности);
  • предписание об устранении выявленных нарушений.
Читайте также:
Нужны ли визы на Кипр для российских граждан в 2022 году

Кроме того, орган ФАС по результатам проверки может обратиться с иском в суд, дабы признать отдельные процедуры закупки недействительными.

Внеплановые проверки

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

Видеозапись внеплановой проверки ФАС:

Рекомендации по поведению

Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении. Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи.

Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.

Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

План проверок ФАС и правила их проведения в 2022 году

Планы проверок закупки по 44-ФЗ — это документ, утверждающий список заказчиков и месяц, в котором придут для проведения контрольных мероприятий для закупочных процедур. Он закреплен в приказе Антимонопольной службы № 1516/21 от 24.12.2021.

Скачать Приказ ФАС № 1516/21 от 24.12.2022 об утверждении сводного графика проверочных мероприятий ФАС на 2022 год
Скачать сводный план проверок ФАС по 44-ФЗ на 2022 год
Скачать Постановление Правительства № 1576 от 01.10.2022 из системы КонсультантПлюс
Читайте также:
Региональная выплата за рождение ребенка в иркутске

О субъектах и объектах контроля

На практике принято считать, что проверка антимонопольной службы — это мероприятие, которое в закупках направлено на контроль соблюдения требований контрактного законодательства, в том числе как выполняется Приказ ФАС России от 13.10.2022 № 1107/21 о тарифах.

Единый порядок проведения проверки закреплен в ПП № 1576 от 01.10.2022 и вступил в силу с 08.10.2020, не считая некоторых положений. По новому регламенту, внеплановые и плановые проверки закупок в 2022 году осуществляются в отношении таких субъектов:

  • компаний, выступающих в роли госзаказчиков;
  • контрактных служб, закупочных и управляющих комиссий заказчиков, их членов;
  • уполномоченных учреждений (органов) и спецорганизаций;
  • торговых площадок (в том числе специализированных).

Про единые торговые агрегаторы, такие как ЕАТ «Березка», в постановлении не упоминается.

В п. 1 ПП № 1576 говорится, что проверяет ФАС, — любые товары и услуги. В этом пункте указано, что ФАС при проверке по 44-ФЗ проверяет, соответствуют ли действия (бездействие) субъектов обследования нормам законодательства и иных НПА о госзакупочной системе.

Как выполняется

В разделе II Постановления Правительства № 1576 указано, что плановая проверка проводится антимонопольным органом в форме документарной или выездной проверки.

Такие же формы утвердили и для внеплановых мероприятий. Основание для проведения — сигналы о нарушениях, поступающие из различных источников (например, жалоб, публикаций в СМИ и т. п.). Об этом говорится в п. 19 ПП № 1576.

Если необходимо, комиссия организует заседание. На него приглашаются заявитель, ответчик и иные лица.

Для проведения мероприятия из сотрудников ведомства формируют комиссию. В ПП № 1576 перечислены должности лиц, которые вправе входить в этот орган. Туда включены различные группы кадров, начиная от специалистов и заканчивая руководителями.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто контролирует госзакупки. Используйте эти инструкции бесплатно.

Комиссия создается специально для каждого мероприятия либо имеет постоянный состав, сменяемый при необходимости. Вот как проходит внеплановая проверка ФАС:

  1. Регистрируется информация о нарушении.
  2. Определяется подведомственность.
  3. Субъекту контроля и заявителю направляется уведомление.
  4. Проводится контрольное мероприятие. Если нужно, его сроки продлевают.
  5. Оформляются результаты.

Сроки отправки уведомлений о проверках:

  • внеплановой — дается 15 рабочих дней с момента, как получили сигнал о нарушении, об этом сказано в п. 27 раздела V «Регламента внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» ПП № 1576;
  • плановой — за 5 рабочих дней до начала.

Если говорить о том, какие годы проверяет ФАС, то последние три.

Кроме того, в ПП № 1576 от 01.10.2022 прописаны максимальные сроки проведения контрольных мероприятий:

  • срок внеплановой проверки ФАС — 10 рабочих дней. При секретности информации, что проверяет УФАС, — 20 рабочих дней. Если нужно, внеплановую процедуру однократно продлевают, но не более чем на 10 рабочих дней. Общая длительность мероприятия составляет максимум 20 дней (либо 30 — при наличии секретности);
  • срок плановой проверки антимонопольных органов в 2022 году — 20 рабочих дней. Если нужно, срок однократно увеличивают, но не более чем на 20 рабочих дней. Общая длительность — 40 дней максимум. Проверяются госзакупки за последние 3 года. Программа плановых мероприятий составляется на год вперед.

Проверяемая организация должна предоставить комиссии беспрепятственное посещение территории и передать необходимую документацию. Иначе инспекция вправе привлечь правоохранительные органы.

Читайте также:
Как сделать приглашение на Украину для россиян

Оформление результатов

Вот как оформляются результаты проверки ФАС на 2022 год по итогам контрольных мероприятий:

  • решением и предписанием при проведении процедуры вне плана. На это дается 3 рабочих дня;
  • акты проверок по 44-ФЗ в 2022 и 2022 годах — по особым закупкам, предписание — при плановом контроле. Срок подготовки — 10 рабочих дней.

Если нарушения обнаружатся:

  • виновника привлекают к ответственности по КоАП;
  • передают дело в суд, а тендер аннулируют.

Бывает, что сведения о мероприятии направляют в другие инстанции (к примеру, в прокуратуру), если нарушение содержит признаки преступления.

Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные органы

Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.

Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня — от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, определяют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 N 1576 (далее — Правила N 1576).

В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика. При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.

В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил N 1576). Ее можно проводить не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов — заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП. В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил N 1576). Сводный план разрабатывается на один год, размещается в реестре жалоб и проверок и (или) в ЕИС (п. 48 Правил N 1576).

Порядок проведения ФАС России и ее территориальными органами плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ также определен Правилами N 1576.

В соответствии с п. п. 51, 52 Правил N 1576, если в отношении вас пришло время провести плановую проверку, контрольный орган должен уведомить вас об этом не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении будет указан предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, которые вам понадобится представить. Если контрольный орган планирует провести выездную проверку, он может также попросить вас предоставить помещение для работы контролеров и необходимое для этого оборудование.

Читайте также:
Оформить кредит в нескольких банках онлайн

Учтите, что плановые проверки в рамках Закона N 275-ФЗ проводят ФАС России и ее территориальные органы на основании Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 240/16.

Внеплановые проверки контрольный орган может инициировать по разным основаниям (ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 19 Правил N 1576).

Внеплановая проверка по жалобе участника закупки — самый распространенный и оперативный вид контроля. Жалобу контрольный орган рассматривает в течение пяти рабочих дней со дня поступления (ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Контрольный орган может приостановить спорную закупку до рассмотрения жалобы по существу. Это значит, что вы не сможете заключить контракт до тех пор, пока ваши действия не будут признаны правомерными или пока вы не устраните нарушения.

Рассматривает жалобу специально созданная комиссия, на заседание которой вы будете приглашены. Если вы получили уведомление о внеплановой проверке, подготовьтесь к заседанию комиссии — соберите все запрашиваемые документы и подготовьте отзыв на жалобу с обоснованием своей позиции. Также ознакомьтесь с порядком рассмотрения жалоб, поскольку его нарушение может быть основанием для обжалования решения контрольного органа. Например, для ФАС России такой порядок утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14.

Учтите: чтобы очно принять участие в заседании комиссии, нужно подать заявление для оформления пропуска. Оно подается на сайте ведомства по адресу https://fas.gov.ru/spheres/5 не позднее 16:00 (по местному времени для ФАС России, ее территориального органа) рабочего дня, предшествующего дню заседания (Письмо ФАС России от 29.05.2022 N МЕ/45732/20).

Принять участие в заседаниях ФАС России, ее территориального органа можно и дистанционно. Такой способ является приоритетным. Участие обеспечивается посредством интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций либо с помощью приложения для мобильных телефонов. Инструкция для дистанционного участия размещена на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/spheres/5 (Письмо от 03.04.2022 N ИА/27895/20).

Обратите внимание: если жалоба в отношении конкретной закупки поступила от физического лица, не соответствующего требованиям к ее участникам (например, у него отсутствует нужная лицензия), контрольный орган рассмотрит ее в порядке, установленном для обращений граждан. В таком случае процедура закупки не будет приостановлена (ч. 15.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Внеплановую проверку сведений о нарушениях контрольный орган проводит:

  • при получении заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;
  • обнаружении самой ФАС признаков нарушения;
  • сообщении СМИ.

Эта проверка может длиться дольше, чем рассмотрение жалобы, но не влечет приостановления процедуры закупки. Поэтому на сроках проведения закупки она, скорее всего, не скажется.

Контрольный орган может провести такую проверку и в том случае, если жалоба в отношении закупки, впоследствии отозванная заявителем, содержала информацию о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок (Письмо ФАС России от 19.10.2018 N ИА/84476/18).

Еще одним основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения ранее выданного предписания. Помните, что неисполнение предписания также может повлечь наложение административного штрафа (ч. 25 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

Результатом проверки (как плановой, так и внеплановой), в ходе которой выявлено нарушение, может стать (ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 12 Правил N 1576):

Ссылка на основную публикацию