Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций
Паспорт внешнеторговой сделки является документом, который необходим для целей осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время порядок оформления паспортов сделки регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
- по внешнеторговому контракту,
- по кредитному договору,
В соответствии с п.1 ст.22 закона №173-ФЗ, валютный контроль в РФ осуществляется:
- Правительством РФ,
- органами и агентами валютного контроля,
Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:
- Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.
- Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
- Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
- Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.
- Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
- Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.
- Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
- Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
- Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.
- Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.
- Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.
- Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ
- внешнеторговые сделки, при совершении которых необходимо оформление паспорта сделок,
- в каких случаях паспорт сделки можно не оформлять,
- основные положения действующего валютного законодательства, касающиеся паспорта сделки,
- порядок и особенности его оформления.
Паспорт сделки оформляется в случае осуществления валютных операций между резидентом и нерезидентом, при проведении через счета резидента:
- расчётов в иностранной валюте или валюте РФ,
- переводов иностранной валюты или валюты РФ.
Оформлять паспорт сделки нужно в случаях, если вышеуказанные валютные операции являются платежами (п.3.1.1 Инструкции ЦБ РФ №117-И):
- За товары:
- ввозимые на таможенную территорию РФ,
- вывозимые с таможенной территории РФ;
- Передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
- Выполняемые работы;
- Оказываемые услуги,
Кроме того, паспорта сделки необходимо оформлять при осуществлении валютных операций связанных с поступлениями иностранной валюты и валютными платежами:
- по кредитному договору,
- по договору займа.
- Между нерезидентами и физическими лицами – резидентами, не являющимися ИП, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту.
- Между нерезидентом и кредитной организацией – резидентом.
- Между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора. В случае изменения суммы кредитного договора, на дату заключения последних изменений (дополнений) к кредитному договору, предусматривающих такие изменения.
- Между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта. В случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Состав сведений, которые необходимо указать при оформлении паспорта сделки, регламентирован положениями статьи 20 закона №173-ФЗ, которая так и называется – «Паспорт сделки».
Паспорта сделки должны содержать сведения о внешнеэкономических сделках, изложенные в унифицированной форме.
В соответствии с п.5 ст.20 закона №173-ФЗ, паспорт сделки используется для целей осуществления валютного контроля органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются:
- Центральный банк РФ,
- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (п.2 ст.22 закона №173-ФЗ).
- уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ,
- государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»,
- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
- таможенные органы,
- налоговые органы.
- Кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ.
- Действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств.
В соответствии с п.3 ст.20 закона №173-ФЗ, при осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1. Номер и дата оформления паспорта сделки.
2. Сведения о резиденте и его иностранном контрагенте.
3. Общие сведения о внешнеторговой сделке:
- дата договора,
- номер договора (если имеется),
- общая сумма сделки (если имеется),
- валюта цены сделки,
- дата завершения исполнения обязательств по сделке.
5. Сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Вышеуказанные сведения, за исключением:
- номера и даты оформления паспорта сделки,
- сведений об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке,
Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном ЦБ РФ.
Обратите внимание:Срок передачи уполномоченным банком оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке (п.6 ст.20 закона №173-ФЗ).
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТА СДЕЛКИ
Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки при осуществлении внешнеторговых сделок главой 3 Инструкции ЦБ РФ №117-И.
Порядок заполнения формы 1 и формы 2 паспорта сделки установлен Приложением №4 к Инструкции ЦБ РФ №117-И.
По каждому контракту (кредитному договору) резидент оформляет один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.
В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении ЦБ РФ по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации – для физического лица).
В таком случае территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется паспорт сделки, исполняет функции уполномоченного банка.
Обратите внимание:В иных случаях паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту, кредитному договору (п.3.4 Инструкции ЦБ РФ №117-И).
Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы:
1. Два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением №4 к Инструкции ЦБ РФ №117-И.
2. Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору).
3. Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ.
4. Иные документы, необходимые для оформления паспорта сделки, в соответствии с п.4 ст.23 закона №173-ФЗ, например:
4.1 документы, удостоверяющие личность физического лица;
4.2 документ о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
4.3 документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;
4.4 свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4.5 документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
4.6 документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
4.7 уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
4.8 регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с законом №173-ФЗ;
4.9 документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая:
- договоры (соглашения, контракты),
- дополнения и (или) изменения к ним,
- доверенности,
- выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;
- документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);
- документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
4. 10 документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая:
4.11 таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ:
1. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
2. Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля.
По запросу органа/агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов на иностранном языке.
Документы, исходящие от госорганов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке.
Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
3. Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
4. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании п.4 ст.23 закона №173-ФЗ, либо представления им недостоверных документов.
5. Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.
6. Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу/агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах.
Это правило не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы.
В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу/агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения.
Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Паспорт сделки, представляемый в уполномоченный банк резидентом (физическим лицом, не являющимся ИП, либо физическим лицом – ИП), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).
Паспорт сделки, представляемый в уполномоченный банк резидентом – юридическим лицом, подписывается:
- двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи,
- одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в его штате лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета),
В соответствии с п.3.10 Инструкции ЦБ РФ №117-И, представленный резидентом паспорт сделки проверяется ответственным лицом уполномоченного банка в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.
В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом паспорта сделки, оба его экземпляра подписываются ответственным лицом и заверяются печатью уполномоченного банка.
Ссылки по теме:
- – Клерк.Ру, 14.06.12 – Клерк.Ру, 14.02.11 – Клерк.Ру, 24.08.10
Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!
(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)
Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА “Клерк.Ру”
Глава 6. Порядок оформления паспорта сделки
6.1. Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее – ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 настоящей Инструкции.
В целях настоящей Инструкции под указанным в настоящем пункте уполномоченным банком следует понимать головной офис уполномоченного банка или филиал уполномоченного банка (далее – банк ПС).
При осуществлении всех валютных операций, связанных с расчетами по указанному в главе 5 настоящей Инструкции контракту (кредитному договору), по которому установлено требование об оформлении ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, резидент, являющийся стороной по такому контракту (кредитному договору), представляет документы и информацию, указанные в пункте 6.6 настоящей Инструкции, в любой уполномоченный банк, в котором у него имеются расчетные счета. Указанный уполномоченный банк после оформления ПС выполняет функции банка ПС, предусмотренные настоящей Инструкцией.
6.2. Резидент – юридическое лицо, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), может предоставить право по оформлению ПС и осуществлению валютных операций, связанных с расчетами по такому контракту (кредитному договору), своему филиалу.
При наличии в банке ПС расчетных счетов, открытых как филиалом юридического лица – резидента, оформившим ПС по контракту (кредитному договору), так и юридическим лицом – резидентом, валютные операции, связанные с расчетами по такому контракту (кредитному договору), могут осуществляться с использованием расчетных счетов юридического лица и его филиала.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 11 июня 2015 г. N 3671-У пункт 6.3 изложен в новой редакции
6.3. Резидент на основании договора, заключенного с уполномоченным банком, указанным в пункте 6.1 настоящей Инструкции, может предоставить ему право заполнения ПС на основании представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 6.5 настоящей Инструкции, документов и информации, которые содержат все необходимые сведения, подлежащие отражению в ПС.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У в пункт 6.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.
6.4. По каждому контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляется один ПС, за исключением случаев, указанных в абзаце первом пункта 7.10, главах 12 и 13 настоящей Инструкции.
6.5. Резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 настоящей Инструкции, не позднее следующих сроков:
6.5.1. при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, – не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях;
6.5.2. при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, – не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях;
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У в подпункт 6.5.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.
6.5.3. при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, – не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения;
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У подпункт 6.5.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.
6.5.4. при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров – не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара);
6.5.5. при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров – не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах;
6.5.6. при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, – не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах;
6.5.7. при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 6.5.1 – 6.5.6 настоящего пункта, – не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах.
6.6. Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У подпункт 6.6.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.
6.6.1. один экземпляр формы ПС (форма 1 и (или) форма 2), заполненной в порядке, приведенном в приложении 4 к настоящей Инструкции;
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 6 ноября 2014 г. N 3438-У в подпункт 6.6.2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”
6.6.2. контракт (кредитный договор), указанный в главе 5 настоящей Инструкции, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления ПС, а также информацию об условиях расчетов по контракту;
6.6.3. иные документы и информацию с учетом требований настоящей Инструкции, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления ПС);
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У пункт 6.6 дополнен подпунктом 6.6.4, вступающим в силу с 1 октября 2013 г.
6.6.4. принятое налоговыми органами по месту учета резидента уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада), о наличии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, – в случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3865-У в пункт 6.7 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”
6.7. Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему ПС либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом документов и информации, которые указаны в пункте 6.6 настоящей Инструкции, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта и пункте 12.16 настоящей Инструкции.
В случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему ПС либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий десять рабочих дней после даты представления резидентом документов и информации, которые указаны в пункте 6.6 настоящей Инструкции.
Документы и информация, которые указаны в пунктах 6.6 и 6.11 настоящей Инструкции, считаются представленными резидентом в срок, установленный пунктом 6.5 настоящей Инструкции, в случае если уполномоченный банк в указанный срок принял представленные резидентом документы и информацию, принял на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформил по нему ПС.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У пункт 6.8 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.
6.8. В случае принятия на обслуживание контракта (кредитного договора) уполномоченный банк в установленный пунктом 6.7 настоящей Инструкции срок формирует ПС в виде электронного документа и присваивает ему номер в порядке, установленном приложением 4 к настоящей Инструкции.
ПС считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера, проставления даты оформления и подписи ответственного лица.
Банк ПС обеспечивает ведение ПС в электронном виде и хранение ПС в виде электронного документа.
Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту.
6.9. Уполномоченный банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС по следующим основаниям:
6.9.1. из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС;
6.9.2. если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией;
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У в подпункт 6.9.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.
6.9.3. из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, указанных в пункте 6.6 настоящей Инструкции, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации);
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 6 ноября 2014 г. N 3438-У пункт 6.9 дополнен подпунктом 6.9.4, вступающим в силу по истечении одного месяца после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”
6.9.4. при наличии предусмотренных правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Банка России, оснований предполагать, что валютные операции, которые будут проводиться по контракту (кредитному договору), могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6.10. В случае отказа в оформлении ПС уполномоченный банк не позднее срока для отказа в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС, установленного пунктом 6.7 настоящей Инструкции, информирует об этом резидента с указанием причин отказа в оформлении ПС, возвращает резиденту представленный комплект документов и информации с указанием даты их возврата.
В случае получения резидентом отказа в оформлении ПС резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в уполномоченный банк документы и информацию, которые указаны в пункте 6.6 настоящей Инструкции, в срок, установленный уполномоченным банком.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 6 ноября 2014 г. N 3438-У в пункт 6.11 внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”
6.11. В случае предоставления резидентом уполномоченному банку права на основании представленных резидентом документов и информации, указанных в пункте 6.6 настоящей Инструкции, за исключением подпункта 6.6.1 пункта 6.6 настоящей Инструкции (далее – документы и информация, которые необходимы для оформления ПС), заполнить ПС резидент с соблюдением сроков, установленных пунктом 6.5 настоящей Инструкции, одновременно с документами и информацией, которые необходимы уполномоченному банку для оформления ПС, представляет в уполномоченный банк заявление об оформлении ПС, составленное по форме, согласованной уполномоченным банком с резидентом.
Уполномоченный банк проверяет полноту представленных резидентом документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в срок, не превышающий три рабочих дня после даты их представления резидентом, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему ПС либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий десять рабочих дней после даты представления резидентом документов и информации, которые необходимы для оформления ПС.
В случае представления резидентом в уполномоченный банк неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации), которые необходимы для оформления ПС, а также при отсутствии в них оснований для оформления ПС уполномоченный банк не позднее срока для отказа в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС, установленного абзацем вторым или третьим настоящего пункта, информирует об этом резидента с указанием причин отказа в оформлении ПС, возвращает резиденту представленный комплект документов и информации с указанием даты их возврата. В случае принятия уполномоченным банком представленных документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, уполномоченный банк в установленный абзацем вторым или третьим настоящего пункта срок формирует ПС в виде электронного документа и присваивает ему номер в порядке, установленном приложением 4 к настоящей Инструкции.
ПС считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера, проставления даты оформления и подписи ответственного лица.
Банк ПС обеспечивает ведение ПС в электронном виде и хранение ПС в виде электронного документа.
Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту.
В случае несогласия резидента с содержанием информации, указанной в ПС, оформленном банком ПС в соответствии с настоящим пунктом, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты его оформления представляет в банк ПС заявление о переоформлении такого ПС, указанное в пункте 8.2 настоящей Инструкции, с указанием информации, подлежащей корректировке, и обоснованием вносимых изменений с представлением дополнительных документов и информации (при наличии), которые являются основанием для внесения изменений в такой ПС, если они не были ранее представлены в банк ПС. Банк ПС в порядке, установленном пунктом 8.7 настоящей Инструкции, вносит соответствующие изменения в такой ПС.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 25 апреля 2017 г. N 4360-У в пункт 6.12 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Указания
6.12. В случае если для оформления ПС резидентом в уполномоченный банк представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) представляет его в банк ПС.
Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат – дата его составления.
В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в ПС, ранее оформленный по проекту такого контракта (кредитного договора), резидент в порядке, установленном главой 8 настоящей Инструкции, вносит изменения в такой ПС.
В случае непредставления в банк ПС подписанного контракта (кредитного договора) по истечении шести месяцев после даты представления проекта контракта (кредитного договора), по которому оформлен ПС, банк ПС в произвольной форме информирует об этом органы валютного контроля, уполномоченные Правительством Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.
Что такое паспорт сделки для валютного контроля?
Паспорт сделки валютный контроль банка потребует у своего клиента в том случае, если клиент-резидент РФ заключил сделку, предусматривающую переводы денег между ним и нерезидентом. Что представляет собой паспорт сделки и зачем бывает нужен, расскажет эта статья.
Что такое паспорт сделки по валютным операциям
Паспорт сделки — документ, содержащий комплекс сведений, представляющих эту сделку банку как агенту валютного контроля. Согласно закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле»:
- обязанностью банка является осуществление валютного контроля за сделками, подразумевающими перемещение валютных средств между резидентами РФ и нерезидентами;
- обязанностью клиентов — резидентов РФ является снабжение банка необходимыми сведениями для валютного контроля.
В первую очередь обе обязанности выполняются с оформлением паспорта сделки. Сам паспорт сделки является юридическим следствием 2 документов:
- закона № 173-ФЗ;
- инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления документов и информации, связанной с проведением валютных операций».
О том, что отражается в паспорте сделки, и о нюансах его оформления читайте: «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям?».
Что делает банк с паспортом сделки
В рамках своих функций как агента валютного контроля банк:
- Проводит проверку контракта, по которому оформляется паспорт, на предмет соответствия законодательству РФ.
- При оформлении сделки резидентом-импортером отслеживает:
- сколько валютных средств и когда переводится за границу;
- сколько товаров или услуг, являющихся предметом контракта, фактически поставлено в РФ. Для этого банк обменивается информацией с другими структурами валютного контроля в РФ, в первую очередь с таможней.
Как это происходит, читайте подробнее в статье «В чем суть валютного контроля в таможенных органах?».
- При оформлении сделки резидентом-экспортером банк следит:
- за полнотой и своевременностью поступлений на счета резидента выручки по контракту;
- исполнением резидентом-экспортером своих обязательств по контракту (тоже совместно с таможенными органами);
- репатриацией в РФ выручки, полученной резидентом на счета в банках-нерезидентах. В рамках этой функции банк может обмениваться сведениями с ФНС — в частности, при открытии паспорта сделки резиденту нужно предоставлять данные о своих зарубежных счетах вместе с уведомлениями российской налоговой об их открытии.
- порядок валютных транзакций и соответствие их оговоренным в кредитном договоре условиям;
- репатриацию валютной выручки резидентом РФ.
Справка о валютной операции — это документ, не заменяющий паспорт сделки
Справка о валютной операции — это документ, в котором фиксируются данные о движении валютных средств на счете юрлица-резидента. В такой справке действительно указываются все основные данные из паспорта сделки, однако помимо этого она содержит:
- основания для валютной транзакции;
- сведения о транзакции — счет, код операции, код валюты и т. п.
Иногда по письменному соглашению с клиентом такую справку может формировать сам банк. Справка составляется по каждой транзакции, и ее назначение — помочь банку в проведении идентификационных и контрольных процедур по этой конкретной транзакции.
Исходя из этого можно сделать вывод, что справка о валютной операции паспорт сделки не заменяет. И оформлять ее нужно дополнительно, уже имея паспорт сделки.
Можно ли не оформлять паспорт сделки
Не оформлять паспорт сделки, по общему правилу, нельзя. Без него внешнеторговая деятельность в РФ будет нелегитимна. Банк, обслуживающий российскую сторону, будет иметь право в отношении данной сделки обслуживание не выполнять. Также банк вполне может отнести клиента, не оформляющего как положено паспорта сделок, к категории «сомнительных» с точки зрения закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О борьбе с легализацией преступных доходов» и применить к нему и другие методы воздействия, вплоть до полного отказа в обслуживании.
Еще о последствиях возникновения у банка сомнений в отношении клиента читайте здесь: «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».
Законодательно предусмотрены только несколько ситуаций, в которых можно обойтись без паспортизации сделки в банке:
- Общая сумма обязательств по контракту составляет менее 50 000 долларов США или эквивалента данной суммы.
ВАЖНО! Порядок расчета контрактного лимита для пропуска банком сделки без паспорта имеет ряд нюансов. Подробно с ними можно ознакомиться в инструкции № 138-И или в материале «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям».
- Сделка с нерезидентом заключена резидентом-физлицом, не осуществляющим деятельность в качестве ИП.
- Сделка заключена между нерезидентом и уполномоченным российским банком — резидентом.
- Сделка заключена между нерезидентом и органом федеральной исполнительной власти РФ, имеющим специальные полномочия на заключение таких сделок от правительства РФ.
Итоги
Паспорт сделки валютному контролю банка нужен для выполнения банком функций валютного агента. На основании сведений, содержащихся в паспорте, и предъявленных для его регистрации документов банк проводит контрольные процедуры сам, а также обменивается информацией с другими контролирующими органами (например, ФТС и ФНС). Оформление документа является обязательным для российской стороны международного контракта, за некоторыми, отдельно упомянутыми в законодательстве РФ, исключениями.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.Валютный контроль сделок по импорту и экспорту
Сделки по ВЭД нужно проводить, строго соблюдая законодательство, к ним привлечено особое внимание регулирующих органов. Валютный контроль платежей по ВЭД происходит в рамках специального документа — паспорта сделки. О том, как оформить его по экспорту и импорту, читайте ниже.
Импортно-экспортные сделки — особенные. Их законность и правильность проведения контролируется правительством РФ, Банком России, федеральными органами исполнительной власти и агентами валютного контроля. Агентами являются уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и Внешэкономбанк.
Документы ВЭД
Главный документ при экспорте и импорте — внешнеэкономический контракт. Он регулирует права и обязанности сторон в ходе осуществления сделок ВЭД. Контракт заключается в простой письменной форме, так как одной из сторон сделки является российская организация (п. 2 ст. 1209, п. 3 ст. 162 ГК РФ). При этом в нем содержится письменная договоренность сторон о поставке товара, обязательство компании-продавца передать определенный контрактом товар в собственность покупателя и обязательство покупателя принять его и уплатить за него определенную в контракте сумму в определенный срок.
Внешнеэкономический контракт отличается от других договоров следующими чертами:
- одним из его участников является нерезидент;
- к таким контрактам могут применяться нормы не только российского законодательства, но и международного частного права и законодательства иностранного государства.
Паспорт сделки — ключевой документ, регламентирующий проведение процедур валютного контроля сделок ВЭД (ст. 20 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Паспорт сделки заполняют компании-резиденты по валютным операциям с иностранными партнерами (нерезидентами) в соответствии с требованиями валютного законодательства РФ (Инструкция Банка России от 04 июня 2012 г. № 138-И, Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). В нем содержится вся существенная информация о сделке ВЭД. Излагается она в стандартизированной форме, чтобы агенты валютного контроля, в том числе уполномоченные банки, могли оперативно проверить законность и правильность проведения операций. Уполномоченные банки являются в сделках ВЭД важным звеном, так как именно через их счета проходят международные расчеты.
По каждому экспортному или импортному договору оформляется 1 самостоятельный паспорт сделки (кроме случаев, указанных в п. 6.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).
С оформлением документов ВЭД некоторые банки готовы помочь в режиме онлайн.
В Росбанке действует специальное предложение для представителей среднего бизнеса и предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, которое позволяет получать широкий спектр услуг на специальных условиях. Речь идет об открытии счетов в любой валюте, экспортном и импортном валютном контроле, оформлении и переоформлении паспортов сделок, в том числе срочном, платежах в иностранной валюте клиентам других банков, конвертации валюты по курсу банка, подключении и использовании «Интернет Клиент-Банка».
Также в качестве документов валютного контроля выступают:
- справка о валютных операциях в одном экземпляре и обосновывающие документы (кроме случаев, перечисленных в п. 2.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- справка о подтверждающих документах в одном экземпляре и сами подтверждающие документы (кроме случаев, перечисленных в пп. 9.5, 9.6, 9.8 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- другие документы, предусмотренные п. 4 ст. 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Основные реквизиты паспорта сделки:
- номер ПС и дата оформления;
- данные о резиденте;
- данные об иностранном контрагенте;
- сведения о сделке ВЭД: дата, номер контракта, сумма и валюта сделки, дата окончания действия договора;
- данные об уполномоченном банке, в котором оформлен паспорт сделки и через счета которого осуществляются расчеты по сделке;
- сведения о переоформлении ПС (основаниях его закрытия).
ПС — нужен или нет?
Согласно российскому законодательству, есть ряд ситуаций, в которых паспорт сделки обязателен, а есть и такие, когда его оформление не требуется.
Наличие ПС обязательно при заключении с нерезидентами следующих видов договоров, сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США (по курсу ЦБ РФ в момент заключения валютного контракта), предусматривающих:
- ввоз (вывоз) товаров на (с) территорию Российской Федерации;
- предоставление (получение) резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;
- продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива);
- выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
- передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договору финансовой аренды (лизинга).
Требования по оформлению ПС не распространяется на:
- физических лиц;
- сделки, которые заключаются между нерезидентом и российским банком (например, от банков не требуется оформление паспорта сделки при получении кредитов от иностранных фирм);
- договоры, сумма обязательств по которым менее эквивалента 50 тыс. долларов США (по курсу ЦБ РФ в момент заключения валютного контракта).
Паспорт сделки по экспорту
Паспорт сделки по экспорту — это сведения по контракту ВЭД, предполагающему экспорт товаров (услуг, работ, интеллектуальной деятельности) с территории Российской Федерации в другую страну, оплату их в иностранной валюте. Также экспортный товар может быть оплачен российскими рублями через уполномоченный банк или банк-нерезидент, если такое условие содержится в экспортном контракте.
Чтобы оформить ПС, экспортер представляет оригинал (надлежащим образом заверенную копию) экспортного контракта в банк, где у него открыт текущий и транзитный валютный счет, на который поступает валютная выручка, а также заполненную форму паспорта сделки. На основании представленных документов сотрудники банка оформляют ПС. Зарегистрированный и оформленный ПС вместе с оригиналами представленных документов возвращается экспортеру.
Паспорт сделки по импорту
Паспорт сделки по импорту оформляется в банке, где открыты счета резидента. Расчеты могут осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте. Одновременно с ПС в финансовую организацию, как и в случае с экспортом, нужно предоставить оригинал контракта ВЭД (или надлежащим образом заверенную копию). Сотрудники банка проверяют достоверность сведений из контракта и ПС и законность сделки, после чего подписывают ПС, и по импортному контракту можно проводить платежи.
Важным моментом при осуществлении внешнеэкономической деятельности как по экспортным, так и по импортным контрактам является соблюдение репатриации резидентами валюты, т. е. возврат в Российскую Федерацию денежных средств или товаров, причитающихся за авансовые платежи или авансовые поставки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
За несоблюдение валютного законодательства резиденты несут ответственность.
Ответственность за несоблюдение валютного законодательства
Ответственность за нарушение валютного законодательства может наступать по нормам гражданского, административного, уголовного права. Всё зависит от степени тяжести нарушения.
Например, если сделка признается недействительной, наступает гражданская ответственность (по ГК РФ). В такой ситуации стороны должны вернуть друг другу полученные по сделке деньги. Если сумма до 5 млн рублей не возвращается в Россию, наступает административная ответственность (штрафы), а если свыше 5 млн рублей, то даже уголовная (руководитель фирмы-резидента наказывается лишением свободы (до 3 лет)).
Впрочем, ответственность вам не грозит, если вы проведете сделку корректно и оформите документы по ВЭД правильно.
Росбанк готов помочь вам в этом вне зависимости от того, в каком регионе вы работаете. Росбанк предлагает широкий выбор специальных программ для клиентов по ВЭД и качественное сопровождение бизнеса компаний на всех этапах сделки. Еще в начале года банк запустил проект по децентрализации валютных контролеров в регионах присутствия. Проект ориентирован на повышение качества обслуживания представителей среднего бизнеса и предпринимателей, занимающихся ВЭД. Валютные контролеры банка могут оформлять и сопровождать паспорта сделок, консультировать клиентов в регионах по вопросам валютного регулирования, а также на этапе переговоров с иностранными партнерами.
Статьи по теме
Для тех, кто планирует ВЭД
Как выбрать банк для ВЭД
Какие услуги по внешнеэкономической деятельности сегодня оказывают российские банки и по каким критериям выбрать среди них надёжного партнёра.
С чего начать бизнес с зарубежными партнёрами
По каким критериям выбирать за границей, как проводить с ними переговоры и зачем нужно хранить документы по международным сделкам не менее трёх лет.
Траты с плюсом: оптимизация расходов на ВЭД
Как сократить затраты на ВЭД и выбрать банк, который поможет оптимизировать компании для работы на международном рынке.
Рискуйте с умом: как хеджировать риски в ВЭД
Как застраховать международный бизнес от скачков валютных курсов, колебаний цен на сырьё и других рисков.
Для тех, кто уже ведёт ВЭД
Как экономить на банковских расходах
Международный бизнес во многом зависит от банковской поддержки. Поэтому, выбирая банк-партнёр, важно знать, на каких его услугах можно будет сэкономить, чтобы зарабатывать больше.
Валютные операции на Дальнем Востоке России
В чём специфика ведения бизнеса в дальневосточном регионе и почему для валютных операций важно выбрать крупный банк, входящий в международную финансовую группу.
Дистанционная ВЭД: и другие полезные сервисы
Внешнеэкономическая деятельность
Все компании уникальны, как и их победы. Задайте вопросы конкретно о вашем бизнесе, и эксперты Росбанка по ВЭД помогут вам создать собственную историю успеха.
кейсы
Птицефабрика «Уссурийская» производит 130 миллионов яиц в год, поставляет продукцию в страны Азии и планирует выйти на рынок Европы.
Компания ЮМИКС начинала с небольшого магазина, а теперь это один из ведущих российских поставщиков сантехники из Польши, Германии, Италии и других стран.
Красноярский бизнесмен поставляет дикие орехи и ягоды нескольким немецким компаниям — и экономит на банковском обслуживании около 200 тысяч рублей в год.
Птицефабрика «Уссурийская» производит 130 миллионов яиц в год, поставляет продукцию в страны Азии и планирует выйти на рынок Европы.
Компания ЮМИКС начинала с небольшого магазина, а теперь это один из ведущих российских поставщиков сантехники из Польши, Германии, Италии и других стран.
Доставлять снег в Марокко и продавать валенки в Англии? Узнайте, насколько это реально для вас.
Отдел спецпроектов: Полина Абдуллина, Василий Подтынников, Анастасия Сударикова
© 1995–2016 РосБизнесКонсалтинг
© 2007-2016 ПАО РОСБАНКНужен ли паспорт сделки и как осуществляется валютный контроль?
Заключая контракт с , владелец бизнеса в РФ обязан передать в уполномоченный банк сведения по договору: дату соглашения, присвоенный номер, сумму, данные о контрагенте. До 1 марта 2018 года информация о внешнеэкономических валютных операциях вносилась в паспорт сделки. Документ оформлялся к каждому международному контракту для постановки на учет. Когда стороны выполняли свои обязательства, финучреждение закрывало паспорт и передавало в Центробанк.
Процедура валютного контроля регламентировалась Федеральным законом № и Инструкцией Банка России № . Но с 1 марта 2018 года паспорта сделок упразднены. Вступила в силу Инструкция ЦБ РФ № от , устанавливающая новые требования к регулированию операций.
Почему отменили паспорта сделок
Изменения упрощают взаимодействие с банками и ускоряют расчеты с контрагентами.
- Документы подготавливаются быстрее. На оформление паспорта сделки требовалось 3 дня, еще 2 дня — на отправку резиденту. Теперь банк регистрирует контракт за 1 рабочий день.
- Увеличена пороговая сумма для контроля. Ранее она составляла 50 тыс. $ США (в рублевом эквиваленте примерно 3,7 млн). По новым правилам сделки до 3 млн ₽ контролируются в упрощенном порядке.
- Сведены к минимуму отказы в постановке на учет при наличии всех необходимых сведений. Важно, чтобы в контракте была проставлена дата исполнения обязательств.
Нагрузка в части валютного контроля перераспределяется с бизнесмена в большей степени на кредитную организацию. Это снижает риск наложения штрафов.
Как теперь контролируются
Вместо оформления паспорта сделки банки теперь регистрируют договор. Затем контракту присваивается УНК — уникальный номер, по сути — тот же набор цифр, что и в паспорте.
1 — две последние цифры года, в котором контракту присвоен уникальный номер;
2 — месяц, в котором контракту присвоен уникальный номер;
3 — порядковый номер контракта, принятого на учет с присвоением уникального номера банка УК в течение календарного месяца;
4 — регистрационный номер кредитной организации с Книгой государственной регистрации кредитных организаций (КГРКО);
5 — порядковый номер филиала в соответствии с КГРКО;
6 — код кида контракта;
7 — признак резидента, являющегося стороной по контракту.Под валютный контроль подпадают все сделки, но в зависимости от типа и стоимости договора различается процедура отчетности.
Контракт стоимостью до 200 тыс. ₽
Для всех категорий сделок: экспорт, импорт, кредитование.
При валютном контроле к расчету принимается общая стоимость контракта, а не размер одного платежа. Если сумма не превышает 200 тыс. ₽, регистрировать договор, предоставлять в банк его оригинал не нужно. Справка о валютной операции тоже не требуется, достаточно сообщить код.
Вы имеете право оформить соглашение на каждую поставку и пройти валютный контроль. В свою очередь, финучреждение может запросить документы, если возникнут подозрения.
Контракты в пределах 200 тыс. — 3 млн ₽
Экспортные, импортные сделки, кредитование.
Уникальный номер не присваивается. Необходимо отправить в банк любой документ, позволяющий проставить код операции. Это может быть само соглашение, выписка из него, инвойс, акт, счет, иные документы сделки. Конкретный список уточняйте в обслуживающем банке.
Контракты суммой 3–6 млн ₽ на экспорт
Требования аналогичны предыдущему разделу. Контракт или иной документ предоставляется в финучреждение, но договор не ставится на учет.
Контракты от 3 млн ₽ на импорт, кредитование
В этом случае регистрация обязательна, вы предъявляете оригинал соглашения. Кроме того, после завершения сделки бухгалтер предприятия подготавливает справку о подтверждающих документах — СПД. В нее могут включаться:
- декларация на товары, заявление на условный выпуск;
- перевозочные, товаросопроводительные документы;
- акты , ;
- иная коммерческая, учетная документация.
СПД оформляется в течение 15 дней с момента, когда российская сторона выполнила обязательства по договору. Также справка подается при изменениях в контракте — например, переуступке прав по сделке, прекращении обязательств.
Контракты свыше 6 млн ₽
Для всех категорий валютных сделок.
Регистрация, присвоение УНК и подача СПД — обязательное условие. Требования такие же, как и для контрактов более 3 млн рублей на импорт. Но есть нюанс: экспортерам разрешается вначале предъявить проект контракта или просто сведения о нем, а сам документ предоставить в течение 15 дней после подписания по общему правилу.
Порядок постановки на учет
Этап 1. Оформляется заявление о постановке контракта на учет по форме банка.
Резидент должен зарегистрировать договор по валютной сделке в следующие сроки:
Валютный контроль 2022: что нужно знать
Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.
Законодательная база
Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».
Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».
Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.
Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
Формы и принципы валютного контроля
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
Сделки, подлежащие валютному контролю
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.
Вывод
Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).
Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.
Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.
Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.
Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.
В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.