Разница в процедуре закупок по 223-ФЗ и 44 ФЗ

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С 2022 года вступает в силу так называемый оптимизационный закон, и все изменится. Готовиться рекомендуем уже сейчас.

В 2022 году сократили количество способов определения поставщика

С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:

  1. Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
  2. Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
  3. Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
  4. Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
  5. Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
  6. Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определить типовой способ закупки при планировании. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2022 году

Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2022 году.

Конкурентные формы закупок по 44-ФЗНеконкурентные
Конкурсы (в т. ч. электронные)Закупки у единственного поставщика
Аукционы
Запросы котировок (в т. ч. электронные)
Запросы предложений (в т. ч. электронные)
Закрытые способы (в т. ч. электронные)

Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ

Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.

  • электронный аукцион несостоявшимся по ч. 4 ст. 71 № 44-ФЗ;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися по ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2022 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.

А с 01.04.2022 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.

Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2022 год.

Способы закупки

Неконкурентные способы

Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:

  • покупка лекарств;
  • ликвидация аварий;
  • и др.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

В ст. 3.4 № 223-ФЗ указано, какие бывают способы закупок среди малых и средних предприятий: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Получается, что перечень закрытый, и другие заказчики не проводят. Подробнее: «Особенности закупок у СМП по № 223-ФЗ в 2022 году».

Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 15 февраля

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что регулируют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
  • Изменения в сфере госзакупок с 2022 года

В нашей стране закупочная деятельность регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Между собой они имеют как сходства, так и различия. Причем последних немало.

Закон 44-ФЗ является более строгим, правила работы в нем объясняются более подробно, то есть для начинающих специалистов лучше пользоваться именно им. Тем же, кто имеет опыт в госзакупках, идеально подходит 223-ФЗ.

Впрочем, и поставщики, и заказчики обязаны свободно ориентироваться в обоих законах, понимать отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ. Только в этом случае можно избавить себя от досадных промахов.

Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ

Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ

В Законе 44-ФЗ содержится описание норм контрактной системы, то есть правил, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары или услуги.

Читайте также:
Программа Молодая Семья В 2022 Году Тюменская Область

01.01.2019 г. начали действовать очередные поправки в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для проведения большинства торгов стала обязательной электронная форма. Бумажный формат сохранен лишь для отдельных случаев. Суть новых правил участия в госзакупках состоит в том, что теперь поставщики должны иметь регистрацию в ЕИС. Это бесплатно, и процедуру нужно проходить раз в три года. Кроме того, изменился порядок получения аккредитации на торговых площадках потенциальными исполнителями.

Закон 223-ФЗ включает в себя нормы организации, осуществления закупок для естественных монополий, госкорпораций, пр. Может показаться, что отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ по содержанию совсем невелики. Однако внимательное рассмотрение позволяет понять, что это не так. Работая с 223-ФЗ, участники получают больше свободы. У них появляется возможность прописывать свои условия проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, предполагает поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы как таковой.

В отличие от 223-ФЗ, по нормам 44-ФЗ проходят тендеры, организуемые государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (кроме особо значимых), то есть больницами, детскими садами, воинскими частями, трамвайно-троллейбусными парками и т. п. В данном документе подробно описываются все этапы организации торгов, устанавливаются штрафы за несоблюдение норм.

Еще одно отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ о закупках – последний вариант используется особыми заказчиками, а именно организациями, где более 50 % принадлежит государству. Этому же закону подчиняются монополии государственного масштаба, их «дочки», например, РЖД и ФПК. Более подробно на этом остановимся далее.

Кроме того, работать с 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под действие 44-ФЗ. Отличие здесь состоит в том, что при этом они должны расходовать только самостоятельно заработанные средства. Последние могут быть выданы им как гранты либо предназначаться для найма субподрядчиков.

В тексте 223-ФЗ используются исключительно общие фразы, без конкретики, так как здесь излагаются принципы, от которых заказчикам необходимо отталкиваться при подготовке Положения о закупках на ближайший год. После чего данный документ обязательно публикуется в ЕИС, на сайте www.zakupki.gov.ru. Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ для заказчиков состоит в том, что во втором случае государство дает большую свободу, поскольку лишь частично финансирует их закупки.

Но нужно понимать, что используемый в 223-ФЗ подход, в отличие от 44-ФЗ, неудобен поставщикам, поскольку от раза к разу документация может кардинально отличаться. Это приводит к временным затратам на ее изучение, необходимости адаптировать бизнес-процессы и предложения к новым условиям. Но результат стоит всех приложенных усилий, так как 223-ФЗ применяют для проведения наиболее серьезных торгов.

223-ФЗ

Если говорить об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ для поставщиков, то основной недостаток 44-ФЗ состоит в том, что данный закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников торгов. Это связано с тем, что все средства на заказы идут из государственного бюджета. Любое несоблюдение установленных 44-ФЗ правил приводит к дисквалификации, штрафам, а в наиболее серьезных случаях к внесению в реестр недобросовестных поставщиков – что не позволяет компании работать на тендерах (и не только).

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Ключевые отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ в 2019 году представлены в таблице:

  • Государственные бюджетные учреждения.
  • Муниципальные бюджетные учреждения.
  • Организации, в которых более 50 % принадлежит государству.
  • Компании, сфера деятельности которых относится к регулируемым видам деятельности (снабжение водными, энергетическими ресурсами, пр.).
  • Организации-субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные, газовые компании, пр.).
  • Бюджетные организации, приобретающие товары или услуги из внебюджетных средств (используют собственные средства, средства субподряда, гранты, пр.).

Юридические и физические лица, ИП

Юридические и физические лица, ИП, коллективные участники

Форматы проведения торгов

  • Конкурс (открытый; открытый в электронной форме; с ограниченным участием; с ограниченным участием в электронной форме; двухэтапный; двухэтапный в электронной форме).
  • Электронный аукцион.
  • Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы), оффлайн или в электронной форме.
  • Запрос котировок.
  • Запрос котировок в электронной форме.
  • Запрос предложений.
  • Закупка у одного исполнителя
  • Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).
  • Конкурентная закупка в электронной форме.
  • Закрытая конкурентная закупка.
  • Закупка у одного исполнителя.
  • Другие способы, прописанные в Положении.

В качестве торговых площадок могут выступать:

  • «Сбербанк АСТ».
  • «Заказ РФ» (или Общероссийская система электронной торговли ОСЭТ).
  • «Росэлторг» (или Единая электронная торговая площадка ЕЭТП).
  • «Национальная электронная площадка» (раньше называлась ММВБ-Госзакупки).
  • «РТС-Тендер».
  • «Российский аукционный дом».
  • «ТЭК-Торг».
  • ЭТП ГПБ («Газпромбанк») – секция «Государственные закупки».
  • АСТ ГОЗ (используется только во время закрытых тендеров на выполнение оборонного заказа).

Участник получает аккредитацию на всех этих площадках сразу после регистрации в ЕИС. Отметим, что регистрация всегда осуществляется бесплатно, в отличие от площадок для работы по 223-ФЗ

Всего существует свыше 170 торговых площадок.

Организаторы имеют право выбирать ЭТП на свое усмотрение.

Могут использоваться площадки с платным и/или бесплатным доступом, также допускаются различные условия участия

Сроки предоставления заявок на участие

Для всех этапов торговой процедуры 44-ФЗ устанавливает жесткие сроки. Их обязаны соблюдать все стороны, принимающие участие в тендере

В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет заказчику самому фиксировать сроки в Положении о закупках. Поэтому всем участникам тендера по 223-ФЗ важно изучить конкретное Положение

Необходимо подготовить такие отчеты:

  • О закупках у СМП И СОНКО.
  • Обоснование закупки у одного исполнителя.
  • Об исполнении условий соглашения либо одного из этапов.
  • Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
  • О количестве закупленных товаров при исполнении специального инвестиционного контракта
  • Ежемесячные отчеты.
  • Годовые отчеты о закупках:
  • инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • у субъектов малого и среднего бизнеса;
  • ежемесячные отчеты
Читайте также:
Как оформить алименты при смене работы?

Госзаказчик имеет право установить обеспечение в пределах 0–30 %, если договор заключается на сумму до 50 миллионов рублей. Если производится закупка медицинского оборудования или сумма превышает 50 миллионов рублей, обеспечение должны быть 5–30 % от НМЦК.

Участник тендера может сам выбирать способ обеспечения контракта. Данную роль играет банковская гарантия или денежные средства, вносимые на счет организатора

Заказчик сам устанавливает данную сумму, в отличие от 44-ФЗ, предписывающего более строгие ограничения

Внесение изменений в положения, расторжение контракта

Существенные условия договора не могут быть изменены. Подобные действия допускаются лишь в определенных законом случаях, если достигнуто соглашение между сторонами контракта (ч. 1 ст. 95).

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • при отказе одной из сторон от выполнения своих обязательств

Возможность корректировки условий соглашения фиксируются в Положении.

Любые изменения существенных условий договора должны быть согласованы с исполнителем.

Могут корректироваться количество, объем, цена закупаемых товаров/услуг, сроки исполнения.

Расторжение допускается только при наличии существенных нарушений участником и производится по решению суда

Обжалование действий организатора торгов

Жалобы рассматривается в течение пяти рабочих дней и подаются:

  • В территориальное отделение федеральной антимонопольной службы.
  • В уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
  • Контрольный орган в сфере гособоронзаказа

Жалобы на действия заказчика направляются в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб устанавливаются Положением о закупках. Претензия рассматривается в соответствии с Положением и ГК РФ.

Могут быть обжалованы:

  • действия организатора;
  • нарушения норм оператором ЭТП;
  • отсутствие сведений о тендере в ЕИС;
  • предъявление к поставщикам требований, которые не содержатся в документации по тендеру

Считается, что между 223-ФЗ и 44-ФЗ есть одно главное отличие: по 44-ФЗ работать проще. Это связано с тем, что в госзакупках, проводимых по нормам данного закона, все требования, процедуры и условия жестко зафиксированы и являются общими для всех. Использовать на практике 223-ФЗ сложнее, зато он дает большой спектр возможностей всем сторонам контракта.

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

При работе с 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, мало просто знать нормы закона, нужно также обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы его применения и уточняют положения законодательного акта. Не менее важно перед участием в закупке изучать документы, предоставляемые организатором. Практика показывает, что в некоторых случаях также приходится обращаться к другим законам, например, «О защите конкуренции». Поэтому если обозначить отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами, то для нормативного регулирования закупок при работе с 223-ФЗ необходимо пользоваться другими актами.

Изменения в сфере госзакупок с 2022 года

Каждый год в законодательство о закупках вносятся разного рода изменения. С 2022 года законы в сфере закупок будут иметь такие отличия:

Обязательная регистрация исполнителей в Единой информационной системе.

Изменения в сфере госзакупок с 2022 года

С начала 2019 года данное правило распространялось исключительно на новых участников торгов. В отличие от новичков, те, кто прошел регистрацию в 2018 году, могли продолжать работать до окончания аккредитации или до конца 2019 года. С 01.01.2022 г. регистрацию на ЕИС должны иметь все, кто хочет участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ, в конкурентных торгах для малого бизнеса по 223-ФЗ, в закупочных процедурах по постановлению Правительства РФ № 615.

Регламентация работы в ГИС «Независимый регистратор».

ГИС «Независимый регистратор» представляет собой официальное ПО, позволяющее участникам государственных закупок записывать свои действия на электронных площадках, в ЕИС. Система производит видеофиксацию, шифрует информацию и в дальнейшем хранит все необходимые данные. Программу можно установить бесплатно, для этого ее нужно скачать на официальном сайте zakupki.gov.ru

Бывает, что из-за технического сбоя на электронной площадке поставщик теряет возможность участвовать в тендере. После торгов в 2022 году, в отличие от предыдущих лет, он сможет подтвердить факт нарушения с помощью данной программы.

Записи торгов на ЭТП в закодированном виде отправляются на сервер «Независимого регистратора», после чего могут быть расшифрованы по запросу сотрудника ФАС.

Изначально предполагалось, что данное изменение вступит в силу 01.10.2019 г., но позже его перенесли на 01.01.2022 г.

Новые типовые контракты.

С 01.01.2022 г. тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют отличия по формату используемых контрактов. Теперь участники госзакупок по 44-ФЗ должны работать с типовыми контрактами. В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет самостоятельно выбирать форму соглашения.

Типовые контракты разрабатываются федеральными министерствами и ведомствами, госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос», после чего публикуются в ЕИС, а именно в библиотеке типовых контрактов.

С 2019 г. было доступно 16 типовых контрактов, с 01.01.2022 г. к их числу добавились еще два:

  • на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;
  • на выполнение проектных и изыскательских работ.
  • Изменение условий участия малого бизнеса в закупках госкорпораций.

Речь идет о закупках по 223-ФЗ – все внесенные поправки создают более комфортные условия для участия малого бизнеса в тендерах госкорпораций.

В отличие от предыдущих лет, когда по 223-ФЗ срок оплаты по контракту составлял 30 календарных дней, с 1.01.2022 г. он уменьшился до 15 рабочих дней. Данное правило распространяется на подрядчиков, субподрядчиков и соисполнителей закупок по 223-ФЗ, начатых после 01.01.2022 г.

Не менее важно, что увеличен минимальный объем, закупки по которому госкорпорации должны произвести у малого бизнеса в течение года. Отличие составило 2 %, цифра выросла с 18 % до 20 % от общего объема договоров, подписанных по результатам торгов. Совокупный объем договоров, которые заключены при помощи тендеров, проводимых только для субъектов МСП, повысился до 18 %. Напомним, что ранее данный показатель находился на уровне 15 %.

Читайте также:
Какая страховка дороже ограниченная или неограниченная

Замена электронной подписи.

Электронная подпись для участия в торгах на ЭТП должна отвечать требованиям нового ГОСТа Р 34.10-2012.

Замена электронной подписи

В отличие от нового, прежний стандарт не соответствует современным требованиям шифрования. Поэтому квалифицированные электронные подписи, созданные по ГОСТ Р 34.10-2001, не могут применяться с 01.01.2022 г. Чтобы участвовать в госзакупках, обязательно проверьте свой электронный сертификат и замените на новый, если это необходимо.

Новый порядок ведения реестров контрактов.

Изменения затронули порядок формирования и обмена данными между организаторами торгов и Федеральным казначейством.

С 5 января 2022 г. информация о закупке товаров, работ, услуг у малого бизнеса должна быть обязательно опубликована. В том числе, речь идет о тендерах, организованных исключительно для субъектов малого предпринимательства. Данные требования относятся к определенным юридическим лицам с госучастием и автономным учреждениям.

Новые требования к операторам электронных площадок.

Теперь операторов ЭТП обязали публиковать сведения об участниках, привлеченных к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения от юридического лица. В отличие от предыдущих лет, с 2022 года все данные будут передаваться заказчикам, чтобы они могли убедиться, что поставщики отвечают требованиям ст. 31 закона 44-ФЗ.

Новые требования к операторам электронных площадок

Информация о привлечении к ответственности включает в себя наименование суда, номер дела, дату вынесения и дату вступления в силу постановления. Все данные автоматически генерируются в ЕИС при регистрации юридического лица на портале на основе сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ.

Усиление контроля за госзакупками.

С 01.04.2022 г. будет использоваться новый порядок контроля документов по закупкам. Все они будут проверяться в Единой информационной системе. Если говорить точнее, то проверка затронет два параметра:

  • соответствие информации об идентификационных кодах закупки;
  • установление в планах-графиках, извещениях, протоколах, проектах контрактов объема закупки в пределах установленного лимита финансового обеспечения.

Есть еще одно важное отличие: с этого года из закона исключаются требования, предполагающие контроль аналогичных сведений, содержащихся в планах закупок.

Изменение организации детского отдыха.

С 01.06.2022 г. начинает действовать закон, по которому государственные заказчики смогут приобретать услуги по организации отдыха детей только у компаний, внесенных в соответствующий реестр.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий

Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ — единая законодательная база регулирования государственной контрактной системы. Однако каждый из законов имеет свою сферу применения. Будьте внимательны в этом вопросе, чтобы не допустить ошибок.

Заказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.

Заказчики по 223-ФЗ:

  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • публично-правовые компании;
  • естественные монополии;
  • автономные учреждения;
  • ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
  • компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
  • бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
  • федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.

Заказчики по 44-ФЗ:

  • государственные и муниципальные органы власти;
  • Росатом и Роскосмос;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные казённые учреждения;
  • бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Участники

Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.

Преимущества для субъектов МСП

Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.

По 44-ФЗ:

  • минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
  • разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
  • размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).

По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:

  • минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
  • обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.

Виды процедур

44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

Виды процедур по 44-ФЗ:

  • конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
  • запрос котировок, в том числе в электронной форме;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.

Читайте также:
Как исправить неправомерную выставленную оценку учителя?

Площадки

Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.

Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:

  • реестр контрактов/договоров;
  • планы закупок;
  • положения о закупках согласно 223-ФЗ;
  • нормативно-правовые акты.

Порядок проведения закупок

44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом

В закупках по 44-ФЗ:

  1. Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
  2. Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
  3. Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
  4. Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.

В закупках по 223-ФЗ:

  1. Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
  2. Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
  3. Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
  4. Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.

Контракт (договор)

По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом. Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.

Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.

Обжалование

44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.

В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается. Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.

Практическое применение 44-ФЗ и 223-ФЗ

Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее. Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы. Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции». Поэтому нормативное регулирование закупок по 223-ФЗ только этим законом не ограничивается, в отличие от 44-ФЗ.

Работа на ЭТП для любого бизнеса

В соответствии с действующим законодательством закупки осуществляются для государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» и для корпоративных нужд — в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Особенностью применения Закона о контрактной системе является возможность для отдельных заказчиков использовать двойной режим закупок, то есть заказчики могут работать параллельно в двух законах — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это касается бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий.

Чтобы понимать, каким образом подготовить заявку, как будут проходить закупки, чем они регламентированы, а также чтобы сделать выбор, в рамках какого закона будет удобнее и проще работать, участникам закупок необходимо знать различия этих двух законов.

В отличие от 223-ФЗ, 44-ФЗ регламентирует все этапы, стадии и процессы осуществления закупок начиная с этапа планирования, когда заказчики обозначают канву своих будущих закупок. Далее регламентации подлежат сами процедуры закупок. Также регламентированы этапы заключения, исполнения и расторжения контракта, и результативность исполнения.

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Главное различие между законами – 44-ФЗ регулирует все этапы, в том числе порядок обжалования закупок.

  • планирование закупки;
  • проведение процедуры закупки;
  • заключение контракта;
  • исполнение контракта;
  • порядок обжалования закупок;
  • регулирует не все процессы;
  • всё, что не регламентируется нормами Закона 223-ФЗ и НПА, заказчики регламентируют своими Положениями о закупке;
  • порядок обжалования установлен Законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

223-ФЗ является рамочным и регулирует не все процессы. Те, что в нём не прописаны, заказчики самостоятельно регламентируют в своих положениях о закупке. Если говорить о порядке обжалования в 223-ФЗ, то здесь установлены только основания для подачи жалобы. Сама же процедура обжалования осуществляется в соответствии с 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Для размещения информации в рамках Закона 44-ФЗ и Закона 223-ФЗ применяется ЕИС. Тем самым обеспечивается единство информационного пространства для всех экономических субъектов. При этом информация, подлежащая размещению по этим двум законам, порядок и сроки такого размещения имеют отличия.

Планирование закупки

Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.

В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.

Читайте также:
Статьи раздела Аудиторская деятельность

Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.

Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Все конкурентные закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на 8 ЭТП, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.Исключительно на этих же 8 площадках проводятся закупки в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства. Остальные закупки могут проводиться на любых других ЭТП.

На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.

Способы закупки по 44-ФЗ

Конкурентные способы

44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос котировок
  • Запрос предложений

Неконкурентный способ

Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Способы закупки по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки как конкурентные, так и неконкурентные.

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Все конкурентные закупки проводятся в электронной форме.В электронной форме проводятся запрос котировок и запрос предложений. Аукцион и конкурс могут быть в «бумажной» форме, если это указано в ПОложении о закупке.
Аукцион в электронной форме — в случаях, установленных Правительством РФ (аукционный перечень)Исключительно в электронной форме должны проводиться закупки по перечню, утверждённому ПП РФ 21.06.2012 № 616.

Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.

По 44-ФЗ аукцион в электронной форме проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.

Электронные закупки по 223-ФЗ проходят исключительно в электронной форме по перечню, утверждённому ПП РФ от 26.06.2012 №616.

Если не говорить о конкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.

По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в данном положении о закупках. Как правило, заказчики берут условия из части 1 статьи 93 положения и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.

При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.

В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.

Централизованные закупки

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Централизованные закупки и совместные конкурсы и аукционы регламентированы нормами закона.Централизованные закупки и совместные закупки нормами закона не предусмотрены, но встречаются на практике.

Кто может являться участником закупки и какие требования к ним предъявляются

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Участник закупки — Юрлицо, физлицо, в том числе ИП в единственном числе, кроме офшоров.Возможно участие нескольких лиц на стороне участника закупки — коллективный участник.
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона.Заказчик вправе дополнить порядок проведения закупок в случаях, когда это указано в Законе или по вопросам, которые законом не урегулированы.

Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.

Для участников 223-ФЗ все положения участник может установить в своём положении о закупке.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2022 года установлены чёткие требования.

Как осуществляется описание объекта закупки

Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ указано, что описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без указания на товарные знаки, с использованием ГОСТов и технических регламентов.

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без товарных знаков, с использованием ГОСТ и тех. регламентов.
Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК установлены нормами Закона.Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК Законом не предусмотрены, но могут быть установлены заказчиком в Положении о закупке.

В 44-ФЗ антидемпинговым мерам посвящена отдельная статья, в которой установлены правила их применения. Также в законе описан порядок обоснования начальной и максимальной цены контракта и процедура исполнения обеспечения контракта.

В 223-ФЗ указанные моменты не предусмотрены.

По 44-ФЗ заказчик может установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков данного закона.

В 223-ФЗ можно применить два реестра недобросовестных поставщиков. То есть возможно установление ограничения об отсутствии в реестре в соответствии с ПП РФ №1211 и по 44-ФЗ.

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) только по 44-ФЗ.Можно использовать два РНП в соответствии с 223-ФЗ )ПП РФ № 1211 от 22.11.2012) и по 44-ФЗ.
Порядок обжалования предусмотрен в самом Законе.В Законе предусмотрены основания для обжалования, при этом рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии со статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Читайте также:
Можно ли оплатить подотчетные расходы зарплатной картой

Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок

Закон 44-ФЗЗакон 223-ФЗ
Преимущества и преференции установлены для СМП и СОНКО, организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
Преференции предоставляются всеми заказчиками при осуществлении конкурентных закупок.
Предусмотрены преференции для организаций малого и среднего предпринимательства и самозанятых.
Преференции предоставляются только заказчикам, попадающим по объёму выручки под действие Постановления № 1352.

Особенности осуществления закупок отдельных товаров и услуг

Национальный режим при закупках

  • Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.

При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.

Особенности закупок по 223-ФЗ

Начало закупок

После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.

Положение о закупке

Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.

На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.

Типовые положения

В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
  • иным уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке должен определить соответственно бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.

Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.

Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

  1. Порядок подготовки и осуществления закупки.
  2. Способы закупок и условия их применения.
  3. Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с 223-ФЗ.

Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.

Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.

ЕИС

Как происходит утверждение положения о закупке

Заказчик
Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компанииГосударственная корпорация или государственная компания
Руководителем унитарного предприятияГосударственной унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие
Наблюдательным советом автономного учрежденияАвтономное учреждение
Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного обществаАкционерное общество, либо в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров
Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностьюОбщество в ограниченной ответственностью либо в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом
Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учрежденияГосударственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение
Наблюдательным советом публично-правовой компанииПублично-правовая компания

Порядок размещения положения о закупке

Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Структура положения о закупке

Требования к закупке
порядок подготовки и осуществления закупкипорядок заключения и исполнения договора
конкурентными способамииные положения
неконкурентными способами

При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:

  1. Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона 223-ФЗ, порядка подготовки и/или осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в ЕИС Положении о закупке такого заказчика.
  2. Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом 223-ФЗ.
  3. Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесённых в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
  4. Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
  5. Осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений.
  6. Неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Читайте также:
Как оформить РВП в Крыму гражданину Украины

Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.

Выводы

Не важно, примите ли вы решение участвовать в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, — в любом случае необходимо знать нормы самого закона и подзаконных правовых актов и внимательно изучить документацию о закупке.

Эксперты Астрал.Тендер знают все законы и нормативно-правовые акты, касающиеся закупок. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам, или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

Статья актуальна на 21 июня 2022

Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2022)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • двухэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна р егистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

Читайте также:
Как восстановить приписное свидетельство?

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным з аказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

44-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет . Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

М ожно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Ошибка в способах закупки: Федеральным законом № 223-ФЗ одним из обязательных для заказчика способов закупки предусмотрен аукцион, а не аукцион в электронной форме.

А прокомментируйте пожалуйста еще антидемпионговые меры по ФЗ-44.
Если цена понижена на 25% и более, нужно обеспечение в 1.5 больше.
Или можно заплатить обычное обеспечение + приложить документы, подтверждающие добросовестность (если сумма контракта

Руслан. Добрый день, Руслан.
Касательно антидемпинговых мер Вы все правильно поняли.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ победитель аукциона с начальной (максимальной) ценой 15 млн. рублей и менее, к которому применяются антидемпинговые меры, может дополнительно предоставить информацию о своей добросовестности, вместо увеличения размера обеспечения исполнения контракта.
Требований к оформлению такой информации закон не содержит, поэтому достаточно будет в любой форме перечислить исполненные контракты со ссылкой на реестр контрактов (часть 3 статьи 37), например, указав реестровые номера исполненных контрактов.
Подготовленный список исполненных контрактов (информацию о добросовестности) победить электронного аукциона обязан передать заказчику одновременно с документом, подтверждающим внесение обеспечения контракта, при подписании контракта (части 2 и 5 статьи 37), поэтому информацию о добросовестности нужно отправлять через электронную площадку, то есть при подписании контракта на электронной площадке нужно прикреплять 2 файла: копию платежного поручения (банковской гарантии) и список исполненных контрактов.

Читайте также:
Как исправить неправомерную выставленную оценку учителя?

Иван Спиридонов. Иван, а подскажите еще один технический момент.
При подписании контракта нужно прикреплять копию платежного поручения (банковской гарантии) – эта копия должна быть сканом с бумажной платежки с отметкой банка? Или достаточно выгрузить платежку из интернет-банка в формате Word или HTML и прицепить этот файл?
То же самое при подаче заявок, нужно ли заявку, декларации о соот-ии требованиям и прочие документы распечатывать, подписывать, скреплять печатью, сканировать и прикреплять? Или достаточно вордовский файл прикрепить и подписать ЭЦП?
По логике ничего сканировать не надо, т.к. подписываем все ЭЦП, но мало ли как на практике. Рисковать не хочется, чтобы проверить, сканирую пока.

Иван Спиридонов. Руслан, в законе действительно нет требований, в какой форме должен быть документ, подтверждающий добросовестность поставщика. Но эту форму может установить заказчик в своей документации. Поэтому нужно смотреть, что указано в разделе про антидемпинговые меры.
Что касается предоставления, то сейчас на некоторых площадках выделяют отдельное поле для этого документа. Например, на Сбербанк-АСТ это поле уже есть. Оно находится в карточке контракта: там же, где прикрепляют подтверждение об обеспечении исполнения контракта.

Руслан. Добрый вечер, Руслан.
В отношении электронного аукциона в Федеральном законе № 44-ФЗ фигурируют 3 понятия:
1) информация – здесь все просто, так как она, как я писал ранее, предоставляется в любой форме;
2) документы. Копия документа в соответствии с обычаями делового оборота и ГОСТом по делопроизводству (не помню реквизиты) должна содержать все реквизиты оригинального документа;
3) документы в электронной форме. К таким документам пока можно отнести только заявку и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Отсюда простое правило: документы нужно сканировать, а информацию и документы в электронной форме предоставлять как есть – оригиналы с электронной подписью.
Касательно Вашего вопроса еще могу высказать свое мнение про копию платежного поручения. В какой форме Вы ее предоставите заказчику не важно (должно быть по закону), так как для него главным является факт предоставления обеспечения контракта (часть 13 статьи 70, часть 5 статьи 96). В случае с банковской гарантией фактом предоставления обеспечение исполнения контракта является предоставление заказчику копии документа (банковской гарантии), а в случае перечисления денежных средств – факт поступления денежных средств на счет заказчика.
К тому же формально в соответствии с Федеральными законом № 44-ФЗ копию банковской гарантии можно вообще не предоставлять.

В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.

  1. Базовые отличия
  2. Заказчики закупочных мероприятий
  3. Поставщики товаров или услуг
  4. Привилегированные участники
  5. Виды торгов
  6. ЭТП для проведения закупок
  7. Временной регламент закупочных мероприятий
  8. Способы идентификации участников
  9. Отчетность, обязательная для заказчиков
  10. Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
  11. Возможность и порядок изменения/расторжения договора
  12. Процедура обжалования действий заказчика
  13. Часто задаваемые вопросы
    1. В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
    2. Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
    3. На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

    Базовые отличия

    Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.

    Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг.

    Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.

    Заказчики закупочных мероприятий

    Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные.

    Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:

    • компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;
    • естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;
    • хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;
    • бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.

    Поставщики товаров или услуг

    Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.

    Привилегированные участники

    Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:

    • организации инвалидов;
    • предприятия УИС;
    • субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;
    • социально ориентированные НКО;
    • поставщики товаров из стран ЕАЭС.

    Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.

    Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:

    • поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;
    • самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.

    Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.

    Виды торгов

    Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:

    • пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;
    • электронные аукционы;
    • закрытые аукционы;
    • два вида запросов – котировок цены и предложений;
    • закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).

    Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:

    • конкурсы;
    • аукционы;
    • запросы котировок или предложений.

    Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.

    Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.

    ЭТП для проведения закупок

    Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе.

    Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.

    Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.

    Временной регламент закупочных мероприятий

    Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов – публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона.

    Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.

    Способы идентификации участников

    Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает.

    Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).

    Отчетность, обязательная для заказчиков

    Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:

    • документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;
    • годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;
    • отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.

    В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:

    • оформленных договоров;
    • договоров, подписанных с единственным поставщиком;
    • договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.

    По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:

    • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;
    • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.

    Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика

    Поставщик предоставляет три вида обеспечения:

    1. Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.
    2. Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.
    3. Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.

    В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:

    1. Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.
    2. ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.

    Возможность и порядок изменения/расторжения договора

    Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде.

    Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.

    Процедура обжалования действий заказчика

    Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней.

    Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).

    Часто задаваемые вопросы

    В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?

    Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.

    Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?

    Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.

    На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

    №44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.

Ссылка на основную публикацию