Образец заключения эксперта: как составить
от 20 декабря 2002 года N 346
В целях оптимизации сроков производства судебных экспертиз и повышения качества оформления заключений экспертов
Приложение
к Минюста РФ
от 20 декабря 2002 года N 346
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных
учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации
1. Настоящие методические рекомендации (далее – Рекомендации) используются при определении возможных сроков производства судебных экспертиз и составлении заключения эксперта или комиссии экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее – СЭУ).
Сроки производства судебных экспертиз
1.1 Сроки производства судебных экспертиз устанавливаются руководителем СЭУ при даче соответствующего поручения эксперту (экспертам) в пределах 30 календарных дней. При этом рекомендуется учитывать объем, сложность предстоящих исследований, нормативные затраты времени на их проведение, фактическая загруженность экспертов, иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.
При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы, общий срок ее производства устанавливается руководителем СЭУ, на которое возложена организация работы комиссии, по согласованию с руководителями других учреждений.
В случае невозможности выполнить судебную экспертизу в установленный срок эксперту рекомендуется представлять руководителю учреждения рапорт с указанием причин и просьбой о его продлении на определенный срок.
При невозможности производства судебной экспертизы в пределах 30 календарных дней руководителю СЭУ рекомендуется письменно уведомлять об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, и согласовывать с ним срок ее завершения.
Срок производства судебной экспертизы рекомендуется исчислять со дня регистрации постановления или определения о назначении судебной экспертизы, а днем окончания считать день подписания заключения экспертом.
Если окончание установленного срока производства судебной экспертизы приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
В случае производства по одним и тем же объектам разных видов судебных экспертиз сроки устанавливаются руководителем учреждения с учетом фактического времени, затрачиваемого на производство судебной экспертизы каждого вида.
1.2 Производство судебной экспертизы в СЭУ может приостанавливаться в случае:
непоступления всех или части материалов, перечисленных в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;
участия эксперта в судебном заседании по другому делу (на все время командировки);
нахождения материалов и объектов исследований у эксперта (экспертов), производящего по ним судебную экспертизу другого вида (с составлением заключения под отдельным номером);
заявления ходатайства перед органом или лицом, назначившим экспертизу:
– о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении;
– о предоставлении дополнительных материалов либо сведений, необходимых для дачи заключения;
– о разрешении на повреждение, изменение свойств, уничтожение или разрушение (разборку, порчу) вещественных доказательств;
– об обеспечении возможности осмотра места происшествия или объектов исследования по месту их нахождения;
1.3 Руководитель СЭУ письменно уведомляет орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, о всех случаях приостановления производства судебной экспертизы.
Заключение эксперта или комиссии экспертов
2.1. Заключение эксперта или комиссии экспертов рекомендуется в соответствии с этапами исследований формировать из следующих частей: вводной части, исследовательской части и выводов.
2.2 Сведения о поручении руководителем СЭУ производства судебной экспертизы эксперту (экспертам), разъяснении прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК) или об административной ответственности по ст.17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в необходимых случаях за разглашение данных предварительного расследования по ст.310 Уголовного кодекса Российской Федерации рекомендуется указывать перед вводной частью заключения.
2.3 Во вводной части указываются:
– наименование судебно-экспертного учреждения (учреждений);
– номер заключения, вид судебной экспертизы, ее тип (первичная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная); по какому (уголовному, гражданскому или иному) делу произведена;
– основания производства судебной экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно вынесено);
– дата поступления материалов на судебную экспертизу в СЭУ и дата подписания заключения;
– сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая по образованию и экспертная), стаж работы по той экспертной специальности, по которой производится судебная экспертиза, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;
– вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов. При этом вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного ее приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения исследований. Кроме того, вопрос, поставленный по инициативе эксперта (ст.ст. 204 УПК, 77 ГПК, 86 АПК), приводится после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);
– объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы, способ их доставки, вид и состояние упаковки;
– сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения;
– обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения;
– сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение);
– справочные материалы и нормативные документы (с полным указанием их реквизитов), которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов.
При производстве дополнительной или повторной судебной экспертизы во вводной части указываются сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия, инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы, а также основания и мотивы ее назначения, содержащиеся в постановлении (определении).
2.4 В исследовательской части заключения излагаются содержание и результаты исследований:
результаты осмотра представленных на экспертизу объектов, действия, проводившиеся при этом с вещественными доказательствами (разборка, сборка и т.д.);
результаты следственных действий (осмотров, экспериментов и др.), если они используются в качестве исходных данных при проведении исследований;
процесс исследования (раздельно по каждому этапу) и его результаты. Указывается также, какие конкретно вещественные доказательства и документы в процессе производства судебной экспертизы были повреждены или использованы (уничтожены);
примененные методы, методики исследования, специальные программные средства. В случае использования типовых экспертных методик и схем экспертного исследования, изложенных в методических изданиях, на них делается ссылка и указываются полные сведения об их публикации; в случае применения автоматизированных программ или программных комплексов приводятся данные об учреждении их разработавшем;
цель и условия выполнения экспертного эксперимента, получения экспериментальных образцов;
ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним.
Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости проведения совместного исследования по нескольким, тесно связанным между собой, вопросам содержание исследований излагается в одном разделе.
При производстве дополнительной судебной экспертизы эксперт вправе сослаться на исследование, проведенное в предшествующей экспертизе.
При производстве повторной судебной экспертизы в исследовательской части заключения указываются причины расхождения выводов с выводами первичной экспертизы, если таковые имели место.
При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.
При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В исследовательской части заключения отдельно указывается какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт (эксперты) и подписывается им (ими).
Общая оценка результатов исследований дается в конце исследовательской части заключения (синтезирующий раздел) с развернутой мотивировкой суждений, обосновывающих вывод по решаемому вопросу. Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможным дать ответы, в исследовательской части эксперт указывает причины этого.
2.5 В разделе “Выводы” содержатся ответы на поставленные перед экспертом или комиссией экспертов вопросы. Последовательность их изложения определяется последовательностью вопросов.
На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения.
Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследований, излагаются, как правило, в конце раздела.
Если эксперт не может сформулировать вывод без подробного описания результатов исследований, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.
Выводы излагаются четким, ясным языком, не допускающим различных толкований, и должны быть понятными для лиц, не имеющих специальных знаний.
2.6 При производстве комиссионной судебной экспертизы эксперты, придя к общему мнению, составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дать заключение. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.
2.7 При производстве комплексной судебной экспертизы общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода (выводов). Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это рекомендуется указывать в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами заключение целесообразно оформлять в соответствии с настоящих Рекомендаций.
2.8 При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы заключение составляется учреждением, организующим работу комиссии экспертов, на основе обобщения и оценки результатов исследований, самостоятельно проведенных экспертами, и подписывается в соответствии с , настоящих Рекомендаций.
Заключение заверяется печатью того учреждения, которое организует работу комиссии.
Материалы, иллюстрирующие заключение (приложения) оформляются и подписываются экспертом, проводившим исследования, и заверяются печатью того учреждения, где они были выполнены.
2.9 Если эксперт в процессе исследований выявит обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, он может отразить их в заключении или отдельным уведомлением.
2.10 Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и т.п.), подписываются экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) исследования, заверяются печатью СЭУ, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, рекомендуется хранить в СЭУ на бумажных носителях в виде наблюдательного производства. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
2.11 Заключение и материалы, иллюстрирующие его (приложения), составляются в двух экземплярах, первый из которых с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве экспертного учреждения.
Заключение комиссионной или комплексной судебной экспертизы и приложения к нему изготавливаются в количестве экземпляров, необходимом для направления в орган или лицу, назначившему экспертизу, и каждому экспертному учреждению (подразделению), работник которого принимал участие в производстве экспертизы.
В случае расхождения результатов повторной и предыдущей судебной экспертизы (экспертиз) копии заключения повторной судебной экспертизы с приложениями рассылаются в судебно-экспертное учреждение (учреждения) Минюста России, проводившее предшествующую судебную экспертизу (экспертизы), и в Российский федеральный центр судебной экспертизы.
По завершении повторной судебной экспертизы составляется учетная карточка установленного образца, направляемая в Министерство юстиции Российской Федерации и Российский федеральный центр судебной экспертизы.
2.12 При производстве экспертизы в суде заключение оформляется в соответствии с правилами, изложенными в настоящем разделе.
Если заключение дается в ходе судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый после оглашения заключения представляется суду для приобщения к делу, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.
2.13 Если по одним вопросам эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для сообщения о невозможности дать заключение, составляется единый документ – заключение эксперта.
2.14 Сообщение о невозможности дать заключение рекомендуется формировать из следующих частей: вводной части, мотивировочной части и заключительной части.
Инструкция по проведению экспертизы по 44-ФЗ
Независимая экспертиза по 44-ФЗ — это процедура оценки товаров, работ или услуг, полученных по государственному контракту. Можно привлечь специализированную организацию или исследовать объект собственными силами.
Как провести внутреннюю проверку
Под внутренней экспертизой подразумевается процесс, когда заказчик проводит проверку качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами. Если контракт исполняется поэтапно, то проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно для каждого этапа. Это указано в п. 1 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ.
В исключения попали случаи, которые вправе определить правительство. Пока таких актов не принято, и заказчики не обязаны привлекать экспертов и экспертные организации, а принимают товары, работы и услуги сами.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы организовать приемку без ошибок и нарушений.
Чтобы провести внутреннюю проверку, назначьте одного сотрудника или сформируйте экспертную комиссию. Сотрудник или комиссия назначаются для проверки одной закупки или исполняют эти функции на постоянной основе.
Желательно, чтобы сотрудник обладал специальными познаниями, опытом и квалификацией, которые связаны с предметом закупки. Например, если покупаете лекарства, экспертную деятельность поручите сотруднику с фармацевтическим образованием, а в госзакупках компьютерного оборудования — специалисту в IT-сфере. Проверьте, что у такого сотрудника нет родственных и других связей с поставщиком, которые влияют на проверку.
Внутренний эксперт назначается приказом. В нем укажите такие сведения:
- Ф.И.О. и должность;
- реквизиты закупок, которые проверяются;
- сроки проведения;
- алгоритм подведения итогов;
- возможность запросить допматериалы по выполнению обязательств контракта.
Состав и порядок экспертной комиссии оформляется приказом и положением. В это положение включите:
- задачи и чем руководствуется комиссия;
- ее полномочия. Например, комиссия запрашивает у заказчика и поставщика дополнительные материалы;
- порядок оформления результатов.
Чтобы передать полномочия по проведению проверки приемочной комиссии, укажите в положении, кто проводит (комиссия) и в каком виде оформляются результаты экспертизы внутри организации.
Что проверить
Когда поставили товар, проверьте его количество и характеристики. Они должны полностью соответствовать спецификации в госконтракте. Если у продукции есть срок годности, проверьте, не закончился ли он. Просмотрите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, которые поставщик передает вместе с товаром.
Когда принимаете услуги и работы, проверяйте, чтобы их сделали в полном объеме и в срок. Сравните, например, акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по контракту. Если выявите нарушения, зафиксируйте их на фото или видео. Это следует из ч. 3 ст. 94 44-ФЗ и подтверждается практикой.
Как оформить результаты
Отдельное оформление экспертного заключения необязательно. Укажите в акте или товарной накладной, что проверили качество и характеристики, результат проверки, подписи проверяющих.
Часто на практике заказчики оформляют результаты отдельным экспертным заключением. Это не нарушение. В заключении укажите:
- дату и место, когда составляется документ;
- номер, дату, предмет контракта;
- сведения о поставщике;
- дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
- перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
- сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
- подписи.
Как провести внешнюю проверку
Выберите стороннего эксперта или экспертную организацию и подпишите с ними контракт по правилам Закона о контрактной системе. Заказчиками организуется внешняя экспертиза по 44-ФЗ, чтобы проверить выполнение условий контрактов и оценить конкурсную документацию и насколько конкурсные заявки соответствуют дополнительным требованиям, которые предъявляются к участникам закупок.
Внешний эксперт отвечает на поставленные вопросы. Результаты такой экспертизы оформляются заключением, которое подписывается экспертом или представителем экспертной организации.
Заказчик вправе проводить внешний контроль по своему усмотрению. В нормативах Федеральной контрактной системы разъясняется, обязательно ли делать экспертизу по 44-ФЗ в 2022 году — с 31.07.2019 пропала необходимость проводить внешнюю экспертизу, ч. 4 ст. 94 44-ФЗ утратила силу. С этой же даты у правительства появилась возможность утвердить перечень случаев, когда заказчики обязаны привлекать сторонних экспертов. Это закреплено в ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ. Пока даже проекта такого акта нет.
Чтобы заключить договор с экспертом или экспертной организацией, проводите закупку в обычном порядке или заключите контракт с единственным поставщиком, соблюдая все ограничения, которые предусмотрены для этого способа.
Как заключить контракт с экспертом
Специальных требований для контрактов с экспертами нет. Соблюдайте общие требования, которые установлены в 44-ФЗ. Рекомендуем в соглашение включить такие данные:
- предмет, вопросы, на которые обязан ответить эксперт, или порядок установления таких вопросов;
- функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
- сроки проведения экспертизы;
- обязанность эксперта, экспертной организации письменно уведомить вас и поставщика о допустимости участия в проверке и отсутствии оснований для отказа от ее проведения перед началом экспертизы. Это указано в ч. 3 ст. 41 44-ФЗ;
- условие об ответственности эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц;
- иные условия, которые являются обязательными для включения в контракт по ст. 34 44-ФЗ.
Как принять результаты
После проверки необходимо получить экспертное заключение на продукцию, работы или услуги. Оно подписывается экспертом или представителем экспертной организации, у которого есть полномочия. Это зафиксировано в ч. 7 ст. 41 44-ФЗ.
Если по итогам экспертизы результатов исполнения контракта выявлены недостатки, которые не мешают принять товар, работу или услуги, в заключение включаются предложения об устранении этих нареканий, в том числе указывается срок, за который их придется исправить. Учитывайте выводы и предложения экспертов, которые указаны в заключении (ч. 5, 7 ст. 94 закона № 44-ФЗ).
А услуги по проведению экспертизы принимаются в общеустановленном порядке, который прописан в 44-ФЗ и госконтракте.
Экспертиза по 44-ФЗ
Экспертиза — обязательная процедура, которую должен выполнять каждый заказчик. В этой статье мы разберёмся, что она из себя представляет, кто её может проводить, можно ли отказаться от неё и какую ответственность заказчики несут за нарушения.
Что такое экспертиза по 44-ФЗ
Экспертиза по 44-ФЗ — это процедура, которая подтверждает предоставленные поставщиком результаты на соответствие условиям контракта. Заказчик обязан проводить экспертизу ( ч. 3 ст. 94 44-ФЗ). Мероприятие бывает внутренним и внешним, то есть заказчик может выполнить его своими силами или привлечь специалистов.
Важно: приёмка результатов — это не то же, что и экспертиза, но заказчик также обязан её выполнять. Если экспертиза показывает отрицательные итоги, то заказчик не имеет права принимать результаты.
Экспертизу нужно проводить по итогам исполнения контракта в целом. Если же договор содержит этапы, то процедуру выполняют по каждому этапу отдельно.
В ходе проведения экспертизы специалисты проверяют, соответствуют ли результаты выполнения контракта его условиям. Эксперты или ответственные лица обращают особое внимание на качество исполнения и объём.
Примеры, на что может осуществляться проверка:
- отсутствие брака;
- целостность товара и его упаковки;
- свойства товара и его соответствие санитарно-гигиеническим нормативам;
- наличие необходимых сертификатов.
С поиском подходящих закупок может помочь «Астрал.Тендер». Сервис найдёт выгодные предложения, предварительно проанализировав рынок и оценив вероятность на успех.
Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ
Как уже было сказано выше, экспертизу заказчик выполняет своими силами (внутренняя) или привлекает экспертов (внешняя). Экспертом может быть физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.
Если это внешняя экспертиза, то заказчик заключает договор с соответствующим экспертом или экспертной организацией. Для начала нужно понять, кто не может быть допущен к процедуре. В соответствии с ч. 1 ст. 41 44-ФЗ экспертами не могут стать физические лица, которые:
- были должностными лицами или работниками поставщика или заказчика в течение двух лет, предшествующих экспертизе;
- имеют имущественные интересы в заключении контракта, относительно которого должна быть проведена экспертиза;
- являются близкими родственниками заказчика или имеют с ним другую близкую связь (например, были усыновлены).
Экспертами не смогут стать и юридические лица, в организациях которых заказчик имеет право распоряжаться более 20% голосов, акций, долей и т.п.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».
Как провести экспертизу по 44-ФЗ
Внешняя экспертиза
Внешнюю экспертизу заказчик выполняет с помощью экспертов. Чтобы привлечь специалиста, заказчик заключает с ним договор в соответствии с 44-ФЗ. Как уже было сказано раньше, привлекаемые эксперты должны быть независимы как от заказчика, так и от поставщика.
Заказчик подписывает соответствующий документ с экспертом, где оговорены обязанности сторон, сроки выполнения, порядок оплаты, предмет экспертизы и т.д. Эксперт или экспертная организация же проводит процедуру: изучает контракт, сравнивает его положения с полученным результатом.
Результаты мероприятия приводят в виде заключения, соответствующего правилам 44-ФЗ:
- документ подписывает эксперт или представитель экспертной организации;
- документ должен быть объективным и обоснованным;
- документ не должен нарушать законодательство РФ.
Эксперты могут включить в заключение предложения по устранению выявленных нарушений и срок выполнения этой задачи. Важно отметить, что это относится только к тем нарушениям, которые не препятствуют приёму.
Заказчик обязан учитывать заключение экспертов, когда принимает решение о приёмке товаров, работ или услуг, либо мотивированному отказу от него.
Внутренняя экспертиза
Заказчик не обязан проводить мероприятие, привлекая для этого экспертов или соответствующие организации. Он может выполнить её своими силами, и такая процедура будет называться внутренней.
Приказом заказчик назначает экспертную комиссию, состоящую из своих сотрудников. В комиссию должны входить не менее пяти человек, а двое из них должны обладать специальными знаниями о закупаемых товарах, работах или услугах.
По итогам проведения экспертизы внутренняя комиссия составляет заключение. Как и в случае с внешней экспертизой, документ должен содержать выводы и, если были обнаружены нарушения, рекомендации по их устранению.
Ниже приведён образец заключения экспертизы по 44-ФЗ своими силами.
Как видно из образца, заключение содержит четыре раздела, основными из которых являются «Контракт (основание)» и «Проведённая экспертиза». В первом описаны предмет контракта и обязательства, во втором — результаты исполнения контракта.
Экспертное заключение
Заключение эксперта составляется специалистом – профессионалом в выбранной области знания по результатам проведенной процедуры экспертизы.
Экспертиза может быть назначена, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для какого-либо дела, необходимы специальные знания в рамках любой познавательной сферы.
Что это за документ и его назначение
Экспертное заключение представляет собой официальный письменный документ, составленный в установленном законом порядке, и являющийся результатом работы эксперта или экспертной комиссии, в котором четко и обоснованно даются аргументированные ответы на поставленные заказчиком вопросы для экспертизы.
Заключение эксперта содержит оценки, описывает состояние объектов для принятия ответственных решений по отдельным вопросам (в рамках судебных заседаний, в деле управления предприятиями и проектами, для оценки различных артефактов, открытий и изобретений и др.).
В зависимости от характера выводов, то есть степени раскрытия основных вопросов, различают несколько видов экспертного заключения:
- Категорическое заключение, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Представляет собой исчерпывающий вывод о наличии или отсутствии тождества. Если устанавливается совокупность совпадающих признаков у объекта экспертизы и образца, а различающиеся признаки при этом несущественны, то результатом экспертного процесса станет категорический положительный вывод. В случае установления основных различающихся признаков и свойств и несущественности совпадающих, делается категорический отрицательный вывод по результатам исследования.
- Вероятное заключение – является следствием ряда причин, сложившихся определенным образом обстоятельств. По причине отсутствия четких однозначных выводов заключение по такому исследованию не может быть доказательством в суде, а имеет характер экспертной версии-предположения. При составлении вероятностного заключения исключительно важна компетентность эксперта, чтобы не допустить различных домыслов в официальном документе.
- Альтернативное заключение – составляется в том случае, если имеется сразу несколько обоснованных решений поставленного перед экспертом вопроса. Такое вариантивное заключение может быть представлено на рассмотрение суда или следователя, которые делают на его основании необходимые по делу выводы.
Качество экспертного исследования, степень его достоверности во многом зависят от того, какие материалы взяты за основу исследования (достаточные, недостаточные, противоречивые). Если материалов для составления заключения недостаточно, нет соответствующих методик, необходимого оборудования или исследуемый вопрос лежит за пределами специальных знаний эксперта, он не дает заключения, о чем должен поставить в известность орган, назначивший экспертизу. В случае недостаточности полученных для категорического вывода данных, эксперт может либо заявить в заключении о невозможности решения поставленного вопроса, либо предоставить вероятное заключение.
Как правильно составить производственную характеристику на работника, рассказано здесь.
Грамотно оформить акт приемки сдачи выполненных работ поможет эта статья.
О дефектном акте и о порядке его составления смотрите в данном материале.
Нормативные и законодательные акты, регулирующие эту сферу
Составлять экспертные заключения могут только эксперты (от лат. «опытный») – профессионалы в отдельных сферах знаний. Данные специалисты приглашаются для выдачи квалифицированного заключения по определенному вопросу за вознаграждение. Назначенный для проведения экспертизы специалист должен быть профессионалом в какой-либо области и не быть заинтересованным в исходе дела, по которому проводится экспертиза. Эксперт несет личную ответственность за предоставленные в заключении выводы.
В основном, экспертные заключения составляются в специальных учреждениях (при Минюсте, Минздраве, МВД и др.). Также проведение процедуры и составление заключения может быть поручено и частному эксперту, который не является сотрудником конкретного экспертного учреждения.
Заключение эксперта только в общем плане описывается нормативно-правовыми актами. Процедура составления и утверждения экспертного заключения регламентируется ст. 25 Федерального закона № 73-ФЗ от 31мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ст. 86 АПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 204 УПК РФ, п. 5 ст. 26.4 КоАП.
Заключение эксперта является процессуальным документом и может быть представлено в качестве письменного доказательства в ходе судебного заседания. Оно подлежит обязательной оценке судом или следователем и не имеет преимуществ перед другими доказательствами. Кроме того, согласно ст. 80 УПК РФ, экспертное заключение не является обязательным для суда и следствия.
Форма составления, требования и процедура выдачи
Экспертное заключение составляется на бланке единого вида, имеющего индивидуальный номер и несколько степеней защиты. Обязательной является письменная форма документа, при этом каждая его страница должна содержать подпись эксперта и печать экспертного учреждения (если исследование проводилось при его содействии). Заключение экспертизы должно быть составлено по каждой исследуемой проблеме отдельно.
Акт экспертизы составляется экспертом лично от руки, либо четко печатается на компьютере без помарок и сокращений. Если в документе были сделаны ошибки или опечатки, это оговаривается экспертом в заключении и ставится его подпись. Необходимо сделать 2 экземпляра документа, один из которых выдается заказчику, а второй – сдается в архив.
К составлению акта экспертизы предъявляются достаточно строгие требования:
- соблюдение определенной структуры построения документа;
- достоверность (правильность и обоснованность данных);
- достаточность исследуемого материала;
- последовательность изложения;
- полнота ответов на существующие вопросы;
- конкретность сделанных выводов;
- применение единообразной и грамотной терминологии;
- надежность применяемой методики исследования.
Приветствуется краткость, конкретность и обоснованность составления заключения, чтобы после его прочтения у заинтересованных лиц не возникло дополнительных вопросов или сомнений в его выводах.
Процедура выдачи экспертного заключения носит добровольный характер и осуществляется либо в экспертных учреждениях, либо вне их имеющими соотвествующие полномочия специалистами.
Структура и содержание
Содержательная часть заключения эксперта в обязательном порядке включает следующие элементы:
- Основания, в соответствии с которыми необходима процедура экспертизы;
- Данные об эксперте;
- Условия проведения экспертных действий;
- Объекты над которыми проводится экспертиза;
- Вопросы, на которые в результате исследования должен ответить эксперт;
- Описание процесса экспертного исследования;
- Методики, которые получили применение в ходе осуществления экспертизы;
- Фактические данные, полученные по итогам экспертного процесса;
- Выводы эксперта по экспертизе в целом.
Структура документа включает три основные части:
- Вводную;
- Исследовательскую;
- Заключительную (выводы).
В вводной части отмечаются дата документа, номер и наименование экспертизы, приводятся данные эксперта или группы специалистов, а также экспертного учреждения (если процедура проводилась при его содействии), перечисляются объекты экспертизы, основания по которым она проводится, список поставленных вопросов, справочно-правовая информация. Если была проведена повторная или дополнительная экспертиза, то это также упоминается.
В исследовательской части дается полное описание процесса экспертного исследования, а также подробное истолкование выявленных фактов. Конкретизируется информация об объектах исследования, применяемых методах, экспериментах, прописываются полученные результаты и делаются предварительные выводы по экспертизе.
Выводы прописываются в виде ответов на поставленные перед экспертом вопросы. Ответы формулируются кратко, четко, недвусмысленно. Эксперт также может предоставить в заключении выводы, выходящие за рамки темы, но которые имеют существенное значение для дела.
Также заключение эксперта может содержать приложения, в которые помещаются рисунки, фотографии, графики, чертежи и т.д. с обязательным сопроводительным пояснительным текстом.
К экспертному заключению могут быть приобщены и справки о расходах на экспертизу для возможности компенсации судебных издержек.
Срок действия и стоимость
Законодатель не устанавливает конкретного срока действия экспертного заключения, что означает постоянную правомочность его действия. Однако такой срок может возникнуть в случае необходимости рецензирования уже имеющегося заключения или проведения новой экспертизы. Также заключение может иметь срок действия, если могут со временем измениться параметры исследуемого в нем объекта (например, если речь идет об экологических экспертизах, экспертного заключения на строительные материалы и др.).
Стоимость экспертного заключения будет зависеть от сферы исследуемых объектов, а также от сложности самой процедуры. Так, стоимость экспертного заключения на строительные материалы может начинаться от 20 тыс. рублей, а потребитель, неудовлетворенный качеством товаров или услуг, может заказать экспертное заключение за 3,5-7 тыс. рублей.
Нюансы составления в различных исследовательских сферах
Экспертное заключение для судебных дел может быть затребовано специалистом, ведущим уголовное производство, или сторонами по делу в суде. Соответственно, данное заключение будет охватывать вопросы, призванные прояснить ситуацию по уголовному делу. Следует отметить сложность толкования результатов такой экспертизы для специалистов в области юриспруденции, поскольку выводы в заключении могут быть сделаны учеными в узких физических, химических, биологических, медицинских, археологических и др. областях знания. Часто судебное экспертное заключение позволяет восстановить все обстоятельства дела.
Экспертное заключение на строительные материалы составляется по результатам испытаний, призванных описать и оценить их основные параметры (качество, долговечность, прочность и др.). Как правило, такие заключения необходимы при вводе в эксплуатацию новых строительных объектов, в целях соблюдения промышленной безопасности.
Экспертное заключение о соответствии продукции оформляется в РФ органом сертификации в российских системах оценки соответствия. В специальных лабораториях проводятся испытания продукции определенного вида с указанием ее свойств (физических параметров, качества, безопасности и др.). Данные характеристики в обязательном порядке сравниваются с нормативами и эталонами. Положительное решение выносится только в случае соответствия нормам всех исследуемых аспектов.
Экспертное заключение в медицинской сфере – это документ, который может быть составлен госучреждениями сферы здравоохранения, иными аккредитованными организациями, частными экспертами. Он может подтверждать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытаний и иных видов оценок в соответствии с существующими регламентами, нормативами и правилами, с использованием утвержденных методик.
Экспертное заключение для экологических проверок имеет целью оценить состояние объектов природной сферы. Его получение часто необходимо при строительстве сооружений, оценке земельного фонда и т.д. Такое заключение имеет четкие ограничения по сроку действия в зависимости от изменяющегося состояния исследуемых объектов.
Экспертное заключение на социальный проект необходимо для оценивания объекта на всех этапах его разработки и осуществления. Его основной задачей является установление полезности социального проекта для населения, в связи с чем исключительно важны диагностические и прогнозные экспертные процедуры.
Об экспертных заключениях Роспотребнадзора смотрите в следующем видеосюжете:
Заключение экспертизы: Примеры и нюансы
Вне зависимости от особенностей проводимой экспертизы в результате составляется определенное экспертное заключение, при этом используется образец, принятый в данной компании. О том, на что нужно обратить внимание при составлении и готовые примеры таких документов – в этой статье.
Назначение и виды
Основное назначение экспертизы – это подтверждение или наоборот, опровержение определенного предположения (гипотезы). Соответственно, само экспертное заключение, вне зависимости от его образца, представляет собой основное доказательство, которое используется:
- в научных исследованиях;
- в судебных заседаниях;
- в прикладных задачах (например, оценка качества почвы для сельскохозяйственной деятельности).
Классифицировать подобные документы можно по разным основаниям – с точки зрения сферы исследования, заключений может быть несколько десятков видов. Наиболее распространенные из них кратко рассмотрены в таблице.
судебные экспертизы | Результаты довольно сложно трактовать, поскольку непросто установить однозначную причинно-следственную связь между разными событиями. |
строительные | Проведение испытаний соответствия строительных материалов и/или готовых инженерных конструкций, зданий на предмет соответствия нормативным стандартам |
медицинские | Проверка качества оказания услуг, наличия/отсутствия врачебной ошибки, профессионального соответствия врача, точности соблюдения технологии (процедуры) лечения |
экологические | Соответствие технологии производства, оборудования и материалов принятым экологическим стандартам |
связанные с социальными проектами | Выявление пользы социального проекта для различных категорий граждан |
При этом основной критерий, по которому определяют вид документа – характер выводов:
- Категорическое заключение предполагает классический вариант, когда эксперт дает точный ответ на конкретный вопрос. Как правило, оно сводится к утверждению изначальной гипотезы или ее отрицанию. Таким образом, присутствует категорическая оценка в понятиях «да» или «нет».
- Вероятное – в этом случае, эксперт констатирует о том, что невозможно утверждать однозначную причинно-следственную связь между разными явлениями или же нельзя сказать что-то однозначное о составе продукта и особенностях его характеристик. Таким образом, исследователь заявляет только о вероятности того или иного вывода и нередко приводит процент этой вероятности.
- Альтернативное – в таких случаях исследователь приводит сразу несколько выводов, каждый из которых имеет право на существование согласно результатам экспертизы. Исходно предполагается равновероятный результат – например, обрушение конструкции могло произойти и в результате нарушения норм закладки фундамента, и в результате непрочности несущих конструкций.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Законодательство признает заключение эксперта в качестве дополнительного доказательства (т.е. считается, что этот документ имеет процессуальный характер). Однако преимуществ перед иными доказательствами (например, свидетельскими показаниями) оно не имеет.
Образец и примеры
Допускается составить как от руки, так и в печатном виде. Конкретное содержание всегда зависит от исследуемого объекта, от его сложности. Однако в любом случае содержание включает в себя несколько обязательных разделов:
- Основания, по которым была проведена процедура экспертизы – запрос частного лица, ведомства, государственного органа, суда, юридического лица.
- Сведения об эксперте, который проводил исследования (или экспертной группе): ФИО, должность, звания (ученые степени и т.п.).
- Подробное описание объекта экспертизы – существенные признаки, физико-химические параметры, габариты, цвета, модель и многие другие.
- Условия проведения процедуры – на базе какого оборудования, лаборатории, физические параметры и т.п.
- Четко сформулированные вопросы, на которые должно дать ответы эксперт. По сути, это и есть цели исследования. Нередко указывается одна единая цель, а рядом прописываются задачи, которые представляют собой детализацию цели (отдельные шаги, необходимые для ее достижения).
- Подробное описание процедуры исследования – методики, подходы, их обоснование (например, определение содержания кислоты в продукте согласно конкретному ГОСТ).
- Данные, полученные в результате исследования, их статистическая интерпретация (например, средние значения, группировка по множествам, ранжирование и т.п.).
- Выводы – они формулируются, как правило, согласно задачам: то есть какие ответы были получены на заранее заданные заказчиком вопросы.
Таким образом, любой подобный документ, включает в себя 3 блока:
- Введение с целями, задачами, сведениями о заказчике и эксперте.
- Собственно исследовательская часть.
- Вывод, после которого, ставятся подписи ответственных лиц и печать организации, в которой работает эксперт.
По желанию заказчика может быть выбрана любая форма, а сам текст можно дополнять различными сведениями, необходимыми в каждом конкретном случае. Примеры могут быть очень разными – бывают случаи, когда достаточно одной печатной страницы, например, в результате оценки стоимости имущества (движимых объектов или недвижимости).
Также небольшой объем составляют заключения относительно соответствия какого-либо продукта стандартам (ГОСТам, СанПиНам, СНиПам и другим).
Или документы, составленные по результатам экспертизы проверки качества товара (защита прав потребителей).
Видео комментарий по этому примеру ниже:
Требования и обязательные условия
Важно понимать, что вне зависимости от конкретного объекта исследования и выбранного бланка, к тексту самого документа предъявляется довольно много строгих требований. Наряду с очевидными условиями достоверности полученных данных, корректности исполнения методики изыскания, важно учесть и такие нюансы:
- Соблюдение структуры, логики изложения.
- Полнота ответов, исчерпанность проблемы.
- Конкретность, однозначность построения выводов.
- Достаточная доказательная база по каждому выводу.
- Применение единой терминологии, которая является общепринятой в данной сфере.
- Постоянные отсылки на конкретные нормативные документы или результаты исследования – т.е. любое утверждение должно иметь четкое доказательство, вытекающее прямо из текста.
Срок действия и стоимость оформления
В законодательстве не предусматривается ограничений на срок действия экспертного заключения любого образца. Поэтому можно считать, что документ бессрочный – он фиксирует определенный факт, актуальный на данный момент времени (состав продукта, нарушение строительной нормы, наличие/отсутствие связи между событиями и т.п.).
Что касается стоимости проведения процедуры экспертизы, она колеблется довольно сильно по разным сферам и регионам. Ключевое значение имеет сложность проводимых работ – например, оценка стоимости квартиры обойдется гораздо дешевле, чем стоимости промышленного предприятия. В целом экспертиза по запросу потребителя (если он не удовлетворен качеством товара или услуги) составляет порядка 3-7 тысяч рублей. А если речь идет, например, об оценке строительных материалов, стоимость начинается от 20 тысяч рублей.
Экспертные заключения по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 16 февраля
Экспертные заключения по 44-ФЗ: правила оформления с изменениями 2022 года
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Особенности приемки по 44-ФЗ
- Как провести внутреннюю экспертизу своими силами
- Обязательна ли внешняя экспертиза в 2022 году
- Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
- Как заключить контракт с экспертом
- Каковы итоговые документы по проведенной экспертизе
- Об ответственности при проведении экспертизы
Экспертная оценка – один из важнейших этапов тендерной деятельности. Именно поэтому экспертные заключения по 44-ФЗ необходимо воспринимать всерьез, ведь на стадии приемки товаров или услуг зачастую разгораются нешуточные споры.
Заказчики иной раз злоупотребляют своими правами на этапе приемки товаров, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Подрядчики же, стремясь выполнить порой необоснованные требования заказчиков, поставляют не предусмотренные контрактом либо отличающиеся по характеристикам товары.
Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя экспертную оценку товара или услуги. Иными словами, заказчик обязан провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору и представить экспертные заключения по 44-ФЗ.
Особенности приемки по 44-ФЗ
Согласно статье 94 закона 44-ФЗ в обязанности заказчика входит не только оплата ТРУ либо отдельных этапов работы, зафиксированных в условиях соглашения, но и их предварительная приемка.
Отношения исполнителя госконтракта и заказчика регулируются положениями ГК РФ. Гражданское законодательство фиксирует особенности поставки, подряда, оказания услуг, порядка приемки, а именно устанавливает момент начала приемки и возможные основания для отказа.
Приемка ТРУ может производиться специально созданной приемочной комиссией. Последняя должна включать в себя не меньше пяти человек. Обычно в данном случае покупатели редко сталкиваются с трудностями.
Однако нужно понимать, что закон о госзакупках, а точнее положение 3 ст. 94, требует от заказчика проведения экспертизы. Она позволяет проверить, насколько результаты работы исполнителя соответствуют нормам, зафиксированным в тексте контракта. Аналогичное правило установлено пп. 1 п. 1 ст. 94: одним из обязательных этапов приемки является получение заключения экспертной комиссии по 44-ФЗ.
Достаточно часто заказчики игнорируют данную обязанность либо забывают оформить проведение экспертизы в соответствии с требованиями закона.
Порядок и сроки приемки изначально прописываются сторонами в контракте.
После проведения приемки стороны подготавливают документ, который фиксирует исполнение контракта. Возможен и другой вариант развития событий, при котором заказчик оформляет мотивированный отказ. Иногда в контрактах предусматриваются положения, согласно которым покупатель получает право требовать от поставщика какие-либо разъяснения.
Отметим, что не любое письмо, в шапке которого обозначено, что данный документ является мотивированным отказом, на самом деле может выполнять такую функцию.
Обычно поводом для отказа от приемки являются выявленные серьезные недостатки поставленной продукции. Однако достаточно часто заказчики не хотят принимать товар, обнаружив даже несущественные минусы, не способные сказаться на потребительских характеристиках продукта. Хитрые покупатели начинают пользоваться результатами выполненных работ, оказанных услуг, отказываясь принимать работу, подписывать акт и выплачивать сумму, прописанную в условиях контракта.
Положения о необходимости проведения экспертизы в законе о госзакупках, вероятно, направлены на исключение случаев, когда заказчики предъявляют к исполнителям необоснованные претензии. Если говорить об общем порядке урегулирования споров между заказчиком и подрядчиком, вне работы по госконтрактам и 44-ФЗ, то он предполагает получение экспертного заключения.
Как провести внутреннюю экспертизу своими силами
Внутренняя экспертиза – это проверка качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг, проводимая силами заказчика. Для соглашения, условия которого выполняются поэтапно, экспертиза проводится отдельно для каждого этапа, о чем говорится в п. 1 ч. 1 ст. 94 закона 44-ФЗ.
Исключение из общего правила могут составлять только случаи, устанавливаемые на правительственном уровне. Однако на данный момент не существует подобных актов, поэтому заказчики имеют право отказаться от экспертной оценки и принять ТРУ самостоятельно.
Для организации внутренней проверки покупатель назначает ответственного штатного специалиста либо формирует экспертную группу. Такой сотрудник или комиссия могут разово участвовать в приемке или на постоянной основе.
Рекомендуется привлекать для проведения экспертизы сотрудников, имеющих специальные знания по предмету торгов, а также опыт и соответствующую квалификацию. Допустим, при закупке медикаментов на роль эксперта лучше выбрать сотрудника с фармацевтическим образованием. Тогда как специалист в IT-сфере будет незаменим, если предметом госзакупки является компьютерное оборудование. Убедитесь, что выбранный вами человек не является родственником поставщика, не имеет с ним иных связей, способных сказаться на его экспертном заключении по 44-ФЗ.
Чтобы внутренний эксперт получил необходимые полномочия, следует издать приказ, где указывают:
- Ф. И. О. и должность специалиста;
- реквизиты проверяемых закупок;
- сроки проведения оценки;
- алгоритм подведения итогов;
- возможность запросить дополнительные материалы, имеющие отношение к выполнению условий соглашения.
Работа экспертной комиссии невозможна без соответствующего приказа и положения – именно в этих документах утверждается состав и порядок работы данной группы. В положении прописывают:
- задачи, а также чем именно руководствуется комиссия;
- полномочия, например, экспертная группа имеет право запрашивать дополнительные материалы у обеих сторон договора;
- порядок оформления результатов.
Если вы хотите, чтобы проверкой занималась приемочная комиссия, необходимо указать это в положении.
После поставки продукции обязательно проверяются количество и характеристики – они должны полностью отвечать нормам, указанным в тексте контракта. Если товар имеет ограниченный срок годности, его тоже важно обязательно проверить. Изучите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, полученные с товаром от продавца.
В процессе приемки услуг и работ убедитесь, что они выполнены без нарушения сроков и в полном объеме. Для этого сопоставьте акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по договору. Любые допущенные исполнителем нарушения фиксируются при помощи фото либо видео, о чем говорится в части 3 ст. 94 закона 44-ФЗ. Также эта норма успела пройти проверку на практике.
Можно не составлять отдельное экспертное заключение. Просто зафиксируйте в акте либо товарной накладной, что качество и характеристики были проверены, пропишите итоги работ по оценке, после чего эксперты должны поставить подписи.
Достаточно часто заказчики предпочитают фиксировать результаты в виде отдельного экспертного заключения. По закону 44-ФЗ такие действия не являются нарушением. Если вы решили пойти таким путем, в данном документе необходимо указать:
- дату и место составления заключения;
- номер, дату, предмет договора;
- сведения об исполнителе;
- дату предоставления ТРУ;
- перечень документов, полученных во время поставки и их реквизиты, то есть вид документа, номер, дата, пр.;
- сведения о соответствии ТРУ требованиям соглашения;
- подписи проверяющих.
Обязательна ли внешняя экспертиза в 2022 году
31.07.2019 г. перестала действовать часть 4 ст. 94 закона о госзакупках, требовавшая проведения проверки сторонними специалистами, экспертными компаниями, при условии, что закупка проводилась у единственного поставщика. Но из данного правила были свои исключения.
Так как на данный момент эта норма не имеет юридической силы, заказчик может отказаться от оценки, проводимой сторонними специалистами. При этом ему придется самостоятельно провести экспертизу ТРУ.
Часть 4.1 ст. 94 закона 44-ФЗ дает правительству РФ возможность устанавливать ситуации, в которых проверка закупок обязательно проводится приглашенными специалистами или экспертными организациям. На данный момент такой нормативный акт не издан, а значит, покупатель сам выбирает формат проведения проверки. Вне зависимости от последнего, заказчику необходимо экспертное заключение по 44-ФЗ.
Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
В качестве эксперта заказчик может пригласить ИП, физическое лицо или соответствующую организацию. При этом любой привлекаемый специалист должен отвечать ряду норм. В первую очередь, ему важно быть информированным в сфере, к которой относятся закупаемые ТРУ. Также он не может относиться к группе людей, в последние два года работавших у одной из сторон контракта либо заинтересованных в итогах экспертизы. Также эксперты не должны входить в закупочную комиссию заказчика.
С приглашенным специалистом подписывается договор, фиксирующий порядок оказания услуг, время проведения и стоимость работ. Последняя складывается из всех расходов исполнителя, не исключая командировочных, налогов, сборов. Обязательно указывается, каким образом планируется проведение приемки, перечень необходимых документов. Также нужно сформировать техническое задание для экспертов, то есть список вопросов, на которые им нужно дать ответы во время оценки.
Приглашенные специалисты должны убедиться, что:
- товар соответствует государственным нормативам, стандартам;
- закупка проведена согласно техническому заданию;
- товар обладает характеристиками, указанными на маркировке, ярлыке, этикетке;
- продукция соответствует сведениям из сопроводительной документации;
- упаковка не имеет повреждений;
- исполнитель создал необходимые условия для транспортировки;
- товар хранился по правилам, указанным в приложенных к нему документах.
Эксперт рассматривает результаты работ, отталкиваясь от стандартов, норм и требований технического задания. Кроме того, оцениваются объемы, сроки и качество предоставленных ТРУ.
Закон позволяет экспертам запрашивать у заказчика документы, необходимые для оценки работ по договору. Если такой запрос поступил, покупатель не может отказаться от предоставления необходимых бумаг.
По результатам проверки закупки специалисты формируют итоговый акт или экспертное заключение по 44-ФЗ. Если у них не возникло серьезных замечаний, то по каждому критерию ставится оценка «Подтверждает соответствие» или «Соответствует». При выявлении нарушений эксперты дают рекомендации, назначают ответственных лиц и срок для устранения проблем.
Экспертная организация имеет право работать над заключением в течение четырех дней, отсчет начинается после получения от заказчика соответствующего запроса. Экспертное заключение по 44-ФЗ не имеет жесткой формы, в нем должна быть информация:
- о договоре;
- о заказчике и поставщике;
- об исполнении условий соглашения;
- о Ф. И. О. экспертов и их должностях;
- о критериях оценки;
- о выводах о соответствии ТРУ требованиям, указанным в соглашении;
- о списке нарушений, если проверка показала их наличие;
- о дате составления документа с подписью эксперта.
Оценка специфических ТРУ сопровождается проведением исследований и испытаний. Поскольку для такой работы требуются соответствующие лицензии, заказчику не удастся обойтись без услуг сторонних специалистов.
Как заключить контракт с экспертом
В данном случае закон не устанавливает специальных правил, поэтому рекомендуется отталкиваться от общих требований закона 44-ФЗ. В соглашение желательно включить следующую информацию:
- предмет, вопросы к эксперту или порядок их установления;
- функции и полномочия проверяющего;
- сроки осуществления оценки;
- обязанность проверяющего заблаговременно письменно уведомить стороны договора о том, что у него есть право проводить экспертизу и отсутствуют основания для отказа от таких работ, согласно ч. 3 ст. 41 закона 44-ФЗ;
- условие об ответственности эксперта, организации, уполномоченного представителя и должностных лиц;
- иные положения, которые должны присутствовать в контракте, в соответствии с нормами ст. 34 закона 44-ФЗ.
Итоговые документы по проведенной экспертизе
После экспертизы необходимо подготовить два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения контракта.
1. Акт экспертизы
Здесь прописывается такая информация:
- номер и дата заключения контракта, идентификационный код закупки, упрощающий распознавание договора;
- данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе сведения о лицах, присутствующих во время проведения мероприятий по оценке результатов закупки;
- дата проведения экспертного исследования;
- предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, присутствующей в документации по закупке от извещения до документов о приемке;
- перечень представителей сторон, игравших роль свидетелей во время выборки образцов для экспертного исследования;
- перечень мероприятий, которые были проведены, чтобы выявить, насколько указанные выше образцы отвечают условиям соглашения между поставщиком и заказчиком;
- содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые являются признаками некачественного проведения работ исполнителем;
- подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
- приложения к акту (если они необходимы), свидетельствующие об уровне квалификации лиц, включенных в экспертную комиссию.
2. Акт приемки результатов исполнения контракта
Опираясь на информацию акта экспертизы, покупатель формирует акт о приемке результатов работ, где содержатся:
- данные о заключенном контракте, а именно номер, идентификационный код закупки, дата подписания, участники;
- данные о предмете закупки в строгом соответствии с формулировкой, использованной в документации к закупке и контракте;
- решение коллегиального приемочного органа заказчика о принятии результатов исполнения контракта или договора, при этом обязательно прописываются итоги экспертизы;
- подпись руководителя комиссии и ее членов, если же члены комиссии не смогли прийти к единому решению, мнение меньшинства оформляется как специальное приложение к протоколу и подписывается руководителем группы.
В некоторых случаях экспертиза позволяет обнаружить у ТРУ недостатки, из-за которых они не могут быть безоговорочно приняты. Тогда все минусы прописываются в акте, указывается время, выделенное на их устранение.
Если продавец не успел исправить ситуацию в установленный срок, осуществляется одностороннее расторжение соглашения по решению заказчика. Далее исполнитель должен быть внесен в РНП.
Ответственность при проведении экспертизы
27.12.2018 г. президент подписал законы, устанавливающие ответственность за ложную экспертизу результатов госзакупок. В результате изменения претерпели УК РФ, КоАП и закон 44-ФЗ.
Подготовка заведомо ложного экспертного заключения по 44-ФЗ, спровоцировавшая крупный ущерб, то есть не менее 2 250 000 рублей, карается штрафом в пределах 300 000 рублей. Более серьезное наказание ждет экспертов, если такое преступление привело к получению человеком тяжкого вреда здоровью или стало причиной смерти. Кроме того, осужденный может утратить право занимать определенные должности и работать по некоторым направлениям.
Для физических лиц законы предусматривают административную ответственность в виде штрафа 30 000–50 000 рублей. Для юридических лиц сумма больше и составляет 100 000–150 000 рублей. Также эксперты могут быть отстранены от закупок на срок от полугода до года.
Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС