Определены критерии риска по НВОС

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Приказ от 09.12.2019 № 208 Об утверждении порядка присвоения и изменения категорий риска объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору

Приказ от 09.12.2019 № 208 Об утверждении порядка присвоения и изменения категорий риска объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору

  • Приказ №208 Порядок ред. от 28.01.2022 (формат .pdf) (4 МБ)
  • Приказ №208-п от 09.12.19 ред. от 28.01.2022 (формат .docx) (32 КБ)

СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

И ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

Об утверждении порядка присвоения и изменения категорий риска объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору

« 09 » декабря 2019 г. № 208-п

В целях реализации полномочия по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляемого на основании п. 4 приложения 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,

1. Утвердить порядок присвоения и изменения категорий риска объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору (Прилагается).

2. Функцию по присвоению и изменению категорий риска объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору, возложить на отдел экологической экспертизы Природнадзора Югры.

3. Должностных лиц отдела экологической экспертизы ознакомить с настоящим приказом под роспись.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Природнадзора Югры А.Н. Ковалевского.

Руководитель Службы С.В. Пикунов

к Приказу Природнадзора Югры

от 09.12.2019 № 208-п

в редакции от 28.01.2022 № 13-п

Порядок присвоения и изменения категорий риска объектам,

оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору

I. Общие положения

1.1. Порядок присвоения и изменения категорий риска объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору (далее – Порядок), разработан в целях:

определения единых подходов при организации работы по присвоению и изменению категорий риска объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим региональному государственному экологическому надзору на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – объекты НВОС);

реализации принципа риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного экологического надзора.

1.2. Правовыми основаниями для разработки Порядка являются:

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ);

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 806);

постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Постановление № 572);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора» (далее – Постановление № 1410);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Постановление № 2398).

II. Присвоение и изменение категорий риска объектам НВОС

2.1. В соответствии с Постановлением № 1410 объекты НВОС, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, могут быть отнесены к высокой, значительной, средней, умеренной или низкой категории риска.

2.2. При присвоении и изменении категорий риска объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору, учитываются сведения, содержащиеся в следующих информационных системах:

программно-технический комплекс «Госконтроль» раздел «ПТО УОНВОС» (https://ksv.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/) – о категории объекта НВОС, присвоенной в соответствии с Постановлением № 2398;

программно-технический комплекс «Госконтроль» разделы «Отчеты» (https://ksv.rpn.gov.ru/rpn/requests/) и «Плата за НВОС» (https://ksv.v1.rpn.gov.ru/company) – о сдаче отчетной документации и внесении платы за негативное воздействие, согласно требованиям нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

публичная кадастровая карта (https://pkk5.rosreestr.ru/), территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ТИС Югры) (https://tisugra.admhmao.ru/) – о местонахождении объекта НВОС в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, в водоохранных зонах водных объектов или их частей;

единый государственный реестр юридических лиц / единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (https://egrul.nalog.ru/index.html) – о почтовом и электронном адресе юридического лица, осуществляемых видах экономической деятельности (ОКВЭД), наличии действующих лицензий;

федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) (https://fgistp.economy.gov.ru/) – о схеме водоснабжения и водоотведения в части отнесения объекта к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов;

автоматизированная информационная система осуществления государственного контроля (надзора) (АИС КНД) (http://econadzor.admhmao.ru/) – о привлечении к административной, уголовной ответственности, а также об устранении в установленный срок выявленных нарушений обязательных требований, подтвержденных результатами проверки (исполнении предписаний).

2.3. Категория риска объекту НВОС, подлежащему государственному региональному экологическому надзору, устанавливается в соответствии с Постановлением № 1410 в течение 15 рабочих дней после подписания свидетельства о постановке на государственный учет объекта НВОС.

2.4. Изменение присвоенной объекту НВОС категории риска осуществляется в следующие сроки и на следующих основаниях:

в течение 15 рабочих дней после подписания свидетельства об актуализации объекта НВОС на основании пунктов 1 и 2 Постановления № 1410, в связи с изменением категории объекта НВОС и (или) с изменением местоположения объекта НВОС относительно особо охраняемых природных территорий регионального значения и (или) водоохранных зон водных объектов или их частей;

Читайте также:
Нужно ли в уставе прописывать юридический адрес

ежегодно в период с 1 по 31 июля на основании пункта 3 Постановления № 1410, учитывая данные автоматизированной информационной системы осуществления государственного контроля (надзора);

ежегодно в период с 1 по 31 апреля начиная с 2022 года на основании пункта 5 Постановления № 1410, по результатам анализа данных разделов «Отчеты» и «Плата за НВОС» программно-технического комплекса «Госконтроль»;

по результатам рассмотрения заявления об изменении присвоенной категории риска объекту НВОС, направленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в адрес Природнадзора Югры в соответствии с пунктами 2.5, 2.6, 2.7 Порядка.

2.5. Юридическое лицо / индивидуальный предприниматель вправе подать в Природнадзор Югры заявление об изменении присвоенной категории риска используемым ими производственным объектам, оформленное в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 18 и 19 Постановления № 806.

2.6. Уполномоченное должностное лицо, на рассмотрении у которого находится заявление, рассматривает представленные юридическим лицом / индивидуальным предпринимателем аргументы с учетом, имеющихся в распоряжении Природнадзора Югры документов и данных информационных систем, указанных в пункте 2.2 Порядка, и принимает одно из следующих решений:

а) удовлетворение заявления и изменение категории риска объекта государственного надзора;

б) отказ в удовлетворении заявления об изменении категории риска объекта государственного надзора.

2.7. Информирование юридического лица / индивидуального предпринимателя о результатах рассмотрения заявления осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты регистрации заявления, путем направления уведомления об изменении (об отказе в изменении) категории риска объекту государственного регионального надзора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Природнадзора Югры или его заместителя, по электронной почте (при наличии) или заказным письмом по указанному в заявлении почтовому адресу.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо / индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

2.8. Присвоение и изменение категорий риска объектам НВОС, подлежащим государственному региональному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным должностным лицом Природнадзора Югры, обладающим правами доступа к программно-техническому комплексу «Госконтроль», путем внесения (изменения) данных в профиль объекта НВОС. Решение о присвоении (изменении) категории риска объекту НВОС с указанием номера и даты формируется автоматически с созданием электронного документа, который подписывается электронной подписью. Перенос решений на бумажный носитель и их хранение не предусмотрено.

2.9. На основании принятых решений об отнесении объектов НВОС к соответствующим категориям риска должностными лицами отдела экологической экспертизы формируется «Перечень объектов регионального государственного экологического надзора, которым присвоены категории риска».

Ш. Информирование о присвоении и изменении категорий риска объектам НВОС, подлежащим региональному государственному экологическому надзору

3.1. Информация о присвоенной объекту НВОС категории риска с указанием оснований для присвоения категории риска, отображается в поле «Категория риска» на странице объекта НВОС раздела «ПТО УОНВОС» программно-технического комплекса «Госконтроль». Информация о категории риска объекта НВОС обновляется по мере внесения уполномоченным должностным лицом новых сведений в профиль объекта НВОС.

3.2. При поступлении от юридического лица / индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на объекте НВОС, запроса о предоставлении решения о присвоении категории риска объекту НВОС, уполномоченное должностное лицо Природнадзора Югры в течение 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, выгружает решение о присвоении категории риска объекту НВОС на бумажный носитель, и направляет его по электронной почте (при наличии) или заказным письмом по указанному в запросе почтовому адресу.

3.3. В целях информирования юридических лиц / индивидуальных предпринимателей о присвоенных категориях риска объектам НВОС на официальном сайте Природнадзора Югры в разделе «Государственный учет объектов НВОС» размещается «Перечень объектов регионального государственного экологического надзора, которым присвоены категории риска» (далее – Перечень).

Перечень обновляется не реже одного раза в три месяца и содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объектов регионального государственного экологического надзора;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) наименование объекта НВОС;

д) код объекта НВОС;

е) место нахождения объекта НВОС;

ж) сведения о критериях, на основании которых было принято решение об отнесении объекта НВОС, подлежащего региональному государственному экологическому надзору, к категории риска;

Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий

С 2019 г. Федеральным законом № 7-ФЗ[1] установлены различные требования к нормированию, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), организации производственного экологического контроля в зависимости от категории объекта НВОС.

Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Итак, рассмотрим требования для различных объектов.

Требования для всех объектов

Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):

паспортизация отходов I–IV классов опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;

• ведение учета в области обращения с отходами .

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);

представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).

Читайте также:
Признаки банкротства физических лиц

Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;

предоставление сведений в государственный кадастр отходов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.

Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).

Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;

представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;

представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).

Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Требования для объектов I категории

Требования для объектов I категории:

получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;

К сведению

КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.

оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;

разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;

разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).

Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;

получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);

представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).

Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;

представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).

Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;

представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).

Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.

Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);

разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Требования для объектов II категории

Требования для объектов II категории:

представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

К сведению

ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта НВОС;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.

Читайте также:
Особенности дизайна кухни с балконом

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;

оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;

получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);

разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Требования для объектов III категории

Требования для объектов III категории:

• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);

представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);

разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);

получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);

разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Обратите внимание

Согласно требованиям санитарного законодательства все природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (независимо от категории НВОС), должны разработать нормативы предельно допустимых выбросов и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре[2].

Требования для объектов IV категории

Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:

• паспортизация отходов I–IV классов опасности;

• ведение учета в области обращения с отходами;

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);

• представление сведений в государственный кадастр отходов;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.

Требования для объектов без категории

«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требованиерасчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).

Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

[2] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019); п. 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Е.В. Казанцева, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр техники и технологии по направлению «Защита окружающей среды»

Критерии НВОС с 2022 года: не торопимся и ждем изменений правил ведения реестра НВОС

Для объектов, которые негативно воздействуют на окружающую среду (НВОС) разработаны новые критерии для присвоения категории. Новые критерии для объектов НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) действуют с 1 января 2022 года — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2398. Больше всего «пострадали» II и IV категория, но в I и III также есть дополнения или исключения. Разбираемся, что делать природопользователям, если категория по новым критериям изменилась, но объекты НВОС уже стоят на учете.

Читайте также:
Преимущества сдачи квартиры в аренду для ИП

Что изменилось в категорировании НВОС?

Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.

выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы

объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории

упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.

Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.

Рассмотрим изменения подробнее.

I категория

1. Дополнена объектами:

по добыче или подготовке руд титана

размещения отходов I и (или) II классов опасности, III класса (500 т и более в год)

по обогащению угля.

2. Исключены объекты:

производства фармацевтических субстанций (перевод во II категорию)

упаковки пищевых продуктов

выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения.

3. Уточнены количественные критерии по объектам:

производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

обращения с отходами I — III классов опасности

производства продукции из сахарной свеклы

II категория

1. Дополнена объектами:

обеспечения электроэнергией, газом и паром с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт — на твердом или жидком топливе, менее 500 МВт и более 7 МВт — на газообразном топливе

по добыче полезных ископаемых, если объект не отнесен к I категории и общераспространенным полезным ископаемым

обеспечения тепловой энергией со сжиганием топлива, с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час; более 3,5 Гкал/час — на твердом и жидком топливе; более 7 Гкал/час — на газообразном топливе

по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит

по транспортированию с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, их сливу (наливу) на сливоналивных железнодорожных путях

по производству резиновых изделий из резиновых смесей

утилизации отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (с проектной мощностью менее 3 т/час)

утилизации и обезвреживания отходов I — III классов на установках небольшой мощности, в т. ч., мобильных установках

обработки отходов I – III классов

утилизации отходов IV и V классов (кроме применения термических способов)

по производству бетонного раствора и асфальтобетонной смеси

выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения

по производству фармацевтических субстанций

инфраструктуры портов, морских портов, железнодорожного транспорта, которые не соответствуют критериям для IV категории.

2. Уточнены количественные критерии по объектам:

производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

обращения с отходами

производства продукции из сахарной свеклы

складирования и хранения нефти, нефтепродуктов, агрохимикатов

производства изделий из бетона.

Обратите внимание, что теперь почти вся деятельность по обращению с отходами отнесена к I или II категории. Исключение: обработка отходов IV и V классов.

III категория

размещения отходов, после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с учета

обработки отходов IV и V классов

работ на участках недр, использования водных объектов, если объекты не отнесены к другим категориям

по добыче подземных вод, если объект не соответствует критериям для IV категории

строительства капитальных объектов продолжительностью более полугода.

IV категория

Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Другие дополнения по объектам:

производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ

добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)

строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.

Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.

Пообъектное сравнение изменений в критериях НВОС вы можете скачать по ссылке в конце статьи.

Что делать природопользователям, если объект НВОС уже поставлен на учет?

Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.

1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.

2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.

Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.

2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:

Читайте также:
На какой земле можно строить гостиницу

замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС

реорганизация ЮЛ в форме присоединения

изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП

смена адреса объекта НВОС

изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.

Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.

2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.

Вы можете ознакомиться с позицией Росприроднадзора на официальном сайте ведомства, в рубрике «Часто задаваемые вопросы», или скачать текст разъяснения по ссылке в конце статьи.

Проект новых правил учета НВОС

Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2022 года, анонсирован на сайте ведомства.

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

Определены критерии риска по НВОС

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 декабря 2022 года N 2398

(с изменениями на 7 октября 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2022 года N 1703 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.10.2021, N 0001202110080033) (действует до 1 января 2027 года).

Правительство Российской Федерации

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации представить доклад в Правительство Российской Федерации до 15 апреля 2022 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2022 года N 2398

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

(с изменениями на 7 октября 2022 года)

I. Критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории

1. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности:

1) по производству кокса;

2) по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа;

3) по производству нефтепродуктов;

4) по добыче и (или) обогащению железных руд;

5) по добыче и (или) подготовке руд цветных металлов (алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, титана, тантала, ванадия), руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины) за исключением оловянных руд, титановых руд, хромовых руд, руд и песков драгоценных металлов на россыпных месторождениях;

6) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

7) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);

для производства ферросплавов;

8) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

9) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

кислородсодержащие углеводороды – спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;

азотсодержащие углеводороды – амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

Читайте также:
В каких случаях банк не исполнит платежное поручение?

синтетические красители и пигменты;

10) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

газы – аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода (за исключением диоксида углерода), соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид;

кислоты – хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

основания – гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

соли – хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия;

неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения – карбид кальция, кремний, карбид кремния;

специальные неорганические химикаты – цианид натрия, цианид калия;

оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

11) по производству:

12) по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:

утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:

отходов I-III классов опасности;

отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);

утилизации, обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:

отходов I класса опасности (с проектной мощностью 0,1 тонны в час и более);

отходов II класса опасности (с проектной мощностью 0,3 тонны в час и более);

отходов III класса опасности (с проектной мощностью 1 тонна в час и более);

обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более), за исключением мобильных установок;

13) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);

14) по размещению отходов производства и потребления в части, касающейся:

размещения отходов I и (или) II классов опасности;

размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью 500 тонн в год и более);

захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более);

15) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс.куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);

16) по производству:

целлюлозы и (или) древесной массы;

бумаги и (или) картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

17) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);

18) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);

19) по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке:

мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более или 1500 тонн готовой продукции в сутки и более при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;

20) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 2 млн. птицемест и более);

21) по выращиванию и разведению свиней:

с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.);

с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 г.);

22) по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

23) по добыче и (или) обогащению угля, включая добычу и (или) обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);

24) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств

Ольга Захарова

До 1 марта 2022 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2022 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2022 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2022 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2022 №1043. Он вступает в силу 15 января 2022 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Читайте также:
Что делать, если в визе в США отказано
Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2022 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2022 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2022 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

БылоСтало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2022 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

БылоСтало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25

Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2022 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

БылоСтало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
БылоСтало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25
Читайте также:
Как переоформить квартиру после смерти владельца?

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2022 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2022 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2022 № 39).

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.

Новшество 4. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2022 № 857).

Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.

Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:

Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Плата за негативное воздействие за 2022 год – расчет

Плата за негативное воздействие за 2022 год – рассмотрим, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки за 2022 год, а также в какие сроки нужно отчитаться и произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 18.09.2022 № 1496 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

К IV категории относятся объекты, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Читайте также:
Транспортные льготы инвалидам 3 группы

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности образуются только отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно тут.

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2022 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 24.01.2020). В нем приведены ставки на 2016-2018 год. А в 2022 году применяются ставки 2018 года с коэффициентом 1,08 (постановление Правительства РФ от 11.09.2022 № 1393).

Как рассчитать плату за НВОС по итогам года, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

В целях стимулирования юрлиц и ИП к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются коэффициенты, указанные в пп. 5 (с 2022 года) и 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ.

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2022 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2022 № 1043 (приложение № 2).

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 10.12.2022 № 1043, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Пошаговую инструкцию по заполнению декларации см. в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Срок сдачи декларации установлен п. 8 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2022 году это рабочий день, поэтому никаких вопросов со сроком сдачи декларации за 2022 год не возникнет. А вот если этот день приходится на выходной, нужно учитывать, что возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдавать декларацию нужно накануне. Например, так было в 2019 году. 10 марта было воскресеньем, а пятница накануне нерабочим праздничным днем (8 марта). Поэтому отчитаться за 2018 год следовало не позднее четверга 07.03.2019.

Читайте также:
Размер социальной пенсии в 2022 году

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации, то есть до 10 марта. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О том, как подать уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, вы можете узнать из Готового решения от экспертов К+. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2022 году оплаты за негативное воздействие, могут определяться величины авансовых платежей на 2022 год. Сумма каждого из них может быть равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2022 год.

Но это только один из способов платить авансы. С 2022 года их также можно определять:

  • в размере 1/4 суммы платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • умножением платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2022-2022 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

С 07.09.2019 определен порядок зачета или возврата переплаты по НВОС, а также бланки необходимых для этого документов. До указанной даты с этим были проблемы.

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3000 до 6000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2022 года осталась такой же, как и в 2022 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации, выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255
  • Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029
  • Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3
  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ссылка на основную публикацию