Отстаиваем свои права в сфере ЖКХ в судебном порядке: 6 вопросов к юристу
Доступность информации о правах собственников и о возможностях отстаивания таких прав и интересов, а также количество нарушений в сфере ЖКХ, способствует росту желающих отстаивать свои права в судебном порядке. Рассмотрим наиболее частые вопросы.
Предусмотрен ли досудебный или претензионный порядок урегулирования спора?
Условно, иски в сфере ЖКХ можно поделить на две группы:
- иски об оспаривании решений общих собраний собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или ЖСК;
- иски к управляющим компаниям, в том числе ТСЖ, ЖСК, об оспаривании начислений, действий или бездействия, договоров управления, взыскания причиненного вреда и т. д.
Ни в одном из перечисленных случаев нормами Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса, а также иными законами, регламентирующими правоотношения в сфере ЖКХ, не предусмотрен досудебный или претензионный порядок урегулирования спора. Но он может быть предусмотрен в договорах, заключаемых с такими организациями. Таким образом, при обращении в суд по спорам в сфере ЖКХ, соблюдение претензионного порядка необязательно, если такой порядок не предусмотрен договорными отношениями.
Является ли процедура уведомления собственников при оспаривании решений общих собраний о намерении обратиться в суд досудебным порядком урегулирования? Какие последствия несоблюдения процедуры?
В рамках процедуры оспаривания решения собрания предусмотрена обязанность лица, оспаривающее такое решение, уведомить в письменной форме и заблаговременно участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу (п. 6 ст. 181.4 Гражданского кодекса).
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 (далее – Постановление № 25) обратил внимание, что установленное п. 6 ст. 181.4 ГК РФ правило о заблаговременном уведомлении участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд не является досудебным порядком урегулирования спора, в связи с чем в случае невыполнения истцом указанных требований суд не вправе возвратить исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, а также оставить исковое заявление без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ (п. 115 Постановления № 25). Отсутствие доказательств об уведомлении других участников является основанием для оставления искового заявления без движения согласно п. 1 ч. 2 ст. 135 ГПК РФ.
Таким образом, при обращении в суд с оспариванием решения собрания необходимо приложить к исковому заявлению доказательства соблюдения процедуры уведомления участников о намерении обратиться в суд. В противном случае исковое заявление будет оставлено без движения, и истцу будет предложено в установленный определением срок соблюсти процедуру и представить в суд доказательства.
Кого именно надо уведомлять и каким способом?
Если оспаривается решение общего собрания собственников, то следует уведомлять всех собственников помещений в МКД как потенциальных участников общего собрания, имеющих право участвовать в собрании и на которых распространяется решение собрания согласно ст. 46 Жилищного кодекса РФ.
Если оспаривается решение членов ТСЖ, то следует уведомлять также всех собственников помещений в доме, поскольку ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ установлено право как членов ТСЖ, так и лиц, не являющихся членами ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Сложность уведомления заключается в отсутствии законодательного указания на конкретный способ такого уведомления (вручение под роспись, направление заказным или иным способом), а также во множестве адресатов уведомления. В ст. 181.4 ГК РФ есть лишь указание на письменную форму уведомления.
В свою очередь, ВС РФ в п. 65 Постановления № 25, высказал позицию о возможности направить юридически значимое сообщение, которым является уведомление о намерении обратиться в суд, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в МКД.
Таким разъяснением ВС РФ в несколько раз увеличил возможность собственников обжаловать решения общих собраний, которые в определенных случаев “сдавались” на стадии оставления искового заявления без движения и невозможности уведомить абсолютно всех собственников под роспись.
Позиция ВС РФ активно используется в судебной практике.
Например, Верховным судом Республики Хакасии апелляционным определением от 26 июля 2016 г. по делу № 33-2496/2016 было отменено определение суда первой инстанции об оставлении искового заявления об оспаривании решения общего собрания собственников. Суд указал, на законность одного из способа уведомления как размещение уведомления на информационном стенде дома. В свою очередь, коллеги из Забайкальского краевого суда в апелляционном определении от 10 марта 2016 г. по делу № 33-1150/2016, рассматривая частную жалобу на определение об оставлении иска без движения, напомнили, что п. 6 ст. 181.4 ГК РФ не содержит ограничений в способах извещения собственников, указывая лишь на необходимость письменного извещения, и указали в качестве примера извещение в форме размещения объявления на информационной доске.
Исходя из своей практики, отмечу, что размещая объявление лучше сделать фотографию с геолокацией (в таком случае в свойствах фотографии, как электронного документа, будет указан адрес дома, где она сделано), а также стоит сделать фотографию как самого объявления вблизи, так и общего фона (доски объявления).
Кроме самих фотографий в суд можно приложить в качестве доказательства и акт о размещении уведомлений, составленный в присутствии свидетелей (двух и более граждан).
Какой срок исковой давности по спорам в сфере ЖКХ?
В сфере ЖКХ существует несколько сроков исковой давности в зависимости от предмета спора и требований.
3 года – общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ, который, в том числе распространяется и на требования о взыскании задолженности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Например, если речь идет о взыскании задолженности, то со дня, следующим за днем обязанности уплатить очередной платеж.
6 месяцев – срок для предъявления требований об обжаловании решений общих собраний собственников помещений в МКД согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ. Срок исчисляется со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Например, с даты размещения уведомления о результатах общего собрания на информационных досках и/или с даты размещения управляющей организацией протокола общего собрания в ГИС ЖКХ.
Аналогичный срок установлен и для иных решений собраний согласно п. 5 ст. 181.4 ГК РФ, например – решение общего собрания членов ТСЖ, ЖСК или иного жилищного объединения.
Каков размер госпошлины при обращении в суд?
При подаче исковых заявлений к управляющим компаниями госпошлину платить не следует, если сумма исковых требования меньше 1 млн руб., поскольку на отношения между собственниками жилых помещений в МКД и управляющей компанией распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 “О защите прав потребителей” (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)). А в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей), подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При более высокой цене иска госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
Если оспаривается решение собрания, то размер госпошлины составит 300 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ). При этом Минфин России разъяснил, что при подаче в суд общей юрисдикции одного искового заявления тремя физлицами должна быть уплачена госпошлина в размере 300 руб. При этом каждое физлицо в таком случае уплатит по 100 руб. (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 августа 2017 г. № 03-05-06-03/53697).
Таким образом, чтобы определить сумму пошлины, необходимую уплатить каждым соистцом, следует общую сумму пошлины согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в 300 руб. разделить на количество соистцов:
- по 150 руб. каждый, если двое;
- по 100 руб. каждый, если трое;
- по 75 руб. каждый, если четверо;
- и так далее.
Обязан ли гражданин при иске о взыскании убытков к управляющей компании доказывать ее виновность в действиях или бездействии?
Гражданин при подаче иска о взыскании убытков не обязан доказывать наличие вины на стороне управляющей компании, поскольку граждане, являющиеся собственниками помещений в МКД, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления МКД, в связи с чем на данные правоотношения распространяется закон о защите прав потребителей (п. 7 Обзора № 3).
А это означает, если вред причинен в зоне ответственности управляющей организации (например, в результате аварии на общедомовом стояке холодной воды), то гражданин не должен доказывать наличие вины со стороны управляющей организации.
В свою очередь, согласно вышеуказанным разъяснениям бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если управляющая организация не согласна с требованиями и считает, что вред был причинен в результате действий третьих лиц, то именно на управляющую организацию возлагается обязанность по доказыванию этого обстоятельства в суде. Так, например, она не будет отвечать за причиненный вред вследствие проведенных ремонтных работ собственниками помещений в МКД. Собственнику было отказано в возмещении вреда из-за того, что собственник коммунальной квартиры самостоятельно выполнил работы по замене унитаза, и во время монтажа сломал часть чашки на крестовине канализационного стояка (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. № 05АП-572/15).
Большая масса требований в спорах с управляющими компаниями посвящена взысканию убытков вследствие заливов квартир, которые происходят из-за ненадлежащего исполнения обязательств управляющими организациями.
В итоге, при подаче иска о взыскании убытков, причиненными по данной причине, не следует доказывать виновность управляющей организации в силу вышеуказанных положений законодательства.
Аналогичная ситуация будет обстоять и с требованиями к ТСЖ или иному жилищному объединению согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” – закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).
Варианты развития судебного процесса
по взысканию задолженности ЖКХ.
Взаимодействие со службой судебных приставов
Рассмотрим тактики ведения судебных процессов по взысканию задолженности и рекомендации поведения на них для ускорения рассмотрения дела и принятия решения в пользу истца.
Рассмотрение типичных вариантов развития судебного процесса по взысканию задолженности.
Тактика ведения судебного процесса.
Скорость судебного процесса зависит от того, насколько должники активны и законодательно подготовлены, от судьи, от ваших действий и вашей активности в процессе.
В судебном процессе нужно быть активным. Суды имеют право рассматривать дела по имеющимся доказательствам. При этом если каких-то документов не хватает, то они могут не запрашивать информацию, пока вы сами об этом не побеспокоились. Вы должны сами смотреть, хватает ли у вас доказательств. Если ваш должник постоянно пишет какие-то ходатайства, какие-то заявления, дополнения, возражения к иску, пишите письменные объяснения, а не просто говорите об этом в суде. То что вы скажете, может быть зафиксировано в протоколе заседания совершенно по-иному. А то, что вы написали, уже никуда не денется. На любой письменный документ от ответчика пишите письменный документ от истца; на любое ходатайство – письменное возражение.
Согласно пункту 7 статьи 10 Гражданско-процессуального кодекса, в судах общей юрисдикции и в мировом суде вы можете вести аудиозапись. В арбитражном процессе это делать нельзя: аудиозаписи ведут сами суды.
Если дело в суде ведется через представителей, то вы, как председатель ТСЖ или руководитель управляющей компании, должны иметь у себя на руках все документы, которые есть у вашего юриста. Те копии, которые вы делаете юристу, нужно делать и себе, чтобы вы понимать, какие документы есть и следить за действиями юриста.
Если дело ведете вы сами, то все ходатайства, письменные объяснения, заявляйте за 1-2 дня до начала процесса и подавайте их через канцелярию под входящий номер. Это делается для того, чтобы остались свидетельства о подаче документов. Судья может отказать в удовлетворении ваших ходатайств, но они останутся в материалах дела. Если документы не зарегистрированы в канцелярии суда, а судья вам откажет, то он не сделает никакой отметки в протоколе судебного заседания.
На все требования, приходящие от должников, нужно отвечать. Собственники свои заявления и письменные документы сначала хранят, а потом приносят на судебные заседания. Должники любят запросы о предоставлении копий документов. Однако вы не обязаны предоставлять им копии документов, вы можете предоставить документы для ознакомления, а это означает простое ознакомление. Если собственники хотят сделать копии, им необходимо прийти в приемное помещение в специально отведенные время и самим сделать копии подручными средствами (фотоаппарат, ксерокс, сканер и т.д.). Отвечайте на все запросы. Можете отправлять ссылки на какие-либо сайты, где раскрыта информация. Все ответы и доказательства их отправки (квитанции, копии) сохраняйте, это будет свидетельством того, что вы общались с должником и на все его жалобы были даны ответы.
Возражения собственников, чтобы отклониться от оплаты коммунальных услуг
Наиболее часто должники в качестве оснований для неуплаты коммунальных услуг называют:
Отсутствие письменного договора. Самое распространенное возражение собственников. Однако, по смыслу статей Жилищного кодекса, наличие письменного договора не является основанием для оплаты потребленных коммунальных услуг.
Наличие отдельных договоров. Эта причина характерна для юридических лиц, которые сами заключают договора на поставку коммунальных услуг или на содержание и ремонт общего имущества, сами осуществляют уборку прилежащих ко входу территорий и не хотят вносить плату за содержание и ремонт общего имущества. Но неиспользование общего имущества и наличие отдельных договоров не освобождает от оплаты взносов, которые предъявляет управляющая компания либо ТСЖ, ЖСК.
Недействительность общего собрания, на котором устанавливаются тарифы и сборы. Признать недействительным общее собрание может только суд. Если на момент рассмотрения иска о взыскании задолженности такого решения суда нет, то это возражение не является основанием для неуплаты потребленных коммунальных услуг.
Отсутствие полномочий у председателя или управляющей компании на предъявление иска в суд. Причин к этому должники называют две: недействительность собрания или отсутствие договора с управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и отсутствие полномочий на этом основании. Но отсутствие письменного договора с собственником не говорит о том, что у управляющей компании, ТСЖ, ЖСК нет оснований для подачи иска в суд. При этом, если общее собрание было проведено и не было отменено, то нет оснований для его недействительности.
Защита персональных данных. Если управляющая организация ТСЖ, ЖСК обращается к сторонней организации для взыскания долга, в некоторых случаях, если отсутствует согласие собственников на передачу данных, судебные инстанции могут признавать передачу данных недействительной и противоречащей закону и отказывать в иске о взыскании задолженности.
Начисление коммунальных услуг, исходя из фактически проживающих, а не из количества зарегистрированных граждан. Сейчас начислять услуги по количеству фактически проживающих можно не просто составив акт о фактически проживающих, но его нужно отправить в течение трех дней в органы миграционного контроля и/или в органы внутренних дел. Должностные лица из этих органов должны прийти и составить договор об административном правонарушении, на основании которого можно производить начисления. Если собственник вдруг сам написал заявление о том, что у него фактически проживает такое-то количество граждан, тогда, конечно, начисления производить можно. Но такое бывает редко, поэтому составляются акты. Считается, что если человек уходит в 12 часов ночи и приходит в 6 утра, то фактически он не живет в этой квартире, а приходит в гости. Если в квартире проживают несовершеннолетние дети, то можно сделать запросы в дошкольные, школьные учреждения, поликлинику о том, какой адрес места проживания указан у ребенка. Как правило, по отношению к детям родители указывают фактическое место проживания ребенка, это будет считаться доказательством. Если вы вызываете в зал судебного заседания свидетеля, то он не должен теряться. Одним из вариантов подачи фотоматериала является составление фототаблицу. Распечатанные фотографии можно приклеить на формат А4, сделать титульный лист с заглавием «Фототаблица … », указать дату составления, составителей, прошить все вместе, сзади поставить печать, подпись, на уголок каждой фотографии также поставить печать организации и подпись руководителя, и подать этот материал через канцелярию до судебного заседания.
Неиспользование общего имущества либо отсутствие перерасчета во временное отсутствие. Неиспользование общего имущества не является основанием для перерасчета или отказа от оплаты за коммунальные услуги. Перерасчет за временное отсутствие делать нужно, если предоставлены определенные подтверждающие документы. Справки из садоводств принимаются как доказательство того, что перерасчет сделать нужно.
Невыставление счетов на оплату. Юридические лица считают, что счета на оплату должны выставляться им отдельно, а физические лица – что отдельно должны выставляться счета по каждой позиции, целевые сборы указываться не в квитанции, а отдельным счетом. Или если собственник зарегистрирован и проживает в разных местах, счета не выставлялись в квитанциях, или счета шли на нули, то выставление счетов необходимо. Однако суды говорят, что выставление отдельных дополнительных счетов не нужно, а если собственник зарегистрирован в другом месте, то желательно выставить отдельную претензию и отдельный счет.
Отсутствие предупреждения о приостановлении подачи коммунальных услуг и пропуск срока исковой давности. Различные претензии и соглашения со сроками погашения долга прерывают срок исковой давности, соответственно приостановление подачи коммунальных услуг и отсутствие предупреждения о приостановлении не влияет на обязанность оплачивать долг за потребленные коммунальные услуги.
Иногда к тарифу, который установлен на коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации, добавляют НДС, а иногда сама управляющая компания, рассчитывая сумму долга и выставляя собственникам требования об оплате, дополнительно добавляет НДС. В отношении собственников это будет всегда незаконно. Собственнику нужно выставлять тот тариф, который установлен на коммунальные услуги в законодательных актах по субъекту федерации. В отношении ресурсоснабжающих организаций арбитражные суды считают, что если тарифы на коммунальные услуги были разработаны с учетом НДС, то начисление НДС сверх тарифа ресурсниками, УК, ТСЖ, ЖСК незаконно; если тарифы были разработаны без учета НДС, то тогда начисление НДС сверх тарифа и выставление этой суммы для оплаты управляющим компаниям ТСЖ, ЖСК является законным.
Собственник-должник не является членом ТСЖ, ЖСК, но все равно должен оплачивать все потребленные коммунальные услуги, все расходы, в том числе и административно-хозяйственные расходы, потому что они включают в себя организацию потребления и обеспечения качества коммунальных услуг. Бывают случаи, когда помещения передаются в безвозмездное пользование либо в аренду, и собственник считает что не должен платить за содержание общего имущества. Первоначально коммунальные услуги мы предъявляем нанимателям, арендаторам, соответственно, собственники несут расходы по содержанию общего имущества и к ним предъявляются подобные требования вне зависимости от того, куда, кому и на какой срок передано помещение. Иногда собственники считают, что они должны быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, потому что они ими не пользуются, либо не зарегистрированы в квартире. В подобных случаях суды всегда сами проверяют это. Если же не проверяют, то вы должны акцентировать внимание на том, что доказательств оплаты коммунальных услуг по месту проживания должник не предоставляет, соответственно должен оплачивать их по месту там, где предъявляете вы. Делать это лучше всегда либо ближе к концу судебного заседания, либо как резюме подводить в прениях – чтобы должник не потребовал дополнительного времени на доказательства. Потому что все доказательства, которые стороны не смогли предоставить в первой инстанции суда, в дальнейшем уже не принимаются.
Оказание услуг ненадлежащего качества. Подтвердить это достаточно сложно особенно если собственник просто об этом говорит, но не предъявляет никаких доказательств, не обращается с претензиями по качеству коммунальных услуг и спокойно ими пользуется. Если он что-то писал, то основывайтесь на том, что вы отвечали на жалобы. При этом, если должник жалуется на санитарное состояние воды, то он должен доказать это экспертным заключением. Если он этого не сделает, то не докажет то основание, на которое ссылается в качестве возражения. Не вы должны доказывать, что услуги были надлежащего качества, а он должен доказать, если считает что по этому основанию ему должны были уменьшить оплату.
Взаимодействие со службой судебных приставов.
Контроль за работой приставов, обжалование бездействия приставов
Как правило, решение суда первой, второй инстанции не оканчивается взысканием задолженности. Дело передается судебным приставам. Иногда приставы не могут работать, потому что у должника нет официальных доходов. Если собственники достаточно обеспеченные, например, ездят отдыхать заграницу, можно требовать от судебных приставов закрытия должнику доступа заграницу. Если вы видите, что судебный пристав вдруг почему-то отложил исполнение, то можно подать жалобу на бездействие пристава сначала старшему судебному приставу, либо обжаловать решение пристава в суде. Также жаловаться можно в прокуратуру, а еще можно подавать письменные заявления главному судебному приставу по вашему региону с тем, чтобы он передал рассмотрение вашего исполнительного дела в вышестоящий отдел, например, в межрегиональный отдел судебных приставов.
Последствия наличия у УК существенного долга перед РСО
Чем грозит УК наличие существенной задолженности перед РСО по оплате предоставленных коммунальных ресурсов? Меняется ли ситуация в условиях пандемии коронавируса, когда физические лица – собственники и наниматели помещений в МКД – не платят штрафы (пени) за просрочку оплаты услуг ЖКХ?
Существенная задолженность – грубое нарушение лицензионных требований
Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2022 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).
Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.
К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).
Мера ответственности
Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2019 Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.
До указанной даты действовала общая мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ): для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 250 000 до 300 000 руб.
УК является субъектом МСП;
нарушение совершено впервые;
отсутствуют доказательства того, что совершенное правонарушение привело к причинению вреда или к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, к угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо повлекло имущественный ущерб.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 02.06.2022 № Ф07-4448/2022 по делу № А44-8711/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2022 № 307-ЭС20-10709.
В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании закона, действовавшего во время совершения этого нарушения.
Дата совершения правонарушения из-за существенного долга перед РСО обусловлена не началом либо периодом формирования задолженности, а исключительно фиксацией судом либо самими сторонами договора в акте сверки расчетов задолженности в сумме, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате договоров. Поэтому если существенная задолженность признана УК или решение суда вступило в силу до 29.03.2019, то бездействие квалифицируется по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, после указанной даты – по ч. 3.
Подтверждение можно найти в судебной практике (см. постановления АС ВСО от 30.09.2022 № Ф02-3204/2022 по делу № А58-10/2020, АС ПО от 12.10.2022 № Ф06-65712/2022 по делу № А06-13862/2019, АС СЗО от 27.08.2022 № Ф07-8104/2022 по делу № А05-11097/2019, от 29.07.2022 № Ф07-8079/2022 по делу № А42-10609/2019).
Срок давности привлечения к ответственности
Наличие существенной задолженности перед РСО – это правонарушение, обладающее признаками длящегося, так как событие правонарушения характеризуется самим фактом наличия подтвержденной задолженности, а не датой ее возникновения (см. также постановления АС МО от 22.07.2022 № Ф05-9548/2022 по делу № А41-85539/2019, АС ПО от 10.09.2022 № Ф06-63555/2022 по делу № А55-29283/2019, АС СЗО от 01.10.2022 № Ф07-9096/2022 по делу № А05-14347/2019). Срок давности привлечения к ответственности составляет для должностных лиц один год, для юридических лиц – два месяца (при рассмотрении судьей – три месяца) со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 – 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
К сведению: днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном нарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2).
Но важно учитывать, что приведенное правило работает, если задолженность перед РСО не погашена.
Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.
Поэтому если УК погасила существенную задолженность перед РСО, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня погашения задолженности.
Исключение МКД из реестра при повторном правонарушении
Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании, если в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований лицензиатом будет повторно допущено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренное пп. «а», «б», «г», «д» или «з» п. 4(1), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о МКД, в отношении которых такие нарушения совершены. Соответствующее решение принимает орган ГЖН (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).
В свою очередь, исключение сведений о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
Таким образом, повторное привлечение к административной ответственности за наличие существенной задолженности перед РСО грозит УК потерей права вести деятельность по управлению МКД.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 14.07.2022 № Ф07-6749/2022 по делу № А42-7606/2019.
Общество при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за допущенные грубые нарушения лицензионных требований не приняло своевременно меры к погашению задолженности перед РСО, а допустило ее наличие в последующий период, тем самым повторно допустило грубое нарушение лицензионных требований, установленное пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании. Поэтому ГЖИ в отношении лицензиата правомерно применена мера по исключению МКД из реестра лицензий.
Неплатежи со стороны собственников
Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?
Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2022 № Ф05-803/2022 по делу № А41-44147/2019.
Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.
Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.
При этом в постановлениях ВС РФ от 07.10.2022 № 72-АД20-1, № 72-АД20-2 сформирована следующая правовая позиция.
Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
О ситуации в условиях распространения коронавируса
С 06.04.2020, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 424, приостановлено до 01.01.2022 начисление и взыскания неустойки (штрафов, пеней) за несвоевременное внесение и (или) внесение не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Само начисление неустойки (штрафа, пени) тоже приостановлено (Письмо Минстроя РФ от 20.04.2022 № 12360-ОГ/04).
Аналогичный мораторий предусмотрен для лиц, осуществляющих управление МКД.
Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020).
1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2022 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
2. Правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.
В связи с этим в Минстрой поступил вопрос о необходимости приостановления действия пп. «д» п. 4(1) и п. 4(2) Положения о лицензировании, на что был дан такой ответ.
Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2022 № 438 в 2022 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2022 № 21681-МЕ/04). Что это означает?
Действие указанных норм Положения о лицензировании не приостановлено. Вместе с тем из Постановления № 438 следует, что в 2022 году в отношении УК не проводятся проверки в отношении обнаружения наличия у нее существенной задолженности перед РСО.
Полагаем, после того, как данное послабление будет снято, УК вполне сможет оперировать тем, что долг перед РСО вырос по причине неплатежей со стороны собственников и нанимателей помещений в МКД в условиях эпидемии коронавируса. Только нужно запастись доказательствами того, что работа по получению платежей велась, но достичь результата не удалось по причинам, не зависящим от УК. Согласно официальным «сводкам» ситуация уже выправилась.
Министр Минстроя Владимир Якушев 29 октября на заседании Правительства РФ доложил: «В первом квартале текущего года, когда еще не было ограничительных мер, уровень платежей за коммунальные услуги составил 97%. В апреле, с учетом введения ограничительных мероприятий, уровень оплаты платежей составил 81%. Уже в мае пошло восстановление благодаря принятым правительством мерам поддержки – уровень платежей вырос до 92,5%. Начиная с июня темпы оплаты стали постепенно восстанавливаться и уже за сентябрь уровень составил 97,1%. Платежная дисциплина восстановлена».
Суд с управляющей компанией по долгам
Источник фото: https://www.pexels.com/
В настоящей статье мы попытаемся разъяснить общую схему и построение алгоритмов организации работы по взысканию задолженности, в чем заключаются нюансы и сложности в этой, казалось бы, относительно не трудной работы и как их преодолеть. Данная статья наиболее актуальна для молодых специалистов- юристов и небольших УО.
Возможно, многие из вас слышали, что работа, связанная с взысканием долгов по ЖКУ является относительно легкой и не требующей серьёзной и аналитической подготовки. Однако, исходя из своего опыта при работе с управляющими компаниями, а также ТСН и ТСЖ, можно вычленить следующие сложности, возникающие при организации построения работы по взысканию задолженности за ЖКУ, это:
отсутствие информации о точной сумме задолженности за ЖКУ;
неверное понимание и представление трудозатрат и сложностей возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций;
отсутствие даже примерного плана по взысканию и работе с исполнительным производством.
Отсутствие информации о точной сумме задолженности за ЖКУ
Среди тех предприятий с кем довелось поработать – сразу точная сумма задолженности по ЖКУ не называлась. Многие скажут: много работы и такая информация постоянно меняется. По нашему мнению, данная информация является очень важной и руководство УО обязано постоянно её проверять и обновлять т.к. это, прежде всего, те суммы, которые являются доходом УО, от которых напрямую зависит качество услуг, закупка материально – технической базы, благосостояние, как жильцов, так и работников УО. Кроме того, не стоит забывать, что органы прокуратуры РФ, как правило, раз в год проверяют работу по взысканию долгов по ЖКУ согласно ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и в случае непредставления информации или отсутствия работы по взысканию задолженности за ЖКУ сама УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Вывод: руководителям управляющих организаций необходимо постоянно проверять суммы задолженности по МКД, которые они обслуживают, иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьёзный удар по репутации компании.
Неверное понимание и представление трудозатрат и сложностей возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций.
Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ довольно легка и не нуждается в каком-то особом подходе или подготовке, достаточно иметь одного человека для данного направления, и процесс взыскания пойдет сам собой. По нашему мнению, это серьёзное заблуждение. Представьте УО, владеющую не большим количеством МКД, скажем 10-20. В каждом доме, как правило, есть должники, а поработать нужно не просто с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. Вследствие этого время и трудозатраты возрастают в разы. Помимо указанной работы присутствует еще и параллельная работа юриста по исполнительному производству, направлению претензий к должникам юридическим лицам. Более того, следует понимать, что заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, безусловно, хоть и помогают, но все равно имеется процент тех, кто принципиально не согласен с оплатой долгов по ЖКУ, кто обжалует заявления на выдачу судебных приказов; в результате, чего возникает необходимость обращаться с иском в мировые или городские суды, что существенно замедляет работу по взысканию, ведь время и документация для судов по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ куда больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства. В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ у юристов часто функции юридического обслуживания слиты с секретарской деятельностью и иными административно – хозяйственными функциями.
Только представьте, какой объём работы выполняют юристы, в принципе – это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в различных судебных процессах по представлению интересов компании, вкупе с административными процессами, и работа с государственными органами и организациями, создание локально – нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок государственных органов, консультации отделам бухгалтерии, экономическому отделу, отделу кадров, иным работникам, руководителю, договорная работа и плюс взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что все указанное выше совмещает один человек даже в более крупных УК.
Мы считаем, что указанное выше, не приводит ни к чему положительному, все ведет к дестабилизации деятельности юриста, чрезмерной загруженности, усталости и как следствие рутине из-за которой очень сложно вычленить время юристу именно на должников. По нашему мнению, решить указанные вопросы, возможно только четко планируя деятельность и ее направления для юриста, а также выделения одного, а лучше двух специалистов отдельно на взыскание долгов, т.к. пласт указанной работы огромный, прежде всего из-за того, что в нынешнее время среди многих УК имеются просто огромные суммы дебиторской задолженности и один человек просто не в состоянии физически заниматься данной работой.
Так, например в статье: « Минстрой: задолженность за услуги ЖКХ в России достигла 1,3 трлн руб .» опубликованной на сайте «РИА» указано, что: «общая задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России не сокращается и составляет на сегодняшний день порядка 1,3 триллиона рублей, заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.
Он уточнил, что задолженность населения из этой суммы – около 810 миллиардов рублей, бюджетных организаций – 60 миллиардов рублей, прочие потребители задолжали 400 миллиардов рублей».
Как видно, нынешняя ситуация говорит, что к работе по взысканию долгов по ЖКУ необходимо относится с собой тщательностью. По нашему мнению, для успешной работы в направлении взыскания долгов по ЖКУ необходимо в организации наличии двух сотрудников:
один из которых будет заниматься исключительно составлением перечня должников, их обзвоном, а также сбором и подготовкой документов для вынесения судебных приказов с их последующей передачей в ФССП РФ;
второй будет заниматься представлением интересов компании в мировых и городских, районных судах в рамках искового производства по взысканию задолженности.
Работу по исполнительному производству рекомендуем делить между указанными выше работниками, один из которых, будет вести исполнительное производство в рамках, вступивших в силу судебных приказов, а другой – выданных исполнительных листов.
Отсутствие даже примерного плана по взысканию и работе с исполнительным производством
В организации работы по взысканию, по нашему мнению, без плана и сроков его реализации невозможно в принципе продвинуться, т.к. в противном случае будет наблюдаться волокита и «бардак» в документации по взысканию, что приведёт к дестабилизации работы по взысканию долгов по ЖКУ, а это по сути, полный провал деятельности УО по части взыскания долгов. Для решения данной проблемы мы предлагаем свой общий примерный план- инструкцию организации работы по взысканию долгов по ЖКУ.
По нашему мнению, общий план – инструкция по взысканию долгов по ЖКУ делиться на 3 блока:
претензионно–исковая работа с юридическими лицами;
претензионно–исковая работа с собственниками/нанимателями жилых помещений;
Перед тем, как мы раскроем, что входит в каждый блок, полагаем, что имеет место серьезная необходимость определения той суммы, с которой можно начинать работу по взысканию долга. Ведь, если взыскивать независимо от суммы долга и взыскивать слишком маленькие суммы, это приведет к пустой трате времени и трудозатрат. В данном вопросе есть несколько отправных точек.
Первая – это аналогия закона: можно взять за основу п. 118 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что «под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения».
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Проще говоря, сумма задолженности – это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более, чем в 2 раза. Однако, в случае если должник проживает в «старых» домах, например, пятиэтажках, где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, то такой долг не является основанием, чтобы его начинали взыскивать сразу в судебном порядке т.к. он будет довольно маленьким.
Вторая точка зрения – это определение суммы долга за ЖКУ, исходя из МРОТ по региону. Это сумма уже может быть больше, чем 2 оплаты услуг по ЖКХ, но все равно сравнительно небольшая.
Третья точка зрения – это определение суммы долга по ЖКУ, исходя из средней заработной платы по городу или региону. Мы полагаем, это оптимальная сумма, которая является довольно значительной для начала работы по долгам по ЖКУ в полном объёме, включая судебную стадию. Данная сумма, априори, показывает возможного злостного неплательщика.
Претензионно-исковая работа с юридическими лицами
Данный блок рекомендуем делить на две части: работа по взысканию долгов по ЖКХ с юридическими лицами в части приказного производства (для ИП и юридических лиц с суммой иска до 50 тыс. рублей) и общего порядка рассмотрения спора в Арбитражном суде (свыше 500 тыс. рублей).
Далее указанный блок в общем и целом подразделяет на следующие необходимые стадии:
запрос и получение списка должников в отделе бухгалтерии;
обзвон и анализ должников, определение дальнейшего плана по каждому;
решение вопроса о заключении соглашений;
составление претензии по списку должников;
отправление претензий почтой, нарочно;
составление реестра направленных претензий;
отслеживание сроков вручения претензий, проверка состояния оплаты;
направление документов в Арбитражный суд на выдачу исполнительных приказов или для возбуждения искового производства;
проверка результатов вынесения судом исполнительных приказов и возбуждения Арбитражных дел (после возбуждения судебных дел направление необходимых доводов, ходатайств (об аресте счетов) возражений на отзывы и т.д.;
ведение судебных процессов, получения решения суда, исполнительного приказа, решение вопроса об апелляции, направление исполнительных документов в ФССП РФ.
Претензионно–исковая работа с собственниками/нанимателями жилых помещений
Алгоритм работы по взысканию задолженности по ЖКУ с собственников/нанимателей жилых помещений практически полностью аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии. Однако, мы просим обратить внимание на идентификаторы (ст. 131 ГПК РФ), которых может и не оказаться у УО на должников. В этом случае мы рекомендуем, все же поискать их для начала в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов, мы рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. Здесь важно указать в резолютивной части заявления о том, чтобы суд этот идентификатор в своем решении обязательно указал, т.к. в противном случае такой исполнительный документ не будет принят ФССП РФ по причине отсутствия идентификатора – п. а ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство
По нашему мнению, работа с исполнительным производством также подразделяется на 2 блока:
проверка и ведение существующих исполнительных производств;
возбуждение и ведение новых исполнительных производств.
Проверка и ведение существующих исполнительных производств
В данный блок мы выделяем следующие элементы:
составление реестра поданных исполнительных документов и формирование дел по каждому из них;
составление и направление заявлений в отделы ФССП РФ о представлении отчета об исполнительных действиях приставов – исполнителей;
получение отчетов об исполнительных действиях, их анализ, определение необходимости личного ознакомления с теми производствами, по которым имеются вопросы;
определение дальнейшего плана действий после ознакомления: сюда входит направление необходимых ходатайств, жалоб, заявлений судебным приставам, управлению ФССП по региону, органам прокуратуры РФ, иным государственным органам;
составление реестра выполненных действий по исполнительным производствам;
отслеживание результатов и получение ответов по ходатайствам, заявлениям и жалобам и определение дальнейших действий по исполнительным производствам.
Возбуждение и ведение новых исполнительных производств
Этот блок подразделяется на следующие необходимые действия:
составление заявлений о возбуждении исполнительных производств по юридическим и физическим лицам. Мы рекомендуем по возможности группировать подаваемые заявления отдельно по каждому дому;
направление указанных выше заявлений в отделы ФССП РФ нарочно или через почту;
составление реестров поданных заявлений на возбуждение исполнительных производств;
получение постановлений о возбуждении исполнительных производствах;
определение сроков окончания исполнительных производств, проверка оплаты по исполнительным производствам.
Мы рекомендуем также перед окончанием срока взыскания по исполнительным производствам по тем должникам, по которым взыскание не осуществилось, обязательно лично, путем фотографирования, ознакомиться с материалами исполнительного производства. Далее составить необходимые ходатайства, жалобы и подать их. Обязательно составить реестр произведенных действий в рамках исполнительных производств. После чего, отследить решения принятые по результатам рассмотрения ваших жалоб, заявлений и принять решения о дальнейшей судьбе таких исполнительных производств.
Подводя итог, мы хотим также акцентировать внимание и на общий график работы по взысканию долгов по ЖКУ. Считаем, что за основу следует брать всех должников по одному дому и работать по нему, впоследствии переходя к следующим домам. Концепция, если работает по взысканию один человек, такова, что, условно, первую неделю нужно выделять на подготовку документов в суд, сюда включается составление реестра должников, обзвон должников, заключение соглашений, составление претензий, необходимых заявлений в суд. Обязательно выделяйте день или половину рабочего дня для проверки составленных документов, даже если они кажутся однотипными. Это очень важная деталь в работе с документами, в принципе, ведь человеческий фактор не отменяется и ошибиться может любой. В противном случае получается двоякая ситуация, когда работник вроде и подал много заявлений в суд, но при этом наделал много технических ошибок, опечаток. Таким образом, в лице руководителя он становится работником, который допускает слишком много ошибок. В отношении ошибок и технических опечаток хочу руководителям УО осветить, что юристы составляют огромное количество документов и ошибки бывают всегда и, к сожалению, у всех. Поэтому, чтобы дать возможность специалистам взыскивать много и эффективно либо закрывайте глаза на ошибки, не являющиеся существенными, как опечатки или описки в словах, или давайте день на проверку и правку документов перед их отправкой. Вторую неделю мы считаем, важным посвятить исключительно для подготовки позиции, составлению необходимых документов, по находящимся в производстве исковым заявлениям на взыскание долгов по ЖКУ в судах. Третью неделю, по нашему мнению, можно выделить под исполнительное производство. Четвертую неделю мы рекомендуем выделять для подведения итогов проделанной работы, получение ответов по заявлениям, ходатайствам, жалобам и работе с ними, составлению планов по дальнейшему взысканию.
В заключении хотим отметить, что мы осветили лишь общую часть работы по взысканию и остается еще много нюансов и тонкостей, однако мы не может осветить все в одной статей – это будет слишком объемно. Мы дали лишь примерный план действий по взысканию долгов по ЖКУ для УО, и для каждой УО такой план-инструкция будет, безусловно, различаться и существенно варьироваться. Надеемся, что данная информация поможет вам лучше понять вопросы, возникающие при работе по взысканию задолженности по долгам ЖКУ, и успешно их разрешить.
Меры УК по воздействию на должников ЖКУ
Пожалуй, одной из основных головных болей для управляющих компаний является взимание долгов с недобросовестных потребителей ЖКУ, которые подолгу не платят за коммунальные ресурсы и услуги. Сегодня рассмотрим меры воздействия, которыми управляющие компании могут заставить должников погасить свои долги за ЖКУ.
Этапы процедуры взыскания задолженности с потребителей ЖКУ
- превентивные меры;
- досудебное взыскание;
- взыскание через суд;
- обеспечение исполнения судебного акта о взыскании;
- банкротство физических лиц.
Превентивные меры
Под превентивными мерами имеется в виду информационно-разъяснительная работа УК со всеми собственниками помещений в МКД. Делается это для профилактики и недопущения возникновения долгов за ЖКУ. Проводить такую работу можно на общих собраниях или через информационные стенды в подъездах МКД.
- неустойка (п.14 ст.155 ЖК РФ, п.159 Правил предоставления коммунальных услуг) за несвоевременную оплату;
- выселение из жилого помещения нанимателей по договору социального найма при просрочке платежа свыше 6 месяцев (пп.1 п.4 ст.83 ЖК РФ);
- обращение взыскания на помещение (если оно не является единственным жильём для должника);
- ограничение либо приостановка водоотведения (пп.81–82 Правил предоставления коммунальных услуг).
Досудебное взыскание
Представляет собой ряд определённых действий со стороны УК для взыскания долга до подачи иска в суд на должника. Как правило, это разъяснительные беседы с должниками, проведение общих собраний собственников об их судьбе, направление письменных претензий с указанием суммы долга и применения дальнейших санкций.
Очень часто можно видеть, как информация о должниках размещается управляющими компаниями на дверях и информационных стендах в подъездах крупно и красочно с указанием ФИО, номеров квартир и суммы задолженности.
Но это категорически запрещено! Как показывает судебная практика, подобное поведение УК расценивается судами как неправомерное использование персональных данных и становится основанием для управляющей привлечения компании к административной ответственности (апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.08.2012 по делу №33–4479/2012).
Судебное взыскание
Взыскание задолженности в судебном порядке по решению судьи. Управляющей компании потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол ОСС о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст.161, 162 ЖК РФ), расчёт и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг, периоде выполнения.
Зачастую управляющим компаниям и судебным приставам приходится разыскивать должника, поскольку он может даже не проживать по указанному адресу регистрации. На весь период розыска должника исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные судебному приставу-исполнителю управляющей компанией для розыска должника (п.2 ст.28 Закона об исполнительном производстве), компенсируются затем должником.
- автомобиль;
- право требования к другим физическим или юридическим лицам;
- банковские счета и вклады;
- компании, обладающие каким-либо имуществом.
Если собственник сам не проживает в помещении, а сдаёт его внаем, то взыскание долга производится с собственника помещения, а не с нанимателя. Если собственник-должник умер, то его долги и обязанность по их выплате наследует правопреемник.
Банкротство физических лиц
1 октября 2015 года вступил в силу ФЗ №127 от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Воспользоваться положениями закона может должник, если он хочет погасить свою задолженность посредством имеющегося имущества или утверждённой в судебном порядке рассрочки.
В ст.3 данного закона в качестве основания для банкротства физического лица признаётся неспособность гражданина в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, обязательным платежам, налогам, сборам и штрафам.
Физическое лицо обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, если сумма задолженности превысила 500 тысяч рублей, а просрочка по платежам превысила 3 месяца (п.1 ст.213.4 ФЗ №127). Заявление нужно подать в течение 30 рабочих дней с момента, когда гражданин узнал об основаниях для признания его банкротом.
Дела о банкротстве физических лиц рассматривают арбитражные суды по месту жительства гражданина. Заявителями по делу о банкротстве физического лица могут быть кредиторы, уполномоченные органы или сам гражданин-должник. Нельзя возбуждать одновременно 2 дела о банкротстве гражданина как физического лица и индивидуального предпринимателя.
Теперь разберёмся, какое отношение банкротство физических лиц имеет к задолженности по коммунальным платежам. На самом деле, самое непосредственное. Дело в том, что если собственник помещения в МКД объявит себя банкротом и пройдёт для этого необходимую процедуру, то его долг по оплате коммунальных платежей может быть реструктуризован или имущество может быть реализовано для погашения задолженности.
Реструктуризация долгов
Проводится для восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности перед кредиторами по плану реструктуризации долгов. То есть таким способом управляющая компания может взыскать с собственника помещения, признанного банкротом, задолженность по оплате ЖКУ.
Для этого необходимо выполнить следующие шаги процедуры реструктуризации долга:
Шаг 1 Управляющая компания и собственник помещения в МКД должны составить план реструктуризации долга сроком до 3 лет. Потребуется указать, в какие сроки и за счёт какого имущества будет происходить погашение долга. Также нужно прописать порядок уведомления о существенном изменении имущественного положения гражданина с соответствующими критериями.
Можно вносить любые изменения в план по инициативе гражданина, но с согласия управляющей компании. План реструктуризации долгов, не одобренный управляющей компанией, всё же может быть утверждён арбитражным судом, если его реализация позволит целиком удовлетворить требования УК.
Шаг 2 С момента утверждения плана реструктуризации требования УК, содержащиеся в нём, могут быть предъявлены собственнику только в порядке и на условиях, прописанных в этом документе.
Шаг 3 Во время проведения реструктуризации долгов приостанавливается взыскание по исполнительным документам, прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней, прочих финансовых санкций, процентов по всем обязательствам собственника кроме текущих платежей.
Шаг 4 Все финансовые сделки должника контролируются финансовым управляющим (ст.213.11 ФЗ №127 от 26.10.2002). Запрещается вносить своё имущество в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставном капитале юридического лица, совершать безвозмездные сделки (дарить или передавать своё имущество в ссуду).
Шаг 5 Не позднее чем за месяц до окончания срока исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий готовит отчёт о результатах его исполнения собственником и направляет его управляющей компании или в суд.
- завершить реструктуризацию долга собственника и прекратить производство по делу;
- отменить план реструктуризации долга при недостоверных сведениях об имущественном положении гражданина или иных нарушениях.
Реструктуризация долга имеет смысл только в случае исправного должника с постоянным источником дохода, а также при отсутствии неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, и если ранее гражданин не признавался банкротом.
Реализация имущества должника
Происходит при невозможности погашения долга за счёт постоянного источника дохода. В таком случае всё имущество должника передаётся в конкурсную массу кроме того имущества, которое не попадает под взыскание. С момента признания физического лица банкротом все права на распоряжение имуществом, вошедшим в конкурсную массу, переходят к финансовому управляющему. Сам должник такое право утрачивает. Финансовый управляющий действует от его имени.
Финансовый управляющий делает опись и оценку имущества должника с последующим представлением в суд положения о порядке, условиях и сроках его реализации, об установлении стартовой цены его продажи. Имущество должника распродаётся на торгах. Имущество, вошедшее в конкурсную массу, но не реализованное финансовым управляющим, возвращается должнику.
Все требования кредиторов после распродажи имущества должника выстраиваются в очередь, состоящую из 4 уровней приоритета. Задолженность по коммунальным платежам удовлетворяется в третью очередь, к которой относятся требования об оплате долга за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
После завершения расчётов с кредиторами гражданин-банкрот освобождается от дальнейшего исполнения их требований.
Теперь вы знаете, какими способами и мерами вы можете воздействовать на должников по оплате коммунальных услуг с целью взыскания их долгов.
Как взыскать долги по коммунальным платежам
Поставщики коммунальных услуг недополучают огромные суммы. В настоящее время долги населения службам ЖКХ составляют около 573 миллиардов рублей.
С 1 января 2022 года восстановили начисление пени за непогашенную задолженность. Мораторий в связи с коронавирусом действовал с 6 апреля 2022 года.
Как взыскать долги по ЖКХ?
Когда должны платить?
По правилам ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса потребители коммунальных услуг должны вносить оплату до 10 числа каждого месяца за предыдущий месяц. В случае неуплаты, с 11 числа начинается просрочка.
ТСЖ может назначить другую дату платежа по договоренности с собственниками (большинством голосов, когда согласных на изменение более 50 %).
С кого требовать оплату задолженности за услуги ЖКХ?
Если возникла задолженность, то требовать оплату можно со всех собственников, прописанных и квартиросъемщиков солидарно.
Важно! Взыскание задолженности по коммунальным платежам, за исключением капремонта и содержания жилого помещения, допускается со всех собственников и прописанных солидарно (п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22). К каждому из них можно предъявить отдельное требование об оплате накопившейся задолженности в полном объеме.
Если сменился собственник (наниматель, арендатор) взыскание задолженности за коммунальные услуги допускается как с прежнего, так и с нового собственника. Старому принадлежат все долги за ЖКХ, кроме долга за капремонт — он переходит к новому собственнику (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Важно! Долг «висит» не на квартире, а на конкретном человеке, с которым УК заключила договор.
Исключение, если квартиру получили по наследству. Тогда оплату всей задолженности по ЖКХ требуем с наследника.
Внесудебные методы взыскания задолженности по коммунальным платежам
К внесудебным относятся следующие методы взыскания:
1. Начисление пени и отражение этих сумм в квитанциях на оплату
Проценты на сумму долга начисляют с 31-го дня просрочки в размере 1/300 ставки ЦБ за каждый день, пока долг не погашен полностью. С 91-го дня просрочки пеня увеличивается до 1/130 ставки ЦБ.
2. Отключение услуг
Свет, горячую воду, газ можно отключить, если должник не платит более 3 месяцев. Но сначала направьте соответствующее уведомление (вручите извещение под расписку). У должника будет время (по общему правилу 20 дней) на добровольное погашение.
Важно! Если хоть какие-то суммы поступают в счет оплаты долга, это может быть даже 100 рублей в месяц, отключать коммунальные услуги нельзя.
Кроме полного отключения возможно приостановление в определенные часы в течение суток или ограничение подачи по количественным показателям в день, месяц и т. д. Такие щадящие меры желательны, особенно когда в семье есть малолетние дети.
Отключать отопление, холодную воду, перекрывать водоотведение запрещено.
3. Звонки, посещения и психологическое воздействие
Вежливый звонок с просьбой частично оплатить задолженность, личные посещения должника без агрессивного настроя нередко помогают получить хоть какую-то сумму в месяц.
Довольно спорный приём — это размещение списка должников с суммами задолженности и номерами квартир при входе в подъезд или в подъезде на специальном стенде для объявлений.
Важно! Нельзя размещать личные данные — фамилии, имена. Номера квартир и суммы долга размещать разрешается (подтверждено судебной практикой).
Почему такой метод спорный? На многих плательщиков он повлияет негативно.
Досудебные методы взыскания: претензия
Взыскание задолженности за коммунальные услуги не предполагает обязательного досудебного порядка в отношении физических лиц. То есть, УК, ТСЖ (ТСН, ЖСК) или поставщик могут сразу обращаться в суд.
Если должник юридическое лицо, то претензию писать обязательно.
В любом случае, рекомендуем писать претензию. Требования с расчетом суммы долга, пеней и предупреждением об обращении в суд с последующим взысканием с должника дополнительно судебных издержек, стимулируют должника платить хотя бы частями и постепенно гасить задолженность.
Обращение в суд
Долги по квартплате можно «просудить» в мировом суде, подав заявление о выдаче судебного приказа в мировой суд. Это самый быстрый способ. Уже через 5 дней получите судебный приказ (если заберете лично).
Если в течение 10 дней со дня получения письма с судебным приказом, должник не обратится в суд, чтобы его отменить, то у вас на руках уже будет исполнительный лист для предъявления в банки и ФССП.
Если приказ отменят, нужно будет подавать иск повторно: в мировой суд, если задолженность с процентами (пеней) до 100 000 рублей; в городской (районный) суд, если сумма больше.
Иск составляем по общим правилам ст. 131 ГПК. Госпошлину можно посчитать в онлайн-калькуляторе.
На любом этапе взыскания задолженности можно заключить мировое соглашение с должником (договориться об удобном порядке платежей). Например, если вы подали иск в суд, а должник устроился на работу и хочет платить.
Взыскание через службу судебных приставов
Судебные приставы могут запретить должнику выезд за границу, арестовать счета и имущество, списать деньги со счетов (не более 50% от любых доходов), реализовать имущество в счет погашения долга и использовать другие методы взыскания в рамках исполнительного производства.
Если длительное время (более полугода) приставы ничего не получат от должника, то вынесут постановление об окончании исполнительного производства и вернут исполнительный лист.
Однако коммунальные службы вправе обратиться к приставам повторно через 6 месяцев. А если будут доказательства изменения финансового положения должника, то в любое время (п. 5, ст. 46 закона № 229-ФЗ) до тех пор, пока не истечёт срок давности — 3 года со дня вступления в силу судебного акта (ст. 21 № 229-ФЗ).
Выселение
Выселить должника можно, если просрочка более 6 месяцев. Но только того, кто проживает в квартире по договору социального найма. И при условии предоставления другого жилья площадью не менее 6 м 2 на 1 прописанного человека.
Из приватизированной квартиры никого выселить нельзя.