Методы оценки стоимости земельных участков в 2022 году

Во всех субъектах России на 2022 год назначена массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков, независимо от их категории. Какие новые налоги грозят дачникам?

Во всех субъектах России на 2022 год назначена массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков, независимо от их категории. Подобные мероприятия Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) проводила и раньше, но, как правило, это делалось не чаще, чем раз в три года (в Москве и Петербурге каждые два года). И, как показала практика прошлых лет, переоценка земель, скорее всего, может отразиться на налоговом бремени россиян не в меньшую сторону, ведь налог на имущество каждого гражданина взимается с учётом имеющихся в его собственности объектов недвижимости и рассчитывается исходя из кадастровой стоимости этой самой недвижимости (такое правило определено статьёй 403 Налогового кодекса РФ).

Учитывая предстоящий масштаб проводимых мероприятий, которые приведут к переоценке значительной части налоговой базы, Федеральная налоговая служба (ФНС) решила дать разъяснения о том, как с текущего года будут исчисляться налоги в отношении зданий нежилого назначения, расположенных на садовых земельных участках. Согласно письму ФНС от 18 января текущего года № СД-4−21/454@, если налоговикам поступают сведения о наличии нежилого здания на садовом участке, то такой постройке автоматически будет присваиваться налоговый статус жилого дома. Под зданием будут понимать строения сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, но не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами (для хозпостроек налог может быть ещё выше).

Что же означает такой подход ФНС для россиян? Оказывается, всё просто: если Росреестр предоставит налоговикам данные, что на участке, принадлежащем такому-то гражданину, нет официально зарегистрированного жилого дома, но есть постройка, учтённая самим Росреестром как «здание», то налог на данную постройку фискалы всё равно рассчитают по правилам налогообложения жилого дома.

— Анонсированные мероприятия Росреестра вполне могут обернуться для значительного количества россиян разного рода разбирательствами, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин. — Дело в том, что не все граждане торопятся узаконить все постройки на своём участке и годами используют объекты, которые юридически или совсем не оформлены, или имеют статус недостроенных. А муниципальные власти, как правило, никакого контроля за этой ситуацией не ведут. Росреестр, собрав данные (теперь это делается не только при выездной проверке, но, например, при помощи дронов. — Прим. Лайфа), имеет право самостоятельно внести изменения в свою базу. И в этом случае гражданину придётся уплатить налоги по той ставке, что рассчитает ФНС на основании данных Росреестра.

Тем, кто до настоящего времени не привёл свои документы на недвижимость в порядок, скорее всего, грозят неприятности не только в виде возможного увеличения налогов, уверен адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.

— Налоговики уже не раз заявляли, что, по их мнению, неоформленное или неправильно оформленное имущество — это корыстный способ уклониться от выплат установленных законом налогов, — поясняет Шагин. — Поэтому не исключено, что в конце года некоторые граждане получат не только новую, более высокую цифру налога, но ещё и штраф в 20% от начисленной ФНС суммы (статья 122 Налогового кодекса РФ).

Также проблемы могут возникнуть у тех, кто имеет отметку «временный» в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) в графе «Статус записи об объекте недвижимости». Такие записи делали до 2017 года, если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учёт самим Росреестром, но права на него собственником так и не были зарегистрированы. Согласно закону № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, для объектов с «временным статусом» 1 марта 2022 года реестровая запись станет архивной, а сведения кадастрового учёта об участке аннулируют. А это значит, что распорядиться таким участком (продать, подарить, завещать) будет практически невозможно.

Когда новый порядок может оказаться выгодным

Однако не для всех граждан новая методика ФНС грозит непременным увеличением налогового бремени. Дело в том, что, согласно российскому законодательству, физлица имеют право на льготу по налогу на имущество в отношении одного хозяйственного строения или сооружения до 50 квадратных метров, в том числе на садовом участке (статья 403 Налогового кодекса РФ). Возможно, при определённых условиях кому-то выгоднее, чтобы одно из имеющиеся у него хозстроений учитывалось как «жилой дом», ведь ставка по ним ниже, чем по прочим объектам. Например, это актуально для пенсионеров, предпенсионеров и прочих льготников, так как эти категории освобождаются от налогов по одному объекту, за исключением нежилых. Правда, стоит учитывать, что строение, признанное домом на садовом участке, может быть максимум в три этажа и не больше 20 метров в высоту. Кроме того, оно должно соответствовать градостроительным регламентам и правилам застройки (регламент СП 53.13330.2019), однако, как правило, недвижимость большинства льготников в эти требования укладывается с запасом.

Читайте также:
Обжалование решения о признании долга

— Росреестр уже не раз анонсировал внедрение новых подходов для учёта недвижимости граждан. Теперь это ведомство запустило в работу новый ресурс — «Умный кадастр». По-видимому, именно для актуализации данных этого сервиса в текущем году такая массовая переоценка земли и проводится, — считает адвокат палаты Калининградской области Александр Поляков. — А ФНС в связи с проведением указанного мероприятия сразу получила возможность сверить с Росреестром свои данные и повысить собираемость налогов, ведь именно эта задача обозначена для налоговиков Минфином как главная на 2022 год, вот они её и выполняют.

Также не стоит забывать, что в текущем году вступили в силу изменения, внесённые законом № 382-ФЗ в порядок налогообложения земельных участков. И теперь все территориальные органы исполнительной власти в РФ обязаны ежегодно представлять в ФНС сведения о выданных предписаниях по поводу устранения нарушений в связи с неиспользованием земель по целевому назначению. А налоговики на основании полученной информации имеют право прекратить налогообложение по льготной ставке (например, предусмотренной для участков под индивидуальное жилое строительство или под садоводство) и начать взимать плату по повышенной налоговой ставке. По мнению законодателя, такой режим позволит упорядочить использование земель в РФ.

С 2022 года применяется новый порядок налогообложения ряда земельных участков, не используемых по целевому назначению

С 2022 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2022 № 382-ФЗ в порядок налогообложения земельных участков.

Так, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), будут ежегодно представлять в налоговые органы по субъектам РФ сведения о выданных предписаниях об устранении нарушений организациями и физическими лицами нарушений:

  • в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или в зонах сельхозиспользования;
  • в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования этих участков в предпринимательской деятельности.

В отношении перечисленных земельных участков прекращается применение льготной ставки по земельному налогу, не превышающей 0,3%. Исчисление налога и авансовых платежей по нему будет производиться по налоговой ставке для «прочих земель», не превышающей 1,5%. Такой расчет будет применяться со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо со дня обнаружения таких нарушений и до первого числа месяца, в котором уполномоченный орган установит факт их устранения.

Кроме того, для таких земельных участков не будут применяться ограничения ежегодного десятипроцентного роста земельного налога, установленные п. 17 ст. 396 НК РФ для налогоплательщиков-физических лиц, вплоть до устранения выявленных нарушений.

Перечисленные нормы направлены на экономическое стимулирование правомерного землепользования и уточнение условий применения льготных ставок по земельному налогу.

Законодательные изменения для дачников и садоводов в 2022 году

Изменения, касающиеся «временных» статусов участков

«Временные» статусы присваивались дачным владениям с 1 марта 2008 года и перестали назначаться с 1 января 2017 года. Данный статус действовал в течение 5 лет и означал, что участок был поставлен на учёт в кадастровом ведомстве, но не был зарегистрирован окончательно. Если по истечении 5 лет владелец не оформил право на участок, ему присваивался статус «аннулированный», и запись о нём уходила в архив.

Ни один из статусов не подразумевает изъятие участка у его владельца (за исключением грубых нарушений по эксплуатации земли или согласия на изъятие владельца) и не препятствует оформлению законных прав на землю.

Так как статус «временный» не назначался с 1 января 2017 года на 5 лет, после 1 марта 2022 года участков с данным статусом не останется — часть земель будет зарегистрирована на владельцев, часть — станет «аннулированными».

Основание. Ч. 7 ст. 72 закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

Дачная амнистия

До 1 марта 2022 года продлена дачная амнистия, позволяющая в упрощённом порядке оформить право собственности на садовые дома. Для оформления достаточно двух документов — правоустанавливающего документа на владения и технического плана земли. Документы можно лично передать для регистрации в органы Росреестра.

Если дом расположен не на дачном участке, а на земле, выделенной по индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то право оформляется в уведомительном порядке.

Читайте также:
Штраф по ндс за что могут взять

Владелец земли должен отправить в администрацию по месту нахождения участка:

  • уведомление о предстоящих строительных работах с описанием параметров планируемой постройки;
  • после окончания строительства — соответствующее уведомление с техническим планом готового строения.

Основание. Ч. 5 ст. 16 закона №340-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Упрощение подключения садовых участков к электросетям

Процедура проведения электричества к садовым участкам стала проще:

  1. Владелец земли может лично подать заявку на электрификацию участка. До изменений владелец мог отправить заявку только через садоводческое или огородническое товарищество, а это замедляло процесс подключения к электросетям.
  2. Все коммуникации будут подводиться к участку гражданина, подавшего заявку, при условии, что заявка будет подана на подключение энергопринимающих устройств не более 15 КВт. До изменений сетевая компания протягивала линию не дальше границ садового некоммерческого товарищества.

Основание. Постановление Правительства РФ №1711 от 9.10.2021.

✨ Резюме

Кратко подведём итоги:

  1. В 2022 году не останется дачных участков с «временным» статусом. Часть из них будет окончательно зарегистрирована на владельцев, часть — станет «аннулированными».
  2. До 1 марта 2022 года действует дачная амнистия, дающая возможность оформить право на участок в упрощённом порядке.
  3. Подключение к электросетям дачного владения будет осуществляться по личному заявлению владельца, причём электрическая линия будет проведена непосредственно до участка, а не до границ садоводческого некоммерческого товарищества.

❓ Часто задаваемые вопросы

Нет, держать кур можно только на участках, имеющих статус личного подсобного хозяйства, либо если разрешение на разведение кур прописано в уставе СНТ.

Можно завести питомца, например, собаку, при условии ограждения территории участка, чтобы животное не могло выйти. Разведение скота и птицы запрещено, если обратное не прописано в уставе СНТ.

Нет. На садовом участке разрешено возведение жилых строений. На огородном участке постройка жилых помещений может быть разрешена или запрещена органами местного самоуправления.

Именно на садовый дом — нет. Но на жилые дома, построенные на садовом участке, действуют те же правила, что и для любой жилой недвижимости. Также семьи, взявшие ипотеку на строительство и имеющие трёх и более детей, могут получить 450 тысяч от государства на погашение ипотеки, взятой на строительство жилого дома на садовом участке.

Только если дом является жилым, либо если это хозяйственное помещение в личном подсобном хозяйстве площадью меньше 50 кв. м.

Методы оценки стоимости земельных участков в 2022 году

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 4 августа 2022 года N П/0336

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 “Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке” (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2017 г., регистрационный N 46860) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. N 419 (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2018 г., регистрационный N 52352), от 9 сентября 2019 г. N 548 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2022 г., регистрационный N 57563).

в Министерстве юстиции

17 декабря 2022 года,

регистрационный N 66421

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росреестра
от 4 августа 2022 года N П/0336

Методические указания о государственной кадастровой оценке

I. Общие положения

1. Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее – Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение).

2. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.

Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.

Результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в соответствии с Указаниями, не подлежат корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами продавца, возникающими (либо которые могут возникнуть) в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом).

Датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии с Указаниями, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”( )(далее – Федеральный закон о государственной кадастровой оценке), для целей Указаний в качестве вида использования принимается такое фактическое использование объекта недвижимости.

Читайте также:
Конвенция о правах инвалидов: прва инвалидов

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4170.

В остальных случаях в качестве вида использования учитываются вид (виды) разрешенного использования, назначение или наименование объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

3. При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний.

Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.

Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.

Индивидуальный расчет для целей Указаний осуществляется путем определения кадастровой стоимости индивидуально в отношении объекта недвижимости на основе подходов к оценке (сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке).

4. В случае использования более одного подхода к оценке результаты, полученные с применением различных подходов, должны быть согласованы между собой с целью определения итоговой величины кадастровой стоимости. В случае проведения согласования путем сопоставления результатов, полученных с применением различных подходов, выбранный способ согласования, а также все сделанные при осуществлении согласования результатов суждения и допущения должны быть обоснованы.

5. При определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из предположения о возможности его добровольного отчуждения (передачи права собственности) на открытом рынке в условиях свободной конкуренции, а также с учетом того, что покупатель получает возможность полного и незамедлительного его использования в состоянии, в котором он был приобретен (передан) на дату определения кадастровой стоимости, независимо от того, ограничен ли такой объект недвижимости в обороте, существует ли рынок такого рода объектов недвижимости и может ли он быть фактически отчужден.

Информация о событиях, произошедших после даты определения кадастровой стоимости, не может быть использована для определения кадастровой стоимости, за исключением случаев ее использования для подтверждения тенденций, сложившихся на дату определения кадастровой стоимости, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату определения кадастровой стоимости.

6. При определении кадастровой стоимости на базе рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.

7. Для построения модели оценки кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор достаточной (в зависимости от состояния рынка объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации) и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.

При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.

При отсутствии рынка объектов недвижимости или при наличии недостатка наблюдаемых рыночных цен на территории субъекта Российской Федерации определение кадастровой стоимости осуществляется на основе рыночно ориентированной модели оценки кадастровой стоимости с учетом всех экономических характеристик объекта недвижимости.

8. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением или наименованием может быть продолжено без нарушения требований земельного законодательства и законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Читайте также:
Облагаются ли декретные подоходным налогом

Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.

9. Определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

10. Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.

11. Определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременении (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с земельным законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5135.

12. При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться:

обеспеченность (наличие либо отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой (наличие инженерного и транспортного обеспечения до границ земельного участка), социальной инфраструктурой;

характеристики окружающей территории земельного участка;

существующий рельеф земельного участка (при наличии информации о влиянии на стоимость).

При определении кадастровой стоимости земельного участка не учитываются:

улучшения земельного участка, которые поставлены на кадастровый учет и (или) бухгалтерский учет;

степень благоустройства (внутриплощадочные инженерные коммуникации (расположенные внутри установленных границ земельного участка), искусственные покрытия, малые архитектурные формы, за исключением сложившегося на дату определения кадастровой стоимости рельефа);

озеленение, за исключением естественных и искусственно созданных насаждений при оценке земельных участков сегментов “Сельскохозяйственное использование”, “Использование лесов”, указанных в главе X Указаний.

Земельный участок для целей Указаний считается обеспеченным инженерной инфраструктурой в объеме подведенных к границе земельного участка инженерных коммуникаций при возможности их использования.

Наличие магистральных инженерных коммуникаций, в том числе линий электропередач, магистральных трубопроводов, коллекторов, расположенных в границах земельного участка или вблизи его границ, не дает основания считать земельный участок инженерно обеспеченным.

Для целей Указаний земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к какой-либо из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.

При этом необходимо учитывать в том числе вид подъездных путей (например, автомобильная дорога, железная дорога), классы автомобильных дорог (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, частная автомобильная дорога), категории железных дорог (например, скоростные, пассажирские, особо грузонапряженные).

13. При определении кадастровой стоимости здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (далее – ОНС) учитывается неотделимое внутреннее инженерное оборудование, без которого эксплуатация этих здания, сооружения, ОНС в соответствии с их видом использования и назначением или наименованием невозможна или существенно затруднена.

При определении кадастровой стоимости здания, сооружения, ОНС исключается стоимость земельных участков, на которых они расположены.

При определении кадастровой стоимости здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места не учитываются как часть объекта недвижимости:

все объекты, расположенные за границами ограждающих конструкций здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места, либо при отсутствии ограждающих конструкций – за внешними границами опорных частей и (или) “пятна застройки” здания, сооружения, ОНС;

предметы декоративно-прикладного искусства (для объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия);

влияние предпринимательской деятельности, осуществляемой в здании, сооружении, ОНС, помещении;

объекты, влияющие на стоимость здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места, но не относящиеся к неотделимым улучшениям здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места.

14. При определении кадастровой стоимости земельного участка не должны учитываться права пользования недрами.

15. Определение кадастровой стоимости включает в себя следующие мероприятия:

определение ценообразующих факторов объектов недвижимости (далее – ценообразующие факторы);

первичная группировка объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, предусмотренной Указаниями;

сбор сведений о значениях ценообразующих факторов;

сбор рыночной информации;

группировка объектов недвижимости;

построение модели оценки кадастровой стоимости и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости;

анализ качества модели оценки кадастровой стоимости;

расчет кадастровой стоимости, включая индивидуальные расчеты для объектов недвижимости, в отношении которых невозможно выполнить определение кадастровой стоимости методами массовой оценки, а также в случаях, указанных в пункте 49 Указаний;

анализ результатов определения кадастровой стоимости;

Зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2022 г., регистрационный N 60172.

Уточните кадастровую стоимость своего земельного участка на сайте Центра государственной кадастровой оценки РС(Я)!

Согласно Закону о государственной кадастровой оценке все субъекты Российской Федерации со следующего года переходят на единую периодичность проведения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости. Так, в 2022 году запланирована массовая переоценка всех земельных участков независимо от категории земель, а в 2023 году – объектов капитального строительства (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машино-мест).
Обращаем внимание на то, что государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики. Методы массовой оценки могут не учитывать экономические характеристики отдельных объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости и местоположения, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Таким образом, для корректного определения кадастровой стоимости очень важно правильно установленные в ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка и его местоположение.
На сайте Центра государственной кадастровой оценки РС(Я) размещен предварительный перечень земельных участков, кадастровая оценка которых планируется уже в 2022 году (cgko.sakha.gov.ru — вкладка «Информация» — в выпадающем списке нужно выбрать «Предварительный перечень ГКО-2022»). Чтобы проверить информацию о земельном участке необходимо в поисковике указать кадастровый номер в формате 14:XX:XXXXXX:XXXXX.

Читайте также:
Заявление о привлечении к ответственности - бланк 2022

Призываем всех правообладателей земельных участков и заинтересованных лиц, а также органы местного самоуправления, до конца 2022 года сверить данные о земельных участках, содержащиеся в ЕГРН, на их соответствие фактическому использованию и назначению. При наличии каких-либо не соответствующих действительности данных или если данные не очень точные, необходимо внести изменения в сведения ЕГРН, для недопущения ошибок при определении кадастровой стоимости.

Наиболее распространенной ошибкой при определении кадастровой стоимости является ошибка при проставлении кода расчета, которая происходит из-за расхождений сведений о виде разрешенного использования, содержащихся в ЕГРН с фактическим видом разрешенного использования объекта недвижимости.
Приведем типичный пример исправления ошибки при проставлении кода расчета.
Вид разрешенного использования по сведениям ЕГРН указан «Под производство, переработка и сбыт с/х продукции». В соответствии с видом разрешенного использования согласно сведениям, рассматриваемому земельному участку присвоен код расчета вида использования 06:000 «Производственная деятельность» в составе сегмента 6.
В соответствии с предоставленным на исправление кадастровой ошибки договором аренды земельного участка, участок используется под хранение и переработку сельскохозяйственной продукции и имеет вид разрешенного использования: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
Учитывая вышесказанное, вид разрешенного использования соответствует коду расчета 01:150 «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
Таким образом, по итогам проведенной проверки выявлен факт наличия единичной ошибки, обусловленный уточнением исходных для расчета данных.

Пример изменения кадастровой стоимости при уточнении вида разрешенного использования:

Описание ошибкиДействия по исправлению ошибкиКод расчетаКадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная в результате исправления ошибки, руб.
Ошибка при проставлении кодов расчета.Изменение кода расчета с 06:000 на 01:150«Производственная деятельность»102 598 520,16
«Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».31 403,16

Пример пересчета кадастровой стоимости путем уточнения сведений о характеристиках объекта недвижимости в ЕГРН, а именно площади земельного участка:

Сведения о земельном участкеПо состоянию на 01.01.2019г.В ходе проведения проверки сведений ЕГРН 10.08.2020г.
Площадь, кв.м.27 036,7525
Кадастровая стоимость, рублей134 595 159,95124 455,75

Как видно из примеров, кадастровая стоимость может существенно измениться в зависимости от точности указанных в ЕГРН количественных и качественных характеристик.

Окончательный перечень земельных участков на оценку формируется Управлением Росреестра по РС(Я) по состоянию на 01 января года проведения оценки, в связи с чем в случае обнаружения ошибок или неточностей в характеристиках земельных участков, соответствующие изменения в ЕГРН необходимо внести до конца 2022 года.

Методы оценки стоимости земельных участков в 2022 году

В 2022 году в Ростовской области начнется работа по государственной кадастровой оценке в отношении всех учтенных в ЕГРН земельных участков, а в 2023 году – объектов капитального строительства. Мы решили расспросить специалиста по землеустройству, доцента кафедры «Экономика природопользования и кадастра» ДГТУ Вячеслава Полякова о принципах землеустройства, межевания земель и кадастровой оценки объектов недвижимости.

– Вячеслав Владимирович, с чем связано проведение государственной кадастровой оценки недвижимости по новым правилам?

– Недвижимости много и с каждым годом становится все больше. Важно понимать, что к объектам недвижимости относятся не только здания, строения, сооружения, но и земельные участки. На сегодняшний день кадастровая оценка объектов проведена, но база периодически обновляется, методики совершенствуются. При оценке необходимо учесть огромное количество показателей, которые со временем могут меняться – и вместе с ними меняется кадастровая стоимость земли или объекта. Например, рядом с земельным участком построили развязку, стал ходить транспорт – соответственно, его стоимость повысилась. Наоборот, участок сельхозназначения был загрязнен, плодородие снизилось – в этом случае цена участка упадет. В обоих случаях нужно пересчитывать.

Читайте также:
Договор купли-продажи снегохода образец

Кадастровая стоимость «живая», она периодически должна меняться, отражая изменения в экономике.

Предстоящее проведение государственной кадастровой оценки недвижимости будет проходить по усовершенствованным механизмам. Новая оценка приблизит кадастровую стоимость к рыночной, уменьшит количество обжалований в случае спорных вопросов.

– Из чего складывается кадастровая стоимость объекта?

– Методики расчета кадастровой стоимости для разных категорий объектов различаются. При оценке земель сельхозназначения основным ценообразующим фактором выступает плодородие почвы, которое измеряется баллом бонитета (бонитет – количественный показатель, отражающий реальное или потенциальное качество природных объектов, определяющий их экономическую ценность, – прим. авт.). В Ростовской области самый высокий балл у земель Азовского и Кагальницкого районов. Самый низкий – у юго-восточных районов, где качество почвы существенно ниже.

В городах при кадастровой оценке учитываются показатели транспортной доступности, вид разрешенного использования. Идеально ровный участок в парке под озеленение или велодорожки будет стоить копейки, точно такой же участок неподалеку может стоить огромных денег, если он выделен под строительство торгово-развлекательного комплекса. Данные кадастровой оценки ложатся в основу расчета имущественного налога.

– Как происходит межевание земель? На какие документы опираются при этом, какие технологии используют?

– Земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её (поверхность) в качестве индивидуально определённой вещи.

Межевание необходимо для четкого разграничения, где какие земли находятся, и определения их функционала, то есть отнесения их к различным категориям. У нас в стране определены семь категорий земель: сельскохозяйственные; населенных пунктов; промышленного и иного специального назначения; особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий; лесного фонда; водного фонда; земли запаса. На землях населенных пунктов можно строить, на землях сельхозназначения и особо охраняемых территориях строить нельзя.

Внесение сведений об объектах недвижимости в Росреестр позволят закрепить сферы ответственности различных ведомств и муниципальных образований: к примеру, чья дорога, кто ее будет содержать. При четко установленных границах будет проще осуществить контроль. На сегодняшний день специалисты могут установить границы территориальных зон с точностью до 10 сантиметров. Для этого сейчас внедряют много цифровых сервисов.

Работы по координированию границ объектов недвижимости выполняют геодезисты, используя беспилотные летательные аппараты, электронные тахеометры (тахеометр – геодезический инструмент для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов, – прим. авт.) и т. д. Кадастровые инженеры работают с документами, при необходимости – со старыми архивными исходниками. В большинстве случаев работать с архивами приходится при установлении границ земель сельхозназначения. Специалисты поднимают материалы начала 90-х годов, когда происходило реформирование бывших колхозов и совхозов. Если нужны данные по землям населенных пунктов, работаем с инвентарными книгами и архивными документами, членскими книжками садоводов, дачников.

– Как решаются спорные вопросы между субъектами РФ, муниципальными образованиями и населенными пунктами? Есть ли территориальные споры между Ростовской областью и другими субъектами?

– Границы Ростова-на-Дону и Ростовской области, как и границы всех субъектов, установлены законом. За последние 10 лет сделан большой шаг в области ведения кадастра: земельные участки всех категорий и объекты недвижимости вносятся в единую базу данных.

На сегодняшний день явных споров, касающихся принадлежности каких-то населенных пунктов к той или иной территории, в Ростовской области нет. Но есть огромное количество локальных проблем, связанных с установлением границ при определении, чья это лесополоса или балка. Такие вопросы возникают с Краснодарским краем, Волгоградской областью, Калмыкией. Они решаются в рабочем порядке.

– Другими словами, есть сельхозугодия, которые, например, находятся и в Ростовской области, и в Краснодарском крае?

– В 2000-е базы Роснедвижимости заполнялись в экстренном порядке, что не могло не спровоцировать массу технических ошибок, в том числе ошибочных включений земельных участков Ростовской области в состав Краснодарского края и наоборот. Некоторые участки отнесены одновременно к двум регионам. Такие неточности в данных могут служить для владельцев серьезным препятствием при осуществлении сделок. Действующим законодательством предусмотрен механизм исправления реестровых и технических ошибок, со временем их становится все меньше и меньше.

Много дублей и в реестрах недвижимости: раньше учетом квартир занималось БТИ, сейчас эта функция отошла Росреестру. При передаче и оцифровке архивов качество исходников в каких-то случаях было плохим, что и вызывало путаницу.

– Широко распространена практика, когда в населенном пункте землю завода передают под строительство жилых объектов. Расскажите, как и при каких условиях можно менять категорию объекта?

Читайте также:
Телефон горячей линии Пенсионного Фонда г. Чита

– В границах Ростова-на-Дону расположены различные территориальные зоны: рекреационная или парковая, зона промышленных объектов различного класса вредности, с различными санитарными ограничениями и т. д. Трансформация из промышленной территориальной зоны в зону жилой застройки осуществляется путем корректировки правил землепользования и застройки. Если говорить о Ростове-на-Дону, то такая корректировка утверждается в городской думе, после чего соответствующие изменения вносятся в правила землепользования и застройки.

В соответствии с правилами землепользования и застройки для каждого земельного участка установлен свой правовой режим. Учитывается и градация промышленных объектов, степень опасности объекта: автосервис или крупный машиностроительный завод могут находиться в городе, а вот атомная станция, химзавод или мусороперерабатывающий комплекс – нет.

– Можно ли сегодня самовольно захватить землю, использовать ее или построить на ней объект?

– Можно все, но у такого действия будут последствия. Есть масса прецедентов, когда самозахват приводил к порче земельных ресурсов, загрязнению, захламлению, снижению плодородия. В Ростовской области земли сельхозназначения периодически попадают в руки к нерадивым недропользователям, которые добывают там камень, песок, общераспространенные полезные ископаемые без оформления соответствующих документов и без соблюдения технологий. Последствием такого самовольного пользования землей может стать административное или даже уголовное наказание.

– Сегодня в Ростове-на-Дону остро стоит вопрос об изъятии частных земель на улицах Малиновского и Вавилова. Расскажите подробней, как переходит такая передача.

– Статья 56.3 Земельного кодекса определяет условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд у физических и юридических лиц. Для изъятия должны быть четко установлены цели. Иван Иванович Иванов никогда не изымет у соседа земельный участок для строительства своего дома. Необходимость изъятия объекта должна быть обоснована документами территориального планирования, иметь высокую социальную значимость или же изыматься в целях исполнения международных обязательств, как это было при строительстве объектов для Зимней олимпиады в Сочи или чемпионата мира по футболу.

Социально-экономическая значимость моста на Малиновского не вызывает вопросов. Это не просто слова, это подтверждается массой документов территориального планирования. Объект есть в транспортной схеме, в генеральном плане города, где показана его значимость. На основании этого выпускается распоряжение об изъятии. На дату получения уведомления об изъятии городом была проведена оценка. Та же история с Вавилова: проект утвердили, включили в комплексный план. Сейчас уже начинается оценка недвижимости.

В случае изъятия собственник может либо получить возмещение стоимости объекта, либо равнозначную замену. Последнее больше подходит для фермеров. В любом случае это болезненное решение для собственников. Но это тот случай, когда органам власти приходится отстаивать приоритет общественного блага перед частными интересами.

ВНИМАНИЕ! Пересмотр кадастровой стоимости ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ в 2022 году!

Все субъекты Российской Федерации со следующего года переходят на единую периодичность проведения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости. В 2022 году запланирована массовая переоценка всех земельных участков независимо от категории земель , а в 2023 году – объектов капитального строительства (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машино-мест).

Обращаем внимание на то, что государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки, при которых осуществляется построение единых групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики. Методы массовой оценки могут не учитывать экономические характеристики отдельных объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости и местоположения, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Таким образом, для корректного определения кадастровой стоимости очень важно правильно установленные в ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка и его местоположение.

На сайте Центра государственной кадастровой оценки РС (Я) размещен предварительный перечень земельных участков, кадастровая оценка которых планируется уже в 2022 году (cgko.sakha.gov.ru, вкладка «Информация», в выпадающем списке нужно выбрать «Предварительный перечень ГКО-2022»). Чтобы проверить информацию о своем земельном участке необходимо в поисковике указать кадастровый номер в формате 14:XX:XXXXXX:XXXXX.

Призываем всех правообладателей земельных участков и заинтересованных лиц, а также органы местного самоуправления, до конца 2022 года сверить данные о земельных участках, содержащиеся в ЕГРН, на их соответствие фактическому использованию и назначению. При наличии каких-либо несоответствующих действительности данных необходимо внести исправления в сведения ЕГРН для предотвращения ошибок при определении кадастровой стоимости.

Наиболее распространенной ошибкой при определении кадастровой стоимости является неверный код расчета, что происходит из-за расхождения сведений о виде разрешенного использования, указанных в ЕГРН, с фактическим видом разрешенного использования объекта недвижимости.

Читайте также:
Возврат товара комиссионеру от покупателя

Окончательный перечень земельных участков на оценку формируется Управлением Росреестра по РС (Я) по состоянию на 01 января года проведения оценки , в связи, с чем в случае обнаружения ошибок или неточностей в характеристиках земельных участков, соответствующие изменения в ЕГРН необходимо внести до конца 2022 года .

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить в Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр государственной кадастровой оценки» (далее ГБУ РС (Я) «ЦГКО») декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости по адресу: 677000, г. Якутск, ул. Кирова, д. 28, каб. 406, тел/факс: (4112) 50-71-35.

Форму подачи декларации можно скачать на сайте ГБУ РС (Я) «ЦГКО» в разделе «Информация» / «Подача деклараций о характеристиках объектов недвижимости».

Распоряжение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) опубликовано на сайте Министерства в разделе «Деятельность» / «Государственная кадастровая оценка» / «Нормативно-правовые акты» .

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить в Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр государственной кадастровой оценки» декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2019 г. № 318 утвержден Порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы (далее – Порядок).

Декларацию вправе подать юридическое либо физическое лицо, являющееся правообладателем объекта недвижимости, в том числе:

1. собственник объекта недвижимости;

2. обладатель иных вещных прав в отношении объекта недвижимости (право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом);

3. владелец и пользователь объекта недвижимости на основании обязательств, предусмотренных договором ренты и пожизненного содержания с иждивением, аренды, найма жилого помещения, безвозмездного пользования);

Декларация может быть подана представителем заявителя. При этом к такой декларации должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя документ, удостоверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение декларации осуществляется в течение 50 (пятидесяти) рабочих дней со дня представления декларации в Учреждение.

В случае если декларация не подлежит рассмотрению, в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня ее представления в адрес заявителя и представителя заявителя направляется уведомление о причинах, по которым такая декларация не подлежит рассмотрению, а также приложенные к декларации документы, указание на которые содержится в декларации, в том числе подтверждающие значения (описания) декларируемых характеристик.

По итогам рассмотрения декларации в адрес заявителя или его представителя направляется уведомление с указанием учтенной информации, содержащейся в декларации, а также неучтенной информации и причин, по которым она не была учтена.

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр государственной кадастровой оценки» сообщает, что на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 13.01.2022 №Р-7 в 2022 году на территории Республики Саха (Якутия) будет проведена государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, ГБУ РС (Я) «ЦГКО» начинает прием Деклараций о характеристиках объекта недвижимости от правообладателей соответствующих земельных участков.

Форма декларации о характеристиках объектов недвижимости и порядок ее рассмотрения утверждены приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 № 318 «Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».

С декларацией необходимо представить:

— документы, указание на которые содержится в декларации, в том числе подтверждающих значения (описания) декларируемых характеристик;

— правоустанавливающие документы, подтверждающие права заявителя на объект недвижимости;

— доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя документ, удостоверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрению подлежит декларация, составленная:

1) на бумажном носителе, каждый лист которой заверен собственноручной подписью заявителя или его представителя;

2) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя.

Декларации принимаются почтовым отправлением на адрес:
Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова 28, 4 этаж, каб. 410 или в форме электронного документа на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как рассчитать земельный налог за 2022 год в 2022 году (пример)?

Как рассчитать земельный налог? Такой вопрос может возникнуть не только сразу после приобретения земельного участка, но и в процессе дальнейшего пользования им. В этой статье на конкретном примере мы покажем, как рассчитать земельный налог.

Читайте также:
Обжалование лишения прав

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2022 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, и порядка уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты (до 01.01.2021).

С 01.01.2022 местные власти не определяют сроки уплаты для земельного налога. Срок будет единый по всей стране: 1 марта — для налога по году и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом, — для авансовых платежей. Новые правила действуют с годового платежа за налоговый период 2022 года.

Начиная с налога за 2022 год отменено его декларирование, а ФНС будет присылать сообщения с суммой налога, рассчитанной по имеющимся у нее данным. В сообщении будет указан кадастровый номер участка, сумма налога, налоговый период, а также данные, на основе которых рассчитан налог: налоговая база, налоговая ставка, размер налоговых льгот и др. Однако это не означает, что юрлицам больше не требуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь плательщик должен знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер. И получит он его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Сравните сумму налога, исчисленную инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили.
Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно.
Если суммы различаются, проверьте.
Что проверить и как поступить в случае ошибки (вашей или налоговиков), смотрите в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

ВНИМАНИЕ! В случае неполучения уведомления вы обязаны самостоятельно сообщить налоговикам о налогооблагаемом имуществе. О нюансах читайте в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2022 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Где найти кадастровую стоимость участка для земельного налога
Есть несколько способов, как узнать кадастровую стоимость:
заказать выписку из ЕГРН.
Еще два способа узнать кадастровую стоимость вы найде в К+. Получить пробный доступ можно бесплатно.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

Пример определения базы по земельному налогу, если участок находится на территориях двух муниципальных образований от КонсультантПлюс
Участок организации площадью 1 000 кв. м находится на территориях двух муниципальных образований (МО). На муниципальное образование N 1 приходится 480 кв. м, на муниципальное образование N 2 – 520 кв. м
Кадастровая стоимость участка в ЕГРН на 1 января года – 2 000 000 руб.
Определим долю участка для каждого муниципального образования:
Полностью пример смотрите в К+. Это можно сделать бесплатно.

Читайте также:
СанПиН для ДОУ с изменениями на 2022 год

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год – как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2022 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2022 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога за 2022 год:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2022 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2022 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2022 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2022 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Итоги

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ссылка на основную публикацию