Обжалование действий ИФНС

Обжалование действий ИФНС

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-02-08/1243 О порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов

Вопрос: О порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что обращение в соответствии с п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, направлено по принадлежности в Федеральную налоговую службу.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом, в том числе на основании информации, полученной от физических лиц.

Отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок осуществляется налоговыми органами в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приложения 1 и 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В силу п.п. 1 и 2 ст. 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов осуществляется в порядке, установленном разд. VII Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 138 Кодекса действия или бездействие должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 139 Кодекса в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение по жалобе на действия или бездействие должностных лиц налогового органа, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 140 Кодекса, принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

В случае если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 Кодекса, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Действия или бездействие должностных лиц ФНС России обжалуются в судебном порядке (п. 2 ст. 138 Кодекса).

Жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 Кодекса).

Заместитель директора
департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России
Р.А. Саакян

Обзор документа

Действия (бездействие) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) суд в предусмотренном порядке. Так, в первый жалоба подается через инспекцию, действия (бездействие) сотрудников которой обжалуются. Срок – в течение года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если он пропущен по уважительной причине, то может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В некоторых случаях данный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) вышестоящего налогового органа, но не более чем на 15 дней. Во-первых, если необходимо получить документы (информацию) для рассмотрения жалобы от нижестоящих налоговых органов. Во-вторых, если подавшее жалобу лицо представило дополнительные документы.

Читайте также:
Срок действия водительских прав

Если решение не принято в срок, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в суд. Действия (бездействие) работников ФНС России обжалуются в судебном порядке.

Как обжаловать решение налогового органа

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Читайте также:
Экспертиза качества медицинской помощи: виды

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.
Читайте также:
Как пройти психиатра на инвалидность без проблем

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

  • На данный электронный адрес уже зарегистрирована учетная запись. Для размещения вопроса на бесплатную юридическую консультацию авторизуйтесь, или воспользуйтесь функцией восстановления пароля.
  • Заданный Вами вопрос должен пройти модерацию, после чего, он будет доступен для ответа любому из юристов портала на странице первичной бесплатной консультации.
  • В случае если вопрос нуждается в более полном индивидуальном ответе на платной основе, обратитесь к любому из ответивших юристов или выставите вопрос на аукцион. Для этого нужно зайти на страницу консультаций авторизованным по логину и паролю отправленному вам по e-mail или создать новый аукцион в Вашем Личном кабинете.

Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион. За право ответить на него поборются юристы со всей страны. Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!!

Читайте также:
Публичная кадастровая карта Тамбовской области

Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

    В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения. Вопрос может быть решен на месте – возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно. По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.

    Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.

    Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке. В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.

    Стоит отметить , что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе. В частности, это касается уведомлений и требований. В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.

    Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

    Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

    Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    Сроки и порядок подачи жалобы

    Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

    Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности). В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию. Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

    Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.

    В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав. Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.). Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

    К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

    Читайте также:
    Отсрочка по кредиту в связи с коронавирусом

    Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

    Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

    Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

    Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

    Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

    Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

    Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.

    Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

    Обращение в суд

    В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.

    Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

    С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

    При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

    Как обжаловать решение налогового органа

    Оспаривание решения налогового органа в суде возможно только после прохождения процедуры досудебного урегулирования спора. Такое правило с 1 января 2014 года действует практически для всех решений. Исключения – решения ФНС РФ (центрального аппарата), которые обжалуются сразу в суде, а также нормативные решения налоговых органов, которые обжалуются в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ.

    Исходя из характера спора, жалобы на решения налогового органа принято разделять на следующие категории:

    • Жалобы на ненормативные акты налогового органа, действия и бездействие его должностных лиц.
    • Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговой проверки, о привлечении к ответственности.
    • Жалобы на нормативные акты налогового органа – такие акты, которые содержат правовые нормы, обязательные для неограниченного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
    • Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков.
    Читайте также:
    Алименты очередность платежа: как получить, размер

    Подчиняясь общим правилам досудебного и судебного урегулирования спора, вышеуказанные категории жалоб имеют некоторую специфику подготовки, подачи и рассмотрения. Обжалование решения налогового органа в судебном порядке может осуществляться по правилам АПК РФ или КАС РФ.

    Обжалование в досудебном порядке

    Первично жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию (управление), решение которой обжалуется.

    Порядок обжалования:

    1. На вступившие в силу ненормативные решения налогового органа, подается жалоба. Срок обращения – 1 год со дня принятия обжалуемого решения. На решения о привлечении к ответственности, которые не вступили в силу, подается апелляционная жалоба. Срок обращения – до вступления обжалуемого решения в силу (1 месяц). Если решение уже вступило в силу, применяется общий порядок – на такое решение жалобу можно подать в течение 1 года.
    2. На решения, принятые по результатам рассмотрения жалобы, можно подать еще одну жалобу – в центральный аппарат ФНС РФ. В этом случае срок обращения – 3 месяца со дня принятия решения по первой жалобе.
    3. Если сроки обжалования пропущены по уважительной причине, их можно восстановить. Для этого в текст жалобы включается соответствующее ходатайство, а к жалобе дополнительно прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительной причины. Решение о восстановлении срока принимает налоговый орган, который должен рассматривать жалобу. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена, а если нет, то в рассмотрении жалобы будет отказано. В последнем случае сохраняется право на судебное обжалование.
    4. Куда подавать жалобу:
    • на территориальную или межтерриториальную инспекцию ФНС – в соответствующее региональное управление ФНС;
    • на региональное или межрегиональное управление ФНС – в центральный аппарат ФНС;
    • на Управление ФНС России по Республике Алтай – в межрегиональную инспекцию ФНС по СФО.
    1. Как подавать жалобу:
    • отправить Почтой РФ (желательно заказным письмом с уведомлением);
    • отнести в канцелярию налогового органа;
    • через свой Личный кабинет на сайте ФНС;
    • в электронной форме (при наличии электронной подписи и программно-технических возможностей).

    Требования к жалобе, в том числе апелляционной, установлены ст. 139.2 НК РФ. Жалоба готовится в письменном виде и должна содержать следующие данные:

    1. ФИО, наименование организации и адрес заявителя.
    2. Когда, кем и по какому вопросу принято обжалуемое решение.
    3. Основания, по которым заявитель считает, что решение нарушает его права и интересы, а также доводы в пользу позиции заявителя.
    4. Требования заявителя.
    5. Дата составления жалобы и подпись заявителя.

    В жалобе рекомендуется более подробно останавливаться на основаниях обращения и приводить доказательства своей правоты. Необходимые документы (в копиях) следует приложить к жалобе. Для обеспечения быстрого взаимодействия рекомендуется указывать, помимо адреса, номер телефона и адрес электронной почты, другие контактные данные, по которым можно оперативно связаться с заявителем и (или) его представителем.

    Если необходимо полностью или частично приостановить действие вступившего в силу решения, нужно вместе с жалобой или в ее тексте подготовить соответствующее ходатайство. Вопрос рассматривается самостоятельно, до рассмотрения жалобы по существу. Просьбу нужно убедительно обосновать.

    В течение 3 дней с момента получения жалобы налоговый орган обязан направить документы по инстанции. Далее:

    1. В течение 5 дней решается вопрос о дальнейшем движении обращения – будет оно рассматриваться или должно быть оставлено без рассмотрения (если есть основания, указанные в ст. 139.3 НК РФ).
    2. В течение 1 месяца рассматривается апелляционная жалоба. Срок может быть продлен еще на 1 месяц. Если ситуация спорная, есть противоречия между сведениями и документами, представленными заявителем, и материалами налогового органа, заявитель может быть вызван для личного участия в рассмотрении жалобы. Кроме того, у него могут быть затребованы дополнительные сведения и документы.
    3. В течение 15 дней рассматриваются другие жалобы. Срок может быть продлен еще на 15 дней.

    По итогам рассмотрения жалобы возможно принятие одного из следующих решений:

    • жалоба признается не подлежащей удовлетворению;
    • оспариваемое решение отменяется полностью или в какой-то части;
    • оспариваемое решение отменяется с принятием нового решения.

    Принятое вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в центральном аппарате ФНС РФ. Однако вынесение этого решения – уже достаточное условие для обращения в суд.

    Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков, подаются в несколько ином порядке. Срок для обжалования – 3 месяца. Если вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы, можно обратиться в центральный аппарат ФНС или в арбитражный суд в течение 3 месяцев.

    Читайте также:
    В феврале отчет о численности заполняют по новым правилам

    Обжалование решения налогового органа в судебном порядке

    В судебном порядке обжалуются:

    • ненормативные решения налогового органа, прошедшие досудебный порядок обжалования;
    • нормативные решения налогового органа;
    • ненормативные и нормативные решения центрального аппарата ФНС РФ.

    Порядок обжалования:

    1. Обжалование ненормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 24 АПК РФ. Заявление в суд по этим правилам подают юрлица и ИП, а также другие лица, в том числе граждане, если обжалуемое решение затрагивает их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    2. Обжалование решений о привлечении организации или ИП к административной ответственности также осуществляется в арбитражном суде, но в порядке, предусмотренном § 2 Главы 25 АПК РФ.
    3. Обжалование нормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ, путем подачи административного иска.

    В суд подается не жалоба, а иск (административный иск). Основное требование – признать недействительным решение налогового органа в полном объеме или в какой-то части. Как правило, обжалуются не одно, а два или три решения налогового органа: самое первое и решения, принятые в рамках досудебного рассмотрения жалобы. Но здесь нужно смотреть по ситуации. Если, например, жалоба была частично удовлетворена и обжалуемое решение, соответственно, частично отменено, то иск в суд должен касаться только того, что осталось в силе.

    До обращения в суд важно внимательно проанализировать ситуацию. Дело в том, что если в удовлетворении жалобы было отказано на всех инстанциях ФНС, суды редко встают на сторону заявителя. Нет, проблема – не в судебной системе. Просто на сегодняшний день ФНС достаточно эффективно разрешает жалобы на досудебном уровне, принимая во внимание не столько свою практику, сколько судебные решения по аналогичным жалобам. Поэтому если суды и удовлетворяют жалобу истца по налоговому спору, то в большинстве случаев это означает, что появился новый судебный прецедент, и подобных дел ранее в практике ФНС и судов не было.

    Порядок обжалования действий налоговых органов

    О порядке обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

    При этом к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.

    Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

    · простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;

    · рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.

    · быстрое рассмотрение жалобы;

    · отсутствие необходимости уплаты пошлины;

    · обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

    · в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

    Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем.

    При этом следует учитывать, что согласно главе 4 Налогового кодекса РФ право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители.

    Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор, руководитель, председатель и т.д.).

    Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители).

    Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое либо юридическое лицо, уполномоченный представлять интересы налогоплательщика на основании надлежаще оформленной доверенности. Порядок оформления доверенности регулируется ст. ст.185-189 Гражданского Кодекса РФ.

    Для представления интересов налогоплательщика – физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) доверенность должна быть нотариально удостоверена либо приравниваться к нотариально удостоверенной (п.3 ст.29 НК РФ, ст.185 ГК РФ).

    Читайте также:
    Методы оценки стоимости земельных участков в 2022 году

    При подписании жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к экземпляру жалобы, направленному в налоговый орган, должна быть приложена доверенность либо ее надлежаще удостоверенная копия.

    Указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт) является ее существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В жалобе нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, если таковые имели место.

    Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
    жалоба не подписана заявителем,
    представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
    пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
    жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
    имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
    имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

    Статьей 139 Налогового кодекса РФ предусмотрена подача двух видов жалоб.

    1. Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса РФ.

    Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п.2 ст.101.2 НК РФ).

    Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.

    При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения апелляционной жалобы по существу вышестоящим налоговым органом.

    Законодательством не предусмотрено восстановление пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.

    Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

    2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

    В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

    Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

    В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на 15 дней.

    О принятом по жалобе решении в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.

    Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает подачи аналогичной жалобы в суд.

    Особенности обжалования постановлений Инспекций по делам об административных правонарушениях.

    В соответствии с гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

    Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления.

    В соответствии с п.1 ст.30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления в вышестоящий налоговый орган.

    Читайте также:
    Обжалование возврата апелляции

    Жалоба на акты (действия (бездействие) должностных лиц Межрайонных ИФНС России по Новгородской области подается в УФНС России по Новгородской области (173002, г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.17 к.1).

    Жалоба на акты, действия (бездействие) должностных лиц УФНС России по Новгородской области подается в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д.23).

    Отдел налогового аудита УФНС России по Новгородской области

    Порядок обжалования решения налогового органа в суде

    Обжалование решения налогового органа в суде возможно в том случае, если процедура досудебного урегулирования споров не принесла желаемых результатов — налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа. Рассмотрим в нашей статье, в какие сроки происходит обжалование решений налоговых органов, основные этапы данной процедуры и документальное оформление.

    Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

    Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).

    Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

    Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

    Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

    Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

    Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

    В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

    Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

    Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

    Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

    Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

    В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

    3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

    Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

    В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

    • Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
    • Проконтролируйте исполнение формальных требований к содержанию заявления (они указаны в ч. 1 ст. 199 АПК РФ, п. 2 ст. 125 КАС РФ).
    • Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
    • Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.
    Читайте также:
    Как узнать задолженность по номеру счета «Мосэнергосбыт»

    Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.

    Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

    Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

    Технические тонкости оформления заявления

    Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

    • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
    • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
    • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.

    Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

    • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
    • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
    • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.

    Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

    Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

    К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

    1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

    2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

    Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

    Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

    3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

    Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

    Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

    Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

    Итоги

    Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

    К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

    О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Возражения на акт проверки — новая форма от ФНС» .

    Ссылка на основную публикацию