Как прокуратура может помочь в отмене незаконного решения налоговиков
Прокуратура имеет обширнейшие полномочия по проверке деятельности любых организаций и физических лиц, может обращаться в суды, а также проверять законность действий и решений властей. Именно эту, последнюю, особенность полномочий прокуроров и можно использовать во взаимоотношениях с налоговиками.
Что могут прокуроры
Полномочия прокуроров детально зафиксированы в Законе РФ от 17.01.92 № 2202-1, который так и называется «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — закон «О прокуратуре»). Согласно статье 21 этого документа, на прокуратуру возложен контроль исполнения законов любыми органами исполнительной власти и их должностными лицами. Налоговая служба является одним из таких органов. А значит, нарушения, допущенные налоговиками, вполне могут быть предметом интереса прокуроров.
По каким же поводам можно обращаться в прокуратуру за защитой? Как мы уже упоминали, закон «О прокуратуре» возложил на прокуроров функцию контроля за исполнением законов. Из этого следует, что с жалобой в прокуратуру нужно обращаться в тех случаях, когда налоговики допустили незаконные действия или бездействия, вынесли решение, явно противоречащее Налоговому кодексу. Проще говоря, жаловаться в прокуратуру не имеет смысла, если возник спор о порядке расчета налогов, учета той или иной суммы в расходах или доходах, либо о сумме вычета. Обращаться в прокуратуру следует в случае нарушения инспекторами норм Налогового кодекса или другого закона. Как правило, это процессуальные или процедурные нарушения. Например, инспекторы не выполняют обязанность по государственной регистрации организации, нарушают правила проведения выездной налоговой проверки, осмотра или выемки и т п.
Именно в таких ситуациях обращение в прокуратуру может быть весьма действенным способом устранения нарушения. Установив по вашему заявлению факт нарушения закона, прокурор или его заместитель внесет на имя руководителя ИФНС представление об устранении нарушений закона. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона. О результатах таких мер нарушитель (в данном случае — руководитель ИФНС) должен письменно сообщить прокурору (ст. 24 закона «О прокуратуре»).
Обращаться в прокуратуру можно также в том случае, когда в действиях налоговиков имеются признаки административного правонарушения. Например, инспектор не выдает сведения из Единого государственного реестра юрлиц. За это нарушение предусмотрена административная ответственность должностных лиц налогового органа (ст. 14.25 КоАП РФ). Чтобы соответствующий штраф стал реальностью, имеет смысл обратить внимание прокурорских работников на факт данного нарушения.
Аналогичным образом можно поступать в случае разглашения инспектором налоговой тайны или персональных данных налогоплательщика, нарушения порядка работы с документами налогоплательщика и т п. За все эти действия предусмотрена административная ответственность, а значит, имеется поле для работы прокуроров. Отметим, что фразу о возможности привлечения налоговиков к административной ответственности можно вносить в любую жалобу, направляемую в прокуратуру, даже если вы не смогли найти подходящей статьи в КоАП РФ. Эта фраза придаст жалобе больший вес, и заставит прокурорских работников более тщательно подходить к проверке изложенных в жалобе фактов — ведь им придется обоснованно ответить вам, если никто не будет привлечен к ответственности.
Наконец, есть еще один сценарий обращения за помощью к прокурорским работникам. Статья 25.1 закона «О прокуратуре» предусматривает право прокурора действовать на опережение — выносить в адрес должностных лиц предостережение о недопустимости нарушения закона. Такое предостережение прокурор выносит при наличии у него сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Как этот инструмент можно использовать в спорах с налоговиками? Предположим, организация получила из инспекции решение о проведении выездной проверки. Из решения видно, что налоговики планируют осуществить повторную выездную проверку. Однако оснований для ее проведения, предусмотренных нормами Налогового кодекса, не имеется, и в решении они не указаны. Понятно, что если проверка начнется, то данное действие будет являться нарушением Налогового кодекса. В такой ситуации можно попробовать остановить еще не начавшуюся проверку, добившись вынесения прокурорского предостережения.
Как привлечь прокуроров на свою сторону
Перейдем к процессуальной стороне общения с прокурорами. Основанием для начала прокурорской проверки является жалоба. Подать жалобу можно различными способами: передать лично на приеме у прокурора; направить по почте; передать в экспедицию прокуратуры; опустить в специальный ящик, расположенный в здании прокуратуры; воспользоваться интернет-сервисом на сайте соответствующей прокуратуры. (Например, интернет-сервис для подачи обращений в прокуратуру г. Москвы расположен по адресу http://www.mosproc.ru/rabota-s-obrashenijami/, прокуратуру Московской области – http://www.mosoblproc.ru/internet-priemnaja/, прокуратуру Свердловской области – http://prokurat-so.ru/main.php? >
Следует отметить, что жалобу можно подать в прокуратуру любого уровня. Начиная от районной прокуратуры (причем как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения налоговой инспекции) и заканчивая Генеральной прокуратурой. Прокуроры должны сами разобраться в том, кто именно обязан проверить вашу жалобу, переслать все материалы по нужному адресу и уведомить вас об этом.
Подача жалобы в прокуратуру не облагается государственной пошлиной. Срок рассмотрения жалобы — 30 календарных дней (ст. 10 закона «О прокуратуре»). Как видим, процедура подачи жалобы в прокуратуру весьма проста и прозрачна. Главное — грамотно составить текст жалобы. При ее написании советуем учесть следующие нюансы.
Во-первых, надо постараться подготовить максимально короткую и понятную жалобу. Четко описать допущенные налоговиками нарушения; сослаться на нормы Налогового кодекса, другого закона или нормативного акта, которые были нарушены. Желательно средствами текстового редактора визуально выделить (подчеркнуть или сделать полужирным) основные нарушения. Но и злоупотреблять выделениями не следует, чтобы не усложнять чтение текста.
Во-вторых, нужно четко указать, что данные незаконные деяния или решения налоговиков повлекли (или повлекут) нарушение прав организации. Если есть возможность указать, какие именно права нарушены, это нужно сделать.
В-третьих, не нужно делать выводы за прокурорских работников, а также указывать им, какое именно решение они должны принять по вашей жалобе. Все просьбы надо формулировать максимально широко. Например, достаточно попросить «принять меры прокурорского реагирования». Конкретную меру реагирования — представление, предостережение, обращение в суд — прокуроры выберут сами. Или можно попросить «рассмотреть вопрос о привлечении к административной или уголовной ответственности». Выбор применимой нормы опять же остается за прокурорскими работниками.
Наконец, не забудьте оформить жалобу по правилам делопроизводства (если, конечно, жалоба подается не через интернет). Жалобу лучше составить на бланке организации. Документу нужно присвоить исходящий номер, указать дату составления. Желательно, чтобы жалобу подписал руководитель организации. Это избавит от лишних вопросов о полномочиях лица, подписавшего этот документ (образец жалобы см. ниже).
НА БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Прокурору г. Рязань.
от ООО «Астра»
390015, г. Рязань,
ул. Вокзальная, д. 2, оф. 4,
тел. 25-18-97
ЖАЛОБА
на незаконные действия сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани
В среду, 5 июня 2013 года, около 21 часа 45 минут, в помещении ООО «Астра», расположенном по адресу 390015, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 2, оф. 4 сотрудниками Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани Николаевым И.А. и Петровым О.И. была произведена выемка документов. При этом сотрудники инспекции не предъявили решения о проведении выемки, как того требует пункт 3 статьи 94 Налогового кодекса.
Кроме того, в нарушение порядка, установленного статьей 94 Налогового кодекса, выемка проводилась без участия понятых и представителя нашей организации. Фактически выемка заключалась в изъятии у нашей организации всех первичных документов. При этом опись изымаемых документов не составлялась. В протоколе, оформленном по результатам выемки, указано лишь общее количество листов изъятой документации.
Кроме того, в ходе выемки сотрудники Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани изъяли у нашей организации все компьютеры (ноутбуки и системные блоки). При этом дисководы не опечатывались, жесткие диски в присутствии понятых не осматривались.
В результате изъятия компьютеров, а также первичной документации деятельность ООО «Астра» оказалась приостановленной.
Такие действия сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани грубо нарушают правила проведения выемки, установленные Налоговым кодексом, что неминуемо влечет нарушение прав и законных интересов ООО «Астра» как в имущественной сфере, так и в сфере предпринимательской деятельности.
На прокуратуру Российской Федерации возложены обязанности по контролю за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. Инспекция ФНС № 1 по г. Рязани является территориальным органом Федеральной налоговой службы, которая относится к исполнительным органам власти. Таким образом, соблюдение сотрудниками налоговой инспекции законов также является предметом надзора прокуратуры РФ.
В связи с вышеизложенным и на основании статей 1, 10 и 21 закона «О прокуратуре Российской Федерации»
ПРОШУ:
1. Принять меры прокурорского реагирования по факту незаконного действия сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани.
2. Рассмотреть вопрос о возможности привлечения сотрудников Инспекции ФНС № 1 по г. Рязани, проводивших выемку, к административной или уголовной ответственности.
3. О результатах рассмотрения настоящей жалобы прошу сообщить заявителю в установленные сроки.
Генеральный директор И.И. Петров
Оборотная сторона медали
В заключение добавим несколько слов о «подводных камнях», которые нужно учитывать при обращении в прокуратуру. Так, надо быть готовыми к тому, что в рамках проверки прокуроры зайдут не только к налоговикам, на действия которых подана жалоба, но и к инициатору жалобы. Вполне возможно, что они захотят ознакомиться с оригиналами документов, на которые имеются ссылки в жалобе (в том числе и тех, копии которых приложены к жалобе), или получить дополнительные сведения, разъяснения, документы и т п.
Таким образом, инициируя жалобу в прокуратуру, нужно помнить, что полномочия прокуроров, как мы уже отмечали, очень и очень широкие. И в рамках проверки законности действий инспекторов прокуроры могут проверить и документацию инициатора проверки.
Кроме того, подавая любую жалобу, — и прокуратура не исключение — нужно понимать, что результатом ее рассмотрения может стать признание законности действия, бездействия или решения инспекторов. А это уже будет козырем в руках налоговиков при дальнейшем обжаловании соответствующего деяния или решения инспекторов (в вышестоящем налоговом органе или в суде). Поэтому обращаться в прокуратуру нужно только после тщательной юридической оценки сложившейся ситуации, взвесив все «за» и «против».
Как подать жалобу на налоговую в прокуратуру?
Если вы не удовлетворены действиями налоговой, и уладить спор другими путями не получается, один из возможных вариантов выхода из ситуации – жалоба в прокуратуру. Поскольку прокуратура имеет функции надзорного органа за соблюдением норм законодательства, они могут принять участие в споре между налогоплательщиками и фискальными органами, если выявлены факты нарушения закона со стороны налоговиков. В данной статье мы разберемся с тем, как подается жалоба на налоговую в прокуратуру, в каких ситуациях это имеет смысл делать, а также какие последствия может иметь обжалование для каждой из сторон.
В каких случаях можно подать жалобу в прокуратуру на налоговую инспекцию?
Чтобы обратиться в прокуратуру с жалобой, необходимо иметь определенные основания. Нужно помнить, что обжалование действий налоговой инспекции без достаточных на то оснований не даст никаких положительных результатов – жалоба будет оставлена без удовлетворения. Список оснований, которые дают право обратиться в прокуратуру, достаточно широк, и включает в себя следующие обстоятельства:
- сотрудники налоговой инспекции в своей работе допустили нарушения норм Налогового кодекса или других законодательных норм – нужно не забывать о том, что для того чтобы прокуратура могла вмешаться в спор, должны быть явные факты нарушений: проведение проверки без достаточных оснований, изъятие документов или техники, которые не имеют отношения к проверке, начисление штрафов без соответствующих нарушений, затягивание сроков проверки, неправомерное вмешательство в работу предприятия и создание помех для его работы и т. д. При этом у вас должны быть доказательства нарушений, которые легко проверить – документы, показания свидетелей, записи с камер наблюдения и прочие. Без подобных доказательств прокуратура не сможет провести проверку и установить, имели ли место нарушения законодательства со страны налоговой или нет, или такая проверка сильно усложнится;
- в действиях налоговиков наблюдается противоправное бездействие – поводом для жалобы в прокуратуру могут послужить не только неправомерные действия, но и бездействие, то есть, если налоговики, вопреки требованиям законодательства и своим должностным инструкциям, отказываются выполнять те или иные действия (регистрировать компанию или изменения в ее уставе, принимать налоговые отчеты, оформлять возврат НДС, применять льготную налоговую ставку и т. д.). Бездействие налоговиков – достаточно распространенная причина для обращения с жалобами, причем не только в прокуратуру, но и в вышестоящий налоговый орган или в суд. Для подачи жалобы у вас должны быть доказательства, подтверждающие неправомерное бездействие сотрудников ФНС.
Если обобщить основания для обращения в прокуратуру, можно сделать выводы, что поводом для жалобы могут стать практически любые неправомерные со стороны налоговой инспекции, если они нарушают нормы действующего законодательства в налоговой или другой сферах.
Порядок подачи жалобы в прокуратуру на налоговую инспекцию
Для того чтобы жалоба имела юридическую силу, она должна быть грамотно подготовлена и подана. Существует определенный алгоритм, который позволяет этого добиться:
- сбор аргументов и оснований для жалобы – прежде всего, необходимо позаботиться о тех основаниях, которые подтверждали бы обоснованность обжалования действий или бездействия налоговиков. В зависимости от конкретных обстоятельств налогового спора, эти аргументы могут отличаться и включать в себя различные документы (выписки, постановления, приказы и т. д.), показания свидетелей, записи камер наблюдения и пр. Если используются показания свидетелей, они должны быть оформлены в письменной форме с обязательным заверением со стороны лиц, давших показания;
- составление текста жалобы – конкретной формы, которая была бы общей для всех жалоб в прокуратуру, не существует, обычно используется свободная форма подачи жалобы. Тем не менее, существуют определённые требования, касающиеся подачи информации: вначале указывается составитель жалобы и адресат, далее – общая фабула спора, его предыстория, что побудило обратиться с жалобой в прокуратуру (перечень конкретных нарушений законодательства со стороны налоговиков). Далее указываются требования – провести проверку, устранить выявленные нарушения, отменить незаконные требования со стороны ФНС и т. д., в зависимости от характера спора;
- подача жалобы в прокуратуру – передать документы можно любым из удобных способов, например, лично посетив отделение прокуратуры, направив бумаги заказным письмом, через интернет-сайт прокуратуры и т. д. При этом, для облегчения подачи жалоб, гражданин может обратиться в любое отделение прокураты, начиная с районных и заканчивая Генеральной прокуратурой. Далее заявление будет переадресовано тому подразделению, которое имеет полномочия его рассматривать и принимать решение – обычно речь идет о районном отделении прокуратуры по месту регистрации компании-налогоплательщика. Если к содержанию жалобы нет замечаний, она регистрируется и передается на рассмотрение;
- рассмотрение жалобы и вынесение решения по ней – ответственные сотрудники прокуратуры должны изучить материалы, изложенные в жалобе, при необходимости провести необходимые действия (обыски, проверки и т. д.), после чего принимается решение об обоснованности жалобы и ее удовлетворении, или же отказе в удовлетворении по причине того, что изложенные факты не подтвердились. Вне зависимости от результатов рассмотрения, автор жалобы должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении.
Правильно подготовить и подать жалобу может опытный юрист по налоговым вопросам. Также его участие увеличивает шансы на разрешение спора в пользу заявителя, поскольку все этапы процедуры обжалования будут выполнены в соответствии с законодательством.
Последствия подачи жалобы на налоговую в прокуратуру
Прокуратура как надзорный орган имеет достаточно широкие полномочия, в том числе отменять многие решения других организаций, как государственных, так и частных. Налоговая инспекция – не исключение: если в ходе проверки фактов, изложенных в жалобе, будут выявлены нарушения со стороны фискальных органов, прокуратура может ограничить действие неправомерных требований и распоряжений (например, о привлечении налогоплательщика к ответственности, взыскания с него штрафа, проведении внеочередной проверки и т. д.). Если же действия налоговиков будут содержать в себе признаки административных или уголовных правонарушений, будет возбуждено соответствующее дело, и виновные привлекутся к ответственности. Если же факты не найдут подтверждения, на этом вмешательство прокуратуры завершится.
Заключение
Жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру может стать хорошим инструментом для решения налоговых споров, если другие варианты не дали желаемого результата. Однако нужно помнить, что жалоба должна иметь под собой основания, которые смогут затем подтвердить представители прокуратуры. Для повышения шансов на успешное обжалование рекомендуется воспользоваться услугами налогового юриста.
Жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру
Налоговая — государственная служба, которая работает с доходами граждан и денежными средствами, собирая финансы для государства. Её работа крайне важна, а большинство сотрудников считается должностными лицами, имеющими определенные полномочия и обязанности. И поэтому любая ошибка в работе этой службы может привести к серьезным последствиям.
В этой статье мы расскажем о том, как вы можете защитить свои интересы при незаконных действиях налоговой с помощью прокуратуры. Мы отметим причины для подачи жалобы, расскажем о ходе разбирательства и его возможных результатах.
Когда можно жаловаться?
И у граждан, и у юридических лиц есть огромное количество поводов для подачи жалобы на налоговую в прокуратуру. В их число входят:
- Распространение личной информации;
- Передача документов третьим лицам без письменного согласия владельца;
- Неправомерные или ошибочные постановления налоговой;
- Значительные ошибки в работе, несущие ущерб гражданам и нарушающие их интересы;
- Противоправные действия со стороны налоговых органов;
- Мошенничество или иные подобные действия;
- Отказ руководства налоговой идти на мирное урегулирование конфликта.
Как составить?
Для того, чтобы жалоба на налоговую в прокуратуру была принята и рассмотрена, её потребуется правильно подготовить. Для начала рассмотрим правила обращения. Всего их три:
- Пишите вашу претензию в деловом стиле, четко формулируя жалобу;
- Не используйте оскорблений, ненормативной лексики;
- При составлении жалобы используйте только правдивые факты — клевета на работника госслужб уголовно наказуема.
Перейдем к тексту обращения. Подготовить его можно либо самостоятельно, либо заказав у юриста (средняя цена подготовки — от 1000 до 2000 рублей). Однако сделать это не так уж сложно, так как в претензии имеется всего три части:
- Заголовок. В него прописываются стороны конфликта. В первую очередь указываются сведения о прокуратуре: полное название, адрес, ФИО и звание руководителя. Затем идут сведения о заявителе — ФИО, адрес регистрации, контакты для связи. Последними идут данные отделения налоговой, нарушившее ваши права;
- Информационная часть. В ней вам нужно максимально кратко описать вашу проблему. Начинается информационная часть с максимально точного описания событий, которые привели к конфликту, а так же самой сути проблемы. Далее нужно указать на действия, которые были предприняты вами для досудебного решения вопроса. В завершении нужно указать вашу просьбу к суду и обосновать её;
- Заключение. В качестве завершения жалобы на налоговую в прокуратуру нужно привести опись документов, которые будут позже приложены к обращению, а так же поставить подпись и дату подачи обращения.
Образец
Как начать разбирательство?
Для того, чтобы по вашей жалобе началось разбирательство, её нужно сначала подать. У вас есть три варианта того как это сделать:
- Передать обращение лично. Самый удобный вариант, так как можно будет прямо в отделении решить некоторые вопросы и исправить неточности;
- Передать обращение через представителя. Так же удобно, но потребуется нотариально заверенная доверенность, которая стоит 2000 рублей;
- Передать обращения с помощью «Почты России». Для этого нужно воспользоваться заказным письмом с оповещением о вручении.
Результат ведения дела
К чему же может привести разбирательство, проведенное налоговой? На самом деле решения всего два — положительное и отрицательное. С отрицательным решением все просто — дело будет закрыто, а вам придет официальный ответ — уведомление, в котором будет рассказано на каких основаниях действовала налоговая, якобы нарушая ваши права и интересы. Принимать ли такой ответ или же обращаться дальше в суд — уже ваше решение.
С положительным ответом все немного сложнее. Если прокуратура, проведя проверку, обнаружила указанные вами нарушения, то она принудит налоговую к законному исполнению законных обязательств, о чем вам придет соответствующее письменное уведомление. Однако не всегда даже после проверки сотрудники налоговой начинают предпринимать какие — то действия по разрешению конфликта. Так что обязательно сохраните ответ от прокуратуры — он понадобится вам если вы продолжите спор в суде.
Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.
Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец
Жалоба на бездействие налогового органа (образец)
Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за этого нарушены его права (например, ИФНС нарушила срок возврата переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ)), то этот плательщик вправе подать жалобу на бездействие налоговой инспекции (ст. 137 НК РФ).
Куда писать жалобу на налоговую инспекцию
Подается жалоба в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ), то есть в УФНС того региона, к которому относится инспекция, на которую вы решили пожаловаться.
В суд можно обращаться только после того, как бездействие налоговиков было обжаловано в УФНС (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Кстати, также возможна подача жалобы на налоговую инспекцию в прокуратуру (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 ).
В нашей статье мы рассмотрим подачу жалобы в УФНС.
Требования к жалобе на налоговую инспекцию
Жалоба должна содержать следующую информацию (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):
- наименование и адрес организации, подающей жалобу (если жалобу подает физлицо, то оно должно указать свои ФИО и адрес места жительства);
- наименование ИФНС, чье бездействие обжалуется;
- сведения о том, что именно обжалует плательщик (в нашем случае это бездействие ИФНС);
- основания, по которым налогоплательщик считает, что его права были нарушены (как правило, это ссылка на законодательство);
- требования, выдвигаемые налогоплательщиком;
- желаемый способ получения решения по жалобе (на бумаге или в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).
Также в жалобе имеет смысл указать номера телефонов и адреса электронной почты, которые налоговики могут использовать для связи с налогоплательщиком (п. 3 ст. 139.2 НК РФ).
При желании к жалобе можно приложить документы, подтверждающие факты, изложенные в ней (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).
Подписать жалобу должно лицо, ее подающее, или же представитель (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Кстати, если жалобу подает уполномоченный на то представитель, то к ней нужно приложить документы, подтверждающие эти полномочия, например, доверенность (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).
Отметим, что утвержденной формы жалобы нет, но можно воспользоваться формой, размещенной на сайте ФНС в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров».
Способы подачи жалобы
- на бумаге (лично или по почте);
- в электронном виде по ТКС;
- через личный кабинет налогоплательщика.
Порядок подачи жалобы на ИФНС
Несмотря на то что жалобу нужно подать в УФНС, плательщик представляет ее именно в ИФНС, а налоговики уже передадут ее в Управление в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ). При этом ИФНС должна устранить нарушения, изложенные в жалобе (конечно, если эти нарушения имеют место быть), и сообщить об этом в УФНС так же в течение трех дней с момента устранения (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).
Что же касается сроков подачи жалобы, то представить ее можно в течение года со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Правда, если срок был пропущен налогоплательщиком по уважительной причине, УФНС может его восстановить.
Кстати, до принятия решения по жалобе налогоплательщик может отозвать ее (п. 7 ст. 138 НК РФ). Однако отзыв жалобы лишит плательщика права на подачу новой жалобы по тем же основаниям.
Сроки рассмотрения жалобы и принятие решения по ней
По результатам рассмотрения жалобы на бездействие налоговой инспекции УФНС может оставить жалобу без удовлетворения или же признать бездействие ИФНС и вынести решение по существу (пп. 1, 5 п. 3 ст. 140 НК РФ).
На принятие того или иного решения у УФНС есть 15 рабочих дней со дня получения жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ). Правда, в некоторых случаях этот срок может быть продлен, но максимум еще на 15 рабочих дней.
Свое решение УФНС вручает/направляет налогоплательщику в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Узнать о судьбе своей жалобы можно посредством специального сервиса ФНС.
По каким причинам УФНС может отказаться рассматривать жалобу
В некоторых случаях Управление может отказать плательщику в рассмотрении его жалобы. Такое возможно, если (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):
- жалоба не подписана или подписана неуполномоченным на то лицом;
- в жалобе не указано, в чем заключалось бездействие налоговиков;
- срок подачи жалобы истек;
- до принятия решения по жалобе плательщик отозвал ее;
- плательщик уже подавал ранее жалобу по тем же самым основаниям;
- до того, как УФНС приняло решение по жалобе, налоговики устранили нарушения.
Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец
Приведем образец жалобы на бездействие ИФНС.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа
Апелляционную жалобу налогоплательщик подает в том случае, если он не согласен с вынесенным, но не вступившим в силу решением ИФНС по результатам проверки (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Требования к апелляционной жалобе такие же, как и требования, например, к жалобе на бездействие налоговой инспекции (ст. 139.2 НК РФ).
Примерную форму апелляционной жалобы можно скачать на сайте ФНС.
Подается апелляционная жалоба в УФНС через налоговую инспекцию, вынесшую решение по проверке (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Причем подать такую жалобу плательщик должен успеть до дня вступления в силу решения, которое он обжалует (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Так же как и жалобу на бездействие, апелляционную жалобу плательщик вправе отозвать (п. 7 ст. 138 НК РФ).
По результатам рассмотрения жалобы УФНС может (пп. 1, 3, 4 п. 3 ст. 140 НК РФ):
- оставить апелляционную жалобу без рассмотрения;
- отменить решение ИФНС полностью или частично;
- отменить решение ИФНС полностью и принять новое решение по делу.
УФНС вправе отказать в рассмотрении апелляционной жалобе по следующим причинам (пп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ):
- жалоба не подписана или подписана неуполномоченным лицом;
- в жалобе не указаны акты ИФНС ненормативного характера, приведшие к нарушению прав плательщика;
- плательщик отозвал жалобу;
- ранее плательщик уже подавал жалобу по тем же основаниям.
Принять какое-либо решение по апелляционной жалобе УФНС должно в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен еще на один месяц.
Довести свое решение до налогоплательщика УФНС обязано в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Жалоба на ифнс в прокуратуру
Заявитель ранее имела в собственности 3 автомобиля. Всех их она продала. ИФНС направило заявителю налоговое уведомление в котором указывалось, что она, как собственник данных автомобилей, обязана уплатить транспортный налог. Однако заявитель больше собственником автомобилей не является. Заявитель просит провести проверку ИФНС по факту нарушения ее прав и обязанностей.
В Солнцевскую межрайонную прокуратуру ЗАО города Москвы
Адрес: ______________________
От _______________________
Адрес: ______________________
Я, _________________ _________ г.р. ранее имела в собственности 3 (три) автомобиля:
– _______________ г.р.з. ___________;
– __________ г.р.з. ___________;
– ____________ г.р.з. _____________;
В ______ году я продала все вышеуказанные автомобили (копии ПТС) прилагаю.
В _____ году мне, _____________ ИФНС России № ___ по городу Москве было направлено налоговое уведомление № _________, в котором указывалось, что я, как собственник данных автомобилей, обязана уплатить транспортный налог в срок до ________ г. в размере _________ руб. ___ коп.
В ответ на налоговое уведомление № _________ мной в ИФНС № ___ было направлено заявление в котором я указала, что более собственником транспортных средств не являюсь и требования об уплате транспортного налога предъявленное ко мне – неправомерно.
В настоящее время ко мне вновь предъявляются требования об уплате транспортного налога.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На протяжении 4-х лет и до настоящего времени я собственником транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении, не являюсь, в связи с чем, считаю, что требование предъявляется ко мне незаконно.
В __________ года я обращалась с повторным заявлением в ИФНС № ___, но до настоящего времени, ответа на мое заявление не поступило, в связи с чем, считаю, что Вы, как надзорный орган обязаны провести проверку, по факту незаконно предъявляемого ко мне требования.
На основании ст. 10 Федерального закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 10 ФЗ «О прокуратуре в РФ»
1. Рассмотреть настоящее заявление;
2. Провести проверку ИФНС № ___ по городу Москве по факту нарушения моих прав и обязанностей;
3. Лиц, виновных в нарушении моих прав и законных интересов привлечь к установленной законом ответственности;
4. О мерах, принятых по настоящей жалобе прошу сообщить мне в письменном виде по вышеуказанному адресу;
Приложение:
1. Копия налогового уведомления;
2. Копи ПТС на транспортные средства;
3. Копия подтверждения о снятии с регистрационного учета транспортного средства;
4. Копия Заявление в ИФНС № ___ по городу Москве;
5. Копия заявление в УФНС по городу Москве;
« »________________ г. ____________________________________
КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА
Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.
В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.
После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.
О различных видах жалоб на налоговиков с примерами и образцами
1-й образец: апелляционная жалоба на решение налогового органа
Другими вариантами названия документа могут быть: апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции или апелляционная жалоба в налоговую. В любом случае речь идет об одном и том же.
Апелляционная жалоба (АЖ) — это обращение лица в налоговую инстанцию с просьбой обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, которое вынесено по ст. 101 НК . При этом необходимо соблюдение двух условий:
- по мнению лица, обжалуемое решение нарушает его права;
- оно не вступило в силу.
Теперь о том, куда писать жалобу на налоговую инспекцию.
Как таковое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе (ВНО), но по п. 1 ст. 139.1 НК жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через ту инстанцию, решение которой обжалуется, поскольку именно оттуда она (со всеми прилагаемыми материалами) в течение трех рабочих дней (с момента поступления) передается в ВНО. Таким образом, прямая подача жалобы в вышестоящий налоговый орган невозможна.
Поступление АЖ для ИФНС означает, что ее решение не обретает силу, поэтому требование на уплату налога (пени, штрафа) по обжалуемому решению не выставляется.
Выше ИФНС стоят Управления ФНС по субъектам РФ. Выше этих управлений и межрегиональных ИФНС находится ФНС, чьи решения, по п. 4 ст. 139.1 НК, оспаривают уже только в суде.
О способах подачи АЖ
Необходимые документы можно передать как лично, так и через представителя следующим образом:
- по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика;
- почтой;
- лично в соответствующую канцелярию или окно приема документов.
- Персональные данные подателя (Ф.И.О. плюс место жительства для физлица или наименование плюс адрес для организации).
- Предмет обжалования (решение относительно конкретных лиц — в данном случае, в других ситуациях это могут действия, бездействие сотрудников налоговой).
- Название органа-нарушителя.
- Причины, по которым податель полагает, что его права нарушены.
- Итоговые требования подателя.
- Сведения о том, как удобно получить ответ по итогам его рассмотрения: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Дополнительными данными могут быть телефонные, факсовые номера, электронные почтовые адреса, другая необходимая информация. АЖ дополняется максимумом доказательств, свидетельствующих о правоте жалующегося, также к ней прикладывается представительская доверенность (если необходимо подать через представителя). Документ должен быть подписан подателем (его представителем).
О рассмотрении АЖ
Пункт 1 ст. 140 НК позволяет до разрешения претензии (в ходе ее рассмотрения) предоставлять дополнительные документы. Причем нужно будет пояснить, почему эти дополнения не предоставлялись раньше (п. 4 ст. 140 НК). ВНО рассматривает АЖ без участия подавшего ее лица. Исключениями будут случаи выявления противоречий между сведениями из материалов проверки и информацией, поступившей от налогоплательщика. При таком развитии событий податель прошения извещается о том, где и когда оно будет рассматриваться.
АЖ можно полностью или частично отозвать до ее разрешения. Также ВНО может оставить претензию без рассмотрения полностью или частично, для этого есть три причины:
- Нарушен порядок из п. 1 ст. 139.2 НК (не письменная форма, нет подписи подателя, его представителя, не указано, что именно нарушило права жалующегося).
- Лицо, подавшее претензию, заявило о ее полном или частичном отзыве до ее рассмотрения.
- АЖ по тем же основаниям уже подана.
АЖ разрешается ВНО в течение месяца после ее получения. Этот срок могут продлить максимум на месяц.
Возможных итогов рассмотрения апелляции также три:
- Требования из претензии не удовлетворяются.
- Оспариваемое решение налоговиков отменяется полностью или частично.
- Отмена сопровождается принятием нового решения по делу.
Решение по АЖ в течение трех дней после его принятия вручается (направляется) заявителю.
2-й образец: жалоба на бездействие налоговой инспекции
Другим вариантом названия такой претензии может быть «Образец жалобы на бездействие налогового органа». Обжалуется в данном случае бездействие должностных лиц инспекции. Причем нюансы обжалования практически идентичны вышеизложенным. Правда, срок рассмотрения в данном случае равен 15 дням с возможностью продления еще на 15, а не 30, как в предыдущем варианте.
3-й образец: жалоба на действия налогового органа
Образец формы представлен ниже. Обжалование происходит в режиме, аналогичном вышеизложенному, срок разбора поданных материалов — 15 дней с возможностью его продления на такое же количество дней.
4-й образец: жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру
Прокуратура надзирает за правильностью применения законодательства, в том числе налогового. Поэтому туда можно обращаться при любых нарушениях прав налогоплательщиков со стороны ИФНС. Нюансы таких обращений урегулированы ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.
Жаловаться нужно в прокуратуру по месту нахождения ИФНС.
Структурно претензия включает три элемента:
- Заголовок, где первоначально указывают данные о прокуратуре (полное название с адресом, а также Ф.И.О. и чин руководителя). Следующими будет персональная информация заявителя (его Ф.И.О., адрес регистрации, контакты для обратной связи). Финальными будут данные налоговой — нарушителя ваших прав.
- Информативный блок: максимально кратко и точно нужно изложить суть проблемы, описав события, которые привели к спору, нарушения, которые были допущены, а также вашу просьбу к органу прокуратуры.
- Заключение. Тут перечисляют прилагаемые к обращению доказательства. Это могут быть свидетельствующие о нарушении аудио- и видеозаписи, документы и т. д. Здесь же обращение датируют и подписывают.
Составляя жалобу в прокуратуру, следует придерживаться делового стиля и четких формулировок, без оскорблений и ненормативной лексики, с указанием только правдивых фактов.
Для подачи претензии существует несколько способов:
- по почте — заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении или описью вложения соответственно;
- через установленный в прокуратуре ящик «для обращений и заявлений граждан»;
- в канцелярию прокуратуры. Здесь на первом и втором экземплярах жалобы проставляют печать, а также отметку и подпись о принятии с присвоением документу входящего номера;
- через интернет-приемную Генпрокуратуры.
Прокуратура рассматривает поступающие претензии в порядке и сроки, которые установлены Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. Обычный срок разбора претензии — 30 дней после ее регистрации. Если не требуется дополнительная проверка и изучение поступивших материалов, их разберут за 15 дней. При необходимости обозначенное время продлевается на аналогичное. Подавший жалобу извещается о продлении.
Для заявителя возможны два итога разбора его обращения: позитивный и негативный. Последний означает, что, с точки зрения прокуратуры, ИФНС права. Соглашаться с таким вариантом или нет, решает сам налогоплательщик, его несогласие означает дальнейший поход в суд. Позитивный сценарий означает, что прокуроры выявили нарушение закона и будут принуждать налоговиков к его соблюдению, о чем обратившегося также известят.