Штрафы по 44-ФЗ в 2022 году: таблица КоАП с последними изменениями
Заказчик обязательно включает в госконтракт раздел об ответственности сторон . В ст. 34 44-ФЗ выделяют два вида ответственности:
- просрочка — когда стороны нарушили сроки, указанные в договоре: заказчик не оплатил контракт вовремя, а поставщик задержал поставку товара, оказание услуги;
- ненадлежащее исполнение — когда стороны нарушили обязательства по договору. Например, исполнитель поставил товар, который не соответствует техзаданию, а заказчик не провел экспертизу услуги, которую должен был провести по условиям договора.
За просрочку нарушителю начисляют пени, за ненадлежащее исполнения — взыскивают штраф.
Как считают пени
Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.
Формула расчета выглядит так:
Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки
При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2022 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.
Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей
Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.
Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ
Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:
Цена контракта, рублей | < 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100-500 млн | 500 млн – 1 млрд | 1-2 млрд | 2-5 млрд | 5-10 млрд | > 10 млрд |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Размер штрафа, % от цены контракта | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.
В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.
Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:
- 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
- 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
- 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
- 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.
Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.
Штрафы для заказчиков
Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:
Цена контракта, рублей | ≤ 3 млн | от 3 до 50 млн | от 50 до 100 млн | > 100 млн |
---|---|---|---|---|
Размер штрафа, % от цены контракта | 1000 | 5000 | 10 000 | 100 000 |
Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.
Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Административная ответственность по КоАП РФ
Санкции на госзаказчиков по КоАП РФ назначает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за нарушения на любом этапе проведения закупки: от планирования до оплаты договора и ведения реестра контрактов.
Ответственность за нарушения несут организации-заказчики и их должностные лица, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Штрафы для должностных лиц по КоАП достигают 50 тыс. рублей, для юрлиц заказчика — до 500 тыс. рублей.
По статистике Минфина в 2019 году ФАС возбудила около 28,7 тыс. дел об административных правонарушениях. Из них по 24,2 тыс. дел наложила штрафы на общую сумму более 300 млн рублей.
Чаще всего в 2019 году заказчиков штрафовали по двум нарушениям:
- За утверждение неверной документации о закупке (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 9,6 тыс дел, выдала 8,7 тыс постановлений о наложении штрафа.
- За нарушение порядка отбора участников (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 6,6 тыс. дел, выдала 1,9 тыс. постановлений.
Таблица штрафов 44-ФЗ в 2022 году
Уголовные штрафы по 44-ФЗ
УК РФ выделяет отдельные статьи за нарушения заказчиков и поставщиков в сфере госзакупок:
- штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей или в размере дохода за период от шести месяцев до трех лет;
- принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права на должность до трех лет;
- лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать должность на срок до трех лет.
- штраф от 1 000 000 до 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1–3 года;
- лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом до сорокакратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность на срок до пяти лет.
- штраф от 2 000 000 до 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2–5 лет с запретом на должность до семи лет;
- лишение свободы на 7–12 лет со штрафом до пятидесятикратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность на срок до семи лет.
- ограничение свободы на срок до четырех лет с запретом на должность на срок до пяти лет;
- принудительные работы на срок до четырех лет с запретом на должность на срок до пяти;
- лишение свободы на срок до четырех лет с запретом на должность на срок до пяти лет.
Когда и как платить пени и штрафы
Как только поставщик нарушил обязательства по контракту, заказчик направляет ему требование об уплате неустойки с пояснением причин (ч. 6 ст. 34 44-ФЗ). Если поставщик согласен, что нарушил условия контракта или допустил просрочку, то сценарий действий следующий:
- Поставщик отвечает в письме, что согласен с требованиями и перечисляет на счет заказчика сумму неустойки.
- Стороны подписывают документы о приемке товара, работ;
- Заказчик оплачивает контракт и возвращает обеспечение, если оно было.
Если поставщик не согласен с претензией заказчика, то он может оспорить штраф в суде, если докажет, что нарушил обязательства:
- по вине другой стороны, например, заказчик не предоставил проектную документацию, и поставщик не смог начать работы по строительству вовремя;
- из-за обстоятельств непреодолимой силы — военные действия, закрытие границ, природные катаклизмы и другие.
Суд освобождает поставщика от уплаты штрафа либо принимает решение о частичном взыскании, если размер штрафа в претензии заказчика несоизмерим с последствиями нарушения.
Чтобы не нарушать сроки исполнения договора и качественно его выполнить, всегда проверяйте проект контракта заранее — до того, как подать заявку на участие. Если вы считаете, что условия или сроки нереалистичны, подавайте запрос на разъяснения или жалуйтесь на заказчика в ФАС.
Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ
Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).
Штрафы для заказчиков
Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:
- При планировании закупок и составлении планов-графиков.
- Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
- Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
- При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.
Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.
Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042 .
Наказание за срыв сроков оплаты
Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.
Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.
Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).
Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):
- 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
- 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
- 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
- 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.
При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).
Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.
Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года
Неправильный выбор способа закупки
В план-график или план закупок включены:
- один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
- объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
- НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации
- не более чем на 2 рабочих дня
- более чем на 2 рабочих дня
- не более чем на 1 рабочий день
- более чем на один рабочий день
- требований 44-ФЗ,
- порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
- порядка разъяснения положений документации,
- порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
- порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
- требования к участникам закупки,
- требования к размеру обеспечения заявок на участие,
- требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
- требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
Нарушения при составлении плана-графика
Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола
Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.
По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.
Нарушен установленный документацией порядок:
- вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
- рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
- для аукциона и конкурса
- для запроса котировок и запроса предложений
- не более чем на 2 рабочих дня
- более чем на два рабочих дня
Нарушение сроков возврата обеспечения заявок
- не более, чем на 3 рабочих дня,
- более, чем на 3 рабочих дня.
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов
- Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
- Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
- Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)
Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения
Закупки у СМП
Невыполнение в срок законного предписания
Нарушения при предоставлении информации в ФАС
Как оспорить наказание
Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.
Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:
Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.
При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.
Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.
Как заплатить штраф
Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.
Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.
Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.
Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.
Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.
Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.
Ответственность за неначисление неустойки по 44 ФЗ
Ответить Помощник 0
Ответ написан 17.05.2017 в 13:57
По закону заказчик обязан начислить поставщику (подрядчику, исполнителю) пени за просрочку исполнения обязательств. Правила начисления определены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Оформить свое требование заказчик вправе в любой форме. Законодатель не определил обязательной формы первичного учетного документа – основания для начисления пени. (Указанная позиция также определена в письме Минфина №02-07-10/31334 от 29.05.15).
Важно, чтобы документ содержал сведения, установленные Постановлением N 1063 и был понятен поставщику.
Кроме того, для Вас не лишним будет ведение переписки с подрядчиком, чтобы потом показать проверяющим, что Вы не сидели на месте. Она поможет в дальнейшем составить претензию или исковое в суд.
Крайне важно сейчас для Вас – все взвесить и принять решение о судьбе контракта. Здесь есть варианты:
Если есть заинтересованность и надежда, что контракт все же будет исполнен поставщиком – вести переписку, дождаться исполнения контракта, начислить и получить огромные пени за просрочку исполнения обязательств, закрыть контракт в ЕИС.
Если надежды нет – можно расторгнуть контракт по соглашению сторон, в одностороннем порядке или по решению суда. В этом случае Вам также необходимо начислить и получить пени, разместить сведения в ЕИС.
В случае расторжения контракта в одностороннем порядке или по решению суда – Заказчик также обязан направить соответствующие сведения поставщике ( исполнителе, подрядчике) в контролирующий орган в сфере закупок для занесения в Реестр недобросовестных поставщиков (не исполнение обязанности заказчиком грозит наложением административного штрафа на должностное лицо в размере 20 тыс.руб. (ст. 7.31 КоАП РФ)
Оценка ответа: 30
Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 8295
Ответ написан 17.05.2017 в 14:33
Согласен с Профессором и Помощником. Взыскивать пени и штрафы обязательно. Так определение Верховного суда от 09.03.2017г. №302-ЭС16-14360 указало на то, что в случае неисполнения обязательств заказчик может взыскать как пени за просрочку исполнения обязательств, так и штраф. Фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом учреждения от него.
Что касается последствий для заказчика в случае не взыскания пени. Такие действия могут быть расценены как административное правонарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности. Штраф на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
В данном случае не взыскивая пени и штрафы Вы наносите ущерб государственным интересам.
Оценка ответа: 60
Добавить сообщение или Задать свой вопрос
«Развитие» — Онлайн-сервис для специалиста в сфере закупок
Конструктор документов по 44-ФЗ
Привести в порядок локальные акты, регламентирующие закупочную деятельность организации
Составить план мероприятий по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» и подготовить необходимый пакет документов
Конструктор контрактов по 44-ФЗ
Формировать контракты и вести реестр закупок по 44-ФЗ
Попробовать бесплатно
потребуется ввести email и ИНН
Главные новости госзакупок: последние изменения в 44 фз и 223 фз
Правительством РФ принят основополагающий акт по информационному обеспечению контрактной системы
С 03.02.2022г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60 “О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организ.
Внесены изменения в постановление Правительства РФ № 616 о запрете на закупку промышленных товаров иностранного происхождения
С 15 декабря 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 20 ноября 2022 г. N 1989 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 616 и признании утратившими силу отдельных положений нек.
Переход на закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства для всех заказчиков по Закону №223-ФЗ с 01.01.2022г.
Это значит, что практически все остальные заказчики по Закону 223-ФЗ должны будут в 2022 году проводить закупки у СМСП с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением №1352. Подробно о там как происходит переход на закупки среди СМСП мы расскаж.
Формирование ежемесячной отчетности по Закону №223-ФЗ в ЕИC (дополнение)
Уважаемые коллеги, прошло лишь два дня как мы разместили новость Формирование ежемесячной отчетности по Закону №223-ФЗ с анализом сведений, размещаемых в ежемесячной отчетности, и вот уже разработчики сайта Единой информационной системы скорректирова.
Формирование ежемесячной отчетности по Закону №223-ФЗ в ЕИC
С 1 октября 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные в Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 908 (далее соответственно .
Видеоматериалы по оптимизационным поправкам в Закон №44-ФЗ
Уважаемые коллеги! ООО “Развитие” совместно с партнером ЧОУ ДПО “Академия бинеса и управления системами” представляет Вам возможность ознакомиться с видеоматериалами, посвященными оптимизационным поправкам в Закон №44-ФЗ, которые вступают в силу с 01.
Даны разъяснения о порядке размещения в ЕИС сведений о договорах, заключенных по Закону №223-ФЗ
С 01 октября 2022 года кардинально меняется порядок формирования ежемесячной отчетности о заключенных договорах (далее – Порядок), начиная с отчета за сентябрь 2022 года в связи с внесением изменений в Положение о размещении в единой информационной .
Разъяснения Минпромторга по вопросу получения разрешения на неприменение ограничений по ПП РФ 878
Новые правила формирования ежемесячной отчетности по Закону № 223-ФЗ с 01 октября 2022г.
Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2022 г. № 814 внесены изменения, в том числе в Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г.
Правительство РФ обновило правила применения запретов и ограничений допуска в отношении иностранных товаров
Постановление Правительства РФ от 28 августа 2022 г. N 1432 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – постановление №1432) содержит изменения сразу нескольких подзаконных актов принятых во исполнение статьи 1.
Копирование материалов с сайта «razvitie.expert» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.
Сгенерировано 154 061 документ,
321 777 организаций используют сервис
О нас
Неустойка по 44-ФЗ: разбираемся с особенностями начисления
Пени за просрочку 44-ФЗ — это взыскание, которое начисляется стороне, нарушившей порядок исполнения условий контракта. Санкции положены за каждый день невыполненных обязательств.
В чем разница неустойки по ГК РФ и 44-ФЗ
Это понятие имеет широкое применение в профессиональной среде. Термин определен Гражданским кодексом (ст. 330 ГК), согласно которому неустойка — это денежная сумма, которую выплачивает должник.
В законодательных нормативах указано, в каких случаях законодательство предусматривает применение мер ответственности в виде пени, — если штрафные санкции прописаны в договоре, закреплены в правилах определения размера штрафов № 1042 или определены специальными законами. Временные пределы начисления по договору поставки указаны в ст. 521 ГК. Если законом не установлено иное, за недопоставку или просрочку поставки товаров такое наказание поставщику предписано нести до фактического выполнения обязательств.
В федеральной контрактной системе определяется неустойка по ч. 5 и 7 ст. 34 44-ФЗ. В ч. 4 статьи заложена обоюдная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и у заказчика, и у поставщика. Отдельно для заказчика существует «профильная» ответственность в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за несоблюдение непременного условия о штрафных санкциях в проекте контракта (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП). Исключение — случаи, описанные в ч. 15 ст. 34 № 44-ФЗ.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно прописать штрафы в контракте.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
В каком виде применяется
В ч. 5-6 ст. 34 № 44-ФЗ установлено, что и заказчик, и поставщик ответственны за нарушения, влекущие применение неустойки и пени в контрактных отношениях. Для обеих сторон взыскание применяется в виде:
Денежное возмещение в виде пени преимущественно рассматривается в Налоговом кодексе (НК). Очевидной представляется связь этой выплаты с каждым календарным днем просрочки.
В № 44-ФЗ уточняется, считается ли день поставки товара днем просрочки при расчете неустойки — нет, пени за нарушения со стороны заказчика начисляются со следующего после неисполнения обязанностей дня (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, письмо Минфина России № 02-02-04/63862 от 11.12.2014). Размер взыскания определяется как 1/300 актуальной ключевой ставки от своевременно не выплаченной суммы.
Для поставщика пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства в размере 1/300 действующей в момент уплаты ключевой ставки от цены контракта или отдельного этапа исполнения госконтракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ). При расчете заказчик исключает дни приемки (письмо Минфина № 24-03-08/73293 от 07.11.2017).
Источников в отношении терминологии штрафа как денежного наказания несколько. Это правовое понятие определяется:
- Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 46);
- КоАП (ч. 1 ст. 3.5);
- НК (п. 2 ст. 114).
Тем не менее, существует ряд случаев, когда пени и штрафы не отделяются друг от друга. Например, в силу ч. 9 ст. 34 № 44-ФЗ, пострадавшая сторона не вправе выставить штрафные санкции, когда при нарушениях из-за непреодолимой силы или по вине контрагента она освобождается сразу от обеих неустоек при наличии доказательств произошедшего.
Другим примером служит выкуп неустойки. В этом случае подключается третья сторона. Предметом ее интереса является мотивирование передачи ей прав требовать через суд возмещения любых штрафов и пеней от провинившегося исполнителя. Такая ситуация характерна при строительстве для обманутых дольщиков.
Как начислить взыскание
Размер и порядок начисления неустойки по 44-ФЗ регулируется ст. 34 Федеральной контрактной системы и правилами определения штрафа и пени из ПП № 1042 от 30.08.2017. В них определен размер штрафа для сторон при ненадлежащем исполнении или неисполнении (просрочка — исключение) и размер пени за каждый день (за просрочку).
Вот как определить размер неустойки в рамках контрактной системы в сфере закупок для разных ситуаций:
- Основание для определения размера неустойки — это государственный контракт. Стороны приводят в соглашении размеры и формулы расчета взыскания и для заказчика, и для поставщика. Если в контракте не указана информация о порядке расчета штрафных санкций, стороны руководствуются правилами № 1042 или профильным законодательством (ч. 7, 8 ст. 34 44-ФЗ, п. 13 правил № 1042). Каждая сторона несет ответственность за неверный расчет пени в закупке по закону 44: заказчик или поставщик вправе оспорить некорректные начисления.
- Сумма для расчета — это не всегда цена госконтракта. В некоторых случаях учитывают цену отдельного этапа, определенного обязательства, НМЦК. Если стороны заключили контракт без возможности определить объем поставки, расчет взыскания производится по максимальному значению цены контракта (письмо Минфина № 24-03-07/82359 от 25.10.2019).
- При исчислении неустойки учитываются особенности налогообложения контрагента. Если цена контракта (этапа, максимальное значение ЦК) включает НДС, то взыскание тоже определяется с учетом НДС (постановление президиума ВАС РФ по делу № А50-6981/2008-Г-10 от 22.09.2009 № 5451/09). Если контрагент работает на УСН и не использует НДС, расчет производится без учета налога на добавленную стоимость (постановление Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-20035/14 от 27.03.2015 № Ф05-1474/2015).
- Для СМП и СОНКО взыскание рассчитывают по другим правилам: размер штрафа за неисполненные обязательства (кроме просрочки) определяется как 1% от цены контракта или отдельного этапа, но не больше 5000 и не меньше 1000 рублей.
- Победители закупки, которые предложили наиболее высокую цену за права на заключение госконтракта, уплачивают взыскание по правилам, определенным в соглашении. Если для них по закону установлен другой порядок, при исчислении взыскания следует руководствоваться действующим законодательством (ПП РФ № 1011 от 02.08.2019).
Общая сумма по штрафам и пеням за неисполнение или ненадлежащее исполнение не превышает сумму по контракту. Она верна и в отношении поставщика, и в отношении заказчика.
Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 15 февраля
Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ заказчику и исполнителю
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Обязанности сторон по 44-ФЗ
- Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ
- О правовом регулировании ответственности сторон по 44-ФЗ
- Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
- Как рассчитать размер штрафа заказчику
- Как рассчитать размер штрафа поставщику
- Как уплатить пени и штрафы
- Можно ли избежать штрафов и пени
Министерством юстиции России обнародован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Планируется, что он вступит в силу с 01.01.2022 г. Отдельная глава 28 в новом КоАП разъясняет, к чему приведет неисполнение условий контракта по 44-ФЗ.
Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Постараемся выяснить, чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ для заказчика и исполнителя, и можно ли избежать штрафных санкций.
Обязанности сторон по 44-ФЗ
Статья 94 закона о госзакупках устанавливает комплекс мер, которые позволяют осуществить закупку. При этом заказчик и исполнитель действуют в рамках ГК РФ и закона 44-ФЗ. Речь идет о таких действиях:
- Приемка всего объема ТРУ либо отдельных этапов в соответствии с условиями соглашения. Сюда же относится осуществление экспертной оценки предоставленных ТРУ или этапов выполнения условий контракта.
- Оплата покупателем оказанных в рамках соглашения услуг либо отдельных частей работы по договору.
- Взаимодействие сторон при внесении изменений в условия договора или расторжения последнего по ст. 95 закона 44-ФЗ. А также применение мер и совершение иных действий при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ исполнителем или заказчиком.
Заказчикам нужно понимать, что они могут столкнуться с недобросовестными поставщиками, которые не только не выполнят свои обязательства по соглашению, но и нанесут таким образом урон хозяйственной деятельности.
В соответствии с нормами закона организатор торгов может прибегнуть к таким мерам правовой защиты:
- административным – сюда относится внесение продавца в РНП, отказ от работы по договору;
- материальным, а именно: наложению штрафов и взысканию понесенных расходов.
Часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ требует, чтобы в тексте договора содержалось условие об ответственности сторон за неисполнение условий по контракту или их ненадлежащее исполнение. Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. устанавливает принцип начисления пени и штрафов участникам закупочного процесса. Данное положение называется «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ
Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:
- Выполнение работ на момент прекращения контракта.
- Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
- Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
- Пропуск установленного для оплаты времени.
Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.
Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ. Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка. Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.
Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.
Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст. 93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей. Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.
Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ
Основными документами, устанавливающими ответственность заказчика и исполнителя, считаются:
- закон о госзакупках;
- Постановление Правительства № 1042;
- Административный кодекс;
- ГК РФ.
14.08.2019 г. в силу вступило ПП РФ № 1011 от 02.08.2019 г., которое корректирует положения Постановления № 1042. Теперь действуют новые правила начисления штрафов за неисполнение условий по контракту по 44-ФЗ:
1. Согласно новому документу при расчете штрафов, как и пени, не учитываются требования ПП РФ № 1042. Актуальный порядок введен п. 13 и до этого не использовался.
2. Законодатели переписали п. 4 постановления, зафиксировав общий размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, организованной исключительно для СМП, СОНКО. Штрафы равны 1 % от цены контракта либо отдельного этапа и находятся в пределах 1 000–5 000 рублей.
3. Усложнились правила начисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене во время торгов за право заключения. При сумме соглашения ниже НМЦК штраф рассчитывается на основе размера НМЦК и составляет от этой суммы:
- 10 %, когда контракт заключен не более чем на 3 миллиона рублей;
- 5 % при цене в рамках 3–50 миллионов рублей;
- 1 %, если сумма 50–100 миллионов рублей
Если сумма договора выше НМЦК, штраф зависит от цены контракта и составляет от этих средств:
- 10 %, если соглашение заключено менее чем на 3 миллиона рублей;
- 5 %, если цена 3–50 миллионов рублей;
- 1 % , при сумме 50–100 миллионов рублей.
В первом случае размер штрафа зависит от НМЦК, а во втором – в основу ложится цена контракта.
4. Ранее общая сумма неустойки не могла быть более цены контракта. Внесение поправок привело к тому, что в данную сумму не включаются пени. Общая сумма начисленных штрафов по 44-ФЗ за неисполнение условий по контракту для любой из сторон не должна превышать цену договора.
Изменения практически не затронули принцип расчета пени при несоблюдении поставщиком сроков выполнения обязательств. Присутствовавший в ПП № 1042 соответствующий пункт утратил свою силу. Само Постановление также сменило название на «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Таким образом, новое ПП РФ № 1042 не затрагивает правила начисления пени, фиксируя только порядок установки штрафов.
При расчете количества пени рекомендуется опираться на ч. 5 и 7 ст. 34 закона 44-ФЗ.
Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
В сфере закупок существует два варианта неустойки. Сразу оговоримся: поскольку они кардинально отличаются друг от друга, замена одной формы другой считается недопустимой:
- Пени начисляются за нарушение сроков, выделенных на выполнение условий договора, к примеру, если заказчик должен получить продукцию сегодня, а в действительности ее поставляют через месяц.
- Штрафы устанавливаются за некачественное исполнение, неисполнение обязательств по контракту, но не распространяются на ситуации с нарушением сроков. Так, именно штраф начисляется, если привезены продукты испорченные либо не соответствующие заявленным в соглашении.
Штрафы и пени должны быть прописаны в контракте и проекте данного документа. Обычно заказчики стараются себя обезопасить, поэтому указывают все возможные виды неустойки. Это связано с тем, что во время подготовки проекта не всегда известна сумма контракта, а, напомним, именно исходя из нее и рассчитывается неустойка. По этой причине поставщику рекомендуется внимательно изучать закупочную документацию – только тогда он поймет, какие последствия его ждут при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ и нарушении сроков.
В проекте договора прописывают:
- фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение покупателем обязательств, исключая срыв сроков;
- фиксированный размер штрафа, начисляемого за неисполнение/ненадлежащее выполнение поставщиком работ по договору (не включая ситуации просрочки), в том числе гарантийное обязательство;
- пени за каждый день просрочки исполнения обязательства одной из сторон договора – отсчет начинается со дня завершения запланированного срока.
Как рассчитать размер штрафа заказчику
В процессе начисления неустойки заказчик опирается на специальный порядок, закрепленный Постановлением Правительства № 1042 от 30.08.2017 г. При ее расчете нужно понимать:
- Допущена ли просрочка исполнения работ, сколько дней она составляет – данный показатель учитывают при установлении размера пени.
- Нарушены ли исполнителем другие обязательства стоимостного и нестоимостного типа.
Для первой ситуации используется такой метод начисления пени:
1/300 Ст × Ц × Д, где:
Ст – размер ключевой ставки ЦБ, установленной на день уплаты пени;
Ц – цена контракта либо сумма невыполненных обязательств;
Д – число дней, на которое была просрочена сдача работ.
Пример. Договор заключен на 300 тысяч рублей. Пени должны быть выплачены 15 февраля 2019 года, ставка рефинансирования составляет 6,25 %.
Допустим, соглашение предполагает три этапа поставки товара:
- Первая часть товара поставлена позже на 29 дней. Несмотря на то, что прибыл весь объем продукции, покупатель отказался ее принимать, так как часть товара не соответствует условиям договора. Была произведена приемка товара на 30 тысяч рублей. Расчеты ведутся основе полной цены контракта, поскольку просрочка составила 29 дней. Будут начислены такие пени:
(1/300 × 6,25 %) × 300 000 × 29 =1 812,50 руб.
- При осуществлении второго этапа исполнитель задержал поставку на 10 дней и предоставил товар на 170 тысяч рублей. Пени исчисляются от цены контракта, сниженной на размер части, которая была принята на первом этапе. То есть вычисление производится от 270 тысяч рублей:
(1/300 × 6,25 %) × 270 000 × 10 = 562,50 руб.
- На последнем этапе поставщик привез продукцию на 100 тысяч рублей, но задержался на 20 дней. Пени рассчитываются от последней неисполненной суммы, а именно от 100 тысяч рублей:
(1/300 × 6,25 %) × 100 000 × 20 = 416,70 руб.
Для получения суммарного размера неустойки складывают пени по всем трем этапам:
1 812,50 + 562,50 + 416,70 = 2 791,70 руб.
Если исполнителем нарушаются любые положения договора, кроме сроков поставки, ПП РФ № 1042 предполагает установление штрафов в виде процента к цене контракта, когда речь идет о стоимостных обязательствах. Для нестоимостных обязательств штраф представляет собой фиксированную сумму. Данные штрафные санкции учитываются при начислении неустойки.
Далее представлены размеры штрафов за нарушение стоимостных обязательств, применяемых к исполнителям, не являющимся СМП:
Штрафы по 44‑ФЗ в 2022 году
Закон чётко регламентирует каждое действие участников госзакупок. Нарушителям предписанных процедур начисляются пени и штрафы в соответствии с законом от 05.04.13 № 44-ФЗ о госзакупках, а также с КоАП РФ. Есть даже уголовно наказуемые нарушения. Давайте узнаем, какие бывают меры ответственности как для заказчиков госконтракта, так и для поставщиков.
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:
- Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
- Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.
Что изменилось в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях пандемии, подробнее в теме “Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса“.
Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.
В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.
Расчет штрафов по 44-ФЗ
Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.
Сумма контракта, руб. | ниже 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100-500 млн | 500 млн до — 1 млрд | 1-2 млрд | 2-5 млрд | 5-10 млрд | 10 млрд и выше |
Штраф, % | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.
Штрафы для СМП и СОНКО
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
Расчет пени по 44-ФЗ
Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:
Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки
Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.
Внимание! Пени не начисляются за те дни, которые потребовались клиенту для приёмки товара (установлено письмом Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).
Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:
Сумма контракта, руб. | Менее 3 млн руб. | 3-50 млн руб. | 50-100 млн руб. | 100 млн руб. и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 00 | 100 000 |
Внимание! Для заказчиков применяется тот же порядок расчёта пени, что и для исполнителей.
Административная ответственность по КоАП
В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
- порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений
- требования к участникам закупки
- требования к размеру обеспечения заявок на участие
- требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта
- требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
- Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
- штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугодадо трёх лет
- принудительные работы на срок до пяти лет
- лишение свободы сроком до семи лет
- Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
- штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
- лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
- штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
- лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.