Необходима дорожно-транспортная экспертиза

Устройство автомобилей

Дорожно-транспортная экспертиза

Цели и задачи дорожно-транспортной экспертизы

Аварийная ситуация зачастую порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей, инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, при этом нередко искажаются факты, способные пролить свет на основные причины аварии, поскольку виновник происшествия понесет значительные материальные и моральные издержки.
Поэтому виновная сторона должна быть установлена с максимальной степенью объективности. Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшей стороны зачастую не остается шансов на возмещение причиненного в результате ДТП вреда, а иногда даже оказаться в роли виновной стороны.

Для более четкого отображения картины ДТП, его причин и установления виновных на место происшествия вызываются эксперты – специалисты по расследованию ДТП.
Дорожно-транспортная экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит от конкретной ситуации. По своей сути она является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Дорожно-транспортной экспертизой (ДТЭ) называют научно-техническое исследование дорожно-транспортного происшествия.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) возникают в результате нарушения режимов движения транспортных средств, вызвавшего травмы или смерть людей, повреждение транспортных средств и грузов, зданий и сооружений или нанесении каких-либо других материальных ущербов. При проведении ДТЭ эксперт выясняет технические причины ДТП, определяет скорости движения, тормозной и остановочный пути транспортных средств и т. п.

Целью ДТЭ является получение научно-обоснованной характеристики происшествия, определение его объективных причин и возможных способов предотвращения, а также анализ поведения участников происшествия во всех его фазах.
В результате экспертизы должен быть получен ответ на вопрос, имел ли место несчастный случай или же происшествие явилось следствием неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности или несвоевременно выполнивших необходимые действия для исключения ДТП и снижения тяжести опасных действий. В любом случае, при наличии пострадавшей стороны, судом может быть назначена экспертиза, призванная реально обрисовать причины ДТП и возможность его предотвращения тем или иным участником дорожного движения.

Огромное значение на безопасность движения оказывает состояние дороги и ее покрытия. Причиной аварий нередко становятся выбоины, сдвиги, ямы, гребенки, впадины на дорогах. Поскольку ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и местные органы ГИБДД, именно они обязаны возместить ущерб пострадавшим в случае, если эксперты установят, что причиной ДТП явилось плохое состояние дороги.

В случае, если ДТП имело место из-за нарушения одним или несколькими участниками происшествия правил дорожного движения, экспертиза призвана установить виновность или степень вины каждого из участников аварии, а также оценить реальную возможность предотвратить ДТП со стороны его участников.
Качество и объективность экспертной оценки очень важны, поскольку виновник аварии, в случае наличия пострадавших или нанесении материального ущерба, должен будет возместить ущерб и даже может быть привлечен к уголовной ответственности за тяжкие последствия ДТП.

Объекты экспертного исследования ДТП

Исходными данными для проведения дорожно-транспортной экспертизы служат результаты осмотра места происшествия и автомобилей, а также результаты опроса участников и очевидцев данного происшествия.

Объектом изучения экспертов выступают:

  • анализ обстановки на месте ДТП. Исследуются состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины, участков, расположенных в непосредственной близости от дороги;
  • определение параметров движения автомобилей и других участников ДТП во всех временных фазах аварии. Эксперты, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна ГСМ и т. п.), определяет, с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили;
  • исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной или выступать одной из причин возникновения аварии;
  • анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке – проверяется наличие дорожной разметки, светофоров, специальных указателей, знаков и т. п.

В некоторых случаях экспертам при установлении причин ДТП приходится использовать аналитические методы, содержащие технические расчеты, учитывающие динамические параметры автомобилей, участвовавших в ДТП, в том числе – их тормозную динамику.

Пример экспертного анализа ДТП

Рассмотрим в качестве примера дорожно-транспортное происшествие, результатом которого был наезд автомобиля на пешехода (рис. 1). Автомобиль А двигался на расстоянии Sп от тротуара, на краю которого находился пешеход П (положение I на рисунке).
Когда между автомобилем и пешеходом было расстояние S , пешеход начал движение по проезжей части перпендикулярно направлению движеня автомобиля. На рисунке 1 положение автомобиля и пешехода, соответствующее этому моменту отмечено цифрой II .
Водитель затормозил, однако избежать наезда не смог.
Автомобиль, ударив пешехода (положение III ), переместился еще на некоторое расстояние и остановился (положение IV ).

На месте происшествия фиксируют длину Sю следа юза шин по дороге, перемещение Sн автомобиля после его наезда на пешехода, а также путь, пройденный пешеходом по проезжей части до наезда.

Проведя следственный эксперимент, замеряют деселерометром максимальное (установившееся) замедление jуст или с помощью переносных приборов коэффициент сцепления φx в зоне происшествия.
На основании опроса свидетелей и других данных устанавливают примерное значение скорости vп , с которой перемещался пешеход перед наездом.
Остальные данные, необходимые для расчета, обычно определяют по таблицам, составленным в результате экспериментов.
Если максимальное значение замедления jуст экспериментально установить не представляется возможным, то его вычисляют по формуле:

либо вычисляют длину пути при установившемся замедлении:

где Кэ – коэффициент эффективности торможения, учитывающий степень использования теоретически возможной эффективности тормозной системы. Для легковых автомобилей Кэ принимается в пределах от 1,1 до 1,2; для грузовых автомобилей и автобусов – от 1,4 до 1,6.

Последовательность анализа происшествия при его исследовании такова.

Исходя из формул, определяющих величину замедления jз :

и скорость автомобиля в конце торможения:

определяют начальную скорость автомобиля перед торможением:

Пренебрегая последним слагаемым подкоренного выражения вследстие его малой величины, можно определить начальную скорость автомобиля по упрощенной формуле:

Затем определяют скорость автомобиля в момент его наезда на пешехода:

Зная скорости v и vн , можно определить время движения автомобиля с того момента, когда водитель начал реагировать на пешехода, до момента наезда на него:

Шириной полосы движения пешехода чаще всего пренебрегают, т. е. изображают его в виде точки. Скорость пешехода считают постоянной.
Тогда время движения пешехода по проезжей части до момента наезда определится по формуле:

Условие своевременности торможения автомобиля можно записать следующим образом:

Если это условие не выполнено и время tн меньше времени tп , то водитель действовал с опозданием и автомобиль успел переместиться из положения I в положение II .

Чтобы установить, мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не произошло запаздывание, определяют продолжительность запаздывания:

За это время автомобиль, двигаясь с начальной скоростью v , переместится на расстояние

Согласно рисунку 1 расстояние S между передней частью автомобиля и пешеходом в момент начала движения последнего по проезжей части будет равен:

где Sо – остановочный путь автомобиля.

Если в результате расчетов получится, что расстояние S больше остановочного пути Sо , то водитель мог, применив экстренное торможение, остановить автомобиль до линии следования пешехода.
При S ≤ Sо водитель не имел возможности предотвратить наезд путем торможения, так как пешеход начал движение на слишком малом расстоянии перед автомобилем или двигался с большой скоростью.

Дорожно транспортная экспертиза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Дорожно транспортная экспертиза». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Случается также, что причиной аварии является неверная организация дорожного движения, неправильное размещение дорожных знаков, неисправность светофорного объекта, отсутствие или неразличимость дорожных знаков и разметки, неудовлетворительное состояние дорожного полотна и ряд других, не зависящих от водителя обстоятельств.

Выводы экспертов беспристрастно очертят обстановку сложившуюся при ДТП, на основании полнейшей реконструкции картины аварии за мельчайшими фактами и деталями.
Вы получите консультации и правовое сопровождение специалистов, признанных в области экспертно-оценочных услуг и несущих ответственность за конечный результат, удовлетворяющий клиента.

Экспертиза дорожно-транспортного происшествия

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки.

При проведении того или иного вида дорожно-транспортной экспертизы специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» ставят перед собой определенные задачи, связанные со спецификой конкретного вида экспертного исследования.

В состав комиссии входят несколько экспертов в области безопасности дорожного движения. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами.

Именно всесторонний анализ как транспортного средства, участка дороги, на котором произошёл инцидент, поведения водителя в аварийной ситуации, так и причинно-следственных связей, проводимых экспертами НП «Федерация Судебных Экспертов», позволяет в полной мере воссоздать конкретную ситуацию и выявить её виновников.

Необходимость дорожно-транспортной экспертизы и ее преимущества.

Значимость в определении экспертом указанных характеристик дороги обусловлена назначением по делу независимых автоэкспертиз.

В связи с увеличением количества аварийных ситуаций на дорогах и автомагистралях, в последнее время всё большую популярность приобретает такой вид услуги, как дорожно-транспортная экспертиза. Она служит гарантом спокойствия водителя, попавшего в неблагоприятную ситуацию, при рассмотрении такого дела в суде, так как очень трудно доказать свою непричастность к происшествию.

Экспертиза дорожных условий призвана оценить состояние того участка дороги, на котором произошла авария.

В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в судебно-следственные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются по причине элементарной безграмотности участников судебного процесса.

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.
Читайте также:  Муж превратился в алкоголика и не дает развестись: что делать

Экспертиза дорожных условий производится по заявлению физического или юридического суда, а также по постановлению судебного органа. Перед проведением исследования его инициатор заключает с экспертным центром договор на проведение экспертизы дорожных условий.

Зачастую дорожные происшествия происходят не по вине водителей, а из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна или неправильной организации дорожного движения на данном участке трассы.

Установление уровня информационной безопасности на дороге, с точки зрения ее оборудования дорожными знаками, светофорными объектами, дорожной разметкой.

Дорожно-транспортная экспертиза, проведённая с учётом всех норм и правил действующего законодательства, увеличивает шансы заказчика на положительный результат разрешения его дела в судебном порядке.

Заканчивая, хочется отметить, что увеличение востребованности дорожно-транспортной экспертизы связано с множеством факторов: состоянием дорог, не качественностью агрегатов автомобилей, усилением потоков автотранспортных средств и т.д. Все это приводит к необходимости развития в нашей стране института экспертных исследований надлежащего уровня.

Ныне она имеет свой уникальный номер -13.3. и научно обоснованное наименование — Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

Заканчивая, хочется отметить, что увеличение востребованности дорожно-транспортной экспертизы связано с множеством факторов: состоянием дорог, не качественностью агрегатов автомобилей, усилением потоков автотранспортных средств и т.д. Все это приводит к необходимости развития в нашей стране института экспертных исследований надлежащего уровня.

Однако большинство юристов, судей и адвокатов все же продолжает назначать автотехническую экспертизу, не уточняя точный вид экспертного исследования, что усугубляет и затягивает судебный процесс.

При назначении для производства экспертизы двух и более экспертов, состоящих в различных экспертных учреждениях, в определении о назначении экспертизы указывается, на какое учреждение возлагается обязанность организации деятельности комиссии экспертов и в какое экспертное учреждение направляются исходные материалы.

Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. При повторной экспертизе в состав комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизе.

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет.

Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.

Рассказываем о том, в каких случаях необходимо проведение дорожно-транспортной экспертизы, сформулируем перечень типовых вопросов, которые рекомендуется использовать потерпевшим в их ходатайствах о назначении экспертизы.

6. ОЦЕНКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА СЛЕДОВАТЕЛЕМ

Дорожно-транспортная экспертиза является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Анализируя материалы дела, и обладая специальными познаниями, эксперт имеет возможность выявить дополнительные обстоятельства, которые благоприятствовали созданию аварийной обстановки. Это могут быть недостаточные мероприятия по организации безопасности участникам дорожного движения, расположение или отсутствие необходимых регулирующих знаков и дорожной разметки, общая благоустроенность дороги.

После заключения договора, эксперт приступает к производству экспертизы дорожных условий. При этом специалист использует все имеющиеся в его распоряжении методики.

При проведении того или иного вида дорожно-транспортной экспертизы специалисты Центра НП «Федерация Судебных Экспертов» ставят перед собой определенные задачи, связанные со спецификой конкретного вида экспертного исследования.

Учет этой многокомпонентной структуры порой очень сложная задача. По этой причине выполнение и решение ее необходимо возлагать на плечи профессиональных экспертов .В процессе исследования требуется установить разнообразные факторы и определить их влияние. Многокомпонентность таких экспертиз часто подразумевает необходимость комплексных исследований.

Основные задачи и цели, которые ставятся перед судебной автодорожной (дорожно-транспортной) экспертизой.

Случаются такие ситуации, когда действия водителей не были основной причиной аварии. И именно в таких случаях необходима дорожно-транспортная экспертиза.

Мы располагаем квалифицированными специалистами, которые дадут исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы.

Консультация автоюриста онлайн и по

Многолетний опыт проведения множества разнообразных экспертиз, выдвинув нашу организацию на лидирующие позиции, позволив утверждать, что главными нашими плюсами являются оперативность, качество и забота о нуждах клиентов. Мы так же с удовольствием проведем все необходимые консультации, которые помогут вам лучше разобраться в структуре и принципах экспертных исследований, проводимых по вашему заказу.

Объект экспертизы К объекту исследования обстоятельств случившегося дорожно-транспортного происшествия относятся всевозможные данные из материалов инициированного уголовного дела. При этом они не должны содержать никакой правовой оценки.

Дорожные условия – это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону: +7() 127-09-35, +7 (916) 435-72-27 Консультация специалиста в офисе рядом с м.

Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.

Например, при осмотре места происшествия выявлено загрязнение дорожного покрытия проезжей части дороги от разлива моторного масла, которое могло явиться причиной потери управляемости автомобиля и его опрокидывания.

8. РАССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ДТП ПО СВЯЗИ

В юридической практике дорожно-транспортная экспертиза стала фигурировать после принятия соответствующего приказа Минюста № 114 от 14.05.2003г. Ныне она имеет свой уникальный номер -13.3. и научно обоснованное наименование — Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

Основной целью автотехнической экспертизы является восстановление картины ДТП, уточнение всех его обстоятельств и установление объективных причин происшествия.
Ведь аварии случаются не всегда при однозначных обстоятельствах по бесспорной вине водителя или полагаемого виновника ДТП.

Дорожно-транспортная экспертиза

Стоимость услуги: от 15 000 руб

Стоимость услуг является приблизительной, может быть уменьшена или увеличена в зависимости от обстоятельств дела. Более подробную информацию Вы можете узнать по телефону: 8() 128-05-11

Заказать услугу Если у Вас возникли какие-либо вопросы
или Вы хотите заказать профессиональную
оценку у специалистов нашей компании
просто позвоните по телефону:
8() 128-05-11

Когда причиной дорожно-транспортного происшествия становятся опасные дорожные условия и возникает не

Когда причиной дорожно-транспортного происшествия становятся опасные дорожные условия и возникает не

Когда причиной дорожно-транспортного происшествия становятся опасные дорожные условия и возникает необходимость установить организацию или лиц, ответственных за это, необходимо провести дорожно-транспортную экспертизу. Целью такой экспертизы является определение места и исследование всех причин ДТП, определение состояния дорожного полотна, обочин, проезжей части и т.д.

Выделяют следующие разновидности повреждения дороги:

  • нарушение целостности дорожного покрытия: колея, выбоины, ямы и трещины;
  • наличие уклонов и закруглений в продольном и поперечном направлении;
  • деформация дороги: неровности из-за проведения ремонтных работ, просадка и прочее;
  • наличие на покрытие льда или снега, загрязнений или посторонних предметов;

Кроме того, причинами ДТП, которые исследует дорожно-транспортная экспертиза, могут быть:

  • отсутствие необходимых дорожных знаков или они не правильно расположены, наличие дорожной разметки;
  • плохое обустройство обочин или отсутствие ограждений;
  • неверная организация движения транспортных средств на участке, где произошло ДТП;
  • ограничение обзора с места водителя или плохая видимость и прочее;

Эксперт определяет:

  1. мог ли водитель предпринять какие-либо действия и предотвратить аварию;
  2. траекторию и скорость движения транспортных средств, участвующих в ДТП;
  3. изучает следы торможения автомобилей и т.д.;

В зависимости от причин дорожно-транспортного происшествия и того, на ком лежали обязанности по обслуживанию дорожного полотна конкретного участка автомобильной дороги, ответственность несут ГИБДД, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Проведение дорожной – транспортной экспертизы необходимо во всех случаях, когда причинами ДТП является плохое качество дорожного покрытия или несоответствие обустройства придорожной территории. Если вам необходима помощь квалифицированного эксперта, Вы можете начать с получения бесплатной консультации специалиста консалтинговой группы «Альфа».

Услуги консалтинговой группы «Альфа» в области проведения дорожно-транспортных экспертиз

Наша компания предоставляет услуги по проведению различных автотехнических и криминалистических экспертиз. Эксперты компании «Альфа» проводят экспертизу, применяя современные методы и технологии. Опыт и профессионализм наших сотрудников позволяет качественно и в короткие сроки выполнять поставленные задачи. Процедура экспертизы проводится в соответствии с требованиями законодательства РФ. Мы предоставляем следующие услуги при проведении дорожно-транспортной экспертизы:

  • изучение и анализ материалов ДТП;
  • осмотр и исследование транспортного средства представленного на экспертизу;
  • фото и видеосъемка ТС;
  • определение размера ущерба;
  • представительство в суде;
  • определение скрытых дефектов;
  • обобщение информации и составление заключения.

Сотрудники компании «Альфа» проведут любые независимые экспертизы – как досудебные, так и судебные. Заключение, составленное нашими экспертами, имеет юридическую силу и может быть использовано как доказательство в суде или другой инстанции.

В случае, когда экспертное заключение было выдано иными лицами или организациями, но выводы, в нем содержащиеся, кажутся вам сомнительными, наши эксперты проведут необходимый анализ и составят рецензию, в которой укажут все факты, свидетельствующие о возможной фальсификации и нарушении инструкций при проведении исследований.

Читайте также:  Где найти образец частной жалобы?

Наши преимущества:

  • оптимальные решения поставленных перед экспертами задач;
  • тщательный анализ каждой ситуации;
  • квалифицированная информационная и правовая поддержка;
  • широкий перечень услуг в области проведения экспертиз;
  • клиентоориентированный подход;
  • экономия времени наших клиентов;
  • конфиденциальность;
  • разумные цены.

Мы работаем до достижения необходимого результата всеми законными и наиболее эффективными способами. Профессионализм экспертов консалтинговой группы «Альфа» снижает вероятность развития конфликтных ситуаций с прочими участниками правоотношений и органами государственной власти. В своей деятельности по проведению экспертизы мы руководствуемся принципами независимости и объективности.

Наша компетентность – гарантия вашей защиты и успеха!

Сложности дорожно-транспортной экспертизы

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия – законодательно установленное наименование группы исследований, известных в народе как дорожно-транспортная экспертиза. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Специфика процедуры

Объектом дорожно-транспортного исследования является дорога и близлежащая территория, на которой произошла авария, наезд, поломка транспортного средства.

Целью экспертизы является идентификация ДТП, выявление факторов, приведших к нему, а также:

выяснение соответствия характеристик дорожного полотна и оснащения его дорожными знаками;

выявление корректность дорожной разметки;

расчет имеющейся обзорности и сопоставление ее с нормативными актами;

изучение организации движения на момент происшествия;

определение возможности предотвращения аварии ее участниками.

Помимо этого исследования, применяют другие виды автодорожного исследования, тем самым полностью раскрывая картину происшествия.


Разрешаемые вопросы

В зависимости от возникшей ситуации, эксперту адресуют перечень вопросов:

Была ли достаточная обзорность на месте происшествия для всех участников?

Корректно ли расставлены дорожные знаки, соблюдено ли расстояние от предупреждающего знака до объекта, указанного на нем?

На сколько испорчено дорожное полотно?

Имеются ли выбоины, колейность на дороге? Каковы их параметры?

Возможно ли изменение траектории движения одного из водителей при попадании в выбоину или яму?

Могли ли ограждающие приспособления повлиять на ход ДТП (предотвратить его при правильных действиях водителя или, наоборот, привести к столкновению с авто)?

Как правильно должно быть обустроено дорожное полотно и прилегающая местность?

Присутствует ли и корректна ли разметка дороги?

Имеются ли светофоры на участке, осуществлена ли видимость их для всех участников дорожного движения?

Были ли проведены меры по ликвидации деятельности погодных условий и других авто (убран ли снег, очищен ли участок от жидкостей)?

Что послужило причиной аварии (исключены ли дорожные условия)?

Соблюдены ли были правила дорожного движения водителями и пешеходами (выясняется при результатах трасологической экспертизы и показаний свидетелей)?

Могло ли состояние дороги привести к заносу?

Послужила ли выбоина, яма поломке ТС и его элементов?

Как именно необходимо было действовать пешеходам и водителю для предотвращения ДТП?

Послужили ли дефекты асфальта, гравийной дороги причиной поломки авто?

Имели ли право грузовые, сельскохозяйственные машины и дополнительное оборудование передвигаться по данному участку?

Имеются ли на дороге уклоны, незафиксированные дорожными знаками?

Возможны и другие вопросы, в зависимости от специфики ситуации.

Виды процедуры

Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.

Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.

Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.

ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.

Кто проводит экспертизу?

Человек, отвечающий за исследование участка, на котором произошло происшествие должен иметь помимо специализации «судебный эксперт» дополнительное высшее образование на автомобильно-дорожном факультете по направлению «Организация и безопасность движения».

Руководитель экспертизы должен иметь практические знания и квалификацию инженера по организации дорожного движения.

Этапы исследования

В случае разбирательств нюансов ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД, назначается судебная дорожно-транспортная экспертиза, для этого составляют ходатайство, или суд выносит постановление.

Если необходима только частная экспертиза, составляют заявку.

В документе, независимо от его назначения, кроме сведений заявителя (участников ДТП), указывают следующее:

Проблему (произошедшая авария, наезд);

Задачи к исследованию;

Если предполагается судебное исследование, сотрудники ГИБДД, суд передают для изучения материалы дела. Если проводится независимое мероприятие, требуется предоставить:

Справку о совершенном наезде, аварии (выдает автоинспектор на месте ДТП);

Сведения об авто (техническая документация);

Водительское удостоверение заявителя;

Протоколы проведенных опросов свидетелей, участников аварии;

Заключения других экспертиз, если они имеются.

Для инициации процедуры в частной организации необходимо составить договор. В нем указывают начало процедуры, сроки и стоимость работ. Критерии оговариваются в индивидуальном порядке и зависят от сложности процедуры, объема материалов.

Эксперт получает доступ к месту происшествия, ТС, вправе проводить опросы участвующих лиц, запрашивать дополнительную документацию.

Этапы исследования такие:

Изучение документов, проверка их корректного заполнения.

Анализ полученных сведений от свидетелей и водителя.

Осмотр участка происшествия.

Сопоставление полученных данных.

Заключение или отчет эксперта – полноценный документ, имеющий юридическую силу, поэтому важно его правильность заполнения.

Он должен иметь:

Список, предоставленных документов и материалов;

Описание проблемы со слов заказчика;

Вопросы, поставленные перед экспертом;

Начало и место проведения мероприятия;

Акты и протоколы исследования;

Вывод и ответы на вопросы;

Рекомендации по дальнейшим действиям;

Подпись и печать организатора исследования.

Отчет нумеруют и прошивают. Используют его в суде, страховой компании и других инстанциях.

Срок действия заключения о дорожно-транспортной экспертизе не ограничен законодательно. Но при результативном оспаривании информации, зафиксированной в отчете, его аннулируют.

Дорожно-транспортная экспертиза

Рассказываем о том, в каких случаях необходимо проведение дорожно-транспортной экспертизы, сформулируем перечень типовых вопросов, которые рекомендуется использовать потерпевшим в их ходатайствах о назначении экспертизы.

Для установления виновного лица, ответственного за дорожно-транспортное происшествие, причиной которого явились опасные дорожные условия, назначается дорожно-транспортная экспертиза.

Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшего не остается и минимальных шансов на возмещение причиненного ему вреда.

Термин «дорожно-транспортная экспертиза» имеет несколько синонимов.

Тождественными, по сути, являются такие понятия как «дорожная экспертиза», «экспертиза состояния дороги», «экспертиза дорожных условий» и т.д.

Наиболее удачной, по нашему мнению, с точки зрения, исследуемых на сайте «ДТП и автострахование» проблем является предложенная формулировка.

Вопросы дорожных условий нами рассматриваются в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Дорожно-транспортная экспертиза является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Экспертизой устанавливаются причины и условия, способствующие дорожной аварии.

Задачи дорожно-транспортной экспертизы

Дорожная экспертиза решает множество задач, рассмотрим некоторые из них.

Экспертное исследование обстановки на месте происшествия.

Эксперт, по представленным в его распоряжение материалам и результатам непосредственного осмотра места дорожной аварии, анализирует состояние дорожного покрытия проезжей части дороги, обочин, а также участков, расположенных за пределами дорожного полотна.

Определение величин коэффициентов и параметров, относящихся к движению транспортного средства.

Эксперт рассчитывает коэффициенты сопротивления качению, сцепления колес с поверхностью дороги, определяет величину замедления при торможении на участке места происшествия.

Например, при осмотре места происшествия выявлено загрязнение дорожного покрытия проезжей части дороги от разлива моторного масла, которое могло явиться причиной потери управляемости автомобиля и его опрокидывания. Для ответа на ключевой вопрос о наличии у водителя технической возможности избежать опрокидывания, необходимо определить коэффициент сцепления колес автомобиля при его движении по загрязненной поверхности дороги.

Определение наличия на дороге уклонов и закруглений и их величин.

Не всегда при визуальном осмотре места происшествия имеется возможность определить геометрию проезжей части дороги и ее величину.

Значимость в определении экспертом указанных характеристик дороги обусловлена назначением по делу независимых автоэкспертиз.

Часто вопросы, решаемые дорожно-транспортной экспертизой, входят в предмет комплексных транспортно-трасологических экспертиз, определяющих механизм ДТП и действия его участников.

Статьи в помощь:

Установление уровня информационной безопасности на дороге, с точки зрения ее оборудования дорожными знаками, светофорными объектами, дорожной разметкой.

Обустройство дороги средствами регулирования движения и предупреждения об опасности, напрямую влияет на ее эксплуатационные качества и безопасность.

В компетенцию эксперта входит разрешение различных вопросов направленных на установление причинно-следственной связи при ДТП.

Например, могло ли способствовать совершению ДТП отсутствие соответствующих информационных знаков на участке дороги в месте проведения работ?

Таким образом, основной целью дорожно-транспортной экспертизы является определение влияния дорожных условий на механизм автодорожного происшествия в условиях обстановки места происшествия.

Когда проводится дорожно-транспортная экспертиза

Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.

Статьи в помощь:

Дефекты дороги включают в себя следующие элементы.

Колейность дорожного покрытия, то есть деформация поперечного профиля относительно полос наката.

Выбоины в виде глубинных разрушений с выраженными краями общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

Выкрашивание дорожного покрытия общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

Сдвиги на покрытии, образованные, перемещением содержащего битум слоя.

Проломы дороги – прорези покрытия по полосам наката.

Гребенка в виде чередующихся поверхностных углублений и выступов дорожного покрытия.

Просадки в виде впадин с пологими склонами, искажающими профиль дороги.

Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.

Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.

Читайте также:  Допуск к работе сотрудника без разрешения работодателя

При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.

Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.

Вопросы для дорожно–транспортной экспертизы

Разрешаемые автодорожной экспертизой вопросы, относящиеся к техническому состоянию дороги, дорожного обустройства и внешних условий на участке ДТП, в зависимости от конкретной ситуации могут формулироваться следующим образом.

Какой является обстановка на месте ДТП: дорожное покрытие проезжей части, обочины, прилегающая к дороге территория?

Возможно ли экспертным путем определить основные параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия?

Какова величина уклона дороги в продольном и поперечном направлениях?

Какова видимость и обзорность дороги с места водителя в условиях дорожной обстановки, в момент ДТП с учетом ограничивающих видимость объектов при указанном росте водителя и других его индивидуальных особенностей?

Располагал ли водитель автомобиля Антонов Дмитрий Сергеевич технической возможностью предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги и других особенностей?

Имелись ли обстоятельства, связанные с состоянием дорожной и обустройством дороги, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?

Какими нормативно-техническими актами регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги, расположенного на 104 километре + 350 метров трассы М – 4, нарисованного в схеме дорожно-транспортного происшествия?

К какому из видов дефектов автомобильной дороги относится яма, обозначенная в схеме места происшествия под номером 1.3, допускается ли этот дефект нормативно-техническая документация?

Является ли дефект автомобильной дороги, обозначенный под номером 1.3 на схеме места происшествия, несоответствующим нормативно-технической документации, и находится ли такое несоответствие в причинно-следственной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия от 13.12.2014 года на 104 километре + 350 метров трассы М – 4 с технической точки зрения?

Требованиями каких нормативно-технических документов, определены действия должностных лиц (организаций) ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4?

Соответствуют ли действия должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4, участок 104 километр + 350 метров, требованиям нормативно-технических документов, регламентирующих их деятельность?

Уважаемые читатели, нами рассмотрена еще одна важная и достаточно сложная тема из раздела «ДТП по вине дорожных служб».

Надеемся на то, что полученная информация о дорожно-транспортной экспертизе будет вам полезна.

Дорожно-транспортная экспертиза

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, и где пострадали пешеходы, водитель и (или) пассажиры служит экспертиза дорожно-транспортных происшествий, которую в тех или иных условиях обыватели именуют то дорожной экспертизой, то дорожно-транспортной, или даже автодорожной экспертизой.

Примечательно и то, что ни одно из вышеуказанных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием, но об этом чуть позже. Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) происшествий до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Во первых, до принятия приказа Минюста № 114 от 14.05.2003г. «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная экспертиза или дорожная экспертиза) по исследованию дорожных условий, знаков, разметки, и прочих элементов дорожных происшествий как отдельный вид судебных экспертиз вообще не была определена ни в одном из приказов Минюста РФ.

Лишь только после издания вышеуказанного Приказа № 114 автодорожная независимая экспертиза (дорожно-транспортная экспертиза или дорожная экспертиза) приобрела свой уникальный номер -13.3., только в данном приказе экспертизе было установлено точное и научно обоснованное наименование — «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия».

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство практикующих юристов, адвокатов, судей и следователей все также продолжает назначать в суде (или на следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.

Автодорожная экспертиза

В результате столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где требуется познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков и полотна дороги).

В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в судебно-следственные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются по причине элементарной безграмотности участников судебного процесса.

На сегодняшний день, т.е. уже по прошествии более чем семи лет, с даты возникновения и нормативного закрепления экспертной специальности 13.3. «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия», нам очень бы хотелось увидеть у уважаемых юристов самый минимальный набор прикладных знаний о действующей и нормативно-закрепленной классификации судебно-экспертных специальностей, о которой мы указали выше.

Задачи

Цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

  • исследование (экспертиза) обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;
  • исследование (экспертиза) состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;
  • исследование (экспертиза) дорожных обустройств и внешних условий;
  • исследование (экспертиза) условий видимости и обзорности с места водителя и т.д.;
  • исследование (экспертиза) возможности (невозможности) восприятия водителем дорожной ситуации;
  • исследование (экспертиза) возможности (невозможности) выполнения водителем действий для избегания ДТП;
  • исследование (экспертиза) технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги связанных с особенностями дороги и окружающей среды;
  • исследование (экспертиза) значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещению автомобиля и других объектов по поверхности автомобильной дороги;
  • исследование (экспертиза) по выявлению недостатков в организации движения на участке ДТП;
  • исследование (экспертиза) по выявлению обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали (или могли способствовать) возникновению ДТП: не благоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, их неправильное расположение и другие отрицательные особенности дорожной обстановки.

Вопросы

Вопросы, на судебную дорожно-транспортную (автодорожную / дорожную) экспертизу:

  • Определить, соответствует ли представленный на экспертизу участок дороги (на котором произошло ДТП) действующим нормативом обустройства дорог (дорожного полотна)?
  • Если участок дороги (на котором произошло ДТП) не соответствует определенным нормативам, то указать, каким образом он должен быть обустроен?
  • Определить, какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению ДТП (отсутствие дорожных знаков, разметки, светофоров, их неправильное расположение, выбоины и неровности на дороге и т.д.)?
  • Определить, какие правила в области безопасности дорожного движения должен был соблюдать водитель автомобиля в заданной дорожной ситуации (например, в момент обнаружения опасности)?
  • Определить, каковы условия видимости и обзора с места водителя с учетом представленных сведений об актуальной дорожной обстановке?
  • В условиях в заданной дорожной ситуации определить, имел ли водитель автомобиля техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения для предотвращения ДТП?
  • Определить, имелась ли у водителя автомобиля техническая возможность избежать ДТП с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей дорожного полотна?
  • Определить, какие действия должен был совершить водитель транспортного средства для предотвращения ДТП?
  • Определить, соответствует ли выбоина (разрытие, яма, колодец) на дороге существующим дорожно-строительным нормативам, если не соответствует, указать каким именно?
  • Определить, способствовала ли выбоина (разрытие) имеющаяся на месте ДТП на возникновению ДТП?
  • Определить время образования дефекта дороги, время фактического обнаружения дефекта дороги и возможность его устранения.
  • Определить, усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
  • Определить, какими нормативами должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию дороги, для обеспечения безопасности движения на данном участке?
  • Соответствовали ли их действия этим требованиям?
  • В условиях ухода автомобиля в кювет (колодец, яму, канаву и т.д.) определить, соответствует ли действующим нормативам состояние участка дороги, прилегающего к дороге?
  • Определить, имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  • Определить, способствовало ли возникновению ДТП факт отсутствия на участке дороги определенных дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров, либо их неправильное, ненормативное расположение?

Примечание: Вышеуказанный перечень вопросов на автодорожную экспертизу (дорожно-транспортную или дорожную экспертизу) условный. Просим относиться к нему творчески, уточняя вопрос в зависимости от актуальной дорожно-транспортной ситуации. Все возможные вопросы рекомендуем согласовывать с нашими экспертами по телефонам, указанным на сайте.

Материалы

Перечень материалов, требуемых для проведения автодорожной (дорожно-транспортной) экспертизы

Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять все материалы гражданского, административного, гражданского или уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу, назначающему дорожную экспертизу, следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение всего комплекса информации о ДТП. Соответственно ни один протокол допроса, ни один акт и ни одна фотография по факту ДТП лишней не будет.

Кстати, в ситуациях, где одним из важных фактором ДТП являются погодные условия обязательным документов станет справка о погодных условиях из регионального Гидрометцентра в момент дорожно-транспортного происшествия (ДТП).Дорожные условия – это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию