Отказ от органов самоуправления в перепланировке

Юридические услуги в Курске — Юрист Умеренков О.Н.

Юрист Умеренков Олег Николаевич

Обжаловать отказ согласования перепланировки помещения

ВОПРОС: Были поданы документы на перепланировку квартиры. Однако было принято решение об отказе в согласовании перепланировки. Как обжаловать отказ в согласовании перепланировки?

ОТВЕТ: В силу ч.3 ст.27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Данная норма Жилищного кодекса РФ предусматривает, что отказ согласования переустройства или перепланировки помещения в многоквартирном доме может быть обжалован в суде.

Обжалование отказа в согласовании перепланировки происходит в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (ст.ст.218-228 КАС РФ).
Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из данного положения, срок для обжалования решения составляет три месяца. Однако этот срок исчисляется не с момента, когда был отказ в согласовании перепланировки, а с момента, когда заявителю стало об этом известно. Например, решение должно быть выдано заявителю лично или направлено ему по почте не позднее трех дней с момента его принятия. Следовательно, о принятом решении заявитель должен узнать либо в день обращения за решением, либо в день получения его по почте. Именно с этого момента и следует исчислять срок на обжалование отказа согласования переустройства или перепланировки помещения. Кроме того, пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст.220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами – о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Из приведенной части статьи 220 КАС РФ необходимо выделить положения, указанные в пунктах 6 и 7. Так, в административном исковом заявлении должны быть указаны права или законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушает обжалуемое решение об отказе в согласовании перепланировки. Применительно к случаю, когда был отказ согласования переустройства или перепланировки помещения, нарушаются: право на осуществление перепланировки и право пользования помещением по своему усмотрению.
Также в заявлении должно быть указано, каким нормативным правовым актам не соответствует обжалуемое решение. Поскольку отказ в согласовании перепланировки допускается только по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, то необходимо указать, какому из пунктов части 1 статьи 27 ЖК РФ не соответствует решение.

Как следует из статьи 226 КАС РФ, административное исковое заявление рассматриваются судом в течение одного месяца.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения об отказе в согласовании перепланировки суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения;
б) порядок принятия оспариваемого решения;
в) основания для принятия оспариваемого решения;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из перечисленных положений, решение об отказе в согласовании перепланировки может быть отменено судом при наличии одновременно двух условий: нарушение прав заявителя и несоответствие решения Жилищному кодексу РФ.
В частности, если был отказ в согласовании перепланировки, то нарушается право пользования помещением по своему усмотрению, а именно право на осуществление перепланировки помещения.
Решение признается несоответствующим нормативно правовым актам, если заявителю было отказано по основаниям, которые не предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Так, согласно ч.1 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Если заявителю отказано не по перечисленным основаниям, то в этом случае суд отменяет решение об отказе в согласовании перепланировки.

Таким образом, отказ в согласовании перепланировки может быть обжалован в суд, если при этом нарушены права заявителя, и решение об отказе принято не по тем основаниям, которые указаны в Жилищном кодексе РФ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА ПО ЖИЛИЩНОМУ ПРАВУ:

Отказ в перепланировке

Одним из основных этапов согласования перепланировки в жилом или нежилом помещении является сдача документов на рассмотрение в жилищную инспекцию. Если в вашем районе действует многофункциональный центр госуслуг МФЦ, (теперь он называется “Мои документы”) то бумаги сдаются туда, а уже сотрудники МФЦ передают их в отделение жилищной инспекции округа.

После того, как комплект документов проверен сотрудником службы “одного окна” МФЦ или МЖИ, мы получаем на руки выписку о приеме документов и экземпляр заполненного заявления со штампом жилищной инспекции, в котором прописаны три основные позиции:

  1. Дата сдачи документов на рассмотрение.
  2. Номер дела.
  3. Дата получения разрешения на перепланировку.

Заявление на перепланировку, фото:

Казалось бы, осталась формальность – заехать в указанный срок и получить на руки экземпляр разрешения, ведь для этого есть все основания:

  • вы проконсультировались в МЖИ
  • специалисты разработали для вас проектную документацию
  • ​вы собрали все документы
  • сотрудник службы ” одного окна” проверил на месте правильность оформления и наличие всех необходимых документов (в случае, если чего-то не хватает, или имеются ошибки, заявление и остальной пакет документов просто не примут”

Отказ в согласовании

Однако по истечении установленного срока рассмотрения документов на перепланировку (от 20 до 35 рабочих дней) все равно может быть получен отказ от Жилинспекции в перепланировке квартиры. Причем отрицательный результат бывает примерно в 15% случаев от общего количества дел, сданных в жилищные инспекции на рассмотрение, а в последнее время (вторая половина 16 года) по нашему ощущению количество оказов еще даже возросло.

Отказ в согласовании перепланировки жилого помещения, нежилого помещения или квартиры – явление, к сожалению, частое и может испугать неискушенного “согласователя”.

Как не попасть в эти 15%? Для этого необходимо досконально знать законодательство в сфере проектирования, а также практические нюансы в сфере разработки проектной документации по перепланировкам.
Дело в том, что жилищное законодательство часто предполагает формулировки, которые могут трактоваться весьма широко.

Кто может получить отказ от Жилинспекции в перепланировке квартиры?

Отказы (по разным причинам) в перепланировке квартиры бывают как у тех, кто согласует перепланировку сам, так и у фирм-посредников, но у вторых, конечно, это случается реже. В целом, отказ в предоставлении государственной услуги (в перепланировке квартиры) не представляет из себя ничего страшного.

У нас на такое известие выработан иммунитет, поскольку мы не берем в работу заведомо несогласуемые перепланировки. Если мы получаем отказ, то, скорее всего, дело в какой-либо формальности, и нашему клиенту, в худшем случае, грозит увеличение сроков на месяц и в перепланировке квартиры (успешно согласованной) можно не сомневаться.

Однако это относится лишь к опытным и ответственным согласователям, которые четко понимают, какой объект берут в работу и изначально представляют путь согласования по данному варианту перепланировки.

Наша компания отличается минимальным количеством отказов благодаря тому, что сотрудники фирмы имеют огромный опыт в согласовании перепланировки проектов, кроме того у нас работают опытные инженеры-проектировщики, которые специализируются только на проектах перепланировок .

Почему может быть получен отказ от Жилинспекции в перепланировке квартиры?

Исчерпывающий перечень причин дан в приложении 2 к постановлению правительства Москвы № 508-ПП (выдержку из него вы можете прочитать в конце статьи), однако на практике их может быть значительно больше.

Самой распространенной является формулировка:
“несоответствие проекта требованиям нормативных правовых актов РФ и города Москвы” и далее идет (или не идет, и ошибку ищем сами) комментарий что именно не соответствует. Под эту формулировку можно “подогнать” все, что угодно: как простые формальности – и забытая подпись инженера на одном из 40 листов проекта, непроставленная печать, и “неподложенный” договор на авторский надзор, и разночтения на каких-то листах проекта, так и реальные нарушения действующих нормативов .

Что делать при получении отказа в перепланировке?

Сначала следует ознакомиться с формулировкой и четко понять позицию жилищной инспекции. Как правило причина отказа обозначается весьма недвусмысленно – как и условия для получения положительного заключения.

Поняв, что от вас хотят, можно действовать несколькими способами:

1. Выполнить, то, что требует жилищная инспекция – собрать заново комплект документов, приложить отказ и сдать на рассмотрение.
2. Записаться на прием к руководителю жилищной инспекции и постараться аргументировать свою позицию – так можно поступить, когда есть действительно сильные аргументы в вашу пользу.
3. Идти в суд. Обжалование отказа в судебном порядке при сложных ситуациях в перепланировке квартиры – как правило – последняя надежда, когда первые два варианта не принесли результатов.
В целом, обжалование отказа в перепланировке имеет немного шансов на успех.

Если вы получили отказ в согласовании перепланировки , будем рады вам помочь.
Мы можем проанализировать вашу перепланировку и дать свои рекомендации для получения положительного решения.

Ошибочные отказы в согласовании перепланировки в жилом или нежилом помещении

Бывает и такое, хотя в этом никто никогда не признается. Например, в документе стоит требование “предоставить согласование Мосгаза”, а вы это согласование прошли, получили справку Мосгаза, приложили к комплекту сданных документов, но по какой то причине ее “проглядели” при вынесении решения.

Читайте также:  Исправление перепутанных инициалов в решении суда

В данном случае на эту ошибку стоит указать и повторно сдать документы на рассмотрение. Как правило, при таких “ошибочных отказах”, повторное рассмотрение происходит быстрее .

Как же так получилось?

И конечно же, нас интересует ответ на главный вопрос. Как же так получилось? Ведь идет многоступенчатый контроль. Консультация, проектирование, сдача в “одно окно”, где ставят печать о принятии документов на рассмотрение, что по идее является подтверждением корректности сдаваемой документации.

В принципе, неверно составленные бумаги должны “завернуть” еще на этапе приема и отправить на доработку, а мы вдруг получили отказ (причем зачастую, по крайне малозначительному поводу), и потеряли месяц.
Увы, этот вопрос является риторическим , и мы на него не ответим .
Обычно идут маловразумительные объяснения и ссылка либо на низший состав “специалист службы одного окна МФЦ “проглядел”, либо на высший состав – на начальника жилищной инспекции (” руководителю виднее “) который подписал решение об отказе .

Образцы решений об отказе в согласовании перепланировки, фото:

Дополнительно:

​Основания для отказа контролирующей организацией в согласовании перепланировки квартиры
(Выдержка из постановления правительства Москвы № 508-ПП)

Отказ в предоставлении государственной услуги

2.25. Основаниями для отказа в согласовании перепланировки помещения в многоквартирном доме является:
2.25.1. Несоответствие Проекта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
2.25.2. Вступление в законную силу решения суда, ограничивающего право лица, владеющим жилым, нежилым помещением в многоквартирном доме на праве собственности, аренды, найма, пользования, на проведение переустройства и (или) перепланировки указанного помещения;
2.25.3. Заключение о недопустимости переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное Департаментом культурного наследия города Москвы;
2.25.4 Заключение проектной организации о техническом состоянии конструкций здания и о невозможности производства планируемых работ, в случае согласования переустройства и (или) перепланировки в соответствии с типовым проектом переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме.
2.26. Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме является исчерпывающим.
2.27. Основаниями для отказа в оформлении приемочной комиссией акта о произведенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме является:
2.27.1. Уведомление заявителем Мосжилинспекции о завершении производства работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме по истечении срока действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, установленного пунктом 3.3. настоящего регламента;
2.27.2. Несоответствие произведенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме проекту переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, представленному в соответствии с пунктом 2.10.5 настоящего регламента.
2.28. Перечень оснований для отказа в оформлении приемочной комиссией акта о произведенном переустройстве и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах является исчерпывающим.
2.29. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме или об отказе в оформлении приемочной комиссией акта о произведенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме подписывается уполномоченным должностным лицом Мосжилинспекции, в том числе, с использованием электронной цифровой подписи при его оформлении в электронном виде.

Суд признал незаконным отказ администрации в согласовании перепланировки

Химкинский городской суд Московской области обязал Администрацию г.о. Химки вынести решение о согласовании перепланировки и переустройства квартиры. Ранее администрация отказала в таком согласовании. Основания для признания отказа незаконным – в этой статье.

Покупатели квартир в новостройках оформляют право собственности на квартиру позже, чем получают квартиру по акту от застройщика. Я писал о причинах этого. Так как подать заявление о согласовании вправе только собственник квартиры, а въезжать и жить нужно уже сейчас, большинство перепланировок в новостройках делаются без разрешения.

Оформить самовольную перепланировку после регистрации права собственности можно двумя способами:

  • административным, подав заявление в орган местного самоуправления в том же порядке, как и для не сделанной перепланировки;
  • через суд.

Часто органы местного самоуправления отказывает в согласовании выполненной перепланировки, отчего собственникам приходится идти за защитой в суд.

В суд можно обратиться также двумя способами:

  • в порядке искового производства;
  • в порядке административного производства.

Отличие двух способов обращения в суд в распределении бремени доказывания. В исковом производстве обязанность доказать тот факт, что перепланировка безопасна и не нарушает прав третьих лиц, лежит на собственнике квартиры. В административном процессе орган власти должен доказать законность своего отказа.

В настоящем случае в результате перепланировки и переустройства однокомнатной квартиры собственник на месте части кухни сделал спальню, за счёт части жилой комнаты и прихожей – кладовую. В границах кухни устроена кухня-ниша площадью 2,3 кв.м., в связи с чем санитарно-техническое и электрическое оборудование кухни было перемещено в границах кухни. Несущие конструкции многоквартирного дома, вентиляционные и сантехнические короба, ограждающие конструкции квартиры затронуты не были. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме не затронуто.

Администрация г.о. Химки вынесла решение об отказе в согласовании перепланировки, указав на следующие нарушения:

  1. Отсутствует технический паспорт жилого помещения (квартиры) до перепланировки, п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  2. Отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий личность собственника п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  3. Отсутствует согласование с МКУ «Управление капитального строительства» п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  4. Рекомендовать собственнику уведомить УК;
  5. Рекомендовать собственнику произвести гидроизоляцию в помещениях с мокрыми зонами;
  6. Рекомендовать собственнику предоставить оригиналы документов.

Собственнику пришлось обратиться в суд с иском о признании отказа незаконным по следующим основаниям. Интересы в суде представлял частный юрист Алексей Тимофеев.

В п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской области от 20.08.2013 г. № 732 отсутствуют требования, на неисполнение которых ссылается Администрация. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 26 ЖК РФ администрация не вправе требовать с административного истца дополнительные документы, не перечисленные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Администрация, являясь органом местного самоуправления, не вправе устанавливать дополнительные требования в сфере согласования переустройства и перепланировки жилых помещений.

Таким образом, собственник квартиры предоставил полный комплект документов, необходимых для согласования переустройства и перепланировки.

Согласно строительно-техническому заключению, представленному в суд, перепланировка квартиры выполнена с нарушением п. 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», но не нарушает прав и законных интересов и не создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу пользователей квартиры и третьих лиц.

Несоответствие перепланировки п. 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» не имеет правового значения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в законе.

Следовательно, после вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, утрачивают обязательную силу. Согласно ст. 5.1. Федерального закона «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Указанный перечень утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521. Пункт 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» в утверждённом Правительством РФ перечне отсутствует, следовательно, его требования не являются обязательными, а неисполнение этих требований не является нарушением.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам лежит на административном ответчике – администрации. Административный ответчик не доказал соответствие содержания оспариваемого решения закону, поэтому суд пришёл к обоснованному выводу о том, что выполненная перепланировка квартиры не нарушает права и законные интересы граждан и это не создаёт угрозу их жизни или здоровью, и удовлетворил заявленные требования, обязав администрацию принять решение о согласовании перепланировки и переустройства.

Нужна помощь? Звоните +7(985)477-69-70

Отказ в перепланировке квартиры. Возможные причины и решение проблемы

Дата публикации материала: 26.02.2019

Последнее обновление: 06.06.2019

Как самостоятельно обжаловать отказ в перепланировке квартиры? Читайте об этом в нашей новой статье.

Перепланировка жилого помещения в РФ. Что надо знать владельцу квартиры?

Что такое перепланировка квартиры с точки зрения действующего законодательства? В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ законная перепланировка представляет собой изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения поправок в технический паспорт.

Например, к планировке могут относиться:

  • Установка новых межкомнатных перегородок;
  • Увеличение или уменьшение дверных и оконных проемов;
  • Устройство дополнительных помещений (кухонь, ванных, кладовок и т.д.);
  • Расширение комнат за счет вспомогательных помещений.

При этом необходимо иметь в виду, что такое переустройство не должно отрицательно влиять на безопасность и конструктивную прочность здания.

Как получить разрешение на перепланировку квартиры?

Согласно требованиям ст. 26 ЖК РФ любая перепланировка жилого помещения может быть проведена только по согласованию органа местного самоуправления (в Москве этими вопросами занимается Мосжилинспекция, в СПб — Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга).

Для согласования владельцу квартиры необходимо представить в указанный орган следующий пакет документов:

  • Заявление о перепланировке жилого помещения;
  • Проект перепланировки;
  • Технический паспорт квартиры;
  • Свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРИП.

Далее, в течение 45 дней, орган, осуществляющий согласование, должен принять решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки. Указанное решение направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Отказ в согласовании перепланировки квартиры: возможные причины

В каких случаях владелец жилого помещения может получить отказ в перепланировке квартиры? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте ст. 27 ЖК РФ. В соответствии с нормами этой статьи отказ в согласовании перепланировки допускается в следующих случаях:

  • Если заявитель представил неполный пакет документов;
  • Если документы были поданы в ненадлежащий орган;
  • Если проект перепланировки не соответствует требованиям законодательства РФ.

В каждой из этих ситуаций решение об отказе должно быть оформлено в виде отдельного письменного документа. В частности, это необходимо для того, чтобы заявитель смог обжаловать решение жилищной инспекции по правилам процессуального законодательства РФ.

Как написать жалобу на отказ в перепланировке квартиры?

Как уже было сказано выше, решение об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения может быть обжаловано в судебном порядке. Для этого собственнику квартиры необходимо обратиться в районный суд с соответствующим исковым заявлениям.

Сразу стоит отметить, что любое заявление в суд составляется в свободной форме. Это означает, что единого образца или бланка не существует – каждый иск должен быть составлен в индивидуальном порядке, с учетом конкретной сложившейся ситуации.

Как подготовить жалобу на отказ в перепланировке квартиры самостоятельно? В тексте искового заявления рекомендуется указать:

  • Наименование и адрес органа, осуществляющего согласование;
  • Сведения о заявителе (ФИО, паспортные данные, место жительства, контактный телефон);
  • Краткое изложение ситуации, которая стала причиной обращения в суд;
  • Ваши требования;
  • Список прилагаемых документов;
  • Дату составления.

Также необходимо иметь в виду, что грамотно составленное исковое заявление не должно содержать слова с яркой эмоциональной окраской, жаргон, нецензурные выражения и оскорбления.

Обратите внимание! Если у вас появятся вопросы или возникнут какие-либо трудности при составлении жалобы на отказ в перепланировке, вы всегда можете обратиться за бесплатной правовой консультацией к специалистам портала «ЦентрСовета». Среднее время ожидания ответа от юриста — 15 минут.

Как правильно подать жалобу на отказ в перепланировке квартиры?

В настоящее время существует несколько способов подачи искового заявления в суд. Так, заявление истца могут зарегистрировать работники канцелярии или сам судья — на личном приеме. Кроме того, исковое заявление может быть направлено в адрес по почте — заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Читайте также:  Жена не соглашается на развод: как поступить

Обратите внимание! Вопрос о принятии заявления или об отказе в принятии заявления должен быть решен судьей в течение пяти рабочих дней со дня регистрации иска.

Как оспорить решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

В соответствии с требованиями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения могут быть произведены только собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом. Таким правом не обладают наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, за исключением случая, когда наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма уполномочен наймодателем на представление необходимых документов.

Раскроем смысл понятий «переустройство» и «перепланировка» и определим отличия между ними.

Под переустройством понимается изменение технических характеристик различного оборудования, расположенного в помещении. Это может быть замена, установка или перенос инженерных сетей и иного технического оборудования. Все указанные изменения должны вноситься в технический паспорт жилого помещения, под которым понимается документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия жилого помещения требованиям жилищного законодательства. Например, если речь идет о замене ванны, и новая ванна устанавливается на том же месте, где находилась старая, то изменения в технический паспорт не вносятся, соответственно, данные действия нельзя отнести к переустройству.

К переустройству, требующему внесения изменений в технический паспорт, может относиться, например, установка бытовых электроплит вместо газовых плит; или перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов; или устройство новых вентиляционных каналов; или прокладка новых, либо замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты (установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности и так далее).

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменений в технический паспорт помещения. К перепланировке могут относиться: перенос, разборка и установка новых межкомнатных перегородок; перенос, увеличение, уменьшение, производство новых и перенос существующих дверных и оконных проемов; устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов, ванных, кладовок и так далее); расширение жилых комнат в квартире за счет вспомогательных помещений. В перечисленных случаях меняется только внутренняя конфигурация помещения, то есть при перепланировке изменения происходят внутри стен помещения, не выходя за их пределы. Если, например, была застеклена лоджия или произведена замена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесение изменений, и, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 ноября 2012 года по делу № А14-9730/2012).

Переустройство и (или) перепланировка жилых помещений, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Также не допускается переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.

В реконструируемых жилых домах переустройство и (или) перепланировка производятся в соответствии с планом реконструкции. Производимые изменения должны соответствовать также требованиям строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов.

Кроме того, производимые переустройство и (или) перепланировка должны соответствовать нормативным актам, действующим в области архитектуры и строительства, в сфере противопожарной защиты жилых помещений, в сфере санитарно-противоэпидемического благополучия населения. Производимые изменения должны соответствовать также законодательству о культурных ценностях и нормативным правовым актам, регулирующим охрану строений, отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2013 года по делу № А29-4745/2012).

На практике может возникнуть ситуация, когда, например, собственнику будет отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения принимается органом местного самоуправления не позднее чем через 45 дней со дня обращения заявителя в указанный орган.

Отметим, орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения только в случаях, указанных в статье 27 ЖК РФ. В указанной статье представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2013 года по делу № А12-20761/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2012 года № Ф09-11243/12 по делу
№ А47-8825/2011).

Так, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается, если не представлены предусмотренные статьей 26 ЖК РФ документы, или они представлены в ненадлежащий орган, а также если проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не отвечает требованиям законодательства. Нарушение этих требований служит причиной отказа в согласовании органом местного самоуправления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Важно отметить, что в случае, например, выдачи заявителю документа, подтверждающего согласование переустройства и (или) перепланировки, который впоследствии был признан недействительным и недействующим, скажем, по решению суда, налицо отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2013 года № Ф09-4498/13
по делу № А76-14270/2012).

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения. Указанное решение должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные статьей 27 ЖК РФ, то есть отказ должен быть обоснованным.
Гражданские дела о перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения в большинстве случаев рассматриваются в порядке искового производства в судах общей юрисдикции.

В исковом заявлении об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в обязательном порядке необходимо сослаться на соответствующее решение об отказе с указанием причин отказа, изложить обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении либо несоблюдении сроков принятия решения, а также перечислить обстоятельства, по которым принятое решение является, на Ваш взгляд, необоснованным.

Приложениями к исковому заявлению об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, как правило, являются:

  1. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  2. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  3. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  4. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального.

В случае если жилое помещение или дом, в котором находится жилое помещение, является памятником архитектуры, истории или культуры, то к исковому заявлению необходимо приложить еще и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Зачастую сложности с согласованием проекта и соблюдением установленных ЖК РФ правил толкают владельцев жилых помещений на самовольные действия по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения. Отметим, что самовольное переустройство и (или) перепланировка жилого помещения является противоправным деянием, которое влечет за собой установленную законом ответственность для лиц, совершивших данное нарушение. Ответственность за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения предусмотрена нормами административного, жилищного и уголовного законодательства.

Анализ судебной практики показывает, что нередко судами рассматриваются дела об оспаривании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. При этом только орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки жилья, вправе обратиться с иском в суд. В отношении собственника жилого помещения орган местного самоуправления обращается в суд с исковым заявлением о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

В отношении же нанимателя жилого помещения по договору социального найма – с исковым заявлением о расторжении соответствующего договора с возложением на собственника данного жилого помещения, являвшегося в данном случае наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению указанного жилого помещения в прежнее состояние. Важно, что орган местного самоуправления может обратиться в суд с соответствующим заявлением только после направления собственнику (нанимателю) переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения предупреждения о приведении помещения в первоначальное состояние. Органом местного самоуправления устанавливается разумный срок для устранения допущенных нарушений с целью приведения жилья в прежнее состояние. И только при неисполнении этой обязанности в разумный срок орган местного самоуправления обращается в суд (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2013 года № Ф09-6194/10 по делу № А60-58866/2009, Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 июня 2013 года № ВАС-4866/11 по делу № А60-58866/2009-С3, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2012 года по делу № А32-46044/2011).

По общему правилу, действия по самовольному переустройству и (или) перепланировке жилого помещения не могут быть оформлены «задним числом». Впрочем, иногда, в случае привлечения к делу квалифицированного юриста, удается отстоять и узаконить произведенные изменения уже по факту их производства.

В случае осуществления самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения лицу, осуществившему соответствующие переустройство и (или) перепланировку и желающему сохранить помещение в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в заявлении следует указать обстоятельства, свидетельствующие о ненарушении прав и законных интересов граждан и исключающие угрозу причинения вреда их жизни или здоровью. Таким образом, лицо, осуществившее самовольные переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, не лишено права согласовать произведенные изменения с органом местного самоуправления, когда для этого нет препятствий.

В случае отказа в удовлетворении требований о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и несогласии заявителя с принятым решением, при наличии оснований полагать, что никаких препятствий для сохранения помещения в переустроенном (перепланированном) виде нет, лицо, считающее, что его права нарушены, вправе обратиться за судебной защитой своего нарушенного или оспариваемого права (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2013 года № Ф09-3782/13 по делу № А76-16081/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 декабря 2012 года № Ф03-5666/2012 по делу № А73-4944/2012).

Решение сохранить жилое помещение в существующем состоянии может быть принято судом как по отдельному заявлению гражданина, так и по встречному иску, предъявленному им по делу о продаже жилого помещения с публичных торгов либо о расторжении договора социального найма.

К участию в деле при рассмотрении заявлений об оспаривании решений органов местного самоуправления об отказе с согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения привлекаются лица, интересы которых могут быть затронуты решением суда, например, члены семьи заявителя, соседи по квартире, дому и иные лица.

Необходимо отметить такой момент. На практике может возникнуть ситуация, когда, например, собственник жилого помещения, имея на руках решение органа местного самоуправления о согласовании и (или) переустройстве жилого помещения, производит это самое переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с нарушением требований строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов, нанимает дешевую рабочую силу, которая не имеет достаточной квалификации для проведения работ подобного рода. Учитывая, что достаточно большая часть жилого фонда страны находится в ветхом состоянии, в случае, например, повреждения несущих стен, последствия могут оказаться плачевными.

В данной ситуациие о защите своих жилищных прав необходимо подумать и соседям, проявляя бдительность. Соседи могут обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, которым принято решение о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, либо с исковым заявлением о пресечении незаконных действий, создающих угрозу утраты их права собственности, если в процессе работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения возникают различного рода аварийные ситуации, например, замыкание электропровода, утечка газа, нарушение холодного, горячего водоснабжения, канализации, пожар и так далее. Акты, составленные организациями, устраняющими аварийные ситуации, могут послужить доказательствами в суде, для подтверждения факта несоответствия работ, проводимых работниками, нанятыми владельцем переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Читайте также:  Оспаривание отцовства: как составить иск

Необходимо отметить, что споры, связанные с применением жилищного законодательства, всегда являлись самыми многочисленными среди других категорий гражданских дел, рассматриваемых судами, и одними из самых сложных. Соответственно, в целях защиты своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, целесообразно обратиться к квалифицированному юристу.

Отказ от органов самоуправления в перепланировке

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2010 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2754/2010 по заявлению Р. о признании незаконным решения Мэрии г.о. Тольятти об отказе в переводе в нежилое помещение жилого помещения,

Р. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Мэрии г.о. Тольятти № от 02.02.2010 года об отказе в переводе в нежилое помещение жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина,. Просит (с учетом уточненных требований) обязать Мэрию г.о. Тольятти рассмотреть ее заявление о переводе жилого помещения в нежилое по существу, проверив соблюдение строительных и градостроительных норм, технической возможности дальнейшего использования нежилого помещения, отсутствие обременений данного помещения правами третьих лиц.

В обоснование заявленных требований Р. указала, что ею на основании договора купли-продажи была приобретена в собственность двухкомнатная квартира в жилом доме, расположенная по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина,.
11.12.2009 года она обратилась в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением, в котором просила перевести вышеназванное жилое помещение в нежилое, для использования его в качестве адвокатской конторы, с учетом необходимости перепланировки, переустройства и устройством отдельного входа. Для согласования перевода заявителем были представлены в Мэрию г.о. Тольятти правоустанавливающие документы на жилое помещение, рабочий проект реконструкции квартиры, технический паспорт, поэтажный план дома, заключение МУК «Музей историко-культурного наследия г. Тольятти», заключение СЭС, проект на пожарную сигнализацию, выписка из поквартирной карточки об отсутствии зарегистрированных в данном жилом помещении лиц, то есть были представлены все документы, предусмотренные ч.2 ст. 23 ЖК РФ.
Постановлением мэра г.о. Тольятти от 02.02.2010 года № 215-П/1 заявителю было отказано в переводе жилого помещения в нежилое, в связи с проведением перепланировки без согласования с органом местного самоуправления, со ссылкой на п.3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ.
Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку ею были соблюдены все условия, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое, установленные ст. 22 ЖК РФ, представлены в Мэрию г.о. Тольятти все документы, перечисленные в 2 ст. 23 ЖК РФ. Мэрией г.о. Тольятти ее заявление по существу не рассматривалось, соблюдение условий необходимых для перевода жилого помещения в нежилое не проверялось. То обстоятельство, что перепланировка жилого помещения выполнена до получения разрешения органа местного самоуправления, не влечет отказ в переводе жилого помещения в нежилое, поскольку полный перечень оснований для такого отказа установлен ч.1 ст. 24 ЖК РФ. Сама перепланировка жилого помещения выполнена заявителем с соблюдением всех строительным норм и правил, по проекту, разработанному ООО «Военпроект», данная перепланировка не угрожает жизни и здоровью граждан, что подтверждается соответствующими заключениями.
В связи с чем заявитель просит признать незаконным вышеназванное постановление мэра г.о. Тольятти, обязать Мэрию г.о. Тольятти рассмотреть ее заявление о переводе жилого помещения в нежилое по существу, проверив соблюдение строительных и градостроительных норм, технической возможности дальнейшего использования нежилого помещения, отсутствие обременений данного помещения правами третьих лиц
Представитель Мэрии г.о. Тольятти., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, пояснив, что заявителем нарушен порядок перевода жилых помещений в нежилые, поскольку перепланировка помещения произведена до соответствующего обращения в Мэрию г.о. Тольятти, без согласования с органом местного самоуправления. В связи с чем, полагает постановление мэра г.о. Тольятти от 02.02.2010 года № законным.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе – заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Судом установлено, что Р. по договору купли-продажи приобрела в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина,. Право собственности Р. на данное жилое помещение подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 18.01.2008 года серии 63-АВ № (л.д.6).
Указанное жилое помещение расположено на первом этаже жилого дома. В данном жилом помещении лиц, зарегистрированных по месту жительства не значится, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (л.д. 20).
Р. в целях использования указанного жилого помещения в качестве адвокатской конторы была произведена перепланировка, переустройство указанного жилого помещения, произведенная на основании проекта, изготовленного ООО «Военпроект». После проведения перепланировки Р. обратилась в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое, предоставив при этом следующие документы: правоустанавливающие документы на жилое помещение, проектную документацию, заключение МУК «Музей историко-культурного наследия» г. Тольятти, план переводимого жилого помещения с его техническим описание, технический паспорт, поэтажный план дома, заключение ГУП «Центральная строительная лаборатория г. Тольятти» по обследованию несущих и ограждающих конструкций помещения, заключение филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» в г. Тольятти, выписку из поквартирной карточки, что подтверждается соответствующей распиской (л.д. 25).
Постановлением мэра г.о. Тольятти от 02.02.2010 года № Р. отказано в переводе жилого помещения в нежилое в связи с проведением перепланировки, переустройства жилого помещения без согласования с органом местного самоуправления (л.д. 26).
Условия перевода жилого помещения в нежилое установлены ст. 22 ЖК РФ, в силу которой перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перечень документов предоставляемых одновременно с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое определен ст. 23 ЖК РФ.
Судом установлено, что Р. обратившись в Мэрию г.о. Тольятти предоставила все документы необходимые для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое.
Отказывая Р. в переводе жилого помещения в нежилое, Мэрия г.о. Тольятти сослалась на то обстоятельство, что Р. на момент подачи заявления уже произведена перепланировка жилого помещения без согласования с органом местного самоуправления, при этом в постановлении содержится ссылка на п.3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ как на основание отказа.
Между тем из текста самого оспариваемого постановления и пояснений представителя Мэрии г.о. Тольятти, явствует, что причиной отказа послужило то обстоятельство, что перепланировка, переустройство жилого помещения на момент обращения в Мэрию г.о. Тольятти уже были фактически произведена собственником жилого помещения. При принятии данного решения Мэрия г.о. Тольятти основывалась на том, что принять решение о переводе жилого помещения нежилое при наличии фактически перепланированного (переустроенного) жилого помещения нельзя. Однако данные выводы Мэрии г.о. Тольятти не основаны на законе. Таким образом, соблюдение требований ст. 22 ЖК РФ, устанавливающей условия перевода жилого помещения в нежилое, Мэрией г.о. Тольятти не проверялись, из чего следует, что заявление Р. по существу не рассматривалось, на чем настаивает и сам заявитель, просивший суд обязать Мэрию г.о. Тольятти рассмотреть ее заявление о переводе жилого помещения в нежилое по существу, проверив соблюдение строительных и градостроительных норм, технической возможности дальнейшего использования нежилого помещения, отсутствие обременений данного помещения правами третьих лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым заявление Р. удовлетворить, постановление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое отменить, обязав Мэрию г.о. Тольятти рассмотреть заявление Р. о переводе жилого помещения в нежилое по существу, проверив соблюдение условий, установленных ст. 22 ЖК РФ для перевода жилых помещений в нежилые, а именно соблюдение строительных и градостроительных норм, соответствие проекта перепланировки (переустройства) требованиям законодательства, возможность использования данного помещения без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, соответствие самого помещения, предъявляемым к нему требованиям, обременения права собственности заявителя правами третьих лиц, и принять решение по заявлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Заявление Р удовлетворить.
Признать незаконным постановление мэра г.о. Тольятти № от 02.02.2010 года об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Обязать Мэрию г.о. Тольятти рассмотреть заявление Р. о переводе жилого помещения в нежилое по существу, проверив соблюдение условий, установленных ст. 22 ЖК РФ для перевода жилых помещений в нежилые, и принять решение по заявлению в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в десятидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.06.2010 года.

За более подробной и актуальной информацией на текущий момент по
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532 ,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО

Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »

Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию