Проблемы с налоговой: что делать

Большой обзор про сбой в ФНС: накипело! Незаконные блокировки, задержка вычетов, несуществующие долги

Автоматизация в ФНС РФ глазами ФНС РФ

  • Цифровизация — про то, чтобы никто не замечал автоматизацию, это должно быть просто, удобно. Я очень надеюсь на то, что проактивные системы, которыми мы сегодня занимаемся, помогут нашим налогоплательщикам не замечать налоговую службу в нашей жизни (Российский Инвестиционный Форум 2019).
  • Михаил Мишустин: ФНС автоматически обрабатывает данные о 165,8 млн граждан.
  • Михаил Мишустин рассказал норвежским коллегам о подходах ФНС России к внедрению передовых цифровых технологий в налоговом администрировании, совершенствованию сервисов для налогоплательщиков и повышению качества их обслуживания.
  • Михаил Мишустин представил приложение «Мой налог» на выставке Форума по налоговому администрированию ОЭСР.
  • Михаил Мишустин: цифровизация налоговых органов позволяет строить экономику доверия.
  • Михаил Мишустин обсудил цифровизацию налогового администрирования с руководителем венгерской Налоговой службы.

Конечно, внедрение личных кабинетов налогоплательщика — отличная вещь, позволяющая избавить себя и налогового инспектора от волнующей личной встречи! Электронный документооборот во многом облегчает напряженное взаимоотношение с налоговыми органами. Бесспорно, что идея получения налоговыми органами данных для расчета налогов и контроля от ГИБДД, Росреестра, ЗАГСов и т. п. — очевидно разумная и подлежит реализации.

С 01.01.2019 ФНС РФ перешла на новое программное обеспечение. Переход состоялся, мягко говоря, не гладко. По сей день (а нынче — май) налогоплательщики ощущают на себе негативные последствия.

Автоматизация в ФНС РФ глазами налогоплательщиков

С проблемами во взаимоотношениях с налоговыми органами многие сталкивались и ранее: неактуальные данные ГИБДД, некорректные зачисление платежей и отражение начислений и т. п. А если вас (как физическое лицо, например) угораздило сменить адрес регистрации и администрирующий налоговый орган, то вы наслушаетесь историй о том, что электронный контейнер с вашими данными из одной инспекции вышел, но до другой — дошел лишь частично.

Данные события заставляли налогоплательщиков тратить время и средства на доказательства отсутствия налоговой базы, налоговой задолженности, своей вины в возникновении налоговой задолженности, оспаривать начисление пени и т.п. Вместе с тем, для значительного числа добросовестных налогоплательщиков отсутствие налоговой задолженности имеет решающее значение для участия в различных тендерах, получения выгодных заказов.

Сейчас мы не говорим о том, что справку об отсутствии задолженности перед бюджетом невозможно получить он-лайн (в текущем моменте на текущую дату). а если у вас обособленные подразделения по всей стране — получить такую справку практически невозможно, т. к. сложно предугадать действия каждой отдельной налоговой инспекции. Это уже совсем другая история.

После 01.01.2019 взаимоотношения с налоговыми органами еще более осложнились. Сюрпризов стало гораздо больше!

С чем столкнулись физические лица? Некоторые налогоплательщики через месяц после сдачи декларации для получения вычета по НДФЛ за 2018 год получили сообщение «ваша электронная подпись неактуальна / недействительна. декларация не принята». Но как же тогда декларация смогла стать отправленной в личном кабинете, если электронная подпись недействительна. В результате налогоплательщик получит свой вычет гораздо позже, чем рассчитывал по закону. Может быть, это запланированная акция ФНС РФ по задержке возврата денег.

А на что обычно налогоплательщики используют получаемые возвраты НДФЛ? На ремонт квартир или отпуск, причем скорее всего в пределах страны. В результате, недополучают выручку организации и ИП, не поступает в бюджет НДС и прибыль.

Еще интереснее с ИП и юридическими лицами. Данная категория налогоплательщиков уже привыкла, что необходимо постоянно контролировать начисления и платежи, отражаемые налоговыми органами по лицевым счетам налогоплательщиков (контролировать контролирующие органы). Юридические лица привыкли, что требования налоговых органов составлены настолько автоматически, что в них отсутствует всякий смыл, привыкли искать смысл между строк:

«В целях камеральной проверки расчета по форме 6-НДФЛ предоставьте пояснения по налогу на имущество организаций»

После 01.01.2019 участились случаи отражения начисления по налогам в одной карточке, а уплаты — в другой, возникновение необоснованных недоимок по налогам. Инспекторы по телефону комментируют это так: часть данных перенесено в новое ПО, а часть — еще нет.

Раньше такие ситуации возникали при открытии налоговым органом карточки с другим КПП (например, оплата с КПП по месту нахождения организации, а начисление с КПП по месту нахождения недвижимости, хотя налогоплательщик отчитывался и платил с указанием одного КПП). Теперь же у налогоплательщика (помимо старых причин открытия второй карточки) может быть в одной инспекции две карточки с одинаковыми КПП и ОКТМО — в новом ПО и в старом ПО!

В базе данных налогового органа может вовсе затеряться информация об объектах налогообложения — объектах недвижимости налогоплательщика. В результате, пока вы доказываете одному отделу инспекции право собственности на объект недвижимости (которым владеете много лет и много лет уплачиваете налог на имущество по этому объекту и сдаете отчетность), чтобы инспекция, пренебрегающая статьей 80 НК РФ, приняла вашу декларацию, другой отдел АВТОМАТИЧЕСКИ блокирует ваш расчетный счет.

Во всех информационных базах (СПАРК, КОНТУР-ФОКУС и др.) на против записи о вас — тревожный символ «счета заблокированы». Чтобы доказать свою невиновность налогоплательщику требуется минимум 2-3 дня для устранения «недоразумения». Автоматически решения о приостановлении операций по счетам не отменяются. После устранения недоразумения (мытарств по доказыванию отсутствия причин для блокировки счтов) в информационных базах лишь меняется статус скомпрометированной организации. Никакой опровергающей информации не публикуется. Доброе имя налогоплательщика не восстанавливается. Контрагенты и клиенты запечатлели в своей памяти негативную информацию о налогоплательщике. Как говорится «серебряные ложки нашлись, но осадочек-то остался. ».

Блокируя автоматически счет, инспекции не только не анализируют правомерность оснований для приостановлений операций по счетам, но тем более не предусматривают последствия. Из-за ошибок автоматизированной системы региональных налоговых органов блокируются счета банков, открытых в других банках, в Национальном расчетном депозитарии, т. е. по сути блокируются средства клиентов банков — физических и юридических лиц. Такие ситуации, а также информация в общедоступных информационных системах о том, что счета кредитной организации заблокированы (без указания конкретных счетов и причин), дестабилизирует ситуацию в стране. Масло в огонь подливает сама ФНС РФ, публикуя информацию о том, что налогоплательщик, представивший платежные поручения об уплате налогов в ненадежный банк, признается не выполнившим обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Возможно, это такая политика по лоббированию отдельных банков?

Восстание машин

Возможно, обновление программного обеспечения — не основная причина проблем налогоплательщиков. Возможно, новое ПО — лишь показало проблемные места. обнаружило низкое качество данных налоговых органов, отсутствие анализа этих данных, отсутствие ответственности сотрудников налоговых органов, в чьих руках эксплуатируется автоматизированная система. В любом случае, для ФНС РФ пришло время возглавить восстание машин, инициатором которого служба и стала.

  • не блокировать счета налогоплательщиков без предварительного запроса пояснений о причинах непредставления отчетности;
  • представить в личном кабинете налогоплательщика ЮЛ перечень объектов налогообложения (по аналогии с кабинетом ФЛ) — транспортных средств и недвижимости. Если налоговый орган считает, что у налогоплательщика нет объекта налогообложения, то зачем последнему тратить усилия на доказывание обратного («пожалуйста, возьмите мои деньги!»);
  • сократить срок рассмотрения обращения налогоплательщиков с 30 дней до 5-10 дней, чтобы привести в соответствие со сроками, предусмотренными для ответов налогоплательщиков;
  • использовать имеющиеся данные для упрощения учета обязательств налогоплательщиков при сокращении количества предоставляемых отчетов. Например, зачем направлять налоговые декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, если вся необходимая информация есть в основной декларации по налогу на прибыль (приложение 5 к листу 02), а значит, есть и в информационной системе ФНС РФ;
  • проанализировать долю количества решений о приостановлении операций по счетам с реальными основаниями для приостановления операций в общем количестве решений о приостановлении операций по счетам.

Налогоплательщики не обладают такими техническими ресурсами, как ФНС РФ. Даже для крупнейших налогоплательщиков проблематичным является автоматизация формирования и представления отчетности.

Как противостоять ошибочным требованиям налоговой?

Сколько ошибочных уведомлений и требований направляют налоговые органы, никто не считал. У каждого из нас найдутся не один и не два близких знакомых, получивших требование на уплату невесть откуда взявшихся долгов по платежам в бюджет. То присылают налоговое уведомление по транспортному налогу, где перепутаны киловатты и лошадиные силы. То выставляют в налоговых уведомлениях неожиданно возникшие нереальные недоимки. И приходится тратить нервы, силы и время на то, чтобы доказать ошибочность выставленных требований. Что надо делать в подобных случаях добросовестным налогоплательщикам. И можно ли заставить налоговиков заплатить за причиненные неудобства и возможный моральный ущерб?

Презумпция невиновности

Главное, не забывайте, что согласно пп. 11 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, если они не соответствуют Налоговому кодексу или иным федеральным законам. Если налог начислен вам безосновательно, значит, и платить его не нужно, а бремя доказательства обоснованности начисления возлагается на налоговую инспекцию.

Письмо в налоговую

Всем, получившим налоговые уведомления или требования на «ложный» налог следует обратиться с письменной жалобой в тот налоговый орган, который прислал этот документ. Ходить или звонить получается, к сожалению, менее эффективно, чем писать письма. Кстати, их можно как самим доставлять в канцелярию (зафиксировав входящий номер), так и отправлять почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным с описью вложения) — только так остаются доказательства обращений и ответов. Также не рекомендую обращаться по электронной почте либо через портал на сайте ФНС: эти обращения пока также трудно документально подтвердить, а в дальнейшем это может понадобиться.

Сверка расчетов

В ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика было только право потребовать справку о расчетах по налогам (так называемую форму 39). В ней информации содержится немного: только наименование налога и сумма задолженности по нему. Однако с 02.09.2010 действует внесенный поправками Федерального закона №229-ФЗ пп. 5.1, согласно которому налогоплательщик имеет право на проведение совместной сверки и получение акта такой сверки. Необходимо требовать, в частности, указать, когда и на основании какого документа был начислен неуплаченный налог. Ответа может и не быть, но иногда уже на этом этапе налоговые претензии исчезают сами собой. Если в течение месяца вам не ответили или отписались общими словами, то пишите жалобу руководителю налоговой инспекции на конкретных сотрудников, которые недобросовестно выполняют свои обязанности. В жалобе снова потребуйте выяснить происхождение налоговой задолженности, а также наказать виновных и сообщить обо всем этом вам. Обязательно указывайте в жалобе входящие и исходящие номера документов, которые проходили по канцелярии налогового органа, а если у вас этих данных нет (например, заявление Вы отправляли почтой), тогда прикладывайте копии документов. Не получается и на этом уровне решить проблему, обращайтесь с жалобами в вышестоящий налоговый орган, в прокуратуру, в суд.

Доказать правоту в суде

Можно самому подать исковое заявление о признании налогового уведомления/требования незаконным, а можно дождаться, когда налоговые инспекторы подадут в суд на взыскание недоимки. Если объяснить и документально подтвердить происхождение «ложного» налога они окажутся не в состоянии, то суд признает такой долг незаконным и во взыскании откажет. Если вы выиграете дело, судебные издержки (расходы на юридическую помощь, госпошлина, почтовые расходы по переписке с налоговой) будут возмещены за счет проигравшей стороны. Главное, не бойтесь, что обращение в суд «разозлит» чиновников. На самом деле налоговые инспекции постоянно с кем-то судятся, для них это рутинная процедура.

Что же касается наказания нерадивых чиновников, то здесь все гораздо менее радужно. По ст. 35 Налогового кодекса РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам неправомерными действиями (решениями) или бездействием, а равно в результате неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Но на практике получить какую-то компенсацию практически нереально: надо доказать наличие вреда, его размер, противоправность поведения и вину чиновника, причинившего вред, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. Отсутствие в деле любого из этих доказательств приводит к отказу в возмещении ущерба. Но даже если вам удастся все это доказать, то причиненные убытки будут возмещены не из кармана виновного чиновника, а за счет федерального бюджета. Административной ответственности за недобросовестную работу для чиновников не предусмотрено.

Читайте также:  Права детей на комнату

Что делать, если ФНС требует доплатить налоги, а вы не хотите

— советует Алла Милютина

Предпринимателю всегда кажется, что налоговая проверка приходит внезапно. На самом деле налоговики просто так ничего не делают. Внедрённая у них автоматическая система контроля мониторит плательщиков примерно по 300 признакам нарушений, в том числе сравнивает данные ваших отчётов с данными ваших контрагентов и покупателей. Если к вам пришли, то, скорее всего, что-то уже заметили, и заказ конкурентов тут ни при чём. Предположим, вам не повезло и налоговая вынесла решение о доначислениях. Не паникуйте, значительное число налоговых претензий успешно оспариваются законным путём даже без судебного разбирательства.

Если уверены в себе — возражайте

Путь первый: после получения акта о проверке подать возражение в соответствующую комиссию территориальной инспекции. Это ваше законное право, но мы советуем так поступать только в том случае, если вы уверены, что в вашей компании больше не к чему придраться. Ведь комиссия может назначить дополнительную проверку и изучить другие эпизоды вашей бизнес-деятельности. Вам точно нечего бояться? Тогда смело пишите возражение.

Следующий вопрос: как его составить и чем подкрепить? Универсальных подходов тут нет, решения ищутся «точечно». Одному нашему клиенту удалось снизить сумму претензий в 5,5 раз. Против него работали два фактора: показания ответственного сотрудника, которого неожиданно вызывали в инспекцию на допрос в самом начале налоговой проверки, и молчание контрагента, не отвечавшего на «встречку» (запрос о предоставлении документов по конкретным сделкам). Казалось бы, обложили со всех сторон. Но при ближайшем рассмотрении всё оказалось не так уж страшно.

Согласно Налоговому кодексу (ст. 101 п. 2), «лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля». Мы воспользовались этим правом, и выяснилось, что в протокол допроса вошла лишь часть ответов — те, в которых были заинтересованы налоговики. Тогда мы попросили сотрудника компании записать свои объяснения, пошли с ним к нотариусу и заверили его показания, чтобы потом предъявить их на комиссии.

По поводу контрагента обнаружилось следующее. Это была госструктура, которая не отвечала на запросы не злонамеренно, а в силу организационных причин. Она только что сменила юридический статус, а структура-правопреемник (тоже государственное предприятие) просто не успела ещё разобрать полученный архив. Мы решили им помочь: сами создали копии нужных документов по оригиналам, имевшимся у клиента, принесли их контрагенту, заверили и даже получили доверенность на передачу в налоговую. Всё, этого нам хватило. На комиссии мы предъявили свои возражения, и результаты проверки были пересмотрены.

Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке утверждён приказом МНС от 17.08.2001 № БГ-3-14/290, он достаточно жёстко регламентирует действия налоговиков, и при наличии хорошего специалиста вы сможете защитить свои позиции.

Если не уверены — отправляйтесь в суд или платите

Но если вы в своей кристальной чистоте не уверены и понимаете, что «прошерстили» вас слабее, чем могли бы, тогда лучше рубаху на себе не рвать. Разумнее действовать иначе. Пропустить десятидневный срок, отведённый на подачу возражения. А как только решение о доначислении вступит в силу, вы вправе написать апелляционную жалобу в суд. Там уже будут рассматривать только те документы из вашей отчётности, по которым принято решение. Но тут есть другой риск. Пока вы ждёте вердикта и отказываетесь платить, налоговики могут передать материалы дела в полицию: у них есть на это право. И тогда вами начнут интересоваться люди в другой униформе и по совершенно другим правилам.

Даже если к вам нагрянули не налоговики, а сразу полицейские, и вас подозревают в намеренном уклонении от платежей на крупную сумму, шанс на спасение остаётся. Пока подозрения не превратились в обвинение, нужно поскорее сдать уточнённую декларацию и заплатить то, что с вас, вероятно, потребуют. Это одноразовый приём, после которого лучше отказаться от серых схем — налоговая теперь видит всех.

Практика

Повторяю: спорить, возражать, судиться стоит только тогда, когда вы уверены в своей правоте и готовы её доказать. Мы разбирали довольно много случаев, когда индивидуальным предпринимателям начисляли НДС и НДФЛ, поскольку их реальный вид деятельности не совпадал с ОКВЭД (зарегистрировался по коду оптовой торговли, но вышло так, что открыл автомойку). После нашего вмешательства претензии снимались ещё в досудебном порядке.

Но бывают и неоперабельные случаи. Как правило, все они — результат того, что на протяжении долгого времени предприниматель игнорирует цивилизованные правила игры. Как-то раз мы консультировали клиента, которому доначислили налоги за три года — сумму с семью нулями. Изучив и взвесив все обстоятельства, мы посоветовали ему всё-таки заплатить. Чтобы не вынимать деньги из оборота и не продавать имущество, этому бизнесмену пришлось набрать потребительских кредитов на себя, родственников, сотрудников своей компании. Но это действительно был лучший вариант из всех возможных. Поэтому всем, у кого случаются проблемы с налоговыми проверками, я всегда говорю: приведите наконец-то свои дела в порядок — так, чтобы к вам не было повода прийти.

Однажды к нам обратился предприниматель, который был абсолютно уверен, что его «заказали». Бизнес у него был устроен хитро и сложно: более 20 различных юридических лиц в разных регионах России. И вот в эти компании — в одну за другой — с пугающей регулярностью стали приходить налоговики. Действительно, волей-неволей задумаешься о том, что всё это не просто так. Но мы изучили историю проверок и обнаружили корень всех бед. Никто нашего клиента не заказывал. Просто два года тому назад одной из его компаний доначислили болезненную для неё сумму. Владелец нанял умелого адвоката, тот написал возражение, и управление ФНС отменило это решение. Инспектор, делавший проверку, получил выговор от начальства. Но он успел понять, что у бизнесмена есть хитрая схема, доказательств только не смог собрать. Получив по шапке, он сделал ответный ход: по всем территориальным инспекциям, к которым относились юрлица в этой схеме, разослал письма со своими подозрениями. Те обязаны были их отработать. В итоге нам потребовалось несколько лет, чтобы разобраться с последствиями этих проверок. Сейчас этот предприниматель работает абсолютно вбелую. Он просто создал одну, но большую компанию, объединившую все прежние. Говорит, что доходность бизнеса несколько снизилась, зато нервы заметно укрепились.

Фотография на обложке: Tetra Images / Getty Images

Мы завели канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Что делать, если возникли проблемы с налоговой?

В процессе ведения хозяйственной деятельности среди всех рисков, с которыми может столкнуться бизнес, отдельно стоит отметить сложности с налоговой инспекцией. Они возникают не только у тех, кто нарушает действующее законодательство, уклоняется от налогов и т. д., но и у вполне законопослушных налогоплательщиков. Почему так происходит, какие самые актуальные налоговые проблемы на сегодняшний день, как их правильно решат, а главное – как не допускать в будущем, мы и поговорим в рамках данной статьи.

С какими налоговыми рисками и проблемами сталкивается бизнес?

Проблемы с налогообложением многие бизнесмены считают основной сложностью при ведении хозяйственной деятельности. Причин этого много: несовершенство законодательства, злоупотребление сотрудниками ФНС своими полномочиями, отсутствие грамотной юридической поддержки и т. д. Какие же проблемы налоговой ответственности встречаются предпринимателям? Вот самые распространенные из них:

  • необоснованные штрафы и другие санкции – пожалуй, каждый налогоплательщик сталкивался с ситуацией, когда за малейшие нарушения, даже неумышленные, на него накладывались штрафы, часто нешуточных размеров. К сожалению, налоговая система работает именно так: если при проверке будут выявлены расхождения, скорее всего, никто не будет вникать в их причины, а сразу оформит санкции к такой компании. И хорошо, если это будет всего лишь требование заплатить недоимку по налогам в бюджет, гораздо хуже если это будет крупный штраф, приостановка деятельности до урегулирования ситуации или блокирование расчетных счетов;
  • злоупотребления при проведения налоговых проверок – регулярные аудиты являются нормальным явлением, и порядок их проведения прописан в Налоговом кодексе и других законодательных актах. Однако на практике можно нередко столкнуться со злоупотреблениями со стороны сотрудников ФНС, когда проверка вместо обычного контроля деятельности компании превращается в полную остановку бизнеса на неопределенный срок. Вопреки требованиям законодательства, налоговики любят изымать всю компьютерную технику, документы (даже те, которые не имеют отношения к текущей проверке) и другие материалы, а вернуть изъятое бывает очень сложно;
  • сложности с применением налоговых ставок, льгот, вычетов – если компания обслуживается на одном из видов упрощенного налогообложения вместо ожидаемого упрощения ведения отчетности на практике можно столкнуться с увеличением количества проблем. Это связано с тем, что налоговые ставки для разных категорий предприниматели, различных сделок могут заметно отличаться, в законодательную базу постоянно вносятся изменения, которые нужно оперативно отслеживать, налоговые льготы и положенные вычеты часто невозможно использовать и т. д. Это ведет к тому, что декларации подаются с ошибками, и далее следуют штрафы и другие неприятности;
  • трудности при возврате НДС – процедура возврата налога на добавленную стоимость прописана в Налоговом кодексе и является стандартной, тем не менее, с ней регулярно возникают различные проблемы. Даже если все условия соблюдены (компания является плательщиком НДС, товары или услуги были приобретены для ведения предпринимательской деятельности, есть все необходимые подтверждающие документы, операции приобретения превышают по обороту продажи), всё равно добиваться возврата суммы налога из бюджета можно очень долго, и не всегда успешно. Заявление на возврат может месяцами лежать в недрах ФНС, и добиться какого-то решения по нему бывает очень сложно.

Перечень проблем с налоговой, с которыми можно столкнуться, не ограничен перечисленными выше, и может отличаться в зависимости от региона, характера ведения деятельности компании и других факторов. Но подходы по уменьшению налоговых рисков и урегулированию споров общие для любых ситуаций.

Как избежать проблем с налоговой инспекцией?

Несмотря на не самую лучшую ситуацию во взаимоотношениях налоговой инспекции и бизнеса, серьезно повлиять на количество негативных инцидентов вполне реально. Для этого нужно использовать профилактические меры, основные из которых мы приводим здесь:

  • всегда будьте в курсе последних изменений налогового законодательства – многие проблемные ситуации связаны с тем, что налогоплательщики не уследили за внесенными правками в законы и подали отчетность по старой форме, неактуальным налоговым ставкам и т. д.;
  • доверьте общение с налоговой и подготовку отчетов профессионалам – не старайтесь лично вести бухгалтерию, готовить и подавать декларации и заниматься всеми сопутствующими задачами. Всё равно профессиональные бухгалтеры и юристы сделают это лучше и корректнее, а вы сэкономите время и силы, которые понадобятся для развития бизнеса. Тем более, что сегодня налоговое сопровождение бизнеса доступно компаниям любого масштаба;
  • тщательно фиксируйте все нарушения, которые допускают сотрудники налоговой – это особенно актуально для проверок, ведь если злоупотребление не будет правильно и вовремя зафиксировано, впоследствии как-то доказать, что оно имело место, практически невозможно. А правильно зафиксированные нарушения помогут оспорить результаты проверки или другие действия налоговиков в будущем;
  • не старайтесь обмануть налоговую и государство – это, пожалуй, основной совет для многих компаний. Стремление «оптимизировать» налоги зачастую приводит к противоположным результатам: все подобные схемы давно известны сотрудникам ФНС и будут вскрыты при ближайшей проверке, что выльется в крупные штрафы, приостановку деятельности компании или даже уголовные дела по статье «Уклонение от налогов».

Придерживаясь этих советов, можно если не полностью избежать проблем с налоговой, то существенно снизить риски их возникновения.

Читайте также:  Сосед украл часть участка, что делать

Как решить возникшие проблемы с налоговой инспекцией?

Даже если придерживаться всех рекомендаций и не нарушать налоговое законодательство, всё равно гарантировать на 100%, что проблемы с налоговой не возникнут, невозможно. Как минимум потому, что источником проблем и конфликтов далеко не всегда является сам налогоплательщик. Что же делать, если налоговый спор уже возник? Вот несколько рекомендаций:

  • попробуйте уладить конфликт в мирном русле – выясните, в чем причина сложившейся ситуации, возможно, всё можно довольно быстро исправить. Если так – внесите необходимые коррективы, заплатите штраф или недоимку (если они обоснованы), и на этом конфликт будет исчерпан;
  • подайте жалобу на действия сотрудников ФНС – если вы уверены в своей правоте и не хотите выполнять неправомерные требования налоговой, можно попытаться их обжаловать. Для этого подготовьте жалобу, аргументы в свою пользу и направьте документы вышестоящему начальству. Вполне возможно, что после рассмотрения конфликт будет улажен;
  • обратитесь в арбитражный суд – если жалоба не возымела должного действия, остается вариант с подачей искового заявления и отстаивания своих интересов в суде. Понадобится серьезная подготовка, однако шансы выиграть дело достаточно высоки, если вы уверены в собственной правоте и имеете необходимые доказательства.

При улаживании конфликта с налоговой нелишней будет помощь юриста для бизнеса, который не только окажет консультации, но и поможет с обжалованием или подачей заявления в арбитражный суд. Кроме того, участие профессионального юриста существенно повышает шансы на положительное решение.

Заключение

Конфликты с налоговой – неизбежный спутник любой компании, ведущей активную хозяйственную деятельность. Можно пытаться минимизировать риски (например, при помощи качественного юридического обслуживания), однако полной гарантии отсутствия конфликтов никто дать не сможет, потому нужно уметь решать возникшие проблемные ситуации. Помощь грамотного юриста в таких случаях будет очень важной и поможет разрешить спор в свою пользу.

Как избежать проблем с налоговой? Семь заповедей легального бизнеса

«Как избежать проблем с налоговой?». Этот вопрос волнует каждого бизнесмена. Львиная доля нововведений оборачивается не в пользу предпринимателей, а те «стимулы», которыми пытаются успокоить бизнес, не оправдывают ожидания. Однако, головоломка даже не в том, как дышать, когда на шее удавка… Все идет к предельной прозрачности. Соблюдайте 7 заповедей легальной работы и будьте уверены в безопасности своего бизнеса.

Не связываться с фирмами-однодневками

Про связь с «серыми» фирмами написано много статей. ФНС борется и истребляет этот вид «предпринимательской деятельности», а компании, которых уличили в подозрительных союзах, наказывают материально не только на основании НК, а также согласно УК. Попорченная репутация – и вы на крючке у налоговиков до конца существования вашей бизнес-деятельности. Однако, помимо тех, предпринимателей, которые нечаянно напоролись, существуют те, кто целенаправленно заводит темные отношения. И рискует потерять все: от активов компании до собственных счетов, квартир и машин. Поэтому, прежде чем бросаться в омут с головой, взвесьте все «за» и «против». На заметку бизнесменам свод законодательных актов, писем и распоряжений с краткой трактовкой:

  • Письмо ФНС от 3 августа 2016 г. №ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности». Проверка и зачистка всех компаний в ЕГРЮЛ;
  • Письмо ФНС от 02.06.16 № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений». Выявление преступлений по статье 199.2совместно с правоохранительными органами;
  • Закон №325-ФЗ от 3 июля 2016. Изменения, касающиеся уголовного преследовании по экономическим статьям, в частности за неуплату налогов;
  • Письмо ФНС России от 24 июня 2016 года №ЕД-1915/104. Отсутствие записей о контрагенте в ЕГРЮЛ – первый признак налогового риска;
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Любой единоличный исполнительный орган будет отвечать своим личным имуществом за долги компании, а также арест личного имущества и имущества семьи гендиректора, управляющего директора и т.д.;
  • Статья 76 ФЗ от 2 октября 2007 №229-ФЗ, в современной редакции. Если с компании не удается взять недоимки, пени и штрафы, эти деньги будут взысканы с директоров. А также приставы могут потребовать, чтобы компания погасила недоимку по налогам за счет контрагента;
  • ФЗ №134 от 1 мая 2015 года «О внесении изменений в статью 102 НК».Компании обязаны проверять контрагентов на добросовестность по базе данных всех налогоплательщиков страны;
  • И ряд других законодательных новшеств.

Во избежание плачевных последствий проверяйте контрагентов досконально. В чек-листе указаны основные критерии выбора делового партнера: на что стоит обратить внимание, и отсутствие каких пунктов является сигналом к завершению сотрудничества.

2. Не платить зарплату в конвертах

Реальные доходы населения волнуют чиновников не меньше, чем налоги. Вывести из тени все зарплаты страны – одна из главных прерогатив Минфина, тем более контроль за страховыми взносами в 2017 году переходит к ФНС. Роструд также планирует до конца года легализовать более 1 млн. работников. Приверженцам конвертных выплат следует ознакомиться со статьей 199 УК РФ.

Поэтому, используйте грамотные способы оптимизации, посредством заключения договоров гражданско-правового характера, и привлекайте к сотрудничеству ИП. Это поможет сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Также можно создать обслуживающую компанию, деятельность которой попадает под льготу по уплате страховых взносов на основании статьи 58 №212-ФЗ.

3. Регистрировать общество по фактическому адресу

Налоговики стали чаще обращать внимание на совпадение юридического адреса с фактическим. Если адреса не совпадают, данный факт вызывает подозрение у сотрудников фискальной службы. Недавно в компанию «Туров и Партнеры» обратился московский предприниматель. Суть дела была следующей.

Компания зарегистрирована на территории одного из заводов. В ЕГРЮЛ не был указан номер офиса. В связи с чем, налоговики сказали, что приходили по адресу и не нашли данную фирму. И исключили компанию из ЕГРЮЛ. Поэтому, пишите адрес точно, указывая, в том числе, номер офиса, и позаботьтесь о совпадении юридического и фактического адресов.

4. Использовать принцип «Как есть»

Что это означает? Предельная прозрачность. Это основной принцип, обеспечивающий безопасность бизнеса от фискальной системы. А именно:

  • Оформлять первичную документацию и бухгалтерские проводки по сделкам без искажений сути. Закон позволяет называть одни и те же операции по-разному и использовать разные формы уменьшения налогов. Например, персонал использует мобильные телефоны в рабочих целях. Никто не запрещает заключить с сотрудниками договоры и небольшую часть заработной платы выплачивать им в виде компенсаций. И эти выплаты, соответственно, будут выводиться от обложения страховыми взносами. В Налоговом кодексе таких возможностей предостаточно;
  • Оформлять только реальные операции;
  • Не скрывать доходы и расходы, которые признаются налогооблагаемой базой.

Исходя из вышеописанного, придерживайтесь принципа максимальной открытости при ведении бизнеса.

5. Не наглеть: соблюдать принцип разумности

Завышение цен или проявление небывалой щедрости на товары/услуги «дружественных» компаний инспекция выявляет без особого труда. Наравне с чересчур высокими выплатами сотрудникам ИП-шникам по договорам. Это что касается «сверхнаглости».

В целом, любая компания, должна соответствовать признакам самостоятельного лица:

  • Компания должна иметь помещение в аренде или собственности, где оно ведет свою деятельность с целью извлечения прибыли. Исключение: ИП-одиночки, которым в силу особенностей своего бизнеса помещение не нужно;
  • Иметь в штате достаточное количество персонала для производства товаров и услуг;
  • Иметь на балансе лица оборудование, необходимое для производства товаров и услуг;
  • Иметь в собственности технику и мебель, без которой не может обойтись ни одна компания;
  • Извлекать прибыль;
  • Вести чистый документооборот. В договорах должен быть максимально четко прописан предмет договора, ответственность и обязанность сторон. Первичные документация должна быть оформлена в соответствии с законом и вестись в настоящем времени.

6. Создавать группу компаний с учетом деловых целей: налоговая выгода может быть одной из них, но не единственной и основной

  • Выведение из головной компании непрофильных для нее видов деятельности, которые не являются основным видом деятельности, определенным Уставом и зафиксированным в ЕГРЮЛ. Например, фирма производит пластиковые окна и доставляет их потребителям. Помимо этого, она оказывает услуги по перевозке грузов третьим лицам. Соответственно, транспортные услуги не являются основным видом деятельности головной компании, и мешают ведению основной деятельности (усложняют отчетность и учет, оценку качества работы и прочее). Поэтому, логично вывести транспорт на отдельное лицо;
  • Распределение бизнеса по видам деятельности, даже если все они являются доходными, высокорентабельными и основными. Не разумно смешивать абсолютно непохожие виды деятельности: обслуживание оргтехники с продажей авто, производством хлеба, строительством и оказанием парикмахерских услуг. Для каждого направления нужны сотрудники, имеющие узкую специальность;
  • Распределение бизнеса по региональному признаку;
  • Распределение бизнеса по видам деятельности, но уже с точки зрения увеличения ответственности, заинтересованности и мотивации первых лиц созданных компаний, и возможной прибыли группы компаний;
  • Распределение бизнеса по типам потребителей. Например, опт отдельно от розницы, крупный опт разделить с мелким оптом;
  • Вывод из головной компании должностных единиц, «обслуживающих» основной вид деятельности и виды деятельности, которые являются однотипными для всех фирм группы компаний, в целях экономии заработной платы и создания единого центра учета документации, единого центра контроля финансовых и товарных потоков и т.д.;
  • Защита от рейдерства не только со стороны бандитов, но и государственных чиновников прежде всего;
  • Законная экономия на налогах. Но в соответствии с Постановлением Пленума ВАС №53, экономия не может быть единственной деловой целью;
  • Отделение производства товаров от конечной реализации товаров; отделение реализации товаров от реализации и предоставления услуг; разделение работ и производства; разделение услуг и производства и т.д.;
  • Разделение функций «головы» компании, группы компаний. В соответствии с ФЗ «Об ООО» и ФЗ «Об ОАО» функции учредителей и акционеров любого бизнеса сильно отличаются от функций исполнительных органов юридического лица;
  • Выведение на отдельное юридическое лицо разработки, товарные знаки, любое ноу-хау, на которые есть авторские права;
  • И другие деловые цели, связанные со спецификой бизнеса.

7. Следить за изменениями в законодательстве

Статья подготовлена по материалам книги Владимира Турова «Учебник элементарного налогообложения».

Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение

Частнопрактикующий эксперт в области права и управления

специально для ГАРАНТ.РУ

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина “переплата” является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур “зачет излишне уплаченной суммы налога” и “взаимная сверка расчетов”.

В Налоговом кодексе термин “переплата” не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин “переплата” в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы “сумма излишне уплаченного налога” (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

В действительности суммы, формирующие вкладку “Переплата” в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во “внутреннем” учете налоговиков “положительное” (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут “внутренний” учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе “Карточка Расчеты с Бюджетом”, далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно “обнулит” сальдо) только по окончании “декларационной кампании” – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится “положительное” сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как “переплата”. Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): “Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата”.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как “переплата” – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина “переплата” в налоговом праве

Общеизвестно, что “переплата” – это разговорный аналог словосочетаний типа “переплаченная сумма”, “заплатить больше, чем нужно”, “сумма платежей, подлежащая возврату плательщику”.

Таким образом, в нашем случае “переплата” – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это “нештатная” ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая “квази-переплаты” (будем исходить из доминирования интересов “кредитора”, коим является налогоплательщик).

“Квази-переплата” – это когда “переплата” как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая “переплата”. Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса “Камеральные налоговые проверки” (подсистема АИС “Налог-3”) такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких “проколов” регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт “переплаты”?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта”. Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его “согласии” с фактом переплаты). Если же налоговый орган “сомневается” (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: “В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам”.

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов “осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта”.

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам “декларационной кампании”

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. “Прекращенная” камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как “нарушение законодательства о налогах и сборах” (хотя и является “нештатной” ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 “Сумма налога к уменьшению за налоговый период”.

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс “Камеральная налоговая проверка”, а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция “Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)”.

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части “излишне уплаченной суммы налога”) может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт “излишне взысканной суммы налога” подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – “кредитора” в данном правоотношении.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию