Приложение N 2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4
Порядок
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее – обследование).
2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее – ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация), которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – сведения).
5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.
6. При проведении обследования выявляются:
6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:
6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
6.2. Семейное окружение ребенка:
6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.
6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:
6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.
6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.
8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:
оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;
выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.
Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.
10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Что проверяет опека при осмотре квартиры
Задайте вопрос юристу бесплатно!
Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!
Все данные будут переданы по защищенному каналу
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист
Редкий родитель или другой гражданин, воспитывающих детей, рад посещению специалистов отдела опеки. В большинстве случаев посещение воспринимается «в штыки». Это обусловлено непониманием граждан, для чего к ним приходят члены комиссии, проверяют холодильник и шкафы. Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов детей. Рассмотрим, что проверяет опека при осмотре квартиры.
Как опека проверяет жилищные условия ребенка?
Закон предусматривает возможность для специалистов отдела опеки по посещению семей граждан, воспитывающих детей. Однако данные визиты не осуществляются в произвольном порядке.
Закон строго регламентирует категории семей, которые необходимо держать на контроле:
- семьи опекунов;
- семьи приемных родителей;
- социально опасные семьи;
- семьи с детьми (по запросу суда, по жалобам третьих лиц).
Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Проверка осуществляется специалистом отдела опеки самостоятельно или в составе комиссии (представители школы, социальной защиты, КЦСОН, ПДН). Результатом обследования является оформление акта.
Что проверяют?
Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи регламентирован Приказом Минобрнауки РФ от 2009 года № 334.
В процессе проверки специалисты должны установить:
- Состояние здоровья несовершеннолетнего. Ребенок не должен выглядеть истощенным, болезненным. На нем не должно быть следов побоев.
- Внешний вид. Несовершеннолетний должен быть одет в одежду, соответствующую возрасту, сезону и размеру. Внешний вид должен соответствовать гигиеническим нормам (чистая одежда, лицо, волосы).
- Социальная адаптация. Адекватность поведения ребенка в общении с родными и посторонними гражданами, наличие навыков общения.
- Воспитание и образование. Посещает ли несовершеннолетний учебное заведение, соответствующее возрасту и состоянию здоровья. Отсутствие пропусков без уважительной причины.
- Уровень безопасности. Наличие в свободном доступе потенциально опасных предметов (бытовой химии, ножей, уксусной кислоты, медикаментов).
- Состав семьи. Проживает ли с ребенком законный представитель, причины его отсутствия, данные людей, которые проживают совместно с несовершеннолетним.
- Отношения в семье. Круг общения ребенка, семейные традиции и ценности.
- Жилищные условия. Площадь квартиры, место для ребенка (комната, спальное место, место для приготовления уроков).
- Санитарное состояние. Уровень чистоты в квартире.
- Финансовое состояние семьи. Доходы всех членов семьи.
- Обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении детских прав, причинении вреда жизни и здоровью.
Требования органов опеки к условиям проживания
Не нужно думать, что для положительного исхода проверки в квартире необходимо иметь стерильную чистоту и вагон продуктов. Оценка проводится исходя из объективных показателей. Рассмотрим, на что смотрит опека.
Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний, должно соответствовать установленным требованиям.
№ п/п | Требования |
---|---|
1 | Условный порядок в доме |
2 | Наличие спального места для несовершеннолетнего |
3 | Наличие продуктов питания |
4 | Наличие сезонной одежды в соответствии с возрастом и размером |
5 | Наличие приготовленной пищи |
6 | Наличие детской смеси (при наличии в семье ребенка соответствующего возраста) |
7 | Наличие места для приготовления домашнего задания (не кухонный стол) |
Одним из вариантов обследования является приглашение специалистов отдела опеки для проверки приобретаемого жилья. Это возможно, если при покупке используются денежные средства несовершеннолетнего либо продают его долю в другой квартире.
Периодичность проверок семьи опекуна
В соответствии с Постановлением Правительства от 2009 года № 423, специалисты отдела опеки обязаны посещать по месту проживания всех подопечных.
Документ предусматривает следующую периодичность посещения:
- в течение 30 дней с момента назначения опеки – 1 раз;
- в течение 12 месяцев с момента назначения опеки – ежеквартально;
- по истечение 12 месяцев с момента назначения опеки – 1 раз в полугодии.
Проверки, которые указаны в нормативном акте, являются плановыми. Они устанавливаются заранее, на следующий календарный год.
Однако отдел опеки имеет право посетить дом опекуна в любое время при наличии сигнала о нарушении детских прав. В этом случае специалист обязан предъявить приказ о проведении внеплановой проверки.
Периодичность проверок семьи усыновителей
Проверки семей усыновителей проводятся в случае усыновления ребенка, оставшегося без родительского попечения. Не предусматривается контроль за семьями, которые прошли внутрисемейное усыновление.
Специалисты отдел опеки посещают семью опекуна со следующей периодичностью (срок исчисляется с момента вступления в силу решения суда):
- в период от 5 до 7 месяцев;
- в период с 11 до 13 месяцев;
- в период с 23 до 25 месяца;
- в период с 35 до 37 месяца.
По истечение 3 лет, необходимость проведения плановых проверок устанавливается, исходя из конкретной ситуации.
Причины для проверки семей с кровными детьми
Бытует мнение, что специалисты опеки посещают семьи, чтобы отобрать детей. Однако почти всегда кровные семьи готовы к посещению специалистами отдела опеки.
Родители прекрасно знают причины появления комиссии на пороге:
- конфликт с супругом при разводе;
- конфликт с педагогами;
- проблемы с соседями;
- отказ от прививок или альтернативное лечение ребенка;
- сигнал от организации или от посторонних граждан.
Зачастую внезапное посещение вызвано сигналом от соседей или третьих лиц. Не реже обследование провоцируют недовольные родственники.
Пример. В отдел опеки поступил сигнал от гражданки Д., что бывшая жена ее сына находится в состоянии алкогольного опьянения уже 3 дня, в доме нет еды, дети после школы приходят к ней. Забрать из дома чистую одежду для школы и учебники невозможно. С матерью находится новорожденная дочка. Специалисты отдела опеки выехали по сигналу. При посещении жилого помещения выяснилось, что информация не соответствует действительности. Женщина не имеет признаков алкогольного опьянения, жилье находится в порядке, продукты для детей в наличии. Как пояснила мать детей, они с супругом находятся в стадии развода. Свекровь желает, чтобы дети остались с отцом. Поэтому неоднократно делала такие сообщения в разные органы.
Образец акта обследования жилого помещения опекуна
Бланк акта установлен Приказом Минобрнауки РФ от 2009 года № 334. Документ составляется в письменной форме. Акт оформляется в 2 экземплярах в течение 3 дней с момента обследования. Один из которых передается гражданам.
В случае, если гражданин не согласен со сведениями, которые указаны в акте, он имеет право обратиться в суд. Например, если специалисты предъявляют завышенные требования к жилому дому.
Документ должен включать следующие сведения:
- бланк отдела опеки;
- название документа;
- дата оформления;
- данные родителя несовершеннолетнего (в случае его отсутствия, указываются данные другого законного представителя или любого совершеннолетнего лица);
- информация о несовершеннолетнем;
- реквизиты свидетельства о рождении (для детей в возрасте от рождения до 13 дет);
- реквизиты детского паспорта (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
- информация о матери ребенка и ее участие в жизни ребенка;
- информация об отце несовершеннолетнего и его участие в детской жизни;
- состоят ли родители в браке;
- подробная информация о ребенке (состояние здоровья, социальная адаптация, внешний вид, воспитание и образование);
- семейное окружение;
- социальные связи (родственники, соседи, друзья);
- лицо, фактически осуществляющее надзор за несовершеннолетним;
- жилищные условия (санитарное состояние, наличие места для несовершеннолетнего, качество дома, площадь, благоустройство);
- информация о доходах семьи;
- сведения об имуществе ребенка;
- результаты опроса родителей и других жильцов;
- условия, которые несут угрозу для ребенка;
- выводы;
- подписи специалистов.
Образец бланка акта ЖБУ, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 2009 года № 334
Проведение обследования жилого помещения требуется с целью защиты детских прав. Поэтому принимающая сторона должна проявить участие и предоставить все условия для быстрого и качественного проведения обследования. В случае, если специалисты отдела опеки отражают в акте недостоверные сведения, родители имеют право обжаловать акт в суде. Для этого вам может понадобиться помощь юриста. Специалист нашего сайта окажет поддержку в режиме онлайн. Просто опишите ситуацию в форме связи.
- В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
- Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Акт обследования жилищных условий
В сфере защиты прав несовершеннолетних детей предусмотрена возможность осмотреть место его проживания и составить акт обследования жилищных условий. Такой документ составляется и при усыновлении ребенка, поступлении жалобы в государственный орган, правоохранительные органы, оформления опеки и попечительства и т.п. Одной из обязанностей классного руководителя в образовательных учреждениях является проверка условий, в которых растут и воспитываются его ученики. Кстати, акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться и в отношении работников организации при наличии необходимости.
В общем случае официальных требований к содержанию актов нет. Однако Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 установлен специальный порядок и введена форма акта при проведении обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
Пример акта обследования жилищных условий
Акт обследования жилищно-бытовых условий
20 апреля 2017 г. г. Жуковский Московская область
Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,
20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.
Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.
Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.
Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны. Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.
Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.
Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.
Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.
Для чего составляется акт обследования жилищных условий
Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.
Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений о лишении родительских прав, их восстановлении, определении местожительства ребенка, усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.
От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании жалобы соседей, обращения врача.
Содержание акта обследования жилищных условий
Акт обследования жилищных условий составляется в свободной форме, а структура его определяется целью. Общим требованием к такого рода документам (чтобы иметь силу доказательства по гражданскому делу или иметь юридическое значение) является:
- Наличие даты проведения проверки жилищных условий. Она может совпадать с датой составления акта, а может отличаться (акт должен быть составлен не позднее 3 дней после посещения жилья)
- Наименование документа (акт), дата и место его издания
- Члены комиссии и цель проверки (проверяем ученика, в связи с жалобой от соседей и т.п.)
- Объект исследования (адрес) и характеристика жилья (дом, квартира, площадь, сколько комнат, кому принадлежит, в каком доме расположена, благоустроенность и т.п.)
- Кто проживает в квартире – состав семьи, другие родственники или иные совместно проживающие лица, иногда место их работы и доход, поведение, внешний вид
- Наличие домашних животных, чистота, обустройство и т.п.
Документ может содержать выводы и заключение о соответствии жилищных и санитарных условий нормам. Подписывается акт обследования жилищных условий только членами комиссии, но лица, чьи жилищные условия проверялись, и их законные представители имеют право ознакомиться с документом.
Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4
Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях.
Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.
Что выясняется при проведении обследования
При проведении обследования выявляются:
1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:
- Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
- Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
- Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
- Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
- Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
- Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
2. Семейное окружение ребенка:
- Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
- Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.
3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:
- Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
- Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
- Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.
4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.
Оформление результатов
По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий:
- оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;
- выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
- выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.
Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.
При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Уточняющие вопросы по теме
Из скольких человек должна состоять комиссия?
Акт проверки жилищно-бытовых условий
Моя сестра не может иметь своих детей. Не так давно она с мужем приняла решение взять ребенка из детского дома. Им придется пройти много разных процедур и оформить множество документов. Одной из важных операций является проверка условий проживания и составление специального акта об обследовании жилья. Все прошло достаточно успешно, и теперь я в подробностях могу рассказать, как составляется документ и как осуществляется проверка. В этой статье вниманию представлена информация:
- Основания для проведения обследования;
- Порядок проведения процедуры;
- Правила составления акта;
- Факторы, которые принимаются во внимание;
- Контролирующие органы;
- Законодательное регулирование.
Основания для проведения проверки
Причинами для проведения проверки и для составления акта обычно служат просьбы граждан и плохая репутация семьи. Они могут быть оформлены в письменной форме или переданы устно. Среди главных оснований можно отметить:
- Необходимость в улучшении жилья.
- Оформление официальной опеки над родственником, который является недееспособным. Здесь важно понять, соответствуют ли жизненные условия принятию в дом недееспособного.
- Смена места проживания и переезд на новый адрес. После переезда ребенок идет в новую образовательное учреждение, чтобы определить новые условия, проводится проверка.
- Осмотр ребенка на предмет травм у ребенка или признаков насилия.
- Изучение дел, напрямую связанных с лишением прав и их восстановлением.
- Оценка количества средств в семье при планировании усыновления.
- Наличие подозрений на низкокачественное исполнение возложенных обязанностей.
Подобные проверки возникли не на пустом месте. В России есть достаточно много семей, которые живут в сложных материальных и жилищных условиях.
В подобных семьях ребенку нечего покушать, негде играть, спать и делать уроки. Именно по этой причине специальные организации проводят определенные проверки в таких семьях.
Главной целью проверок условий проживания является оказание влияния на нерадивых взрослых.
Сотрудники опеки стараются вызвать у родителей желание изменить свою жизнь и проживание ребенка к лучшему.
Как проводится обследование?
Особого порядка проведения проверки нет. Данная процедура осуществляется в индивидуальном порядке. Сотрудники тщательно обследуют помещение, чтобы получить ответы на такие вопросы:
- Фиксация особенностей проживания.
- Оформление заключения.
Единственным требованием, которое относится к порядку обследования, является строго соблюдаемая конфиденциальность.
На основании проведенной проверки сотрудники могут сделать следующие выводы:
- Оценка условий и особенностей проживания;
- Вывод о факторах, которые мешают ребенку;
- Наличие или отсутствие контроля родителей;
- Составление рекомендаций по защите детей.
Комиссия по обследованию
Экспертиза, связанная с проверкой жилья, делается на протяжении трех дней. Существует определенный состав комиссии, который часто зависит от предварительно поставленной цели. В большинстве случаев в проверочную группу входят такие должностные лица, как:
- Участковый.
- Сотрудники опеки.
- Воспитатели и учителя.
- Сотрудники ЖЭКа.
- Человек, от которого поступило сообщение.
Цели проверки жилищных условий
Обследование осуществляется для того, чтобы:
- Получить доказательства того, что родители выполняют свои обязанности плохо или не исполняют совсем;
- Защита прав ребенка;
- Признание родителей неспособными отвечать за невыполнение обязанностей;
- Определение причины отказа родителей вернуть ребенка из детских социальных организаций.
Вне зависимости от поставленной цели, по факту проверки составляется специальный акт.
Что проверяется при обследовании?
При осуществлении проверки очень важно провести оценку следующих важных факторов.
Общее состояние здоровья
Сотрудникам обязательно нужно знать:
- Есть ли у ребенка заболевание.
- Соответствует ли развитие реальному возрасту.
- Необходимость в медицинской помощи.
- Подвергается ли ребенок физическому насилию.
Наличие одежды и ее состояние
В данном случае проверяется фактор соблюдения гигиены в семье. Обувь и одежда должны соответствовать достигнутому возрасту.
Социальная адаптация и навыки
В данную категорию проверки входит изучение вопросов:
- Умение находить общий язык с родными;
- Обслуживание себя;
- Поведение в соответствии с требованиями общественности.
Образование
Данная область проверки является очень важной. Члены комиссии должны получить ответы на такие вопросы, как:
- Наличие возможности посещать образовательное учреждение.
- Соблюдение обычного режима дня.
- Занятость в свободное время.
- Наличие или отсутствие возможности развиваться.
Отношение к ребенку
Осуществляется проверка, сколько человек проживает в квартире. Важно, насколько ответственно каждый из них относится к ребенку и как близок к нему.
Обеспечение безопасности бытовых условий
Сотрудникам опеки важно проверить соответствие таких важных факторов, как:
- Опасные предметы и лекарства должны находиться в недоступных местах.
- Отсутствие неприятных запахов и присутствие уголка для занятий.
- Определение доходов семьи, наличие собственности и личного имущества.
- Отсутствие в семье факторов унижения ребенка и жестокого обращения с ним.
Акт обследования
На основании грамотно проведенной проверки сотрудники комиссии составляют специальный документ. В нем содержится следующая информация:
- Дата проведения обследования.
- Место оформления и название главной организации.
- Состав комиссии и цели процедуры.
- Адрес, по которому была проведена проверка. Обязательно прописывается собственник жилья.
- Прописываются все члены семьи, проживающие в доме или в квартире.
- Пишется информация о том, соответствует или нет жилье установленным нормативам.
В документе ставятся подписи каждого сотрудника комиссии, руководителя органов опеки.
Сроки оформления отчета
Акт оформляется на протяжении трех рабочих дней от даты проведенной проверки. Документ составляется в двух экземплярах. После оформления копия передается родителям. Данный процесс должен быть осуществлен на протяжении трех дней.
Если родителей не устраивает зафиксированный результат проверки, они могут оспорить его через суд.
Если же проверка показала, что ребенок проживает в ненадлежащих условиях, если не получает должного попечения, сотрудники комиссии сообщают об этом опеке в течение суток.
Контролирующие органы
Существует организация, задачей которой является осуществление контроля за правильностью составления акта. Речь идет об органах опеки. Ее сотрудники также несут ответственность за полное исполнение установленных предписаний.
Многие контролирующие организации должны оценивать условия проживания малолетнего или недееспособного. Все связанные с этим мероприятия направлены исключительно на то, чтобы проверить безопасность ребенка и его возможность полноценно и всесторонне развиваться.
Если родители не исполняют положенных обязанностей, это будет важным напоминанием, что давно пора остепениться.
Законное регулирование
Правила и условия содержания ребенка регулируются разными законами:
- Конвенция о правах ребенка от 15.09.1990.
- Конституция РФ – ФКЗ No 6, 7, 2.
- Семейный кодекс РФ – ФЗ No 223, ст 56, 63, 77-79.
- Гражданский кодекс РФ – ФЗ No 51 ст 32, 35.
- Уголовный кодекс России – ФЗ No 63.
- Федеральный закон No 48.
Также принимается во внимание Постановление Правительства РФ и приказ министерства науки и образования.
Акт обследования (проверки) жилищных условий. Образец 2019 и правильное составление
Данный Акт составляется по форме, указанной ниже. А вот цели его составления могут немного отличаться: это может быть как основание для последующего улучшения жилищных условий в вашей семье (в связи с тем, что они признаны плохими, не соответствующими нормам проживания, метража, состояния жилого фонда, признания вашей семьи малоимущей или в семье есть серьезные заболевания обеспечителей), так и для выяснения моральной обстановки в семье, где проживает несовершеннолетний или пенсионер.
Акт обследования условий проживания — это документ, описывающий жилищные условия заявителя или иного лица.
В нем указываются сведения:
- тип планировки;
- общее состояние дома и квартиры;
- качество ремонта;
- наличие и перечень коммуникаций;
- тип отопления и т.д.
Также документ может содержать сведения о самой семье, о психологической обстановке в квартире, взаимоотношениях родителей и детей.
Пример акта обследования жилищных бытовых условий
Образцы Актов (можно скачать в формате Word, doc):
Акт обследования
жилищно-бытовых условий
20 апреля 2018 г. г. Жуковский Московская область
Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,
20 апреля 2018 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.
Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.
Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.
Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны. Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.
Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.
Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.
Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.
Цель и повод составления Акта обследования
Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.
Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений о лишении родительских прав, их восстановлении, определении местожительства ребенка, усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.
От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании жалобы соседей, обращения врача.
АКТ обследования жилищно-бытовых условий
Комиссия в составе: ________________________________________ проверила жилищно-бытовые условия гражданина _________________________________ .
( ФИО ) работающего в __________________________________ в должности __________________________, проживающего в доме № _________________________________ квартира № _____ по улице __________________________________________ на жилой площади __________________________.
Дом принадлежит _________________________________.
жилая площадь, на которой проживает _________________________________, состоит из комнат _____ кв. м, размер каждой комнаты: _____ кв. м, _____кв. м на _____этаже в _____ этажном доме.
Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п. в нормальном состоянии, ветхий, аварийный комнаты сухие, светлые, проходные, количество окон и прочее) __________.
Благоустройство дома и данной жилплощади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ____________________.
Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания при наличии в семье несовершеннолетних детей, которые посещают какие-либо учебные заведения.
Дата обследования: _____________________ г.
Ф.И.О. должность специалистов, проводивших обследование:
Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:
Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МБ(А)ОУ “ СОШ № ___ ”
1. Сведения о родителях (опекунах)
Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы
Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы
2. Сведения о несовершеннолетних
2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).
2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.
2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии или на обидах, замкнутости. Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).
2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая ( если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.
3. Жилищно-бытовые условия:
3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки ( хрущевка , “ гостинка “), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м
3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).
3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).
4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.
Выводы:
1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)
2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)
3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).
Рекомендации:
1. Обеспечить уход за детьми
2. Уборка квартиры, комнаты ребенка
3. Помощь в подготовке дом.заданий
Что должен содержать в себе Акт
Акт обследования жилищных условий составляется в свободной форме, а структура его определяется целью. Общим требованием к такого рода документам (чтобы иметь силу доказательства по гражданскому делу или иметь юридическое значение) является:
- Наличие даты проведения проверки жилищных условий. Она может совпадать с датой составления акта, а может отличаться (акт должен быть составлен не позднее 3 дней после посещения жилья)
- Наименование документа (акт), дата и место его издания
- Члены комиссии и цель проверки (проверяем ученика, в связи с жалобой от соседей и т.п.)
- Объект исследования (адрес) и характеристика жилья (дом, квартира, площадь, сколько комнат, кому принадлежит, в каком доме расположена, благоустроенность и т.п.)
- Кто проживает в квартире – состав семьи, другие родственники или иные совместно проживающие лица, иногда место их работы и доход, поведение, внешний вид
- Наличие домашних животных, чистота, обустройство и т.п.
Документ может содержать выводы и заключение о соответствии жилищных и санитарных условий нормам. Подписывается акт обследования жилищных условий только членами комиссии, но лица, чьи жилищные условия проверялись, и их законные представители имеют право ознакомиться с документом.
Если ребенок несовершеннолетний и цели Акта обследования
Обследовать жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего ребенка требуется в нескольких случаях:
- Ребенок постоянно нарушает дисциплину в школе: участвует в драках, оскорбляет сверстников и учителей), на него поступают жалобы от педагогов, учеников, родителей, приходит в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. Несовершеннолетний говорит о суициде, предпринимает попытки свести счеты с жизнью, угрожает взрослым и детям.
- Ребенок нарушил закон. И на него заводят дело в полиции, ставят на учет в детской комнате.
- Несовершеннолетний изымается из семьи. И на данный момент решается вопрос о его дальнейшем месте жительства
- Семья усыновляет ребенка. Для чего требуется оценка жилищных условий, где будет проживать несовершеннолетний
- Семья меняет место жительства. И органами по делам несовершеннолетних требуется оценить состояние новой квартиры (не ухудшаются ли условия проживания и не будут ли ущемлены права ребенка)
- На родителей поступила жалоба: о жестоком обращении с ребенком.
- Ребенок обратился в медицинское учреждение: после получения бытовой травмы. Обследование жилищных условий требуется для выяснения причины нанесения телесных повреждений.
В какие места нужно предоставить данный Акт
Акт обследования предоставляется по запросу в несколько организаций:
- В Cобес: для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Точнее, понятие “Собес” из СССР уже нет, сейчас под этим термином подразумеваются Органы социальной защиты. Чтобы получить субсидию или льготу, гражданин обращается в местный отдел соцзащиты. Кроме того, в больших городах существуют различные многофункциональные центры, где тоже можно все оформить.
- В Государственную жилищную инспекцию: для оформления субсидии на улучшение жилищных условий
- В органы опеки и попечительства (в том числе отдела образования): для усыновления ребенка из детского дома и при систематических нарушениях прав ребенка
- В школу, представителям по делам несовершеннолетних: при неудовлетворительном социальном поведении ребенка
Встать на очередь для получения субсидии и улучшения жилищных условий без составления данного акта не получится.
Поэтому запрос на создание комиссии нужно делать заблаговременно.
Помните:
- Для участия в государственной программе по улучшению жилищных условий. Требуется справка (это и есть Акт, его называют справкой или Актом) о проверке жилищных условий. Акт является одним из вариантов оформления документа данного типа, поэтому имеет равную силу. Разница заключается в том, что акт содержит более детальную информацию о состояние квартиры или частного дома. В документ также могут вписать об имеющейся задолженности по коммунальным платежам, если в этом есть необходимость.
- Проводиться проверка жилищных условий может как по предварительной договоренности о времени прихода комиссии, так и внезапной. Второй вариант распространен при изучении места жительства несовершеннолетнего, когда необходимо изучить уровень жизни и типичную для семьи обстановку.
- Если владелец жилья не согласен с составленным актом, то он может обжаловать документ в Жилищной инспекции. При удовлетворении требования организуется повторная проверка.
- Акт жилищного осмотра имеет ограниченный срок действия. Через 30 дней документ придется переделывать.
Действующие программы
Составленный акт обследования жилищных условий нуждающейся семьи позволяет принять участие в государственных программах:
- «Доступное жилье молодой семье»;
- «Доступное жилье молодым учителям»;
- «Военная ипотека».
Для участия в государственной программе необходимо нуждаться в улучшении жилищных условий:
- Проживать в доме: находящемся в аварийном состоянии
- Арендовать квартиру: и не иметь в собственности жилья
- Проживать с детьми: в маленькой квартире
Регулирующие законы
Несколько лет назад в законодательстве появились изменения, благодаря которым малоимущие граждане получили возможность улучшить условия проживания за счет государства.
Жилищный Кодекс РФ определяет список граждан, какие имеют право на получение безвозмездной жилищной субсидии. В него включены лица, вынужденные проживать в помещениях непригодных для нормального проживания и при этом не подлежащих ремонту. Также помощь оказывается гражданам с серьезными заболеваниями, детям-сиротам.
Полный текст жилищного Кодекса РФ по ссылке ниже:
В ст.52 ЖК РФ сказано, что для получения господдержки гражданин обязан собрать пакет документов. В обязательном порядке в него включается справка о проверке жилищных условий. Собранные бумаги подаются в социальные органы по месту жительства. Акт проверки жилищных условий это неотъемлемая часть пакета документов при судебном разрешении вопросов, касающихся условий жизни ребенка.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе .
При составлении для МВД
Акт о проверке жилищных условий несовершеннолетнего для предоставления документа в МВД составляется в случаях когда:
- Семья признана неблагополучной. И состоит на учете участкового инспектора
- Есть основания предполагать, что ребенок замешан в противозаконных деяниях. Что обусловлено неблагополучной атмосферой в семье
- Неоднократно поступали заявления от соседей. Или неравнодушных граждан о нарушении прав ребенка (отсутствие присмотра, избиения, материальная необеспеченность и т.д.)
Если по итогам проверки возникают спорные ситуации, возможно привлечение Санэпидемнадзора, Гостехнадзора, Госстройнадзора, БТИ.
Пример заполненного Акта из Департамента социальной защиты
Акт материально-бытового обследования (Пример 1)
Еще один вариант такого акта:
Акт социально-бытового обследования
Акт обследования из органа опеки и попечительства отдела образования
Берите эти примеры за основу для составления своего собственного Акт или Справки.
Обследования жилищно-бытовых условий сторон об определении места жительства ребенка
Статья посвящена рассмотрению проблем обследования жилищно-бытовых условий ребенка при раздельном проживании родителей. Ключевые слова: место жительство ребенка, участие органов опеки и попечительства, государственные органы, гражданское судопроизводство, жилищно- бытовые условия. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей бывшие супруги могут определить сами между собой по взаимной договоренности.
При желании могут составить письменное соглашение, в котором могут предусмотреть особые обстоятельства, и заверить его у нотариуса. В случае невозможности мирного урегулирования данного вопроса, спор об определении места жительства ребенка рассматривается районным судом.
При определении вопроса, с кем и где ребенку жить, учитываются в частности такие юридически значимые обстоятельства, как: – жилищные условия каждого родителя, с кем будет жить ребенок, с учетом нынешнего семейного состояния родителя (наличие или отсутствие новой семьи, наличие других детей, пол этих детей, возраст, площади жилья и соответствие её нормам, количество комнат, столов для занятий, спальных мест, шкафов, игрушек, наличие телевизора, компьютера, в собственности родителя находится жилье или в аренде); – с кем до подачи иска проживал ребёнок; – приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые физически могут помочь родителю в любое время в его воспитании; – морально- психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; – реальная возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, развития и образования (материальное положение, уделение времени ребенку); – характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком; – привязанность ребенка к лицам, у которых он будет жить и находиться; – привычный круг общения ребенка (школа, детсад, друзья, воспитатели, учителя); – возможность своевременного получения медицинской помощи; – удобство расположения детсада, школы, больница, поликлиника, спортклубы, секции; – удобство и возможность ребенка заниматься своим хобби, видом спорта, и посещать такие учреждения или заведения, кружки и клубы интересов1 .
При решении вопроса об определении места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей для объективного и полного исследования и установления обстоятельств дела проводятся судебно- психологические, судебно-психиатрические, комплексные психолого- психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально- психологические экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, в ходе которых выявляются психологические особенности каждого из родителей и ребенка, дается психологический анализ семейного конфликта, определяется степень психологического влияния на ребенка со стороны каждого родителя.
Одной из доказательных процедур является обследования жилищно- бытовых условий сторон об определении места жительства ребенка. Данная процедура реализуется сотрудниками органов опеки и попечительства. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» указано, что суд при решении вопроса о месте жительства ребенка должен учитывать также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. Ни одно из указанных обстоятельств не является определяющим при решении вопроса. К оценке любых обстоятельств суд относится «творчески». Любые обстоятельства оцениваются в совокупности. Например, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» прямо указано, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя. Материально-бытовое положение должно быть достаточным. Достаточность – понятие относительное2 .
Зачастую родители бывают не искренни, лукавят, предоставляя суду неправдивые сведения. В случае намеренного злоупотребления интересами малышей с их стороны, органы опеки и попечительства обязаны установить нарушение и обеспечить защиту прав детей. Наличие противоречий интересов детей и родителей или явных злоупотреблений со стороны последних, дает право органам опеки, в соответствии п.2 ст.64 СК РФ, назначить лицо, которое будет осуществлять представительские функции для защиты прав несовершеннолетних и их законных интересов. Сотрудник опекунского совета проводит обследование условий, в которых проживает ребенок и его мама с папой. Полученные сведения представляет суду, что необходимо для всестороннего рассмотрения и вынесения объективного решения по делам об определении места жительства несовершеннолетних.
Данные должны соответствовать определенным требованиям и быть оформлены в виде акта обследования условий жизни. Жилье может быть в собственности, в пользовании по договору социального найма, по договору коммерческого найма, найма служебного жилого помещения, договору безвозмездного пользования, в жилое помещение родитель ребенка может быть вселен в качестве члена семьи собственника или нанимателя и т.д. Не имеет принципиального значения, на каком основании родитель ребенка имеет право пользоваться жилым помещением. Жилье должно быть достаточно благоустроенным применительно к условиям местности в которой проживает ребенок. В крупном городе логично требовать всех удобств.
Если же речь идет о сельской местности, где большинство живет в деревянных домах с удобствами на улице, достаточно иметь такое жилье. Перечень требований, которым должно отвечать жилое помещение, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Должны быть условия для жизни ребенка. К таким условиям относятся отдельное спальное место, детская одежда, игрушки, письменный стол или место для занятий для школьников, продукты питания.
Все это проверяют органы опеки и попечительства при обследовании жилищно-бытовых условий1 . Местный орган опеки обязан установить и указать в документе по каждой из сторон – материальный уровень (доход) для обеспечения потребностей ребенка; – общий вид жилого помещения – соблюдение правил гигиены, качество и соответствие возрасту ребенка одежды и обуви, имеется ли отдельное специально оборудованное место для занятий и отдыха; – общее состояние здоровья детей, необходимость медицинского обслуживания, адекватность поведения, существуют ли признаки насилия над ребенком, угроза его жизни и здоровью; – условия для организации процесса обучения, полноценного сна и отдыха; – соблюдение безопасности, отсутствие открытого доступа к предметам повышенной опасности; – окружение, состав, уклад жизни, психологическая обстановка в семье, в которой будет проживать несовершеннолетний.
В ходе проводимого обследования и установления объективных данных представитель опеки проводит беседу с детьми, родителями, опрашивает членов семьи, соседей, изучает поведение ребенка, расположенность к матери/отцу, при необходимости инициирует психологическую экспертизу1 . Акт о проведенном обследовании условий проживания у каждой из сторон необходимо представить в суд. От установленных фактов будет зависеть заключение органа опеки, чтобы в ходе рассмотрения дела по существу правильно определить место жительства2 .
Решение суда об определении места жительства ребёнка должно быть мотивированным, в котором должно быть изложено, почему одни доказательства приняты во внимание для обоснования вывода суда, а другие отвергнуты, почему тем или иным доказательствам отдано предпочтение. В ином случае, решение суда считается незаконным и оно может быть оспорено и пересмотрено в суде вышестоящей инстанции. Поэтому изучаемая процедура обследования жилищно-бытовых условий каждой из сторон должна быть проведена тщательнейшим образом, т.к. в противном случае недоработка сотрудников органов опеки и попечительства может исказить представление суда о реальном положении в конкретном споре.
Список литературы 1.Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред от 28.03.2017) // СПС «КонсультантПлюс» 3.Мурадьян Э.М. Судебное право (в контексте трех процессуальных кодексов). М., 2003. 4.Смолина Л. А. Правовое регулирование правоотношений супругов и бывших супругов. — М.: СГУ, 2006. 5. Соловьева Т. В., Чуксина А. Д. Определение места жительства детей как вид обеспечительных мер // Новый юридический вестник. — 2017 6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СПС «КонсультантПлюс» 7. Пашкова В. А. Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011