Составление отзыва: особенности и содержание

Примерный план и образец написания грамотной рецензии

Примерный план и образец написания грамотной рецензии

С рецензией близко знакомы студенты, аспиранты и преподавательский состав высших учебных заведений. Все потому, что отзыв на написанную работу — это зачастую одно из условий ее публикации в журналах. Грамотную рецензию написать довольно непросто, ведь это часть научной работы, к написанию которой существуют определенные требования. Только тогда работу заметят в научных кругах и оценят по достоинству.

Характеристика рецензии

Прежде чем приступать к написанию рецензии, необходимо знать основные характеристики и параметры этого текста. Рецензией называют письменный разбор научной работы или авторского произведения, который выполняется сторонним, но компетентным человеком, и содержит в себе краткий анализ и оценку работы.

Такой анализ часто требуется перед публикациями в серьезных изданиях. Некоторые журналы принимают к рассмотрению работы с двумя и более рецензиями.

Рецензент — человек, который не связан с автором, но знаком с темой и работает в той же сфере. Его оценка должна быть:

  • актуальной, то есть соответствовать современным научным и социальным реалиям;
  • завершенной, это должно быть целостное исследование, которое начинается с постановки задач и целей и завершается их решением;
  • обоснованной, ведь любой результат нужно обосновать, используя определенные инструменты — конкретные методы и эксперименты;
  • структурированной, с наличием разделов и подразделов, они могут быть посвящены актуальности, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе и так далее;
  • понятной, то есть язык статьи должен быть понятен средним специалистам в той или иной сфере;
  • компактной, не чрезмерно объемной;
  • научной, все исследования рецензент должен проводить с точки зрения ученого;
  • лаконичной, сформулированной четкими, доступными словами и фразами.

Таким образом, главная задача рецензента — объективно оценить достоинства и недостатки произведения, а именно его стиль, лексику, рифму, содержание. Также рассматривается соответствие критериям оформления библиографии, составления аннотации, анализируются ключевые слова работы и ее объем.

Разновидности отзывов

Рецензирование текста может быть разным и чаще всего зависит от самой работы и цели, с которой она была написана. Рецензия может быть:

  • внутренняя — такой документ составляется научным руководителем вуза, в котором обучается автор работы;
  • внешняя — работу оценивают редакторы журналов, а также члены редакционной коллегии, которые уже имеют ученую степень; некоторые компании требуют сделать рецензии у специалистов с определенным количеством публикаций в журналах за последние годы.

Кроме этого, рецензией часто выступают такие сочинения, как развернутая аннотация, эссе, обзор или критическая статья. Каждое из этих произведений ставит перед собой определенные цели и задачи. К примеру, аннотация направлена на изучение особенностей содержания и композиции, а эссе — это просто размышление на тему, которую поднимают в основном тексте.

Также рецензии часто разделяют на три уровня, а именно:

  1. Произведения конкретного писателя без привязки к эпохе и другим сочинениям.
  2. Произведения в контексте других произведений автора.
  3. Произведения в контексте литературной эпохи.

Выбор уровня зависит в первую очередь от целей, которые преследует автор основной публикации, а также от компетентности и мастерства рецензента. Так, на первом уровне рассматриваются достоинства и недостатки конкретного текста. На втором — мастерство писателя в сравнении с его другими сочинениями. На третьем уровне произведение рассматривают более глубоко — в контексте актуальных тем и проблем эпохи, с целью выявить самобытное и новаторское в творчестве писателя и оценить его место в мировой литературе.

План написания

Составить грамотную рецензию можно несколькими способами. Это может быть короткий текст с несложной структурой, так и более развернутое сочинение, которое будет рассматривать произведение автора подробно, с использованием цитат.

Простой план для написания рецензии включает такие пункты:

  1. Вступление.
  2. Впечатления рецензента о произведении.
  3. Выявление проблемы, которая раскрывается в тесте и степень ее важности.
  4. Выводы.

Такая несложная структура больше подойдет студентам и рецензентам-новичкам, которые только вникают в то, как пишется рецензия и не имеют солидного опыта для критики. Если опыт уже наработан, то можно использовать развернутый, более подробный план с такой конструкцией:

  1. Сведения о произведении.
  2. Актуальность и важность проблемы, которая описывается автором.
  3. Краткий анализ содержания и основных аспектов произведения.
  4. Личные впечатления от работы и исследования.
  5. Критика и обсуждение отрицательных сторон.
  6. Заключение и выводы.
Читайте также:
Соседи не согласны с размером компесации, что делать

Исходя из перечисленных пунктов можно утверждать, что грамотная рецензия должна обязательно включать в себя не только библиографическое описание произведения и пересказ содержания, но и объективную оценку рецензента, а также комплексный анализ текста (особенности композиции, смысл названия, стиль автора и его мастерство в изображении героев).

В заключении должна кратко, но четко излагаться информация об актуальности произведения и основной мысли рецензии. Допускается выражение личных мыслей рецензента, особенно если он глубоко осведомлен в теме произведения.

Объем рецензии зависит от темы произведения и научной дисциплины. Зачастую отзыв рецензента занимает примерно от трех до четырех тысяч печатных знаков, что соответствует 1,5−2 страницам текста, напечатанного 12 шрифтом.

Советы и типичные ошибки

Составление рецензии зачастую занимает значительное количество времени, особенно если рецензент заинтересован выполнить работу качественно и не навредить автору. Поэтому важно знать, с чего же начать процесс и как правильно писать рецензию.

Во-первых, нужно начать с изучения самого произведения, его качества и занимательности сюжета. Во-вторых, с изучения подобных отзывов и рецензий, если у рецензента нет достаточного опыта. Пример написания рецензии поможет понять структуру и основные аспекты, на которые стоит обратить внимание, а именно:

  • однородность стиля и тона рецензента;
  • обязательное указание всех положительных сторон текста (художественные находки и так далее), а также отрицательных (к примеру, грамматических ошибок);
  • подробное и обоснованное изложение всех мыслей и чувств с использованием цитат и выдержек из основного текста;
  • обязательное использование специальной лексики и устойчивых выражений, к примеру, «научное исследование посвящено следующей проблеме…», «можно указать на несовершенство статьи в том…».

Следует также изучить типичные ошибки при написании такого теста и стараться избегать их. Основными промахами в составлении критических отзывов являются пересказ текста вместо его анализа, отсутствие аргументации, использование ненормативной лексики и фамильярность по отношению к автору, а также неясная позиция самого рецензента.

Не стоит без надобности перегружать текст рецензии биографическими и историческими сведениями, использовать сложные литературные термины. При указании недостатков важно перечислить и положительные стороны публикации или произведения, акцентировать внимание на удачных тезисах автора.

В выводах стоит указать общую оценку статьи и четко сформулировать мнение в отношении произведения, публикации или исследования. Готовый образец и план рецензии может значительно облегчить работу, а именно составить отзыв в соответствии со всеми критериями и определиться с формулировками. Грамотно и верно написанная рецензия поможет не только наработать опыт рецензенту, но и указать на достоинства произведения. А лаконичный и объективный отзыв — это гарантия публикации и привлечения новых читателей.

Как написать отзыв. В помощь школьникам

В последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.

Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.

Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.

Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?

Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило – и почему.

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно “зацепили”: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки – объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

  • Хочешь быстро натаскать себя по всем предметам?
  • Хочешь получать только пятерки и чтоб предки больше не грели тебе мозг оценками?
  • Хочешь получить высокий бал на ЕГЭ?

Если хотя бы на 1 из этих вопросов ты ответил “Да”, то тебе по-любому нужно СЮДА.

Читайте также:
Отказ в приватизации согласно решению суда

Здесь тебе прокачают по максимуму. Ты станешь реально знать больше и будешь уметь получать хорошие оценки.

У тебя будет персональный наставник, который поможет тебе стать лучшим учеником школы и сдать ЕГЭ на высший бал.
Рекомендую!

Не забудь перейти по ссылке

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)

1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?

Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.

Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.

Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?

Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову. В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете!

4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

  • книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
  • эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
  • интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
  • автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
  • особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)

Возможно, также пригодятся такие выражения:

  • эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …
  • читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …

Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.

А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте! 🙂

Как написать рецензию – план, примеры, клише

Что такое рецензия, кто такой рецензент, как написать и оформить рецензию. Обо всем расскажем в нашей статье. Покажем, какие бывают планы рецензий и примеры написания. Поделимся языковыми клише.

Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.

Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.

В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.

Виды рецензий

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

КлассификацияНазваниеОсобенности
По объему текстаГранд-рецензииСамая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц
Мини-рецензииХарактерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4
По рецензентуЧитательскиеКраткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов
ЭкспертныеСоставляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями
ЗаказныеИспользуются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару
По количественному критериюМоно-рецензииПишутся на одно новое произведение автора
Поли-рецензииЭто сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме
По объектуЛитературныеКлассификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4КинорецензииНаучныеТеатральныеОтклики на компьютерные игры и программы

По стилю речиНаучныеХарактерны для рецензий экспертовПублицистическиеХарактерны для рецензий прессы

Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.

Типовой план рецензии

  1. ФИО автора, название работы.
  2. Краткий пересказ содержания.
  3. Оценка актуальности.
  4. Анализ содержания.
  5. Достоинства и недостатки работы.
  6. Выводы и рекомендации рецензента.

Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.

Примеры планов рецензий на разные типы работы

Речевые шаблоны и клише

При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.

  • Тема выпускной квалификационной работы …
  • Дипломный проект выполнен … по теме…
  • Актуальность темы привлекает внимание …
  • Очевидна важность предложенной теории для …
  • Подробно описывается проблематика …
  • На практическом материале демонстрируется…
  • Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
  • … удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
  • Значительное внимание уделяется проблемам…
  • Как важный факт можно отметить то, что…
  • … отмечает необходимость апробации выводов …
  • Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
  • Значимость темы подтверждена …
  • В … главе речь идет о…
  • Теоретическая глава посвящена изучению ….
  • В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
  • Материал изложен с использованием …
  • Автор проанализировал следующие теории …
  • … определил следующие проблемы…
  • … разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
  • Мы разделяем мнение …
  • Мы согласны с автором в вопросах …
  • Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
  • Следует отметить недостатки аргументации по …
  • Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
  • … показал способность формулировать свое мнение по результатам …
  • Отличительной особенностью является …
  • В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
  • Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
  • Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
  • Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
  • Особый интерес представляют выводы о…
  • Предложен совершенно новый подход к проблеме…
  • Отражена оригинальная концепция…
  • … нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
  • Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
  • … полезна как для …, так и для …

Что включает процесс рецензирования

Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.

Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.

Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.

Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.

Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.

Оформление рецензии

При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.

Общие требования к оформлению

  • шрифт Times New Roman 12 или 14;
  • интервал – полуторный;
  • отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
  • Объём работы – до 2-х листов формата А4.
  • Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.

Пример оформленной рецензии

Пример оформления рецензии

ТОП-5 ошибок в рецензировании

ОшибкиСоветы
Развернутый пересказНужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали.
Разговорный стиль, жаргонные выраженияТекст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический
Оскорбительные высказывания, грубая критикаРецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно
Отвлеченные длинные рассуждения. ЭмоциональностьТекст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензентаПеред началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст

Примеры рецензий

Заключение

Рецензия – это отзыв о работе.

Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.

Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.

Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.

Отзыв на курсовую работу с примерами и образцами

Одно из важных требований при решении о допуске студента к защите — отзыв на курсовую работу. Его может написать как научный руководитель, так и другой преподаватель с этой же кафедры. Но по факту студент сам пишет отзыв на свое исследование, поскольку у профессоров не всегда хватает времени на детальное изучение готовых материалов.

В последующем также придется составлять такую рецензию и на дипломную работу. Поэтому уже на этапе курсовых проектов стоит внимательно отнестись к написанию такого текста.

Структура отзыва на курсовую работу

Составление отзыва предполагает следование определенной структуре. В числе обязательных моментов мнение педагога об актуальности темы, общая характеристика исследования с указанием достоинств и недостатков. В заключении указываются позиция преподавателя относительно оценки и рекомендации на будущее.

Актуальность выбранной темы

Здесь достаточно 3–4 предложений, взятых из введения. Однако стоит их перефразировать так, чтобы не потерять общий смысл.

Краткая характеристика содержания работы

Важно четко сформулировать концепцию научных изысканий, главную мысль всего проекта. Следует указать на структуру исследования, упомянув об источниках, количестве глав и приложений. С учетом поставленных целей и задач нужно дать оценку результатам.

Положительные стороны курсовой работы

Не стоит излишне хвалить ваш проект, поскольку это повлечет за собой различные вопросы от аттестационной комиссии. Уместно описать ваш личный вклад, возможную практическую и теоретическую ценность.

Анализ недостатков работы

Как правило, эта часть отзыва вызывает наибольшие затруднения у студентов. Ведь искать недочеты в своей курсовой непросто. Здесь также важно не переусердствовать с указанием минусов. Можно ограничиться малым количеством источников по теме, некоторой погрешностью в расчетах, опечатками и отклонением от стиля повествования.

Вывод о соответствии работы требованиям

Здесь следует упомянуть о соблюдении всех ГОСТов при написании и оформлении, использовании авторитетной учебно методической литературы и источников, самостоятельных выводах на их основе. Также следует указать на достаточный теоретический уровень подготовки.

Требования к оформлению отзыва и шаблон

Отзыв пишется на отдельном бланке. Его форма не утверждена ГОСТом, поэтому каждый вуз самостоятельно регламентирует правила оформления. Оформление стандартно:

полное название учебного заведения,

личные данные автора и руководителя курсового проекта,

шрифт Times New Roman,

кегль – 14 пунктов, полуторный межстрочный интервал.

Ниже представлен образец, что упростит понимание такой работы.

Примеры отзывов на курсовую работу

Если вы уже ознакомились с теоретической частью по написанию отзыва, но все равно вопросы еще остались, следующий заполненный пример позволит составить ясное представление о том, что все-таки представляет собой отзыв о курсовой работе.

Курсовая работа Кузнецова Андрея Петровича посвящена анализу и изучению системы «город-пригород» и их функциональным связям.

Актуальность темы обусловлена социальными и экономическими переменами в системе «человек – производство». Предметом изучения стала компактная и функциональная застройка в большом городе.
Курсовая работа Кузнецова Андрея Петровича структурно состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка источников, двух приложений.
Во введении автором чётко прописывается цель и задачи, а также объект и предмет исследования. Здесь же определены методика и методология.
Все главы последовательно раскрывают проблематику, описывают историю пригородных зон в различные периоды, рассматривают связи между городом и пригородом.

Особый интерес вызывают следующие выводы автора:
1. Разработка в пределах пригородной зоны туристических маршрутов выходного дня.
2. Сравнительный анализ производственной функции пригорода в 90-е и 2000-е годы.

Теоретические источники соответствуют теме курсовой работы.

Недостатки: неверное оформление электронных источников, некачественный материал в приложениях.

В целом проект Кузнецова Андрея Петровича отвечает всем имеющимся требованиям и может быть допущена к защите, заслуживая положительной оценки.

Темой курсовой работы Игнатовой Марии Александровны стало изучение норм современного русского языка в современных СМИ.

Языковая норма — это часть культуры нации, поэтому ее разработка имеет важное социальное значение, ее необходимо соблюдать и беречь. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературных источников и приложения. В работе четко поставлены цели и задачи, раскрыто понятие и сущность норм языка. Также описаны особенности употребления этих норм в журнальных СМИ.

В курсовом проекте хорошо изложен теоретический материал и тщательно проработана практическая часть.

Существенных недостатков не выявлено, однако стоит отметить ошибки в оформлении списка литературы и не до конца продуманное оформление таблиц.

В целом, исследование студентки Игнатовой Марии Александровны отвечает предъявленным требованиям и может быть рекомендована к защите. Оценена на «хорошо».

Отзыв на исковое заявление в 2019-2020

Закон устанавливает обязанность ответчика, участвующего в арбитражном процессе, ответить на предъявленный ему иск.

Остальные участники процесса тоже могут подать аналогичное обращение, но для них это не обязанность, а право. Отзыв на исковое заявление — это письменный документ, в котором указываются возражения по каждому пункту исковых требований. Естественно, они должны быть аргументированы.

Как написать этот документ?

Если вы собираетесь составить какой-либо письменный документ, прежде всего следует собраться с мыслями и определить цель его создания.

При написании судебного отзыва целью является минимизация ущерба от удовлетворения иска либо полное освобождение от ответственности.

Это важно в случае, если вы не виноваты, или в других обстоятельствах, например, может истечь срок исковой давности. Именно на достижение этой задачи и должен быть направлен текст данного документа.

По каждому пункту выдвинутых требований и обвинений следует выразить свое несогласие и подкрепить его ссылками на законодательные акты и другие документы, например, договор. Также можно мотивировать возражения обстоятельствами дела и другой касающейся его информацией.

Ваша цель — привлечь внимание суда к любым обстоятельствам, которые могут быть истолкованы в вашу пользу.

Большая часть граждан не имеет необходимых знаний и опыта для качественной защиты своих интересов в ходе судебного разбирательства. Мы рекомендуем вам привлечь к составлению необходимых документов для суда квалифицированного юриста.

В гражданском процессе

Ст. 35 ГПК РФ позволяет подавать возражения на ходатайства и доводы других лиц. При всей своей схожести эти два типа документов имеют принципиальное отличие.

Отзыв — это не всегда возражение, часто это сообщение дополнительных сведений, помогающих суду лучше понять причины, по которым в реальной ситуации ответчик действовал именно так, а не иначе.

Гражданин дает пояснение о том, на какие нормы права он опирался в действиях, какие имеет основания считать, что не является нарушителем прав истца, либо нарушил их в меньшей мере, чем та, на которой настаивает потерпевший. Соответственно, ответчик может не возражать прямо против аргументов, приводимых истцом в заявлении.

Возражение предполагает противоположность позиций. В тексте обязательно указывается, что гражданин не признает законности требований заявителя.

Эта позиция подтверждается ссылками на законы, правила и факты. Выдвигается требование об отказе в исполнении требований истца.

С логической точки зрения, возражение — это частная форма отзыва на исковые требования. Однако юриспруденция не терпит приблизительности. Следует понимать, что в разных судебных процессах используются разные названия схожих по существу бумаг.

Оба вида документов всегда следует подавать в письменном виде.

Причина в том, что судебный процесс часто не заканчивается в первой инстанции, а передается в суды высших инстанций. Такие судебные органы рассматривают только те документы, которые имеются в деле.

Если вы подавали свои возражения в устной форме, в протоколе заседания судебного органа будет запись о том, что возражение подано, но использованные аргументы там приведены не будут. Соответственно, органы высших инстанций изучить эту аргументацию не могут. В итоге у вас будет меньше возможностей убедить их в своей правоте.

В арбитражный суд

В АПК РФ есть понятие отзыва на исковое заявление. Более того, там предусмотрена обязанность ответчика в письменном виде составить этот документ.

Иные участники процесса имеют право на составление аналогичной бумаги, если у них есть возражения против искового заявления. Обязанность составить этот документ лежит только на ответчике, остальные подают его по желанию.

Срок на составление и подачу отзыва устанавливает суд. Если гражданин не уложится в этот период, суд может провести заседание без учета мнения ответчика.

Если судья решит, что имеющихся сведений недостаточно, а отзыв не подан, дату судебного заседания перенесут. В этом случае на ответчика имеют право возложить судебные расходы. В этой части они не будут зависеть от решения суда по существу дела.

Возражения могут быть двух типов:

Материально-правовые

Процессуальные

При процессуальных возражениях чаще всего указывают причины:

  • нарушена подсудность или подведомственность дела;
  • истекли сроки исковой давности;
  • существуют сомнения в дееспособности истца;
  • необходимо изменить ответчика.

Структура и содержание отзыва

Структура определяется общими правилами делопроизводства. Слева оставляют поле шириной 2 см для подшивки. Адресная часть с указанием сведений о суде, истце и ответчике размещается в верхнем правом углу документа. Ниже посередине строки пишется наименование: «Отзыв ответчика на иск. ». Ниже с красной строки излагается основная часть.

В основной части указывается дата подачи истцом иска, факт несогласия с требованиями и объяснение оснований, по которым гражданин считает их неправомерными.

После этого посередине строки пишут «Прошу:» и ниже с красной строки излагают свою просьбу отказать в исковых требования частично или полностью. Ниже составляется список приложений.

Если от имени ответчика действует представитель, в этом списке обязательно указывается его доверенность. В конце документа ставится подпись ответчика и дата составления бумаги.

Образец

Какие пункты должен содержать этот документ:

  • наименование суда, истца и ответчика с указанием их почтовых адресов, номеров телефонов и факсов, адресов электронной почты;
  • возражения по каждому пункту выдвинутых истцом исковых требований;
  • список прилагаемых документов.

Правила подачи возражения в суд

Отзыв ответчика подается в арбитражный суд в установленные судом сроки. Возражения в гражданских процессах могут подаваться как во время подготовки к судебным заседаниям, так и в процессе разбирательства.

АПК РФ устанавливает возможность подачи документа через интернет — на сайте соответствующего суда. Следует зайти на ресурс и заполнить там специальную форму. Однако далеко не все суды нашей страны предоставляют такую возможность.

Если по каким-либо иным причинам подать отзыв через интернет невозможно, документ должен быть отправлен в суд и всем остальным сторонам процесса по почте.

Обязательным требованием является отправка заказным письмом с уведомлением о вручении.

Полученные вами извещения подтвердят выполнение требований, изложенных в законе. За нарушение правил ответчик может быть наказан материально.

Остальные участники процесса имеют право направить собственные отзывы в суд и другим задействованным в процессе лицам по собственному желанию, руководствуясь требованиями и основаниями для этого изложенными в АПК РФ .

Резюме

Отзыв на исковое заявление является инструментом защиты ответчика. Этот документ позволяет гражданину наиболее подробно и обоснованно представить суду свою правовую позицию по данному делу.

Составление грамотной бумаги требует наличия серьезных познаний в юриспруденции и опыта участия в судебных делах. Если вы не обладаете такими навыками, лучше доверить эту работу профессиональным юристам нашей компании.


Как написать классный отзыв: 7 шагов + примеры

Автор: Даниил Шардаков
Дата записи

Всем добрый день! С Вами снова Даниил Шардаков, и сегодня мы рассматриваем одну очень актуальную тему: “Как написать эффектный отзыв, который будет решать поставленные перед ним задачи”. “Какие задачи?”, — спросите Вы. Задач масса. Отзывы имеют огромное значение как в бытовой сфере, так и в сфере продвижения бизнеса, и даже способствуют налаживанию выгодных связей. Не верите? Дайте мне пару минут, и я не только Вам это докажу, но и покажу на примерах, как и что делать.

Зачем писать отзывы: 5 веских доводов

Когда я был еще студентом, я забыл свой портфель с документами и подписанной курсовой работой в открытой камере хранения одного продовольственного магазина. Открытая камера хранения — это когда в магазине на полочке под номерами стоят корзинки, Вы берете одну из них, а вместо нее ставите свою сумку. Купив продукты, я совершенно забыл про портфель. Дело было в пятницу. Опомнился я только вечером в воскресенье. “Ну все, п…ц” — было первой мыслью.

В понедельник не успел магазин открыться, как я был уже там. Портфеля в камере хранения не было. Я подошел к одной продавщице и поинтересовался насчет пропажи. Реакция меня поразила: ее глаза стали широкими, она словно подпрыгнула и чуть было не взвизгнула от восторга. “Вы — тот самый отличник, который забыл у нас портфель!”, — на одном дыхании выпалила она и выдержала эффектную паузу, лукаво глядя на меня своими голубыми глазами.

В этот момент меня посетили две мысли:

  1. Блин, они нарушили девственную неприкосновенность моего портфеля! Они видели все… и зачетку тоже! (Эммм… Да, дело было на 3-м курсе и тогда я еще был отличником ;)).
  2. Какое счастье, что не придется делать дубликаты зачетки, студенческого и читательского. И, главное, не придется снова подписывать курсач у преподавателя, который в университете появлялся только по праздникам, и с которым я был не в самых лучших отношениях.

Испытывая жгучее желание поскорее забрать портфель и удалиться, я признал, что я и есть тот самый рассеянный отличник, наливаясь красной краской, словно бурак. Но девушка, видимо, вовсе не собиралась заканчивать свою увлекательную игру.

“Так, сейчас мы проведем идентификацию вашей личности”, — ехидно отметила она и поманила меня в служебное помещение. “Ситуация начинает приобретать неожиданный оборот”, — подумал я, и в голове начали проскакивать юношеские похотливые мысли. Я проследовал за ней.

В подсобном помещении у меня создалось такое чувство, что я — очень редкий экспонат на выставке. Я стоял уже перед тремя сотрудницами магазина разных возрастов, и все они изучающе рассматривали меня, как археологи останки динозавра. Затем одна из них принесла мой портфель.

— Так, ваша фамилия? — спросила она, открыв зачетку.
— Там есть фотография — смущенно буркнул я, осознавая, что ситуация начинает напоминать какой-то фарс, но в то же время понимая, что многим обязан этим продавщицам.
— А, точно! Даниил Юрьевич, вот ваш портфель, не теряйте его больше!

Я готов был провалиться под землю от неловкости.

— Как я могу вас отблагодарить? — спросил я.
— А напишите отзыв, если вам не трудно, — сказала девушка.
— Это можно, лукаво сказал я и достал свою перьевую ручку…

Написать отзыв нужно было в книге замечаний и предложений (которая, кстати, традиционно она предназначена для жалоб. О том, как их правильно писать, Вы можете прочитать здесь). Через минут двадцать работа была сделана, и уже через час я забыл обо всем случившемся.

Через несколько недель мне позвонила то ли заведующая магазина, то ли директор, поблагодарила за отзыв и сказала, что он был зачитан на собрании совета директоров торговой сети и благодаря ему всем сотрудникам магазина выписали дополнительную премию за высокое качество обслуживания. А еще через некоторое время по почте пришло уведомление письмом о том, что отзыв, действительно был зачитан на собрании совета директоров.

С тех пор меня в этом магазине знают и, несмотря на то, что я появляюсь в нем достаточно редко, всегда встречают теплыми улыбками. А все благодаря одному отзыву.

К чему я рассказал Вам эту историю? К тому, что даже один отзыв может вызвать сильный резонанс. И это лишь один из примеров. Вот пять веских доводов, почему отзывы имеют огромный потенциал.

  1. Отзывы — отличный способ расположить к Вам людей. Когда Вы отзываетесь лестно о чьей-то работе, товаре, явлении и т.д., Вы располагаете к себе единомышленников и людей, вовлеченных в то, о чем Вы пишете.
  2. Отзывам потребители склонны верить больше всего. Никакие заверения на сайтах и в продающих текстах не сравнятся по своей убедительности с реальным отзывом.
  3. Прежде чем что-либо купить, многие ищут отзывы о продукте или продавце. Обратите внимание, многие люди покупают, основываясь на том, что говорят другие потребители.
  4. Отзывы порождают дискуссию. Конструктивный отзыв, инициирующий диалог, может здорово стимулировать активность в социальных сетях и блогах, на форумах и тематических порталах.
  5. Люди склонны читать отзывы, даже если они не читают основной текст. Разумеется, если эти отзывы им интересны. Для Вас — это мощнейший маркетинговый инструмент и мощный рычаг влияния.

Как написать отзыв: практическая инструкция из 7 шагов с примерами

Обратите внимание на одну очень важную вещь. Люди всегда чувствуют, когда отзывы написаны разными реальными людьми, и когда их искусственно генерировал один человек. Просто потому что существует ряд показателей, которые люди оценивают интуитивно, на подсознательном уровне. Если Вы учтете эти показатели, Ваши сфабрикованные отзывы будут практически неотличимы от реальных (если для Вас это актуально).

Совет автора: даже если Вы умеете виртуозно фабриковать отзывы, не злоупотребляйте этим. Лучше добудьте настоящие образцы. Просто поверьте: они работают лучше.

Шаг №1 (самый важный). Цель отзыва

Если у Вашего отзыва нет цели, то толку от него мало. Поясню на примере. Допустим, у Вас есть своя фирма, и Вы хотите опубликовать отзывы довольных клиентов.

Большинство допускает одну и ту же ошибку: публикуют отзывы, которые не имеют цели. Т.е. отзыв, написанный ради отзыва. Это неправильно. И вот почему.

Сравните два примера.

Пример отзыва №1

Работаем с фирмой N уже довольно давно. Никаких нареканий, одни положительные впечатления. Будем продолжать сотрудничество.

Главный недостаток такого отзыва — он ни о чем. Т.е. у него нет цели, и он не подчеркивает конкурентные преимущества.

Пример отзыва №2

Наша компания впервые обратилась к фирме N около полугода назад с задачей разработать продающий сайт, который реально генерирует продажи, а не просто висит мертвым грузом, проедая бюджет. Результаты превзошли ожидания: рост продаж за первый квартал составил +96%, и это в “мертвый сезон”, когда обычно у нас убыток. Планируем заказать фирме N еще несколько сайтов для смежных проектов.

У этого отзыва стоит конкретная задача: обработать типичное возражение потенциального клиента, дескать, я закажу у вас сайт, а он будет висеть мертвым грузом. Более того, этот отзыв усиливается демонстрацией конкретного результата.

Шаг №2. Язык целевой аудитории

Когда Вы пишете отзыв на продукт, предназначенный для простых людей канцелярским языком — это плохо. Аналогично плохо и обратное. Эта типичная ошибка уже “спалила” не одну сотню горе-райтеров, которые привыкли писать универсальные отзывы “для всех”. Также плохо работают избитые клише.

Рассмотрим еще пару примеров.

Пример отзыва №3

Я прочитал книгу автора Пупкова П.П. “Как писать отзывы на рок-концерты музыки в стиле Heavy Metal” и считаю, что это одно из лучших произведений, которые мне когда-либо доводилось читать. Автор очень доступно разъяснил все тонкости. Рекомендую.

Данный отзыв по стилю совершенно не соответствует языку целевой аудитории. Кроме того, шаблонизированное начало убивает естественность на корню.

Пример отзыва №4

Наткнулся на книгу случайно, название улыбнуло. Не знаю, кого может торкнуть этот бред, разве что задротов типа автора отзыва №3.

Обратите внимание: если перед Вами стоит задача написать отзыв для организации или для характеристики чего либо, помните, что он должен доносить нужную информацию до читателя на понятном ему языке.

Шаг №3. Мотив

Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему люди, вообще, оставляют отзывы? Хотя, нет, спрошу иначе: почему люди не оставляют отзывы? Правильно, потому что им просто лень. Отсюда вывод: для того, чтобы человек оставил отзыв, у него должен быть какой-то мотив. Как правило, источниками мотивации являются три фактора:

  • Эмоции
  • Стремление к самовыражению
  • Проблема

Первый фактор вступает в силу, когда человек либо доволен, как слон, либо когда он вне себя от ярости, обиды или досады. Второй фактор включается, когда человек хочет самоутвердиться, проявив свои знания и опыт, поделившись информацией. Наконец, третий фактор вступает в силу, когда человек через отзыв хочет получить ответ на вопрос. Как правило, отзывы такого типа стимулируют дискуссию.

Когда Вы пишете естественный отзыв, мотив у Вас уже есть. Когда Вы пишете искусственный отзыв, например, потому что попросили или просто нужно написать, помните, что мотива у Вас нет и его нужно найти или сделать вид, что он есть. В противном случае правдоподобность такого отзыва будет страдать.

Шаг №4. Эмоциональность отзыва

Из предыдущего шага Вы уже знаете, что эмоции — это один из мотивирующих факторов для написания отзыва. Эмоциональность условно можно разделить на три группы:

  • Положительная
  • Нейтральная
  • Отрицательная

Отзывы с нейтральной (объективной) окраской, как правило, пишутся под воздействием фактора самовыражения.

Пример отзыва №5

Ужасный сервис! Мало того что пришлось ждать полтора часа, так и менеджер оказался неотесанным хамлом. Люди, не ходите в эту шаражкину контору! Уважайте свои нервы и время!

Налицо негативная окраска.

Пример отзыва №6

Магазин — супер! Всегда буду здесь покупать! Доставили точно в срок, предварительно позвонили, помогли подключить и сделали скидку. Ребята, я вас обожаю!

У этого отзыва не только явная положительная эмоциональная окраска, но и ответы на многие вопросы потенциальных потребителей. Другими словами, такой отзыв — отличное конкурентное преимущество.

Пример отзыва №7

Девайс неплохой. Качество сборки оставляет желать лучшего, но зато по функционалу модель ощутимо превосходит предыдущие серии.

Отзыв в нейтральном ключе. В нем чувствуется самовыражение автора.

Обратите особое внимание: старайтесь избегать излишней приторности в отзывах. Когда все слишком хорошо и сладко — это неестественно.

Шаг №5. Конкретика

Чем больше конкретики будет в отзыве, тем более правдоподобным он выглядит. Тем не менее, не стоит пускаться в крайности. Если есть реальные цифры, реальные достижения, все, что можно измерить, то присутствие таких данных будет только на пользу.

Пример отзыва №8

Студент Иванов И.И. проявил себя как ответственный и дисциплинированный работник и участвовал в ряде проектов, разрабатываемых лабораторией.

Здесь нет конкретики, отзыв написан слишком общими словами.

Пример отзыва №9

Студент Иванов И.И. ни разу не опоздал за все время прохождения практики и оказал неоценимую помощь лаборатории, разработав программный модуль сбора данных в рамках проекта “Разработка программного комплекса мониторинга курсов валют коммерческих и государственных обменных пунктов”.

Шаг №6. Атрибуты естественности отзыва

Если все Ваши отзывы написаны идеально литературным языком и без ошибок, это вызывает подозрения. Реальные отзывы содержат опечатки, сленг, КАПС, скобки-смайлы, восклицательные знаки и т.д., в зависимости от того, кто пишет отзыв и какие задачи перед отзывом стоят. Помните об этом. Данный шаг не актуален для написания характеристик и официальных отзывов.

Шаг №7. Искренность

Последний шаг, но не по значению. Когда Вы пишете отзыв, постарайтесь сделать его искренним (или наполнить его искренностью, если Вы этот отзыв фабрикуете). Сказать по правде, это самый простой и в то же время, самый сложный шаг. Как его делать — решать уже Вам. Читатели чувствуют искренность, это та самая компонента, которая вызывает доверие. И именно поэтому гораздо лучше, когда отзывы пишут для вас реальные люди, поскольку настоящую искренность нельзя ничем заменить.

Как писать «канцелярские» отзывы (о прохождении практики, студенте и т.д.)

Когда я работал в научно-исследовательской лаборатории, я обожал писать отзывы своим практикантам. Однажды куратор одного студента (который, как выяснилось, прочитал мой отзыв) позвонил мне лично и начал расспрашивать, неужели студент и правда настолько хорошо себя зарекомендовал всего за один месяц. “С такой характеристикой его можно в министры продвигать!”, — сказал он разразился раскатистым смехом.

Когда Вы имеете дело с канцелярским языком, используйте факты и безличные предложения (научный стиль).

Пример отзыва №10

В ходе прохождения практики студент Петров П.П. зарекомендовал себя как добросовестный и ответственный работник, разработав 4 раздела (с 5 по 9) технической документации для аппаратно-программного комплекса “Система распознавания периода спаривания североафриканских ежей”. За прохождение производственной практики рекомендую выставить студенту Петрову П.П. оценку 10 (десять).

Резюме

Представленной в этой статье информации более чем достаточно как для написания собственного отзыва “с нуля”, так и для создания искусственных отзывов, для “подсолки” пользовательской активности. Берите, используйте, внедряйте, но помните, что ни один сфабрикованный отзыв не может сравниться с настоящей искренней эмоциональной обратной связью.

Автор: Даниил Шардаков

Даниил Шардаков – инженер, интернет-маркетолог, и копирайтер. Практик. Ведущий преподаватель международной IT-академии в Минске. Основатель лаборатории бизнес-коммуникаций и института бизнес-копирайтинга.
Мои услуги | Обучение копирайтингу

82 ответа к “Как написать классный отзыв: 7 шагов + примеры”

Напишу отзыв о статье про отзывы.
Статья «Как написать классный отзыв: 7 шагов + примеры» произвела на меня неизгладимое впечатление. Довольно большой объем текста, благодаря продуманной структуре, читается быстро и легко. Чёткая систематика изложенных тезисов позволяет без труда вникнуть в суть проблемы. Предложенные шаги решения проблемы раскрыты в доступной форме. Безусловно, статья будет полезна и новичкам, и профессионалам копирайтинга.
Короче… ФСЕМ ЧЕТАТЬ АБИЗАТЕЛЬНА. 111

Когда я вижу классный контент, инфу которая реально прочищает мозги от путаниц — то отзыв пишу сам. Меня даже просить не нужно для этого. Рядышком — замечаю — точно такую же энергетику отзывов людей, и стопудово знаю, что их тоже никто не просил…

А если отзыв «нужно» писать, то с продуктом, инфой явно что-то не так.

Из своего опыта скажу, есть определенная аудитория, которая не особо любит писать отзывы, поэтому появляется необходимость их генерировать самому. Иногда даже приходится переносить отзывы из устной формы (оффлайн) в письменную. Еще есть вариант, когда продукт или услуга новы на рынке, поэтому пару отзывов станут хорошим толчком для начала продаж.
Иными словами, умение писать хорошие отзывы может быть очень полезным. Такое умение шикарно сочетается с способностью «изменять личность» (ощущать, воспринимать, думать, говорить как некий представитель целевой аудитории).

Согласен с вами, так как для меня комментирование и отзывы — и есть настоящий копирайтинг. Продать может одно-ва правильных слова.

Но вот незадача. Заскакиваю на книжный ресурс и вижу «вечный-коммент» — Чем открыть ПДФ ? 🙂

Я уже даже не читаю ни отзывов ни комментов — так легко просекается фальшивка как только приземляешься на страницу.

Но есть хорошие отзывы, согласен. Они есть только в том случае, когда продукт/инфа действительно убойные.

Лажу-же — пытаются облагородить, что мягко говоря не красит ни производителя, ни покупателей… потому что в сети не проблема найти нечто лучше. Это означает, что те люди которые двигают лажу либо сами слепцы, либо купленные.

А у нас другая беда — клиенты (а это юрлица) на наше предложение написать отзыв, если их все устроило, отвечают согласием, но только при условии, что мы сами текст напишем, а им дадим, чтоб на бланк поставили и подписали у начальства.
Вот и попробуй кучу отзывов наплодить, чтоб непохожие были, официальные и без лишних перегибов в восхвалении себя любимых)))

Конда даже не дают времени переработать материал и т.д.отитого что зомби и смептница,под пситеррорм.
А это осторожно и спасите -могите,красноярский край пировское,Малашенко с. ,испытуемая,пситеррор,проводят ьезнаказанные испытания на людях,кто не человек с прокуратурой и полицией!делают рабами ,чипируют,зомби с применением кодированных слов и предлагают повешаться.дядьку повешали ,отжимают с администрацией жильё и жизнь.используют.на страничках видио и ыото-удаляют.что творят с психиатрами и врачами и т.д.

Вот!! Отличное руководство к действию. Спасибо, Даниил. Подсказал отличную идею, да еще и научил как её осуществить.

автор умничка, автору респект, во первых читать интересно, а во вторых много инфы действительно стоящей, не простое бла бла бла о том что надо прочувствовать и написать! Про факты правда, чем больше цифр и конкретных примеров, тем больше веры такому отзыву. НО! Помните пишите только проверенные факты, это очень важно!

Даниил, спасибо. Ваша статья подсказывает и то, какие отзывы просить у Клиентов.
Еще один незатронутый аспект темы. Очень важно бывает, чтобы в случаях, когда платит один, а пользуется товаром/услугой другой, отзывы были и от покупателей, и от потребителей. Например, при покупке чего-то для подростка — и «Вау!», полученное тинейджером, и мнение родителя, почему они решились на эту покупку и что она изменила в ребенке/отношениях с ребенком. Для продавцов корпоративных тренингов это очень значимо: сайты пестрят отзывами типа «мы классно провели время, нам было очень весело» вместо «после того, как наши сотрудники прошли этот тренинг, продажи неходовых позиций возросли на ХХ%».

Я здесь новенький. Сайт мне нравится — и интересно, и информативно, и атмосфера приятная, и высказаться можно: и это даже кому-то интересно. Даниил, спасибо за совет и надеюсь что Вы продолжете тему «Как написать классный отзыв: 7 шагов + примеры», хотелосбы побольше примеров.

Если не хватает — сделаем. Внесу в план публикаций на ближайшее будущее. 🙂

Ссылка на основную публикацию