Сроки рассмотрения жалобы

Каковы сроки рассмотрения письменных обращений граждан? Что делать в случае их нарушения?

При нарушении конституционных прав и свобод человека, в некоторых случаях, восстановить законность можно только обратившись с жалобой на действия или бездействия виновной стороны. Аппарат, регулирующий взаимосвязь между гражданином и органами государственной власти, должностным лицами, проявившими нарушения, принимает подобные заявления к рассмотрению в прописанные законом сроки.

Период регистрации письменного обращения граждан по закону

Федеральный закон от 02.05.2006г №59-ФЗ регулирует вопросы по письменным обращениям граждан в органы исполнительной и государственной власти. Здесь же определены сроки их рассмотрения. Часто обращения, связанные с ущемлением прав, не терпят ожидания и требуют скорейшей резолюции.

Срок регистрации обращений по закону не может длиться более 3-х дней. Это максимальный промежуток времени, в течение которого обращение проводится как входящий документ и принимается к рассмотрению.

Если у гражданина появилась необходимость обращения в гос.структуры, муниципалитет или должностным лицам, компетентным в рассмотрении жалобы или предложения, согласно ч.1 ст.8 ФЗ №59, прежде всего, ему нужно написать соответствующее заявление.

Обращение нужно подать в приемную, где секретарь зарегистрирует его. На регистрацию отведено время до 3-х рабочих дней с момента подачи (ч.2 ст.8. ФЗ № 59). Сроки могут быть увеличены в некоторых ситуациях:

  • Если при ознакомлении с документом выяснилось, что рассмотрение данного вопроса вне компетентности органов, к которым поступило обращение. Тогда заявление перенаправляется в те службы, которые полномочны ответить на данное заявление в срок не более 7-ми дней (ч.3 ст.8 ФЗ№59). Заявителю отправляется уведомление о перенаправлении.
  • В некоторых ситуациях проблема, описанная в жалобе может касаться нескольких гос.структур. Тогда, копия заявления рассылается в семидневный срок по всем инстанциям, касающимся этого вопроса (ч.4 ст.8 ФЗ № 59).
  • Вопросы, которые необходимо решать, руководствуясь миграционным законодательством, перенаправляются руководству местного подразделения органов внутренних дел и главе исполнительной власти (ч.3.1 ст.8 ФЗ № 59).

Бывают исключительные случаи, когда регистрация обращений, согласно ч.4 ст.11, не является возможной: если суть обращения не ясна из-за трудности понимания некоторых слов или предложений или просто не ясны требования гражданина о восстановлении его прав и свобод.

Общие моменты

Во взаимодействии государства и граждан, участников сделок, письменное обращение выступает, как одна из форм общения, когда стороны спора могут обоюдно выяснить определенные моменты, требующие урегулирования.

Обращения могут подразделяться на:

  1. Письменное предложение. Рекомендации в письменном виде от одной стороны к другой для решения конфликта или проблемы, возникшей между ними.
  2. Заявление. Подается в виде ходатайства по поводу признания какого-либо статуса, прав или интересов.
  3. Жалоба. Прошение гражданина о восстановлении прав, нарушенных в отношении него.

Срок рассмотрения жалобы составляет

Письменные обращения граждан рассматриваются сроком не более 30 дней с момента получения обращения (ст.12 ФЗ № 59). Момент получения может быть разным, в зависимости от способа доставки:

  • Личное обращение, считается полученным с даты регистрации входящего документа;
  • При получении почтой, с даты, указанной на почтовом уведомлении;
  • Посредством интернета, с даты, указанной в электронном уведомлении.

В суде

Любой человек может защищать свои права в суде. Первое, что нужно для этого сделать – написать исковое заявление. Сроки восстановления прав могут быть разными. Это во многом зависит от того, потребуется ли обращение в другие инстанции для решения данного вопроса. Или могут понадобиться для изучения другие, дополнительные материалы.

Сроки рассмотрения заявлений:

Суд первой инстанцииДо 2-х месяцев
Верховный суд (в случае первой инстанции)До 3-х месяцев, но при необходимости может быть увеличен на месяц
При подаче апелляционной жалобы в суд второй инстанции ( в течение месяца, после решения суда первой инстанции)До 2-х месяцев
Верховный суд, как вторая инстанцияДо 3-х месяцев
Кассационная жалобаПодается в течение 6 месяцев после вынесения судебного решения

Исходя из вышесказанного, нет ничего удивительного, если срок рассмотрения затянется на несколько лет.

В прокуратуре

Прокуратура, как орган надзора, тоже работает с обращениями граждан, опираясь на Приказ № 45 Генпрокуратуры. В данном Приказе обозначены сроки рассмотрения жалоб:

  • Обычные обращения от населения рассматриваются до 30 дней с момента получения.
  • Обращения, не требующие дополнительной проверки, рассматриваются в срок до 15 дней с момента получения.

В следственном комитете

Граждане могут также обратиться в СК РФ. Там работают специалисты по инструкции специально для этого разработанной и рассматривают жалобы в сроки:

  • По обычным заявлениям – до 30 дней с момента регистрации;
  • При необходимости дополнительной проверки или запроса определенных документов может добавиться еще 30 дней;
  • В случае обращения от гражданина, несущего воинскую службу – 15 дней. При необходимости запросов, добавляется еще 15 дней.

В органах внутренних дел

МВД действует в данных вопросах, опираясь на ФЗ №59 и Приказ №707. Согласно Приказу срок рассмотрения составляет не более 30 дней. В случае дополнительных проверок срок продляется на это же время и при этом письменно уведомляется заявитель.

В частных структурах

В ФЗ №59 ничего не говорится об обращении граждан в частные компании, а это значит, что писать им жалобы не имеет смысла.

Личный прием граждан

В определенные дни в четко обозначенное время органы местной власти ведут прием граждан по личным вопросам. В процессе переговоров можно обсудить все спорные моменты, волнующие гражданина. Ему может быть предложено составить письменное заявление по данному факту.

Всех граждан, явившихся на прием с удостоверением личности, записывают в журнал учета посетителей, с пометкой о вопросе, по которому они обращаются (ст.13 ФЗ № 59).

Сколько времени составляет период ответа на заявление, жалобу или предложение?

Предельные сроки рассмотрения обращений, согласно ч.1. ст.12 ФЗ №59, не должны превышать 30 дней с момента его принятия в муниципальной или гос.структуре. При обращении на имя главы исполнительной власти, в случае нарушения закона о миграции, срок рассмотрения длится 20 дней (ч.1.1 ст.12).

Право на продление

Право продления предоставляется сроком не более, чем на 30 дней, по причинам:

  • Возникших сложностей, при выяснении обстоятельств;
  • Временного отсутствия специалистов, отвечающих за изучение данной проблемы;
  • Непредвиденной ситуации в регионе.

В каких случаях может быть отклонена

Если заявление не соответствует требованиям, прописанным в ст.7 ФЗ, то оно может быть отклонено. А именно:

  • Не указано наименование органа, которому отправлен документ;
  • Нет личных данных о заявителе;
  • Не указаны контакты для связи с заявителем;
  • Оформлено не на русском языке;
  • Присутствует ненормативная лексика;
  • Текст оскорбляет честь и достоинство другого человека.

В уведомлении об отказе должны быть указаны причины.

Получение письма с ответом

Ответ на рассмотрение жалобы направляется в письменном виде:

  1. Посредством интернет, в ответ на электронное письмо.
  2. С помощью почты, в ответ на заявление, оформленное на бумаге;
  3. Публикация на сайте структуры. В случае решения проблемы неопределенного круга лиц.

Ответ может не быть отправлен на жалобу, в случае:

  • Не указаны сведения заявителя;
  • Является жалобой на решение суда;
  • Содержит угрозы и оскорбления;
  • Нечитабельно;
  • Не выражена суть;
  • Ответ уже был опубликован в СМИ;
  • Раскрывает гос.тайну;
  • Препятствия уже устранены.

Что делать в случае выявления нарушения?

Срок рассмотрения не должен превышать времени, которое отводится на рассмотрение, плюс трехдневный срок на принятие, и семидневный на пересылку (в случае необходимости).

Если такая ситуация произошла, то человек вправе обратиться в суд с жалобой на действия чиновников и требованием возместить ущерб.

Какова ответственность в случае нарушения порядка рассматривания обращения граждан?

При нарушении порядка рассмотрения письменных обращений, чиновники виновные в этом несут административную ответственность.

Решить вопрос об ущемленных правах с помощью письменного обращения несложно, но довольно обременительно, в случае необходимости переадресации в разные инстанции. Чтобы не наткнуться на проблемы с бюрократическими подвохами, лучше обратиться к услугам специалистов.

Каковы сроки рассмотрения письменных обращений граждан? Что делать в случае их нарушения?

Практически каждый гражданин сталкивался с ситуациями, когда нарушались его конституционные права и свободы, а восстановить законность было возможно только при воздействии на виновную сторону органов государственной или местной власти, отдельных должностных лиц. Взаимосвязь с регулирующим аппаратом происходит посредством подачи разнообразных заявлений: жалоб, заявлений и предложений, а сроки принятия по ним решений четко регламентируются законом.

Период регистрации письменного обращения граждан по закону

Урегулирование всех вопросов, касающихся письменных обращений в органы исполнительной и государственной власти, сформулированы в российском законодательстве в рамках № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В этом законодательном акте рассматриваются и положения относительно четкого определения сроков получения ответа на поданные жалобы, заявления и предложения, поскольку ущемление прав, в связи с которыми граждане подают обращение, зачастую не терпит промедления и требует скорейшей резолюции.

Понятие срок регистрации обращений охватывает такой максимально возможный временной промежуток, на протяжении которого обращение должно быть проведено как входящий документ и принято к рассмотрению. Этот срок ограничен законом 3 днями.

Как предполагают нормы ч. 1 ст. 8 ФЗ № 59 в случае если у гражданина возникла потребность обратиться в государственную структуру, муниципальный орган или к определенному должностному лицу, компетентным в плане рассмотрения поднимаемой проблемы, необходимо написать письменное обращение – заявление, жалобу или предложение.

Этот документ подается в приемную муниципалитета или государственного органа, где уполномоченное на прием входящей документации лицо должно зарегистрировать обращение в течение не более чем 3 рабочих дней от момента подачи гражданином, как предусматривается в ч. 2 ст. 8 настоящего закона.

    В ситуации, когда в ходе изучения сути вопроса, поднятого в обращении, выяснилось, что проблема лежит вне компетенции службы, структуры или лица, к которому обратился гражданин, этот документ должен быть перенаправлен в компетентный для рассмотрения данного вопроса орган в срок, не превышающий 7 дней, как указывает ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59.

В таком случае гражданин, подавший письменное обращение, должен получить уведомление о перенаправлении своего заявления в другую структуру.

  • Если поднятая в обращении проблема касается одновременно нескольких государственных органов или структур, то в течение 7 дней копия обращения рассылается по всем инстанциям, как гласят положения ч. 4 ст. 8 ФЗ № 59.
  • Вопросы, касающиеся нарушений в сфере миграционного законодательства, должны рассматриваться и перенаправляться согласно ч. 3.1 ст. 8 ФЗ № 59 в течение максимум 5 дней руководству местного подразделения органов внутренних дел и главе исполнительной власти – мэру, губернатору или главе территориальной единицы.
  • Исключениями, которые делают регистрацию обращения невозможной, являются ситуации, предусмотренные положениями ч.4 ст. 11, а именно:

    • обращение написано или напечатано таким образом, что невозможно уяснить его суть ввиду трудностей понимания отдельных слов и предложений;
    • если жалоба, предложение или заявление как повод обращения изложены так, что не позволяют осознать суть документа и констатировать требования гражданина в плане восстановления его прав и свобод.

    Если обращение гражданина содержит жалобу на государственную или муниципальную структуру, а также на должностное лицо, которые совершили действие или бездействие, поднимаемое в бумаге, и эти же лица или органы должны рассмотреть этот вопрос, то такое обращение не принимается согласно нормам ч. 7 ст. 8.

    В таком случае гражданину возвращается письменное обращение на руки или почтой с детальным пояснением сложившейся коллизии и рекомендацией обратиться в суд для решения поднятого вопроса.

    Читайте также:  Оставление жалобы без движения

    Сколько времени составляет период ответа на заявление, жалобу или предложение?

    Законодательно установлены и предельные сроки рассмотрения обращений, по истечении которых необходимо подать ответ о сути поднятой проблемы лицу, которое направило жалобу, заявление или предложение. Сроки рассмотрения, как и сроки регистрации, прописаны в положениях закона для того, чтобы оптимизировать и ускорить восстановление легитимных прав граждан и дать отпор засилью бюрократического промедления.

    Как предполагает законодательство в ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59, продолжительность рассмотрения проблемы, поднятой в письменном обращении гражданина, не должна превышать 30 дней от момента присвоения этому документу входящего номера в муниципальной или государственной структуре.

    Право на продление

    Как прописано в ч. 2 ст. 12 ФЗ № 59, чиновник или структура, рассматривающие обращение, имеют право продлить срок изучения проблемы не более чем на 30 дней, параллельно уведомив о таком шаге заявителя. Такое промедление возможно ввиду таких исключительных случаев:

    • сложных обстоятельств поднятого вопроса;
    • временного отсутствия ответственных за ведение этой проблемы лиц;
    • форс-мажорной ситуации в регионе.

    Получение письма с ответом

    Рассмотрение жалобы или предложения по существу поднятой проблемы логически завершается принятием конкретного решения или резолюции, о которых должно быть извещено лицо, подавшее обращение. Так в подпункте 4 части 1 ст. 10 ФЗ № 59 указывается на обязательство чиновника, муниципальной или государственной структуры дать ответ в письменной форме по сути проблемы.

    Согласно указаниям ч. 3 ст. 10 этот документ должен быть подписан руководством структуры, ответственной за решение вопроса. Затем, как предполагает ч. 4 ст. 10 документ направляется:

    • по электронной почте – если запрос был подан в виде электронного документа;
    • через почтовое отделение – если запрос был подан на бумажном носителе;
    • для публикации на сайте структуры, если проблема касалась обжалования решения суда применительно к неопределенному кругу лиц.

    Ответ не дается, если обращение подпадает под нормы ст. 11, а именно:

    • написано анонимом;
    • содержит попытку обжаловать решение суда;
    • присутствуют оскорбления и угрозы чиновника и его близких;
    • написано неразборчиво или нечетко;
    • не ясна суть жалобы, обращения или предложения;
    • многократно поднимается проблема, по которой был дан ответ ранее, а обстоятельства ситуации не изменились;
    • ответ на вопрос уже опубликован в средствах масс-медиа, включая интернет-портал структуры, компетентной в отношении обращения;
    • рассмотрение обращения раскрывает тайну государственного масштаба;
    • устранены прежние препятствия для рассмотрения вопроса.

    Что делать в случае выявления нарушения?

    То, что нарушается срок рассмотрения обращения, следует из закона и определяется по продолжительности получения ответа на вопрос:

    • если вопрос рассматривается без пересылок и информационных запросов, ответ должен быть подписан не позднее 33 дня от подачи в канцелярию, а письмо должно прийти по почте со штемпелем, не позднее этой даты;
    • при перенаправлении документа срок увеличивается до 43 дней: 3 регистрационных дня, 7 дней на пересылку, 3 регистрационных дня в компетентной структуре и 30 дней изучения проблемы;
    • если ход ведения дела сопровождается многочисленными запросами и происходит с пролонгацией, то сроки увеличиваются до 73 дней, из-за дополнительного продления на 30 дней.

    Не вовремя рассмотренное обращение может привести к необоснованным затратам на ведение жалобы, причинить ущерб имуществу или моральному благополучию гражданина. В связи с этим закон в ст. 16 наделяет человека правом обратиться в судебные органы для выплаты чиновниками или организацией, затянувшими обращение, денежной суммы, которая возместит понесенные убытки.

    Какова ответственность в случае нарушения порядка рассматривания обращения граждан?

    В случае несоблюдения порядка рассмотрения жалоб, предложений или заявлений, поступивших от граждан, чиновники, которые представляют государственные или муниципальные структуры, согласно ст. 15 обязаны нести ответственность согласно нормам действующего в России административного права.

    Ведение вопроса об ущемленных правах при помощи жалобы, заявления или предложения – процедура несложная, но обременительная в плане переадресации из одной инстанции в другую, если поднята многовекторная проблема. Не спешите бороться с бюрократическими подвохами и проволочками в одиночку – обратитесь к поддержке профессионального юриста.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    13.05.2019 | Мифы ЖКХ: В какие сроки исполнитель должен давать ответы потребителям?

    Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

    Рассмотренное в настоящей публикации заблуждение не является лжетеорией в прямом смысле и в подавляющем числе случаев специально не пропагандируется, не распространяется. Довольно часто можно услышать от представителей любой из категорий жилищных отношений (будь то потребители услуг, исполнители таких услуг или надзорные органы), что срок рассмотрения исполнителем обращений потребителей и ответов на них составляет 30 дней. В настоящей статье разберемся, откуда взялась эта цифра и каковы на самом деле сроки ответов, установленные действующим законодательством РФ.

    Суть лжетеории

    Многие исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг уверены, что ответ на обращения потребителя исполнитель должен дать в течение 30 дней. Такой стереотип сложился в силу того, что статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве срока рассмотрения обращений граждан установлено именно 30 дней.

    Нормы, подлежащие применению

    Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

    Таким образом, 30 дней – это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а вовсе не срок рассмотрения обращений любых лиц к любым другим лицам.

    Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

    Такие сроки утверждены несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), в числе которых:
    – Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
    – Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее – Правила 354);
    – Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N 416 (далее – Правила 416);
    – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491);
    – Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

    Сроки ответов на обращения потребителей

    Ранее приведенные НПА устанавливают различные сроки рассмотрения обращений граждан в зависимости от содержимого этих обращений. И надо отметить, что установленные этими НПА сроки гораздо меньше пресловутых 30 дней, которые часто считают утвержденным сроком ответа.

    Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан осуществлять рассмотрение обращений собственников и нанимателей жилых помещений и иных потребителей жилищно-коммунальных услуг и направлять ответы и выполнять требования по следующим обращениям в следующие сроки:

    1) запрос о перечне, объемах, качестве, периодичности оказанных услуг и(или) выполненных работ по содержанию жилого помещения – не позднее пяти рабочих дней с даты обращения (пп. «а» п. 40 Правил 491);

    2) требование проверки правильности начисления размера платы, задолженности или переплаты за коммунальные услуги, заявленное на личном приеме – немедленно (пп. «д» п. 31 Правил 354). По результатам проверки Исполнитель обязан выдать заявителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные по просьбе заявителя подписью руководителя и печатью Исполнителя;

    3) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения – не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ о принятом решении (ч.12 ст.156 ЖК РФ);

    4) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги – не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ заявителю (ч.6 ст.157 ЖК РФ);

    5) заявление о проверке состояния индивидуальных приборов учета, а также распределителей – не более десяти рабочих дней со дня получения заявления (пп. «е(2)» п. 31 Правил 354);

    6) обращение об ознакомлении со сведениями о показаниях общедомового прибора учета – в течение одного рабочего дня со дня обращения (пп. «е» п. 31 Правил 354);

    7) запрос сведений о показаниях общедомовых приборов учета за период не более трех лет – не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз. 4 п. 34 Правил 416);

    8) жалоба на качество коммунальных услуг – в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (пп. «к» п. 31 Правил 354);

    9) запросы информации за запрашиваемые расчетные периоды о помесячных объемах потребления коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета; о суммарных объемах коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях дома; об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг – не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз.3 п.34 Правил 416, пп.«р» п.31 Правил 354);

    10) запрос о предоставлении копии Акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника/пользователя помещения МКД, общему имуществу собственников (описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен) – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.5 п.34 Правил 416);

    11) запрос о предоставлении копии Акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг/выполнении работ по содержанию общего имущества, составленного в соответствии с Правилами 491 – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.6 п.34 Правил 416);

    12) запросы любой информации, размещенной управляющей организацией на вывесках, досках объявлений в многоквартирном доме, на стендах в помещениях управляющей организации (в том числе: наименование (фирменное наименование) УО; номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию; адрес местонахождения УО и ее представительства; режим работы, информация о днях и часах приема,; адрес официального сайта в Интернете (при наличии); адрес официального сайта ГИС ЖКХ; контактные телефоны УО, ее представительства, адрес электронной почты; контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы; контактные телефоны аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников/нанимателей/пользователей помещений дома; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; пошаговая инструкция о порядке установки индивидуальных приборов учета; информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний индивидуальных приборов учета исполнителю коммунальных услуг; информация об органе Государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя); сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общих собраний собственников (при их наличии), которыми они установлены; сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества; сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений в случае принятия в субъекте РФ такого решения; информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования) – не позднее дня, следующего за днем получения запроса (абз.2 п. 34 Правил 416);

    Читайте также:  Истребование повреждённого имущества

    13) запрос о предоставлении копии Акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правил 354 – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз. 7 п. 34 Правил 416);

    14) требования собственника об уменьшении стоимости выполненных работ (заявление о перерасчете), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора – в течение десяти дней со дня получения запроса (Статья 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»);

    15) обращение собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме – реестр предоставляется в течение 5 дней с момента получения обращения (часть 3.1 статьи 45 ЖК РФ);

    16) срок ответа на прочие запросы (обращения) собственников или пользователей помещений в МКД составляет не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (обращения) (п.36 Правил 416);

    17) ответ на запросы (обращения) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в МКД, направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). УО/ТСЖ/ЖСК может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (п.37 Правил 416).

    Выводы

    Как видно из представленного перечня видов обращений, сроки рассмотрения подавляющей части обращений существенно ниже 30 дней. Именно перечисленные в настоящей статье сроки должны соблюдаться исполнителем при рассмотрении обращений (запросов) потребителей, а вовсе не тот срок, который установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

    Дополнительно стоит напомнить, что в соответствии с пунктом 38 Правил 416 управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны хранить запрос (обращение) и копию ответа на него в течение 3 лет со дня его регистрации.

    Рассмотрение обращение граждан и сроки рассмотрения обращения граждан

    Обращение граждан, как к должностному лицу, так и государственному органу, является неотъемлемой частью процесса общения, и разрешения сложившихся ситуаций. Для многих граждан обращения к должностным лицам или в государственные органы, является важным жизненным процессом, а так же не каждый гражданин знает и может написать правильно обращение в государственный орган или к должностному лицу. Обращения бывают различных типов:

    • жалоба, это письменное обращение с изложением своих нарушенных прав
    • заявление, это письменное обращение в содействии или информирование о нарушениях
    • предложение, это письменное обращение, по рекомендациям в решении проблемы, ситуации, рабочего процесса
    • ходатайство, это письменное обращение, о признании права, о признании статуса, об изложении своих интересов

    В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин имеет право обращаться в любые государственные, муниципальные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в письменном виде, данные права закреплены Конституцией РФ и Федеральным Законом РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

    В отдельных случаях заявления, жалобы, ходатайства регулируются, ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ. В случае если должностное лицо или государственный орган дает отказ в рассмотрении или игнорирует гражданина, жалоба на такое действие или исковое заявление, подается в Соответствии с КАС РФ, данные требования стали действенными с 08.03.2015 года с момента вступления в силу Кодекса Административного Судопроизводства РФ и все правила, сроки обжалования решений, отказов, сроков рассмотрения заявлений государственными органами или должностными лицами, рассматриваются в соответствии с КАС РФ.

    Сроки рассмотрения обращения граждан

    В соответствии со статьей 12 Федерального Закона РФ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», сроком рассмотрения обращения граждан, при поступлении заявления или обращения в государственный орган, составляет тридцать дней. Отсчет даты рассмотрения обращения гражданина, составляет с момента поступления самого обращения. Если обращение посылается по почте, то срок исчисляется не с момента отправки, а с момента получения обращения гражданина, в государственный орган. В некоторых случаях, когда государственному органу или должностному лицу, требуется дополнительное время и получение дополнительной информации, для ответа на обращение, то срок дачи ответа, может быть увеличен еще на тридцать дней. В таком случае заявитель уведомляется об увеличении срока, в обязательном порядке. Если же заявление поступает высшему должностному лицу субъекта РФ в сфере миграции, то обращение рассматривается 20 дней.

    Сроки рассмотрения жалобы или заявления в суде

    Многие граждане после обращения в государственные органы или к должностному лицу, но получили не удовлетворительный ответ или вообще ни чего не получили, то в таком случае, законодательством предусмотрено, обжалование действий бездействий должностных лиц и государственных органов и соответственно для обжалования и рассмотрения существуют сроки. При подачи заявления или жалобы, на действие или бездействие должностных лиц и государственных органов, сроки рассмотрения устанавливаются в соответствии с КАС РФ. Срок рассмотрения в суде первой инстанции в соответствии с КАС РФ, составляет 2 месяца в районных и областных судах, а в верховном суде срок рассмотрения три месяца, во всех судах срок рассмотрения может быть увеличен на один месяц.

    С момента принятия решения судом первой инстанции, то в течение тридцати дней, подается апелляционная жалоба, в областном суде апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев, а в верховном суде три месяца. Кассационная жалоба подается в течении шести месяцев, сроком рассмотрения кассационной жалобы в верховном суде составляет один месяц, а если верховный суд истребует дело из предыдущих инстанций, то срок рассмотрения увеличивается до двух месяцев.

    Срок рассмотрения обращения, жалобы, заявления, в полиции, прокуратуре, следственном комитете

    Общий порядок рассмотрения обращения граждан, определяется в соответствии с ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и общим сроком ответа государственного органа составляет 30 дней. Для некоторых государственных органов, существуют свои должностные инструкции и приказы, о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан.

    Рассмотрение обращений в прокуратуре

    1. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ № 45 от 30012013 года, сроком рассмотрения обращения гражданина, должностного лица, военнослужащего, составляет 30 дней.
    2. В случае если обращение гражданина не требует дополнительной проверки тех данных которые изложены в обращении, то срок рассмотрения составляет 15 дней.

    Срок рассмотрения обращения граждан в Следственном комитете РФ

    1. Срок рассмотрения обращения граждан в Следственном комитете РФ составляет 30 дней в соответствии с приказом первого заместителя Генерального Прокурора РФ № 17 от 19.09.2207 года. Тридцатидневный срок может быть увеличен не более чем еще на 30 дней, но так же для некоторых категории граждан срок рассмотрения обращения может быть уменьшен до 15 дней, например для военнослужащих.

    Сроки рассмотрения обращений граждан в полиции

    1. В соответствии с Инструкцией МВД по рассмотрению обращений граждан, которая утверждена приказом Министерства Российской Федерации № 707 от 12.09.2013 года, срок рассмотрения обращений граждан составляет 30 дней и может срок быть продлен еще на 30 дней.
      Федеральным законом № 59 определен порядок и сроки обращений граждан в государственные органы, муниципальные органы. Если же гражданин обращается в частную структуру, то срок рассмотрения обращения гражданина в 30 дневный срок не распространяется.

    При обращении в частные структуры гражданин имеет право писать:

    В случае если частная структура не отвечает на обращение гражданина, то гражданин имеет право обратиться с жалобой в государственные органы и в суд.

    В Москве, Санкт Петербурге, Пскове, Туле, Ярославле, Воронеже, Владимире, Курске, Орле, Брянске, Калуге, Новосибирске, Смоленске, Омске, Томске, Коми, Вологде, Крыме, и многих других городах России по порядку обращений граждан, можно позвонить по номеру 8–777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по обращениям граждан. На Российском Юридическом Портале юристы и адвокаты дают консультации гражданам во всех субъектах Российской Федерации.

    О сроках рассмотрения письменного обращения граждан.

    Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») – основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

    Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.

    Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан .

    Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.

    Значение установленных сроков заключается в том, что они:
    – устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
    – способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей .

    По общему правилу, – государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним .

    Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и других отраслей права.

    Читайте также:  Особенности выселения квартирантов

    Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения .

    Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

    Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

    Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!

    На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении .

    В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

    Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .

    Подробнее о сроке, а точнее – о сроках:

    3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).

    В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

    В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​. 10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней , уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой .

    ​ Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

    в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
    в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​ Без учета почтовой доставки.
    в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня ​ . Без учета почтовой доставки.

    ​ Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​

    Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

    Исполнительное производство, практически на любой стадии, предполагает взаимодействие его сторон с должностными лицами органа принудительного исполнения. Подобное взаимодействие зачастую осуществляется в виде различных заявлений, для каждого из которых имеется свой срок ответа пристава. Эти сроки закреплены в положениях Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон, ФЗ №229-ФЗ). В таблице ниже приведена информация о сроках рассмотрения в исполнительном производстве наиболее распространенных видов обращений граждан.

    Основание для обращенияПредельный срок, установленный для рассмотренияНорма ФЗ «Об исполнительном производстве»
    Возбуждение исполнительного производства1 сутки – при необходимости немедленного исполненияп.10 ст.30
    6 дней – для остальных категорий исполнительных документовп.7, 8 ст.30
    Арест имущества (транспортные средства, недвижимость, имущественные права и т.п.)1 деньп.2 ст.80
    Расчет задолженности по алиментам13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения)п.2 ст.102, ст. 64.1
    Розыск должника или его имущества3 дняст.65
    Отложение исполнительных действий2 дня (из них 1 день на передачу приставу и 1 день на рассмотрение)п.3.1 ст. 38
    Приостановление, прекращение исполнительного производства4 дня (1 день – на передачу приставу, 3 дня – на его рассмотрение)п.4 ст.45
    Ходатайства по вопросам исполнительного производства13 дней, из них 3 дня на передачу ходатайства лицу, уполномоченному его рассматривать и 10 дней непосредственно на рассмотрение ходатайстваст.64.1
    Ограничение на выезд за пределы РФ13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения)ст.67, ст.64.1
    Ограничение права управления транспортным средством13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения)ст.67.1, ст. 64.1
    Жалоба судебного пристава (как на действия, так и на бездействие)10 днейст.126
    Отвод пристава3 дняп.3 ст.63
    Прочие обращения30 днейст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

    Срок ответа пристава на заявление (ходатайства)

    Большая часть заявлений, поступающих от должников и взыскателей относятся к категории ходатайств. Порядок их рассмотрения регулируется ст.64.1 Закона.

    • Для рассмотрения ходатайства у сотрудников ФССП России имеется 10 дней.

    Этот срок начинает исчисляться с момента передачи ходатайства для рассмотрения, кроме того еще 3 дня дается для передачи ходатайства надлежащему лицу для рассмотрения.

    По этим правилам рассматриваются, например, заявления об установлении временных ограничений на выезд за пределы РФ, об ограничении пользования специальным правом, об исправлении описок в вынесенных документах и иные заявления, касающиеся процедуры принудительного исполнения.

    Пример 1

    Иван – взыскатель по исполнительному производству. Остаток долга составляет 65 000 руб. 15.03.2019 он обратился в районный отдел одного из территориальных органов ФССП России с заявлением об установлении для должника ограничения на выезд за границу. Заявление было передано им сотруднику отдела, отвечающего за ведение делопроизводства. В тот же день заявлению присвоен регистрационный номер.

    В силу ст.67 ФЗ №229-ФЗ заявление должно быть передано приставу в течение 3 дней. Но, поскольку 15.03.2019 – пятница, то приставу, на исполнении которого находится исполнительное производство о взыскании в пользу Ивана, заявление передано 19.03.2019. Последним днем для принятия приставом решения, с учетом выходных дней, является 02.04.2019.

    Рассмотрев заявление, пристав удовлетворил заявление и 01.04.2019 вынес постановление о временном ограничении права должника на выезд за пределы РФ.

    Ходатайства со специальным сроком рассмотрения

    Для ряда заявлений в исполнительном производстве установлены специальные сроки для рассмотрения. К ним относятся следующие виды заявлений:

    • о приостановлении исполнительного производства или его прекращении (рассматривается в течение 3 дней, кроме того, 1 день дается на регистрацию заявления и передачу его судебному приставу);
    • об отложении исполнительных действий (рассматривается в течение 1 дня, еще 1 день дается на регистрацию и передачу уполномоченному лицу.);
    • о розыске должника и/или его имущества (подлежит рассмотрению в течение 3 дней);
    • об отводе судебного пристава (предельный срок рассмотрения – 3 дня);
    • об аресте имущества (решение принимается в течение 1 дня).

    Форма ответа на ходатайство

    В соответствии с нормами ФЗ №229-ФЗ результат рассмотрения ходатайства облекается в форму постановления. Это может быть как постановление об удовлетворении ходатайства, так и постановление об отказе в его удовлетворении. Вне зависимости от результата рассмотрения, он доводится до сведения заинтересованных лиц путем направления копии постановления.

    Срок ответа пристава на жалобу

    Порядок рассмотрения жалоб, поданных вышестоящим должностным лицам, предусмотрен гл.18 ФЗ «Об исполнительном производстве». Жалоба, поданная по установленным правилам в порядке подчинённости, в силу ст.126 Закона рассматривается не более 10 дней. По итогам рассмотрения должно быть вынесено постановление об удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.

    Срок ответа пристава на обращения

    Обращения, поступающие в ФССП России и ее территориальные органы, и не относящиеся к категории ходатайств и жалоб, рассматриваемых по правилам главы 18 Закона, подлежат рассмотрению по правилам, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

    • В соответствии со ст.12 указанного закона, письменные обращения рассматриваются в срок 30 дней.

    Причем в это время включаются все дни, в том числе и нерабочие. Ч.2 данной статьи предусматривает возможность продления месячного срока, но не более чем на 30 суток.

    Пример 2

    Елена, будучи должником по исполнительному производству, решила обжаловать действия судебного пристава-исполнителя. Предполагая подать жалобу, в порядке подчиненности, она указала ссылки на положения Закона, однако в просительной части своей жалобы не изложила свои требования, ограничившись перечислением предполагаемых нарушений со стороны должностного лица, а также не указала ФИО лица, на которое Елена жалуется.

    В рассмотрении этой жалобы постановлением старшего судебного пристава было отказано, в связи с несоответствием содержания обращения установленным требованиям. Но данная жалоба была классифицирована как обращение, подлежащее рассмотрению по правилам, предусмотренным Федеральным законом №59-ФЗ. В течение 30 дней заявителю дан ответ по существу требований.

    Если текст обращения содержит какое-либо ходатайство, то оно должно быть рассмотрено за 10 дней(в некоторых случаях раньше), вне зависимости от конечной даты рассмотрения самого обращения.

    Пример 3

    Заявление Владимира было передано для рассмотрения в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ, а просьба о наложении ареста на приобретенную технику классифицирована как ходатайство, которое 23.04.2019 было удовлетворено, имущество выявлено и в дальнейшем на него было обращено взыскание.

    Что делать, если пристав не отвечает на жалобы, заявления и обращения

    Не редки случаи игнорирования должностными лицами органа принудительного исполнения заявлений и обращений граждан. Если приставы не отвечают на запрос, жалобу, не рассматривают ходатайство, их бездействие можно оспорить. Обжалование осуществляется в соответствии с должностной иерархией в порядке подчинённости, либо в судебном порядке.

    Если судебный пристав или иное должностное лицо ФССП России не отвечает на обращения, то можно пожаловаться и в органы Прокуратуры РФ. В этом случае, при выявлении нарушения, виновное лицо не только понудят рассмотреть обращение, но и могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ст.5.59 КоАП РФ.

    Подводя итог, можно сделать вывод о сроках рассмотрения обращений в исполнительном производстве:

    • Ходатайства и заявления по вопросам принудительного исполнения – 10 дней с момента поступления лицу, уполномоченному его рассматривать. Предельный срок нахождения нерассмотренного обращения в подразделении судебных приставов – 13 дней. Для некоторых видов заявлений установлены специальные, более короткие сроки.
    • Жалобы в порядке подчиненности – 10 дней.
    • Иные обращения – 30 дней.

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию