Кто устанавливает снижение срока?

Куда подавать ходатайство о снижении срока отбывания наказания?

Куда следует подавать ходатайство о снижении срока отбывания наказания? Мой срок 15лет строгого режима, отбыл 2,6месяцев.

Куда следует подавать ходатайство о снижении срока отбывания наказания? Мой срок 15лет строгого режима, отбыл 2,6месяцев.

Игнат

действующим законодательством подобная процедура не предусмотрена.

Приговор вступил в законную силу, и будет далее исполняться.

Срок наказания по Вашему ходатайству Вам может снизить только Президент РФ в порядке помилования. Но с чего вдруг он будет это делать? У него других забот полно. Вы не беременная женщина, не многодетная мать, осуждены за особо тяжкое преступление. какие снования для помилования? Я лично не усматриваю.

Вам следует дожидаться в общем порядке срока для условно-досрочного освобождения либо замены вида наказания на более мягкий (ст.ст.79 и 80 УК РФ). Но до этого Вам ещё очень далеко, 8 лет. К тому же неизвестно, сколько взысканий Вы получите за это время. В этом случае УДО станет вообще невозможным.

Дополню ответ коллеги.

Ходатайства о снижении наказания как формы обращения осужденного не существует.

Единственный способ изменить приговор это его обжалование в кассационном порядке в вышестоящие суды.

Если нужна квалифицированная помощь с обжалованием приговора — напишите. Посмотрим, как и что можно сделать по вашему делу.

Вы бы не могли запросить мой приговор и ознакомиться с ним, а дальше мы бы договорились о составление жалобы.

Могу запросить, но адвокат в праве вступать в дело то в такой ситуации только посл заключения соглашения. Приговора для обжалования мало. Желательно изучить дело целиком.

Если вы намерены обжаловать, предлагаю, обсудить сначала условия работы в чате, это конвертик в верхнем правом углу чата. Я вам там напишу, ответьте там пожалуйста.

Есть ли вероятность снижения срока отбывания наказания по ст. 159 ч2 согласно фз 420 при отбытии уже более половины срока

Приговор выносился Ковровским городским судом Владимирской области по ч. 3 ст. 290 УК РФ в 2013 году. После освобождения по УДО осталось доп. наказание в виде штрафа. УДО рассматривал суд по месту отбывания (г. Бор Нижегородской области). Осужденный(должник) проживает г. Ковров Владимирской области. Штраф взыскивает УФССП по Владимирский области. Приставы непосредственно из г. Владимир. Согласно п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 2009 года при соблюдении сроков установленных ч.10 ст.175 УИК РФ, можно повторно обратиться в суд с целью отмены (частично либо полностью) доп. наказания. Куда подавать ходатайство в порядке ст.79 УПК об УДО от дополнительного наказания в виде штрафа? Может ли данное ходатайство рассматривать суд по месту жительства(г. Ковров), если фактически исполнением наказания занимаются приставы г. Владимир?

Здравствуйте. В 2015 году решением городского суда человек был признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ и ему был назначен срок 4 года лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В зале суда взяли под стражу, на момент следствия и судебного разбирательства был домашний арест. Была подана апелляционная жалоба, до рассмотрения апелляционной жалобы в Верховном Суде региона, всё время с взятия под арест в городском суде и до апелляционного суда человек находился в СИЗО 4 месяца и 2 дня, а точнее 125 дней. В апелляционном постановлении нет ни слова о зачёте 4 месяцев и 2 дней нахождения в СИЗО в счёт отбытия наказания. В 2018 году вроде приняты изменения в ст.72 УК РФ, когда они вступят в силу?, и правильно ли я понимаю что по этим изменениям день нахождения в СИЗО приравнивается к 1,5 или 2 (1,5 или 2 прошу уточнить?) дням исправительной колонии общего режима? Куда надо писать ходатайство, по месту лишения свободы (в администрацию ИК) или же в тот суд что вынес приговор (городской или Верховный региона)?

Мой сын осужден 9 октября 2013 года по части 3 статьи 30 пункт Б части 3 статьи 228.1 и приговорён к 7 годам 7 месяцев лишения свободы и отбывания наказания в колонии строгого режима. Можно ли написать ходатайство чтобы снизили срок отбывания наказания

Добрый вечер, уважаемые юристы! Сын отбывает наказание по статье 228 ч.2 (хранение ), Срок 5 лет. В апреле 2017 будет 2,5 года от срока. Надеемся на положительную характеристику от Администрации т.к. взысканий нет, поощрения есть.Подали ходатайство в суд на рассмотрение применения статьи 80 УК РФ, на что судья сказал, забрать это ходатайство и подавать на УДО, но насколько мне известно , что УДО рассматривается по данной статье 228 часть 2 только после отбывания 3/4 срока. Разъясните, пожалуйста, есть ли изменения в УК в 2017 году, может , действительно изменен срок отбывания наказания до УДО до 1/2 ? Спасибо.

Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами

Эксперты «АГ» отметили, что принятие закона, повышающего эффективность системы мер социальной адаптации осужденных, было ожидаемым для юридического сообщества. Однако то, как новые нормы будут применяться судами на практике, прогнозировать невозможно.

Читайте также:
Упрощенка может стать малодоступной

Вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации». Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был разработан Минюстом России с целью повысить эффективность системы мер социальной адаптации осужденных. В Госдуму он был внесен в мае 2017 г.

Минюст планирует предоставить заключенным возможность замены лишения свободы на принудительные работы с последующим УДО

Закон позволяет уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения.

Так, для осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести наказание может быть заменено более мягким после отбытия не менее трети срока либо же не менее четверти при замене его на принудительные работы.

Для совершивших тяжкое преступление – не менее половины срока лишения свободы либо не менее одной трети срока наказания при его замене принудительными работами. В случае совершения особо тяжкого преступления осужденный должен отбыть не менее двух третей срока наказания для замены его более мягким или же не менее половины в случае замены принудительными работами.

Согласно закону при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных для каждого вида наказания, за исключением случаев замены лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК.

Несмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей Уголовного кодекса РФ, назначают его редко

Комментируя «АГ» принятые поправки, директор юридической компании «ООО “Центр Правосудия”» Армен Восканян отметил, что подписание президентом данного закона было ожидаемым для юридического сообщества. «Принятие закона обусловлено необходимостью повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и наше мнение полностью совпадает с законодателем и Президентом РФ, что замена лишения свободы при определенных условиях принудительными работами в установленных законом пределах и порядке – это именно та необходимая и ожидаемая мера», – подчеркнул он, добавив, что о достаточности принятых мер можно будет судить по оценке их результатов.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников, который комментировал документ на стадии разработки законопроекта, отмечал, что воспринимает предложенные изменения неоднозначно. В целом он поддержал гуманизацию уголовного законодательства и выразил убеждение, что рядовому гражданину, совершившему преступление, достаточно нескольких месяцев в исправительной колонии, чтобы у него сложилось стойкое нежелание туда вернуться. В то же время, по мнению эксперта, лиц, систематически нарушающих закон, от новых преступлений не удержит и 20-летний срок лишения свободы. Из плюсов поправок он также отмечал возможность снижения нагрузки на исправительные колонии.

В отношении принятого закона Михаил Колесников по-прежнему считает, что расширение возможности применения такого вида наказания, как принудительные работы, является преждевременным, поскольку он применяется ФСИН России только с 1 января 2017 г. По мнению адвоката, к данному вопросу будет возможно вернуться только через несколько лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а исполнение принудительных работ будет отлажено системой ФСИН России.

В то же время, по данным ФСИН России, за минувшие два года исправительные центры и изолированные участки исправительных учреждений, функционирующие как исправительные центры, созданы в 56 субъектах Федерации, и в будущем сеть таких исправительных центров расширится. «За два года существования в них уже отбыли наказание более 2500 человек. Сейчас же наказание в виде принудительных работ отбывают свыше 1100 осужденных. В текущем году из заработной платы осужденных удержано более 3,5 млн руб. в доход государства, возмещено более 1,8 млн руб. исковых обязательств», – сообщается на сайте ведомства.

Адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга отметил, что принятый закон продолжил цикл законотворческой деятельности по гуманизации уголовного законодательства. «Как ранее отмечалось, государство тем самым создает возможность для движения осужденных по системе так называемых “социальных лифтов”», – пояснил он.

По мнению эксперта, единственное, что на данный момент невозможно прогнозировать, – применение новых норм судами, поскольку даже имеющаяся практика рассмотрения ходатайств осужденных на стадии исполнения приговоров является неоднородной и зачастую зависит от позиции высшего суда конкретного региона.

Как рассчитать срок исковой давности?

Нередко на практике организации вынуждены выступать в суде в качестве истца или ответчика. При этом судьи, защищая интересы сторон спора, контролируют обоснованность имущественных притязаний одних лиц к другим. Законодательством предусмотрены нормы, позволяющие одной из сторон блокировать судебное разрешение спора по существу, если другая сторона обратилась за защитой своих прав слишком поздно.

Отрезок времени, в течение которого организация или физическое лицо могут обратиться в суд за защитой своих прав, называется сроком исковой давности, пропуск которого является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как правильно рассчитать такой срок, который может прерываться, начать исчисляться заново, приостанавливаться?

Общий и специальные сроки исковой давности

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, чье право нарушено (ст. 195 ГК РФ).

Читайте также:
Список МФЦ Белгородской области с адресами.

Согласно п. 1 ст. 200 НК РФ если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать:

о нарушении своего права;

о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Причем, как уточняется в п. 1 Постановления № 43, речь идет о совокупности данных обстоятельств.

В соответствии с положениями ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого согласно ст. 200 НК РФ.

Обращаем ваше внимание, что время для подачи иска начинает исчисляться не с момента нарушения каких-либо прав стороны договора, а с того дня, когда она узнала (либо должна была узнать) о двух названных выше обстоятельствах.

При этом срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен (за исключением случаев, определенных Федеральным законом № 35-ФЗ).

Для отдельных видов требований законом могут вводиться специальные сроки исковой давности, более длительные или сокращенные по сравнению с общим сроком (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Если говорить о более длительных, то примером может служить десятилетний срок для исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки (п. 1 ст. 181 ГК РФ).

Сокращенные сроки давности установлены в ч. IIГК РФ. Например, годичный срок исковой давности предусмотрен:

для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда (п. 1 ст. 725 ГК РФ);

для требований по перевозке груза (п. 3 ст. 797 ГК РФ).

Статьей 392 ТК РФ предусмотрены специальные сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Так, работник имеет право обратиться:

в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

в течение одного года со дня установленного срока выплат – при невыплате или неполной выплате сумм, причитающихся работнику.

В свою очередь и работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю. Сделать это он может в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Порядок применения исковой давности

Порядок применения исковой давности изложен в ст. 199 ГК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

В соответствии с п. 2 исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Как отмечено в п. 10 Постановления № 43, эта сторона несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении данного срока суд вправе отказать в удовлетворении требования только по указанным мотивам, без исследования иных обстоятельств дела. Об этом говорится в п. 15 Постановления № 43. Иными словами, пропуск срока исковой давности не лишает гражданина или организацию возможности подать иск. Исковое заявление все равно будет принято к рассмотрению. Причем судьи по своей инициативе не обязаны выяснять соблюдение названного срока. Только если ответчик в ходе процесса заявит о пропуске срока исковой давности и докажет это, суд может отказать истцу в удовлетворении требований. Если же ответчик не заявит о пропуске срока, дело будет рассматриваться по общим правилам.

К сведению: в пункте 2 ст. 199 ГК РФ нет каких-либо требований к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (п. 11 Постановления № 43).

Можно ли восстановить пропущенный срок исковой давности?

В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Такое правило предусмотрено ст. 205 ГК РФ. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности.

Читайте также:
Нужен ли риэлтор в сделке купли-продажи недвижимости

Иными словами, для физических лиц допускается восстановление срока на подачу иска.

По смыслу указанной нормы и п. 3 ст. 23 ГК РФ срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (п. 12 Постановления № 43).

Требования, на которые исковая давность не распространяется

Существует ряд требований, на которые исковая давность не распространяется. Они перечислены в ст. 208 ГК РФ.

В частности, это требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.

Исковая давность также не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение этого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 35-ФЗ).

Начало течения исковой давности

Согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения данного требования.

Срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми установлено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Пример 1.

Организация «А» оказывает платные услуги. В декабре 2017 года была оказана услуга организации «Б». Оплата должна быть произведена 11.12.2017. В указанный срок организация «Б» оплату не произвела.

Начало течения срока исковой давности началось с 12.12.2017. Истечение трехлетнего срока произойдет 12.12.2020. Однако эта дата приходится на субботу, а потому днем окончания срока будет ближайший следующий за ним рабочий день – понедельник 14.12.2020.

По смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т. п.) исчисляется отдельно по каждому платежу (п. 24 Постановления № 43).

Пример 2.

Организация «А» в декабре 2017 года оказала услуги организации «Б» на сумму 200 000 руб. Оплата должна быть произведена двумя частями по 100 000 руб. 11.12.2017 и 18.12.2017. В указанные сроки организация «Б» оплату не произвела.

В этом случае начало течения срока исковой давности началось по первой части долга с 12.12.2017, по второй – с 29.12.2017.

Приостановление течения срока исковой давности

Статья 202 ГК РФ предусматривает возможность приостановления течения срока исковой давности. В пункте 1 данной статьи перечислены случаи, когда такая возможность возникает:

если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила) (пп. 1);

если истец или ответчик находится в составе Вооруженных сил РФ, переведенных на военное положение (пп. 2);

в силу установленной на основании закона Правительством РФ отсрочки исполнения обязательств (мораторий) (пп. 3);

в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующих соответствующее отношение (пп. 4).

Во всех перечисленных случаях течение срока исковой давности приостанавливается при условии, что указанные обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее – в течение срока исковой давности (п. 2 ст. 202 ГК РФ). Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее – до срока исковой давности (п. 4 ст. 202 ГК РФ).

Читайте также:
Порядок расторжения брака с гражданином Турции.

Перерыв течения срока исковой давности

Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

При этом ГК РФ не уточняет, какие конкретно действия обязанного лица прерывают течение срока. Их примерный перечень приведен в п. 20 Постановления № 43. К таким действиям, в частности, могут относиться:

изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа);

акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.

Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.

В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).

Отметим: как следует из п. 21 Постановления № 43, перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. Вместе с тем по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (п. 2 ст. 206 ГК РФ).

В пункте 25 Постановления № 43 разъясняется, что срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (ст. 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам ст. 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.

Предположим, у кредитора помимо требований по основному долгу возникли дополнительные требования об уплате неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами и о возмещении убытков. Если обязанное лицо признало основной долг, в том числе в форме его уплаты, само по себе это не может служить доказательством признания дополнительных требований кредитора и, соответственно, не может расцениваться как основание перерыва течения срока исковой давности по дополнительным требованиям и требованию о возмещении убытков.

В заключении хотелось бы процитировать Постановление КС РФ от 15.02.2016 № 3-П, чтобы наглядно показать важность и необходимость в гражданском праве такого понятия, как срок исковой давности:

«Институт исковой давности имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений. Отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав».

Пересмотр сроков полезного использования объектов основных средств по ФСБУ 6/2020

Большинство организаций не пересматривают изначально установленный срок полезного использования (СПИ) объектов основных средств и редко работают с оценочными значениями, которым является СПИ. Однако с учетом требований к бухгалтерской отчетности и реальных условий эксплуатации объектов основных средств очевидно, что их СПИ нужно пересматривать. Причем сам пересмотр СПИ не является принципиально новой процедурой, установленной ФСБУ 6/2020. Его можно было проводить и раньше. Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Елена Орлова специально для БУХ.1С рассказала о нормах ФСБУ 6/2020 по пересмотру СПИ и сравнила их с прежним порядком.

Определение срока полезного использования (СПИ)

Для каждого объекта основных средств организация определяет срок полезного использования. СПИ объекта основных средств – это (п. 8 ФСБУ 6/2020):

  • период в единицах времени, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (общее правило). Может быть установлен как отчетный период, за который составляется промежуточная или годовая бухгалтерская отчетность (год) (ч.ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 29, 33 ФСБУ 6/2020);
  • в натуральных единицах (количество продукции, объем работ), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств. Устанавливается в штуках, квадратных метрах, тоннах и т.п. (для отдельных объектов основных средств).
Читайте также:
Выписать бывшего супруга из муниципальной квартиры

СПИ объекта основных средств определяется исходя из (п. 9 ФСБУ 6/2020):

  • ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;
  • ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;
  • ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;
  • планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.

Пересмотр срока полезного использования (СПИ)

СПИ – прогнозная характеристика. Если с течением времени при изменении условий деятельности эта характеристика уточняется, то финансовая картина становится более достоверной. А когда изначально установленный при принятии объекта к учету СПИ не пересматривается, такая учетная практика приводит к снижению информативности отчетных показателей и ухудшению качества бухгалтерской отчетности (п. 5 Толкования Р91 «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации», принятого Комитетом по толкованиям 27.05.2009, утвержденного в итоговой редакции 10.07.2009) к ПБУ 6/01, 21/08»).

Пересмотр СПИ до ФСБУ 6/2020

Правило первичного определения СПИ (абз. 1 п. 20 ПБУ 6/01) не ограничивает его последующий пересмотр. Пересмотр СПИ при реконструкции и модернизации (абз. 6 п. 20 ПБУ 6/01) не является единственно возможным случаем изменения СПИ. Правила пересмотра СПИ в результате других причин в ПБУ 6/01 отсутствуют: нет ни запрета, ни разрешения, ни предписания. В противном случае в разделе III ПБУ 6/01 должна была присутствовать норма, аналогичная п. 14 ПБУ 6/01, согласно которому стоимость основных средств, в которой они приняты к бухучету, не подлежит изменению, кроме специально названных случаев (Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-6/2009 КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации»).

То, что изначально установленный СПИ может изменяться не только в случае реконструкции и модернизации, подтверждается следующими нормами:

  • оценочным значением являются, в частности, СПИ основных средств (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»);
  • изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).

Таким образом, из совокупности норм ПБУ 6/01 и ПБУ 21/2008 следует вывод: появление новой информации является основанием для изменения СПИ основного средства в течение его эксплуатации, в т.ч. в случаях, когда не было реконструкции или модернизации.

Поскольку пересмотр СПИ (кроме реконструкции и модернизации) прямо не регулируется ПБУ 6/01, необходимость его регулярного пересмотра подтверждается также (п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», Рекомендация Р-6/2009 КпР):

  • § 51 IAS 16 «Основные средства»;
  • п. 27 ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов» (Приложение к Письму Минфина России от 19.01.2018 № 07-04-09/2694);
  • Рекомендацией Р-6/2009 КпР;
  • Толкованием Р91.

Следовательно, пересмотр СПИ был возможен и до принятия ФСБУ 6/2020.

Обратите внимание! Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-6/2009 КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации» и Толкование Р91 «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации», принятое Комитетом по толкованиям 27.05.2009, утвержденное в итоговой редакции 10.07.2009 к ПБУ 6/01, 21/08, не потеряли своей актуальности в части разъяснений пересмотра СПИ, не противоречащей ФСБУ 6/2020, поскольку толкуемые ими документы включают в себя не только ПБУ 6/01, но и действующие нормы ПБУ 21/2008, ПБУ 1/2008, ПБУ 14/07, IAS 16.

Пересмотр СПИ по ФСБУ 6/2020

СПИ (наряду с ликвидационной стоимостью и способом начисления амортизации) – это элемент амортизации объекта основных средств. Элементы амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-29):

  • определяются при признании объекта основных средств в бухгалтерском учете;
  • проверяются на соответствие условиям использования объекта основных средств.

Это значит, что теперь в профильном ФСБУ 6/2020 прямо предусмотрен пересмотр СПИ.

Проверка элементов амортизации

shutterstock_1783411112.jpg

  • в конце каждого отчетного года. Например, в рамках инвентаризации основных средств, в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Но если организация проводит инвентаризацию основных средств раз в три года, пересмотр СПИ все равно нужно делать в конце каждого года. Частота проведения инвентаризации не должна служить основанием для пересмотра СПИ реже, чем один раз в год (ч.ч. 1–3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, п. 2 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 8 Толкования Р91);
  • при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. Пересмотр СПИ нужно проводить сразу по факту их наступления.
Читайте также:
Перерасчет пенсии по стажу

Проверку элементов амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020) рекомендовано увязывать с проверкой порядка применения пункта 5 ФСБУ 6/2020 на соответствие условиям и характеру инвестиционной деятельности организации и проводить обе проверки в рамках единой процедуры (п. 7 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

Изменение СПИ может быть обусловлено:

  • конкретными обстоятельствами, которые должны были быть приняты во внимание при первоначальном установлении СПИ (перевод объекта в условия агрессивной среды, отличный от среднестатистического режим работы, сезонность использования, переход от двухсменного режима работы в трехсменный, плановые простои по каким-то причинам, принятие ограничивающих нормативных правовых актов, утверждение руководством бюджета организации, в котором установлены планируемые даты закупок нового оборудования с заменой имеющегося, и т.д.);
  • постепенным накоплением новой информации, которой за год может оказаться достаточно, чтобы существенно изменились прогнозы организации относительно СПИ объектов основных средств (при отсутствии конкретных обстоятельств).

Процедуру проверки элементов амортизации целесообразно установить в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008, п.п. 4, 5 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 11 Толкования Р91). В нее нужно включить в отношении СПИ, в частности:

  • организационные аспекты – какая комиссия осуществляет такую проверку, ее компетенции и обязанности;
  • методологические аспекты – установленный организацией порядок проверки каждого элемента амортизации, регулярность такой проверки, уровень и иные критерии существенности, соответствие которым влечет за собой изменение элементов амортизации; расчет амортизации за период, в котором пересмотрен СПИ;
  • документальное оформление результатов проверки.

Приказом по организации обязанности по проверке элементов амортизации можно возложить на инвентаризационную комиссию; комиссию по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств или специально созданную для этого комиссию. В состав комиссии целесообразно включить специалиста, отвечающего за техническое состояние основных средств, их работоспособность; эксплуатирующего объект работника, лицо, ответственное за сохранность основных средств, финансиста, экономиста, технолога, начальника производства, определяющих будущие экономические выгоды от использования основных средств, бухгалтера на участке основных средств. Если у членов комиссии нет необходимых знаний для проведения технической экспертизы объектов, комиссия может привлечь сторонних экспертов с соответствующей квалификацией.

Пересмотр СПИ не означает непременное его изменение. Организация должна убедиться, не возникло ли необходимости изменения СПИ. В этих целях к компетенциям комиссии относятся, в частности (п. 2 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 8 Толкования Р91):

  • анализ физических параметров текущего и планируемого использования объектов основных средств (режима эксплуатации, способов использования, естественных условий, систем проведения ремонта, нормативно-правовых и других ограничений, намерений руководства организации, физического или морального износа и др.), моделей распределения будущих экономических выгод, ожидаемых доходов от выбытия и др.;
  • сравнение их с данными, которые учитывались для установления элементов амортизации при признании объектов или при предыдущем пересмотре;
  • вынесение оценочного суждения по всему комплексу обстоятельств для принятия решения – нужно изменять СПИ или нет, и если нужно, то какой вариант амортизации с пересмотренным СПИ будет более показательным для пользователя бухгалтерской отчетности;
  • документальное оформление принятого решения о пересмотре СПИ по соответствующим объектам основных средств (об отсутствии необходимости в пересмотре).

Если текущая информация свидетельствует о существенном изменении параметров объектов основных средств, СПИ по ним изменяется (в том числе как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

Результат работы комиссии по проверке элементов амортизации оформляется протоколом заседания комиссии, форму которого целесообразно утвердить в приложении к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Протокол должен содержать все обязательные реквизиты первичного учетного документа, а также (при необходимости) – реквизиты, являющиеся дополнительными к обязательным реквизитам, установленным ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В протоколе нужно указать по каждому объекту основных средств, по которому принято решение о пересмотре СПИ и других элементов амортизации, ранее установленные элементы амортизации, новые (измененные) элементы амортизации, причины пересмотра. Протокол, подписанный председателем и членами комиссии, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо (п. 8 ст. 3, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 2, 4, 8, 12 ФСБУ 27/2021, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 1 абз. 9 ст. 313 НК РФ).

Доначисление амортизации в связи с пересмотром СПИ может быть оформлено ведомостью учета основных средств и начисленных амортизационных отчислений по самостоятельно разработанной форме или, например, по форме № В-1, а также бухгалтерской справкой-расчетом (ч.ч. 2, 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 2, 4, 8, 12 ФСБУ 27/2021, п. 4 ПБУ 1/2008, Приложение 2 к Типовым рекомендациям, утвержденным Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Расчет амортизации после пересмотра срока полезного использования (СПИ)

Если по результатам проверки элементов амортизации организация примет решение о пересмотре СПИ, возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (перспективно). Ранее начисленная амортизация не пересчитывается. Оставшаяся подлежащая амортизации стоимость объекта распределяется на оставшийся СПИ, только уже измененный. Исходя из этого начисление амортизации продолжается в новых суммах. Такие корректировки не являются исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 37 ФСБУ 6/2020, п.п. 2, 3, 4 ПБУ 21/2008).

Читайте также:
МРОТ могут заменить почасовой оплатой

Амортизация за период, в котором изменился СПИ

При пересмотре СПИ в результате наступления конкретного обстоятельства амортизация с применением пересмотренного СПИ начисляется после наступления этого обстоятельства, без пересчета сумм, которые уже начислены за текущий год. Она может начисляться, например, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство и принято соответствующее решение, без пересчета начислений истекших месяцев текущего года (пп. «а» п. 33, п. 37 ФСБУ 6/2020, п. 4 ПБУ 21/2008, п. 4 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 10 Толкования Р91).

Спорным вопросом является вопрос начисления амортизации за период, в котором произошел пересмотр СПИ, по результатам обязательной ежегодной проверки элементов амортизации. Существуют два варианта, один из которых организация может предусмотреть в своей учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008):

  • вариант 1: амортизация с применением пересмотренного СПИ начисляется с 1 января следующегоотчетного года (п. 37 ФСБУ 6/2020, п. 4 ПБУ 21/2008, пп. «а» п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. 38 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»);
  • вариант 2: амортизация с применением пересмотренного СПИ доначисляется с 1 января текущегоотчетного года. Это не является ретроспективным пересчетом, а является отражением изменения оценочного значения в текущем отчетном периоде. Амортизация начисляется за отчетный период – в рассматриваемом случае за год (ч.ч. 1, 4 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 29 ФСБУ 6/2020). Поэтому после принятия решения о пересмотре СПИ в декабре текущего отчетного года к сумме амортизации уже начисленной за 11 месяцев нужно доначислить в декабре недостающую сумму исходя из пересмотренного СПИ с тем, чтобы по итогам года получилась требуемая сумма амортизации за период с 1 января по 31 декабря (п. 4 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 10 Толкования Р91). Эффект от пересмотренного СПИ (если он существенен) должен быть учтен в том году, за который накопилась информация, обусловившая это изменение, а не в следующем отчетном году. Тогда пользователи бухгалтерской отчетности быстрее увидят актуализированную существенную информацию. А если амортизацию по пересмотренному СПИ начать начислять с 1 января следующего отчетного года, пользователи годовой отчетности увидят ее не скоро – через год, то есть тогда, когда это будет неактуально, и может накопиться за следующий год новая информация по элементам амортизации, которую нужно будет опять обновлять.

В то же время, если доначисление амортизации по варианту 2 является трудоемким, а доначисленная сумма не является существенной, организация, руководствуясь требованиями рациональности и существенности, вправе принять решение о начислении амортизация с применением пересмотренного СПИ с 1 января следующего отчетного года (п.п. 4, 6, 7.4 ПБУ 1/2008, п. 4 Рекомендации Р-6/2009 КпР, п. 10 Толкования Р91).

Пример доначисления амортизации по варианту 2

Первоначальная стоимость объекта основных средств – 12 млн. руб. Изначально установленный СПИ – 10 лет. Амортизация в год при линейном способе должна составить 1 200 тыс. руб. Амортизация в месяц – 100 тыс. руб. Объект был введен в эксплуатацию в декабре, амортизация начисляется с 1 января календарного года. В течение первых двух лет эксплуатации обстоятельств для пересмотра СПИ не установлено. В декабре третьего года на основании обновленной информации выяснилось, что первоначальные прогнозы были оптимистичными, и объект прослужит на 3 года меньше: принято решение об уменьшении общего СПИ до 7 лет (10 лет – 3 года).

За первые 2 года амортизация составила 2 400 тыс. руб. (1 200 тыс. руб. х 2). За третий год до момента пересмотра СПИ (за 11 месяцев третьего года) начисленная амортизация составила 1 100 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 11 мес.).

Доначисление амортизации в периоде пересчета СПИ

Согласно учетной политике организации, моментом, начиная с которого амортизация должна начисляться по-новому, является начало текущего отчетного периода, т.е. 1 января текущего года. Новый оставшийся СПИ составит 5 лет (новый общий срок 7 лет – 2 истекших года). Остаточная стоимость объекта, подлежащая амортизации на этот момент, составит 9 600 тыс. руб. (12 000 тыс. руб. /первоначальная стоимость/ – 2 400 тыс. руб. /начисленная за 2 года амортизация/). Новая амортизация в год начиная с третьего года эксплуатации объекта – 1 920 тыс. руб. (9 600 тыс. руб. : 5 лет).

В бухучете за 11 месяцев третьего года уже начислено 1 100 тыс. руб. амортизации.

Годовая сумма амортизации за третий год должна быть 1 920 тыс. руб. Нужно в декабре доначислить амортизацию в сумме 820 тыс. руб. (1 920 тыс. руб. – 1 100 тыс. руб.).

На следующий четвертый год начиная с января амортизация начисляется, исходя из пересмотренного СПИ, по 160 тыс. руб. в месяц (1 920 тыс. руб. : 12 мес.).

Если в конце четвертого года, проверив СПИ, организация решит, что его снова нужно менять, то действия по доначислению амортизации будут аналогичными.

ОБ УМЕНЬШЕНИИ СРОКА ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОС

Вопрос. Была чрезвычайно удивлена тем, что мы, оказывается, в бухгалтерском учете можем уменьшать срок полезного использования основных средств. Ведь, по сути, мы можем этим снизить налог на имущество.

Читайте также:
Как расплачиваться картой мир в магазинах

Д. В.: Хочу вас предостеречь: не стоит рассматривать предоставляемую ПБУ 21/2008 возможность изменять срок полезного использования основных средств как лазейку для снижения налога на имущество. Хотя, бесспорно, связь очевидна, и, если подчинять бухгалтерский учет целям оптимизации налогообложения, можно сэкономить. Но не забывайте, что от пересмотра срока использования основных средств результат может быть и прямо противоположный.

Вопрос. Что вы имеете в виду?

Д. В.: Все дело в том, что применение ПБУ 21/2008 – это не право, а обязанность организации. А срок полезного использования основных средств в результате разных причин может не только сокращаться, но и расти. В этом случае вырастет и налог на имущество. Ведь, согласитесь, бухгалтер не должен выбирать, какие факты отражать в отчетности, а какие – нет. Он должен фиксировать все. И хотя по вполне понятным причинам увеличивать срок полезного использования основных средств у нас не торопятся, порядок именно таков.

Поэтому, если вы пересматриваете срок полезного использования только в сторону уменьшения, но при этом эксплуатируете основные средства с истекшим СПИ, ждите претензий налоговиков.

Так что сокращать срок “просто так” я бы вам не советовал.

Вопрос. Ну, это понятно. Все нужно обосновать. Но как это сделать?

Д. В.: Считаю, что к этому вопросу следует подходить сугубо индивидуально. И от того, насколько данное обоснование будет учитывать реалии вашей деятельности, будет зависеть, придерется ли к вам налоговый инспектор и что в конечном счете скажет суд.

Специальных правил для пересмотра срока полезного использования основных средств нет, да они и не нужны. Когда вы устанавливаете этот срок изначально, то исходите:

– из ожидаемого срока использования объекта;

– его ожидаемого физического износа;

– нормативно-правовых и других ограничений использования этого основного средства.

При пересмотре СПИ вы проделываете то же самое, что и при первичном его определении, но исходя из новых обстоятельств. Например, повысилась сменность эксплуатации оборудования, началась его эксплуатация в условиях агрессивной среды, изменился вид использования, выявлен моральный износ, ожидается спад спроса на продукцию или даже нормативный запрет ее производства. Все это так или иначе ведет к тому, что использовать основное средство в течение ранее установленного для этого срока будет невозможно.

Но какое бы обоснование вы ни привели, его нужно подтвердить документами, чтобы инспектор сразу понял, что вы не ставили задачу недоплатить налог на имущество, а были вынуждены уменьшить СПИ под давлением серьезных обстоятельств. Так сказать, исполняли свой профессиональный долг.

В любом случае не жалейте бумаги на внутреннюю переписку по этому вопросу, составьте обоснования, расчеты, получите информацию из внешних источников и. придите к мнению, что срок полезного использования основного средства придется сократить.

Вопрос. А как вы думаете, если нас уведомили об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и мы обязаны сократить срок полезного использования стоящего на нем здания, это будет признано налоговиками должной причиной? Или они все равно будут придираться?

Д. В.: В этом случае, уверен, вопросов у них не будет. А если они и будут, то, скорее всего, суд вас поддержит. Причем, если впоследствии решение об изъятии будет отменено или по каким-то причинам не будет исполнено, вам нужно будет срок использования здания вновь увеличить. Для этого у вас тоже должно быть документальное обоснование.

При этом восстанавливать суммы “переначисленной” амортизации не нужно. Нормативные акты по бухучету этого не требуют.

Но, сами понимаете, такие случаи очень редки. Более вероятна ситуация, когда арендатор амортизирует неотделимые улучшения в рамках долгосрочного договора аренды. Получив уведомление от арендодателя о досрочном расторжении договора, он сокращает СПИ. Но потом арендодатель передумывает и арендатор остается на месте. Тогда СПИ неотделимых улучшений продлевается. И амортизировать их арендатор будет в течение того срока, что планировал изначально. Правда, за время, пока СПИ был сокращен, остаточная стоимость будет снижаться быстрее.

Вопрос. То есть в результате таких перипетий арендатор сэкономит на налогах. Думаю, что здесь налоговики так просто не успокоятся.

Д. В.: Если арендатор сможет подготовить должное обоснование и документально подтвердить его, то закон на его стороне. Поэтому целесообразно сохранить всю переписку с арендодателем, запротоколировать ход проведенных с ним переговоров, документально зафиксировать поиск нового объекта аренды и подготовительные мероприятия по переезду. В общем, показать реальность угрозы прекращения договора. А ведь так оно и было. Думаю, на это налоговикам будет трудно что-то возразить.

Вопрос. Со зданием и неотделимыми улучшениями все понятно. Но если у меня это станок остаточной стоимостью 5 тысяч рублей? Мне что же, тоже все документы готовить?

Читайте также:
НПФ «Электроэнергетики» — личный кабинет

Д. В.: Если уменьшаете срок использования, то да. Однако когда речь идет о несущественных суммах, то надо вспомнить о принципе рациональности и ничего не пересматривать. Да и налоговая экономия в этом случае мизерна.

В каких случаях и в каком порядке возможна замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания?

Вопросы замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания регламентируются ст. 80 УК РФ, ст. 175 УИК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

Так, согласно ч. 1 ст. 80 УК РФ лицу, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания.

Из указанной нормы следует, что замена неотбытой части наказания может быть применена только в отношении осужденных, отбывающих содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы.

Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» (далее — Постановление Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8) при решении вопроса о возможности замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному.

Согласно ч. 2 ст. 80 УК РФ неотбытая часть наказания может быть заменена судом более мягким видом наказания, указанным в ст. 44 УК РФ, которое в силу ч. 3 ст. 80 УК РФ не может быть больше максимального срока или размера наказания, предусмотренного УК РФ для этого вида наказания.

Частью 2.1 ст. 80 УК РФ предусмотрено, что неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденными беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести не менее одной четверти срока наказания.

При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК РФ, в пределах, предусмотренных УК РФ для каждого вида наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК РФ (ч. 3 ст. 80 УК РФ).

Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:

— преступления небольшой или средней тяжести — не менее 1/3 срока наказания либо не менее 1/4 срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;

— тяжкого преступления — не менее 1/2 срока наказания либо не менее 1/3 срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;

— особо тяжкого преступления — не менее 2/3 срока наказания либо не менее 1/2 срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;

— преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, — не менее 3/4 срока наказания;

— преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, — не менее 4/5 срока наказания.

Кроме того, в тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда, при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок наказания, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8).

Из разъяснений, изложенных в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8 следует, что суды не вправе отказать в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по основаниям, не указанным в законе, например:

— наличие прежней судимости;

— мягкость назначенного наказания;

— непризнание осужденным вины;

— кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т.д.

Пленум ВС РФ от 21.04.2009 N 8 в п. 7 комментируемого Постановления указал, что судам следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 79 и ч. 1 ст. 80 УК РФ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 N 432-ФЗ) возмещение вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, является одним из условий для замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Необходимо отметить, что суд не вправе отказать в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, если в ходе судебного заседания будет установлено, что осужденным принимались меры к возмещению причиненного преступлением вреда (материального ущерба и морального вреда), однако в силу объективных причин вред возмещен лишь в незначительном размере только по указанному основанию (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8).

Читайте также:
Право на компенсацию причиненного ущерба

Решая вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, суд не вправе заменять неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением в порядке ст. 73 УК РФ, сокращать неотбытый срок наказания, а может лишь условно-досрочно освободить осужденного от неотбытой части наказания либо заменить ее более мягким видом наказания или отказать в этом (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8).

Вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания разрешается районным (городским) судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, а также гарнизонным военным судом независимо от подсудности уголовного дела (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8).

К лицам, имеющим право обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, согласно ч. 3 ст. 175 УИК РФ, относятся: сам осужденный, а также его адвокат (законный представитель). Такое ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает.

Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. Вопросы, подлежащие отражению в характеристике осужденного, изложены в ч. 3 ст. 175 УИК РФ.

Если после поступления в суд ходатайства об условно-досрочном освобождении либо ходатайства или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (в том числе после отмены судебного решения с направлением дела на новое судебное рассмотрение) осужденный переведен в другое учреждение, исполняющее наказание, дело рассматривается судом по месту нахождения этого учреждения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8).

Из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8 следует, что при решении вопроса о принятии к своему производству представления учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания судье надлежит проверить, отвечает ли оно требованиям, предъявляемым к нему законом (ч. 3.1 ст. 175 УИК РФ).

Если осужденный, его законный представитель, адвокат обратились с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания ранее фактического отбытия осужденным части срока наказания, суд выносит постановление об отказе в принятии ходатайства и возвращает его заявителю (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8).

О дате, времени и месте рассмотрения ходатайства или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не позднее 14 суток до дня судебного заседания извещаются осужденный, его законный представитель, адвокат, а также администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, прокурор. Такое ходатайство либо представление в силу п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8 рассматривается в разумные сроки.

При рассмотрении ходатайства осужденного или представления администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления (ч. 4 ст. 80 УК РФ).

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» под заглаживанием вреда для целей ст. 76 УК РФ следует понимать возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего, перечисленные в п. 2.1 указанного Постановления Пленума.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8 в случае принятия судом решения о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания осужденный подлежит освобождению в порядке ч. 5 ст. 173 УИК РФ. Копию постановления суду надлежит незамедлительно направить в учреждение или орган, исполняющий наказание, а также в суд, постановивший приговор.

Согласно абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 21.04.2009 N 8 право обжалования судебного решения о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии с законом (гл. 45.1, 47.1, 48.1 УПК РФ) принадлежит осужденному, его законному представителю, адвокату, прокурору, а также потерпевшему, его законному представителю, представителю.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Ссылка на основную публикацию