Органы судебной власти: что это значит

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.


Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.


Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Читайте также:
Что могут сделать коллекторы

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.



Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Органы судебной власти

В соответствии с принципом разделения властей одна из трех (наряду с законодательной и исполнительной властью) основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Содержание

Судебная власть в России

Признаки

  1. Осуществляется только судами
  2. Имеет полную самостоятельность
  3. Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства
  4. Подзаконность — руководство законами при принятии решений.
  5. Правоприменительный характер.
  6. Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.
  7. Единство судебной системы РФ:
  1. Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».
  2. Соблюдение всеми судами законов РФ.
  3. Признание обязательности решений
  4. Особый статус судей
  5. Финансирование судей из федерального бюджета.
Читайте также:
Образец аттестационного листа работника: как составить

Органы судебной власти

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Высшие федеральные суды:

    , рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации); , рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью.

Судебная власть в мусульманских странах

В некоторых мусульманских странах судебная власть осуществляется на основе шариата.

Ссылки

  • Булаков О. Н.Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 185-186.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое “Органы судебной власти” в других словарях:

Органы судебной власти — (англ. judicial bodies) в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший … Энциклопедия права

Органы судебной власти — (англ. judicial bodies) в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды, а также суды субъектов РФ … Большой юридический словарь

Органы судебной власти — система государственных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия, т.е. разрешение дел о нарушениях закона, возникающих в обществе споров и определении мер юридической ответственности в отношении лиц, совершивших… … Теория государства и права в схемах и определениях

Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; … Энциклопедия права

Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; … Энциклопедия права

Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Энциклопедия права

Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; … Большой юридический словарь

Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; народные собрания,… … Большой юридический словарь

Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Большой юридический словарь

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Судебная власть

Гост

ГОСТ

Понятие судебной власти

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Читайте также:
Выгодно ли брать кредит на автомобиль в 2022 году?

Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее и Правительством РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью. Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью. Но если судебная власть признает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ незаконными, противоречащими Конституции РФ, она имеет право их отменить.

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в нашей стране представлена четырьмя видами судопроизводства:

Готовые работы на аналогичную тему

  • конституционным;
  • гражданским;
  • административным;
  • уголовным.

Каждый из этих комплексов характеризуется своим комплексом процессуальных правил, определенных законодательством.

Система судебной власти

В нашей стране действует трехзвенная судебная система (рис. 1), состоящая из:

  • Конституционного суда РФ;
  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов.

Эти суды осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Также суды делятся на: федеральные суды и суды субъектов РФ. Судьи всех судов и всех уровней входят в судейское сообщество.

В число федеральных судов входят:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ, а также верховные суды республик, автономных округов, краевые, областные и районные суды, суды городов федерального значения и т.д.;
  • Высший Арбитражный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее , федеральные арбитражные суды округов и субъектов РФ.

Суды субъектов РФ составляют:

  • конституционные суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Главное место в судебной системе отводится судам общей юрисдикции. Все суды обязаны соблюдать установленные законом правила судопроизводства. Правосудие осуществляют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. У всех судей единый статус, а различия состоят лишь в полномочиях и компетенции.

Личность судьи, а также жилище и имущество находится под защитой государства. Судью нельзя привлечь к административной или дисциплинарной ответственности, а уголовное дело против него вправе возбудить лишь Генеральный прокурор, согласовав данный момент с коллегией судей.

Конституционный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее – это орган конституционного контроля, осуществляющий конституционное судопроизводство. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом и в его компетенцию входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая охрана Конституции РФ подробнее , нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а также конституций республик, уставов и законов субъектов РФ и международных договоров Российской Федерации, не вступивших в законную силу.

Верховный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее представляет собой высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны общей юрисдикции. В компетенцию Верховного Суда РФ входит осуществление надзора за деятельностью судов, в том числе военных и специализированных федеральных. В Верховный Суд РФ входит 115 судей.

В Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах автономных округов и автономной области рассматриваются дела в качестве первой и второй инстанций, осуществляя надзор по вновь открывшимся обстоятельствам.

В компетенцию районного суда входит рассмотрение дел в суде первой и второй инстанции. Районный суд – вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются для осуществления судебной власти в войсках и везде, где предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды полномочны разрешать споры между юридическими лицами, предпринимателями и государственными органами в экономической сфере.

Читайте также:
Как сняться с учета в психоневрологическом диспансере

Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и другие дела и является вышестоящей инстанцией для арбитражных судов округов и субъектов РФ.

В компетенцию Федерального арбитражного суда округа входит рассмотрение дел в кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящим для действующих на территории округа арбитражных судов. Арбитражный суд По данной теме мы уже выполнили доклад Арбитражный процесс подробнее субъекта РФ полномочен рассматривать дела в первой и апелляционной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам. Третейские суды разрешают экономические споры в деловом мире, предлагая альтернативное решение и добровольное исполнение обязательств по заключенным сделкам.

Система судебной власти РФ

Рисунок 1. Система судебной власти РФ

Конституционный суд субъекта РФ создается субъектом РФ и рассматривает вопросы соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления конституции субъекта.

Мировой судья – это низшее звено судов общей юрисдикции. Мировые судьи облегчают доступ граждан к правосудию, рассматривая дела в суде первой инстанции об имущественных спорах, трудовых спорах и бракоразводных процессах, разгружая тем самым федеральную систему судов и способствуя ускорению рассмотрения дел.

Постановления мировых судей обязательны к исполнению для всех органов государственной власти, должностных лиц и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Полномочия судебной власти

Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:

  • осуществлении правосудия;
  • конституционном контроле;
  • контролем за вынесением законных и обоснованных решений государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечении исполнения приговоров;
  • разбирательстве и разрешении дел об административных правонарушениях;
  • разъяснении вопросов действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • участии в формировании судейского корпуса и содействии в функционировании этих органов.

Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти.

Самым главным полномочием является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Это полномочие является специфически судебным. Но судебная власть, как уже отмечалось выше, не ограничивается только этим полномочием, а включает еще много других, имеющих большое социальное значение. В законе «О судебной системе РФ» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее дается полный перечень полномочий каждого суда.

Судебная система Российской Федерации

Одно из прав гражданина РФ — это право на защиту в суде. И чтобы грамотно им пользоваться, каждому важно разобраться, как работает суд. Эта статья облегчит задачу — в ней мы рассмотрим понятие судебной системы, какие бывают суды в Российской Федерации и за что они отвечают.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Общая характеристика судебной системы РФ

Судебная власть — это вид государственной власти, который разрешает споры через конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводство.

В РФ судебная система — это совокупность судов, действующих на территории России. Все виды судов РФ имеют общие цели и организованы на одних и тех же принципах демократии.

Система судов Российской Федерации состоит из федеральных, конституционных и судов субъектов РФ. К первой группе относятся:

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

районные, городские, межрайонные суды;

военные и специализированные арбитражные суды, которые регулирует федеральный конституционный закон.

Суды подчиняются высшему судебному органу, который контролирует их процессы по гражданским, уголовным, административным и иным делам — Верховному суду РФ. Единственный независимый от него орган в системе — это Конституционный суд, но о нем чуть позже.

Схема иерархии судов РФ

Иерархия судов РФ

Каждый гражданин Российской Федерации может получить судебную защиту. Для этого государство предусмотрело гарантии:

В РФ существует судебная система, у каждого органа есть свои полномочия.

Все граждане могут обратиться в суд и получить защиту.

Каждый гражданин может получить бесплатную юридическую помощь.

Если внутригосударственные способы защиты исчерпаны, гражданин может обратиться в межгосударственные органы.

Во время всех процессов суды обязаны следовать принципам судопроизводства.

Читайте также:
Договор подряда с физическим лицом - образец 2022 года

9 принципов, по которым работают органы судебной власти в РФ

Правосудие вершится только судом.

Перед законом и судом все равны.

Судьи могут быть только независимыми.

В суде стороны имеют равные права.

У закона, который устанавливает или отягчает ответственность, либо отменяет или умаляет права и свободы человека, нет обратной силы.

В суде России действует презумпция невиновности.

Сомнения суд толкует в пользу обвиняемого.

Обвиняемый вправе не свидетельствовать против себя.

В РФ сохраняется гласность судебного процесса.

Конституционные суды

Конституционный суд — это независимый высший судебный орган, который разрешает связанные с Конституцией Российской Федерации дела.

Структура Конституционного суда РФ

Структура Конституционного суда РФ

Чем занимается Конституционный суд РФ

Проверяет, соответствуют ли федеральные законы, нормативные акты, конституции и уставы республик Конституции РФ.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов РФ.

Устанавливает конституционность законов по жалобам на нарушения прав и свобод граждан.

Толкует Конституцию РФ.

Готовит и выдвигает законы по вопросам своего ведения.

Кроме главного Конституционного суда существуют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их создают, чтобы решать те же вопросы, но уже в рамках региона.

Такие органы выполняют следующую работу:

проверяют нормативно-правовые акты субъектов РФ;

толкуют устав субъектов РФ;

рассматривают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления;

проверяют вопросы, которые выносят на референдум.

Федеральные суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции — это судебные органы, которые рассматривают гражданские, уголовные и административные процессы. Они разрешают большинство споров в России.

Виды процессов в федеральных судах общей юрисдикции

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают гражданские, семейные и трудовые споры

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают уголовные дела

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают административные правонарушения

К судам общей юрисдикции относятся:

суды субъектов РФ;

Иерархия судов общей юрисдикции РФ

Иерархия судов общей юрисдикции РФ

Суды субъектов РФ

Суды субъектов РФ — это вышестоящие органы по отношению к районным, межрайонным и городским судам.

Дела рассматривают суды субъектов Российской Федерации, если:

Районные суды

Районный суд — это суд первой инстанции для большей части уголовных, административных и гражданских дел. Рассмотреть спор в нем нельзя только в том случае, если по закону это нужно делать в другом суде общей юрисдикции.

Районные суды занимаются:

решениями по вопросам, которые возникли до и после разбирательства;

спорами в ходе расследования;

проверками законности и обоснований для приговоров;

жалобами на решения по административным делам.

Решение районного суда — не последнее слово закона по делу. Его можно обжаловать в суде субъектов РФ.

Мировые судьи

Мировые судьи — это судьи, которые рассматривают некоторые гражданские, административные и уголовные дела как суд первой инстанции. В структуре судебной системы РФ они занимают самую низкую позицию.

Мировые судья могут выносить решения:

по уголовным преступлениям, наказание за которые — лишение свободы на срок не дольше 3 лет;

делам о выдаче судебных приказов;

разделу имущества между супругами при разводе, если цена иска не выше 50 000 рублей;

разводам, если между супругами есть спор о детях;

имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей, если цена иска не выше 100 000 рублей;

другим имущественным спорам, если это не наследство и цена иска не выше 50 000 рублей;

спорам об интеллектуальной собственности, если цена иска не выше 50 000 рублей;

делам об административных правонарушениях, которые может решить мировой судья по Кодексу РФ об административных правонарушениях и законам субъектов РФ.

Если решение мирового судьи не устраивает одну из сторон, его можно обжаловать во второй инстанции — районном суде.

Военные суды

Военные суды — это судебные органы первой инстанции, которые рассматривают дела в случаях, когда закон нарушают военнослужащие.

Федеральные военные суды решают следующие споры:

административные правонарушения военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы;

преступления военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы, либо проходят их в момент суда;

гражданские и административные дела о защите прав и свобод военнослужащих от действий или бездействия органов военного управления;

другие дела, которые могут рассматривать военные суды по УПК РФ.

Федеральные арбитражные суды

Арбитражные суды РФ — это судебные органы, которые рассматривают экономические споры. Обратиться к ним за помощью могут как предприниматели и юридические лица, так физические — в отдельных случаях.

Федеральный арбитражный суд может рассмотреть споры по вопросам:

поставок и купли-продажи;

аренды недвижимости или оборудования;

оказания услуг и подряда;

банкротства физических и юридических лиц;

незаконных действий или бездействия государственных органов.

Обжаловать решение арбитражного суда субъектов РФ можно во второй инстанции — апелляционном суде.

Специализированные суды

Суд по интеллектуальным правам — это специализированный арбитражный суд, в котором гражданин или юридическое лицо могут защитить свою интеллектуальную собственность.

Обращаются в такой суд, когда нужно:

узнать, кто на самом деле патентообладатель;

перестать охранять законом товарный знак, которым не пользуются;

признать патент недействительным;

отстоять права гражданина или юридического лица, которому принадлежит патент и т. д.

Памятка по судебной системе РФ

Высшая инстанция (надзор)

Конституционный суд РФ

Суды общей юрисдикции (уголовные, гражданские, административные дела + военные суды)

Четвертая инстанция (вторая кассация)

Судебные коллегии Верховного суда РФ (по уголовным, гражданским, административным делам, по делам военнослужащих)

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ

Третья инстанция (первая кассация)

Кассационные суды общей юрисдикции; Кассационный военный суд

Арбитражные суды округов (10 судов);
Суд по интеллектуальным правам

Вторая инстанция (апелляция)

Апелляционные суды общей юрисдикции (в настоящее время 5 судов);
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ;
Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (в I инстанции по ряду дел);
Окружной (флотский) военный суд;
Апелляционный военный суд.

Арбитражные апелляционные суды (21 суд)

Районные, городские суды, гарнизонные военные суды

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Проверь себя

Предлагаем узнать, как хорошо вы теперь разбираетесь в судебной системе России. Ниже мы описали 7 ситуаций. Ваша задача — подобрать к каждой из них подходящий суд, в который нужно обратиться за решением.

В магазине Петру продали мясо с истекшим сроком годности.

Начальник уволил Екатерину из-за яркого цвета помады и отказывается выплатить зарплату.

Отец ударил Ивана за двойку в школе и сломал ему палец.

Олег и Светлана после развода спорят, с кем из них будет жить их единственная дочь.

У Виталия украли паспорт и кошелек в метро.

Мария публиковала свои стихи на странице в социальной сети, а позже услышала их в тексте песни известного блогера.

Станислав внес предоплату по договору за кухню на заказ, но после этого мастер перестал отвечать на звонки.

Работодатель требует от Александра работать сверхурочно, а в ответ на отказ угрожает штрафами.

Анастасия сняла на камеру, как соседка регулярно портит забор ее частного дома.

Предприниматель, который арендует помещение у Владимира, перестал платить по договору четыре месяца назад.

Судебная система РФ устроена сложно. Мы надеемся, что эта статья помогла разобраться, какие есть федеральные суды в России и что они рассматривают. Если же после нее все еще остались вопросы и неуверенность, приглашаем на курс подготовки к ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Мы создали его, чтобы школьники могли подготовиться к экзамену без стресса и с поддержкой опытного преподавателя.

Судебная власть: понятие, признаки, особенности

Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Приводится в исполнение судебная власть непосредственно независимыми судами на основании закона посредством гражданского, конституционного, административного и уголовного судопроизводства.

В XVIII в. люди отказались от самосуда. Этот период как раз можно ознаменовать началом преобразования судебной власти в самостоятельную и независимую сферу государственного регулирования. Суды становятся государственными учреждениями и отделяются от органов исполнительной власти. Сначала в общепризнанных правовых учениях, особенно в теории раздела власти, которая была описана Дж. Локком и Ш. Монтескьё, а после (начиная с Конституции США 1787 г.) и в конституционных актах.

В ходе всех изменений становится правомерным понятие «судебная власть».

На рисунке 1 представлена характеристика судебной власти.

Понятие судебной власти

Рисунок 1. Характеристики судебной власти

Признаки судебной власти

Учитывая, что судебная власть выступает в виде одной из ветвей государственной власти, наряду с исполнительной и законодательной, (основываясь на теории раздела властей) олицетворяет собой систему государственных органов, которые осуществляют совокупность полномочий для совершения правосудия.

В юридической литературе, для того, чтоб описать полномочия, которые поясняют смысл судебной власти, выделяют два вида контроля. Один из них-конституционный, второй–судебный (контроль за законностью и оправданностью действий и решений государственных органов и должностных лиц). А также содействие в обеспечении должного исполнения приговоров и прочих судебных вердиктов. Помимо контроля, еще одним видом полномочий, объясняющих все тот же смысл судебной власти, относят содействие в формировании судебного корпуса и помощь органам товарищеского суда.

Если в теории судебную власть, как вид власти мы не можем поставить в параллель с судами, судебной системой. То, как видно на практике, существовать сами по себе, отдельно от судебной власти, не может ни суд, ни судебная система.

Особенности судебной власти

Как уже говорилось выше, в любой государственной власти именно общество является источником. Ему же своим происхождением и обязана судебная власть, как сфера публичной власти. И несмотря на частые упоминания в юридической литературе на самостоятельность и независимость судебной власти, она состоит в тесном товариществе с властью законодательной, а также исполнительной. Осуществление своих функций судебная сфера публичной власти, как и любая другая ветвь власти, выполняет посредством особых органов. Ими в судебной власти являются суды. Объединение которых представляет собой судебную систему. Формы этой системы зафиксированы законом, изменения могут быть внесены только в законодательном порядке и никак иначе.

Этот момент отображен в первой писанной конституции (это была Конституция США) в разд. 1 ст. 111, где указано, что в США судебная власть осуществляется Высшим судом и низшими судами, которые периодически будут становиться и заручаться Конгрессом.

В нынешних демократических государствах на суды разных категорий возложено осуществление основных полномочий судебной власти. К таким судам относят: административные, конституционные, специализированные, суды общей компетентности, а также так называемые квазисудебные органы. Это значит, что группа всех судов определенного государства, у которых имеются общие цели и задачи (основная из них заключается в исполнении правосудия)– это и есть судебная система.

Отличает судебную власть от других ветвей власти ряд признаков, которые приводятся ниже:

  • ее деятельность происходит в четких границах строгого и тщательно упорядоченного законом процесса;
  • имеет определенный характер (в основном, инцидентный);
  • основываясь на заявлении истца, суд в соответствии с законом рассматривает и от имени государства решает конкретные спорные дела (гражданские, уголовные, административные и др.), а также дела о конституционности и законности актов и действий государственных органов;
  • кадровым составом судебной власти являются судьи, ими же она и осуществляется. А принадлежит только судебным учреждениям.

Кадровый состав судебной власти создает индивидуальную профессиональную прослойку – судейский корпус, который имеет особый юридический статус, о чем в ст. 92 Основного закона ФРГ существует положение: «Судебная власть доверяется судьям».

Алексис де Токвиль – француз, исследовавший государственный строя США, в своей книге «О демократии в Америке» (1835 г.) писал о том, что для преодоления сопротивления, оказанное гражданами государства властям, у вторых есть два варианта. Первый – это материальные способы, какими они сами владеют. Второй способ – это решения судов, к чьей помощи они могут обращаться. Затем он пишет о самой большой мечте правосудия, которой является замена идей насилия идеей права, в установлении правового препятствия между властью и силой, какую он использует. В данном научном труде он лучше остальных раскрыл социальную роль судебной власти.

Правосудие от имени государства может совершать только суд. Об этом не без основания указывается в юридической литературе. Кроме того, во многих зарубежных странах не разрешается формирование и функционирование чрезвычайных судов. Даже в условиях чрезвычайного военного положения конституционное право запрещает их создание и деятельность.

Также подчеркивается, что вершить правосудие может только судебная власть и никто другой (в том числе и государственные органы) не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы.

Судебные решения обязаны выполняться беспрекословно всеми лицами, независимо от их положения и статуса. Правосудие (как указано выше) вершится судом, несмотря ни на какие политические последствия. На этот счет есть известный латинский афоризм: «Да свершится правосудие, даже если погибнет мир».

Но несмотря на независимость судебной власти, ее деятельность все же зависит от других ветвей государственной власти, в основном от законодательной. Так как именно она определяет полномочия отдельных участков судебной системы, статус судей и другие вопросы. А конституция является основой этой законодательной регламентации. Принципы конституции детализируются в специальных законах.

Принципы конституции

Исполнительная ветвь власти не столь значима по отношению к судебной системе. При рассмотрении функций этой ветви власти, можно отметить, что ее основной направленностью считается материальное, а также и техническое обеспечение деятельности судов. Но в тех государствах, в которых руководство прокуратурой и отдельные управленческие функции возложили на министерство юстиции, эта роль значительней.

Во второй половине XX в. ответственные функции, (такие, как: назначение на должность прокуроров и судей, обязанности в установлении дисциплинарной ответственности и формирования судебного корпуса, реорганизации отдельных судов и инспектирования их в необходимых случаях) передаются предусмотренным многими конституциями современной эпохи, особым органам судебного самоуправления. В качестве примера можно привести особые органы Франции, Италии и Польши. В первых двух странах такие органы называются – Высший совет магистратуры. А в Польше – Всепольский Судебный Совет.

Отношение прокуратуры к органам власти не имеет под собой точного определения. Так как во многих странах мира действует она под общим руководством министра юстиции. В этом случае объединенные в единый профессиональный корпус прокуроры и судьи, создают систему, которая входит в судебную власть.

В таких странах как Венгрия, КНР и др. прокуратура занимает промежуточное положение, так как является организационно-самостоятельной системой. А вот в США децентрализация управления отразилась и на прокуратуре. Так например, министр юстиции занимает пост Генерального прокурора.

Во Франции действует система прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций. В первой инстанции – республиканские прокуратуры, во второй (апелляционной) – генеральный прокурор с ассистентами. При высшей судебной инстанции – Генеральный прокурор Кассационного Суда со своим аппаратом. В гражданских и уголовных процессах прокуроры являются представителями государства, а также ведут контроль за работой следственных органов.

А уже общее руководство прокуратурой контролируется министром юстиции.

На сегодняшний день вопрос отнесения специальных органов, которые должны принимать решения по вопросам ответственности должностных лиц (например, министры, глава государства, Высшая палата правосудия, Суд республики во Франции) также остается спорным. Так как избрание их членов палатами парламента из числа депутатов является главным аргументом против отнесения первых к судебной власти.

Остается последнее замечание, касающееся соотношения теоретической и практической роли судебной власти. Как известно, суды существуют уже очень давно, но их наличие не обязательно означает наличие судебной власти. Для выделения ее в самостоятельную и независимую сферу публичной власти странам мира понадобилось довольно долго двигаться по пути правовой государственности.

Правоохранительные органы

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Система правоохранительных органов РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Основные принципы правосудия

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть — это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

— Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

— Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

— Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти

Первый признак. Суд — это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона — серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы — суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Ссылка на основную публикацию