Дефинитивная норма права в России

Классификация норм Конституции

Нормы Основного закона различаются по степени конкретности. Одни формулируют лишь основные положения и принципы — все, что, например, касается правосудия. Другие закрепляют права и свободы с пределами их ограничения. В этих случаях Конституция устанавливает только основы, в процессе реализации которых может возникать бесчисленное разнообразие вариантов поведения. И тогда требуется один или даже несколько законов или других актов, устанавливающих порядок и процедуры их применения. Некоторые конституционные нормы содержат более или менее конкретные предписания, например, ограничения депутатского статуса, для которых необходимы лишь небольшие процедурные уточнения.

В процессе конкретизации большинства норм из этих двух групп применяется общедозволительный или диспозитивный метод правового регулирования, основанный на принципе «разрешено все, что не запрещено законом». Но при этом государство все равно не вполне свободно в своей конкретизирующей деятельности. Во-первых, потому что практически в любой конституционной норме заложены «тонкие материи» — понятия и значения, которые не могут трактоваться произвольно в зависимости от сиюминутных прихотей чиновников и депутатов парламента. Например, термин «собираться» (статья 31, свобода собраний) не может быть сведен до значения одиночного незаявляемого пикета, потому что глагол «собираться» любой толковый словарь и здравый смысл трактуют как сосредоточение группы людей в одном месте. Во-вторых, Конституция устанавливает внутренние и внешние пределы ограничения прав и свобод, которые не могут быть расширены и истолкованы произвольно. Для той же статьи 31 Конституции внешним ограничением является запрет на нарушение в ходе реализации этого права прав других лиц (часть 3 статьи 17), а внутренним (имманентным) ограничением — мирный характер публичного мероприятия и отсутствие у его участников оружия. Любые другие ограничения, выходящие за эти пределы, нарушают существо основного права.

Еще одна часть конституционных норм сформулирована предельно конкретно — «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства» или «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора», и эти нормы действуют напрямую. Поэтому любые попытки их конкретизации, за исключением усиления запрета или установления ответственности за его неисполнение, должны восприниматься как искажение конституционного смысла.

В конституции любой страны также присутствует еще одна разновидность норм — так называемые «статутные» нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов, включая разграничение полномочий. По отношению к ним описанные выше правила применяться не могут. Более того, в этом случае действует совершенно другой, разрешительный, метод метод правового регулирования, основанный на диаметрально противоположном принципе — «разрешено только то, что разрешено», и ничего другого.
[tag:teaser:81]
То есть никакого разнообразия действий и никаких иных вариантов поведения, кроме установленных законом, не существует. Поэтому там, где речь идет о статусе государственно-властных субъектов, перечень их полномочий носит закрытый характер, не может быть изменен, дополнен, расширен или ограничен. Для них Конституция является ϲʙᴏего рода «стоп-сигналом» — больше или иначе того, что в ней записано, делать не позволено. Стоит вспомнить, что судья Конституционного суда Виктор Лучин указал (особое мнение к постановлению Конституционного суда РФ от 31.07.1995 № 10-П) на недопустимость распространять принцип «разрешено все, что не запрещено» на сферу действия публичной власти.

Поскольку норма части 1 пункта «г» статьи 102 Конституции является нормой статутной, то отсюда следует, что никто иной, кроме Совета Федерации, ни в каких целях и ни при каких условиях не может принять решение о возможности использования российского воинского контингента за пределами страны. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям «оказания международной помощи» на основе преамбулы Конституции, в которой Россия осознается как часть мирового сообщества, а в качестве конституционных целей государства утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Основной закон изначально не предполагал возможности каких-либо военных операций за пределами России, кроме действий по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе международных договоров. А исключительное полномочие Совета Федерации являлось специальным ограничителем власти президента как верховного главнокомандующего в системе сдержек и противовесов, в которой палата парламента должна была выступать барьером от необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.

Читайте также:
Как оформить две командировки в один день

Елена Лукьянова, д. ю. н., профессор ВШЭ, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты РФ

Норма права

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

Содержание

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.
  4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
  6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

  • абсолютно-определенные
  • относительно-определенные

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Читайте также:
Особенности и преимущества иммиграции в Англию

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

Читайте также:
С какой температурой дают больничный

Что такое дефинитивная норма права

Статья даст понятия, что такое эти нормы права, что они обозначают, их роль и значение.

Понятие дефинитивной нормы права

Что такое дефинитивная норма права

Нормы, дающие определения некоторым деяниям в законодательных актах. Например, что такое убийство, вина, алиби – в уголовном праве. Что такое договорные соглашения, трудовые отношения, обязательства – в гражданском.

В основном, этого вида нормы права находятся в обособленной части закона, хотя их много и в основой.

Сегодня законодательные акты выпускаются с главами общего назначения, где располагаются разъяснения основным понятиям законодательного акта.

Так, например, в законе РФ “О защите прав потребителей” в главе 1 дается определение что такое “потребитель”, “изготовитель”, “продавец”, “безопасность товара” и так далее.

Краткое описание документа

Норма права – понятие, принятое и узаконенное государством, обязательное к исполнению всеми, определяющее действия всех членов общества, затрагивающее неконкретное число одинаковых случаев, и обращено ко всем, кто оказался в области деятельности данного права.

Этот вид нормы права существенно отличаются от законодательного акта для определенного лица. Например постановление суда в защиту какого-то конкретного лица.

Общий ее характер подтверждается:

  1. Многоразовым действием.
  2. Касается неконкретного числа членов общества.
  3. Главная ее цель, урегулирование не единственного момента, а определенную область общественных отношений
  4. Равная ее обязательность для всех, кто оказался в области ее деятельности.

В качестве примера подтверждающего общий характер права можно привести Трудовой кодекс РФ. Он не направлен на какое-то конкретное лицо, а характеризует взаимоотношения всего круга людей, входящих в область трудовых отношений.

Черты, определяющие общий характер правовой нормы:

  • Определяет единые границы, единый характер деятельности для всех входящих в нее субъектов. Это свойство права закреплено термином «нормативность».
  • Абстрактность, то есть она не задевает интересы какого-то конкретного круга лиц, объектов.
  • Ее представительно-обязывающий характер. Предоставляя право одному человеку поступать каким-то образом, она дает право другому человеку поступать аналогично или воздержаться от действий.
  • Общеобязательность правовой нормы для всего круга лиц, попадающий под ее область влияния, а не конкретно определенное лицо.

Например, тот же Трудовой Кодекс РФ, невзирая на общий характер области его влияния, он имеет четко обозначенные границы и рамки деятельности, обязательные для всех членов трудового коллектива, как работников, так и работодателей.

Структурное строение правовой нормы:

  • Направленность на определенную жизненную ситуацию.
  • Права и обязанности лиц, оказавшиеся в данной жизненной ситуации.
  • Круг мер государственного воздействия на лиц, вышедших за рамки сложившейся жизненной ситуации.

Анализируя Трудовой кодекс РФ делается вывод, он направлен на определенную жизненную ситуацию, определяющую трудовую деятельность члена общества.

Он определяет спектр прав и обязанностей всех членов трудового коллектива и меры государственного воздействия за нарушения правил определенных Трудовым кодексом.

Определяя порядок действия в тех или иных ситуациях государство применяет:

  • гипотезу, иначе предположение;
  • диспозицию, отношение к тому или иному событию;
  • санкцию, реакция на какое-то событие, действие.

Исходя из характера влияния на взаимоотношения в обществе, определяется классификация правовых норм.

По способу влияния на лица, нормы права бывают:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • уполномочивающие (диспозитивные).

Первый вид нормы права начинаются со слова:

  • они обязаны;
  • вторая – запрещается;
  • третья – имеют право.

По свойству правового воздействия, они делятся на:

  • императивные (категорические),то есть что-то предписывают или запрещают в категорическом виде;
  • диспозитивные, носят рекомендательный характер.

По их участию в правовом регулировании общественной жизни правовые нормы являются:

  • констатирующими, они констатируют свершившийся факт того или иного деяния;
  • регулятивными, регулирующими порядок действия в тех или иных случаях;
  • правоохранительными – меры, принимаемые для удержания того или иного субъекта в границах нормы права.

Дефинитивные нормы права относятся к констатирующим правовым нормам, они обеспечивают констатацию свершившихся актов и дают им разъяснения.

Общий характер дефинитивной нормы права

Этот вид характера нормы права подчеркивается таким качеством, как абстрактность, то есть она не воздействует на конкретное лицо, а дает определение общим критериям жизнедеятельности общества в целом.

Читайте также:
Заявление на сертификат на материнский капитал

Пример: Объясняя понятие «преступление» она характеризует ее как умышленное, осознанное деяние кого-то, направленное на нанесение вреда кому-то.

В определении того или иного действия дефинитивные нормы права не содержат направленности на конкретное лицо или конкретный круг лиц.

Понятие “увольнение” не относится к какому-то конкретному лицу или к определенному кругу лиц, например “работодатель” Она направлена на общий круг людей связанных понятием “трудовые отношения”

Признаки дефинитивной нормы права

Нормы права дающие определение того или иного юридического действия называются дефинитивными. Это их основной признак.

Дефинитивные нормы права дают определения трем основным направлениям общественной деятельности; уголовной, общегражданской и защиты интеллектуальной собственности.

Роль и значение дефиниций в праве

Что такое дефинитивная норма права

Значение:

  • Выстраивают новую систему общественных связей.
  • Составляют большую часть российского законодательства,
  • Становятся активным пропагандистом идеи «просто и емко о сложном».
  • выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  • обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;
  • ясно и конкретно определяют волю государства;
  • способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  • выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  • юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.

К дефинициям предъявляются определенные требования:

  1. Полное понимание и разъяснение того или иного действия в законодательном акте.
  2. Взаимосвязь с дефинициями из других законодательных актов.
  3. Основываться на конкретном признании научной теории.

Когда возникает необходимость дефиниций:

  • понятие раскрыто не достаточно четко, и есть опасность его различной интерпретации;
  • юридическим терминам, требующим дополнительного разъяснения;
  • техническим, если нормативные акты, в которых они применяются, предназначены для широкого круга пользователей.

Классификация дефинитивных норм

Каждый представитель своего вида науки по-разному классифицируют дефиниции.

Самыми важными в научном отношении, считаются классификации, базирующиеся на понимании законов связи между различными видами дефиниций, их взаимного преобразования друг в друга.

Определяются 3 класса дефиниций в праве:

  1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
  2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
  3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

Третий тип дефиниций обладает предписывающим характером, они по своей роли, значимости, месту в правовом воздействии на характер общественных отношений, отличаются от первых двух классов, но непреодолимого различия между ними нет, так как они все являются неразделимой частью отечественной правовой системы.

В зависимости от того в каких случаях возникает необходимость в дефинициях, определена их классификация по частоте употребления слов:

  • общеупотребляемые слова, например “работник”, “работодатель”;
  • специальные термины, например «юриспруденция».

Однако по-прежнему остается возможность, как для права, так и для субъектов права, совершенствовать классификацию дефиниций, в ходе которой преследуется одна цель – совершенствование общественных отношений.

Примеры дефинитивной нормы права

Дефинитивные нормы права содержат определения правовых категорий и понятий.

  1. Уголовное законодательство дает разъяснения, что такое преступление, пострадавший, виновный, алиби и другим понятиям, для которых недопустимо двоякое толкование.
  2. Общегражданское право дает определение имущественным отношениям, определяет права и свободы граждан общества.

Здесь действует дефинитивная норма права, которое дает разъяснение понятия «общегражданское право».

Вывод

Дефинитивные нормы права – это нормы которые определяют те или иные понятия во всех законодательных актах российского законодательства.

Прежде чем приступать к изучению того или иного законодательного акта, необходимо изучить его общую главу и уяснить, что означают термины в законе.

Дефинитивная норма права в России

Статья даст понятия, что такое эти нормы права, что они обозначают, их роль и значение.

Понятие дефинитивной нормы права

Нормы, дающие определения некоторым деяниям в законодательных актах. Например, что такое убийство, вина, алиби – в уголовном праве. Что такое договорные соглашения, трудовые отношения, обязательства – в гражданском.

Читайте также:
УПФР Кировского района Санкт-Петербурга

В основном, этого вида нормы права находятся в обособленной части закона, хотя их много и в основой.

Сегодня законодательные акты выпускаются с главами общего назначения, где располагаются разъяснения основным понятиям законодательного акта.

Краткое описание документа

Норма права – понятие, принятое и узаконенное государством, обязательное к исполнению всеми, определяющее действия всех членов общества, затрагивающее неконкретное число одинаковых случаев, и обращено ко всем, кто оказался в области деятельности данного права.

Этот вид нормы права существенно отличаются от законодательного акта для определенного лица. Например постановление суда в защиту какого-то конкретного лица.

Общий ее характер подтверждается:

  1. Многоразовым действием.
  2. Касается неконкретного числа членов общества.
  3. Главная ее цель, урегулирование не единственного момента, а определенную область общественных отношений
  4. Равная ее обязательность для всех, кто оказался в области ее деятельности.

В качестве примера подтверждающего общий характер права можно привести Трудовой кодекс РФ. Он не направлен на какое-то конкретное лицо, а характеризует взаимоотношения всего круга людей, входящих в область трудовых отношений.

Черты, определяющие общий характер правовой нормы:

  • Определяет единые границы, единый характер деятельности для всех входящих в нее субъектов. Это свойство права закреплено термином «нормативность».
  • Абстрактность, то есть она не задевает интересы какого-то конкретного круга лиц, объектов.
  • Ее представительно-обязывающий характер. Предоставляя право одному человеку поступать каким-то образом, она дает право другому человеку поступать аналогично или воздержаться от действий.
  • Общеобязательность правовой нормы для всего круга лиц, попадающий под ее область влияния, а не конкретно определенное лицо.

Например, тот же Трудовой Кодекс РФ, невзирая на общий характер области его влияния, он имеет четко обозначенные границы и рамки деятельности, обязательные для всех членов трудового коллектива, как работников, так и работодателей.

Структурное строение правовой нормы:

  • Направленность на определенную жизненную ситуацию.
  • Права и обязанности лиц, оказавшиеся в данной жизненной ситуации.
  • Круг мер государственного воздействия на лиц, вышедших за рамки сложившейся жизненной ситуации.

Анализируя Трудовой кодекс РФ делается вывод, он направлен на определенную жизненную ситуацию, определяющую трудовую деятельность члена общества.

Он определяет спектр прав и обязанностей всех членов трудового коллектива и меры государственного воздействия за нарушения правил определенных Трудовым кодексом.

Определяя порядок действия в тех или иных ситуациях государство применяет:

  • гипотезу, иначе предположение;
  • диспозицию, отношение к тому или иному событию;
  • санкцию, реакция на какое-то событие, действие.

Исходя из характера влияния на взаимоотношения в обществе, определяется классификация правовых норм.

По способу влияния на лица, нормы права бывают:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • уполномочивающие (диспозитивные).

Первый вид нормы права начинаются со слова:

По свойству правового воздействия, они делятся на:

  • императивные (категорические),то есть что-то предписывают или запрещают в категорическом виде;
  • диспозитивные, носят рекомендательный характер.

По их участию в правовом регулировании общественной жизни правовые нормы являются:

  • констатирующими, они констатируют свершившийся факт того или иного деяния;
  • регулятивными, регулирующими порядок действия в тех или иных случаях;
  • правоохранительными – меры, принимаемые для удержания того или иного субъекта в границах нормы права.

Дефинитивные нормы права относятся к констатирующим правовым нормам, они обеспечивают констатацию свершившихся актов и дают им разъяснения.

Общий характер дефинитивной нормы права

Этот вид характера нормы права подчеркивается таким качеством, как абстрактность, то есть она не воздействует на конкретное лицо, а дает определение общим критериям жизнедеятельности общества в целом.

В определении того или иного действия дефинитивные нормы права не содержат направленности на конкретное лицо или конкретный круг лиц.

Понятие “увольнение” не относится к какому-то конкретному лицу или к определенному кругу лиц, например “работодатель” Она направлена на общий круг людей связанных понятием “трудовые отношения”

Признаки дефинитивной нормы права

Нормы права дающие определение того или иного юридического действия называются дефинитивными. Это их основной признак.

Дефинитивные нормы права дают определения трем основным направлениям общественной деятельности; уголовной, общегражданской и защиты интеллектуальной собственности.

Читайте также:
Можно забрать старшего сына из армии досрочно?

Роль и значение дефиниций в праве

Значение:

  • Выстраивают новую систему общественных связей.
  • Составляют большую часть российского законодательства,
  • Становятся активным пропагандистом идеи «просто и емко о сложном».

Роль:

  • выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  • обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;
  • ясно и конкретно определяют волю государства;
  • способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  • выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  • юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.

К дефинициям предъявляются определенные требования:

  1. Полное понимание и разъяснение того или иного действия в законодательном акте.
  2. Взаимосвязь с дефинициями из других законодательных актов.
  3. Основываться на конкретном признании научной теории.

Когда возникает необходимость дефиниций:

  • понятие раскрыто не достаточно четко, и есть опасность его различной интерпретации;
  • юридическим терминам, требующим дополнительного разъяснения;
  • техническим, если нормативные акты, в которых они применяются, предназначены для широкого круга пользователей.

Классификация дефинитивных норм

Каждый представитель своего вида науки по-разному классифицируют дефиниции.

Самыми важными в научном отношении, считаются классификации, базирующиеся на понимании законов связи между различными видами дефиниций, их взаимного преобразования друг в друга.

Определяются 3 класса дефиниций в праве:

  1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
  2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
  3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

В зависимости от того в каких случаях возникает необходимость в дефинициях, определена их классификация по частоте употребления слов:

  • общеупотребляемые слова, например “работник”, “работодатель”;
  • специальные термины, например «юриспруденция».

Однако по-прежнему остается возможность, как для права, так и для субъектов права, совершенствовать классификацию дефиниций, в ходе которой преследуется одна цель – совершенствование общественных отношений.

Примеры дефинитивной нормы права

Дефинитивные нормы права содержат определения правовых категорий и понятий.

Например:

  1. Уголовное законодательство дает разъяснения, что такое преступление, пострадавший, виновный, алиби и другим понятиям, для которых недопустимо двоякое толкование.
  2. Общегражданское право дает определение имущественным отношениям, определяет права и свободы граждан общества.

Здесь действует дефинитивная норма права, которое дает разъяснение понятия «общегражданское право».

Вывод

Дефинитивные нормы права – это нормы которые определяют те или иные понятия во всех законодательных актах российского законодательства.

Прежде чем приступать к изучению того или иного законодательного акта, необходимо изучить его общую главу и уяснить, что означают термины в законе.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не просто совокупность норм, а внутренне организованная система.

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

Нормы конституционного права в самом общем виденормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормам конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности.

Такие качества называются общими признаками нормы права:

– обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;

– защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, предопределяемых характером предмета конституционного права.

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности.

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

Читайте также:
Очередь в детский сад в Москве в 2022 году

2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

3. Нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ и т.д.

4. Нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе.

Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.

5. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний.

В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в Основном законе государства, как их первичность.

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

6. По степени обязательности специфика конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

7. Нормы конституционного права имеют особенности структуры.

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

8. В отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

9. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.

10. В качестве еще одной значительной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности.

Здесь необходимо принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и с. 21 и 59 Конституции.

Статья 21 устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством». В данном случае нравственная категория получает конституционно-правовую защиту.

В ч. 1. ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина РФ называется защита нашего Отечества.

Читайте также:
Как пользоваться картой: защищаем деньги от мошенников

11. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью видов).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям:

1. В зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм права на:

регулятивные – учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия государственных органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав и несения обязанностей.

охранительные – устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе и ответственности (роспуск парламента, отрешение от должности президента и т.д.).

Регулятивные нормы делятся на нормы специализированные:

Общие нормы – фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности – ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

Дефинитивные нормы – вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции устанавливает, что Федеральное Собрание – парламенте РФ – является представительным и законодательным органом РФ.

Нормы-принципы, нормы-цели – устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).

Принцип разделения властей (ст. 10), принципы федеративного устройства РФ (ст. 5).

Гарантийные нормы – направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Коллизионные нормы – указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).

Оперативные нормы – направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписания п. 1 Раздела второго Конституции РФ «Конституция РФ вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования).

2. По методу правового регулирования, т.е. по приемам м способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на:

управомочивающие –наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации (например, каждый в РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность ст. 22 Конституции РФ).

обязывающие – принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанность каждого платить установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ).

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»).

– запрещающие – нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

3. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть:

императивные – когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

– диспозитивные как правило, формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ соответственно принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу).

4. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся:

– материальные – регулируют содержание правил поведения (действия или бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать.

Читайте также:
Регистрация иностранцев в Омске

– процессуальные определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

5. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

– постоянные – не ограничены сроком своего действия (ст. 2 Конституции РФ);

– временные – нормы, в которых указан срок их действия (заключительные и переходные положения);

– исключительные действуют на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливают на определенное время действие отдельных постоянных норм (например, при введении военного или чрезвычайного положения).

6. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

– в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;

– на территории отдельных субъектов – региональные;

– на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.

В юридической литературе (И.А. Конюхова) приводятся иные виды:

1) нормы – декларации – которые получают закрепление в Преамбуле Конституции РФ (например, ст. 1 Конституции РФ – норма-декларация – РФ- Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).

Ст. 2 в виде нормы-декларации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

2) нормы-разъяснения – направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права.

Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» – равнозначны. Такие нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего, исторические, культурные, национальные особенности развитие страны.

3) Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм, как дескриптивные нормы. Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как Федерации.

4) нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями (например, ФКЗ «О Государственном флаге», «О Государственном гербе» и «О Государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.).

Приведите примеры нормы-дефиниции и нормы-декларации в тексте конституции Росси Федерации?

Приведите примеры нормы-дефиниции и нормы-декларации в тексте конституции Росси Федерации.

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 июля 2016 г. N 1662-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН ВЛАДИМИРОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ АНАТОЛЬЕВНЫ, СЕКНИНОЙ ОКСАНЫ ПЕТРОВНЫ И ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 24 КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан А.А. Владимировой, О.П. Секниной и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил: 1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.А. Владимирова, О.П. Секнина, Ш.Р. Хомидов и А.А. Юлдошев оспаривают конституционность части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом. Как следует из представленных материалов, заявители подали административные исковые заявления в суды общей юрисдикции по месту своего пребывания. Определениями судов административное исковое требование А.А. Владимировой к территориальному управлению Федеральной миграционной службы об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию было выделено в отдельное производство и дело в этой части направлено в другой суд – по месту нахождения административного ответчика; административное исковое заявление О.П. Секниной в части требования к территориальному управлению Федеральной миграционной службы об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию было возвращено в связи с его неподсудностью данному суду; дела по административным исковым заявлениям Ш.Р. Хомидова и А.А. Юлдошева к территориальным управлениям Федеральной миграционной службы об оспаривании решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию были переданы на рассмотрение в другой суд – по месту нахождения административного ответчика. При этом суды отметили, в частности, что административные истцы являются иностранными гражданами и не имеют законного места жительства или пребывания на территории Российской Федерации. По мнению заявителей, оспариваемое законоположение противоречит статьям 18, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 56 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает за иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, права на рассмотрение административного искового заявления об оспаривании такого решения в суде по месту его фактического нахождения. 2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1). В силу требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из названных положений, подсудность дел определяется законом, в котором должны быть закреплены критерии, в нормативной форме предопределяющие, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе. Часть 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, допускающая обусловленное особыми обстоятельствами конкретного дела исключение из установленного положениями его статьи 22 общего правила о подаче административного искового заявления по месту нахождения административного ответчика в виде предоставления административному истцу возможности выбора, в какой суд ему надлежит обратиться, конкретизирует статью 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителей, перечисленные в жалобе. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации определил: 1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Владимировой Александры Анатольевны, Секниной Оксаны Петровны и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Читайте также:
Регистрация брака в другом городе

Приведите примеры дефинитивных административно-правовых норм, закрепленных: а)в федеральном законе, б) в указе Президента РФ, в) в постановлении Правительства РФ

На основе Семейного кодекса РФ приведите примеры управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм права ( 2 примера каждого вида норм права)

НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ НОРМ ПРАВА, КОТОРЫЕ ОТСЫЛАЮТ К ПО-ЛОЖЕНИЯМ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКО-НОДАТЕЛЬСТВА (3 ПРИМЕРА)

Проанализируйте по каким основаниям необходимо осуществлять классификацию следующих административно-правовых норм: -уполномачивающие; -управомачивающие; – запрещающие; – обязывающие; -поощрительные; – стимулирующие; – отсылочные; – бланкетные; -рекомендательные; -императивные; -диспозитивные; – федеральные; – региональные; – чрезвычайные; – срочные; – временные; – бессрочные; – материальные; -процессуальные. Приведите примеры каждой из указанных норм в нормативных правовых актах.

Ссылка на основную публикацию