Подписан закон бюджетных параметров ПФР на 2022 г.

Президент РФ утвердил бюджет Пенсионного фонда России на 2022-2022 годы

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда на трехлетний период 2022 –2022 годов.

В соответствии с документом, доходы бюджета в следующем году составят 8 923,9 млрд рублей и по сравнению с 2019 годом увеличатся на 3,1%, или 269,8 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут на 3,4% и составят 9 042,3 млрд рублей, что на 298,5 млрд рублей выше уровня 2019 года.

Объем дефицита бюджета ПФР в 2022 году составит 118,4 млрд рублей с учетом дефицита по распределительной части в размере 123,0 млрд рублей и профицита по накопительной части в размере 4,6 млрд рублей.

Дефицит обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2022 года, образовавшихся в результате их неполного использования.

Профицит бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2022 год образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что обусловлено снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.

На 2022 год профицит планируется в размере 18,5 млрд рублей и образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных управляющими компаниями, в большем объеме по сравнению с 2022 годом, что является следствием выхода на пенсию женщин 1967 года рождения.

В трехлетнем периоде предусмотрено ежегодное уменьшение зависимости ПФР от федерального бюджета. Доля трансферта на обязательное пенсионное страхование в общей сумме трансфертов снижается с 29,8 % в 2022 году до 24,9% в 2022 году. При этом объем страховых взносов в общем объеме доходов увеличивается с 62,9% в 2022 году до 66,2% в 2022 году. Поступление взносов на выплату пенсий прогнозируется в 2022 году на уровне 5,6 трлн рублей с ростом до 6,4 трлн рублей к 2022 году.

В бюджете ПФР предусмотрены дальнейшие меры по индексации пенсий и пособий. В частности, индексация опережающими рост инфляции темпами. В следующем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,6%, что обеспечит рост выплат в среднем на тысячу рублей в месяц. Индексация пройдет с 1 января, на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.

В результате средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырастет в 2022 году до 16,4 тыс. рублей. У участников и инвалидов ВОВ. получающих две пенсии и повышенные социальные выплаты, средний доход вырастет до 46,5 тыс. и 39,9 тыс. рублей соответственно.

Пенсии по государственному обеспечению с 1 апреля планируется проиндексировать на 7% в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2022 году. Повышение коснется почти 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. На выплату пенсий по государственному обеспечению в следующем году предусмотрено 584,4 млрд рублей.

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг, предоставляемые 15 млн граждан, у которых есть право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, с 1 февраля будут проиндексированы на 3,8%. Расходы бюджета на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты составят 423 млрд рублей.

Повышения пенсий и пособий в следующем году будут реализованы с учетом нового механизма индексации сверх прожиточного минимума, который обеспечивает повышение выплат, даже если пенсионеру установлена социальная доплата, компенсирующая разрыв между доходами пенсионера и ПМП.

В бюджете также учтены повышенные выплаты сельским пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет на селе, с учетом 25-процентной прибавки к фиксированной выплате. Список профессий и должностей работников сельского хозяйства, имеющих право на прибавку, был расширен в середине 2019-го постановлением Правительства. В 2022 году Пенсионный фонд продолжит устанавливать повышенную пенсию всем жителям села, которые обратятся за ней при наличии соответствующего права.

Для пенсионеров, которые работали в 2019 году, в бюджете предусмотрено беззаявительное повышение с 1 августа страховых пенсий в соответствии с приобретенными пенсионными коэффициентами.

Бюджет ПФР учитывает новые льготы по досрочному выходу на пенсию, включая назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста, а также досрочное назначение пенсии многодетным мамам и работникам, имеющим высокий стаж.

В трехлетнем бюджете ПФР учтено возобновление ежегодной индексации материнского капитала по уровню инфляции. В 2022 году размер капитала планируется увеличить до 466,6 тыс. рублей. Точный размер индексации будет определен по итогам 2019 года. Общие расходы на предоставление материнского капитала с учетом проиндексированного размера в следующем году составят 316,2 млрд рублей.

В расходах Фонда также учтена повышенная компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей в месяц родителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы. Расходы на компенсационные выплаты в 2022 году запланированы в сумме 64,3 млрд рублей.

Таким образом, все расходы по социальным и пенсионным обязательствам ПФР финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.

Бюджет Пенсионного фонда на 2022 года – структура доходов и расходов

6 декабря 2022 года Президент В. Путин подписал закон № 397-ФЗ о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2022 год, а также плановый период 2023-2024 гг. Ранее, 24 ноября 2022 года, в заключительном третьем чтении его одобрила Госдума. В этом документе представлены данные о планируемых доходах и расходах ПФР на следующую «трехлетку». Если говорить в общих цифрах, то доходы ПФР в 2022 году ожидаются на уровне 10,032 трлн руб., а расходы — 10,155 трлн руб. То есть прогнозируется, что бюджет фонда в 2022 году будет дефицитным.

Читайте также:
Какие выплаты при несчастном случае на производстве

Для большинства граждан эти цифры ни о чем не говорят. Охарактеризовать деятельность фонда может только структура доходов и расходов ПФР:

  • сколько страховых взносов получит ПФР и будут ли поступления из федерального бюджета;
  • как будут распределены средства фонда — сколько направят на выплаты пенсий, на ежемесячные и единовременные выплаты пенсионерам, социальные доплаты, материнский капитал и так далее;
  • сколько планируют потратить на организацию работы фонда — на зарплату сотрудников, их обучение, на технику и канцелярские товары, капитальный ремонт и строительство отделений ПФР и так далее.

Расскажем подробнее о структуре бюджета ПФР в 2022 году.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%d0%b0%d1%83%d0%b4%d0%b8%d1%82-%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b3-%d0%be%d1%81%d0%bc%d0%be%d1%82%d1%80-%d0%b0%d1%83%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%be%d1%80-3929140/

Основные показатели пенсионного обеспечения в России в 2022 году

При формировании бюджета ПФР на 2022 год закладывались следующие основные характеристики пенсионного обеспечения в РФ (в сравнении с 2022 годом):

Показательв 2022 годув 2022 году
Параметры индексации пенсий
Индексация страховой пенсии неработающим пенсионерам с 1 января, в %6,35,9
Стоимость 1 пенсионного коэффициента, в руб.98,86104,69
Фиксированная выплата к страховой пенсии, в руб.6044,486401,10
Индексация ежемесячных выплат (ЕДВ) с 1 февраля, в %4,95,8
Индексация социальных пенсий с 1 апреля, в %3,47,7
Среднегодовой размер пенсионного обеспечения
Страховая пенсия в целом, в руб.16296,5117115,19
Страховая пенсия по старости у неработающих пенсионеров, в руб.17536,5818520,70
Социальная пенсия, в руб.10108,8210790,88
Накопительная пенсия, в руб.1028,401821,26
Численность пенсионеров
Общая численность пенсионеров, тыс. чел.4303542793
Получателей страховой пенсии, тыс. чел.3899838726
Неработающих получателей страховой пенсии, тыс. чел.3084030782
Получателей социальной пенсии, тыс. чел.32143289
Накопительной пенсии, тыс. чел.103155

С учетом указанных параметров был разработан и одобрен законопроект о бюджете ПФР на 2022 год.

В дальнейшем Правительство может скорректировать некоторые параметры, что в первую очередь связано с ускорившейся инфляцией. Например, индексация ЕДВ с 1 февраля 2022 года составит 8,4%.

Доходы Пенсионного фонда в 2022 году

Прогнозируемый объем доходов Пенсионного фонда РФ в 2022 году ожидается в сумме 10,032 трлн руб.

  • Объем поступлений страховых взносов на пенсионное страхование физических лиц в 2022 году оценивается в 6,054 трлн руб. При расчете учитывались следующие прогнозы Минэкономразвития:
    • фонд оплаты труда работников в 2022 году — 31,699 трлн руб.;
    • размер среднемесячной зарплаты — 59976 руб.;
    • индекс потребительских цен — 4%.

    Помимо этого, в бюджете ПФР были учтены следующие виды доходов:

    • от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (от сдачи в аренду имущества, от инвестирования средств пенсионных накоплений и т.д.);
    • от продажи материальных и нематериальных активов;
    • от оказания платных услуг и так далее.

    Кроме этого бюджет Пенсионного фонда будет пополнен за счет поступления средств из федерального бюджета. Так, в 2022 году ПФР получит 3,630 трлн руб. из федбюджета, что на 8,5% больше, чем в 2022 году. Средства будут направлены на:

    • валоризацию расчетного пенсионного капитала, сформированного до 2002 года;
    • компенсацию выпадающих доходов из-за пониженных тарифов страховых взносов в отношении отдельных категорий страхователей;
    • предоставление материнского (семейного) капитала;
    • выплату ежемесячных пособий на детей;
    • выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, федеральные социальные доплаты, ежегодную выплату ко Дню Победы, ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам и так далее.

    Расходы Пенсионного фонда в 2022 году

    Общий объем расходов ПФР в 2022 году составит 10,155 трлн руб., что на 5,98% больше, чем в 2022 году. Из них, например:

    • 8,792 трлн руб. направят на пенсионное обеспечение граждан;
    • 435,6 млрд руб. — на выплату ЕДВ;
    • 77 млрд — на федеральные социальные доплаты к пенсии;
    • 443,6 млрд руб. — на материнский капитал и так далее.

    На отдельных статьях расходов Пенсионного фонда стоит остановиться подробнее.

    Расходы ПФР на содержание фонда и собственные нужды

    На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Пенсионного фонда в 2022 году направят 121,994 млрд руб. Детализация расходов представлена в таблице:

    Среднемесячный размер зарплаты работников ПФР в 2022 году составит 48,4 тыс. руб. (годом ранее — 47,4 тыс.). Расходы на заработную плату сотрудников ПФР рассчитаны с учетом запланированной на 1 октября 2022 года индексации на 4%. Сокращение штата сотрудников не планируется, штатная численность в 2022 году планируется на уровне 124258 человек.

    Расходы на пенсии и другие выплаты ПФР в 2022 году

    На пенсионное обеспечение граждан с учетом расходов на доставку будет направлено 8,792 трлн руб., что на 4% больше, чем в 2022 году. Причем 646,3 млрд руб. из этой суммы будет направлено на социальные выплаты, финансируемые из федерального бюджета.

    Некоторые направления, по которым будут распределены денежные средства, приведены в таблице:

    НаправлениеСколько средств потребуется в 2022 году в млн руб.
    Страховые пенсии8046535,6
    Государственные пенсии, в т.ч. социальные555102,1
    Ежемесячные выплаты льготникам435623,2
    Федеральные соц. доплаты к пенсии76954,2
    Выплаты по уходу за пожилыми и инвалидами 1 гр.45691,2
    Выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами 1 гр. с детства72008,9
    Доплаты летчикам гражданской авиации9060,1
    Доплаты работникам угольной промышленности2992,2
    Пенсии, назначенные досрочно безработным гражданам3717,7
    ДЕМО ветеранам1825,2
    ДЕМО инвалидам из-за военной травмы475,3
    Пенсионное обеспечение граждан РФ, проживающих в Абхазии505,5
    Пенсионное обеспечение граждан РФ, проживающих в Южной Осетии3,0
    Ежегодная выплата 10 тыс. руб. ветеранам ВОВ262,1
    Единовременные выплаты пенсионерам по 5 тыс. руб.0,168

    Также в бюджете ПФР на 2022 год учтены средства, необходимые для индексации отдельных видов выплат. В частности, на индексацию:

    • страховых пенсий неработающим пенсионерам с 1 января 2022 на 5,9%;
    • социальных и государственных пенсий на 7,7%;
    • ЕДВ федеральным льготникам на 5,8%.

    Материнский капитал в 2022 году

    На предоставление материнского (семейного) капитала в бюджет ПФР на 2022 год закладывают 443,62 млрд руб. Это всего на 0,1% больше, чем годом ранее. Финансирование будет произведено за счет трансферта из федерального бюджета, а также остатков средств фонда на конец 2022 года.

    Расчет произведен исходя из количества запланированных обращений за распоряжением средств МСК. Предполагается, что в 2022 году распорядиться маткапиталом решат 1,19 млн человек, из которых 133,6 тыс. — это семьи, получившие МСК в связи с рождением первого ребенка.

    Новые социальные обязательства ПФР

    С 2022 года Пенсионному фонду РФ будут переданы новые полномочия по отдельным социальным обязательствам. В частности, по выплате:

    • компенсаций инвалидам расходов на покупку договора ОСАГО;
    • компенсаций чернобыльцам, реабилитированным лицам, членам семей погибших военнослужащих;
    • пособий по беременности и родам женщинам, уволенным из-за ликвидации организации;
    • пособий по уходу за ребенком неработающим лицам и так далее.

    Расходы по этим направлениям тоже учтены в бюджете ПФР.

    Накопительные пенсии

    В 2022 году расходы ПФР по накопительной составляющей запланированы в объеме 44,3 млрд руб., что на 37,5% больше, чем в 2022 году. Дополнительные расходы связаны с увеличением числа ожидаемых обращений за выплатами из средств пенсионных накоплений. Причина — выход на пенсию женщин 1967 года рождения.

    В 2022 году на выплату накопительной пенсии направят 3,832 млрд руб., на срочные пенсионные выплаты — 1,171 млрд, а на единовременные выплаты — 26,894 млрд. При этом по расчетам среднегодовой размер накопительной пенсии в 2022 году составит 2049,85 руб.

    Также ожидается увеличение числа переводов средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ в 2022 году. Расходы по этому направлению прогнозируются на уровне 6,191 млрд руб., что 37,1% больше, чем годом ранее.

    Федеральный закон от 06.12.2022 N 391-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”

    1. Утвердить основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Фонд) на 2022 год:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 10 032 456 725,7 тыс. рублей, из них 9 961 836 110,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 630 827 157,0 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 718 694,9 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 10 154 848 745,7 тыс. рублей, из них 10 110 501 720,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

    3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 122 392 020,0 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 148 665 610,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 273 590,0 тыс. рублей.

    2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2023 и 2024 годов:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10 591 986 377,5 тыс. рублей, из них 10 520 488 606,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 750 363 520,3 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 949 192,1 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 11 074 708 717,1 тыс. рублей, из них 11 001 682 640,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 771 788 454,7 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 190 686,3 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10 573 827 263,3 тыс. рублей, из них 10 528 470 109,9 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, и на 2024 год в сумме 11 167 404 425,6 тыс. рублей, из них 11 120 839 686,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

    3) объем профицита бюджета Фонда на 2023 год в сумме 18 159 114,2 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 7 981 503,5 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 140 617,7 тыс. рублей, и объем дефицита бюджета Фонда на 2024 год в сумме 92 695 708,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 119 157 046,1 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 461 337,6 тыс. рублей.

    Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда

    Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственным внебюджетным фондом, согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

    Статья 3. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда

    Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

    Статья 4. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

    1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

    1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону;

    2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

    2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2022 год в сумме 9 996 477 963,3 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 10 410 855 348,6 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 10 999 435 285,0 тыс. рублей.

    Статья 5. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда и из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

    1. Установить, что объем бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2022 год на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, подлежит уменьшению на объем средств, предназначенных на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходящим военную и правоохранительную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, а также на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходившим военную службу в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    2. Установить, что в 2022 году финансовое обеспечение расходов на реализацию пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4302-1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов “Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” комплекса процессных мероприятий “Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” в рамках государственной программы Российской Федерации “Социальная поддержка граждан” подраздела “Социальное обеспечение населения” раздела “Социальная политика” классификации расходов бюджетов.

    Статья 6. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда

    1. Фонд вправе в 2022 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов “Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений” в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела “Другие общегосударственные вопросы” раздела “Общегосударственные вопросы” классификации расходов бюджетов, осуществлять:

    1) финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость;

    2) в целях выполнения функций оператора информационной системы “Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами” оплату услуг связи для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки в соответствии со статьей 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

    2. Фонд вправе в 2022 году в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий финансовый год и на плановый период с превышением общего объема расходов, утвержденных указанным федеральным законом, в целях увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями указанных государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.

    Статья 7. Особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики

    1. Фонд вправе в 2022 году осуществлять:

    1) финансовое обеспечение выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2023 года в декабре 2022 года в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

    2) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в пределах 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость;

    3) финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособия, с последующим возмещением за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.

    2. Фонд вправе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливать размер норматива оборотных денежных средств дифференцированно, учитывая необходимость досрочного осуществления финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в отдельные месяцы финансового года, но не менее 25 процентов объема расходов на указанные выплаты в предстоящем месяце.

    3. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2022 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

    Статья 8. Особенности исполнения бюджета Фонда в 2022 году

    1. Установить, что остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2022 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, направляются Фондом в 2022 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    2. Установить, что в случае передачи Фонду с 1 января 2022 года дополнительных функций и бюджетных полномочий по осуществлению мер социальной поддержки, предоставлению пособий и компенсаций отдельным категориям граждан, в том числе семьям с детьми и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в закон о бюджете Фонда.

    3. Установить, что в случае, если суммы фактически поступивших в бюджет Фонда средств, подлежащих направлению в текущем финансовом году на осуществление доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работникам организаций угольной промышленности, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации” и Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности” вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    4. Установить, что в случае, если суммы средств пенсионных накоплений, поступивших для формирования выплатного резерва, для осуществления срочной пенсионной выплаты, подлежащих передаче государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, подлежащих передаче в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, и фактическая потребность в средствах на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений, уплачиваемых Фондом, на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, на выплату накопительной пенсии, на выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, в виде единовременной выплаты и на срочную пенсионную выплату превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации”, Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ “О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ “О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений” и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ “О накопительной пенсии” вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    5. Установить, что в составе остатка средств пенсионных накоплений учитываются:

    1) объем средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 1 января 2022 года в сумме 186 660 368,0 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2022 года в сумме 203 467 082,3 тыс. рублей;

    2) объем средств выплатного резерва Фонда по состоянию на 1 января 2022 года в сумме 17 537 949,8 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2022 года в сумме 68 224 278,4 тыс. рублей;

    3) объем средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Фондом установлена срочная пенсионная выплата, по состоянию на 1 января 2022 года в сумме 4 461 803,4 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2022 года в сумме 5 386 598,2 тыс. рублей.

    6. Установить, что в 2022 году резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, не создается.

    Федеральный закон от 6 декабря 2022 г. N 391-Ф3 “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”

    1. Утвердить основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Фонд) на 2022 год:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 10 032 456 725,7 тыс. рублей, из них 9 961 836 110,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 630 827 157,0 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 718 694,9 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 10 154 848 745,7 тыс. рублей, из них 10 110 501 720,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

    3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 122 392 020,0 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 148 665 610,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 273 590,0 тыс. рублей.

    2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2023 и 2024 годов:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10 591 986 377,5 тыс. рублей, из них 10 520 488 606,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 750 363 520,3 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 949 192,1 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 11 074 708 717,1 тыс. рублей, из них 11 001 682 640,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 771 788 454,7 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 190 686,3 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10 573 827 263,3 тыс. рублей, из них 10 528 470 109,9 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, и на 2024 год в сумме 11 167 404 425,6 тыс. рублей, из них 11 120 839 686,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

    3) объем профицита бюджета Фонда на 2023 год в сумме 18 159 114,2 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 7 981 503,5 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 140 617,7 тыс. рублей, и объем дефицита бюджета Фонда на 2024 год в сумме 92 695 708,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 119 157 046,1 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 461 337,6 тыс. рублей.

    Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда

    Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственным внебюджетным фондом, согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

    Статья 3. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда

    Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

    Статья 4. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

    1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

    1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону;

    2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

    2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2022 год в сумме 9 996 477 963,3 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 10 410 855 348,6 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 10 999 435 285,0 тыс. рублей.

    Статья 5. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда и из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

    1. Установить, что объем бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2022 год на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, подлежит уменьшению на объем средств, предназначенных на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходящим военную и правоохранительную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, а также на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходившим военную службу в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    2. Установить, что в 2022 году финансовое обеспечение расходов на реализацию пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4302-I “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов “Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” комплекса процессных мероприятий “Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” в рамках государственной программы Российской Федерации “Социальная поддержка граждан” подраздела “Социальное обеспечение населения” раздела “Социальная политика” классификации расходов бюджетов.

    Статья 6. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда

    1. Фонд вправе в 2022 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов “Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений” в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела “Другие общегосударственные вопросы” раздела “Общегосударственные вопросы” классификации расходов бюджетов, осуществлять:

    1) финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость;

    2) в целях выполнения функций оператора информационной системы “Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами” оплату услуг связи для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки в соответствии со статьей 5 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

    2. Фонд вправе в 2022 году в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий финансовый год и на плановый период с превышением общего объема расходов, утвержденных указанным федеральным законом, в целях увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями указанных государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.

    Статья 7. Особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики

    1. Фонд вправе в 2022 году осуществлять:

    1) финансовое обеспечение выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2023 года в декабре 2022 года в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

    2) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в пределах 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость;

    3) финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособия, с последующим возмещением за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.

    2. Фонд вправе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливать размер норматива оборотных денежных средств дифференцированно, учитывая необходимость досрочного осуществления финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в отдельные месяцы финансового года, но не менее 25 процентов объема расходов на указанные выплаты в предстоящем месяце.

    3. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2022 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

    Статья 8. Особенности исполнения бюджета Фонда в 2022 году

    1. Установить, что остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2022 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, направляются Фондом в 2022 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    2. Установить, что в случае передачи Фонду с 1 января 2022 года дополнительных функций и бюджетных полномочий по осуществлению мер социальной поддержки, предоставлению пособий и компенсаций отдельным категориям граждан, в том числе семьям с детьми и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в закон о бюджете Фонда.

    3. Установить, что в случае, если суммы фактически поступивших в бюджет Фонда средств, подлежащих направлению в текущем финансовом году на осуществление доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работникам организаций угольной промышленности, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации” и Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности” вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    4. Установить, что в случае, если суммы средств пенсионных накоплений, поступивших для формирования выплатного резерва, для осуществления срочной пенсионной выплаты, подлежащих передаче государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, подлежащих передаче в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, и фактическая потребность в средствах на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений, уплачиваемых Фондом, на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, на выплату накопительной пенсии, на выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, в виде единовременной выплаты и на срочную пенсионную выплату превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации”, Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ “О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ “О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений” и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ “О накопительной пенсии” вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    5. Установить, что в составе остатка средств пенсионных накоплений учитываются:

    1) объем средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 1 января 2022 года в сумме 186 660 368,0 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2022 года в сумме 203 467 082,3 тыс. рублей;

    2) объем средств выплатного резерва Фонда по состоянию на 1 января 2022 года в сумме 17 537 949,8 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2022 года в сумме 68 224 278,4 тыс. рублей;

    3) объем средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Фондом установлена срочная пенсионная выплата, по состоянию на 1 января 2022 года в сумме 4 461 803,4 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2022 года в сумме 5 386 598,2 тыс. рублей.

    6. Установить, что в 2022 году резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, не создается.

    На поддержку Пенсионного фонда уйдет более 20% федерального бюджета

    Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2022 году увеличится почти на 1 трлн руб., следует из проекта бюджета фонда. На пополнение ПФР планируется направить более 20% всех расходов федерального бюджета России

    Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

    Федеральный бюджет в 2022 году резко увеличит дотации Пенсионному фонду России (ПФР) — почти на 1 трлн руб. по сравнению с законодательно утвержденным показателем текущего года. Доля федерального трансферта в доходах ПФР достигнет 42,6% — максимума с 2017 года.

    РБК ознакомился с проектом основных характеристик бюджета ПФР на 2022–2023 годы, датированным 9 июня. Подлинность документа подтвердил федеральный чиновник. Проект подготовлен на базе экономического прогноза Минэкономразвития, составленного в конце мая. После этого министерство уточнило параметры прогноза, сообщал РБК, а правительство еще не утвердило финальную версию. Минфин должен самостоятельно скорректировать соответствующие параметры бюджетов, исходя из окончательного макропрогноза, следует из письма первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко главным распорядителям бюджетных средств от 8 июня.

    Пятая часть бюджета пойдет в ПФР

    Доходы Пенсионного фонда планируются в 2022 году на уровне 9,67 трлн руб., из них 4,12 трлн руб. обеспечит федеральный бюджет через трансферты. Федеральная поддержка увеличится на 992 млрд руб. по сравнению с ожидаемым объемом 2022 года (3,22 трлн руб.), или на 768 млрд руб. по сравнению с планом на 2022 год из действующего закона о бюджете ПФР (поправки утверждены в марте).

    В 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР, как следует из проекта, составит 4,3 трлн руб. ежегодно, а его доля в общих доходах ПФР будет превышать 40%. До этого с 2017 года зависимость ПФР от дотаций федерального бюджета последовательно снижалась с 45 до 36%.

    Получается, что в 2022 году почти 21% всех расходов федерального бюджета будет направлен в Пенсионный фонд. Минфин предлагает зафиксировать бюджетные расходы 2022 года на уровне 2022 года — 19,7 трлн руб. (это предложение было включено в общенациональный план восстановления экономики, представленный в начале июня). Для сравнения: в 2019 году в Пенсионный фонд было переведено 18% всех расходов федерального бюджета.

    Антикризисные решения повлияли на ПФР

    Актуальные поправки в бюджет ПФР 2022 года еще не внесены, но ожидается, что прогноз поступлений фонда от страховых взносов в этом году сократится из-за негативного влияния эпидемиологического кризиса на зарплатный фонд, а планируемый трансферт из федерального бюджета увеличится по сравнению с мартовскими поправками.

    На параметры бюджета ПФР повлияли решения правительства о государственной поддержке бизнеса, принятые на фоне пандемии коронавируса. В частности, бессрочное снижение общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса, в том числе ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты. В 2022 году ПФР недосчитается из-за этой меры примерно 387 млрд руб., которые будут компенсированы из федерального бюджета. Потери будут и в нынешнем году — Минэкономразвития оценивало их в 350 млрд руб.

    В начале июня президент подписал закон, освободивший от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2022 года предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях. Выпадающие доходы ПФР от этой меры будут отражены в текущем году (и, соответственно, тоже компенсированы из федерального бюджета), но оценки этих потерь пока нет.

    Одновременно Владимир Путин объявил о бессрочном снижении ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для ИТ-компаний с 14 до 7,6%.

    Существенное увеличение трансфертов внебюджетным фондам связано как со снижением тарифа страховых взносов для малого бизнеса, так и с общим снижением поступлений взносов в Пенсионный фонд из-за последствий распространения COVID-19, подтвердили в пресс-службе Минфина. «Увеличение трансферта на ОПС (обязательное пенсионное страхование. — РБК) связано с необходимостью компенсировать указанное снижение для безусловного исполнения всех социальных обязательств государства», — подчеркнули в министерстве.

    В пресс-службе Пенсионного фонда отказались от комментариев.

    Зарплатный фонд сжался

    Вторая половина дополнительного трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2022 году (примерно 415 млрд руб.) связана с сокращением национального фонда оплаты труда из-за коронавируса. В 2022 году зарплатный фонд, от которого рассчитываются страховые взносы работодателей в ПФР, сократится на 1,3 трлн руб. по сравнению с предыдущим, январским прогнозом Минэкономразвития (до 24,8 трлн руб.). В 2022 году он снизится относительно январского прогноза на 934 млрд руб. (до 26,9 трлн руб.). Пенсионный фонд сборами с работодателей покрывает около 73% обязательств по выплате страховых пенсий старшему поколению, и разница покрывается из федерального бюджета.

    В итоговом проекте бюджета ПФР суммы федерального трансферта могут немного уменьшиться, поскольку Минэкономразвития улучшило прогноз по экономике (в частности, вместо спада ВВП на 5% в 2022 году теперь ожидается 4,8%, а в 2022 году прогнозируется рост на 3,2% вместо 2,8% в предыдущей оценке).

    Общая структура федерального трансферта бюджету ПФР такова (по данным за 2022 год): более 50% направляется на выплату страховых пенсий, около 18% — на государственное пенсионное обеспечение (пенсии бывшим госслужащим), около 13% — на предоставление материнского капитала, еще 13% — на единовременную денежную выплату (ЕДВ) отдельным категориям граждан.

    Оценки потерь внебюджетных фондов

    Эксперты Института социальной политики НИУ ВШЭ в базовом сценарии восстановления экономики (в течение 12 месяцев) ожидают, что при сокращении фонда оплаты труда на 20% потери всех трех внебюджетных фондов (ПФР, Фонда ОМС и Фонда соцстрахования) составят 932 млрд руб., а в случае снижения на 30% — 1,55 трлн руб., следует из обзора «Влияние пандемии COVID-19 на институты социального страхования» (.pdf). При наиболее пессимистичном исходе, который предполагает уменьшение ФОТ на 40%, выпадающие доходы социальных фондов достигнут 2,2 трлн руб. По предварительным оценкам экономистов, для компенсации потерь в страховых взносах может потребоваться увеличить трансферт из федерального бюджета во внебюджетные фонды до 60% от запланированного объема в 2022 году и до 28% в 2022 году. В базовом сценарии из-за сокращения фонда оплаты труда потребуется повышение трансферта еще на 1,38 трлн руб. в 2022 году и на 173 млрд руб. в 2022-м.

    Выплата накопительной пенсии в 2022 году

    В 2002 году у российских пенсионеров, помимо основной страховой части выплат, появилась и накопительная. Рассказываем, кто может получить накопления и какие изменения произошли в системе в январе этого года.

    пенсионерам в 2022

    Как формируется пенсия

    Пенсия – ежемесячная материальная поддержка государства гражданам. Она выплачивается по разным причинам: по инвалидности, выслуге лет (например, военные раньше уходят на пенсию) и по старости. О последней категории мы более подробно поговорим в статье.

    С 2019 по 2028 планируется провести ряд реформ в пенсионной системе РФ. Какие-то изменения уже были предприняты, особенно они заметны в увеличении пенсионного возраста.

    Так, сейчас женщины выходят на заслуженный отдых в 56,5 лет, а годом ранее – в 55,5. Мужчины могут закончить карьеру в 61,5 года.

    Согласно закону №350-ФЗ, данный возраст будет постепенно увеличиваться. Мужчины будут выходить в 65 лет, женщины – в 60.

    Государственная выплата пенсионерам состоит из страховой и накопительной частей.

    В 2022 году по указу президента России Владимира Путина индексация пенсий составляет 8,6%. Это выше наблюдаемого на настоящий момент уровня инфляции – 8,4%. Фиксированная выплата с 1 января 2022 года составляет 6401,1 рубля. В прошлом году пожилые получали по 6044,44 рубля.

    Данную сумму гарантированно выплачивают всем пенсионерам. Ее размер утверждает государство, и ежегодно она индексируется в зависимости от инфляции.

    Есть категории граждан РФ, которым полагается повышенная фиксированная выплата. Например, людям старше 80 лет и инвалидам 1 степени выплачивается 12 802,2 рубля дополнительно к страховой пенсии. А если такой человек – мужчина, который 15 и более лет проработал на Крайнем Севере и имеет общий трудовой стаж более 25 лет, он может рассчитывать на 19 203,3 рубля (если у него нет иждивенцев).

    Размер будущей страховой пенсии зависит от некоторых факторов. На них необходимо обращать внимание при расчете положенных средств.

    • Количество отработанных лет. При этом учитываются такие периоды, как: забота об инвалидах, стареющих родственниках, нуждающихся в особом уходе, декрет, время призыва и так далее.
    • Зарплата до вычета налога.
    • Размер фиксированной выплаты, когда вы вышли на заслуженный отдых.
    • Когда вы вышли на пенсию. Касается и работающих пожилых, которые покинули свое рабочее место позже положенного срока, например, в 67 лет.
    • Сумма индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за все время работы и его стоимость, когда вы решили уйти на заслуженный отдых.

    Вы уже переживаете, будет ли вам хватать только пенсии? Надежный способ обеспечить себе безбедную старость – открыть вклад в Совкомбанке. Это до 10% годовых, увеличенная ставка для пользователей Халвы и регулярные выплаты процентов. Заполните онлайн-заявку и начните приумножать свой капитал уже сейчас!

    Страховая часть

    Она гарантирована любому пенсионеру. На ее величину влияют две составляющие: размер фиксированной выплаты и баллы.

    В этом году ее размер 6401,1 рублей. Другую сумму выплачивают лицам с инвалидностью либо людям, вышедшим на пенсию досрочно по выслуге лет.

    Каждый год фиксированная часть индексируется и увеличивается. С 1 января 2023 сумма изменится и составит 6759,56 рубля.

    Другими словами, баллы – это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Они формируются благодаря страховым выплатам, отчисляемым работодателем в пенсионные фонды.

    Данный показатель также индексируется из-за инфляции, в этом году его величина составляет 104,69. Больше баллов заработаете – бóльшую пенсию получаете. На количество влияют отчисления работодателя и общий стаж.

    В 2022 году правительство установило максимальную сумму для взносов – 1 565 000 рублей. Чтобы получить норматив, необходимо данное число умножить на 16%:

    1 565 000 × 16% = 250 400 рублей

    Допустим, Наталья Владимировна зарабатывает 35 тысяч рублей, за год получается 420 тысяч.

    Рассчитываем сумму страховых взносов:

    420 000 × 16% = 67 200 рублей

    Формула для расчета ИПК : ИПКгод = (СВгод / НСВ) × 10, где СВгод – годовая сумма страховых взносов, а НСВ – это норматив по страховым пенсионным взносам.

    ИПКгод = (67 200 / 250 400) ×10 = 2,68 балла

    Страховая пенсия в этом году рассчитывается таким образом:

    6401,1 + 104,69 × ИПК

    Для Натальи Владимировны расчет получится такой:

    6401,1 + 104,69 × 2,68 = 6681,67

    Накопительная часть

    Так называют определенный вид пособий, на формирование которых может повлиять сам человек. Также их размер обусловлен тем, добросовестно ли работодатель вносил страховые средства, а именно 6% от заработной платы сотрудника.

    В 2014 году правительство приостановило выплаты. Мораторий продлен до 2024 года. То, что уже накоплено, не сгорает, а прибавляется к страховой части.

    Кто сейчас имеет накопительный компонент:

    1. Граждане, родившиеся в 1967 году и раньше, получают ежемесячные пособия, если являются еще работающими или трудились когда-либо после 2001 года.
    2. Женщины 1957–1966 года и мужчины 1953–1966. Они могут получить накопления, когда прекратят карьеру из-за достижения преклонного возраста. Сумма выплат сформировалась за 2002–2004 годы. Условия – человек имел официальный заработок и руководитель перечислял взносы.
    3. Те, кто инвестировал материнский капитал в накопления.

    Можно было увеличить накопления, вступив в программу госсофинансирования до 2015 года. В чем суть: человек отдает определенную сумму денег, затем государство увеличивает ее вдвое. Но удваивают не все взносы (только 2–12 тысяч).

    Накопительная часть не зависит от фиксированных выплат, установленных правительством. Это пенсионные накопления человека, которые сформировались на базе страховых выплат от руководителя в течение 2002–2013 годов.

    Как рассчитывать

    Для подсчета пенсионной выплаты важно знать количество месяцев, когда осуществляются выплаты. В 2022 государство определило 264 месяца.

    Можем рассчитать ежемесячную выплату трудовой пенсии в 2022 году:

    6401,1 + 104,69 × ИПК + накопления / 264

    Например, Иван Петрович в этом году становится пенсионером. К этому моменту он заработал 95 баллов и накопил 192 тысячи. Посмотрим, какая пенсия положена мужчине.

    6401,1 + 104,69 × 95 + 192 000 / 264 =

    6401,1 + 9945,55 + 727,27 = 17 073,92 рубля

    Такая пенсия по старости будет у Ивана Петровича.

    В чем плюсы накопительной пенсии:

    • в нее можно инвестировать, за счет этого сумма накоплений будет расти;
    • пожилой человек ежемесячно получает дополнительные деньги к основным выплатам;
    • накопления после смерти владельца могут унаследовать его близкие либо кто указан в завещании;
    • заморозка накопительного момента на определенный период может в дальнейшем спровоцировать его стремительный рост.

    Каждый год из-за взносов меняется величина накопительной части. В этом году граждане, которые имеют сбережения, получают более 1 тысячи рублей каждый месяц в качестве дополнения к основной пенсии.

    Отличия пенсий

    Увеличивается за счет процента (регламентируется правительством).

    Индексируется из-за инфляции и демографической обстановки в стране

    Можно наследовать накопления.

    Если умерший не оставил завещания, то нужно обратиться в ПФР, узнать о наличии и размере сбережений.

    Где получить информацию о накоплениях

    Госуслуги

    Доступно сделать тем, у кого накопления находятся в ПФР. Вам нужно зайти в личный кабинет и запросить информацию о вашем счете.

    Руководитель

    Способ применим, если вы получаете белую зарплату. Вам необходимо заполнить заявление у бухгалтера, чтобы узнать о вашем накопительном счете. Затем руководитель должен отправить документ в ПФР.

    Пенсионный фонд

    Необходимо будет самостоятельно прийти в офис. Не забудьте взять паспорт гражданина РФ, СНИЛС и пенсионное свидетельство. Вы заполните заявление, которое вам выдадут сотрудники, и получите выписку по счету.

    МФЦ

    Сначала вам надо будет узнать, подписал ли пенсионный фонд договор с данным МФЦ. Если да, то справка о лицевом счете будет у вас через 10 дней.

    Собираясь в отделение, возьмите паспорт и страховое свидетельство. Без этих документов взять выписку не получится.

    Коротко о накопительных выплатах в 2022 году

    1. Пенсии проиндексированы на 8,6%.
    2. Накопительный компонент имеют граждане моложе 1967 года, которые получали белый заработок в период с 2002 по 2013 годы.
    3. Каждый пожилой, имеющий сбережения, получит более 1 тысячи рублей прибавки к основной пенсии.

    Вы не успели сформировать накопительную часть? Не беда. «Социальная Халва» для пенсионеров отличается лояльными условиями – вам достаточно совершить 5 покупок на сумму не менее 5 тысяч рублей, чтобы получить супербонусы. Оформляйте карту не выходя из дома всего за минуту!

    Помогу подружиться с деньгами, разумно их тратить и вкладывать. Финансы – это не так сложно, как вы думали!

Ссылка на основную публикацию