Уголовная ответственность по приемке 44 ФЗ

Правонарушения и меры ответственности за них в сфере государственных закупок на основании федерального закона “О контрактной системе”

Государство активно предпринимает действия, направленные на то, чтобы сократить возможные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок.

Одним из таких нововведений становится активное использование различных мероприятий, направленных на привлечение к ответственности ответственных должностных лиц госзаказчиков, если такие лица были замечены в совершении административных или уголовных правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок.

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок

С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года активно стали предприниматься также и действия, которые повышают меры ответственности за совершение различных правонарушений.

Все правонарушения, совершаемые в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, до 4 мая 2018 года относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках этого нормативного акта.

С 4 мая 2018 года вступили в силу изменения в действующее законодательство, которые сформировали две новые статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации (200.4, 200.5). Данные статьи назначают меры ответственности как для самих должностных лиц государственного и муниципального заказчика, которые играют существенную роль в осуществлении госзакупок, так и для исполнителя, который осуществляет различные действия, направленные на рассмотрение результатов той или иной процедуры исключительно в своих интересах.

Таким образом, с мая 2018 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, действуют два вида ответственности – уголовная и административная. Конкретный вид, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно. Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

ЗПП

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

Как оспорить отцовство в суде

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Читайте также:
Возврат товара на почте вернут деньги на почте

Уголовная ответственность исполнителя

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

административная ответственность должностных лиц

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность за типичные нарушения

Административная ответственность за совершение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок была сформирована еще в момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в январе 2014 года. Однако на тот момент все меры ответственности не были полностью проработаны, и некоторые нарушения не оставались охвачены, а назначение наказания осуществлялось по аналогии.

На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении госзакупок полностью охвачены мерами административного воздействия. Так, в частности, установлены меры воздействия за следующее:

наследство

  1. Нарушения в части планирования госзакупок, которые выливаются в неправильное формирование плана закупок и плана-графика. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения общественного обсуждения (если проведение такого обсуждения предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание информации, которая должна быть отражена в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафные санкции за такие наказания находятся в диапазоне от пяти до пятидесяти тысяч рублей (устанавливаются меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушений). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, если речь идет о неправомерном дроблении проводимой закупочной процедуры, например, для того, чтобы установленная НМЦК была меньше ста тысяч рублей для проведения закупки у единственного поставщика.
  2. Нарушения в части выбора способа проведения закупки наказываются штрафными санкциями в размере тридцати тысяч рублей для ответственного должностного лица, а в отношении самого заказчика сумма штрафа равняется пятидесяти тысячам рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ).
  3. Нарушения в сфере собственно проведения закупок, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет находиться в диапазоне от трех до тридцати тысяч рублей (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  4. Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимой закупке в ЕИС. Штраф в этом случае равняется пятидесяти тысячам рублей на должностное лицо и 500 тысячам рублей на заказчика (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  5. Нарушение процедуры при заключении контракта и внесении изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые нередко совершаются в сфере государственных закупок. Штрафные санкции в этом случае находятся в диапазоне от пяти до тридцати тысяч, но в процентном соотношении должны рассчитываться в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта.
  6. Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием добились того, что контракт не был исполнен, то на них может быть наложен штраф в диапазоне от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, которая осталась в части неисполненных обязательств, но не менее тридцати тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица – в размере не менее трехсот тысяч рублей и в диапазоне от однократного до трехкратного размера стоимости итоговых невыполненных обязательств.
  7. Нарушение правил и порядка ведения реестра контрактов, в том числе в части размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок также относится к типичным административным правонарушениям. Караются такие правонарушения штрафами в размере двадцати тысяч рублей на должностное лицо.
Читайте также:
Политико-территориальное устройство республики

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

Если речь идет о невозврате средств, внесенных в качестве заявки, на срок не более трех дней, то на виновное должностное лицо налагается наказание в виде штрафа, размер которого равен пяти тысячам рублей, а на юридическое лицо, допустившее такую просрочку — в размере тридцати тысяч рублей. Если срок просрочки превышает три дня, то размер штрафа увеличивается на физическое лицо до пятнадцати тысяч рублей, а на должностное – до девяноста тысяч.

Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов

Многие предприниматели стремятся заключить госконтракт. Участию в конкурсе не всегда предшествует всесторонняя оценка возможностей и анализ соответствия участника всем требованиям, предъявляемым заказчиком. Важно знать не только как заключить контракт, но и как не понести серьезные финансовые и реупутационные потери, а главное – не стать обвиняемым в совершении преступления. Предприниматели должны иметь финансовые резервы, а также уметь просчитывать гражданско-правовые и уголовно-правовые риски. О чем и поговорим ниже.

Гражданско-правовые и административные риски

Нарушения при подписании и выполнении госконтракта могут повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ведет ФАС России. Последствиями внесения в такой реестр в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 № 1062 становится отсутствие возможности предпринимателей (вносится информация о компании, учредителях, руководителях, членах правления) участвовать в конкурсе на выполнение госконтракта в течение двух лет с момента внесения в реестр, а также негативное влияние на имидж компании. В реестр попадают те, кто уклонился от заключения контракта, несвоевременно внес обеспечение после победы, участники, с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке. В случае если внесение в реестр произошло, а компания с этим не согласна и имеет аргументы, обжаловать такое решение можно в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о включении в реестр.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В ст. 330 Гражданского кодекса указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежным сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. Поэтому исполнитель в случае такого нарушения в соответствии со ст. 401 ГК РФ несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Так, например, п. 3 ст. 405 ГК РФ и п. 2 ст. 328 ГК РФ указывает на возможность освобождения должника от ответственности перед кредитором, то есть подрядчика перед заказчиком, за просрочку исполнения обязательств, если подрядчик докажет, что не выполнил обязательство вследствие просрочки заказчика.

В случае неисполнения выставленных требований или несогласия подрядчика с ними споры решаются в арбитражном суде. При чем доводы о ненадлежащем исполнении или просрочки исполнения в связи с нарушениями сроков контрагентами судом отклоняется, как не имеющая значения для правового спора о выплате неустойки и штрафов, указанных в контракте, при чем их снижение судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ происходит редко. Подача встречного искового заявления тоже не решает вопрос, а за заказчиком утверждают право удерживать из выплаты неустойку и штраф по контракту, как, например, указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 г. № 05АП-9245/17 по делу № А59-3483/2017.

Уголовно-правовые риски неисполнения госконтрактов

Практика показывает, что при ненадлежащем исполнении госконтракта предприниматель рискует быть привлеченным к уголовной ответственности. Уголовное дело может быть возбуждено как по заявлению, так и по рапорту уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, так как речь идет о государственных денежных средствах. Ниже рассмотрим наиболее характерные поводы для возбуждения уголовных дел.

Неисполнение контракта, задержка исполнения контракта.

Неисполнение контракта – при сегодняшней системе проверки участников это крайне редкий случай, когда компания заключала контракт без намерения его исполнять. В данном случае умысел направлен на хищение аванса. В таком случае вина ответственных лиц очевидна. Иная ситуация, когда контракт не исполнен в срок, например, в связи с тем, что подвел субподрядчик, а денежных средств на то, чтобы поручить это другому субподрядчику, и своих ресурсов нет. В таком случае подрядчик может оказаться обвиняемым по уголовному делу и расплатиться за то, что не подошел к выбору субподрядчика с должным вниманием и осмотрительностью. Для защиты хорошо, если будет максимум доказательств добросовестности. Поэтому перед заключением договора субподряда необходимо проверить через специализированные системы проверки контрагента, съездить к нему в офис, сделать фотографии, познакомиться с директором, проверить отзывы о компании среди деловых партнеров.

Читайте также:
Погашение кредита материнским капиталом в Омске

Подписание с заказчиком документов, подтверждающих исполнение работ (например, акты КС-2, КС-3) при неполном или ненадлежащем исполнении работ.

В данном случае ответственность может понести как должностное лицо, которое поставило свою подпись и приняло работы, несмотря на то, что они не были завершены или требовалось устранение недостатков, так и сам предприниматель, вступивший в сговор с должностным лицом и убедивший подписать документы. Это достаточно нередкое и опасное своими последствиями уголовного наказания нарушение.

Выявление в ходе проверки ненадлежащее качество поставленного товара или выполненных работ.

Если в ходе проверки было установлено, что выполненные работы или закупленный товар не отвечают установленным требованиям, предпринимателя, который исполнял госконтракт, могут обвинить в мошенничестве. При чем в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 “О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате” вменяться будет вся сумма госконтракта независимо от того, что часть поставленных товаров (работ) используется заказчиком. На практике даже наличие подтверждающих качество сертификатов от производителя и надлежащей оплаты последнему со стороны подрядчика товаров не ограждает от возбуждения уголовного дела, хотя и может быть успешно использовано для защиты прав и свобод подрядчика в уголовном процессе.

Исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам.

В случае, когда исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам, может быть возбуждено уголовное дело. При чем срок привлечения к уголовной ответственности по ч. 3-4 ст. 159 Уголовного кодекса составляет в соответствии со ст. 15, ст. 78 УК РФ 10 лет. В такой ситуации устанавливается сговор между госзаказчиком и подрядчиком, преднамеренное завышение стоимости контракта, возможно искусственного создание дополнительных параметров, чтобы победу одержал именно определенный участник.

Так, например, генеральный директор Л. в связи с невыполнением госконтракта и подписанием актов КС-2, КС-3 путем уговоров должностных лиц был обвинен в совершении хищения денежных средств путем обмана в особо крупном размере из бюджета Приморского края по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Защита была выстроена на досудебном соглашении с принятием мер к возмещению вреда, что позволило суду г. Владивосток Фрунзенского района назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, которое в соответствии с ч.1 ст. 73 УК РФ считать условным (приговор суда от 28 августа 2017 г. по делу № 1-294/2017). Далеко не всегда признание вины и сотрудничество со следствием – это верная стратегия, она целесообразна только, когда вина действительно имеет место. Другая ситуация, когда предприниматель поставил товар, который закупил у надлежащего поставщика со всеми необходимыми документами, а товар был признан ненадлежащего качества и обвиняют в этом именно поставщика, то есть исполнителя госконтракта, было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту, предъявлением обвинения генеральному директору с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу. При чем вменяется ему не разница между суммой госконтракта и потраченной исполнителем суммой на приобретение поставленного товара, с привлечением виновных лиц в производстве ненадлежащего товара и вменения им оставшейся суммы, а вся сумма госконтракта, что чаще делает невозможным возместить такой ущерб. При чем никак не учитывается тот факт, что продукцию, признанную ненадлежащего качества, заказчик может эффективно использовать.

Моя практика защиты прав и свобод предпринимателей, нарушивших условия госконтракта, и приведенные примеры свидетельствуют, что чаще всего им инкриминируется ст. 159 УК РФ, реже ст. 160 УК РФ. Возбуждение уголовного дела приводит к обыскам, выемкам у подрядчика и его контрагентов, что существенно парализует работу и портит репутацию. Также мешает работе и тот факт, что руководство и сотрудники вызываются на допросы и очные ставки, а имущество фигурантов арестовывается. Важно, что следствие и суды не признают в таких ситуациях нарушения преступлениями, совершенными в сфере предпринимательской деятельности, что часто влечет избрание меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки гарантиям для предпринимателей, предусмотренным ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса.

Поэтому очень важно при заключении госконтракта оценить свои возможности, внимательно изучить все требования к участникам, честно оценить соответствие им, а подрядчиков выбирать только проверенных с должным вниманием и осмотрительностью, учитывая все правовые последствия.

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 15 февраля

Уголовная ответственность по 44-ФЗ: обзор нарушений

Уголовная ответственность по 44-ФЗ: обзор нарушений

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • За какие нарушения 44-ФЗ не предусмотрена уголовная ответственность
  • На кого распространяется уголовная ответственность по 44-ФЗ
  • Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ
  • Предусмотрена ли уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика
  • Существует ли уголовная ответственность исполнителя по 44-ФЗ
Читайте также:
Оспаривание решений государственных органов в Омске

До середины 2018 года в сфере госзакупок отсутствовала уголовная ответственность по 44-ФЗ. Но государство стремится урегулировать сферу закупок, поэтому в Уголовный кодекс РФ были введены две статьи, которые вводят меру ответственности за некоторые нарушения в данной сфере.

При этом под действие этих статей попадает не только заказчик, но и поставщик. Не всегда уголовная ответственность – это тюремный срок, суд может назначить принудительные работы, штрафы и запретить занимать должности в этой сфере на определенный период. В нашей статье мы расскажем, за какие нарушения предусмотрена уголовная ответственность и какие до сих пор остались под действием Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За какие нарушения 44-ФЗ не предусмотрена уголовная ответственность

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях несоблюдение сроков при размещении в Единой информационной системе сведений и документации по закупке влечет штрафные санкции для контрактного управляющего. При просрочке не более 2 дней штраф составляет 5 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 руб. Для юридических лиц размер неустойки – 15 000 и 100 000 руб. соответственно.

В случае проведения закупки у одного участника, процедуры запроса предложений или запроса котировок величина штрафа составит 3 000 руб. для должностного лица заказчика и 10 000 руб. для юридического лица при нарушении сроков не более одного дня.

Нарушения 44-ФЗ

Просрочка свыше одного дня увеличивает штраф до 15 000 и 50 000 рублей соответственно, но уголовная ответственность по 44-ФЗ за такое нарушение не предусмотрена. Штрафные санкции налагаются на контрактного управляющего или юридическое лицо при направлении и размещении некорректной документации и сведений в ЕИС или на торговой площадке, а также нарушениях при предоставлении документов о закупке, запросов о разъяснениях, приеме заявок от участников.

Если конкурс или аукцион не внесен в ЕИС либо приглашение для участия размещено ранее десяти дней с момента, когда были внесены изменения в план-график, а также в случае наличия предписания, нарушения по которому не были устранены, на должностное лицо налагают штраф величиной 30 000 руб.

При отклонении заявки, нарушениях при допуске заявки, нарушении порядка вскрытия конверта, предоставления доступа и рассмотрения предложений участников величина штрафа по ФЗ № 44 устанавливается на уровне 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах 5 000–30 000 руб. При нарушениях, связанных с протоколом, предусмотрены штрафные санкции величиной 10 000 руб.

При неразмещении сведений и документации в ЕИС согласно ФЗ № 44 размер неустойка составляет 50 тыс. руб. для контрактного управляющего и 500 тыс. руб. для юридического лица. Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 5 000–30 000 руб. устанавливаются в случае нарушений при рассмотрении предложений участников, несоответствии требований, величины обеспечения заявки и выполнения договора нормам ФЗ № 44. Это касается и закупочных процедур с одним участником.

Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 10 000–50 000 руб. устанавливаются в случае если в документах о закупке установлены требования к предмету закупки, которые ограничивают количество участников, либо несвязанные товары, услуги и работы включены в один лот.

Если документация утверждается с нарушением норм ФЗ № 44, предусмотрена неустойка величиной 3 000 руб.

Штрафные санкции в размере от 5 % от НМЦК, но не больше 30 000 руб. устанавливаются, если заявка была отклонена либо незаконно допущена к участию в процедуре запроса предложений или запроса котировок, а также при нарушениях при рассмотрении предложений участников.

Неустойка величиной 50 000 руб. предусмотрена в случае нарушения требований при определении победителя закупки.

Штрафные санкции

Штраф в размере 30 000 рублей налагается при сокращении сроков подачи предложений, нарушении порядка либо срока отмены закупочной процедуры.

Также предусмотрена административная ответственность за проведение процедуры закупки у субъектов малого или среднего бизнеса либо социально ориентированных НКО на сумму меньше, чем требуют нормативные акты. В данном случае размер штрафа составит 50 000 руб. При нарушении сроков подписания протоколов до 2 дней предусмотрены штрафные санкции величиной 3 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 рублей.

На кого распространяется уголовная ответственность по 44-ФЗ

Законодательством устанавливается ответственность и для сотрудников заказчика, которые руководствуются при проведении закупочных процедур ФЗ № 44, и для лиц, осуществляющих подкуп этих сотрудников для получения выгоды.

К работникам заказчика, в отношении которых действует уголовная ответственность за закупки по 44-ФЗ, относятся:

  • сотрудники службы исполнения контрактов;
  • контрактный управляющий;
  • члены комитета по закупкам;
  • сотрудники, которые принимают товары, услуги или работы;
  • другие лица, которые уполномочены представлять интересы заказчика.

Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ

Применение норм уголовного законодательства в отношении лиц, нарушивших правовые нормы в области закупочной деятельности, сравнительно новая практика. Целью назначения данных мер является, прежде всего, минимизация нарушений, направленных на получение определенного итога при проведении закупочных процедур.

Наиболее распространенными фактами отклонения от норм закона в сфере закупок для нужд государства и органов местного самоуправления являются:

  • нарушения, связанные с нецелевым использованием средств бюджета в случаях, когда средства расходуются в ходе закупки (к примеру, когда устанавливается необоснованно высокая НМЦК, которая при проведении закупочной процедуры снижается, однако остается больше, чем предлагают иные потенциальные участники);
  • нарушения, связанные с применением не имеющих должного обоснования льгот и преференций, целью которых является нецелевое и противоправное использование бюджетных средств;
  • нарушения, направленные на получение заранее заданного итога закупки в случае, когда данные действия спровоцированы собственными интересами лиц, влияющих на итоги проведения закупочной процедуры.
Читайте также:
Госпошлина на замену паспорта при смене фамилии

Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ

В случае выявления вышеуказанных нарушений уголовная ответственность за нарушение 44-ФЗ может применяться не только по отношению к должностным лицам заказчика, принимающим решения по закупке, а и к иным лицам, которые представляют интересы государства или органа местного самоуправления в закупочной процедуре, например:

  • члены комитетов по закупкам, включая лиц, рассматривающих заявки участников и иную предоставляемую ими документацию;
  • члены комиссий по приемке или лица, самостоятельно осуществляющие приемку результатов выполненных договоров;
  • должностные лица, не принимающие непосредственного участия в закупочной процедуре, однако имеющие полномочия, подтвержденные соответствующими документами, на представительство интересов заказчика при проведении закупочных процедур.

Привлечение к ответственности по Уголовному кодексу РФ предполагается при установлении наличия злого умысла у уполномоченного представителя заказчика. При этом не имеют значения обстоятельства, которые привели к возникновению такого умысла, будь то подкуп, угрозы или шантаж либо личная выгода. В соответствии со ст. 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении данного лица должны быть применены такие меры:

  • штрафные санкции до 1 млн руб., причем штраф от 200 тыс. до 1 млн руб. устанавливается при причинении убытка государству в особо крупных размерах или при совершении правонарушений группой лиц по предварительному сговору;
  • штрафные санкции в сумме дохода виновного за период до 3 лет, если взыскание неустойки определенной суммы невозможно;
  • принудительные работы сроком до 5 лет (по решению судебного органа как дополнительная мера может использоваться ограничение занимать конкретные должности либо заниматься конкретной деятельностью на период до 3 лет);
  • заключение на срок до 7 лет (также как дополнительная мера может использоваться запрет занимать определенные должности либо ограничение на возможность осуществлять конкретную деятельность на период до 3 лет).

Следует отметить, что уголовная ответственность по 44-ФЗ может применяться не только к должностным лицам заказчика, а и к возможным или действующим исполнителям по договору в случае выявления нарушений законодательства с их стороны.

Предусмотрена ли уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика

Уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика

В ч. 1–3 ст. 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации установлены меры ответственности в отношении лица, осуществившего подкуп заказчика. Размер штрафных санкций начинается от 300 тыс. руб. Максимально возможное наказание за данное правонарушение – до 8 лет лишения свободы плюс серьезный штраф. Более подробно последствия подкупа заказчика рассмотрим в таблице.

Таблица. Уголовная ответственность лица, осуществившего подкуп заказчика

Состав преступления

Варианты наказания

Взятка должностному лицу, уполномоченному представлять интересы заказчика при осуществлении закупочной деятельности

Штрафные санкции в размере 300–500 тыс. руб. или в размере дохода за период от полугода до двух лет;

исправительная работа до двух лет;

принудительная работа до трех лет (возможен дополнительный штраф в 10-кратном размере взятки или менее);

заключение на срок до трех лет (также возможен дополнительный штраф в 10-кратном размере взятки или менее).

Те же действия, но совершенные в крупном размере или группой лиц по предварительному сговору (150 тысяч – 1 миллион рублей)

Штрафные санкции в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 1 года до 3 лет;

исправительные работы до двух лет;

принудительные работы до пяти лет (возможен дополнительный штраф до 30-кратного размера взятки и запрет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность на срок до двух лет);

заключение под стражу сроком до семи лет (возможен дополнительный штраф до 30-кратного размера взятки, а также запрет на срок до двух лет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность).

Те же действия в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.)

Штрафные санкции в размере от 1 до 2,5 млн руб. или в размере дохода период от 1 года до 3 лет;

заключение под стражу сроком до восьми лет (возможен дополнительный штраф до 40-кратного размера взятки, а также запрет на срок до пяти лет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность).

Обратите внимание! Ст. 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена примечанием, согласно которому активное содействие в расследовании правонарушения освобождает лицо, осуществившее подкуп, от уголовной ответственности по 44-ФЗ. Это же касается и случаев, когда взятка была дана в результате вымогательства и когда виновный добровольно сообщил о правонарушении в контролирующие органы.

Существует ли уголовная ответственность исполнителя по 44-ФЗ

Потенциальные или действующие исполнители по договору с государством или органами местного самоуправления могут быть привлечены к уголовной ответственности по 44-ФЗ исключительно при установлении фактов передачи взятки либо осуществления другого вида влияния на должностное лицо, которое уполномочено представлять интересы заказчика в сфере закупок. В любом другом случае предусмотрена лишь финансовая ответственность исполнителя.

Штрафы для предприятий малого бизнеса, как и прежде, ниже, чем для других. Но 14.08.2019 были внесены изменения в порядок определения размера штрафных санкций. Ранее на величину штрафа влияла стоимость товаров, работ или услуг по договору. Данная норма была отменена, и сейчас штраф устанавливается в размере 1 процента от цены контракта. Также следует отметить, что величина штрафа должна находиться в пределах 1 000–5 000 рублей.

На размеры штрафных санкций для других исполнителей, как и ранее, влияет цена контракта:

  • менее 3 миллионов руб. — 10 % от цены;
  • от 3 до 50 миллионов руб. — 5 %;
  • от 50 до 100 миллионов руб. — 1 %;
  • от 100 до 500 миллионов руб. — 0,5 %;
  • от 500 миллионов до 1 миллиарда руб. — 0,4 %;
  • от 1 до 2 миллиардов руб. — 0,3 %;
  • от 2 до 5 миллиардов руб. — 0,25 %;
  • от 5 до 10 миллиардов руб. — 0,2 %;
  • свыше 10 миллиардов руб. — 0,1 %.
Читайте также:
Стоимость основных средств

При отсутствии возможности оценить ущерб в денежном выражении величина штрафных санкций определяется по-другому:

  • при цене контракта до 3 миллионов руб. – 1 000 руб.;
  • от 3 до 50 миллионов руб. – 5 000 руб.;
  • от 50 до 100 миллионов руб. – 10 000 руб.;
  • свыше 100 миллионов руб. – 100 000 руб.

По договорам на выполнение подрядных строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства размер штрафных санкций составляет 5 % от стоимости работ.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность

Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность

С 4 мая вступили в силу изменения в УК РФ, которые ввели уголовную ответственность непосредственно за преступления в сфере госзакупок. Они внесены законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 года. Расскажем, кто может быть привлечен к ответственности, и что грозит.

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.

Ответственность работников заказчика за злоупотребления

Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок. В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.

Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • лишение свободы на срок до 3-х лет.

Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.

Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.

За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп

  • штраф 400 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (может быть дополнено штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет)
  • совершены группой лиц по предварительному сговору;
  • сопряжены с вымогательством;
  • совершены в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • Штраф 1 000 000 — 2 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет;
  • лишение свободы на срок до 10-ти лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)
  • Штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового)
Читайте также:
Что делать, если попал в ДТП на каршеринговом авто

Ответственность лица, подкупившего заказчика

Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика

  • штраф 300 000 — 500 000 рублей либо в размере дохода за период от 6 месяцев до 2-х лет;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 10-кратном размере подкупа или меньше);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (со штрафом до 10-кратного размера подкупа или без такового)
  • штраф 500 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 5-ти лет (могут быть дополнены штрафом в 30-кратном размере подкупа или меньше, а также запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет);
  • лишение свободы на срок до 7-ми лет (со штрафом до 30-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет или без такового)
  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)

Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.

От 50 до 100 млн

От 100 до 500 млн

От 500 млн до 1 млрд

От 5 до 10 млрд

ВНИМАНИЕ

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

От 50 до 100 млн

ВАЖНО

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

СПРАВКА

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.

От 3 до 50 млн руб.

От 50 до 100 млн руб.

Читайте также:
Заявление о присвоении звания ветеран труда - бланк 2022

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Административная ответственность по КоАП

В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

30 000 руб. — на должностное лицо

Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

50 000 руб. — на должностное лицо

Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

10 000 руб. — на должностное лицо

Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

30 000 руб. — должностное лицо

Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

15 000 руб. — на должностное лицо;

50 000 руб. — на юрлицо

В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • требования к участникам закупки;
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ

3 000 руб. — на должностное лицо

Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями

10 000 руб. — на должностное лицо

Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:

Не более чем на 2 рабочих дня

3 000 руб. — на должностное лицо

более чем на два рабочих дня

30 000 руб. — на должностное лицо

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:

Не более, чем на 3 рабочих дня

5 000 руб. — на должностное лицо;

30 000 руб. — на юрлицо

более, чем на 3 рабочих дня

15 000 руб. — на должностное лицо;

90 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.

1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;

1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо

Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.

50 000 руб. — на должностное лицо

Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.

20 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта

50 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;

От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;

Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.

20 000 руб. — на должностное лицо

Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.

20 000-50 000 руб. — на должностное лицо

Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса

30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо

Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

В РНП включена заведомо недостоверная информация

50 000 руб. — на должностное лицо

Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.

20 000 руб. — на должностное лицо

Читайте также:
Как пользоваться картой: защищаем деньги от мошенников

Закупки у СМП и СОНКО

Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Невыполнение в срок законного предписания

Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок

50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;

500 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.

15 000 руб. — на должностное лицо;

100 000 руб. — на юрлицо

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

Неаккуратное заключение и неисполнение госконтракта могут привести к уголовной ответственности

Неаккуратное заключение и неисполнение госконтракта могут привести к уголовной ответственности

Выиграть тендер на исполнение госконтракта хотят многие предприниматели. Однако не все понимают, с какими сложностями они могут столкнуться. Нужно иметь в виду, что нарушения со стороны исполнителя могут повлечь не только финансовую ответственность в рамках гражданско-правовых отношений, но и административную. Возможна даже уголовная ответственность, которая будет сопровождаться заключением под стражу, обысками, обследованиями и выемками. Чтобы не потерять не только бизнес, но и свободу, необходимо быть предусмотрительным.

Каким требованиям нужно соответствовать до подачи заявки, чтобы потом не привлекли к ответственности?

Существуют стандартные требования, которые предъявляются ко всем участникам конкурса. Они перечислены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ 1 .

Дополнительные требования заказчик может предъявить к участникам, если это:

  • конкурс с ограниченным участием, где участники проходят предквалификационный отбор;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа;
  • закрытый аукцион, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену.

К дополнительным относят требования:

  • к финансовым ресурсам, оборудованию и другим материальным ресурсам участника;
  • к специалистам, которые должны выполнять работу или быть сотрудниками участника;
  • к опыту выполнения аналогичных работ;
  • к деловой репутации.

Обычно стандартные условия участники соблюдают в полном объеме, а вот с дополнительными лишь ознакомляются для того, чтобы победить в конкурсе. Далеко не всегда предприниматели пытаются определить, отвечает ли их компания всем требованиям. Иногда преувеличивают, предоставляя сведения о ресурсах, возможностях, опыте и достижениях. Порой не обращают внимания на то, что контракт необходимо выполнить только силами компании. Это означает, что привлечение субподрядчика нужно обязательно согласовывать. Некоторые снижают цену, чтобы выиграть. В таких случаях участники не задумываются о том, что придется экономить, а это может повлечь выполнение работ, предоставление услуг или поставку товара ненадлежащего качества.

Следует помнить, что все это может привести не только к штрафным санкциям, а следовательно, существенным финансовым потерям предпринимателя, но и к уголовной ответственности. Почему это возможно – рассмотрим ниже.

Что нужно знать о процессе подачи заявки?

Чтобы принять участие в конкурсе, нужно подать заявку. Но перед этим необходимо внести денежные средства на расчетный счет заказчика или предоставить в качестве обеспечения заявки банковскую гарантию. Сведения о ней должны быть включены в реестр банковских гарантий – электронную базу данных, размещенную в Единой информационной системе. В противном случае заказчик может отказать в принятии гарантии (ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Заявка подается в запечатанном конверте для предотвращения просмотра ее содержания до вскрытия. Можно подать заявку в форме электронного документа, если это допускает конкурсная документация. Участники или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов. Именно в этот момент комиссия оглашает и вносит в протокол информацию об участнике и условиях исполнения контракта, которые служат критериями оценки. После вскрытия конвертов на определение победителя отводится не более 20 дней.

Как не оказаться в числе недобросовестных контрагентов при заключении госконтракта?

Если участник стал победителем конкурса, он должен внести обеспечение исполнения контракта перед его подписанием. Это может быть выполнено посредством перечисления денежных средств на счет заказчика или предоставления банковской гарантии.

Читайте также:
Как узнать код бюджетной классификации 3-НДФЛ

В течение 10 календарных дней после размещения в Единой информационной системе протокола рассмотрения заявок победитель должен подписать проект контракта. Заказчику нужно предоставить его экземпляры и документы, подтверждающие внесение денежных средств или оформление банковской гарантии. Если эта обязанность не будет выполнена, компания попадет в реестр недобросовестных поставщиков как участник, уклонившийся от заключения контракта.

Этот реестр ведет Федеральная антимонопольная служба. Данные в него вносятся для того, чтобы предупредить участников госзакупок о недобросовестных контрагентах. Предприниматели, попавшие в реестр, не смогут участвовать в конкурсах на право заключить госконтракт в течение двух лет 2 . Причем этот вопрос нельзя будет решить открытием другого юридического лица, потому что в реестр заносятся данные не только о компании, но и об учредителях, руководителе и членах правления.

В реестре также оказываются участники, которые существенно нарушили условия контракта и с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке.

Чем опасно нарушение условий госконтракта?

Контракт всегда предусматривает жесткие условия и значительные штрафы за их нарушение. Тем не менее изучению этих условий часто не уделяют достаточно внимания. В результате может последовать финансовая ответственность, если, например, нарушены сроки исполнения контракта.

Более того, если исполнитель допустил нарушение, у него не окажется подписанных актов, подтверждающих надлежащее выполнение работ или оказание услуг, что повлечет приостановление финансирования. На данной стадии гражданско-правовые риски могут переходить в уголовно-правовые. Это случается, когда предпринимателю требуется дополнительное финансирование, но он не знает, где его найти, и потому возникают трудности с исполнением контракта. Позже в основу обвинения может лечь вывод следствия о том, что лицо и не планировало исполнять контракт.

Часто на этой стадии руководство компании-исполнителя вступает в сговор с представителями заказчика. Его цель – подписание актов, подтверждающих надлежащее выполнение работ, несмотря на недочеты или частичное неисполнение. Это делается, чтобы финансирование не было приостановлено. Однако такие действия еще более чреваты последствиями в виде привлечения к уголовной ответственности. В данном случае будет иметь место обман с целью получения денежных средств.

Если будет сделан вывод об обмане со стороны исполнителя, т. е. его действия будут квалифицированы как мошеннические, то ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы до 10 лет (ст. 159 УК РФ). Если же следствие придет к выводу о том, что действия осуществлялись организованной преступной группой, то при расследовании фигурантам дела, скорее всего, будет избирана мера пресечения в виде заключения под стражу, а наказанием может быть лишение свободы на срок до 20 лет.

Почему нужно быть внимательным при выборе субподрядчиков?

Риски возникают при привлечении субподрядчиков, даже если это не нарушает условий контракта. Велика вероятность, что обязательства не исполнит привлеченная компания, а наказана будет организация, которая подписала контракт, потому что именно она несет ответственность перед заказчиком.

Поэтому так важно проверять контрагентов. Причем нельзя подходить к этому формально. Нужно узнать об их репутации; посмотреть, где находится офис, обратить внимание на обстановку; сделать подтверждающие фотографии.

Помните: в ходе осуществления уголовного преследования отсутствие должной осмотрительности усиливает позицию обвинения. Поэтому выбирать субподрядчика необходимо таким образом, чтобы этот выбор был логичными и обоснованным. Нельзя отдавать предпочтение недавно зарегистрированным компаниям; тем, которые не выполняли аналогичные работы; организациям, где среднесписочная численность, которую теперь стала публиковать ИФНС в открытом доступе, свидетельствует о невозможности выполнения задач субподряда.

Что грозит поставщику за некачественный товар?

Если речь идет о поставке товаров, то поставщик должен быть крайне внимательным при их закупке. Нужно изучить все требования к товару, включая страну-производителя, сертификаты и иные важные характеристики.

В случае возбуждения уголовного дела в связи с недостатками поставленных товаров или оказанных услуг в качестве суммы, которую следствие будет считать похищенной, станет подразумеваться вся сумма контракта. Даже несмотря на то, что товаром или услугой воспользовались и на них были затрачены денежные средства 3 .

Как возбуждение уголовного дела приводит к потере бизнеса?

Обычно уголовное дело при нарушениях, описанных выше, возбуждается по ст. 159 УК РФ. Причем чаще правоохранительные органы и суд считают, что такие действия были совершены не в сфере предпринимательской деятельности. Это приводит к невозможности применения гарантии, предусмотренной ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, т. е. не действует запрет на избрание предпринимателю меры пресечения в виде заключения под стражу.

Возбуждение уголовного дела сопровождается многочисленными обысками как у подрядчика, так и у контрагентов. Это приводит к созданию негативного имиджа компании. Более того, заключенный под стражу предприниматель лишен возможности управлять бизнесом, что может привести к его потере.

Именно поэтому очень важно перед заключением госконтракта трезво оценить свои возможности, внимательно ознакомиться со всеми требованиями к участникам, убедиться в способности выполнить все условия в случае непредвиденных обстоятельств, а также крайне внимательно отнестись к выбору субподрядчиков.

1 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Пункт 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

3 Пункт 30 Постановления Пленума ВС РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

Ссылка на основную публикацию