Международное воздушное право
Международное воздушное право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. В начале XX в. (начало Первой мировой войны) была широко распространена «теория свободы воздуха» – государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство, но постепенно государства начали применять теорию государственного суверенитета и в отношении воздушного пространства.
В период между мировыми войнами происходит юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством. Государства заключают соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т. д.
Происходит превращение авиации в самостоятельный вид транс- порта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
В период Второй мировой войны в 1944 г. была подписана Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, которая установила принципы международного воздушного права и учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
Основными принципами международного воздушного права являются:
- принцип государственного суверенитета над воздушным пространством;
- принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым морем.
При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства; – принцип соблюдения безопасности международных полетов.
В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права и свободы воздуха»:
- право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;
- право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (для дозаправки и др.);
- право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузы и почту;
- право принимать на борт с иностранной территории пассажиров, грузы и почту;
- право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
Для организации полетов воздушных судов каждое государство на своей территории выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т. д. Кроме того, государство обязано предоставлять услуги радио- и метеорологических служб, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
В целях обеспечения государственной или общественной без- опасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов – особым порядком получения разрешения на полет или ограничением полетов и т. д.
Существуют два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:
- право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;
- право нерегулярных полетов – основано на предоставлении государствами на основе добровольности.
Различают три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:
- воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов;
- воздушное пространство над территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы). Над Арктикой запрещены полеты военных судов;
- государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.
Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и вправе установить режим своего воздушного пространства.
Режим воздушного пространства данного государства – совокупность норм, установленных государством в соответствии с нормами международного права и регулирующих порядок использования этого пространства в целях обеспечения интересов государств и без- опасности воздушных передвижений в пределах его территории. В основе режима воздушного пространства государств лежит разреши- тельная система, которая означает, что:
- иностранное воздушное судно имеет право влетать в пределы государственной территории и вылетать из нее только в особых зонах государственной границы, установленных международными соглашениями государства (за исключением случаев бедствия);
- иностранное воздушное судно имеет право приземляться и взлетать только в пунктах пропуска, которыми являются специальные международные аэропорты. Приземление в другом аэропорту запрещено, за исключением случаев бедствия;
- иностранное воздушное судно обязано перемещаться между пунктами взлета и пунктами пропуска в пределах установленных коридоров. Транзитные полеты осуществляются также в пределах установленных коридоров; – иностранные военно-воздушные суда не имеют права пересекать государственную территорию государства без особого разрешения;
- воздушные суда должны иметь на борту свидетельство о регистрации, товаротранспортные документы, билеты установленного ре- комендациями ИКАО образца. Судно должно иметь опознавательные знаки национальности и флаг государства на борту.
ИКАО представляет собой подлинный центр универсального сотрудничества заинтересованных государств, который занимается вопросами сотрудничества государств в области международной деятельности гражданской авиации и разработки международных стандартов и рекомендаций.
Важную роль в развитии правового регулирования международного воздухоплавания сыграла Варшавская конвенция, подписанная в 1929 г. Она унифицировала нормы международных воздушных перевозок следующим образом:
- установила виды документов, которые должны удостоверять заключение договора перевозки пассажира, багажа и груза, а также определила обязательные требования к этим документам;
- сформулировала основные принципы материальной ответственности авиаперевозчика за вред, возникающий в результате выполнения или ненадлежащего выполнения договора по перевозке;
- ограничила материальную ответственность перевозчика определенными суммами.
Ответственность авиаперевозчика наступает в случае причинения вреда при перевозке пассажира, багажа или груза, в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений, при перевозке багажа или груза в случае их утери и повреждения, а также за опоздание. Ответственность авиаперевозчика «абсолютная», он несет ответственность и при форс-мажорных обстоятельствах. Иск может быть предъявлен по месту нахождения перевозчика, по месту нахождения агентства перевозчика, по месту назначения груза
Международное воздушное право
Международное воздушное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.
Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелётов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).
Вопросы транзитного пролёта над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву
История создания
В 1919 году Парижская конвенция закрепила принципы суверенитета государств над воздушным пространством. В 1944 году прошла Чикагская конференция о гражданской авиации. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве. На конференции были приняты стандарты, которые являются юридически обязательными для международных полетов, оно не относится к воздушным судам, которые государство использует для осуществления своих властных функций (пограничный и таможенный контроль, оборона, полицейские функции и т. п.). Создана Международная организация воздушной авиации (ИКАО).
Соглашение о международном воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха:
1. возможность полета без посадки;
2. возможность посадки для технического обслуживания.
Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. установило еще три:
3. возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, взятые на территории государства, в котором зарегистрирован самолет;
4. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию государства, в котором зарегистрирован самолет;
5. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.
- статью.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Авиационные термины
- Отрасли международного права
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое “Международное воздушное право” в других словарях:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО — отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения, возникающие в ходе установления, осуществления и развития воздушных сообщений, а также правовой режим воздушного… … Юридический словарь
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами в целях осуществления международных воздушных сообщений. М.в.п. регулирует межгосударственные отношения, возникающие в ходе установления, осуществления … Юридическая энциклопедия
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО — отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов, режим пользования им для целей… … Энциклопедия юриста
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами в целях осуществления международных воздушных сообщений. М.в.п. регулирует межгосударственные отношения, возникающие в ходе установления, осуществления … Энциклопедический словарь экономики и права
международное воздушное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения, возникающие в ходе установления, осуществления и развития воздушных сообщений, а также правовой режим воздушного… … Большой юридический словарь
Международное воздушное право — отрасль международного права, предсталяющая собой совокупность международно правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в целях осуществления международных воздушных сообщений. М.в.п. регулирует межгосударственные… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Международное воздушное право — часть международного права, содержащая нормы, которые регламентируют отношения субъектов международного права по поводу использования воздушного пространства для целей воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности… … Пограничный словарь
Международное публичное право — Представители государств на 62 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Международное публичное право особая система права, регулирующая … Википедия
Международное экономическое право — Международное экономическое право отрасль международного права; совокупность существующих и находящихся в стадии становления и развития принципов и норм, регулирующих экономические отношения между субъектами международного права[1] Нормы… … Википедия
Международное уголовное право — самостоятельная отрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, их выявлению, расследованию и наказанию. Оно существенно отличается от классического международного права… … Википедия
3.1. Понятие, предмет, система и принципы международного воздушного права
Под международным воздушным правом (МВП) следует понимать систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями по поводу использования воздушным транспортом воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях осуществления регулярных и нерегулярных полетов и выполнения воздушных перевозок по установленным между государствами международным воздушным сообщениям.
Международное воздушное право входит в систему международного права и является отраслью международного права, которая выполняет функции обеспечения международного правопорядка при использовании воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами.
Международное воздушное право регулирует преимущественно международную деятельность национальной гражданской авиации, которая складывается из международных полетов, выполняемых в суверенном воздушном пространстве иностранных государств и за пределами государственной территории, и международных перевозок пассажиров и грузов, перемещаемых на воздушном транспорте из одной страны в другую. Международные полеты и международные перевозки производятся одновременно, но регулируются отдельно друг от друга. В результате этой деятельности возникают специфические межгосударственные отношения: одни складываются в области международных полетов, другие – в сфере эксплуатации международных воздушных сообщений и осуществления международных воздушных перевозок, что и составляет предмет регулирования международного воздушного права.
В современном виде система МВП сложилась не сразу. Ее становление и развитие во многом определялось и определяется научно-техническим прогрессом в области гражданской авиации. Сначала МВП по существу было «правом полетов». Затем, с появлением коммерческой авиация, стали формироваться нормы, регулирующие установление и эксплуатацию международных воздушных сообщений, и осуществление воздушных перевозок пассажиров и грузов.
История МВП свидетельствует о том, что его эволюция обусловливается внутренними противоречиями, периодически появляющимися в этой отрасли международного права под влиянием научно-технического прогресса, конкуренции на рынке международных авиаперевозок, политических, экономических и иных факторов. Такие противоречия – мощный двигатель в развитии и совершенствовании системы МВП. Например, долгое время исключительно важную роль в регулировании международных воздушных перевозок играла «Варшавская система», не способная адекватно решать поставленные перед ней задачи. И тогда в целях разрешения возникших противоречий между практикой применения «Варшавской системы» и реальными потребностями современных международных воздушных перевозок была принята в 1999 г. новая Монреальская конвенция. Так были разрешены серьезные противоречия между отслужившими свое варшавскими правилами международных воздушных перевозок и потребностями международных воздушных перевозок в новых правилах.
Совершенствование системы МВП происходит разными способами: путем коренного пересмотра старых конвенций и заменой их новыми, принятия новых поправок к Чикагской конвенции, принятия новых конвенций, совершенствования действующих двусторонних соглашений на основе типовых статей, постоянного обновления технических стандартов ICAO.
Одним из первых международных правовых актов, устанавливающих основы международного воздушного права, была Парижская конвенция 1919 года. Взамен Парижской конвенции 1919 года в декабре 1944 года была принята Конвенция о международной гражданской авиации. Это ознаменовало новый этап в дальнейшем развитии международного воздушного права, ориентированного на обеспечение безопасности полетов. Чикагская конвенция 1944 г. является эффективной основой современного МВП, определяет его сущность, содержание и общую направленность всех правовых процессов, возникающих в практике международного воздушного транспорта.
Нормативное содержание международного воздушного права разнообразно и многопланово. Составляющие его принципы и нормы объективно дифференцируются на соответствующие институты, которые во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом образуют единое целое и в этом качестве выполняют конкретные функции в системе международного права.
Особое место в системе МВП занимают основные принципы, обладающие только им присущими признаками и свойствами. Они играют роль системообразующих начал, влияющих на формирование норм, образуют юридический фундамент всей нормативной базы системы МВП и определяют общий порядок применения норм МВП. В тех случаях, когда возникает необходимость в урегулировании новых проблем, принципы служат критериями законности принимаемых норм.
Центральное место в международном воздушном праве по своему значению занимает принцип полного исключительного суверенитета государства над своим воздушным пространством. Нормативное содержание принципа заключается в ряде исключительных правомочий государства в отношении его воздушного пространства. В соответствии с международным правом, государство имеет право вводить разрешительный порядок полетов на своей территории, устанавливать правила таких полетов, требовать от иностранных судов выполнения таких правил и в принудительном порядке его обеспечивать, создавать запретные воздушные зоны и т. д. Так, статья 6 Чикагской конвенции предусматривает, что никакие регулярные воздушные сообщения не могут осуществляться на территории государства-участника, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. На практике разрешения требуются не только на регулярные воздушные сообщения, но и на разовые рейсы. Соответственно, различают две основные формы, в которых может быть выражено согласие государства на полеты в его воздушном пространстве: договоры о воздушных сообщениях и специальные разрешения, выдаваемые компетентными государственными органами в каждом конкретном случае. Каждое государство обладает также определенными юрисдикционными полномочиями в отношении иностранных судов, совершивших посадку на его территории. К числу таких полномочий относятся, например, досмотр судна и проверка документов, меры таможенного, валютного, санитарного и иммиграционного контроля.
Принцип свободы полетов в воздушном пространстве, которое относится к территориям с международным режимом, отражает особенности правового режима международных территорий, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства. По общему правилу, территории с международным режимом открыты для использования всеми государствами на равных и справедливых условиях. Данный принцип действует в воздушном пространстве над открытым морем и над Антарктикой. Свобода полетов над открытым морем предусмотрена Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а над Антарктикой – Договором об Антарктике 1959 года.
Нормативное содержание принципа свободы полетов в открытом воздушном пространстве включает в себя обязанность государств следовать стандартам и рекомендациям ICAO, касающимся обеспечения безопасности воздушных сообщений. Помимо стандартов и рекомендаций ICAO, государства при осуществлении полетов своих судов над открытым морем должны соблюдать законные интересы других стран. Об этом, в частности, упоминается в статье 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Согласно данной статье, свобода полетов над открытым морем должна осуществляться с учетом заинтересованности всех других государств в пользовании этой свободой. Поэтому любые действия, влекущие за собой ограничение соответствующих прав других стран, являются незаконными.
Таким образом, рассматриваемый принцип нельзя понимать, как абсолютную вседозволенность авиационной деятельности государств на территориях с международным режимом. Можно сказать, что главное практическое следствие свободы полетов в территориях с международным режимом – это отсутствие разрешительного порядка. В остальном государствам надлежит руководствоваться общепризнанными правилами воздушных сообщений.
Одним из важнейших принципов международного воздушного права является и принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Значение данного принципа определяется двумя факторами. Во-первых, гражданская авиация представляет собой вид деятельности, связанный с эксплуатацией источников повышенной опасности (воздушных судов). Эксплуатация таких объектов, в силу самой их природы, сопряжена с риском выхода из-под контроля человека и причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу. Во-вторых, воздушные суда нередко используются для совершения террористических актов и иных преступных действий. Соответственно, деятельность по обеспечению безопасности гражданской авиации включает в себя два основных направления. С одной стороны, государства сотрудничают в обеспечении технической безопасности международных полетов и основополагающую роль в этом направлении играет ICAO. С другой стороны, безопасность гражданской авиации предполагает борьбу с актами незаконного вмешательства в соответствующую деятельность. Это направление межгосударственного сотрудничества и суверенное право государства принимать адекватные меры организационного, технического, эксплуатационного, информационного и т. д. характера, обеспечивающих выполнение полетов гражданских воздушных судов без угрозы для здоровья и жизни людей.
Основные принципы не всегда являются исключительным продуктом международного права. Некоторые из них имеют прямое родство с принципами национального воздушного права. Такой важнейший принцип МВП как принцип суверенитета над воздушным пространством, признается Чикагской конвенцией, но не закрепляется и не устанавливается, поскольку этот принцип уже давно закреплен в национальном законодательстве многих государств. Чикагская конвенция исходит из признания этого принципа. То же можно сказать о принципе обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Основные законы по воздушному праву пронизаны императивными требованиями обеспечения безопасности ГА как в воздухе, так и на земле. На ее обеспечение направлены все нормы, регулирующие полеты и перевозки над государственной территорией. В международном праве эта национальная императивная норма признана как основной принцип.
логистика россии
справочник по законам, документам, инструкциям, предписаниям, директивам
Основные понятия международного воздушного права
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
Международное воздушное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в отношении использования воздушного пространства с целью осуществления международного воздушного сообщения и обеспечения его безопасности, а также устанавливающих режим воздушных сообщений.
Международные воздушные полеты выполняются в целях перевозки пассажиров, груза, почты и багажа за плату по международным воздушным трассам.
Существует 2 вида воздушного права:
1.Международное воздушное право.
Определяется межправительственными соглашениями и многосторонними соглашениями в области воздушного права.
2.Внутригосударственное (национальное) воздушное право.
Современное воздушное законодательство:
1.Действует не только на территории государства, но и за его пределами в той мере, в какой это определено самим законом.
2.Регулирует полеты в воздушном пространстве всех гражданских воздушных судов (включая иностранные).
3.Распространяет свое действие на все виды летательных аппаратов.
Все полеты любого иностранного воздушного судна над территорией какого — либо государства подчинены его полному и исключительному суверенитету. То есть такие полеты в воздушном пространстве, расположенном над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды, могут осуществляться только с явно выраженного на это согласия данного государства.
Основой современного международного воздушного права являются:
1.Чикагская конвенция 1944 года. На ее основе строятся взаимоотношения между государствами в области Международной гражданской авиации.
2.Варшавская конвенция 1929 года. Унифицировала некоторые соглашения о международных воздушных перевозках.
3.Гаагский протокол 1955 года. Дополнил Варшавскую конвенцию.
4.Гвадалахарская конвенция 1961 года. Дает право осуществлять перевозки на арендуемых воздушных судах.
5.Римская конвенция 1962 года. Постановление о возмещении пассажирам и авиакомпаниям ущерба на территории любого государства.
6.Токийская конвенция 1963 года. О правонарушениях, совершенных на борту воздушного судна и о наказании правонарушителей.
7.Гаагская конвенция 1970 года. О борьбе с незаконным вмешательством и захватом воздушных судов. Подписана 151 государством.
8.Монреальская конвенция 1971 года. О борьбе с актами незаконного захвата воздушных судов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской Конвенции:
1.Полный и исключительный суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство.
2.Обеспечение безопасности полетов по международным воздушным линиям на территории государства.
3.Обязательство применять гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между народами и перевозки различных грузов.
4.Предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления международных воздушных сообщений своими компаниями.
5.Установление регулярного воздушного сообщения путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений между государствами.
6.Предоставление Договаривающимися государствами друг другу права на регулярные полеты на их территорию, когда между ними еще не заключено соглашение о воздушном сообщении.
7.Осуществление свободных полетов над открытым морем и проливами для всех государств.
8.Каждое государство имеет право регулировать коммерческую деятельность на своей территории.
9.Каждое государство имеет право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам.
10.Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки.
11.Каждое государство, совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов.
12.Вылет воздушного судна для выполнения международного полета допускается только после прохождения экипажем и пассажирами паспортной и таможенной процедур в соответствии с правилами, установленными данным государством. Территорию государства можно пересекать без посадки согласно соглашения или специального разрешения. За каждым государством сохраняется право подвергать обязательной таможенной проверке воздушные суда, выполняющие транзитные полеты.
13.В качестве запасных можно использовать только те аэродромы, которые указаны в соглашении о международном воздушном сообщении. Вынужденную посадку можно совершать только в случае крайней необходимости.
Правовой основой для установления международных воздушных сообщений являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении.
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О ВОЗДУШНОМ СООБЩЕНИИ
Межправительственные соглашения о воздушном сообщении строятся на односторонней или многосторонней основе. определяют и содержат:
1.Основные условия, принципы организации и выполнения полетов между государствами.
2.Соблюдение равенства и взаимности сторон в установлении наиболее приемлемых условий для навигации, обеспечения аэродромами, техническими средствами, метеорологической информацией и так далее.
4.Право на транзитные полеты в третьи страны.
5.Требования соблюдения законов и правил данного государства, освобождение от таможенных пошлин отдельных видов продуктов (топливо, ликеро — водочные изделия и продукты питания для обслуживания экипажей и пассажиров).
6.Право на открытие представительств на территории другого государства.
Соглашения могут быть на полеты двух видов:
—регулярные (обычные): полеты по расписанию и дополнительные рейсы.
—нерегулярные (эпизодические): не коммерческие, специальные, технические, чартерные.
ПРАВО РЕГУЛЯРНЫХ ПОЛЕТОВ
Право регулярных полетов предоставляется государством при заключении соглашения о международном воздушном сообщении, где указывается с какой частотой и по каким договорным маршрутам и трассам будут осуществляться полеты.
Предварительным планом полета для выполнения рейсов является расписание, согласованное обеими сторонами.
Для выполнения конкретного рейса по расписанию требуется за 30 минут до полета подать диспетчеру план полета в 2 экземплярах.
Изменение расписания или введение дополнительных рейсов оформляется дополнительной договоренностью между государствами, если эта процедура не оговаривается в соглашении. В этом случае составляется предварительный план полета — заявка на выполнение полета в сроки, указанные в соглашении, но не позднее чем за 24 часа до вылета.
ПРАВО ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ
Право эпизодических полетов предоставляется государством путем выдачи разовых разрешений на каждый полет.
В соглашении обычно оговаривается процедура выполнения эпизодических полетов. Для его выполнения через Министерство иностранных дел подается заявка в установленной форме послам тех стран, над территорией которых будет проходить полет (пролет), посадка и находятся запасные аэродромы. Заявки подаются в сроки, указанные в соглашении.
Получение разрешения на полет от диспетчерской службы является основанием для его выполнения, а также является свидетельством предварительного разрешения полета государством.
Данная система обслуживания воздушного движения распространяется только на гражданские воздушные суда. Полеты государственных воздушных судов (военных, полицейских, таможенных…) выполняются по международным воздушным линиям только по специальному разрешению.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙС
Международный рейс — полет с пересечением государственной границы по установленной международной воздушной линии в одном направлении (с посадкой или без посадки в промежуточном пункте) от начального аэропорта вылета до конечного аэропорта посадки для перевозки коммерческой загрузки. В зависимости от назначения может быть:
1.Обычный (по расписанию).
2.Специальный — для перевозки официальных лиц, делегаций и так далее:
-по расписанию (регулярный);
-вне расписания (разовый, эпизодический).
3.Чартерный (заказной) — для перевозки определенной группы туристов или грузов по найму.
4.Дополнительный — дополнительно к расписанию.
5.Технический — для перевозки служебных грузов и персонала, а также облетов и перегонки авиационной техники.
Все полеты по международным воздушным линиям могут выполняться только при соответствующем оформлении разрешения по установленным соглашением маршрутам без отклонения и нарушений режима использования воздушного пространства.
Посадка выполняется только в международных аэропортах, где есть таможня, карантинная и другие службы.
В качестве запасных могут быть использованы только те аэродромы, которые выделены государством и перечислены в сборнике аэронавигационной информации. Выполнять посадку на них разрешается только в крайних случаях из — за метеоусловий или неисправности материальной части.
КОММЕРЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
Коммерческие права — разрешение авиапредприятию заниматься коммерческой деятельностью (осуществлять воздушную перевозку пассажиров и грузов). Другое название коммерческих прав — “свобода воздуха”.
Существует несколько степеней коммерческих прав:
1.Право выполнения беспосадочных перелетов через территорию государства (транзитом).
2.Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах с некоммерческой целью (техническое обслуживание, дозаправка…).
3.Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для высадки пассажиров, выгрузки грузов, багажа и почты, взятых на борт в стране регистрации воздушного судна.
4.Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для приема на борт пассажиров, грузов, багажа и почты в целях перевозки их в страну регистрации воздушного судна.
5.Право выполнения свободного полета через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для выгрузки и приема на борт пассажиров, грузов, багажа и почты независимо от того, в какой стране они берутся на борт и в какую страну доставляются воздушным судном.
Как частный случай 5 степени коммерческих прав различают еще 2 степени:
6.Право принимать загрузку в одной стране и перевозить ее в третьи страны и обратно через свою территорию.
7.Право принимать загрузку в одной стране и перевозить ее в третьи страны по маршрутам, не проходящим над территорией страны регистрации воздушного судна.
Комбинации “свобод воздуха” зафиксированы в соглашении о воздушном сообщении и определяют объем коммерческих прав. В последнее время при перевозке туристов используются “урезанные” коммерческие права:
1.Step over — право авиапредприятия перевозить пассажиров до места назначения с остановкой в определенном пункте по маршруту следования (полета) с последующей перевозкой их самолетом той же авиакомпании.
2.Step over вне маршрута — право привозить пассажиров до и из пункта, где предоставляется право остановки самолетам различных авиакомпаний.
ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ АВИАКОМПАНИИ
Выполнение международных соглашений о воздушном сообщении доверяется национальным авиакомпаниям. Им выдается лицензия на эксплуатацию международной воздушной трассы. На основании лицензии авиакомпания размещает свои представительства в сотрудничающих странах.
Представительство национальной авиакомпании выражает интересы авиакомпании перед учреждениями, органами и предприятиями страны пребывания и выполняет функции:
1.Осуществляет непосредственные связи с авиационными, авиатранспортными, туристическими, торговыми и другими организациями и предприятиями страны пребывания для обеспечения коммерческого, технического и другого обслуживания воздушных судов своей и сотрудничающих авиакомпаний.
2.Контролирует безопасность и регулярность полетов своих воздушных судов, качество их обслуживания.
3.Обеспечивает экипажи своих воздушных судов питанием, ночлегом и транспортом.
4.Готовит экипажи своих воздушных судов к вылету, обеспечивает и производит загрузку, выполняет загрузочные и центровочные расчеты и графики для своих воздушных судов.
5.Организует и ведет коммерческую и рекламную деятельность.
6.Решает спорные вопросы с представителями учреждений и организаций страны пребывания.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ
Основа полетов над открытым морем — принцип свободы полетов, в соответствии с которым воздушные суда всех государств, прибрежных и не прибрежных, в праве свободно совершать полеты над открытым морем.
Все государства в отношении воздушного пространства над открытым морем имеют право:
1.Беспрепятственно осуществлять полеты военных и гражданских военных воздушных судов.
2.Осуществлять юрисдикцию над воздушными судами и экипажами.
3.Применять аэронавигационные средства.
4.Наблюдать с воздушных судов за обстановкой в море в военных, промысловых и научно — исследовательских интересах.
5.Преследовать иностранные торговые суда в открытом море за нарушения законов и правил прибрежного государства.
6.Привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством.
7.Привлекать воздушные суда для борьбы с работорговлей.
При этом государства обязаны:
1.Соблюдать правила полетов ИКАО.
2.Предотвращать загрязнение окружающей среды.
3.Предотвращать инциденты в открытом море.
4.Оказывать помощь терпящим бедствие кораблям и воздушным судам.
5.Не допускать полетов военных и гражданских воздушных судов без опознавательных и регистрационных знаков.
6.Воздерживаться от угрозы применения силы.
Полеты в воздушном пространстве над открытым морем осуществляются в строгом соответствии со Стандартами ИКАО.
ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ, ВОЗДУШНЫЕ СУДА КОТОРЫХ ВЫПОЛНЯЮТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ
Полет над территорией иностранного государства должен выполняться согласно правилам и нормам, установленным этим государством. Правила полетов над территорией государства включают:
1.Условия пересечения государственной границы.
2.Ширину воздушных трасс и высоты полета по ним.
3.Запретные и опасные зоны, зоны с особым режимом полетов и другие зоны.
4.Правила аэронавигации, связи и сигнализации.
5.Правила использования аэродромной сети.
6.Требования к полетной документации.
7.Нормы запаса топлива.
8.Систему счисления времени.
Признание за воздушным судном государственной принадлежности является свидетельством того, что оно находится под юрисдикцией определенного государства и пользуется правами, предоставляемыми законами этого государства. Юридическим документом, удостоверяющим государственную принадлежность воздушного судна, является Свидетельство о регистрации, которое выдается после внесения воздушного судна в Государственный Реестр. При этом государство берет на себя следующие обязанности:
1.На каждом воздушном судне должны быть нанесены и отчетливо видны национальные и регистрационные знаки.
2.Воздушное судно не должно использоваться в целях, не совместимых с целями Чикагской Конвенции.
3.Все воздушные суда должны соблюдать законы, правила и процедуры иностранных государств, регламентирующие международные полеты и перелеты.
4.Не перевозить на территорию или через нее никакого военного имущества без разрешения данного государства.
5.Признавать Удостоверения о летной годности воздушных судов, свидетельств о полномочиях и правах, выданные или признанные действительными другими государствами, в которых зарегистрированы воздушные суда, при условии, что требования, на основании которых они выданы или признаны действительными, равны или превышают минимальные требования Стандартов ИКАО.
6.Предоставлять другим Договаривающимся государствам или Совету ИКАО в случае их запроса сведений, касающихся регистрации или принадлежности воздушных судов, внесенных в Реестр государства.
7.Обеспечивать, чтобы на борту каждого воздушного судна, внесенного в Государственный Реестр и выполняющего международный полет, имелись все необходимые документы.
Международный полет может выполняться только при наличии на борту воздушного судна следующей судовой и полетной документации:
1. Свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.
2. Удостоверение о годности воздушного судна к полетам.
3. Разрешение на бортовые радиостанции, находящиеся на воздушном судне.
4. Удостоверение о годности гражданского воздушного судна по шуму на местности.
5. Свидетельство эксплуатанта воздушной трассы.
6. Специальные положения по эксплуатации.
7. Лицензия на выполнение полетов по маршруту или видов работ (эксплуатацию воздушной линии).
8. Страховые полисы на членов экипажа воздушного судна и ответственности за причинение ущерба третьим лицам.
9. Форма донесения:
· -опасное сближение (AIR TRAFIC INCIDENT).
10. Загрузочная ведомость.
11. Генеральная декларация.
12. Пассажирский манифест.
13. Грузовой манифест.
14. Сертификат о дезинсектизации (называемый часто как сертификат о дезинфекции).
15. Бортовые журналы (для воздушного судна иностранного производства может быть бортовой журнал на английском языке):
· -бортовой журнал воздушного судна;
· -санитарный бортовой журнал.
16. Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (для воздушного судна иностранного производства может быть на английском языке).
17. Контрольные карты проверок.
18. Документы аэронавигационной информации (карты захода на посадку и аэронавигационные карты для использования членами экипажа, штурманский бортовой журнал, план полета и т.д.).
19. Руководство по производству полетов (включая справочник маршрутов) или часть его, касающаяся конкретного полета.
20. Задание на полет.
21. Папка с паспортами к магнитофонной ленте МСРП, тарировочные графики.
22. Справка о наработке воздушного судна и двигателей.
23. Сборник рекомендаций для экипажа по неисправностям и действиям в особых случаях полета.
24. Каталог наиболее часто встречающихся дефектов, классификация поиска и устранения отказов и неисправностей.
25. Требования на заправку ГСМ.
26. Наставление по производству полетов в ГА ( НПП ГА ).
1.Кроме указанных документов (в соответствии с АИП конкретной страны) перечень документов может быть расширен.
2.Судовые документы, указанные в пунктах 5 — 8, 19 могут быть представлены в ксерокопиях.
3.Судовые и полетные документы, указанные в пунктах 1 — 14 должны иметь копии на английском языке.
При выполнении полетов по внутрироссийским воздушным линиям из судовой и полетной документации могут быть изъяты документы, указанные в пунктах 4,9,11-14
Международное воздушное право
Международное воздушное право — часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим. Считается общепризнанным, что международное воздушное право регулирует аэронавигационные аспекты использования воздушного пространства и не распространяется на природоохранительные отношения, использование солнечной энергии, воздействие на атмосферные процессы и т. п. Использование военной авиации также остается за рамками международного воздушного права.
Основным источником в области международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 г. Также: Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 г; Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г; Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 г Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 г; Соглашение о транзите 1944 г; Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. регламенты ИКАО
Основные принципы международного воздушного права
Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством. Основное содержание принципа суверенитета над воздушным пространством состоит в том, что государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства. Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных сообщениях или разовое разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом).
Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве. К открытому или международному воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако свобода полетов в международном воздушном пространстве не означает, что государства и их воздушные суда свободны от соблюдения определенных правил и требований, закрепленных в международных соглашениях или в регламентах ИКАО.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. В соответствии с этим принципом государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Правовое регулирование международных воздушных сообщений (наизусть знать)
Понятие международных воздушных сообщений (перевозок) обычно раскрывается через следующие коммерческие права (или «свободы воздуха»): 1. Право на транзитный полет без посадки на территории государства, предоставляющего это право. 2. Право транзитного полета с посадкой, но не в коммерческих целях, то есть без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и почты (в основном для заправки топливом). 3. Право привозить в иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна. 4. Право увозить из иностранного государства пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна. 5. Право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.
Кроме этих основных «свобод воздуха» существуют также 6. Право осуществлять перевозку между третьими странами через свою территорию. 7. Право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
Полеты на государственной территории
Исходя из принципа суверенитета, государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов воздушных судов и других летательных аппаратов. Согласно ст. 6 Чикагской конвенции, «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции». Полеты могут осуществляться с различными целями: для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, в целях научных исследований, поиска и спасания, разведки природных ресурсов, производства сельскохозяйственных работ и т. д. Однако основная цель полетов — перевозки. Особой формой применения разрешительного порядка в данном вопросе является соответствующий международный договор. Влет на иностранную территорию без разрешения является правонарушением и, за исключением случаев действия «непреодолимой силы», влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (командира воздушного судна), а также международную ответственность государства регистрации судна. Любые полеты должны производиться с соблюдением законов и правил, действующих на территории конкретного государства Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием тех аэропортов, которые устанавливаются самими государствами. За исключением разрешенного транзитного пролета, каждое воздушное судно должно, если это требуется в соответствии с правилами конкретного государства, совершать посадку в назначенном аэропорту с целью прохождения таможенного и иного контроля
Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами
Над открытым морем действует принцип свободы полетов, являющийся реализацией принципа свободы открытого моря, который закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако эта «свобода» не является безграничной. Воздушные суда при полетах над открытым морем обязаны соблюдать ряд требований международного права. Прежде всего воздушное судно, как и при полетах над государственной территорией, должно иметь национальные и регистрационные знаки. Им должен управлять экипаж, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Воздушное судно не должно совершать преднамеренных маневров и действий, угрожающих безопасности морских и воздушных судов, установок и сооружений в открытом море, а также находящимся на них лицам и имуществу, загрязнять открытое море.
Правовой статус воздушного судна. Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр. От указанного принципа следует отличать гражданско-правовые вопросы собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Во многих странах гражданское воздушное судно является объектом гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п. В межд. воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К последним, согласно Чикагской конвенции, относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.
Правовой статус экипажа. Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями владельца судна, который отвечает за их действия. Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени. В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира содержатся в Токийской конвенции 1963 г., Чикагской конвенции. В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.
Ответственность в международном воздушном праве: Ответственность государств. Государства несут политическую ответственность за нарушения принципов и норм международного воздушного права. Она может выражаться, в частности, в форме приостановления права голосования в Ассамблее ИКАО. Государства несут международную ответственность за нарушение суверенитета иностранных государств на воздушное пространство.
Ответственность авиаперевозчика. Авиаперевозчик (авиапредприятие) несет гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный пассажиру или владельцу груза. Международные воздушные сообщения требуют единообразного подхода к вопросам материальной ответственности авиаперевозчика в интересах пользователей воздушным транспортом, а также в целях избежания использования авиакомпаниями различных условий ответственности в конкурентной борьбе.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена на основании ч. II Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 года, являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок
Понятие, принципы и источники международного воздушного права
Международное воздушное право — это отрасль международного публичного права, в рамках которой объединены специальные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов.
Закрепленные международным воздушным правом правила поведения служат основой для установления правового режима использования земной атмосферы гражданской авиацией и регулирования разнообразных отношений, складывающихся при осуществлении воздухоплавания, включая правоотношения коммерческого характера, связанные с перевозками в процессе воздушной навигации пассажиров, багажа, грузов и почты.
Основным универсальным документом в области международного воздушного права является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Она устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, а также включает уставные положения Международной организации гражданской авиации.
Универсальная нормативная система международного воздушного права включает также ряд других договоров:
– Парижская конвенция о воздушной навигации 1919 г.;
– Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.;
– Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.;
– Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г.;
– Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;
– Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.
В международно-правовой доктрине преобладающим является подход к оценке юридического статуса воздушного пространства, согласно которому этот статус базируется на основных общепризнанных принципах международного права. Наряду с этим в рамках международного воздушного права закрепились и получили всеобщее признание специальные принципы, более четко определяющие правовое положение различных категорий воздушного пространства, общие требования, предъявляемые к пользователям этими частями атмосферы, и т. д.
К их числу относятся следующие императивные нормы (принципы):
– принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным воздушным пространством,
– принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве;
– принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространствомозначает право каждой страны самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим пользования частью земной атмосферы, расположенной над территорией этой страны. Реализацию данный принцип получает в исключительном праве каждого государства устанавливать разрешительный порядок полетов в его суверенном воздушном пространстве, что побуждает некоторых теоретиков трактовать это право в качестве самостоятельного принципа международного воздушного права, хотя и вытекающего (производного) из принципа полного и исключительного суверенитета страны над своим воздушным пространством.
Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ, означает, что летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения установленных международным правом предписаний. Так, предусматривая в числе прочих свобод открытого моря свободу полетов над этой частью Мирового океана воздушных судов всех национальностей, упоминавшаяся Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. вслед за Женевской конвенцией об открытом море 1958 г. оговаривает, что данная свобода должна осуществляться с учетом заинтересованности всех других государств в пользовании свободой открытого моря (ст. 87); экипаж или пассажиры частновладельческих летательных аппаратов не должны совершать против иностранных морских и воздушных судов, лиц и имущества, находящихся на борту таковых, неправомерных актов насилия, задержания или грабежа в личных целях (ст. 101).
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации подразумевает два направления охранной деятельности. Первое из этих направлений предполагает принятие государством, в котором зарегистрировано воздушное судно, предусматриваемых применимыми нормативными актами мер по обеспечению конструктивной и иной технико-эксплуатационной надежности летательных аппаратов, различной авиационной техники, оборудования, четкой работы управляющих и вспомогательных — диспетчерских, метеорологических, радиолокационных и т. п. — наземных служб, оснащения воздушных трасс необходимым аэронавигационным сопровождением. К этому же направлению необходимо причислять и меры по обеспечению экологической безопасности, важность которых неуклонно возрастает, например, в части борьбы с упоминавшимся шумовым загрязнением окружающей среды.
Другое направление обеспечения безопасности гражданской авиации состоит в организации на международном и национальном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими авиационной деятельности. Нормативную основу для проведения мероприятий такого рода образуют двух- и многосторонние соглашения, имеющие непосредственной целью предотвращение, профилактику и пресечение подобных эксцессов. Принятие в этом направлении практических мер, в том числе мер административного, уголовного и гражданско-правового характера, относится к компетенции государств — участников соответствующих международных договоров. По таким договорам их стороны обязуются разрабатывать, принимать и эффективно применять собственное законодательство, сообразующееся с конвенционными установлениями по таким вопросам, т. е. имплементировать соответствующие конвенционные нормы.
Специальные принципы международного воздушного права служат платформой для формирования и применения системы юридических норм, институтов или же процедур, в соответствии с которыми осуществляется практическая деятельность пользователей воздушным пространством. Регулирование такой деятельности и связанного с нею поведения соответствующих субъектов права применительно к определенным проблемам и ситуациям образует понятие правового режима использования данной пространственной сферы. В это число входят определение процедур наделения летательных аппаратов статусом воздушного судна, вопросы их национальной принадлежности, профессиональной квалификации, характера, объема прав и обязанностей членов экипажей.
Важнейший этап в развитии международного воздушного права составила упоминавшаяся Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, дополнявшаяся поправками в 1954, 1961, 1962, 1971, 1973, 1974, 1977, 1980, 1984 гг.
Помимо подтверждения и уточнения принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством этот многосторонний договор, участниками которого ныне являются почти все страны – члены ООН, имеет целью всестороннее регулирование комплекса правоотношений в области воздухоплавания, включая детальную регламентацию осуществления регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, а также установление важнейших международных стандартов и признание действительности рекомендуемой летной практики. Одновременно данная Конвенция является учредительным актом одной из крупнейших межгосударственных (межправительственных) организаций – Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
О значительности вклада ИКАО в развитие международного воздушного права можно судить по принимаемым ею приложениям к Конвенции 1944 г. В этих документах детализируются требования, посвященные обеспечению технико-эксплуатационной и экологической безопасности летательных аппаратов, содержатся правила полетов по международным воздушным трассам, конкретизируются условия признания годности воздушных судов к полетам, методы управления воздушным движением, создания аэронавигационных карт, ведения бортовых документов. Такие приложения, как и акты других международных организаций, имеют юридический статус рекомендательных документов и, следовательно, обязательными для участников международной воздушной деятельности правилами поведения не являются. Тем не менее, важная роль актов подобного рода для регулирования воздухоплавания несомненна: государства, руководствуясь собственными интересами в этой области, добровольно следуют содержащимся в указанных документах установлениям — правилам, стандартам, процедурам, без чего каждое из них может столкнуться с отказом той или другой страны принимать на своей территории самолеты такого государства. Оформление признания обязательной силы вышеназванных рекомендаций ИКАО государством происходит в случае, если оно в течение определенного срока не направит ее Генеральному секретарю уведомление о наличии в его законодательстве расхождений с конкретной рекомендацией – регламентом, правилом, процедурой. В любое время государство может мотивированно либо без указания мотивов заявить о своем отказе соблюдать соответствующую рекомендацию либо какое-нибудь из приложений к Чикагской конвенции в целом.