Гражданский кодекс РФ об опеке и попечительстве

Статья 32 ГК РФ. Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Ч.2 статьи 32 ГК РФ

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Комментарии к статье

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”

  • 3 ноября 2022 Составляем заявление на отказ от услуг
  • Навигация по кодексу
    • Описание
    • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ –>
        • Подраздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ –>
          • Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
          • Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
          • Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)
          • Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
          • Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
          • Глава 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
          • Глава 7. ЦЕННЫЕ БУМАГИ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
          • Глава 8. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И ИХ ЗАЩИТА
          • Глава 9. СДЕЛКИ
          • Глава 9.1. РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ (введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
          • Глава 10. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ДОВЕРЕННОСТЬ
          • Глава 11. ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ
          • Глава 12. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ
          • Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
          • Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
          • Глава 15. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
          • Глава 16. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
          • Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001 N 45-ФЗ)
          • Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
          • Глава 19. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
          • Глава 20. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ
          • Подраздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ –>
            • Глава 21. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
            • Глава 22. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
            • Глава 23. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
            • Глава 24. ПЕРЕМЕНА ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ
            • Глава 25. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
            • Глава 26. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
            • Глава 27. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
            • Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
            • Глава 29. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
            • Раздел IV. Отдельные виды обязательств –>
              • Глава 30. Купля-продажа
              • Глава 31. Мена
              • Глава 32. Дарение
              • Глава 33. Рента и пожизненное содержание с иждивением
              • Глава 34. Аренда
              • Глава 35. Наем жилого помещения
              • Глава 36. Безвозмездное пользование
              • Глава 37. Подряд
              • Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
              • Глава 39. Возмездное оказание услуг
              • Глава 40. Перевозка
              • Глава 41. Транспортная экспедиция
              • Глава 42. Заем и кредит
              • Глава 43. Финансирование под уступку денежного требования
              • Глава 44. Банковский вклад
              • Глава 45. Банковский счет
              • Глава 46. Расчеты
              • Глава 47. Хранение
              • Глава 47.1. УСЛОВНОЕ ДЕПОНИРОВАНИЕ (ЭСКРОУ) (введено Федеральным законом от 26.07.2017 N 212-ФЗ)
              • Глава 48. Страхование
              • Глава 49. Поручение
              • Глава 50. Действия в чужом интересе без поручения
              • Глава 51. Комиссия
              • Глава 52. Агентирование
              • Глава 53. Доверительное управление имуществом
              • Глава 54. Коммерческая концессия
              • Глава 55. Простое товарищество
              • Глава 56. Публичное обещание награды
              • Глава 57. Публичный конкурс
              • Глава 58. Проведение игр и пари
              • Глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда
              • Глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения
              • Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО –>
                • Глава 61. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ
                • Глава 62. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ
                • Глава 63. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ
                • Глава 64. ПРИОБРЕТЕНИЕ НАСЛЕДСТВА
                • Глава 65. НАСЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
                • Глава 66. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                • Глава 67. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ
                • Глава 68. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ К ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЛИЧНЫМ НЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ
                • Раздел VII. ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ –>
                  • Глава 69. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                  • Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО
                  • Глава 71. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ
                  • Глава 72. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
                  • Глава 73. ПРАВО НА СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ
                  • Глава 74. ПРАВО НА ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ
                  • Глава 75. ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)
                  • Глава 76. ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ
                  • Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (СТАТЬИ 1542 – 1551) Утратила силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 22.12.2022 N 456-ФЗ. Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ Документ предоставлен КонсультантПлюс
                  • 10 февраля 2022 Хотят ввести лимит на продажу SIM-карт

                  Здравствуйте, работаю в детском саду. В группах с детьми был обнаружен ковид, через несколько дней заболела я ковид…

                  Здравствуйте у меня проблема мне не пришли детские до 3х лет 860 гривен я узнавала всем ещё 7 февраля пришли а меня нет

                  Поскольку законодательство часто меняется, рекомендуем регулярно проверять, не изменились ли правила, как заполнять отчеты в…

                  В АО годовая бухгалтерская отчетность утверждается на общем собрании акционеров. При этом до собрания должно быть получено…

                  Нужно ли сдавать декларацию по налогу на имущество за 2022 год, если на балансе нет недвижимого имущества. Конечно же, нет.…

                  У многих россиян будет короткий день 5 марта, и с него начнутся «гуляния» по поводу Международного женского дня.…

                  IngaS67, обращайтесь в органы соцзащиты, в каждом регионе есть свой перечень услуг, предоставляемых бесплатно, все что сверх…

                  Вместо денежной выплаты заявитель вправе попросить организовать социальные похороны для умершего. Куда обращаться и кто это…

                  Вета, И не говорите, уже всем понятны их намерения, не уймутся никак, столько людей сгубили, а им все мало

                  Следует быть крайне внимательным при заполнении номера поля КБК в платежном поручении — 104. Ошибки здесь приводят к неверному…

                  Получается, что все новости о льготных пенсиях – или не новости, или график их “отдаления”, как и всех остальных.…

                  Создать платежку на страховые взносы ИП за себя в 2022 году может в личном кабинете на сайте ФНС, в программах банка или на…

                  Сергей, если заболели чем то из того что есть в распоряжение правительства от 15.05.2022 № 1272-р то вероятно положена

                  Здравствуйте. Работаю в скорой помощи работаю с ковидом, заболел, тест отрицательный, а кт показывает поражение лёгких положена…

                  © 1997 – 2022 PPT.RU. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна. Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных. Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт.

                  Статья 31. Опека и попечительство

                  1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

                  2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

                  3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

                  4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона “Об опеке и попечительстве” и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

                  • Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина
                  • Статья 32. Опека

                  Комментарий к ст. 31 ГК РФ

                  1. Комментируемая статья, посвященная общим вопросам опеки и попечительства, называет цели их установления (п. 1), функции опекунов и попечителей (п. 2), условия установления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (п. 3), взаимодействие источников правового регулирования (п. 4). До принятия ГК опеку и попечительство регулировало семейное законодательство, сегодня их регулируют: а) правила международных договоров РФ; б) ГК (ст. ст. 32 – 41); в) Закон об опеке и иные принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации; г) СК (гл. 20) и иные акты, содержащие нормы семейного права; д) законы субъектов РФ. Правила международных договоров приоритетны над национальным законодательством (ст. 7 ГК, ст. 6 СК, п. 5 ст. 3 Закона об опеке). О роли ГК в регулировании опеки и попечительства см. ст. 3 ГК. Закон об опеке субсидиарно дополняет ГК: его положения и принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации применяются при регулировании вопросов опеки и попечительства в части, не урегулированной ГК (п. 4 ст. 31). Поскольку принятие Закона об опеке не предусмотрено ГК, он не является законом, принятым в соответствии с ГК (а значит, и не входит в состав гражданского законодательства в смысле п. п. 1 и 2 ст. 3 ГК). Семейное законодательство регулирует опеку и попечительство только в отношении несовершеннолетних подопечных, к тому же в отличие от гражданского законодательства оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. подп. “о” ст. 71 и подп. “к” п. 1 ст. 72 Конституции). О роли законов субъектов РФ при регулировании опеки и попечительства (в том числе в отношении несовершеннолетних) см. п. 3 ст. 3 Закона об опеке.

                  2. Опека и попечительство – юридические формы устройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан в целях обеспечения защиты их прав и интересов, а в соответствующих случаях – и их воспитания. Статья 2 Закона об опеке связывает недееспособность подопечного только со ст. 29 ГК, а неполную дееспособность – со ст. ст. 26, 28, 30 ГК, однако к недееспособным подопечным следовало бы отнести граждан, недееспособных по возрасту и по состоянию здоровья (см. коммент. к ст. ст. 28, 29, 32 ГК), а к не полностью дееспособным – граждан, обладающих частичной и ограниченной дееспособностью (см. коммент. к ст. ст. 26, 30, 33 ГК). Опека и попечительство устанавливаются в отношении разных категорий лиц (ср. п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 33 ГК, подп. 1 и 2 ст. 2 Закона об опеке), что исключает их пересечение и сосуществование в отношении одного и того же лица. У каждого нуждающегося в опеке (попечительстве) гражданина может быть только один опекун (попечитель), одно и то же лицо может быть опекуном (попечителем) только одного гражданина, однако оба эти требования диспозитивны. При необходимости немедленного назначения опекуна (попечителя) опека (попечительство) могут быть предварительными (п. п. 6 – 10 ст. 10, ст. 12 Закона об опеке). ГК формулирует три вида правил об опеке и попечительстве, касающихся всех подопечных (ст. ст. 32, 37, 38 ГК), а также совершеннолетних подопечных и лиц, приобретших полную дееспособность до наступления совершеннолетия согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК (ст. ст. 29, 30, п. 2 ст. 34, п. 5 ст. 36, п. 1 ст. 40 ГК), и несовершеннолетних подопечных. В последнем случае опека и попечительство: а) помимо всего прочего преследуют цель воспитания и обучения подопечных (п. 1 ст. 31, абз. 2 п. 3 ст. 36 ГК); б) регулируются не только гражданским, но и семейным законодательством (п. 1 ст. 31); в) устанавливаются и прекращаются по специальным основаниям (п. 3 ст. 31, абз. 1 п. 1 ст. 39, п. п. 2, 3 ст. 40 ГК); г) подчиняются другим специальным правилам (см. абз. 2 п. 2 ст. 33, абз. 1 п. 2 ст. 36 ГК).

                  Опека (попечительство) в отношении несовершеннолетних устанавливается в случаях, когда они остались без родительского попечения, т.е. если имеют место: а) отсутствие (смерть) родителей; б) лишение их родительских прав или ограничение в них; в) отсутствие усыновителей; г) иные случаи отсутствия родительского попечения, а также его неэффективность или нецелесообразность (например, признание родителей недееспособными, болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания или защиты прав и интересов несовершеннолетних, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию) (п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 121 СК). Опека (попечительство) может устанавливаться по совместному заявлению родителей о назначении их ребенку опекуна (попечителя) с указанием конкретного лица на тот период, когда сами они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности; установление попечительства в отношении несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, возможно по его заявлению с указанием в качестве попечителя конкретного лица (п. п. 1, 3 ст. 13 Закона об опеке). Установление опеки возможно в отношении детей, родители которых – лица моложе 16 лет; вплоть до достижения последними 16 лет и совместно с ними назначенный опекун осуществляет воспитание ребенка, а возникающие при этом разногласия разрешает орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 62 СК) (ср. с п. 2 ст. 29 Закона об опеке).

                  3. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах без специального полномочия. Смысл п. 2 ст. 31 неоднозначен. Совместное толкование правил п. 2 ст. 31, п. 2 ст. 32, п. 3 ст. 36 ГК и подп. 1 ст. 2 Закона об опеке позволяет сделать вывод, что опекуны – законные представители подопечных в материальном и в процессуальном праве. Попечители же согласно п. 2 ст. 31 – только процессуальные представители подопечных, в свою очередь, правила п. 2 ст. 33 (ср. абз. 2 и 3), ст. 36 (ср. п. п. 3 и 4) ГК и подп. 2 ст. 2 Закона об опеке и вовсе ограничивают данный вывод только попечителями несовершеннолетних.

                  Судебная практика по статье 31 ГК РФ

                  Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Гришиной А.В. о взыскании с государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Школа-интернат N . ” недополученной социальной пенсии по случаю потери кормильца за период с октября 2004 г. по 31 декабря 2011 г., суд первой инстанции применил к спорным отношениям положения статей 31, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155.2, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации и статей 6, 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и исходил из того, что школой-интернатом как учреждением, под опекой которого Гришина А.В. находилась с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2015 г., ненадлежащим образом были исполнены обязанности по защите ее прав, поскольку с 2003 по 2008 год учреждением не проводилась работа по установлению местонахождения матери несовершеннолетней, учреждение, направляя запросы об установлении местонахождения и о розыске Гришиной Я.И., не предпринимало мер к получению ответов на них, тем самым не проявило достаточной степени заботливости и внимания к несовершеннолетней Гришиной А.В. По мнению суда первой инстанции, такое бездействие школы-интерната явилось причиной для назначения Гришиной А.В. социальной пенсии по случаю потери кормильца (матери Гришиной Я.И., умершей в 2004 году) только в 2012 году и повлекло для Гришиной А.В. убытки в виде недополученной социальной пенсии по случаю потери кормильца.

                  Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь § 3 статьи 16, статьей 31 СМГС, статьями 330, 333, 401, 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из доказанности факта превышения грузоподъемности отправленных ответчиком вагонов и искажения сведений в железнодорожной накладной, повлекших занижение размера провозных платежей, суд пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, отказав при этом в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки.

                  По поводу соблюдения статьи 8 Конвенции. Лишение заявителя дееспособности являлось вмешательством в его право на частную жизнь. Это вмешательство было предусмотрено статьей 31 Гражданского кодекса. Судебное решение о признании заявителя недееспособным было основано исключительно на заключении психиатрической экспертизы. Наличие психического заболевания, даже серьезного, не может быть единственной причиной для полного лишения лица дееспособности. По аналогии с делами о лишении лиц свободы, чтобы оправдать полное лишение лица дееспособности, психическое заболевание должно быть “такого рода или такой степени”, чтобы оправдать применение подобной меры. Законодательство Армении не устанавливало каких-либо пределов или возможности личного ответа в таких ситуациях, как в деле заявителя, и проводило разграничение только между дееспособностью и ее отсутствием.

                  Статья 31 ГК РФ. Опека и попечительство

                  1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

                  2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

                  3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

                  4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона “Об опеке и попечительстве” и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

                  Комментарии к ст. 31 ГК РФ

                  1. Институт опеки и попечительства носит комплексный характер, поскольку он включает в себя нормы гражданского права, касающиеся законного представительства лиц, не имеющих дееспособности, либо ограниченных в ней, а также административно-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства. Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, возникающие между опекунами и попечителями и несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей с целью их содержания и воспитания как основной цели.

                  В комментируемой статье речь идет об опеке и попечительстве для защиты прав и интересов всех недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

                  Определение опеки и попечительства дано только в ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, согласно которой опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия, а попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

                  Что касается опеки и попечительства над несовершеннолетними, которые регулируются также семейным законодательством, то это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это промежуточная форма между устройством граждан в специальные учреждения и усыновлением, поскольку подопечный не становится полноправным членом семьи как при усыновлении, однако отдельные элементы семейного воспитания в данном случае присутствуют.

                  Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

                  Нормы гражданского права, как следует из п. 1 комментируемой статьи, направлены в первую очередь на защиту прав и интересов подопечных, а нормы семейного права – на их содержание, воспитание и образование.

                  Опекуны и попечители по существу заменяют родителей в осуществлении функций по представительству и защите прав и законных интересов ребенка. Поэтому с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя лица, бывшие ранее законными представителями ребенка (в первую очередь родители, а также и усыновители) утрачивают указанные функции.

                  В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

                  Опекуны и попечители не получают специальные документы, подтверждающие их статус в отношениях с другими лицами, в том числе в судах. Согласно ч. 4 ст. 53 ГПК РФ законные представители предъявляют суду документы в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, удостоверяющие их статус и полномочия. Так, родители ребенка должны представить в суд свидетельство о рождении ребенка, усыновители – свидетельство об усыновлении, опекуны (попечители) – постановление о назначении опекуном (попечителем).

                  3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлены конкретные случаи, когда возможно установление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами.

                  4. К числу правовых актов, которыми регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Помимо Семейного кодекса РФ, речь также идет о Федеральном законе “Об опеке и попечительстве” и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

                  В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”, Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием” и др. Кроме того, некоторые отношения по опеке и попечительству регулируются законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке и попечительстве).

                  Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации”.

                  Важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”.

                  Задайте вопрос юристу:

                  +7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
                  +7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

                  Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ

                  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

                  2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

                  Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

                  Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

                  1) опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

                  2) попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

                  3) подопечный – гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

                  4) недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

                  5) не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

                  Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

                  1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

                  2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

                  3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

                  4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

                  5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

                  6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2022 № 429-ФЗ)

                  Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

                  Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

                  1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

                  2) защита прав и законных интересов подопечных;

                  3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

                  4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

                  5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

                  Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

                  Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

                  1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

                  2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

                  3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

                  Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

                  Статья 6. Органы опеки и попечительства

                  1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ)

                  11. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (Часть введена – Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ; в редакции федеральных законов от 29.05.2019 № 107-ФЗ, от 30.04.2022 № 114-ФЗ)

                  12. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (Часть введена – Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ)

                  2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

                  3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

                  4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

                  5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ)

                  Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

                  1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

                  1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

                  2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

                  3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                  2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

                  Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

                  1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

                  1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

                  2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

                  3) установление опеки или попечительства;

                  4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

                  5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

                  6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

                  7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

                  8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

                  9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

                  10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

                  11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ)

                  12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; (Пункт введен – Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ)

                  13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных; (Пункт введен – Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ)

                  14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. (Пункт введен – Федеральный закон от 01.03.2022 № 35-ФЗ)

                  2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

                  3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

                  Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного

                  1. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

                  2. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

                  3. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

                  Глава 3. Правовой статус опекунов и попечителей

                  Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

                  1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

                  2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

                  21. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем. (Часть введена – Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

                  3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

                  4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

                  5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

                  6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

                  Опека, попечительство и патронаж в гражданском праве

                  Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 (ред. от 10.02.2018) “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан” (вместе с “Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан”

                  См. также “Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан” (утв. Рострудом)

                  Опека и попечительство

                  Опека и попечительство устанавливаются в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан (подопечных), в частности несовершеннолетних, при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении родителей родительских прав, а также в случаях когда несовершеннолетние остались без родительского попечения. Опека и попечительство обеспечивают защиту прав и интересов подопечных (при этом опекуны и попечители выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах без специального полномочия), а если речь идет о несовершеннолетних подопечных – также их воспитание.

                  Сегодня правила об опеке и попечительстве предусмотрены ГК, а также законодательством о браке и семье (ст. 31 ГК, гл. 20 СК), которое находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ср. подп. “о” ст. 71 и подп. “к” п. 1 ст. 72 Конституции РФ). К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК, применяются положения Федерального закона “Об опеке и попечительстве” и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты РФ.

                  Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

                  Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

                  Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства, которые взаимодействуют с судебными органами и осуществляют контроль по месту жительства подопечных за деятельностью их опекунов и попечителей (ст. 34 ГК).

                  В качестве опекунов (попечителей) могут выступать следующие субъекты (ст. 35 ГК).

                    1. Совершеннолетние дееспособные граждане , не лишенные родительских прав, согласившиеся быть опекунами (попечителями), обладающие необходимыми нравственными и иными личными качествами и способные к выполнению таких обязанностей, а также проживающие по месту жительства подопечного, а при наличии заслуживающих внимания обстоятельств – независимо от этого (при назначении опекуна или попечителя учитываются также отношения, существующие между ним и подопечным, желание подопечного учитывается по возможности). Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. Особые требования предъявляются к опекунам (попечителям) несовершеннолетних: таковыми не могут быть лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (список заболеваний устанавливает Правительство РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 1 ст. 127, п. 1, 3 ст. 146 СК).
                    2. Опекуны (попечители) по закону – воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения (в отношении находящихся или помещенных в них граждан). При помещении подопечного в подобное учреждение орган опеки и попечительства освобождает назначенных опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (абз. 2 п. 1 ст. 39). В то же время детям, находящимся на полном государственном попечении в подобных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Временное нахождение ребенка в таком учреждении не прекращает прав и обязанностей его опекуна (попечителя) (п. 1 ст. 147 СК).
                    3. Орган опеки и попечительства (временно, если опекун или попечитель не назначены в течение одного месяца).
                    4. Другие лица. Так, ст. 153 СК упоминает приемных родителей – лиц, заключивших с органами опеки и попечительства срочный возмездный договор о воспитании ребенка (детей). Такие лица в отношении принятого на воспитание ребенка (детей) обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей).

                    Опека и попечительство устанавливаются при наличии необходимых на то предпосылок (решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних – обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 31 ГК).

                    Опекуны и попечители:

                      • действуют на основании административного акта – решения (постановления) органа опеки и попечительства о назначении их опекунами или попечителями (с учетом правил об опеке и попечительстве по закону – п. 4 ст. 35 и о переходе опеки в попечительство – п. 2 ст. 40 ГК);
                      • исполняют свои обязанности безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом;
                      • обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом, лечением, защищать их права и интересы (кроме совершеннолетних подопечных, ограниченных в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами).

                      Опекуны и попечители должны заботиться об обучении и воспитании несовершеннолетних подопечных и проживать с ними совместно. Раздельное проживание возможно с разрешения органа опеки и попечительства только при достижении подопечным 16-летнего возраста и при условии, что это не отразится неблагоприятно на его воспитании и защите его прав и интересов. Предпосылками для этого могут стать учеба или работа подопечного вне места жительства попечителя (ст. 36 ГК).

                      Опекуны и попечители обязаны расходовать доходы подопечного (пособие, пенсию, алименты, заработок, стипендию и др., в том числе доходы от управления имуществом, в частности в виде полученных дивидендов, – ст. 38 ГК) исключительно в интересах подопечного и с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Такое согласие не требуется только при производстве необходимых для содержания подопечного расходов за счет сумм его дохода (питание, одежда и т.п.). Опекуны не вправе совершать (а попечители – санкционировать) всякие сделки по отчуждению или уменьшению имущества подопечного, они (а также их супруги и близкие родственники) не вправе совершать сделки с подопечными (кроме передачи ему имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование), а также представлять подопечного в его взаимоотношениях с супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (ст. 37 ГК).

                      Опекуны (попечители) освобождаются от исполнения обязанностей:
                        1. при возвращении несовершеннолетнего его родителям или усыновлении (во всяком случае);
                        2. при замене обычной опеки или попечительства на опеку или попечительство по закону и передаче подопечного под опеку или попечительство соответствующих учреждений (если это не противоречит интересам подопечного);
                        3. по просьбе опекуна или подопечного (при наличии уважительных причин).
                        Опекуны (попечители) отстраняются от исполнения обязанностей (ст. 39 ГК):
                          • при ненадлежащем их выполнении, в частности при использовании опеки или попечительства в корыстных целях или оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
                          • по другим причинам, в том числе не связанным с виной (например, из-за неопытности).

                          Опека и попечительство, имеющие ряд отмеченных выше общих черт, “не пересекаются” друг с другом (не могут существовать одновременно в отношении одного и того же гражданина). Различия между опекой и попечительством предопределяются наличием или отсутствием у подопечного дееспособности и сводятся к следующему.

                          Особенности опеки и попечительства

                          Опека

                          Попечительство

                          в отношении недееспособных граждан:

                          • совершеннолетних, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
                          • малолетних (лиц до 14 лет).

                          в отношении ограниченно и частично дееспособных граждан:

                          • совершеннолетних, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
                          • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
                          1. забота о здоровье и обеспечение необходимой медицинской помощью (душевнобольных);
                          2. воспитание и обеспечение полноценного развития: питание, лечение, образование, отдых и др. (малолетних)
                          3. контроль за распоряжением заработком и имуществом совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности;
                          4. воспитание несовершеннолетних граждан и обеспечение их полноценного развития.
                          • вынесение судом решения о признании совершеннолетнего подопечного дееспособным;
                          • с достижением малолетним подопечным возраста 14 лет, при этом опекун автоматически становится его попечителем
                          • при отмене ограничений дееспособности подопечного;
                          • с достижением несовершеннолетним подопечным совершеннолетия;
                          • при вступлении несовершеннолетнего подопечного в брак;
                          • при эмансипации несовершеннолетнего подопечного.

                          Опекуны являются представителями подопечных в силу закона , они заменяют их в гражданском обороте: совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК) и несут ответственность за действия подопечного (п. 3 ст. 28, пп. 1, 2 ст. 1073, ст. 1076 ГК).

                          Обязанности попечителя являются более узкими и ограничиваются (ст. 33 ГК):

                            1. дачей согласия на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно;
                            2. оказанием подопечным содействия в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей;
                            3. охраной подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

                            Попечители не несут ответственности по сделкам подопечных, а за причинение подопечными вреда могут привлекаться к субсидиарной ответственности, если подопечным является несовершеннолетний (п. 3 ст. 26, абз. 3 п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 1074 ГК).

                            В отличие от опекуна попечитель не заменяет в гражданском обороте подопечного, а лишь помогает ему самостоятельно и полноценно выступать в нем, т.е. не является его законным представителем в гражданских (материальных) правоотношениях и представляет его только в гражданско-процессуальных правоотношениях.

                            Управление имуществом подопечного

                            Доверительное управление имуществом подопечного не отменяет и не заменяет опеку или попечительство, а выступает в качестве параллельного и дополнительного юридического средства обеспечения имущественных интересов подопечных в тех случаях, когда часть их имущества требует управления, которое нельзя обеспечить в рамках обычной опеки или попечительства (например, из-за отсутствия у опекуна или попечителя специальных знаний или географической удаленности имущества). Именно поэтому опекуны и попечители сохраняют свои полномочия только в отношении той части имущества подопечного, которая не передана в доверительное управление и не обособлена для этих целей от прочего его имущества. Они также сохраняют свои полномочия в отношении доходов от доверительного управления имуществом (абз. 1 п. 1 ст. 37, абз. 1 п. 1 ст. 38 ГК). К тому же доверительное управление имуществом – универсальное юридическое средство, которое применяется не только в связи с опекой и попечительством, но и за их рамками (см., в частности, абз. 1 п. 1 ст. 43, ст. 1173 ГК).

                            Управление имуществом подопечного необходимо при наличии двух совокупных условий:

                              1. в отношении недвижимого и ценного движимого имущества (например, предприятия, земельного участка, доли в уставном или складочном капитале хозяйственного общества или товарищества, ценных бумаг и др. – ст. 130 ГК);
                              2. если такое имущество требует постоянного управления (что следует из буквального толкования правила ст. 38 ГК и использованной в ней связки “при необходимости”).

                              При наличии этих двух условий орган опеки и попечительства должен: определить кандидатуру управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом (подробнее об этом договоре см. гл. 53 ГК). Сторонами такого договора будут учредитель доверительного управления (орган опеки и попечительства) и доверительный управляющий. Последним (поскольку речь идет об управлении имуществом по основанию, предусмотренному законом, – ст. 38, п. 1 ст. 1026 ГК) может быть любое лицо, в том числе гражданин, а также любая организация (кроме учреждения, государственного органа или органа местного самоуправления – см. п. 1 ст. 1015 ГК). Подопечный в рамках этого договора является выгодоприобретателем. Доверительное управление имуществом подопечного, основанное на возмездном договоре, является возмездным (п. 1 ст. 1016, 1023 ГК).

                              Согласно п. 2 ст. 38 ГК доверительное управление прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом (ст. 1024 ГК), а также в случаях прекращения опеки и попечительства. Кстати, поскольку в п. 2 ст. 38 речь идет о прекращении именно опеки и (а не или) попечительства, доверительное управление не может прекратиться в связи с автоматическим переходом от опеки к попечительству (п. 2 ст. 40 ГК).

                              Патронаж

                              Закон рассматривает патронаж в качестве специальной формы попечительства (п. 1, а также абз. 2 п. 4 ст. 41 ГК), что встречает обоснованное возражение со стороны тех авторов, которые предлагают считать его самостоятельным правовым способом оказания помощи.

                              Патронаж устанавливается в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности . Учитывая эту особенность подопечного, патронажная помощь опирается не на предписания закона (что характерно для опеки и попечительства), а на волю подопечного и на его договорные отношения с помощником. Патронаж устанавливается органами опеки и попечительства только с согласия подопечного и прекращается по его требованию (пп. 1, 2, 4 ст. 41 ГК). Он может быть безвозмездным и возмездным. Так, вознаграждение помощнику может выплачиваться в виде передачи ему в пользование жилого помещения, принадлежащего подопечному, или в виде оказания ему встречных услуг (например, консультационных или образовательных). В этом случае договорные отношения патронажа носят смешанный характер и включают в себя элементы других договоров (в частности, имущественного найма или оказания услуг).

                              При оказании помощи подопечному помощник осуществляет разнообразные юридические и фактические действия. Для совершения обычных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, достаточно согласия последнего, однако для совершения распорядительных сделок с имуществом подопечного между ним и помощником заключается договор поручения или доверительного управления (п. 3 ст. 41 ГК). Подробнее об этих договорах см. гл. 49 и 53 ГК. Патронаж устанавливается в условиях фактического отсутствия у подопечного других помощников. Установлению патронажа не препятствует наличие у него детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у подопечного полной дееспособности означает возможность самостоятельного совершения им любых действий (без посторонней помощи, а тем более санкции).

                              Права органов опеки и попечительства

                              Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

                              Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

                              Функции органов опеки и попечительства

                              Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

                              Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

                              Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

                              Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

                              Данные госорганы осуществляют следующие функции:

                              • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
                              • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
                              • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
                              • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
                              • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
                              • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
                              • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

                              Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

                              Права и обязанности органов опеки и попечительства

                              Права и обязанности органов опеки и попечительства

                              Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

                              Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

                              Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

                              Деятельность органов четко регламентирована ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ . В их обязанности входит:

                              • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
                              • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

                              Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

                              • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
                              • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
                              • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
                              • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
                              • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
                              • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
                              • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
                              • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
                              • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

                              В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

                              Лишение родительских прав

                              Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

                              И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

                              Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

                              Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

                              Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

                              Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

                              Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

                              Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

                              Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

                              • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
                              • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
                              • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
                              • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
                              • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

                              Органы опеки и попечительства: гражданское право

                              Органы опеки и попечительства: гражданское право

                              В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ . Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

                              Так, согласно ст. 35 ГК РФ , опекунами могут быть:

                              лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

                              Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

                              различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

                              Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

                              непосредственно орган опеки и попечительства.

                              иные лица.

                              В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

                              Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

                              Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

                              Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

                              • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
                              • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
                              • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

                              Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

                              • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
                              • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

                              Резюме

                              Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

                              Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

                              Читайте также:
                              Усыновление ребенка из роддома в 2022 году
Ссылка на основную публикацию