Какие ставки НДС на медицинские товары и услуги?

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть III

Необходимо иметь четкое понимание, что Клиника оказывает своими силами только услуги, которые поименованы в ее лицензии, остальные услуги Клиника может оказывать с привлечением сторонних организаций, имеющих соответствующую лицензию. Освобождаться от НДС будут те услуги, на которые у самой Клиники имеется лицензия. Прочие же медицинские услуги, оказываемые с привлечением сторонних организаций, не облагаются НДС только в пределах стоимости Подрядчика имеющего лицензию на этот вид деятельности. Поэтому, если Клиника зарабатывает на этих услугах или не имеет технической возможности обеспечить перевыставление таких услуг по цене Подрядчика, то рекомендуем в договорах с Пациентами предусмотреть возможность работы по агентской схеме в случае отсутствия лицензионного права у самой Клиники, а затем организовать расчет вознаграждения. Вторым шагом для обоснования применения льготы будет являться сопоставление вида деятельности, к которому относится конкретная услуга, с видом медицинской деятельности поименованной в лицензии конкретной Клиники. После этого сопоставления все услуги в рамках медицинской деятельности будут подразделены на:

-медицинские услуги, на которые есть лицензия (не облагаются НДС);
-медицинские услуги, на которые у Клиники нет лицензионных прав. Выручкой по ним будет являться агентское вознаграждение (облагается НДС в полном объеме, рассчитывается как разница между стоимостью услуг по Прейскуранту Клиники и стоимостью услуг у Подрядчика);
– «немедицинские» услуги, в том числе для исполнения которых требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности, например, фотоэпиляция, пирсинг , татуаж (облагаются НДС в полном объеме).

Это три основных вида выручки медицинских организаций в рамках медицинской деятельности, которые следует выделять в учете и учитывать раздельно. Необходимо обеспечить раздельный учет этих услуг, как в части выручки, так и в расходной части по поступившим товарам, работам и услугам. Если раздельный учет не обеспечить, то налоговые проверяющие доначислят НДС по услугам, на которые у Клиники нет лицензии в полном объеме, а не на разницу , а НДС по приобретенным товарам, работам, услугам не примут к вычету либо исключат из расходов, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. И конечно, начислят штрафы и пени за искажение налоговой базы и несвоевременную оплату налога. Стоит заметить, что фискальные органы при отсутствии раздельного учета могут попытаться доначислить НДС на всю сумму выручки, в том числе, и на услуги, на которые имеется лицензия. Судебная практика в этом случае складывается в пользу налогоплательщика на основании того, что законодательство не предусматривает в качестве последствия неведения раздельного учета доначисления НДС на операции, не подлежащие налогообложению.

Учет Комплексных/сложных медицинских услуг

В случае отсутствия лицензии на некоторые виды деятельности затруднение с обеспечением раздельного учета представляют комплексные услуги, когда цена указывается в целом за комплексную услугу/ законченный случай лечения или программу, а сама услуга складывается из нескольких видов услуг, в том числе, на которые у Клиники есть лицензия, так и из услуг, на которые у Клиники нет лицензии.

Рассмотрим сначала комплексную услугу. Например, пребывание в стационаре, включающую медицинские услуги (наблюдение лечащего врача, терапевтическое лечение, сестринский уход), и сервисные услуги, которые фискальные органы считают немедицинскими – сервисными (проживание, питание и некий сервис). Отстоять право на льготу в этом случае вполне возможно. По сути, вся услуга пребывания в стационаре единая и неделимая, так как может предоставляться только в рамках лечения, сервисные услуги являются вспомогательными и составляют часть лечебного процесса, не имеют самостоятельного значения и не продаются отдельно.

Как быть в случае, когда комплексная услуга содержит услуги, на которые у Клиники имеется лицензия и услуги, отсутствующие в лицензии Клиники? Например, когда услуги оказываются в рамках целевой программы или абонентского обслуживания. По комплексным услугам содержащим «нелицензионные» услуги принцип неделимости и вспомогательного характера услуг вряд ли применим для отстаивания льготы, тут действует другое правило – они не облагаются НДС только при наличии лицензии и в размере стоимости подрядчика. Их надо или полностью облагать НДС или рассчитывать агентское вознаграждение. Очевидно, что из цены комплексного тарифа надо выделить цену услуг, на которые у Клиники отсутствует лицензия, для этого необходимо обеспечить учет этой услуги по элементарным составляющим в количественном выражении. И далее, можно предложить следующие варианты организации раздельного учета комплексной услуги и определения стоимости. Услуги, на которые отсутствует лицензия учитывать:
– по стоимости стандартного Прейскуранта
– по стоимости Подрядчика
– по стоимости, уменьшенной на скидку, процент которой определяется отношением величин стоимости комплексной услуги к суммарной стоимости всего комплекса составляющих услуг, по ценам Прейскуранта. Выбранный вариант рекомендуется закрепить в Учетной политике, т.к. это один из элементов раздельного учета.

Читайте также:
Проводки начисления амортизации ОС в бухгалтерском учете

Самым оптимальным, с точки зрения минимизации налоговой нагрузки, является второй вариант, самым справедливым – третий, на практике же самым реальным к исполнению является первый вариант, который хоть трудоемок, но все-таки реализуем в отсутствии автоматизации. А второй и третий варианты практически не реализуемы вне программного обеспечения, особенно при больших объемах данных и большом количестве подрядчиков. Отсутствие такого учета для комплексных услуг чревато налоговыми рисками, и всю стоимость комплексной услуги необходимо будет облагать НДС. Об этом свидетельствует Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2011 N А55-36983/2009.

Трудно даже представить себе – каким трудолюбием и стойкостью должен обладать бухгалтер, обеспечивающий такие расчеты для снижения налоговой нагрузки. При принятии решения по обеспечению такого учета и его документального оформления, всегда стоит оценить и сравнить размер снижения налоговой нагрузки с трудоемкостью и зарплатоемкостью такого расчета. Оптимальным выходом в такой ситуации является регламентирование и автоматизация всего процесса обмена документами и расчета, для снижения налоговой нагрузки и снижения трудозатрат бухгалтера. Но и здесь есть серьезные препятствия: отсутствие унификации Прейскурантов подрядчиков и Клиники, обеспечение обмена электронными данными.

Возможность освобождения от ведения раздельного учета

Правило 5% для освобождения от раздельного учета можно применить только, если доля расходов на медицинские услуги, внимание, составляет менее 5 % от общей стоимости расходов организации. Клиники, у которых большая часть расходов связана с услугами немедицинского профиля, вряд ли существуют, это могут быть, разве что, салоны красоты, имеющие медицинскую лицензию.

При незначительном количестве услуг облагаемых НДС, и если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысит в совокупности два миллиона рублей можно воспользоваться положениями ст. 145 НК РФ и опираясь на Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 заявить о желании освобождения от обязанностей налогоплательщика, это позволит не уплачивать НДС. Теоретически это освобождает от обязанности ведения раздельного учета, но фактически налогоплательщику все равно придется вести такой учет для обоснования суммы необлагаемых услуг.

НДС. Оказание услуг населению

Услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации освобождаются от НДС. Поскольку указано, что освобождаются только услуги оказываемые населению, не лишним будет задаться вопросом, а будут ли облагаться НДС услуги, оказываемые населению, но в рамках договоров со страховыми организациями и с иными юридическими лицами. Здравый смысл подсказывает, что такие услуги должны также освобождаться от налогообложения, потому что лечение получает Пациент, а юридическое лицо фактически только оплачивает услугу и контролирует соответствие оплаты договорным условиям. Но существуют консультации и разъяснения ФНС, что в таких случаях льготу применить нельзя. Надежду дают последние разъяснения Минфина и ИФНС , в которых говориться, что все-таки услуги, оказанные в рамках договоров с юридическими лицами, также освобождаются от налогообложения по НДС. Правила оказания платных медицинских услуг, в которых предусмотрены такие понятие как Потребитель услуги и Заказчик услуги, также косвенно подтверждают возможность применения льготы, когда Заказчиком медицинской услуги выступает юридическое лицо. На наш взгляд, это единственная правильная точка зрения, которая позволяет правильно организовать учетные процессы и учитывать выручку по каждому потребителю услуги – Пациенту, а расчеты формировать в зависимости от типа договора (публичной оферты или договора с юридическим лицом). Другое дело, что автоматизация такой структуры бухгалтерского учета требует серьезной доработки стандартных программных продуктов и поэтому в базовых бухгалтерских программных обеспечениях учет выручки ведется в разрезе Заказчиков.

Заканчивая описание проблем по применению льготы по налогу на добавленную стоимость в медицинских организациях, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение льготы по налогу на добавленную стоимость к той или иной медицинской услуге во многих случаях не имеет однозначного решения. Организация учета, обеспечивающая возможность для применения этой льготы, является самой трудоемкой и сложной, по сравнению с организацией учета по другим льготам, предоставленным Налоговым Кодексом для медицинской деятельности.

Читайте также:
Камеральные и выездные проверки

Медицинские товары: льготная ставка НДС

Продажа медицинских товаров облагается по льготной ставке НДС. При этом не имеет значения, где произведен такой товар (в России или за рубежом). Однако определенные условия для применения 10%-й ставки все же придется соблюсти. А с учетом того, что законодательство время от времени корректируется, у налогоплательщиков постоянно возникают вопросы по этому поводу.

Условия для применения

Продажа медицинских товаров (как отечественного, так и зарубежного производства), указанных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, облагается по ставке НДС 10%. Это:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Но чтобы применить льготную ставку, необходимо, во-первых, наличие действующего регистрационного удостоверения. В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения их срока действия, ставка НДС в размере 10% не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке 18% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Во-вторых, нужно соответствие медицинского товара кодам. Они определены двумя перечнями: внутрироссийским и внешнеэкономическим (если можно так выразиться), то есть составленными в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Оба перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее – Постановление № 688).

К сведению: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ. Дополнительные ограничения вводиться не могут. Например, применение ставки 10% не может зависеть от того, реализуется ли конкретный товар на территории РФ или он был ввезен на территорию РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Постановление № 688 корректируется из года в год. В 2018 году по части кодов медтоваров его изменяли дважды – см. постановления Правительства РФ от 23.01.2018 № 50 и от 20.03.2018 № 307 (далее – постановления № 50 и 307 соответственно). Первым из них наименования и коды медицинских товаров приведены в соответствие ОКПД 2. Постановление № 50 действует с 25.01.2018, но «заработала» обозначенная правка, что объяснимо, «с откатом» назад – в отношении медицинских товаров, реализованных на территории РФ с 01.01.2017 (за исключением хлорида натрия чистого – код 08.93.10.130 и воды морской – код 08.93.10.140).

Кстати, уточним. Коды ОКПД 2 согласно примечанию к Постановлению № 688 (п. 2) применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза (ЕРЗЛС ЕАЭС);

лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2022 – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:
Пересмотр приговора суда

Что касается перечня медицинских товаров с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС: Постановлением № 50 он дополнен новыми наименовани­ями (глюкозой в виде белого кристаллического порошка, агломерированного или неагломерированного (код – 1702 30 500 0), кислородом (2804 40 000 0), маслом сосновом (3805 90 100 0) и пр.), льготная ставка НДС по которым стала применяться при ввозе в Россию с 25.01.2018.

Другие коррективы «внешнеэкономического» перечня медицинских товаров внесены Постановлением № 307 (документ вступил в силу 30.03.2018, но рассматриваемые изменения распространены на правоотношения, возникающие с 01.01.2017). Помимо замены кодов (1404 90 000 9 на 1404 90 000 8, 2935 00 на 2935 и др.) произведены дополнения в самих позициях. Вот одна из них – «Растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях…». Из предыдущей редакции следовало, что таковые могут быть «…свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые»; с 30.03.2018 эта позиция дополнена (добавлены слова «охлажденные, мороженые»), соответственно, использование льготной ставки (с 01.01.2017) расширено.

Как видим, полный разброс дат… Должно быть, поэтому вопросов по обозначенной теме (и без того имевшихся в достаточном количестве) прибавилось.

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Минфин ответил: начиная с 01.01.2017 при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением № 688 в редакции Постановления № 50 (письма от 31.10.2018 № 03-07-07/78235, от 06.09.2018 № 03-07-07/63701, от 04.09.2018 № 03-07-07/63078).

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Положительный ответ дан в письмах Минфина России от 03.04.2018 № 03-07-07/21465 и 03-07-07/21477: организация, которая ввозит и реализует продукцию, предусмотренную в перечнях, утвержденных #50#, вправе применять ставку НДС в размере 10%. В отношении продукции, не включенной в данные перечни, применяется ставка 18%.

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Минфин (см. Письмо от 21.05.2018 № 03-07-07/34009) ответил положительно, а ФНС (Письмо от 24.05.2018 № 03-07-15/34977)направила данное разъяснение для сведения и использования в работе.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

Читайте также:
Экспертиза временной нетрудоспособности и их виды

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Читайте также:
Преступные сообщества: что это такое?

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

НДС на медицинские услуги, изделия, оборудование

Елена Космакова

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2022 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Читайте также:
Статья 421 ГК РФ. Свобода договора

Не облагаются НДС

НДС на медицинские товары

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2022 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Письмо Минфина России от 25.10.2022 № 03-07-07/85957

О ставке НДС при реализации медицинских изделий, ввозимых и реализуемых в РФ.

В связи с обращением по вопросу о применении налога на добавленную стоимость в отношении медицинского товара Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Читайте также:
Продуктовый магазин в селе как бизнес

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) реализация на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на которые представлено регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2022 г. регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от НДС, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее – Перечень).

Таким образом, освобождение от НДС в отношении медицинских изделий, реализуемых в Российской Федерации, а также ввозимых на территорию Российской Федерации, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в Перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.

На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость медицинских изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации и реализуемых на территории Российской Федерации, производится по ставке налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2022 г. регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, а также перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее – Перечень).

Примечанием 1(1) к указанному Перечню предусмотрено, что коды ОКПД 2, приведенные в разделе II Перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2022 г. – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также Примечанием 2 к указанному Перечню предусмотрено, что для целей применения Перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД 2 и наименованиями товаров с учетом примечаний 1 и 1(1).

Учитывая изложенное, при реализации медицинских изделий применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в случае соблюдения вышеперечисленных условий.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

НДС на товары медицинского назначения – определение ставки

Статья 164 Налогового кодекса РФ предусматривает несколько вариантов ставок налога на добавленную стоимость – 0%, 10%, 20% и расчетную ставку. Поскольку медицинские изделия являются социально значимыми товарами, для их импорта и реализации установлен ряд льгот в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ. Однако разобраться, какая именно льгота применяется для конкретной ситуации – не всегда просто. Об этом – в сегодняшнем обзоре.

Читайте также:
Что означает регрессная ответственность

Фабула дела:

Импортер осуществлял ввоз товаров (медицинских изделий) в Россию с территории Республики Беларусь (государства-члена Таможенного союза). По мнению импортера, ввозимые им медицинские изделия не облагаются НДС. Однако по результатам представления в налоговый орган декларации по косвенным налогам и проведенной камеральной проверки, были вынесены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде уплаты штрафа, доначислен НДС, начислены пени.

Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа, а также о возврате излишне уплаченного НДС. Однако суды двух инстанций единодушно поддержали позицию ФНС.

Судебный акт: Постановление Двенадцатого ААС от 26.02.2019 года по делу № А12-27318/2018

Выводы суда:

1. В регистрационных удостоверениях на ввозимые медицинские изделия указан код OK1I 94 3820, в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов указан код товара ТН ВЭД 9021 29 000 0. Для установления размера ставки НДС следует определить, в каком из перечней, утвержденных Правительством РФ, находятся ввозимые медицинские изделия.

2. Перечень медицинских товаров, реализация которых в РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежит обложению НДС (применяется ставка 0%) (п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ), утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее – Перечень №1042).

В примечании 1 к Перечню №1042 указано, что для целей применения раздела I указанного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКII) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014, при условии государственной регистрации медицинских изделий в установленном порядке. Согласно примечанию 2 к перечню № 1042 для целей применения разделов II – IV данного перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).

3. В разделе I Перечня № 1042 «Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия» и разделе IV «Протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним» ввозимые Обществом товары по коду ОКП 94 3820 прямо не поименованы, а в пункте 8 Раздела I Перечня № 1042 указан общий код «Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие)» из кода ТН ВЭД ЕАЭС 9021.

4. При импорте в Российскую Федерацию медицинских изделий по общему правилу налогообложение производится по налоговой ставке 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Исключение составляет импорт важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий – реализация таковых освобождается от налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

5. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2022 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные положения действуют с 01 июля 2017 года. Предыдущая редация указанного абзаца предполагала, что налоговая ставка 10% применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.

6. При этом, в Перечне № 688, в редакции, действующей в периоде проверки, приведены коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС до уровня 4 подсубпозиции, в том числе, указан код ввезенного импортером товара 9021 29 000 0, которому соответствует наименование подсубпозиции «Прочие», входящей в позицию «Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности».

Читайте также:
Как уехать жить в болгарию

7. Таким образом, ввезенные медицинские изделия конкретно поименованы в Перечне № 688 с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС до уровня подсубпозиции 9021 29 000 0, тогда как в Перечне № 1042 указаны лишь общая группа товаров по ОКП и товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС, в которые включен спорный товар.

8. В соответствии с Примечанием 2 к Перечню № 688, медицинские товары, включенные в данный перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ.

9. Импортируемые Обществом медицинские изделия (имплантаты зубные, другие изделия, используемые для имплантации зубов) не относятся к товарам, не подлежащим обложению НДС, и облагаются по ставке 10 процентов.

Комментарии:

1) Для решения вопроса, облагается ввоз медицинского изделия налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, или освобождается от обложения НДС, следует руководствоваться не только группой товаров, но и их наименованием.

2) Ссылки налогоплательщика на наличие правовой коллизии между Перечнем №1042 и Перечнем №688 суд признал несостоятельными, поскольку в Примечании к Перечню №688 законодательно установлена правовая определенность по определению приоритета налогообложения по ставке 10% перед освобождением от уплаты НДС.

3) Освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2022 года регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему « Субсидиарная ответственность и общество с безграничной ответственностью » можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2019 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинациях «Арбитражное судопроизводство», «Разрешение споров в судах общей юрисдикции» и является одной из 50 региональных компаний по всей России в данных номинациях.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:

НДС на медицинские товары и услуги: определение ставки

Наряду с продовольственной продукцией, транспортными средствами, предметами мебели, одеждой, полиграфией и прочими товарами, продукция и услуги медицинского профиля в России облагаются НДС на общих основаниях.

Согласно Налоговому кодексу, исчисление НДС при продаже медицинских лекарств и услуг может происходить с применением ставки в 10% НДС, в некоторых случаях – 18%, а иногда вовсе – налог на продукцию не платится.

НДС на товары и услуги в размере 10%: основания для исчисления

Какие товары и услуги медицинского профиля будут облагаться ставкой НДС в 10%? В соответствии со Статьей 164 Налогового кодекса РФ, исчисление налога по ставке 10% может происходить по отношению к продукции российского и иностранного происхождения.

Читайте также:
Анкета на визу в Австрию,: образец заполнения

Речь идет о:

  • лекарственных средствах (в т. ч. и субстанциях, применяющихся в разработке препаратов, а также субстанции, на основе которого лекарства производятся в самих аптеках);
  • изделия медицинского профиля.

Основанием для использования ставки 10%-ной ставки НДС для товаров медицинского назначения является подтверждение соответствия кодов в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП2) для российских продуктов, и Товарной номенклатуре ВЭД для иностранных медпрепаратов данным в Перечне продукции, облагаемой НДС 10%.

Правомерность применения ставки в 10% для компании, реализующей медицинский товар или услугу, подтверждается наличием специальной документации – регистрационных удостоверений с указанием кодов, входящих в правительственный Перечень.

В каких случаях применяется размер НДС в 18%?

Если компания продает ту или иную продукцию медицинского профиля, коды которой не входят в категории товаров с пониженной ставкой НДС в 10%, налоги по ним исчисляются по процентной ставке 18%. Данное положение регулируется Статьей 164 Налогового кодекса РФ, а также Письмом Министерства финансов РФ от 27.06.2017 № 03-07-07/40295.

Таким образом, оплачивать 18% НДС будут компании, продающие следующие категории продукции:

  • медицинское сырье и вещества, не являющиеся лекарственными субстанциями;
  • продукты лечебного питания и БАД;
  • препараты дезинфекционного назначения;
  • товары ветеринарного профиля;
  • косметические средства и парфюмерные изделиях.

Освобождение от уплаты НДС: когда возможно

В вопросах освобождения товаров и услуг медицинского профиля от уплаты НДС, Статья 149 Налогового кодекса РФ (пп.1 п. 2) дает четкие предписания: нулевая ставка налогообложения применяется к российской и зарубежной медицинской продукцией, которая входит в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

Последняя и актуальная редакция Перечня услуг и продукции, импорт и продажа которых не облагается налогом, изложена в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Согласно документу, компаниям продавцам и распространителям платить налоги не придется за следующие категории товаров:

  • медицинские инструменты и изделия стратегического профиля (хирургические инструменты, радиационные установки, оборудование для обследования, лабораторные наборы и пр.);
  • линзы офтальмологического назначения и оправы очков;
  • устройства для реабилитации инвалидов (мотоколяски, автотранспорт с ручным управлением, оборудование для санузлов, книги со специальным шрифтом и т. д.);
  • товары протезно-ортопедического назначения, а также материалы для их производства.

Что касается медицинского сервиса, реализация которого, согласно законодательству, не облагается НДС, в его льготный перечень входит:

  • сервис, представленный по медстраховке;
  • работа скорой медицинской помощи;
  • медицинское обслуживание беременных женщин и новорожденных, инвалидов и тяжелобольных людей;
  • услуги патологоанатомического профиля.

Отсутствие необходимости платить налоги за медицинские товары и услуги подразумевает, при этом, предоставление компанией-реализатором в налоговые органы специальной документации.

Речь идет о подаче регистрационных свидетельств, лицензий, контрактов с поставщиками продукции льготной категории, выписок из банков о финансовых транзакциях за поставки товаров, а также всей технической документации на товары: сертификатов производителя, национальных и отраслевых стандартов.

банковская ячейка при расчетах с недвижимостью

Важный материал про созаемщиков по ипотечному кредиту.

Банковская ячейка — это гарант сохранности ваших средств. Узнайте как ей пользоваться в нашей статье!

Как правильно покупать квартиру за наличные средства, вы узнаете в нашем тематическом материале по ссылке.

Какими правовыми документами регулируются порядок продажи товаров и услуг?

Особенности продажи препаратов и изделий медицинского назначения изложены в Законе «Об обращении лекарственных средств» (ФЗ №61-ФЗ от 12.04.2010 года), а также в Постановлении Правительства РФ №1007 от 04 октября 2012 года.

Особое внимание в документах, регламентирующих реализацию товара, акцентируется на предоставлении покупателю полной и исчерпывающей информации о происхождении товара, регистрационных сведений, правилах отпуска препаратов и их медицинскому назначению.

Таким образом, применение той или иной ставки налогообложения при реализации товаров и услуг медицинского назначения, регламентируется конкретными предписаниями Налогового кодекса РФ, правительственных Постановлений, Писем Министерства финансов.

Наличие подтверждающих документов (сертификатов, регистрационных удостоверений, лицензий и пр.) и соответствие кодов продукции законодательным положениям льготного налогообложения позволяет компаниям-реализаторам избежать уплаты налогов, или же использовать сниженную ставку НДС в 10%.

Во всех остальных случаях налоги по медицинским товарам и услугам будут исчисляться по ставке 18%.

Ссылка на основную публикацию