Реестр договоров: что это и как с ним работать
Реестр договоров — это свод сведений о сделках, совершенных по правилам 44-ФЗ или 223-ФЗ. По каждому закону Казначейство ведет отдельную базу данных.
Как работать в реестре контрактов по 44-ФЗ
Реестр договоров (или контрактов) создан для систематизации сделок, подписанных в рамках 44-ФЗ. Он находится на сайте Единой информационной системы (ЕИС). Порядок предоставления сведений не зависит от источника финансирования. Все заказчики (или уполномоченные лица), компании, относящиеся к бюджетному, государственному и муниципальному финансированию, обязаны предоставлять данные на портал. Из них формируют реестр по 44 ФЗ. Сведения и документы в электронном виде обязаны направлять заказчики — государственные, муниципальные и бюджетные организации, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки по ч. 5 ст. 15 44-ФЗ. Единственное исключение — сведения о контракте, который относится к государственной тайне. Для них существует отдельная база. Перечень того, что относится к гостайне, регулирует ст. 9 Закона «О государственной тайне».
За непредставление данных грозит административная ответственность. Штраф на ответственное лицо или руководителя — 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31, ст. 2.4 КоАП РФ). А если данные не переданы в Казначейству, контракт нельзя оплатить.
После подписания, документам присваивают номер, который позволяет идентифицировать сделку. Унифицированной формы архива нет, традиционно создают образец реестра договоров в Excel. Это простая форма, которую разрабатывают, учитывая особенности компании.
Обязательные данные
В частях 2 и 3 статьи 103 44-ФЗ сказано, что нужно обязательно отразить:
- наименование и данные о заказчике и поставщике;
- финансирование;
- каким способом выбирается поставщик;
- даты аукционов и заключения контрактов;
- описание объекта сделки; — набор из 36 цифр, который помогает идентифицировать сделку;
- копии документов;
- решение врачебной комиссии, если необходимо.
Дополнительно отражаются все изменения, этапы исполнения или расторжение. В процессе исполнения в программе надо фиксировать сведения о поставке товара и его оплате, информацию о наступлении гарантийного случая, о начислении неустойки и т.д.
Как сделать запись в реестре контрактов
Если сделка осуществлена по 44 ФЗ, заказчик передает сведения о ней в Федеральное казначейство через систему «Электронный бюджет». Работу необходимо начинать с кнопки «Сформировать информацию о контракте».
Во вкладку «Общая информация» необходимо вносить сведения об основании для подписания контракта, сведений о заказчике и общие данные.
Программа позволяет искать и выбирать из существующего списка, для этого используйте кнопку «Найти». Если поиск делать в личном кабинете, то результаты отображаются с учетом информации об организации. Например, можно найти уполномоченный орган для компании.
Выбор параметра «Закупка у единственного поставщика» покажет только такие закупки. Среди всех результатов поиска можно выделить нужную позицию и нажать «Выбрать». Но позицию можно выбрать только одну.
После указания номера извещения, все поля заполнятся автоматически. Редактировать их нельзя. Если конкурс признан несостоявшимся, то система позволяет перенести его в контракты с единственным поставщиком. Для этого во вкладке «Общие данные» заполните поле «Основание заключения контракта с единственным поставщиком».
Если в закупке несколько лотов, а несостоявшимся признан только один, то для каждого лота можно указать свою информацию.
Как работать в реестре договоров по 223-ФЗ
Реестр договоров 223 ФЗ содержит информацию обо всех сделках, которые заключены в рамках этого закона. Исключением является:
- если сведения о сделке относятся к гостайне,
- если сумма сделки менее 100 000 руб. (для крупных заказчиков, оборот которых превышает 5 млрд. руб, порог составляет 500 000 руб.).
Ведение реестра договоров по 223 ФЗ осуществляет Федеральное Казначейство или уполномоченный орган. Данные передаются через «Электронный бюджет». Заказчику нужно заполнить формы или передать сведения из ЕИС, загрузив соответствующее извещение.
Что передавать
В зависимости от того, на каком этапе передаются сведения, различаются и передаваемые данные. Рассмотрим, как правильно вести реестр договоров. Если сделка только состоялась, необходимо передать:
- наименование заказчика;
- сведения о второй стороне;
- способ и форму закупки;
- извещение (если оно было);
- данные о подведении итогов;
- информацию о самом договоре (в т.ч. его копию).
- привлекались ли субъекты малого и среднего предпринимательства.
Данные довносятся, если в процессе исполнения привлечены субподрядчики. В этом случае надо передавать информацию о предмете и цене сделки, а также сведения о субподрядчиках: наименование (или ФИО), адрес и ИНН, информацию, что субподрядчик относится к СМП.
В какие сроки нужно передать информацию
Сведения о новом договоре и о субподряде надо передать в течение 3 рабочих дней. Сведения об изменении данных или о расторжении передаются в течение 10 дней. Необходимо указать, что именно изменилось: поменялась ли цена, объем или срок договора. При расторжении обязательно указывается причина, уточняется было ли расторжение в судебном порядке, односторонний отказ или соглашение сторон. Необходимо прикладывать документы, подтверждающие изменения. На передачу данных об исполнении сделки дается 10 дней. Если договор исполнялся поэтапно, то информация передается после завершения каждого этапа. Необходимо прикладывать подтверждение оплаты и выполнения условий сделки.
Как передать сведения
Для передачи данных войдите в личный кабинет в системе «Электронный бюджет». Работа начинается в нажатия на ссылку «Реестр договоров». Затем нажмите на гиперссылку «Создать информацию о договоре».
После выбора организации можно воспользоваться формой поиска.
Для сохранения введённых данных нажмите «Сохранить». Для перехода к следующему блоку — «Далее». Чтобы ввести данные о поставщике — «Добавить».
После заполнения информации о поставщике надо нажать на кнопки «Завершить» и «Далее». Это позволит перейти к «Информации о предмете договора».
Для добавления информации в таблицу нажмите на «Добавить позицию в таблицу». Когда изменения внесены, нажмите на кнопку «Закрыть форму» и ответьте «Да» на вопрос о сохранении.
Внесение сведений в реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.103
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее – реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 24.02.2022 N 20-ФЗ, от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В реестр контрактов включаются следующие информация и документы:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице – поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
9) контракт (с прилагаемыми документами), заключенный в соответствии с настоящим Федеральным законом по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
12) идентификационный код закупки;
13) информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке;
(п. 13 в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
(п. 15 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
Положения ч. 3 ст. 103 (в ред. от 02.07.2022 N 360-ФЗ), касающиеся направления контракта с использованием ЕИС, не применяются в отношении закупок, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) с 01.01.2022 до 01.04.2023.
3. В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 – 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания, направляется с использованием единой информационной системы в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, для включения в реестр контрактов.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 24.02.2022 N 20-ФЗ, от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие предусмотренных частью 2 настоящей статьи информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения, за исключением информации, содержащейся в указанных в части 3 настоящей статьи контракте, документе о приемке, соглашении об изменении контракта, соглашении о расторжении контракта, решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, которая размещается автоматически с использованием единой информационной системы в реестре контрактов не позднее одного рабочего дня с момента ее направления в соответствии с настоящей статьей. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.
(в ред. Федеральных законов от 24.02.2022 N 20-ФЗ, от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, размещаются на официальном сайте, за исключением осуществления закупок:
1) в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, частью 12 статьи 24, пунктами 7, 24, 45, 52 и 56 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
2) заказчиками, предусмотренными пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона;
3) в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона определены особенности, предусматривающие неразмещение информации и документов на официальном сайте.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Информация о контрактах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, включается в отдельный реестр контрактов, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанная информация не подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 02.07.2022 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Данные, содержащиеся в информации и документах, предусмотренных пунктами 10 и 13 части 2 настоящей статьи, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения таких информации и документов в реестр контрактов в соответствии с настоящей статьей.
Реестр контрактов по 44-ФЗ
Действующее законодательство говорит о том, что закупка должна осуществляться в соответствии с принципами открытости и прозрачности. Именно этой цели служит реестр контрактов по 44 ФЗ. По сути это информация, для размещения которой используется портал ЕИС. В данных указаны подписанные, исполненные, скорректированные и расторгнутые контракты с единственным поставщиком. Сюда же входят и закупки, связанные с государственной тайной.
Есть два вида реестра: открытого и закрытого типа. Ведение обеих баз осуществляется схожим образом. Разница лишь в возможности просмотреть информацию любым желающим в случае с открытым реестром. Еще один момент — общедоступный список ведется в цифровом виде.
Сведения из закрытого реестра доступны ограниченному кругу лиц. Размещение открытого списка выполняется на сайте ЕИС. Функции по его ведению поручены Федеральному казначейству.
Как регулируется реестр контрактов по 44-ФЗ
Статья 103 ФЗ № 44 касается именно реестра контрактов. В ней прописаны основные моменты, включая перечень передаваемых сведений, лимиты сроков для заказчиков и прочие вопросы. Однако это не единственный нормативный акт, на который следует ориентироваться заказчикам. Не менее важно соблюдение Постановления Правительства № 1084.
«Астрал.Тендер» — удобный сервис, упрощающий работу в сфере закупок. Вы можете доверить решение всех вопросов специалистам.
Где находится реестр контрактов и как его найти
Реестр контрактов публикуется в ЕИС. Для начала нужно перейти на сайт zakupki.gov.ru, затем открыть раздел под названием «Контракты, договоры».
Именно здесь находится одноименная строка «Реестр контрактов 44-ФЗ».
Достаточно ввести любые из следующих сведений:
- номер созданной записи, взятый из реестра контрактов по 44 ФЗ, — полный либо часть;
- идентификатор закупочной процедуры;
- название бюджетной организации;
- номер искомого договора;
- название объекта торгов.
Для удобства пользователей предусмотрена функция быстрого поиска, можно воспользоваться и расширенным вариантом.
Если речь идет о расширенном способе поиска, можно также добавить цену, конкретный этап, код ОКТМО, точную дату заключения договора и прочие сведения.
Переход в расширенную форму осуществляется путем выбора раздела с названием «Все параметры».
Тут можно задать существенно большее число поисковых параметров. Тем самым найти интересующую позицию становится на порядок проще и быстрее. Достаточно указать наименование и ИНН заказчика или же конкретного поставщика, чтобы получить доступ ко всем их заключенным и исполненным контрактам. Далее информация подлежит внимательному изучению.
Есть опция найти договор по конкретной отрасли — коду ОКПД2 — в заданном регионе. Так что каждый поставщик должен овладеть навыком пользования РК и поиском в нем требуемых сведений.
Для поиска тендеров предлагается сервис «Астрал.Тендер». Здесь можно посмотреть все варианты и найти подходящий по заданным критериям.
Какие сведения нужно вносить в реестр контрактов в 2022 году
Согласно действующему законодательству, заказчику требуется вносить в информационную систему данные обо всех заключенных контрактах. Однако есть некоторые исключения, подробно описанные выше.
В реестр контрактов по 44 ФЗ надлежит добавить такие данные:
- название компании, которая совершает закупку: ПФР, медучреждение, муниципальное учреждение образования и пр.;
- откуда получены деньги для реализации гостендера;
- как выбирается контрагент;
- срок, в который должен быть выбран поставщик;
- точную дату заключенного контракта;
- конкретный объект торгов, цену, место изготовления, данные о производителе;
- список сведений о контрагенте;
- информацию о поправках в договоре, скорректированных условиях, причинах внесения исправлений;
- копию договора с заверением ЭП со стороны заказчика;
- всю документацию, которая служит подтверждением исполненных обязательств, включая накладные, акты и пр.;
- размер неустойки, которую нужно заплатить при ненадлежащем исполнении работы;
- итоги проведенной экспертизы;
- информацию о расторжении договора с обозначением точной причины и подтверждением в виде документов;
- идентификатор закупочной процедуры;
- сведения о предоставлении гарантии — требуется не только указать в госконтракте, но и отразить это в ЕИС;
- прочие данные, обозначенные в ПП РФ № 1084.
Принимать участие в закупках можно только при условии наличия ЭЦП для торгов.
Правила ведения РК устанавливают, что делать это нужно на государственном языке. Допускается указывать Ф. И. О. иностранного физлица либо наименования зарубежных юрлиц, торговых марок с применением букв латинского алфавита.
Каждой вносимой в РК записи должен быть присвоен собственный номер. В нем обозначается год создания записи и идентификатор конкретного заказчика, а также порядковый номер записи в РК в пределах календарного года по этому заказчику и согласно сквозной нумерации в рамках реестровой записи. Точный алгоритм присвоения, корректировки кодов заказчиков и уникального номера реестровой записи регламентирован Минфином РФ. На Федеральное казначейство возлагается обязанность сразу же после присвоения уникального номера реестровой записи либо ее обновления включить данные в РК.
Действия заказчика
Работа заказчиков организована через спецсистему под названием «Электронный бюджет». С ее помощью готовятся данные для последующей передачи в реестр контрактов. Подписание документации осуществляется ЭП. Есть несколько возможных вариантов. Первый — сделать скан-копии бумаг, позаботиться об их размещении в системе с подписью ЭП. Второй — сформировать электронную документацию и поставить цифровую подпись.
Обеспечение достоверности и полноты отправленных сведений ложится на плечи руководства контрактного отдела закупающей компании. Несоблюдение требований Федерального закона чревато наложением штрафных санкций в сумме 20 тысяч рублей. Это прописано в тексте статьи 7.31 КоАП РФ.
Данные о договорах появляются в реестре контрактов согласно правилам, указанным в Приказе Минфина № 113н. При подготовке данных для передачи в реестр контрактов по 44 ФЗ заказчик должен обозначить номер документа о приемке товаров. Нужно добавить и реквизиты этого документа.
В реестре контрактов следует указать:
- объем приобретенных ТРУ;
- в какой валюте оплачивались исполненные контрактные обязательства;
- цену;
- реквизиты платежной квитанции;
- размер внесенной оплаты;
- сумму излишков при переводе денег;
- расторжение контрактных обязательств контрагента.
При использовании банковской гарантии с целью обеспечения исполнения обязательств по контракту, надлежит включить в реестр контрактов такие данные:
- номер записи в реестре банковских гарантий;
- размер суммы;
- дату и номер сообщения банковского учреждения с отказом удовлетворить требования либо реквизиты платежной документации при выдаче БГ.
Каковы сроки внесения контракта по 44-ФЗ в реестр в 2022 году
Правила были обновлены. Теперь у заказчика есть 5 суток на то, чтобы отправить данные. Этот же срок отводится на подачу отчета в реестр контрактов при внесении каких-либо корректировок в договор.
Сообщить об исполненных либо расторгнутых контрактных обязательствах надлежит в течение 5 дней. На протяжении указанного периода времени следует добавить информацию в данные реестра.
В свои очередь, у Федерального казначейства имеется 3 дня на то, чтобы посмотреть и проанализировать полученные материалы. Проверка включает сопоставление ИКЗ в каждом из документов, оценку лимита финобеспечения, полноты представленных сведений и пр.
Важно оговорить, что речь идет именно о рабочих днях вместо календарных. Если представленные со стороны заказчика данные и документы не соответствуют регламентированным критериям, их размещение в РК невозможно.
Как в реестр контрактов внести изменения
На портале ЕИС приведена информация о том, каков порядок действий по внесению корректировок в реестр контрактов. Найти необходимые данные можно в разделе под названием «Материалы для работы в ЕИС».
Алгоритм действий следующий. Сначала нужно открыть реестр и выбрать строку с названием «Исполнение», расположенную на главной странице. Следующий шаг — нажать на строку «Внести изменения» для конкретной записи. Далее вы попадете в поле редактирования проекта. Достаточно нажать «Продолжить».
Схема дальнейших действий такова. Требуется перейти в раздел «Тип изменения», где в поле «Общая информация» выбрать пункт «Изменение контракта». Для добавления документов надлежит их прикрепить с последующим нажатием клавиши сохранения. Все внесенные сведения будут проверены автоматическим образом. При обнаружении несоответствий выводится оповещение системы.
Какие изменения внесены в реестр контрактов в 2022 году
После 01.01.2022 вступил в силу Приказ Минфина № 144н. В нем оговаривается обновленный алгоритм подготовки материалов, передачи данных между компаниями-закупщиками и исполнительным органом с целью ведения реестра контрактов. Также уделено внимание вопросу внедрения новых кодовых обозначений и названия метода выбора контрагента.
08.03.2022 вступил в силу и другой нормативный документ — Приказ Минфина № 5н. В нем тщательно прописано ведение РК в аспекте подготовки и обмена данными между закупающими фирмами и исполнительным органом. Теперь при указании источника получения бюджетных денег потребуется также обозначать код объекта капитальной постройки либо объекта недвижимости. Эта операция выполняется через «Электронный бюджет».
Еще один нюанс: код объекта следует указывать при подписании договора на приобретение недвижимости, подготовке проектов, выполнении инженерных изысканий, работ по строительству, капитальному ремонту, сносу капитальных построек. Сюда же входят и контракты жизненного цикла, связанные с проектировочными, реконструктивными, строительными, ремонтными работами в отношении объекта каппостройки.
После 01.04.2022 у заказчика появилась возможность покупки продукции согласно статье 93 ФЗ № 44. Однако здесь действуют ограничения по сумме договора, которая не должна превышать 3 миллиона рублей. Отправляя сведения в реестр контрактов, заказчики должны учитывать положения пункта 3 Правил ведения РК.
Какие преимущества для поставщика в реестре контрактов
Умение грамотно пользоваться реестром контрактов и изучать содержащиеся в нем сведения — ценный навык для поставщиков и тендерных специалистов. Информация дает возможность сформировать мнение о том, насколько благонадежным является заказчик. Также здесь содержатся полезные данные об уже проведенных закупочных процедурах, контрагентах конкретного заказчика. Так что можно получить подробно информацию о муниципальном учреждении и потенциальных конкурентах сразу.
Поставщикам следует научиться пользоваться РК, так как информационная база позволяет создать документ для подтверждения собственной благонадежности. Данные окажутся полезными при снижении поставщиком цены на четверть и более во время проведения тендера. Это станет доказательством того, что нет намерения демпинговать. Не менее важной информация окажется и в случае необходимости подтвердить благонадежность заказчика.
Заключение
По сути, реестр контрактов представляет собой общедоступную информбазу. Это полный список, в который включены все договоры, заключенные заказчиками в рамках законодательства и ФЗ №44.
Реестр контрактов по ФЗ № 223, по аналогии с РК по ФЗ № 44, публикуется на портале ЕИС. Найти его можно через сайт. Здесь находится раздел с названием «Информация о контрактах и договорах». Тут следует выбрать пункт списка «Реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки». Вести этот перечень поручено также Федеральному казначейству. Правила работы с РК оговорены в статье 4.1 ФЗ № 223. Сюда не входят данные, не подлежащие публикации в единой информсистеме.
Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее – реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
2. В реестр контрактов включаются следующие информация и документы:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице – поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
9) контракт (с прилагаемыми документами), заключенный в соответствии с настоящим Федеральным законом по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
12) идентификационный код закупки;
13) информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке;
14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
3. В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 – 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания, направляется с использованием единой информационной системы в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, для включения в реестр контрактов.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие предусмотренных частью 2 настоящей статьи информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения, за исключением информации, содержащейся в указанных в части 3 настоящей статьи контракте, документе о приемке, соглашении об изменении контракта, соглашении о расторжении контракта, решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, которая размещается автоматически с использованием единой информационной системы в реестре контрактов не позднее одного рабочего дня с момента ее направления в соответствии с настоящей статьей. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.
5. Информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, размещаются на официальном сайте, за исключением осуществления закупок:
1) в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, частью 12 статьи 24, пунктами 7, 24, 45, 52 и 56 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
2) заказчиками, предусмотренными пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона;
3) в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона определены особенности, предусматривающие неразмещение информации и документов на официальном сайте.
6. Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Информация о контрактах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, включается в отдельный реестр контрактов, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанная информация не подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
8. Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
9. Данные, содержащиеся в информации и документах, предусмотренных пунктами 10 и 13 части 2 настоящей статьи, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения таких информации и документов в реестр контрактов в соответствии с настоящей статьей.
Особенности ведения реестра контрактов по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 15 февраля
Особенности ведения реестра контрактов по 44-ФЗ
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- На кого возлагается обязанность по направлению сведений в реестр контрактов
- Как правильно внести данные по контракту
- Что изменилось в порядке ведения реестра контрактов по 44-ФЗ в 2019 году
Перед учреждениями и организациями, которые выступают в роли государственных и муниципальных заказчиков, нередко встает вопрос: как осуществляется ведение реестра контрактов по 44-ФЗ и каковы их обязанности по передаче сведений в этот документ?
Все контракты, которые заключаются с исполнителями для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, подлежат отражению в соответствующем реестре.
Заказчикам необходимо соблюдать установленные законодательством сроки: данные о заключении, изменении, исполнении или расторжении контракта должны быть переданы в течение пяти дней после совершения юридически значимых действий. Предлагаем подробно рассмотреть все нюансы, связанные с внесением сведений в реестр.
Кто обязан направлять сведения в реестр контрактов
Федеральный закон № 44 предусматривает перечень лиц, обязанных приобретать товары, работы и услуги по определенной процедуре на конкурсной основе. В него входят:
- государственные или муниципальные заказчики;
- бюджетные учреждения при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия в аналогичном случае;
- автономные учреждения, испытывающие потребность в товарах, работах, услугах;
- юридические лица, приобретающие товары, работы и услуги для своей деятельности, обязанные представлять информацию об этом в реестр на основании договора о предоставлении инвестиций;
- юридические лица, закупающие товары, работы и услуги в соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, если заказчиком им передано полномочие по передаче данных в реестр.
Датой заключения контракта считается день его подписания заказчиком, датой исполнения – число, указанное в документе об оплате (включая выплату аванса) или в акте о приемке товара, работы или услуги. Нередко встречаются ситуации, когда оплата и приемка осуществляются в несколько этапов. Данные в реестр в таком случае передаются в течение пяти дней со дня создания каждого платежного поручения или подписания очередного акта.
Если заказчик предъявлял претензию в связи с неудовлетворительным качеством поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, пятидневный срок исчисляется со дня перечисления исполнителем средств в возмещение ущерба. Днем поступления данных о СМП и СОНКО считается дата, когда они получены от таких юридических лиц или предпринимателей.
Датой изменения (расторжения) контракта признается дата:
- подписания соответствующего дополнительного соглашения, проставленная в документе. Кроме того, таковой считается дата, когда соглашение подписала последняя из заключающих его сторон;
- изменения (расторжения) по решению суда, а именно указанная в нем дата вступления в силу;
- расторжения при одностороннем отказе от его исполнения – 11-й день после дня уведомления второй стороны, осуществленного в соответствии с законом.
Таким образом, заказчик направляет для включения в реестр информацию о заключенных, измененных, исполненных (в том числе частично) и расторгнутых контрактах. Перечень сведений, подлежащих передаче, напрямую зависит от того, в связи с каким событием они направляются.
В случае заключения контракта в этот список входят:
- данные о заказчике;
- источник финансирования;
- способ закупки;
- реквизиты протокола, содержащего итоги закупки;
- дата заключения и номер контракта (если он присвоен этому документу);
- сведения об объекте закупки, в том числе о лекарственных препаратах;
- цена контракта и размер аванса;
- цена за единицу товара или услуги;
- информация об исполнителе;
- данные о гарантии качества (если это необходимо);
- идентификационный код закупки;
- срок исполнения.
Если при исполнении контракта задействуются в качестве третьего участника субъекты, относящиеся к СМП и СОНКО, сведения о договоре с ними также должны быть предоставлены для включения в реестр.
Внесение данных по контракту
Информация передается в электронном виде в Казначейство России. Последовательность действий такова:
1. Через личный кабинет заказчика в ЕИС или через единый портал бюджетной системы РФ входим в систему«Электронный бюджет».
2. Выбираем требуемую форму для внесения данных.
3. На странице реестра нажимаем кнопку «Создать информацию о контракте», если передаются данные о заключенном контракте.
Когда необходимо включить в реестр информацию об изменении, исполнении или расторжении контракта, для начала требуется выбрать именно его во вкладке «Исполнение».В выпадающем меню нажимается «Внесение изменений» или «Исполнение (расторжение) контракта». Появится страница, на которой можно вводить новые данные.
Не все изменения, требующие внесения в реестр, перечислены в частях 1, 5 – 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. Системой «Электронный бюджет» предусмотрены операции по корректировке информации об изменении контракта только при наличии основания, содержащегося в этих нормах. В противном случае используйте обычное внесение исправлений.
4. Заполняем форму веб-интерфейса.
Необходимо ввести соответствующие данные в каждое поле, отмеченное «звездочкой», только так система разрешит вам сформировать данные и добавить их в реестр. При возникших затруднениях воспользуйтесь инструкцией «Руководство пользователя. Подсистема управления закупками в части формирования сведений реестра контрактов и реестра банковских гарантий», размещенной на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (вкладка «Документы», раздел «Обучающие материалы», подраздел «Руководства пользователя по 44-ФЗ»).
5. При необходимости присоединить документы добавляем их.
Бумажные варианты сканируем, обращая внимание на формат файла: документ должен быть доступен к просмотру при помощи распространенных и общедоступных программ.
6. Подписываем сведения и отправляем их в реестр.
Нажимаем «Подписать и разместить».Используем электронную подпись лица, которое имеет полное право действовать от имени заказчика. Как правило, оформляется собственная электронная подпись для сотрудника, который постоянно занимается подготовкой информации для передачи в реестр. На него возлагается вся ответственность за ее достоверность и полноту.
7. При необходимости вносим исправления в сведения
Казначейство России проверяет все данные, подлежащие размещению в реестре. Если этим ведомством обнаружены ошибки, понадобится внести коррективы, иначе сведения просто не попадут в реестр. При самостоятельном выявлении недочетов заказчики тоже обязаны как можно скорее внести исправления. Своевременная реакция на обнаруженные ошибки позволит уполномоченному сотруднику избежать административной ответственности.
Чтобы подкорректировать данные, вам потребуется:
- Сформировать исправленные сведения в системе «Электронный бюджет». Заходим в личный кабинет заказчика в ЕИС, находим в реестре нужный контракт, в карточке которого на вкладке «Документы» нажимаем «Создать информацию об изменении контракта». На открывшейся странице есть вкладка «Общая информация», где в блоке «Тип изменения» выбираем «Исправление сведений». Заново заполняются только те поля, в которых найдены ошибки. Аналогично поступают при необходимости прикрепить документы к правильным сведениям.
- Прикрепить или заменить документы при необходимости. Если при первом заполнении полей не были присоединены документы или ошибочно в реестр направили не те сканкопии, это делается в ходе внесения исправлений.
- Подписать и направить исправления в реестр. Проверяем новый вариант передаваемых в реестр данных, корректность прикрепления документов, заверяем их электронной подписью уполномоченного лица. На исправление обнаруженных ошибок заказчику дается один рабочий день после получения протокола Казначейства России.
Порядок ведения реестра контрактов по 44-ФЗ с 2019 года
Приказом Министерства финансов от 19.07.2019 № 113н внесены изменения в порядок формирования сведений, направляемых заказчиками в реестр. В частности, коррективы затронули процесс описания объекта закупок. Новые правила ведения реестра контрактов по 44-ФЗ действуют с 29 сентября 2019 года.
Минфин был вынужден издать этот документ в связи с назревшей необходимостью внесения изменений в Закон о закупках. На сегодняшний день Казначейству России для корректного ведения реестра требуется больше информации.
Надо сказать, что практически все данные, которые необходимо указывать заказчикам, использовались при оформлении закупочной документации и ранее. Сюда входит информация об объекте почтовой связи и абонентском ящике. Не изменился и порядок определения цены контракта. Это говорит о том, что действия инициаторов закупок приводятся в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ, большинство норм входило в утративший силу приказ Минфина № 136н.
Практически все сведения для передачи в Казначейство России формируются в автоматическом режиме. Разберем новшества, установленные приказом № 113н:
1. Вид ЭП. Используемая заказчиком для заверения документов и передаваемых данных электронная подпись должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ.
2. Формат документов. Для передачи информации в Казначейство Министерством финансов и другими государственными органами определены форматы электронных документов.
3. Информация о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Изменения затронули перечень кодов и наименований способа. В связи с введением электронных закупок список кодов расширен, например, появились такие, как 11013 – открытый конкурс в электронном виде и 13013 – запрос котировок в электронной форме. Изложение части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ потребовало обновления кодов по закупкам у единственного поставщика.
4. Сведения о дате подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизитах документа, подтверждающего основание заключения контракта. Коды и наименования документов, на основании которых заключается контракт, тоже не остались без изменений. Дату подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя),когда закупка осуществляется у единственного поставщика, теперь требуется указывать и для несостоявшихся электронных процедур.
5. Новшества коснулись формирования данных об объекте закупки, о стране происхождения товара и производителе по исполненным контрактам. Сведения должны подаваться и о других характеристиках закупки, в приказе содержится полный список сведений, которые Федеральное казначейство требует от заказчика.
6. Цена контракта. Чтобы объем информации, направляемой в реестр, полностью соответствовал тем изменениям, которые внесены в 44-ФЗ, Минфин установил новый перечень данных по вопросу цены контракта. Поскольку у заказчиков появилась возможность осуществлять закупки по цене за единицу товара, от них требуется указывать сведения о максимальном значении цены. Если проводились торги на право заключения контракта, следует указать предложение о цене. К новшествам относится также необходимость отразить в документации дополнительную информацию при указании цены контракта либо ее максимального или ориентировочного размера,цены за единицу, размеров аванса и обеспечения в иностранной валюте.
7. Сведения о сроке исполнения контракта. Их состав остался прежним, изменения затронули порядок представления. В приказе предусмотрена необходимость указания информации о сроке для каждого этапа исполнения контракта. Хотя в приказе № 136н подобного положения не было, на практике данные об отдельных этапах отражались в системе и ранее.
8. Внесены коррективы в состав сведений о месте нахождения или жительства и почтовом адресе поставщика (подрядчика, исполнителя). В перечень включены новые данные– об объекте почтовой связи и абонементном ящике. Если иностранные юр. лицо и гражданин пребывают на территории РФ, ими также передаются аналогичные данные. В противном случае включается информация по стране постоянной регистрации. Исключение составляют поставщики культурных ценностей и производители работ такого типа.
9. Сведения об изменении контракта. Поскольку изменениями в 44-ФЗ расширен список случаев, при которых разрешается существенно менять условия контракта в ходе исполнения, приказом № 113н предусмотрены новые коды и наименования причины изменений:
- когда объем и вид работ в соглашениях на осуществление строительных работ и сохранение объектов культурного наследия меняется не более чем на 10 % (увеличивается или уменьшается);
- когда корректируется цена контракта в размере роста ставки НДС, а также по контрактам с единственным поставщиком по пунктам 1, 8, 22, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
Коды и наименования документов, ставших основанием для внесения изменений в условия контракта, тоже приведены в соответствие с 44-ФЗ.
10. Информация о расторжении контракта и признании его недействительным теперь также представляется в расширенном объеме. Если соглашение признается недействительным, необходимо указать реквизиты документа, на основании которого принято такое решение.
11. Абсолютным новшеством можно назвать необходимость указывать данные о договоре поставщика (подрядчика, исполнителя) с исполнителем, субподрядчиком, которые относятся к категориям субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
12. Внесены коррективы в порядок представления данных об исполнении контракта и его отдельных этапов. В частности, теперь требуется указать:
- стоимость исполненных обязательств в соответствии с актом приемки;
- сведения об излишне оплаченной сумме заказчиком. В этом случае в обязательном порядке прописываются:
- реквизиты документа-основания для возврата излишне уплаченной суммы;
- размер уплаченной и возвращенной суммы, а также дата осуществления возврата.
Изменения коснулись состава дополнительных сведений при передаче данных о закупках лекарственных препаратов. Теперь заказчики обязаны отразить информацию о цене за потребительскую упаковку, включая ставку и размер НДС.
Кроме того, в перечень сведений добавлено количество потребительских упаковок лекарственного препарата, поставленных в рамках исполнения соглашения. Коррективы затронули и дополнительные сведения, которые должны быть представлены, если операции по оплате осуществлялись в иностранной валюте. Это касается стоимости исполненных обязательств, сумм оплаты контракта, банковской гарантии, размера излишне уплаченной заказчиком суммы и ее возврата заказчику.
13. В приказе № 133н есть еще одно новшество. Теперь обязательна передача данных о списании заказчиком сумм неустойки (штрафа, пени), которые были начислены поставщику (подрядчику, исполнителю), но не были списаны в 2015 и (или) в 2016 годах.
Преимущества применения контрактной системы для удовлетворения государственных и муниципальных нужд очевидны. Благодаря ей поддерживается стабильность правовых и экономических отношений в бюджетной системе РФ, обеспечивается конкуренция между исполнителями, прозрачность процедур, минимизируются риски коррупции при осуществлении госзакупок.
Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС
Реестр контрактов в ЕИС
Один из принципов закупочного законодательства — прозрачность. И обеспечивается его реализация в том числе путем публичного размещения информации о заключенных соглашениях. Это относится и контрактам, заключенным государственными и муниципальными органами, учреждениями и прочими заказчиками по 44-ФЗ, и к договорам, которые заключают государственные компании, корпорации и прочие юридические лица по 223-ФЗ. Для этой цели ведется реестр контрактов.
Открытый и закрытый реестры
В действительности таких реестров два — открытый и закрытый. В последний передается информация о контрактах, содержащих данные, составляющие государственную тайну.
Правила ведения закрытого реестра в целом совпадают с правилами открытого в части состава информации и порядка ее предоставления заказчиком. Разница лишь в том, что открытый реестр должен быть публичным и вестись в электронной форме в ЕИС. Ну, а природа закрытого реестра такова, что он недоступен для обычных пользователей, поэтому не размещается публично. Вестись такой реестр может на бумаге или на электронных носителях, в том числе съемных.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Все соглашения, никоим образом не связанные с государственной тайной, попадают в открытый реестр. Ведется он Федеральным казначейством и публикуется в ЕИС ( раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками» ). Воспользоваться им может любой желающий совершенно бесплатно.
Какие контракты не отражаются в реестре
По умолчанию в реестр вносятся все контракты, но есть ряд исключений. К ним относятся:
- Малые контракты стоимостью до 100 000 рублей, заключенные с единственным поставщиком.
- Контракты до 400 000 рублей, также заключенные с единственным поставщиком, заказчиком которых выступают заведения культуры (перечень приведен в пункте 5 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ).
- Контракты, заключенные с физлицами, объектом которых являются услуги по сбору статистических данных для органов статистики.
- Закупки библиотеками и образовательными учреждениями доступов к иностранным базам данных.
- Контракты на оказание услуг по содержанию и ремонту помещений, безвозмездно переданных заказчику в пользование или управление, а также услуг, связанных со снабжением водой, электроэнергией и газом, с охраной либо вывозом мусора в том случае, когда такие услуги предоставляют другие арендаторы того же помещения.
- Сведения о закупках на средства, выделенные на оперативно-розыскную деятельность.
- Сведения о закупках, которые проводятся в целях государственной охраны.
- Контракты, предмет закупки или информация в которых составляют гостайну.
Ведением реестра занимается Казначейство, однако формируются реестровые записи на основе данных, предоставляемых заказчиками. Они обязаны передавать в реестр сведения обо всех заключенных и исполненных контрактах, в том числе при их изменении и расторжении. Информация направляется путем размещения в ЕИС. Документы заказчик должен подписать усиленной квалифицированной подписью.
Получив данные от заказчика, Федеральное казначейство рассматривает их в течение 3 дней. Затем информация о контракте публикуется в реестре, а заказчик уведомляется об этом. Бывает, что предоставленные сведения не проходят проверку Казначейства. В этом случае информация в реестре не публикуется, а заказчик получает протокол, в котором указываются ошибки в предоставленных сведениях и документах. На следующий рабочий день заказчик обязан устранить все недочеты и вновь направить документы в Казначейство.
На основе полученных данных ФК формирует реестровую запись. Она содержит общую информацию о контракте — код, статус, метод проведения закупки, реквизиты итогового протокола и так далее. Также в реестре отражается информация о заказчике, о поставщике и параметры самого контракта — дата начала и окончания исполнения, цена и прочая информация.
Реестр контрактов на сайте ЕИС
Перемещаясь между вкладками, можно получить полные сведения о контракте
Что и когда заказчик должен передать в реестр
Заключение контракта
После заключения контракта заказчик обязан передать данные в реестр в течение 3 рабочих дней. Предоставляется информация о заказчике и поставщике (наименование либо ФИО, если поставщик — физлицо или ИП), а также подробная информация о контракте:
- источник финансирования;
- способ проведения закупки;
- дата подведения итогов;
- параметры итогового документа;
- дата заключения и номер контракта;
- объект закупки, при наличии национального режима — сведения о происхождении товара;
- цена, в том числе размер аванса, стоимость единицы товара;
- срок исполнения контракта;
- данные о гарантии, если таковые имеются;
- ИКЗ.
Также есть некоторые особенности для отдельных объектов закупки. Например, если приобретаются лекарства, то дополнительно нужно указать номер регистрационного удостоверения и наименование его владельца, название производителя, форму, дозировку и некоторые другие параметры.
Изменение контракта
При внесении изменений в условия контракта передать информацию в реестр также нужно в течение 3 рабочих дней. В этом случае необходимо направить такие данные:
- код и причину изменения;
- код, наименование и параметры документа, который послужил основанием для внесения этих изменений;
- информацию о том, что конкретно в контракте поменялось;
- сведения о возврате банковской гарантии;
- сведения о том, что в связи с изменением контракта возмещены расходы.
Если изменения вносятся из-за того, что стороны договорились о поставке продукции с лучшими характеристиками, то в реестр следует направить такие данные:
- реквизиты документов, которые подтвердят, что поставщик и заказчик согласовали поставку такого товара;
- новые сведения об объекте закупки;
- новые сведения о стране происхождения и / или производителе товара.
В таком случае информация в реестр направляется не позднее 1 рабочего дня после изменения контракта.
Когда контракт исполнен
На размещение информации об исполненном контракте заказчику дается не более 3 рабочих дней с даты его исполнения. При этом в реестр направляется информация следующего характера:
- Сведения о документах о приемке — наименование, реквизиты. Может быть один документ о приемке всего контракта либо несколько — о приемке каждого его этапа, если контракт предполагал поэтапное исполнение. Подразумеваются документы о приемке, свидетельствующие как о том, что заказчик исполнил контракт, так и о том, что он этого не сделал либо сделал с нарушениями (указать, с какими именно).
- Сведения о наименовании, единицах измерения и количестве поставленной продукции либо объеме исполненных работ, услуг.
- Параметры платежного документа — наименование, дата и номер, а также сведения о том, что платежный документ соответствует документам о приемке.
- Данные об оплате по контракту: сумма из платежного документа, наименование валюты.
- Сведения о стране происхождения товара по информации из документов о приемке.
- Информация о том, что обязательства по банковской гарантии прекращены с указанием даты прекращения.
Зачем нужен реестр
Реестр контрактов, по сути, представляет собой единую базу данных с подробной информацией о заключенных соглашениях в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Любое лицо вправе воспользоваться содержащейся в нем информацией.
Сведения из реестра широко применяется заказчиками и поставщиками для анализа цен, для ознакомления с потенциальными контрагентами, для общей оценки закупок в той или иной сфере.
Искать контракты в реестре можно по разным параметрам — по номеру, по заказчику или поставщику, по названию объекта закупки, по ОКПД и так далее. Вся информация изложена доступно, поэтому использование реестра не вызывает особых сложностей.