Что делать, если административное производство может отразиться на продажах

Возврат изъятых товаров после завершения административного дела. Риски и рекомендации

В своей практике ведения дел об административных правонарушениях мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда после завершения дела перед участником ВЭД, зачастую перевозчиком, встает дилемма – что делать с товаром, ранее изъятым в качестве обеспечения по административному делу.

Настоящая публикация посвящена проблемам, которые возникают в связи с возвратом товаров, заинтересованность в возврате которых отсутствует.

Для начала обозначим проблематику вопроса.

Как известно, в главе 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающейся нарушений таможенных правил, целый ряд статей предусматривают в качестве основного или дополнительного вида наказания конфискацию предметов административного правонарушения.

С учетом этого, при возбуждении административного дела таможенные органы, как правило, применяют меру обеспечения в виде изъятия или ареста товаров. В том числе, по статье о предоставлении недостоверных сведений о товарах при прибытии/убытии (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ), субъектом которой чаще всего является перевозчик.

В настоящей публикации мы рассмотрим последствия ситуации, когда по итогам рассмотрения дела таможней или судом наказание в виде конфискации не применено. При этом не имеют значения основания данного решения: отсутствие состава правонарушения или просто применение другого вида наказания.

Основное последствие – товар в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении подлежит возврату для таможенного оформления тому лицу, у которого он был изъят.

Данная ситуация влечет за собой две проблемы, важность которых заинтересованный участник ВЭД не всегда способен в полной мере оценить заблаговременно:

  1. Финансовые и организационные затраты на вывоз и таможенное оформление товара.
  2. Последствия непринятия мер к вывозу и таможенному оформлению товара в виде административной ответственности и возможных убытков.

Что касается первой проблемы, то мы не будем останавливаться на ней подробно, поскольку ранее уже рассматривали данный вопрос достаточно полно в одной из предыдущих публикаций .

Отметим лишь, что объем понесенных расходов и затраченных усилий зачастую превышает ценность самого товара либо существенно снижает эту ценность для участника ВЭД.

Второй проблеме же стоит уделить более пристальное внимание, так как новое таможенное законодательство (Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу с 01.01.2018 г.) иначе определяет процесс таможенного оформления товаров, изъятых ранее в качестве предмета административного правонарушения .

Изменения, в свою очередь, отразились на том, какую ответственность участник ВЭД может понести за свое бездействие, если он:

  • не имеет возможности оформить возвращенный товар;
  • не знает, как это сделать;
  • не хочет оформлять товар ввиду нецелесообразности и согласен на его обращение в государственную собственность.

До 2018 года лицо, которому товар возвращен, обязано было по своему выбору задекларировать данный товар либо поместить его на временное хранение в течение 30 дней после вступления в силу постановления. Соответственно при невыполнении данных обязанностей участнику ВЭД грозила ответственность за несоблюдение срока подачи таможенной декларации по ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ (штраф от 10 до 50 тыс. руб.), а в случае помещения товара на временное хранение – по ст. 16.16 КоАП РФ за нарушение сроков временного хранения (штраф от 50 до 100 тыс. руб.).

По новым правилам, которые действуют на сегодняшний день, изменение статуса невостребованных товаров после вступления в силу постановления по административному делу можно подразделить на несколько этапов:

I. Возможность помещения товара на временное хранение.

Данный этап начинается со дня вступления в силу постановления и длится в течение 10 календарных дней (п. 4 ст. 98 ТК ЕАЭС).

По истечении данного срока возможность оформления товара (помещения на временное хранение или декларирования) не утрачивается, но возникают предусмотренные ТК ЕАЭС основания для задержания товара.

II. Задержание товара таможенным органом.

Товары, не помещенные на временное хранение в вышеуказанный срок, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС (п. 5 ст. 98, ст.ст. 379,380 ТК ЕАЭС), о чем составляется протокол и направляется участнику ВЭД.

Хранение задержанных товаров продолжает осуществляться таможенными органами в течение 30 календарных дней (скоропортящихся товаров – 24 часа).

III. Реализация, использование или уничтожение невостребованных товаров.

Расходы таможенных органов по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке), хранению, иные расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией задержанных товаров покрываются за счет сумм, полученных от реализации.

В случае если реализация товара невозможна или нецелесообразна, в отношении товара может быть принято иное решение, в том числе о его уничтожении.

Расходы, не покрытые за счет суммы, полученной от реализации, а также расходы по уничтожению товара, могут быть возложены на участника ВЭД, не выполнившего свои обязанности по своевременному оформлению товара.

Также непомещение товара на временное хранение в 10-дневный срок со дня вступления в силу постановления по административному делу является прямым нарушением обязанности, установленной п. 4 ст. 98 ТК ЕАЭС, и оно может быть квалифицировано таможенным органом как нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения по ст. 16.14 КоАП РФ (штраф от 5 до 20 тыс. руб.).

Мы, со своей стороны, предлагаем перевозчикам и иным участникам ВЭД, оказавшимся в вышеописанной ситуации, с целью минимизации негативных последствий придерживаться следующих рекомендаций:

  • Оценить свои организационные и финансовые возможности по вывозу и таможенному оформлению товара;
  • Связаться и согласовать вопрос отказа от товара либо покрытия расходов на его оформление с его собственником и иными заинтересованными лицами;
  • В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении уведомить таможню/суд об отсутствии намерения производить таможенное оформление товара;
  • Принять меры к назначению по административному делу наказания в виде конфискации товара;
  • Сразу после вступления в силу постановления по административному делу, если товар не конфискован, повторно уведомить таможню об отказе от товара;
  • В случае возбуждения административного дела по ст. 16.14 КоАП РФ, при условии выполнения остальных рекомендаций, сослаться на отсутствие вины в совершении правонарушения.

В некоторых случаях перечисленные меры не гарантируют полное отсутствие негативных последствий.

Тем не менее, понимание возможных последствий и предусмотрительность – ваше главное оружие в принятии правильных решений.

Удачи на дорогах!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте , а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 – 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»

Ответственность за нарушение правил торговли.

Ежедневно миллионы людей совершают покупки на рынке или в магазине. Процесс это обыденный, пока не выходит за рамки закона. Постараемся рассмотреть детально, а что будет за нарушение правил торговли, установленных в нормативных актах. Кто и в какой мере понесет за это ответственность

Основные положения

Когда говорят о нарушении правил торговли, то в первую очередь подразумевают, что связаны они с Правилами продажи № 55 от 1998 г. Данный документ дает в первую очередь объяснения основным понятиям, которые используются при разборе факта правонарушения в сфере продаж.

Покупателем в данном случае именуется физическое лицо, которое приобретает товары для личного пользования. Если покупка совершается с целью использовать товар в предпринимательской деятельности, то при нарушениях этот процесс регулируется иными нормативными актами.

Продавцом же считается юридическое лицо или ИП, которые занимаются своей торговой деятельностью согласно договору розничной купли-продажи.

Правом осуществлять контроль над деятельностью продавца наделено обширное количество государственных структур. Они же имеют право инициировать возбуждение дел против нарушителей. К категории контролирующих органов относят Роспотребнадзор, Государственную противопожарную службу, федеральные органы исполнительной власти (например, полицию), ФНС, Службу по труду и занятости и пр. структуры.

Административные правонарушения

Чтобы продавец был привлечен к административной ответственности, необходимо наличие ряда обязательных факторов:

  • Сам противоправный проступок существенный, но не настолько серьезный, чтобы виновное лицо привлекалось к уголовной ответственности;
  • Обязательно наличие лица, которому можно предъявить обвинения в нарушении правил и контролирующего органа, который эти нарушения выявил.

При их наличии открывается административное производство, для которого характерны следующие черты:

Если сравнивать уголовные преступления и административные правонарушения, то последние причиняют намного менее существенный материальный вред (или не причиняют его вовсе).

Сроки

Административный проступок должен повлечь наказание не позднее 2 месяцев после его совершения. Если речь идет о деянии, которое укладывается в длительные временные рамки, то здесь взыскание допустимо осуществлять в течение 2 месяцев с момента установления факта совершения административного нарушения.

Виды административных правонарушений в торговле

Если контролирующий орган выявит противоправное деяние в сфере торговли, подпадающее под категорию административного, то за этим последует наложение мер взыскания. Рассмотрим самые распространенные виды правонарушений.

Вид правонарушения

Мера наказания

Продажа продукции, которая не отвечает требованиям установленных стандартов качества (это относится и к предоставлению услуг).Штрафные санкции. В данном случае ИП должен будет заплатить от 10 до 15 МРОТ, а организация – от 200 до 300 МПРОТ.Продавец оказывает услуги с нарушением санитарных норм и/или не имея сертификата на товары (услуги).Для граждан штраф составит от 20 до 25 МРОТ, плюс у него может быть конфискован товар. ИП придется заплатить штраф в размере от 40 до 50 МРОТ, а организации от 400 до 500 МРОТ, и у них также может быть конфискован товар. Также для ИП и юрлиц предусмотрена возможность приостановки деятельности на срок до 3 месяцев.Продажа товара, по которому продавец не предоставляет всю положенную по закону информацию (сведения об изготовителе и пр.) либо отсутствие ККМ (в случаях, если ее необходимость установлена законом).Для ИП – наложение штрафных санкций в размере от 15 до 20 МРОТ, а для организаций – от 300 до 400 МРОТ.Обман потребителей относительно качества продаваемого товара, а также обвешивание, обсчет и т.п.В качестве наказания предусмотрен штраф для ИП в размере от 10 до 20 МРОТ, а для юрлиц – от 100 до 200 МРОТ.Непредоставление покупателю обязательной информации о товаре, его производителе и о самом продавце (например, о режиме его работы).В данном случае штрафы предусмотрены для организаций от 50 до 100 МРОТ, а также для должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ.Заключение договора, условия которого ущемляют законные права покупателя.Юрилица должны будут внести штраф от 100 до 200 МРОТ.Сокрытие от потребителя возможности воспользоваться законными льготами при покупке товара или получении услуги.На организацию налагается штраф в размере от 50 до 100 МРОТ, а на должностное ответственное лицо – от 5 до 10 МРОТ.Нарушения правил продаж, которые закон устанавливает для отдельных групп товаров.В такой ситуации ИП должны будут уплатить от 3 до 15 МРОТ, а юрлица – от 100 до 300 МРОТ.

Уголовная ответственность

При нарушениях в сфере торговли возможно наступление и уголовной ответственности. По сравнению с административными противоправными действиями процент их низок, но они встречаются. В УК РФ предусмотрено несколько статей, которые регламентируют данные вопросы:

  • Ст. 182 предполагает наказание за подачу заведомо ложной рекламы товара и услуг. Минимум виновное лицо отделается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, максимум – будет подвергнуто аресту на срок до полугода или лишению свободы на срок до 2 лет.
  • Ст. 236 указывает, что пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами, следствием которых стало массовое отравление продукцией, приведет к штрафу до 80 тыс. руб. Также возможны исправительные работы и ограничение свободы на срок до года. При условии, что подобное нарушение привело к летальному исходу одного человека, то максимальной мерой наказания может стать лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Ст. 238 регламентирует, что продажа товара, а также его хранение и предоставление услуг, которые заведомо не соответствуют законным требованиям безопасности жизни и здоровья людей будут наказаны штрафом в размере до 300 тыс. руб. или же принудительными работами и лишением свободы на срок до 2 лет.
    Наказание существенно ужесточается, если речь идет о продукции, предназначенной для детей до 6 лет, либо ее сбыт привел к летальному исходу. В таких ситуациях штраф может возрасти до 500 тыс. руб., а свободы гражданин лишится на срок до 6 лет.
Читайте также:  Что делать, если я не могу присутствовать на заседании

Т.е. получается, что введение уголовного наказания предусматривается, если правонарушение повлекло за собой крупные материальные убытки или смерть человека.

Торговля алкоголем

Наказания, предусмотренные за нарушения в сфере сбыта алкогольной продукции, стоит вынести отдельной темой. Все потому, что кроме КоАП и УК РФ они могут подпадать и под действие НК РФ. Плюс сами судьи иногда не сходятся во мнении, как квалифицировать противоправные действия в этой сфере.

В июле текущего 2018 г. Госдума одобрила и приняла закон, который существенно ужесточает меры наказания за продажу алкоголя без лицензии. Теперь административная ответственность будет следующей:

  • На организацию будет наложен штраф в размере 1/5 всего объема годовой выручки за предшествующий отчетный период (но не менее 3 млн. руб.), также деятельность ее может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.
  • Для ИП размер штрафа будет равен от 100 до 200 тыс. руб. плюс допустимо изъятие алкогольной продукции.
  • Физическое лицо будет наказываться штрафными санкциями в размере от 30 до 50 тыс. руб. также с конфискацией.

Если акцизные марки отсутствуют или являются поддельными, то меры воздействия будут такими:

  • Физические лица заплатят штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб., и алкогольная продукция будет подвергнута конфискации.
  • Штраф для организаций равен от 200 до 300 тыс. руб. плюс конфискация.

Куда жаловаться покупателям

У любого потребителя есть 2 основных пути для попытки разрешения проблемной ситуации с продавцом. Если покупатель усмотрел в действиях сотрудников магазина факты нарушения правил торговли, то первым делом он может составить жалобу в Книге жалоб и предложений, которую обязаны предъявлять по первому требованию.

Если ситуация не разрешилась в течение 5 дней, то жалобу нужно подать в контролирующие органы. Это может быть Роспотребнадзор, Торговая инспекция, Полиция, Комитет по защите прав потребителей. Кстати, документ желательно составить не в одном экземпляре и подать ее сразу в несколько инстанций. А отправить его в Роспотребнадзор сейчас можно даже онлайн.

При подаче жалобы и для проведения контролирующих мероприятий необходимо доскональное изучение правовых норм. Например, правила торговли продовольственными товарами и непродовольственными товарами могут существенно различаться. И это следует учитывать.

Приостановка производства: последствия для работников

Работодатель обязан обеспечить персонал компании работой, которая предусмотрена трудовыми договорами (ст. 22 Трудового кодекса РФ). При ее отсутствии работодатель должен зафиксировать простой. Таково требование статьи 157 Трудового кодекса РФ.

В трудовом законодательстве под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 Трудового кодекса РФ). Простои могут возникать как по вине работодателя, так и по вине сотрудника или же по независящим от них причинам.

От того, почему возникла временная остановка производства, будет зависеть размер оплаты простоя.

Если простой случился по вине работодателя, то оплата производится в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

А если по причинам, не зависящим от работодателя и работника, то в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Если работодатель не оплачивает время простоя, то сотрудники вправе обжаловать его действия в комиссии по трудовым спорам или в суде. Такие разъяснения даны в постановлении Минтруда России от 27 июня 1996 г. № 40 «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя».

ДЛЯ ОТПУСКА ДОЛЖНО БЫТЬ СОГЛАСИЕ РАБОТНИКА

Отпуск без сохранения заработной платы предусмотрен статьей 128 Трудового кодек-са РФ. Он может быть предоставлен работнику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Для этого работник должен написать заявление. Работодатель не может по собственной инициативе отправить работников в отпуск за свой счет в связи с отсутствием работы, определенной трудовым договором. Принудительное направление в административный отпуск будет расцениваться как нарушение законодательства о труде. А за это, согласно статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен административный штраф в размере:
– от 1000 до 5000 руб. для должностных лиц организации;
– от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) для юридических лиц.
За повторное нарушение должностное лицо компании может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Итак, для правильной оплаты простоя необходимо выяснить обстоятельства, приведшие к временной остановке производства. К какой же категории будет правильнее отнести простой по причине финансового кризиса (отсутствие оборотных средств для закупки сырья, неоплата покупателями продукции, отсутствие заказов и т. д.)?

Исходя из устных разъяснений чиновников Минздравсоцразвития России, негативные процессы в экономике, например, когда из-за кризиса покупатели не погашают задолженность или же нет заказов на выпуск продукции, являются предпринимательскими рисками. Следовательно, это не форс-мажорные обстоятельства. В данном случае работодатель должен был предпринять все необходимые меры по предотвращению простоя.

Если он этого не сделал, то простой будет оплачен в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Однако если работодатель сумеет доказать обратное, то он может быть признан невиновным в простое. Тогда оплата простоя должна быть не менее
2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, рассчитанных пропорционально времени простоя.

К сожалению, сложившаяся на сегодня арбитражная практика не на стороне работодателей. Суды приходят к выводу, что временная остановка производства из-за ухудшения финансового положения организации в связи с экономическим кризисом является простоем по вине работодателя. Следовательно, оплата должна производиться исходя из 2/3 среднего заработка работников (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 ноября 2009 г. № А66-2587/2009).

В этом случае необходимо определить среднюю заработную плату работника. Для расчета берут все виды выплат, которые предусмотрены системой оплаты труда в организации (ст. 139 Трудового кодекса РФ).

Среднедневной заработок определяется в соответствии с пунктом 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее – Положение № 922).

При суммированном учете рабочего времени вместо показателя среднедневного заработка используют средний часовой заработок, а вместо количества дней – число часов (п. 13 Положения № 922).

ПРИМЕР 1
На предприятии случился простой по вине работодателя. Период простоя составил 11 рабочих дней (с 1 по 15 февраля 2010 года включительно).

Согласно приказу в организации при оплате времени простоя применяется 2/3 среднего заработка.

За расчетный период (с февраля 2009 года по январь 2010 года включительно) токарю Демину П.Ю. были выплачены оклад в сумме 204 011,86 руб. и премия в размере 37 000 руб., а отработанное за это время составило 233 дня.

Среднедневной заработок составил 1034,39 руб. ((204 011,86 руб. + 37 000 руб.) : 233 дн.).

Сумма оплаты за простой составила 7585,53 руб. (1034,39 руб. х 11 дн. х 2/3).

В данной ситуации сумма оплаты получается ниже, чем в первом случае. Это связано с тем, что расчет производится только исходя из оклада (тарифной ставки), то есть без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

ПРИМЕР 2
Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что простой в организации возник по причинам, не зависящим от работодателя и специалиста. Оклад токаря составляет 18 000 руб.

Рассчитаем сумму выплаты работнику при оплате времени простоя исходя из 2/3 оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя.

Сумма оплаты за простой составит 6947,37 руб. (18 000 руб. /19 дн. х 11 дн. х 2/3).

Расходы в виде выплат работникам за время простоя могут быть признаны в налоговом учете. Причем не имеет значения, по чьей вине произошел простой (по вине работодателя или по независящим от организации и работника причинам). В любом случае это экономически обоснованный расход. Такой вывод сделан в постановлении Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г. № 13591/04. Правомерность такого подхода подтверждают и налоговые органы (письмо ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109). Возникает вопрос, по какой статье учитываются указанные затраты (в составе расходов на оплату труда или же во внереализационных расходах).

Есть разъяснения чиновников, в которых говорится, что оплата простоя относится к расходам на оплату труда (письма ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109, Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/208). Объясняется это тем, что в состав расходов на оплату труда включаются любые начисления работникам, а также затраты, связанные с их содержанием, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми и коллективными договорами (ст. 255 Налогового кодекса РФ). Аналогичная точка зрения высказана и в определении ВАС РФ от 8 декабря 2008 г. № ВАС-15508/08.

В то же время потери от простоев можно отнести и к внереализационным расходам. Основание – подпункты 3, 4 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 12 июля 2005 г. № 03-05-02-04/135, и его правомерность подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г. № 13591/04. Учитывая изложенное, организация должна самостоятельно решить, по какой норме кодекса она будет учитывать оплату простоя (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения*.

Выплачиваемая работникам плата за время простоя признается доходом, облагаемым НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ).

Что касается взносов во внебюджетные фонды, то, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, объектом обложения взносами являются выплаты по трудовым договорам. Таким образом, если оплата простоя предусмотрена в трудовых договорах, то она облагается страховыми взносами.

Но здесь необходимо учесть один важный момент. Объект обложения страховыми взносами совпадает с объектом налогообложения по ЕСН (гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ утратила силу с 1 января 2010 года). И в отношении обложения единым социальным налогом оплаты времени простоя Минфин России высказывал следующее мнение.

В том случае, когда за работником сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством РФ (например, во время простоя производства по вине работодателя), такие выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями работника и работодателя. Значит, они должны облагаться единым социальным налогом (письмо Минфина России от 28 мая 2007 г. № 03-04-07-02/18).

Такую позицию поддерживали и суды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 января 2008 г. № А11-1995/2007-К2-20/123).

Поэтому вполне возможно, что и специалисты внебюджетных фондов будут придерживаться аналогичной точки зрения. Таким образом, во избежание возможных споров лучше на оплату времени простоя предприятия начислить взносы во внебюджетные фонды (даже если выплаты в коллективном или трудовых договорах не предусмотрены).

Читайте также:  Какие сведения должна содержать кассационная жалоба

Статья напечатана в журнале “Учет в производстве” №4, апрель 2010 г.

Взаимодействие продаж и производства

Можно вложить немало средств в производство: в оборудование, производственные помещения, проф.подготовку специалистов. При этом Ваши коммерческие службы могут успешно развивать продажи, привлекая все больше заказов как от новых, так и от имеющихся Клиентов. Но если взаимодействие продаж и производства не выстроено должным образом, результаты будут плачевными. Чем больше будет заказов — тем больше будет (в том числе в процентном выражении!) затяжек, срывов и сбоев в их исполнении. Хотя, казалось бы, производство могло бы выполнить все эти заказы вовремя и качественно! В чем же дело, и как этого избежать?

Первое условие эффективного взаимодействия: необходимо как можно раньше полностью разделить продажи и производство. Одни сотрудники — коммерсанты — должны заниматься поиском и привлечением Клиентов. А другие — исполнением обязательств перед Клиентами в соответствии с контрактами, которые заключили коммерсанты. Разделение обязанностей ведет к порядку, контролю, повышению интенсивности загрузки сотрудников. К тому же значительно проще привлечь с рынка труда и подготовить более узких специалистов.

Напротив, попытка взвалить на одних и тех же сотрудников несколько в корне различных функций приводит к проблемам, сложностям и бедствиям. Например, во многих полиграфических Компаниях как само собой разумеющееся принято, что менеджеры по продажам лично отслеживают исполнение своих заказов. То есть сначала они должны провести переговоры с Клиентом и договориться о том, что тот заказывает их Компании печать рекламного буклета. Потом они долго и упорно утрясают с Клиентом дизайн и содержание буклета. В процессе они постоянно стоят над душой у дизайнеров и заставляют их работать. Наконец, когда все окончательно согласовано, коммерсант отправляется на производство. И несколько дней контролирует печатников, пока заказ не будет полностью изготовлен.

Проведите экспресс-аудит отдела продаж самостоятельно по 23 критериям и определите точки роста продаж!

На встречах со мной руководители таких Компаний жалуются, что у них плохо идут продажи. Что хороших менеджеров по продажам мало. Да и те большую часть времени, вместо того чтобы заниматься переговорами, находятся на производстве. И при этом найти на рынке труда дополнительных специалистов в отдел продаж, которые имели бы необходимый опыт работы, практически нереально. И даже если удается принять на работу нового перспективного сотрудника, на его обучение до достижения им нужной квалификации уйдут годы.

Очевидно, что собственники бизнеса сами создали себе проблемы. Значительно эффективнее было бы разделить обязанности, которые до этого должны были непонятно каким образом выполнять несчастные менеджеры, на два блока работ. Необходимо назначить администраторов производства (по сути — менеджеров проектов), которые обеспечивали бы сводный контроль за исполнением заказов. Чтобы не возникало эффекта испорченного телефона, администраторы производства должны лично присутствовать вместе с коммерсантами на финальной стадии переговоров с Клиентами, когда обсуждается и конкретизируется заказ. После чего они напрямую контактируют с Клиентом до тех пор, пока заказ не будет исполнен, Клиент не будет удовлетворен и соответствующий оправдательный документ не будет подписан. А коммерсанты в этом случае могут полностью сосредоточиться на продажах. Если же коммерсант хочет проследить, на какой стадии исполнения находится тот или иной привлеченный им заказ, ему достаточно спросить об этом администратора производства. Практика показывает, что два-три администратора производства могут справиться с заказами, которые привлекает целая толпа коммерсантов.

Успешному взаимодействию сотрудников отдела продаж и производственного отдела крайне помогает полезная бюрократия. Многие предприниматели еще с советских времен помнят, что бюрократия — зло. Что это страшный зверь, который заставляет людей тратить кучу времени и сил на никому не нужные бумажки, вместо того чтобы заниматься полезным делом.

А ведь когда-то бюрократия была выдающимся изобретением человеческой цивилизации. Она достигла своего расцвета, когда применялась для управления географически распределенными империями. Да и в управлении бизнесом разумная бюрократия может приносить весьма ощутимую пользу. Владимир Константинович Тарасов при анализе уровней управления предприятием специально выделяет второй — «инструктивный» — уровень. Который, с точки зрения Владимира Тарасова, имеет очевидные преимущества по сравнению с первым — «административным» — уровнем.

При классическом личном административном управлении, чтобы воздействовать на сотрудника, управленец должен затратить время и силы. Причем расходовать их нужно каждый раз — при обеспечении каждого следующего воздействия. В то же время при инструктивном воздействии время и силы руководителя в основном расходуются в самом начале — на разработку соответствующего приказа, инструкции или стандартов. В некоторых случаях руководителю придется также разъяснить приказ либо инструкцию. Или обучить сотрудников правильной работе по стандартам. Но в дальнейшем управленческое воздействие обеспечивает сам документ, что изрядно экономит время и силы руководителя. При этом действует принцип: «Живой человек побеждает мертвую инструкцию. Но живая инструкция побеждает живого человека».

Ни один более-менее успешный бизнес не может обойтись без некоторой доли разумной бюрократии. Прежде всего необходимо организовать четкий, регулярный и планомерный учет финансов. Неплохо, если перед созданием предприятия Вы заранее составите его бизнес-план и финансовую схему. Однако я знаю примеры, когда вполне успешные бизнесы создавались без предварительного расчета. Мне и самому доводилось открывать новые Компании или запускать новые направления деятельности без детального бизнес-плана. Однако бизнес, в котором не организован должным образом текущий учет всех финансовых операций, доходов, расходов и платежей по обязательствам, точно не увидит светлого будущего. Так что постановка текущего финансового менеджмента — это вопрос выживания Компании.

Частью ежемесячных финансовых отчетов в рамках оперативного управления финансами предприятия может быть расчет сдельных заработных плат. И этот механизм крайне интересен. Эффективные системы сдельной оплаты труда оказывают неоценимую помощь в управлении бизнесом и в его развитии. Общий принцип построения таких систем состоит в том, что в работе каждого сотрудника и подразделения Компании выделяются ключевые показатели. Их достижение в наибольшей степени определяет реальный вклад, который данные сотрудники или подразделения вносят в успех бизнеса в целом. Важно, чтобы эти показатели можно было контролировать объективно. То есть, чтобы они рассчитывались на основании официальных документов, которые сложно подделать. Таким образом, разработка систем сдельной оплаты труда во многих случаях потребует от Вас введения дополнительной бюрократии.

Проведите экспресс-аудит отдела продаж самостоятельно по 23 критериям и определите точки роста продаж!

Но и выигрыш от массового использования таких систем оплаты труда может быть колоссальным. Если ключевые показатели не выделены, сотрудники недостаточно четко понимают, на чем они должны сосредотачивать усилия в первую очередь. А руководителям приходится постоянно говорить, что должны делать сотрудники. Нет приказов — нет работы. Если же сотрудник знает, какие результаты должен обеспечить своими действиями он сам и какие результаты ожидаются от его подразделения, он направляет все силы на то, чтобы добиться искомых результатов. В итоге выигрывают все: доходы сотрудников и прибыль Компании растут одновременно. При этом руководители тратят значительно меньше времени и сил на административное управление сотрудниками. В одной из следующих глав данной книги я подробно расскажу о разработке сдельных систем оплаты труда для различных категорий сотрудников. И проиллюстрирую рассказ примерами из практики.

Одним из важнейших моментов, где бюрократия способна принести большую пользу Вашему бизнесу, является эффективное выстраивание взаимодействия различных подразделений Компании. Особенно это касается взаимодействия коммерческого и технического отделов. Когда заказов мало, все вопросы могут неплохо решаться в процессе личного общения. Но когда заказов становится больше, неизбежно возникают задержки и сбои с их выполнением. Ситуация постепенно переходит в состояние полного хаоса. Две недели назад один специалист техотдела клялся и божился, что оборудование для нового Клиента закуплено и что его скоро можно будет подключать. Неделю назад другой специалист сказал, что оборудование поступило и что в течение двух-трех дней бригада монтажников выедет к Клиенту. А сегодня они смотрят на Вас, как два барана на новые ворота. И утверждают, что никакого оборудования так и не пришло. Да и про данного Клиента они впервые слышат.

Понятно, что Вам их просто убить хочется. Но проблему это не решит. Чтобы ее решить, необходимо выстроить взаимодействие коммерческого и технического отдела на основе разумной бюрократии.

Пример

В Интернет-Компании, где я был коммерческим директором, после ряда подобных инцидентов приняли стратегическое управленческое решение: никаких заявок в устном виде техотдел больше не принимает. Вместо этого была разработана стандартная форма заявки. С того момента взаимодействие коммерсантов с технарями строилось исключительно на основе письменных заявок. При этом заявка не просто передавалась в техотдел. Во-первых, ее копия в обязательном порядке должна была оставаться у коммерсанта. Во-вторых, все заявки учитывались в реестре, который лежал на столе у технического директора. Сначала реестр заполнял тот, кто передавал заявку в техотдел: он указывал имя, дату и подпись. А в следующей колонке той же строки свое имя, дату и подпись вписывал сотрудник техотдела, который принял заявку к непосредственному исполнению. После этого каждая передача заявки от сотрудника к сотруднику — как внутри техотдела, так и между отделами — сопровождалась аналогичной новой записью в реестре. Когда работа над заказом завершалась, это опять же отмечалось в реестре. Таким образом, по нему сразу было видно, какие заявки до сих пор не выполнены. Кто последний ими занимался. И как давно это было.

Позже, когда мы запустили VIP-программу, было решено, что анкета VIP-программы станет второй допустимой формой заявки, передаваемой в техотдел. Это было не в пример проще сделать, чем каждый раз переписывать все данные с VIP-анкеты в заявку техотдела. Как видите, бюрократия внедряется в Компании для удобства сотрудников и руководителей, а не наоборот.

© Константин Бакшт, генеральный директор “Baksht Consulting Group”.

Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж – посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами “Система продаж”.

Какова ответственность за нарушение таможенных правил

Нарушение таможенных правил – это действие или бездействие, приведшее к нарушению перемещения продукции, которая перевозится через границу. В качестве наказания обычно используются административные меры воздействия. Рассмотрим все возможные формы ответственности.

Принципы наложения ответственности

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.
Читайте также:  Какую госпошлину нужно уплатить, подавая иск об уменьшении алиментов

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

Разновидности административных наказаний

Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

  • Предупреждение.
  • Наложение штрафа.
  • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
  • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
  • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
  • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

Предупреждение

Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

Административный штраф

Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

  • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
  • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
  • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

Также штраф может выражаться в этих размерах:

  • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
  • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
  • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.

Конфискация

Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.

В каких случаях лицо освобождается от ответственности

Лицо могут освободить от наказания при наличии этих обстоятельств:

  • Нарушение произошло в ситуации крайней необходимости. То есть не нарушить правила было невозможно.
  • Нарушитель признан невменяемым.
  • Нарушение признано несущественным, а потому представителем контролирующего органа было принято решение просто вынести устное замечание. Возможность признания правонарушения несущественным установлена статьей 2.9 КоАП РФ.
  • Истечение срока давности (статья 4.5 КоАП РФ).
  • Смерть ФЛ (статья 24.5 КоАП РФ).

Производство по делу не может быть начало при отсутствии события или состава правонарушения.

К СВЕДЕНИЮ! Административное наказание может быть основным или дополнительным. Основной формой воздействия считается штраф, дополнительной – конфискация.

ВАЖНО!
Срок давности привлечения к наказанию составляет 12 месяцев (основание – часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Если нарушение было продолжительным по времени, то отсчет срока ведется с даты обнаружения недочетов.

Что может повлиять на тяжесть наказания

Как уже говорилось, наказание назначается на основании совокупности всех обстоятельств. То есть могут присутствовать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Первые уменьшают тяжесть наказания, вторые, напротив, ужесточают его.

Смягчающие

Эти обстоятельства могут смягчить ответственность виновного лица:

  • Виновник активно помогает в расследовании дела, участвует в работе контролирующих органов.
  • Он добровольно ликвидирует негативные последствия своих действий.
  • Причиной нарушения таможенных правил стали тяжелые личные или семейные условия.
  • Проступок совершен вследствие угрозы или принуждения к действию. Принуждение может подразумевать использование материальной зависимости своих подчиненных.
  • Проступок совершен несовершеннолетним, беременной или мамой с ребенком, которому не исполнился год.

Также смягчающими могут быть иные обстоятельства. К примеру, это может быть совершение проступка под влиянием стихийных обстоятельств.

Отягчающие

Наказание будет ужесточено в том случае, если обнаружатся эти обстоятельства:

  • Виновник не внял требованиям и продолжил свою противоправную деятельность.
  • Лицо неоднократно нарушало правила в течение года.
  • Виновник ранее был привлечен к ответственности за контрабанду.
  • В правонарушение было вовлечено лицо, не достигшее 18-ти лет.
  • Проступок совершался при участии группы лиц.
  • Виновник был в пьяном состоянии.

В процессе привлечения виновника к ответственности изучаются все обстоятельства. Если проступок был несущественным, присутствует много смягчающих обстоятельств, то наказание может быть вовсе отменено.

Ответственность за несанкционированную торговлю

​Несанкционированная торговля в неустановленных местах является противозаконной деятельностью, которая направлена на получение прибыли без оформления соответствующих разрешающих документов и отчисления налоговых сборов.

Согласно действующему законодательству, на территории РФ запрещено осуществлять реализацию товаров, если лицо, организующее продажу, официально не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Такое обязательство касается большинства торговых взаимоотношений, возникающих между людьми. В этот список входит не только обычная торговля на улице или из машины, но и реализация урожая с собственного участка, продажа изделий ручной работы, цветов и других товаров.

В случае выявления подобного нарушения на виновное лицо государством накладываются штрафные санкции.

Во избежание получения статуса правонарушителя, каждому человеку, занимающемуся торговлей, необходимо зарегистрироваться, как ИП, а также получить все необходимые разрешения, которые помогут вести торговую деятельность на законных основаниях.

Какой штраф грозит гражданину за противозаконную торговлю?

На сегодняшний день власти ведут активную борьбу с нелегальным бизнесом на территории РФ. Штраф за торговлю без ИП на улице предусмотрен одновременно 3-мя кодексами. Но, несмотря на это пенсионеры, мигранты и другие мелкие «бизнесмены» продолжают ежедневно реализовывать товар без получения официального разрешения в неустановленных законом местах. Однако подобная самодеятельность, которая направлена на получение постоянной прибыли, может грозить нарушителям привлечением к административной, налоговой и даже уголовной ответственности. Об этом следует помнить, прежде чем заниматься несанкционированной торговлей, являющейся, так или иначе, разновидностью предпринимательства. А предпринимательство должно быть зарегистрировано через ИФНС, согласно статье 23 ГК РФ.

Штраф за несанкционированную торговлю регулируется административным кодексом и другими региональными актами. Эти правоустанавливающие документы предусматривают санкции за незаконную предпринимательскую деятельность обычных товаров в размере 500-2000 рублей. В свою очередь, за продажу продукции, подлежащей получению обязательной лицензии, КоАП РФ определяет совершенно другое наказание, к которому относится не только вынесение штрафа в 2000-2500 рублей, но и конфискация нелицензированного товара.

Но и это еще не все. Самой суровой ответственностью является уголовная. Она предусматривает, согласно статье 171 УК РФ, наложение санкции в размере до 300000 рублей либо в сумме, равной двойному годовому доходу, либо общественные работы на срок до 480 часов.

Также стоит отметить, что если незаконная торговля, совершаемая не единичным «предпринимателем», а группой лиц, причинила ущерб в особо крупных размерах, то ее основателям может грозить штраф до 500000 рублей или арест до 60 месяцев.

Помимо административной и уголовной ответственности, существует еще и налоговая, которая также предусматривает наказание за несанкционированную торговлю. В соответствии со статьей 116 НКРФ, при нарушении правил и/или сроков постановления на налоговый учет лицо, организующее незаконную реализацию товаров, обязано уплатить штраф в 10000 рублей. А тем, кто совсем не собирается регистрировать свою деятельность, грозит санкция в размере 10% от товарооборота, но не менее 40000 рублей.

Во избежание ответственности каждый человек, занимающийся торговлей, в обязательном порядке должен пройти процедуру регистрации ИП в ИФНС и получить соответствующие документы на осуществление деятельности.

Кто контролирует незаконную торговлю и может оформить штраф?

Штрафные санкции за реализацию товаров в неположенном месте без специального разрешительного документа могут наложить инспекторы ИФНС, а также специалисты Федеральной службы по защите прав потребителей и сотрудники правоохранительных органов.

В крупных городах торговля на улице строго запрещена и пресекается представителями закона. Как правило, борьба с нелегалами осуществляется за счет установки камер постоянного видеонаблюдения, которые позволяют за самовольную торговлю в запрещенных местах, накладывать на ее организаторов штрафы.

Под санкции в 2019 году попадают продуктовые ларьки, ведущие свою деятельность без оформления ИП и нарушающие санитарные нормы, торговые точки, расположенные возле дорог и рынков, а также продавцы, не имеющие документов и продающие товары с машин.

Что делать «предпринимателю», если в его отношении ответственные органы составили протокол?

После наложения штрафных санкций за противозаконную реализацию товара, лицу, в отношении которого был составлен протокол, следует в кратчайшие сроки внести оплату в соответствии с документом. Уплачивается штраф в зависимости от ведомства, его выписавшего, любым удобным способом.

Например, санкции, наложенные ИФНС, можно оплатить:

  • в банке;
  • в личном кабинете налогоплательщика;
  • на Госуслугах;
  • по реквизитам через интернет-банкинг.

Несвоевременная уплата штрафа, выписанного налоговым инспектором, грозит увеличением его размера за счет начисления пени. Для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика для оплаты, нарушителю следует обратиться в ИФНС. В случае внесения средств через другие сервисы, важно точно указывать данные получателя.

Административные санкции можно оплачивать теми же способами, что и налоговые, а также через отделения почты России. Неуплата такого вида штрафа может повлечь за собой его увеличение в двукратном размере, арест до 15 суток или принудительные работы на срок до 50 часов.

Санкции, накладываемые в рамках возбужденного уголовного дела, вносятся согласно рекомендациям, данным нарушителю в судебной инстанции. Судом в обязательном порядке предоставляются реквизиты, на которые осужденному необходимо перечислить денежные средства в течение установленного срока.

Можно ли обжаловать выписанный штраф?

Обжаловать уже наложенный штраф достаточно трудно. В случае если дело касается несанкционированной торговли алкоголем без подключения к автоматизированной системе контроля оборота спиртосодержащей продукции, то протокол о выявленных нарушениях составляется только при понятых при участии тайного покупателя и сотрудников правоохранительных органов. Показания этих людей являются прямым доказательством того, что нарушение имеет место быть, поэтому его оспорить невозможно.

В остальных ситуациях для обжалования штрафа можно обратиться в судебную инстанцию с иском, который должен содержать информацию о несогласии нарушителя с выписанным в отношении него постановлением. В этом случае ссылаться можно на отсутствие доказанных фактов продажи товара или услуги. Однако отправляться в суд следует только при полной уверенности отсутствия случайных свидетелей, которые могли бы подтвердить осуществление того или иного вида деятельности.

Куда жаловаться на нарушителя?

От незаконного оборота продукции на сегодняшний день страдает не только государство, но и зарегистрированные индивидуальные предприниматели, а также покупатели, которые совершая покупку в непроверенном месте, получают некачественный товар, неся материальные и моральные потери. Для того чтобы прекратить распространение такого вида деятельности, лицу, выявившему нарушение, следует обратиться с жалобой на несанкционированную торговлю в письменной форме:

  1. в органы местного самоуправления;
  2. участковому полицейскому по своему местожительству;
  3. в департамент, занимающийся контролем вопросов, касающихся землепользования;
  4. в полицию.

К жалобе следует в обязательном порядке приложить ряд доказательств, которые могли бы подтвердить незаконную реализацию продукции. В качестве них могут выступать фото, видео, а также аудиозаписи.

Как избежать штрафных санкций за торговлю?

Чтобы защитить себя от штрафа за торговлю, предпринимателю важно перед непосредственной продажей товара зарегистрироваться в ИНФС и получить все требующиеся разрешения и лицензии. Своевременная постановка на учет в налоговой инспекции позволит ему не только предотвратить наложение санкций, но и избежать административной и уголовной ответственности. Кроме того, регистрация ИП даст возможность получать прибыль и вести свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию