Что делать, если налоговая инспекция в отчете указала необъективные данные

Что делать если не приняли декларацию по НДС?

Казалось бы, составив и проверив налоговую декларацию по НДС, бухгалтеру остается последний шаг – отправить ее через спецоператора электронного документооборота. Но, как показывает практика, сбои в принятии декларации появляются в конце каждого квартала (например, по причине установки у налоговых инспекций новой программы ввода деклараций). Кроме того, налоговиками активно практикуется передача компаниям уведомления об отказе в приеме налоговой декларации. Законно ли это? Что делать компаниям в данной ситуации?

Ситуация, которая возникла в 3 квартале 2018 г., к сожалению, уже стала стандартной. Компания отправила налоговую декларацию через ТКС, но не получила квитанцию о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронном виде. Худшим сценарием для данной ситуации является получение налогоплательщиком уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным. В направленном налоговиками уведомлении, чаще всего, указывается причина непринятия декларации по основанию: «декларация содержит ошибки и не принята к обработке».

Для начала напомним, что является днем представления декларации. При передаче по ТКС днем предоставления налоговой декларации считается день ее отправки (п.4 ст.80 НК РФ). Так, финансисты еще в 2011 г. разъяснили, что датой представления декларации в электронном виде является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи. А документом, подтверждающим прием декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция налогового органа о приеме декларации (письмо Минфина РФ от 29.04.2011 г. №03-02-08/49).

Начиная с 01 сентября 2014 г., отправка и прием деклараций осуществляются в соответствии с приказом ФНС РФ от 31.07.2014 г. №ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (далее по тексту – Методические рекомендации).

Дата представления отчета, которая указывается в квитанции о приеме, соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки. Эта дата является официальной датой сдачи налоговой отчетности (п. 4 ст. 80 НК РФ, п.1.4 Методических рекомендаций, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 г. №А41-75483/15). Подтверждение даты отправки доказывает, что отчетность представлена компанией вовремя и компания освобождена от ответственности за несвоевременную подачу деклараций по ст.119 НК РФ (п.216 и п.204 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина РФ от 02.07.2012 г. № 99н и письма ФНС РФ от 18.04.2014 г. №ПА-4-6/7440).

Поэтому, если сама декларация отправлена своевременно, но в инспекции произошел программный сбой, то штраф по ст.119 НК будет являться незаконным.

Если же налоговики прислали уведомление об уточнении декларации, то налоговая отчетность также считается принятой, а компании необходимо представить корректирующую декларацию (расчет) либо пояснения.

Но если компании придет уведомление об отказе, то это значит, что отчет не принят. Чем чревато для компании непринятие декларации в установленный срок ?

Прежде всего, непринятие грозит компании штрафом в размере 5% от суммы налога к уплате, но не менее 1 000 рублей. Штраф считается за каждый полный и не полный месяц с крайнего срока представления отчета. При этом сумма штрафа не может быть больше 30% от налога к уплате и меньше 1 000 рублей. Кроме того, налоговики могут и наложить арест на счета компании и приостановить ее деятельность.

Компания получила уведомление об отказе в принятии декларации

На практике налоговики пытаются проверить достоверность сведений в декларации на стадии принятия налоговой декларации и волна отказов в принятии деклараций, прежде всего, связана с подозрением на участие в фирмах – «однодневках».

Прежде всего, обратимся к п.28 Административного регламента ФНС РФ, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 г. №99н, который содержит закрытый перечень оснований для отказа в приеме деклараций:

отсутствие удостоверяющих личность физлица документов или их непредъявление в случае представления отчета лично;

отсутствие документов, подтверждающих полномочия на представление декларации или ее достоверность;

несоблюдение установленной формы отчета (т.е. не тот формат);

отсутствие подписи руководителя или представителя, печати организации, если декларация подана на бумажном носителе;

отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи в случае ее представления в электронной форме;

представление отчета в некомпетентный по этому вопросу налоговый орган (т.е. ошибочно передана декларация в другую налоговую инспекцию).

При наличии хотя бы одного из приведенных оснований, налоговики информируют компанию о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

При этом сформированное уведомление об отказе в принятии декларации должно содержать указание причин отказа в принятии декларации.

Как отмечают суды «отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа».

Пример.

Компания направила налоговая декларация по НДС в установленные законодательством сроки.

26 числа налоговиками вынесено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации по основанию: «декларация содержит ошибки и не принята к обработке» и компания оштрафована по ст.119 НК РФ (в размере 1 000 рублей).

Компания обратилась в суд и судьи признали действия налоговиков незаконными по следующим основаниям:

конкретных пунктов раздела I приложения №1 к Методическим рекомендациям, на соответствие которым проводилась проверка соответствующим программным обеспечением, а также конкретных оснований, указанных в п. 28, 194 Административного регламента, в уведомлении не приведено;

сообщение об ошибке налоговым органом не сформировано, следовательно, нарушений при проверке абонента-отправителя и типа вложения, транспортного контейнера установлено не было;

доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя компании или несоответствия данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя компании в налоговой декларации налоговиками не представлено.

В своих решениях судьи отмечают, что необоснованный отказ в принятии налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщиком возложенной на него обязанности по представлению декларации (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2018 г. №А67-8050/2017).

Наличие признаков «транзитной» организации: отсутствие движимого и недвижимого имущества, численности работников, отсутствие по юридическому адресу, отсутствие по расчетному счету платежей на ведение хозяйственной деятельности, взаимодействие с «транзитными» организациями и участие в цепочке сомнительных операций, доля вычетов в сумме налога, исчисленного с налогооблагаемых операций, составляет 100% не могут являться основанием для непринятие налоговой декларации (Решения АС Томской области от 18.04.2018 г. №А67-9221/2017 и от 07.03.2018 г. №А67-8652/2017, Ростовской области от 13.03.2017 г. №А53-31426/16).

Что делать компании, если у нее не приняли декларацию?

Понятно, что судебные баталии отнимают время и силы, а декларацию нужно сдать здесь и сейчас. Прежде всего, нужно сформировать письмо на имя руководителя налоговой инспекции, указав, что с Вашей стороны исполнены все обязательства по сдаче отчетности через ТКС. Компании следует написать, что в случае непринятия налоговой отчетности она намерена обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган и прокуратуру. В письме необходимо акцентировать внимание, что своими действиями ИФНС препятствует своевременному и надлежащему исполнению обязанностей налогоплательщика, тем самым нарушают его права, предусмотренные ст.21 НК РФ.

А неблагоприятные последствия в виде штрафов за «несвоевременную» сдачу налоговой отчетности, приостановление операций по счетам в банке, могут нанести существенный имущественный ущерб компании.

Как показывает наш опыт, устные обращения в налоговую инспекцию к специалистам по работе с декларациями и приему деклараций через ТКС, не возымеют такого эффекта как письменные обращения, которые в случае возникновения судебного спора, будут дополнительным аргументом компании.

Сбой при приеме отчетности: что делать, если «отказной» протокол от ИФНС пришел после истечения сроков сдачи

Январский сбой при приеме отчетности привел к тому, что налогоплательщики стали получать «запоздалые» отказы в приеме отчетности. По имеющейся у нас информации, налоговые органы не намерены блокировать счета и штрафовать налогоплательщиков, получивших «отказные» протоколы. Однако исключать возникновение отдельных «перегибов на местах» нельзя. Как действовать налогоплательщику, который окажется в такой ситуации?

Чем грозит просрочка

Сначала немного теории. Налоговый кодекс предоставляет ИФНС право приостановить операции по счетам налогоплательщика, если он «припозднился» с налоговой отчетностью более чем на 10 рабочих дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Одновременно факт непредставления налоговой декларации в срок образует состав налогового правонарушения, за которое статьей 119 НК РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа зависит от периода просрочки и суммы, которую нужно уплатить в бюджет по той декларации, которая своевременно не попала в налоговую. Заплатить придется по 5% за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога, указанной в декларации.

Бесплатно сдать всю налоговую отчетность через интернет

Как видим, санкции весьма суровые. Но насколько они правомерны в ситуации, когда отчетность была своевременно направлена через интернет, а инспекция получила ее с опозданием и прислала «отказной» протокол уже после истечения срока сдачи декларации?

Когда декларация считается сданной

Порядок подачи налоговой отчетности детально урегулирован Налоговым кодексом. В частности, положения п. 4 ст. 80 НК РФ фиксируют, в какой момент налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по представлению декларации. В случае со сдачей отчета по ТКС (телекоммуникационным каналам связи) этот момент наступает уже на дату отправки. Одновременно эта норма запрещает ИФНС не принимать (отказывать в приеме) декларации, которая составлена по установленной форме (формату).

То есть в случае, когда декларация составлена по правильной форме (формату) и направлена в инспекцию по ТКС, то она считается поданной в день отправки, невзирая ни на какие ошибки, допущенные при ее заполнении. Это если строго следовать только Налоговому кодексу. Однако на практике этот вопрос трактуется чуть шире.

В частности, суды ориентируются на правила, содержащиеся в п. 28 Административного регламента по приему налоговых деклараций (утв. Приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н). Там определен исчерпывающий перечень оснований, когда ИФНС все же может отказать в приеме декларации (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.04.2018 № Ф05-4547/2018 по делу № А41-73835/2017). Случаи эти таковы:

  1. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
  2. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия физического лица-уполномоченного представителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы;
  3. Представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
  4. Отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
  5. Отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
  6. Представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Как видим, Регламент относит к «отказным» те случаи, когда невозможно установить волю налогоплательщика на подписание или представление декларации. Особняком стоит случай представления декларации не в тот налоговый орган, в который это положено делать согласно НК РФ. Однако рассматриваемый нами случай ни под один из данных пунктов не подпадает. А ведь перечень оснований для отказа носит исчерпывающий характер.

Поэтому никакие другие ошибки, которые выявлены инспекцией при приемке декларации, в т.ч. форматно-логические, включая невыполнение контрольных соотношений, не являются основанием для отказа в приеме декларации и применения репрессивных мер в виде блокировки счета или наложения штрафа (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 № Ф04-2705/2018 по делу № А67-8529/2017).

Резюмируя вышеизложенное, получаем, что штраф и блокировка счета в рассматриваемой ситуации могут быть законными только в трех ситуациях:

  1. Декларация представлена не по форме (формату).
  2. Декларация представлена не в тот налоговый орган.
  3. Декларация не подписана, или подписана неправильной электронной подписью.

Во всех остальных случаях блокировка счета и штраф незаконны.

При сдаче отчетности наиболее комфортно будут чувствовать себя те налогоплательщики, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «Контур.Экстерн»). Все актуальные обновления форматов, контрольные соотношения и адреса инспекций устанавливаются в веб-сервисах без участия пользователя. Если данные, которые ввел налогоплательщик (страхователь), не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. Бесплатно подготовить, проверить и сдать отчетность через «Контур.Экстерн» можно прямо сейчас. Для этого понадобится только сертификат квалифицированной электронной подписи.

Бесплатно подключиться к «Контур.Экстерну» со своей КЭП

Читайте также:  Что писать в исковом заявлении

Как действовать, если счет заблокировали из-за сбоя

По нашим сведениям, в налоговых органах хорошо осведомлены о проблеме и не собираются применять санкции к тем налогоплательщикам (страхователям), которые вовремя сдали отчетность, не допустив описанных в предыдущей главе ошибок при её представлении. То есть к тем, чья отчетность не была вовремя принята из-за сбоя программного обеспечения на стороне налоговых органов. Однако нельзя исключать, что в отдельных случаях инспекции на местах могут, что называется, допустить перегибы, и заблокировать счета за якобы несвоевременно сданную отчетность. В этом случае следует обратиться в службу техподдерждки оператора электронного документооборота, через которого была представлена отчетность. Если санкции действительно применены незаконно, и единственной их причиной является задержка при приеме на стороне инспекции, оператор поможет вам быстро решить эту проблему.

Если же счет заблокирован и штраф выписан по какой-то иной причине, вы можете попытаться обжаловать действия ИФНС по описанной ниже процедуре.

Бесплатно сдать отчетность во все контролирующие органы через оператора ЭДО

Как при необходимости обжаловать штраф и/или блокировку счета

Правила обжалования различаются в зависимости от того, какую именно санкцию применила ИФНС. Так, если речь идет о блокировке счета, то обжаловать надо соответствующее решение. Адресатом жалобы является вышестоящий налоговый орган (управление ФНС по субъекту РФ), но саму жалобу надо сдать в ту ИФНС, которая заблокировала счет (п. 1 ст. 139 НК РФ).

При этом законодатель дает ИФНС три дня, чтобы самостоятельно разобраться в ситуации и отменить незаконную блокировку (п. 1.1 ст. 139 НК РФ). В этом случае жалоба передается в УФНС с приложением документов, подтверждающих отмену блокировки счета, и УФНС оставляет такую жалобу без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139 и пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Ну а если инспекция решит, что блокировка законна, жалоба попадет в УФНС в «первозданном» виде и будет рассмотрена по существу в течение 15 рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если же жалоба в УФНС не возымела действия, то в поисках правды придется обращаться в суд (ст. 137 и 138 НК РФ).
Иная процедура действует, если инспекция решила оштрафовать организацию. В этом случае компания получит от налоговиков «Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях» (форма по КНД 1160100, прил. № 44 к приказу ФНС России от 07.11.18 г. № ММВ-7-2/628@).

На данный акт налогоплательщик вправе представить письменные возражения. На это отводится месяц со дня вручения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). В возражениях нужно изложить факты, свидетельствующие о своевременном предоставлении отчетности, указать на незаконность отказа в ее приеме и, как следствие, на незаконность привлечения к ответственности. Возражения подписываются руководителем или представителем по доверенности и направляются в ИФНС (примерный текст возражений см. ниже).

После этого руководитель или замруководителя инспекции должен назначить день рассмотрения материалов и заблаговременно пригласить на него налогоплательщика (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В назначенный день материалы дела, включая акт и возражения на него, рассматриваются, и по итогам выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

Если решение ИФНС налогоплательщика не устраивает, он может подать на него апелляционную жалобу. Сделать это надо в течение срока на обжалование, указанного в решении (п. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101.4 НК РФ). Жалоба адресуется в вышестоящий налоговый орган (УФНС), но подается через инспекцию, принявшую решение (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Если результат рассмотрения жалобы налогоплательщика не устроит, решение можно обжаловать дальше, в ФНС России или в суд.

Что делать налогоплательщику, если налоговый орган обнаружил ошибки или несоответствия в декларации по НДС?

Декларацию по НДС в электронной форме представляют все налогоплательщики НДС, лица, не являющиеся налогоплательщиками, но выставляющие счета-фактуры с НДС, а также неплательщики-налоговые агенты, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в интересах другого лица (п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 01.01.2015 действует новая форма декларации по НДС, утвержденная приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (см. подробный комментарий к порядку ее представления и оформления в ИС 1С:ИТС). Теперь она включает в себя сведения из книги покупок и книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

В ходе камеральной проверки налоговый орган может выявить противоречия или несоответствия между сведениями этой декларации и данными декларации по НДС или журнала учета счетов-фактур другого лица. Об этом налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием представить пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ утверждена форма такого требования (Приложение № 1), а также приложения к нему с ошибками по конкретным разделам декларации (Приложения № 2.1-2.9). Причем налогоплательщик сможет определить причины расхождения данных, так как в требовании указывается код возможной ошибки:

1 – если запись об операции отсутствует в декларации контрагента или контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, или контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, или допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

2 – если в декларации налогоплательщика не соответствуют данные об операции в разделе 8 «Сведения из книги покупок» и разделе 9 «Сведения из книги продаж» (например, если налогоплательщик принимает к вычету ранее уплаченный в бюджет НДС с полученного аванса);

3 – если в декларации налогоплательщика не соответствуют данные об операции в разделе 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделе 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» (например, при отражении посреднических операций);

4 – если допущена ошибка в какой-либо графе. Причем номер этой графы указывается в скобках.

Отметим, что требование может быть направлено налогоплательщику в электронной форме. Дальнейший порядок действий налогоплательщика при его получении рекомендован письмом ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395. Он предполагает следующие шаги.

  1. Передать налоговому органу квитанцию о получении требования в электронной форме в течение 6 дней со дня его отправки налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если эта обязанность не будет исполнена в течение 10 дней, налоговый орган может приостановить операции по банковскому счету налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
    Отметим, что направить налоговому органу такую квитанцию можно с рабочего места не только должностного лица организации, но также ее законного или уполномоченного представителя, действующего по доверенности. Об этом уведомила ФНС России в письме от 22.04.2015 № ЕД-4-15/6906@ (см. подробнее в ИС 1С:ИТС).
  2. Проверить правильность заполнения декларации в части тех записей, по которым выявлены расхождения, сверить их со счетом-фактурой. При этом следует обращать внимание на корректность заполнения реквизитов этой записи: даты, номера, суммовых показателей, правильности расчета НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо проверить также общую сумму НДС к вычету по всем записям такого счета-фактуры, включая предыдущие периоды.
  3. Дальнейший порядок действия зависит от того, обнаружил ли налогоплательщик ошибки (несоответствия) и привели ли они к неуплате НДС в бюджет.
    Если при проверке декларации налогоплательщик выявил ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате, то он должен представить уточненную декларацию с корректными сведениями в течение 5 дней после получения требования. Такое требование содержится в п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ. Подробнее см. «Уточнение показателей декларации по НДС по требованию налогового органа» в ИС 1С:ИТС.
    Если выявленные ошибки не влияют на сумму налога, ФНС России рекомендует налогоплательщику представить в 5-дневный срок пояснения и уточненную декларацию. Однако такой подход контролирующих органов противоречит требованиям НК РФ. Ведь согласно п. 3 ст. 88 НК РФ при обнаружении налоговым органом ошибок (противоречий) в декларации налогоплательщик должен выполнить одно из действий – представить пояснения или внести исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).
    Эта норма исключает одновременную подачу пояснений и «уточненки». Кроме того, обязанность подать уточненную декларацию возникает в одном случае – обнаружение ошибки или несоответствия в декларации, которые привели к занижению суммы налога. Если налогоплательщик проигнорирует данную рекомендацию налогового органа и не подаст «уточненку», вряд ли его ждут негативные последствия, ведь сумма НДС к уплате не занижена, а ответственности за неподачу «уточненки» нет.
    Если после проверки корректности заполнения декларации налогоплательщик не выявил ошибки, он должен уведомить об этом налоговый орган, представив пояснения.

Отметим, что пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованной форме через оператора электронного документооборота. Рекомендованная форма такого сообщения содержится в приложении 2.11, утв. письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@. Возможность отправить такое сообщение в электронной форме реализована в программах «1С». Подробности см. в ИС 1С:ИТС – «Представление пояснений по требованию налогового органа в программе “1С:Бухгалтерия 8″».

При представлении пояснений налогоплательщик может дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, указанных в декларации (п. 4 ст. 88 НК РФ).

При возникновении вопросов, связанных с полученным требованием, налогоплательщик может обратиться на форум ФНС России в Интернете, в территориальный налоговый орган по месту постановки на учет либо в контактный центр ФНС России по телефону 8–222-22-22.

Что делать, если налоговая не принимает декларацию по НДС

Суть проблемы

Квитанция ФНС о том, что налоговая не принимает отчеты, а именно декларации по НДС, грозит организации штрафными санкциями в размере 5 % от суммы налогового обязательства к уплате, но не менее 1000 рублей. Штраф назначают за каждый полный и не полный месяц с последнего срока предоставления отчета.

Сумма санкций не может быть больше 30 % от налога к уплате и меньше 1000 рублей. Но помимо штрафа, ФНС вправе приостановить деятельность организации и наложить арест на счета. Такое решение представители Федеральной службы могут принять через 10 дней по истечению срока сдачи.

Отсутствие информации для заполнения не является основанием не сдавать отчет. Если учреждение освобождено от НДС или в расчетном периоде налоговых обязательств не возникало, следует отправить в ФНС нулевой отчет. За непредоставление «нулевки» тоже выпишут штраф.

Когда налоговая имеет право отказать в приеме

Причины, когда налоговая не принимает отчеты 2019 на законных основаниях, установлены в Административном регламенте ФНС, утвержденном Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Отчетность не примут, если:

  1. В ФНС не предоставлены документы, удостоверяющие личность и полномочия того, кто предоставляет отчетность. При сдаче отчетности по защищенным каналам связи через сеть Интернет основанием для отказа считается: доверенность с истекшим сроком или несоответствие паспортных данных.
  2. Отчетность не соответствует установленным формам, нормам и требованиям заполнения.
  3. Отчетность не заверена руководителем. Если электронный файл отчета подписан УКЭП, но электронная подпись не соответствует установленным правилам криптозащиты информации, тогда ИФНС не принимает НДС и другую отчетность законно.
  4. Отчетность сдана в территориальное отделение ФНС, в компетенцию которого не включены обязанности по приему этой отчетности.

Что случается на практике

Учреждение получает отрицательный протокол, в котором прописывается код ошибки с расшифровкой. Бухгалтеру следует устранить ошибку или несоответствие в фискальной декларации и отправить форму повторно.

Контрагент не сдал декларацию

Шквал вопросов вызвала неизвестная ошибка при отправке декларации в протоколе, которую сотрудники ТОФНС поясняют: «ваш контрагент не сдал декларацию НДС, следовательно, вы должны предоставить нулевые корректировки». Что это значит? Допустим, контрагент за третий квартал предоставил нулевые декларации или не отправил их вовсе, а в вашем отчете указаны суммы налога на добавленную стоимость, то есть появляется разрыв (нестыковка). База данных по НДС в Федеральной службе проверяется специальной программой «АСК НДС-2», которая автоматически выдает ошибку. Поэтому инспектор требует состыковать суммы и устранить разрыв.

Читайте также:  Можно ли развестись в суде, но без присутствия одной из сторон

Пример: декларация сдана, но не принята:

Руководителю необходимо явиться к начальнику ТОФНС

Налоговики требуют явиться руководителя организации в инспекцию с паспортом и полным пакетом учредительных документов на прием к начальнику ТОФНС. Причем дополняют, что декларация будет принята только после личного приема у руководства инспекции. На деле очередь к начальнику Налоговой службы расписана на несколько недель вперед, следовательно, штрафов не избежать.

Так инспекция борется с недобросовестными руководителями, которые умышленно занижают суммы налоговых обязательств, а также с фирмами-однодневками, которые открыты не подставных лиц.

Официальная позиция инспекции кардинально отличается от ситуаций на практике. Например, налоговики заявили о массовом серверном сбое, из-за которого налоговая не принимает декларацию по НДС, поэтому процесс временно приостановили. Причем, исходя из пояснений пресс-центру «РБК», сроком сдачи отчета будет считаться дата отправки по квитанции защищенного канала связи или отметка инспектора на бумажном отчете.

Что делать, если отказали

Если отказ пришел на законных основаниях, исправьте ошибку и отправьте корректировку.

Если налоговая не приняла отчет незаконно, отправьте письменный запрос с просьбой уточнить причину отказа. Если адекватного ответа не последует, отправляйте жалобу в вышестоящую инспекцию. Свои доводы аргументируйте:

  • право покупателя на вычет по НДС предоставляется независимо от того, выполняет ли контрагент свои налоговые обязательства;
  • доставка и отгрузка товаров или услуг подтверждена накладными и актами выполненных работ, показаниями свидетелей;
  • у налоговиков отсутствуют доказательства преступной взаимосвязи контрагентов.

Опирайтесь на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2017 № А53-31426/16, Постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 № 15АП-20848/2016.

Сбои при отправке отчётности в налоговую: кто виноват и что делать

За технические ошибки ФНС обещает не штрафовать

При сдаче отчётности в электронной форме могут возникать разного рода ошибки и технические сбои, которые приводят к несвоевременному поступлению отправленных деклараций в ИФНС, отсутствию результирующих квитанций и прочим проблемам, грозящим бизнесу неприятностями. Рассказываем, чем могут обернуться для налогоплательщиков такие сбои и что делать, чтобы минимизировать потери.

Несвоевременное представление налоговой декларации (расчёта по страховым взносам) влечёт начисление штрафа. Штраф составляет 5% неуплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации. Штраф начисляется за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальная сумма штрафа – 30% от неуплаченной суммы налога, а минимальная – 1000 рублей.

Кроме того, несвоевременное представление декларации является основанием для блокировки банковских счетов организации или ИП. Счёт заблокируют, если просрочка сдачи декларации превысит 10 дней. Открыть новый счёт организация при этом не сможет. Решение об отмене блокировки налоговики примут не позднее одного дня, следующего за днём представления организацией налоговой декларации.

Между тем, и штраф, и блокировка назначаются именно за несвоевременную сдачу (несдачу), а не за несвоевременное принятие ИФНС налоговых деклараций. Если декларация была отправлена в ИФНС вовремя, но дошла до налоговиков с задержкой, ни штрафы, ни блокировка счетов организации назначены быть не могут.

При этом, если речь идёт об электронной отчётности, моментом сдачи считается дата её отправки. Если декларация была отправлена, скажем, 30-го числа, а в ИФНС поступила только через 3 дня, то она всё равно будет считаться отправленной 30-го числа.

С того момента, как электронная отчётность была отправлена оператором ЭДО, налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по сдаче декларации. Причём независимо от того, в какой именно момент отправленная отчётность поступит в ИФНС. Само собой, никакой ответственности за технические ошибки при направлении электронной отчётности налогоплательщики не несут.

ФНС России ранее уже разъяснила , что в связи с переходом на новую программу налогового администрирования могут возникать различные сбои и задержки при направлении плательщикам результирующих квитанций по обработке представленной ими отчётности.

В связи с этим ФНС обратила внимание на то, что своевременно отправленная электронная отчётность считается сданной даже в тех ситуациях, когда в силу технических причин она поступила в ИФНС с опозданием.

Основным и достаточным доказательством своевременности представления налоговой и бухгалтерской отчетности считается дата подтверждения отправки документов, сформированная оператором электронного документооборота.

Поэтому, если у налоговиков появились какие-либо претензии по поводу отчётности, необходимо обратиться в техническую поддержку своего оператора ЭДО и запросить подтверждение даты сдачи декларации.

Повторно направлять отчётность, по которой налоговики не представили результирующие квитанции, не нужно. Это технические ошибки, и налогоплательщики ответственности за эти ошибки не несут.

Согласно сообщению ФНС, соответствующие разъяснения уже доведены до территориальных налоговых органов . Поэтому ни штрафовать, ни арестовывать банковские счета за несвоевременное получение деклараций по причине сбоев налоговики не будут.

Таким образом, неполучение или несвоевременное получение квитанций и протоколов о приёме электронных отчётов не так страшно. То, что электронные документы по причине технического сбоя где-то задержались по пути в ИФНС, не означает, что налогоплательщик что-то нарушил и в чём-то виноват.

Все своевременно отправленные декларации всё равно дойдут до адресата без каких-либо отказных протоколов. Естественно, если налогоплательщик не ошибся сам – подписал декларацию валидной электронной подписью, отправил декларацию в «свою» налоговую и т.п. Если подобные нарушения обнаружатся, то отказные протоколы возможны.

Перечень оснований для отказа в принятии электронной отчётности приведён в Регламенте по приёму деклараций, утверждённом Минфином России (данный перечень является закрытым). К основаниям для отказа в приёме электронных деклараций относятся следующие:

отсутствие документов, удостоверяющих личность и полномочия физического лица, представляющего налоговую декларацию;

представление налоговой декларации не по установленному формату;

отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации;

несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации, указанным в налоговой декларации;

представление налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит приём этой налоговой декларации.

Технические ошибки и сбои при отправке налоговых деклараций не являются основаниями для отказа в их приёме.

При этом Налоговый кодекс прямо запрещает налоговым органам отказывать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме.

Соответственно, несвоевременное принятие налоговиками своевременно отправленной электронной декларации никаких неблагоприятных последствий для плательщика не повлечёт. Главное, чтобы у плательщика имелось подтверждение от оператора ЭДО в своевременности отправки отчётности.

Несмотря на официальные заверения ФНС, на местах всё же возможны случаи блокировки счетов и наложения штрафов за несвоевременное получение ИФНС налоговых деклараций. Как говорится, человеческий фактор. Что делать в такой ситуации? Оспаривать действия налоговиков и принимать скорейшие меры по разблокировке счетов.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подаётся через инспекцию, которая наложила штраф. Жалоба подаётся в письменной форме и подписывается подавшим её лицом или его представителем. Жалоба может быть направлена и через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Жалобу разрешается подавать в течение 1 года после инцидента.

При этом в течение трёх дней со дня получения жалобы инспекция самостоятельно может отменить штраф либо направить жалобу для дальнейшего рассмотрения в УФНС. Решение по жалобе принимается в течение 1 месяца, но этот срок может быть продлён до 2 месяцев.

Рассчитывать на отмену штрафа можно в том случае, если жалоба обоснована и к ней приложены все необходимые доказательства. Поэтому в жалобе необходимо изложить суть претензии, привести аргументы в обоснование своей позиции, а также приложить доказательства незаконности наложения штрафа (подтверждение даты отправки декларации от оператора ЭДО).

То же самое касается и обжалования блокировки банковского счёта. Однако, в этом случае лучше не дожидаться итогов рассмотрения жалобы, поскольку данный процесс может затянуться.

Если у организации заблокировали счёт, в ИФНС проще повторно направить налоговую декларацию. В этом случае решение об отмене блокировки налоговики примут уже на следующий после представления декларации день.

Одновременно в вышестоящий налоговый орган можно написать жалобу на действия ИФНС, в которой потребовать заплатить проценты за незаконную блокировку счёта. Проценты будут начислены на всю сумму денежных средств, в отношении которой действовало решение о блокировке. Они начисляются за каждый день незаконной блокировки до дня получения банком решения о её отмене. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центробанка.

Учитывайте, что блокировка счетов и наложение штрафов за сбой при принятии отчётности – это скорее исключительная ситуация. Как мы уже говорили, несвоевременное принятие налоговиками своевременно отправленной электронной декларации никаких неблагоприятных последствий для плательщика повлечь не должно. Главное, чтобы у плательщика имелось подтверждение от оператора ЭДО в своевременности отправки отчётности.

Резонансное письмо ФНС России об аннулировании налоговых деклараций: профилактика нарушений или дискредитация конституционных прав?

Директор направления “Налоги и право” Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июля 2018 года ФНС России опубликовала очередное письмо, направленное на профилактику нарушений налогового законодательства (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 “О профилактике нарушений налогового законодательства”). Оно подготовлено в рамках реализации мероприятий приоритетной программы “Реформа контрольно-надзорной деятельности” и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Обозначенная ведомством ключевая цель письма заключается в профилактике нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы деклараций по налогу на прибыль и НДС, которые формально соответствуют требованиям Налогового кодекса, от лица компаний, подпадающих под ряд признаков, свидетельствующих о фиктивной деятельности таких юридических лиц. При соответствии поданной налоговой декларации критериям, изложенным в данном письме, налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию со всеми вытекающими последствиями.

На первый взгляд, письмо носит положительный характер: указывает вектор государственной борьбы с фирмами-однодневками, “обнальщиками” и прочими компаниями, которые хотят получить необоснованную налоговую выгоду.

Но давайте попробуем разобраться с логикой данного письма и понять, все ли перечисленные в нем критерии являются законными, не нарушают ли они права добросовестных организаций.

Критерии, при которых налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию

В своем письме ФНС России указала несколько оснований для аннулирования налоговой декларации. Рассмотрим их подробнее.

Представление уточненной налоговой декларации с некорректным порядковым номером корректировки.

Если компания сдала декларацию по НДС или налогу на прибыль, а потом нашла ошибку, ее можно исправить. Для этого подают уточненную декларацию. Все уточненные декларации нумеруются по порядку: 1, 2, 3. Так налоговый орган видит, что, например, декларация с номером корректировки 3, отменяет декларацию с номером 2.

Уточненных деклараций может быть несколько, но если они пронумерованы непоследовательно, это может вызвать подозрения. При этом само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для непринятия налоговой декларации либо ее аннулирования. Критериев недобросовестности должно быть как минимум несколько.

Руководители юридического лица и ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз).

По общему правилу, в качестве свидетеля для дачи показаний вызывают любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе и руководителя компании (п. 1 ст. 90 НК РФ). При этом, как правило, допросы производятся в рамках камеральной или выездной налоговой проверки при возникновении у налогового органа вопросов к материалам проверки и выявлении расхождений в отчетности.

Добросовестный директор, которому нечего скрывать, придет и даст необходимые объяснения. В свою очередь, в компании, которая ведет “темные дела”, директор, скорее всего, номинальный. Такого руководителя нельзя показывать налоговому органу, так как налоговики сразу поймут, что деятельность компании нереальна.

Кроме риска аннулирования налоговой декларации, на лицо, которое уклонилось от явки в налоговый орган, может быть наложен штраф в размере 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 128 НК РФ).

Стоит обратить внимание на то, что данный критерий говорит именно об “уклонении” от явки на допрос. Под “уклонением” НК РФ понимает неявку в отсутствие уважительной причины. Если руководитель компании официально болен, находится в командировке и т.п., доказательства этого необходимо представить в налоговый орган, и проблем не будет. И после того, как обстоятельства, препятствующие явке на допрос, завершатся, нужно прийти по требованию налогового органа и дать необходимые объяснения.

Допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

Это крайне сомнительный критерий, который противоречит Конституции РФ и многим федеральным законам, в том числе и НК РФ.

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), поэтому взять с собой адвоката (юриста или иного квалифицированного представителя) может и свидетель. НК РФ не предусматривает особых указаний на то, кто может или не может присутствовать на допросе. Это подтверждается, например, письмом ФНС России от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@, в котором указано, что при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Читайте также:  Как оформить муниципальную землю в собственность

Поэтому если претензии налоговиков возникнут только по этому основанию, и декларацию аннулируют, такие действия можно оспорить в суде как незаконные. Хотя, на мой взгляд, только по этому основанию декларацию вряд ли аннулируют – налоговики будут искать в деятельности юрлица более серьезные проблемы.

Руководитель юридического лица или ИП не проживает по месту регистрации.

Данный критерий также хочется подвергнуть конструктивной критике, поскольку каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции).

Любые действия налоговиков, нарушающие Конституцию РФ и федеральные законы, будут являться незаконными.

Доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ.

Данный критерий также не выдерживает критики по той же причине, что и предыдущий. Организация вправе выдать доверенность любому лицу, проживающему в любом субъекте РФ, каких-либо территориальных ограничений по выдаче доверенностей не существует.

Организация создана недавно.

Регистрация новой компании сама по себе не является нарушением, однако стоит иметь в виду, что налоговая присматривается к компаниям, которые созданы менее года назад, с целью выявления “однодневок”.

Помимо этого, в письме приводятся и иные основания для аннулирования налоговой декларации, и этот перечень не является исчерпывающим:

  • организация на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляла “нулевую” отчетность;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, а удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;
  • организация не находится по адресу регистрации;
  • договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
  • среднесписочная численность работников равна 1 человеку (либо полностью отсутствует);
  • руководитель не получает доход, в том числе и в организации, руководителем которой является;
  • налогоплательщик изменяет место постановки на учет;
  • незадолго до представления отчетности внесены сведения о смене руководителя организации;
  • в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации отсутствуют расчетные счета;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит “транзитный” характер;
  • расчетные счета открыты в банках, местонахождение которых отличается от места регистрации организации;
  • установлено “обналичивание” денежных средств;
  • не устранены расхождения предыдущих налоговых периодов;
  • в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации либо руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и др.

Приведенные критерии я не стал разбирать по отдельности, поскольку они одинаковы по своей сути и в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии признаков фиктивной деятельности, поэтому рекомендую избегать таких ситуаций. У компании, которая законно ведет свою деятельность, таких фактов быть не должно.

Последствия выявления критериев, являющихся основанием для аннулирования декларации

После выявления плательщиков, которые вызывают подозрения, налоговый орган обязан провести контрольные мероприятия. Руководителя организации вызовут на допрос для установления его полномочий, причастности к ведению деятельности организации и подписанию налоговых деклараций, выдаче доверенностей. Допросить могут и иных лиц.

Обращаем внимание, что соответствие организации вышеперечисленным критериям, может быть установлено исключительно в рамках мероприятий налогового контроля, таких как: допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица (ст. 92 НК РФ), истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ), проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

Провести контрольные мероприятия необходимо до наступления срока представления деклараций за соответствующий налоговый период.

По итогам проведения контрольных мероприятий налоговый орган может аннулировать поступившую для камеральной проверки налоговую декларацию. Для этого ему необходимо получить официальное разрешение в виде служебной записки от вышестоящего налогового органа. Для получения одобрения вышестоящего налогового органа на аннулирование налоговой отчетности территориальной инспекции придется собрать убедительные доказательства того, что деятельность компании носит формальный характер (необходимо будет учесть в том числе критерии, установленные ст. 54.1 НК РФ). Ведь если налогоплательщик впоследствии оспорит незаконные действия в суде, налоговики могут испортить себе статистику.

Об аннулировании декларации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с момента аннулирования. Уведомление об аннулировании, подписанное руководителем (курирующим заместителем руководителя) налогового органа, направляется налогоплательщику через Интернет или вручается лично на бумажном носителе под расписку.

По инструкции ФНС России аннулированная декларация считается непредставленной, поэтому через 10 дней после отправления уведомления об аннулировании, расчетные счета налогоплательщика могут быть заблокированы на основании подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Вместе с тем, несмотря на столь подробную инструкцию, не до конца понятны правовые основания и последствия аннулирования налоговой декларации, поскольку НК РФ не предусматривает такую процедуру. До закрепления соответствующей процедуры в НК РФ налогоплательщик, по моему мнению, может обжаловать действия в рамках такой процедуры в суде. Сделать это он сможет только при условии, что такие действия нарушили его права.

Также из письма не вполне ясно, как часто будут проводиться такие профилактические проверки налогоплательщиков – разово или каждый налоговый период?

Что делать, если декларация аннулирована у вашего контрагента?

Если декларация аннулирована у контрагента-поставщика, то сведения об этом будут отражены в программе АСК НДС-2, что представляет собой риски для покупателя товара в виде отказа в налоговых вычетах по НДС и расходах по налогу на прибыль. Налоговые органы, скорее всего, запросят пояснения относительно работы с данным контрагентом.

При получении требования налогового органа о представлении пояснений, документов по операциям с подозрительным контрагентом следует уточнить у контрагента основания аннулирования декларации и по возможности попросить его исправить налоговую отчетность и представить ее заново.

Особенно это касается ситуаций, когда декларацию отозвали у контрагента первого звена. Проблемы у контрагентов второго и последующего звеньев не так страшны и отстоять свои интересы будет гораздо проще.

В этой ситуации не стоит забывать, что в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным не могут рассматриваться:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (ст. 54.1 НК РФ).

Однако вышеуказанные случаи не препятствуют уменьшению налоговой базы только если:

  • отсутствует искажение фактов хозяйственной жизни в целях получения необоснованной налоговой выгоды;
  • налоговая экономия не является основной целью сделки.
  • обязательство по сделке исполнено непосредственно стороной договора или если такое обязательство передано по закону или договору.

Если вышеуказанные условия соблюдены, налогоплательщик вправе претендовать на налоговую выгоду и аннулирование декларации у контрагента не будет иметь последствий для компании.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, в налоговой выгоде, скорее всего, будет отказано. Оспорить такое решение налогового органа в суде будет очень сложно.

Другие актуальные проблемы, связанные с принятием налоговых деклараций

В настоящее время единственным документом, в котором содержатся основания для отказа в принятии налоговой отчетности, является Административный регламент ФНС России, утв. приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н (далее – Регламент).

Согласно Регламенту отчетность (налоговую декларацию) не примут в следующих случаях:

  • несоответствие поданной отчетности установленной форме и требованиям к ее заполнению;
  • в налоговый орган не представлены документы, удостоверяющие личность и полномочия лица, представляющего отчетность;
  • отчетность сдана в территориальное отделение ФНС России, в компетенцию которого не включены обязанности по приему этой отчетности;
  • отчетность не заверена руководителем. Кроме того, если электронный файл отчета подписан электронной подписью, но она не соответствует установленным правилам криптозащиты информации, тогда налоговые органы в праве такую отчетность не принять.

Если отчетность не приняли, компания получит уведомление об отказе в приеме налоговой декларации, в котором будет указана причина непринятия отчетности с кодом ошибки. Ошибку или выявленное в налоговой декларации несоответствие следует устранить и отправить форму повторно.

Однако отказать в приеме декларации могут и по “надуманным” основаниям, если деятельность компании покажется налоговикам подозрительной. Налоговая служба уже около года негласно работает в таком режиме в соответствии с принятым ведомством курсом на борьбу с “фирмами-однодневками”, и действия налоговиков будут становиться все более жесткими, учитывая появление официальной возможности аннулировать налоговую декларацию практически по любому основанию.

Что делать, если в принятии налоговой декларации отказали?

Если компания ничего не нарушала, и отказ основан на технической ошибке, ее следует исправить и направить скорректированную отчетность заново. Если же, по мнению налогоплательщика, в приеме отчетности было отказано незаконно, ему необходимо направить в налоговый орган письменный запрос с просьбой уточнить причину отказа.

Отсутствие ответа или неаргументированный ответ являются основанием для обращения с жалобой в вышестоящую инспекцию. Решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инстанций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

При этом в жалобе желательно указать, что право покупателя на вычет по НДС и на принятие затрат по налогу на прибыль предоставляется независимо от того, выполняет ли контрагент свои налоговые обязательства. Кроме того, необходимо:

  • подтвердить реальность хозяйственных операций первичной документацией и показаниями свидетелей;
  • обратить внимание на отсутствие доказательств взаимодействия с контрагентом в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Если ответ не поступит в вышеуказанный срок или действия нижестоящего налогового органа будут признаны законными, с чем не согласится налогоплательщик, действия (бездействие) налогового органа могут быть обжалованы в арбитражный суд (досудебный порядок – жалоба в вышестоящий налоговый орган – является обязательным). Однако обратившись в суд, нужно быть готовым к многомесячному разбирательству. Средняя продолжительность налогового спора в трех судебных инстанциях составляет 8-10 месяцев. При этом если выиграть в суде не удастся, компании будет начислена пеня за весь период разбирательства, кроме того, она будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога.

Учитывая изложенное, рекомендую идти в суд только в том случае, если налогоплательщик уверен в своих силах и в его деятельности отсутствует фиктивная составляющая.

В качестве примера можно привести недавний спор налогоплательщика с налоговым органом (решение Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2018 г. по делу № А67-2598/2018). Налоговики отказали Обществу в принятии налоговой декларации на основании п. 28 Регламента по следующей причине: “декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке”. Как указал налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что Общество обладает признаками “транзитной” организации, у него отсутствуют движимое и недвижимое имущество, финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, налоговые декларации по НДС представляются со значительными суммами оборотов и минимальными суммами налога к уплате в бюджет, доля вычетов составляет 100%, а руководитель подпадает под признаки “номинального”.

То есть фактически налоговики уже до выхода рассматриваемого письма применили содержащиеся в нем основания и отказали в принятии декларации. Вместе с тем суд занял сторону налогоплательщика и указал, что в п. 28 Регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, и такого основания, как “декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке”, в указанном перечне нет. По мнению суда, указанные налоговым органом обстоятельства не являются основанием для отказа в принятии налоговой отчетности. К тому же данные обстоятельства подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений.

К каким именно правовым последствиям приведет применение обсуждаемого письма, покажет только практика, в том числе и арбитражная, что произойдет не ранее, чем через год.

Остается надеяться, что налоговики начнут использовать обсуждаемое письмо добросовестно и направлять свои усилия именно на борьбу с “фирмами-однодневками”, а не повышать с его помощью собираемость налогов за счет добросовестных налогоплательщиков.

Ссылка на основную публикацию