Что делать, если налоговые органы завышают сумму штрафа

Как противостоять ошибочным требованиям налоговой?

Сколько ошибочных уведомлений и требований направляют налоговые органы, никто не считал. У каждого из нас найдутся не один и не два близких знакомых, получивших требование на уплату невесть откуда взявшихся долгов по платежам в бюджет. То присылают налоговое уведомление по транспортному налогу, где перепутаны киловатты и лошадиные силы. То выставляют в налоговых уведомлениях неожиданно возникшие нереальные недоимки. И приходится тратить нервы, силы и время на то, чтобы доказать ошибочность выставленных требований. Что надо делать в подобных случаях добросовестным налогоплательщикам. И можно ли заставить налоговиков заплатить за причиненные неудобства и возможный моральный ущерб?

Презумпция невиновности

Главное, не забывайте, что согласно пп. 11 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, если они не соответствуют Налоговому кодексу или иным федеральным законам. Если налог начислен вам безосновательно, значит, и платить его не нужно, а бремя доказательства обоснованности начисления возлагается на налоговую инспекцию.

Письмо в налоговую

Всем, получившим налоговые уведомления или требования на «ложный» налог следует обратиться с письменной жалобой в тот налоговый орган, который прислал этот документ. Ходить или звонить получается, к сожалению, менее эффективно, чем писать письма. Кстати, их можно как самим доставлять в канцелярию (зафиксировав входящий номер), так и отправлять почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным с описью вложения) — только так остаются доказательства обращений и ответов. Также не рекомендую обращаться по электронной почте либо через портал на сайте ФНС: эти обращения пока также трудно документально подтвердить, а в дальнейшем это может понадобиться.

Сверка расчетов

В ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика было только право потребовать справку о расчетах по налогам (так называемую форму 39). В ней информации содержится немного: только наименование налога и сумма задолженности по нему. Однако с 02.09.2010 действует внесенный поправками Федерального закона №229-ФЗ пп. 5.1, согласно которому налогоплательщик имеет право на проведение совместной сверки и получение акта такой сверки. Необходимо требовать, в частности, указать, когда и на основании какого документа был начислен неуплаченный налог. Ответа может и не быть, но иногда уже на этом этапе налоговые претензии исчезают сами собой. Если в течение месяца вам не ответили или отписались общими словами, то пишите жалобу руководителю налоговой инспекции на конкретных сотрудников, которые недобросовестно выполняют свои обязанности. В жалобе снова потребуйте выяснить происхождение налоговой задолженности, а также наказать виновных и сообщить обо всем этом вам. Обязательно указывайте в жалобе входящие и исходящие номера документов, которые проходили по канцелярии налогового органа, а если у вас этих данных нет (например, заявление Вы отправляли почтой), тогда прикладывайте копии документов. Не получается и на этом уровне решить проблему, обращайтесь с жалобами в вышестоящий налоговый орган, в прокуратуру, в суд.

Доказать правоту в суде

Можно самому подать исковое заявление о признании налогового уведомления/требования незаконным, а можно дождаться, когда налоговые инспекторы подадут в суд на взыскание недоимки. Если объяснить и документально подтвердить происхождение «ложного» налога они окажутся не в состоянии, то суд признает такой долг незаконным и во взыскании откажет. Если вы выиграете дело, судебные издержки (расходы на юридическую помощь, госпошлина, почтовые расходы по переписке с налоговой) будут возмещены за счет проигравшей стороны. Главное, не бойтесь, что обращение в суд «разозлит» чиновников. На самом деле налоговые инспекции постоянно с кем-то судятся, для них это рутинная процедура.

Что же касается наказания нерадивых чиновников, то здесь все гораздо менее радужно. По ст. 35 Налогового кодекса РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам неправомерными действиями (решениями) или бездействием, а равно в результате неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Но на практике получить какую-то компенсацию практически нереально: надо доказать наличие вреда, его размер, противоправность поведения и вину чиновника, причинившего вред, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. Отсутствие в деле любого из этих доказательств приводит к отказу в возмещении ущерба. Но даже если вам удастся все это доказать, то причиненные убытки будут возмещены не из кармана виновного чиновника, а за счет федерального бюджета. Административной ответственности за недобросовестную работу для чиновников не предусмотрено.

Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем

Из Постановления Конституционного суда от 30.07.2001 (п. 4):
«. несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу. Конституции недопустимо».

Нередко бывает, что компанию или предпринимателя оштрафовали, а возразить по существу совершенного нарушения им нечего — да, виноваты. И вот тут-то и могут прийти на помощь смягчающие обстоятельства, ведь:

  • при наличии хотя бы одного такого обстоятельства налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в два раз Причем уменьшен может быть и минимальный штраф (как, например, 1000 руб. за просрочку сдачи деклараци с этим согласен даже Минфи На практике налоговики до сих пор либо предпочитают вообще «не замечать» смягчающих обстоятельств, либо снижают штраф строго на 50%. А вот суды, как правило, уменьшают размер штрафа значительно больше, чем инспекция, порой — в десятки, а то и в сотни

Внимание

Смягчающие обстоятельства не помогут вам снизить размер пене

  • тот факт, что смягчающие обстоятельства уже были учтены вышестоящим налоговым органом, для суда значения не имее
  • перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в не исчерпывающи поэтому таковыми может быть признано буквально все, что способно вызвать у налоговиков или судей сочувствие, жалость или ощущение, что наказание несоразмерно проступку.

Нужно помнить, что признание не указанных в п. 1 ст. 112 НК обстоятельств смягчающими — это право, а не обязанность суд или налогового органа;

  • наличие наряду со смягчающими отягчающих обстоятельств снижению штрафа не помех

Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф

Проанализировав арбитражную практику за последние 3 года, мы выявили часто встречающиеся смягчающие обстоятельства. При этом мы условно разделили их на три вида.

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, приятно удивляет своим многообразием

ВИД 1. «Универсальные». На эти обстоятельства могут ссылаться абсолютно все — и организации, и ИП, независимо от вида совершенного нарушения. К универсальным обстоятельствам относятся:

  • привлечение к налоговой ответственности впервы
  • отсутствие умысла на совершение нарушени
  • раскаяние и признание своей вин
  • добросовестность налогоплательщика, заключающаяся в своевременной уплате всех налогов и представлении отчетност Правда, не все суды учитывают это обстоятельство как смягчающе справедливо замечая, что «добросовестность налогоплательщика является нормой поведения в налоговых правоотношениях
  • тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документальн в частности наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала признание компании банкрото либо нахождение в предбанкротном состояни (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала);
  • отсутствие у организации бухгалтера в момент нарушения (по причине болезни или отпуска

Однако учтите, что налоговики или судьи могут вам возразить: то, что главбух фирмы по какой-то причине отсутствовал, не является смягчающим обстоятельством. Ведь руководитель, будучи лицом, ответственным за состояние учета и отчетности, может привлекать других лиц для обеспечения соблюдения налогового законодательств

  • статус бюджетного учреждени или градообразующего предприяти
  • ведение социально-значимой деятельности, например, в таких сферах, как:

— строительство и ремонт социальных объекто

— поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пункто

  • оказание спонсорской и благотворительной помощи, финансирование общественно-культурных мероприяти

ВИД 2. «Специфические». Эти обстоятельства характерны только для определенных налоговых нарушений.

Вид нарушенияСмягчающие обстоятельства
Просрочка сдачи декларации
(п. 1 ст. 119 НК РФ)
  • несоразмерность суммы штрафа характеру и тяжести допущенного нарушени ведь никакого ущерба бюджету оно не нанесло. Ссылаться на это имеет смысл, только если к моменту сдачи декларации исчисленный налог полностью уплачен;
  • незначительность периода просрочки (от 1 до 10 рабочих дней допущенной, к примеру, из-за возникших у вас технических проблем со связью (при отправке декларации по Указав на это обстоятельство, также можно уменьшить штраф за непредставление вовремя в ИФНС информации об открытии/ закрытии счета в банк
Неуплата (неполная уплата) налога
(ст. 122 НК РФ)
  • самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в исчислении налога путем подачи уточненк притом что налог еще не уплачен;
  • уплата налога и пени до вынесения решения о привлечении к ответственност
  • по другим налогам имеется переплат
Непредставление в инспекцию документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК РФ) либо запрошенных в ходе встречной проверки (ст. 129.1 НК РФ)
  • значительный объем затребованных документов;
  • необходимость представлять в тот же период документы еще по нескольким требованиям;
  • принятие налогоплательщиком активных мер по исполнению требования ИФНС (к примеру, при большом количестве запрошенных документов представление их частями);
  • незначительный период просрочк
  • отсутствие у организации запрошенных документов (к примеру уничтожены при пожаре

* Некоторые суды считают, что если налог уплачен к моменту вынесения решения по проверке, то штрафа по ст. 122 НК быть не може Ведь эта статья не предусматривает ответственности за несвоевременную уплату налог

** Знайте, что вас не должны привлекать к ответственности по ст. 122 НК РФ, если в предыдущем периоде у вас переплата определенного налога, котора

  • перекрывает сумму налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей;
  • не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по этому налогу.

Ведь занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты этого налога.

*** Есть мнение, что в этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности за непредставление документов в связи с отсутствием вин

ВИД 3. «Индивидуальные». Эти обстоятельства в свое оправдание могут приводить только предприниматели как физические лица:

  • нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (престарелых родителей, жены
  • наличие инвалидност
  • преклонный (пенсионный) возрас
  • серьезная болезнь самого ИП или его близких родственнико
  • тяжелое финансовое положение, отягощенное наличием кредитных обязательст

Ходатайствуем о снижении штрафа

Итак, теперь вы знаете, чем можно «давить на жалость». Но этого недостаточно. Нужно все имеющиеся смягчающие обстоятельства грамотно изложить в ходатайстве и своевременно направить его в инспекцию:

  • нарушение обнаружено в ходе выездной или камеральной проверки — в течение 15 рабочих дней со дня получения вами акта проверк
  • нарушение выявлено не в рамках проверки — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта об обнаружении факта правонарушени

По закону инспекция должна сама выявлять наличие смягчающих ответственность обстоятельст но уповать на ее сознательность не нужно.

Приведем примерную форму ходатайства об учете смягчающих обстоятельств при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности.

Начальнику ИФНС России № 21
от ООО «ФлешКо»,
ИНН 7721025156, КПП 772101001,
адрес: 109375, Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 64,
тел.:

Исх. № 39н от 30.11.2012

ХОДАТАЙСТВО
об учете смягчающих обстоятельств

ИФНС № 21 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС ООО «ФлешКо» за III квартал 2012 г., в ходе которой было установлено несвоевременное представление Обществом данной декларации (представлена 29 октября вместо 22 октября).

По результатам проверки составлен акт от 23.11.2012 в котором предлагается привлечь Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока сдачи декларации в виде штрафа в размере 8250 рублей.

Просим Вас при принятии решения по результатам проверки на основании подп. 4 п. 5 ст. 101, п. 4 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ снизить размер штрафа в связи с наличием следующих смягчающих обстоятельств:
1. Общество впервые привлекается к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
2. Правонарушение совершено неумышленно.
3. Общество признает свою вину в совершении правонарушения.
4. Просрочка допущена в связи с отсутствием в период сдачи декларации главного бухгалтера по причине болезни.
5. Период просрочки незначителен (5 рабочих дней). Ходатайствуя перед ИФНС или судом о применении смягчающих обстоятельств, заявляйте их «оптом», в совокупности. Чем больше обстоятельств вы укажете, тем выше шансы на то, что штраф будет снижен

Возможность учета вышеуказанных обстоятельств в качестве смягчающих подтверждается судебно-арбитражной практикой Московского региона (см., например, Постановления ФАС МО от 22.05.2012 от 11.07.2011 от 04.08.2011 10 ААС от 13.09.2011

Приложения:
1. Копия листка временной нетрудоспособности главного бухгалтера Курочкиной М.Н.
2. Штатное расписание
3. Приказ о назначении на должность главного бухгалтера Эти документы подтверждают, что бухгалтер в штате один. То есть в его отсутствие никто не мог выполнять его работу

Если ваша инспекция проигнорирует полученное ходатайство, не опускайте руки. Направьте в УФНС жалобу о том, что при вынесении решения о привлечении к ответственности не были учтены (хотя должны были!) заявленные вами смягчающие обстоятельства. Налоговая служба сама говорит, что в жалобе их нужно указывать, это необходимо «для правильного и своевременного рассмотрения дела

Читайте также:  Как происходит признание исковых требований

Если вышестоящий налоговый орган не внемлет вашей просьбе, а сумма штрафа значительная, целесообразно оспорить решение налоговой в суде. Судьи, как правило, охотно учитывают имеющиеся смягчающие обстоятельства.

Заявить в суде о смягчении ответственности можно и в том случае, когда ни в инспекцию, ни в УФНС вы ничего не заявляли.

Правда, нам встретилось одно решение, где судьи остались холодны к просьбе налогоплательщика снизить штраф, сказав следующее: «Большой размер штрафных санкций является результатом противоправных действий самого Общества, в связи с чем оснований для его снижения. не установлено

Кстати, смягчающие обстоятельства обязательно должны учитываться и при назначении административного наказани Поэтому многие из приведенных нами обстоятельств могут «выстрелить» и в том случае, когда на организацию или ее должностное лицо (предпринимателя) наложили административный штраф (неважно, за какое правонарушение

Если административный орган или суд сочтут имеющиеся у вас обстоятельства смягчающими, то они назначат штраф по низшему пределу санкции, установленной соответствующей нормой поскольку уменьшить административный штраф ниже низшего предела нельз

Какое наказание грозит за неуплату налогов физическим, юридическим лицом или ИП: с какой суммы начинается уголовная ответственность?

Физические и юридические лица должны своевременно оплачивать налоги, что зафиксировано в законодательстве Российской Федерации. Но не все желают выполнять свои обязательства перед государством. Если налогоплательщик сознательно или по своему незнанию игнорирует выплаты, он обязан понести ответственность за неуплату налогов.

По законодательству наказанием по налоговым преступлениям может быть как незначительный штраф, так и большой срок лишения свободы. За исполнением плательщиками данных обязанностей государственного органа всегда следят довольно серьезно.

Кто может быть привлечен к ответственности?

Основным признаком подобных налоговых нарушений считается противоправность деяния гражданина, который обязуется уплачивать государственные сборы, определенных законодательством РФ. Подобное действие может быть выражено в предоставлении декларации с заранее заниженной базой налогообложения или в ее отсутствии.

Физические лица

Неуплата сборов физическим лицом считается правонарушением, а в особых случаях и преступлением. Налогоплательщики обязаны соблюдать закон, оплачивая следующие виды сборов.

  1. Налог на прибыль (подоходный). Основной вид налогообложения, который для граждан с доходом не более 512 000 рублей составляет 13%. Если гражданин является наемным работником, НДФЛ за него перечисляет в соответствующий орган работодатель.
  2. Налог за сдачу квартиры в аренду. Если гражданин сдает квартиру на срок более года, то он обязан регистрировать договор в обязательном порядке. Налоговая ставка на подобный доход составляет 13% (начисляется от денег, полученных собственником в течение года).
  3. Налог на имущество. Исчисляется налоговой инспекцией, о чем отправляется уведомление, к которому прилагается квитанция на уплату. Под имуществом в данном случае подразумевают квартиру, дачу, гараж, комнату или единый недвижимый комплекс.
  4. Транспортный. За владение транспортными средствами (автомобиль, мотоцикл, автобус, самолет, вертолет, теплоход, яхта, катер, моторная лодка) необходимо уплатить транспортного налога.

Юридические лица

При неуплате налогов для юридических лиц (ООО, ОАО, ЗАО) чаще всего привлекается к ответственности бывший директор или главный бухгалтер организации. Налоги, которые взимаются с юридического лица, следующие:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • единый налог на вмененный доход;
  • единый социальный налог.

Индивидуальные предприниматели (ИП)

Налоговая ответственность для ИП чаще всего наступает в случаях, если в декларацию были внесены неверные сведения или подобные действия повторяются в течение следующего года. Штрафы также могут быть начислены за несвоевременную подачу декларации или неточности в ней. Индивидуальный предприниматель обязан внести страховой взнос (обязательный платеж независимо от рода деятельности), а также заплатить следующие виды сборов:

  • НДС (на 2018 год составляет 18%);
  • НДФЛ по ставке 13% (платеж рассчитывается как разница между доходами и расходами);
  • налог на имущество – предприниматель платит его по тем же правилам, что и физическое лицо;
  • страховой взнос на социальное, пенсионное и медицинское страхование (при найме сотрудников – 30% от начисленной зарплаты).

Каким может быть наказание?

Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности могут быть привлечены без исключения все категории граждан, достигшие 16 лет.

НК РФ

Налоговый кодекс РФ гласит, что основными типами налоговых правонарушений, которые связаны с ней поступлениями платежей в бюджет считаются следующие.

  1. Деятельность ИП или организации без постановки на учет в ФНС (скрытая неуплата налогов). Санкции предусмотрены в размере 10% от дохода за неучтенный период не менее 40 000 рублей (по ч. 2 статьи 116 НК РФ).
  2. Существенное нарушение правил исчисления доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ). Карается штрафом от 10 до 30 000 рублей
  3. Отсутствие в ФНС декларации налогового контроля. Карается штрафом от 5% от суммы, которая подлежит декларированию (статья 119 НК РФ).
  4. Отсутствие пояснения в налоговую по 6 НДФЛ , что влечет за собой неуплату налога в срок. Карается в виде штрафа в размере 20 % от суммы налога (ст. 123 НК РФ).
  5. Отказ в предоставлении документов, указанных в запросе налоговой инспекции. Штраф для организации ИП составляет 10 000 рублей, для физических лиц – 1 000 рублей.
  6. Неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы (статья 122 НК РФ). Подразумевает взыскание штрафа в размере 20% от суммы налога.

КоАП РФ

Нарушения по уплате указанны в статье 15.34, 15.9, также 15.11 КоАП РФ. По административному законодательству к ответственности способны привлекаться должностные лица, что подразумевает, что субъектом административных правонарушений, которые указаны в главе 15 КоАП, не могут быть физические лица или ИП. Причиной для привлечения к ответственности по административному законодательству считается наличие протокола нарушения. Наиболее частыми налоговыми правонарушениями по КоАП РФ являются следующие.

  1. Задержка сроков постановки на учет (статья 15. 3 КоАП РФ). Организация должна встать на учет по месту ее пребывания в течение 10 суток после регистрации. При нарушении требования должностное лицо будет привлечено к ответственности. Предусматривает штраф в размере 500-1 000 рублей.
  2. Нарушение сроков отчетности (статья 15.5 КоАП РФ). Для этой статьи предусмотрены довольно мягкие санкции – предупреждение или штрафные санкции в размере 300-500 рублей. Физические лица несут ответственность за подобные деяния на основании статьи 119 НК РФ.
  3. Отказ в предоставлении документов по требованию сотрудников ИФНС для осуществления контроля за правильностью исчисления сборов (статья 15.6 КоАП РФ). Подразумевает штраф должностных лиц в размере 300-500 рублей.
  4. Нарушение в ведении бухгалтерского учета (статья 15.11 КоАП РФ). Предусматривает штраф в размере от 5 до 10 000 рублей и от 10 до 20 000 в случае повторного нарушения аналогичного характера. При этом речь идет о несоблюдении требований ФЗ РФ №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

УК РФ

Безответственные налогоплательщики способны стать обвиняемыми по следующим статьям Уголовного кодекса РФ.

  1. Статья 198 УК РФ (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов – субъектом данного преступления не может быть должностное лицо). Обязательным признаком уголовного состава считается определенный объем невыплаченной суммы (крупный или особо крупный). Предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей или ареста на срок до 6 месяцев, лишением свободы на срок до года.
  2. Статья 199 УК РФ. Согласно данной статье привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов допустимо руководителя организации, главного бухгалтера, иногда рядовых сотрудников, оформляющих документы бухучета. Исходя из судебной практики, по этой статье зачастую возбуждаются дела по фактам неуплаты налога на прибыль или НДС.
  3. Статья 199. 1 УК РФ. В соответствии с данной статьей обвинение может быть предъявлено лицу, которое должно исчислять и удерживать, также перечислять средства за налогоплательщика, но с целью обогащения не сделал этого. Форма наказания и значение размеров недоплаты аналогично статье 199 УК РФ.

Что влияет на строгость санкций?

Как любые противоправные действия, уклонение от уплаты налоговых обязательств имеет отягчающие или смягчающие обстоятельства, от которых будет напрямую зависеть размер наказания. К числу отягощающих факторов, которые могут значительно увеличить штраф или грозить уголовным наказанием, относят нижеуказанные обстоятельства.

  1. Умышленное укрывательство доходов. Наличие данного обстоятельства необходимо доказывать, поскольку, чтобы судья учел данный признак, необходимо доказать, что лицо знало о требованиях и имело возможность их выполнения.
  2. Сознательное уклонение с применением схемы мошенничества. В данном случае подразумевается заниженная реальная прибыль частного или юридического лица, а также ИП.
  3. Рецидив – повторное совершение подобного противоправного действия.

В виде смягчающих обстоятельств могут выступать:

  • тяжелое состояние здоровья, которое исключает трудоспособность ответчика;
  • прохождение ответчиком уголовного дела в качестве потерпевшего (в подобном случае речь идет о ситуациях, послуживших фактором для причинения вреда здоровью, похищениях или насильственном удержании);
  • получение ущерба в результате действия обстоятельств непредвиденной силы.

Есть ли сроки давности?

В уголовном праве существуют общие нормы, которые регулируют вопросы давности привлечения к ответственности в зависимости от состава преступления. Как только срок давности прекращается, преследование лица более не осуществляется.

Так, статья 78 УК РФ подразумевает, что по делам небольшой тяжести давность должна равняться двум годам. Применимо к налоговым преступлениям течение давности отсчитывается от даты, которая следует за последним днем периода отчетности. Следует отметить, что обвинительный приговор, а также прекращение дела по амнистии не освобождает лицо от уплаты налогового долга и всех дополнительных начислений.

Что будет за неуплату налогов?

Неуплата государственных сборов физическим или юридическим лицом всегда является правонарушением, а иногда и преступлением, последствием этого станет наказание для должника.

Чем грозит неуплата транспортного налога физическому лицу?

Если владелец транспортного средства умышленно уклоняется от уплаты или задерживает ее выплату, налоговые органы имеют право применить к нарушителю определенные санкции. В частности, распространено наказание в виде начисления штрафов и пени, которые исчисляются путем умножения суммы долга на количество дней просрочки, а рассчитываются с учетом ставки рефинансирования 1/300.

В случае нарушения сроков за неуплату владелец автомобиля будет вынужден заплатить штраф в размере от 20% от неуплаченной суммы налога. Сознательная же неуплата ведет к штрафу в размере 40% от суммы налога. Особо злостных неплательщиков могут привлечь к ответственности путем обращения в суд, а затем наложить арест на денежные средства должника и его имущество.

Какая пеня за неуплату налога на имущество физических лиц?

Многие граждане ошибочно полагают, что пеня, которая начисляется за неуплату налога на имущество физических лиц, и является штрафом. Это в корне неверно, поскольку пеня считается ежедневными начислениями.

Так, если налогоплательщик опаздывает с уплатой, ему придется переплатить даже за 1 день. Если же он не платил налоги в течение довольно длительного времени, произвести расчет переплаты он может самостоятельно, поскольку процесс начисления не разниться от иных просрочек. В данном случае можно использовать расчет по 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, которая в 2020 году равна 7, 75%.

Какой штраф?

Если налогоплательщик длительное время игнорирует требование ФНС, ему будет начислен штраф. Его размер может разниться в зависимости от ситуации и умысла действий должника.

Расчет подобных санкций в 2020 году производится следующим образом:

  • при неумышленной просрочке штраф составляет 20% от общей суммы задолженности;
  • при умышленной просрочке штраф увеличивается до 40%.

Если лицо продолжает уклоняться от уплаты налога, ФНС вправе обратиться в суд. В таком случае должник рискует столкнуться с принудительной оплатой своих обязательств. После того, как суд вынесет соответствующее решение, дело будет передано в исполнительную службу, которая имеет право наложить арест на банковский счет налогоплательщика или реализовать его имущество в счет долга.

Могут ли за неуплату налогов посадить?

Уголовную ответственность за неуплату налогов способны понести как физические, так и юридические лица. Однако не любая недоимка будет считаться преступлением. В законе установлен перечень преступных механизмов уклонения.

  1. Когда физическое или юридическое лицо уклоняется путем непредоставления налоговой декларации или иных документов, которые он обязан предоставить в соответствии с законодательством РФ.
  2. Когда гражданин или юрлицо уклоняется путем указания в налоговой декларации или в иных документов заведомо ложных сведений.

С какой суммы неуплаты налогов начинается уголовная ответственность?

Для возбуждения уголовного дела крайне важен размер налогового долга. По ч. 1 статьи 199 Уголовного кодекса РФ прописана ответственность за неуплату налогов в крупном размере (для юридических лиц), в ч. 2 этой же статьи – в особо крупном размере. Размер крупной недоимки равен более 2 000 000 рублей, с учетом условия, что долг является выше 10% от суммы причитающихся налогов. Особо крупная недоимка подразумевает задолженность более 10 000 000 рублей за 3 года подряд.

Для физических лиц (статья 198 УК РФ) крупным размером определена сумма налогов или сборов, которое составляет за три следующих подряд финансовых года более 600 000 рублей. Под особо крупным размером подразумевают недоимку более 3 000 000 при условии, что доля неуплаченной суммы превышает 20% подлежащих уплате налогов.

Что делать?

Итак, если гражданин, индивидуальный предприниматель или владелец бизнеса по каким-либо причинам не исполнили свои налоговые обязательства перед государством, то это сулит им крупные неприятности. Следует знать механизмы работы налоговых органов и законодательство, чтобы максимально смягчить наказание за данное правонарушение.

Читайте также:  Момент вступления в наследство пропущен: что делать

Если налоговая подала в суд

Обнаружив должника, налоговая служба отправит ему претензию об уплате задолженности. В документе будет зафиксирована полная сумма долга, включая пени и соответствующие штрафы за просроченный платеж. В случае, когда в требовании нет фактических ошибок, а лицо осведомлено о том, что является неплательщиком по налоговым обязательствам, ему настоятельно рекомендуется выплатить долг.

Если налоговая заблокировала счет

Когда предприниматель или физическое лицо не платит налоги или не отчитывается по своим доходам, налоговая заставляет его это сделать путем блокировки счетов. При этом по закону блокировать сам счет нельзя, блокировке подлежат деньги на нем и исключительно в размере долга или штрафа. Однако на практике в зависимости от причины могут блокироваться все деньги на счетах.

На заблокированном счете средствами возможно пользоваться лишь ограниченно. Оплачивать личные расходы у должника уже не получится, зато он может перевести деньги на возмещение вреда жизни и здоровью по исполнительному листу, алименты, оплату налогов и взносов.

Избавиться от блокировки можно, узнав причину, и выполнив требования налоговой. Если причина заключается в неуплате налогов, пени или штрафов, то проблема решается крайне просто – должнику всего лишь нужно погасить свое долговое обязательство. В таком случае счет будет открыт максимум через несколько дней после того, как налоговой придет документ от банка о списании долга.

Как сообщить в налоговую инспекцию о неуплате налогов физическим лицом?

Разумеется, один гражданин может написать заявление в налоговую инспекцию о неуплате налогов другим физическим лицом. Однако для подачи подобного документа заявителю необходимо четко аргументировать доказательную базу, поскольку налоговая инспекция должна проверить эту информацию в рамках прав, предоставленных им законодательством.

Так, право на запрос выписок по счетам физических лиц предоставлено в статье 86 Налогового кодекса. Если в ходе контрольных мероприятий по заявлению физического лица будут обнаружены признаки неуплаты налогов, это может привести к выездной проверке, начислению штрафов и к разбирательству в суде, куда должника привлекут в качестве ответчика.

Таким образом, юридические и физические лица обязаны вовремя оплачивать налоги, поскольку это правило прописано в законодательстве. Но если гражданин умышленно или случайно игнорирует выплаты, он считается правонарушителем и обязан понести наказание согласно НК, КоАП и УК РФ в зависимости от тяжести преступления или правонарушения.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 () 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 () 407-15-68

Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?

Виды нарушений, приводящие к штрафам

Нарушения, приводящие к штрафу по налогу на прибыль, в соответствии с НК РФ условно могут быть разделены на 4 группы:

  1. Нарушения порядка сдачи отчетности.
  2. Неуплата налога.
  3. Нарушения правил учета.
  4. Непредставление данных для налогового контроля.

Нарушения порядка сдачи отчетности

В эту группу попадают:

1. Несвоевременная подача декларации (ст. 119 НК РФ). Она грозит наложением на компанию штрафа в размере 5% от налога, отраженного к уплате по декларации. Он начисляется за каждый месяц просрочки (как полный, так и неполный). При этом минимальный штраф — 1 000 руб. (даже если начислений нет), а максимальный — 30% от начисленного налога (что равнозначно 6 месяцам срока задержки).

См. также:

2. Нарушение способа направления декларации (ст. 119.1 НК РФ). Касается компаний, обязанных сдавать электронную отчетность (п. 3 ст. 80 НК РФ). Это:

  • крупнейшие налогоплательщики;
  • предприятия со среднесписочной численностью более 100 человек.

При направлении декларации налоговикам другим способом компания будет оштрафована. Сумма штрафа составляет 200 руб.

Неуплата налога

К этой группе также относятся два вида нарушений:

1. Неуплата или уплата налога не в полном объеме (ст. 122 НК РФ) из-за ошибок в расчете налогооблагаемой базы или из-за неплатежей. В наиболее распространенных случаях штраф составляет 20% от недоплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Если ситуация касается занижения базы по сделкам между взаимозависимыми лицами, то оштрафуют на 40% от недоплаченного налога — минимум на 30 000 руб. (п. 1 ст. 129.3 НК РФ). Но его можно избежать, если фирма докажет, что цены по таким сделкам соответствовали рыночным (п. 2 ст. 129.3 НК РФ).

Если фирма не учла в прибыли доходы подконтрольной иностранной компании, то ей будет начислен штраф в размере 20% от недоплаченного налога — минимум 100 000 руб. (ст. 129.5 НК РФ).

Если налоговики докажут умышленное занижение налоговой базы, то с виновника возьмут 40% от недоплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

От наказания по ст. 122 НК РФ закон освобождает ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, если искажение произошло по вине одного из ее участников, сообщившего неверные факты для подготовки отчетности (п. 4 ст. 122 НК РФ). В этом случае наказание по ст. 122 НК РФ понесет именно участник, виноватый в искажении данных (ст. 122.1 НК РФ).

2. Неосуществление налоговым агентом удержания и уплаты налога (ст. 123 НК РФ). Это относится к компаниям, выплачивающим, например, дивиденды. Штраф составляет 20% от суммы налога.

Штрафы, относящиеся к этой группе, начисляются только на не доплаченные на момент проверки (камеральной или выездной) суммы налогов. Если до проведения проверки налог уплачен, хоть и с опозданием, то на уплаченный с задержкой налог начисляются пени. При этом вопрос начисления штрафов не касается авансовых платежей по налогу на прибыль. По ним начисляются только пени.

Нарушения правил учета

Непосредственное отношение к налогу на прибыль имеет ряд нарушений, приводящих к санкциям по ст. 120 НК РФ. Имеются в виду грубые нарушения порядка учета расходов, доходов и объектов налогообложения. К ним относят (п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • недостающую первичку;
  • отсутствие налоговых учетных регистров;
  • постоянные (более одного случая в течение года) ошибки в отражении операций в налоговых регистрах.

Даже если при этом не последовало искажения налоговой базы, наказать могут:

  • на 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ), если нарушения присутствовали в течение одного налогового периода (года);
  • на 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ), если они происходят на протяжении более одного налогового периода (года).

Если же допущение таких нарушений привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от недоплаченного налога — минимум 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Непредставление данных для налогового контроля

К штрафу по налогу на прибыль могут быть также отнесены санкции по ст. 126 и 129 НК РФ, устанавливающим наказание за ненаправление сведений, необходимых для налогового контроля, или документов, связанных с расчетом налогооблагаемой базы, которые подтверждают обоснованность ее величины.

Нарушение срока подачи документов чревато наложением штрафа в размере 200 руб. за каждую не сданную вовремя бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В случае отказа от представления документов или при направлении искаженных данных штраф может составить 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

В случае отказа или уклонения от представления документов или при подаче искаженных данных по подконтрольной иностранной компании штраф будет еще больше — 100 000 руб. (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).

Если компания не направляет инспекторам сведения, нужные им для осуществления контрольных действий, то она может быть оштрафована по ст. 129.1 НК РФ:

  • на 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) при однократном проступке;
  • на 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ), если нарушение имело место более одного раза в течение года.

Если не сданы (или искажены) сведения в уведомлении о контролируемых сделках, то это повлечет за собой штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Ненаправление или искажение сведений об участии в иностранных компаниях приведет к штрафу в 50 000 руб. за каждую иностранную фирму (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

В случае ненаправления или искажения сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях может быть применен штраф в размере 100 000 руб. за каждую контролируемую иностранную фирму (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

В отношении подачи документов для целей налогового контроля следует иметь в виду, что данные, передаваемые налоговикам по запросу относительно другой организации, в дальнейшем могут быть использованы для проверки той компании, которая отвечает на запрос. Поэтому крайне важна достоверность подаваемых сведений. При этом организация может использовать право не сдавать повторно однажды уже переданные документы (п. 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ), но для этой цели необходимо иметь подтверждение факта их отправки.

Об особенностях взимания штрафов в случае непредставления документов по встречной проверке читайте в статье «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?» .

Бухгалтерский и налоговый учет штрафа по налогу на прибыль

Начисленные штрафы, связанные с платежами в бюджет, в бухгалтерском учете отражаются в прочих расходах и учитываются на счете 99. Начисление фиксируется проводкой Дт 99 Кт 68. При этом начисления должны быть учтены с привязкой к соответствующей аналитике статей.

Для целей налогового учета штрафы по налогу на прибыль относятся к расходам, не уменьшающим базу по налогу на прибыль.

Итоги

Штрафы за нарушения налогового законодательства довольно многочисленны, и избежать их удается не каждому налогоплательщику. Но в некоторых случаях законодательство позволяет избавиться от штрафов (например, уплатив недоимку и пени до подачи уточненной декларации или доказав, что занижения налогооблагаемой базы по сделке между взаимозависимыми лицами не было, а цены соответствовали рыночным) или снизить их размер.

В каких случаях можно рассчитывать на снижение размера штрафа читайте в материале «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое» .

Новый тренд: налоговики находят умысел, чтобы повысить штраф по налогам

Эксперты TaxCoach рассказывают: помимо выявления сумм налогов, от уплаты которых уклонился налогоплательщик, у налогового инспектора есть еще один путь повышения эффективности контрольных мероприятий — это штраф за уклонение от уплаты налогов. Стандартный его размер — 20%. Однако, если доказан умысел налогоплательщика в допущенных нарушениях, то величина штрафа возрастает в два раза — до 40 % от суммы доначисленного налога.

Намерения ФНС активнее использовать предоставленные НК РФ возможности по наложению повышенных штрафов стали очевидны вскоре после появления в Кодексе новой статьи 54.1, пункт 1 которой констатирует:

«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.

Под «искажением» ФНС понимает именно умышленные действия налогоплательщика, например:

создание схемы «дробления бизнеса»;

искусственное создание условий по использованию пониженных ставок налога, налоговых льгот;

неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

нереальность (отсутствие) сделки.

ФНС России делает акцент на необходимости доказывать умысел налогоплательщика в подобных ситуациях и начислять штраф по ставке 40%.

Однако, помимо налоговой ответственности налогоплательщика, есть еще уголовная ответственность его должностных лиц (либо самого ИП, если проверка в отношении него). Доказанный умысел налогоплательщика-организации, конечно, автоматически не означает, что конкретное физическое лицо (руководитель, главный бухгалтер) также действовало умышленно, а значит будет привлечено к уголовной ответственности. Однако шансы оправдаться у него резко снижаются.

На сегодняшний день уже несколько писем ФНС России посвящены теме умысла в совершении налоговых правонарушений:

  • Письма ФНС России от 16.08.2017 г. № СА-4-7/16152@; от 31.10.2017 г. № ЕД-4-9/22123@ — непосредственно связаны с особенностями применения новой статьи 54.1 НК РФ
  • Методические рекомендации ФНС России и Следственного комитеты «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (письмо ФНС от 13.07.2017 г. № ЕД-4-2/13650@).

1. Юридическая, экономическая и иная подконтрольность контрагентов проверяемому налогоплательщику.

Умысел налогоплательщика-организации будет иметь место, если в нарушении налогового законодательства целенаправленно участвовали его должностные лица. Для наглядности ФНС в письмах приводит примеры, что может свидетельствовать об умышленности:

В частности, налоговым органам нередко удается доказать, что на самом деле работы, услуги, заявленные от имени фирмы-однодневки, выполнены силами самого налогоплательщика.

. действия директора «по подписанию актов приемки работ с контрагентами, выполненных самим налогоплательщиком, заведомо направлены на создание документов по несуществующим хозяйственным операциям, что прямо указывает на умысел данного лица и исключает возможность квалификации правонарушения как совершенного по неосторожности».

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 г. По делу № А19-396/2017.

2. Имитация хозяйственных связей с фирмами-однодневками, когда в реальности товар не поставлялся, работы не выполнялись, услуги не оказывались.

Нередко и работники налогоплательщика на вопрос о том, кем выполнены работы, ответственно рапортуют о своих достижениях, не догадываясь об истинном смысле каверзных вопросов налогового инспектора.

Налоговые органы идут по пути иллюстрации отсутствия у контрагентов реальной возможности исполнить сделку самостоятельно — нет материально-технических ресурсов, управленческого и технического персонала, имущества, транспортных средств и иных активов, необходимых для осуществления деятельности, по юридическим адресам не располагаются, реальных расходов не несут.

Показательный пример в этом — импорт брендированной продукции, произведенной специально под налогоплательщика под его товарными марками, через цепочку посредников.

Читайте также:  Как пожаловаться в прокуратуру на сотрудника полиции

В ходе проверки установлено умышленное завышение стоимости приобретаемого через технические компании товара под товарным знаком, интеллектуальные права на который принадлежали группе компаний, в которую входит налогоплательщик.

Привлечение посредников в качестве технических компаний производилось умышленно, с единственной целью получения необоснованной налоговой выгоды, без намерения совершить реальные хозяйственные операции и получить экономическую выгоду.

Общество преднамеренно использовало спорных контрагентов для создания документооборота, преднамеренно направляя часть произведенного китайским поставщиками товара в адрес иных лиц и впоследствии оформляя их приобретение на внутреннем рынке с целью завышения расходов и вычетов, в связи с чем, какое-либо заблуждение в отношении характера «взаимоотношений» со спорными контрагентами со стороны Общества отсутствовало.
Судебные акты по делу № А40-101006/2017.

В данном случае речь шла об известной светотехнической продукции Navigator. Схожие обстоятельства с тем же результатом — привлечение к налоговой ответственности в виде штрафа 40% — были установлены в отношении налогоплательщика, занимающегося импортом бытовой техники Redmond (судебные акты по делу № А56-78517/2017 (общая сумма штрафа составила более 400 млн.рублей).

3. Не оставят равнодушными ни инспектора, ни судью прямые улики противоправной деятельности, например:

наличие «черной бухгалтерии», обнаружение печатей, документации, токенов к интернет-банку фирм-однодневок на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика,

факты обналичивания денежных средств,

установленные случаи расходования контрагентом денежных средств на те или иные нужды налогоплательщика-организации, ее должностных лиц и учредителей (участников) (оплата обучения детей, новых автомобилей, путешествий и т.п.).

4. Обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности в целях снижения налоговых обязательств и обналичивания денежных средств.

Классический пример — случаи «искусственного дробления бизнеса».

Уже очевидно, что наладив работу автоматизированных систем контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), у ФНС высвобождается все больше ресурсов, которые она направила именно на борьбу с незаконным дроблением бизнеса ради применения специальных налоговых режимов, которое также предоставляет возможность снижения уплаты НДС.

Например, дробление единой площади торгового зала на несколько «отделов», арендуемых разными ИП, в целях применения ЕНДВ. Установив, что на самом деле они работают в формате единого магазина, налоговый орган констатирует согласованность действий, без которой было бы невозможно реализовать такую модель работы (например, судебные акты по делу № А27-10485/2017).

5. В этом же ряду следующий признак, свидетельствующий об умысле, — сложный и запутанный, продолжающийся во времени, повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы, исключающий их совершение в рамках обычной хозяйственной деятельности или по неосторожности.

Например, внесение имущества в уставный капитал недавно созданной компании и последующая продажа доли в этом юридическом лице в непродолжительном промежутке времени создают устойчивое ощущение о спланированности проделанных шагов в желании избежать уплаты НДС.

6. Налоговым органам также велено анализировать действия налогоплательщика в период проведения проверки, так как они могут дополнительно подтверждать умышленный характер допущенных нарушений.

Несложно догадаться, что затягивание ответов на запросы, искажение информации, а также расхождение представленной в ходе проверки информации с ранее предоставленными сведениями косвенно подкрепят уверенность проверяющих инспекторов в правильности направления поиска.

Однако не всегда аппетит налоговых органов по доначислению повышенных штрафов бывает удовлетворен. Вспоминается пословица: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Не доказав умышленность действий налогоплательщика в суде, налоговый орган «потеряет все», то есть налогоплательщик будет освобожден от штрафа полностью.

Таким образом, даже не веря в успешность оспаривания суммы доначисленного налога, оспаривание самого факта умысла при совершении допущенного нарушения может быть достойной задачей похода в суд, так как:

  • во-первых, повышает шансы должностного лица налогоплательщика на прекращение уголовного дела. Например, вывод суда о том, что при выборе контрагента проявлена «должная осмотрительность» по сути означает, что нарушение совершено не умышленно. В связи с введением в НК РФ новой статьи 54.1 ФНС РФ рекомендовала территориальным инспекциям не использовать этот термин при оформлении новых актов проверок (письмо ФНС России от 28.12.2017 г. № ЕД-4-2/26807).
  • во-вторых, может «снять» штраф в размере 40 % от суммы доначисленного налога в полном размере.

Что же может быть положено в основу оспаривания умышленности правонарушения?

Во-первых, отсутствие доводов в решении самого налогового органа — именно он первый должен в решени зафиксировать, почему считает допущенное нарушение умышленным. Если такого обоснования нет, «придумывать» в суде будет поздно.

Во-вторых, отсутствие сговора с контрагентами, недоказанность согласованности действий, непричастность налогоплательщика к обналичиванию и деятельности контрагента (например, если печати, бланки, следы создания фиктивного документооборота на территории налогоплательщика не обнаружены).

Ну и наконец, не исключено применение смягчающих обстоятельств, которые могут вернуть штраф к привычным 20 % или даже меньше. Такие факты, как совершение правонарушения впервые, социально-значимый характер деятельности налогоплательщика (вплоть до участия в гос.контрактах), тяжелое финансовое положение охотно воспринимаются судами для снижения размера штрафа.

Таким образом, необходимо опровергать те доводы налогового органа, которые якобы подтверждают осведомленность налогоплательщика в проблемности контрагента и целенаправленности достижения налогового эффекта от спорных операций.

1. Налоговые органы явно обозначили тренд по начислению повышенных штрафов в размере 40% при доказывании умышленности допущенного нарушения. Это дает ощутимый эффект для пополнения бюджета;
2. Даже согласившись с самими основаниями доначисления и суммой налога, оспаривание умысла может быть достойной задачей похода в арбитражный суд, поскольку:

  • повышает шансы на успешное закрытие уголовного дела в связи с недоказанностью вины должностного лица налогоплательщика;
  • может «снять» штраф в размере 40 % от суммы доначисленного налога в полном размере.

Как обжаловать транспортный налог, если он завышен из-за ошибочной мощности автомобиля?

Пришел транспортный налог на мой автомобиль, вместо 145,5 л.с. указали 1455 л.с. Поехал в налоговую, написал заявление на исправление, прошел уже месяц и тишина. Стал им звонить, в налоговой сказали что это проблема в базе ГИБДД, и пока исправить они этого не могут, сказали не переживать, все поправится. Все бы ни чего, вот только сумма долга пугает в 140 рублей вместо 1 руб. Что делать подскажите пожалуйста?

Ответы юристов ( 2 )

Налоговая инспекция обязана была принять решение по вашему заявлению течение 10 дней со дня получения вашего заявления (п. п. 4, 8 ст. 78 НК РФ).

Если была переплата вернуть налог обязаны не позднее одного месяца с этой же даты. В случае нарушения срока возврата инспекция должна будет уплатить проценты за каждый день просрочки, которые начисляются на сумму переплаты исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в это время (п. п. 6, 10 ст. 78 НК РФ).

Прилагаю разъяснения из ПС Консультант Плюс о том, что делать, если налоговый орган неправильно рассчитал налог

«Электронный журнал „Азбука права“, 22.12.2016
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
НЕПРАВИЛЬНО РАССЧИТАЛ НАЛОГ?

На основании налоговых уведомлений уплачиваются транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Если налоговый орган неверно рассчитал налог и завысил его сумму к уплате в налоговом уведомлении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Заполните заявление об ошибках в налоговом уведомлении.
Если в налоговом уведомлении вы обнаружили ошибки или недостоверные сведения, которые завышают сумму налога, сообщите об этом письменно в налоговую инспекцию. Для этого заполните заявление о наличии в налоговом уведомлении недостоверной информации. Форма заявления должна быть приложена к налоговому уведомлению, которое вам направила налоговая инспекция. В заявлении отражается номер налогового уведомления, адрес инспекции, в которую вы собираетесь направить заполненное заявление, ваши Ф.И.О. и ИНН.
Если форма заявления не прислана с налоговым уведомлением, заявление вы можете составить в произвольном виде, указав в нем обнаруженные ошибки.
К заявлению приложите копии документов, которые подтверждают правильные данные, например копию свидетельства о праве собственности на недвижимость.

Шаг 2. Направьте заявление в налоговую инспекцию.
Заполненное заявление можно лично сдать в налоговую инспекцию, направить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru
.
Если вы сдаете заявление лично в налоговую инспекцию, подготовьте его в двух экземплярах. На втором экземпляре инспекция поставит отметку о принятии с указанием даты приема и вернет его вам.
Отправить заявление по почте лучше почтовым отправлением с описью вложения — в этом случае у вас будет доказательство даты отправки заявления и конкретных документов.

Шаг 3. Дождитесь нового налогового уведомления с верными данными.
После получения заявления об ошибках в уведомлении налоговый орган должен самостоятельно выяснить причину ошибки, пересчитать налог и направить вам новое налоговое уведомление. При этом в графе „Исчисленная сумма налога“ будет отражена правильная сумма налога, в графе „Сумма налога, исчисленная ранее“ — ошибочная сумма, указанная в первоначальном уведомлении.

Шаг 4. При наличии переплаты по налогу подайте в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога или заявление о ее зачете.
Если на момент получения правильного уведомления вы уже уплатили налог в бюджет в большей сумме, чем полагается, переплату можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Зачесть переплату, например, по налогу на имущество физических лиц можно в счет будущих платежей по налогу на имущество физических лиц или по земельному налогу (ст. 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).
Для зачета или возврата переплаты подайте в налоговую инспекцию заявление в письменной форме. Его можно представить лично или направить по почте. Заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
К заявлению приложите копии платежного документа и уведомления с перерасчетом налога.

Шаг 5. Дождитесь возврата (зачета) переплаты по налогу.
Решение о зачете, как и решение о возврате, инспекция должна принять в течение 10 дней со дня получения вашего заявления (п. п. 4, 8 ст. 78 НК РФ). Вернуть налог обязаны не позднее одного месяца с этой же даты. В случае нарушения срока возврата инспекция должна будет уплатить проценты за каждый день просрочки, которые начисляются на сумму переплаты исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в это время (п. п. 6, 10 ст. 78 НК РФ).
Если у вас есть недоимка по местным налогам (в частности, по земельному налогу), долг по пеням и штрафам по этим налогам, инспекция сначала проведет зачет переплаты для погашения задолженности, а остаток суммы вернет вам (п. п. 5, 6 ст. 78 НК РФ).
Инспекция обязана направить вам сообщение о принятом решении о возврате (зачете) переплаты или об отказе в его осуществлении в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Проверьте зарегистрировано ли ваше письмо в налоговой инспекции. Если зарегистрировано Вы можете обжаловать действия налоговой в вышестоящую налоговую инспекцию и в суд.

»Электронный журнал «Азбука права», 22.12.2016

КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ?

Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.
Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

. Обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, на который подается жалоба.
Для обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Убедитесь в том, что установленный для подачи жалобы (апелляционной жалобы) срок не пропущен.
Жалоба подается в течение (п. 2 ст. 139 НК РФ):
— года со дня вынесения налоговым органом обжалуемого решения или со дня, когда вы узнали о нарушении ваших прав, либо
— трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом не устроившего вас решения — при подаче жалобы в ФНС России.
Апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения вам решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Если вы пропустили срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, то считается, что вы не стали обжаловать в апелляционном порядке решение налогового органа, и оно вступает в силу.
Если же вы пропустили срок, установленный для подачи жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то вы имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию