Какие последствия ждут водителя, если тот не остановился по требованию инспектора дпс? В каких случаях можно будет себя оправдать?
Правила дорожного движения (ПДД) представляет собой группу законных дорожных порядков, направленных на координацию водителей и других участников движений на дорогах.
Ответственные за остановку транспорта
«Не увидел» — частая отговорка водителей
Предназначение ПДД заключается также в обеспечении безопасности граждан, участвующих в дорожных движениях. Несоблюдение данных правил карается не только наказаниями, установленными законодательством Российской Федерации, но и здоровьем граждан, порой с плачевными последствиями. Самыми распространенными нарушениями правил движения на дорогах являются:
- превышение скорости,
- парковка в неположенном месте,
- продолжение движения транспорта на красный цвет светофора,
- агрессивная маневренность водителя.
К сожалению, не все автовладельцы следуют указам регулировщиков. В свод правил включается пункт 2.4, который содержит следующее постановление:
- Регулировщики и сотрудники Министерства транспорта Российской Федерации имеют право останавливать транспортное средство, участвующее на дорогах. Регулировщиками, согласно данному пункту, считаются:
- работники полиции,
- дорожные рабочие,
- дежурные на железнодорожных переездах.
Лица, уполномоченные координировать транспортные средства, должны носить специализированную форму, установленную нормами РФ, снабженную отличительными атрибутами и знаками. Регулировщики также в обязательном порядке должны будут иметь при себе удостоверение, подтверждающее их полномочия.
Работники военной и гражданской полиции, которые не являются инспекторами дорожно-патрульной службы (ДПС), тоже имеют право останавливать транспорт, водитель которого нарушает ПДД. Все это указано в 27-й статье Закона о полиции. При этом уполномоченный сотрудник обязан будет предоставить специальное удостоверение.
Последствия за игнорирование остановки по требованию инспектора
Если не остановился по требованию дпс — жди неприятностей!
Каждый человек, управляющий транспортным средством, имеет ответственность. Помимо водителей, другие участники дорожного движения (пешеходы, пассажиры и т.д.) также не освобождаются от соблюдения законов на дороге. Согласно правилам дорожного движения в России, водитель обязан подчиняться указаниям регулировщика.
Пункт 6.11 в ПДД говорит о том, что при сигнале сотрудника ГИБДД и иных уполномоченных дорожных рабочих об остановке транспорта, автовладелец обязан прекратить движение. В случаях несоблюдения указаний регулировщика возможно следующие последствия:
- Организуется патрульная машина, которая будет преследовать нарушителя с целью прекращения движения транспортного средства;
- При отсутствии машины, информация о нарушении ПДД будет передана сотрудникам ближайшего поста;
- Водитель будет подвергаться ответственности вдвойне: за несоблюдение правил и не остановку транспорта по сигналу регулировщика;
- В серьезных случаях, сотрудники полиции могут применять дополнительные более жестокие меры по задержанию лица, нарушившего ПДД;
- При наличии повода, служащие имеют право прибегать к применению оружия.
Водители в некоторых ситуациях могут обжаловать указы, поставленные сотрудниками ГИБДД, а также добиться моральной компенсации.
Агрессивных и невменяемых автолюбителей могут «наградить» статьей 19 пунктом 3 Кодекса об Административном правонарушении. Наказание по данной статье сулит штрафные санкции в размере до одной тысячи рублей либо арест на пятнадцать суток.
Во избежание плачевных последствий, настоятельно не рекомендуется избегать ответственности путем игнорирования указаний регулировщиков. Ведь чаще всего подвергаются сигналу об остановке те транспортные средства, которые нарушили правила дорожного движения. А значит помимо санкций за нарушение ПДД, добавится наказание за неисполнение приказов инспектора ДПС.
Сотрудники ДПС останавливают автовладельцев не только по причине, несущий негативный характер, но и по многим другим причинам. Например, это может быть всего лишь плановая проверка. Поэтому биться в панике и уезжать, игнорируя сигналы об остановке, не стоит.
Даже если водителю получиться уйти от патрульной машины, участвующей в погоне за ним, его все ровно будут судить. Только в данном случае вердикт будет вынесен строже, чем при остановке регулировщиком транспортного средства.
Какими бы не были последствия, все они несут негативный характер. Поэтому необходимо придерживаться свода правил, установленных законом РФ.
Если не остановился по требованию ГБДД. Что будет? Ответы — здесь:
Обжалование вердикта сотрудника ГИБДД
Решение инспектора ГИБДД можно обжаловать
Бывают случаи, когда водителя несправедливо наказали. Любое решение можно будет обжаловать. Сделать это можно в следующих инстанциях:
Обратившись в ГИБДД, будет проще собрать необходимые документы, но сложнее доказать свою невиновность. В суде же необходимо будет серьезно отнестись к документам, подтверждающим несправедливость вынесенного вердикта, что доставит водителю много хлопот. Однако именно в суде можно будет добиться справедливости.
Для установления своей правоты необходимо предоставить соответствующие основания и положения, которые помогут оспорить решение органов ГИБДД. Оправдать несоблюдение сигнала регулировщика об остановке можно на основании пункта 22 в Административном регламенте. Данное положение говорит о том, что регулировщик обязан четко и понятно подавать сигналы водителям, участвующих в дорожных движениях. Отсюда можно объяснить свою позицию следующим образом:
- Инспектор ДПС подал сигнал с опозданием. Из–за чего сложно было его увидеть.
- Из-за стоявших машин трудно было заметить сигнал об остановке.
- Поток машин был достаточно плотным, что помешало понять к кому именно относится сигнал регулировщика.
- Сотрудник ГИБДД подал знак не соответствующий нормам ПДД.
- Действия происходили ночью. У регулировщика не было соответствующих светоотражающих знаков, положенных по регламенту. Из-за чего его жест был невидим водителем.
Это не полный список оснований для оправдания неподчинения водителя жестам регулировщика. Чтобы знать больше оснований, рекомендуется изучить Административный регламент, а конкретно 22-й пункт. Помочь оспорить постановление, водителю помогут свидетели и записи видеорегистраторов. Если действительно нет вины, и есть тому неоспоримые доказательства, то водитель добьется обжалования несправедливого вердикта.
В настоящее время с каждым годом количество машин возрастает. При этом сотрудников ГИБДД больше не становится. Трудно уследить за всеми нарушениями, поэтому аварии, несмотря ни на что, происходят. Конечно, настоятельно рекомендуется гражданам соблюдать законы РФ. Однако даже самых законопослушных водителей, сотрудники ДПС хоть раз останавливали.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дорожные понты: как вести себя с агрессивными водителями
Агрессия стала настоящим бичом российских водителей, многие из которых садятся за руль только для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою крутость.
Правительство взялось за борьбу с опасным вождением, которое всё чаще становится причиной тяжёлых ДТП. Впрочем, не менее редко опасное вождение порождает волну агрессии, которая выливается в дорожные разборки. В ход идут газовые баллончики с перцовкой, бейсбольные биты, ножи, травматическое оружие, домкраты монтировки и, кончено же, тренированные кулаки. Лайф попросил экспертов рассказать, как избежать конфликта с неадекватными водителями.
Психологи утверждают, что любым агрессивным водителем движут внутренние комплексы и желание самоутвердиться за счёт других. Неважно, шныряет хулиган из ряда в ряд, желая ехать быстрее потока, или пытается “учить” более спокойного водителя — всё дело в желании показать своё преимущество за счёт более слабого и неуверенного в себе человека.
Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
— Люди, которые пытаются выяснять отношения на дорогах, агрессивны не только за рулём, но и в обычной жизни. Они вычисляют жертву по внешности, классу автомобиля и стилю вождения. Им важно сразу же понять, что противник не окажет сопротивления. Причина такого поведения — низкая самооценка, — рассказывает психолог Ольга Скорова, преподающая курсы адаптации за рулём новичкам.
Если вы кого-то подрезали или не пропустили при перестроении, необходимо найти в себе силы (для некоторых это большая проблема) и извиниться. Это мгновенно снимает условия для эскалации жестоких побуждений агрессора. Он будет ждать, чтобы ему дали шанс раскачать ситуацию. Возможны даже провокации, но именно настойчивое желание подавить конфликт мирным путём обязательно сработает.
— Когда человек проявляет агрессию, то он подсознательно ждёт ответных эмоций. А если он слышит извинения, то теряется весь запал, — рассказала Скорова.
Многое зависит от статуса автомобиля. Владельцу таких массовых автомобилей как Renault Logan, Lada Granta, Hyundai Solaris куда проще попасть в неприятный конфликт с агрессивным водителем, нежели обладателю, к примеру, Mercedes-Benz G-class. Хуже всего, когда на дороге появляется так называемый учитель.
Фото: © flickr.com/Flood G.
— Этот типаж водителя зависим от адреналина. Он не может контролировать своё состояние. Если вы видите подобного персонажа, который пытается задирать вас, — просто уступите ему дорогу или отпустите педаль газа и досчитайте до пяти. Взъерошенные нервы такого человека просто не позволят ему ехать рядом с вами в таком неторопливом темпе. Он уйдёт вперёд, — рассказывает Алексей Колонтай, руководитель Центра контраварийной подготовки водителей “Мастер-класс”.
Быстро моргающий свет фар в заднем зеркале — верный признак, что за рулём едет человек с расшатанной неровной системой. И тут важно не кормить его эмоциональный голод.
— Для так называемых учителей, которые обгоняют не пропустившего их водителя и резко тормозят, существует своя методика. При первой же возможности такой человек стремится обогнать своего “обидчика”, именно в этот момент нужно слегка нажать на педаль тормоза. Обгоняющий уже рассчитал свой манёвр, он намерен перестроиться и резко затормозить, чтобы “проучить” неторопливого водителя. В зеркала заднего вида такой хулиган, как правило, не смотрит. Поэтому нужно, слегка притормозив, перестроиться правее и дальше продолжать движение в спокойном режиме. Агрессивный водитель поймет, что за ним никого нет, только когда будет тормозить. Скорее всего, после этого он уедет вперёд, — делится опытом Колонтай.
Эксперт советует всегда помнить о том, что закон всегда на стороне водителя, соблюдающего ПДД. Более того, агрессивные водители также понимают, что их действия по прессингу неугодных участников движения противоречат правилам и могут обернуться аварией. А это означает, что хулигану придётся ждать экипаж ДПС, платить штраф и ремонтировать свой автомобиль. Если виновник ДТП уедет, то его ждёт лишение прав на срок до 1,5 года и административный арест на 15 суток. Поэтому ни в коем случае нельзя реагировать на провокации, которые сделают вас виновником ДТП.
— Бывает, когда “быкующие” люди пытаются выдавить вас из ряда или прижать к обочине, чтобы “поговорить” — помните о правилах дорожного движения и том, что, согласно им, в случае аварии вы будете правы. Сами дорожные хамы тоже прекрасно это знают, поэтому вряд ли будут в открытую таранить ваш автомобиль. Попугать они могут, а вот сознательно портить свою машину и платить штраф за ДТП вряд ли захотят. Такие люди играют на психологической неустойчивости некоторых водителей, — говорит руководитель.
Если же агрессивному водителю удалось заблокировать ваш автомобиль, то не нужно пытаться уехать, главное — не паниковать.
— Если вы начнёте удирать, то тем самым спровоцируете погоню, показав себя жертвой. Дорожный хам заведётся от чужого страха. Необходимо остановиться и просто заблокировать двери. В дневное время суток на конфликт непременно обратит внимание кто-то из проезжающих мимо водителей или сотрудников полиции, — считает Виктор Тишаков, инструктор школы повышения водительского мастерства Extrim Drive.
Хуже всего, когда конфликта не избежать. В таком случае нужно действовать оперативно.
— Есть категория натурально больных людей с водительскими правами, у них эмоциональная разрядка происходит только после того, как они выплеснут свой гнев на жертву. Тут уже ничего не поможет. Самая большая проблема людей, непривычных к стрессам, решиться на превентивные действия. Ждать, когда тебя ударят первого в такой ситуации — провал, потому что после сильного удара человек может потерять физические и эмоциональные силы для сопротивления, — говорит тренер по рукопашному бою Мусса Мурадов.
Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
Чаще всего в таких ситуациях водители предпочитают отбиваться от драчунов с помощью крайне эффективных газовых баллончиков.
— Водители чаще всего покупают у нас газовые баллончики. Электрошокеры приобретают намного реже, так как в условиях дорожного конфликта их сложнее применить. Баллончик выбрасывает струю газа на расстояние от двух до четырёх метров, поэтому им можно без проблем остановить агрессивного гражданина, даже не выходя из машины. Также баллончик очень эффективен, если направить струю в салон автомобиля, находясь при этом на улице. В этом случае все люди, находящиеся в замкнутом пространстве, будут поражены газом, — рассказал Лайфу продавец магазина средств самообороны.
В руках агрессора перцовый баллончик будет бесполезен, если его оппоненты заблокируют двери автомобиля и закроют окна. Есть вероятность, что злоумышленник распылит газ на воздуховоды вентиляции, но тут спасёт функция перекрытия забора воздуха с улицы. Об этом нужно позаботься сразу.
— Если носите что-то для защиты, будь то баллончик, травмат или шокер. Важно, чтобы это же оружие не повернулось против вас. Поэтому перед применением надо потренироваться. К примеру, понять на каком расстоянии от себя лучше держать руку с “перцовкой”, как доставать, чтобы не спалиться. И конечно же, лучшая драка — эта та, которая не состоялась, — резюмирует Мурадов.
Что делать при несправедливых обвинениях в аварии
14.10.2015 г. в 20:32, «Вести»
Эксперты рассказали, в каких случаях водителя, не нарушающего правила, могут признать виновником ДТП и какие действия предпринять, если все идет к тому, что крайним сделают вас
То, что в сфере безопасности дорожного движения и юридической защиты прав водителей давно назрели реформы, очевидно. Ведь, хотя на дорогах вместо ГАИ работает патрульная полиция, работа «копов» регламентирована по тому же самому несовершенному законодательству, что и гаишников. То есть водителя могут сделать виновным в ДТП, даже если он соблюдал все без исключения правила дорожного движения (ПДД). Некоторые пункты сформулированы таким образом, что противоречат друг другу и позволяют инспектору давать вольную оценку причин аварии при составлении протокола.
По словам правозащитников Владимира Караваева и Вадима Володарского, ошибки, в результате которых виновник избегает наказания, а невиновный лишается водительских прав, денег, а иногда и свободы, возникают очень часто.
«Наиболее спорный пункт в ПДД — 12.3, который прямо требует от водителя в случае возникновения препятствия снижать скорость вплоть до полной остановки», — говорит Володарский. По его словам, этот пункт нужно дополнить таким образом, что, если водитель не смог затормозить вовремя, но ехал по правилам, его бы считали невиновным в совершении ДТП. Также в Уголовном Кодексе (в ст. 286 «Нарушения правил безопасности дорожного движения) необходимо дописать фразу, что «водитель не может быть привлечен к уголовной ответственности, если не смог избежать ДТП».
Еще нужно в ПДД более конкретно прописать о том, что является аварийной обстановкой, как именно водитель должен убедиться в безопасности маневра, в каких случаях за резкое торможение без причины можно наказать того, кто нажал на педаль, а не того, кто из-за этого попал в ДТП, и другое. Всего юристы подготовили порядка двух десятков изменений в законы, которые планируют подать в Раду в виде законопроекта. «Вести» собрали восемь примеров реальных аварий, в которых водитель, не нарушающий ПДД, инспектором был признан виновником аварии. Правда, через суды иногда это удается оспорить.
ЕХАЛ «60», НО СКОРОСТЬ ПРЕВЫСИЛ
Водитель автомобиля А двигался по городу со скоростью около 60 км/час по второй полосе, так как крайняя правая была занята припаркованными автомобилями. Внезапно автомобиль Б, стоявший в крайней правой полосе, включил поворотник (это подтверждается показаниями свидетелей), начал движение и перестроился во второй ряд. Водитель автомобиля А резко затормозил, но избежать ДТП не удалось — он въехал в авто Б сзади. Сотрудники ГАИ признали виновным именно водителя А, написав в материалах дела, что он нарушил п. 12.1 ПДД. То есть при выборе безопасной скорости не учел дорожную обстановку (парковку справа) и при изменении ситуации не смог избежать ДТП. Юристы говорят, что такие случаи наиболее распространены. Нужно настаивать на том, что водитель авто Б нарушил п. 10.1 ПДД: перед началом движения не убедился в безопасности маневра.
СТОЛКНОВЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОЙ ПОЛОСЫ
Автомобиль А включает указатель поворота и делает поворот налево, находясь ближе к правой стороне левого ряда, так как из-за особенностей габаритов автомобиля ему нужно больше места для выполнения маневра.В образовавшийся просвет вклинивается автомобиль Б, двигающийся сзади автомобиля А по той же полосе, но с большей скоростью. На перекрестке автомобиль Б сталкивается с поворачивающим налево автомобилем А, ударяя его правой фарой в левый задний фонарь. Оба автомобиля до столкновения находились в пределах одной полосы. Но виновным признали водителя автомобиля А, обвинив его в нарушении уже упомянутого п. 10.1 (не убедился в безопасности маневра). Но на суде признали виновником водителя Б, так как он не дал завершить маневр.
СТОЛКНОВЕНИЕ ПРИ ВЫЕЗДЕ НА ГЛАВНУЮ
Водитель авто А выезжает со второстепенной дороги на главную и пропускает имеющие преимущество автомобили. Для этого поворачивает голову налево и медленно едет, поворачивая руль направо. Перед ним (в мертвой зоне, так как голова повернута влево) остановился автомобиль Б. Произошло столкновение. Инспектор признал виновным водителя авто А, так как он не справился с управлением и допустил столкновение с другим автомобилем. Но на суде водителю, которого гаишники признали виновным, удалось оправдаться: доказать (с помощью свидетелей и видеорегистратора), что водитель второго авто остановился перед ним не для того, чтобы безопасно завершить маневр, а чтобы поговорить по телефону (он еще до столкновения стоял там, несмотря на запрещающий знак, несколько минут).
ДИСТАНЦИЯ ПРОТИВ ТОРМОЖЕНИЯ
Автомобили стояли перед светофором. Как только загорелся зеленый свет, все тронулись с места, но внезапно пошел ливень, и водитель автомобиля А, испугавшись, дал по тормозам. Водитель авто Б (ехал сзади) тоже дал по тормозам и сумел предотвратить столкновение, но его маневра не ожидал водитель движущегося за ним авто В — произошло столкновение. Виновным признали водителя третьего автомобиля (В), который нарушил п. 13.1 (не придерживался безопасной дистанции). В суде с помощью видеозаписей с регистраторов удалось доказать, что причиной аварии стало резкое торможение всех участников происшествия (нарушение п. 12.9 ПДД), но для водителя В это послужило лишь смягчающим обстоятельством (не забрали права), так как столкновения с авто А не было (он не участник ДТП).
ДТП ПРИ РАЗВОРОТЕ
На нерегулируемом перекрестке водитель автомобиля А начал совершать разворот из крайней левой полосы, предварительно убедившись в том, что справа (на встречной полосе) никого нет. Автомобиль Б двигался с такой высокой скоростью, что появился для авто А внезапно и ударил его в момент выполнения маневра. Правым вначале признали того, кто двигался по главной дороге, но после проведения автотехнической экспертизы оказалось, что во время столкновения скорость автомобиля Б составляла порядка 80 км/час, на асфальте не было следов тормозного пути, а свидетели подтвердили, что в момент начала маневра водителя А помехи не было. В итоге вину признали обоюдной (А не убедился в безопасности маневра, а Б — не выбрал безопасную скорость в данной дорожной обстановке).
ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
Наибольшее количество спорных ДТП связано с парковкой. Данный пример — типичен. Водитель А ехал по городу и увидел у бровки припаркованный под углом автомобиль Б. Внезапно его водитель начал распарковываться и въехал в автомобиль А задним ходом, а в пояснениях написал, что въехали в него, соответственно, виновным признали водителя автомобиля А (по логике «кто сзади, тот и виноват»).
Только в результате автотехнической экспертизы удалось доказать, что характер повреждений не соответствует обстоятельствам, описанным водителем Б, так как они были нанесены под острым углом, а не прямо. Но известно много случаев, когда на дороге между водителями возникает конфликт,
и один умышленно сдает задним ходом, чтобы обвинить второго в таране. В таком случае без свидетелей оправдаться практически невозможно.
ПЕШЕХОД «БРОСИЛСЯ» ПОД КОЛЕСА
Водитель авто А выезжает на главную дорогу со второстепенной, а перед перекрестком нарисована «зебра». Остановившись на пешеходном переходе, он поворачивает голову налево, где едет авто Б (по главной дороге). Как только автомобиль с ним поравнялся, А начал маневр (тронулся с места) и в этот момент сбил пешехода, который решил обойти авто спереди (водитель его не видел, так как его внимание было сосредоточено на авто Б). И хотя водителя сразу обвинили в нарушении двух пунктов ПДД (10.1— не убедился в безопасности маневра и 10.2 — не уступил дорогу пешеходу), после разбирательства виновным признали пешехода (п. 4.14. гласит, что пешеходам запрещается выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя). Но водителю пришлось заплатить за ремонт своего авто, а также ущерб здоровью пешехода.
ДТП В ЦЕПОЧКЕ
Сложнее всего понять, кто виновен в ДТП, если возникла цепочная авария, в которой один или несколько автомобилей потеряли управление. Чтобы установить причинно-следственную связь, в обязательном порядке проводится несколько экспертиз, чтобы определить степень вины каждого водителя. Один из недавних случаев в Киеве — автомобиль А вынесло на скользкой дороге на встречную полосу, где он столкнулся с несколькими машинами. И хотя они ПДД не нарушали, двух пострадавших водителей (Б) обвинили в том, что они не выбралм безопасную скорость, а третьего (В), который въехал в А, — в несоблюдении дистанции.
Суды по таким делам обычно длятся годами и заканчиваются тем, что стороны договариваются между собой.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ВИНЯТ В ДТП НЕЗАСЛУЖЕННО
Непосредственно после столкновения постарайтесь облегчить инспектору и автоэксперту работу: место ДТП нужно оградить, машины не передвигать с места и проследить за тем, чтобы проезжающие мимо авто не уничтожили «улики» (следы шин, осколки и т. д.). Постарайтесь тут же поискать свидетелей (прохожих, водителей других авто, продавцов в МАФах) и записать их телефоны.
Не пишите ничего в пояснениях к протоколу ДТП. Дело в том, что любая авария — стресс. И разбираться в том, что именно произошло, лучше в спокойной обстановке и с помощью юриста. Для этого нужно написать на имя инспектора ходатайство о переносе рассмотрения дела. В течение двух недель вы можете подъехать к следователю-дознавателю и изложить свои аргументы.
Перед тем как явиться к инспектору, соберите максимум информации об обстоятельствах ДТП. Например: запишите алгоритм работы светофора, сфотографируйте состояние разметки, особенности освещения дороги, поищите видеозаписи (камеры установлены на всех банкоматах, у офисных зданий, возле светофоров), возьмите справку из Гидрометцентра о погоде. Всю собранную информацию передайте адвокату, который специализируется на ДТП: он оценит, какие факторы играют за вас, а какие — против.
У самого следователя-дознавателя нужно стараться избегать называть какие-либо конкретные цифры (либо называть с осторожностью). Многие водители занижают параметры, например, говорят, что ехали со скоростью не 80, а 60 км/час (думая, что если не нарушали ПДД, то это плюс), а на самом деле это обстоятельство является отягощающим, так как меньшая скорость позволяет раньше увидеть препятствие и среагировать на него (получается, что произошло не случайное ДТП, а умышленное столкновение).
Инспектор или следователь ГАИ принимает решение о том, на кого составлять протокол за ДТП, основываясь на субъективных показаниях водителей и свидетелей. Часто единственным способом получить объективные данные является проведение автотехнической экспертизы. Стоимость такой услуги — от 2 до 8 тыс. грн (в зависимости от сложности и сроков), но она нередко позволяет установить, что объяснения одного из участников ДТП с технической точки зрения являются несостоятельными.
В ДТП С ПЕШЕХОДОМ ВОДИТЕЛЬ ПЛАТИТ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПРАВ
Адвокат Вадим Володарский говорит, что чаще всего водителей несправедливо наказывают в случае наезда на человека. «В большинстве случаев пешеход получает телесные повреждения, что чревато возбуждением уголовного дела, даже если наезд произошел вне пешеходного перехода или если пешеход сам создал аварийную ситуацию». По словам адвоката, следствие обычно старается доказать, что у водителя была возможность остановиться, но он тем не менее допустил наезд. Но даже если водителя признают невиновным в ДТП с пешеходом, добиться от пешехода возмещения ущерба невозможно. Более того, нынешнее законодательство сформулировано так, что виновные в ДТП пешеходы сами подают на водителей в суд и практически всегда выигрывают.
ДЛЯ ЗАЩИТЫ В СУДЕ ПОКУПАЙТЕ ВИДЕОРЕГИСТРАТОР
Хотя на Западе водители практически не пользуются видеорегистраторами, так как на дорогах у них размещено очень много дорожных камер, в наших условиях он необходим. Предприниматель Андрей Головин, который занимается проведением автотехнических экспертиз, говорит, что в его практике было с десяток случаев, когда этот прибор (даже недорогой, от 400 грн) помогал восстановить картину происшествия и оправдать водителя. Адвокат Алексей Святогор говорит, что запись нужно приложить на флешке к материалам дела.
Что делать, если хамят на дороге – усмиряем самоуверенных водителей
Одной из реальных проблем России является неуважение друг к другу и чрезвычайное хамство на дорогах. Мы всегда уверены в своей правоте и никогда не отступаем от сделанного. Признавать свои ошибки – это далеко не русская черта характера. Когда два таких нрава сталкиваются на дороге, выходит очень неприятная ситуация. Во-первых, принципы для нас намного важнее, чем соблюдение каких-либо правил. Во-вторых, русского человека невозможно остановить – он делает все до конца. И в плане доказательства своей правоты на дороге эта хорошая чета превращается в уникальный недостаток. Впрочем, нация растет и развивается, появляется все больше образованных, сдержанных и вежливых людей, которые не стремятся доказать свою правоту. В определенные моменты таких людей оказывается большинство. Если они сталкиваются с хамством на дороге, такие интеллигенты оказываются беззащитными.
Поэтому сегодня мы рассмотрим самые интересные способы защиты от такого нападения. Когда вам начинают грубить и активно доказывать явно неверную точку зрения, хочется обо всем забыть и уехать с места конфликта. Но это не самый лучший вариант поведения. Нужно привыкнуть решать все возникшие вопросы до полного исчерпания. При этом самой плохой идеей, которая может прийти в голову водителю, является грубость в ответ. Необходимо включать мышление, оценивать ситуацию и всегда переворачивать ее в свою сторону. Как ни странно, напор и хамство нередко действуют на наших дорожных полицейских. В случае разбора ДТП необходимо доказывать свою точку зрения, но без грубости, так как в противном случае полицейские могут послушать наиболее активную сторону процесса и перевернуть все с ног на голову.
Как усмирить хама после дорожно-транспортного происшествия?
Самой неприятной ситуацией является ДТП, в котором виновен водитель с неуравновешенной психикой. Вылетев из авто, он начнет доказывать вам свою правоту и любовь к правилам дорожного движения, а иногда и кулаками начнет махать. Для усмирения такого персонажа потребуется обязательно и незамедлительно вызвать полицию для оформления происшествия. Даже если присутствует ваша вина, лучше сделать следующие действия:
- полностью отказаться от словесных препираний с другой стороной, если разговор выходит на слишком резкие и повышенные тона, уйти от конфликта с другой стороной;
- вызвать полицию и сообщить о подробностях ДТП для более оперативного выезда службы на место происшествия, а также записать номер другого автомобиля;
- подождать полицию, не передвигая автомобиль, не переставляя его для более удобного проезда – вторая сторона может настаивать на этом, прибегать к разным хитростям;
- ни в коем случае не давать денег вымогателю, не пытаться замять конфликт на месте без участия ГИБДД, это далеко не самый лучший вариант при высокой мстительности соперника;
- отказаться от физических разбирательств, грубостей и других возможных методов решения конфликта, иначе придется еще разбираться с полицией по другим статьям.
Нужно понимать, что многие откровенные хамы – это хорошие актеры, которые выводят вас из себя специально. На дороге процветает мошенничество. Любая авария может быть подстроена достаточно просто, и вы можете реально стать ее виновником. Помните, что у вас есть страховка, а также права гражданина России. Никогда не опускайтесь до недостойного поведения, оскорблений или драки, так как вам легко могут приписать еще одну-две статьи по административному кодексу.
Что делать, если на ваших глазах грубо нарушают ПДД?
Таких случаев, как откровенное и наглое нарушение правил дорожного движения, мы ежедневно видим на дороге много. И если это просто превышение скорости на несколько километров в час, никто уже не обращает на такое внимание. Для фиксации этого есть дорожные камеры, которые рассылают письма счастья. Но вот серьезные нарушения, которые могут привести к неприятным последствиям часто совершаются специально. В таком случае стоит выполнить следующие действия:
- не пытаться самостоятельно догнать и усмирить нарушителя, у вас вряд ли получится научить его правильной жизни и вложить в голову верные понятия о поведении на дороге;
- позвонить в полицию и рассказать об увиденном, нередко рядом с местом будет патруль, который сможет задержать нарушителя, но при задержании потребуются ваши показания;
- очень полезным элементом в таком деле станет видеорегистратор, с помощью его показаний можно достаточно просто решить любую ситуацию без предвзятости;
- можно записать номер, марку и модель автомобиля, чтобы передать эти данные в полицию, вас могут пригласить позже для дачи показаний по делу о нарушении ПДД;
- особенно важно сделать это, если вы увидели, что автомобиль скрылся в места совершения дорожно-транспортного происшествия, это поможет разыскать преступника.
Нередко после создания серьезных проблем на дороге водитель решает просто уехать с места. Виной этому может стать непримиримый характер, нетрезвое состояние или отсутствие документов у водителя. Если вы видите такие неприятные происшествия, всегда есть смысл вызвать полицию и записать данные автомобиля. Это поможет в дальнейшем и станет помощью для всех пострадавших в происшествии людей.
Что делать, если вам просто хамят на дороге?
Крайне сложно сдержать моральное равновесие, когда на вас нападают хамовитые водители с большими претензиями. Отвечать на такие придирки не имеет смысла, пугаться слишком самоуверенных ребят также не стоит. Всегда помните, что есть закон, который рассудит все ситуации. Лучшее, что можно сделать в таком случае, – это спокойно уехать на другую улицу и отвязаться от неприятного собеседника. Но есть и другие методы:
- спокойно объяснить, что вы прекрасно понимаете ситуацию и можете легко доказать свою правоту, для этого вы готовы прямо сейчас вызвать полицию и разобраться в событии;
- не повышать голос, не выходить на провокацию, которую устраивает водитель соседнего автомобиля, не пытаться отвечать тем же тоном, это окончательно выведет собеседника из себя;
- не стоит также закрывать окна и пытаться скрыться от неприятного типа, это часто становится причиной погони, в которой можно нахвататься массы штрафов и предупреждений;
- попытаться свести беседу на шутку или в спокойное русло, не доказывая ничего своему оппоненту, особенно, если обвинения беспочвенны и не имеют никаких оснований;
- порой проще отшутиться и даже извиниться, чем разбираться с последствиями грубого ответа, тем более, если перед вами представитель нынешней элиты со своими немалыми связями.
Следует помнить, что в России многое решают деньги и власть. Так что не всегда ваша чистейшая правота окажется нужной для полиции. Многие ДТП оформляются совершенно не так, как они были совершены. При этом невинные водители страдают и платят огромные штрафы. Здесь уже нужно понять, что принципы не могут быть дороже чистой совести, здоровых нервов, большой суммы денег и месяцев тревоги. Так что лучше не лезть в конфликт при возможности.
Чего стоит избегать при общении с водителями-хамами?
Конфликт на дороге и игра двух характеров – это недопустимая вещь. Если между вами и еще одним участником дорожного движения разгорелся спор, лучше остановиться у обочины и выяснить все вопросы вне автомобилей. Проблема в том, что в порыве злости можно просто не заметить, как стрелка скорости превышает допустимые значения. Некоторые и вовсе приходят к погоне с тараном. Избегать следует таких недопустимых событий:
- драка и выяснение обстоятельств любым силовым методом, привлечение знакомых и друзей, создание большой конфликтной ситуации просто на стыке двух характеров;
- создание аварийной ситуации на ровном месте, провокации и участие в таковых, снижение безопасности вождения, так как внимание отвлечено от дороги полностью;
- попытка решить все вопросы, связанные с ДТП, без участия полиции и без оформления протокола, это повысит риски в будущем, станет причиной больших проблем;
- создание погони, тарана друг друга и других конфликтов между двумя участниками дорожного движения, подстава других водителей в опасные и неприятные ситуации;
- словесная перепалка, которая обязательно приведет к неприятным последствиям, лучше молчать или спокойно изъясняться, тогда и соперник будет более спокойным.
Обоюдное взведение эмоционального состояния станет просто великолепным шансом для хама попрактиковаться в своих возможностях и умениях. Многие из нас ежедневно сталкиваются с «сильным характером» на дороге. Порой лучше обойти его спокойно стороной и продолжить размеренное движение по правилам. Если же это не получается, смело вызывайте полицию и пишите заявление на обидчика за оскорбление, попытку мошенничества. Предлагаем подборку таких ситуаций, в которых можно реально сорваться (нецензурная лексика присутствует):
Подводим итоги
Сложно сказать, что именно заставляет русского человека быть столь агрессивным на дороге. Но ежедневно мы сталкиваемся с такими людьми, которые очень активно пытаются вывести из себя каждого участника дорожного движения. В таких ситуациях нужно научиться жить по принципу «кесарю кесарево». Не следует стремиться всех поймать, все исправить и наладить нормальную размеренную жизнь на дороге. Все равно всегда будут оставаться «мажоры» и «золотая молодежь», для которой правила не значат ничего. И если для большинства владельцев машина является ценностью, то для них это подарок на 18-летие, который не значит ничего. Поэтому посторонитесь от таких уникумов.
Отстранение принесет явные преимущества в виде целости и сохранности вашего автомобиля, а также позволит без особых проблем избежать неприятных ситуаций. Нервы также останутся целыми, что исключено в случае конфликта. Избегайте любых неприятностей, уходите от неуравновешенных людей, но соблюдайте при этом закон. Если на вас нападают после совершения ДТП, не уезжайте с места происшествия. Просто сохраняйте спокойствие, даже если вы оказались виновником. Сообщите пострадавшему, что у вас есть страховка, которая все оплатит. А как вы обычно действуете, когда встречаете хама на дороге?
Что делать, если работодатель собирается вас оштрафовать
Наверняка каждому приходилось сталкиваться в своей трудовой деятельности с такими явлениями, как принуждение к подписанию договора о полной материальной ответственности или включение условия об этом в текст трудового договора, а также условий, позволяющих работодателю «штрафовать» вас за опоздания и другие мелкие оплошности. В данном материале мы попытались определиться с тем, насколько законны подобные меры по отношению к работнику.
В первом случае следует иметь в виду, что основания для наступления полной материальной ответственности названы в ст. 243 ТК РФ и что перечень должностей и работ, при выполнении которых с работниками может заключаться договор о полной материальной ответственности, устанавливается Министерством труда и социального развития РФ, а не вашим руководителем. Поэтому, если вашей должности нет в указанном перечне и к вам не относятся следующие ситуации:
недостача ценностей, вверенных вам на основании специального письменного договора или полученных вами по разовому документу;
умышленное причинение ущерба;
причинение вами ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
причинение ущерба в результате ваших преступных действий, установленных приговором суда;
причинение вами ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
разглашение вами сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных законом;
причинение ущерба не при исполнении вами трудовых обязанностей;
то внесение пункта в договор или заключение отдельного договора о полной материальной ответственности незаконно. Что же делать? Как это ни странно, но пока вы работаете и вас все устраивает, то ничего. Как только дело дойдет до конфликта, например, необоснованных удержаний с зарплаты, наступает время вспомнить о всех грехах работодателя. Свою позицию общения необходимо выстраивать с учетом того, что договор о полной материальной ответственности или условия о ней в трудовом договоре противоречат действующему трудовому законодательству РФ и, как следствие, незаконны и не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Поэтому работодателю весьма проблематично будет доказать в суде или в трудовой комиссии обоснованность своих действий. Более того, он может подвергнуться административному взысканию за нарушение законодательства о труде по ст. 5.27 КоАП РФ.
Мы специально не рассматриваем ситуации, когда работник действительно несет полную материальную ответственность, так как это предмет отдельного разговора.
Во втором случае вы должны навсегда запомнить одну простую вещь: в Трудовом кодексе нет такой меры дисциплинарного взыскания, как штраф. Замечание – есть, выговор – есть, наконец, увольнение – есть, а вот штрафа или иного денежного наказания нет (ст. 192 ТК РФ). Более того, законодательство прямо запрещает применять к работнику дисциплинарные взыскания, им не предусмотренные (ст. 192 ТК РФ). Как бы ни было велико желание работодателя искоренить, к примеру, опоздания, затяжные перекуры, серфинг в интернете и другие мелкие радости обычных офисных работников с помощью системы штрафов, увы, это незаконно. Поэтому, если вас «штрафуют» и вас это не устраивает, вам прямая дорога в трудовую инспекцию, прокуратуру и суд, которые в совокупности помогут осознать работодателю его неправоту. Более подробно о том, как это делается, вы можете прочитать здесь. Однако не секрет, что после подобных заявлений работника «попросят» покинуть компанию, что, собственно, и произошло с автором этого материала, после того как он, будучи сотрудником юридической компании, обратил внимание руководства на недопустимость применения подобных мер к сотрудникам.
Особо «продвинутые» руководители, считающие себя специалистами в области трудового права, любят оформлять решение о наложении штрафа в виде приказа. Так вот, чем больше в вашем распоряжении окажется подобных документов, тем бледнее будет выглядеть ваш руководитель при разбирательстве в прокуратуре или суде.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
За какие нарушения ПДД пассажирами ответственность все равно несет водитель?
То, что водители не должны нарушать ПДД – прописная истина, понятная каждому. Как и то, что за нарушение предусмотрено наказание. Однако в ПДД есть пункты, которые напрямую от водителя не зависят – их должны выполнять пассажиры. Но вот в чем нюанс: наказание за их проступки обычно в той или иной мере все равно может нести водитель. Давайте разберемся с тем, что нужно учитывать и помнить, перевозя пассажиров.
Обязанности пассажира четко зафиксированы в ПДД, как и то, что ему делать запрещено. Так, пункт 5.1 указывает, что при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны быть пристегнуты ими, а посадку и высадку из машин нужно производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.
Пункт 5.2 содержит запреты, касающиеся пассажиров: при поездке на легковом автомобиле им запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения.
При этом не стоит думать, что пассажир не может быть наказан за нарушение ПДД: часть 1 статьи 12.29 КоАП указывает, что «нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Но, несмотря на ответственность и на тот факт, что обязанностей у пассажира немного, на практике он может принести водителю немало проблем.
Несмотря на то, что обязанность пассажира пристегиваться ремнем безопасности во время движения обозначена в ПДД, ответственность за его перевозку все равно ложится на водителя. Непристегнутый пассажир при остановке инспектором ГИБДД может быть оштрафован по указанной выше статье 12.29, однако в КоАП есть еще и статья 12.6, согласно которой «… перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей».
Многие водители сталкивались с ситуацией, когда их просят подвезти большую компанию. При этом в ПДД есть пункт 22.8, который запрещает «перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства» – то есть, когда в машине больше мест, чем указано в ее техническом паспорте (для большинства легковых автомобилей это 5). Таким образом, наличие в автомобиле «лишних» пассажиров – это тоже ответственность водителя, и это нарушение наказывается по части 1 статьи 12.23 КоАП как «нарушение правил перевозки людей» и влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Еще одна весьма распространенная ситуация – когда родители просят водителя подвезти их с ребенком без детского кресла. Известно, что правила перевозки детей сложнее, чем взрослых: мы рассказывали о них в отдельном материале, а в ПДД за них отвечает пункт 22.9. При этом водитель, поддавшийся на уговоры и решивший сделать «доброе дело», полностью берет на себя ответственность за нарушение правил перевозки детей, которое карается согласно части 3 статьи 12.23 и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Если в вашем автомобиле есть люк или открывающаяся панорамная крыша, то это еще одна «зона риска». Пункт 22.8 ПДД запрещает «перевозить людей вне кабины автомобиля», и ответственность за пассажира, который частично высунется из люка, тоже лежит на водителе. То же самое, впрочем, касается и ситуации, когда пассажир частично вылезает из бокового окна.
О том, когда и как пассажир может открывать двери автомобиля, мы уже упоминали в самом начале: пункт 5.2 ПДД запрещает ему открывать двери машины во время движения, а 5.1 – выходить из машины со стороны проезжей части, если есть возможность выйти с другой стороны. При этом в ПДД есть еще и пункт 12.7, согласно которому «запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения». То есть в ситуации, когда пассажир открывает дверь, и в эту дверь врезается проезжающий мимо автомобиль, однозначно виноват именно он. Однако на практике определение конкретного виновника и способа компенсации ущерба оказывается сложнее, чем кажется.
Дело в том, что судебная практика показывает разные варианты исхода событий, и не всегда ответственность несет пассажир, открывший дверь. Во-первых, инспекторы ГИБДД, прибывающие на место, обычно отказываются оформлять произошедшее как ДТП, поскольку автомобиль стоял, и водитель им не управлял. Во-вторых, претензии по компенсации ущерба владелец двигавшейся машины нередко предъявляет не пассажиру, а водителю, поскольку с первым вопрос приходится решать в рамках Гражданского кодекса, а не «по привычной схеме» с ОСАГО. В-третьих, в судебной практике есть и случаи, когда вопреки логике ситуацию все же оформляли как ДТП, и ответственность в конечном итоге ложилась на водителя. В общем, ситуация сложная, и, несмотря на то, что ответственность по закону должен нести пассажир, водителю обычно приходится доказывать свою непричастность к происшествию.
Сразу оговоримся: да, этот пункт можно считать несколько надуманным, поскольку мало кто слышал о реальных штрафах, полученных за «несанкционированную» подачу звукового сигнала, а уж в ситуации, когда это делал пассажир, и подавно. Тем не менее, формально такое возможно: согласно пункту 19.10 ПДД «звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия», а статья 12.20 за нарушение правил пользования звуковыми сигналами, предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Таким образом, если пассажир по какой-то причине (например, в шутку) решит нажать на сигнал, ответственность за его действия будет нести водитель.
Все рассмотренные выше ситуации касаются нарушений ПДД, не связанных с авариями. Однако стоит помнить еще и о том, что в случае ДТП пассажир, здоровью которого был причинен вред, вправе подать в суд не только на того водителя, что был в другой машине, но и на того, с кем он ехал, и истребовать компенсацию причиненного вреда здоровью, а в случае смерти пассажира это право переходит к его родственникам.
Более того, право пассажира на компенсацию остается актуальным даже в случае, если водитель, с которым он ехал, не является виновником аварии. Так что помните, что малознакомые или «ненадежные» пассажиры, которые вдобавок «не любят ремень» или «доверяют вам как водителю» – это потенциальный дополнительный источник проблем при ДТП.