Что делать, если я недостаточно хорошо знаю язык

Я самостоятельно выучила 4 языка и поделюсь секретами, которые помогли мне в этом

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Всем привет! Меня зовут Кристина, и я самостоятельно выучила 4 языка: белорусский, польский, английский и немецкий. Я веду свой блог kryscina.com о работе и жизни за границей. Благодаря знанию иностранных языков после 8 лет работы в журналистике я самостоятельно освоила профессию бизнес-аналитика. Без знакомств, после 20 собеседований нашла работу в Варшаве. После 8 месяцев изучения немецкого нашла работу в Мюнхене за 17 дней. Сейчас я живу в Регенсбурге (Германия) и воспитываю сына.

Специально для AdMe.ru я расскажу о секретах и лайфхаках, которые неизменно помогают мне при изучении нового языка. Приготовьтесь: это непросто, но результат стоит потраченных усилий.

С чего начать

Прежде чем приступить к изучению иностранного языка, определите, какой канал восприятия для вас наиболее комфортен и в каком виде вам проще усваивать новую информацию. Вы любите смотреть видеоролики, сериалы или фильмы? Или слушать музыку? Быть может, больше всего вам нравится общаться с людьми? Вариантов ответов может быть много, о своих примерах я рассказываю у себя в блоге.

Но самое главное — выбрать несколько каналов, которые доставляют вам наибольшую радость, и умело ими жонглировать. Важно, чтобы информация на изучаемом языке поступала как минимум через 2 канала в день. Например, вы слушаете музыку и параллельно смотрите перевод песен, а вечером смотрите сериал.

И еще один важный момент: при изучении языка у вас не будет выходных. Необходимо полностью окунуться в языковую среду и составить такой график, найти такие упражнения и занятия, чтобы процесс не превратился в скучную и изнуряющую работу. А значит, то, о чем вы читаете / слушаете / смотрите, должно быть вам по-настоящему интересно.

Для себя я выделила 6 основных форм изучения языка. Вот несколько советов и полезных ссылок о том, как наиболее эффективно использовать каждую из них.

1. Смотрите

Здесь вам на помощь придут множество сервисов: YouTube, онлайн-телевидение и онлайн-медиатеки. Рекомендую смотреть как каналы для изучения языка (например, для изучения английского хороши English with Lucy, engVid, ETJ English, EnglishLessons4U), так и включать ролики блогеров, которые будут рассказывать вам о каких-то простых и повседневных вещах, например как они наводят уборку в своем доме или о том, что они готовят на неделю. В таком случае усвоение будет происходить «фоном» и вы начнете привыкать к языку.

Методика изучения языка при помощи фильмов и сериалов у меня примерно такая: сначала смотрю простые сериалы с субтитрами и с Google Translate под рукой, потом — без субтитров, еще позже — сериалы посложнее. У многих стриминговых сервисов встроены субтитры, это удобно. На начальном этапе можно выбирать сериалы, которые вы уже смотрели и, возможно, не один раз, например «Друзья». И важный момент: обязательно отключайте субтитры, когда достигнете определенного уровня понимания! И конечно, нет никакого смысла включать русские субтитры.

Для визуалов хорошо подойдут книги с грамматикой в картинках, а особенно такие занятия эффективны перед сном.

2. Читайте

Мой фаворит — чтение с помощью читалки Kindle. Если вы учите английский, на Kindle можно скачать англо-русский словарь и тут же подсматривать перевод. Для продвинутых пользователей я рекомендую англо-английский: достаточно нажать на непонятное слово — и появится подсказка с описанием слова из словаря или статья из «Википедии». Для любителей бумажных изданий советую простые журналы вроде кулинарных, комиксы или художественные книги для подростков.

Мое недавнее открытие — сервис Blinkist, который объединяет в себе «читать» и «слушать». Здесь собраны нон-фикшен-книги в сокращенном формате на английском, которые можно также слушать в аудиоформате, параллельно подсматривая в текст. Некоторые книги хочется купить сразу после прослушивания, а на некоторые больше не хочется тратить и минуты — получаются этакие «трейлеры» интересующих книг с пользой для словарного запаса.

3. Слушайте

Необязательно слушать скучные образовательные упражнения. Кому понравятся бесконечные повторения одних и тех же фраз? Найдите для себя радиостанцию по душе или выберите подкаст на интересующую тему. Важно, чтобы тема вам действительно нравилась. Вас интересует мода? А может быть, психология? Найдите об этом подкаст, например через библиотеку iTunes, Spotify или Apple Music. Подкасты удобны тем, что их можно слушать, не напрягаясь, где угодно и когда угодно: во время пробежки, в метро или даже за приготовлением обеда.

И музыка! Конечно же, музыка. Слушайте одну и ту же песню по 20 раз, пока не выучите слова. Напевайте их в машине по дороге на работу. Я использую Spotify на телефоне + Musixmatch с синхронным текстом проигрываемых песен. За компьютером удобнее установить расширение Google Translate в браузере: открываем текст песни, кликаем дважды на каждое непонятное слово — профит. Новые слова можно выписывать — получится комбо для расширения словарного запаса.

4. Играйте

Если вам важна игровая составляющая, вам на помощь придут множество полезных мобильных приложений. Нельзя не упомянуть Lingualeo — с удовольствием использую этот сервис, там можно и читать тексты, и учить новые слова. Мне нравятся и всем известные Duolingo и Busuu. Приложений масса, но самое главное — это регулярность.

Для более продвинутого уровня хороши Elevate и Peak: здесь можно тренировать скорочтение, расширить словарь синонимов и т. д.

5. Пишите

Освоить язык на письме — это довольно серьезный уровень, даже если вам кажется, что вы знаете язык хорошо, иногда случается так, что на письме вы не можете связать двух слов. Ни к чему не обязывающая переписка поможет преодолеть этот барьер и улучшить язык.

Найдите друга по переписке, читайте и оставляйте комментарии в группах на фейсбуке или в инстаграме, общайтесь на форумах — благодаря всемирной паутине перед нами открываются множество возможностей для практики этого важного навыка.

И конечно, было бы здорово отправиться на языковые курсы. Очень сложно заставить себя изучать скучные таблички по грамматике, а без этого, увы, никак.

6. Говорите, говорите и еще раз говорите

Мои лучшие учителя — дети друзей из Германии: Марлина и Люка с их подружкой Юли.

Как бы вы хорошо ни знали грамматику и как бы здорово ни понимали речь, нет ничего важнее живого общения. Лучше всего с носителями языка, но сгодятся и языковые клубы, и общение по видеосвязи. Желательно общаться как можно чаще, не устраивать себе перерывов, в идеале каждый день по 1 часу.

Здорово, если у вас появляется возможность общаться с местными жителями во время путешествий. Лучший для этого способ, конечно, снять жилье через Couchsurfing и Airbnb.

Когда я переехала в Германию, в изучении немецкого мне очень помогли дети. Они чудесные учителя! Дело в том, что их словарный запас примерно равен вашему уровню, они всегда с удовольствием покажут, что имеют в виду, — для них это привычная форма общения лет эдак до 7. Поэтому самые лучшие помощники и мотиваторы для изучения нового языка — маленькие дети, говорящие на нем.

И немного из личного опыта: я решила ввести английский язык для своего ребенка в качестве родного, об этом я подробнее пишу в своем блоге. Мы живем в Германии, муж говорит с малышом по-немецки, а я — по-английски. Мы выбрали такой путь, имея на это собственные причины, и, конечно, я не хочу советовать такой метод всем. Но каждый день я замечаю, что ребенок — лучшая мотивация сделать свою собственную речь идеальной и дотянуть свои знания до native speaker. Дети гораздо быстрее запоминают новую информацию, и, быть может, когда вы достигнете определенных успехов в изучении языка, вам будет интересно обучать ему своих малышей и всегда узнавать что-то новое.

А что вам помогает в изучении иностранных языков?

УБЕЖДЕНИЕ “Я НЕДОСТАТОЧНО ХОРОША”

Если продолжить эту фразу, то получится “Я недостаточно хороша для того, чтобы быть любимой, чтобы меня любили“. И это убеждение – краеугольный камень заниженной самооценки. Следом тянутся убеждения о своей недостойности чего-то хорошего: благополучия, порядочного мужчины, здоровья, карьерного продвижения, успеха, а в конечном счёте, опять же, любви.

И эти убеждения рождают сильную тревогу. Собственные ошибки и промахи подвергаются сильной критике, а успехи и достижения – обесцениваются. То есть если я совершаю ошибку, то это потому что я – глупая, бестолковая, невнимательная и прочее “не-такая-как-надо”. А вот если достигла чего-то, то это вроде бы вопрос случайности, стечения обстоятельств или просто не настолько важно, чтобы прописать в свои заслуги, это не имеет значения. Любой бы смог. Это слишком просто, чтобы этим гордиться. И ставится новая заоблачная планка, которую нужно непременно достичь, чтобы почувствовать себя достаточной.

И конечно же, подобные тараканы – родом из детства. Откуда ж ещё! Когда ребёнок не познал безусловной любви со стороны родителей. Процесс воспитания был будто пронизан посланием, родительской трансляцией “Ты недостаточно хороша, чтобы мы тебя любили”. Ребёнок чувствует нехватку внимания, заботы (не функциональной накормить-напоить-спать уложить, а именно внимательной заботы, с учётом потребностей малыша), ласки, нежности. При этом, присутствует критика за ошибки, из-за которой формируется ещё одно убеждение в копилку неуверенности в себе: “Я не имею права ошибаться, мои ошибки говорят о том, что я плохая”.

И в кучу к критике – обесценивание заслуг ребёнка, их игнорирование. Родители не гордились успехами ребёнка, не радовались им, не признавали значимость и важность побед.

Ребёнок маленький, ему сложно понять подоплёку такого отношения. А ещё, дети эгоцентричны, то есть всё, что с ними происходит – связывают с собой. Если происходит что-то плохое, то потому, что они сделали что-то плохое или потому, что они сами плохие.

Отсюда следует тривиальный вывод: если меня не любят, значит, я не заслуживаю любви, я недостаточно хорош.

Следовательно, нужно стать хорошей. Быть услужливой, помогать, делать хорошее, добиваться успехов, новых вершин, пройти всю социальную лестницу до самого верха. Соблюсти все социальные каноны праведной социальной жизни. Правда, тревога от этого не уменьшается. Ведь любые успехи быстро обесцениваются, а из-за ошибок и недочётов занимаешься самоедством. Подкрепляя снова и снова убеждение “ну вот да, точно, недостаточно хороша”. То, от чего бежишь – всё время возвращается. Пытаясь избавиться от ощущения своей неценности, нелюбимости, недостойности с каждой ошибкой, да и с каждой заслугой – упираешься обратно в то же самообесценивание.

Но вот какой трюк можно провернуть: перевести фокус внимания с себя на тех людей, от которых идёт послание “ты недостаточно хороша”. Как я говорила выше, ребёнок эгоцентричен. И если меня не любят, значит, я виноват, со мной что-то не так. И это же восприятие помогает избегать ощущения своего бессилия. Потому что с отношением ко мне значимых людей, значимых взрослых я ничего не могу поделать, я не могу починить другого, чтобы он любил меня. Зато могу починить себя, себя я могу перекроить. Ребёнок уводит внимание с того, над чем он не властен на то, что под его контролем – он сам.

Так вот, чтобы отпустить убеждение “Я недостаточно хороша”, бесполезно спорить с собой и доказывать обратное. Вести дневник успехов, прощать свои оплошности, переписывать свои достоинства и бла бла бла. Потому что это опять сосредотачивает акцент на себе, это как попытка доказать самой себе, что я достойна. Но любви то нет! Доброго отношение ко мне нет!

Вспомните, от кого вы ожидали отношения “Ты безусловно хороша и любима” и от кого этого отношения не было. От кого было важно получить это, но кто не смог дать? И внимание теперь нужно сосредоточить на этих людях. Что такого происходило в их жизни, что они не смогли дать безусловной любви, не могли заботиться, не смогли напитать лаской? Что происходило в их умах и сердцах? Какая могла быть история жизни у этих людей, что они не наполнились ресурсом для того, чтобы любить вас полно и бережно?

Читайте также:  Как изменить место жительства ребенка

И тогда вырастает личная история: сами выходцы из детдома, пережили голодные времена, когда есть было нечего, их собственные родители не уделяли им внимания, а то и были алкозависимыми, социальная нестабильность, безденежье, депрессия, вынужденность работать на нескольких работах, усталость, истощение, нездоровье, психологические проблемы.

Когда придёт понимание процессов, которые происходили в душе тех взрослых, от которых не было достаточной любви, тогда придёт осознание, что со мной-то, оказывается, всё в порядке! Со мной всё ОК.

Останется лишь отгоревать, отпечалиться, отплакать опыт детства, в котором было недостаточно любви.

Далее, если со мной всё в порядке, со мной всё хорошо, то я заслуживаю и любви, и продвижения по работе, и доброго отношения, и уважения. Просто то, чего я заслуживаю и чего достойна лежит не во всяком месте. Не каждый человек может мне это дать. Мне не нужно биться головой о стену, выклянчивать любовь там, где её нет, где её не могут дать. Не нужно заслуживать воду из пустого кувшина. Он пуст! Что нужно для счастливой жизни – научиться распознавать пустые и наполненные кувшины. И позволить себе принимать там, где есть что взять. Где есть, чем наполниться. Где дадут просто так. Просто потому, что есть, чем поделиться.

Советы полиглота: как выучить любой язык без слез и ругательств

У большинства людей сложилось впечатление, что изучение языка похоже на квантовую механику. Как бы долго ты не разбирался с темой, все равно почти все будет непонятным.

Этих людей можно понять. Достаточно вспомнить, как мы сами учили английский в школе. За 6-8 лет обучения большинство учеников могли воспроизвести только фразы «My name is…» и «London is the capital of Great Britain». Свободное владение? Не, не слышал.

Но откуда тогда появляются полиглоты, которые знают по несколько десятков языков? Неужели они знают какой-то секрет, который позволяет им учить языки намного быстрее?

В команде EnglishDom есть полиглот, который знает 7 языков. Марина свободно говорит на украинском, русском, английском, французском, польском, немецком и шведском.

И она всегда убеждает нас, что учить языки на самом деле легко. Мы подробно обсудили с ней как она этого достигла и стоит ли ее сжечь за это на костре как ведьму. В общем, читайте и на ус мотайте.

Совет 1. Сделайте язык, который вы изучаете, родным

Вы можете спросить: «Что за муть? У меня ведь есть родной язык. Их не может быть два!». Но для начала стоит понять одну важную вещь. У человека нет врожденного понимания языка.

Мозг одинаково хорошо воспринимает языковые конструкции, вне зависимости от характера языка. Это доказывает один-единственный факт.

Маленькие дети в любой стране учатся говорить примерно в одном и том же возрасте — 1-2 года. Уже в 4 года дети в полном объеме могут свободно оперировать комплексными понятиями и фразеологизмами.

А это значит, что для изучения абсолютно любого языка мозг тратит одинаковое количество ресурсов, вне зависимости от сложности языка.

Главная сложность изучения второго языка — его отличия от первого. Объясним. Мозг воспринимает родной язык как константу. И когда человек начинает учить еще один — он конфликтует с первым.

Если объяснить на пальцах:
В русском языке вы знаете, что А+В=3
А в английском оказывается, что А+В=8, а С еще и в уме нужно держать.

Ребенок, который учит несколько языков с самого раннего возраста — к примеру, в билингвальной семье — будет воспринимать такие особенности как само собой разумеющиеся. Но взрослый мозг буксует от подобных противоречий. К примеру, русский человек привык, что он может ставить члены предложения почти в любом порядке.

Я люблю тебя.
Я тебя люблю.
Тебя я люблю.
Люблю я тебя.

При желании можно написать еще. При этом все эти фразы абсолютно равнозначны. Отличаются разве что тонкими нюансами. А вот на немецком есть только два возможных варианта.

Они тоже отличаются по нюансам, но в немецком вы не можете сказать «Liebe ich dich». Это будет неправильно грамматически.

В английском все еще «интереснее».

И в принципе все. Фишка, которая прошла с немецким, здесь уже не работает. «You love I» — это неправильно. О других вариантах и вспоминать нечего. Но можно поиграться и перестроить предложение. К примеру, фразу «It’s you I love» использовать можно, но у нее будет другой смысл.

К чему мы ведем. Изучая иностранный язык, нельзя мыслить категориями родного. Зачастую они только мешают.

Что с этим делать? Как мы уже написали, нужно сделать иностранный язык родным. Используйте его в быту.

И нет, это не означает говорить с родными только на нем. Хотя если они знают тот язык, которые вы учите, — это было бы идеально.

Чтобы облегчить процесс, даем вам 2 эффективных хитрости.

Хитрость 1.

Просто поменяйте язык на своем телефоне и компьютере. Это намного проще, чем может показаться. Визуально вы будете помнить, где какие функции находятся, поэтому пользоваться гаджетами сможете без проблем.

Следующий этап — использование программ и игр на этом языке. Это чуть сложнее, но в целом за пару недель вы привыкнете и не будете ощущать практически никакой разницы.

«Когда моему ученику нужен максимальный результат за кратчайшие сроки, то мы делаем максимальное погружение в языковую сферу, которое только возможно без переезда.

Все гаджеты и используемые программы — только на том языке, который изучаем. Любые материалы для чтения: книги, журналы, инструкции, мемасики и все остальное — тоже только на нем.

Сериалы и фильмы — ну вы поняли.

Если бы еще семью ученика можно было заставить говорить на изучаемом языке, было бы идеально. Но это мечты, мечты».

Хитрость 2.

Слушайте радио и песни на том языке, который вы учите. Смотрите фильмы, сериалы, телепередачи. Даже в том случае, если ничего не понимаете.

Штука в том, что нужно привыкнуть к звучанию языка, почувствовать его мелодичность.

Здесь мы просто не могли не вставить этот отрывок из сериала «Клиника». Кто в очередь, чтобы научиться говорить, как милая молочница?

Человек долго привыкает именно к звучанию языка. Возьмем, например, украинский и польский. В языках примерно 70% общей лексики — даже несмотря на то, что один на кириллице, а второй — на латинице.

В теории, украинец должен понимать речь поляка почти без подготовки, но в реальности за множественными польскими шипящими разобрать хоть что-нибудь крайне сложно. Зато через месяц-два в польской среде украинец начинает свободно говорить по-польски даже без дополнительного изучения. А все потому, что мозг привык к звучанию языка и научился распознавать речь.

Конечно, с китайским такая штука не сработает из-за отсутствия этих самых параллелей и общей лексики, но мы все же рекомендуем привыкать к звучанию языка. Этот способ также поможет намного проще поставить правильное произношение.

Совет 2. Поддерживайте актуальность языка

Актуальность языка — это комплексное понятие. Начнем с актуальности мотивационной.

Чтобы изучение языка давало хорошие результаты, нужно быть постоянно замотивированным.

Мотивация подбирается строго индивидуально. Одни предприниматели учат язык, чтобы общаться с заграничными деловыми партнерами и заключать с ними выгодные контракты. А другие бизнесмены учат язык, чтобы обучаться у лучших профессионалов мира.

Одни школьники учат язык, чтобы поступить в престижный вуз из Лиги плюща. А другие — чтобы смотреть сериалы, фильмы и мультики в оригинале.

Один из самых интересных примеров мотивации в изучении языка — это Джузеппе Меццофанти, итальянский кардинал XVIII-XIX века.

По документированным данным, кардинал свободно владел 38 языками. И еще 30 языков и диалектов мог понимать и объясняться на них.

С личностью Меццофанти есть интересная история.

Кардинала как-то пригласили в тюрьму исповедать преступника перед смертной казнью. Но вот незадача — преступник говорил на неизвестном языке и не знал ни одного из тех, на которых говорил кардинал.

Кардинал узнал, что это за язык и, вернувшись домой, всего за одну ночь выучил его на достаточном уровне, чтобы принять исповедь.

История уже обросла вымыслами и стала больше похожей на легенду, но она вполне может оказаться правдой.

Практика говорит, что базовым уровнем языка можно овладеть за месяц. Остальное зависит от мотивации и периодичности занятий.

Есть один интересный способ, который способен увеличить результативность обучения в разы.

Устройте соревнование со своими друзьями.

Человеческий мозг устроен таким образом, что конкуренция и соперничество подстегивает его работать эффективнее.

Известный полиглот Мэтью Юлден на своих выступлениях часто рассказывает историю, как он со своим братом-близнецом выучили турецкий язык на спор за 7 дней.

Он не раскрывает предмет спора, но подчеркивает, что через неделю оба брата смогли понятно изъясняться на турецком и в большинстве своем понимать турецкую речь.

То есть, им понадобилось всего лишь 7 дней, чтобы выучить язык с нуля до уровня бытового общения. Если смогли они, то что мешает остальным?

С мотивацией вроде разобрались. Теперь немного об актуальности временной.

Одно из основных правил в изучении языков звучит: лучше заниматься каждый день по 30 минут, чем раз в неделю по 5 часов.

Все потому, что ежедневные занятия дают стабильные результаты, которые постоянно накапливается. А занятия редкие или нерегулярные практически не приносят пользы. Все дело в механизме забывания.


Кривую забывания построил немецкий психолог Герман Эббингауз. Она показывает, как в памяти удерживаются знания.

Уже на следующий день человек забывает до 50% всей изученной информации. И чем больше промежутки между повторениями, тем сильнее забывание. Через неделю человек забудет до 90% полученных знаний — и на их повторение нужно будет потратить почти столько же усилий и времени, сколько на изучение.

Но если повторять информацию каждый день, кривая забывания выравнивается. Если 3 дня подряд вы будете повторять, к примеру, новые слова, то через неделю в памяти останется 80-90% от изученного. При этом суммарное время занятий и в первом (раз в неделю) и во втором (каждый день) случаях абсолютно одинаковы.

Именно поэтому в большинстве программ изучения иностранных языков занятия ведутся через день — как наиболее оптимальная тактика с точки зрения затрат времени и полученных результатов.

Совет 3. Сделайте процесс изучения языка интересным и веселым

Если занятия проходят весело, это стимулирует мозг для создания ассоциативных связей с информацией, которая в него поступает. А это значит, что знания будут усваиваться проще и крепче.

Что интересно, вы можете выбрать абсолютно любые инструменты и приемы занятий, которые кажутся вам занимательными и веселыми.

  • Любите комиксы? Читайте Marvel и DC, если учите английский. Или мангу — если японский.
  • Любите хороший юмор? Смотрите стендапы на языке, который учите! В каждой стране есть отличные комики.
  • Любите поэзию? Читайте классиков и сами пробуйте писать стихи.

Главное — получать удовольствие от процесса. Ограничений здесь практически не существует.

Мы в EnglishDom часто рекомендуем молодым людям играть в компьютерные игры на английском. Реакция почти всегда одинаковая:

Зато потом просто море энтузиазма, когда эти ученики разбирают и пересказывают диалоги из Far Cry или Witcher 3. На стандартных упражнениях обучение идет раза в 4 медленнее.

Если вы изучаете язык самостоятельно, обязательно используйте юмор в качестве обучающего инструмента. Даже просмотр легендарных «Друзей» — это уже отличный способ провести время, прокачать восприятие английского на слух и расширить лексикон.

«Как-то с учеником вместе переводили русские матерные песни и частушки на английский.

Занятие сложное, ведь нужно не только перевести по смыслу, но еще и ритмику и рифмы сохранить, чтобы петь удобно было.

Была куча шедевров вроде:

Down the river drifts an axe
From the town of Byron.
Let it float by itself —
Fucking piece of iron!

Потом эти частушки пели чуть ли не каждое занятие. Настроение отличное — и учеба шла как по маслу каждый раз.

Читайте также:  Бездействие горадминистрации: что делать

И если кто мне скажет, что это сомнительный способ учить английский, так я отвечу, что ученика своего за 5 месяцев подтянула, и он без проблем сдал TOEFL».

Все стереотипы длительного и сложного изучения языков — это чушь. Они все родом из школьных неудач. Ведь многим кажется, что если в школе все было настолько сложно, то и во взрослой жизни может быть только сложнее.

Но на самом деле все проще, чем кажется. И чем больше языков ты знаешь, тем проще учатся следующие. После пяти дело пойдет лучше, обещаем! Можете проверить.

А пока используйте хитрости от полиглота и учите языки с удовольствием. Если вы учите английский, то у нас для вас хорошие новости.

EnglishDom.com — онлайн-платформа по изучению английского

Прокачай разговорный английский на онлайн-курсах от EnglishDom.com. По ссылке — 2 месяца подписки на все курсы в подарок.

А для живого общения выбирай обучение по Skype с преподавателем. Первый пробный урок — бесплатно, регистрируйся тут. По промокоду goodhabr2 — 2 урока в подарок при покупке от 10 занятий. Бонус действует до 31.05.19.

Не получается выучить иностранный язык? Виновата психология

В своей предыдущей статье «Откуда берутся способности к иностранным языкам?» я рассказала о приёмах, которые делают процесс изучения любого языка более лёгким и естественным. Однако, работая с людьми, желающими выучить тот или иной иностранный язык, я пришла к выводу, что техническая сторона вопроса — это только полбеды. Не меньшее значение имеет психологический аспект. Более того — обычно именно неправильные психологические установки мешают нам следовать таким, казалось бы, простым и очевидным советам.

Важно, что сфера действия принципов, о которых речь пойдёт ниже, простирается далеко за пределы темы изучения иностранных языков. С теми же самыми проблемами сталкивается поэт, художник, предприниматель, начинающий сторонник здорового образа жизни, специалист по маркетингу — кто угодно. Те же самые ошибки совершала я в самых разнообразных сферах своей жизни, пока окончательно не убедилась, что дальше так продолжать невозможно. Итак, что же это за принципы?

1. Концентрируйтесь на главном

Фокус на второстепенных действиях — проблема не только тех, кто изучает иностранный язык. Это, наверное, одна из самых распространённых ошибок среди новичков в любой сфере деятельности. Нам часто кажется, что занятия спортом начинаются с покупки ультрамодных кроссовок для бега по пересечённой местности, бизнес — с аренды дорогущего офиса в центре города, а правильное питание — с бесконечного списка ограничений и исключений. Мозг подкидывает нам задачи, которые вроде бы имеют отношение к первоначальной цели, но к реальным переменам не ведут.

Что обычно делает человек, который решил выучить иностранный язык? Правильно — покупает гору учебников и записывается на курсы. Я ни в коем случае не хочу дискредитировать курсы иностранных языков (мне встречались поистине гениальные и просто очень хорошие учителя), но к преподавателю нужно относиться, как к тренеру по плаванию. Тренер продемонстрирует вам различные техники, укажет на ошибки, подскажет, как что-то сделать лучше или быстрее. Единственное, что не может сделать тренер, — это начать плавать за вас.

Ваша первоочередная задача — погрузить себя в иностранный язык. И только после этого, с помощью преподавателя или без него, вы будете учиться держаться на плаву, потом — нырять и, может быть, даже выполнять трюки «высшего пилотажа». Главное — помните: невозможно научиться плавать, не замочив ноги.

2. Убейте внутреннего перфекциониста

Людей, которые много лет вроде бы учат и никак не могут выучить иностранный язык, часто отличает одна специфическая черта — нездоровый перфекционизм. «Я не буду смотреть фильмы/читать книги/слушать радио на английском, пока не научусь понимать каждое-каждое слово». Проблема в том, что вы никогда не научитесь понимать каждое-каждое слово, если не будете всего этого делать. Просмотренные фильмы, например, буквально в подкорку вкладывают вам разговорные фразы, которым обычно не учат на языковых курсах. Вы можете даже не подозревать о существовании огромного багажа в своей голове, пока не настанет время его использовать.

Американская писательница Энн Ламотт в своей книге «Птица за птицей», посвящённой писательскому мастерству, высказала очень верную мысль:

«Перфекционизм рождается из нездоровой веры в то, что если ходить по жизни очень осторожно, все время думая, куда ставишь ногу, ты не умрешь. На самом деле, конечно, всё равно умрёшь. А многие из тех, кто даже не думает, куда идёт, добьются в жизни большего, чем ты, да и проживут веселее».

3. Разрешите себе ошибаться

В детстве нас постоянно наказывают за ошибки. В школе нас ругают за неправильные ответы и помарки в тетрадях, родители сердятся из-за разбитой чашки и сломанной игрушки, а сколько ещё вокруг сердобольных тётушек и бабушек, которые никогда не упустят шанса подойти к чужому ребёнку и сделать своё ценное педагогическое замечание. Стоит ли удивляться, что многие из нас, будучи уже взрослыми, продолжают бояться сделать что-то не так?

Проблема в том, что выдающиеся результаты получаются только у тех, кто не побоялся рискнуть и нарушить правила. Избегая ошибок, мы обрекаем себя на серую и посредственную жизнь. Что касается иностранных языков, то их в принципе невозможно освоить, не ошибаясь. Весь процесс обучения — это бесконечная череда ошибок. Если вы не разрешите себе ошибаться, то так и будете вечно сражаться с «языковым барьером», который сами же себе и построили.

4. Начните до того, как будете готовы

Этот принцип я нашла в книге Барбары Шер «О чём мечтать», и он заставил меня хорошенько пересмотреть свои взгляды на жизнь. Я из тех людей, которые хотят быть готовы ко всему на 150%. Я крайне редко берусь за задачи, в успешном решении которых не могу быть целиком и полностью уверена (только в каких-то экстренных ситуациях: «если не я, то кто?»). И всё это, вроде бы, неплохо, если бы не одно «но» — ко всему на свете приготовиться невозможно. А самый активный рост происходит именно тогда, когда мы берёмся за задачи сверх наших сил. В такие моменты мы переходим на принципиально новый уровень.

В сфере иностранных языков этот принцип применим, главным образом, к общению с иностранцами. Многие откладывают это важный элемент обучения в самый долгий ящик. Всё время кажется: я ещё не разобрался в нескольких временах, я постоянно путаюсь в условных наклонениях, я ещё столько слов не знаю… А потом от того же самого человека слышишь: я так долго занимаюсь, но всё равно ничего не получается, я неспособный.

Начинаешь копать глубже, разбираться, а чем, собственно, человек занимается, и тут выясняется: на курсы ходит, упражнения в учебнике делает, слова учит… Напрашивается вопрос: чем именно вы недовольны? Тем, как упражнения делаете, или тем, как слова учите? Нет, недовольные люди, в первую очередь, своей речью! Но откуда бы взяться хорошей речи, если вы её не тренируете?

Мне, знаете, тоже временами бывает обидно: вот так сидишь себе на диване, читаешь книжечку — и почему бы этим священным знаниям тут же не трансформироваться в красивую связную речь? Ан, нет. Артикуляционный аппарат нужно тренировать физически, как любую мышцу в нашем теле. Одними интеллектуальными усилиями здесь не отделаешься.

5. Выбирайтесь из психологических ям

Как правило, иностранный язык мы начинаем изучать в школе, но на самом деле он совсем не похож на другие школьные предметы. Если в математике всё просто и понятно: мы разбираем одну формулу, а потом 500 раз применяем её на однотипных примерах, — то изучение языка всегда связано с неопределённостью и неуверенностью. Будут моменты, когда вам покажется, что вы ничего не понимаете, что ваш прогресс застопорился и вообще всё зря. Самое главное — не сдаваться в такие времена. Не принимайте важные решения, когда у вас болит голова, или настроение плохое, или что-то в жизни не ладится. Не зря существует народная мудрость «утро вечера мудренее» или англоязычное выражение «переспать с проблемой».

В школьно-студенческие времена у меня было два перерыва (по два года каждый) в изучении английского языка. По возвращении я прекрасно проходила вступительные тестирования, а вот с речью была беда. Первые несколько занятий я злилась, краснела и в буквальном смысле не могла связать три слова в предложение. Однако оба раза мне достаточно быстро удалось восстановить речь. Конечно, ощущение себя «лузером» заставило меня заниматься усерднее, нежели я привыкла в обычном режиме, но решающим фактором я считаю не это.

Главным было то, что оба раза я «бросила» английский на позитивной ноте. Оба раза по окончанию занятий я чувствовала, насколько сильно продвинулась за всё это время. Если бы я перестала заниматься, так и не достигнув результатов, то, скорее всего, больше к этому не вернулась бы. А если бы вернулась, то начинать пришлось бы практически с нуля. Нет ничего предосудительного в том, что временами нам надоедает заниматься языком. Всегда можно сделать перерыв. Но до этого важно возвести фундамент, на котором при желании, спустя время, можно будет построить дом.

Почему я не могу выучить английский уже много лет?

Мы заметили пугающую тенденцию: на различных форумах и блогах люди жалуются, что учат английский уже много лет, но не могут овладеть им. У нас с вами есть разнообразные интернет-ресурсы, возможность общения с иностранцами, языковые курсы и онлайн-школы английского. Что же с нами происходит, почему ничего не получается? Давайте попробуем вместе найти выход из ситуации!

Попробуем разобраться, почему ваше обучение в течение нескольких лет было безуспешным и как сделать его эффективным. Мы рассмотрим самые распространенные ошибки изучающих английский и дадим несколько рекомендаций, которые помогут вам справиться с трудностями.

Ваши ошибки

1. Слово или дело?

Вы не сможете овладеть английским, пока будете сидеть, сложа руки. Многие говорят: «Я так хочу выучить английский, но ничего не получается, что делать?» Остановимся на слове «делать». Как часто вы что-то ДЕЛАЕТЕ для того, чтобы овладеть языком? Иногда мы не хотим или боимся работать со своей проблемой. Страх неудачи живет в каждом, но пусть он не ослепляет вас, не сбивает с правильного пути. Мы не хотим давать пустых обещаний: да, на овладение языком нужно будет потратить время, язык не дастся «здесь и сейчас». Не бойтесь действовать, изучение английского — работа, в том числе и работа над собой, борьба со своими страхами и недостатками.

Вывод: Старайтесь не только говорить о своем желании учиться, но и переходить от слов к делу, прислушиваться к рекомендациям опытных преподавателей английского, посещать вебинары, курсы, занятия, разговорные клубы. За вас никто не сдвинет дело с мертвой точки.

2. Может, я мало занимаюсь?

Другая крайность. Мы так стремимся поскорее разобраться в английском, что нагружаем себя сверх всякой меры. Занимаемся круглыми сутками, слушаем аудиоуроки, смотрим видео, на выходных запираемся дома и зубрим, зубрим, зубрим. Совершенно естественно, что от перенапряжения мозг не усваивает информацию. Мы с вами не роботы и без перерывов работать не можем. Заниматься ежедневно полезно и эффективно, но не забывайте делать паузы. Зацикленность на английском приведет к переутомлению, вы станете хуже усваивать знания. Everything is good in moderation (все хорошо в меру).

Вывод: Выберите разумное сочетание занятий и отдыха, позволяйте себе отвлекаться от обучения, устраивайте «день освобождения от английского» один раз в неделю. Кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает!

3. Насколько важно чужое мнение?

Некоторые люди просят помощи на форумах в Интернете: «Помогите, уже 10/20/30 лет учу английский и не могу выучить». Это вызывает бурю эмоций, «бойцы диванных войск» тут же пишут сотни комментариев. В лучшем случае 1-2 из них — ценные советы, остальные — бессмысленные фразы о том, что в вашем возрасте нет смысла учиться, ничего не получится. Но разве их мнение должно быть для вас авторитетом? Точка зрения общественности интересна каждому человеку, но не принимайте близко к сердцу слова непрофессионалов, ничего не понимающих в предмете обсуждения.

Читайте также:  Можно ли пожаловаться в высший суд

Вывод: Если вы хотите получить действительно ценный совет, обратитесь к профессиональным преподавателям (у них есть свои профессиональные форумы и блоги). Они смогут дать по-настоящему хорошие советы, ведь учителям приходится часто сталкиваться с подобными вопросами. Лучше тратить время на решение своей проблемы, чем на жалобы и обсуждение.

4. О чем мы думаем?

Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «английский язык». Если вы начинаете размышлять о том, как тяжело и безуспешно изучаете его, пора менять негатив на позитив. Тяжело учить язык с мыслями: «У меня ничего не получится, у меня нет способностей. »

Вывод: Давайте думать по-другому: «Впереди столько интересного! Я найду свой подход и выучу английский!» Подобные мысли воодушевляют и дают силы для обучения. Разберитесь в себе. Подумайте, сколько времени вы тратите на размышления о том, что у вас ничего не получается? Не лучше ли потратить драгоценные минуты на созидание, а не критику?

5. А вдруг ошибка?

The man who makes no mistakes does not usually make anything. — Не ошибается тот, кто ничего не делает. — Эдвард Фелпс Некоторые люди так боятся сделать ошибку, показаться неграмотными, что стесняются заговорить по-английски даже наедине с преподавателем, и поэтому отказываются от занятий. Зря, любому студенту нужен опытный учитель, который обнаружит ошибки и поможет от них избавиться. Нет ничего страшного в неидеальном произношении или погрешностях в грамматике. Преподаватель поправляет вас не из вредности, не из желания показаться умным, а чтобы вы поняли, в чем проблема, и исправили свои ошибки.

Вывод: Преодолейте свой страх и не стремитесь к абсолютному совершенству, не всегда надо быть перфекционистом. Путь каждого человека усеян ошибками, не бойтесь учиться на них.

Наши советы

1. Начните с чистого листа

Пересмотрите свой план занятий. Бессистемные «наскоки» на учебник не приносят пользы. Определите, сколько часов на обучение вы можете потратить без ущерба для других занятий, сна и отдыха. Вам необходимо выделить хотя бы 4-5 часов в неделю, притом нет смысла заниматься два дня по 2-3 часа, лучше учиться ежедневно по 30-50 минут.

Задумайтесь над тем, какие способы обучения вы используете. Возможно, следует пересмотреть подход к изучению английского. Вам поможет наша статья «Учим английский в соответствии с типом восприятия информации». Определите свой тип восприятия информации и пользуйтесь советами по изучению английского языка. Надеемся, они вам помогут.

2. Определите, где учить английский

Если у вас есть проблемы с изучением языка, мы рекомендуем заниматься с персональным преподавателем. Индивидуальные уроки очень эффективны и удобны, соответствуют вашему уровню знаний и потребностям. Вы будете учиться в подходящем вам темпе в комфортных условиях.

3. Не забывайте повторять

Распространенная ошибка большинства изучающих английский: люди полагают, что вызубрив новые слова, они их никогда больше не забудут. Однако человеческая память хитрая и непредсказуемая штука: если мы не будем периодически повторять эту лексику, употреблять ее на практике, через 20-30 дней слова выветрятся из головы и придется учить все заново. Как можно повторять изученное? Смотрите следующий пункт.

4. Думайте на английском языке

Мы часто витаем в облаках, думаем о той или иной ситуации, мечтаем или тоскуем о чем-то. Давайте использовать эти моменты правильно. Старайтесь все свои мысли переводить на английский. Это очень полезное упражнение, которое не только совершенствует знание языка, но и развивает творческие способности, воображение. Пока вы подбираете нужные слова, плохое настроение покинет вас, на душе станет спокойно.

5. Читайте, это модно!

Чтение англоязычной литературы — простой и доступный способ «погрузиться» в язык, расширить словарный запас и улучшить произношение (если говорите слова вслух). Иностранцы, приезжающие на ПМЖ или учебу в Россию, читают Достоевского, Толстого, Чехова, чтобы быстрее освоить язык. Люди, изучающие английский, уделяют много времени развитию разговорных навыков, пренебрегая книгами, но чтение позволяет получить колоссальные результаты. Начинайте с детских книг или адаптированной литературы. Первые страницы обычно даются с трудом, вы будете запинаться, постоянно сверяться со словарем, но уже через неделю сможете довольно бегло читать на английском языке, научитесь получать удовольствие от этого процесса.

Более подробно о том, зачем нужно читать на английском языке и как это делать правильно, читайте в наших статьях:

6. Будьте терпеливы

Нет ничего страшного в том, что вы чего-то не знаете, хуже, если не хотите знать. Замечательно, что вы не отказались от желания учить английский, несмотря на первые неудачи. Мотивация — необходимая основа для успешного обучения. Не торопитесь, научитесь наслаждаться получением новых знаний, ведь это так увлекательно! То, что быстро дается, редко бывает ценным, поэтому не обращайте внимания на скорость обучения, главное — качество. Идите к своей цели пусть и медленно, но уверенно, и у вас все получится!

7. Хвалите себя и верьте в собственные силы

Если вы потеряете веру в себя, ваши старания будут напрасны. Пока вы хотите чего-то достигнуть, сможете преодолеть любые препятствия, справиться со всеми трудностями. Используйте все доступные вам материалы, не отлынивайте от занятий с преподавателем, посещайте вебинары, слушайте аудиоуроки. Успех приходит к тому, кто его добивается.

Надеемся, наша статья поможет вам поверить в себя и подвигнет к решительным действиям. Рекомендуем также ознакомиться с другими нашими статьями по этой теме: «6 главных «преград», стоящих на пути изучения английского языка» и «Учим английский язык. Советы для отчаявшихся новичков», они помогут решить некоторые психологические проблемы, если они у вас есть.

Не опускайте руки! Если у вас не получалось учить английский язык раньше, это вовсе не значит, что вы безнадежны. Возможно, вы просто выбрали неправильную дорогу к знаниям. У каждого из нас свой путь в жизни, в любви, в карьере, в изучении английского. Желаем счастливого пути!

«Недостаточно просто хорошо знать предмет»

«Недостаточно просто хорошо знать предмет»

Не секрет, что не только учителя любят обсудить нынешнее поколение учеников, но и ученики не упустят возможности посмаковать достоинства и недостатки своих преподавателей. Педагог Мария Калужская стала невольным свидетелем обсуждения своих коллег учениками и, пользуясь случаем, решила разобраться, как выглядит «настоящий» учитель с точки зрения учеников.

После уроков сижу в школьном буфете, допиваю чай и слышу, как за соседним столом группа умных и продвинутых старшеклассников обсуждает учителей: кто пересдачу не принял, кто за фривольный внешний вид отчитал… Обычное бурчание перед каникулами. Но тут слух зацепила фраза: «Все это фигня, так-то она настоящая…».

Не выдержала и спрашиваю: «Что такое „настоящая“? Значит, какая?» Сразу ответить не получилось. Взяли мы еще чайник чая, и завязался интересный разговор: что делает учителя «настоящим»? Понятно, у каждого свои перегибы и чудачества, но все-таки одни в глазах современных школяров настоящие, а другие — не очень.

Первым в качестве признака подлинности всплыло «знание предмета». Оно оказалось необходимым, но отнюдь не достаточным. Ведь можно досконально знать предмет, но быть беспомощным в его преподавании.

Вторым назвали интерес к тому, что преподается: огонь в глазах, драйв, умение увлечь и все такое. Почти сразу добавился интерес к жизни вообще. Настоящий учитель не может быть квелым и потухшим. Его удел — быть вечным «зарядником», который, в свою очередь, подзаряжается от свежей жизненной энергии учеников.

Затем пошли чувство юмора, объективность (или непредвзятость), доброжелательность. Интересно, что о пресловутой «любви к детям» никто из собеседников не упомянул, поскольку такая уж прям «любовь-любовь» им и не нужна. Куда важнее — уважение, открытость и стремление понять. Любовь, с детской точки зрения, получается сродни родительской, то есть субъективная, требовательная, гиперопекающая.

Идеально, чтобы учитель был «пунктом эмоциональной разгрузки», мудрым посредником и советчиком, а не дополнительной базой слежения и назиданий по мелочи

Кстати, забавно, что родители как раз все время требуют от педагогов любви к детям, желая заполучить помощников по заботе и контролю.

Наконец, подбираемся к существу вопроса через те грехи, что настоящему педагогу можно простить. Например, излишнюю требовательность, строгость, старорежимность, даже сварливость и занудство (если по делу). Или введение нелепых, с точки зрения учеников, правил: скажем, опоздавшие получают самый сложный вариант теста или пришедшие на «физру» без формы собирают мячи. А также прочие сугубо личностные «фишки»: «Наша англичанка, когда сердится, всегда краснеет, как помидор, и воротничок свой в трубочку скатывает — мы ее прозвали „миссис Черри“». Можно простить забывчивость или, наоборот, назойливое повторение одних и тех же сентенций.

Оригинальная манера одеваться и вести себя, конечно же, цепляет десятки внимательных глаз и может породить не одно прозвище, насмешливые комменты «ВКонтакте» и даже пару видеобенефисов на YouTube. Но при этом кредит доверия учителю не растратится ни на копейку… В чем же секрет?

— Ну, например, наша «тетя Света»… Она, конечно, строгая, бывает так наедет, что вообще… но по делу, конечно. Зато она не выдает собственное мнение за абсолютную истину и всегда выслушивает наши мысли. Можно даже сказать, подталкивает нас к высказыванию своих версий. Учит иметь собственное мнение и очень радуется, когда мы можем его обосновать и защитить.

(Замечу в скобках, что «тетя Света» — вовсе не гуманитарий, а учитель математики. И я доподлинно знаю, что на ее занятиях — таких динамичных и структурированных — всегда есть место жизненному контексту и серьезным обсуждениям реальных проблем).

Итак, корень учительской аутентичности — во внимании к «самости» ученика и выращивании его собственной (мыслительной, этической, гражданской) позиции, отличной от мнения педагога. А истинными «отличниками» из школы выйдут те, кто готов по-своему смотреть на мир и брать на себя ответственность за свое/его изменение.

Пока, к сожалению, чаще получается по-другому. «Свой взгляд» смещается в сторону принятого большинством, порожденного авторитетом или, напротив, в подростковой антилогике — эпатажно-альтернативного. И запускаются привычные семейные и школьные сценарии, где с «любовью к детям» их уверенно подгоняют под взрослые стандарты. Или отвергают. Не учат «по-настоящему».

Конечно-конечно, многие скажут, что какие там у подростков мнения, жизни они не нюхали, и чем шишки набивать, лучше пусть прислушаются к «старшим по званию». Окей. Но после того, как из «тестовых» успехов и ошибок они сложат полную картину — весь пазл взглядов, оценок, рисков и возможностей. Чтобы потом сознательно и ответственно присоединиться к одной из существующих (групп, позиций, гипотез, практик, религий, идеологий). Или стать пророком собственной веры.

Проложить для каждого дорогу проб и попыток — задача настоящего учителя. Сегодня такие пробы уже не связаны с удержанием и трансляцией информации: для этого есть специальные устройства.

Учителю не следует конкурировать с гаджетами и ревниво запрещать их использование на уроках. Куда лучше возглавить движение

Педагог-предметник изжил себя как класс и востребован нынче в роли наставника (не путать с гувернером, воспитателем и пионервожатым) — эдакого «фокусировщика смыслового зрения». Интересного и разностороннего человека, умеющего на предметном содержании выстроить основу для объемного («широкоугольного») взгляда на мир, ценностного самоопределения и творческого поиска. Сначала для себя (иначе не получится), а потом для ученика.

Ну и где каждой школе таких набрать? Вовсе не обязательно, чтобы все как один были настоящими. Если молодому человеку на школьном маршруте встретится хотя бы пара «подлинников», считайте, все уже получилось. Он, как и эти ребята, сумеет отличить золото от более дешевого сплава, легко поддающегося профессиональной коррозии.

…Чайник опустел, и наша компания поднялась из-за стола.

— Еще одно важное качество забыли, — оборачивается ко мне взъерошенный восьмиклассник. — Настоящий учитель умеет отойти в сторону. Ну вы понимаете. Даже если я на краю, Все, что мог, он уже сделал. Падать или лететь — теперь не ему, а мне.

Ссылка на основную публикацию