Защита авторских прав в суде
Владельцы интеллектуальной собственности (ИС) могут столкнуться с нарушением как личных неимущественных прав автора, так и исключительного права на использование принадлежащего им продукта. Это могут быть произведения литературы, архитектуры или искусства, научные труды, компьютерные программы. Наиболее эффективный, хотя и трудоемкий, способ борьбы с их незаконным присвоением или использованием — защита авторских прав в суде.
Особенности процедуры
Чаще всего к такому варианту прибегают, когда досудебные методы решения конфликта не дали положительного результата. Исключительное право автора возникает с момента создания творческого произведения или научного труда. Оно не требует специальной регистрации. Тем не менее для защиты от плагиата необходимо заранее подтвердить свое авторство и временной приоритет. В противном случае доказать эти факты будет гораздо сложнее. Исход дела в суде во многом будет зависеть от того, насколько грамотно заявитель обоснует свою позицию и требования.
Если вы недостаточно компетентны в вопросах юриспруденции, лучше доверить защиту своих прав профессионалам. Специалисты оценят перспективу дела и требуемые ресурсы. Споры, касающиеся интеллектуальной собственности, имеют много нюансов, и каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому, прежде чем подавать иск, стоит заранее узнать, каковы шансы на выигрыш дела. В компании «Ваш патент» вы получите помощь юристов, специализирующихся на защите авторских прав. Мы возьмем на себя подготовку к процессу и представление ваших интересов в суде.
Порядок действий
Предварительный этап включает в себя:
- фиксацию фактов правонарушения. В гражданском процессе доказательную базу готовит истец;
- сбор пакета документов. В него входит все, что подтверждает авторство истца. Это может быть:
- свидетельство о депонировании произведения в авторском обществе,
- нотариальное заверение,
- черновики,
- видео- или фотоотчеты,
- заключение независимой экспертизы;
- определение надлежащего ответчика. Процедура может потребовать специальных поисков в случае нарушения прав в Интернете, т. к. данные о владельцах сайтов не всегда открыты;
- составление и подачу искового заявления. В документе необходимо:
- указать, кто, где, когда и как нарушил авторские права;
- привести соответствующие статьи закона;
- проанализировать все перечисленные нарушения;
- сформулировать требования к ответчику по их устранению, а также компенсации либо возмещению убытков.
Исковое заявление подается в суд общей юрисдикции или арбитражный по месту нахождения ответчика.
Защита авторских прав в суде предполагает:
- изложение своей позиции,
- аргументацию требований,
- участие в прениях сторон.
Все заявления, ходатайства и выступления подкрепляются письменно, чтобы их можно было приложить к материалам дела.
Апелляция подается в том случае, если истец не согласен с решением суда.
Способы защиты авторских прав
Если суд становится на сторону истца, он удовлетворяет его исковые требования полностью или частично. К нарушителю возможно применение гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. В качестве методов защиты могут быть приняты:
- признание права, в том числе права авторства и исключительного права;
- пресечение действий по их нарушению, например, запрет на несанкционированное использование произведения, его копирование и распространение;
- изъятие и уничтожение контрафактной продукции и оборудования для его производства;
- публикация судебного решения, в котором указан действительный правообладатель;
- возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
- взыскание компенсации в размере 10 тыс.–5 млн руб. либо в размере 2-кратной стоимости контрафактов или прав использования.
Итоговая сумма зависит от вида нарушений, серьезности последствий, степени вины ответчика и прочих факторов. Среди них ключевым считается намерение извлечь прибыль за счет незаконного использования чужого произведения или его части.
- У нас вы можете рассчитывать на услуги профессионалов, специализирующихся в области авторского права свыше 10 лет. Мы объективно оценим шансы на успех дела, соберем доказательную базу, подготовим исковое заявление и защитим ваши интересы в суде.
- Наши сотрудники — эксперты в своем деле. Произведение или ЭВМ-программу будет анализировать специалист, углубленно изучающий данное направление. При выявлении нарушений авторских прав он подготовит для суда соответствующее заключение.
- Вы получаете квалифицированные услуги по разумной стоимости. Мы можем обосновать наше ценообразование и не включаем в него скрытых платежей.
Если вы хотите подробнее узнать об условиях сотрудничества, обратитесь к нашему менеджеру по телефону +7 () 272-52-07 или воспользуйтесь формой обратной связи. Сотрудник компании «Ваш Патент» ответит на интересующие вас вопросы и рассчитает предварительную стоимость услуг по защите авторских прав.
Защита авторских прав: идем в суд!
В своей ежедневной деятельности в определенной степени большинство из нас считаются авторами. Причем автором называют не только создателя литературного произведения, но и того, кто трудился над какой-то научной работой, сделал нужную фотографию, создал программу ЭВМ и т. п. Современная практика предполагает сохранение произведения в виде файлов, в электронном виде, а также демонстрацию произведения в сети Интернет. Но мало кто задумывается о том, насколько важна защита своего авторского права.
Для того чтобы вы понимали термины, которые используют в авторском праве, и основные принципы его защиты, мы подготовили для вас бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права». Скачайте его и обязательно посмотрите.
В российском законодательстве для защиты нарушенных авторских прав можно подать иск в суд.
Мы уже писали о том, что есть возможность защитить авторские права в досудебном порядке: для урегулирования конфликта можно направить нарушителю претензию в суд. Но бывает и так, что нарушитель игнорирует претензию или считает себя правым и не собирается выполнять ваши требования. Когда вы не верите в эффективность претензионного порядка и не желаете проверять это на практике, тогда остается только единственный вариант защиты авторских прав – обращение в суд.
Процедура защиты авторских прав может быть следующей
На первый взгляд очевидным первым шагом должна быть непосредственная подготовка и подача искового заявления в суд о защите своих авторских прав. Но это не совсем так.
Существует ряд задач и вопросов, которые нужно решить еще до подготовки иска. И мы советуем вам не пренебрегать этим подготовительным этапом.
1. Оцените перспективы вашего дела. Иными словами, вам необходимо понять: каковы шансы на выигрыш дела и каким будет результат, какие ресурсы от вас потребуются, чтобы цель ваша была достигнута? Авторские споры имеют множество нюансов и каждый случай индивидуален. Не всегда можно доказать действия нарушителя с помощью правовых механизмов, даже если нарушение есть и наоборот.
Для начала мы предлагаем воспользоваться услугой по бесплатной оценке перспективы дела. Не стоит тратить время на подачу иска и судебную тяжбу, если у дела изначально нет никаких перспектив.
Если вы еще не подали иск, то у вас есть возможность обратиться за оценкой перспективы дела к юристам «Право в сети».
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных” нажимая кнопку «оставить заявку», полностью и безоговорочно принимаю политику конфиденциальности, даю ИП Ледовских М. А. согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку путем сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения и удаления, а также путем передачи (предоставления) третьим лицам, привлеченным ИП Ледовских М. А. для достижения указанных ниже целей, моих персональных данных, указанных мной на сайте http://lawinweb.ru: имя, адрес электронной почты, телефон — с целью получения информации, документов и материалов, в том числе рекламного характера, от ИП Ледовских М. А.
2. Определите, в какой именно суд необходимо подавать иск. Исковые дела рассматриваются либо судами общей юрисдикции, либо арбитражными. Как правило, иски, связанные с защитой авторских прав, направляются в суд по месту нахождения ответчика.
Если иск подсуден суду общей юрисдикции, а подан в арбитражный или наоборот, то необходимо подать ходатайство о прекращении дела.
Если истцом неправильно определена территориальная подсудность, то необходимо подать ходатайство о передаче дела по подсудности.
Если иск предъявляется по антипиратскому закону, то его будет рассматривать Мосгорсуд.
3. Правильно определите того, кому подаете иск. Если говорить юридическим языком, то необходимо определить, кто является надлежащим ответчиком. Не определив ответчика, вы не можете подать иск. Важно пройти и этот шаг. В ряде случаев понять, кто является ответчиком несложно. Если нарушение авторских прав произошло в СМИ, то вы можете узнать ответчика из выходных данных. Если авторские права нарушены вашим контрагентом по авторскому договору, то его данные вы тоже знаете. Но если требуется защита авторского права в интернете, то здесь может возникнуть сложность, так как далеко не всегда на сайте можно найти данные о владельце сайта. Если это юридическое лицо, то их можно узнать, воспользовавшись сервисом whois.com, а если физическое, то, к сожалению, из открытых источников получить эти сведения не получится.
4. Зафиксируйте сам факт нарушения. По авторским спорам именно истец должен доказать, что было осуществлено нарушение его прав. Если нарушение произошло в сети Интернет, то настоятельно рекомендуем озаботиться этим вопросом до подачи иска, ведь во всемирной паутине легко «замести следы».
5. Следующий этап, непосредственно сама подготовка и подача иска о защите авторских прав.
Действуйте активно с самого начала. Уделите самое большое внимание качеству подготовленного иска и представлению своей позиции в суде первой инстанции.
В иске необходимо будет:
- описать ситуацию (кто, когда и каким образом совершил нарушение, в чем оно выразилось);
- дать ссылки на нормы законодательства;
- если имело место несколько нарушений, то проанализировать каждое из них отдельно;
- четко сформулировать свои требования.
Какие требования можно отразить в иске о нарушении авторских прав?
В исковых документах можно отразить как требование определенной суммы денежной компенсации, так и различные неимущественные требования.
При нарушении исключительных прав можно выдвинуть следующие финансовые требования (одно из представленных):
Необходимо отметить, что исковые требования о взыскании убытков или упущенной выгоды трудно доказуемы в суде, и мы не рекомендуем вам выдвигать их. Также стоит учитывать, что хотя размер денежной компенсации истец и не должен доказывать, однако не стоит надеяться, что суд удовлетворит ваши требования полностью. Дело в том, что уже сложилась определенная судебная практика назначения размера компенсации за определенные нарушения авторских прав. Например, за одно использование одной фотографии реально требовать не более 20-30 тысяч рублей.
Кроме денежных требований, можно также заявить о нарушении неимущественных прав и требовать компенсации морального вреда. Хотя чаще всего правообладателя все же в большей мере интересует получение финансовой сатисфакции. К неимущественным требованиям относятся следующие:
Неимущественные требования можно заявить как совместно с денежными требованиями, так и как самостоятельные.
Если вы хотите одновременно обжаловать сразу несколько нарушений, то выделите в иске каждое из них, опишите их по отдельности и укажите, каковы ваши требования относительно каждого.
Такой четкий подход изначально будет в ваших интересах для защиты авторских прав, поскольку если исковые требования четко не определены, то потом без этого будет очень трудно выстроить позицию в суде.
6. И, наконец, завершающая стадия: защита авторских прав в суде.
Вот несколько наших советов, которые помогут вам в суде:
- Излагайте свою позицию по делу письменно.Ходатайства лучше готовить письменно. Выступления в прениях также лучше подготовить письменно, тогда вы будете уверены, что ваша позиция и ваш анализ доказательств по делу будут полностью отражены в материалах искового дела.
- Анализируйте каждое нарушение отдельно. Если вы не сделали это в иске, то проанализируйте уже в суде каждое нарушение. По каждому нарушению авторских прав надо четко показать, почему вы считаете каждое указанное действие нарушением, какие нарушены правовые нормы, какие есть доказательства. Такой юридический анализ сразу показывает обоснованность вашего иска.
- Тщательно подготовьте аргументацию, которую будете озвучивать в суде.Аргументация будет зависеть от того, какие ваши требования и на основании чего вы их подали. Не надейтесь, что можно будет исправить ситуацию на стадии апелляции.
Помните, что самые высокие шансы у вас выиграть дело имеются в суде первой инстанции, на каждой последующей стадии они уменьшаются в геометрической прогрессии, поэтому основательно готовьтесь к каждому судебному заседанию.
Данный этап, как правило, является наиболее продолжительным и требует квалифицированного представления интересов в суде.
Если вы хотите, чтобы специалисты написали для вас иск и представили ваши интересы в суде с учетом всех особенностей дела, то мы будем рады вам помочь.
Топ-10 споров об авторстве на произведения искусства
Признать авторство против воли автора
Роберт Флетчер владел картиной, написанной 40 лет назад и подписанной именем шотландского художника Питера Дойга. Флетчер утверждал, что знаком с Дойгом ещё по университету и в 1976 году купил у него полотно за $100. В то время художник отбывал наказание за употребление и распространение наркотиков в исправительном центре Тандер-Бей, где работал Флетчер. По словам хозяина картины, он видел, как Дойг рисовал на холсте пейзаж, влюбился в него и решил приобрести.
Несколько лет спустя Флетчер захотел продать картину за $10 млн (примерно 662 млн руб.*) и обратился к художнику за подтверждением подлинности, но тот отказался от авторства на указанное полотно. Тогда Флетчер в сотрудничестве с владельцем художественной галереи в Чикаго Питером Бартлоу провели исследование, которое показало сходство между спорной картиной и другими творениями Дойга, и обратились в суд.
Дойг заявил, что не учился в университете и не сидел в тюрьме, ссылаясь в качестве доказательств на университетские архивные записи, письма матери о местонахождении и свидетельства школьных друзей. Кроме того, в ходе слушаний он рассказал, что начал писать на холсте только в конце 1979 года.
Федеральный суд Чикаго постановил, что картина не принадлежит кисти Питера Дойга. Истцы продолжают утверждать, что Дойг все отрицает из-за чувства неловкости за употребление наркотиков и тюремное заключение. Тем не менее, поскольку авторство подтвердить не удалось, продать картину Флетчер не смог.
Суд защитил картину Ивана Шишкина
Люксембургская компания Arthur Properties приобрела в нью-йоркской галерее ABA Gallery, специализирующейся на русском искусстве, 18 полотен XIX–XX веков. Затем в Arthur Properties сочли, что 14 картин переоценены, а четыре и вовсе были подделкой, в частности полотно «В лесу» Ивана Шишкина. Люксембургская фирма заявила о мошенничестве и подала на галерею и ее владельца Анатолия Беккермана в суд, где требовала $8,9 млн (примерно 590 млн руб.*) компенсации, а также расторжения сделки.
По словам истца, уже после сделки они провели экспертизу, которая и поставила под сомнение подлинность полотен. Беккерман считал, что обвинения направлены на дискредитацию ABA Gallery.
Разбирательства в суде длились более года. В итоге суд Нью-Йорка встал на сторону галереи и признал картину подлинной, не обнаружив ни мошенничества, ни завышения цен.
«Шулера» Караваджо: копия или оригинал?
Караваджо, «Шулера». Общественное достояние
В декабре 2006 года некий Ланселот Туэйтс продал копию картины «Шулера» Караваджо через лондонский Sotheby’s за £42 000 (примерно 3,6 млн руб.*). Картина досталась специалисту по творчеству Караваджо Дэнису Маону, который в 2007 году признал в ней не копию, а еще один авторский вариант, и оценил в £50 млн (примерно 4,3 млрд руб.*). Об оригинальности картины также заявили авторитетная исследовательница Караваджо Мина Грегори и специалист по живописной технике художника Роберта Лапуччи. Однако их мнения разошлись: Грегори предположила, что полотно является первой версией картины, а в Художественном музее Кимбелла хранится авторское повторение. Лапуччи посчитала, что спорная картина, наоборот, поздний вариант.
Узнав об этом, Туэйтс подал на Sotheby’s в суд. Он обвинил аукционный дом в том, что тот проглядел шедевр. Продавец потратил на судебные издержки не менее £6 млн (около 512 млн руб.*), поэтому спор называют одним из самых дорогих процессов о старых мастерах. Тем не менее Высокий суд Лондона вынес решение в пользу Sotheby’s: судья Вивьен Джудит Роуз изучила противоречащие друг другу технологические исследования и пришла к выводу, что картина является копией с Караваджо.
В итоге владелец картины Маон, который не участвовал в судебных разбирательствах, предложил выставить полотно в оксфордском Музее Эшмола, но тот настаивал на пометке «приписывается Караваджо». Сейчас картина висит в небольшом музее ордена святого Иоанна в Лондоне, где ее обозначили как Караваджо.
Фото, которое сделала обезьянка
Титулованный фотограф живой природы Дэвид Слейтер в 2011 году на севере Индонезии фотографировал редких животных и набрел на стаю хохлатых макак. После того как обезьяны привыкли к человеку, они начали интересоваться вещами, в том числе фотоаппаратом. Слейтера это развеселило, и он дал животным камеру. Те охотно нажимали на кнопку, улыбаясь отражению в линзе. Среди сотен фотографий, которые были не в фокусе, оказался автопортрет обезьяны, который впоследствии стал всемирно известным: его использовали 50 млн раз. Только за первый год Слейтер заработал на удачном снимке £2000 (170 693 руб.*).
Спустя некоторое время фото появилось в Wikipedia и калифорнийском блоге Techdirt с пометкой «свободное для использования» – поскольку снимок сделала макака. Затем организация PETA («Люди за этичное обращение с животными») подала на Слейтера в суд – она просила признать за обезьяной авторские права на фото, а отчисления передавать в специальный фонд, которым бы PETA распоряжалась в интересах животного. Иск, поданный от имени животного, поддержали зоозащитники: хохлатые макаки находятся на грани выживания, а средства пошли бы на сохранение вида.
Сначала судья решил, что авторское право на фотографию нельзя приписать ни человеку, ни обезьяне. Разбирательство дошло до апелляционной инстанции, в которой стороны договорились: Слейтер получает авторские права на снимок и обязуется отдавать четверть заработка на защиту животных. Так суд встал на сторону человека в этом необычном деле.
Vanilla Ice vs Queen и Дэвид Боуи
В 1984 году у группы Queen и Дэвида Боуи вышла совместная песня Under Pressure. Как сообщил барабанщик Queen Роджер Тейлор, песню написал солист Queen Фредди Меркьюри, а Боуи предложил усовершенствования в музыкальном плане, придумав знаменитый басовый проигрыш. В 1990 году американский рэпер Vanilla Ice выпустил хит Ice Ice Baby. По мнению музыкантов Queen и Дэвида Боуи, партия баса Ice Ice Baby целиком копирует таковую из песни Under Pressure.
Вначале музыканты решили уладить проблемы в досудебном порядке, но рэпер отрицал обвинения в копировании, ссылаясь на то, что добавил в ритмическую линию одну новую ноту. Однако спустя время он все же признал заимствование и отдал часть заработанных денег авторам.
Споры о «Простоквашино»
Фото: youtube.com/Союзмультфильм
«Союзмультфильм» 1 апреля 2018 года выпустил продолжение знаменитого мультика под названием «Новое Простоквашино». Между тем детский писатель Эдуард Успенский, по мотивам повести которого и сняли первые серии, заявил: «Я отрицательно отношусь к продолжению. Потому что студия со мной ничего не согласовывает, не показывает сценарий. Все делает сама. Почему-то считают, что права принадлежат студии, а у меня спрашивать незачем». Особенно автора задело, что новые сюжеты с полюбившимися героями пишут незнакомые люди. Успенский утверждал, что права на жителей деревни Простоквашино принадлежат ему на основании патента, с которого он долгое время получал отчисления, пока «Союзмультфильм» не присвоил все себе. К нему приходили представитель министра культуры и представитель киностудии, которым автор устно разрешил создавать сериал. Еще у студии есть подписанное Успенским согласие на цикл мультфильмов. По словам Успенского, это не означает право «Союзмультфильма» писать сценарии и снимать мультфильмы с его героями. Успенский даже написал по этому поводу открытое письмо президенту Владимиру Путину, а также заявил о намерении подать на киностудию в суд.
В «Союзмультфильме» утверждают, что Успенский 16 ноября 2016 года подписал согласие на создание продолжения «Простоквашино», где указано: в новом многосерийном мультфильме будут использованы персонажи, имена и оригинальные названия из произведений Успенского и экранизаций – а значит, все сделано в рамках закона. Мало того, юрслужба «Союзмультфильма» высказывалась, что Успенский на протяжении многих лет в обход правообладателя предоставлял права на персонажей «Простоквашино» – при этом ни киностудия, ни другие авторы не получали ни копейки от этих сделок.
В итоге Успенский и «Союзмультфильм» решили конфликт миром: заключили соглашение, а студия получила права на три сценария: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», а также на 10 неэкранизированных эпизодов. Успенский отдал «Союзмультфильму» и лицензию на товарные знаки с именами кота Матроскина, пса Шарика, дяди Федора и других популярных персонажей картины. Взамен он получил проценты от дохода с реализации прав.
Право художника на реплику картины
Петербургский художник Дмитрий Шорин продал музею современного искусства «Эрарта» созданную в 2008 году картину «Пулково не принимает». Спустя время выяснилось, что художник написал в 2016 году еще одно похожее полотно с тем же названием и продает его через свой сайт. Более того, он распространяет реплики этой картины на холсте через московские галереи по €12 000–17 000 (908 490–1 287 027 руб.*) без разрешения музея.
«Эрарта» в апреле 2017 года предъявил Шорину иск о нарушении исключительных прав и взыскании компенсации в сумме 500 000 руб. Позиция музея сводится к тому, что право на публичный показ, дублирование и тиражирование является отчуждаемым и Шорин утратил его после подписания договора с «Эрартой». По мнению музея, художник не имел права ни копировать картину, ни выставлять ее на своем сайте без разрешения. Юристы Шорина возражали, что полотно 2016 года – новое, оригинальное произведение автора, которого не касаются ограничения в области авторских прав.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в иске отказал: он пришел к выводу, что художник создал новое произведение искусства. Однако вышестоящий суд с этим не согласился и взыскал с Шорина 50 000 руб. компенсации в пользу музея. Суд установил, что картина 2016 года является производным произведением, поскольку концепция, композиция и сюжет совпадают, несмотря на различия в деталях (№ А56-28606/2017).
Суд не признал авторство за Кустодиевым
В декабре 2005 года принадлежащий Виктору Вексельбергу фонд Aurora Fine Arts Investment приобрел на аукционе Christie’s картину «Одалиска» («Обнаженная в интерьере») за £1,7 млн (примерно 145 млн руб.*), которая числилась в каталоге как произведение Бориса Кустодиева.
Через год эксперт по русскому искусству и сотрудник Третьяковки Владимир Петров дал отрицательную экспертизу на работу, и у фонда появились сомнения в подлинности картины. Aurora Fine Arts Investment попытался расторгнуть сделку и вернуть деньги, однако в Christie’s ответили отказом. Однако когда в 2009 году картина появилась в Каталоге подделок произведений живописи под эгидой Росохранкультуры, да еще и под первым номером, фонд снова выдвинул претензию. Кроме того, вывод о фальшивке сделали эксперты Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Поэтому в 2010 году фонд Вексельберга подал на Christie’s в суд.
Аукционный дом настаивал, что работа принадлежит кисти Кустодиева. Судья Гай Ричард Ньюи заслушал нескольких экспертов и согласился с тем, что автором картины является другой художник, но не Кустодиев. Правда, он не нашел в действиях аукционного дома признаков халатности. После двухлетних разбирательств Высокий суд Лондона признал: «Обнаженная в интерьере» с большой долей вероятности является подделкой, покупатель вправе потребовать у аукционного дома возврата денег за картину – что он и сделал. Лондонский суд постановил выплатить Вексельбергу £3 млн (около 253 млн руб.*), т.е. не только вернуть стоимость картины, но и заплатить компенсацию.
Гарри Поттер vs колдун Вилли
В 1987 году писатель Эдриан Джейкобс написал книгу «Приключение колдуна Вилли номер один: злая земля», в которой упоминались тюрьма для волшебников и больница для пострадавших от магических заклинаний. В 2000 году самая богатая в мире писательница Джоан Роулинг представила «Гарри Поттер и кубок огня» с похожим сюжетом. При этом Джейкобс и Роулинг пользовались услугами одного литературного агента, а значит, Роулинг могла узнать о книге Джейкобса и заимствовать у него часть сюжета. В этом писательницу и ее издателя Bloomsbury Publishing PLC обвинили наследники британского писателя.
В итоге издатели «Гарри Поттера» выиграли дело о плагиате. Судья Шира Шендлин не обнаружила сходства в книгах и отклонила иск.
Сама Джоан Роулинг трепетно следит за соблюдением собственных авторских прав. В сентябре 2008 года Роулинг совместно с одной из крупнейших американских кинокомпаний Warner Brothers Entertainment (WBE) добилась запрета на издание «Лексикона Гарри Поттера» – энциклопедии по своим произведениям.
Песня Happy birthday to you!: авторская или народная?
Песня Happy birthday to you! была написана в 1893 году школьными учителями из Кентукки Пэтти и Милдред Хилл. В том же году права на нее выкупил Клейтон Самми, а в 1998 году – компания Warner/Chappell Music. По некоторым подсчетам, она собирала в виде роялти за песню $5000 в день. И это неудивительно: по мнению Книги рекордов Гиннесса, композиция является самой известной в мире песней на английском языке.
Компания Good Morning to You Productions решила снять документальный фильм про песню Happy birthday to you! Она сочла, что эта композиция – достояние общественности, и в 2013 году подала в суд Нью-Йорка иск о признании недействительными авторских прав. По мнению истца, который сослался на исследование Роберта Брайнеса, авторские права на песню истекли еще в начале прошлого века. Во время разбирательств в суд попала копию публикации слов песни 1922 года, в которой говорилось, что она «предоставлена по любезному разрешению Клейтона Самми».
В сентябре 2015 года суд Лос-Анджелеса постановил, что компании Warner/Chappell Music принадлежат авторские права на фортепианную аранжировку, но не на текст песни и не на мелодию. В июне 2016 года суд окончательно утвердил соглашение об урегулировании этого спора. Песня юридически стала достоянием общественности, а Warner/Chappell Music обязалась выплатить $14 млн (около 927 млн руб.*) компенсации тем, с кого компания раньше взимала сборы за воспроизведение композиции.
* – конвертация произведена по курсу Центрального банка на 10 декабря 2018 года: 66,2416 руб. за $1; 84,2924 руб. за £1; 75,7075 руб. за €1.
В статье использованы материалы журнала The art newspaper Russia, Википедии, интернет-издания «Деловой Петербург», а также других открытых источников.
Признание авторства
Основой для признания права на результат интеллектуальной деятельности является признание авторства. Это означает, что лицо, создавшее произведение, имеет право представлять себя в глазах других людей и всего общества автором (создателем) этого произведения. Любой человек хочет лично представлять свое произведение, будь то книга, музыка или программа для ЭВМ. Имя автора получает признание и славу, а сам автор – хорошее денежное вознаграждение. Но никто не отменял плагиат или присвоение чужого произведения со стороны других людей. Вот почему одна из причин по чему иногда необходимо в суде признавать авторство.
Особенности защиты и признания авторских прав
В нашей стране признание права на произведение за определенным лицом производится очень просто – автором признается тот человек, который это произведение создал (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Но доказать, что именно этот человек создал результат интеллектуальной деятельности, зачастую, довольно сложно. Чтобы защитить своё авторское право, авторы регистрируют свои произведения в Российском авторском обществе (для письменной и устной формы произведений, изображений и объемно-пространственной формы произведения) или в Роспатенте (для программ для ЭВМ и баз данных, топологии интегральных микросхем). Эта регистрация не обязательна, но дает автору возможность четко закрепить за собой право авторства. Если же такой регистрации нет и возник спор об авторстве, такой спор разрешается в судебных органах или путём заключения соглашения между спорящими.
Существуют следующие способы доказать право авторства
- Удостоверение времени предъявления произведения нотариусу. В этом случае нотариус делает удостоверительную надпись на экземпляре произведения (письменного), в которой указывается точное время и дата предъявления этого произведения.
- Посылка экземпляра произведения по почте самому себе бандеролью. В этом случае почта ставит штамп на конверте с точной датой посылки. Послать самому себе можно что угодно – книгу, рассказ, зафиксированный на бумаге эскиз будущего изобретения, «флешку» с программой для ЭВМ, фотографии и даже просто отраженную на бумаге идею. После получения бандероль не вскрывают, а хранят как доказательство права авторства для последующего предъявления;
- Электронная регистрация (депонирование) произведения;
- Публикация произведения с именем автора на его экземпляре (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ).
Для того, чтобы выбрать наиболее оптимальную для Вас процедуру признания авторского права, необходимо проконсультироваться со специалистом в этой области. Наши адвокаты по интеллектуальной собственности готовы проконсультировать Вас относительно Вашего произведения и помочь оформить право авторства наиболее подходящим для Вас способом.
Примеры чего удавалось добиться нашим адвокатам
при спорах о признании права авторства:
- Решение суда о признании права авторства;
- Решение суда о признании права авторства и прекращении действий, нарушающих такое право;
- Решение суда о признании права авторства и взыскание компенсации за незаконное использование произведения;
- Решение суда о признании права авторства с использованием в судебном заседании свидетельских показаний;
- Решение суда о признании права авторства и взыскание компенсации с правообладателя за присвоение имени автора;
- Решение суда о признании права авторства за умершим и включении в наследственную массу авторского права на произведение;
- Решение суда о признании права авторства и признание права автора на псевдоним.
Список документов для подачи искового заявления в суд:
- Исковое заявление;
- Копия искового заявления для ответчика;
- Оригинал произведения;
- Документы, подтверждающие время и дату создания произведения;
- Список свидетелей, вызываемых в суд;
- Фото- видеоматериалы, подтверждающие создание произведения конкретным автором;
- Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
- Документ, подтверждающий полномочия представителя;
- Прочие документы, которые могут иметь отношение к делу.
В нашу работу о признании права авторства входит:
- Юридическая консультация опытного адвоката по вопросу признания права авторства;
- Обзор судебной практики по данной категории дел;
- Правовая оценка ситуации;
- Изучение предоставленной доверителем документации;
- Представительство доверителя в РАО, Роспатенте, у нотариуса, ведение телефонных переговоров, переписки;
- Взаимодействие с лицом, посягающим на авторское право доверителя, в целях досудебного урегулирования конфликта;
- Сбор доказательств, подтверждающих право авторства у доверителя;
- Формирование эффективной правовой позиции для суда;
- Составление, подготовка и подача искового заявления в суд;
- Составление, подготовка и подача различного рода ходатайств, отводов, жалоб и пр.,
- Представление интересов автора, на протяжении всего судебного процесса, до принятия судом первой инстанции окончательного решения по делу.
Интересные судебные дела в авторском праве
Майкл Джексон, будучи фанатом шоу «Симпсоны», как-то принял участие в одном из эпизодов 3 сезона «Совершенно безумный папа», озвучив сумасшедшего, считающего себя Майклом Джексоном. Однако имя поп-короля в титрах так и не было упомянуто. А песня «Do the Bartman», которая была написана специально для данного эпизода была исполнена и вовсе не им — Майкл специально попросил другого человека с голосом, похожим на его собственный – Кипа Ленона, озвучивать персонажа во время песен. Причиной этому стало наличие контракта Джексона со звукозаписывающей компанией Sony Music Entertainment, условиями которого, по всей видимости, Джексону было запрещено исполнение песни в рамках шоу. Песня же «DotheBartman» породила возникновение вокруг себя споров о принадлежности на нее авторских прав: пока создатель «Симпсонов» Мэтт Гроунинг заявлял, что очевидно, что Джексон является соавтором песни, но обязательства перед Sony Music Entertainment не позволяют ему указывать себя в качестве такового, Брайан Лорен, поэт, напротив, заявлял, что только он является единственным автором спорной песни, а Джексон лишь предложил назвать песню и включить его имя в текст (в оригинале песни есть строчка: «If you can do the Bart, you’re bad like Michael Jackson»).
Этот пример является хорошей иллюстрацией того, что вопросы авторского права очень часто окружены громкими спорами. Авторов на протяжении всей их жизни преследуют проблемы наличия плагиата их работ, который не всегда так просто доказать, а иногда авторам приходится жестоко сражаться на полях судебных битв, чтобы доказать принадлежность авторских прав именно им. Практика полна примеров того, как порой не проста жизнь авторов.
Мы, в свою очередь, решили изучить интересные дела, иллюстрирующие спектр трудностей, преследующих авторов и созданных ими результатов интеллектуальной деятельности и представить их в виде небольшого обзора.
Претензии на авторство
Чей Марсианин?
В 2015 году сценарист М. Я. Расходников подал в Хамовнический районный суд города Москвы иск с требованием к ООО «20 ВЕК ФОКС СНГ» о защите его авторских прав, нарушение которых, по его мнению, выразилось в том, что ответчик осуществил прокат на территории России художественного фильма «Марсианин» режиссера Ридли Скотта с заимствованным у него названием, сюжетом и основными действующими лицами. Районный суд отказал в удовлетворении требований, а 4 апреля 2016 года его решение подтвердил и Московский городской суд.
М. Я. Расходников является автором синопсиса и сценария к произведению, действие которого развивается вокруг истории о космонавте, который в результате аварии остался на Марсе и стал участником ТВ-шоу с целью получения доходов организаторами данного шоу. В итоге космонавта не удается спасти с Марса, и он остается там. ООО «20 ВЕК ФОКС СНГ», в свою очередь, настаивал, что в основу фильма «Марсианин» был положен не сценарий Расходникова, а оригинальное произведение Энди Уира «Марсианин», которое использовалось с согласия автора.
Суд согласился с ответчиком и действительно указал, что действующие лица (персонажи) художественного фильма «Марсианин», их биография и поступки, а также происходящие в фильме события заимствованы из произведения Энди Уира, а не из произведения истца. Роман «Марсианин» и произведения истца друг другу не тождественны, имеют разный сюжет и действующих лиц, а право авторства на роман не оспорено. И поскольку не доказано, что роман является производным (переработанным) произведением истца, использование названия произведения американского автора, описываемых в нем персонажей, событий в художественном фильме года плагиатом не является.
Может ли обезьяна быть автором?
В 2011 году английский фотограф Девид Слейтер запустил, сам того не желая, в отношении себя череду судебных споров, когда обнародовал снимок успевшего стать знаменитым хохлатого павиана по кличке Наруто. Снимок был сделан обезьяной самостоятельно путем нажатия ею на кнопку затвора фотоаппарата Слейтера, намеренно оставленного им в месте обитания обезьян.
В 2014 году началась первая волна споров, когда Фонд Викимедиа разместил на ресурсе Викисклад фотографии павиана Наруто в свободном доступе без соответствующего на то согласия Слейтера, утверждая, что произведение, созданное не человеком, является общественным достоянием. Слейтер же, напротив, утверждал, что единственный автор фото – это он, и обещал подать на Фонд в суд.
Однако до суда данное дело не дошло, а в конце 2014 года Бюро авторского права США выразило свою позицию по данному вопросу, указав, что зарегистрировано может быть только оригинальное произведение, созданное человеком. Что же касается произведений, созданных природой, животными или растениями, то они не подлежат регистрации. Вопрос о том, была ли фотография продуктом творчества Слейтера, не был решен, а исходя из заданной Бюро позиции, по сути, Фонд действительно имеет право размещать в свободном доступе изображение Наруто, пока не будет доказано наличие авторских прав Слейтера.
Вторая волна спора, которая уже дошла до суда и затянулась на 2 года, произошла в 2015 году, когда организация PETA подала в суд иск, требуя получения выплат от использования известной фотографии в пользу Наруто и других макак, обитающих в заповеднике на острове Сулавеси. Иск был подан от имени Наруто, который, по мнению заявителя, и является единственным обладателем прав на фотографии. Суд первой инстанции отказал в рассмотрении иска, так как установил вообще невозможность для павиана иметь доступ к правосудию, PETA обжаловала решение, и 12 июля 2017 года апелляционный суд в Сан-Франциско в открытом заседании обсуждал вопросы возможности принадлежности авторских прав павиану. Фотограф пытался доказать, что все оборудование, на которое было сделано фото, принадлежало ему, он самостоятельно выставил настройки, расположил в установленном месте фотоаппарат, к тому же, он создал условия для того, чтобы это фото могло появиться (он несколько дней вживался в доверие обезьянам, чтобы они могли спокойно воспринимать его присутствие). Судьи в рамках рассмотрения дела обсуждали вопросы того, может ли павиан самостоятельно получать и сохранять деньги, нести репутационные потери, каким образом авторское право, если оно будет признано за Наруто, сможет перейти к его наследникам (и могут ли вообще дети павиана быть расценены как наследники в формулировке закона).
Дело закончилось тем, что все-таки авторские права признали за фотографом, который, в свою очередь, обязался делать отчисления в размере 25% своих доходов от использования фотографии на благотворительность, в защиту животных.
Авторские права на татуировку
Виктор Уитмилл, татуировщик, создавший знаменитую татуировку Майка Тайсона, в 2011 году перед выходом на экраны фильма «Мальчишник в Вегасе 2» обратился в суд с иском к кинокомпании WarnerBros. о нарушении его авторских прав в отношении знаменитой татуировки. По сюжету фильма один из главных героев, Стю, делает себе татуировку, аналогичную тату Майка Тайсона.
По утверждению Виктора Уитмилла, после создания татуировки Тайсону, он зарегистрировал права на дизайн татуировки и показ ее в фильме без его разрешения нарушил его авторские права. В суде Уитмилл требовал отложения старта выхода картины в прокат и компенсации. В рамках судебного разбирательства студия пыталась заявлять, что копирование татуировки было пародией, но судья с этим не согласился. В итоге стороны пришли к мировому соглашению, Уитмилл получил компенсацию, а татуировка героя фильма Стю не была видоизменена.
В аналогичной ситуации оказались и создатели знаменитой видеоигры NBA 2K, которые наносили на виртуальных героев различные татуировки. Группа татуировщиков, которые создали татуировки, используемые в видеоигре, подали иск о защите авторских прав. Однако в данном случае суд отказал в признании факта нарушения, одной из причин чего стал факт того, что татуировщики подали заявку на охрану дизайна уже после выхода видеоигры. Им, однако, удалось получить определенную денежную сумму в качестве компенсации потери дохода.
Плагиат нечистой воды
Лестница к плагиату?
В мае 2014 года доверенное лицо погибшего гитариста американской группы Spirit Рэнди Калифорния (Вульф) подало иск к группе Led Zeppelin и звукозаписывающей компании Warner Music о нарушении авторских прав Spirit песней «Stairway to Heaven» (1971 г.), авторство которой принадлежит Led Zeppelin, так как ее начало напоминает начало песни «Taurus» группы Spirit, написанной на пару лет раньше — в 1967 году.
Данное дело рассматривалось судом присяжных, которому надо было определить, были ли гитарные рифы, звучащие в начале песни Led Zeppelin, похожими на те, что звучали в «Taurus». Присяжные признали факт того, что вокалист Led Zeppelin Роберт Плант и гитарист Джимми Пейдж имели доступ к песне «Taurus» в 1968 году, но приняли решение, что песни недостаточно похожи, чтобы подтвердить факт плагиата. При этом истец не требовал какой-либо компенсации, заявив в качестве имущественного требования лишь 1 доллар США, но просил признать Рэнди Калифорнию (Вульф) соавтором песни Stairway to Heaven, чтобы его наследники имели право получения отчислений за использование песни.
Интересным при рассмотрении этого спора было то, что кроме солиста Led Zeppelin Роберта Планта и гитариста Джимми Пейджа, которые давали соответствующие объяснения (так, например, Плант честно признался, что просто не помнит «с кем тусовался в 1970 годах», а Пейдж заявил, что вообще раньше не слышал песни «Taurus», пока не предъявили данный иск), и бывшего басиста группы Spirit, в заседании также были приглашены музыканты со стороны истца и ответчика, которые исполнили для присяжных спорные песни на гитаре и фортепиано, оригинальной записи «Taurus» присяжные по время заседания не услышали. Возникает довольно резонный вопрос, может ли такое исполнение специально приглашенными музыкантами быть допустимым доказательством, так как каждая из сторон имела возможность исполнить песню в том виде, какой более удобен для ее выигрыша (исполнение истца могло быть чуть более приближено по звучанию к «StairwaytoHeaven», а ответчика, соответственно — к оригинальной «Taurus»)? Впрочем, это вопрос, не имеющий какого-то однозначного решения, так как споры вокруг авторских прав — это зачастую весьма субъективный взгляд на проблему судьи или — как в данном случае — присяжных.
Чья была идея?
Кимба или Симба — король лев?
Известный и так любимый многими диснеевский мультфильм «Король и Лев» укоряют в плагиате с японского мультфильма «Кимба – белый лев». Последний появился в 1966 году и представляет собой экранизацию манги (японские комиксы), сюжет которой строится вокруг истории об императоре джунглей, белом льве, который ищет для своего народа место, где они могли бы спокойно жить, не страшась людей, однако стечение обстоятельств приводит к гибели императора джунглей, а его беременную львицу направляют в зоопарк, по пути в который на корабле она рождает львенка Кимбу, а сама погибает при кораблекрушении.
Несмотря на то, что сюжетные линии «Короля льва» и «Кимба – белый лев» особо не пересекаются, отрицать однако весьма очевидные сходства сложно (например, в глаза сразу бросаются совпадения с Симбой, который, будучи львенком, потерял своего отцу, Муфасу). С другой стороны, и графическое представление героев, и основная система образов двух мультфильмов явно различны.
Японский мультипликатор Мачико Сатонака, собрав подписи работников японской анимации, направил в Дисней письмо с претензией на наличие плагиата. Однако Дисней в ответном письме лишь указал, что ничего не слышал о японском мультфильме, и возможные совпадения просто случайны. При этом японский мультфильм транслировали на канале NBC, а актер, озвучивавший Симбу в «Короле льве», Мэттью Бродерик даже признался, что, когда его приглашали принимать участие в озвучке мультфильма, он первоначально был уверен, что озвучивать будет именно Кимбу, героя, известного ему с детства, то есть аниме было довольно известным широкому кругу лиц.
Ход делу дальше, чем направление претензии, не был дан, что, возможно, объяснимо и малым процентом возможности установления наличия плагиата в данном деле. Авторское право охраняет только форму, но не идеи. Под формой произведения понимается язык и система образов конкретного произведения. Сюжет же произведения – элемент неохраняемый, другой подход привел бы к возможности монополизации идей, что не отвечает интересам общества. Совпадения в сюжетных линиях и именах персонажей не могут быть свидетельством нарушения чьих-либо авторских прав, правда, если они не являются исключительно оригинальными, созданными творческим трудом автора.
Откуда произошел Скрэт?
Происхождение известной саблезубой крысобелки Скрэта из «Ледникового периода» оказалось в эпицентре скандала: о своих авторских правах на данного персонажа в 2000 году (первый мультфильм из серии «Ледниковый период» вышел на экраны в 2002 году) заявила художница Айви Суперсоник (Зильберштейн), которая утверждала, что именно она придумала данного персонажа еще в 1999 году после наблюдения за гибридом крысы и белки в Музее естественной истории. По ее словам, в 2000 году она идею персонажа представила 20th Century Fox, которые и использовали ее для создания.
20th Century Fox предлагали закончить спор мировым соглашением и предлагали выплатить компенсацию в размере 300 тысяч долларов. Айви Суперсоник же отказалась от предложенных условий, видимо, будучи уверенной в своем выигрышном положении (так, например, за 2 года до выхода фильма на канале CNN уже был показан репортаж о ее притязаниях на авторство персонажа). Однако Айви Суперсоник проиграла данное дело в двух инстанциях, выиграв частично лишь в том, что Суд отказал во встречном требовании 20th Century Fox о запрете регистрации истцом товарного знака «SQRAT».
Так, Суд решил, что невозможно обнаружить существенное сходство между Скрэтом, героем «Ледникового периода», и Скрэтом, придуманным Айви Суперсоник. Суд согласился с тем, что Айви действительно является автором персонажа, от которого произошел Скрэт в мультфильме, однако эти два персонажа существенно отличаются: имеют разную форму тела, головы, хвоста и даже зубов, которые, к тому же, имеют особую, существенную разницу. Кроме того, персонаж Суперсоник был представлен только в двумерном изображении, когда же Скрэт из «Ледникового периода» является трехмерным изображением. Любые сходства, которые могут быть установлены между героями, по сути, являются лишь теми элементами работы, которые предусмотрены и общеприняты в этом жанре, и не являются охраняемыми.
Они же ведь точь-в-точь один в один
В ноябре 2015 года Верховный Суд Российской Федерации подтвердил отсутствие нарушения исключительных прав испанской компании Гестмьюзик Эндемол С. А. / Gestmusic Endemol S. A. и акционерного общества «ВайТ Медиа» на формат программы и общества на программу «Один в один» созданием Первым Каналом программы «Точь-в-точь».
В 2011 году в Испании был запущен проект «Te cara me suena» («Ваше лицо кажется знакомым»), в рамках которого артисты перевоплощаются в различных звезд эстрады с помощью гримов и костюмов. Шоу стало успешным, и испанская компания Gestmusic Endemol начала продавать права на производство шоу в разные страны. В 2013 года Первый канал, приобретя права у испанской компании, запустил проект «Один в один» производства ЗАО «ВайТ медиа», чуть позже данный проект был передан ЗАО «ВайТ медиа» каналу «Россия 1» в результате внутреннего конфликта с Первым каналом. Первый канал же, долго не думая, запустил аналогичный проект, назвав его «Точь-в-точь»
Испанская компания и ЗАО «ВайТ медиа» обратились в Арбитражный суд города Москвы с требованием запрета создания программы «Точь-в-точь». Дело успело пройти все 4 инстанции, каждая из которых отказала в удовлетворении исковых требований.
Суды, вынося решение об отказе, руководствовались тем, что истцами не был доказан факт использования ответчиком так называемой «Производственной библии формата программы», которая является описанием концепции уже существующей испанской телепередачи и принципов ее создания и не может рассматриваться в качестве сценария телепередачи, поскольку она не может быть сценарием цикла выпусков телепередач, а использование идеи, метода, концепции нарушением авторского права в смысле действующих норм гражданского права не является.
Так, суд фактически подтвердил возможность параллельного существования двух аналогичных программ, так как формат программы, по сути, не является охраняемым авторским правом объектом.
Аналогичная практика знакома и за рубежом, так, например, еще в 1989 году Суд в Новой Зеландии в известном деле Green v Broadcasting Corporation Of New Zealand указал на неохраняемость формата программы, который не может представлять собой драматическую работу, так как отсутствует существенное единство между элементами телепередачи, сложно изолировать отличительные особенности телепередачи в целом от материала, представленного в каждом отдельном исполнении, чтобы можно было это квалифицировать как оригинальную драматическую работу в целом.
Исковое заявление о защите авторских прав: правила составления и образцы документов
Авторские права, выступающие в качестве одной из разновидностей прав на интеллектуальную собственность, нередко подвергаются нарушениям со стороны тех лиц, которые достаточно активно пользуются чужими произведениями. Именно по этой причине государство разработало в довольно подробном виде механизм судебной защиты нарушенных авторских прав и прав интеллектуальной собственности, в результате использования которых возможно не только восстановить нарушенные права, но и привлечь того, кто такие права нарушил, к ответственности.
- 8 () 600-36-17 – Регионы
- +7 () 110-33-98 –Москва
- +7 () 407-22-74 –Санкт-Петербург
Что такое исковая (судебная) защита авторских прав?
Исковая (судебная) защита авторских прав – это специально предусмотренная в действующем гражданском и гражданско-процессуальном законодательстве система действий, а также юридических мер, которая направлена на восстановление нарушенных авторских прав и на последующее привлечение к ответственности тех лиц, которые попытались такие права нарушить.
В рамках осуществления такого рода защиты авторских прав и прав на интеллектуальную собственность создаётся большое количество специальных документов, главной целью которых является доказательство существующего факта нарушения. Основным из таких документов является исковое заявление о нарушении авторских прав или прав на интеллектуальную собственность.
В таком документе необходимо не только перечислить основные претензии, которые есть у истца к ответчику, но также и предоставить расчет материальной компенсации (если таковая требуется от ответчика).
Правила оформления искового заявления
Исковое заявление, независимо от того, является ли оно заявлением о восстановлении нарушенных авторских прав или о нарушении прав интеллектуальной собственности, подается по месту нахождения ответчика в суды общей юрисдикции районного уровня (рассмотрение таких дел происходит именно на районном уровне, однако, если одной из сторон, участвующих в деле, является юридическое лицо, исковое заявление будет подаваться в арбитражный суд).
Исключением являются те случаи, когда гражданский иск о нарушении авторских прав и прав интеллектуальной собственности подается вкупе с уголовным делом по результатам завершения уголовного преследования лица, нарушившего законодательство в сфере защиты авторских прав.
В исковом заявлении, независимо от того, подается ли такой иск для защиты нарушенных авторских прав или о нарушении исключительных прав на интеллектуальную собственность, должны содержаться следующие данные:
- сведения о том, в какой судебный орган подается документ;
- данные об истце (в подробной расшифровке с указанием возможных контактов для уточнения необходимых деталей, которые понадобятся суду);
- аналогичные данные об ответчике;
- цена иска (если идет речь о причинении материального и морального ущерба от действий ответчика, денежное исчисление которого необходимо взыскать);
- сведения о размере уплаченной госпошлины (рассчитать ее можно на сайте того суда, в который подается заявление с помощью специального сервиса);
- данные о возникновении авторского права или права на интеллектуальную собственность (необходимо указать дату юридической регистрации такого права с указанием данных о выданном регистрирующем документе);
- данные о том, когда и при каких обстоятельствах было совершено нарушение авторского права либо был зафиксирован факт такого нарушения (необходимо указать подробные данные о дате и месте нарушения или о факте фиксации с указанием на наличие в приложении документального доказательства такого нарушения);
- перечисление всех действий, которые были направлены на пресечение такого нарушения, в том числе направление досудебных претензий для разрешения конфликтной ситуации (копии претензий с отметкой о получении, если они направлялись лично, либо оригиналы уведомлений с отметкой о вручении, если направление было по почте, должны быть приложены к исковому заявлению);
- действия ответчика в процессе попытки досудебного урегулирования имеющегося конфликта;
- перечень собственно исковых требований истца по отношению к ответчику, которые должны быть удовлетворены, а также стоимость иска, которая должна быть взыскана с ответчика;
- в приложениях следует указать порядок расчета цены иска в виде документа с пошаговой калькуляцией итоговой суммы, включая размер госпошлины.
В случае если исковое заявление оформлено верно, оно будет принято судом к рассмотрению с последующим вынесением решения в пользу истца или ответчика.
Судебная практика
Судебная практика относительно нарушения авторских прав достаточно разнообразна, так как содержит в себе как решения по гражданским делам, так и приговоры по результатам уголовного преследования.
Пример 1. 30 ноября 2017 года в рамках рассмотрения гражданского иска в Канавинском районном суде г. Нижний Новгород суд принял заочное решение ввиду неявки ответчика о взыскании с него компенсации за нарушение исключительных авторских и смежных прав в размере 55 400 рублей (400 рублей – размер госпошлины), удовлетворив, таким образом, в частичном виде исковые требования компании, выступавшей официальным дистрибьютером и лицензиатом на распространение определенных аудиовизуальных произведений. Ответчик в своей торговой точке продавал (что считается распространением) диски с аудиовизуальными произведениями, которые не являются лицензионными, чем нарушал авторские и смежные права лицензиата. Из заявленных 110 000 рублей суд удовлетворил требования в размере 55 000 рублей, то есть частично.
Пример 2. 18 января 2018 года Центральный районный суд г. Омска вынес решение об отказе в удовлетворении иска о приведении дома в первоначальное состояние. В ходе заседания было установлено, что истец регистрировал созданный объект архитектуры как результат интеллектуального труда и авторского права и обладает исключительными правами на архитектурный облик здания. Ответчик произвела замену оконного проема с круглого на арочный, чем нарушила архитектурную целостность облика здания. Однако суд нарушения авторских прав в действиях ответчика не обнаружил, в результате чего принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Пример 3. 31 октября 2017 года Лихославльский районный суд Тверской области вынес приговор по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на вынесенный приговор мировым судьей в виде установления наказания подсудимому в размере штрафа на сумму 30 000 рублей в доход государства. Так как гражданский иск не был выставлен, других видов компенсаций не предусмотрено. В соответствии с материалами дела подсудимый продавал в своей торговой точке контрафактную видеопродукцию, чем нарушал авторские и смежные права правообладателей на видеопроизведения. Данный пример судебной практики показывает, что нарушение авторских прав чаще всего наказывается именно вынесением приговора о назначении штрафа в виде наказания. Исключением являются те преступления, в ходе которых удалось доказать среднюю тяжесть преступления или совершение его группой лиц по предварительному сговору.
Исковое заявление о нарушении авторских прав подается в суды общей юрисдикции, в том числе в рамках проведения судебного следствия по уголовным делам для вынесения решения о выплате компенсации потерпевшим в результате совершения уголовно наказуемых действий по нарушению авторских прав и прав на интеллектуальную собственность. Такое исковое заявление готовится в строгом соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, а его подаче в судебные инстанции должна предшествовать досудебная работа по урегулированию возникшего конфликта.