Если администрация приняла подозрительное решение, что можно сделать

Получили уведомление о несоответствии

Лет 5 назад построили дом, ориентируясь на забор. В итоге при замерах оказалось, что реальный отступ от границы участка 2 м, а не 3, как должно быть. 2 месяца назад подавал уведомление о начале строительства — получил положительное решение. 26го декабря 2018 года подал уведомление об окончании строительства, к которому приложил техплан и так далее В техплане в явном виде не было указано расстояние. В уведомлении на рисуемой от руки схеме написал, что отступ — 3 метра. Сейчас пришел ответ о несоответсвии нормам — отступ менее 3 метров (видимо на схеме с линейкой намерили). Что можно далее сделать? Судя по форуму, основной вариант — суд. Вопрос — в какой суд подавать — по месту моего проживания (г Москва) или по месту дома (Калужская область)? Каков порядок действий в общих чертах? Еще, насколько я понял, возможен вариант с нотариальным согласием собственника участка, но на форуме написано, что чаще этот вариант не работает, чем работает. На соседском участке, кстати, поле, никому я не мешаю. Может попробовать купить часть участка у соседа? Какой минимальной площади он должен быть? Что-то слышал про 4 сотки минимум. Надо будет потом объединять участки или они могут быть разделены? Нормы не учитывают, что соседний участок может иметь того же собственника? Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:для ведения личного подсобного хозяйства.

Тему « Получили уведомление » просмотрело: 8 205 чел. | Сейчас просматривают: гости: 1 На форуме https://pravozem.ru зарегистрировано: 29 556 чел. | Online: 589 чел. и гостей: 8 886 чел.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Сейчас уведомление об окончании строительства не является обязательным. Пусть кадастровый инженер подготовит технический план и подавайте документы в МФЦ.

Ярослав! Вы уверены в данной информации? Насколько я знаю в МФЦ примут документы только с положительным ответом на уведомление об окончании строительства. Если бы можно было так, как вы пишете — не было бы всей этой темы на форуме. По факту технический план уже есть. И он был подан в администрацию. Оттуда пришло уведомление о несоответствии нормам. Оно в приложении. С этим идти в МФЦ?

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. На сегодняшний день действует дачная Амнистия в той части, что документы на ввод объекта в эксплуатацию не требуются. Поэтому об этом и говорю. Подавать вы должны технический план подписанный квалифицированной подписью кадастрового инженера.

Ярослав! У меня точно такая ситуация подучил сегодня увёл о несоотв отступа от улицы. Я провально понял, что можно взять техплан и обратиться в мой?

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Если ситуация аналогичная то пока да это можно сделать.

Почему это не нужно уведомление? Мне техплан не отдают. Говорят обращайтесь в суд.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день! Какая у Вас категория и ВРИ земельного участка? Кто Вам не отдает техплан?

Здравствуйте! Построили жилой дом, к нему на отдельном фундаменте пристроен гараж, часть которого отведено под котельную, БТИ отметила в техплане, что котельная входит в общую площадь дома и расстояние до забора соседа должно быть не менее 3 м (у нас 1.8 м, так как строили как хоз. Постройку с разрешенным расстоянием 1м), сосед совсем не против такой близости к его границам, до его дома расстояние более 6м. В администрации, когда пошли за разрешением на ввод в экспуатацию дома, по данному техплану выдали уведомление о несоответствии постройки, как быть дальше, куда обращаться?

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Вы говорили Администрации о том, что у Вас есть согласование с соседом? Попробуйте подать техплан без уведомления об окончании, до 1 марта действует переходной период и Вам его ( на усмотрение регистратора) могут зарегистрировать и без уведомления о завершении строительства

Подайте заявление на отклонение от предельных параметров. Согласие соседей не является основанием для нарушения законодательства (ПЗЗ и иных градостроительных документов).

Добрый день. Имеется участок в собственности под ИЖС. В 2016г получил разрешение на строительство. Залил фундамент под дом с соблюдением всех размеров по отступам. Затем решил пристроить гараж так как я считал, что много места остается. Залил под него фундамент. Думал так как это пристрой к дому и это гараж, то можно отступать не меньше метра. Но отступил побольше. Расстояние от границы участка до гаража получилось 2.3м. По завершению строительства обратился в БТИ. Приехали, все замерили, сделали паспорт. Дальше что бы зарегистрировать дом они мне сказали нужно обратиться в архитектурное бюро для получения уведомления о завершении строительства. Обратился в этот бюро, написал заявление, а мне через неделю пришел отказ в регистрации, из-за нарушения правил отступа от границ участка. Дали уведомление о несоответствии постройки. Как в этом случае можно зарегистрировать дом?

Читайте также:
Можно ли предъявить ответчику ряд дополнительных претензий

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Пока есть два пути. Первый подать документы в Росреестр без уведомления об окончании строительства возможно пропустят без него. Второй путь договорится с кадастровыми инженерами, чтобы они не показывали гараж, а зарегистрировать его отдельным строением.

Здравствуйте. Московская область. Дачный дом (нежилое строение). Получили уведомление о несоответствии строения (слишком близко к забору). В Росреестре уточняли, можно ли подавать на регистрацию только с уведомлением о начале и конце строительства, сказали что нет. Как поступить? Заранее спасибо за ответ.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Подскажите, в каком районе находится Ваш дом? Какая категория и вид разрешенного использования земельного участка?На каком расстоянии от забора находится Ваш дом?

Истринский район, Земли сельскохозяйственного назначения, Для ведения гражданами садоводства и огородничества. До забора 2 метра и 1 метр. Это реконструированный дом, то есть его площадь расширили не изменяя первоначальных границ возле забора (так и было 2 и 1 м). Предыдущий дом тоже был зарегистрирован (у него есть кадастровый номер), но на плане участка расстояния почему-то были не указаны, только расположение.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Пришлите на нашу почту pravo@pravozem.ru Ваш номер телефона для связи. Наши специалисты свяжутся с Вами и подробно проконсультируют.

Получили уведомление о несоответствии на строительство. Где указали, обеспечить соблюдений подраздела 5.3 СП 4.13130. 201. Системы противопожарной защиты. И расстояние от границы участка до стены жилого дома составляет 3 м Можно ли обжаловать это через суд?

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Пришлите отказ из Администрации, необходимо с ним ознакомиться.Какое расстояние у Вас от этого строения до ближайшей соседской постройки?

У меня такая же ситуация. Как вы разрешили данный вопрос? Поделитесь пожалуйста подробностями).

Подскажите пожалуйста. Как правильно подать иск в суд, если Управ. Архитектуры и горадостроит. Деятельности выдал уведомление о несоответствие на основании СП 4.13330. 2013, пункт 5.3. 2. И на основании СП 30-102-99 пункт 5.3. 2.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день! Пришлите отказ который Вы получили.

Добрый день. Дом построен в 1972 году. Подготовили техплан здания, требуется уведомление о завершении строительства, архитектор отказывается выдавать, так как не было уведомления о начале и дом старый. Подали техплан в МФЦ, кадастровая палата- приостановила; требует уведомление, что делать?

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день! Почему Вы не получили уведомление о начале строительства? Дом был построен давно? он стоял ка кадастровом учете?

Дом старый, 1972 года постройки, на кадастровом учете он не стоит. В то время никаких уведомлений, разрешений на строительство не было. Архитектор отказывается что либо выдавать. Т. Е на руках только техплан, справки из архива, что этот дом был в то время и все. Что теперь делать, не знаем, нужен ваш совет.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Вы пробовали подать на уведомление о начале строительства?

Архитектор говорит- что дом старый, и уведомление о начале строительства, она выдать не может, дому 40 лет.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день! Если Вам отказывают, Вы можете зарегистрировать постройку как ранее учтенный объект, либо обращаться в суд, по узакониванию постройки.

А что нужно сделать, чтобы постройку зарегистрировать как ранее учтенный объект?

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Подскажите, какая категория и вид разрешенного использования В ашего земельного участка? Какие отступы у Вас от дома до границ земельного участка? Подскажите, у Вас есть старый технический паспорт?

Категория земель — земли населенных пунктовВид разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь- 5200 м 2 Женщина вступила в наследство на З/У, после смерти отцаМежевание не проводилось. Технического паспорта нет, все что есть это справка из архива что её отец проживал в этом доме.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

В любом случае Вам нужно получать официальный отказ из администрации и на основании этого отказа обращаться в суд по узакониванию постройки. Либо попытаться зарегистрировать дом как хозпостройку, в этом случае уведомления получать не нужно.

Добрый день, получила уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка. Вопрос: что делать? Куда обращаться?

Добрый день! Земли ИЖС, К строящемуся дому пристроили террасу, которая не входит в площадь, указанную в уведомлении и до соседнего участка получается меньше 3-х м Учитывается ли площадь террасы в общей площади застройки? Если да, то получается превышение разрешенного коэф. В ГПЗУ. Соседний участок тоже мой и на нем нет и не будет строений. Как лучше поступить? Присоединить участок или попробовать зарегистрировать дом только по техпаспорту по амнистии? Если присоединять участок, надо ли делать новое ГПЗУ и Уведомление?

Читайте также:
Можно ли восстановить срок исковой давности

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день! Как выглядит Ваша терраса, открытого или закрытого типа? Вы получили отказ в выдачи уведомления о начале строительства, если да то пришлите отказ.

Терраса открытого вида с крышей из середины стены. На уведомление положительный ответ.

В уведомлении терраса не указана. Площадь застройки 0.4 площади участка, то есть по максимуму.

PRO8103 Народный консультант (Красногорск)

Террасу открытого типа обычно не указывают в техническом плане. Регистрация по дачной амнистии возможна только на землях с ВРИ садоводство.

Здравствуйте, получили в аренду земельный участок на землях населенных пунктов, под ИЖС, рядом находятся земельные участки как населенных пунктов, так и сельхозназначения. Подали уведомление о начале строительства и получили уведомление о несоответствии, в котором указано, что недопустимо размещать жилой дом на земельном участке, так как по ПЗЗ этот участок расположен на землях с/х назначения за пределами населенного пункта. Тем не менее, некоторые соседние участки также имеют адрес населенного пункта, являются землями населенного пункта. Куда нам обжаловать это уведомление? И просить отменить?

1 anonim-247560-261 (Иркутск)

Здравствуйте! У меня очень интересная планировка участка (картинка во вложении). Имеется хоз. проезд 5 м между участками (на соседнем участке нет ни одного строения). Мы отступили 1 м от границ нашего участка и подали уведомление о начале строительства. Вроде бы, нормы не нарушили.

На территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м.”

Согласно СП 30-102-99 (подпункт 5.3.4):

До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома — 3 м с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы — 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м; среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м.

Нам пришло уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта. А именно, 1. Минимальное расстояние от границ соседнего участка до основного строения на земельном участке не менее 3 метра; 2. Минимальный размер фронтальной стороны земельного участка менее 12 м. Поясню, что участок 13.5 соток не стандартной формы, под ИЖС. На самом деле дом уже стоит, соответственно изменить его расположение нереально.

Данные указанные в уведомлении (мы честно указали отступ — 1 м):

    минимальный отступ от северной границы участка — 8 м,

минимальный отступ от западной границы участка — 1 м,

минимальный отступ от южной границы участка — 25 м,

минимальный отступ от восточной границы участка — 10 м.

Ссылаются на параметры: От границ соседнего участка до основного строения — 3 м. Но как мы понимаем, до границ соседнего участка очень далеко, нас разделяет целых 5 м хоз. проезда. Подскажите (объясните) пожалуйста, по верным ли нам основаниям отказали, как действовать далее.

ДЕЛОВОЙ СЛОВАРИК. 85 ПОЛЕЗНЫХ ФРАЗ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ

Начинаем со своей цели

Начинаем с интереса адресата

Обращаюсь (обращаемся) к Вам с просьбой о…

Довожу до Вашего сведения, что…

Прошу (Вас) выделить средства…

Прошу (Вас) рассмотреть возможность выделения средств (авторизовать выделение средств, (дать указание о выделении средств)…

В связи с возникновением новых обстоятельств, влияющих на выполнение проекта, хочу согласовать с Вами изменения в графике (смете)….

Прошу оказать содействие…

Прошу Вашего содействия в…

Напоминаю (напоминаем) о…

Прошу ликвидировать отставание (задолженность)

Считаю необходимым обсудить с Вами …

Хочу (хотим) согласовать с Вами….

Предлагаем обсудить и согласовать дальнейшие планы…

Прошу (Вас) рассмотреть возможность содействия в реализации проекта…

Предоставляю (Вам) информацию (сведения) о…

Информирую (Вас) о…

Позвольте проинформировать о…

Обращаюсь к Вам в связи с…

Обращаю Ваше внимание на сложную ситуацию с …

Ставим Вас в известность о…

Настоящим извещаем (Вас) о…

Считаю необходимым привлечь Ваше внимание к (обратить Ваше внимание на…)…

Обращаемся (обращаюсь) к Вам в связи со сложностями…

Предлагаем содействие в решении проблемы…

Зная о Вашей обеспокоенности проблемой…, готовы предложить решение… Как Вы знаете (дальше идет описание проблемы)…

Руководствуясь интересами предприятия, обращаю Ваше внимание на….

Обращаюсь (обращаемся) к Вам с предложением …

Прошу Вас рассмотреть предложение, которое позволит….

Предлагаем вам уникальную возможность увеличить объем продаж…

Рады (имеем честь) предложить (Вам)…

Рады сообщить о возможности…

Хотим привлечь Ваше внимание…

Информируем Вас о крайне благоприятной ситуации с … и предлагаем воспользоваться этой ситуацией для…

Предлагаю утвердить 12.10.2013 в качестве плановой даты завершения строительства и внести необходимые корректировки в перечень мероприятий…

Просим дать финансовому департаменту компании указание выделить … и произвести оплату всех ранее полученных счетов за …

Предлагаю поручить отделу АВС подготовку предложений по организации…

Читайте также:
Как выселить квартирантов из собственной квартиры

Прошу (просим) Вашего согласия на….(Вашего содействия в…, Ваших указаний….)

Убедительно (настоятельно, в виде исключения) прошу…

Просим принять (энергичные, решительные, действенные) меры по ….

Требуем от… немедленного принятия мер…

Прошу ликвидировать отставание (задолженность)…

Просим направить вашего представителя…

Заверяю (заверяем) Вас в эффективности данного предложения и рассчитываю (рассчитываем…)

Ждем Вашего решения …

Ждем Вашего решения, чтобы оперативно подготовить документы…

Надеемся на скорейшее рассмотрение (полное удовлетворение) нашего запроса (претензии)…

Надеемся, что вопрос будет решен и у нас не возникнет необходимости в применении санкций…

Надеемся, что приведенные доводы убедят Вас в… и ждем (рассчитываем)…

Рассчитываем на Вашу заинтересованность (неравнодушие, активную позицию в вопросе, готовность устранить недостатки…) и ждем Ваших предложений…

Уверены, что Ваше участие позволит существенно улучшить положение с… и добиться…

Благодарим за содействие и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество…

C готовностью ответим на Ваши вопросы…

Будем рады видеть Вас в числе наших клиентов…

Прощание, заключительная фор мула вежливости

Уважаемы Иван Петрович !

Уважаемый господин министр!

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги (партнеры)!

С (глубоким, неизменным, чрезвычайным) уважением (почтением)…

С благодарностью (признательностью) и уважением…

С пожеланиями успеха (всего наилучшего)….

С надеждой на плодотворное сотрудничество…

Открывающая фраза – для ответов на обращения

Благодарим за интерес к (проявленный Вами к ….)

В ответ на полученный нами запрос о… сообщаем….

Подтверждаем получение Вашего заказа от… (на…) и сообщаем….

В соответствии с Вашим запросом (указаниями) сообщаем (предоставляем заключение)…

В продолжение нашей переписки о… направляем Вам предложение…

Искренне (от лица…, от имени…) благодарим…

Выражаем благодарность (признательность)…

С искренней признательностью (благодарностью) сообщаем…

Скачайте наш «словарик» и используйте готовые формулировки!

Упоминание о санкциях

Мы будем вынуждены:

обратиться в судебные органы (суд)

· инициировать судебное разбирательство

· отказаться от дальнейшего сотрудничества

· пересмотреть планы (условия) сотрудничества

· поднять вопрос о штрафных санкциях (прекращении сотрудничества и поиске нового поставщика)

· поставить вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества

· прибегнуть к предусмотренным в договоре санкциям

· заявить о нашем намерении добиваться (требовать)…

· заявить о несогласии с фактами…

Мы будем считать себя свободными от исполнения обязательств по…

Мы надеемся, что Вы примете меры…. и у нас не будет необходимости обращаться в суд…

Мы не хотели бы отказываться от сотрудничества (прибегать к санкциям…) и надеемся…

С радостью (огорчением) сообщаем…

К нашему (крайнему, чрезвычайному, глубокому) неудовольствию (огорчению, сожалению, разочарованию, недоумению)…

Рекомендации, что делать и куда обращаться, если администрация дала отказ в предоставлении земельного участка

Претендент на получение земельного участка (ЗУ), от администрации населённого пункта, должен подать заявление уполномоченному лицу и приложить пакет документации. По усмотрению административной комиссии, в ответ на поданное заявление может прийти положительный ответ. Иногда муниципалитет отвечает отказом. В статье рассмотрены возможные причины такого отказа и способы его устранения.

Основания для отклонения в пользовании наделом земли

Если заявитель претендует на приобретение надела, принадлежащего местной администрации, без проведения торгов, то ему следует подать заявление в департамент по землеустроительным работам.

Это заявление будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях, по нему примется соответствующее решение.

Чтобы решение было положительным, заявителю потребуется собрать пакет документации, которая отражает текущие обстоятельства, позволяющие ему получить землю без участия в торгах. Эти же причины следует указать в заявлении. На усмотрение уполномоченной комиссии по заявлению будет принято положительное или отрицательное решение.

Основания для отказа в пользовании земельным участком должны соответствовать нормам статьи 39.6 ЗК РФ. В них входят следующие причины:

  1. Лицо, претендующее на приобретение ЗУ без участия в торгах, не имеет такого преимущества.
  2. Указанный в заявлении надел уже передан третьему лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. Кроме случаев обращения в муниципалитет правообладателя участка.
  3. Указанный в заявлении надел принадлежит садовому товариществу или иному НКО, объединившему землевладельцев. Кроме случаев, когда с заявлением обратился член товарищества.
  4. Указанный в заявлении участок выделяется по программе освоения земель под ИЖС. Кроме случаев обращения с заявлением члена, входящего в НКО, занимающееся освоением земель. Или – учредителя такого НКО.
  5. На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому. Кроме случаев, когда обратился владелец строения.
  6. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте.
  7. ЗУ зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  8. В зоне расположения надела планируется проведение работ федерального или муниципального значения.
  9. Массив, в который входит данный ЗУ, выставлен на аукцион, информация о лотах была размещена согласно правилам аукциона.
  10. Сведения о кадастровых и технических характеристиках не совпадают с фактическим положением дел.

Причины для отвода в предварительном согласовании

Согласно положениям законодательства, отказ в предоставлении земельного участка может последовать без рассмотрения на публичных слушаниях, на этапе предварительного согласования.

В этом случае он должен опираться на нормы статьи 39.15 ЗК РФ. Отказ может последовать при наличии одного из ниже перечисленных обстоятельств:

  1. Категория земель в массиве, целевое назначение и вид разрешённого использования ЗУ, не соответствует целям заявителя.
  2. Правоспособность лица, подавшего заявление, не соответствует нормам законодательства.
  3. Отсутствие надлежащего оформления земель администрацией.
  4. Отсутствие в заявлении необходимых сведений, или их несоответствие.
  5. Наличие технических или юридических ошибок при составлении заявления.
  6. Необходимость уточнения границ ЗУ, иные процедурные недочёты.
  7. Отсутствие гражданства РФ и прописки в населённом пункте по месту расположения ЗУ.

Для выдела ЗУ потребуется сформировать схему выделяемых участков. Без схематического плана, оформленного на бумажном носителе и утверждённого главой исполкома, выдел ЗУ недопустим. Участки обязательно должны пройти межевание.

Оформление отрицательного решения административной комиссией

После передачи заявления и пакета прилагаемой документации, материалы рассматриваются на предварительном согласовании не дольше 5 дней. Если этап предварительного согласования предоставления земельного участка пройден, пакет документации передаётся на рассмотрение административной комиссии. Если нет – он возвращается заявителю с приложением мотивированного решения об отказе.

Согласно нормам п.17 статьи 39.15 ЗК РФ, такой документ должен быть составлен в письменном виде, быть обоснованным и содержать исчерпывающий перечень причин, повлекших отказ. В нём обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Реквизиты принятого от гражданина заявления с перечнем приложений.
  2. Сведения о лице, ответственном за принятый отказ от рассмотрения, с указанием должности, фамилии и инициалов.
  3. Сведения о заявителе, которому адресован документ.
  4. Причины отказа в принятии заявления в производство.
  5. Дата составления, подпись исполнителя и руководителя земельного отдела администрации.

Если оно двинулось дальше, то вопрос будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях. Заявитель может узнать дату назначения слушаний и явиться на заседание. По факту рассмотрения его вопроса будет вынесено решение комиссии, оформленное протоколом. Его выдадут в форме выписки из протокола по вопросу, касающемуся заявителя.

Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция

Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:

  • опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
  • доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
  • подтвердить своё законное право на получение ЗУ.

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

  1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
  2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.

Ходатайство с жалобой в соответствующую инстанцию

Администрация – первая инстанция, в которую требуется обращение заявителя, так как суд рассматривает только те вопросы, которые не смогли урегулировать на предшествующих этапах досудебной процедуры.

Заявление пишется на имя уполномоченного сотрудника администрации, в зависимости от статуса населённого пункта. Им может быть глава районной, городской администрации или заместитель областного исполкома. В жалобе указывают:

  1. Основания, по которым гражданин претендовал на предоставление ЗУ и основания полученного отказа.
  2. Дата рассмотрения вопроса на публичных слушаниях или дата подачи заявления, если оно не прошло предварительное согласование.
  3. Нормы законодательства, с указанием законов Земельного и Гражданского кодексов, которые были нарушены при принятии неправомерного отрицательного решения.
  4. Нормы законодательства, которыми должно было руководствоваться уполномоченное должностное лицо или комиссия, принимающая решение.
  5. Лаконичное описание ситуации, краткие пояснения.
  6. Подпись, дата.

На полученную жалобу должен поступить ответ. Он также составляется в развёрнутом виде, с убедительными доказательствами и ссылкой на статьи закона. Если и здесь принято решение об отклонении заявления, то дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в суде.

Обращение в суд

Если администрация отказывает в предоставлении земельного участка, то нужно обратиться в суд в течение 10 дней после получения отрицательной резолюции в ответ на поданную жалобу. Если за этот период обращение в суд не произойдёт, то принятое администрацией решение о неполучении заявителем надела, вступит в силу.

В какой судебный орган обратиться, если администрация отказывает?

Вопросы о решении дел, направленных на обжалование решений администрации, решаются согласно нормам статей 218 – 224 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

К этим вопросам также применяются общие нормы Гражданско-правового кодекса (ГПК) РФ, касающиеся искового производства. Исходя из данных положений, обращаться следует в районный или городской суд по месту расположения административного органа, неправомерно отказавшего заявителю в законной просьбе.

Составление истцом заявления

Исковое заявление составляется по нормам статьи 131 ГПК РФ и состоит из следующих базовых элементов:

  • «шапки»;
  • наименования документа;
  • осведомительной части;
  • просительной части;
  • даты, подписи и перечня приложений.

В «шапке» указывают наименование суда, в который подаётся иск. Ниже, столбиком указывают сведения о судье, принявшем иск, и о сторонах: истце и ответчике. Наименование документа будет следующим: «Административное исковое заявление о принятии неправомерного решения администрацией».

Основные сведения даются в осведомительной части. Они аналогичны тем, которые вносились в жалобу для администрации. Но здесь дополнительно излагаются претензии к администрации, которые основаны на неправомерном решении исполкома поддержать решение об отказе. Если рассматривать базовые позиции этой части, то они могут заключаться в следующем:

  • когда была подана жалоба в администрацию;
  • чем мотивировано её отрицательное решение по вопросу;
  • какие нормы законодательства были нарушены или не разъяснены;
  • почему истец считает, что его права нарушены.

Далее идёт просительная часть, в которой формулируется прошение о том, чтобы суд обязал муниципалитет выделить истцу участок на законных основаниях, с указанием кадастровых характеристик ЗУ. В завершение ставится дата и подпись, даётся перечень приложений.

Приложение документов

На основании статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается пакет документации. Входящие в него документы являются приложениями и вносятся перечнем в исковое заявление. В него должно войти:

  1. Документация, подтверждающая право получения надела без торгов (свидетельство многодетной семьи, справка об инвалидности и иные подтверждения льгот).
  2. Отказ от предоставления ЗУ в форме выписки из протокола заседания комиссии или результатов предварительного согласования.
  3. Копию жалобы, поданной в администрацию.
  4. Выписка из административного решения.
  5. Квитанция об оплате пошлины в суд.

Расходы за подачу иска

Расходы на госпошлину уплачиваются истцом. В случае принятия судебного решения в его пользу, он может просить суд обязать ответчика выплатить расходы по госпошлины. Но в данном случае они невелики, так как иск носит неимущественный характер. Согласно нормам п. 2.2 статьи 333.21 НК РФ, для физических лиц они составляют 300 рублей.

Условия и порядок добровольного освобождения лица от права пользования на ЗУ

Законодательство предусмотрело также право лица на добровольный отказ от пользования земельным участком, который принадлежит ему на правах:

  • аренды у муниципалитета;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Нормы законодательства, допускающие отказ от ЗУ, обозначены в статье 53 ЗК РФ.

Здесь указано, что владелец надела может подать в администрацию заявление с отказом от ЗУ. Или – совершить иные действия, подтверждающие отказ от земельной собственности и дающие муниципалитету право изъять неиспользуемый участок.

После изъятия земли или отказа от неё, восстановить свои права на участок практически невозможно – он переходит в собственность администрации.

Существуют прецеденты, когда исполкомы предлагают многодетным семьям земли, не пригодные к освоению. Отказ от таких участков они требуют оформить заявлением. Эти действия неправомерны, так как претендент на участок может продолжить ждать, когда освободится или будет выделяться земля, которая его устроит по своим качествам.

Если гражданину отказали в получении ЗУ без участия в торгах, он может подать жалобу в администрацию населённого пункта, которому принадлежит земельный массив. Если администрация не встала на его сторону, то оспорить её решение можно в суде. Иск подаётся в суд того населённого пункта, где располагается земельный массив, которым распоряжается отказавшая истцу администрация.

Если администрация приняла подозрительное решение, что можно сделать

При написании писем коллегам, клиентам и партнерам часто возникает вопрос, как сформулировать ту или иную мысль деловым стилем. Как сказать, что нам что-то не нравится — или, наоборот, нравится? Как сообщить о проблеме или возможности? Как предложить адресату встретиться или созвониться? Как упомянуть о возможных санкциях?

Именно на такой случай мы составили небольшой словарик деловых оборотов. Используйте его, и ваш стиль будет вполне официальным, а формулировки — разнообразными.

Полезные формулировки для переписки

Начинаем со своей цели

Начинаем с интереса адресата

«Чего пришел»

«Обтекаемо»

Проблема

Возможность

Обращаюсь (обращаемся) к Вам с просьбой о…

Довожу до Вашего сведения, что…

Прошу (Вас) выделить средства…

Прошу (Вас) рассмотреть возможность выделения средств (авторизовать выделение средств, (дать указание о выделении средств)…

В связи с возникновением новых обстоятельств, влияющих на выполнение проекта, хочу согласовать с Вами изменения в графике (смете)….

Прошу оказать содействие…

Прошу Вашего содействия в…

Напоминаю (напоминаем) о…

Прошу ликвидировать отставание (задолженность)

Считаю необходимым обсудить с Вами …

Хочу (хотим) согласовать с Вами….

Предлагаем обсудить и согласовать дальнейшие планы…

Прошу (Вас) рассмотреть возможность содействия в реализации проекта…

Предоставляю (Вам) информацию (сведения) о…

Информирую (Вас) о…

Позвольте проинформировать о…

Обращаюсь к Вам в связи с…

Обращаю Ваше внимание на сложную ситуацию с …

Ставим Вас в известность о…

Настоящим извещаем (Вас) о…

Считаю необходимым привлечь Ваше внимание к (обратить Ваше внимание на…)…

Обращаемся (обращаюсь) к Вам в связи со сложностями…

Предлагаем содействие в решении проблемы…

Зная о Вашей обеспокоенности проблемой…, готовы предложить решение… Как Вы знаете (дальше идет описание проблемы)…

Руководствуясь интересами предприятия, обращаю Ваше внимание на….

Обращаюсь (обращаемся) к Вам с предложением …

Прошу Вас рассмотреть предложение, которое позволит….

Предлагаем вам уникальную возможность увеличить объем продаж…

Рады (имеем честь) предложить (Вам)…

Рады сообщить о возможности…

Хотим привлечь Ваше внимание…

Информируем Вас о крайне благоприятной ситуации с … и предлагаем воспользоваться этой ситуацией для…

Конкретные действия

Предлагаю утвердить 12.10.2013 в качестве плановой даты завершения строительства и внести необходимые корректировки в перечень мероприятий…

Просим дать финансовому департаменту компании указание выделить … и произвести оплату всех ранее полученных счетов за …

Предлагаю поручить отделу АВС подготовку предложений по организации…

Прошу (просим) Вашего согласия на….(Вашего содействия в…, Ваших указаний….)

Убедительно (настоятельно, в виде исключения) прошу…

Просим принять (энергичные, решительные, действенные) меры по ….

Требуем от… немедленного принятия мер…

Прошу ликвидировать отставание (задолженность)…

Просим направить вашего представителя…

Заверяю (заверяем) Вас в эффективности данного предложения и рассчитываю (рассчитываем…)

Ждем Вашего решения …

Ждем Вашего решения, чтобы оперативно подготовить документы…

Надеемся на скорейшее рассмотрение (полное удовлетворение) нашего запроса (претензии)…

Надеемся, что вопрос будет решен и у нас не возникнет необходимости в применении санкций…

Надеемся, что приведенные доводы убедят Вас в… и ждем (рассчитываем)…

Рассчитываем на Вашу заинтересованность (неравнодушие, активную позицию в вопросе, готовность устранить недостатки…) и ждем Ваших предложений…

Уверены, что Ваше участие позволит существенно улучшить положение с… и добиться…

Благодарим за содействие и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество…

C ãîòîâíîñòüþ îòâåòèì íà Âàøè âîïðîñû…

Будем рады видеть Вас в числе наших клиентов…

Заклю чение

Дополнительные формулировки

Приветствие

Прощание, заключительная фор мула вежливости

Уважаемы Иван Петрович !

Уважаемый господин министр!

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги (партнеры)!

Многоуважаемый… !

С (глубоким, неизменным, чрезвычайным) уважением (почтением)…

С благодарностью (признательностью) и уважением…

С пожеланиями успеха (всего наилучшего)….

С надеждой на плодотворное сотрудничество…

Открывающая фраза – для ответов на обращения

Благодарим за интерес к (проявленный Вами к ….)

В ответ на полученный нами запрос о… сообщаем….

Подтверждаем получение Вашего заказа от… (на…) и сообщаем….

В соответствии с Вашим запросом (указаниями) сообщаем (предоставляем заключение)…

В продолжение нашей переписки о… направляем Вам предложение…

Благодарность

Искренне (от лица…, от имени…) благодарим…

Выражаем благодарность (признательность)…

С искренней признательностью (благодарностью) сообщаем…

Благодарим…Хотим поблагодарить…


Скачайте наш «словарик» и используйте готовые формулировки!

Упоминание о санкциях

Мы будем вынуждены:

обратиться в судебные органы (суд)

 инициировать судебное разбирательство

 отказаться от дальнейшего сотрудничества

 пересмотреть планы (условия) сотрудничества

 поднять вопрос о штрафных санкциях (прекращении сотрудничества и поиске нового поставщика)

 поставить вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества

 прибегнуть к предусмотренным в договоре санкциям

 заявить о нашем намерении добиваться (требовать)…

 заявить о несогласии с фактами…

Мы будем считать себя свободными от исполнения обязательств по…

Мы надеемся, что Вы примете меры…. и у нас не будет необходимости обращаться в суд…

Мы не хотели бы отказываться от сотрудничества (прибегать к санкциям…) и надеемся…

Выражение отношения

С радостью (огорчением) сообщаем…

К нашему (крайнему, чрезвычайному, глубокому) неудовольствию (огорчению, сожалению, разочарованию, недоумению)…

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

За более подробной и актуальной информацией на текущий момент по
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532 ,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО

Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »

Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »

&nbspВКонтакте с Недвижимостью:



Партнеры АН ИНФО:


Текущие заявки:
сдам
сниму
куплю
продам
обменяю
разное
Объект Недвижимости:
квартиру
Комнату
Малосемейку
Однокомнатную квартиру
ДвухКомнатную квартиру
ТрехКомнатную квартиру
МногоКомнатную квартиру
Дом
Коттедж
Дачу
Участок земли
Офис
Торговую площадь
Торговое помещение
Производство
Склад
Гараж
Другое
ЯРОСЛАВСКАЯ
БАЗА НЕДВИЖИМОСТИ
regk. rdfhnbhe yaroslavl..(4852)932-532

Форум по Недвижимости:

Купля-продажа Недвижимости
ПредложениеСпрос
КОМНАТЫ71КОМНАТЫ5
КВАРТИРЫ669КВАРТИРЫ56
ДОМА, ДАЧИ101ДОМА, ДАЧИ12
ЗЕМЛЯ101ЗЕМЛЯ50
Коммерческая
Недвижимость
74Коммерческая
Недвижимость
19
Отправить заявку >>
Аренда Недвижимости
ПредложениеСпрос
КОМНАТЫ34КОМНАТЫ76
КВАРТИРЫ215КВАРТИРЫ487
ДОМА, ДАЧИ12ДОМА, ДАЧИ23
ЗЕМЛЯ2ЗЕМЛЯ2
Коммерческая
Недвижимость
244Коммерческая
Недвижимость
189
Отправить заявку >>
Экспресс-Заявки по недвижимости »
(4852)93-25-32
Экспресс-Оценка недвижимости »
8-902-333-25-32
Консультации
вопросы-ответы »
(4852)93-25-24

отдел Купли-Продажи
(4852) 93-25-32

отдел Аренды(Найм)
(4852) 93-25-00

(4852) 93-25-23, 93-25-29

отдел Юридический
(4852) 93-25-24

Блог Сергея Радченко Блог Сергея Радченко

О ПРАВЕ, АДВОКАТУРЕ И МНОГОМ ДРУГОМ

Местная администрация решила снести вашу постройку: что делать?

Экономика и жизнь. 2016. № 13 (8.04.2016)

1 сентября 2015 года вступила в силу новая редакция ч. 4 ст. 222 ГК РФ, которая дала право городским администрациям самостоятельно, без суда сносить самовольные постройки, если они возведены на земельных участках с особыми условиями использования, или на территориях общего пользования, или в полосе отвода инженерных сетей.

Процедура сноса в законе прописана так. Администрация принимает решение о сносе. Если лицо, осуществившее постройку, известно, то в течение 7 дней администрация направляет ему копию решения и даёт срок на добровольный снос. Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не известно, администрация, в течение 7 дней публикует сообщение о сносе в своей официальной газете, на сайте, а также ставит в границах участка, на котором создана постройка, информационный щит с сообщением о планируемом сносе; по истечении двух месяцев после публикации администрация сносит постройку.

Как эта норма работает на практике все видели в многочисленных скандальных сюжетах о событиях в Москве 9 и 10 февраля 2016 г. Их может в любой момент повторить любая городская администрация в России. В этой статье я расскажу о том, как защитится от сноса и что делать, если снос всё-таки произошёл.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо правильно понимать какие угрозы для бизнеса исходят от ч. 4 ст. 222 ГК РФ. Их четыре.

  1. В этой норме нет минимального срока для добровольного сноса, поэтому администрация может дать владельцу постройки любой сколь угодный короткий срок, вплоть до одного часа, по истечении которого снести постройку. Для сравнения: в случае сноса на основании решения суда пристав обязан дать на добровольный снос пять дней.
  2. В этой норме нет указания на то, что должно являться основанием для принятия администрацией решения о сносе, а именно как администрация должна проверять самовольность строительства и как должны быть оформлены результаты проверки, поэтому администрация может признавать постройку самовольной исключительно по своему усмотрению, не обращая внимания на документы о собственности и решения судов. Для сравнения: снос в судебном порядке осуществляется только на основании вступившего в силу решения суда, которое суд принимает заслушав владельца постройки и оценив представленные им доказательства законности её возведения.
  3. В этой норме нет срока для принятия администрацией решения о сносе, поэтому администрация может никуда не торопиться и сколь угодно долго держать собственника постройки в состоянии неопределённости: снесёт администрация постройку или нет? Для сравнения: в случае сноса в судебном порядке существует трёхлетний срок давности, кроме редкого случая, когда постройка угрожает жизни людей.
  4. В этой норме нет обязанности администрации производить снос с участием понятых, составлять опись имущества, находящегося в сносимой постройке, принимать меры по обеспечению его сохранности. Для сравнения: в случае если постройка сноситься на основании решения суда, то все эти действия обязан сделать судебный пристав.

Как предотвратить снос?

Необходимо следить за сообщениями о планируемых сносах, которые публикуются в официальном издании и интернет-сайте местной администрации, за установкой на вашем земельном участке щитов с информацией о сносе. В случае публикации постановления главы города о предстоящем сносе в котором есть ваша постройка возможны два варианта действий, выбор между которыми зависит от текущего состояния оформления прав на постройку.

  1. Постройка возведена самовольно, право собственности на неё не зарегистрировано, либо администрация ранее обращалась в суд с иском о сносе постройки, но суд ей отказал по формальным основаниям, не связанным с наличием у вас права собственности на неё, например, из-за пропуска срока давности. В этом случае необходимо обращаться в суд с иском к местной администрации о признании права собственности на самовольную постройку. В случае, если суд иск удовлетворит, то у вас будет право собственности, возникшее на основании решения суда. Сносить такую постройку администрация будет не вправе. Если суд в иске откажет, то постройку снесут. В этом случае необходимо решать с компенсацией расходов на строительство.
  2. Постройка не является самовольной так как возведена на законном основании с соблюдением норм земельного и градостроительного законодательства. В этом случае необходимо сделать следующее:

2.1. Обратиться в местную администрацию с просьбой исключить из постановления о сносе ваш объект. Например в Москве Госинспекция по недвижимости на основании заявления владельца исключила из списка подлежащих сносу построек павильон по адресу улица Красного Маяка, дом 1А.

2.2. Обратится в суд с заявлением об оспаривании постановления местной администрации о сносе. Если постановление касается только одного вашего объекта, вы индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, то заявление должно быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда вы узнали о постановлении. Если постановление касается многих владельцев построек и по своему характеру является нормативным актом, то заявление о его оспаривании необходимо подавать в краевой или областной суд общей юрисдикции. В заявлении стоит просить суд принять обеспечительные меры или меры предварительной защиты в виде запрета администрации совершать снос до вступления в силу решения по вашей жалобе. Доказывать самовольность постройки должна администрация. Если она этого не сделает, то суд обязан признать постановление незаконным.

Практика такого оспаривания уже есть, но она не в пользу застройщиков. Четверо из них обжаловали Постановление Правительства Москвы от 8.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», на основании которых проводился снос торговых павильонов 9.02.2016 г. в части своих объектов ссылаясь на то, что на каждый из них был принят местным властями в эксплуатацию, на каждый из них в ЕГРП зарегистрировано собственности, под строительство каждого объекта выделялся земельный участок. В отношении одного из объектов префектура округа обращалась в суд с иском о его сносе, но суд в иске отказал по причине пропуска срока исковой давности. Тем не менее, несмотря на это решением Мосгорсуда от 24.12.2015 г. по делу № 3а-907/2015 застройщикам в удовлетворении их заявлений было отказано. Суд признал все четыре объекта самовольными постройками, так как для их возведения предоставлялись земельные участки для некапитальных сооружений, между тем, как все здания оказались капитальными.

Как правило на планируемые администрацией к сносу объекты у их застройщиков есть зарегистрированное право собственности. В ходе оспаривания постановления местной администрации о сносе необходимо быть готовым к тому, что администрация, отстаивая законность своего постановления, будет отрицать какое либо значение за этим фактом, ссылаясь на п. 23 постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому регистрация права на недвижимое имущество не исключает возможности предъявления требования о его сносе, как самовольной постройки. Возражая против этого довода стоит обратить внимание суда на то, что в этом разъяснении «предъявление требования» означает предъявление иска в суд, так как на момент принятия этого постановления снос самовольной постройки мог быть осуществлён только в судебном порядке. В тот момент, когда принималось это постановление административного порядка не существовало. Данное разъяснение основано на действовавшей в то время ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку данная норм не изменилась, то разъяснение Пленумов сохраняет силу и в настоящее время в период действия новой редакции ч. 4 ст. 222 ГК РФ.

Поскольку ч. 4 ст. 222 ГК РФ противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда, то в ходе судебного разбирательства можно просить суд обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о конституционности этой нормы. В случае, если суд это не сделает, применит ч. 4 ст. 222 ГК РФ и откажет в признании незаконным постановления местной администрации, то заявитель может сам обратится в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 4 ст. 222 ГК РФ.

Что делать в случае сноса?

Прежде всего необходимо сказать, что п. 11-13 Постановление Правительства Москвы от 8.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» предусматривают выплату компенсации за снесённые объекты. Между тем, порядок её расчёта не определён и сведений о том, что кто-то её получил у нас нет.

Застройщик снесённых объектов может предъявлять в суд иск к администрации о возмещении вреда, причинённого сносом на основании ст. 1069 ГК РФ. Размер возмещения будет включать в себя рыночную стоимости постройки, расходы на её восстановление, а также стоимость уничтоженных остатков товара. Для этой цели стоит заранее, до сноса, получить отчёт о рыночной стоимости здания и права на земельный участок под ним, организовать в ночное время охрану здания и видеонаблюдение за происходящим вокруг него, если в постройке расположен магазин, то обеспечить точный учёт товарных остатков на конец каждого дня.

В случае, если снесённый объект не являлся самовольной постройкой, то при доказанности этого факта, взыскание компенсации не вызовет затруднений.

Иная ситуация, если снесённый объект является самовольной постройкой. С одной стороны, её возведение является нарушением, допущенным застройщиком, а снос произведён администрацией на законном основании. С другой стороны, часто бывает ситуация, когда самовольное строительство было невозможным без «содействия» местной администрации, которая в нарушение закона предоставила под строительство земельный участок, выдала необходимые для строительства разрешения и согласования. Застройщик был вправе доверять администрации, как органу власти и полагать её действия законными. Можно ли взыскать возмещение вреда в этом случае?

Одно время ВАС РФ отвечал на этот вопрос положительно, так как застройщик мог «полагать, что при предоставлении ему земельного участка для строительства спорного объекта администрация учла требования действующего законодательства. Поэтому в случае сноса объекта по решению суда как самовольного» застройщик «вправе требований от местной администрации возмещения ущерба, включающего расходы по строительству и сносу спорного объекта»[1].

Однако в 2012 году практика ВАС РФ изменилась. Взыскать убытки застройщик мог, если несмотря на незаконность действий местной администрации, не знал и не мог знать об этом. Вместе с тем, если он в этой ситуации совершал на основании незаконных актов администрации какие-либо действия, следствием которых явилось неосновательное обогащение соответствующего публичного образования либо заключало и исполняло на основании незаконного акта гражданско-правовые сделки, являющиеся в силу этого недействительными, такое лицо не лишено права требовать возмещения неосновательного обогащения или проведения двусторонней реституции, например денежные средства, уплаченные застройщиком в качестве платы по договорам предварительно согласованного места размещения объекта[2]. Руководствуясь этой позицией суды стали отказывать застройщикам во взыскании убытков с местных администраций по причине отсутствия вины администраций и причинно-следственной связи между их действиями и убытками застройщика[3]. В судебных актах по некоторым делам суды разъясняли, что к расходам, которые нельзя взыскать относиться арендная плата, расходы на выполнение проекта строительства, оплата услуг за разного рода согласования[4].

Вместе с тем к настоящему моменту есть практика в пользу застройщиков, чьи самовольно построенные объекты были снесены по решениям судов. По одному из дела суд, с учётом позиции ВАС РФ 2012 года, взыскал с администрации убытки в полном объёме[5]. По другим делам суды взыскивали платежи, полученные администрацией по договору купли-продажи земельного участка[6], затраты на подведение внешних сетей электроснабжения, на изготовление и согласование проектно-сметной документации, на строительство объекта и введение его в эксплуатацию[7]. Стоит так же отметить, что в ряде случаев суды взыскивали убытки без учёта позиции ВАС РФ, сформулированной в 2012 году[8], а в одном случае убытки взысканы судом в 2013 году на основании позиции ВАС РФ, существовавшей до 2012 года[9].

После сноса торговых павильонов в Москве 9.02.2106 г. нам известен пока только один случай предъявления иска к правительству Москвы о возмещении убытков. Истцом выступает собственник ТЦ «Альбатрос» Алексей Воронин, размер требований которого составляет 3 млрд рублей. Сведений о результате рассмотрения спора на текущий момент нет.

Делать выводы о том, как будет работать ч. 4 ст. 222 ГК РФ пока рано. Мы не знаем как этой нормой будут пользоваться в других регионах и какие решения суды будут выносить по искам застройщиков к местным администрациям о возмещении убытков. После того, как эта практика появиться к обсуждению темы настоящей статьи стоит вернуться снова.

[1] Постановления Президиума ВАС РФ от 9.07.2009 № 1034/09, от 11.10.2011 № 6474/11, от 09.07.2009 № 1034/09.

[2] Постановления Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 13443/11, от 17.07.2012 № 2683/12. См. так же платы по договорам предварительного согласования постановление ФАС СКО от 28.08.2013 № А63-9546/2011

[3] Постановления ФАС УО 9.11.2012 № Ф09-10691/12, от 25.05.2015 № Ф09-2328/15, постановление АС ЗСО от 26.02.2015 № Ф04-16144/2015.

[4] Постановление АС СКО от 5.03.2015 № А32-46815/2011.

[5] Постановление ФАС СКО от 22.04.2013 г. и от 11.04.2014 № А53-9817/2011.

[6] Постановление ФАС СКО 7.11.2012 № А53-1973/2011.

[7] Постановление ФАС СКО от 11.03.2014 № Ф08-268/2004

[8] Постановление ФАС ЦО 14.03.2013 № А08-4117/2008, постановление АС ПО 17.11.2014 № А57-6465/2013, постановление ФАС МО 24.12.2013 № А40-50591/13-77-491.

[9] Постановление ФАС ПО 30.05.2013 № А65-10393/2012.

Журнальный вариант статьист. 222 ГК ЭЖ. 2016 № 13

Администрация де-факто не исполняет решение суда

Здравствуйте! Уважаемые специалисты посоветуйте пожалуйста что можно сделать в моей ситуации. По закону Иркутской области мне в собственность положен земельный участок без проведения торгов. Участок нашел, подал заявление а администрацию на предварительное согласование. Из администрации отказ, якобы нет туда подъезда и поэтому схему утвердить нельзя (доводы действительности не соответствуют). Пошел в суд. Суд признал отказ незаконным, обязал администрацию пересмотреть мое заявление в соответствии с нормами действующего ЗК РФ. Апелляция подана не была. Подготовили они мне ответ с отказом по тем же самым основаниям. Вопрос: какие меры в моей ситуации можно предпринять?

во всей стране земли нет, кроме дальнего востока.
вы им показали участок на который они не успели обратить внимание, теперь внимательно наблюдайте пока вам его согласуют, участок уйдет в собственность чиновников.
этакая история происходила у меня . и вы не последний кто попал в данный переплет власть имущих.
срочно в суд с иском. наложить на имеющийся участок арест, требовать по суду выдел.

Но будут правы. Торги.Ваша заявка лишь наживка, а в дальнейшем за Ваши труды (схемы, межевания) лавры администрации предоставления з/у кому-то. Спасибо правительству и умеющим воспользоваться ситуацией

Я думаю, здесь два пути. Снова оспаривать (новое отказное решение) по КАС, но просить применить иной способ защиты права: об обязании совершить то действие, на которое администрация правомочна и которые в конкретных обстоятельств обязана совершить (при этом обязательно довести до суда, что ранее применённый способ защиты об обязании повторно рассмотреть вопрос оказался не эффективен). Потом брать ИЛ и через приставов будете исполнять. Либо (теоретически!) в исковом производстве признавать право собственности на ЗУ, но здесь масса сложностей: это пока ещё не объект гражданского оборота, не объект кадастрового учёта, ЗУ ни в фактическом, ни в юридическом смысле как бы не существует. Поэтому предпочтительнее первый путь.
Выше Вам ерунду советуют про арест и выдел. 🙂

Цена договорная

Спасибо за рекомендации. Если идти по первому пути: я посмотрел в ГПК была очень четкая формулировка: п.2 ст 209 ГПК РФ После вступления в законную силу решения суда нельзя оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. Как ни странно в КАС РФ такой формулировки нет, а на предстоящем суде такая формулировка могла бы очень пойти мне на пользу.

А причём тут данная норма в ГПК, Вы разве собираетесь оспаривать какие-то ранее установленные судом значимые обстоятельства и правоотношения? И зачем Вам находить аналогичную норму в КАС? Вы ведь будете оспаривать новое решение администрации?

то что вы советуете по КАС , так это длинный круг по которому пройдет человек и останется ни с чем, т.е. с решением на бумаге без исполнения.

Хотя в подобных случаях очень часто и идут по пути оспаривания действий (бездействия) органов власти, я считаю, что это неверно.
Такие споры являются сугубо гражданско-правовыми.
Несмотря на наличие публичного элемента (нахождение земли в гос. собственности и публично-правовой статус ответчика) спорные отношения носят г/п характер, поскольку они основаны на равенстве сторон (а не на административном или ином властном подчинении), автономии воли и имущественной самостоятельности.
Данная позиция вытекает из системного толкования п. п. 1, 3 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК РФ, п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 22 ЗК РФ.
Установленные ЗК РФ особенности предоставления з/у, находящихся в гос. или муниципальной собственности, сами по себе не переводят спорные отношения из гражданско-правовых в категорию публичных. Эти особенности касаются лишь порядка предоставления указанных з/у, но не затрагивают правовую природу возникающих при этом отношений.
Поэтому в данном случае возможным будет как оспаривание отказа ответчика в порядке КАС РФ (раз уж практика допускает такой путь), так избрание истцом такого способа защиты, предусмотренного ст. 12 ГК РФ, как присуждение к исполнению обязанности в натуре (поскольку именно этот способ представляется надлежащим с учетом природы спорных правоотношений).

Спасибо за рекомендации. Очень понравился ход Вашей мысли о том чтобы рассматриваться в порядке ГПК, а не КАС, сам изучил статьи на которые Вы ссылаетесь. Но как говорит Людмила также считаю, что будет много сложностей из-за того, что юридически как такового участка пока не существует, он не сформирован, не поставлен на кадастровый учет.

Цена: 1 000 руб.

Он другое имел в виду: требование о предоставлении в собственность ЗУ. Так тоже можно.

А где исполнительный лист? Отказ по тем же основаниям, которые судом признаны незаконными, является по сути неисполнением решения суда, может стоит приставов побеспокоить, пусть штрафуют должника.
Если оспаривать отказ в предоставлении ЗУ в суде, я считаю, что имеется спор о гражданском праве и производство должно быть исковым.

Исполнительный лист я конечно уже взял, пусть приставы возбуждают исп. производство. Но боюсь, что к решению данного вопроса они могут подойти формально, т.к. есть новый ответ за новой датой и за новым номером. Начнут отписки давать о том, что администрация решение выполнила. Александр, не считаете ли Вы что в моём случае, т.к. земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, будет очень сложно работать в правовом поле ГПК. В КАС как-то с виду кажется все проще: я обратился за предварительным согласованием, мне отказали, я признаю незаконным ответ и буду просить обязать администрацию принять решение о предварительном согласовании?

Саша, исполнительный лист не поможет. Они уже выполнили решение: повторно рассмотрели вопрос.

Из совокупности частей 3 и 9 статьи 227 КАС РФ, как я понимаю, следует, что повторное действие, признанное судом ранее незаконным, не является надлежащим исполнением решения суда и оно должно принудительно исполняться. Суд признал решение незаконным по приведенному в нем основанию, повторное решение такое же с другой датой, это что, издевательство над правосудием? Я с тобой не согласен.

Ссылка на основную публикацию