Как не дать налоговой провести незаконную проверку

Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться 🙂

Камеральная налоговая проверка

У слова «камеральная» интересное происхождение: много веков назад словом Camera называлось сперва помещение, а потом учреждение, занимавшееся имущественными и денежными вопросами. В немецком языке Kammer и сейчас означает помещение и имеет несколько вариантов перевода — от чулана до палаты парламента (помните кунсткамеру и камеру обскуру?). Иными словами, при камеральной проверке действие происходит в стенах ведомства, а налоговики никуда не выезжают. Но при необходимости могут провести осмотр помещений налогоплательщика — например, офиса или склада. И даже инвентаризацию всего, что там находится.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездные проверки бывают плановые и внеплановые. Тут все понятно из названия: в первом случае проверку налоговая решила провести в обычном порядке, во втором — экстренно. Но даже если проверка плановая, то едва ли получится узнать об этом заранее: Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей заблаговременно (критериев «заблаговременности» тоже нет). Поэтому чаще всего о проверке становится известно, когда гости уже пришли: начинается она с даты вынесения соответствующего решения — а вручить его инспектор может при первом визите в офис налогоплательщика.

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Для выездной, напротив, нужна санкция руководителя — утверждается соответствующий план проверок. Самое частое основание для включения в план — отклонение от среднеотраслевых показателей (налоговая нагрузка, зарплата, рентабельность). Кроме того, причиной будут убытки (особенно несколько кварталов подряд) и смена налоговой «прописки». Оценить риски и вероятность проверки можно самостоятельно — критерии общедоступны. Также самостоятельно можно рассчитать налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми индикаторами — на сайте налоговой есть калькулятор.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас

Материал подготовлен сервисом «Кнопка», партнером YCLIENTS.

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

6 правил выживания во время налоговой проверки

Выездная налоговая проверка закончилась для руководства ООО «Вымпел-196» серьезными проблемами. Инспекторы проверяли компанию по единому социальному и транспортному налогу. Но в ходе проверки заметили несколько сделок с компанией-консультантом, которые уменьшали базу налогоплательщика на существенную сумму. Не обратив на это внимания, руководители фирмы предоставили инспектору документы в том числе и по этим сделкам. Более того, под натиском инспектора исполнительный директор признался, что они с гендиректором, родственником, являются учредителями фирмы-консультанта. В результате с компании взыскали дополнительные налоговые начисления. Если бы менеджеры продумали стратегию защиты, этого не случилось бы. Более того, они сами могли бы жаловаться на нарушения при проведении проверки: согласно ч. 5 ст. 94 НК не могут быть истребованы или изъяты документы или предметы, не имеющие отношения к проверке. А исполнительный директор мог попросту отказаться от дачи показаний против себя! Такое право прописано и в Конституции (ст. 51), и в Налоговом кодексе. Но он клюнул на угрозы про последствия за отказ от дачи показаний… Итог: доказательства получены, иски поданы, план по налогам выполнен.

Выездные проверки Федеральной налоговой службы (ФНС) более предсказуемы, чем милицейские. Обычно руководство компании оповещают о возможном приезде инспекторов заранее, устно или по почте. Как только вам принесли решение о проведении выездной проверки, начинайте готовиться. Позаботьтесь о резервном копировании важных данных на удаленный сервер, чтобы изъятие компьютеров не повлекло за собой невосполнимого вреда. Подготовьтесь к мысли, что проверка ФНС — продолжительное мероприятие, в результате которого вам могут подсчитать излишние недоимки и назначить дополнительные санкции. Вот пять правил, которые помогут руководителям избежать неприятностей на стадии проведения выездной налоговой проверки.

Читайте также:  Как изменить ситуацию, если попал в руки брачной аферистки

Установите личности проверяющих

Предложением «Предъявите ваши документы» можно сразу задать нужный тон работе проверяющих. Подобный тон дает сигнал чиновнику, что он здесь не главный, он тоже должен отчитаться. Если же документов вам не предъявляют, можете смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие. Это воистину подарок. Документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика.

Вполне возможно, что такого решения в природе и не существует, а инициированная проверка — попытка проведения рейдерской атаки на предприятие. Если у вас остались сомнения, что перед вами сотрудники налоговой, позвоните в инспекцию ФНС и спросите, работают ли там данные сотрудники.

Оградите сотрудников от лишней суеты

Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения. Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении. Главное — хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях). Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр. Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть.

Если повезет, проверка переедет в здание ИФНС, проверяющие потеряют уйму времени, нервных клеток и возможность оперативного истребования документов. А проверяемый получит стабильную работу предприятия.

Давайте копии, а не оригиналы

Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии.

При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов. После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления (то есть инспектор себе подлинник не забирает) оригинал.

В случае если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Но процедура выемки сложнее и обычно назначается тогда, когда нужно получить подлинник документа или когда налогоплательщик не хочет отдавать даже копию этого документа (часто такие ситуации совпадают). Подлинники могут забрать и без выемки, если налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Отмечайте ошибки сотрудников ФНС

Изучайте и сопоставляйте промежуточные акты налоговой проверки, записывайте упущения сотрудников ФНС. Например, если вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу. Незаконны также требования предоставления документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки. Они могут быть обжалованы на более высоком уровне (руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд) с большой вероятностью успеха.

Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика (согласно статье 87 НК РФ). Если проверяющие требуют документы по другим периодам (и это не указано в решении о проверке), их действия незаконны и подлежат обжалованию.

Собирайте козыри, но не спешите их выдавать

Некоторые действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов можно обжаловать сразу. Но часть из них придержите в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант — замечать их, но не помогать чиновникам в устранении. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицом — частый элемент «заказных» проверок) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата. Например, можно будет обжаловать незаконное изъятие подлинника без постановления о выемке. Если выемка была проведена без понятых, опечатывания, шнурования, нумерования и т. д., то этот «сюрприз» лучше оставить до рассмотрения дела о налоговом правонарушении в инспекции или в суде.

Проштудируйте Налоговый кодекс или позвоните специалисту

Работа инспекторов строго регламентирована десятками глав кодекса, сотнями внутренних приказов и иными нормативными актами. Чтобы вам было легче разбираться с их и вашими правами и обязанностями, изучите Налоговый кодекс (ст. 87–102), постановления Федеральных арбитражных судов (от 16.02.2006, 01.03.2006, 17.02.2006 и др.), ведомственные акты (приказ МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138; приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999; приказ МВД РФ N 76, МНС РФ N АС-3-06/37 от 22.01.2004; письмо ФНС РФ от 18.12.2005, письмо Минфина РФ от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304) и другие внутренние приказы, касающиеся проведения проверок. Тщательно проштудировав эти материалы, вы сможете достичь уровня знаний, достаточного, чтобы говорить с инспекторами на одном языке и мотивированно указывать им на их ошибки.

Если вы не уверены в своих знаниях закона и бухучета, звоните специалисту в области бухгалтерского и налогового учета. Это может быть независимый аудитор, бухгалтер или юрист. Специалист имеет соответствующий опыт обнаружения недостатков в работе налоговых органов и эффективно использует любую ахиллесову пяту.

В общем и целом выездная налоговая проверка может быть и не такой страшной, если подходить к этому мероприятию с соответствующей серьезной подготовкой. Как показывает наша практика, существенное количество претензий налоговых инспекций может быть оспорено в арбитражных судах. Причина этому — серьезные нарушения и ошибки, допускаемые инспекторами при проверке. Избежать наказания, которое наложено на вас не по закону, — ваше право. И не бойтесь им пользоваться.

Автор — юрист компании «Налоговик»

Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения

Как правило, налоговая проверка заканчивается вынесением решения о доначислении налогов, пеней, а иногда и штрафов. «Отбиваться» от таких доначислений можно двумя способами. Первый (традиционный) предполагает оспаривание оснований для доначисления. То есть спор по существу тех нарушений в исчислении и уплате налогов, которые обнаружили проверяющие. Но есть и второй способ — оспаривание результатов проверки по процедурным основаниям. Другими словами, в этом случае предметом спора становятся действия инспекторов и оформленные ими документы. Давайте разберемся, какие процедурные ошибки инспекторов однозначно приводят, а какие — могут привести к отмене результатов проверки?

Вводная информация

Все процедурные ошибки, допускаемые проверяющими при проведение проверки, можно разделить на две большие группы. В первую группу войдут грубые, существенные нарушения, которые безусловно влекут отмену решений, принятых по результатам проверки.

Во вторую группу попадут нарушения, которые хотя и не влекут безусловной отмены результатов проверки, но, по мнению судов, решение, принятое с такими нарушениями, также в большинстве случаев является незаконным.

Безусловные ошибки

Начнем с первой группы. В ней всего два нарушения, запомнить которые достаточно просто.

Итак, решение считается незаконным, если: 1) проверяющие нарушили право организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки; 2) если инспекторы не обеспечили возможность организации предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остановимся на этих нарушениях чуть подробнее.

Нарушение права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки обычно выражается в том, что инспекция не извещает налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или извещает, но с нарушением срока. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда инспекторы отправляют уведомление о вызове для рассмотрения материалов проверки на юридический адрес налогоплательщика и на этом успокаиваются. От таких действий налоговиков застрахованы лишь те налогоплательщики, которые сдают отчетность через интернет, например, через систему «Контур-Экстерн». Им налоговики обязаны выслать уведомление через систему для отправки отчетности (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).

Однако анализ судебной практики показывает, что факта отправки уведомления может оказаться недостаточно. Так, суды указывают: инспекция к моменту рассмотрения материалов проверки должна иметь доказательства не только того, что уведомление налогоплательщику направлялось, но и того, что он его получил (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.12 № Ф03-1466/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.12 № А19-6680/10, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.11 № А29-2860/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.11 № А27-3712/2011). Соответственно, если налоговики не имеют доказательств того, что налогоплательщик получил уведомление, то решение по проверке, принятое без участия налогоплательщика, признается незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09).

Нарушение права налогоплательщика на представление своих объяснений на практике чаще всего выражается в том, что инспекция не сообщает проверяемой организации ту или иную информацию. В результате налогоплательщик лишается возможности дать свои объяснения по таким «скрытым» фактам.

Суды подобное сокрытие информации не одобряют, признавая принятые в таких условиях решения незаконными (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 15726/10 и постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-22857/11-75-98).

Незаконные доказательства

Перейдем теперь к группе нарушений, которые не приводят к безусловной отмене решения, но при этом в большинстве случаев позволяют на нее рассчитывать. И первой в этом списке рассмотрим ситуацию, когда свои выводы по итогам проверки инспекторы обосновывают ссылками на доказательства, добытые с нарушением налогового законодательства.

В качестве примера таких ситуаций можно привести проведение допросов или опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого, предусмотренном статьей 51 Конституции РФ, или проведение осмотров, выемок и т п. без понятых. Если налогоплательщик обращает внимание суда на подобные нарушения, суд с большей долей вероятности признает решения, основанные на таких доказательствах, незаконными (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 03.08.07 № А14-13603-206/467/24, ФАС Северо-Западного округа от 26.07.07 № А21-409/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.06 № Ф04-2374/2006(20768-А46-23). Правда, тут надо учитывать, что решение инспекции останется в силе, если помимо незаконного доказательства были и другие. То есть факты нарушений подтверждаются иными документами, которые были получены без нарушения закона.

Больше конкретики!

Еще одну разновидность нарушений составляют оплошности, которые инспекторы допускают при составлении акта или решения по результатам проверки. Так, зачастую налоговики не утруждают себя детализаций тех обвинений, которые они предъявляют налогоплательщику. Очень часто в актах и решениях обозначаются нарушения, однако никаких подтверждающих документов под эти нарушения не «подводится». А ведь суды исходят из того, что под каждое нарушение инспекторы должны «подложить» подтверждающие его документы. Причем, не просто обозначить эти документы в акте и решении, но и передать их копии налогоплательщику вместе с актом (постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.11 № А65-2850/2010, ФАС Центрального округа от 18.04.12 № А54-2296/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.12 № А10-1351/2011 и от 18.01.12 № А78-2831/2011).

Читайте также:  Как поступить, чтобы признали право собственности

Еще одной разновидностью этого нарушения является указание в актах и решениях по результатам проверки слишком общих ссылок на документы, подтверждающие, по мнению инспекторов, факт нарушения. Особенно часто инспекторы грешат этим при проставлении ссылок на Налоговый кодекс, указывая лишь номер статьи без конкретизации по пункту и подпункту.

Особенно критично такое нарушение при указании статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность. Ведь большинство таких статей содержат несколько пунктов, каждый из которых описывает самостоятельный состав нарушения. Поэтому указывая в решении лишь номер статьи, инспекция не выполняет требования пункта 8 статьи 101 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение. И, по мнению судов, такая оплошность вовсе не мелочь, а полноценный повод для отмены принятого решения (см., в частности, постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).

Внимание на сроки

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие.

В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты. При этом в качестве основания для оспаривания можно использовать позицию Высшего арбитражного суда, выраженную им еще в 2008 году в постановлении от 18.03.08 № 13084/07. В нем судьи указали, что длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Аналогичным подходом можно пользоваться и при камеральных проверках, обжалуя ее результаты на том основании, что удлинение проверки является избыточной мерой налогового контроля и также носит дискриминационный характер.

Памятка «Проверьте проверяющих»

Итак, подведем краткий итог. Решение можно оспорить если:
1. Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела.
2. Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем.
3. В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка.
4. Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ.
5. Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ.
6. Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Ликвидация без выездной налоговой проверки: реальна или нет + «злые шалости» ФНС

В ходе выездных проверок в 2016 году ФНС получила с российских предприятий 173 млрд. рублей, – на 21% больше, чем годом ранее.

Выездная налоговая проверка (ВНП) – довольно агрессивная форма налогового контроля с опасными санкциями в виде внушительных штрафов, миллионных доначислений и рисками привлечения руководства к субсидиарной и уголовной ответственности.

Данный материал полностью актуален по состоянию на 2019 год и начало 2020 года.

Опасность проверки существует вплоть до момента исключения компании из ЕГРЮЛ. Даже непосредственно в день снятия с учета визит инспекторов будет вполне законным (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Планируете ликвидировать компанию с долгами (или без), но боитесь визита налоговой и последствий проверки? Читайте до конца и узнаете, реально ли закрыть фирму без ВНП и как защититься от «злых шалостей» ФНС.

Кто чаще становится объектом ВНП

Стопроцентно безопасной зоны или территории, свободной от ВНП, не существует, однако риск проверки можно спрогнозировать.

Особое внимание налоговой инспекции привлекают организации:

  • с оборотом от 100 млн. рублей: ФНС предпочитает ловить «крупную рыбу»;
  • имеющие «сомнительные» связи и большое количество деловых партнеров: если контрагенты замечены в нарушениях, то компанию наверняка включат в план выездных проверок;
  • резко «обедневшие». Инспекторы прекрасно знают о том, что занижение прибыли – банальный способ ухода от налогов.

Еще больше критериев отбора налогоплательщиков для ВНП есть в открытом доступе на сайте ФНС. Двенадцать факторов риска выездной проверки отражены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@.

Пришли с проверкой – готовься к худшему

Выездная проверка может стать неприятным сюрпризом, даже если фирму недавно проверили: ВНП, в отличие от плановых контролирующих мероприятий, не зависит от сроков предыдущих ревизий, а о самом мероприятии предупреждают непосредственно «до» – накануне визита.

Если проверка неизбежна, приготовьтесь к тому, что:

  • С пустыми руками вряд ли уйдут

«Нулевые» проверки — это нонсенс. Цель налоговой службы – наполнить бюджет, а одна из основных задач – достичь необходимых отчетных показателей. Проверки не бывают спонтанными: если компанией заинтересовались, значит на нее уже что-то есть. Скорее всего, инспекторы заранее провели тщательную подготовку и запланировали ориентировочную сумму доначислений. С учетом того, что проверка с «выездным сбором» менее 2-3 млн. рублей считается низкоэффективной, можно представить масштабы возможных неприятностей.

  • Быстро ликвидировать не получится

Проверка длится два месяца, но может быть продлена еще на шесть (п. 6, ст. 89 НК РФ) и/или приостановлена на время истребования сведений, проведения экспертиз, перевода документов – и в результате затянуться на полгода (п. 9, ст. 89 НК РФ).

  • Если уже проверяли и не нашли нарушений, проверят более тщательно

ВНП не проводится чаще двух раз в год, но если компания ликвидируется, проверить могут вне зависимости от даты предыдущей ревизии (п.11, ст.89 НК РФ), в том числе заново проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов за 3 года.

  • Могут заставить платить из «частного кармана»

Если активов компании не хватает для расчетов с налоговой службой, внимание инспекторов привлекает личное имущество руководства. Результаты проверки и факты о выявленных нарушениях могут использоваться с целью привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

  • Есть риск судимости

ФНС часто работает в тандеме с органами МВД. К уголовной ответственности ответственных представителей проверяемой компании могут привлечь как по «налоговым» (ст. 199 УК РФ), так и по «банкротным» статьям (ст. ст. 195-197 УК РФ). Виновных наказывают: минимально – штрафами до 500 тыс. рублей, максимально – лишением свободы на срок до 6 лет.

Добровольная ликвидация и ВНП: опасно доверять «альтернативам»

При добровольной ликвидации риск проверки максимален. ФНС призывает регионы проводить ВНП самостоятельно ликвидируемых организаций в обязательном порядке. Однако на практике налоговые органы интересуют лишь потенциально «прибыльные» компании.

Важно: информация в Сети дезинформирует. Юристы предлагают альтернативные методы ликвидации в качестве гарантии ухода от ВНП. Однако, ни реорганизация, ни «продажа бизнеса» не спасают от рисков, если фирма привлекла внимание инспекторов. Напротив, риски многократно возрастают, так как альтернативная ликвидация часто незаконна.

Бегать бесполезно

В надежде избежать выездной налоговой проверки, организации переезжают на новое место, меняют налоговую инспекцию, однако такими действиями часто, напротив, привлекают внимание. Необоснованная «миграция» между налоговыми органами — один из «сигналов» для назначения выездной проверки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@). Если решение о проведении ВНП уже принято, проверка будет проводиться независимо от юридического адреса.

Смену адреса могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.01.13 № А03-12357/2011, Восточно-Сибирского от 19.09.13 № А19-22759/2012). Кроме того, проверка может быть инициирована уже по новому месту регистрации.

Как не попасть под прицел ФНС

Вот несколько правил, которые помогут снизить вероятность выездной проверки при добровольной ликвидации:

  • не привлекать внимание: снижайте обороты постепенно, поэтапно и в рамках закона выводите активы;
  • провести внутренний и внешний аудит предприятия с привлечением независимых экспертов;
  • закрыть долги, если это возможно;
  • отказаться от смены адреса и альтернативной ликвидации;
  • правильно подготовить документы к проверке;
  • проверить контрагентов, подготовить доказательства проявления должной осмотрительности;
  • промониторить сделки.

Если проверка все-таки состоялась, и налоги доначислили, обжалуйте акт ФНС в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (п. 1, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Ликвидация без ВНП возможна через банкротство

Ликвидация без ВНП реальна. Выездная проверка – это не обязанность, а право налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ), и если компания ступила на путь банкротства, ФНС этим правом предпочитает не пользоваться. Налоговики охотно банкротят по собственной инициативе, но проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации им невыгодно из-за низкой вероятности взыскания средств и невозможности оказать влияние на процедуру банкротства.

«Злые шалости» ФНС: как защитить себя и деньги компании

Случается, что проверяющие выходят за рамки закона:

  • Подделывают подписи руководства в документах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2012 г. по делу № А19-6680/10)
  • Дописывают «нужные» данные в акт налоговой проверки (Постановление АС Республики Татарстан от 07.10.2013 г. по делу № А65-11811/2013)
  • Фальсифицируют отказы в предоставлении документов бухучета (Решение АС Республики Татарстан от 13.04.2012 г. по делу № А65-30385/2011)

Только своевременное выявление недобросовестных действий налоговых инспекторов в указанных делах позволило отменить незаконные акты по результатам проверок.

Внимание: грядущие нововведения законодательства о банкротстве 2017 года усилят позицию налоговых органов в делах о банкротстве, и ФНС превратится в опасного оппонента. Чтобы закрыть компанию в сжатые сроки и без серьезных затруднений, обращайтесь за правовой помощью к специалистам, которым доверяете.

Налоговая сама решает, сколько ей под вас копать. Даже если в законе есть ограничения по срокам

А вот в одну компанию из Нижегородской области приехала налоговая с проверкой. Сидели проверяли. Когда пришло время выносить решение, его не вынесли — не успели. Налоговая продлила проверку. Потом и эти сроки вышли, а решения всё не было.

Компания не знала, то ли нашли нарушения, то ли нет. Написали жалобу в УФНС : вынесите, мол, и давайте проедем. Это не помогло.

В итоге налоговая вынесла решение только через полгода. Это очень долго — дольше, чем любые мыслимые сроки для решения. И компания пошла по судам с жалобами на незаконное бездействие налоговиков. Еще она просила не признавать те доказательства, которые налоговая собрала с просрочкой.

Что сказали суды по иску против налоговой?

Во всех инстанциях, включая Верховный суд, компании отказали в отмене решения. А по поводу незаконного бездействия налоговиков сказали, что это не страшно и ни на что не влияет.

При этом никто не оспаривал, что сроки проведения выездной проверки нарушены. По закону ее давно нужно было закончить и вынести решение. Но, оказывается, это не нарушение прав налогоплательщика. Ему же не мешали работать, просто копали под него больше положенного. Суд считает, что это не повод отменять решение налоговой: нет в законе такого указания.

Компания с такими выводами не согласилась и пошла в Конституционный суд. Она попросила признать неконституционными положения налогового кодекса, которые фактически разрешают налоговой нарушать сроки, выносить решения с просрочкой и потом требовать их исполнения.

Неужели Конституционный суд это тоже одобрил?

Конституционный суд отклонил жалобу и согласился с выводами всех судов.

В Конституции сказано, что все должны платить установленные законом налоги. Из этого следует, что налоговая имеет право взыскивать эти налоги. Чтобы во всём разобраться, проводят проверки. А по итогам этих проверок налоговая обязана вынести решение: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении. Нельзя провести проверку и замолчать, как будто ничего и не было.

Налоговые проверки — это всегда вмешательство в работу компании, дискомфорт для предпринимателя и повод напрячься обычному человеку. Ограничение по срокам защищает права налогоплательщиков и не дает налоговой бесконечно долго искать доказательства нарушений и затягивать неприятный процесс.

Конституционный суд это не оспаривает, но тут же говорит: если налоговая нарушила сроки проверки, это не мешает ей вынести законное решение даже с опозданием .

Обжаловать решение Конституционного суда нельзя.

Кого это касается?

Это касается всех. Проверять могут и компании, и предпринимателей, и даже физических лиц, которые не занимаются бизнесом. Налоговая может проверить всех, включая вас.

Значит, налоговая может рыть под меня сколько хочет, даже если все сроки вышли? Это же нечестно!

По закону налоговая не может бесконечно проверять налогоплательщиков. Хотя эта компания тоже думала, что так нечестно, но не смогла отстоять свою правоту даже в высших инстанциях. На самом деле у налоговой много вариантов, как проверять вас неожиданно долго.

Эта история не первый случай, когда налогоплательщик пытается защитить свои права во время проверок и у него не получается. Несколько лет назад другой компании тоже не удалось добиться справедливости и внести ясность в нормы закона.

Кроме сроков проверки еще есть сроки взыскания налогов, пеней и штрафов. Хотя бы эти ограничения Конституционный суд подтвердил. Но сроки для взыскания можно продлевать, а если не получится автоматически списать долги с расчетного счёта, налоговая сможет обратиться в суд. Так что это небольшое утешение и вряд ли спасет от пеней и доначислений.

А налогоплательщикам так тоже можно? Например, подать декларацию позже или не предоставить документы для проверки?

Нет, налогоплательщикам так нельзя. Если не сдать декларацию, не принести копии документов за три года по запросу налоговой или не подать одну бумагу со сведениями о численности сотрудников, выпишут штраф. Суды не примут аргументы, что вы еще не успели заполнить декларацию, хотите подробнее во всем разобраться и вручную конспектируете налоговый кодекс.

Если ко мне придет проверка и затянется, что тогда делать?

Нельзя ничего не делать. Несмотря на эти выводы судов, нужно отстаивать свои права или хотя бы пытаться. В каждой проверке есть нюансы, а у налоговой много возможностей злоупотребить полномочиями. Кроме затягивания сроков налоговики могут запросить лишние документы, не оформлять протоколы осмотра, проводить его без понятых или проверять то, что не положено.

Вот что можно сделать, чтобы защитить свои права во время проверки:

Пожаловаться в управление налоговой службы. Все жалобы, запросы и пояснения — в двух экземплярах под подпись. Жаловаться можно не только на незаконные действия, но и на бездействие.

Обратиться в прокуратуру. Там могут заставить налоговую устранить нарушения и даже запретить проверку. А если налоговики откажутся, их оштрафуют.

Правильно оформлять документы. Фиксируйте сроки всех запросов, актов и решений. Следите, что подписываете и какая дата стоит на документе.

Взыскать убытки с налоговой. Если налоговая своими незаконными действиями нанесла убытки, их можно взыскать через суд. Сохраняйте документы, которые это подтвердят. В суде придется доказывать связь между действиями налоговой и ущербом. Это сложно, но можно попробовать.

Пойти в суд. Ищите грамотного налогового юриста, обращайтесь в арбитражный суд и дальше по инстанциям. Это не страшно и может помочь. А может и не помочь.

АС МО запретил налоговую проверку без налоговой проверки

Если налоговая запрашивает документы вне рамок проверки, то она должна сообщить налогоплательщику, какую конкретно сделку она проверяет и с какой целью. Это напомнил Арбитражный суд Московского округа в одном из недавних дел. В нем компания «Артек» оспаривала требование межрайонной инспекции ФНС № 51 по Москве предоставить сведения. А если конкретнее, то налоговики запросили расшифровки финансовых показателей, налоговые регистры и штатные расписания за 2015–2017 годы. Но «Артек» отказался делиться этой информацией. Компанию не устроило, что требование было неконкретным. Из него нельзя было понять, какая сделка или какой контрагент интересуют чиновников.

Но две инстанции решили, что налоговая все сделала правильно. Они сослались на п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса, который позволяет истребовать документы (информацию) вне рамок проверки. Это должны быть сведения по конкретной сделке, которые получают у сторон этого договора или у других осведомленных лиц. В требовании достаточно перечислить, что это за документы и за какой период, а также написать, что они нужны вне рамок налоговой проверки. Это написали две инстанции в своих решениях. По их мнению, налоговики вполне могут не указывать конкретное мероприятие налогового контроля.

Иного мнения оказался АС Московского округа. Он напомнил, что в требовании обязательно указывать в том числе конкретное мероприятие налогового контроля, в рамках которого нужны недостающие сведения (абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК). А еще чиновники должны обосновать цель запроса. «Полномочия налоговых органов не абсолютны, они должны иметь правовые основания», – напомнила тройка кассации. Она обратила внимание, что нижестоящие суды так и не прояснили, в отношении какой сделки или контрагента запрашивается информация. Но если «обоснованной необходимости» в конкретных документах нет, то спорное требование незаконно, указал окружной суд. Он акцентировал внимание на том, что работу компании хотят проверить за три года безо всяких налоговых проверок. С такими указаниями АС МО передал дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Нечеткие формулировки для нечетких полномочий

Без налоговой проверки госорган может запросить меньше документов, чем в ее рамках, говорит партнер Арбитраж.ру Арбитраж.ру Региональный рейтинг группа Банкротство группа Арбитражное судопроизводство группа Налоговое консультирование и споры 8 место По выручке × Денис Черкасов. Он объясняет, что это правило защищает налогоплательщика. Но налоговый орган часто запрашивает больше, чем ему позволяет закон, продолжает партнер АБ Деловой фарватер Деловой фарватер Федеральный рейтинг группа Уголовное право 9 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 18 место По выручке 20-21 место По количеству юристов Профайл компании × Сергей Варламов. По словам партнера международного центра защиты прав GlobalLaw Андрея Саунина, инспекции могут пользоваться нечеткой формулировкой п. 2 ст. 93.1 НК, где говорится об «обоснованной необходимости получения документов (информации)».

Конкретно в деле «Артека» речь идет, видимо, о так называемом предпроверочном анализе, предполагает руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование группа ТМТ группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Финансовое/Банковское право группа Банкротство 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) Профайл компании × Александр Ерасов. После анализа налоговые органы принимают решение, проводить ли выездную налоговую проверку. По словам Ерасова, такие требования на практике направляются массово. Но их законность вызывает у юриста сомнения, потому что предпроверочный анализ, согласно НК, не является ни мероприятием налогового контроля, ни собственно налоговой проверкой.

Если налоговый орган запрашивает информацию «по конкретной сделке», но значительно больше, чем по ней нужно, то он фактически подменяет налоговую проверку. Это недопустимо.

Александр Ерасов, Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование группа ТМТ группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Финансовое/Банковское право группа Банкротство 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) Профайл компании ×

По словам партнера TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг группа Налоговые споры × Алексея Артюха, такая практика в том числе помогает чиновникам еще до выхода на налоговую проверку узнавать главные нарушения. Ведь они заранее получают всю ключевую информацию и документы по основным спорным сделкам. А в ходе налоговой проверки инспектор занимается перепроверкой и процессуальным оформлением доказательств, продолжает Артюх.

Он также отмечает, что объемные требования вынуждают некоторые компании содержать отдельного человека, а то и двух, которые в основном занимаются подготовкой ответов. «Умерить пыл инспекторов законным способом практически невозможно», – констатирует Артюх.

Инспекторы часто убеждены в том, что цель бизнеса – не зарабатывать деньги, а исключительно готовить ответы на требования в режиме нон-стоп.

Партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг группа Налоговые споры × Алексей Артюх

По словам Варламова, в таких делах суды зачастую проявляют формальный подход и оставляют нарушения налоговой без внимания, несмотря на требования закона. С другой стороны, в пользу компаний имеется практика на уровне окружных судов, хотя «ее не так много, как хотелось бы налогоплательщикам», признает Варламов. Например, кассации напоминают, что недопустимо истребовать вне рамок налоговой проверки документы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года (дело № А14-14883/2015). Недостаточно просто назвать нужные документы вместо запроса информации по сделке (дело № А75-6717/2016), а требование налоговой должно быть «конкретно определенным, исключающим возможность неоднозначного толкования» (дело № А51-14515/2016). Эти и другие подобные дела налогоплательщики могут использовать для защиты своих прав.

Налоговые органы могут выходить за пределы полномочий и на других стадиях. Например, они выявляют новые нарушения в рамках мероприятий дополнительного налогового контроля, говорит юрист департамента «Правовой и налоговый консалтинг» КСК групп КСК групп Федеральный рейтинг группа Налоговое консультирование 5 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 17 место По выручке 25 место По количеству юристов Профайл компании × Александр Беляев. По его словам, чиновники считали эти действия правомерными, хотя п. 6 ст. 101 НК говорит, что в этом случае можно лишь получать доказательства уже установленных нарушений. Только в письме от 19 октября 2018 года № ЕД-4-2/20515@ ФНС назвала такой подход неправомерным, продолжает Беляев.

Ерасов советует в любом случае проверять законность истребования информации и документов. На практике это часто помогает сократить объем сведений и время на их подготовку, отмечает юрист.

Ссылка на основную публикацию