Как не дать затянуть процесс – бесплатная юридическая онлайн консультация 24 часа
Как не дать затянуть процесс? Действительно, судебная практика показывает, что нередко гражданский или арбитражный процессы могут необоснованно затягиваться по причине, как загруженности судов, так и злоупотреблений сторон процесса.
Так каким же образом судебное разбирательство можно ускорить, чтобы не тратить чрезмерных денег на издержки в суде ?!
На самом деле, можно и нужно противостоять отдельным недобросовестным приемам, которые используются для того, чтобы затормозить судебный процесс. Среди них, например:
а) неявка ответчика;
б) необоснованные ходатайства;
в) заявления о фальсификации доказательств;
г) запоздалое предоставление доказательств и т.п.
Те из воронежцев, кому хотя бы несколько раз приходилось иметь «счастья» быть участниками судебных процессов, согласятся, что и им приходилось сталкиваться с затягиванием того или иного судебного процесса.
Судебная практика Воронежского Юридического Центра «ЗаконЪ» наглядно показывает, что большинство судей очень осторожны в принятии решений и, как правило, предпочитают лучше отложить вопрос, чем потом обнаружиться, что они недоработали или не соблюли законные права участников процесса.
«Потянуть время» могут и участники дела. Этим приемом нередко пользуются как истцы, так и ответчики, которые по незнанию или злому умыслу затягивают процесс. Например, не вовремя предоставляются доказательства. Реакция суда на такие промедления может быть разной, если процессуальные сроки «поджимают», и все идет к решению, то попытки затянуть процесс, скорее всего, окажутся безуспешными. Но когда судья загружен, и ему не хватает времени – он использует первый попавшийся повод по инициативе стороны отложить разбирательство.
Нередко, этими приемами пользуется недобросовестная сторона, которая знает, что проиграет процесс. Ей может понадобиться время, чтобы вывести и скрыть ликвидные активы, подготовиться к банкротству и т.п.
Каковы же универсальные приемы борьбы с затягиваниями судебного процесса? На самом деле, опытный юрист или юрист всегда заблаговременно просчитает возможные ходы соперника, и подготовят контраргументы загодя.
Нужно постараться заранее предугадать, какие новые доказательства может приобщить к делу другая сторона, или подготовить аргументированную позицию, почему, к примеру, экспертиза не нужна.
Однако в стремлении ускорить процесс важно не перестараться! Ведь, если оппоненту откажут в ходатайствах в суде первой инстанции, то вышестоящие инстанции могут решить, что обстоятельства дела исследованы не в полном объеме. В результате, решение в апелляционной инстанции может быть отменено.
Если же оппоненты систематически затягивает процесс, то вы или ваш представитель имеете полное право обращать внимание суда на эти злоупотребления.
Можно даже написать заявление о применении в отношении оппонентов п.2 ст.10 ГК РФ*.
* Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав
1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
3. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
4. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Кроме того, у вас есть возможность подать заявление об ускорении судопроизводства или, в конце концов, пожаловаться на судью в Квалификационную коллегию судей Воронежской области.
Как же мы можем противостоять отдельным способам затянуть судебный процесс?! Один из типичных приемов – это неявка ответчика. Суды общей юрисдикции отказываются рассматривать и откладывают дело, если ответчик – физическое лицо не получает корреспонденцию по известному адресу. Это связывается с опасениями судьи перед отменой решения в апелляционной инстанции. Однако, и в этом случае можно требовать вынести заочное решение. Однако заочное решение вступает в силу с момента получения ответчиком. Поэтому мы сталкиваемся с той же проблемой – необходимостью вручения судебного акта ответчику. Еще один минус заочного решения – его легко отменить.
Чтобы это избежать, юристы Центра «ЗаконЪ» советуют своим доверителям не пускать дело на самотек и заниматься вопросами доставки судебных повесток самостоятельно, это снизит риск ошибок. Ведь, как правило, истец лучше судьи и юриста знает, где ответчик фактически проживает и где он работает. И если истец возьмет на себя инициативу по доставке судебных повесток, то судья будет этому только рад.
Так же рекомендуется предложить суду самостоятельно проинформировать оппонента о заседании телеграммой и предоставить ее копию как доказательство должного уведомления. Что касается неявок представителя, здесь подход зависит от типа суда. В арбитражных судах дело продолжают рассматривать, а в судах общей юрисдикции участие юрист в другом процессе, его болезнь или командировка будут основанием отложить разбирательство.
Если же оппонент принес новые документы на заседание, не разослав их заранее, нужно взять эти бумаги и попросить время на подготовку позиции. Ведь проиграть спор гораздо хуже, чем позволить ему затянуться. Но чтобы эти действия не были для противоположной стороны безнаказанными, можно ходатайствовать о наложении на нее судебного штрафа или бремени несения судебных расходов по делу, либо объявить выговор с занесением в протокол. Удовлетворение любого такого ходатайства поможет получить с виновника большую компенсацию судебных расходов.
В тоже время, если ваш юрист хорошо знает свое дело, то вновь представленные документы, скорее всего, не будут для него откровением.
Другой пример: недобросовестный ответчик может на финальной стадии процесса попросить привлечь в дело третьих лиц, чьи права может затронуть судебный акт. Если суд это сделает – рассмотрение дела начнется сначала. Чтобы избежать такого сценария, юристы Центра «ЗаконЪ» советует доверителям самостоятельно привлекать всех третьих лиц еще на стадии подачи иска.
Случается и так, что оппонент необоснованно заявляет о фальсификации доказательств. Рекомендуется возражать этим действиям, если их достоверность подтверждают другие доказательства по делу, которые противник не оспаривает. А еще можно обратить внимание суда на то, что оппонент не сразу заявил о фальсификации – значит, он может таким образом тормозить разбирательство.
Так же можно возражать против подачи встречного иска, который подается ближе к концу процесса. Опытный юрист не только докажет его необоснованность, но и укажет, что встречное требование можно и нужно было подать на стадии подготовки дела к рассмотрению.
Еще один способ затянуть процесс – это обжалование всех возможных судебных актов (определений), вынесенных по делу. В этом случае первая инстанция направляет материалы в апелляцию и лишается возможности рассматривать дело. Единственная здесь защита – внимательно анализировать спорные акты, поскольку не все определения можно обжаловать.
Какие еще инструменты можно использовать, чтобы бороться с затягиваниями судебного процесса? Так, участники гражданского процесса будут предоставлять доказательства в те сроки, которые установлены судом. Именно такие изменения в закон предложил в октябре Верховный суд РФ. Вскоре их рассмотрит на своем заседании депутаты ГД ФС РФ. И если эти меры узаконятся, то тем самым искоренятся одно из самых популярных злоупотреблений – запоздалое предоставление доказательств. Тем самым, процесс может стать заметно быстрее.
А вот в арбитражном процессе устанавливать предельные сроки ч.3 ст.65 АПК** позволяется уже сейчас.
** АПК РФ Статья 65. Обязанность доказывания
1. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
2. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
3. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
4. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
5. В случае, если доказательства представлены с нарушением порядка представления доказательств, установленного настоящим Кодексом, в том числе с нарушением срока представления доказательств, установленного судом, арбитражный суд вправе отнести на лицо, участвующее в деле и допустившее такое нарушение, судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела в соответствии с частью 2 статьи 111 настоящего Кодекса.
В любом случае, судебный процесс – это всегда состязание двух сторон – истца и ответчика. И итог этой тяжбы во многом зависит от опыта и квалификации вас или вашего представителя.
Юристы раскрывают секреты: как не дать затянуть процесс
Гражданский или арбитражный процесс может необоснованно затягиваться по причине загруженности судов или злоупотреблений сторон. Когда разбирательство можно ускорить – рассказали юристы-практики. Они поделились советами, как противостоять отдельным недобросовестным приемам, которые используются для того, чтобы затормозить процесс. Среди них – неявка ответчика, необоснованные ходатайства или заявления о фальсификации, а также запоздалое предоставление доказательств.
1. Насколько часто вы сталкиваетесь с затягиванием судебного процесса?
Постоянно, отмечает управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. По его словам, большинство судей очень осторожны и предпочитают лучше отложить вопрос, чем потом обнаружить, что они недоработали или не соблюли права участника процесса. Поэтому «все, что можно делать не сегодня, будет сделано не сегодня», говорит Кульков. «Помогать» им в этом могут и участники дела (обычно ответчики), которые по незнанию или злому умыслу затягивают процесс. Например, не вовремя предоставляют доказательства. Реакция суда на такие промедления может быть разной, отмечает старший партнер МКА «Железников и партнеры» Роман Щербинин. Если процессуальные сроки «горят», и все идет к решению, то попытки затянуть процесс, скорее всего, окажутся безуспешными. Но когда судья загружен, и ему не хватает времени – он использует первый попавшийся повод по инициативе стороны отложить разбирательство, говорит Щербинин.
Этим пользуется недобросовестная сторона, которая знает, что проиграет процесс. Ей может понадобиться время, чтобы вывести и скрыть ликвидные активы, подготовиться к банкротству, рассказывает ведущий юрисконсульт КСК Групп Егор Горин. В конце концов, подольше не отдавать деньги выгодно, ведь ставки по коммерческому кредиту значительно выше законных процентов, отмечает Горин.
2. Каковы универсальные приемы борьбы с затягиваниями?
Кульков советует просчитывать ходы соперника и готовить контраргументы загодя. Нужно постараться заранее угадать, какие новые документы может принести другая сторона, или подготовить позицию, почему экспертиза не нужна. Но здесь важно не перестараться, предупреждает Кульков: если оппоненту откажут в ходатайствах, вышестоящие инстанции могут решить, что обстоятельства дела исследованы неполно. В результате решение будет отменено. Если риск большой, то лучше поступиться временем, иначе в итоге можете потерять его еще больше, предостерегает Кульков.
Если оппонент систематически затягивает процесс, Щербинин предлагает обращать внимание суда на эти злоупотребления. Можно даже написать заявление о применении в его отношении п. 2 ст. 10 ГК (согласно этой статье, можно полностью или частично отказать в защите права тому, кто им злоупотребляет). Кроме того, есть возможность подать заявление об ускорении судопроизводства или, в конце концов, пожаловаться на судью в Квалификационную коллегию судей, перечисляет Щербинин.
3. Как противостоять отдельным способам затянуть процесс?
Неявка ответчика
Суды общей юрисдикции отказываются рассматривать и откладывают дело, если ответчик-физлицо не получает корреспонденцию по известному адресу проживания (когда письмо с него возвратилось), рассказывает партнёр АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнёры» Виктор Глушаков. Он связывает это с опасениями судьи перед отменой решения. В этом случае можно требовать вынести заочное решение, говорит адвокат. Но оно вступает в силу с момента получения ответчиком. Поэтому истец натыкается на те же грабли – необходимо вручить документ ответчику, констатирует Глушаков. К тому же, добавляет он, заочное решение легко отменить.
Юристы советуют заниматься вопросами уведомлений самостоятельно, это снизит риск ошибок. Щербинин рекомендует предложить суду самостоятельно проинформировать оппонента о заседании телеграммой и предоставить ее копию как доказательство должного уведомления. Что касается неявок представителя, здесь подход зависит от типа суда. В арбитражных судах дело продолжают рассматривать, а в судах общей юрисдикции участие адвоката в другом процессе, его болезнь или командировка будут основанием отложить разбирательство, рассказывает советник DS Law в Санкт-Петербурге Екатерина Ильина.
«Новые» старые документы
Если оппонент принес новые документы на заседание, не разослав их заранее, нужно взять эти бумаги и попросить время на подготовку позиции, советует Глушаков: «Проиграть спор гораздо хуже, чем позволить ему затянуться». Но чтобы эти действия не были для стороны безнаказанными, можно ходатайствовать о наложении на нее судебного штрафа или бремени несения судебных расходов по делу, либо объявить выговор с занесением в протокол. Удовлетворение любого такого ходатайства поможет получить с виновника большую компенсацию судебных расходов, отмечает адвокат.
Иного мнения Дмитрий Константинов из юрфирмы «Ильяшев и партнеры». По его словам, если представитель хорошо знает свое дело, вновь представленные документы, скорее всего, не будут для него откровением. Поэтому, как ни парадоксально, злоупотребляет как раз он, когда просит больше времени. Да и звучит это убедительно, уверяет юрист. Заблаговременная рассылка документов поможет избежать таких ситуаций, полагает Константинов.
Третьи лица, встречные иски и экспертизы
Недобросовестный ответчик может на финальной стадии процесса попросить привлечь в дело третьих лиц, чьи права может затронуть судебный акт. Если суд это сделает – рассмотрение дела начнется сначала. Чтобы избежать такого сценария, старший юрист BGP Litigation Антон Помазан советует истцам самостоятельно привлекать всех третьих лиц еще на стадии подачи иска.
Случается, что оппонент необоснованно заявляет о фальсификации доказательств. Щербинин рекомендует возражать, что их достоверность подтверждают другие доказательства по делу, которые противник не оспаривает. А еще можно обратить внимание суда на то, что оппонент не сразу заявил о фальсификации – значит, он может таким образом тормозить разбирательство.
Так же можно возражать против подачи встречного иска, который заявляется ближе к концу процесса. Помазан советует не только доказывать его необоснованность, но и указывать, что встречное требование можно и нужно было подать на стадии подготовки дела к рассмотрению. Еще один способ затянуть процесс – это обжалование всех возможных судебных актов (определений), вынесенных по делу, утверждает Помазан. В этом случае первая инстанция направляет материалы в апелляцию и лишается возможности рассматривать дело, поясняет юрист. Единственная защита – внимательно анализировать спорные акты, поскольку не все определения можно обжаловать, заключает Помазан.
4. Каких еще инструментов не хватает, чтобы бороться с затягиваниями?
Участники гражданского процесса будут предоставлять доказательства в те сроки, которые установлены судом. Такие изменения в закон предложил в октябре Верховный суд (подробнее см. «Процессуальная революция: Пленум Верховного суда предлагает поменять АПК и ГПК»). Вскоре их рассмотрит Госдума. Если эти меры искоренят одно из самых популярных злоупотреблений – запоздалое предоставление доказательств – процесс может стать заметно быстрее. В арбитражном процессе устанавливать предельные сроки ч. 3 ст. 65 АПК позволяет уже сейчас. Но, чтобы суды не боялись отвергать доказательства, представленные с опозданием, нужно разъяснение на уровне Верховного суда, полагает Кульков.
Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.
AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.
Темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC’s Digital Universe
Study, сделанному по заказу EMC в 2011 году.
Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.
Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.
Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.
Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.
1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном
Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.
И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.
2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать
Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию. Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены. Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.
Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.
3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом
Что удивительно, эту идею высказал не кто иной, как исполнительный директор Google Эрик Шмидт. По его мнению, современные цифровые устройства и обилие информации, которой они захлестывают людей, могут препятствовать глубокому мышлению, пониманию, формированию воспоминаний и в конечном итоге затрудняют обучение.
Американский писатель, ученый-публицист и бывший редактор Harvard Business Review Николас Карр поддерживает идею о негативном эффекте цифрового гипертекста, считая, что он приводит к фрагментации знаний. При поиске информации в интернете контекст этой информации часто игнорируется. «Мы не видим даже деревьев, мы видим ветки и листья», — пишет Карр.
Таким образом, информационная перегрузка приводит к когнитивной (мыслительной) перегрузке, из-за чего снижается способность человека не только запоминать информацию, но и сопоставлять ее с опытом, хранящимся в долговременной памяти, что делает мысли рассеянными и поверхностными.
4. Однообразие подачи и потребления информации снижает эффективность ее восприятия
Все мы еще со школьной скамьи помним, что существует 3 канала восприятия информации: аудиальный (слух), визуальный (зрение) и кинестетический (тактильные ощущения). И любая информация лучше всего запоминается, если использовать все 3 канала: услышать, прочитать и записать.
При получении информации из интернета, как правило, задействован только визуальный канал, в меньшей степени — аудиальный, а кинетический и вовсе не используется.
Так, доцент Университета Индианы Карин Харман Джеймс доказала, что студенты лучше запоминают информацию, которую переписали, чем ту, которую напечатали на клавиатуре, что уж говорить об информации, которую просто прочли и тем более просканировали взглядом?
5. Недоверие к данным снижает мотивацию к их удержанию в памяти
Обилие информации, простота и скорость ее распространения и удобство манипулирования ею вполне естественно снизили доверие к ней у населения. Опросы показывают, что из всех источников информации больше всего доверяют библиотекам, в то время как интернет-источники и в первую очередь соцсети находятся в самом низу рейтингов.
6. Новые технологии вызывают социальную изоляцию и препятствуют обмену опытом
Даже сегодня, несмотря на повальное распространение онлайн-курсов, все основные программы обучения реализуются очно, и это неслучайно: обучение в коллективе дисциплинирует и синхронизирует учащихся, в результате те, кто не готов, постепенно подтягиваются за остальными. Это важный фактор обучения.
Не менее важен и личный обмен знаниями и опытом, обретение того самого коллективного духа, а также формирование навыков эмпатии и, следовательно, развитие эмоционального интеллекта. Все это невозможно получить в отсутствие полного зрительного контакта, интерпретации голосового тона или языка тела.
7. Бесконечный серфинг в море информации не оставляет времени на другие аспекты развития
Виртуальный мир неслучайно ассоциируется со словом «Вселенная». Он так же бесконечен, а цикличность производимых в нем действий приводит к полному растворению в информационном потоке: почта, мессенджеры, новости, лента друзей, уведомление о новом письме — все, круг замкнулся.
С этой точки зрения даже телевизор — высшее благо, так как количество TV-каналов хотя бы поддается исчислению. Рано или поздно они наскучат и вы оторветесь от экрана, чтобы вернуться в мир, где надо учиться водить автомобиль, разбираться в маркировках подгузников, перекрывать потекший кран и делать еще множество вещей, не таких информационно наполненных, как интернет-серфинг, но, как выяснилось, куда более эффективных для повышения нашего IQ.
Иными словами, у цифрового мира есть не только огромные преимущества, но и весомые недостатки. И все же в другом нам жить не доведется, а значит, надо просто учитывать все плюсы и минусы такого порядка вещей и учиться жить в условиях бесконечного информационного потока, контролируя и себя, и его.
А как вы относитесь к такому объему информации вокруг? Вам она больше помогает или мешает?
VasKey › Блог › Навыки экстренного торможения — как успеть затормозить в сложной ситуации
Для того чтобы никогда не попадать в аварийные ситуации, нужно постоянно прогнозировать дорожную ситуацию. Но если бы человек, подобно компьютеру, мог безошибочно анализировать и прогнозировать, он бы не тратил время на стояние в пробках, а просиживал бы все свободное время в букмекерских конторах, делая выигрышные ставки. Все просчитать невозможно, потому каждый водитель просто обязан научиться «не тормозить», когда нужно грамотно затормозить.
Каждый день мы, представители гордой касты автомобилистов, сами того не подозревая, отрабатываем стандартные приемы торможения. И даже если у нас когда-то и были навыки экстренного торможения, они постепенно забываются и утрачиваются навсегда. Однако такое положение вещей не должно устраивать человека, который печется о безопасности.
Нужно смотреть правде в лицо – основная масса водителей понятия не имеет, как поведет себя их транспортное средство в том случае, когда возникнет необходимость в экстренном торможении. Между тем, каждый автомобиль может похвастать своей неповторимой реакцией на такие радикальные действия водителя. И дело тут даже не в модели автомобиля, потому как даже представители одного модельного ряда в силу своих специфик и особенностей будут реагировать на резкое нажатие педали тормоза по-своему.
Так что если вы хотите точно знать, какой фокус может выкинуть ваша любимица во время экстренного торможения, единственный способ узнать это – тренироваться.
Лучше всего объезжать, вернее обтормаживать, свою ласточку на пустой дороге. Делать это нужно в несколько этапов.
Начните с 30 км/ч, а потом увеличивайте скорость на 10 км/ч после каждого «брейк-эксперимента». Следите за своим автомобилем и запоминайте его повадки, чтобы впоследствии знать, какое стремя потянуть.
Многие водители само понятие «экстренное торможение» трактуют буквально. Однако на самом деле экстренно тормозить нужно, балансируя на той грани, когда колеса полностью блокируются. При полной блокировке колес автомобиль идет юзом, и его в итоге заносит. При этом тормозной путь увеличивается в разы. Даже опытные водители допускают эту ошибку – резко вжимают педаль тормоза в пол и удерживают ее в таком «задушенном» положении.
Совет. Дабы в экстренной ситуации полностью остановить автомобиль, нужно приложить к тормозной педали только начальное усилие, а потом сильно и довольно быстро полностью выжмите тормоз до полной блокировки колес. После этого необходимо ослабить давление на педаль для предотвращения заноса, а потом снова заблокировать колеса. И так несколько раз, чередуя свои действия. Это так называемое торможение импульсами, при котором проще всего контролировать движение автомобиля, вот-вот готового сорваться в занос.
Гонщики-спортсмены экстра-класса всего за одну секунду способны выполнить около 12 движений, воздействуя на три педали, рычаг коробки передач и руль, при этом работая правой ногой на торможение с частотой около восьми импульсов ежесекундно. Эксперты подсчитали, что у профи в запасе имеется порядка 150 приемов и элементов торможения, которые они могут применить в той или иной ситуации: это и торможение боковым соскальзыванием, и контролируемым вращением, и управляемым заносом и даже контактным торможением, когда не остается ничего другого, как использовать в качестве тормоза придорожный столб.
При экстренном торможении следует учитывать и состояние дорожного покрытия – от его характеристик будет зависеть выбор варианта действий.
На сухом асфальте.
В этом случае нужно тормозить исключительно на грани вхождения в юз. Нажмите сильно на тормоз, а после этого плавно его отпускайте, снижая скорость. Это удержит автомобиль на грани сноса.
Во время дождя или в гололед.
Для начала нужно довольно коротко и слабо надавить на педаль тормоза, а потом постепенно увеличивать силу торможения и время давления на тормоз. Если дорога чересчур скользкая, можно помогать себе двигателем – тормозить, понижая передачи.
Профессионалы утверждают, что в данном случае наиболее эффективным способом торможения является полная блокировка колес. Перед полностью заблокированными колесами образуются валики из снега, которые служат дополнительным средством торможения.
Экстренное торможение с ABS
В случае наличия антиблокировочной системы необходимо воздействовать «ударно» на педаль тормоза. Сильный и четкий удар дает возможность АБС (ABS) на все сто реализовать свой потенциал. Антиблокировочная система посылает тормозное усилие на каждое из колес около 15 раз в секунду. Благодаря этому значительно сокращается тормозной путь, а водитель, как и прежде, может без проблем контролировать автомобиль и с помощью руля изменять его траекторию. Некоторые современные автомобили оснащены системой под названием Brake Assist – этот автомобильный «гаджет» позволяет распознать те ситуации, когда водитель панически давит тормоза, и помогает ему справиться с аварийной ситуацией.
Многие водители в ходе резкого снижения скорости не достаточно крепко держат руль. Неравномерная нагрузка на колеса, а также неровности дороги могут спровоцировать ситуацию, когда руль попросту вырывается из рук. Как результат – машина «отдыхает» в кювете, а водитель нервно курит вторую сигарету с оторванным фильтром. И лишь потом осознает, что он некурящий.
— Во время экстренного торможения особое внимание следует уделить посадке: нужно плотнее прижаться к сиденью, что даст возможность вовремя ощутить тот момент, когда автомобиль потеряет устойчивость.
— Постоянно держите обе руки симметрично в верхнем секторе руля, дабы иметь возможность сразу же среагировать, когда автомобиль занесет.
— Всегда следить за тем, чтобы шины не напоминали голову Гоши Куценко.
Почему не стоит «учительствовать» на дороге
За соблюдением ПДД на дороге обязаны следить сотрудники ГИБДД. Но когда их нет поблизости, из плотной массы автолюбителей начинают выделяться «фракции». Одна под общим названием «самые умные» – те, кто не прочь объехать затор по «встречке» да по обочине. Другой подвид автомобилистов — «правдолюбов», такое поседение жутко бесит и они пытаются призвать нарушителей к порядку своими силами. Но в итоге дорога превращается в зону кровопролитных боевых действий.
Поэтому сразу скажем, что лучший способ без потерь времени, нервов, здоровья и денег доехать до цели, это неукоснительно соблюдать «Правило трех «Д» — Дать Дорогу Дураку. Последний рано или поздно и без вашей помощи найдет свой столб или встречный КамАЗ.
Не «учи» ученого
Однако в ситуации, когда тебя нагло подрезал «этот молокосос» или «эта пижонистая блондинка», ретивое, порой, взыгрывает даже у самого флегматичного водителя. И как тут не взбеситься, если только благодаря твоему экстренному торможению или отчаянному рулению «этот» не разбил тебе машину? Адреналин в крови, жмем «газ в пол», обгоняем обидчика и начинаем его подрезать, тормозить у него перед самым капотом. А если он тоже с норовом или перепугался, процесс «учительства» быстро перетекает в гоночный заезд по городским улицам в стиле известной компьютерной игры.
Не нужно этого делать. Вас мог нечаянно «обидеть» новичок, по неопытности. Устроив ему догонялки с принудительным оттормаживанием, вы сильно рискуете. Отсутствие твердых навыков вождения и стрессовая ситуация с большой вероятностью «пристыкуют» его машину прямиком к вашему багажнику. С опытным наглецом, сознательно хамящим на дороге, тоже не стоит устраивать «корриду». Он наверняка мнит себя, как минимум, младшим братом Шумахера. Ваша праведная погоня за ним либо не приведет ни к чему, либо вы оба превратите свои машины в металлолом. В последнем случае высока вероятность зацепить еще и кого-то из окружающих. Стоит ли подобный финал удовлетворения своей мимолетной ярости – каждый решает сам. И кого потом признают виновником аварии – еще большой вопрос. Объяснения в духе «он меня перед этим подрезал» никого волновать не будут.
Просто имейте в виду: по-настоящему опытному водителю на дороге не мешает никто. То есть абсолютно.
«Обочечные» битвы
Наверняка многим знакомо чувство дистиллированного раздражения от поведения «обочечников». Ты, как нормальный и законопослушный, дисциплинированно «толкаешься» в заторе, а эти нагло объезжают тебя и таких же как ты по обочине. Мало того, что пылят, так еще и встраиваются в твой ряд где-то впереди. Крадут твое время. Поэтому берем правее, сужаем для их «полосу движения» до минимума!
Справедливость торжествует – за вашей кормой вырастает длинный хвост любителей обогнать всех по обочине. Теперь и они вынуждены тянуться вперед со скоростью остальной пробки. А вам теперь придется забыть о расслабленной езде за бампером впереди идущего транспорта. Все превращаетесь в комок нервов, который будет зорко отслеживать каждую потугу ближайшего к вашему багажнику «обочечника» прошмыгнуть мимо вас вперед. А если обочина вдруг расширится? Вся ваша беззаветная общественная деятельность и прыжки по ухабам обочины – коту под хвост. Собравшийся было у вас за спиной «пелетон» с ядовитым хихиканьем пролетит вперед. Вопрос: какой смысл было с ними бороться? И это в лучшем случае.
В худшем может случиться так, что один из мастеров обочины в какой-то момент попытается протиснуться мимо вшей машины еще правее и при этом заденет ее своей. Получаем очень любопытное ДТП. Причем, с точки зрения КоАП, оба его участника – нарушители ПДД. Они же оба ехали по обочине. Штраф, согласно статье 12.15 часть 1 – 1500 рублей. Бесило, что «обочечники» крадут ваше время? Теперь придется потерять его еще больше — в ожидании приезда офицера ДПС.
Дай дорогу торопыге
Хрестоматийна и ситуация, «зеркальная» описанной выше. Тут жажда социальной справедливости подначивает водителя не пускать «обгоняльщика по встречной». Каждый из нас сталкивался с таким типами. У них вид заднего номера идущей впереди машины автоматически запускает в мозгу команду «на обгон». Эта разновидность «летчиков» обгоняет и где надо, и где не стоит, всегда и везде. Разумеется, большинство из них постоянно провоцируют аварийные ситуации, вклиниваясь в ряд в считанных миллиметрах перед вашим передним бампером: ему же «надо», он убирается с пути встречной фуры.
Раздражает, когда приходится оттормаживаться из-за «мастерского» маневра очередного такого индивидуума. Поэтому, завидев на двухполосной трассе одного из них в левом зеркале заднего вида, многие водители тут же «захлопывают калитку». То есть резко сокращают дистанцию до идущего впереди авто – чтобы не дать обгоняющему места для встраивания.
С одной стороны, это правильно. Торопыга не заставит уворачиваться от его багажника. С другой же – черевато аварией. Понятно, что вся манера езды такого «обгоняльщика» — непрерывная аварийная ситуация. Поэтому главная задача законопослушного водителя, не подыгрывать дураку за рулем в организации ДТП, а избежать его. Не дать ему вернуться в ряд можно. Но при этом мы не в состоянии спрогнозировать его дальнейшие действия. Ведь особо упертый «обгоняльщик» обязательно начнет теснить вашу машину вправо. Под встречную фуру ему явно не захочется, а отказаться от рискованного обгона «религия не позволяет».
Или он постарается встроиться перед идущим перед вами авто. Тем самым многократно увеличив риск ДТП, в котором наверняка придется поучаствовать и вам. С учетом того, что скорости на трассе не маленькие, последствия даже минимальных касаний между машинами могут быть катастрофичными.
Избежать этих ужасов просто. Заметил подлетающего «обгоняльщика» – потихоньку увеличь интервал до машины перед тобой. Пусть он спокойно встроится и продолжает мнить себя крутым гонщиком. От этой иллюзии большинство в конце концов излечиваются. Если выживают после первой серьезной аварии. Пустите его и пусть он дальше летит – вам же меньше нервотрепки и риска для жизни.
Не тормози – не тормознут тебя
Одна из самых глупых попыток «заставить выполнять ПДД» окружающих – ехать в левом ряду со скоростью, строго соответствующей ограничению в данном месте. Когда в России ввели «нештрафуемое» превышение допустимой скорости на 20 км/ч. никакого роста аварийности по этой причине никто так и не зафиксировал. Хотя бы поэтому подобная «борьба с лихачами» бессмысленна. Более того, это просто опасно.
Любой эксперт в сфере транспорта скажет вам, что поток машин, едущий без изменений скорости и перестроений между рядами, — самый безопасный и быстрый. Машина, едущая нарочито медленнее его, да еще в левом ряду – провокатор аварии. Из-за нее соседи по асфальту вынуждены менять скорость движения и перестраиваться. Поэтому человека, сознательно тормозящего всех в левом ряду, иначе как провокатором назвать язык не поворачивается. А особо возбудимых личностей такое поведение провоцирует на «учительские» подвиги.
Вывод: хочешь ехать не быстро – делай это в правых полосах. Тем более, на это и ПДД намекают.
Не тронь байкера – не придется платить
Многих, если не сказать, что почти всех, водителей раздражают мотоциклисты. На самом деле, основной скрежет зубовный вызывают, конечно, обладатели спортбайков. Попробуй среагировать на появление в зеркале заднего вида визжащего двухколесного аппарата, идущего на скорости в 2-2,5 выше, чем у основного потока.
Еще раздражает, когда мотоциклисты по междурядьям «прошивают» пробки. Автовладельцы в это время стоят и копят завистливую злобу. Не все, но многие. И потом пытаются мелко мстить. В заторе, завидев пробирающегося между машин «двухколесного», сдвигают машину поближе к соседней полосе. Или на скоростной трассе, как бы нечаянно, организуют для нагоняющего байкера «коробочку» – из своего авто и двигающегося по соседней полосе. Подобные мелкие пакости обычно обосновываются в духе: «а пусть они как все по Правилам едут»!
Формально, конечно, все верно. Но глупо. Мотоциклист все равно в конце концов тебя обгонит. А попытка «научить жизни» байкера может обойтись очень дорого. В аварии с участием мотоциклиста водитель машины, скорее всего, не пострадает – защитит железо кузова. «Двухколесный» же с большой вероятностью получит тяжелые травмы. Ведь даже специальная мотоциклетная защита стопроцентных гарантий безопасности не дает.
В итоге хороший адвокат легко может убедить суд, что водитель обязан возместить разбившемуся байкеру (или его родственникам) нанесенный вред. Компенсировать семье потерю кормильца или тяжелую инвалидность выжившему «мотобрату» – это хлопотно и накладно. Поэтому прямой резон держаться от них подальше и, тем более, не создавать лишних проблем на дороге.
Экстренное торможение: советы от профессионалов
Умение быстро ориентироваться в экстренной ситуации на дороге – порой единственный путь к спасению человеческих жизней. К сожалению, организм человека не настолько технологичен и быстр, как компьютер, а навыки анализировать и делать правильные выводы за доли секунды приобретаются только с опытом. Предсказать, как сложится дорожная ситуация, просто нереально, поэтому важно всегда быть начеку и обладать умением быстро тормозить. Как это не парадоксально звучит, но иногда на первом месте не скорость нажатия тормоза, а правильная техника, достичь которой можно лишь долгими и упорными тренировками.
Казалось бы, ежедневное нахождение за рулем гарантирует регулярность упражнений, однако, это не совсем верно. Стандартные дорожные ситуации предполагают набор однотипных движений, далеких от действий в экстремальном случае. Если вы действительно печетесь о безопасности, будьте готовы при необходимости выйти за рамки шаблонного поведения.
Как научиться правильно тормозить в экстренной ситуации
ДТП даже в условиях спокойного городского движения – явление достаточно частое, а причина постоянных аварий кроется в неумении водителей быстро и точно реагировать в нестандартной ситуации. Происходит это потому, что автовладельцы понятия не имеют о поведении своего «железного коня» при резком торможении. На самом деле, каждый автомобиль имеет ряд специфических особенностей, поэтому мастерство правильного торможения зависит не только от реакции водителя, но и от того, как поведет себя техника. Определить уровень своих умений, а также нюансы поведения своего автомобиля в экстренном случае помогут только специальные тренировки.
Подготовка будет проводиться в несколько этапов, лучшее место для упражнений – пустая дорога где-нибудь за городской чертой. Каждый этап содержит несколько повторов, после чего происходит увеличение скорости. Опыты стоит начать с 30 км/ч, увеличивая каждый раз скоростной показатель еще на 10 км/ч. Во время экспериментов важно следить за поведением автомобиля, чтобы в дальнейшем научиться контролировать каждое его движение.
Техника торможения и возможные ошибки
Под сочетанием «экстренное торможение» подразумевается не простое нажатие на педаль до упора, а целая серия отработанных, аккуратных, отточенных движений. Блокировка колес должна проходить плавно, равномерно, иначе автомобиль занесет, и тогда вы просто потеряете управление. Чтобы контролировать транспортное средство в непредвиденной ситуации и сократить тормозной путь, ни в коем случае не жмите на педаль до упора, удерживая ее в таком положении до остановки.
Действия необходимо согласовать и выполнять в такой последовательности:
- легко нажмите на педаль тормоза, совершая лишь начальное усилие;
- максимально выжмите тормоз, добиваясь полной блокировки колес;
- ослабьте усилие, снимая блокировку;
- вновь выжмите педаль до упора.
Данные действия следует выполнять до полной остановки автомобиля. Техника экстремального торможения по-другому называется импульсной и состоит из чередующихся движений то максимального, то ослабленного нажатия на тормоз. Преимущество импульсного способа в возможности контролировать процесс торможения и в защите от опасного заноса.
Постоянные тренировки приводят к поразительным результатам. Например, профессиональные гонщики в течение 1 секунды выполняют до 12 различных действий, совмещая управление рулем, рычагом коробки передач и тремя педалями. За этот же минимальный промежуток времени они производят около 8 тормозных импульсных движений.
Гонщики экстра класса в сложной обстановке могут воспользоваться любым из 150 отработанных приемов торможения – от бокового соскальзывания до полностью контролируемого вращения. Бывает, что в экстремальных ситуациях недостаточно просто отрегулировать занос, и тогда приходится использовать контактное торможение, проще говоря, направлять свой автомобиль в сторону ближайшей преграды – дерева или телеграфного столба.
Зависимость способа торможения от состояния дороги
Кроме умений быстро реагировать, используя преимущества техники, необходимо учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Рассмотрим, как следует поступать в том или ином случае:
- Сухая асфальтированная дорога. Выгодные условия для торможения, главное – не переусердствовать. Следует нажать на тормоз изо всех сил, а затем плавно ослабить движение, чтобы автомобиль окончательно не ушел в юз.
- Заснеженная трасса. Это тот случай, когда не требуется ювелирная работа, а достаточно максимальной блокировки колес. Перед зафиксированными колесами образуются снежные валы, увеличивающие эффективность процесса торможения.
- Гололед или проливной дождь. Лучшее решение – плавно и равномерно давить на тормоз, создавая череду импульсов. С уменьшением скорости увеличивать время давления и силу нажатия. Если одновременно понижать передачи – торможение будет более эффективным.
- Использование ABS. Антиблокировочная система самостоятельно организует процесс экстренного торможения, достаточно одного мощного нажатия на педаль тормоза. Около 15 раз в секунду на все колеса будут посланы импульсы, благодаря которым не только сократится тормозной путь, но и появится возможность отрегулировать направление движения с помощью руля, не отвлекаясь на педали. Одна из новейших систем – Brake Assist – после сильных ударов по тормозам анализирует критическую ситуацию и находит оптимальное решение.
Во время торможения старайтесь крепко держать руль, расположив обе руки симметрично в верхней его части. Прижмитесь к сиденью, чтобы всем телом ощущать малейшие изменения движения автомобиля. И, конечно, вовремя меняйте шины – «лысая» резина не раз становилась виновницей автоаварий.
Регулярные тренировки, отработанные навыки и знание особенностей собственного автомобиля – гарантия безопасности во время чрезвычайной ситуации на дороге.