Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц
- На данный электронный адрес уже зарегистрирована учетная запись. Для размещения вопроса на бесплатную юридическую консультацию авторизуйтесь, или воспользуйтесь функцией восстановления пароля.
- Заданный Вами вопрос должен пройти модерацию, после чего, он будет доступен для ответа любому из юристов портала на странице первичной бесплатной консультации.
- В случае если вопрос нуждается в более полном индивидуальном ответе на платной основе, обратитесь к любому из ответивших юристов или выставите вопрос на аукцион. Для этого нужно зайти на страницу консультаций авторизованным по логину и паролю отправленному вам по e-mail или создать новый аукцион в Вашем Личном кабинете.
Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион. За право ответить на него поборются юристы со всей страны. Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!!
Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.
В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения. Вопрос может быть решен на месте – возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно. По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.
Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.
Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке. В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.
Стоит отметить , что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе. В частности, это касается уведомлений и требований. В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.
Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.
Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.
Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Сроки и порядок подачи жалобы
Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.
Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности). В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию. Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.
В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав. Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.). Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).
К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.
Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.
Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).
Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.
Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.
Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).
Обращение в суд
В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.
Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).
При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.
Как обжаловать решение ИФНС, вынесенное по результатам проверки
Куда жаловаться
Если вы не согласны с решением налоговой инспекции, принятым по результатам проверки, то на такое решение можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (управление ФНС по вашему региону) или в суд. Причем жаловаться надо сначала в УФНС. И только после этого вы можете обратиться в суд. Сразу пойти в суд нельзя, даже если вы пропустили срок на обжалование в вышестоящем налоговом орган е пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ .
В какой срок подавать жалобу
Срок для подачи жалобы в УНФС зависит от того, вступило ли в силу решение ИФНС по проверке.
Решение ИФНС по проверке | Вид подаваемой жалобы | Срок, в который жалобу можно подать в УФНС |
Не вступило в силу, то есть еще не истек 1 месяц со дня вручения вам решени я п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ Если вы подадите апелляционную жалобу, то вступление в силу решения по проверке будет отложено. ИФНС сможет его исполнить (взыскать с вас недоимку, пени, штрафы) только после рассмотрения УФНС вашей жалобы. Однако пени в любом случае будут рассчитаны за все календарные дни, когда обязанность по уплате налога была просрочен а п. 3 ст. 75, п. 9 ст. 101, ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3 НК РФ | Апелляционная жалоб а п. 1 ст. 138 НК РФ | В течение месяца со дня п. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101 НК РФ; п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ : • когда решение было вручено вам под расписку; • когда истекают 6 рабочих дней со дня отправки решения вам по почте; • который указан в квитанции о приеме, если решение было выслано вам по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) Если вы пропустите срок на подачу апелляционной жалобы, ИФНС уже начнет взыскивать вашу налоговую задолженность. И приостановить этот процесс можно, только предоставив налоговому органу банковскую гаранти ю п. 5 ст. 138 НК РФ |
Вступило в силу Если вы пропустите срок на подачу апелляционной жалобы, ИФНС уже начнет взыскивать вашу налоговую задолженность. И приостановить этот процесс можно, только предоставив налоговому органу банковскую гаранти ю п. 5 ст. 138 НК РФ | Обычная жалоба | В течение года со дня вынесения решени я п. 2 ст. 139 НК РФ |
Условие. Решение по выездной налоговой проверке вынесено 20.06.2018.
Решение. Последним днем срока подачи обычной жалобы на это решение будет 20.06.2019.
Как оформить и подать жалобу
Порядок подачи обоих видов жалоб идентичен.
Образцы жалоб вы можете найти:
сайт ФНС → Юридические лица или индивидуальные предприниматели → Подача жалобы в налоговые органы → Я хочу обжаловать решение по налоговой проверке
В жалобе должны содержатьс я пп. 1— 3, 6 ст. 139.2 НК РФ :
• ваши данные. Это наименование организации или ф. и. о. предпринимателя, адрес с индексом, ИНН. Укажите также адрес электронной почты и номера контактных телефонов;
• реквизиты обжалуемого решения;
• основания, по которым, как вы считаете, ваши права нарушены.
• Это так называемая мотивировочная часть жалобы. Указывайте в ней все нарушения допущенные ИФНС, в том числе и процедурные. Если о каких-то своих претензиях вы в жалобе не заявите, то суд впоследствии их учитывать не буде т п. 68 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (далее — Постановление № 57) ;
• ваши требования. Например, отменить решение полностью или в части. Учтите, что требовать полной отмены решения вы можете даже в том случае, если в жалобе привели доводы не по всем его пунктам. Решение все равно будет считаться обжалованным целиком, а обязательная процедура обжалования будет соблюдена в отношении всех его эпизодов. В дальнейшем вы сможете обжаловать в суде любую часть решения, включая и те его пункты, по которым вы доводы в своей жалобе не заявлял и п. 67 Постановления № 57 ;
• способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
• подпись руководителя организации/ ИП или представителя. В последнем случае к жалобе нужно приложить доверенность или ее нотариально заверенную копи ю п. 3 ст. 29, п. 4 ст. 139.2 НК РФ .
Также к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие доводы налогоплательщик а п. 5 ст. 139.2 НК РФ .
Если по итогам камеральной проверки НДС-декла рации налоговая вынесла два решения, к примеру о привлечении к ответственности и об отказе в возмещении налога, на оба эти решения можно подать одну жалоб у п. 49 Постановления № 57 .
Жалобу нужно подать в письменном виде в ИФНС, проводившую налоговую проверку. Это можно сделать:
• или по почте заказным письмом с описью вложения;
• или по ТКС в формате, утвержденном ФНС;
• или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы налоговая инспекция должна направить ее со всеми материалами в УФНС п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ .
Как рассматривается жалоба
По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без участия налогоплательщика или его представителя. За исключением ситуации, когда будет обнаружено противоречие в материалах, представленных ИФНС, или несоответствие между сведениями, указанными в жалобе, и сведениями, содержащимися в материалах налогового орган а п. 2 ст. 140 НК РФ .
О ходе рассмотрения вашей жалобы можно узнать:
сайт ФНС → Электронные сервисы → Узнать о жалобе
УФНС должно рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на 1 месяц. Однако если УНФС нарушит срок рассмотрения жалобы, этот факт не повлечет недействительности решения, принятого по ней п. 6 ст. 140 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 01.02.2010 № 13065/10 .
УФНС оставит жалобу без рассмотрения, если п. 1 ст. 139.3 НК РФ :
• или она подана в ненадлежащей форме либо не подписана;
• или в ней нет реквизитов обжалуемого решения;
• или нарушен срок подачи жалобы, при условии что она не содержит ходатайства о восстановлении срока или такое ходатайство оставлено без удовлетворения;
• или ИФНС сообщила об устранении нарушения прав налогоплательщика до вынесения решения по обычной жалобе;
• или жалоба отозвана до принятия решения по ней;
• или ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям.
Решение об отказе в рассмотрении должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве. О нем вам сообщат в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. При этом в первых трех случаях вы можете исправить недочеты и подать жалобу еще раз пп. 2, 3 ст. 139.3 НК РФ .
До принятия решения по жалобе налогоплательщик вправ е п. 7 ст. 138, п. 1 ст. 140 НК РФ :
• представить дополнительные документы в обоснование своей позиции;
• отозвать жалобу полностью или в части, подав письменное заявление в УФНС. Однако в дальнейшем вы не можете подать повторную жалобу по тем же основаниям.
УФНС по итогам рассмотрения жалоб ы п. 3 ст. 140 НК РФ :
• или оставит первоначальное решение ИФНС без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
• или отменит первоначальное решение полностью либо в части;
• или отменит первоначальное решение полностью и примет новое решение.
Свое решение УФНС должно направить или вручить налогоплательщику в течение 3 рабочих дней с даты его приняти я п. 6 ст. 140 НК РФ .
Обращаемся в суд
У вас есть право обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде по месту нахождения инспекции в следующих случая х п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ; ч. 1 ст. 198 АПК РФ :
• или если ваша жалоба оставлена без удовлетворения;
• или если решение ИФНС отменено только в части;
• или если решение по поданной вами жалобе не принято УФНС в установленные сроки.
При этом в суде решение ИФНС можно обжаловать только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС п. 67 Постановления № 57 .
А если по итогам рассмотрения жалобы УФНС отменило решение ИФНС и приняло новое решение, в суде нужно обжаловать новое решение УФНС п. 2 ст. 138 НК РФ; п. 75 Постановления № 57 .
Срок на обращение в суд составляет 3 месяца с даты принятия УФНС решения по жалобе, а если решение не принято в срок, то с момента, когда такое решение должно было быть принято. Если срок пропущен по уважительной причине, то суд его может восстановит ь ч. 4 ст. 198 АПК РФ; п. 3 ст. 138 НК РФ .
Условие. УФНС получило апелляционную жалобу на решение ИФНС по проверке 19.06.2018. По состоянию на 23.07.2018 жалоба не была рассмотрена, а руководитель УФНС не принял решение о продлении срока ее рассмотрения.
Решение. Срок подачи заявления в суд начнется 20.07.2018 (19.07.2018 — последний день, когда УФНС должно было принять решение по жалобе), а последним днем этого срока будет 19.10.2018.
Если результат рассмотрения жалобы в УФНС вас не устраивает, то перед тем, как обращаться в суд, первоначальное решение ИФНС или новое решение УФНС можно обжаловать в ФНС. Подать жалобу в ФНС нужно в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС. А если решение ФНС вас опять не устроит, его уже можно обжаловать в суде. Главное, чтобы срок на обращение в суд к этому моменту не исте к п. 2 ст. 138 НК РФ; Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-02-08/7996 ; п. 75 Постановления № 57 .
Как обжаловать решение налогового органа
Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.
Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.
Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к ответственности;
- об отказе от привлечения ответственности;
- о проведении дополнительного контроля.
Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».
Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:
- объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
- при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Как подавать возражения:
- в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
- по почте;
- лично или через представителя.
В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Подача жалобы или апелляционной жалобы
Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.
Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.
Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).
Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу
Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:
- ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
- обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
- основания, по которым нарушены права заявителя;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.
Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.
Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.
Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.
Зачем нужно подавать жалобу
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
Как составить жалобу
Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.
Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.
Подача иска в суд
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).
Информацию, которую нужно указать в иске
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
- название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- какие права заявителя были нарушены;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.
Что приложить к заявлению
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
На что нужно обратить внимание налогоплательщику:
- Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
- Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
- Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
- Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
- К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
- Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
- В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
- Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
- Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
- Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
- Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
- Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
- Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
- Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).
Штраф от налоговой: Как оспорить штраф выписанный ФНС. За что может быть штраф от ИФНС
Деятельность налоговых инспекций направлены на налоговый контроль физических и юридических лиц. Данный контроль нужен для того, чтобы все правила Налогового Кодекса исполнялись любым лицом, являющимся налогоплательщиком. Одним из видов такого контроля является налоговая проверка, с которой может столкнуться любой. Если при данное проверке были обнаружены какие-то нарушения налогового законодательства, то для нарушителя наступает определенная ответственность.
За что может быть штраф от ИФНС
Как мы уже сказали выше налоговыми органами проводится специальная проверка, после которой как раз и может наступать штраф от налоговой.
Данные проверки могут проводится в нескольких видах:
- 1) Камеральная проверка – проводится налоговым органом прямо на месте, когда лицо подает декларацию по конкретному виду обязательных платежей. Стоит уточнить, что такие проверки проводится с определенной регулярностью, причем их проверка может затягиваться на несколько месяцев. Если такая проверка показала, что особых нарушений выявлено не было, то лицо прошло проверку и все нормально, данные заносятся в базу. Если же все-таки какие-то нарушения были найдены, например, в виде ошибок, которое лицо к тому же не исправило во время проверки и не дало никаких пояснений, то тогда будет вынесен акт, в котором будут показаны данные нарушения. Налоговой инспектор в соответствии с Налоговым Кодексом оформляет этот акт в срок до десяти дней.
- 2) Выездная проверка – налоговые органы посещают место нахождения лица. Такая проверка осуществляется на чаще, чем раз в год по одному виду налога. По разным видам налога она не может быть чаще, чем 2 раза в год. Когда проводится такая проверка всегда выносится определенный акт. Перед тем как осуществляется данная проверка составляется специальный документ вообще о проверке. Чтобы подготовить акт о результатах проверки дается срок в 2 месяца с того момента, как была проведена проверка и составлен вышеупомянутый документ.
На основании актов данных проверок выносится решение о том, чтобы привлечь лица к ответственности. Вручаются такие акты лицу, которое впоследствии дает специальную расписку.
Уклоняться от такой расписку лучше не следует, так как такой акт уклона отдельно фиксируется в этом же акте. После этого акта все равно отправляется лицо и после этого она считается врученным на 6ой день после того, как его отправили. В итоге акт лицо все равно получает в любом случае, только в нем теперь еще есть подпись об уклоне получения. Если потом начнется разбирательство, то данная отметка будет косвенно влиять на решение в пользу налоговых органах.
Многие люди относятся к юридической помощи с небольшой предвзятостью, думая, что зачем тратить деньги, если можно просто посмотреть статьи в интернете.
Хотя в данной статье разобрано данная проблема, все равно невозможно дать абсолютно универсальные советы, которые подойдут для данной ситуации. Кроме того, статьи в интернете устаревают, так как законодательство регулярно обновляется, и обыватель, не зная законов и практики, может воспользоваться данной статьей и поступить неправильно, в итоге процедура может быть провалены.
Поэтому не стоит пренебрегать юридической помощью, так как грамотный юрист сможет дать определенные советы в вашей персональной ситуации. Это очень важно, так как в одном случае лучше будет провести одну процедуру, а в другом другую и обычный человек не всегда понимает, как правильно их выбрать. Кроме того, многие процедуры требуют оперативности, решительности, а это можно делать только, основываясь на имеющихся знаниях и на месте. Во многих ситуациях нельзя при задавании новых вопросов, либо появлении новых проблем моментально залезть в интернет и попробовать узнать об этом. Юрист же уже имеет эти знания, и поэтому будет поступать правильно уже здесь и сейчас. Помимо этого, юрист помимо всего имеет не только теоретические знания, но и практические, осознавая, что оппонент может предоставить, дабы уменьшить шансы на успех.
В свою очередь юрист заранее уже может подготовиться к подобному исходу дела, и парировать подобные явления. В конечном итоге, лицо, обратившееся к юристу, имеет большую вероятность, что дела его закончатся благоприятно.
Как оспорить штраф, выписанный ФНС
Если после того, как была проведена проверка налоговые органы не составляли данный акт, то априори считается, что проверка была проведена и никаких нарушений не было. Если лицо привлекают к ответственности без данного акта, то это считается незаконным, так как оснований для привлечения к ответственности нет.
Кроме того, если все же есть акт, но в данном акте не видно нарушений, либо лицо не видит этих нарушений из-за отсутствия разъяснений, то такое решение о привлечение к ответственности тоже можно признать через суд недействительным.
В итоге в таком акте в любом случае должны быть те самые факты, которые свидетельствуют о том, что лицо допустило нарушение налогового законодательства, о чем и должно быть документально е подтверждение.
Таким образом, именно правильно форма акта, где указаны все нарушения, пояснение и соблюдение порядка предоставления этого факта напрямую влияет на то, можно ли привлечь к ответственности или нет.
Если акт оформлен в должной форме, но лицо несогласно с теми доводами, которые указаны в данном документе, то оно имеет право возразить в течение срока установленном в законе (15 дней с того момента, как был получен акт).
При этом возражение тоже должно быть написано по определенным правилам.
Получается, что лицо должно обратить внимание как был оформлен акт. На практике есть множество случаев, когда налоговый орган просто не может привлечь налогоплательщика к ответственности, когда не был соблюден порядок, форма акта и другие правила налогового законодательства. Если же вся форма соблюдена, то ее можно обжаловать.
У обычного человека всегда возникает множество вопросов во время изучения какой-либо проблемы, требующей знания законов и общих принципов права. Это неслучайно, так как право многогранно, для того, чтобы понять какую-то отрасль нужно понимать общие принципы и возможно нужны знания и по другим отраслям.
Разобравшись в конкретной проблеме, не факт, что вы будете понимать, что делать, так как для в ряде случаев необходимы более широкие знания. Кроме того, даже широких знаний может быть недостаточно, даже когда студенты выпускаются из юридических университетов, обладая определенными знания, которые действительно во много раз выше, чем у обывателя, они не понимают, как работают данные правила на практике. Этому может научиться только постоянный контакт с процедурами, актами, бумагами и т. д. Этим обладают уже более опытные юристы, к которому и стоит обратиться обывателю.
Для начала может помочь обычная консультация, так как проблема хотя может быть и не понятной, но на самом деле при должном понимании оказаться совсем простой. В итоге вы, не потратив особых денежных и временных ресурсов будет сразу знать, что делать без применения метода проб и ошибок. Если же проблема все же сложная, то лучше обратиться не за простой консультацией, а именно за квалифицированной помощью, когда юрист постоянно сможет разрешить ваши дела. Разобравшись в ситуации, он сможет решить проблему за вас, причем сделает он это гораздо быстрее и правильнее, что в большинстве случаев серьезно повышает шансы на успех.
Оспорить через жалобу или суд
Есть два способа обжалования акта налогового органа.
- 1) Итак, первым способом является внесудебный порядок. Для этого лицо должно пожаловаться в вышестоящий налоговый орган. В итоге дело приостанавливается и пока идет разбирательство привлечь к ответственности невозможно. В это время обжалуется решение, не вступившее в силу.
Если этот акт принят, но не вступил в силу, то как указано выше все производство приостанавливается, пока не будет принято какое-то решение вышестоящим органом.
Вышестоящий орган может отменить решение, изменить, либо оставить таким как было. Эффективность подачи жалоб в вышестоящие органы неоднозначны, когда-то в одних и тех же ситуациях может быть принято решение в пользу лица, а в каких-то в пользу налоговых органов, проводивших проверку.
Стоит уточнить, что если лицо пропустило срок на то, чтобы обжаловать решение, то он все равно имеет право на обжалование. Здесь тогда он направляет не апелляционную, а обычную жалобу все туда в вышестоящий орган. Эта жалоба уже подается по решениям, вступившим в законную силу, то так как оно вступило в силу, то оно уже исполняется, а значит штрафу вы уже подвергаетесь. Поэтому, когда идет подача данной жалобы лучше вынести отдельное ходатайству об приостановлении исполнения, но это ходатайство одобряется или отклоняется по собственному решению налогового органа.
Если внесудебный порядок не помог, то ничего не остается, как обращаться в суд, где все, конечно же, становится несколько сложнее и требуется определенный опыт и знания в этой сфере для того, чтобы добиться определенного результата. В конечном итоге возможно понадобится привлечение юриста, который разбирается в налоговых правоотношениях, так как сам человек может просто не справиться с судебными процессами и быть привлечен к ответственности, даже если он прав, но не смог доказать свою правоту.
- 2) Обжалование через суд Обжалование решений налоговых инспекций можно производить и путем обращения в арбитражный суд. Это самый эффективный способ. Подача жалоб в вышестоящие налоговые инстанции зачастую лишь затягивает время, не давая желаемых результатов. То есть для того чтобы обратиться с заявлением в суд, совсем нет необходимости «обивать пороги» вышестоящих налоговых органов. Заявление можно подать в арбитражный суд непосредственно, минуя налоговиков. Судебное обжалование происходит в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Индивидуальный предприниматель подает заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции, в котором излагает все обстоятельства дела и свои мотивированные возражения. Однако следует учитывать, что в полной мере это право предпринимателей действует лишь до 1 января 2009 г. После указанной даты вступает в силу норма об обязательном досудебном предварительном порядке обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Ходатайство об обеспечении Индивидуальный предприниматель, обратившийся в арбитражный суд либо в налоговый орган с ходатайством об обеспечении иска / жалобы в виде приостановления исполнения решения о привлечении к ответственности, должен обосновать необходимость принятия обеспечительных мер и представлять доказательства, подтверждающие его доводы.
Консультация юриста или адвоката
Нельзя сказать, что подобное дело простое для понимания и тем более не такое уж простое его разрешение. Сами процедуры могут занимать немало времени, что уже для простого человека может быть критически, так как помимо юридических процедур у них есть множество своих важных дел. Прибавить к этому еще полную неопределенность по данному вопросу: что нужно делать, какие шаги предпринять, что делать если не получится и т. д.
В связи с этим рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам за консультацией. Они смогут объяснить суть вопросы, как права вы имеете, какие пути решения могут быть. Стоит обратить внимание, чтобы помощь действительно была эффективной стоит обращаться к тем специалистам, которые работают именно с этим профилем.
Они смогут помочь тогда, основываясь не только на нормах права, кстати говоря, непрофильный специалист по специфическому делу может и нормы права некоторые пропустить из-за незнания, но и практике применения этих норм, а это тоже имеет весьма важное значение при разрешении проблем. Таким образом, если специалист понимает ваше дело, то вы гарантировано сможете уйти от юриста с осознанием дела.
Если вы понимаете, что даже так вам будет непросто справиться, то лучше воспользоваться уже не просто консультацией, а именно представительством, когда юрист решит за вас ваши проблемы: оформит документы, напишет жалобы, вынесет ходатайство, будет защищать вас в суде и т. д. В конечном итоге, только там вы сможете достигнуть реального успеха по конкретному делу.
Важно! По всем вопросам штрафов и налогов, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8–777-32-63.
Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
Юристы по налоговым вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Обжалование штрафа из налоговой
В настоящее время незначительные налоговые правонарушения влекут за собой привлечение к административной ответственности, которая выражается в назначении штрафных санкций. Оплата денежных средств осуществляется в обязательном порядке. При этом важно обратить внимание, что фискальный орган нередко назначает наказание ошибочно. Поэтому, при наличии законных оснований, налогоплательщики имеют право оспорить штраф. Ознакомиться с условиями и порядком обжалования поможет настоящая статья.
За что может прийти штраф из налоговой?
Нарушение законодательных норм сопровождается привлечением физического или юридического лица к ответственности в административном или уголовном порядке. Если речь идет о незначительном правонарушении Налогового кодекса, в отношении лиц устанавливаются штрафные санкции.
Налоговая инспекция назначает штрафы за любое правонарушение. К числу наиболее распространенных противозаконных действий относятся:
- Нарушение условий регистрации в налоговом учреждении;
- Осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности без оформления в учреждении;
- Не своевременная подача декларации;
- Просрочка периода выплаты налогов;
- Сокрытие или не предоставление информации, препятствующей реализации контроля за деятельность физического или юридического лица;
- Не предоставление сведений о характере совершаемых сделок;
- Нарушение правил учета доходов и расходов гражданина или отдельной организации;
- Продажа или производство незадекларированной продукции;
- Уклонение от уплаты транспортного, земельного налога;
- Несвоевременное предоставление отчетности;
- Привлечение к трудовой деятельности лица, осуществляющего рабочие функции неофициально;
- Получение заработка за деятельность, не обозначенную в акте единого налога.
Основания
Пришел штраф из налоговой, по какой причине могу его оспорить?
На основании положений статьи номер 137 НК РФ, гражданин вправе оспорить назначение штрафных санкций фискальной инспекции, если считает, что его права были нарушены. Законодательством предусмотрено, что обжалование наказания может наступить при наличии законных оснований. Перечень уважительных обстоятельств содержится в статье НК РФ под номером 112.
Оспорить наказание можно при наличии следующих оснований:
- Наличие тяжелых семейных обстоятельств или личных причин;
- Осуществление противозаконного действия при условии угрозы жизни или здоровью лица;
- Сложное финансовое положение гражданина или наличие кредитной задолженности перед банком;
- Если налогоплательщик ранее не привлекался к административной ответственности за схожее преступление;
- Отсутствие умысла для совершения противозаконных деяний;
- Подтверждение полной и своевременной уплаты прежних платежей;
- Оспорить наказание можно, если величина штрафа несоразмерна характеру нарушения;
- Период просрочки выплат или предоставления актов в налоговую инспекцию не значительно превышен;
- Прошел срок исковой давности;
- Заболевание плательщика или членов семьи, наличие степени инвалидности.
Перечень обстоятельств предоставляет возможность оспорить решение налоговой инспекции о назначении штрафа или снизить сумму долговых обязательств. При этом важно обратить внимание, что требование гражданина об оспаривании постановления о взыскании штрафа должно подкрепляться доказательствами.
Куда обращаться?
Оспорить штраф из налоговой инспекции можно в отделении ФНС, которое назначило наказание, или в суде.
Как оспорить штраф из налоговой инспекции?
Для начала процесса оспаривания в досудебном порядке оформляется жалоба в письменном виде.
В заявлении уточняется:
- Название и контактные данные учреждения;
- Штраф, который гражданин желает оспорить с указанием номера и даты постановления;
- Законные основания для оспаривания;
- Требования;
- Дата и подпись.
Заявление в территориальное отделение службы предоставляется:
- Лично;
- Путем использования услуг почты;
- В электронном формате;
- Через онлайн сервис «Личный кабинет налогоплательщика».
Обращение рассматривается в течение трех рабочих дней.
Если полученное решение не удовлетворило налогоплательщика, он вправе оспорить назначение штрафа налоговой инспекции в арбитражном суде. Обжаловать решение имеется возможность в течение десяти дней.
Для проведения разбирательства в суде оформляется иск. В содержании документа уточняются основные моменты проблемы, требование отменить наказание и законные основания для оспаривания штрафных санкций. К иску прилагаются документы, подтверждающие право лица оспорить штраф.
Постановление суда может быть отменено только в случае обращения гражданина в вышестоящее учреждение – апелляционный или кассационный орган.
Оспорить решение налоговой инспекции гражданин вправе в течение одного года с момента получения постановления о назначении фискальных санкций.
Налогоплательщик, согласно статье НК РФ под номером 113, не привлекается к взысканию штрафных санкций по истечении срока исковой давности. Продолжительность периода составляет три года.
Если у вас остались вопросы, на которые вы не нашли ответы в статье, можно оставить заявку на нашем сайте. Опытный юрист предоставит бесплатную консультацию и ответит на интересующие вас вопросы.
Похожие
Если гражданин не согласен с заключением налогового органа относительно проведенной аттестации, он вправе оспорить это…
В настоящее время большинство водителей сталкивались с тем, что получали штраф за вождение или были…
Движение автомобиля по встречной полосе — правонарушение, за которое инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф…
Сложно представить проезжую часть без пешеходных зон. Тротуар предназначен для комфортного передвижения пешеходов, без создания…
Парковка на тротуаре – один из самых обсуждаемых автовладельцами вопросов в современном обществе. Поэтому, если…
Чтобы не получать штрафы от сотрудников ГИБДД, необходимо следовать правилам дорожного движения. Ездить стоит с…
Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры
Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству – для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).
В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Досудебное обжалование обязательно не для всех решений
Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].
Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.
Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)
Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:
- решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
- решением об отказе в возмещении НДС;
- решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
- решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
- решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
- решением о приостановлении операций по банковским счетам.
Варианты обжалования решений
Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.
Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)
При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.
Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ). В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ). В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).
Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.
Процедура обжалования
Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.
В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Итоги апелляционного обжалования
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.
Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.
Исчисление срока для обращения в суд
Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).
В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.
С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.
Обжалование вступивших в силу решений
Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).
В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.
Исчисление срока для обращения в суд
В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.
Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.
Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.
Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.
Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.
Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.
Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.
Куда подавать жалобу
Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.
Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).
Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.
Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу
До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).
При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.
Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)
В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?
Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.
В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?
Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?
Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.
[1] Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) неперечислению налогов» Налогового кодекса РФ.
[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.
[4] См. Решение АС г. Москвы от 12.05.2008 по делу №А40-16101/08-118-65, оставленному без изменения Постановлением 9ААС от 21.07.2008 N 09АП-8048/2008-АК, Постановление ФАС МО от 08.07.2008 № КА-А40/5853-08, Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2004 № А56-8471/04.
[5] Статья В. Стрельникова «Досудебный беспорядок», ЭЖ-Юрист № 14, 2009.