Как пожаловаться на отказ в улучшении жилищных условий
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Гражданином оспаривался отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
В КАС РФ срок обжалования решения, действий, бездействий органов государственной власти составляет 3 месяца.
С какого момента начинает течь указанный срок в случае, если решение обжаловано в суде первой инстанции, однако в суде апелляционной инстанции решение отменено в связи с тем, что подлежало рассмотрению в исковом порядке?
В случае подачи нового искового заявления с какого момента будут исчисляться сроки обжалования решения органов государственной власти?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования (в том числе оспаривание отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), не подлежат разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Данные категории дел рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам ГПК РФ. Общий срок обращения гражданина за защитой своих прав и законных интересов в подобных случаях установлен ГК РФ.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации рассматриваются и разрешаются административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В частности, в порядке административного судопроизводства рассматриваются дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
По общему правилу, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Однако, как разъяснил Пленум Верховного суда РФ, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 “О некоторых вопросах применения судами КАС РФ”).
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о том, что гражданину было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, т.е. в предоставлении жилья по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, возникший спор подведомствен суду общей юрисдикции и должен рассматриваться не по правилам КАС РФ, а по правилам ГПК РФ в соответствии со сроками исковой давности для защиты нарушенного права, установленным Гражданским кодексом РФ. В этой связи следует обратить внимание на судебную практику, например: апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 10 марта 2017 г. по делу N 33а-3424/2017; апелляционное определение СК по административным делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2017 г. по делу N 33а-779/2017; апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 3 марта 2017 г. по делу N 33а-2880/2017.
Так, п. 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, гражданин, чьи права на улучшение жилищных условий были нарушены, вправе обратиться в суд в течение трех лет со дня, когда ему стало известно об указанном нарушении, т.е. фактически с даты вручения ему копии распоряжения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8–200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 () 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 () 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Заявление о признании незаконным отказа в улучшении жилищных условий
В Пресненский районный суд ЦАО города Москвы
Адрес: _______________________
Заявитель: _________________________
Адрес: _______________________
Заинтересованное лицо: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
Адрес: _____________________________
Я, _______________________ зарегистрирован и постоянно проживаю в квартире, расположенной по адресу: ____________________________. Указанная квартира принадлежит мне на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права ____________ от ___________ г. (копию прилагаю).
Вместе со мной в указанной квартире зарегистрированы и постоянно проживают следующие члены моей семьи:
– ______________________________ __________ г.р. (жена);
– ______________________________ __________ г.р. (сын);
Квартира, в которой мы проживаем, представляет собой жилое помещение, состоящее из 2х комнат, общей площадью ____ кв.м., жилой площадью ___ кв.м.
Я, ____________________ являюсь инвалидом 1 группы по общему заболеванию, что подтверждается Справкой серии ________ № ________, выданной Филиалом №___ ФГУГБ МСЭ по г. Москве от __________ г. (копию справки прилагаю).
В связи с имеющимся у меня психическим заболеванием, проживание вышеуказанных членов моей семьи со мной в одном жилом помещении практически не возможно, в связи с чем, мной в ДЖП и ЖФ г. Москвы было подано заявление о признании малоимущими, в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
После подачи заявления я получил отказ в постановке меня и моей семьи на очередь, как малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, отказ ДЖП и ЖФ не был ничем мотивирован.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 254 ГПК РФ
1. Отказ ДЖП и ЖФ города Москвы о постановке на учет Заявителя и членов его семьи, как малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий отменить, как незаконный;
Приложение:
1. Квитанция об оплате государственной пошлины;
2. Копии паспортов заявителя и членов его семьи;
3. Копия Свидетельства о государственной регистрации;
4. Копия выписки из домовой книги;
5. Копия заявления о признании малоимущими;
6. Копии справок о наличии инвалидности и тяжелого заболевания;
7. Комплект документов по числу лиц, участвующих в деле;
« »_________________ г. _______________________________________
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.
Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье
Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.
В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:
- наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
- размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
- насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
- присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.
Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.
Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.
Причины отказа в признании нуждающимся
Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.
Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.
В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.
Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.
Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье
Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.
Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.
В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.
Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.
Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.
Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье
Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):
- не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
- документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
- были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.
Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.
Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:
- деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
- отчуждение имущества;
- в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
- жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
- изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
- произведена мена жилых помещений;
- нарушаются условия контракта соцнайма;
- владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.
К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:
- разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
- деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.
Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.
Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.
Снятие с учета
Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:
- он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
- утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
- человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
- получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
- орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
- в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.
Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:
- заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
- решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
- решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
- решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.
Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.
Конституционный Суд РФ признал жалобу заявителя об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма не подлежащей дальнейшему рассмотрению
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ заявитель оспаривал конституционность пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.
По мнению заявителя, названные законоположения в той мере, в какой они не позволяют ему – инвалиду с детства, страдающему заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378), и проживающему в коммунальной квартире, встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий без признания его малоимущим и не предоставляют ему право получить жилое помещение по договору социального найма из жилищного фонда субъекта РФ, противоречат Конституции РФ.
В своем Определении Конституционный Суд РФ отметил, в частности, следующее.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О и др.). Это в полной мере относится и к установлению оспариваемыми заявителем нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О и др.).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ (определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, – реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции РФ и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Выяснение же того, были ли нарушены права и законные интересы заявителя при применении в конкретном деле оспариваемых им норм, означало бы проверку правомерности действий должностных лиц, отказавших ему в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также оценку обоснованности судебных решений по делу с его участием, от чего Конституционный Суд РФ в силу части четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” обязан воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Разрешение такого рода вопросов, равно как и вопроса о том, имеет ли заявитель право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда, как связанного с выбором подлежащей применению нормы, не относится к полномочиям Конституционного Суда РФ, как они определены в статье 125 Конституции РФ и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
Обжалование отказа в постановке на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи
В регионах России в целях реализации Федеральной программы «Жилище» утверждены и разработаны программы поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Финансирование данных программ осуществляется за счёт средств бюджетов федерального, регионально и местного уровня. Вопрос о включении молодых семей в список участников данной программы решается на муниципальном (местном) уровне.
Молодая семья для участия в программе поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья должна подать соответствующий пакет документов в Администрацию муниципального образования по месту жительства (регистрации). На основании представленных данных жилищно-бытовая комиссия рассматривает вопрос о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки на учёт в качестве участника соответствующей программы поддержки молодых семей или об отказе в постановке на учёт. О результатах рассмотрения данного вопроса молодая семья должна быть уведомлена в письменной форме с приложением выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, в которой приводится основание отказа в постановке на учёт или сообщается о включении в число участников и номере очереди в реализации права на получение средств поддержки для приобретения (строительства) жилья.
Одной из самой частых причин отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы является вывод жилищно-бытовой комиссии о намеренном ухудшении молодой семьёй жилищных условий. Решение комиссии, содержащее отказ в признании молодой семьи нуждающейся по основанию намеренного ухудшения жилищных условий может быть обжаловано в судебном порядке. Судебная практика такова, что нередко суд выносит решение в пользу молодой семьи.
Какие аргументы может привести молодая семья для защиты своего права на получение мер поддержки для приобретения (строительства) жилья, чем можно мотивировать незаконность действий администрации муниципального образования, как доказать отсутствие намеренного ухудшения жилищных условий?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо разобраться, что такое намеренное ухудшение жилищных условий.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной статьи для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий необходимо сочетание следующих фактов:
– граждане совершили действия – это подразумевает, что граждане, например, сами совершили сделки с жильём – продали или подарили кому-либо имеющееся у них жильё (или долю в праве собственности на жилое помещение), при наличии которого они не могли бы считаться нуждающимися в жилом помещении. Под действием также можно понимать, если граждане снимаются с регистрационного по одному месту жительства и становятся на учёт по другому месту жительства. Причём эти действия имеют значение в пределах 5-летнего срока, предшествующего моменту обращения с заявлением о постановке на учёт. Однако и те, и другие действия не всегда можно считать намеренным ухудшением жилищных условий.
Рассмотри это на примере следующих ситуаций:
1. До брака супруги были зарегистрированы и проживали в разных жилых помещениях, основания для признания нуждающимися при добрачных условиях отсутствовали. После вступления в брак супруги стали проживать вместе по месту жительства супруга, у них родился ребёнок. При регистрации супруги жилищные условия ухудшились – площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи стала менее учётной нормы, при рождении ребёнка и его регистрации по месту жительства – соответственно данный показатель ещё более уменьшился. Можно ли считать, что данная молодая семья ухудшила свои жилищные условия? Судебная практика показывает, что нет, данная семья должна быть принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в программу поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья по следующим основаниям:
Само по себе вступление в брак и совместное проживание с регистрацией по месту жительства или изменение места жительства молодой семьи, если это не повлекло отчуждение имеющегося жилого помещения (продажу, дарение) не может рассматриваться основанием для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий. Молодые люди регистрируют брак с целью создания семьи, на основе взаимного добровольного согласия в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ, отношения в семье строятся на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействии благополучию и укреплению семьи, заботы о благосостоянии и развитии детей. Все это возможно лишь при условии совместного проживания членов семьи – супругов и их детей. Вселение одного супруга в квартиру другого супруга имеет цель – создание и укрепление семьи на основе любви и взаимоуважения, рождения и воспитания детей.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данная норма содержится и в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Изменение места жительства гражданина в связи с совместным проживанием с супругом, рождение детей не может считаться искусственным ухудшением жилищных условия.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» отмечено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, предполагается если молодая семья не отчуждала жилых помещений, то нельзя считать её намеренно ухудшившей жилищные условия лишь по причине изменения места жительства супругов и (или) детей. Отказ органов местного самоуправления в постановке молодой семьи на учёт и включение в число участников программы поддержки молодых семей в таком случае подлежит оспариванию и может быть признан судом незаконным. Молодым семьям, оказавшимся в подобных ситуациях, можно порекомендовать обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования с изложением в заявлении указанных выше аргументов.
2. Если супруги не только изменили место жительства, но при этом хотя бы одних из них произвёл отчуждение недвижимого имущества, то в таком случае при отказе в постановке на учёт нуждающихся с целях включения в число участников программы по поддержке молодых семей в приобретении жилья при обращении в суд доказыванию подлежат следующие обстоятельства:
– действия совершены одним или обоими супругами,
– действия повлекли ухудшение жилищных условий,
– действия совершены преднамеренно,
– действия совершены в целях постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, получения мер поддержки для приобретения жилья.
Только при совокупности всех этих критериев можно сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Так, в судебной практике имеется случай, когда супругом была продана доля в праве собственности на квартиру, при этом молодая семья с ребёнком изменила место жительства. Существенным основанием для признания незаконным отказа в постановке на учёт нуждающихся для этой семьи послужило то, что, несмотря на уменьшение размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи в результате изменения места жительства, семья стала пользоваться (проживать) отдельной комнатой, а деньги, вырученные от продажи доли в праве собственности на квартиру, находятся на счёте в банке для оплаты части жилого помещения, которая семья приобретёт в результате постановки на учёт и участия в программе поддержки молодых семей, а не потрачены. Судом приняты во внимание аргументы молодой семьи о том, что в действительности их жилищные условия не ухудшились, а даже улучшились.
Действительно, если для регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребёнка согласие всех собственников жилого помещения не требуется, то чтобы зарегистрировать супругу (супруга) – это согласие всех собственников необходимо. Такие условия способствуют созданию ситуаций, в которых либо супруга (супруг) проживают без регистрации по месту жительства, что является нарушением уведомительного порядка регистрации, либо семья с целью сохранения и развития семейных отношений, совместного воспитания детей вынуждена искать другое место жительства.
Таким образом, суд учитывает все обстоятельства рассматриваемого дела, в том числе и какова была бы обеспеченность молодой семьи жильём, если бы не произошло отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение, как это отчуждение жилого помещение повлияло на обеспеченность жильём молодой семьи.
При оценке судом представленных доказательств также учитывается, действительно ли молодая семья вселяет по адресу регистрации, или только имеется регистрация по месту жительства (так называемая «прописка»), а в действительности молодая семья проживает по другому адресу.
В спорных ситуациях, когда для расчёта размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи для целей постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях судом также исследуется вопрос о том, кто является членами молодой семьи, на каких условиях семья вселилась и проживает в конкретном жилом помещении – совместно с другими членами семьи или отдельной семьёй.
Итак, молодые семьи, которым отказали в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включении в число участников программы по поддержке молодых семей в приобретении жилья, всё-таки имеют возможность оспорить такое решение администрации муниципального образования в судебном порядке, признать его незаконным и стать участниками программы по поддержке молодых семей – получить свидетельство о праве на социальную выплату и приобрести жильё.
автор статьи – юрист
Рейтинг:
Отказ в признании нуждающимся по статье 53 ЖК
01 июля 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 апреля 2015 года по делу по заявлению
С.М.Г. об оспаривании отказа молодой семье в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи , судебная коллегия
ДД.ММ.ГГ С.М.Г. обратилась в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула через КАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» с заявлением о постановке ее молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** отказано в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье С.М.Г., так как доДД.ММ.ГГ заявитель проживала в качестве члена семьи собственников жилого дома общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: , супруг заявителя С.В.Н. до ДД.ММ.ГГ проживал в качестве члена семьи собственников квартиры общей площадью *** кв.м, расположенной по адресу: , в связи с чем до ДД.ММ.ГГ семья С.М.Г. была обеспечена суммарной общей площадью жилых помещений более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года № 294.
С.М.Г. обратилась в суд с заявлением о возложении на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанности признать ее семью в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возместить судебные издержки в связи с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей. В последующем требования уточнила, просила признать приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** незаконным, действия комитета, выразившиеся в отказе ее семье в признании нуждающейся в жилом помещении, противоречащими действующему законодательству, возложить на комитет обязанность устранить допущенное нарушение ее прав в полном объеме.
В обоснование указала на то, что вывод комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о намеренном ухудшении жилищных условий является ошибочным. При принятии решения комитетом не учено, что регистрация по вышеуказанным адресам не подтверждает факт проживания по данным адресам. Фактически в 2008 году она начала проживать в г. Барнауле ввиду прохождения обучения в Алтайском государственном университете по очной форме. Ее супруг проживает в г. Барнауле с 2011 года, в настоящее время является студентом 4 курса Алтайского государственного технического университета, обучается по очной форме. С момента переезда в г. Барнаул они с супругом проживали в арендуемых жилых помещениях, в том числе в общежитиях, предоставленных учебными заведениями. Брак ими заключен ДД.ММ.ГГ, ребенок родилсяДД.ММ.ГГ. Изменение регистрации по месту жительства вызвано объективной необходимостью, связанной с созданием семьи и рождением ребенка.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ требования С.М.Г. удовлетворены в части. Приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула отДД.ММ.ГГ *** об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье С.М.Г. признан незаконным. На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность повторно в установленном порядке рассмотреть заявление С.М.Г. о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011 – 2015 годы. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в пользу С.М.Г. взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование указывает на то, что приказ вынесен в соответствии с законом в связи с совершением заявителем умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, приведенных в оспариваемом приказе. Кроме того, судом необоснованно восстановлен срок на обращение в суд с заявлением. Нахождение ребенка на лечении в учреждении здравоохранения в с. Новичиха свидетельствует о фактическом проживании семьи С. в с. Новичиха, и о намеренности действий по постановке на учет.
В возражениях на апелляционную жалобу С.М.Г. просит об оставлении жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель С.М.Г., заинтересованное лицо С.В.Н. и представитель заявителя С.Е.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен комитет надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в отсутствие представителя комитета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав С.М.Г., С.В.Н. иС.Е.А., судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
В соответствии с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 – 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы).
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов.
При этом в ст. 2 данного Закона установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
Решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года № 294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле» учетная норма в г. Барнауле установлена в размере не более 12 кв.м общей площади на одного члена семьи (п. 1.1).
Согласно п.п. 2, 3 ст. 3 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 09 декабря 2005 года признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частями 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Как указал в своем Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ между П.М.Г. и С.В.Н. зарегистрирован брак, П.М.Г. присвоена фамилия С..
С.М.Г. и С.В.Н. имеют несовершеннолетнего ребенка С.А.В., родившегося ДД.ММ.ГГ.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю за 5 лет жилые помещения в собственности у С.М.Г., С.В.Н. и С.А.В. отсутствуют.
С ДД.ММ.ГГ С.М.Г., С.В.Н. и С.А.В. зарегистрированы по месту пребывания в жилом помещении общей площадью 42,7 кв.м по адресу: , что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГ, выданной ООО «УК ЖЭУ № 8». Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГ серии *** данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б.А.А. С.М.Г., С.В.Н., С.А.В. не являются членами семьи Б.А.А., проживают по указанному адресу втроем, что следует из вышеуказанной выписки из домовой книги и выписки из финансового лицевого счета от той же даты.
Ранее до ДД.ММ.ГГ заявитель была зарегистрирована по адресу: . Супруг заявителя С.В.Н. до ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован по адресу: .
Заявителем в материалы дела представлены доказательства проживания ее на территории г. Барнаула с 2008 года и мужа – с 2011 года, в частности, документы из образовательных учреждений высшего профессионального образования о прохождении обучения по очной форме, копия трудовой книжки, в которой имеются отметки о трудоустройстве С.М.Г. в организациях, находящихся в г. Барнауле, копии договоров найма С.В.Н. жилых помещений в г. Барнауле, свидетельства о регистрации С.М.Г., С.В.Н. по месту пребывания.
Таким образом, С.В.Н. и С.М.Г. не являлись членами семьи собственников жилых помещений, где были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГ, поскольку фактически там не проживали, поэтому факт снятия ДД.ММ.ГГ с учета заявителя и ее мужа в с. Новичиха не свидетельствует о совершении ими умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Доводы жалобы о том, что снятие супругов С. с регистрационного учета в с. Новичиха следует расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, не принимаются во внимание, поскольку не опровергают изложенных выводов суда, а направлены на иную оценку доказательств.
Нахождение ребенка на стационарном лечении в Новичихинской ЦРБ, вопреки доводам жалобы, с очевидностью не свидетельствует о фактическом проживании в с. Новичиха, и о намеренности действий по постановке на учет.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции необоснованно восстановил срок на обращение в суд, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Об оспариваемом решении заявитель узнала ДД.ММ.ГГ, с заявлением в суд обратиласьДД.ММ.ГГ, то есть с пропуском установленного срока.
Удовлетворяя ходатайство о восстановлении срока, суд первой инстанции обоснованно учел медицинские документы в отношении С.А.В., из которых следует, что в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года С.А.В., 2014 года рождения, неоднократно болел, при этом находился на стационарном лечении, а также выпадение на спорный период выходных и праздничных дней в январе 2015 года, и то обстоятельство, что оспариваемым приказом нарушены жилищные права молодой семьи.
Каких-либо доводов, свидетельствующих об отсутствии оснований для восстановления срока по указанным выше причинам, в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.
© 2016 Юридическая компания “СТРАТЕГИЯ” Все права защищены
Помощь юристов, консультация юристов, представление интересов в суде
+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
Задать вопрос юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru
Консультации юристов, представление Ваших интересов в судах г. Москвы, г. Балашихи, г. Щелково, г. Подольска, г. Железнодорожного, г. Ногинска.