Как развестись с мужем из-за его религиозных взглядов

Развод в исламе по желанию жены

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.
Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.

Как развестись женщине в исламе

Россия – светское государство. Поэтому ни одно из описываемых положений шариата, содержащееся в статье, не имеет юридической силы и не является обязательным к исполнению ни одной из сторон. Эти традиции имеют значение лишь для фанатично верующих, которые стараются придерживаться учения Аллаха. Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.

Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки).

В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.

Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей. Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.

Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества.

В силу этого женщина в исламе – вещь покупная. Для того, чтобы стать женой, за неё обязательно должен быть уплачен выкуп (калым у российских мусульман) и сделан свадебный подарок – махр (который после замужества становится собственностью женщины на все то время, пока она состоит в браке, но подлежащий отобранию в случае развода по её инициативе).

Невеста может получить очень значительный по стоимости свадебный подарок, но Коран запрещает женщинам работать. Таким образом, став женой она полностью должна сосредоточиться на рождении, воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Материальное обеспечение – это забота мужчины. Сама же женщина не имеет абсолютно никаких источников дохода. Полученный до свадьбы подарок с течением времени может утратить свою стоимость, прийти в негодность, погибнуть или утеряться.

Но требование Корана незыблемо – женщина, принявшая решение развестись с мужем, должна вернуть все то, что было получено ею в качестве подарка.

Иными словами – купить свою свободу в обмен на возврат мужу подаренного имущества.

Тем не менее, если отбросить этот фактор возмездности — развод в обмен на имущество, Коран прямо перечисляет случаи, в которых женщина вправе обратится к судье с требованием развода:

  • Несправедливое отношение мужа (обычно подразумевается домашнее физическое насилие);
  • Неспособность мужа содержать жену и детей;
  • Супружеская измена (при моногамном браке);
  • Отсутствие сексуального удовлетворения (кого не указывается);
  • Неисполнение супружеских обязанностей (супругом);
  • Неисполнение условий брачного договора;
  • Привод в дом второй (третьей, четвертой) жены без согласия первой жены.
  • Вероотступничество.

Следует помнить, что в отличие от мужчины, женщина не может самостоятельно принимать решения о разводе и осуществить его путем произнесения сакральной фразы «Ты мне не муж!».

Решение о разводе должен принять судья или «правитель» — который при наличии веских оснований обяжет мужчину развестись с женой в обмен на выкуп.

Причины развода в исламе

Во времена, когда писался Коран, у кочевников не было понятия о такой науке как психология. Поэтому поводы к разводу, содержащиеся в Коране, носят грубо материалистический характер – они связаны либо с финансовой стороной брачных отношений, либо с неудовлетворенностью в сексуальной сфере.

Внутренний мир личностных и интимных переживаний женщины, её мироощущение, схожесть характеров, темперамента, степень интеллектуального развития — не играют никакого значения. Коран – догма. Исполнению подлежит только то, что в нем написано. Перечислены поводы к разводу – они подлежат исполнению. Нет в Коране таких поводов – значит, желание развестись от Лукавого.

Несмотря на допустимость развода в исламе, на практике расторгают брак по законам шариата совсем немного женщин. Обремененные детьми и не имеющие средств к существованию (поскольку не работают), они всецело находятся во власти мужа.

В тех мусульманских странах, в которых развита система светского законодательства (Турция, Египет, Сирия, Индонезия) обычно не приветствуются полигамные браки, а кое-где они просто запрещены законом.

Тем не менее, Коран допускает наличие у одного мужчины 4 жен и неограниченного количества наложниц.
Для женщины, с детства воспитанной в исламской семье, в этом нет ничего удивительного или унизительного, что наряду с ней, муж делит постель еще с 2-3 женщинами.

Но для тех, кто воспитывался в обществе, где приняты моногамные браки, или если женщина приняла ислам исключительно по воле будущего супруга, такое разделение мужа между несколькими женами является недопустимым, прежде всего с этической точки зрения.
Конечно, включая в Коран положение о том, что женщина имеет право развестись, если не согласна с тем, что муж берет вторую (3,4) жену преследовало отнюдь не сохранение психического здоровья женщины.

Прежде всего, речь шла о сохранении спокойствия хозяина дома – таким образом стремились избегать скандалов между женами-конкурентками.
Поэтому, в настоящее время почти незыблемым правилом является получение согласия невесты на то, что муж в последствии наберет себе гарем или, по крайней мере – постановка невесты в известность о возможности такого развития семейных отношений.

Условия развода в исламе

В качестве условий развода в исламе основным требованием является, помимо возврата свадебного подарка или уплаты иного выкупа мужу за развод, еще и тщательная привязка этого действа к физиологическим циклам женщины и выяснение подробностей интимной жизни: была ли между супругами близость, и как давно она была.

Для кочевых арабов вопрос о том, беременна женщина или нет, являлся принципиальным.
Во-первых, никто не хотел воспитывать валяду-зина.
Во-вторых, самой важной причиной являлось то, что не только жены, но и дети являлись собственностью мужчины – главы семьи.

Девочки представляли значительную ценность – их можно было выгодно продать (выдать замуж) получив за это значительное количество баранов или верблюдов. Мальчики – вырастая, становились воинами, тем самым усиливая боевые возможности племени.

Так как акушерство и гинекология существовали на уровне знахарок-повитух, то точной даты наступления беременности определять не умели. Поэтому, для надежности, Коран установил довольно продолжительный срок, в течение которого становилось абсолютно достоверно известно беременна женщина или нет – 3 менструальных цикла.

Для женщин, у которых наступила менопауза – 3 календарных месяца. Такая мера предосторожности была вызвана тем, что позаимствовав при создании религии мифологию древних иудеев, арабы из Ветхого Завета знали, что даже 90 летние библейские бабушки успешно беременели после посещения их ангелами.

Если выждав 3 месяца (период очищения), женщина по недоразумению вновь оказывается в постели с мужем – срок возобновляется. Снова надо ждать 3 месяца!

Если это условие было соблюдено, муж и судья убеждались в том, что жаждущая развода женщина не беременна (то есть не унесет с собой принадлежащее мужу имущество – ребенка).

Женщина заплатила за свою свободу выкуп. Муж в принудительно-добровольном порядке наконец произносит сакральную фразу: «Я расстаюсь с тобой!» (вариант: «Я отпускаю тебя»).
После этого женщина становилась формально свободной.

Страны, в которых действуют законы шариата, не признают светского развода, совершенного в суде или иных государственных органах уполномоченных на регистрацию брака.

Поэтому, живя в такой стране, обязательно требуется соблюсти процедуру мусульманского развода в соответствии с шариатом, и только после этого узаконивать развод в государственных органах. Иначе женщина по-прежнему будет считаться состоящей в браке и ей запрещается повторно выходить замуж.

Применительно к России ни одно из указанных в Коране ограничений не является ни действительным, ни обязательным.
Женщина (даже глубоко религиозная мусульманка) вольна в любое время, без объяснения причин, внесения выкупа и вне зависимости от дня менструального цикла или состояния беременности подать иск о расторжении брака в суд или заявление в ЗАГС.

Свадебный подарок мужа (махр) может возвращаться, а может и нет. По крайней мере мужу придется доказать в суде факт его передачи во временное пользование, подтвердив это соответствующим договором.

А подарки, сделанные публично, в присутствии свидетелей на свадьбе, согласно гражданскому законодательству РФ возврату не подлежат. Они переходят в исключительную собственность одариваемого.


Расторжение брака

священник Константин Пархоменко

В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6). Одна плоть – по древневр. басар – означает одно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»3.

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное4. По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины. Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос. Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию5 человеческому, как исключительная, крайняя, мера. В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность6 – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь7.

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность. Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Читайте также:  Как добиться справедливости, если я не получаю алиментов от бывшего мужа

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится.

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

— Почему? Спрашиваю я.

— Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын8.

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Для православного человека высшим авторитетом является голос Церкви. Этот голос Церкви звучит на Вселенских и Поместных соборах, в писаниях учителей и отцов Церкви.

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Чтобы не создалось впечатления, будто православные определения слишком либеральны к греху и слабостям, приведу еще цитату из этого документа: «В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Вот в таком ключе и решают подобные вопросы пастыри Православной Церкви. Но лучше бы эти вопросы не возникали.

Милость Божия и Его благодать да пребудет со всеми нами!

Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 О монашестве и безбрачии «ради Господа» говорить не будем. Это особый, уникальный путь, где полноту, восполнение, человек обретает в Боге.

3 Беседа 26 на 1 Коринфянам, гл. 2.

8 Я не разделяю ее мнения, о чем у нас состоялась серьезная духовническая беседа, но касаться этой темы мы не будем.

Развод по-христиански?

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Читайте также:  Как защитить свое право на собственность при расторжении брака

10 советов от разведённой женщины для тех, кто хочет сохранить брак!

Православная женщина, пережившая в жизни два развода, предостерегает от ошибок и даёт советы девушкам, желающим создать и сохранить крепкую семью. […]

Православная женщина, пережившая в жизни два развода, предостерегает от ошибок и даёт советы девушкам, желающим создать и сохранить крепкую семью.

Предлагаем вниманию наших читательниц этот уникальный опыт, тем более ценный, что он был оплачен самой дорогой ценой – временем, страданиями и погасшим семейным очагом (да и читателям будет небесполезно узнать, чем ради них в семье жертвует женщина):

Мне как-то встретилась статья, написанная разведенным мужчиной, в которой были действительно толковые советы для тех, кто живет в браке. Автору ее можно только аплодировать стоя — требуется немалое мужество, чтобы в открытую говорить о своих ошибках. И вдвойне заслуживают уважения те, кто после развода прямо говорит о том, что могли бы в браке поступать иначе, да еще и поясняют, как именно.

Но в статье, о которой я говорю, не хватало взгляда со стороны женщины. И, прочитав ее, я решила записать то, что мне удалось узнать за последние 10 лет. Сейчас я состою в третьем браке, и люди, как правило, смущаются, узнав об этом, и как будто ждут, что я тоже буду пристыжена этим фактом. Оба моих развода были одними из самых трудных периодов в моей жизни, но в чем мне действительно стыдно признаваться, так это в том, что за это время я ничему не научилась.

Для моего нынешнего супруга это тоже не первый брак, и поэтому мы теперь худо-бедно в курсе, как вести себя со своим партнером и чего лучше делать не стоит. Поймите меня правильно, мой брак не идеален, но именно прошлые ошибки помогают мне сегодня решить, как вести себя с мужем. Я многому научилась, и теперь у меня кое-что получается.

Итак, я предлагаю вашему вниманию свою версию советов для создания счастливого союза — от женщины, у которой за плечами мрачный опыт развода.

Уважайте вашего мужа

Заметьте, я не говорю: «Уважайте вашего мужа, когда он этого заслуживает». Мужчина больше всего на свете нуждается в уважении, и уважение жены является для него самым желанным. Это ловушка, в которую попадались мы все: уважение нужно заслужить. Да, мы хотим, чтобы наши супруги вели себя так, чтобы подобное наше отношение было заслуженным, но правда состоит в том, что ваш муж — обычный человек. И он будет ошибаться. Но это тот человек, которого вы выбрали, чтобы вместе идти по жизни, он взялся вести за собой всю семью — и уже за это его стоит уважать.

Воспользуйтесь этим советом, и вы увидите: уважение несмотря ни на что сподвигнет вашего супруга заслуживать такое ваше отношение каждый день.

Это не значит, что вы должны притворяться, будто он принял верное решение, когда это не так. Такие вещи можно и нужно обсуждать, но вы можете сделать это с уважением. Это изменит все для вашего мужа.

Берегите свое сердце

Трава не зеленее у соседа. Не верьте, что ложь о том, что ваш муж стройнее, больше зарабатывает, имеет более дорогую машину или квартиру, сделает вас более счастливой женщиной. Мир вокруг нас очень разнообразен, и окружающие то и дело будут напоминать нам, что мы не являемся обладателями всего самого лучшего, — но это не правда. Живите той жизнью, которая вам дана, и будьте благодарны за это.

Я поняла, что у всех нас есть трудности, и бывает, что мне хочется стать обладательницей более просторного дома, но лишние квадратные метры не приносят удовлетворения — его приносят отношения с людьми. Берегите свое сердце от всех, кто будет пытаться убедить вас в том, что вы или ваш супруг недостаточно хороши. Всегда есть что-то больше, быстрее, выше, сильнее — но даже если вы получите это, то не будете довольны, пока не научитесь довольствоваться тем, что есть у вас сейчас.

Бог, муж, дети — в таком порядке

Я знаю, что сегодня это не слишком популярная философия, особенно среди матерей, но выслушайте меня. Вера для меня имеет огромную важность, она идет первой в моей жизни, что бы ни случилось. Но вне зависимости от вашего вероисповедания муж должен быть важнее детей. Я не говорю сейчас о случаях, когда вы замужем за насильником или абьюзером (в этом случае я советую вам искать помощи, моя статья тут бесполезна), но никакой нормальный мужчина в здравом уме не попросит вас забросить детей, чтобы обеспечивать его нужды.

Когда мы садимся в самолет, стюардессы объясняют нам правила безопасности еще перед взлетом. И когда они рассказывают, как пользоваться кислородной маской, то напоминают, что сначала ее нужно надеть на себя, а потом на ребенка. Неужели это потому, что они считают, что мы важнее, чем дети?

Конечно, нет. Но вы не сможете помочь вашему ребенку, если сами не будете дышать. Это правило работает также в семье и в родительстве. Вы не сможете нормально воспитать вашего ребенка, если ваш брак разрушается. Я пробовала так делать — это не работает. Также неизбежно наступит день, когда дети вырастут и покинут отчий дом, чтобы жить своей жизнью и исполнять свои мечты. Если вы не вкладывались во взаимоотношения с супругом, то оба останетесь в опустевшем гнезде и с опустевшим сердцем.

Прощайте

Никто не совершенен. Мы все ошибаемся. Если прощать станет вашей привычкой — прощать все, начиная с крупных просчетов и заканчивая ежедневными мелочами (каждый день я прощаю своему мужу то, что он бросает свое мокрое полотенце на полку в ванной вместо того, чтобы повесить его на крючок) — ваша злость не будет расти.

Разговаривайте больше

У меня раньше была плохая привычка не говорить о том, что я чувствую. Я играла в стандартную игру «Ты должен знать, почему я злюсь», и это было просто нечестно. Мужчины не так чувствительны, как женщины, и они просто не всегда знают, что ведут себя равнодушно. Я все еще учусь и иногда мужу приходится «добывать» из меня правду, но я стараюсь помнить, что нужно говорить о том, что я чувствую.

Планируйте регулярные свидания

Наверное, вы уже слышали об этом, но это очень важно. Никогда не переставайте ходить на свидания со своим супругом. Даже если вы не можете позволить себе ужин в ресторане и поход в кино (у нас редко получается это сделать), вам необходимо регулярно проводить время наедине друг с другом. Не говорите о семейном бюджете, графике и о детях. Мы с Френки часто вместе мечтаем о нашем будущем или планируем отпуск нашей мечты. Так поддерживается наша эмоциональная связь и мы узнаем что-то новое друг о друге, хотя вместе уже четыре года.

Никогда не произносите слово на букву «Р»

А если уж вы собираетесь его произнести, то произносите всерьез. Проще говоря, угрожать разводом нечестно. Я делала так много раз в своих предыдущих браках. Я этим не горжусь, но я научилась не совершать этой ошибки снова. Да, я была обижена и старалась посильнее обидеть в ответ, но это никогда не помогало мне почувствовать себя лучше.

Выучите его язык любви

У каждого из нас есть язык любви. То, как вы ее воспринимаете, часто отличается от того, как это происходит у вашего мужа. Ему нужно, чтобы вы его подбадривали и поддерживали, или он предпочитает материальные подарки? Каким бы ни был его язык любви — выучите его и используйте.

Никогда не говорите о нем плохо

Мне нелегко дался этот урок. Даже если ваш брак сейчас проходит через трудности и вам нужен совет, лучше обратитесь к психологу. Семейный психолог — это прекрасный способ решить проблему. И помните, что члены вашей семьи и друзья не могут быть объективны и не всегда смогут дать вам мудрый совет. Они знают только об одной стороне конфликта и часто настроены негативно к другому члену семьи. Обращение к таким людям вряд ли вам поможет. Защищайте своего мужа от тех, кто вам близок и обращайтесь за помощью к тем, кто может занять нейтральную позицию. Важная новость, дамы, — ваша мама не может быть объективной!

Выбирайте любить

В браке случается так, что однажды вы можете проснуться и почувствовать, что больше не влюблены. Все равно выбирайте любить. Бывает такое время, когда муж вас больше не привлекает. Выбирайте любить. Помните? «В болезни и в здравии, в горе и в радости». В клятвах не сказано «если случится беда». Там сказано «в горе и в радости». Это означает, что трудные времена обязательно настанут. Проблемы в жизни неизбежны, они случаются с каждым. Поэтому выбирайте любить его — он этого достоин“.

Статью Карен Лодато перевела Екатерина Суркова специально для Матроны.Ру.

Разводы у верующих и религиозных людей

Сегодня у нас на повестке злободневная тема — разводы у верующих. Почему злободневная? Потому что разводы в нашей стране повсеместно, от 80 до 100 % по разным регионам России.

А разводы среди верующих тоже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, однако в этих самых верующих, особенно если они разводятся тыкает пальцами весь мир: мол, да как же можно, это же не по-христиански!! (при этом те кто «кидают камни» сами не без греха и развелись, бывало, не раз, однако с удовольствием учат жизни других, более святых на их взгляд, и оттого не имеющих право на ошибку).

Я перечислю основания для развода в православной церкви и достойных христианских церквей. Но сначала хочу обсудить другую тему.

Было время в период существования СССР особенно, когда атеизм был по сути государственной религией, и церквей было мало, после 91-го года и протестантские и православные направления стали активно множится.

И если Свидетели Иеговы, секта Гробового, Виссарионовцы и подобные — закрыты, известны, то есть еще много-много общин, которые не закрыты в сию минуту по причине того, что: там мало народа и пострадавших соответственно мало и не все они пойдут в полицию, ФСБ; что большинство даже больших общин под влиянием пастырей и учителей настолько прозомбированы, что говорящее что то против меньшинство никто не слушает; ну и некоторые «церкви» болтаются где-то между человеческой правдой и мракобесием, поэтому нормальные люди в них изначально не идут, а те что приходят потом не в состоянии возражать и т.д.

И в этих самых общинах, сектах столько «отсебятины», что они сами себе создают правила разводов, сами ставят барьеры на создание браков, расставаний, сами эти барьеры рушат, никакого отношения к истине это не имеет.

Я лично встречала таких людей, которые начинали с искренней уверенностью отстаивать свое право на создание новой семьи и на вообще новые отношения после расставания с первой женой по причине того, что она толстая после родов. И аргументации было море: даже Ветхий завет к этому «приплетался», мол, как с ней жизни радоваться, если она не вызывает радости и желания с ней быть. И что Бог не должен был давать испытаний сверх сил, а то ведь мужчине сложно жить с такой и т.д.

Или: мужа или жену, ушедшую из общины признавали неверным или связавшимся с дьяволом, со слов оставшегося в секте, и разрешали развод. При этом поведение самого оставшегося в секте и вообще ситуация в целом и другая сторона не учитывались.

И таких историй много…

Поэтому если какая-то «секта» говорит, что у них возможен развод потому то и потому то, это не значит, что Бог вообще имеет какое-то отношение к этому, это люди так придумали, потому что им так удобно, и они за это будут отвечать.

В статье больше хотелось бы поговорить именно о достойных церквах православных и христианских в целом. Для этого я возьму выдержки из православной литературы, Библии и статей с речью священников, пастырей и их мнений.

Во-первых, если это достойная церковь и брак там заключается на христианских основах, то развод в принципе невозможен либо крайне редко возможен. Потому как развод это безусловно грех. Грех почему? Разве есть в основных заповедях и в Библии однозначные мнения что развод это грех? В заповедях есть повеления не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать, не убивать… А, согласно Библии, — разводящийся и женящийся вновь, если супруг с которым был развод, не изменял, — прелюбодействует и пускает жену свою в блуд.

При веских причинах, если развода не избежать и не было измены, можно развестись, но жить можно только безбрачными. Кроме того развод ставит печать неверующих на семье по сути, поскольку признает, доказывает их несостоятельность как верующих, поскольку они не смогли сохранить то, что Бог сочетал и дал им. Остаются травмированы дети, которым уже про Бога хоть говори, хот нет — у них перед глазами яркий пример несостоятельности родителей.

Но главное если родители вступают в новый брак (а если один из супругов невиноват — и такое бывает), то другой остается навеки блудником, что лишает его спасения, и ему нужно развестись с новыми супругой/супругом, покаяться, чтобы очиститься, однако мало кто способен на это, на лишение себя земного комфорта, так и живет человек с грехом за пазухой, поднимает истину Божью ложью. И в этой цепочке либо все, либо те кто невиноваты — например, дети, жена — страдают. Так что никаких сомнений в том что это грех нет… Вот сколько тянет за собой ошибки людей.

Но соль в другом — развод это следствие, следствие чего-то более грешного, злого и опасного чем сам развод. Дело в том, что люди изначально очень часто строят свои семьи не на христианских началах, заключают браки не в православии, без благословения. Еще можно понять тех, кто например ребенком попал в секту и не смог выйти оттуда сразу, а вышел в юности или молодости, там женился, вышел замуж… Но когда взрослые люди гуляют вдоволь, живут, как говорит православная церковь, в блуде, а потом вот «тяп-ляп» заключают брак, просят благословения — это неверно.

Читайте также:  Как закрепить за ребенком место жительства после развода родителей

По идее должно быть так: все у нас православные, верующие… от рождения… Одна жена как одна женщина и один мужчина — муж — на всю жизнь, и то после ЗАГСа, и все дружненько ходят в церковь, с семерыми детьми, дома иконы, молитвенники.

Но у нас же все не так, у нас о Боге вспоминают только когда прижмет и какое-то несчастье маячит над головой. А до этого — по нескольку гражданских жен-мужей и после череды «любовей» бегом в церковь за благословением с «одним единственным». И что скажет церковь? Благословит? Если союз официальный первый, то как правило да, потому что есть прихожане, для которых рамки слишком слабы, чтобы требовать от них исполнения всех правил, а есть служители, для которых нужно четко соблюдать каноны. И все человечество в большинстве грешники, и если прогнать их из церкви — они тогда совсем оступятся и уйдут во тьму — как говорит один батюшка.

В общем, браки изначально заключается на слепых началах, либо в сектах не имеющих ничего общего с христианством. Но даже в случае истинности веры — нужно соблюдение ее, как мы увидим из перечня условий для разрешения развода в православной церкви одним из первых пунктов является «отпадение супругов от православия».

Следующий список (я не цитирую дословно, а пересказываю) для православной церкви является поводами, при которых возможен развод, однако все это решается не по воле прихожан, а с участием служителей (определение Поместного собора 1917-1918 годов (дополнение в начале 21-го века) Русской Православной Церкви):

— отступление, отпадение супругов/одного из них от православной веры (имеется ввиду конкретно православие, а то многие любят толковать это на свой лад, вставляя сюда свою самую абсурдную веру), уход в секту и нахождение там в том числе,

– склонение к нечистым отношениям, порокам (половые извращения, что ими является — вопросы к священникам, очевидно — гомосексуализм, лесбиянство, педофилия),

– неспособность к брачным отношениям, имевшаяся еще до брака, то есть когда супруг знал о своих проблемах, но злонамеренно, скрыв правду о себе, вступил с ними в брак, имеется ввиду мужская несостоятельность в разных формах, женское и мужское бесплодие (случаи когда супруги знали об этом, то есть не жили с кем-то, а имели врожденные дефекты с которыми невозможно родить детей), в том числе при процедуре стерилизации проведенной супругом во время брака,

– инфицирование второго супруга проказой, сифилисом, СПИДом, если в заражении виноват блудивший перед браком или во время брака супруг (при этом легкие инфекции не считаются основанием для «привлечения» по этой «статье» к разводу, только «тяжелые»), и при том, что заразивший «невиновного» супруг не был заражен тем же СПИДом случайно или во время например изнасилования, если случайно — он также невиновен,

– отсутствие, пропажа супруга больше 5 лет (но все индивидуально),

— виновность в уголовном преступлении с конфискацией всего имущества — с таким супругом возможен развод, но еще раз повторю — ЭТО ВСЕ НУЖНО РЕШАТЬ СО СЛУЖИТЕЛЯМИ, а то, может, он спасал жену, попав под статью, а ей замуж разрешат,

— если муж бьет жену, если муж/жена занимаются неприличными видами деятельности — например сутенерством, если супруг использует физические или др. пороки супруга для материальной выгоды (занятия попрошайничеством), недееспособность вследствие психической болезни, муж выгоняет жену из дому, грубо обращается, хронические алкоголизм, наркомания с медицинским заключением, если жена делает аборт при запрете мужа, если супруг «затаскивает» второго супруга и детей в секту (последнее по мнению диакона Кураева).

Несмотря на то, что в Библии даны лишь краткие условия для развода — это измена, блуд одного из супругов (и еще под вопросом желание неверующего развестись с верующим, но тут вера должна быть истинной, а не секта и поведение желающего развода должно быть очевидно грешным, но как правило после этого нужно оставаться безбрачными), то православная церковь на свое усмотрение этот список расширяет.

В консервативных протестантских церквях перечень похож на православный, добавляется еще пожалуй, что если человек пришел к вере уже разведенным, то могут найти его бывших жену/мужа и спросить у них (если те не в браке) причину развода на их взгляд, и не хотят ли они снова жить с бывшим супругом. Если была вина уверовавшего супруга или второй супруг хочет жить с ним — новый брак не разрешат.

А по какой причине в Ветхом Завете разрешено было разводиться? Как сказал Иисус в Новом Завете — по жестокосердию людей.

То есть если бы Бог урезал рамки для людей настолько что еще во времена ветхие запретил разводы, то все люди фактически шли бы в ад. Но в Новом Завете, как нам гласит эта книга, Бог явил свою любовь и вместе с тем сказал, что разводы — зло.

Однозначного запрета нет (правда есть заповедь «не прелюбодействуй»). Но есть строчки «отлепится человек от родителей своих и прилепится к жене, и будут двое одна плоть, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». То есть речи о том, что можно разводиться нет. Речь скорее о том, что однажды женившись — разводиться нельзя по причине того, что муж и жена соединяются как Адам и Ева, для которых других людей не существовало, на всю жизнь, и их развод подобен разъединению плоти. Но это «по Божески».

А по человечески вполне себе все разъединяется, присоединяется вновь и вновь… Но уже нет благословения, нет чистоты Адама и Евы. Потому в Новом Завете одно главное условие для развода — блуд другого супруга, а тот кто сблудил — становится одно с тем с кем сблудил (это тоже из Библии), если так случилось, то «отсоединился» тот кто сблудил, а тот кому изменили невиновен и ему можно вступать в новый брак.

Однако и здесь не все так просто: сразу находятся массы протестующих — а что если к измене привело то, что жена/муж не оказывали должного благорасположения в близости, или… простите (как в начале статьи пример) кто-то потолстел до безобразия, или еще имелись какие-то пороки. Во-первых, если человек верующий или хотя бы понимает важность семьи, то он пойдет лечится если у него какие-то проблемы, препятствующие брачным отношениям или он несостоятелен, уклоняться от близости не будет, при этом важно пребывать в Слове (как выражаются верующие и быть вместе, дабы не искушал Сатана).

А если жена например растолстела, то это в большинстве случаев не ее вина, естественно, важно следить за собой, но если это от родов, то у православных или консервативных протестантов как правило еще много рожать придется, поэтому не факт, что удастся похудеть. Из тех историй что я слышала про «толстых» жен: на деле женщины толстели не так сильно как описывали их мужья, за этой претензией мужей скрывалось недовольство не женой, а вообще желание сменить веру, уйти из церкви, потому что семья с детьми, вера стали обременением и т.д. Но и женщины конечно могут запустить себя.

У меня есть подруга, она была довольно хрупкой в юности, сейчас она ждет восьмого ребенка, до пятого была достаточно стройной. Потом, понятно, что не очень… Ну вот мир у них в семье наступил после того, как они оба с мужем стали больше служить и «быть в повиновении у Бога» — как они это называют. Сразу оговорюсь, дабы не вводить никого в заблуждение — я не верующая, не настолько как они точно, моя позиция немного другая, но я дорожу такими своими друзьями и вижу сколько усилий они прилагают для сохранения семей, веры. Так вот именно пребывание в вере, а не стройная фигура помогло им сохранить брак.

В общем, главное условие сохранение брака изначально это пребывание в вере обоих супругов, в правильной церкви.

И еще мне нравится мнение протоиерея Феодора Бородина: «Дело в том, что большинство приходящих к нам ставят вопрос не правильно. Они говорят: «Разведите нас». Я хочу сказать всем: Церковь не разводит, церковного развода не существует в принципе. Церковь может только с грустью, с болью, признать, что эта семья не является христианской… христианский брак не предполагает расторжения, ни при каких обстоятельствах».

Вновь вступают в брак от 10 до 30% разведенных верующих по данным разных источников и церквей.

Что касается статистики разводов данные противоречивые:

«Профессор Брэдли Райт, социолог Коннектикутского университета, утверждает, что среди тех, кто называют себя христианами, но редко посещают церковь, процент разводов достигает 60. Среди тех же, кто регулярно посещают богослужения, – лишь 38%.

Брэдфорд Уилкокс, ведущий социолог университета в Виржинии и директор Национального семейного проекта “Брак”, заявляет, что если семья состоит из активных протестантских верующих, вероятность развода у нее на 35% меньше по сравнению с нецерковными людьми. У номинальной протестантской семьи такая вероятность меньше на 20%. У номинальных католиков меньше лишь на 5%; а у активных консервативных католиков – на 35%».

Однако есть еще другая статистика, что у атеистов процент разводов меньше, а знаете откуда взялась эта статистика?

А у нас 80 % граждан страны считающих себя православными! И это при том что у нас 80-100 % разводов по стране! Кто разводится-то? Вот эти самые считающие себя православными. Атеисты менее лабильны и они в меньшинстве, потому не мудрено что процент среди них ниже.

Однако среди разводящихся называющих себя православными — истинно верующих единицы! Все остальные свечку раз в год ставят и даже честности не могут набраться сказать себя, что они хуже неверующих.

И в новом браке у многих не получается найти счастье, потому что хвост от нерешенных проблем по которым распался первый брак тянется на всю жизнь, слова из видео: «невозможно однажды поступить подло с одной женой, а потом жить чисто с новой, все возвращается, и не бывает счастья на несчастье» (и подобное о муже). В этом плане неверующие бывают честнее, не затягивая в свои дебри Бога и живя по факту с очередными мужем/женой — хотя безгрешны от этого не становятся.

Вот и хотела я вначале статьи поговорить о разводах истинно верующих или о разводах в достойных церквах, а получается в итоге что? То что у истинно верующих-то нет разводов… И в достойных церквах не благословят развод истинно верующих. Развод — это позор для верующих, разрушение любви (как говорит патриарх Кирилл), катастрофа, неудача… Крайне редки исключения, если действительно один например в секте, вступил в брак с заболеваниями, изменил, был наркоманом… а жена много лет стоически верила, принимала, не грешила. А там где оба грешны (как правило так чаще и бывает), то честнее не называть себя верующими, белых овечек очень мало…

Религия

Развод – это мучительный опыт для большинства людей, независимо от их религиозных убеждений – или их отсутствия. И те, кто предпочитают вступать в повторный брак, после расторжения предыдущего, нередко сталкиваются с пугающим диапазоном запретов, ограничений, обычаев, законов и ритуалов.

  • 8 () 600-36-07 – Регионы
  • +7 () 110-86-72 –Москва
  • +7 () 245-61-57 –Санкт-Петербург

Мусульманские религиозные разводы

Разница между мусульманским браком – религиозным и официальным – часто вызывает проблемы. Например, многие мусульманки сталкиваются с трудностями при получении религиозного развода после официального расторжения брака. Другие же, будучи в религиозном браке, не имеют прав, оттого, что брак не зарегистрирован в ЗАГСе.

Брак – это область, в которой религия и право часто конфликтуют. В основе споров лежит отсутствие четкого мышления и неспособность признать, что слово «брак» используется для обозначения разных вещей:

  • религиозный брак;
  • официальный брак.

Первый – вопрос, который касается исключительно мужа и жены, это вопрос между ними и Богом.

У государства есть реальный интерес ко второму, поскольку официальный брак порождает права и обязанности, которые государство будет выполнять.

Существуют две проблемы, с которыми могут столкнуться пары при разводе:

  • развод официально оформлен, но муж отказывается от религиозного развода («талак»);
  • имея религиозный брак (ника на арабском языке), не оформленный юридически, у женщины нет основания на финансовые претензии к мужу, если они расстались.

Стандартная позиция в исламе заключается в том, что муж может религиозно развестись с женой, просто трижды говоря ей, что он религиозно разводится с ней, но она не может религиозно развестись с ним (Подобная проблема возникает и в иудаизме). Соответственно, женщина может быть юридически разведена, но не может выйти замуж, потому что в исламе она по-прежнему религиозно замужем за первым мужем.

Процедуры варьируются от Совета к Совету, но основной принцип заключается в том, что, даже если муж отказывается предоставить жене религиозный развод, Совет Шариата может дать ей документ, подтверждающий религиозный развод, который почти все потенциальные будущие мусульманские мужья будут принимать в качестве доказательства, что она действительно религиозно разведена.

Развод в Иудаизме

Иудаизм всегда принимал развод как факт жизни, пусть и несчастный. Иудаизм, как правило, утверждает, что для пары лучше развестись, чем оставаться вместе в состоянии постоянной горечи и распри.

Согласно еврейскому закону, мужчина может развестись и без серьезной на то причины. В Талмуде конкретно говорится, что мужчина может развестись с женщиной, потому что она испортила ему обед или просто потому, что находит другую женщину более привлекательной, и согласие женщины на развод не требуется. Фактически еврейский закон требует развода в некоторых обстоятельствах: например, если жена не верна, мужчина должен развестись с ней, даже если он склонен простить ее.

Это не означает, что иудаизм принимает развод легкомысленно. Согласно Торе, развод осуществляется просто путем написания документа о разводе, вручения его жене. Мужу не нужно лично вручать его жене.

Важно отметить, что официального развода недостаточно, чтобы распустить еврейский брак. Что касается еврейского закона, пара остается замужем до тех пор, пока женщина не получит религиозный развод. Положение мужа и жены в отношении развода не является равным.

Согласно Талмуду, только муж может начать развод, и жена не может помешать ему развестись с ней. Еврейский религиозный суд может заставить мужа предоставить развод, когда есть справедливый случай, например, когда муж отказывается от брачных отношений, когда он не обеспечивает адекватную поддержку, когда он изменяет, когда он является женой или, когда у него есть отвратительная болезнь (такая как проказа и т. д.).

Ссылка на основную публикацию